Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
19.05.2017
USD
57.47
EUR
64
CNY
8.34
JPY
0.52
GBP
74.61
TRY
15.89
PLN
15.16
 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 02.04.2001 N 155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПАРАШЮТНО СПАСАТЕЛЬНОЙ И ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   перемычку подвесной системы.
       3. При втягивании в самолет стараться взяться за обрез двери и
   помочь выпускающему.
       4. Если находящиеся в  самолете  люди  втянуть  парашютиста  в
   самолет   не  могут,  по  команде  выпускающего  отцепить  карабин
   восемнадцатиметрового фала от подвесной системы ножом с  фала  или
   своим  отрезать  связь  с самолетом.  Почувствовав по удаляющемуся
   самолету прекращение связи (самоотцеп  или  отрезал  выпускающий),
   выдернуть кольцо запасного парашюта на полный ход руки и выбросить
   его.  Одну руку оставить отведенной в сторону, вторую - прижатой к
   туловищу.
       Зависшему парашютисту применять запасной парашют до отцепки от
   самолета запрещается.
   
                  Указания по действиям при зависании
                       парашютиста за вертолетом
   
       Выпускающий при зависании обязан:
       1. Прекратить выброску.
       2. Определить  состояние   парашютиста,   установить   с   ним
   визуальный контакт.
       3. Доложить о зависании и о  плане  своих  действий  командиру
   экипажа.
       4. Не отцепляя от троса ПРП карабин вытяжного  фала  зависшего
   парашютиста,  подать  ему  карабин  страховочного  фала,  зацепить
   другой карабин этого фала за узел крепления над  входом  в  кабину
   или  кольцо  швартовки.  Убрать в кабину вытяжные фалы с чехлами и
   доложить командиру экипажа о готовности к посадке.
       5. На  снижении постоянно наблюдать за парашютистом и доложить
   командиру экипажа о  касании  парашютистом  земли.  После  посадки
   помочь парашютисту собрать парашют, не допуская его наполнения.
       Командир экипажа при зависании обязан:
       1. Перевести   вертолет   на   снижение,  не  допуская  резких
   маневров.
       2. Плавно перейти на режим висения на высоте 20 м.
       3. С режима висения выполнить плавное снижение  до  доклада  о
   касании  парашютистом  земли.  Произвести  дальнейшее  снижение  с
   одновременным перемещением вправо,  не допуская попадания чехла  с
   куполом  в  несущий  винт.  Парашютисту при зависании на вертолете
   запрещается:
       а) браться за кольца основного и запасного парашютов;
       б) отрезать связывающее его с вертолетом звено;
       в) действовать без команды выпускающего.
       После касания  земли  ногами  переместиться  из-под  вертолета
   влево  -  вперед.  После  посадки  собрать  парашют.  Не допускать
   расчековки или наполнения купола парашюта и попадания его в  винты
   вертолета.
       213. К полным отказам парашюта относятся:
       нераскрытие ранца;
       непрекращающаяся стабилизация;
       несход чехла;
       невыход парашюта из камеры;
       спутывание купола со стропами.
       214. К частичным отказам парашюта относятся:
       перехлестывание купола;
       порыв купола;
       обрыв строп купола;
       дуга;
       несход устройства рифления;
       ненаполнение ("подлипание") одной и более секций на  парашютах
   типа "Крыло";
       закрутка строп.
       При полном  отказе парашютист должен произвести отцепку купола
   основного парашюта и ввести в действие запасной парашют. В случае,
   если   конструкцией   парашюта   не  предусмотрены  замки  отцепки
   свободных  концов  купола  основного  парашюта,  ввести   запасной
   парашют   таким   образом,  чтобы  избежать  спутывания  запасного
   парашюта с элементами основного.
       При неглубоком    перехлестывании   основного   купола,   если
   позволяет  высота,  попытаться  устранить  перехлест.  Для   этого
   определить   перехлестнувшие  купол  стропы,  взяться  за  них  на
   расстоянии вытянутой руки,  затем подтянуть стропы до уровня плеча
   и резко отпустить. Эту операцию повторить 2 - 3 раза. Либо взяться
   за стропы,  которые образуют меньшую сферу,  и втягивать их до тех
   пор,   пока  перехлестнувшие  стропы  сами  не  соскользнут.  Если
   перехлест  не  устранен,   оценить   скорость   снижения   и   при
   необходимости ввести в действие запасной парашют.
       При глубоком перехлестывании  основного  купола  без  вращения
   относительно продольной оси ввести в действие запасной парашют.
       При глубоком      перехлестывании      основного       купола,
   сопровождающемся  вращением относительно продольной оси,  ввести в
   действие запасной парашют.
       Во всех   случаях   запасной   парашют  раскрывать  энергично,
   выбрасывая его как можно дальше от себя,  при этом содействуя  его
   скорейшему   наполнению.  Если  отказ  купола  основного  парашюта
   сопровождается вращением относительно  продольной  оси,  ввести  в
   действие  запасной  парашют,  энергично  выбрасывая  его вверх и в
   сторону вращения.
       При порыве  купола  оценить  характер  порыва.  При разрушении
   центральной части купола  или  если  область  разрыва  выходит  за
   границы одного сектора,  ограниченного усилительными лентами строп
   и при этом безопасность снижения и приземления под  таким  куполом
   не обеспечивается, ввести в действие запасной парашют.
       При обрыве  строп  оценить  характер  обрыва.  Если  на  одном
   свободном  конце оборвано более двух строп и безопасность снижения
   и приземления  под  таким  куполом  не  обеспечивается,  ввести  в
   действие запасной парашют.
       При зацеплении   вытяжного    парашюта    за    обмундирование
   (снаряжение)  парашютиста  и образовании "дуги" необходимо принять
   все меры для освобождения вытяжного парашюта от зацепления, вплоть
   до отрезания его.  Затем ввести в действие запасной парашют.  Если
   этого сделать не удалось,  ввести  в  действие  запасной  парашют,
   выбрасывая купол как можно дальше от себя,  исключая попадание его
   в образовавшуюся "дугу".
       При несходе   устройства   рифления   или   при   "подлипании"
   (ненаполнении) одной и более  секций  купола  парашюта  необходимо
   произвести  два  -  три  резких  одновременных  движения  стропами
   управления на полный ход рук.  Если отказ  устранить  не  удалось,
   произвести  отцепку  свободных  концов основного парашюта и ввести
   запасной.
       При закрутке  строп  свести  вместе  свободные концы подвесной
   системы и вращательным движением тела помочь раскручиванию  строп.
   Если  стропы  не раскрутились и парашют не наполнился,  произвести
   отцепку свободных концов основного парашюта и ввести запасной.
       Во всех   случаях  отказов,  которые  нельзя  устранить,  если
   конструкцией парашюта предусмотрены замки отцепки свободных концов
   основного парашюта,  произвести их отцепку перед вводом в действие
   запасного.
       Высота принятия решения на отцепку отказавшего купола и ввод в
   действие запасного парашюта - не менее 600 метров.
       215. При  непроизвольном  схождении  парашютистов  в воздухе в
   процессе снижения на круглых куполах необходимо:
       предупредить голосом  приближающегося  парашютиста о возможном
   схождении и действиях по избежанию схождения;
       разворотом куполов  разойтись в разные стороны.  При схождении
   на встречных курсах каждый парашютист отворачивает вправо;
       парашютисту, находящемуся ниже, потерять высоту скольжением;
       при явном схождении развести руки и ноги в стороны  как  можно
   шире  для исключения возможности попадания парашютистов друг другу
   в стропы парашютов.  После касания оттолкнуться  от  купола  рядом
   находящегося   парашютиста   и   скольжением  попытаться  уйти  от
   повторного столкновения;
       если принятыми  мерами  предотвратить  попадание  парашютистов
   друг другу в стропы  не  удалось,  необходимо  ножом  отрезать  те
   стропы,  через которые прошел парашютист, освободить его парашют и
   после расхождения при необходимости раскрыть запасной парашют;
       если после   схождения  у  одного  из  парашютистов  произошло
   складывание купола основного парашюта и произвести отцепку и  ввод
   запасного  парашюта  не  представляется возможным,  то парашютист,
   имеющий купол в рабочем состоянии,  обязан принять  все  меры  для
   спасения жизни парашютиста с нерабочим куполом.
       216. Во всех случаях вероятного попадания на препятствия (лес,
   здания,  провода связи, высоковольтные линии, гористая местность и
   т.д.) парашютист должен использовать  управляемость  парашюта  или
   применить  глубокое  скольжение  путем  сильного  натяжения группы
   соседних строп, чтобы избежать попадания на препятствие.
       При снижении  на  лес  парашютист  должен  развернуть  парашют
   против ветра,  при сносе назад развернуться в подвесной системе  в
   направлении сноса.  Ноги плотно сжать, согнуть в коленях и вынести
   вперед,  держа их  напряженными.  Подбородок  опустить  на  грудь.
   Захватить  скрещенными  накрест  руками  передние  свободные концы
   подвесной системы так,  чтобы  вены  рук  были  обращены  к  лицу,
   предохраняя  лицо  и шею от ударов о стволы и ветви деревьев.  При
   зависании на высоких деревьях применять меры к безопасному  спуску
   на  землю,  используя  для  этой  цели  распущенный купол и стропы
   запасного парашюта.
       При попадании  на  стену  здания  развернуться  лицом к стене,
   вынести ноги вперед так,  чтобы удариться о стену ступнями  ног  и
   скользнуть  по  стене  до  земли.  При  попадании  парашютиста  на
   середину крыши здания надо быстро освободиться от купола  парашюта
   с   помощью  замков  отсоединения  свободных  концов  или  ножа  и
   удержаться на  здании.  В  случае  попадания  на  край  крыши,  не
   допуская  гашения купола,  спрыгнуть с парашютом на площадку около
   строения.
       При попадании  на телеграфные и телефонные провода или провода
   линии электропередачи,  по возможности  подтянувшись  в  подвесной
   системе,  пройти  над проводами.  Если это не удалось,  попытаться
   ступнями ног оттолкнуться от проводов,  при этом предохранять лицо
   и голову от возможных ударов о столб или провода. Если парашютиста
   сносит вдоль линии,  ему надо развернуться  по  ветру  боком  так,
   чтобы  оттолкнуться  от  проводов  во  внешнюю  от  линии сторону,
   избегая попадания между проводами и не допуская попадания их между
   ногами.
       Приземление на скат горы или обрыва  производится  по  тем  же
   правилам, что и при спуске на строение.
   
         Глава 18. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ ИЗ ВОЗДУШНЫХ
               СУДОВ ПРИ СКОРОСТИ ПОЛЕТА МЕНЕЕ 200 КМ/ЧАС
   
       217. К прыжкам на скорости полета менее 200 км/час допускаются
   все категории парашютистов с парашютами и способами их раскрытия -
   по уровню подготовки, с учетом требований РЛЭ ВС.
       218. УТПП   выполняются   через  боковую  дверь  или  в  проем
   грузового отсека в зависимости от типа и в соответствии с РЛЭ  ВС.
   Прыжки  с  парашютом  выполняются как одиночные,  так и групповые.
   Количество  парашютистов  в   группе   определяется   РЛЭ   ВС   и
   инструкциями по обеспечению безопасности полетов.
       219. Посадка    парашютистов    в    ВС     производится     в
   последовательности,  обратной  прыжкам.  При  неполной загрузке ВС
   парашютистами они размещаются в соответствии с указанием бортового
   техника для обеспечения необходимой центровки.
       Выпускающий при любом количестве  парашютистов  размещается  у
   двери (люка), через которую выполняются прыжки.
       220. Зацепление  карабинов  вытяжных  фалов  производится   на
   высоте   минимально   безопасной  для  конкретного  типа  парашюта
   защелками внутрь ВС (для обеспечения контроля зацепления  карабина
   выпускающим).
       221. Прыжки с принудительным раскрытием  ранца  и  стягиванием
   чехла  с  купола  парашюта  вытяжным  фалом  и  со стабилизирующим
   устройством выполняются только с ВС, оборудованных для этих целей.
   Правила   и   способы   выполнения   прыжков,   режимы  полета  ВС
   осуществляются согласно РЛЭ ВС.  Запрещается выполнение прыжков  с
   парашютом со стабилизирующим устройством в боковую дверь вертолета
   Ми-8 (всех модификаций).
       222. Перед  выходом ВС на боевой курс выпускающий убеждается в
   правильности зацепления карабинов вытяжных  фалов  у  парашютистов
   очередного захода.  После выхода на боевой курс выпускающий подает
   команду "Приготовиться" и с разрешения экипажа открывает дверь.
       Убедившись в   наличии   на   площадке  приземления  "креста",
   выпускающий запрашивает у экипажа разрешение на выполнение  прыжка
   парашютистами. Выпускающий имеет право корректировать полет ВС для
   выхода в ТНВП, подавая условные сигналы экипажу.
       223. Разрешением    на    выполнение    прыжка   с   парашютом
   парашютистами является команда выпускающего "Пошел".
       224. При   выполнении  прыжков  с  парашютами,  уложенными  на
   принудительное  раскрытие,  команду  "Пошел"  выпускающий   подает
   каждому  парашютисту,  убедившись  в нормальном раскрытии парашюта
   ранее  отделившегося  парашютиста,  в  зацеплении  карабина  и   в
   правильном    положении   вытяжного   фала   парашюта   очередного
   парашютиста.
       225. Прыжок в боковую дверь:
       "в группировке" - парашютист держит руки на запасном парашюте,
   ставит  левую  ногу  на  край нижнего обреза проема двери,  слегка
   пригибается и правой ногой делает шаг за дверь, отталкиваясь левой
   ногой,  сохраняя  положение тела вниз сомкнутыми и подогнутыми под
   себя ногами.
       "на поток"   -   парашютист  правой  рукой  придерживается  за
   передний обрез двери  (левая  рука  расслаблена  и  опущена  вдоль
   тела),  правой ногой становится на обрез двери и,  перенося на нее
   тяжесть тела,  легким толчком "ложится на  поток",  прогнувшись  в
   пояснице,  обязательно посмотрев на выпускающего. Ноги симметрично
   разведены в стороны (слегка согнуты), а руки разведены в стороны и
   расслаблены.
       "под хвост" - выполняется  ныряя  под  хвост  ВС  для  занятия
   горизонтального  положения  лицом  к земле.  Парашютист разводит и
   выносит  вперед  руки,  согнутые  в  кистевых  суставах,  ладонями
   удерживая   стабильное   положение   тела,   а   разведенные  ноги
   максимально сгибает в  коленях.  Очень  важно  затем  своевременно
   принять положение для устойчивого падения "плашмя лицом вниз".
       Прыжок "под хвост" выполняют парашютисты,  научившиеся владеть
   своим телом в свободном падении.
       Опытные парашютисты со спортивно - тренировочными  парашютами,
   уложенными на ручное раскрытие, выполняют прыжок любым удобным для
   них (для всей группы) способом.
       226. Прыжок  через грузовой люк,  створки которого открыты или
   сняты:
       "в группировке" - парашютист держит руки на запасном парашюте,
   становится у обреза люка  и  легким  толчком  ноги  отделяется  от
   воздушного  судна  (при  этом  сведя  и  подогнув под себя ноги) с
   наклоном тела примерно под углом 45 град.  Отделение головой  вниз
   не допускается.
       Опытные парашютисты  с  парашютами,   уложенными   на   ручное
   раскрытие  ранца,  выполняют  прыжок  способами  "под хвост",  "на
   поток" (отделение спиной или с  разворотом  в  прыжке)  или  любым
   другим удобным для них (всей группы) способом.
       227. При  выполнении  УТПП  ночью  отсек  ВС,  где   находятся
   парашютисты, должен освещаться согласно РЛЭ ВС.
   
         Глава 19. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ ИЗ ВОЗДУШНЫХ
               СУДОВ ПРИ СКОРОСТИ ПОЛЕТА БОЛЕЕ 200 КМ/ЧАС
   
       228. К прыжкам  с  парашютом  на  скорости  более  200  км/час
   допускаются:
       начинающие парашютисты с уровнем подготовки ниже парашютиста -
   отличника - только с десантными парашютами;
       парашютисты с уровнем подготовки выше парашютиста -  отличника
   -   с   десантными   парашютами  и  другими  типами  парашютов  со
   стабилизирующим устройством;
       парашютисты, имеющие звание "Инструктор ПДП", выполняющие УТПП
   с задержкой раскрытия парашюта,  - с освоенными  типами  парашютов
   согласно РО (РТЭ).
       229. Время задержки раскрытия ранца парашюта  ручным  способом
   должно  быть  не  менее 5 секунд,  время стабилизации - не менее 3
   секунд с  момента  отделения  парашютиста  от  ВС  до  введения  в
   действие основного парашюта.
       230. При подготовке к УТПП:
       концевые шпильки вытяжных фалов парашютов, уложенных на ручное
   раскрытие,  закрываются  чехлом  вытяжного  троса  для  исключения
   травмирования парашютистов или повреждения обшивки ВС беспорядочно
   движущимися веревками в люке;
       на десантный    трос   устанавливаются   (при   необходимости)
   удлинители вытяжного  фала  и  ограничитель  перемещения  карабина
   (удлинителя) вытяжного фала;
       у обреза грузового люка  устанавливается  разделитель  потоков
   (ограждение грузового люка вертолета) с местом для выпускающего (в
   соответствии с РЛЭ ВС).
       231. Посадка  парашютистов  в  ВС производится по трапам через
   грузовой люк или входные двери. Места занимаются от кабины экипажа
   (гермоотсека) в последовательности обратной очередности прыжка.
       232. После  занятия  своих  мест   по   команде   выпускающего
   парашютисты   зацепляют   карабины  вытяжных  фалов  парашютов  за
   десантный трос (защелками внутрь грузовой кабины)  или  за  кольцо
   удлинителя.   Зацепление   карабинов   вытяжных   фалов  парашютов
   производить на высоте,  минимально безопасной для конкретного типа
   парашюта.
       Выпускающий тщательно   проверяет   правильность    зацепления
   карабинов  и  заправку вытяжных фалов.  В необходимых случаях дает
   команду на  закрытие  карабинов  предохранительными  чехлами  (при
   закрытии соблюдать осторожность, чтобы не нажать на предохранитель
   защелки карабина).
       Заняв места в ВС,  личный состав до команды "Приготовиться" не
   имеет права покидать их без  команды  выпускающего  или  командира
   экипажа.
       233. ТНВП определяет экипаж ВС,  а команду  на  прыжок  подает
   выпускающий после подачи условного сигнала экипажем.
       Экипаж ВС подает следующие условные сигналы:
       "Приготовиться" -  желтый  световой  сигнал  и короткий сигнал
   сирены;
       "Прыжок" -  зеленый  световой  сигнал и продолжительный сигнал
   сирены;
       "Отставить" -  красный световой сигнал.  Выпускающий дублирует
   команды экипажа голосом и условными знаками.
       234. По  команде  "Приготовиться" парашютисты аккуратно встают
   со своих мест и опускают (поднимают) сиденья, поворачиваются лицом
   к  грузовому  люку  и  изготавливаются  к прыжку.  При этом особое
   внимание уделяется тому,  чтобы вытяжной фал не попал под руку или
   не зацепился за какой-нибудь предмет снаряжения.
       235. Согласно РЛЭ ВС,  но не менее чем за  1  мин.  до  подачи
   сигнала  "Прыжок",  экипаж  открывает  грузовой  люк.  Выпускающий
   открывает створку  (створки)  разделителя  потоков  и  внимательно
   следит за сигналами экипажа.
       Очередность десантирования парашютистов по потокам и  интервал
   между парашютистами и потоками определяются на земле руководителем
   прыжков при подготовке к десантированию.
       236. При  движении  в  грузовой  кабине  по  команде  "Прыжок"
   парашютисты обязаны:
       строго соблюдать очередность прыжка и не обгонять друг друга;
       сохранять движение по центру потока,  не  допуская  зацепления
   снаряжением  за  створку  разделителя  потоков  и других предметов
   грузовой кабины;
       не допускать  обгона  переднего парашютиста,  в случае падения
   переднего парашютиста  немедленно  остановиться,  помочь  упавшему
   встать  и,  если  не  последовала команда "Отставить",  продолжить
   движение к люку.
       Интервал между парашютистами при отделении от ВС составляет от
   0,3 до 1,0 секунды в зависимости от скорости полета.
       Выпускающий следит   за   покидающими   ВС  парашютистами,  не
   задерживаясь, обходит дверцу ограждения и покидает ВС замыкающим.
       237. Отделение от ВС:
       "в группировке" - руки прижаты (правая  -  на  круговой  лямке
   возле  кольца  основного парашюта,  левая - на запасном парашюте),
   отделение толчком с наклоном корпуса вперед в плотной  группировке
   (ноги поджаты под себя).
       "на поток" - парашютист отделяется от ВС спиной или разворотом
   в прыжке (с прогибом) навстречу набегающему потоку. Ноги разведены
   в стороны и согнуты в коленях.  Руки в локтевом суставе согнуты  и
   разведены в стороны.
       Способы "на   поток",   "под    хвост"    применять    опытным
   парашютистам,  умеющим восстанавливаться из беспорядочного падения
   в стабильное  и  создавать  необходимые  условия  для  нормального
   раскрытия парашюта с ручным способом раскрытия.
   
                  Глава 20. ПОКИДАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
                  ПРИ СКОРОСТИ ПОЛЕТА БОЛЕЕ 400 КМ/ЧАС
   
       238. Вынужденное  покидание  экипажем  ВС  возможно   способом
   "через борт", "срыва" или "самовыбрасыванием". Методика применения
   того или иного способа определяется РЛЭ на конкретный тип ВС.
       239. Покидание   ВС   на  скорости  полета  более  400  км/час
   сопровождается большими  усилиями  для  преодоления  сопротивления
   набегающего  потока воздуха,  большими затратами времени и большой
   вероятностью столкновения с выступающими частями ВС.
       240. Для вынужденного покидания экипажем ВС,  эксплуатационный
   диапазон  скоростей  которых  превышает  400  км/час,  применяются
   катапультные установки и комплексы различного назначения.
       241. Каждый специалист ПС и ПДС должен  в  совершенстве  знать
   порядок  подготовки  и  технику  вынужденного  покидания  ВС своей
   воинской части.
       242. Учебные  прыжки  в  аварийные  люки  ВС  с  демонстрацией
   летному составу техники  вынужденного  покидания  производятся  по
   специальным  программам,  утверждаемым  командующими объединениями
   при   участии   представителей    промышленности    (разработчиков
   катапультных установок).
   
                Глава 21. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
                           В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
   
       243. Выполнение  УТПП  зимой   допускается   при   температуре
   наружного воздуха не ниже -35 град. C.
       244. При организации УТПП особое внимание должно быть обращено
   на подготовку площадки приземления,  чтобы под снежным покровом не
   было  опасных  препятствий,   мешающих   безопасному   приземлению
   парашютистов.   Для   парашютистов   с   уровнем  подготовки  ниже
   инструктора ПДП,  выполняющих прыжки с тренировочными  парашютами,
   при  приземлении  на  лед  или  мерзлый грунт без снежного покрова
   скорость ветра у земли должна быть не более 4 м/сек.
       245. Личный  состав,  выполняющий  УТПП  зимой,  должен  иметь
   хорошо подогнанное по росту теплое обмундирование, не затрудняющее
   действий  парашютиста  в  воздухе.  На  руках  должны  быть теплые
   пятипалые  перчатки.  В  ходе  предварительной  подготовки  личным
   составом  должны  быть  отработаны  все  элементы  прыжка в зимнем
   обмундировании.
       246. Для   оказания   своевременной   помощи   приземлившемуся
   парашютисту члены стартовой команды на площадке приземления должны
   быть обеспечены средствами передвижения по снегу, а в распоряжение
   дежурного по площадке приземления выделяется автотранспорт высокой
   проходимости.
       247. Медицинский персонал должен обращать особое  внимание  на
   меры  профилактики  против  обморожения.  При  необходимости  лица
   парашютистов смазываются специальным составом.
       248. После приземления парашютист должен тщательно очистить от
   снега парашют начиная  от  вершины  купола.  На  повторный  прыжок
   парашют   укладывается   после   полной   просушки  в  подвешенном
   состоянии.
       249. По  окончании прыжков нераспущенные парашюты,  вывезенные
   на старт,  после  доставки  их  в  парашютный  класс  должны  быть
   распущены и просушены для новой укладки во избежание их увлажнения
   и смерзания.
   
            Глава 22. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ НА ЛЕС
   
       250. УТПП  на  лес   выполняются   парашютистами,   владеющими
   техникой  выполнения  прыжка  на точность приземления,  в костюмах
   типа "Лесник" <*> со всеми типами парашютов с круглыми куполами. С
   парашютами  типа  "Крыло"  допускается  выполнение  УТПП на лесные
   поляны, просеки, редколесье и кустарники.
       --------------------------------
       <*> Прыжки   в   защитном   снаряжении   на   участки    леса,
   расположенные ближе 1 км от рек и водоемов, запрещаются.
   
       Прыжки на  лес  выполняются  для  оказания  помощи  экипажам и
   пассажирам ВС,  потерпевших бедствие, а также для выполнения работ
   при  чрезвычайных  ситуациях  природного  техногенного характера в
   труднодоступных лесных районах.
       251. Прыжки  с  парашютом  на лес могут выполняться при высоте
   деревьев не более 20 м и  крутизне  склона  до  30  град.  Высадка
   парашютистов  на  осиновые насаждения может производиться только в
   крайних случаях при  невозможности  подобрать  участок  с  другими
   породами деревьев.
       При прыжках   на   высокоствольные   и   осиновые   насаждения
   рекомендуется  производить  открытие запасного парашюта до входа в
   кроны  деревьев   в   целях   увеличения   вероятности   зависания
   парашютиста.
       252. Выброску  парашютистов  на  лес  разрешается  производить
   только   группами   не   менее  трех  человек.  При  необходимости
   разрешается десантировать по одному парашютисту  в  каждом  заходе
   ВС.
       253. Перед  отделением  от  ВС  парашютист   должен   опустить
   защитную сетку шлема вниз до фиксации.
       После раскрытия парашюта и осмотра  купола  парашютист  должен
   поглубже  заправить  под  бедра  круговую лямку подвесной системы,
   ориентируясь по сносу,  определить место  возможного  приземления,
   стараясь  при подходе к кронам деревьев находиться лицом по сносу,
   и обеспечить минимальную горизонтальную скорость  перемещения  при
   входе в крону, локти рук должны быть плотно прижаты к телу.
       254. При прыжках с  парашютом  на  участки  леса  с  крутизной
   склона  от 10 град.  до 30 град.  рекомендуется подходить к кронам
   лицом  на  крутизну  склона,  учитывая,  что  в   случае   прохода
   парашютиста  через  кроны  до  земли  приземление  вверх по склону
   проходит более благоприятно.
       255. При  прохождении  кроны  деревьев парашютист все внимание
   сосредоточивает на приближающихся сучьях и стволах деревьев.  Ноги
   должны  быть  незначительно  согнуты  в  коленях  и  сведены.  При
   приближении к сучьям и стволу дерева  быть  готовым  встретить  их
   ногами, а при малейшем приостановлении движения через крону крепко
   ухватиться за ближайшие сучья или ствол дерева. В случае зависания
   в   кроне  вблизи  ствола  необходимо,  раскачавшись  в  подвесной
   системе,  попытаться достигнуть ствола и закрепиться на нем. После
   чего  освободиться  от  подвесной  системы  и  спуститься  вниз по
   стволу.  Если  достичь  ствола  дерева  или  закрепиться  на   нем
   возможности  нет,  то  необходимо  распустить  запасной парашют и,
   соблюдая осторожность, по стропам и куполу спуститься на землю.
       256. Парашютист   должен   уметь  выбрать  место  приземления,
   защитить лицо,  голову,  грудь от сучьев и веток деревьев,  быстро
   освободиться  от  подвесной  системы при зависании на дереве.  При
   попадании на парашюте  типа  "Крыло"  на  густой  лес  с  высокими
   деревьями  приземление  производить  как  при прыжках на площадку,
   принимая за подстилающую поверхность верхнюю кромку крон  деревьев
   и  максимально  уменьшив  поступательную скорость парашюта.  После
   приземления постараться закрепиться на кроне  дерева  примерно  на
   2/3 его высоты.
       257. При начальной подготовке личного состава  СПДГ  прыжки  с
   парашютом  на лес выполнять только днем при скорости ветра у земли
   не  больше  собственной  поступательной  скорости   тренировочного
   парашюта.
   
            Глава 23. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ НА ВОДУ
   
       258. К  УТПП  на  воду  допускаются лица,  овладевшие техникой
   прыжка с парашютом на сушу,  умеющие  плавать,  изучившие  правила
   использования  применяемых  при  прыжках  с парашютом плавательных
   средств  и  отработавшие  порядок  подготовки  к  приводнению   до
   автоматизма.  Прыжки  на  воду  выполняются  только  при наличии у
   парашютистов спасательных жилетов.
       Прыжки с   парашютом  на  воду  выполняются,  как  правило,  с
   принудительным раскрытием  ранца  и  стягиванием  чехла  с  купола
   парашюта.  Инструкторы  ПДП  прыжки  на  воду  могут  выполнять со
   спортивно - тренировочными парашютами с ручным способом раскрытия,
   с  обязательным  применением  страхующего  прибора  для  раскрытия
   парашюта.
       259. Прыжки  с парашютом разрешается выполнять только днем при
   температуре  воды  не  ниже  17  град.  C  и   глубине   акватории
   приводнения  не  менее  1,5  м,  волнении  не более 3 баллов,  при
   скорости ветра не более 4 м/сек.,  а для специалистов ПС и  ПДС  и
   спецгрупп - не более 8 м/сек.
       При применении  морских  спасательных  костюмов   (комплектов)
   прыжки с парашютом на воду могут выполняться при любой температуре
   воды и воздуха.
       260. Для  подбора  парашютистов  из  воды  обязательно  должен
   выделяться быстроходный катер.  Количество парашютистов  в  заходе
   определяет  РПП  в  зависимости от имеющегося количества катеров и
   опыта в подборе парашютистов из воды стартовой командой. Очередной
   заход  на  выброску производится только после подъема из воды всех
   парашютистов  предыдущего  захода.  В  распоряжении  дежурного  по
   площадке  приземления также должна находиться лодка на веслах.  На
   каждом катере и лодке должны быть  средства  для  оказания  помощи
   тонущим.
       Лица, назначенные  в  состав  стартовой  команды  для  подбора
   парашютистов  и парашютов на воде,  должны хорошо плавать,  быть в
   спасательных жилетах и  знать  основные  правила  оказания  помощи
   утопающим.
       261. Для выполнения прыжков с парашютом на воду  с  оружием  и
   снаряжением  допускаются лица,  имеющие опыт тренировочных прыжков
   на воду и отработавшие на  тренажере  действия  при  подготовке  к
   приводнению,    приводнение    и    использование   индивидуальных
   плавательных средств.  Освобождение от подвесной системы при  этом
   должно быть быстрым и надежным.
       262. При подготовке к приводнению парашютист до высоты не ниже
   200 м обязан:
       заправить глубже под бедра круговую  лямку  подвесной  системы
   парашюта;
       отстегнуть запасной  парашют  от  подвесной  системы  с  одной
   стороны;
       отстегнуть карабины ножных обхватов,  а затем карабин  грудной
   перемычки  подвесной  системы  основного  парашюта.  При прыжке со
   спасательным парашютом  и  с  индивидуальной  спасательной  лодкой
   (плотом) ввести ее в действие, затем раскрыть замок или карабины и
   вывести ножные обхваты из скоб круговой лямки подвесной системы;
       наполнить жилет   воздухом,   держаться   за  свободные  концы
   подвесной системы;
       сделать глубокий  вдох,  при  касании  воды  ногами  выпрямить
   корпус тела и выскользнуть из подвесной системы.
       263. После приводнения парашютист обязан:
       поддуть воздухом камеры  жилета  до  полного  их  объема,  при
   наличии индивидуальной спасательной лодки (плота) влезть в нее;
       подплыть к вершине купола и,  взявшись одной рукой за полюсную
   уздечку,  вытянуть парашют на полную длину,  плывя при этом против
   ветра;  при  наличии  индивидуальной  спасательной  лодки  (плота)
   собрать парашют в лодку;
       при подходе катера (шлюпки) подать вершину купола парашюта  на
   катер  или  надеть  полюсную уздечку на крюк багра,  подаваемого с
   борта катера.
       264. Парашюты, побывавшие в морской воде, по окончании прыжков
   на воду обязательно должны быть  промыты  в  пресной  воде,  затем
   просушены, исключая попадание на них прямых солнечных лучей.
       После просушки  и  тщательного  осмотра  парашюты  разрешается
   укладывать для их повторного применения.
   
             Глава 24. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ НОЧЬЮ
   
       265. К  выполнению  прыжков  ночью  допускаются  парашютисты с
   уровнем подготовки не ниже  парашютиста  -  отличника,  овладевшие
   техникой выполнения группового прыжка днем. Скорость ветра у земли
   должна быть  не  более  5  м/сек.  при  прыжках  с  тренировочными
   парашютами и 8 м/сек. со спортивно - тренировочными парашютами.
       266. Подготовка  и  подгонка  парашютов   и   снаряжения   для
   выполнения ночных прыжков производятся заранее в светлое время или
   в освещенном помещении.  На старте каждый  парашютист  осматривает
   свой парашют с использованием индивидуального карманного фонарика.
       267. Для определения направления ветра перед  приземлением  на
   старте применяется матерчатый конус с подсветкой его лампами.  Для
   этой  же   цели   разрешается   использовать   костры   и   другие
   осветительные  средства  (пиросредства  типа  ЗОС),  пламя  и  дым
   которых наблюдаются парашютистами с высоты 200 - 300 м.
       268. Центр  площадки  приземления  обозначается электрическими
   фонарями.  Место посадки вертолета обозначается четырьмя  фонарями
   (при    выполнении    прыжков   на   площадках   вне   аэродрома).
   Взаимодействие руководителя полетов,  РПП и  экипажа  должно  быть
   особенно   четким,   чтобы   исключить  посадку  вертолета  раньше
   приземления парашютистов.
       269. Для    исключения   наезда   на   парашютистов   движение
   автотранспорта по аэродрому  должно  быть  прекращено  или  крайне
   ограничено, а маршруты движения строго определены.
       Передвижение парашютистов по площадке приземления  допускается
   только с включенными фонариками.
       270. Рабочее  место  РПП,   линия   осмотра   парашютистов   и
   контрольная  линия должны располагаться в секторе освещения фарами
   автотранспорта и быть хорошо освещены.  При  осмотре  парашютистов
   должностные лица пользуются индивидуальными карманными фонариками.
   Личный состав стартового наряда также должен иметь  индивидуальные
   карманные    фонарики,   исправность   которых   проверяется   при
   контрольном осмотре.
       271. Место  сбора  парашютов также должно находиться в секторе
   освещения   прожекторами   или    фарами    автотранспорта.    При
   необходимости переукладки парашютов оборудуется специальное место,
   которое должно  быть  хорошо  освещено  прожекторами  или  мощными
   электрическими лампами.
       272. Ночная    смена    УТПП,    как    правило,    начинается
   "пристрелочными" прыжками до захода солнца.  Парашютисты,  впервые
   выполняющие  прыжки  с  парашютом  ночью,  первый   такой   прыжок
   выполняют до наступления темноты (в сумерках).
       273. Каждый    парашютист,    выполняющий    ночной    прыжок,
   дополнительно  к  экипировке  должен  иметь  надежно  закрепленный
   фонарик и (или) светоимпульсный маяк  (которые  не  должны  мешать
   применению  основного  и  запасного  парашютов),  хорошо видимые с
   земли при отделении парашютиста от ВС.  Также необходимо иметь  не
   менее  одного  сигнального  или  осветительного пиросредства (типа
   ПСНД)  в  кармане,  которое  парашютист   применяет   для   своего
   обозначения   при  случайном  приземлении  за  пределами  площадки
   приземления.  Применение того или иного осветительного средства  в
   конкретной ситуации определяет РПП при подготовке к ночным УТПП.
       274. Количество парашютистов  должно  быть,  как  правило,  не
   более  трех  в  одном заходе с интервалом отделения от ВС не менее
   трех секунд (при скорости полета ВС менее 200 км/час). Очередность
   отделения  парашютистов  - в зависимости от их веса,  а при ручном
   раскрытии парашюта, кроме того, устанавливается и разная временная
   задержка  в  применении  парашюта каждым парашютистом в заходе.  К
   групповому  прыжку  ночью   допускаются   парашютисты   только   с
   однотипными  парашютами.  Как  правило,  парашютист,  отделившийся
   первым, после раскрытия основного парашюта "скручивается".
       275. Каждый  парашютист  перед  отделением  от  ВС  по команде
   выпускающего  "Приготовиться"  должен  включить  фонарик,  который
   остается включенным до приземления парашютиста.
       276. После раскрытия парашюта парашютист при  помощи  фонарика
   осматривает   его   и   обязательно  обозначает  себя.  Для  этого
   необходимо сначала направить луч на  землю  в  сторону  старта,  а
   потом  по  горизонту вокруг себя.  Если такой сигнал не подан,  то
   считается,  что парашютист попал в аварийную обстановку.  Дежурный
   по  площадке  приземления  обязан  внимательно  следить  за такими
   сигналами.
       277. В  связи с тем,  что определение момента встречи с землей
   затруднено из-за плохой ее освещенности,  парашютисту с высоты 100
   - 50 м необходимо принять изготовочную позу для приземления. После
   приземления парашютист должен подать  фонариком  световой  сигнал:
   два   -   три   круговых  движения  -  благополучное  приземление,
   периодическое мигание или  установленный  сигнал  пиросредством  -
   требуется медицинская помощь.
       278. Личный  состав  СПДГ  и  РДО  может  выполнять  прыжки  с
   парашютом ночью на неосвещенную площадку. В экипировке должен быть
   яркий карманный фонарик с запасной лампочкой и элементами питания.
   Категорически    запрещается    сбрасывать   и   подвешивать   под
   парашютистом зажигаемые предметы для освещения.
       Высота во   время   прыжка   определяется   по   высотомеру  с
   подсветкой, который должен быть в экипировке у каждого члена СПДГ.
   На  площадке  приземления  СПДГ  должны  находиться  РПП  или  его
   заместитель с радиостанцией,  врач со средствами  оказания  первой
   медицинской   помощи   и   специалист   ПС   и  ПДС  с  переносным
   огнетушителем (допускается автомобильный).
       279. После выполнения прыжков РПП обязан проверить наличие лиц
   стартового наряда  и  всех  парашютистов,  уточнить  состояние  их
   здоровья,  а  также  уточнить  у дежурного по площадке приземления
   наличие парашютов и стартового имущества.
   
               Глава 25. РАЗБОР ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
               УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
   
       280. Разбор  прыжков проводится по их окончании,  как правило,
   на старте или в  парашютном  классе.  Разбор  прыжков  может  быть
   перенесен на следующий день.
       281. Разбор прыжков проводит  РПП.  Проведение  разбора  имеет
   целью выявить недостатки в организации прыжков, ошибки в действиях
   лиц стартового  наряда,  экипажа  и  парашютистов,  которые  могли
   привести  к  парашютным происшествиям,  инцидентам и травмированию
   личного состава.
       282. На   разбор  прыжков  привлекаются  все  участвовавшие  в
   прыжках парашютисты, стартовый наряд и экипаж ВС. Подводятся итоги
   выполнения прыжков,  дается оценка парашютистам и лицам стартового
   наряда. Даются указания по устранению отмеченных недостатков.
       283. О  результатах  выполнения  УТПП  руководитель  прыжков с
   парашютом  обязан  доложить  своему  непосредственному   командиру
   (начальнику).
   
         Глава 26. БЕСПАРАШЮТНОЕ ДЕСАНТИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ
   
       284. Подготовка к тренировочным спускам с вертолета.
       При наземной  отработке  элементов  спуска   особое   внимание
   обращается на:
       правильность и надежность зацепления шнура за ВС;
       правильность монтажа тормозного блока на шнуре;
       правильность зацепления карабина подвески за тормозной блок;
       подход к двери (люку);
       выход из двери (люка);
       зависание и подготовка к спуску;
       выдерживание равномерной скорости не более 3 м/сек.;
       гашение скорости перед землей;
       приземление;
       отцепку карабина подвески тормозного блока;
       снятие тормозного блока со шнура;
       порядок спуска груза.
       Отработка всех  элементов  спуска  производится  с   вышек   -
   тренажеров.  Оформление  документации,  необходимой для проведения
   тренировки,  проводится в  порядке,  определенном  для  проведения
   прыжков с парашютом.
       Перед выполнением   тренировочных    спусков    с    вертолета
   спускающиеся    и   выпускающий   проходят   наземную   тренировку
   непосредственно  на  вертолете.  Цель   наземной   тренировки   на
   вертолете:
       убедиться в   работе   устойчивой   двухсторонней   связи   по
   самолетному  переговорному  устройству  (СПУ)  между выпускающим и
   командиром экипажа;
       отработка четкого    взаимодействия    между   выпускающим   и
   командиром экипажа при производстве спусков;
       отработка сигналов   между   командиром   ВС,   выпускающим  и
   спускающимся;
       отработка зацепления карабина шнура к вертолету;
       отработка зацепления карабина подвески за тормозной блок;
       отработка выхода,   изготовки   и   зависания   на   спусковом
   устройстве;
       отработка взаимодействий   выпускающего  и  спускающегося  при
   зависании последнего;
       отработка правильного приземления и отцепки;
       отработка технологии спуска грузов.
       285. Тренировочные   спуски   со   спусковым   устройством   с
   вертолетов разрешается проводить  на  аэродромы  и  на  специально
   выбранные    площадки,    отвечающие    требованиям   безопасности
   приземления спускающихся,  а при спусках  на  лес  -  на  площадки
   размером не менее 5 x 5 метров с учетом сомкнутости крон.
       Тренировочные спуски  со  спусковым  устройством   разрешается
   выполнять  на  площадку при скорости ветра не более 15 м/сек.,  на
   лес - не более 10 м/сек.
       Лицам, допущенным к выполнению спусков,  разрешается выполнять
   не  более  10  тренировочных  или  учебных  спусков  со  спусковым
   устройством.
       Каждый спускающийся и выпускающий при  выполнении  спусков  со
   спусковым  устройством  должен  иметь при себе перчатки с кожаными
   накладками,  защитный шлем (каску),  нож в чехле, который крепится
   двумя  резинками  на  левой  плечевой  лямке  подвесной  системы и
   стропой (длиной 1 м) для предотвращения его потери.
       Авиационным спасателям,    натренированным   на   одном   типе
   вертолета,  разрешается  совершать  спуски  и   с   других   типов
   вертолетов после ознакомления с особенностями спусков и выполнения
   одного  ознакомительного  спуска  с  данного  типа  вертолета   на
   открытую площадку с высоты 20 метров.
       Перед проведением тренировочных  спусков  с  вертолета  должна
   быть   проверена   связь  по  СПУ  между  командиром  вертолета  и
   выпускающим,  а также  проведен  тренаж  по  подаче  команд  между
   выпускающим и авиационными спасателями.
       Выпускающий перед вылетом обязан проверить:
       установку серьги    на    бортовой   стреле   вертолета   (при
   необходимости);
       нижнюю часть проема входной двери (люка) на предмет отсутствия
   острых кромок;
       наличие 3   страховочных   фалов   на   тросе  принудительного
   раскрытия парашютов (ПРП) вертолета;
       наличие страховочного   пояса   или   подвесной   системы   со
   страховочным фалом для выпускающего (карабины  страховочных  фалов
   должны быть окрашены в красный цвет);
       устойчивость двухсторонней   связи   по   СПУ   с   командиром
   вертолета;
       перевод бортовой стрелы из исходного положения в рабочее и  ее
   фиксацию;
       размещение авиационных спасателей и груза  в  грузовой  кабине
   вертолета;
       экипировку авиационных спасателей, обратив внимание на наличие
   защитных шлемов и специальных перчаток;
       подгонку подвесных систем;
       укладку шнуров в самораспускающиеся бухты;
       наличие тормозных блоков на каждого авиационного  спасателя  и
   тормозного блока для спуска груза;
       упаковку груза и аварийно - спасательного снаряжения.
       В случае  выполнения  спусков  одновременно  из  двери  и люка
   вторым выпускающим назначается авиационный спасатель, допущенный к
   работе в качестве выпускающего.
       Тормозные блоки    авиационных    спасателей    должны    быть
   подсоединены  к  шнуру  на  бухте  в соответствии с инструкцией по
   эксплуатации спускового устройства и очередностью их спуска.
       В полете  при принятии решения на спуск авиационных спасателей
   выпускающий дает команду "Приготовиться к  спуску",  сам  надевает
   страховочный  пояс  или  подвесную  систему со страховочным фалом,
   карабин которого зацепляет за силовой узел в вертолете.
       Авиационные спасатели  должны  надеть подвесные системы,  если
   они были сняты во время полета.
       В порядке  очередности  спуска каждый авиационный спасатель из
   группы должен застраховаться одним  карабином  фала  за  подвесную
   систему, а другим - за трос ПРП в вертолете.
       Защитные шлемы  и  перчатки  должны  быть  надеты.  Сумка  для
   переноски   спускового   устройства   надевается  как  рюкзак  под
   подвесную систему старшего группы.
       Выпускающий должен   контролировать   действия   спускающихся,
   проверить  готовность  к  спуску  очередной   группы   авиационных
   спасателей.
       После получения информации от командира вертолета о  зависании
   вертолета   над   выбранной   для   спуска  площадкой  выпускающий
   запрашивает командира  вертолета:  "Разрешите  спуск"  и,  получив
   ответ: "Разрешаю", открывает дверь (люк) вертолета.
       При необходимости  выпускающий  по  СПУ  корректирует  висение
   вертолета командами "Вперед-2",  "Назад-3", "Влево-5", "Вправо-4",
   "Над точкой".
       При устойчивом   висении   выпускающий   зацепляет  карабин  и
   сбрасывает бухту шнура вниз, следя за ее полетом.
       Если бухта шнура распустилась и достигла земли, выпускающий по

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное