Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 31.01.2001 N 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 8
 
   получение,  хранение  и  учет  материальных  средств,  их подвоз и
   выдачу подчиненным;  обеспечивать  полноту  доведения  до  личного
   состава   положенных   денежного   и   других  видов  довольствия;
   организовывать    экономное    и    целесообразное    расходование
   материальных и денежных средств; постоянно заботиться об улучшении
   торгово - бытового обслуживания подчиненных,  соблюдать  при  этом
   принципы социальной справедливости и гласности.
       Должностные лица органов военного управления обязаны  повышать
   свои  правовые  знания;  твердо  знать  положения законов и других
   нормативных актов по  вопросам  социального  обеспечения,  прав  и
   льгот  военнослужащих,  граждан,  уволенных  с  военной службы,  и
   членов их семей.
       467. Должностные лица юридической службы участвуют:
       в изучении и прогнозировании социальной обстановки в  воинских
   частях  и  учреждениях,  определении  реального  уровня социальной
   защищенности военнослужащих,  членов их  семей,  лиц  гражданского
   персонала;
       в правовом   воспитании   по   вопросам   социальной    защиты
   военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала;
       в обучении  должностных  лиц   органов   военного   управления
   правовым  основам  деятельности по осуществлению социальной защиты
   подчиненных;
       в координации   деятельности   общественных   организаций   по
   реализации прав, льгот личного состава;
       в создании  информационно  - справочной системы по действующим
   нормативным правовым актам социального характера;
       в правовом  обеспечении  социальных  гарантий  военнослужащих,
   граждан,  уволенных  с  военной  службы,  и   членов   их   семей,
   гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;
       в оказании   правовой   консультативной   помощи    командирам
   (начальникам) по социальным вопросам;
       в разрешении поступивших жалоб и заявлений.
       По указанию    командиров   (начальников)   должностные   лица
   юридической службы осуществляют защиту нарушенных прав и  гарантий
   военнослужащих  и  лиц гражданского персонала в области социальных
   вопросов.
       468. Содержание  основных  прав,  льгот,  социальных  гарантий
   военнослужащих,  граждан,  уволенных с военной службы, и членов их
   семей  и  порядок  деятельности  должностных  лиц по их реализации
   регламентируется:
       Федеральным законом  от  28 марта 1998 г.  N 53-ФЗ "О воинской
   обязанности и военной службе" (Приказ Министра обороны  Российской
   Федерации 1998 г. N 195);
       Федеральным законом от 27 мая  1998  г.  N  76-ФЗ  "О  статусе
   военнослужащих" (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998
   г. N 300);
       Федеральным законом   от   28   марта  1998  г.  N  52-ФЗ  "Об
   обязательном  государственном   страховании   жизни   и   здоровья
   военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового
   и  начальствующего  состава  органов  внутренних  дел   Российской
   Федерации,   сотрудников   учреждений   и   органов   уголовно   -
   исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой
   полиции"  (Приказ  Министра  обороны  Российской Федерации 1998 г.
   N 455);
       Федеральным законом от 12 января 1995 г.  N 5-ФЗ "О ветеранах"
   (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ);
       Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О
   пенсионном обеспечении лиц,  проходивших военную службу,  службу в
   органах внутренних дел, органов уголовно - исполнительной системы,
   и членов их семей" (с изменениями и дополнениями);
       Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г.  N 4328-1 "О
   дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим
   военную службу на территориях государств Закавказья,  Прибалтики и
   Республики Таджикистан,  а также  выполняющим  задачи  в  условиях
   чрезвычайного   положения   и   при   вооруженных  конфликтах"  (с
   изменениями и дополнениями) (Приказ  Министра  обороны  Российской
   Федерации 1996 г. N 9);
       Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об
   обжаловании  в суд действий и решений,  нарушающих права и свободы
   граждан";
       Постановлением Правительства   Российской   Федерации   от  25
   августа 1999 г. N 936 "О дополнительных мерах по социальной защите
   членов  семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел,
   непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории
   Республики   Дагестан   и   погибших  (пропавших  без  вести)  при
   выполнении служебных обязанностей";
       Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от 31 мая
   2000  г.  N  424  "О  предоставлении  дополнительных  гарантий   и
   компенсаций  военнослужащим,  сотрудникам  органов внутренних дел,
   сотрудникам  уголовно  -  исполнительной  системы  и  гражданскому
   персоналу  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  других войск,
   воинских формирований и органов,  выполняющим задачи на территории
   Северо - Кавказского региона";
       Постановлением Правительства Российской Федерации от  14  июля
   2000  г.  N  524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их
   семей";
       Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 44 "О
   дополнительных   мерах   по   социальной   защите   членов   семей
   военнослужащих,   выполнявших   задачи   на  территории  Северо  -
   Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без
   вести) при выполнении служебных обязанностей";
       Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 90 "О
   дополнительных  гарантиях  и  компенсациях  гражданскому персоналу
   Вооруженных Сил Российской Федерации,  привлеченному к  выполнению
   задач  по  обеспечению правопорядка и общественной безопасности на
   территории субъектов Российской Федерации,  расположенных в Северо
   - Кавказском регионе";
       директивой  Министра  обороны  Российской  Федерации  1999  г.
   N Д-14  "О  порядке  проведения  в Министерстве обороны Российской
   Федерации ежегодного  мониторинга  социально  -  экономического  и
   правового положения военнослужащих и членов их семей".

              Раздел XIV. ПРАВОВАЯ РАБОТА ПРИ РАССМОТРЕНИИ
             ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,
                ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ДРУГИХ ГРАЖДАН

       469. В  соответствии  с  Конституцией   Российской   Федерации
   граждане   имеют   право  обращаться  лично,  а  также  направлять
   индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
   органы местного самоуправления.
       Решения и действия (или бездействие)  органов  государственной
   власти,  органов местного самоуправления, общественных объединений
   и должностных лиц могут быть обжалованы также в суд.
       470. Каждый военнослужащий имеет право подавать  жалобу  лично
   или  уполномочивать  на  это  другое лицо о незаконных в отношении
   него действиях командиров (начальников) или других военнослужащих,
   о  нарушении установленных законами прав и преимуществ,  а также о
   неудовлетворении его положенным довольствием.
       Военнослужащий, обнаруживший  хищение   или   порчу   военного
   имущества,     незаконное     расходование    денежных    средств,
   злоупотребления  в  снабжении  войск,  недостатки   в   содержании
   вооружения  и  военной  техники  или другие факты нанесения ущерба
   Вооруженным Силам Российской Федерации,  обязан доложить  об  этом
   непосредственному  начальнику,  а также может направить письменное
   предложение по устранению этих недостатков или заявление  старшему
   начальнику  до Министра обороны Российской Федерации включительно,
   в органы военной юстиции и другие органы государственной власти  и
   управления.
       Военнослужащий вправе также обратиться  с  жалобой  в  суд  на
   неправомерные   действия   органов   государственного  управления,
   общественных объединений и должностных лиц.
       471. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:
       лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
       знакомиться с материалами проверки по жалобе;
       представлять дополнительные  материалы  или ходатайствовать об
   их   истребовании   командиром    (начальником)    или    органом,
   рассматривающим жалобу;
       требовать возмещения ущерба в установленном порядке.
       472. Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно
   или подано в письменном виде.
       Письменное обращение   военнослужащего,   другого   гражданина
   должно  быть им подписано с указанием фамилии,  имени и отчества и
   содержать помимо изложения существа  предложения,  заявления  либо
   жалобы  также  данные о месте его жительства,  работы (службы) или
   учебы.  Письменное  обращение,  не   содержащее   этих   сведений,
   признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
       473. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица,
   действия которого обжалуются,  а, если заявляющий жалобу не знает,
   по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
       474. Военнослужащий,  подавший  жалобу,  не  освобождается  от
   выполнения приказов и своих служебных обязанностей.
       475. Жалобу  запрещается  подавать  на  боевом дежурстве,  при
   нахождении в строю (за исключением  жалоб,  подаваемых  на  опросе
   военнослужащих),  в карауле,  на вахте,  а также в другом суточном
   наряде и на занятиях.
       476. На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно
   или подана письменно непосредственно  лицу,  производящему  опрос.
   Военнослужащие,  отсутствовавшие  по какой-либо причине на опросе,
   могут подавать жалобы в письменном  виде  непосредственно  на  имя
   командира (начальника), проводившего опрос.
       477. Запрещается препятствовать подаче жалобы  военнослужащими
   и   другими   гражданами,   подвергать   их   за   это  наказанию,
   преследованию либо ущемлению по службе.  Виновный в этом  командир
   (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное
   заявление (жалобу),  привлекается к ответственности в соответствии
   с законодательством.
       478. Командир  (начальник)  несет  личную  ответственность  за
   своевременное их рассмотрение и принятие мер.
       479. Командир  (начальник)   обязан   рассмотреть   полученное
   предложение   (заявление,  жалобу)  в  трехдневный  срок  и,  если
   предложение  (заявление,  жалоба)   будет   признано   правильным,
   немедленно   принять   меры   для  выполнения  предложения  или  к
   удовлетворению просьбы  подавшего  заявление  (жалобу);  принимать
   меры   по   выявлению   причин,   вызывающих  обоснованные  жалобы
   военнослужащих и других граждан,  полнее использовать содержащуюся
   в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.
       480. Командир (начальник),  получивший предложение (заявление,
   жалобу),  не  имеющий  достаточных прав для выполнения предложения
   или  удовлетворения  просьбы  подавшего  предложение   (заявление,
   жалобу),  не позднее чем в пятидневный срок направляет предложение
   (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.
       481. В   случаях,   когда   предложение   (заявление,  жалоба)
   военнослужащего,  другого  гражданина  не   содержит   необходимых
   сведений  для  решения  о том,  куда следует направить предложение
   (заявление,  жалобу)  для  рассмотрения,   или   когда   требуются
   дополнительные  данные  или  иное  оформление  для передачи его по
   команде или в соответствующее учреждение (военное  образовательное
   учреждение профессионального образования), предложение (заявление,
   жалоба) немедленно возвращается военнослужащему,  подавшему его, с
   соответствующими разъяснениями.
       482. Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение
   тех  лиц,  действия которых обжалуются.  О направлении предложения
   (заявления,  жалобы)  в  другое  учреждение   (штаб,   управление)
   обязательно уведомляется заявитель.
       483. Предложения,  заявления и жалобы военнослужащих,  а также
   заявления и жалобы членов их семей разрешаются:
       в воинских частях - безотлагательно,  но не позднее 7 дней  со
   дня поступления;
       в управлениях военных округов,  флотов,  Министерстве  обороны
   Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня поступления.
       484. В случаях,  когда для разрешения  предложения,  заявления
   или    жалобы    необходимо   проведение   специальной   проверки,
   истребование дополнительных  материалов  и  принятие  других  мер,
   сроки  разрешения  обращений  могут  быть,  в  порядке исключения,
   продлены командиром воинской части,  но не более чем на 15 дней  с
   сообщением об этом заявителю.
       485. Заявления и жалобы гражданского персонала Вооруженных Сил
   Российской Федерации,  других граждан разрешаются в срок до одного
   месяца,  а не требующие дополнительного изучения и проверки,  - не
   более 15 дней со дня их поступления в  воинскую  часть,  обязанную
   разрешать   вопросы  по  существу.  При  необходимости  проведения
   специальной проверки,  истребования  дополнительных  материалов  и
   принятия  других  мер  сроки  разрешения  могут  быть,  в  порядке
   исключения,   продлены   командиром    (начальником)    или    его
   заместителем,   но  не  более  чем  на  месяц,  о  чем  сообщается
   заявителю.
       486. Предложения   гражданского   персонала,   членов    семей
   военнослужащих  и  других  граждан  разрешаются  в  срок до одного
   месяца,  за   исключением   тех   предложений,   которые   требуют
   дополнительного   изучения,   о   чем  сообщается  лицу,  внесшему
   предложение.
       487. Предложения,  заявления,  жалобы  считаются разрешенными,
   если рассмотрены все поставленные в них вопросы,  по  ним  приняты
   необходимые  меры  и  даны  исчерпывающие ответы,  соответствующие
   законодательству.
       488. Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении
   (заявлении,  жалобе),  доводится  до   сведения   военнослужащего,
   подавшего  его,  со  ссылкой  на  закон  или  воинские  уставы и с
   указанием  мотивов  отказа,  а  также   с   разъяснением   порядка
   обжалования принятого решения.
       489. Командиры     (начальники)     обязаны     систематически
   контролировать   в   подчиненных  воинских  частях  и  учреждениях
   состояние работы  с  обращениями,  принимать  меры  по  устранению
   причин и условий,  порождающих нарушения прав и охраняемых законом
   интересов военнослужащих и других граждан.
       490. Командиры воинских частей и начальники учреждений обязаны
   не реже  одного  раза  в  квартал  проводить  внутреннюю  проверку
   состояния работы по рассмотрению предложений,  заявлений и жалоб и
   принятию  по  ним  решений,  для  чего  назначается  комиссия.   О
   результатах проверки составляется акт.
       491. В  ходе  проверки  устанавливаются   правильность   учета
   обращений в книге предложений,  заявлений и жалоб, своевременность
   их рассмотрения  и  разрешения,  вскрываются  причины,  вызывающие
   жалобы, особенно повторные.
       492. Командир воинской  части,  начальник  учреждения  обязаны
   ежемесячно  проверять  по  книге  предложений,  заявлений  и жалоб
   своевременность и правильность выполнения принятых решений.  Книга
   предложений,   заявлений   и   жалоб  должна  быть  пронумерована,
   прошнурована,  скреплена мастичной печатью и  заверена  командиром
   воинской части.
       493. Для анализа и обобщения вопросов, содержащихся в письмах,
   по окончании  года  составляется  аналитическая  справка,  которая
   после доклада командиру (начальнику) должна быть подшита в дело.
       494. После   разрешения   предложения,   заявления   и  жалобы
   военнослужащих и других граждан, копии ответов по ним и документы,
   связанные  с их разрешением (в необходимых случаях и конверты),  а
   также документы по личному приему формируются в отдельные  дела  в
   соответствии  с  утвержденной  номенклатурой  дел в воинской части
   (учреждении).
       495. Документы  в  этих  делах располагаются в хронологическом
   порядке.  Каждое обращение  и  все  документы  по  его  разрешению
   составляют в деле самостоятельную группу.
       496. Командир воинской части обязан проводить не реже двух раз
   в   месяц  личный  прием  военнослужащих,  членов  их  семей,  лиц
   гражданского персонала  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  и
   других  граждан  по служебным и личным вопросам.  В исключительных
   случаях проведение приема указанных лиц может  поручаться  другому
   должностному лицу, правомочному решать затрагиваемые вопросы.
       497. Прием  должен  проводиться   в   установленные   приказом
   правомочного    командира    (начальника)    и    доведенные    до
   военнослужащих,  гражданского персонала дни и часы,  в удобное для
   них  время,  в  необходимых  случаях  - в вечерние часы,  по месту
   службы (работы) и  жительства.  Посетители,  прибывшие  из  других
   населенных пунктов,  должны приниматься и в дни, не отведенные для
   приема.  Место приема при возможности отводится в помещениях,  для
   входа в которые не требуется пропусков.
       498. Прием   посетителей   регистрируется   в   книге    учета
   посетителей  по  форме,  приведенной  в  приложении  к  статье  23
   Инструкции о работе с обращениями граждан в Российской  Федерации,
   введенной   в   действие   Приказом  Министра  обороны  Российской
   Федерации 2000 г. N 615.
       499. Подразделения    юридической   службы   Вооруженных   Сил
   Российской  Федерации  оказывают  необходимую  юридическую  помощь
   командирам  и  начальникам  при разрешении ими конкретных правовых
   вопросов,   возникающих   в   ходе   рассмотрения   и   разрешения
   предложений, заявлений, жалоб, приема посетителей.
       500. Приказом  Министра  обороны  Российской Федерации 2000 г.
   N 620  утверждено Положение о Приемной Министра обороны Российской
   Федерации.
       На Приемную Министра обороны Российской Федерации возлагаются:
       рассмотрение обращений  военнослужащих,  членов  их  семей   и
   других   граждан,   адресованных   Министру   обороны   Российской
   Федерации;
       личный прием военнослужащих, членов их семей и других граждан,
   обращающихся в Приемную;
       анализ обращений,  поступивших  в  Приемную,  их  обобщение  и
   подготовка докладов Министру  обороны  Российской  Федерации,  его
   заместителям  и  другим  должностным  лицам  из числа руководящего
   состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
       подготовка и  представление  в необходимых случаях поступивших
   обращений на решение Министра обороны Российской Федерации  и  его
   заместителей и осуществление контроля за своевременным выполнением
   их указаний и поручений по этим обращениям;
       направление обращений в зависимости от характера затрагиваемых
   в   них   вопросов   на   рассмотрение  в  соответствующие  органы
   управления,  в   объединения,   соединения,   воинские   части   и
   организации  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  а  также  в
   государственные,  общественные организации и,  при  необходимости,
   осуществление контроля за своевременным их разрешением;
       принятие мер по восстановлению нарушенных прав военнослужащих,
   членов  их  семей  и  других   граждан,   проведение   юридических
   консультаций и разъяснений;
       организация приема посетителей  Министром  обороны  Российской
   Федерации,   его  заместителями  и  другими  должностными  лицами,
   осуществляющими прием в дни и часы согласно графику, утвержденному
   Министром  обороны Российской Федерации,  и осуществление контроля
   за своевременным выполнением принятых на личном приеме решений;
       подготовка ответов   на   обращения,   содержание  которых  не
   вызывает необходимости направления их в другие органы;
       представление в   установлен   ном   порядке   предложений  по
   совершенствованию работы с обращениями и по приему посетителей.
       501. Вопросы  рассмотрения  предложений,  заявлений,  жалоб  и
   приема  военнослужащих,  гражданского  персонала  Вооруженных  Сил
   Российской   Федерации,   членов   их   семей   и  других  граждан
   регламентируются:
       Конституцией Российской Федерации;
       Федеральным  законом  Российской Федерации от 28 марта 1998 г.
   N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
       Федеральным  законом  Российской  Федерации  от 27 мая 1998 г.
   N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
       Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об
   обжаловании  в суд действий и решений,  нарушающих права и свободы
   граждан";
       Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации;
       Уставом внутренней   службы   Вооруженных    Сил    Российской
   Федерации;
       Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации;
       Инструкцией о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах
   Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации
   2000 г. N 615);
       Положением о Приемной Министра обороны  Российской  Федерации,
   утвержденным  Приказом  Министра обороны Российской Федерации 2000
   г. N 620.
       502. Военнослужащие  также  имеют право на защиту своих прав и
   законных интересов путем обращения в суд в порядке,  установленном
   федеральными   законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами
   Российской Федерации.
       503. Суд   приступает  к  рассмотрению  гражданского  дела  по
   заявлению  лица,  обращающегося  за  защитой  своего   права   или
   охраняемого законом интереса.
       По делам искового производства подаются исковые заявления,  по
   делам,  вытекающим  из административно - правовых отношений,  и по
   делам особого производства - жалобы и заявления.
       504. В  соответствии  со статьей 4 Закона Российской Федерации
   от 27 апреля 1993 г.  N 4866-1 "Об обжаловании в  суд  действий  и
   решений, нарушающих права и свободы граждан" военнослужащие вправе
   обжаловать в военный  суд  действия  и  решения  органов  военного
   управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы.
       505. В военный суд могут быть обжалованы  действия  и  решения
   лиц,  не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой
   в  органах  военного  управления  должности   принимать   решения,
   касающиеся прав и свобод военнослужащих.
       506. Граждане,  уволенные с военной службы,  вправе обжаловать
   действия   и   решения  органов  военного  управления  и  воинских
   должностных  лиц,  нарушивших  их  права  и   свободы   во   время
   прохождения  ими военной службы,  по своему усмотрению в суд общей
   юрисдикции (народный суд) или в военный суд.
       507. Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих являются
   как коллегиальные,  так и единоличные действия  (решения)  органов
   военного  управления  и  воинских  должностных  лиц,  в результате
   которых:
       нарушены права и свободы военнослужащих;
       созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав  и
   свобод;
       на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность,
   или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (статья  2
   Закона  Российской  Федерации  от  27 апреля 1993 г.  N 4866-1 "Об
   обжаловании в суд действий и решений,  нарушающих права и  свободы
   граждан").
       508. Военнослужащий     вправе     обратиться     с    жалобой
   непосредственно в военный суд либо в  вышестоящий  орган  военного
   управления, к воинскому должностному лицу.
       509. Жалоба может быть подана как самим военнослужащим,  так и
   по  его  просьбе  надлежаще  уполномоченным представителем,  в том
   числе    представителем    воинского    коллектива.     Полномочия
   представителя  должны  быть оформлены в соответствии со статьей 45
   ГПК РСФСР.  Полномочия представителя воинского  коллектива,  кроме
   того,  должны  быть  удостоверены  выписками  из  соответствующего
   решения общего собрания воинской части.
       510. Жалоба  подается  военнослужащим  в  военный суд по месту
   жительства и службы  либо  по  месту  нахождения  органа  военного
   управления  или  воинского  должностного  лица,  действия  которых
   обжалуются.
       511. В  том  случае,  если  при  принятии жалобы военным судом
   будет установлено,  что имеется  спор  о  праве,  подведомственный
   общим судам,  то военнослужащему,  подавшему жалобу, разъясняется,
   что этот спор может быть разрешен путем предъявления  иска  в  суд
   общей юрисдикции.
       512. Жалоба  подается в суд в трехмесячный срок со дня,  когда
   военнослужащему стало  известно  о  нарушении  его  права,  или  в
   месячный   срок   со   дня  получения  военнослужащим  письменного
   уведомления об отказе вышестоящего органа военного управления  или
   воинского  должностного лица в удовлетворении жалобы,  либо со дня
   истечения месячного срока после подачи жалобы, если военнослужащим
   не был получен на нее письменный ответ.
       513. Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к
   выводу,  что срок на обращение в суд  пропущен  по  неуважительной
   причине, он отказывает в удовлетворении жалобы.
       514. В  случае  пропуска  указанного  срока  по   уважительной
   причине   он   может   быть   восстановлен   судом   по  заявлению
   военнослужащего, подавшего жалобу.
       515. Жалоба,   с  которой  военнослужащий  обращается  в  суд,
   оформляется применительно  к  правилам,  предусмотренным  статьями
   126, 127 ГПК РСФСР. В ней должно быть указано:
       наименование суда, в который подается жалоба;
       фамилия, имя, отчество заявителя, его место службы, должность,
   воинское звание, местожительство;
       наименование органа военного управления,  место его нахождения
   или фамилия,  имя,  отчество,  должность и воинское  звание  лица,
   действия которого обжалуются;
       какие действия  органа  военного  управления   или   воинского
   должностного лица обжалуются и время их совершения;
       какие конкретно права и свободы военнослужащего нарушены этими
   действиями (решениями);
       подавалась ли  аналогичная  жалоба  в  вышестоящий  в  порядке
   подчиненности  орган  или должностному лицу и если подавалась,  то
   какой получен ответ;
       требование заявителя;
       перечень прилагаемых  к  заявлению  документов,  в  том  числе
   письменные   ответы  органов  военного  управления  или  воинского
   должностного лица.
       516. Жалоба    оплачивается    государственной    пошлиной   в
   установленном  Законом  Российской  Федерации от 9 декабря 1991 г.
   N 2005-1    "О   государственной   пошлине"   (с   изменениями   и
   дополнениями) размере.
       517. Если жалоба не отвечает установленным требованиям,  судья
   оставляет ее без движения.
       Приняв жалобу  к рассмотрению,  суд по просьбе военнослужащего
   или  по   своей   инициативе   вправе   приостановить   исполнение
   обжалованного действия (решения).
       518. После  принятия  жалобы  к  производству  судья   выносит
   определение  о  подготовке  дела  к  судебному  разбирательству  и
   выполняет  необходимые  для  рассмотрения   жалобы   действия,   в
   частности  опрашивает  заявителя  по существу жалобы,  предлагает,
   если это необходимо,  представить  дополнительные  доказательства,
   разъясняет ему его процессуальные права и обязанности.
       519. Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок
   с  момента  ее подачи и по правилам гражданского судопроизводства.
   По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.
       520. Установив обоснованность жалобы,  суд признает обжалуемое
   действие (решение) незаконным,  обязывает удовлетворить требование
   военнослужащего,  отменяет примененные к нему меры ответственности
   либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
       521. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным,
   не нарушающим прав  и  свобод  военнослужащего,  он  отказывает  в
   удовлетворении.
       522. В соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от  27
   апреля 1993 г.  N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений,
   нарушающих права и свободы граждан" суды рассматривают  жалобы  на
   любые  действия  (решения),  нарушающие  права  и свободы граждан,
   кроме:
       действий (решений),       проверка       которых      отнесена
   законодательством к  исключительной  компетенции  Конституционного
   Суда Российской Федерации;
       действий (решений),  в  отношении  которых   законодательством
   предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
       523. Защита интересов органов  военного  управления,  воинских
   частей   и   учреждений  при  рассмотрении  судами  дел  по  искам
   военнослужащих  и  других  лиц  осуществляется  в  соответствии  с
   требованиями  Закона  Российской  Федерации  от  27 апреля 1993 г.
   N 4866-1 "Об обжаловании в  суд  действий  и  решений,  нарушающих
   права   и   свободы   граждан"   и  гражданско  -  процессуального
   законодательства.
       524. Должностные    лица    могут   участвовать   в   судебных
   разбирательствах лично либо через представителей.
       525. Полномочия   представителя   на   ведение   дел  в  судах
   выражаются в надлежаще  оформленной  доверенности.  Срок  действия
   доверенности   не   может  превышать  трех  лет,  а  если  срок  в
   доверенности не указан,  она сохраняет силу в течение одного  года
   со дня ее совершения.
       526. Представители имеют  право  передачи  предоставленных  им
   полномочий  другим лицам (передоверия) только в тех случаях,  если
   такое  право  было  им  предоставлено  доверителем  и  указано   в
   доверенности  либо  их  вынуждает  к  этому сила обстоятельств для
   охраны интересов выдавшего доверенность.
       527. Доверенность  может  быть  дана  на ведение определенного
   дела,  нескольких дел либо на совершение отдельных  процессуальных
   действий.
       528. Представителями в судах  могут  быть  военнослужащие  или
   лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
       Для более   качественного   обеспечения    защиты    интересов
   Министерства   обороны   Российской   Федерации  должностные  лица
   подразделений юридической службы по указанию руководителей органов
   военного управления участвуют в качестве их представителей в судах
   различной юрисдикции.
       529. В  случае  ликвидации  либо реорганизации органа военного
   управления  или  воинской  части  к  участию  в  рассмотрении  дел
   привлекаются  их  правопреемники,  к компетенции которых относится
   восстановление нарушенных прав и свобод заявителя.  Правопреемство
   возможно в любой стадии процесса.
       530. Полномочие на ведение  дела  в  суде  дает  представителю
   право  на  совершение от имени представляемого всех процессуальных
   действий.
       Полномочие на совершение таких  процессуальных  действий,  как
   передача  дела  в  Третейский  суд,  полный или частичный отказ от
   исковых   требований,   признание   иска,   заключение    мирового
   соглашения,  передоверие,  обжалование решения суда,  предъявление
   исполнительного  листа  ко  взысканию,   получение   присужденного
   имущества   или   денег,   должно   быть  специально  оговорено  в
   доверенности, выданной представляемым.

                       Раздел XV. ПРАВОВАЯ РАБОТА
            ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,
              ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
                   И ДАЧЕ СПРАВОК ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

       531. Юридическая консультация - совет  специалиста  в  области
   юриспруденции,   получение   информации   и  справки  юридического
   характера.
       532. Высокая  эффективность  в  деятельности  должностных  лиц
   юридической службы в  ходе  подготовки  и  проведения  юридической
   консультации достигается:
       чутким и внимательным отношением к людям,  уважением  чести  и
   личного   достоинства   каждого   обратившегося   за   юридической
   консультацией;
       ведением работы   по  предложениям,  заявлениям  и  жалобам  и
   делопроизводства по ним  в  строгом  соответствии  с  требованиями
   Приказа  Министра  обороны  Российской Федерации 2000 г.  N 615 "О
   работе  с  обращениями  граждан  в  Вооруженных  Силах  Российской
   Федерации";
       анализом и   обобщением    обращений    военнослужащих,    лиц
   гражданского  персонала,  членов  их  семей  к  командованию  и  в
   вышестоящие   органы   военного   управления   с    предложениями,
   заявлениями и жалобами;
       методическим руководством   и    постоянным    контролем    за
   подведомственными     подразделениями     (должностными    лицами)
   юридической службы;
       умелой организацией   работы   по  систематизации  приказов  и
   директив  Министра   обороны   Российской   Федерации   и   других
   должностных лиц;
       ведением регулярной  справочной  работы  по   законодательству
   Российской  Федерации,  нормативным  правовым  актам  Министерства
   обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных  Сил
   Российской Федерации, другим нормативным актам;
       своевременным изданием  справочника   (перечня   изменений   и
   дополнений в справочник) по приказам и директивам Министра обороны
   Российской Федерации и других должностных лиц;
       широким использованием   в   своей  работе  ПЭВМ  с  правовыми
   информационными системами;
       взаимодействием при    решении    возникающих    вопросов    с
   должностными   лицами   кадровых,   финансовых   и   квартирно   -
   эксплуатационных  органов,  вещевой,  продовольственной  и  других
   служб;
       тесным сотрудничеством  с  органами  государственной  власти и
   управления,  военной  прокуратурой,   военными   судами,   другими
   государственными    и    общественными    организациями   в   ходе
   осуществления мероприятий по обеспечению законности в деятельности
   органов  военного  управления,  воинской  части,  защите их прав и
   законных интересов.
       533. Юридическое  консультирование по вопросам,  возникающим в
   деятельности органов военного управления, должностных лиц воинской
   части,  возлагается  на  начальника юридической службы Вооруженных
   Сил Российской Федерации,  начальников  подразделений  юридической
   службы,   старших   юрисконсультов  армий  (флотилий),  помощников
   командиров по правовой работе (Приказ Министра обороны  Российской
   Федерации 1998 г.  N 100). Оно проводится в рабочем порядке в ходе
   служебной деятельности указанных лиц.
       Консультирование может  быть  возложено  на других должностных
   лиц подразделений юридической службы,  имеющих высшее  юридическое
   образование,    а    также   обучающихся   на   последних   курсах
   образовательных учреждений высшего  профессионального  образования
   по  юридической  специальности  или  имеющих  среднее  специальное
   юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях,
   имеющих  государственную  аккредитацию.  Оно осуществляется в ходе
   подготовки   личного   приема   соответствующих    командиров    и
   начальников,  при  опросе  военнослужащих во время инспектирования
   (проверки) войск, в часы работы нештатной юридической консультации
   гарнизона, при проведении занятий и бесед по правовой тематике и в
   другое время.
       534. В  отдаленных  гарнизонах,  закрытых  военных   городках,
   закрытых   административно  -  территориальных  образованиях,  где
   отсутствуют  физические  и  юридические  лица,  имеющие  право   в
   соответствии  с законодательством Российской Федерации на оказание
   платных юридических услуг,  в воинских частях,  дислоцирующихся за
   пределами   Российской   Федерации,   и   в  других  случаях,  при
   необходимости,  представителями подразделений  юридической  службы
   могут даваться консультации по правовым вопросам, не относящимся к
   деятельности органов  военного  управления,  воинских  должностных
   лиц.
       535. Время  и  место  работы,  руководство  и состав нештатной
   юридической   консультации   гарнизона    определяются    приказом
   начальника гарнизона и объявляются всем военнослужащим гарнизона и
   лицам гражданского персонала.  Для работы в нештатной  юридической
   консультации  гарнизона  могут  привлекаться представители органов
   военной прокуратуры, военных судов, органов воспитательной работы,
   правовой актив, специалисты различных служб.
       Помещение, где проводится консультация, должно иметь свободный
   доступ военнослужащих, лиц гражданского персонала, других граждан.
   Оно оборудуется средствами телефонной связи.  Другие технические и
   информационные    средства,   правовая   литература,   официальные
   источники нормативных правовых актов,  необходимые для организации
   нормальной работы, определяются приказом начальника гарнизона. Как
   правило, консультация ведется в гарнизонном Доме офицеров.
       536. Офицер  (должностное  лицо)  юридической службы,  ведущий
   юридическую консультацию:
       сообщает посетителю  свою  фамилию,  имя и отчество,  воинское
   звание и занимаемую должность;
       внимательно выслушав   посетителя,   подробно   уясняет   суть
   задаваемого вопроса,  определяет характер правоотношений  и  закон
   или    иной    нормативный    правовой    акт,   которым   следует
   руководствоваться при ответе;
       запрашивает от  соответствующих  должностных  лиц  информацию,
   документы,   справки   и   другие   сведения,   необходимые    для
   подтверждения     или    опровержения    излагаемых    посетителем
   обстоятельств,  правовой  их  оценки,  а  также  для   полного   и
   аргументированного ответа на поставленные вопросы;
       защищает интересы военнослужащих,  членов их семей,  оказывает
   им  всяческую  поддержку в реализации прав и льгот,  установленных
   законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих;
       при необходимости  разъясняет,  что  в  соответствии с Законом
   Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании
   в  суд  действий  и  решений,  нарушающих права и свободы граждан"
   военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и  решения
   органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих
   их права и свободы;
       принимает предложения,   заявления   и  жалобы  посетителей  и
   регистрирует  их  в  установленном  порядке.  Устные  предложения,
   заявления  и  жалобы  заносит в книгу учета посетителей,  в тот же
   день доводит их до командиров и начальников, в компетенции которых
   находится  решение  вопроса,  сообщает  заявителям в установленные
   сроки о принятых по ним решениях;
       дает разъяснения   посетителю,   куда   следует  обратиться  с
   предложением,  заявлением или жалобой, если поставленный вопрос не
   относится к ведению органов военного управления, воинской части;
       принимает письменные  или  устные  просьбы  о  личном   приеме
   соответствующими  должностными  лицами,  сообщает заявителям после
   согласования время и место такого приема;
       сообщает заявителям  о ходе рассмотрения их обращений в органе
   военного управления, воинской части;
       по просьбе заявителей готовит письменные сообщения (справки) о
   решениях,  принятых по их  предложениям,  заявлениям,  жалобам,  о
   результатах     личного    приема    соответствующим    командиром
   (начальником), разъясняет порядок их обжалования.
       537. При возникновении сложных вопросов, требующих тщательного
   изучения фактического материала, наведения дополнительных справок,
   вызывающих  определенные  затруднения  в  правовой  оценке фактов,
   имеющих юридическое значение, консультирующий может отложить ответ
   для  предварительной  его  подготовки,  согласовав  время  и место
   повторной консультации.
       538. Не  может  быть  отказано  в получении консультации истцу
   (заявителю)  в  порядке  подготовки  к   судебному   процессу   по
   гражданскому  делу,  ответчиком  (стороной)  по  которому является
   командир воинской части или иное должностное лицо органа  военного
   управления.
       Если в ходе консультации сообщается о нарушениях законности  в
   деятельности  органа  военного  управления  или  должностных  лиц,
   полученные  сведения  докладываются   соответствующему   командиру
   (начальнику)  для  принятия  необходимых  мер  по  их устранению и
   предупреждению.
       539. Письменные  сообщения  (справки) о решениях,  принятых по
   предложениям,  заявлениям и жалобам,  о результатах личного приема
   готовятся на бланке с угловым штампом воинской части и оформляются
   в соответствии с требованиями  Инструкции  по  делопроизводству  в
   Вооруженных  Силах  Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу
   Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 170).
       Справка по   правовым   вопросам   (по   законодательству)   -
   письменная или устная правовая информация,  содержащая сведения  о
   законодательстве  и  практике  его осуществления (применения),  не
   влекущая  правовых  последствий   и   обеспечивающая   эффективную
   реализацию правовых норм. Такие справки подписываются должностными
   лицами юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

                      Раздел XVI. ПРАВОВАЯ РАБОТА
           ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКЕ
                И ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВООРУЖЕННЫХ
                        СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       540. Правовая подготовка и правовое воспитание личного состава
   являются  основой   успешного   проведения   правовой   работы   в
   Вооруженных Силах Российской Федерации.
       В решении задач правовой  подготовки  и  правового  воспитания
   важная  роль  принадлежит  Целевой  программе правового воспитания
   личного состава и поддержания  правопорядка  в  Вооруженных  Силах
   Российской   Федерации,   положениям   Приказа   Министра  обороны
   Российской Федерации 1999 г.  N 333 и директивы  Министра  обороны
   Российской Федерации 1999 г. N Д-6.
       541. Правовая  подготовка  личного  состава  Вооруженных   Сил
   Российской Федерации осуществляется путем:
       изучения правовых дисциплин в соответствии с учебными  планами
   военно - учебных заведений;
       изучения правовых вопросов в системе  командирской  подготовки
   офицерского состава;
       изучения тем по правовой подготовке в  системе  общественно  -
   государственной подготовки всех категорий военнослужащих;
       проведения методических  сборов  и   семинаров   по   правовым
   вопросам;
       проведения информирования,   лекций   и   бесед   по  правовым
   вопросам;
       систематической самостоятельной работы каждого военнослужащего
   по изучению законодательства и практики его применения.
       542. Систематическое   повышение   правовых   знаний    каждым
   военнослужащим   является  одной  из  важных  задач  в  работе  по
   укреплению правопорядка и воинской дисциплины в  войсках  (силах).
   Самостоятельное   изучение  военнослужащими  нормативных  правовых
   актов Российской Федерации,  воинских уставов, приказов и директив
   Министра  обороны  Российской  Федерации  и практики их применения
   является основной формой правовой подготовки военнослужащих.
       543. Уровень   правовой   подготовки   военнослужащих   должен
   отражаться   в    аттестациях    и    служебных    характеристиках
   военнослужащих.
       544. Командиры (начальники)  обязаны  обеспечивать  наличие  в
   каждой  воинской  части  нормативных  правовых  актов  по вопросам
   жизнедеятельности Вооруженных Сил,  прав и льгот военнослужащих  и
   гражданского   персонала,   справочной   литературы   по  правовым
   вопросам.
       В этих  целях  в  воинских  частях  и подразделениях создаются
   уголки правовых знаний, организуется индивидуальная и коллективная
   подписка   на   периодические  издания  по  правовой  тематике,  в
   библиотеках  комплектуются  подборки  юридической   и   справочной
   литературы.
       545. Под правовым воспитанием  понимается  целеустремленное  и
   систематическое   влияние   на   сознание,  чувства  и  психологию
   военнослужащих с целью формирования у них  глубоких  и  устойчивых
   правовых  представлений,  убеждений и чувств,  привития им высокой
   правовой  культуры,  навыков  и  привычек  активного  правомерного
   поведения.
       Главной задачей правового воспитания является достижение того,
   чтобы  военнослужащие знали,  строго и точно соблюдали Конституцию
   Российской  Федерации  и  федеральные  законы,  Военную   присягу,
   общевоинские уставы,  требования других нормативных правовых актов
   и активно участвовали в их реализации.
       546. Основными  задачами  правового воспитания личного состава
   Вооруженных Сил Российской Федерации являются:
       обучение военнослужащих правовым знаниям;
       превращение полученных правовых знаний в личные  убеждения,  в
   практические навыки и привычки правомерного поведения;
       привитие военнослужащим   чувства   нетерпимости    к    любым
   отступлениям от требований правовых норм;
       формирование готовности  и   умения   военнослужащих   активно
   отстаивать и защищать свои права;
       укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах.
       547. На  практике  правовая  подготовка  и правовое воспитание
   осуществляются по двум направлениям:  путем разъяснения и изучения
   действующего  законодательства  и  путем воздействия на сознание и
   чувства людей практикой применения правовых норм.
       548. Основными    средствами    правового   воспитания   путем
   разъяснения и изучения права являются:
       правовая пропаганда;
       правовое обучение;
       правовое самообразование.
       549. Воздействие на сознание и чувства военнослужащих правовой
   практикой осуществляется с использованием таких средств, как:
       поддержание твердого уставного порядка;
       личный пример командиров (начальников);
       правильная дисциплинарная практика;
       своевременное и   законное   разрешение   жалоб,  заявлений  и
   предложений;
       создание действенной  системы социальной защиты военнослужащих
   и членов их семей;
       деятельность органов военной юстиции;
       участие военнослужащих в работе  по  укреплению  законности  и
   правопорядка.
       550. Организация правовой подготовки  и  правового  воспитания
   личного   состава,   руководство   ими  и  ответственность  за  их
   действенность возлагаются на командиров (начальников).
       Непосредственное проведение  мероприятий  правового воспитания
   осуществляют  органы  воспитательной  работы  с  участием  штабов,
   подразделений   юридической   службы.   В  этой  работе  командиры
   (начальники),  штабы, органы воспитательной работы взаимодействуют
   с органами военной прокуратуры,  военными судами, территориальными
   правоохранительными органами,  юридическими  научными  и  учебными
   заведениями.
       551. Должностные  лица  юридической  службы  оказывают  помощь
   командирам  (начальникам)  в  организации  и  проведении  правовой
   подготовки и правового воспитания путем участия:
       в подготовке   соответствующих  приказов  и  директив,  планов
   учебных и факультативных мероприятий;
       в корректировке  типовых  программ  изучения  законодательства
   различными  категориями  личного  состава,  в  подготовке  лекций,
   методических пособий, в проведении занятий;
       в пропаганде и разъяснении нормативных правовых актов;

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное