Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 4 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА (ПРИНЯТО 10.03.2004)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 6
 
   системы  социальных  выплат и льгот к условиям рыночных  отношений.
   Предстоит   осуществить   поэтапную,  согласованную   с   политикой
   доходов,  замену  существующей системы льгот,  социальных  пособий,
   субсидий  и  компенсаций  на  адресную  систему  социальной  защиты
   населения,  при  которой  государственная социальная  помощь  будет
   предоставляться  семьям с низкими доходами в денежной  форме  и  по
   заявительному    принципу.   Реформированию   будут    подвергаться
   социальные   льготы,  финансируемые  из  бюджетных   средств.   Для
   субъектов  хозяйствования сохранится право на предоставление  льгот
   за  счет собственных средств. Прежний порядок предоставления  льгот
   будет  сохранен для отдельных категорий лиц, имеющих особые заслуги
   перед государством.
       В течение 2004 - 2006 гг. необходимо разработать правовые нормы
   по    регулированию    системы   адресной   социальной    поддержки
   малообеспеченных групп населения и решить задачу по их реализации.
       В  Беларуси  развитие  и совершенствование  нормативно-правовой
   базы   социальной   защиты   будет   осуществляться   в   следующих
   направлениях:  реформирование социальных  льгот;  совершенствование
   налогообложения доходов граждан, порядка предоставления  социальной
   помощи,    финансового    обеспечения.    Продолжится    реализация
   унифицированной программы адресной социальной помощи,  направленной
   на   повышение  уровня  жизни  малообеспеченных  слоев   населения,
   обеспечение  гарантированности социальной помощи на  основе  единых
   критериев предоставления пособия по нуждаемости (2002 - 2004 гг.)
       Нормотворческая работа по упорядочению социальных  льгот  будет
   направлена  на существенное ограничение их предоставления  широкому
   кругу  получателей  при сохранении основных льгот  и  гарантий  для
   отдельных   категорий   граждан   (ветераны   и   инвалиды   войны,
   нетрудоспособные  члены  семей  военнослужащих  и   иных   граждан,
   погибших   при   исполнении   служебных  обязанностей).   Средства,
   высвобождаемые   в   процессе   упорядочения   социальных    льгот,
   предусматривается   направить   на  усиление   социальной   защиты,
   оказание   адресной  социальной  помощи  нуждающимся,  реабилитацию
   территорий, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.
       В  Российской Федерации в период до 2006 г. усилия  государства
   будут    сосредоточены    на    решении   экономических    проблем,
   способствующих  сокращению  масштабов бедности,  а  также  усилению
   адресности социальной поддержки малообеспеченных групп населения.
       Основной   формой   адресной  социальной  поддержки   населения
   останутся пособия семьям, имеющим детей, предоставляемые семьям  со
   среднедушевым   доходом,  не  превышающим   величины   прожиточного
   минимума.  Вместе  с  тем  вопрос  постепенного  повышения  размера
   ежемесячного пособия на ребенка не может быть решен без  ликвидации
   образовавшейся  в  субъектах Российской Федерации задолженности  по
   его   выплате.   При   условии  сохранения  сложившихся   тенденций
   сокращения  задолженности  по  их  выплате  в  прогнозном   периоде
   появится возможность для повышения ежемесячного пособия на детей.
       Общей  задачей пенсионного обеспечения в Союзном государстве  в
   прогнозном   периоде  является  рост  реальных   размеров   пенсий,
   повышение    их   покупательной   способности   при   одновременной
   оптимизации их предоставления.
       При  имеющих  место различиях в подходах к путям реформирования
   пенсионной  системы  главными  приоритетами  при  создании   единой
   системы пенсионного обеспечения Союзного государства являются:
       -   поэтапное  приведение  уровня  пенсионного  обеспечения   в
   соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной  системы
   и  бюджетом  прожиточного минимума, а в перспективе  -  минимальным
   потребительским бюджетом пенсионера;
       -   унификация   порядка  расчета  пенсий  в   зависимости   от
   продолжительности страхового стажа и заработка и  суммы  уплаченных
   страховых взносов;
       -  введение  гибкой системы выхода на пенсию, предусматривающей
   повышение  размеров пенсий за больший стаж работы (более длительный
   срок уплаты страховых взносов).
       Государства   будут   содействовать   развитию   дополнительных
   пенсионных  программ,  формируемых  за  счет  добровольных  взносов
   работников и их нанимателей (работодателей).
       В  Республике  Беларусь  в  2004 - 2006  гг.  будет  продолжена
   работа,   направленная   на  обеспечение  финансовой   устойчивости
   пенсионной  системы, повышение пенсий, своевременности  их  выплат.
   Совершенствование  пенсионного обеспечения будет  осуществляться  в
   соответствии  с Концепцией реформы системы пенсионного  обеспечения
   в стране.
       Проведение      организационно-структурных      преобразований,
   направленных  на  построение  многоуровневой  пенсионной   системы,
   требует  внесения  существенных изменений в  правовое  обеспечение,
   принятия  пакета законодательных актов, регулирующих весь  комплекс
   вопросов  ее  организации и функционирования.  Разработка  правовой
   базы  будет  осуществляться в рамках каждой составляющей пенсионной
   системы.  Предусматривается разработка базовых законов "Об  основах
   пенсионной  системы  в  Республике  Беларусь",  "О  государственном
   страховании  и  государственных страховых пенсиях", "О  пенсиях  по
   государственному  пенсионному обеспечению",  "О  тарифах  страховых
   взносов    на    государственное   пенсионное   страхование",    "О
   негосударственных пенсионных фондах", "О дополнительном  пенсионном
   обеспечении".
       Среднемесячный  размер пенсии по возрасту в  2004  г.  составит
   139,3  - 148 тыс. бел. руб. и увеличится по сравнению с 2003  г.  в
   1,3  раза, а минимальный размер пенсии по возрасту - соответственно
   85,2  -  88,9  тыс.  бел. руб. и в 1,2 раза. В  прогнозном  периоде
   соотношение  средней пенсии по возрасту и средней заработной  платы
   предусматривается на уровне 43% (в 2006 г. - 44%),  а  минимального
   размера  пенсии  по  возрасту  и бюджета  прожиточного  минимума  -
   70,4%.   Перерасчеты   трудовых  пенсий  будут   осуществляться   в
   зависимости от роста доходов работников-плательщиков (до  4  раз  в
   год,  но  не  менее  одного раза в год),  а  минимальных  пенсий  -
   ежеквартально в связи с изменением бюджета прожиточного минимума.
       В  Российской Федерации развитие пенсионного страхования  будет
   направлено  на: обеспечение баланса пенсионной системы  в  условиях
   роста  отчислений  на финансирование накопительной  части  трудовой
   пенсии   и   соблюдения  принципа  целевого  расходования   средств
   пенсионных накоплений; создание соответствующей инфраструктуры  для
   обеспечения   процесса   формирования  и   инвестирования   средств
   пенсионных   накоплений;  обеспечение  включения  негосударственных
   пенсионных  фондов в систему обязательного пенсионного  страхования
   профессиональных пенсионных систем.
       В соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств
   для  финансирования накопительной части трудовой пенсии" в 2004  г.
   продолжится   создание   системы  государственного   регулирования,
   контроля  и  надзора в сфере формирования и инвестирования  средств
   пенсионных накоплений.
       В  2005  -  2006  гг.  будет продолжена  работа  по  подготовке
   нормативной    правовой   базы,   обеспечивающей    прозрачный    и
   контролируемый   механизм   инвестирования   средств   обязательных
   пенсионных  накоплений. В прогнозный период  начнется  формирование
   обязательных  профессиональных  пенсионных  систем.  Это  потребует
   подготовки  нормативных актов по обеспечению процесса их  создания,
   регистрации и функционирования.
       Назначение   и   выплата  пенсий  в  прогнозный  период   будет
   осуществляться  в  соответствии  с законодательством,  введенным  в
   действие  с  1 января 2002 г. Будет проводиться выплата  базовой  и
   страховой  частей пенсии. Индексация пенсий будет осуществляться  в
   соответствии   с   нормами   законодательства   исходя   из   роста
   потребительских  цен, заработной платы и доходов Пенсионного  фонда
   Российской Федерации.
       Средний  размер трудовой пенсии в 2004 г. составит  1931  росс.
   руб.  в  месяц и к 2006 г. возрастет до 2533 росс. руб., или  более
   чем  на  30%,  в  том  числе размер базовой части  трудовой  пенсии
   составит  в 2006 г. 801 росс. руб. и увеличится на 18,8%, а  размер
   страховой  части  составит 1732 росс. руб.  и  увеличится  на  37,8
   процента.  В  2004 - 2006 гг. средний размер трудовой пенсии  будет
   превышать величину прожиточного минимума пенсионера.
       Доходы  распределительной части обязательной пенсионной системы
   обеспечат  сбалансированность бюджетов Пенсионного фонда Российской
   Федерации  на  2004  -  2006  гг. Объем средств  на  финансирование
   накопительной части трудовой пенсии в 2004 г. составит  86,5  млрд.
   росс.  руб.  и  к 2006 г. увеличится до 171 росс. млрд.  руб.,  или
   почти в 2 раза.
   
             10.2. Демографическое развитие и рынок труда
                                   
       Стратегия двух государств в сфере занятости будет направлена на
   формирование  ее  рациональной структуры,  повышение  эффективности
   использования  и  конкурентоспособности рабочей  силы.  В  качестве
   приоритетных направлений определены совершенствование  структуры  и
   повышение  качества  рабочих мест, стимулирование  развития  малого
   бизнеса     и     индивидуального     предпринимательства,     рост
   профессионального   уровня   и   эффективности   труда    кадрового
   потенциала.
       Однако,  несмотря  на  единство  поставленных  целей  и  задач,
   тенденции  развития  занятости  населения  в  2004  -  2006  гг.  в
   Российской   Федерации   и   Республике   Беларусь   будут    иметь
   разнонаправленный  характер. В Беларуси  процессы  реструктуризации
   производства  будут сопровождаться сокращением скрытой  безработицы
   и  высвобождением избыточной численности работников,  что  повлечет
   за   собой   снижение  уровня  занятости  населения.  По  прогнозу,
   численность работающих в экономике уменьшится с 4,3 млн. в 2004  г.
   до  4,2  млн.  чел.  в  2006  г.,  или  на  1,6%.  В  России  более
   благоприятные  условия  для инвестирования создания  новых  рабочих
   мест,  включая сферу малого бизнеса, обеспечат реальную возможность
   для  роста  занятости  населения  в общественном  производстве.  По
   расчетам,    численность   работающих   в   экономике    увеличится
   соответственно с 66,0 млн. до 66,5 млн. чел., или на 0,8%.
       Прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре занятости населения
   обоих  государств  будут  характеризоваться дальнейшим  увеличением
   численности  работников в непроизводственной сфере. По расчетам,  в
   Беларуси  доля занятых здесь возрастет с 30,7% до 36%, в  России  -
   с. 30,5% до 32%. Прирост занятых в непроизводственной сфере, как  в
   России, так и Беларуси, будет обеспечен, в первую очередь, за  счет
   увеличения  численности работников в образовании,  здравоохранении,
   жилищно-коммунальном   хозяйстве   при   одновременном   уменьшении
   занятых  в  аппарате управления. В то же время тенденции  изменения
   занятости  в  материальном производстве будут иметь противоположный
   характер.   В   Беларуси   перераспределение   рабочей    силы    в
   непроизводственную   сферу   будет  сопровождаться   высвобождением
   работников из основных производственных отраслей, в то время как  в
   России    прогнозируется   увеличение   численности    занятых    в
   материальном   производстве  за  счет  роста  числа  работающих   в
   промышленности и строительстве.
       Активизация  процессов  высвобождения рабочей  силы  вследствие
   реструктуризации    производства,    сопровождаемое     увеличением
   численности  лиц,  вступающих в трудоспособный  возраст,  обусловят
   рост  масштабов  предложения рабочей силы на рынке  труда  Беларуси
   при  снижении  спроса  на нее. По прогнозу, уровень  регистрируемой
   безработицы  к  концу  2006 г. составит 3,7 - 3,8%  от  численности
   экономически  активного  населения. Рост предложения  рабочей  силы
   ожидается  и на российском рынке труда, но он в большей мере  будут
   обусловлен  ростом численности населения в трудоспособном  возрасте
   и  выходом  на  рынок  труда граждан, ранее  не  претендовавших  на
   рабочие   места.   Уровень  регистрируемой  безработицы   к   концу
   прогнозного периода увеличится в России с 1,8% до 2,5%. В то  время
   как  более высокий уровень безработицы в Республике Беларусь  будет
   иметь преимущественно структурный характер.
       В  2004 - 2006 гг. основные усилия государства будут направлены
   на  поддержание управляемой ситуации на регистрируемом рынке  труда
   и  удержание безработицы в социально приемлемых пределах на  основе
   стимулирования  создания новых рабочих мест, повышения  отраслевой,
   профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы,  роста
   ее   конкурентоспособности.  В  качестве  одного   из   приоритетов
   предусматривается усиление адресной социальной защиты  граждан,  не
   конкурентоспособных  на  рынке труда.  Для  достижения  этих  задач
   необходимо реализовать следующие меры:
       -  разработка  эффективного финансово-экономического  механизма
   создания  новых  рабочих мест в наукоемких  производствах  и  сфере
   услуг;
       -  стимулирование развития малого бизнеса в сфере  производства
   на  базе  реконструируемых предприятий,  в  том  числе  посредством
   размещения     государственных    заказов,     создания     системы
   микрокредитования и др.;
       -    активное   содействие   развитию   предпринимательства   и
   самозанятости   населения  путем  его  государственной   поддержки,
   введения   упрощенного   порядка  регистрации,   сокращения   видов
   деятельности,    подлежащих   лицензированию,   развития    системы
   льготного финансово-кредитного обеспечения;
       -   создание  действенного  механизма  сохранения  и   развития
   кадрового  потенциала  через систему профессионального  обучения  и
   повышения    квалификации    непосредственно    на    производстве,
   организацию  опережающего переобучения высвобождаемых работников  в
   связи с реструктуризацией производства;
       -  повышение  инвестиционной активности нанимателей  всех  форм
   собственности;
       - повышение социального статуса, видов и масштабов общественных
   работ   с   учетом  половозрастного  и  профессионального   состава
   безработных, а также потребностей территориальных (местных)  рынков
   труда;
       -  оказание адресной социальной поддержки безработным на основе
   их  профилирования  и  увязки размера пособия с  величиной  бюджета
   прожиточного минимума;
       -  содействие  внешней  трудовой миграции  на  основе  создания
   единой системы ее учета и регулирования, включая унифицированную  с
   Россией нормативно-правовую базу;
       -  формирование единого рынка труда и дальнейшее  развитие  его
   инфраструктуры.
       Ключевой    задачей   является   более   интенсивное   развитие
   интеграционных   процессов   в  Союзном   государстве   посредством
   постепенного объединения национальных рынков и формирования  общего
   рынка   труда   в  законодательном  поле.  Правовая  база   единого
   трудового  пространства должна устанавливать единые организационные
   и   экономические  основы  содействия  занятости  граждан  Союзного
   государства,  а также обеспечения равного их доступа  к  социальным
   гарантиям  на  всей его территории. В этих целях разработан  проект
   Программы   совместной   деятельности  по   дальнейшему   сближению
   законодательства  в  социально-трудовой сфере и уровней  социальных
   гарантий граждан Беларуси и России на 2004 - 2008 гг.
       Кроме   того,  необходимо  принять  унифицированный   Закон   о
   занятости,  регламентирующий единые принципы и механизмы социальной
   защиты  населения  от  безработицы в рамках  Союзного  государства.
   Представляется    целесообразным   разработать   единый    механизм
   начисления  и  выплат пособия по безработице, в  частности,  увязав
   его  размер в Беларуси с прожиточным минимумом, как и в России.  По
   аналогии   с   Россией  следует  также  разрабатывать   специальные
   программы поддержки социально уязвимых категорий граждан  на  рынке
   труда.  В  целях обеспечения равных социальных гарантий безработным
   гражданам  в  Союзном государстве целесообразно  начать  проработку
   создания    специального   Межгосударственного   фонда   содействия
   занятости   для   компенсации  затрат  государств  на   обеспечение
   занятости своих граждан на территории Союзного государства.
       В  рамках  Союза Беларуси и России предусматривается продолжить
   работы  по  организации унифицированной системы сбора информации  и
   мониторинга   рынка   труда,  разработке   единого   классификатора
   занятий,   адаптированного  к  потребностям  общего   рынка   труда
   Союзного  государства  и  международным стандартам.  В  этих  целях
   представляется необходимым:
       -  разработка межгосударственной совместной программы занятости
   населения,  а  также  межгосударственного  соглашения  о   создании
   рабочих мест в сферах совместного производства;
       -  формирование  общего  в рамках Союза  информационного  банка
   данных о свободных рабочих местах;
       -  создание единой информационной базы о состоянии национальных
   рынков труда и системы их мониторинга;
       -    координация    профессионально-квалификационной    системы
   подготовки  и  переобучения  кадров всех  уровней  с  потребностями
   рынка труда Союзного государства;
       -  координация  планов  работ государственных  служб  занятости
   населения,  центров  подготовки  и повышения  квалификации  кадров,
   переподготовки безработных в рамках Союза;
       -  разработка единого статистического учета занятости населения
   и безработицы в соответствии с методологией МОТ.
       Для  свободного перемещения рабочей силы необходимо: обеспечить
   приоритетное   право   граждан  Беларуси  и  России   на   трудовую
   деятельность  в пределах Союза; разработать систему совместных  мер
   по  адаптации  иммигрантов, вовлечению их  в  российско-белорусский
   социум;  упростить  форму  и  процедуру  предоставления  легального
   статуса    трудящимся-мигрантам.    Для    решения    этих    задач
   представляется     необходимым     создание     единой      системы
   государственного   регулирования  в   области   трудовой   миграции
   населения,   включая   формирование   унифицированной   нормативно-
   правовой базы.
   
               10.3. Развитие отраслей социальной сферы
                                   
       Основной  целью  развития  отраслей социальной  сферы  Союзного
   государства  в прогнозном периоде является обеспечение  устойчивого
   развития    системы    образования,   здравоохранения,    культуры,
   физической  культуры,  спорта и туризма, жилищной  сферы;  создание
   условий,  обеспечивающих  доступность и равные  права  в  получении
   услуг  указанных  отраслей для широких слоев населения  Беларуси  и
   России.
       В   качестве   главной  цели  в  области  развития  образования
   выдвигается  повышение эффективности использования образовательного
   потенциала  союзного  государства и  конкурентоспособности  системы
   образования на рынке образовательных услуг.
       Реализация  этой цели предполагает решение в 2004 г.  следующих
   задач:  продолжение  начавшихся реформ в  сфере  образования  обоих
   государств,  в том числе совершенствование структуры  и  содержания
   общего   среднего  образования,  повышение  качества   образования,
   обновление материально-технической и учебной базы.
       В    прогнозном    периоде   продолжится   компьютеризация    и
   информатизация    учебного    процесса,    приобретение     учебно-
   лабораторного   оборудования,   научной   и   учебной   литературы,
   разработка современных учебных программ, создание единого  союзного
   образовательного пространства.
       В  области дошкольного образования будет продолжена работа  по:
   обеспечению   условий   для   полного   охвата   детей   дошкольным
   воспитанием, начиная с 5-летнего возраста, с целью подготовки их  к
   обучению  в начальной школе; формированию гибких программ  обучения
   в соответствующих образовательных учреждениях.
       В  течение  прогнозного  периода  получит  дальнейшее  развитие
   высшее и среднее профессиональное образование.
       Прием  студентов  в  государственные высшие  учебные  заведения
   Беларуси  составит  в 2004 г. более 65 тыс. чел.  и  увеличится  по
   сравнению  с  оценкой 2003 г. на 1,2%, а учащихся в государственные
   учреждения среднего профессионального образования - 54 тыс. чел.
       Будут    продолжены    структурная    перестройка    подготовки
   специалистов   в  соответствии  с  задачами  развития  национальных
   экономик  и  их  конкурентоспособности,  а  также  поиск  социально
   приемлемого   баланса  платных  и  бесплатных   услуг   в   области
   образования  при  сохранении бесплатного  и  общедоступного  общего
   образования  в соответствии с конституционными правами  граждан  на
   его получение.
       В прогнозном периоде продолжится дальнейшее развитие интеграции
   в  области  образования между Беларусью и Россией путем  разработки
   согласованной  государственной  политики  в  сфере  образования   и
   важнейших совместных программ и мероприятий.
       Образовательное   пространство   Союзного   государства   будет
   развиваться в направлениях:
       -  открытости  систем  образования  двух  стран,  эффективности
   использования их образовательного потенциала;
       -  активного  сотрудничества в области образования  со  многими
   российскими регионами;
       -  дальнейшего  развития  межвузовской  интеграции  в  создании
   согласованных     образовательных    стандартов,    классификаторов
   специальностей   и   специализаций,   нормативных   документов   по
   лицензированию, аккредитации и аттестации учебных заведений;
       -  разработки  перспективных  совместных  белорусско-российских
   образовательных проектов.
       Важным   направлением  законотворческой  деятельности  Союзного
   государства за пределами 2004 г. должно стать унификация Закона  об
   образовании.
       В области развития культуры и искусства интеграционные процессы
   между   Беларусью  и  Россией  ограничиваются  в  настоящее   время
   мероприятиями по культурным обменам.
       Однако  не  все мероприятия согласованы с Постоянным  комитетом
   Союзного  государства. Из них: организация "Славянского  базара"  и
   художественных   выставок;  проведение   капитального   ремонта   и
   реставрации  мемориального  комплекса  "Брестская  крепость-герой";
   организация обменных гастролей и т.д.
       За пределами 2004 г. намечается разработка Совместной программы
   "Общее культурное пространство Союзного государства".
       Основной целью государственной политики Союзного государства  в
   области    здравоохранения    в   прогнозном    периоде    является
   восстановление,  укрепление  и  сохранение  здоровья  населения  на
   основе    правовых,   экономических   и   организационных   условий
   предоставления медицинских услуг.
       В  связи  с  этим  в  2004  г.  в сфере  здравоохранения  обоих
   государств  предполагается  решение  следующих  задач:  обеспечение
   сбалансированности объемов государственных гарантий  предоставления
   населению  бесплатной,  качественной  медицинской  и  лекарственной
   помощи   с   учетом  введения  стандартов  диагностики  и  лечения,
   проведение структурных преобразований в системе здравоохранения,  а
   также     поддержание    стабильной    санитарно-эпидемиологической
   обстановки.
       Выполнение  этих задач требует продуманной политики  в  области
   финансирования и выбора эффективной модели развития.  В  прогнозном
   периоде  продолжится поэтапная отработка в республике новой медико-
   экономической  модели  развития отрасли,  постепенное  выравнивание
   условий  финансирования по территориям (с учетом этапности оказания
   медицинской помощи).
       В  условиях постоянного бюджетного дефицита финансовых  средств
   для     повышения     эффективности    функционирования     системы
   здравоохранения    будет   продолжена   работа   по    формированию
   многоканальной системы финансирования при сохранении,  как  основы,
   бюджетного   финансирования  и  развития  внебюджетных   источников
   (добровольного   медицинского  страхования,   платных   медицинских
   услуг).
       Будет  продолжена структурная перестройка медицинской помощи  с
   перераспределением   ресурсов  на  более  эффективные   направления
   деятельности  с  внедрением новых медицинских  технологий  с  целью
   оптимизации сети амбулаторно-поликлинических учреждений.
       В   среднесрочном  периоде  особое  внимание  предусматривается
   обратить  на  совершенствование системы лекарственного  обеспечения
   населения.   Необходимо   более  полно   использовать   возможности
   хозяйственной  самостоятельности государственной  аптечной  системы
   для  расширения ассортимента и количества приобретаемой медицинской
   продукции.
       В  прогнозном периоде в рамках Союзного государства  необходима
   разработка  и  принятие  межгосударственных  совместных   программ,
   которые  должны  стать  мощным двигателем  развития  интеграционных
   процессов в области здравоохранения.
       К числу совместных программ следует отнести: Концепцию создания
   интегрированной системы здравоохранения, где должны  быть  отражены
   научно  обоснованные представления о перспективной модели  развития
   системы  здравоохранения Союзного государства, а  также  подходы  к
   созданию   правового   механизма  управления  процессом   улучшения
   здоровья и качества жизни населения.
       Для   разработки  и  реализации  межгосударственных  совместных
   программ   Союзного   государства   по   развитию   здравоохранения
   необходимо  создание  системы государственной поддержки  в  области
   финансирования.
       В     прогнозном     периоде     предусматривается     активное
   межгосударственное  сотрудничество в  области  развития  физической
   культуры  и спорта, разработка мероприятий по формированию  единого
   туристского пространства в рамках Союзного государства.
       Основной  задачей развития жилищной сферы является  обеспечение
   граждан  страны  комфортабельным,  энергоэффективным,  относительно
   недорогим жильем.
       На  01.01.2003  г. средняя обеспеченность жильем  в  Республике
   Беларусь составила 21,9 кв. м общей площади на 1 человека. К  концу
   2004  г.  этот показатель предполагается довести до 22,3 кв.  м,  а
   концу  2006  г. - 22,9 кв. м. Ввод жилья в расчете на 1 человека  и
   уровень  средней  обеспеченности в основном соответствует  величине
   аналогичных показателей центральных областей Российской Федерации.
       Объемы   ввода  общей  площади  жилых  помещений  в   2004   г.
   прогнозируются  на  уровне 2700 - 3200 тыс. кв. м.,  что  превышает
   параметры, установленные программой на 2001 - 2005 гг.
       Для  улучшения  жилищных  условий льготных  категорий  граждан,
   определенных  законодательством,  предполагается  ввести  более  40
   тыс. кв. м общей площади жилых помещений.
       Финансирование  жилищного  строительства  в  2004  году   будет
   осуществляться  преимущественно  за  счет  внебюджетных  средств  -
   примерно  80%,  при  этом собственные средства  населения  составят
   более 40% от общего объема инвестиций в жилищное строительство.
       Государственная  политика в области жилищного  строительства  в
   прогнозном   периоде   будет  развиваться  по  следующим   основным
   направлениям:
       - сохранение стабильных объемов строительства жилья;
       -  стимулирование  притока внебюджетных  средств  и  сокращение
   бюджетного   финансирования   жилищного   строительства   за   счет
   привлечения средств банков с компенсацией им из бюджета  потерь  от
   предоставления кредитов на льготной основе;
       -    совершенствование    системы   финансирования    жилищного
   строительства в сельской местности;
       - строительство за счет бюджетных средств социального жилья для
   отдельных  категорий граждан и государственная финансовая поддержка
   граждан,  состоящих  на  учете  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
   условий;
       - наращивание объемов строительства жилья для отселения граждан
   из  сносимых и переоборудуемых ветхих и непригодных для  проживания
   жилых домов;
       -  уменьшение объемов незавершенного строительства и завершение
   начатых  строительством жилых домов в соответствии  с  заключенными
   договорами;
       -    совершенствование   нормативно-правовой   базы   жилищного
   строительства  с  целью  создания условий  для  свободного  доступа
   граждан  к  удовлетворению потребностей в  жилье  и  на  ее  основе
   развития    системы    строительных   сбережений    и    ипотечного
   кредитования;
       -   продолжение  работы  по  снижению  издержек   и   стоимости
   строительства жилья.
       Повышению   качества   жилых  помещений  будет   способствовать
   использование   в  строительстве  энергоэффективных,   экологически
   безопасных  материалов, конструкций, изделий, удобство  планировки,
   экономичность    в    содержании    и    обслуживании,    улучшение
   теплоизоляционных  свойств  домов,  оборудованность   приборами   и
   предметами домоустройства, инженерного оборудования.
       На  местном уровне основное внимание будет уделяться сокращению
   числа  семей,  состоящих на учете нуждающихся в улучшении  жилищных
   условий.  Стандарты  жилищной обеспеченности в  Беларуси  и  России
   имеют  некоторые  расхождения, что обусловливает направления  работ
   по согласованию соответствующих законодательств.
       Одним   из  направлений  улучшения  жилищных  условий   граждан
   является   эффективное   использование  и  сохранность   имеющегося
   жилищного  фонда - реконструкция, модернизация, капитальный  ремонт
   эксплуатируемых  зданий,  использование  пустующих   жилых   домов,
   текущее содержание жилья.
       Развитие жилищного строительства и эффективное функционирование
   жилищной  сферы  напрямую связано с развитием жилищно-коммунального
   хозяйства (ЖКХ), расширением состава и качества его услуг.
       В   жилищно-коммунальном  хозяйстве  будет  начата   реализация
   первого  этапа  (2004  -  2006  годы) Концепции  развития  жилищно-
   коммунального  хозяйства  Республики Беларусь  на  период  до  2015
   года.
       На данном этапе предусматривается:
       -  создать  условия  для формирования конкуренции  по  оказанию
   жилищно-коммунальных   услуг  (создание  частных   и   приватизация
   существующих организаций жилищно-коммунального хозяйства);
       -  осуществить  переход  на формирование  договорных  отношений
   преимущественно  на конкурсной основе в сфере жилищно-коммунального
   обслуживания;
       -  увеличить  объемы  работ по тепловой реабилитации  жилищного
   фонда;
       -  принять  меры по сокращению затрат на производство  жилищно-
   коммунальных услуг;
       -  сформировать условия для создания новых организационных форм
   эксплуатации жилищного фонда и осуществить ряд других мероприятий.
       Предусматривается   дальнейшее   продвижение   в    обеспечении
   самоокупаемости   услуг   ЖКХ,  что   ускорит   выравнивание   этих
   показателей в Беларуси и России.
       Необходимо взаимодействие и обмен положительным опытом России и
   Беларуси    в    вопросах    реформирования   жилищно-коммунального
   хозяйства, разработке унифицированного жилищного законодательства.
       Требуется  координация работ двух стран в  области  технической
   политики  и  научных  исследований  в  сфере  жилищно-коммунального
   хозяйства и жилищного строительства по внедрению достижений научно-
   технического прогресса, более широкому обмену позитивным опытом.
   
                     10.4. Охрана окружающей среды
            и рациональное использование природных ресурсов
                                   
       В  2004  - 2006 гг. деятельность по охране окружающей природной
   среды  будет направлена на стабилизацию экологической обстановки  в
   стране и ее улучшение в наиболее неблагополучных регионах.
       В  соответствии  с  Программой действий Республики  Беларусь  и
   Российской  Федерации по реализации положений Договора  о  создании
   Союзного  государства предусматривается реализация ряда  совместных
   программ   экологической   направленности,   предстоит   обеспечить
   формирование    единого    правового   механизма    природоохранной
   деятельности,  соответствующего  задачам  Союзного  государства   и
   современному  международному  праву  в  области  охраны  окружающей
   среды.
       Атмосферный   воздух.  За  последние   годы   почти   во   всех
   контролируемых   городах  Беларуси  приостановлен   процесс   роста
   загрязнения   воздуха   взвешенными  веществами,   оксидами   серы,
   углерода   и   азота,   а   также   специфическими   примесями    -
   сероуглеродом,  фенолом, аммиаком. Определяют проблему  загрязнения
   атмосферы  в  городах высокие концентрации формальдегида,  основным
   источником которого является автомобильный транспорт.
       В   прогнозном  периоде  основными  задачами  будет  дальнейшее
   снижение  выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,  в  том  числе
   парниковых     газов,    а    также    сокращение     использования
   озоноразрушающих веществ.
       Национальным  планом  действия по  рациональному  использованию
   природных  ресурсов  и охране окружающей среды Республики  Беларусь
   на  2001  -  2005  гг.  предусмотрены  мероприятия  по  дальнейшему
   снижению  вредных  выбросов  от  стационарных  источников:  ввод  в
   действие    нового    пылегазоочистного    оборудования,     замена
   высокосернистых видов топлива на малосернистые в крупных городах  и
   промышленных центрах, перевод автотранспорта на использование  газа
   в качестве топлива и др.
       Так  как  запрещенные к применению озоноразрушающие вещества  в
   Беларуси  не  производятся, основные усилия должны быть  направлены
   на  сокращение и прекращение использования озоноопасных  веществ  в
   промышленности, сельском хозяйстве, а также на проблему  рециклинга
   этих веществ.
       Водные ресурсы. Возобновляемые ресурсы пресных поверхностных  и
   подземных  вод  в Республике Беларусь достаточны для удовлетворения
   текущих  и ожидаемых потребностей в воде. Ресурсы речного  стока  в
   средний  по  водности  год составляют 57,9 куб.  км.  С  территорий
   соседних  государств  поступает ежегодно 22,2  куб.  км  транзитных
   речных  вод  (из  России - 14,9 куб. км, Украины -  7,3  куб.  км).
   Наиболее  обеспечены  водными  ресурсами  регионы,  приуроченные  к
   бассейнам  рек  Зап.  Двина и Неман, где  сосредоточено  почти  45%
   местного стока.
       Возобновляемые (естественные) ресурсы подземных вод  составляют
   15,9  куб. км в год. Эти воды являются основным и наиболее надежным
   источником   хозяйственно-питьевого   водоснабжения.   Максимальное
   количество  естественных  ресурсов  подземных  вод  формируется   в
   бассейнах Днепра (5,2 куб. км в год) и Немана (4,9 куб. км в год).
       В   прогнозном  периоде  суммарное  водопотребление,  как  и  в
   предыдущие годы, не превысит 2% от возобновимых водных ресурсов.
       Процент  экономии  воды вследствие внедрения  в  промышленность
   систем  оборотного  и  повторно-последовательного  водоснабжения  в
   целом  по  стране достаточно высок (92%) и в 2004 -  2006  гг.  эта
   тенденция сохранится.
       В  целях  эффективного использования водного фонда в прогнозном
   периоде   необходимо:   продолжить  комплексную   водохозяйственную
   деятельность  в  соответствии  с Национальным  планом  действий  по
   рациональному использованию природных ресурсов и охране  окружающей
   среды  Республики  Беларусь на 2001 - 2005 гг.; разработать  методы
   оценки    социально-экономических   и   экологических   последствий
   изменения  климата для водных ресурсов (изменение  гидрологического
   режима, баланса вод, качества воды и др.).
       Программой  ПРООН  -  ГЭФ экологического оздоровления  бассейна
   Днепра  на 2002 - 2004 гг. предусматривается международная (Россия,
   Украина,  Беларусь) эколого-экономическая оценка ущерба, наносимого
   р.  Днепр  от  всех  видов деятельности, в том числе  и  от  сброса
   загрязняющих   веществ  со  сточными  водами,  а  также   выработка
   эффективных мероприятий водопользования.
       Для  оценки  состояния водных объектов и  их  использования  на
   стадии    принятия   стратегических   водно-экологических   решений
   необходимо   предусмотреть   разработку   согласованных    процедур
   мониторинга трансграничных водных объектов.
       Земельные   ресурсы.   Оценивая  земельно-ресурсный   потенциал
   Беларуси      как      достаточно      высокий      (обеспеченность
   сельскохозяйственными и пахотными землями составляет  0,92  и  0,57
   га  на 1 жителя), следует отметить, что для повышения эффективности
   землепользования  основными  задачами  являются:  совершенствование
   земельных  отношений по пути развития различных форм  собственности
   и    механизма    госуправления   землепользованием,    оптимизация
   использования  земельных угодий, дальнейшее  осуществление  мер  по
   улучшению  и  охране  почвенного  покрова.  В  2004  -   2006   гг.
   предусматривается     рекультивировать      и      вовлекать      в
   сельскохозяйственный  оборот 3,5 - 3,8 тыс.  га  нарушенных  земель
   ежегодно.
       Будет  проводиться  работа по восстановлению экосистем,  охране
   редких  и  исчезающих  видов животных.  Важная  роль  в  сохранении
   биоразнообразия    принадлежит    особо    охраняемым     природным
   территориям.  В  прогнозном  периоде  будет  продолжена  работа  по
   приданию охранного статуса уникальным природным территориям.  Общая
   площадь    охраняемых    природных   территорий    предположительно
   увеличится до 8 - 9%.
       Развитие    геологоразведочной   отрасли    осуществляется    в
   соответствии  с  Программой ускорения геологоразведочных  работ  по
   развитию  минерально-сырьевой базы Республики Беларусь  на  2001  -
   2005  годы,  направленной  на  укрепление  собственной  минерально-
   сырьевой  базы  для  промышленности,  строительства,  коммунального
   хозяйства и других потребителей минеральных ресурсов.
       Для   дальнейшего   повышения  уровня   обеспеченности   страны
   собственными   минерально-сырьевыми   ресурсами   на    перспективу
   предусмотрено сконцентрировать геологоразведочные работы  и  усилия
   науки  на  таких приоритетных направлениях, как: поиск  и  разведка
   месторождений  нефти,  газа  и бурых углей;  оценка  алмазоносности
   выявленных  и  поиски  новых  диатрем, перспективных  на  выявление
   месторождений  алмазов;  поиск  благородных  металлов  и  различных
   месторождений   местных  полезных  ископаемых  для   удовлетворения
   потребностей экономики страны; подготовка к промышленному  освоению
   высокоминерализованных рассолов с целью комплексного  использования
   их  в  народном хозяйстве, а также имеющихся запасов железных  руд;
   поиск   и  подготовка  к  промышленному  освоению  эксплуатационных
   запасов  пресных  подземных  вод  в  целях  перевода  хозяйственно-
   питьевого   водоснабжения  населения  на  эти   воды,   как   более
   защищенные от техногенного загрязнения источники; поиск и  разведка
   минеральных  вод,  обладающих  высокими  лечебными  свойствами  для
   развития  в  стране  санаторно-курортных  комплексов;  региональное
   геологическое   изучение   недр   с   целью   выявления    основных
   закономерностей  распределения в них различных полезных  ископаемых
   и их прогнозной оценки.
       Лесное   хозяйство.  Политика  Беларуси  по  развитию   лесного
   хозяйства   предполагает   сохранение   и   приумножение   богатого
   ресурсного  и  экологического потенциала лесов. Для  этого  создано
   достаточная   нормативная   правовая  база.   Ее   основополагающим
   документом  является Лесной кодекс. Полное завершение  формирования
   нормативной  базы  ожидается  в  2006  г.  Такие  растянутые  сроки
   объясняются   тем,   что  с  1  января  2004  г.  предусматривается
   преобразовать Комлесхоз в Минлесхоз с возложением на  него  функций
   организации лесозаготовок, что предполагает разработку целого  ряда
   дополнительных подзаконных актов.
       В  основу  Прогноза социально-экономического развития  Союзного
   государства  на  2004  г.  и  по параметрам  Прогноза  до  2006  г.
   положены основные положения Концепции устойчивого развития  лесного
   хозяйства  Республики  Беларусь до 2015  г.  (утверждена  Кабинетом
   Министров  09.09.1996  г.),  Концепции развития  лесного  комплекса
   Республики   Беларусь  до  2015  г.  (одобрена  Советом   Министров
   29.09.1999   г.),   Республиканской   программы   рационального   и
   комплексного использования древесных ресурсов на 2002  -  2010  гг.
   (одобрена  Советом  Министров  11.10.2002),  Стратегического  плана
   развития лесного хозяйства Беларуси.
       В   прогнозном   периоде  сохранится  положительная   тенденция
   расширения   объемов   лесовосстановления.   В   2004   г.    объем
   лесовосстановительных работ составит 52,9 тыс.  га,  что  на  16,3%
   больше,  чем  в  2003  г. В связи с передачей  сельскохозяйственных
   земель  в  состав  Комлесхоза  к 2006 г.  объем  лесовосстановления
   также  значительно увеличится. Усохшие и вырубленные ельники (около
   90  тыс. га) предусматривается возобновить в основном дубом, сосной
   и  по  возможности  лиственницей. В целом в  ближайшей  перспективе
   прогнозируется  увеличение площадей дуба и других  твердолиственных
   пород (ясень, клен) на 1%.
       Рубки  ухода в молодняках в 2004 г. будут проведены на  площади
   53,5  тыс.  га (в 2003 г. - 54,4 тыс. га). Всего рубками  ухода  за
   лесом  в  2004  г. будет пройдено около 300 тыс. га  и  заготовлено
   4483,5   тыс.  куб.  м  ликвидной  древесины,  в  том   числе   при
   прореживании - 2236,8 тыс. куб. м и выборочных санитарных рубках  -
   1738,4  тыс.  куб. м. Вышеуказанные объемы заготовки  древесины  по
   сравнению  с  2003  г. составляют соответственно 108,5%,  112,3%  и
   109,4%.  Лесосечный фонд в 2004 г. составит 6977,7 тыс.  куб.  м  и
   сохранится практически на уровне 2003 г.
   
             11. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                   И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
                                   
       Совместная внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь
   и  Российской Федерации будет ориентирована на выполнение положений
   Договора  о  создании Союзного государства и Программы действий  по
   реализации его положений.
       В  2003  г. расширению торговли, как взаимной, так и с третьими
   странами  способствовало распространение российских железнодорожных
   тарифов   на   белорусские  субъекты  хозяйствования.  Продолжалась
   работа  по выработке единой торговой и таможенно-тарифной политики,
   по  унификации мер тарифного и нетарифного регулирования. Вместе  с
   тем   формирование  единой  таможенной  территории  не   завершено.
   Продолжается   контроль   на   белорусско-российской   границе   за
   поступлением  товаров  из третьих стран, не урегулирована  проблема
   взимания косвенных налогов.
       Внешнеэкономическая деятельность в 2004 г. будет осуществляться
   в  условиях  нестабильной мировой конъюнктуры,  сужения  спроса  на
   экспортные товары в странах-кандидатах на вступление в ЕС.
       Предусматривается    проведение   скоординированной    торговой
   политики  в  рамках  требований ВТО. С целью  осуществления  единой
   торговой   и   таможенно-тарифной  политики  намечается   завершить
   унификацию   национальных  нормативно-правовых  актов,   касающихся
   регулирования   внешней  торговли,  таможенного   законодательства,
   нормативно-правовых  актов,  обеспечивающих  защиту   экономических
   интересов  государств  в торговле с третьими  странами.  Необходимо
   идентифицировать  такие  важнейшие  нормативно-правовые  акты  как:
   таможенные   кодексы,  законы  о  таможенном   тарифе,   законы   о
   государственном  регулировании  внешнеэкономической   деятельности,
   законы  о  мерах  по  защите  экономических  интересов  государств-
   участников при осуществлении внешней торговли.
       Будет  продолжена работа по реализации Соглашения о  завершении
   унификации  и  создания  единой  системы  тарифного  и  нетарифного
   регулирования в Союзном государстве.
       Целесообразно разработать проект нормативного правового акта об
   отмене   экспортных   таможенных  пошлин   на   товары,   вывозимые
   предприятиями  Республики  Беларусь  и  Российской   Федерации   за
   пределы   стран-членов   Союза,  исходя  из   общих   экономических
   интересов.
       Во  внешнеторговой  сфере  продолжится реализация  мероприятий,
   направленных   на   завершение  формирования  единого   таможенного
   пространства двух стран.
       Предусматривается проводить согласованные мероприятия по отмене
   на  взаимной  основе таможенного контроля и таможенного  оформления
   на белорусско-российской границе.
       Будет  продолжена  работа по координации  переговорных  позиций
   Беларуси  и  России  в ходе их присоединения к  Всемирной  торговой
   организации.
       Необходимо   осуществлять   меры  по  повышению   эффективности
   товаропроводящей   сети   белорусских  предприятий   в   Российской
   Федерации:  содействовать  развитию деятельности  созданного  в  г.
   Москве ОАО "Торговый дом БеларусьИнтерТоргРесурсы", его филиалам  и
   представительствам в регионах России; развивать и  совершенствовать
   формы  сотрудничества оптовых продовольственных рынков  и  торговых
   домов,  созданных  с  участием концерна "Белресурсы"  в  российских
   регионах,  а  также  других концернов, объединений  и  предприятий;
   подготовить  предложения  по гармонизации нормативно-правовой  базы
   между  Республикой  Беларусь  и  Российской  Федерацией  в  области
   создания  и  деятельности структур товаропроводящей сети  (филиалов
   предприятий,  представительств), в частности,  по  режиму  учета  и
   таможенного законодательства.
       Дальнейшее  развитие получит производственная кооперация  между
   странами,  в  том  числе  создание  совместных  производств.   Этот
   направление    экономического   сотрудничества    реализуется    на
   программной   основе   или   в   рамках   формирования   финансово-
   промышленных групп (ФПГ).
       Для достижения прогнозных показателей внешней торговли Беларуси
   и   России   следует  проводить  согласованную  внешнеэкономическую
   политику,  учитывающую интересы обоих государств, которая  позволит
   надежнее   защитить   общее   рыночное   пространство,   обеспечить
   вхождение  экономик  обеих стран в мировое  хозяйство  и  выступать
   единым   блоком   на   международных  рынках.   Это   обуславливает
   необходимость:
       - координации действий экспортеров однотипной продукции в целях
   недопущения конкуренции между ними на международных рынках;
       -  создания  условий для привлечения зарубежных и  национальных
   инвестиций  в  разработку совместных проектов и  программ  с  целью
   развития экспортоориентированных производств;
       -  формирования эффективной инфраструктуры внешней торговли  на
   основе   развития  торговых  представительств,  дилерской  сети   и
   пунктов сервисного обслуживания предприятий-экспортеров;
       -  создания  единой  информационной  системы  в  сфере  внешней
   торговли;
       -  совместных  действий в области экономической  интеграции  со
   странами  СНГ,  в  том  числе в рамках Евразийского  Экономического
   сообщества (ЕврАзЭС), Организации региональной интеграции (ОРИ).
       Межрегиональное сотрудничество Беларуси и России осуществляется
   как  на  уровне  региональных органов власти (в рамках  соглашений,
   программ  и  т.д.),  так  и  на  уровне  субъектов  хозяйствования.
   Основное    направление    сотрудничества   -    торгово-закупочная
   деятельность.   Кроме   этого,   активно   используются   следующие
   направления:
       - создание совместных исполнительных и консультативных структур
   и органов;
       -   деятельность  по  совершенствованию  платежно-расчетных   и
   кредитных   механизмов  реализации  межрегиональных   экономических
   связей;
       - создание совместных предприятий;
       - производственная кооперация;
       - развитие приграничной торговли;
       - маркетинговое содействие предприятиям;
       - информационное обеспечение межрегионального сотрудничества;
       - деятельность по развитию научно-технического сотрудничества;
       - сбытовая и сервисная деятельность;
       - выставочно-ярмарочная деятельность.
       Межрегиональное  экономическое  сотрудничество   в   наибольшей
   степени  обеспечивается  в форме различного  рода  дилерских  фирм,
   пунктов  сервисного  обслуживания,  фирменных  магазинов,  торговых
   домов и торгово-экономических представительств.
       Наиболее   развитой   формой  межрегионального   сотрудничества
   остается  участие предприятий и учреждений областей и г.  Минска  в
   реализации союзных программ.
       В  2002  году объем товарооборота Брестской области с регионами
   Российской  Федерации достиг 551 млн. долларов США,  или  53,3%  от

Счетчики
 
Реклама
Разное