Минтранс предлагает внедрить на РЖД механизм «вези или плати»

Экономика >> 26.03.2021, 06:03

Транспортное ведомство предлагает ввести для крупных грузоотправителей договоры «вези или плати». Однако такой формат критикует бизнес, ФАС и Минэнерго, пишет «Коммерсант».

Инициатива Минтранса заключается в том, на основании долгосрочных контрактов и предоплаты крупные угольные компании получат возможность в приоритетном порядке отправлять по железным дорогам грузы в востребованном восточном направлении. Такая мера призвана стимулировать экспорт угля.

В начале марта на совещании под председательством президента было принято решение на 30% увеличить поставки угля из Кузбасса к 2024-му. Обязательства добывающих компаний и РЖД предложено закрепить 3-летними контрактами. Минтранс в свою очередь после проработки вопроса предложил внедрить механизм «вези или плати».

Однако возглавляемый вице-премьером А.Белоусовым совет потребителей по вопросам деятельности РЖД высказался против предложенного формата. Члены совета указывают на необходимость четко прописать условия заключения договоров и алгоритмы действий, если заявки превысят пропускную способность ж/д.

В антимонопольной службе считают, что предлагаемый Минтрансом механизм ущемляет интересы субъектов МСБ. В Минэнерго указывают, что в разработанном документе риски железнодорожников фактически перекладываются на иных участников рынка.