Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 4 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА (ПРИНЯТО 10.03.2004)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 5
 
   приоритетным    направлением   государственной    и    региональной
   экономической    политики.   Практическая    работа    в    области
   информатизации   управления   будет   осуществляться    в    рамках
   "Соглашения  о  научно-техническом  сотрудничестве  по  развитию  и
   внедрению    информационных   технологий   в    сфере    управления
   территориальными   производственными   и   социально-экономическими
   комплексами,   городским   хозяйством  и  региональными   товарными
   рынками",  подписанного  между  администрацией  Санкт-Петербурга  и
   Минским городским исполнительным комитетом.
   
                 8.5. Торговля и общественное питание
                                   
       Развитие торговли и общественного питания в прогнозном  периоде
   будет   направлено   на  стабильное  обеспечение  платежеспособного
   спроса  различных категорий населения высококачественными  товарами
   и    услугами   в   широком   ассортименте,   улучшение   торгового
   обслуживания  населения в сельской местности. Для  достижения  этой
   цели   предусматривается  повышение  эффективности   взаимодействия
   торговли  с  другими отраслями народнохозяйственного  комплекса,  в
   том  числе интеграция торговых организаций с товаропроизводителями,
   открытие  фирменных магазинов. Розничный товарооборот в  Республике
   Беларусь в 2004 году увеличится по сравнению с 2003 годом  на  8  -
   9%.
       Для  дальнейшего  увеличения товарооборота Беларуси  с  Россией
   важное     значение     имеет    повышение    конкурентоспособности
   отечественных товаров, развитие торговой сети на территории  другой
   стороны, улучшение рекламы отечественных товаров.
       Для   повышения  конкурентоспособности  товаров   и   улучшения
   финансового  положения предприятий по производству  потребительских
   товаров намечается:
       - реструктуризация и совершенствование организационных структур
   с  созданием  небольших и средних предприятий,  выпускающих  товары
   для конкретных групп потребителей и малыми партиями;
       -  структурная перестройка и перепрофилирование производства  с
   учетом платежеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках;
       -  создание  равных  условий хозяйствования при  закупке  сырья
   белорусским субъектам хозяйствования с российскими и т.д.
       За  счет  повышения  конкурентоспособности белорусских  товаров
   будет    снижена   заинтересованность   предприятий   торговли    и
   предпринимательских  структур  в  завозе  из-за  рубежа   продуктов
   питания,  технически  сложных  потребительских  товаров  и  изделий
   легкой промышленности, аналогичных выпускаемым в стране.
       Продвижению  отечественной продукции на внутренний рынок  будет
   способствовать   перестройка  системы  торговли  по  переориентации
   покупок   товаров  с  рынков,  на  которых  продаются  в   основном
   импортные  товары, в цивилизованные условия обслуживания населения.
   Эту  работу предусматривается проводить в соответствии с намеченным
   планом  действий  по  упорядочению  работы  рынков  и  обустроенных
   помещений,  в  которых индивидуальные предприниматели  осуществляют
   реализацию  товаров и услуг. Будет продолжен перевод индивидуальных
   предпринимателей  с  открытых  рынков  в  торговые  центры  и  иные
   обустроенные  помещения.  Принятие таких  мер  позволит  направлять
   основной  поток  ресурсов внутреннего рынка для  продажи  населению
   через  предприятия  торговли  и  улучшить  за  счет  этого  условия
   реализации отечественных товаров.
       С  целью наращивания экспортных поставок продукции в Российскую
   Федерацию  предполагается развитие сбытовой  сети  в  ее  регионах.
   Намечено  продолжить  работу  по  созданию  в  федеральных  округах
   России  и  в  г.  Москве выставочно-ярмарочных  центров,  основными
   функциями  которых  будут информационно-рекламная  деятельность  по
   продвижению   белорусских   товаров,   оптово-розничная   торговля,
   организация  консигнационных центров. Для продвижения продукции  на
   рынок  России намечено привлекать субъекты хозяйствования  регионов
   на  договорной основе. Продолжится разработка совместно  с  Россией
   прогнозных  балансов спроса и предложения по целому ряду  важнейших
   видов продукции, предусматривающих их взаимные поставки.
       Для   продвижения  белорусских  товаров  на  зарубежные   рынки
   намечены  меры  по  поэтапному  вступлению  Беларуси  во  Всемирную
   торговую  организацию  (ВТО), в том числе  по  совершенствованию  и
   унификации  договорно-правовой базы.  Предусматривается  расширение
   участия   иностранных  инвесторов,  в  том  числе   российских,   в
   формировании  инфраструктуры белорусского  потребительского  рынка.
   Большое  значение имеет развитие экономических связей  со  странами
   СНГ,  в  том числе создание в этих странах торговой сети Республики
   Беларусь,  состоящей  из торговых центров, имеющих  консигнационные
   склады, розничные и оптовые торговые предприятия.
       Намечено     осуществить    реструктуризацию    убыточных     и
   неплатежеспособных  организаций торговли с применением  современных
   организационно-правовых форм, предусмотрев, в  частности,  создание
   во    всех    районах   юридически   самостоятельных    структурных
   подразделений,  в  первую  очередь по  торговле  продовольственными
   товарами.   Поддержка   и   развитие   малого   предпринимательства
   различных  организационно-правовых форм в торговле  и  общественном
   питании  обеспечат  необходимую мобильность  рынка  и  конкурентную
   среду.
       Основным  фактором, влияющим на рост оборота розничной торговли
   России,  является положительная динамика реальных денежных  доходов
   населения, в том числе малоимущих ее слоев.
       Товарная  насыщенность  потребительского  рынка  будет   носить
   устойчивый характер. Платежеспособный спрос населения на  важнейшие
   продукты   питания,  товары  легкой  промышленности  и   культурно-
   спортивного  назначения  будет удовлетворяться  в  полной  мере.  В
   прогнозном  периоде  резких  изменений  в  макроструктуре   оборота
   розничной  торговли  не  ожидается, удельный вес  продовольственных
   товаров сохранится на уровне 46 - 48%.
       Предполагается   дальнейшее  усиление  позиций  организованного
   рынка   (торгующих  организаций),  доля  которого  в   формировании
   оборота   розничной  торговли  может  составить  более  80%.   Доля
   государственного  сектора  составит в  обороте  розничной  торговли
   около 1,5%.
       В прогнозном периоде ожидается усиление процесса интегрирования
   торговых   структур  с  реализацией  как  горизонтальных,   так   и
   вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений. Ожидается  также
   усиление процесса специализации торговых структур.
   
                     8.6. Платные услуги населению
                                   
       Развитие платных услуг намечается на основе обеспечения условий
   для  дальнейшего  развития  мелкого и среднего  бизнеса,  повышения
   роли негосударственного сектора услуг, особенно в таких видах,  как
   медицинские,  правовые, образовательные. Объем  реализации  платных
   услуг  населению в Республике Беларусь в 2004 г. возрастет на  9  -
   10% по сравнению с 2003 г.
       Намечено  увеличить  объемы  реализации  информационных   услуг
   (информатика,     телекоммуникации,    программное     обеспечение,
   электронная связь) на основе обеспечения развития информационных  и
   телекоммуникационных  технологий. С  этой  целью  предусматривается
   привлекать   отечественный  и  иностранный  капитал,   обеспечивать
   селективную  государственную поддержку приоритетных информационных,
   компьютерных   и   телекоммуникационных  технологий.   Модернизация
   телефонных сетей позволит освоить новые сервисные услуги.  Развитие
   информационных  услуг  будет  базироваться  на  внедрении   пунктов
   коллективного  доступа к сети Интернет, создании  условий  развития
   дистанционного   обучения.  Намечены  инвестиции   в   формирование
   информационной   базы   учебных   заведений   и    обновление    их
   оборудования.
       Одним из приоритетных направлений развития сферы услуг является
   рост    объемов   реализации   новых   видов   услуг,    образующих
   инфраструктуру   рыночного   хозяйства  (маркетинговые,   правовые,
   банковские,       депозитные,      страховые,       информационные,
   консалтинговые).
       Из-за    недостаточного    развития   инфраструктуры    затраты
   организаций  на  обслуживание  сельского  населения  выше,  чем   в
   городах.  Поэтому сфера бытового обслуживания в сельской  местности
   не  привлекает частных инвесторов. Для выравнивания уровня развития
   сферы  обслуживания в городской и сельской местности  предусмотрены
   меры   по   административной  и  экономической  поддержке  бытового
   обслуживания  в сельской местности, которое играет  важную  роль  в
   обеспечении  нормальных  жизненных  условий  на  селе.   Расширению
   предложения  услуг  сельским  жителям,  привлечению  в  эту   сферу
   частных  инвесторов  будет  благоприятствовать  развитие  на   селе
   бизнес-инфраструктуры,   стимулирование  развития   потребительских
   услуг в АПК.
       Будут  приняты  меры  по развитию предпринимательства  в  сфере
   услуг,  направлению в эту сферу значительной части лиц, поступающих
   на  рынок  труда.  Намечено  развитие  сети  малых  предприятий  по
   услугам   парикмахерских   салонов,   фотостудий,   по   выполнению
   ремонтных   услуг.  Такие  предприятия  при  небольших  инвестициях
   помогают  решать проблемы занятости, обеспечения населения  широким
   ассортиментом услуг, повышения эффективности производства.
       Намечается  дальнейшее увеличение экспорта  услуг.  В  Беларуси
   имеются   потенциальные   возможности   для   расширения   экспорта
   транспортных,   информационных   и   компьютерных   услуг,    услуг
   международного туризма, страхования.
       В  России сохраняется тенденция роста потребления платных услуг
   на  одного  жителя. Так, если в 2000 году каждый  житель  России  в
   среднем  потреблял  платных  услуг на  4,2  тыс.  руб.  (в  текущих
   ценах), в 2001 году - на 5,7, в 2002 году - на 7,6, то в 2003  году
   ожидается 9,8, в 2004 году - 12,4, в 2006 году - на 18,5 тыс.  руб.
   (по II варианту).
       В Прогнозе на 2004 - 2006 гг. предусматриваются:
       при  прогнозируемом росте доходов населения  значительный  рост
   физического  объема, в первую очередь по тем видам  услуг,  которые
   потребляют   высокодоходные  слои  населения  (связи,  образования,
   медицины, культуры, физкультуры и спорта);
       сохранение  тенденции опережения темпов роста цен и тарифов  на
   платные   услуги   населению   по   сравнению   с   темпами   роста
   потребительских   цен,  вызванного,  в  первую  очередь,   реформой
   естественных  монополий,  отменой  перекрестного  субсидирования  и
   реформой ЖКХ;
       дальнейшие изменения в структуре объема платных услуг.
       С  ростом  доходов населения в Российской Федерации  изменяется
   поведение  потребителя и его приоритеты. Так, продолжится  снижение
   физических  объемов по "не престижным" видам бытовых  услуг,  таким
   как  ремонт и пошив одежды и трикотажных изделий, услуги прачечных,
   бань  и  душевых, услуги химической чистки, ремонт и  пошив  обуви,
   тогда   как  по  другим  видам  продолжится  их  рост  (техническое
   обслуживание  и ремонт транспортных средств, ремонт и строительство
   жилья и других построек, услуги фотографий и т.п.).
       Предполагается   рост   транспортных  услуг.   Развитие   рынка
   пассажирских  перевозок в значительной степени  будет  определяться
   происходящими   процессами  коммерциализации  работы  общественного
   транспорта,   увеличением  численности  частных  и   индивидуальных
   операторов   на   рынке   транспортных  услуг,   совершенствованием
   организации   транспортного  процесса  в  городском  и  пригородном
   сообщении, повышением качества транспортного обслуживания  за  счет
   внедрения   рациональных  схем  городских  маршрутов,   оптимизации
   расписания  движения  подвижного состава.  Высокие  темпы  прироста
   пассажирооборота  на  воздушном транспорте будут  обеспечиваться  в
   основном   за   счет  дальнейшего  наращивания  объемов   перевозок
   пассажиров  на  внутренних  линиях,  а  также  за  счет   повышения
   конкурентоспособности и эффективности деятельности компаний.
       Ситуация,  сложившаяся на рынке услуг и объективно существующие
   факторы   позволяют  в  среднесрочной  перспективе   прогнозировать
   дальнейший  рост  объемов платных услуг населению.  Объем  услуг  в
   2004  году  составит по вариантам 1740 - 1764 млрд. росс.  руб.,  с
   приростом  физического объема к 2003 году на 4 - 4,3%, в 2006  году
   -  2497  - 2601 млрд. росс, руб., с приростом 17,5 - 18,3% к уровню
   2002 года.
   
           9. ПРОГНОЗ РЫНКОВ СБЫТА ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ
                                   
       Товарные   рынки.  Для  улучшения  структуры  внешней  торговли
   намечено    принятие   мер   по   улучшению   условий    реализации
   отечественной  продукции, расширению производства импортозамещающей
   продукции.  Особенно актуально импортозамещение  изделий  легкой  и
   пищевой  промышленности. Для достижения этой  цели  при  проведении
   тендеров  на  поставки  продукции для  государственных  нужд  будет
   предусматриваться   обеспечение  в   полном   объеме   потребностей
   отечественных  производителей  в  наиболее  востребованном  местном
   сырье  и  материалах.  Предполагается  совершенствование  механизма
   кредитования   предприятий  легкой  промышленности   для   сезонной
   закупки  кожевенного,  пушно-мехового сырья, шерсти,  хлопкового  и
   льняного  волокна. Предстоит осуществить меры по защите внутреннего
   рынка  от завоза продукции, которая может выпускаться в достаточных
   количествах  в  республике,  а  также  по  сокращению  во  взаимной
   торговле  с  Россией доли бартерных операций. В условиях подготовки
   Республики  Беларусь  к  вступлению в ВТО,  возможности  применения
   тарифных  ограничений  и квотирования на ввозимую  продукцию  будут
   уменьшаться.  Поэтому важное значение для защиты внутреннего  рынка
   и   отечественных   предприятий  имеет  применение   нетарифных   и
   косвенных  методов  ограничения импорта,  таких  как  сертификация,
   лицензирование и др.
       Ожидается     активизация    ярмарочной     деятельности     на
   республиканском  и  региональном  уровнях.  Важное  значение  имеет
   создание  ярмарочных центров с сетью постоянно действующих  оптовых
   и    мелкооптовых    рынков    в   областях,    развитие    оптовых
   продовольственных  рынков  со странами  СНГ,  в  первую  очередь  с
   Россией.
       Важным  направлением  развития товаропроводящей  сети  является
   создание   системы  электронной  торговли.  Развитие   "электронной
   коммерции"   потребует   принятия  мер  по   разработке   правового
   обеспечения  этой  формы  торговли, в  том  числе  оплаты  услуг  и
   покупок  в сети. Намечено объединение усилий и ресурсов предприятий
   и  организаций,  оказывающих информационно-маркетинговые  услуги  в
   сфере   внутренней  и  внешней  торговли  с  целью  взаимовыгодного
   продвижения  продукции  на  рынки Беларуси,  России,  стран  СНГ  и
   дальнего зарубежья.
       Предполагается    продолжить   реализацию    Межгосударственной
   программы  создания  сети информационно-маркетинговых  центров  для
   продвижения  товаров и услуг на национальные  рынки  стран  СНГ  на
   период  до  2005 г., утвержденную Решением Совета глав правительств
   СНГ  от  29  ноября  2001  г.  Это будет способствовать  расширению
   рынков   сбыта  продукции,  восстановлению  хозяйственных   связей,
   лучшему   использованию   производственных  мощностей,   уменьшению
   рисков   внешнеэкономических  и  торговых  операций.  Для  развития
   системы   товародвижения  предполагается   осуществление   мер   по
   созданию  информационно-аналитической системы  по  товарным  рынкам
   государств   Содружества  и  других  государств  с   использованием
   Интернет.
       Одним  из основных направлений развития инфраструктуры оптового
   рынка    является    создание   на   территории   России    единого
   информационного    пространства   с   использованием    современных
   электронных  сетей  и технологий. Намечено развитие  информационных
   технологий  в  рамках  Федеральной целевой  программы  "Электронная
   Россия   на   2002   -  2010  годы",  утвержденной   Постановлением
   Правительства Российской Федерации 28 января 2002 г., N 65.
       В  России  в  2004  г. на товарных рынках сохранится  тенденция
   роста  спроса  на основные виды промышленной продукции.  Расширению
   спроса  на  российскую  продукцию на внутреннем  и  внешнем  рынках
   будет  способствовать принятие мер по повышению технического уровня
   производства,  увеличению доли конкурентоспособных видов  продукции
   в       общем      объеме      производства,      импортозамещению.
   Экспортоориентированные  отрасли  национального   хозяйства   будут
   интегрироваться  в  мировую экономику. Намечены меры  по  улучшению
   конкурентной   среды   на   внутреннем   рынке,   совершенствованию
   таможенно-тарифной политики, повышению доступности внешних  рынков,
   содействию экспорту российской продукции.
       В  Республике  Беларусь спрос внутреннего  рынка  на  продукцию
   черной  металлургии в 2004 г. будет возрастать (106,5%) в  связи  с
   увеличением   спроса  на  продукцию  машиностроения  и  расширением
   жилищного  строительства. Основными внешними рынками сбыта  проката
   черных  металлов по-прежнему остаются страны дальнего зарубежья,  в
   первую  очередь страны ЕС. Увеличению объемов продаж на  внутреннем
   и  внешнем  рынках  будет способствовать то,  что  практически  вся
   продукция  Белорусского  металлургического  завода  сертифицирована
   фирмами Западной Европы и соответствует требованиям стандартов  ИСО
   9002.   Для  повышения  конкурентоспособности  продукции   намечено
   совершенствование технологических процессов.
       Перспективы  развития  черной  металлургии  России  во   многом
   определяются    расширением    спроса    внутреннего    рынка    на
   металлопродукцию.   К  2006  г.  внутреннее  потребление   готового
   проката по сравнению с 2002 г. увеличится, по оценке, на 10 -  12%,
   стальных труб - на 19 - 23% и составит соответственно 24,8  -  25,3
   млн. т и 5,7 - 5,9 млн. т.
       В   период   до  2006  г.  сохранится  зависимость  алюминиевой
   промышленности  от  импорта  сырья. В  2003  -  2006  гг.  основным
   потребителем  цветных  металлов  останется  внешний   рынок.   Доля
   экспорта  в  общем  объеме  производства алюминия,  меди  и  никеля
   составит,  по  оценке,  80%. Прогнозируется  увеличение  экспортных
   поставок высококачественной готовой продукции.
       Машиностроение.  В  Республике Беларусь в  условиях  проведения
   модернизации производства всех отраслей экономики будет  возрастать
   спрос  на  продукцию машиностроения. В этой связи предусматривается
   повысить   уровень  обеспечения  потребностей  предприятий   легкой
   промышленности в машиностроительной продукции за счет  собственного
   производства,  а  также полнее удовлетворить спрос на  оборудование
   для  предприятий  и  цехов малой мощности, технику  для  фермерских
   хозяйств.   Для   увеличения  спроса  на  продукцию  машиностроения
   намечено   более  широко  применять  лизинг  и  продажу  в   кредит
   сельскохозяйственных машин, транспортных средств,  технологического
   оборудования, дорогостоящей бытовой техники.
       Продукция  белорусских автомобильных заводов конкурентоспособна
   не  только на внутреннем, но и внешнем рынках. Большинство  моделей
   МАЗа,  БелАЗа и МоАЗа соответствует требованиям ЕС по экологичности
   и  экономичности, имеют сертификацию ЕВРО-2. Разрабатываемые  новые
   модели   будут  соответствовать  требованиям  сертификации  ЕВРО-3.
   Организация   производства  новых  видов  грузовых  автомобилей   и
   модернизация  базовых  моделей позволят  увеличить  их  экспорт.  В
   Россию   будет   поставляться  основной  объем  экспорта   грузовых
   автомобилей   (73%).  Предполагается  рост  спроса  горнодобывающей
   промышленности   России  на  выпускаемые  в  республике   карьерные
   самосвалы.
       Прогнозируется расширение номенклатуры выпускаемой в республике
   продукции  сельскохозяйственного  машиностроения  и  сокращение  за
   счет    этого    импорта.   Основными   внешними   рынками    сбыта
   сельскохозяйственной  техники по-прежнему  остаются  страны  СНГ  и
   Прибалтики.
       Повышение  конкурентоспособности тракторов, в том  числе  путем
   аттестации  технологических процессов на соответствие международным
   стандартам  ИСО  9004, обеспечит увеличение их  экспорта  в  страны
   Европы, Азии и Латинской Америки.
       Спрос  внутреннего  рынка  в  тракторах  практически  полностью
   обеспечивается  за  счет собственного производства.  Объем  продажи
   тракторов  на  внутреннем рынке возрастет в 2004 г.  на  10,3%,  на
   внешнем - на 3,7%. Основной объем экспорта тракторов приходится  на
   Россию, поставки в которую возрастут с 10,1 тыс. шт. в 2002  г.  до
   10,5   тыс.   шт.   в  2004  г.  В  2004  г.  намечено   дальнейшее
   совершенствование   моделей   тракторов.   Активизируется   процесс
   создания    новых    конкурентоспособных,    высокоэнергонасыщенных
   тракторов  "Беларусь". Сборочные производства тракторов  "Беларусь"
   имеются  в  России,  Украине, Азербайджане,  а  также  в  Польше  и
   Пакистане.
       Актуальным     является     установление     прямых      связей
   машиностроительных   предприятий  с   потребителями   продукции   в
   регионах   России,  Украины  и  Казахстана,  организация  постоянно
   действующих  выставок-ярмарок, технических центров по  обслуживанию
   техники,  развитие  дилерских сетей. Перспективными  рынками  сбыта
   продукции  машиностроения Беларуси являются Китай, страны  Ближнего
   и Среднего Востока, Северной Африки, Латинской Америки.
       На  основе  развития белорусского автобусостроения  продолжится
   обновление  автобусных  парков  Беларуси  и  России.  Рост   спроса
   внешнего рынка будет опережать увеличение спроса внутреннего  рынка
   вследствие  высоких  темпов  роста  экспорта  в  ближнее  зарубежье
   (108,5%),  в  основном  в  Россию.  Экспорт  автобусов   в   Россию
   возрастет  с  202 тыс. в 2002 г. до 220 тыс. шт. в 2003  г.  и  224
   тыс.   шт.   в  2004  г.  Организация  выпуска  конкурентоспособных
   автобусов  позволит продолжить поставки и на рынки  стран  дальнего
   зарубежья.
       В   России  в  2004  г.  ожидается  увеличение  производства  в
   металлургическом       и      железнодорожном       машиностроении,
   электротехнической  промышленности,  машиностроении  для  легкой  и
   пищевой  промышленности  и  бытовых  приборов,  приборостроении   и
   промышленности   средств  связи.  В  2004  г.   рост   производства
   машиностроительной продукции прогнозируется на уровне 10  -  11%  к
   2003   г.  В  период  2003  -  2006  гг.  развитие  отрасли   будет
   определяться  динамикой  развития  смежных  отраслей  экономики   и
   конъюнктурой  внешнего рынка, рост производства  прогнозируется  на
   уровне   27   -   31%.   Производственный   потенциал   предприятий
   автомобилестроения   позволяет   обеспечить   спрос   на   грузовые
   автомобили  как по количеству, так и по номенклатуре.  При  этом  в
   общем   объеме   производства  предусматривается  увеличение   доли
   грузовых  автомобилей  средней  и  большой  грузоподъемности.  Рост
   производства  легковых  автомобилей будет определяться  спросом  на
   новые импортные автомобили и ценами на отечественные машины.
       В 2006 г. прогнозируется рост выпуска металлорежущих станков на
   уровне  127,1 - 135% к 2002 г., кузнечно-прессовых машин - 124,4  -
   130,3%.    Однако   рост   производства   металлорежущих    станков
   сдерживается   низким  платежеспособным  спросом  и   недостаточной
   инвестиционной   активностью   российских   потребителей,   потерей
   традиционных  рынков  сбыта  в  Юго-Восточной  Азии  и  в   странах
   Восточной Европы.
       При   совершенствовании  структуры  выпуска   и   адаптации   к
   потребностям внешнего рынка экспорт машиностроительной продукции  в
   2006  г.  может возрасти до 10,6 - 11 млрд. долл. США (в том  числе
   7,7  -  7,9 млрд. долл. США в страны дальнего зарубежья) или 107  -
   110% к уровню 2002 г.
       В      Беларуси     производственный     потенциал      лесной,
   деревообрабатывающей    и    целлюлозно-бумажной     промышленности
   позволяет в основном удовлетворять потребности внутреннего рынка  в
   лесопродукции (за исключением целлюлозы и изделий из нее), а  также
   значительную  часть произведенных товаров (50 - 60%) экспортировать
   на  внешние  рынки  -  во  все страны СНГ  и  почти  50  государств
   дальнего зарубежья на пяти континентах.
       В  2004  г.  потребности республики в деловой  древесине  будут
   обеспечиваться  практически в полном объеме  за  счет  собственного
   производства. Большая часть производства мебели, фанеры  клееной  и
   древесноволокнистых    плит,    около    половины    обоев    будут
   экспортироваться. В объеме экспорта будут преобладать мебель,  обои
   и тара картонно-транспортная.
       Главным торговым партнером Беларуси как по экспорту, так  и  по
   импорту   товаров  лесопромышленного  комплекса  является   Россия.
   Беларусь будет экспортировать в Россию в основном мебель и обои,  а
   импортировать  из  нее товары целлюлозно-бумажной промышленности  -
   целлюлозу, бумагу, картон и изделия из них.
       В   прогнозном  периоде  экспортные  поставки  в  Россию  будут
   возрастать. Намечено заключение договоров с действующими  торговыми
   домами  в  России,  привлечение  юридических  лиц  ее  регионов   в
   качестве   дилеров   на   договорной  основе.   На   рынок   России
   прогнозируется  поставлять большую часть объемов  экспорта  мебели,
   обоев,  бумаги,  картона и древесностружечных плит.  Предполагается
   также  расширение рынков сбыта и в других странах СНГ - в  Украине,
   Азербайджане,  Казахстане  и  Узбекистане.  Проводится  работа   по
   расширению    экспорта   в   Германию,   Францию    и    Голландию.
   Предусматривается   организация  электронных  торгов   лесобумажной
   продукции. Перспективным является сбыт товаров через Интернет.
       В  России в 2004 г. прирост производства лесобумажной продукции
   к  предыдущему году может составить 9 - 9,5%, в 2005 г. - 3,5 - 5%,
   в  2006  г. 4,5 - 5,5%, а всего за период 2003 - 2006 гг.  -  16  -
   20%.
       При  сохранении  благоприятной  конъюнктуры  внешнего  рынка  и
   реализации  намеченных мер в области таможенно-тарифной политики  в
   прогнозном  периоде предполагается увеличение экспорта  всех  видов
   лесобумажной  продукции за исключением деловой  древесины.  Прирост
   экспортной  выручки в 2006 г. к 2002 г. может составить  8  -  14%.
   Вместе  с  тем импорт лесобумажной продукции (офисные виды  бумаги,
   бумаги  для  художественной печати и упаковки пищевых  продуктов  и
   др.) в 2006 г. увеличится по сравнению с 2002 г. на 7 - 18%.
       Рынок   химической  продукции.  В  Республике  Беларусь   будут
   возрастать  поставки  на  внутренний рынок всех  видов  минеральных
   удобрений.  Прогнозируется увеличение поставок на внутренний  рынок
   отечественных  минеральных удобрений при сокращении  импортных  (на
   9,1%).  В  то  же время в 2004 г. более 80% от объема  производства
   минеральных  удобрений  намечено  экспортировать.  В  общем  объеме
   экспорта  будут преобладать поставки калийных удобрений  в  дальнее
   зарубежье,  объем которых в прогнозном периоде возрастет.  С  целью
   увеличения    производства    и   экспорта    калийных    удобрений
   предусматривается  обновление  основных  фондов   Солигорского   ПО
   "Беларускалий".  Предполагается  обновление  номенклатуры   азотных
   удобрений.
       Беларусь  располагает значительным производственным потенциалом
   по  производству химических волокон и нитей. В условиях возрождения
   текстильной  и  легкой промышленности в России и увеличения  спроса
   на   химические  волокна  и  нити  ожидается  рост  их   экспортных
   поставок.  Для преодоления дублирования производства и  обеспечения
   за  счет этого повышения эффективности производственного потенциала
   важное   значение   имеет  координация  развития  и   использования
   производственных   мощностей  обеих   стран.   Для   сохранения   и
   расширения  рынков  сбыта  химических волокон  и  нитей  намечается
   осуществить  мероприятия  по повышению их конкурентоспособности  за
   счет улучшения качественных характеристик и создания новых видов  и
   модификаций.
       Мощности  белорусского  шинного комбината  "Белшина"  позволяют
   обеспечить  потребности  в  крупногабаритных  шинах  других   стран
   ближнего  зарубежья. Наибольший объем экспорта предусматривается  в
   Россию.  Вместе с тем обеспечение спроса внутреннего рынка на  шины
   для   сельхозмашин  и  грузовых  автомобилей  будет  обеспечиваться
   частично за счет импорта.
       Для    обновления   и   модернизации   действующих   химических
   производств  в  Беларуси разработаны и реализуются  государственные
   отраслевые    программы:   "Минеральные   удобрения",   "Химические
   волокна",  "Шины",  "Полиэтиленовые  трубы",  "Программа   развития
   внутриотраслевой  кооперации до 2005 г." и  др.,  предусматривающие
   ускоренное    внедрение   современных   прогрессивных   технологий,
   обеспечивающих высокое качество и конкурентоспособность  продукции,
   а  также  тесное  сотрудничество  с  родственными  предприятиями  и
   организациями России.
       В  целях сохранения сложившейся специализации предусматривается
   сохранить  для  Беларуси поставки сырья из России для  производства
   азотных  и фосфатных удобрений, шин, полимерной продукции, а  также
   химического  оборудования  и  химической  продукции,   которые   не
   производятся  на территории республики; для России  -  поставки  из
   Беларуси   азотных   и   калийных  удобрений,   полиэтилена,   шин,
   химических волокон и нитей и другой продукции.
       Развитие   кооперационных   и   интеграционных   связей   между
   Республикой  Беларусь и Российской Федерацией  обеспечит  скорейшую
   перестройку и переоснащение химических отраслей обоих государств.
       Рынок  строительных  материалов  и  конструкций.  В  Республике
   Беларусь    производственный   потенциал    позволяет    обеспечить
   потребности  страны  в  основных видах  строительных  материалов  и
   изделий    и    расширять    экспорт.    В    стране    выпускаются
   конкурентоспособные    материалы   и   изделия:    цемент,    листы
   асбестоцементные,     полированное    стекло,    высококачественная
   облицовочная  плитка  и др. Спрос внутреннего  рынка  в  цементе  и
   листах  асбестоцементных  практически полностью  обеспечивается  за
   счет собственной продукции.
       В  2004  г.  прогнозируется увеличение спроса на  внутреннем  и
   внешнем  рынках на выпускаемые в республике листы асбестоцементные,
   цемент   и   линолеум.   На  внутреннем  рынке   спрос   на   листы
   асбестоцементные  возрастет  на 3,2%.  Сохранится  тенденция  более
   быстрого  увеличения  экспорта этой  продукции  в  страны  ближнего
   зарубежья  по сравнению с экспортом в дальнее зарубежье.  В  то  же
   время  спрос  внутреннего рынка на мягкие  кровельные  материалы  в
   2004  г.  по  сравнению с 2003 г. заметно снизится (на  8,1%),  что
   приведет  к  уменьшению  и  совокупного спроса  по  этой  продукции
   (0,5%).  Падение  спроса на мягкие кровельные материалы  связано  с
   изменением  структуры потребностей внутреннего  рынка.  Опережающие
   темпы  роста жилищного строительства по сравнению с промышленным  и
   в    первую    очередь   индивидуального   малоэтажного   жилищного
   строительства,  дач  и  гаражей способствуют увеличению  спроса  на
   листы  асбестоцементные (шифер, черепица) и  сокращению  спроса  на
   более  дорогостоящие  мягкие кровельные  материалы.  Вместе  с  тем
   прогнозируется существенное расширение спроса на эти  материалы  на
   внешнем  рынке  - на 25,5%, в том числе в ближнем  зарубежье  -  на
   30,0%, в дальнем зарубежье - на 10,7%.
       Увеличение    совокупного   спроса   на   стекло   полированное
   предполагается  только  на  внешнем  рынке  -  в  странах  ближнего
   зарубежья  и  в первую очередь в России. Прогнозируется  дальнейший
   рост  спроса  на  цемент  -  на 3%. Сохранится  тенденция  снижения
   спроса  на внутреннем рынке на импортный цемент и увеличения  -  на
   отечественный.  Темпы  роста  спроса  на  отечественный  цемент  на
   внешнем рынке будут опережать темпы роста на внутреннем рынке.  При
   этом на внешнем рынке темпы увеличения спроса в странах ближнего  и
   дальнего  зарубежья  будут отличаться друг от друга  незначительно.
   Росту   экспорта   цемента  способствовала  сертификация   его   по
   международным  стандартам  ИСО  серии  9000.  Поставки   импортного
   линолеума на внутренний рынок будут сокращаться.
       Значительная  часть экспортных поставок (свыше  75%  от  общего
   объема)  приходится  на  Россию, а по  странам  дальнего  зарубежья
   преобладает  экспорт  в Латвию, Литву, Германию,  Грецию,  Францию,
   Польшу,  Нидерланды.  Для увеличения экспорта продукции  в  отрасли
   предусматривается    создание    ресурсосберегающих     технологий,
   повышение    конкурентоспособности    стеновых    и    облицовочных
   материалов.  Из  России  в Беларусь импортируются  огнеупоры,  сода
   кальцинированная,   асбест,  битум,  полистирол   и   другие   виды
   продукции.
       В  2003  г. по оценке экспорт составит: цемента - 778  тыс.  т,
   листов  асбестоцементных - 19,9 млн. усл. ед., а в 2004  г.  -  801
   тыс.  т.  и  20,4  млн.  усл.  ед.  соответственно.  Экспортируется
   большая часть объема производства линолеума, стекла полированного.
       В    России    прогнозируется   рост   производства   продукции
   промышленности строительных материалов в 2003 - 2006 гг.  на  28  -
   34%,  что позволит уменьшить объемы реализации на российском  рынке
   импортных строительных материалов.
       Рынок   продовольственных  товаров.   В   Республике   Беларусь
   производственный потенциал перерабатывающих отраслей АПК  позволяет
   обеспечить  потребности внутреннего рынка в  мясе,  молоке,  яйцах,
   картофеле.   В   то   же   время   осуществляется   импорт    масла
   растительного, табачного сырья, виноградных виноматериалов,  крупы.
   Большая   часть   импортируемых   продовольственных   товаров    не
   производится   в   республике  или  производится  в   недостаточном
   количестве. Значительна доля импорта в объеме продаж на  внутреннем
   рынке  макаронных изделий и маргарина. Для расширения  ассортимента
   фруктов и овощей предусматривается ввоз отдельных видов и сортов.
       В  целях  улучшения  условий реализации товаров  отечественного
   производства   приняты  меры  по  регулированию  импорта   табачных
   изделий,  алкогольной  продукции,  пива,  маргарина,  муки,  крупы,
   хлебобулочных изделий и сахара. Это позволило обеспечить в 2003  г.
   удельный     вес     отечественных    товаров    в    товарообороте
   продовольственных  товаров на уровне более 80%  и  увеличить  объем
   продажи на внутреннем рынке собственных продуктов питания.
       На  предприятиях пищевой промышленности увеличится выпуск новых
   видов  продуктов питания высокого качества в широком  ассортименте,
   с  пищевыми добавками и в современной упаковке. С учетом намеченных
   мер  по  защите  внутреннего  рынка и отечественных  производителей
   прогнозируется в 2004 г. по сравнению с 2003 г. уменьшение  импорта
   мяса  и  мясопродуктов  (на  4,8%), молока  и  молокопродуктов  (на
   5,2%),  маргарина (на 1,4%), кондитерских изделий (на 2,3%) и  т.д.
   В  то  же время предусматривается увеличение поставок на внутренний
   рынок  отечественного мяса и мясопродуктов  -  на  2,9%,  молока  и
   молокопродуктов - на 2,1% и т.д. Объемы экспорта в 2004 г.  мяса  и
   мясопродуктов  прогнозируются  на  уровне  2003  г.,  а  молока   и
   молокопродуктов - с незначительным ростом.
       Предполагается увеличение объемов производства масла  животного
   с  58,5  тыс.  т в 2003 г. до 61 тыс. т в 2004 г. и сокращение  его
   экспорта,   что   позволит  обеспечить  существенное   (на   13,5%)
   увеличение  поставок отечественного масла на внутренний  рынок.  По
   сырам  жирным  и  яйцам прогнозируется заметный (на  9,3%  и  23,4%
   соответственно)  рост  спроса внешнего рынка  (ближнее  зарубежье).
   Существенный   рост  спроса  внутреннего  рынка  на   отечественную
   продукцию  предполагается  по  крупе  и  макаронным  изделиям.   Не
   предусматривается  в  2004 г. экспорт крупы и  макаронных  изделий,
   что  связано  с  недостаточной конкурентоспособностью отечественной
   крупы  по  цене,  отсутствием собственного сырья  для  производства
   макарон.
       Не  прогнозируется  заметное  изменение  спроса  внутреннего  и
   внешнего  рынков на водку и ликеро-водочную продукцию. На  папиросы
   и  сигареты  спрос внутреннего и внешнего рынков в  2004  г.  будет
   возрастать.  Поэтому  по  этой  продукции  предусматривается   рост
   объемов производства на 23,9%.
       Продуктами вывоза останутся также льноволокно, молочные, мясные
   и   плодоовощные   консервы,  колбасные  и  кондитерские   изделия.
   Сохранится тенденция преимущественного экспорта продукции в  страны
   СНГ.  В  Россию поставляется более 80% экспортируемых  из  Беларуси
   продуктов   питания.  Вместе  с  тем  предусматривается  расширение
   экспорта  в государства дальнего зарубежья льноволокна,  папирос  и
   сигарет.
       Совершенствовать  структуру  производства  намечается  за  счет
   приоритетного  развития экспортоориентированных (мясная,  молочная,
   первичная    обработка    льна,    картофелеперерабатывающая)     и
   импортозамещающих  (сахарная, масло-жировая, производство  детского
   питания) отраслей.
       Легкая   промышленность.  Предполагается  расширение   взаимных
   поставок  товаров  легкой промышленности  и  сырьевых  ресурсов  по
   странам  СНГ  и  в  первую очередь с Россией, а  также  создание  в
   странах  СНГ  и  дальнего  зарубежья дистрибьюторской  и  дилерской
   сети, представительств концерна "Беллегпром".
       Намечено   расширение  экспорта  чистошерстяных,   шелковых   и
   смесовых  тканей, обуви кожаной, тюлегардинных изделий. На  экспорт
   будет  поставляться  большая часть объема производства  трикотажных
   изделий,   обуви  кожаной  и  резиновой,  около  половины  чулочно-
   носочных  изделий.  В  Россию  экспортируются  кожевенные   товары,
   изделия  из  кожи,  обувь  кожаная и ткани льняные.  Льняные  ткани
   экспортируются  также  в США, Чехию, Австрию,  обувь  кожаная  -  в
   Италию, Германию, Латвию и Литву.
       Прогнозируется увеличение совокупного спроса по всем  важнейшим
   изделиям  легкой  промышленности. По трикотажным и чулочно-носочным
   изделиям  предполагается  увеличение спроса  внутреннего  рынка  на
   отечественную  продукцию, сокращение импорта и  рост  экспорта.  По
   обуви кожаной объем импорта останется на уровне 2003 г. - 3,5  млн.
   пар,  а поставки на внутренний и внешний рынки возрастут. По  обуви
   резиновой предусматривается дальнейший рост экспортных поставок,  в
   первую очередь в Узбекистан. Спрос внутреннего рынка сохранится  на
   уровне 2003 г.
       Намечено  увеличение поставок в Россию трикотажных  и  чулочно-
   носочных  изделий, а также обуви кожаной. В то же  время  возрастут
   поставки  трикотажных  и чулочно-носочных изделий  из  России,  что
   будет  способствовать  насыщению рынка  разнообразными  товарами  и
   созданию   конкурентной   среды  на  внутреннем   рынке.   Поставки
   трикотажных изделий из России в Беларусь возрастут с 10,0 млн.  шт.
   в  2002 г. до 10,3 млн. шт. в 2004 г., а чулочно-носочных изделий -
   с 2,5 млн. шт. до 4 млн. шт. соответственно.
       Для  замещения  импортных  волокон  хлопка  и  шерсти  намечено
   внедрять   технологии   производства  текстильных   и   трикотажных
   материалов   на  основе  нового  текстильного  сырья,  создаваемого
   предприятиями  химической промышленности республики, с  улучшенными
   гигиеническими  свойствами.  Наряду с ростом  производства  товаров
   легкой  промышленности для отечественного  рынка  и  на  экспорт  в
   страны  СНГ  сохранится  производство  продукции  из  давальческого
   сырья.  Легкой  промышленности  предстоит  усилить  ориентацию   на
   удовлетворение  спроса отдельных групп населения (детей,  молодежи,
   пожилых людей и т.д.).
       Технически    сложные   потребительские   товары.   Потребности
   внутреннего  рынка  в  телевизорах,  холодильниках,  мотоциклах   и
   велосипедах   обеспечиваются  в  основном  за   счет   собственного
   производства.
       Прогнозируется увеличение спроса на рынке телетехники в странах
   СНГ.    В    этой   связи   важной   задачей   является   повышение
   конкурентоспособности    телевизоров   на    основе    модернизации
   телевизионного   производства.   Для   организации   в   республике
   производства   конкурентоспособных   технически   сложных   изделий
   проводится  работа  по  развитию  элементной  базы  телевидения   и
   бытовой    техники.    Повышению    уровня    конкурентоспособности
   телерадиоаппаратуры  будет  способствовать  реализация   Совместной
   программы    "Развитие    производства    телерадиоаппаратуры    на
   предприятиях  Беларуси  и России", предусматривающая  разработку  и
   освоение  аппаратуры  нового поколения. Для укрепления  позиций  на
   внутреннем  и  внешнем рынках и повышения конкурентоспособности  по
   цене  принимаются меры по снижению затрат на комплектующие  изделия
   за  счет  перехода  на отечественные, по уменьшению  трудозатрат  и
   накладных   расходов.  Для  дальнейшего  увеличения   товарооборота
   Беларуси с Россией важное значение имеет развитие торговой сети  на
   территории   другой   стороны,  улучшение   рекламы   отечественных
   товаров.
       На  экспорт поставляется большая часть произведенных  в  стране
   телевизоров,  холодильников  и  морозильников,  стиральных   машин,
   мотоциклов  и велосипедов, на внутренний рынок - подавляющая  часть
   электробытовых приборов, радиоприемных устройств. В 2004  г.  будет
   экспортироваться   60%   от   объема   выпуска   телевизоров,   80%
   холодильников   и  морозильников,  84%  велосипедов.   Эти   товары
   экспортируются  в основном в ближнее зарубежье,  а  мотоциклы  -  в
   дальнее.    Рост   экспорта   телевизоров   в   ближнее   зарубежье
   прогнозируется  на  7%, в дальнее зарубежье  -  на  7,1%.  Поставки
   телевизоров  в  Россию в 2004 г. составят 98% от общего  объема  их
   экспорта.   Прогнозируется  в  2004  г.   увеличение   производства
   белорусских  телевизоров  "Горизонт" и "Витязь",  а  объем  импорта
   сохранится на уровне 2003 г.
       По  холодильникам, стиральным машинам и велосипедам в  2004  г.
   предусматривается   увеличение   поставок   на   внутренний   рынок
   отечественных товаров, сокращение импорта и расширение экспорта.  С
   учетом   платежеспособного  спроса  в  2004  г.   предусматривается
   наращивание  объемов  производства холодильников  в  ОАО  "Атлант".
   Экспортные  поставки возрастут с 697,5 тыс. шт. в 2002  г.  до  735
   тыс.  шт.  в  2004  г. Из общего объема экспорта 73%  холодильников
   "Атлант" будет поставлено в Россию.
       Прогноз  развития рынков важнейших видов промышленной продукции
   показал,  что  в  перспективном периоде платежеспособный  спрос  на
   большинство   видов  продукции  на  внутреннем  и  внешнем   рынках
   возрастет.   Благодаря   намечаемому  техническому   перевооружению
   производства   и   обновлению  основных   производственных   фондов
   повысится  конкурентоспособность продукции, что позволит  расширить
   экспорт  в  страны ближнего и дальнего зарубежья.  С  учетом  этого
   предусматривается   увеличение  объемов  производства   большинства
   видов    промышленной    продукции,   в   том    числе    продукции
   машиностроения,  перерабатывающих отраслей АПК, технически  сложных
   потребительских товаров, изделий легкой промышленности.
   
      10. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ,
               ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РЫНКА ТРУДА,
                        ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
                                   
          10.1. Социальное развитие и уровень жизни населения
                                   
       В  среднесрочной перспективе основной целью социальной политики
   является  обеспечение устойчивого роста уровня  жизни  населения  и
   сокращение  бедности.  Социальная политика обоих  государств  будет
   направлена  на  сближение  и достижение  показателей  уровня  жизни
   населения   на  основе  дальнейшего  повышения  реальных   денежных
   доходов  населения и увеличения заработной платы.  Особое  внимание
   будет  уделено  повышению  роли государства  в  регулировании  цены
   рабочей  силы и эффективности ее использования. Основными  задачами
   в  области  политики доходов в 2004 - 2006 гг. является  устойчивый
   рост  денежных  доходов  населения и их  реального  содержания  как
   условия  повышения платежеспособного спроса населения.  Приоритетом
   социальной  политики  в  2004 - 2006 гг.  является  формирование  и
   обеспечение  государственных  минимальных  социальных  гарантий   в
   области  оплаты  труда, пенсий, пособий, стипендий и  др.  Политика
   доходов   населения   будет  в  большей  мере  ориентироваться   на
   устранение различий в обеспеченности семей.
       В  обоих  союзных  государствах в 2002 - 2003  гг.  сохранялась
   тенденция   значительного  роста  денежных  доходов.  В  Республике
   Беларусь  в 2003 г. рост реальных доходов по оценке составил  106%,
   в  Российской Федерации - 113,5%. Предполагается, что рост реальной
   заработной платы в Беларуси составит в 2003 г. 105,4%, в  России  -
   110,1%.
       Увеличение  заработной платы в 2004 г.  и  в  последующие  годы
   будет     происходить    на    основе    положительной     динамики
   макроэкономических  показателей, роста ВВП,  объемов  промышленного
   производства, производительности труда.
       Политика оплаты труда будет формироваться на основе:
       -  усиления  стимулирующей роли заработной  платы  в  повышении
   производительности труда и эффективности производства;
       -    постепенного   приближения   государственных   минимальных
   социальных  гарантий  в  области  оплаты  труда  (тарифной   ставки
   первого   разряда  и  минимальной  заработной  платы)   к   бюджету
   прожиточного   минимума,   а  в  перспективе   -   к   минимальному
   потребительскому бюджету;
       -  совершенствования структуры заработной платы путем включения
   в  тарифные  ставки  и оклады различных видов  доплат  и  надбавок,
   применяемых в настоящее время;
       -  обеспечения  дифференциации оплаты труда  в  зависимости  от
   сложности  выполняемых работ и уровня квалификации  при  реализации
   принципа равной оплаты равносложного труда;
       -  регулирования  межотраслевых различий  в  заработной  плате,
   повышения  заработной  платы  в  сельском  хозяйстве  и  социально-
   культурных    отраслях   бюджетной   сферы    и    приближения    к
   среднереспубликанскому уровню;
       -  создания унифицированных межотраслевых норм и нормативов для
   регулирования  численности  работников  бюджетной  сферы,   органов
   управления и производственной сферы.
       В  целях  сближения  социальной политики Беларуси  и  России  в
   области  уровня  жизни населения будут определяться единые  подходы
   при    формировании    государственных    минимальных    социальных
   стандартов, в том числе установления уровня минимальной  заработной
   платы   и   тарифной  ставки  первого  разряда,  других  социальных
   гарантий   в  Беларуси  и  России.  Намечаемые  меры  по  повышению
   минимальной  заработной  платы и тарифной  ставки  первого  разряда
   будут  способствовать  увеличению  оплаты  труда  низкооплачиваемым
   категориям работников.
       Одним  из  совместных направлений социальной политики  в  обоих
   государствах  является  сокращение бедности на  основе  обоснования
   критериев   бедности   и   механизмов  ее   выявления,   разработка
   рекомендаций  по  преодолению бедности.  Снижение  уровня  бедности
   может  происходить  лишь на основе экономического  роста,  развития
   производственного   потенциала   экономики   и    при    достижении
   намеченного роста денежных доходов населения.
       В  2000  - 2002 гг. рост реальных денежных доходов населения  в
   Беларуси  составлял 166%, реальной заработной платы  -  157%,  рост
   производительности   труда   -  118%,  реальные   денежные   доходы
   превысили  рост  производительности  труда  в  1,4  раза,  реальная
   заработная  плата  -  1,3 раза. Закрепление долгосрочной  тенденции
   роста   заработной  платы  требует,  чтобы  рост  заработной  платы
   соответствовал росту производительности труда.
       При  сохранении имеющихся положительных тенденций  в  экономике
   можно  ожидать увеличения реальных располагаемых денежных  доходов,
   которые  по прогнозу составят в 2006 г. по сравнению с  2002  г.  в
   Беларуси  136  -  140%, в России - 132 - 137%, реальной  заработной
   платы соответственно в Беларуси 153 - 156%, в России - 144 - 150%.
       В   основном  сохранятся  характерные  для  обеих  стран  общие
   тенденции  в  структуре  денежных  доходов.  К  2006  г.  ожидается
   некоторое  увеличение  доли  фонда  заработной  платы  в  структуре
   денежных  доходов населения и снижение доли трансфертов.  В  России
   прогнозные   расчеты  фонда  оплаты  труда  учитывают   сложившиеся
   тенденции снижения доли скрываемой части заработной платы  в  фонде
   оплаты   труда.  Прогнозируемый  рост  оплаты  труда   предполагает
   обеспечение  стабилизации  доли фонда  заработной  платы  в  ВВП  и
   соответствия  темпов  роста заработной платы  и  производительности
   труда.
       Политика  социальной защиты граждан Союзного государства  будет
   направлена   на   выравнивание  условий  и  норм  жизнеобеспечения,
   эффективное  использование  ресурсов,  направляемых  на  социальные
   цели,   согласование  обязательств  перед  гражданами  с  реальными
   возможностями их финансирования.
       Основная  задача - обеспечение эффективной адресной  социальной
   помощи     малообеспеченным    группам    населения    на    основе
   совершенствования  и  обновления  действующей  системы   социальной
   защиты, развития ее правовой, информационной и ресурсной базы.
       В  прогнозном периоде предусматривается дальнейшее упорядочение
   системы  социальных пособий, компенсаций и льгот,  направленное  на
   адресную  поддержку  малообеспеченных семей  и  граждан,  адаптацию
   системы  социальных  выплат и льгот к условиям рыночных  отношений.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное