Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 4 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА (ПРИНЯТО 10.03.2004)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                 СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                                   
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 4
                  О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
               РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2004 ГОД
                  И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА
                                   
                         (10 марта 2004 года)
   
       Совет Министров Союзного государства постановляет:
       1.  Одобрить Прогноз социально-экономического развития Союзного
   государства на 2004 год и параметры Прогноза до 2006 года.
       2.  Постоянному Комитету Союзного государства направить Прогноз
   социально-экономического развития Союзного государства на 2004  год
   и  параметры Прогноза до 2006 года заинтересованным министерствам и
   ведомствам   Российской   Федерации  и  Республики   Беларусь   для
   использования в совместной работе по выполнению положений  Договора
   о  создании  Союзного государства, решений Высшего Государственного
   Совета   и   Совета  Министров  Союзного  государства  по  вопросам
   формирования единого экономического пространства.
       3.  Министерству экономического развития и торговли  Российской
   Федерации  и Министерству экономики Республики Беларусь представить
   в  I  квартале  2005  г. в Постоянный Комитет Союзного  государства
   Прогноз  социально-экономического развития Союзного государства  на
   2005 год и параметры Прогноза до 2007 года.
       4.   Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
   подписания.
   
                                                          Председатель
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                                            М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
   
                                                              Одобрены
                                                        Постановлением
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                               от 10 марта 2004 г. N 4
   
                                ПРОГНОЗ
        СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
             НА 2004 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА ДО 2006 ГОДА
                                   
                               Введение
   
       Проект   Прогноза  социально-экономического  развития  Союзного
   государства на 2004 г. и по параметрам Прогноза на период  до  2006
   г.  разработан  в  соответствии  с Программой  действий  Республики
   Беларусь  и Российской Федерации и Перечнем первоочередных  мер  по
   реализации   Положений  Договора  о  его  создании,   Методическими
   рекомендациями  по  разработке  прогнозов  социально-экономического
   развития  Союзного  государства  и  методическими  материалами   по
   сближению  уровней  социально-экономического  развития  Беларуси  и
   России.  В основу проекта Прогноза положен ряд важнейших соглашений
   и  План  совместных  действий  Правительства  Республики  Беларусь,
   Национального банка Республики Беларусь и Правительства  Российской
   Федерации,  Центрального  банка Российской  Федерации  по  введению
   единой денежной единицы Союзного государства на период 2001 -  2005
   гг.
       Проект  Прогноза  подготовлен  на  основе  Прогноза  социально-
   экономического развития Республики Беларусь на 2004  г.,  Программы
   социально-экономического развития Республики  Беларусь  на  2001  -
   2005  гг.,  Программы социально-экономического развития  Российской
   Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.),  Прогноза
   социально-экономического развития Российской Федерации на  2004  г.
   и  основных  параметров Прогноза до 2006 г.,  Стратегии  социально-
   экономического  развития  России  до  2010  г.,  а  также  Прогноза
   социально-экономического развития Союзного государства на  2003  г.
   и по параметрам Прогноза до 2005 г.
       Проект   Прогноза  Союзного  государства  разработан  с  учетом
   Программы  экономического  сотрудничества  Республики  Беларусь   и
   Российской  Федерации на 1999 - 2008 гг. и Программы экономического
   сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерации  в
   рамках  Союзного государства на 2000 - 2005 гг., оценки результатов
   социально-экономического развития Беларуси и России за 2003 г.
       При  подготовке данного проекта Прогноза основное внимание было
   уделено  проблемам  максимальной реализации совместных  мероприятий
   по    социально-экономическому   сотрудничеству    и    активизации
   интеграционных  процессов.  Прогноз  содержит  динамику   важнейших
   социально-экономических показателей развития национальных  экономик
   и  Союзного  государства  в целом, а также  важнейшие  направления,
   механизмы и меры по синхронизации экономической политики  и  реформ
   в  двух  странах  в прогнозном периоде, направленных  на  поэтапное
   формирование общего экономического пространства.
   
                1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И УСЛОВИЯ
        СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
   
       В   2003  г.  в  Республике  Беларусь  и  Российской  Федерации
   продолжалось  улучшение общеэкономической конъюнктуры  и  ускорение
   экономического роста.
       Положительные  темпы  роста сложились по большинству  важнейших
   макроэкономических  показателей  в  обеих  странах.  Рост   ВВП   в
   Республике  Беларусь  за  январь  -  ноябрь  увеличился  до  106,5%
   (годовой прогноз 106 - 106,5%) против 105,1% за I полугодие т.г.  В
   Российской  Федерации  этот  показатель  в  I  полугодии   составил
   107,0%, за 2003 год в целом оценивается на уровне 106,8%.
       На протяжении всего года сохранялась финансовая стабильность  в
   российской    экономике,   обеспечиваемая   устойчивым   профицитом
   федерального    бюджета.    В    Республике    Беларусь     дефицит
   консолидированного  бюджета поддерживался на достаточно  стабильном
   и  умеренном уровне. За январь - октябрь 2003 г. он был минимальным
   -  0,2%  к  ВВП.  Вместе с тем финансовое положение  в  белорусской
   экономике оставалось весьма напряженным.
       Во  второй половине текущего года предприятия реального сектора
   экономики    стран-участниц   создаваемого   Союзного   государства
   активизировали инвестиционную деятельность. По сравнению с 2002  г.
   почти  втрое повысились темпы роста инвестиций в основной  капитал.
   Обозначилась  положительная тенденция увеличения  доли  капитальных
   вложений,  направленных на модернизацию и обновление  производства,
   повышение  его технического и технологического уровня как  за  счет
   собственных  средств предприятий и организаций,  так  и  расширения
   использования   банковских   кредитов,   привлечения    иностранных
   инвестиций.
       Исполнительными  и  законодательными  органами  двух  стран   в
   текущем  году  осуществляется комплекс мер по  усилению  социальной
   направленности  в  экономической политике,  обеспечению  выполнения
   важнейших  параметров уровня жизни населения и развития  социальных
   отраслей.  Первостепенное  внимание  уделялось  повышению  реальных
   денежных  доходов  населения за счет опережающего роста  заработной
   платы,   устранению  накопившихся  необоснованных  диспропорций   в
   уровнях  оплаты  труда в разных отраслях экономики,  более  полного
   удовлетворения    покупательского    спроса    домашних    хозяйств
   потребительскими  товарами собственного производства.  Продолжается
   реформирование  системы социальных гарантий  и  адресной  поддержки
   низкооплачиваемых   категорий   работающих   и   беднейших    слоев
   населения,   рационализации  государственных   расходов   в   целях
   улучшения  финансового  обеспечения  функционирования  и   развития
   здравоохранения,    образования,   культуры,   внедрения    системы
   минимальных  социальных потребительских стандартов  для  сокращения
   разрыва  между  обязательствами государств и реальными  финансовыми
   их возможностями.
       По  оценке  в  2003  г.  ожидается  прирост  ВВП  в  Российской
   Федерации   на   уровне  6,8%,  в  Республике  Беларусь   -   6,7%,
   промышленного производства - соответственно 6,9% и 6,5%.
       В   Российской  Федерации  импульсом  для  роста  промышленного
   производства   послужил   высокий  внешний   спрос   на   продукцию
   экспортоориентированных отраслей, что способствовало  расширению  в
   текущем   году   внутреннего  потребительского  и   инвестиционного
   спроса.  Наряду  с  топливной промышленностью  конкурентоспособными
   стали    пищевая   промышленность,   промышленность    строительных
   материалов,   отдельные  отрасли  инвестиционного   машиностроения,
   которые одновременно укрепили также и свой экспортный потенциал.
       Существенному ускорению темпов роста промышленного производства
   в  Республике  Беларусь способствовало выполнение Соглашения  между
   правительствами  Республики  Беларусь и  Российской  Федерацией  "О
   создании  равных  условий  субъектам хозяйствования  на  территории
   обоих  государств  в  области ценовой политики  на  железнодорожном
   транспорте,  в  электроэнергетической и газовой промышленности".  В
   результате  Беларусь  в 2003 г. импортировала природный  российский
   газ  от  "Газпрома" по внутренним российским ценам. Влияние данного
   фактора   проявилось   в  снижении  издержек   производства   и   в
   дополнительном   росте  добавленной  стоимости,  повышении   уровня
   конкурентоспособности,     наращивании      объемов      реализации
   произведенной продукции. Увеличение физических объемов  экспорта  и
   существенное  расширение масштабов конечного  потребления  домашних
   хозяйств     явились    основными    компонентами,    обеспечившими
   относительно высокие темпы роста ВВП.
   
                                                             Таблица 1
   
   ----------------------------T-----T-----T-----T------------------¬
   ¦                           ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦     2003 год     ¦
   ¦                           ¦ год ¦ год ¦ год +---------T--------+
   ¦                           ¦     ¦     ¦     ¦январь - ¦  год   ¦
   ¦                           ¦     ¦     ¦     ¦ ноябрь  ¦в целом ¦
   ¦                           ¦     ¦     ¦     ¦         ¦(оценка)¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Валовой внутренний продукт ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республики Беларусь        ¦105,8¦104,7¦104,7¦106,5    ¦  106,7 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦110,0¦105,0¦104,3¦         ¦  106,8 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Темп инфляции (по          ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦потребительским ценам),    ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦прирост к декабрю          ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦предыдущего года           ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республика Беларусь        ¦107,5¦ 46,1¦ 34,8¦ 22,9    ¦   24,0 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦ 20,2¦ 18,6¦ 15,1¦         ¦   12   ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Продукция промышленности   ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республика Беларусь        ¦107,8¦105,9¦104,5¦106,9    ¦  106,5 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦111,9¦104,9¦103,7¦         ¦  106,9 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Продукция сельского        ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦хозяйства                  ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республика Беларусь        ¦109,3¦101,8¦100,7¦106,2    ¦  106,0 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦107,7¦107,5¦101,7¦         ¦  100,0 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Инвестиции в основной      ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦капитал                    ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республика Беларусь        ¦102,0¦ 97,0¦106,0¦117,3    ¦  112,0 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦117,4¦110,0¦102,6¦         ¦  112,0 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Реальные располагаемые     ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦денежные доходы населения  ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республика Беларусь        ¦120,0¦129,0¦107,6¦102,8 <*>¦  106,0 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦112  ¦108,7¦109,9¦         ¦  113,8 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Оборот розничной торговли  ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республика Беларусь        ¦111,8¦128,2¦111,5¦109,3    ¦  109,5 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦109,0¦110,9¦109,2¦         ¦  108,0 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Объем платных услуг        ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦населению                  ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республика Беларусь        ¦104,9¦109,0¦108,7¦111,4    ¦  109,0 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦105,0¦102,8¦103,7¦         ¦  104,9 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Экспорт товаров            ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республика Беларусь        ¦124,0¦101,7¦107,7¦123,5 <*>¦  118,9 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦139,0¦ 97,0¦105,3¦         ¦  122,7 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Импорт товаров             ¦     ¦     ¦     ¦         ¦        ¦
   ¦Республика Беларусь        ¦129,6¦ 95,8¦109,7¦126,5 <*>¦  119,2 ¦
   +---------------------------+-----+-----+-----+---------+--------+
   ¦Российская Федерация       ¦113,5¦119,8¦113,4¦         ¦  119,7 ¦
   L---------------------------+-----+-----+-----+---------+---------
   --------------------------------
       <*> Январь - октябрь 2003 г.
   
       Ускорение роста ВВП создает предпосылки для увеличения реальных
   денежных  доходов  населения  в  Республике  Беларусь  на   6%,   в
   Российской  Федерации  -  на  13,8%  при  одновременном  сохранении
   относительно высоких темпов роста инвестиций в основной капитал  (в
   Беларуси 112% и России 112,0%) к уровню прошлого года.
       Благоприятная    ценовая   конъюнктура   на   мировых    рынках
   способствовала достижению в I полугодии т.г. весьма высокого  темпа
   роста  экспорта российских товаров, составившего 129,8% к уровню  I
   полугодия  2002 г. В Беларуси экспорт товаров за январь  -  октябрь
   увеличился на 23,5%.
       Импорт товаров Российской Федерации вырос в I полугодии т.г. на
   22,8%,  в  Республике Беларусь за 10 месяцев - на 26,5%.  При  этом
   импорт  из  России  в  долларах  США  возрос  на  30,6%  при  росте
   физического  его объема на 13,1%. Рост стоимостного объема  импорта
   из  России  связан прежде всего со значительным повышением  цен  на
   поставляемую в Беларусь российскую нефть.
       Основное   внимание  правительств  обоих  государств  уделялось
   достижению  сбалансированности во внешней торговле между  экспортом
   и импортом за счет сдерживания роста импорта.
       В  целом за 2003 г. ожидается сближение темпов роста импорта  и
   экспорта  товаров.  В  Республике  Беларусь  за  2003  г.   прирост
   экспорта  товаров прогнозируется на уровне 18,9%  и  импорта  -  на
   19,2%.   В  Российской  Федерации  соответственно  21,3%   и   19,7
   процента.
       Важнейшей нерешенной проблемой в области согласования  политики
   внешнеэкономической     деятельности    в     части     обеспечения
   взаимодействия  по  товарообменным  операциям  между  Беларусью   и
   Россией  для  создания одинаковых условий субъектам  хозяйствования
   обеих    стран   на   едином   таможенном   пространстве   является
   несогласованность вопросов тарифного и нетарифного регулирования  в
   области взаимной торговли товарами.
       В   Республике  Беларусь  в  связи  с  удорожанием   российских
   энергоносителей,   сырья,   материалов  и   комплектующих   изделий
   происходит   существенное   удорожание   выпускаемой   белорусскими
   предприятиями  продукции,  в  результате  чего  белорусские  товары
   теряют   свою   конкурентоспособность  в  сравнении  с  российскими
   аналогами.
       В  этих  условиях импортируемые на белорусский рынок из  России
   товары  оказываются  дешевле, чем отечественные.  Это  относится  в
   первую  очередь  к товарам пищевой промышленности, радиоэлектронных
   изделий  и др. Для защиты внутреннего рынка Белорусская Сторона  по
   ряду  товаров  вынуждена ужесточать контроль за импортом  в  страну
   такого  рода  товаров, включая ограничения за счет мер  нетарифного
   регулирования,  что противоречит принципам цивилизованной  торговли
   и  свободной  конкуренции. Со своей стороны руководство  Российской
   Федерации  не  смогло обеспечить в полном объеме  выполнение  своих
   обязательств   в   части  соглашения  о  создании  равных   условий
   хозяйствования для предприятий обеих стран.
       Выход   из   такой  ситуации  может  быть  найден  в  выработке
   взаимосогласованных  мер, в первую очередь  касающихся  ценового  и
   тарифного регулирования.
       В  2003 г. существенно снизилась инфляция как в Беларуси, так и
   в   России.   Индекс  цен  на  товары  и  тарифов  на   услуги   на
   потребительском рынке Российской Федерации прогнозируется на  конец
   2003  г.  по  отношению  к  декабрю  2002  г.  на  уровне  112%,  в
   Республике Беларусь - 124%.
       Замедление  роста  инфляции  обусловлено  в  обеих  странах   в
   основном близкими по своему характеру важнейшими факторами:
       - относительно жесткой бюджетной и денежно-кредитной политикой;
       -  профицитным  федеральным бюджетом в  России  и  относительно
   низким уровнем дефицита консолидированного бюджета в Беларуси;
       -  снижением  инфляционных  ожиданий  в  связи  с  ограничением
   повышения   цен   (тарифов)   на   продукцию   (услуги)   субъектов
   естественных монополий.
       В  целом предприятия реального сектора экономики обеих стран  в
   условиях   относительной  стабилизации  результатов  их  работы   в
   большей  мере  адаптировались  к  таким  важнейшим  факторам,   как
   внешнеэкономическая конъюнктура, реальный курс национальных  валют,
   издержки  на  заработную плату, оплата растущих  цен  (тарифов)  на
   продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, которые  ранее
   для предприятий представлялись критическими.
       Важнейшая   роль   в   укреплении   экономического   потенциала
   создаваемого  Союзного государства Беларуси  и  России  принадлежит
   ускорению  процесса  белорусско-российской  интеграции,  углублению
   взаимовыгодного  сотрудничества двух стран на  основе  эффективного
   использования объективно существующих для этого предпосылок.
       Уже  сегодня  неоспоримые  взаимные  выгоды  приносит  торгово-
   экономическая   деятельность  Республики  Беларусь   с   Российской
   Федерацией. К настоящему времени по отдельным оценкам до 70  -  75%
   российского  экспорта  в  страны ЕС  осуществляется  по  территории
   Республики Беларусь.
       В  2002  году доля белорусского экспорта в Российскую Федерацию
   составляла  50%  общего его объема. Белорусские  предприятия  имеют
   устойчивые связи с российским рынком сбыта и почти целиком  зависят
   от  поставок российского сырья и энергоносителей. Импорт природного
   газа  из  Российской Федерации составлял в 2002 г.  100%  от  всего
   потребленного   в  республике,  каменного  угля  -  99,8%,   черных
   металлов - 89,2%, нефти - 100%.
       Высокую  заинтересованность  Российская  Сторона  проявляет   в
   участии   своего   капитала   в   акционировании   и   приватизации
   белорусских   предприятий,   в  первую   очередь   нефтехимического
   комплекса и в последующем "Белтрансгаза" и "Белэнерго".
       Большая  выгода  для обоих государств может  быть  получена  от
   реструктуризации,   технической  и   технологической   модернизации
   функционирующих в Беларуси крупных промышленных гигантов, в  первую
   очередь  машиностроительного комплекса с выводом на высокий уровень
   качества  выпускаемой  ими  продукции для  поставок  не  только  на
   российский   рынок,  но  и  на  рынки  третьих  стран.   При   этом
   существенную   долю   в   продукции  белорусских   промышленных   и
   машиностроительных  предприятий составляют  комплектующие,  которые
   производятся в Российской Федерации.
       Социально-экономическое   развитие   Республики   Беларусь    и
   Российской  Федерации при сложившихся тенденциях в 2003 г.  создает
   соответствующие  исходные  предпосылки  для  стабильного   развития
   национальных экономик Беларуси и России в 2004 - 2006 гг.
   
                  2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГЛУБЛЕНИЯ
            ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И СБЛИЖЕНИЯ ВАЖНЕЙШИХ
           МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                        И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Цели и основные направления экономической интеграции Беларуси и
   России  вытекают  из  концептуальных  положений  Договора  о  Союзе
   Беларуси  и  России от 2 апреля 1997 г., Устава  Союза  Беларуси  и
   России  от  23  мая  1997  г.,  Декларации  о  дальнейшем  единении
   Беларуси  и  России  от  25  декабря  1998  г.,  Соглашения   между
   Российской  Федерацией  и Республикой Беларусь  о  создании  равных
   условий  субъектам  хозяйствования, Договора  о  создании  Союзного
   государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г.
       Стратегической  целью  экономического сотрудничества  в  рамках
   Союзного  государства является повышение уровня и стандартов  жизни
   населения  Беларуси и России на основе объединения материального  и
   интеллектуального    потенциалов   обеих    стран,    заимствования
   положительного     опыта     внедрения     рыночных      механизмов
   функционирования национальной экономики, использования  преимуществ
   межгосударственной   специализации   и   кооперации,    обеспечения
   устойчивого  экономического роста, повышения  конкурентоспособности
   и улучшения качественных параметров национальных экономик.
       Основными  направлениями  экономического  сотрудничества  между
   Республикой  Беларусь  и Российской Федерацией  в  рамках  Союзного
   государства в прогнозном периоде должны стать:
       -  развитие  торгово-экономических отношений и межрегионального
   сотрудничества;
       -  проведение согласованной макроэкономической политики, в  том
   числе  кредитно-денежной  и валютной, бюджетно-налоговой,  ценовой,
   инвестиционной  и инновационной, промышленной, внешнеэкономической,
   социальной;
       -  синхронизация институциональных преобразований, гармонизация
   и  унификация  законодательной и нормативно-правовой  базы,  в  том
   числе     хозяйственного    и    гражданского     законодательства,
   законодательства    в    социально-трудовой    сфере,    налогового
   законодательства, инвестиционного и др.;
       - формирование единого экономического пространства, в том числе
   таможенного,  научно-технологического и информационного,  фондового
   рынка и рынка труда;
       -        объединение        транспортных,       энергетических,
   телекоммуникационных систем, систем связи;
       -   разработка   и   реализация  совместных  межгосударственных
   программ и их финансового обеспечения.
       Реализация  вышеуказанных  основных  направлений  строительства
   Союзного  государства  потребует  значительных  усилий  в   области
   гармонизации   национальных  интересов  Беларуси  и   России.   Это
   позволит  продвинуться на пути решения проблем, которые возникли  в
   текущем   периоде   при   формировании   единого   таможенного    и
   экономического пространства, согласовании монетарной, фискальной  и
   ценовой  политики, синхронизации темпов рыночных  реформ,  создании
   равных условий хозяйствования субъектам двух стран.
       Основной  проблемой  в прогнозном периоде  является  реализация
   принятых   программных   документов  и   соглашений   по   введению
   российского  рубля  в  качестве единой  денежной  единицы  Союзного
   государства.  В  первую очередь это касается  выполнения  Программы
   совместных  действий Республики Беларусь и Российской Федерации  по
   реализации  Договора  о  создании Союзного государства,  Соглашения
   между  Республикой  Беларусь  и Российской  Федерацией  о  введении
   единой  денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра
   Союзного  государства  от  30 ноября 2000  г.  и  принятого  в  его
   развитие  4  июня  2002 г. Плана совместных действий  Правительства
   Республики  Беларусь,  Национального банка  Республики  Беларусь  и
   Правительства  Российской Федерации, Центрального банка  Российской
   Федерации  по введению единой денежной единицы Союзного государства
   на  период  2001  -  2005 годы, мероприятия которых  направлены  на
   выравнивание  условий для субъектов хозяйствования и  граждан  двух
   стран,  создание  единого  экономического  пространства  Республики
   Беларусь  и  Российской  Федерации,  прежде  всего,  на  унификацию
   принципов,  механизмов и инструментов денежно-кредитной,  бюджетно-
   налоговой, внешнеэкономической, структурной политики.
       В  этих  целях в прогнозном периоде должны быть решены ключевые
   вопросы  двусторонних экономических отношений, и  прежде  всего:  о
   принципах  бюджетной  политики в Союзном государстве;  о  принципах
   взимания  косвенных налогов при реализации товаров  (работ,  услуг)
   хозяйствующими субъектами; о механизме компенсации потерь  бюджетов
   в   условиях   создания  единого  экономического   пространства   и
   применения  во взаимной торговле Республики Беларусь  и  Российской
   Федерации  налога  на  добавленную  стоимость  по  принципу  страны
   происхождения;  об  отмене  таможенного  контроля  и  оформления  в
   отношении   товаров   из  третьих  стран  на  белорусско-российской
   границе.
       Кроме того, необходимо подготовить и согласовать предложения  о
   модели    устройства   единого   эмиссионного    центра    Союзного
   государства,  его  статусе,  задачах и  функциях  для  включения  в
   проект  Конституционного  акта, юридически  оформить  вступление  в
   силу  Межправительственного соглашения о создании равных условий  в
   области  ценовой политики, а также урегулировать вопросы  оплаты  и
   поставки природного газа в Республику Беларусь.
       Сделанные ранее взаимные уступки обеих сторон в рамках создания
   равных  условий субъектам хозяйствования при условии их  соблюдения
   в    прогнозном   периоде   создают   возможности   по    повышению
   эффективности производства и, учитывая тесные кооперационные  связи
   между   белорусскими  и  российскими  промышленными  предприятиями,
   ускорению  экономического  роста в  двух  странах  с  одновременным
   расширением экспорта в третьи страны.
       Реализация мер по основным направлениям строительства  Союзного
   государства  Беларуси  и России в социально-экономической  сфере  в
   прогнозном  периоде  будет направлена прежде  всего  на  дальнейшее
   согласование  макроэкономической политики и  выравнивание  основных
   макроэкономических  показателей, синхронизацию  процессов  рыночной
   трансформации,     унификацию     национальных     законодательств,
   формирование  общего  экономического  пространства.  Вместе  с  тем
   финансовое  обеспечение  реализации  совместных  межгосударственных
   программ  и  проектов  ограничено относительно небольшими  объемами
   бюджета Союзного государства.
       Основные  направления,  механизмы и мероприятия  по  углублению
   интеграции   и   формированию  общего  экономического  пространства
   заложены   в  Программе  экономического  сотрудничества  Республики
   Беларусь  и  Российской  Федерации на 1999 -  2008  гг.,  Программе
   экономического   сотрудничества  между   Республикой   Беларусь   и
   Российской Федерацией в рамках Союзного государства на 2000 -  2005
   гг., а также изложены в данном Прогнозе.
       Важнейшими  макроэкономическими параметрами, сближение  которых
   необходимо   для  создания  предпосылок  углубления   экономической
   интеграции Беларуси и России в прогнозном периоде, являются:
       - ВВП на душу населения;
       - темпы инфляции;
       -  темпы девальвации официальных обменных курсов российского  и
   белорусского рубля;
       - ставки рефинансирования центральных банков, процентные ставки
   по срочным депозитам и кредитам;
       -   налоговая   нагрузка,  дефицит  государственного   бюджета,
   государственный долг (% к ВВП);
       - сальдо торгового баланса.
       Одним  из  важнейших  макроэкономических показателей  сближения
   экономик Беларуси и России является среднегодовое производство  ВВП
   на  душу  населения.  В  2002 г. отношение  данного  показателя  по
   Беларуси  к  российскому составляло 59%, в  2003  г.  ожидается  на
   уровне 58%, в 2004 г. - 55 - 57%, в 2005 г. - 59 - 61% и в 2006  г.
   -  60  -  63%. На динамику данного соотношения в прогнозном периоде
   окажут  влияние  такие  факторы, как  темпы  роста  реального  ВВП,
   изменение  численности  населения  двух  стран,  курс  белорусского
   рубля к российскому.
       В то же время ВВП на душу населения по ППС составлял в Беларуси
   по  отношению  к российскому в 2002 г. по отдельным расчетам  более
   90%  и с учетом более высоких темпов роста ВВП в прогнозном периоде
   ожидается  тенденция  сближения  данного  показателя  с  российским
   уровнем.
       Что  касается реальных располагаемых доходов населения,  то  их
   прирост  в  2003  г. оценивается в Российской Федерации  на  уровне
   13,5%,  в Республике Беларусь - 6%. В прогнозном периоде (в 2004  -
   2005  гг.)  в Беларуси предусматриваются более высокие темпы  роста
   данного   показателя   по  сравнению  с  российскими,   что   будет
   способствовать их сближению.
       Основой  сближения  показателей  денежно-кредитной  и  валютной
   политики и формирования важнейших условий введения с 1 января  2005
   г.  российского  рубля в качестве единой денежной единицы  Союзного
   государства  Республики  Беларусь и Российской  Федерации  является
   реализация   Плана  совместных  действий  Правительства  Республики
   Беларусь,  Национального банка Республики Беларусь и  Правительства
   Российской  Федерации, Центрального банка Российской  Федерации  по
   введению  единой  денежной единицы Союзного государства  на  период
   2001   -  2005  гг.,  призванного  обеспечить  необходимый  уровень
   экономической конвергенции.
       В  2000  - 2003 гг. в Республике Беларусь осуществлены заметные
   шаги  в  направлении  выполнения отмеченных требований.  В  области
   валютного   регулирования  и  валютного  контроля   был   достигнут
   значительный   прогресс   в  направлении   либерализации   валютных
   операций,  что  позволило обеспечить конвертируемость  белорусского
   рубля по текущим операциям платежного баланса.
       Политика  курсообразования  в двух  странах  осуществляется  на
   рыночных   принципах   в   результате   взаимодействия   спроса   и
   предложения.    Участие    центральных    банков     в     процессе
   курсообразования     ограничивается    валютными     интервенциями,
   направленными  на  сглаживание локальных диспропорций  сезонного  и
   конъюнктурного характера. Курс российского рубля устанавливается  в
   режиме  регулируемого плавания, а белорусского  рубля  -  в  режиме
   номинального  таргетирования  с  привязкой  к  российскому   рублю,
   схожего с "валютным коридором".
       Влияние,  оказываемое экономической конъюнктурой  в  Российской
   Федерации   на  характеристики  социально-экономического   развития
   Республики   Беларусь,   расширение  и  углубление   интеграционных
   процессов  в  развитии экономики Республики Беларусь  и  Российской
   Федерации   вызывают   необходимость  использования   в   2004   г.
   официального  обменного  курса  белорусского  рубля  к  российскому
   рублю   в   качестве   контрольного  показателя   денежно-кредитной
   политики.
       Уровень  обменного курса белорусского рубля  к  валютам  других
   стран будет определяться на основе кросс-курса российского рубля  к
   валютам  других стран. При этом курс белорусского рубля  к  доллару
   США   будет  использоваться  в  качестве  индикативного  показателя
   денежно-кредитной политики.
       Предполагается,  что в первом полугодии 2004 г.  обменный  курс
   белорусского рубля к российскому рублю снизится на 4  -  5%  и  его
   номинальный  уровень  на  1  июля 2004  г.  составит  76,5  -  77,2
   белорусского рубля за 1 российский рубль. Во втором полугодии  2004
   г.  обменный  курс  белорусского рубля к  российскому  рублю  будет
   зафиксирован.   При   этом   жесткая   фиксация   обменного   курса
   белорусского  рубля  к российскому рублю будет  осуществляться  при
   возможном  отклонении в отдельные периоды курса белорусского  рубля
   к российскому рублю от курса фиксации до плюс-минус 5%.
       С  учетом  изменения курса российского рубля к  доллару  США  и
   курса   белорусского  рубля  к  российскому  рублю  обменный   курс
   белорусского рубля к доллару США может снизиться на 4 - 10% и на  1
   января  2005 г. составит 2260 - 2390 белорусских рублей за 1 доллар
   США.
       Сложившийся  в настоящее время уровень гармонизации  в  области
   валютного регулирования и валютного контроля Республики Беларусь  и
   Российской  Федерации  достаточно  высок.  Имеющиеся  различия   не
   настолько  существенны,  чтобы вызывать  опасения  о  возникновении
   негативных  последствий  в  валютной сфере  Беларуси  в  результате
   полной гармонизации соответствующего законодательства.
       В  результате постепенного перехода в Беларуси к более  жесткой
   денежно-кредитной   политике   созданы   условия   для   финансовой
   стабилизации на макроэкономическом уровне и существенного  снижения
   темпов  инфляции.  Это позволило добиться значительного  сокращения
   разрыва темпов инфляции в двух странах (табл. 2).
   
                                                             Таблица 2
   
               Фактические и прогнозные значения индекса
       потребительских цен в России и Беларуси в 2000 - 2006 гг.
               (в %, декабрь к декабрю предыдущего года)
   
   ---------------T-----------------------------------------------------------------¬
   ¦    Страны    ¦                             годы                                ¦
   ¦              +-----------------T---------T-------------------------------------+
   ¦              ¦      отчет      ¦ оценка  ¦              прогноз                ¦
   ¦              +-----T-----T-----+---------+---------T-------------T-------------+
   ¦              ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦  2003   ¦  2004   ¦    2005     ¦    2006     ¦
   +--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+-------------+
   ¦Беларусь      ¦207,5¦146,1¦134,8¦118 - 124¦114 - 118¦  110 - 112  ¦  107 - 108  ¦
   +--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+-------------+
   ¦среднемесячные¦  6,3¦  3,2¦  2,5¦1,4 - 1,8¦1,1 - 1,4¦  0,8 - 1,0  ¦  0,6 - 0,7  ¦
   ¦темпы         ¦     ¦     ¦     ¦         ¦         ¦             ¦             ¦
   +--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+-------------+
   ¦Россия        ¦120,2¦118,6¦115,1¦   112   ¦108 - 110¦106,5 - 108,5¦105,5 - 107,5¦
   +--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+-------------+
   ¦среднемесячные¦  1,5¦  1,4¦  1,2¦0,8 - 0,9¦0,6 - 0,8¦  0,5 - 0,7  ¦  0,4 - 0,6  ¦
   ¦темпы         ¦     ¦     ¦     ¦         ¦         ¦             ¦             ¦
   L--------------+-----+-----+-----+---------+---------+-------------+--------------
   
       В   прогнозном   периоде   тенденция  снижения   темпов   роста
   потребительских цен в Республике Беларусь закрепится и к 2006  году
   рост  цен в обеих странах может быть синхронизирован на уровне 107%
   в год.
       Снижение  темпов  инфляции в Беларуси  предполагает  переход  к
   значительно     более    жесткой    денежно-кредитной     политике.
   Следовательно, возможности финансирования государственных  программ
   и   кредитной  поддержки  предприятий  реального  сектора  за  счет
   эмиссионного  источника будут существенно ограничены, что  осложнит
   бюджетный   процесс  и  развитие  отдельных  секторов   белорусской
   экономики.
       Основными  направлениями  государственной  ценовой  политики  в
   Республике   Беларусь  в  2004  -  2006  годах   будут   дальнейшая
   либерализация    ценообразования,   совершенствование    механизмов
   регулирования  цен,  ограничивающих рост  издержек  производителей,
   реализация  Программы  ликвидации перекрестного  субсидирования.  В
   2004  году  необходимо  завершить работу по  гармонизации  ценового
   механизма  Республики  Беларусь и Российской  Федерации.  Выработка
   единых  подходов  к  формированию цен и тарифов  в  рамках  единого
   экономического    пространства   создаст   равные    условия    для
   производителей обеих стран. Особенно это касается цен и тарифов  на
   продукцию естественных монополий.
       Беларуси необходимо учитывать также и то обстоятельство, что  в
   связи  с  предстоящим  вступлением в  ВТО  Россия  вынуждена  будет
   перейти  на  другой  уровень цен. Россия намерена  решать  проблему
   ценовых  соотношений на отдельные виды топлива, ориентированных  на
   мировые  цены.  Предполагается, с учетом  реальной  потребительской
   ценности  энергоносителей, поэтапное выравнивание  соотношения  цен
   на    уголь   энергетический,   газ   и   мазут,   которое   должно
   соответствовать  соотношению мировых цен на  эти  энергоносители  в
   пересчете на одинаковую теплотворность.
       В   Российской   Федерации  утверждена   Программа   поэтапного
   совершенствования  цен  на  газ  и  тарифов  на   услуги   по   его
   транспортировке, рассчитанная на период до 2010 года.  Первый  этап
   определил действия на 2002 - 2003 гг. На втором этапе (2004 -  2006
   гг.)   будет  введена  дифференциация  цен  на  газ  для   конечных
   потребителей в зависимости от режима и сезона потребления.  Прирост
   реальных цен на газ (без учета инфляции) в 2004 году составит  10%,
   в 2005 году - не более 16%, в 2006 году - 4 - 7%.
       К  2006 году цены на газ для промышленных потребителей (без НДС
   и  оплаты  транспортировки по газораспределительным  сетям)  должны
   достигнуть  36  -  37 долл. США за 1000 куб. м. (в  2003  году,  по
   оценке,  цены составят 23,5 долл. США за 1000 куб. м., в 2004  году
   -  27,4  долл.  США).  В целом за период 2004 -  2006  гг.  прирост
   реальных цен на газ (без учета инфляции) составит 33 - 36%.
       Централизация  финансовых  ресурсов государством  в  Республике
   Беларусь согласно Прогнозу на 2004 г. составит 44,7%, а в  2006  г.
   не  более  45%  к  ВВП, при этом доходы консолидированного  бюджета
   составят  соответственно  не более 35,0% к  ВВП.  Уровень  реальной
   налоговой  нагрузки (налоговые доходы бюджета, доходы  бюджетных  и
   внебюджетных фондов) в Республике Беларусь должен составить в  2004
   - 2006 гг. не более 39 - 40% к ВВП.
       По  прогнозу дефицит бюджета Республики Беларусь в 2004 -  2006
   гг. должен быть не более 1,5% к ВВП.
       С  2004  г.  предусмотрен  переход на  финансирование  дефицита
   государственного  бюджета  Республики  Беларусь  за  счет   выпуска
   ценных  бумаг и внешних займов и отказ от привлечения  кредитов  со
   стороны Национального Банка.
       По  прогнозу  внешний долг Беларуси, в 2004 - 2006  гг.  должен
   быть  не  более 4,0%, а внутренний долг не более 6,0% к ВВП.  Таким
   образом,  уровни внутреннего и внешнего долга находятся в  пределах
   параметров экономической безопасности Республики Беларусь.
       По  плану  бюджета Российской Федерации на 2004 г. предусмотрен
   профицит  бюджета,  который  оказывает  положительное  влияние   на
   стабильность основных макроэкономических показателей.  Важную  роль
   в   обеспечении  профицита  бюджета  Российской  Федерации   играет
   благоприятная  внешнеэкономическая конъюнктура на мировом  нефтяном
   рынке.
       В  настоящее время для макроэкономического положения Российской
   Федерации  большое  негативное  значение  имеет  внешний  долг.  По
   данным   Министерства   финансов   РФ,   средняя   стоимость    его
   обслуживания  6 - 7% годовых. Согласно графику выплат  по  внешнему
   долгу  до  2006  г. объемы ежегодных платежей в пользу  иностранных
   кредиторов  составят от 14 до 20 млрд. долл. Даже при благоприятной
   динамике  ВВП  и увеличении реального курса рубля их  осуществление
   потребует  не  менее 4 - 6% ВВП России. Благоприятное положение  на
   мировом  нефтяном  рынке позволяет России осуществлять  платежи  по
   погашению  и  обслуживанию  внешнего долга,  не  прибегая  к  новым
   зарубежным заимствованиям.
       Поэтому    важной   задачей   Союзного   государства   является
   минимизация   внешнего  долга  стран-участниц,   которая   позволит
   существенно  снизить расходы на его обслуживание, сократить  потери
   национального  дохода,  повысить внутреннее потребление  товаров  и
   услуг.
       В  отличии от Российской Федерации, которая имеет на протяжении
   ряда   лет  значительное  положительное  сальдо  торгового  баланса
   (текущего  счета  платежного  баланса  по  товарам  и  услугам),  в
   Республике  Беларусь сложилась обратная ситуация -  чистый  экспорт
   товаров  и  услуг  отрицательный.  При  этом  основное  влияние  на
   состояние  сальдо  по  товарам  и  услугам  оказывает  дисбаланс  в
   торговле с Российской Федерацией.
       В  отношении  сальдо торгового баланса как и в предыдущие  годы
   продолжает      сохраняться     действие     факторов,      носящих
   разнонаправленный    характер.    Если    сложившаяся    достаточно
   благоприятная   для  России  цена  на  нефть   на   мировом   рынке
   способствует  ее  экономическому росту  и  в  том  числе  активному
   сальдо  торгового баланса, то для Республики Беларусь отрицательное
   сальдо  внешней  торговли в значительной мере обусловлено  импортом
   минеральных  продуктов, включая нефть и природный газ.  Наблюдается
   асимметричная ситуация - положительное сальдо торгового  баланса  в
   России  и  отрицательное в Беларуси (в рамках торговли с  Россией).
   То  есть  Россия  выступает как чистый экспортер, в  то  время  как
   Беларусь  является  чистым импортером, что соответствующим  образом
   отражается на динамике важнейших макропоказателей.
   
                    3. ГАРМОНИЗАЦИЯ И СИНХРОНИЗАЦИЯ
                   ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
   
       Интеграция   в   Союзное   государство   предполагает    единую
   экономическую  среду,  институциональная и  правовая  совместимость
   которой   определяется  прежде  всего  отношениями   собственности,
   формируемыми   в   результате   проведения   разгосударствления   и
   приватизации государственного сектора экономики.
       Российская   Федерация   при   достигнутой   высокой    степени
   разгосударствления (в ключевых отраслях промышленности  свыше  70%)
   придерживается  курса  на дальнейшую активизацию  приватизационного
   процесса.  Государство намерено продавать принадлежащие ему  пакеты
   акций  в акционерных обществах, в которых госдоля составляет  менее
   25%  от  уставного капитала. Предполагается, что эти  пакеты  будут
   доминировать в числе продаваемых.
       Реформирование  государственной  собственности   в   Российской
   Федерации   является  одним  из  важнейших  механизмов   социально-
   экономических   преобразований,   а   также   заметным   источником
   бюджетных  доходов.  Основными  направлениями  структурной  реформы
   являются   продажа   федерального  имущества   и   целенаправленное
   формирование   на   этой  базе  корпоративных  структур.   Наиболее
   значимые  изменения  осуществляются на  транспорте,  в  энергетике,
   нефтегазовой  промышленности, угольной отрасли, военно-промышленном
   комплексе.
       К  настоящему времени в Республике Беларусь реформировано около
   трети  общей  численности предприятий, подлежащих приватизации,  на
   которых  работает около 20% занятых в народном хозяйстве. Всего  за
   период  рыночных  преобразований в  республике  реформировано  3680
   объектов  государственной собственности. На их  базе  создано  1586
   акционерных  обществ,  по  конкурсу  и  на  аукционах  продан  1371
   объект.    Акционирование    преобладало    относительно    крупных
   предприятий    республиканской   собственности,   аукционная    или
   конкурсная    продажа    -    небольших    объектов    коммунальной
   собственности.
       На   2004   год   основные  задачи  в  области   реформирования
   собственности    определены   в   рамках    Концепции    управления
   государственным имуществом в Республике Беларусь  на  2001  -  2005
   годы.
       Согласно  Концепции  до 2005 г. предстоит в основном  завершить
   приватизацию предприятий с численностью работающих до 200  человек,
   прежде  всего сферы торговли и общественного питания.  Должно  быть
   завершено  акционирование государственных унитарных  предприятий  с
   численностью работающих до 500 человек.
       В  этот  период приватизация небольших объектов государственной
   собственности  будет  осуществляться путем их продажи  по  конкурсу
   или  на  аукционах  за  денежные  средства.  Реформировать  средние
   предприятия   предполагается  путем   преобразования   в   открытые
   акционерные  общества  с последующей продажей акций,  принадлежащих
   государству, отечественным и иностранным инвесторам.
       Применительно   к  государственным  унитарным  предприятиям   с
   численностью   занятых  более  1000  человек   будет   использована
   концепция   длительного  приватизационного  цикла  при   тщательном
   подборе   стратегических   инвесторов.   В   отношении   их   будет
   преобладать  приватизация  посредством  акционирования  на   основе
   эффективных   индивидуальных  инвестиционных   проектов   (допуская
   передачу  в  установленном  порядке новым  собственникам  земельных
   участков)    с   последующей   продажей   акций,   находящихся    в
   государственной    собственности.   При   реформировании    крупных
   имущественных комплексов будет рассматриваться целесообразность  их
   реструктуризации  и  проведения аукционов и  конкурсов  по  продаже
   (либо   по   передаче  в  коммунальную  собственность)   выделяемых
   структурных подразделений.
       Не  потеряли  своей  актуальности  инвестиционные  конкурсы  по
   продаже   принадлежащих   республике  пакетов   акций   предприятий
   нефтехимии.  Это  относится,  в  частности,  к  ОАО  "Нафтан",  ОАО
   "Полимир",    ОАО   "Гродно   Азот",   ОАО   "Гродно   Химволокно".
   Акционировано  крупнейшее в Беларуси предприятие РУП  "Белтрансгаз"
   с  численностью  работающих  около 6  тыс.  человек.  На  его  базе
   возможно  создание совместного белорусско-российского  предприятия.
   По   названым   открытым  акционерным  обществам  в   собственности
   Республики  Беларусь предполагается сохранение контрольного  пакета
   акций.
       Принципиально    важно    обеспечить   прозрачность    процедур
   разгосударствления и приватизации, полный контроль  государства  на
   каждом   этапе   их   проведения,  экономическую   безопасность   и
   приоритетность интересов государства и граждан Республики  Беларусь
   в  целях  избежания негативных социально-экономических  последствий
   проводимых преобразований.
       Особенности  процессов приватизации в Беларуси в  свою  очередь
   сдерживают  развитие  рынка  корпоративных  ценных  бумаг,  который
   всегда   играл   второстепенную   роль   в   сравнении   с   рынком
   государственных фондовых инструментов. Несмотря на то, что  в  2002
   году  наблюдаются самые высокие темпы объемов эмиссии по  сравнению
   с  предшествующими  годами,  по  объему,  значению,  капитализации,
   перечню  инструментов и другим характеристикам этот  сегмент  рынка
   ценных бумаг по-прежнему несопоставим с российским аналогом.
       Рынок  акций  в Республике Беларусь все еще редко  используется
   как  источник  финансирования. Капитализация акций (в  процентах  к
   ВВП)  составляет  около  6%. Сохраняется  низкий  оборот  акций  на
   фондовом  рынке,  что связано с действием запрета на  отчуждение  в
   период  безвозмездной приватизации акций, приобретенных  гражданами
   Республики Беларусь у государства за денежные средства на  льготных
   условиях.  В 2003 г. этот запрет был частично отменен. В 2004  году
   предполагается продолжить деятельность в данном направлении.
       Гармонизация  рынка  корпоративных ценных  бумаг  в  Республике
   Беларусь  и Российской Федерации в 2003 г. и на период до  2005  г.
   связана,   прежде   всего,  с  дальнейшей  активизацией   процессов
   приватизации в Республике Беларусь (первичный рынок).
       Предполагаемые   в  2004  г.  мероприятия  по  полному   снятию
   ограничений  на  отчуждение  акций,  а  также  по  развитию   рынка
   корпоративных   облигаций,   призваны   создать   предпосылки   для
   ускорения  развития вторичного рынка корпоративных ценных  бумаг  в
   Республике Беларусь.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное