Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 08.11.2005 N 866-ПП О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                          ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 8 ноября 2005 г. N 866-ПП
   
            О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
         МОНИТОРИНГА ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
                    ДАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
   
           (с изм., согл. постановления Правительства Москвы
                         от 16.10.2007 N 896-ПП)
   
       В  соответствии  с  постановлениями  Правительства Москвы от 22
   февраля   2000   г.   N   144   "Об   организации   Единой  системы
   экологического  мониторинга  города Москвы", от 24 ноября 1998 г. N
   911   "О  совершенствовании  механизма  управления  и  контроля  за
   состоянием  реки  Москвы  и  ее  притоков", от 20 февраля 2001 г. N
   159-ПП  "О  порядке проведения компенсационного озеленения в городе
   Москве",  от  16  марта  2004  г.  N  153-ПП "О дальнейших мерах по
   созданию   подсистемы   мониторинга  качества  воздуха  на  третьем
   транспортном   кольце",   от   7  декабря  2004  г.  N  868-ПП  "Об
   организации   мониторинга   геоэкологических   процессов  в  городе
   Москве",  от  25  февраля 2003 г. N 102-ПП "О Целевой среднесрочной
   экологической  программе  города Москвы на 2003-2005 годы" в период
   с  1999  по  2004  г.  в  Москве созданы и функционируют подсистемы
   мониторинга   качества   атмосферного   воздуха,   поверхностных  и
   подземных  вод, зеленых насаждений, радиационной обстановки. С 2004
   года начато осуществление мониторинга почв и шумового воздействия.
       Создание    систем   мониторинга   природных   сред   позволило
   организовать  оперативные  потоки актуальной информации о состоянии
   окружающей  среды,  которые востребованы городскими организациями в
   работах  по территориальному планированию, социально-гигиеническому
   мониторингу,  при  расчете  ущерба  окружающей  среде,  в работе по
   жалобам   жителей.  Городская  система  экологического  мониторинга
   создана  на современном техническом уровне и обеспечивает получение
   точных, достоверных данных в оперативном режиме.
       С   целью   обеспечения   конституционного   права  граждан  на
   информацию  о  состоянии  окружающей  среды,  а также во исполнение
   статьи  6  Федерального  закона  от  10  января  2002 г. N 7-ФЗ "Об
   охране  окружающей  среды"  с  2001  года  ведется последовательная
   работа   по   расширению   каналов   предоставления   экологической
   информации   населению   с  использованием  возможностей  городских
   электронных    табло,    Интернет-технологий,    средств   массовой
   информации, издания печатных бюллетеней.
       Создание   системы   экологического  мониторинга  выдвигает  на
   первый  план задачу обеспечения учета и практического использования
   данных  экологического  мониторинга,  в  том числе через ориентацию
   городской    системы   экологического   мониторинга   на   контроль
   эффективности  выполняемых  природоохранных  мероприятий городского
   уровня,  а  также  через "встраивание" экологического мониторинга в
   систему  других  механизмов обеспечения выполнения природоохранного
   законодательства     (экологический     контроль,     экологическая
   экспертиза,  нормирование).  Законом  города  Москвы  от 20 октября
   2004  г.  N  65  "Об  экологическом  мониторинге  в  городе Москве"
   закреплена   норма  об  обязательном  учете  объективных  данных  о
   состоянии   окружающей   среды  при  планировании  и  осуществлении
   хозяйственной  деятельности  и  в ряде других установленных Законом
   случаях.
       Для  решения  задачи  своевременного выявления и предотвращения
   аварийных   и   несанкционированных  выбросов/сбросов  промышленных
   предприятий  данным Законом предусмотрена организация систем прямых
   инструментальных     измерений     выбросов/сбросов    промышленных
   предприятий  (локальный  экологический  мониторинг). Для реализации
   данного  направления, а также других положений Закона города Москвы
   от  20  октября 2004 г. N 65 "Об экологическом мониторинге в городе
   Москве"  и  в целях обеспечения учета данных о состоянии окружающей
   среды Правительство Москвы постановляет:
       1. Утвердить:
       1.1.   Перечень   программных   мероприятий  по  экологическому
   мониторингу  и  предоставлению экологической информации на 2006 год
   (далее   -   Программные   мероприятия)  согласно  приложению  1  к
   настоящему постановлению.
       1.2.  Положение  о Едином городском фонде данных экологического
   мониторинга  (далее - Положение) согласно приложению 2 к настоящему
   постановлению.
       1.3.    Перечень    предприятий    -    субъектов    локального
   экологического  мониторинга  согласно  приложению  3  к  настоящему
   постановлению.
       2.   Возложить   на  Департамент  природопользования  и  охраны
   окружающей среды города Москвы функции:
       2.1.    Государственного   заказчика   работ   по   Программным
   мероприятиям.
       2.2.  Государственного заказчика по эксплуатации и модернизации
   информационной       системы,      обеспечивающей      формирование
   информационного  ресурса  города  Москвы - Единого городского фонда
   данных экологического мониторинга (п. 3.2).
       2.3.   По   осуществлению   правомочий   собственника   Единого
   городского  фонда данных экологического мониторинга в части прав на
   создание,    эксплуатацию,   модернизацию   и   использование   для
   обеспечения выполнения своих функциональных обязанностей.
       3.  Департаменту  природопользования  и охраны окружающей среды
   города Москвы:
       3.1.   Осуществлять   финансирование  расходов  на  Программные
   мероприятия,  финансирование  которых предусмотрено за счет текущих
   расходов  бюджета,  в  пределах  средств, предусмотренных в бюджете
   города  Москвы  на  2006  год по разделу "Охрана окружающей среды",
   статья "Экомониторинг".
       3.2.  До  конца  III  квартала  2006  г.  в  рамках  выполнения
   мероприятий    ГЦП    "Электронная   Москва"   по   информационному
   обеспечению  Департамента  природопользования  и  охраны окружающей
   среды  города  Москвы  обеспечить проведение опытной эксплуатации и
   ввести  в промышленную эксплуатацию информационную систему согласно
   плану   мероприятий   ГЦП   "Электронная   Москва"   на  2005  год,
   утвержденному  распоряжением Правительства Москвы от 1 августа 2005
   г.  N  1422-РП  "Об утверждении плана мероприятий Городской целевой
   программы  "Электронная  Москва" на 2005 г." (п. 2.1.9.1 приложения
   1),  обеспечивающую  формирование  информационного  ресурса  города
   Москвы   -   Единого   городского   фонда   данных   экологического
   мониторинга.
       3.3.   Осуществлять  финансирование  расходов  на  промышленную
   эксплуатацию   информационного  ресурса  города  Москвы  -  Единого
   городского   фонда   данных   экологического  мониторинга  за  счет
   средств,   предусматриваемых   Департаменту   природопользования  и
   охраны  окружающей  среды  города Москвы в бюджете города Москвы на
   соответствующий    финансовый    год    по   статье   "Эксплуатация
   информационных систем и ресурсов".
       3.4.   Ежегодно   до   1   марта   обеспечивать   разработку  и
   представление   на  утверждение  Правительства  Москвы  Программных
   мероприятий   по   экологическому   мониторингу   и  предоставлению
   экологической  информации  на  последующий  год,  сформированных по
   результатам  реализации  Программных  мероприятий по экологическому
   мониторингу    и   предоставлению   экологической   информации   за
   предыдущий   год   с   учетом  потребностей  пользователей  Единого
   городского    фонда    данных    экологического    мониторинга    и
   ориентированных    на    контроль   эффективности   выполняемых   и
   планируемых к осуществлению природоохранных мероприятий.
       4.   Назначить   оператором  Единого  городского  фонда  данных
   экологического     мониторинга     и     информационной    системы,
   обеспечивающей  его  формирование,  Государственное природоохранное
   учреждение (ГПУ) "Мосэкомониторинг".
       5.  ГУП "Мосводосток", МГУП "Мосводоканал" предоставлять данные
   по  загрязнению  водных объектов (в контрольных створах реки Москвы
   и    ее    притоках;   водоемов,   находящихся   на   балансе   ГУП
   "Мосводосток"),  качеству  сточных  вод  (в  контрольных  створах в
   соответствии    с   утвержденными   графиками   контроля)   в   ГПУ
   "Мосэкомониторинг"   для   актуализации  Единого  городского  фонда
   данных экологического мониторинга.
       6.  ГПУ  "Мосэкомониторинг"  по  запросу  либо в соответствии с
   заключенными   соглашениями  предоставлять  органам  исполнительной
   власти  города  Москвы,  Главному  управлению  МЧС России по городу
   Москве,  Территориальному  управлению Федеральной службы по надзору
   в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу
   Москве  и  его  территориальным  отделам,  ФГУЗ  "Центр  гигиены  и
   эпидемиологии  в  городе  Москве"  и  его  территориальным филиалам
   информацию   Единого   городского   фонда   данных   экологического
   мониторинга  на  условиях,  установленных пунктом 3.1 постановления
   Правительства  Москвы от 24 июня 2003 г. N 480-ПП "О предоставлении
   данных государственного экологического мониторинга города Москвы".
       7.  Комитету  рекламы,  информации  и  оформления города Москвы
   оказывать  содействие  в  размещении  информации  об  экологической
   обстановке,   подготовленной   Департаментом  природопользования  и
   охраны  окружающей среды города Москвы, на электронных видеоэкранах
   на правах социальной рекламы.
       8.  Установить,  что  подготовка  документации территориального
   планирования,  документации по планировке территорий для размещения
   объектов  капитального  строительства,  предпроектной  и  проектной
   документации  в  городе Москве осуществляется с обязательным учетом
   информации   Единого   городского   фонда   данных   экологического
   мониторинга.
       9.  В  связи  с  выходом  настоящего  постановления  Управлению
   координации         деятельности         Комплекса         развития
   научно-производственного  потенциала города Москвы, межрегиональных
   и  общественных отношений в трехмесячный срок с момента регистрации
   Единого   городского  фонда  данных  экологического  мониторинга  в
   Реестре   информационных   ресурсов   и   систем  города  Москвы  в
   установленном    порядке   подготовить   проект   распорядительного
   документа  о  внесении  дополнений  в  постановление  Правительства
   Москвы  от  28  декабря  2004  г.  N  949-ПП "О реализации принципа
   "одного   окна"  в  работе  органов  исполнительной  власти  города
   Москвы"  в  соответствии  с  пунктом  8  настоящего постановления и
   представить его на рассмотрение Правительства Москвы.
       10.  Городским  организациям  -  пользователям  данных  Единого
   городского  фонда  данных  экологического  мониторинга, указанным в
   Положении     (приложение     2),    в    случаях,    установленных
   законодательством   города   Москвы,   и   при   выполнении  работ,
   предусмотренных  Положением, использовать данные Единого городского
   фонда данных экологического мониторинга.
       11.     Москомархитектуре     совместно     с     Департаментом
   природопользования  и  охраны  окружающей  среды  города  Москвы до
   конца   II  квартала  2006  г.  разработать  Порядок  использования
   информации   Единого   городского   фонда   данных   экологического
   мониторинга    при    подготовке    документации   территориального
   планирования,  документации по планировке территорий для размещения
   объектов  капитального  строительства,  предпроектной  и  проектной
   документации в городе Москве.
       12.  ГУП  "НИиПИ  Генплана Москвы", Государственному учреждению
   г.  Москвы  -  Центру  организации дорожного движения Правительства
   Москвы,  проектным  организациям при проведении работ по разработке
   схем    транспортного    обслуживания    в   обязательном   порядке
   предусматривать  работы  по  проведению модельных расчетов текущего
   состояния     загрязнения     атмосферного     воздуха    выбросами
   автотранспорта,  подтвержденных  данными  Единого  городского фонда
   данных  экологического  мониторинга,  а также прогнозного состояния
   загрязнения  атмосферного  воздуха выбросами автотранспорта с целью
   выбора  варианта  организации  дорожного  движения, обеспечивающего
   наибольший экологический эффект.
       13.  Рекомендовать  городским  научным и проектным организациям
   при  проведении  работ  по оценке воздействия на окружающую среду и
   разработке    разделов    "Охрана   окружающей   среды"   проектной
   документации   использовать  информацию  Единого  городского  фонда
   данных экологического мониторинга.
       14.    Настоящее   постановление   подлежит   опубликованию   в
   официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы.
       15.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
   на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
       О  ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру  Москвы  в I
   квартале 2007 г.
   
                                                            Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
                                           постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                          от 8 ноября 2005 г. N 866-ПП
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
          ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ
          И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА 2006 ГОД
   
               (в ред. постановления Правительства Москвы
                         от 16.10.2007 N 896-ПП)
   
           1. Основные характеристики Программных мероприятий
   
   ------------------T---------------------------------------------------------¬
   ¦Наименование     ¦Программные мероприятия по экологическому мониторингу    ¦
   ¦                 ¦и предоставлению экологической информации на 2006 год    ¦
   +-----------------+---------------------------------------------------------+
   ¦Основание для    ¦Закон города Москвы от 20 ноября 2004 г. N 65            ¦
   ¦разработки       ¦"Об экологическом мониторинге в городе Москве"           ¦
   ¦Программных      ¦                                                         ¦
   ¦мероприятий      ¦                                                         ¦
   +-----------------+---------------------------------------------------------+
   ¦Государственный  ¦Департамент природопользования и охраны окружающей среды ¦
   ¦заказчик -       ¦города Москвы                                            ¦
   ¦координатор      ¦                                                         ¦
   ¦Программных      ¦                                                         ¦
   ¦мероприятий      ¦                                                         ¦
   +-----------------+---------------------------------------------------------+
   ¦Разработчики     ¦Департамент природопользования и охраны окружающей среды ¦
   ¦Программных      ¦города Москвы, государственное природоохранное           ¦
   ¦мероприятий      ¦учреждение "Мосэкомониторинг"                            ¦
   +-----------------+---------------------------------------------------------+
   ¦Цели Программных ¦Основными целями являются:                               ¦
   ¦мероприятий      ¦- "встраивание" данных экологического мониторинга        ¦
   ¦                 ¦в систему природоохранных мер и принятия управляющих     ¦
   ¦                 ¦решений;                                                 ¦
   ¦                 ¦- обеспечение органов исполнительной власти города       ¦
   ¦                 ¦Москвы и городских организаций достоверной актуальной    ¦
   ¦                 ¦информацией о состоянии атмосферного воздуха,            ¦
   ¦                 ¦поверхностных водных объектов, выбросов промышленных     ¦
   ¦                 ¦предприятий, сбросов сточных вод почв и почвогрунтов,    ¦
   ¦                 ¦геоэкологических процессов, уровней шума;                ¦
   ¦                 ¦- создание системы обязательного использования данных    ¦
   ¦                 ¦экологического мониторинга органами исполнительной       ¦
   ¦                 ¦власти города Москвы, городскими организациями           ¦
   ¦                 ¦при принятии управленческих решений, оказывающих         ¦
   ¦                 ¦воздействие на окружающую среду;                         ¦
   ¦                 ¦- создание системы предоставления экологической          ¦
   ¦                 ¦информации пользователям с использованием современных    ¦
   ¦                 ¦информационных технологий;                               ¦
   ¦                 ¦- расширение каналов предоставления экологической        ¦
   ¦                 ¦информации населению города Москвы                       ¦
   +-----------------+---------------------------------------------------------+
   ¦Задачи           ¦Задачами Программных мероприятий являются:               ¦
   ¦Программных      ¦- проведение экологического мониторинга атмосферного     ¦
   ¦мероприятий      ¦воздуха, выбросов промышленных предприятий, сбросов      ¦
   ¦                 ¦сточных вод, почв, геоэкологических процессов, уровней   ¦
   ¦                 ¦шума и оценка качества поверхностных водных объектов;    ¦
   ¦                 ¦- корректировка существующих сетей мониторинга природных ¦
   ¦                 ¦сред под городские задачи, ориентация систем мониторинга ¦
   ¦                 ¦на контроль за эффективностью проводимых в городе        ¦
   ¦                 ¦природоохранных мероприятий;                             ¦
   ¦                 ¦- развитие сети мониторинга качества почв                ¦
   ¦                 ¦и почвогрунтов;                                          ¦
   ¦                 ¦- развитие мониторинга опасных геологических процессов   ¦
   ¦                 ¦(подземные воды и подтопления, карстово-суффозионные     ¦
   ¦                 ¦процессы и оползневые процессы);                         ¦
   ¦                 ¦- аккумулирование имеющихся в городе данных о состоянии  ¦
   ¦                 ¦компонентов природной среды и объемах антропогенного     ¦
   ¦                 ¦воздействия в рамках городского информационного ресурса  ¦
   ¦                 ¦- Единого городского фонда данных экологического         ¦
   ¦                 ¦мониторинга;                                             ¦
   ¦                 ¦- организация подготовки и регулярного представления     ¦
   ¦                 ¦экологической информации в соответствии                  ¦
   ¦                 ¦с функциональными обязанностями органов исполнительной   ¦
   ¦                 ¦власти города Москвы и городских организаций;            ¦
   ¦                 ¦- задействование имеющихся каналов предоставления        ¦
   ¦                 ¦информации для предоставления экологической информации   ¦
   ¦                 ¦населению (городские электронные табло, электронные      ¦
   ¦                 ¦табло в супермаркетах, телевидение, печатные средства    ¦
   ¦                 ¦массовой информации, Интернет, др.)                      ¦
   +-----------------+---------------------------------------------------------+
   ¦Сроки реализации ¦Программные мероприятия реализуются в течение 2006 года  ¦
   +-----------------+---------------------------------------------------------+
   ¦Объемы           ¦Объемы финансирования по Программным мероприятиям - 86,2 ¦
   ¦и источники      ¦млн. рублей.                                             ¦
   ¦финансирования   ¦Бюджет города - 30,3 млн. рублей.                        ¦
   ¦                 ¦Целевой бюджетный экологический фонд - 55,9 млн. рублей  ¦
   +-----------------+---------------------------------------------------------+
   ¦Ожидаемые        ¦В результате выполнения Программных мероприятий будут    ¦
   ¦результаты       ¦обеспечены:                                              ¦
   ¦                 ¦- получение достоверной актуальной информации            ¦
   ¦                 ¦о состоянии всех природных сред города Москвы            ¦
   ¦                 ¦(результаты непрерывных измерений концентраций           ¦
   ¦                 ¦загрязняющих веществ и физико-химических показателей     ¦
   ¦                 ¦по утвержденному перечню на пунктах расположения         ¦
   ¦                 ¦стационарных автоматических средств измерений; перечень  ¦
   ¦                 ¦территорий города, где не выполняются установленные      ¦
   ¦                 ¦нормативы на качество окружающей среды, очагов           ¦
   ¦                 ¦загрязнения с указанием причин и влияющих антропогенных  ¦
   ¦                 ¦объектов);                                               ¦
   ¦                 ¦- данные регулярного контроля уровней шума на территории ¦
   ¦                 ¦города Москвы (повторяемость и зоны, где наблюдаются     ¦
   ¦                 ¦превышения установленных нормативов по шуму, связанных   ¦
   ¦                 ¦с воздействием авиасудов; перечень строительных          ¦
   ¦                 ¦площадок, не соблюдающих установленные ограничения       ¦
   ¦                 ¦при работе в ночное время; перечень и границы жилых      ¦
   ¦                 ¦территорий с указанием адресных перечней домов, где      ¦
   ¦                 ¦превышены нормативы в связи с воздействием               ¦
   ¦                 ¦автотранспорта; перечень промышленных объектов,          ¦
   ¦                 ¦не обеспечивающих достижение установленных нормативов    ¦
   ¦                 ¦по шуму на границах санитарно-защитных зон; перечень     ¦
   ¦                 ¦жилых территорий с указанием адресных перечней домов,    ¦
   ¦                 ¦где превышены нормативы в связи с воздействием           ¦
   ¦                 ¦железнодорожного транспорта);                            ¦
   ¦                 ¦- готовые и согласованные проекты систем локального      ¦
   ¦                 ¦мониторинга на антропогенных объектах в соответствии     ¦
   ¦                 ¦с приложением 3 к постановлению;                         ¦
   ¦                 ¦- проекты организации дорожного движения, обеспеченные   ¦
   ¦                 ¦обоснованием по выбору альтернативного варианта,         ¦
   ¦                 ¦обеспечивающего наилучшие экологические показатели;      ¦
   ¦                 ¦- введенная в промышленную эксплуатацию информационная   ¦
   ¦                 ¦система, обеспечивающая формирование Единого городского  ¦
   ¦                 ¦фонда данных экологического мониторинга;                 ¦
   ¦                 ¦- обязательное использование данных мониторинга при      ¦
   ¦                 ¦планировании хозяйственной и иных видов деятельности,    ¦
   ¦                 ¦разработке планов городской застройки и иных видах       ¦
   ¦                 ¦территориального градостроительного планирования,        ¦
   ¦                 ¦развития улично-дорожной сети, перебазирования и вывода  ¦
   ¦                 ¦промышленных предприятий, природоохранных мероприятий,   ¦
   ¦                 ¦выявлении причин и источников негативного воздействия на ¦
   ¦                 ¦окружающую среду, определении размера вреда окружающей   ¦
   ¦                 ¦среде, а также при ведении социально-гигиенического      ¦
   ¦                 ¦мониторинга;                                             ¦
   ¦                 ¦- обеспечение данными экологического мониторинга         ¦
   ¦                 ¦Главного управления МЧС России по г. Москве,             ¦
   ¦                 ¦территориального управления Роспотребнадзора             ¦
   ¦                 ¦по г. Москве при возникновении чрезвычайных ситуаций;    ¦
   ¦                 ¦- доступ населения города Москвы к оперативной           ¦
   ¦                 ¦и аналитической информации о состоянии природных сред    ¦
   ¦                 ¦города Москвы                                            ¦
   +-----------------+---------------------------------------------------------+
   ¦Система          ¦Контроль за выполнением Программных мероприятий          ¦
   ¦организации      ¦осуществляет Департамент природопользования и охраны     ¦
   ¦контроля         ¦окружающей среды города Москвы                           ¦
   ¦за исполнением   ¦                                                         ¦
   ¦Программных      ¦                                                         ¦
   ¦мероприятий      ¦                                                         ¦
   L-----------------+----------------------------------------------------------
   
                        2. Пояснительная записка.
            Основание для разработки Программных мероприятий.
                Существующее состояние вопроса. Структура
                         Программных мероприятий
   
       Законом   города   Москвы  от  20  ноября  2004  г.  N  65  "Об
   экологическом    мониторинге   в   городе   Москве"   предусмотрено
   осуществление    экологического    мониторинга    по    программам,
   утверждаемым ежегодно Правительством Москвы.
       Закон   устанавливает   объекты  экологического  мониторинга  -
   природные   среды,   природно-антропогенные   объекты,   физические
   факторы   воздействия,   воздействие   антропогенных  объектов,  за
   состоянием   которых   необходимо   проводить   наблюдение.  К  ним
   относятся  атмосферный  воздух, поверхностные воды, подземные воды,
   шум,   электромагнитное  воздействие,  почвы,  зеленые  насаждения,
   радиационная   обстановка,   а   также   воздействие   промышленных
   предприятий.
       Программные  мероприятия включают в себя соответственно разделы
   по  мониторингу  атмосферного  воздуха,  почв,  зеленых насаждений,
   геоэкологических   процессов,   шума,   воздействия   антропогенных
   объектов  (мониторинг  выбросов  и  сбросов загрязняющих веществ) и
   обеспечению сбора информации о качестве сточных и природных вод.
       Учитывая,   что   для   большинства   природных   сред  системы
   мониторинга  уже созданы и функционируют на современном техническом
   уровне,   основная  часть  Программных  мероприятий  направлена  на
   поддержание/эксплуатацию   существующих   систем   мониторинга.   К
   мероприятиям,   направленным  на  развитие  возможностей  городской
   системы   экологического   мониторинга,  относятся,  прежде  всего,
   создание  двух  станций  контроля  качества атмосферного воздуха за
   чертой  города (с целью выявления вклада города и области в уровень
   загрязнения  московского  региона),  обеспечение получения данных о
   вертикальном   распределении   загрязнения  над  городом  (с  целью
   обоснования  высотного  строительства),  создание трех стационарных
   пунктов   по   контролю  за  уровнями  авиашума  в  зонах  шумового
   дискомфорта  аэропортов  московского  авиаузла  (с  целью получения
   фактических   доказательств   нарушений   установленных   маршрутов
   полетов).   Для   решения   задачи   своевременного   выявления   и
   предотвращения  аварийных  и  несанкционированных  выбросов/сбросов
   промышленных  предприятий  предусмотрена  организация систем прямых
   инструментальных   измерений   выбросов/сбросов   на  ряде  крупных
   источников  загрязнения  - промышленных предприятиях и водовыпусках
   (локальный  экологический  мониторинг).  Мероприятиями  по разделам
   "Информационно-аналитические  работы"  и "Предоставление информации
   пользователям"   предусмотрено   создание   максимально   доступных
   условий  для  использования  информации,  получаемой по результатам
   анализа   данных   экологического  мониторинга,  всеми  категориями
   пользователей.
       В    совокупности   Программные   мероприятия   направлены   на
   обеспечение  потребности  в информации о состоянии окружающей среды
   всех  категорий  пользователей  от  органов  исполнительной  власти
   города Москвы при выполнении ими своих функций до жителей Москвы.
       По   каждому  разделу  дается  более  подробная  характеристика
   существующего  положения  вопроса,  приводятся мероприятия раздела,
   обоснование  необходимости  их  выполнения, ожидаемые результаты от
   выполнения  мероприятий,  их  стоимость и источники финансирования.
   Объем  работ  (перечень  мероприятий) по разделам установлен исходя
   из  необходимости  достижения  целей,  сформированных  в  статье  6
   вышеназванного   Закона.   Учитывая,   что   достижение   некоторых
   установленных   целей   (таких,   например,  как  выявление  вклада
   антропогенных   источников   в   загрязнение)   возможно  только  в
   совокупности    осуществлением    мер,    принимаемых    в   рамках
   экологического  контроля,  нормирования,  отдельные  мероприятия  в
   области   экологического   мониторинга   предусмотрены   как  этап,
   "встроенный"   в   систему   иных  природоохранных  мер  (в  тексте
   программы даны соответствующие пояснения).
       Работы    в   области   мониторинга   радиационной   обстановки
   осуществляются   в  соответствии  с  самостоятельными  программами,
   реализуемыми  НПО  "Радон".  С  2003  года  действует Соглашение об
   информационном  и методическом взаимодействии, а также о совместной
   подготовке    информационных   материалов   между   Государственным
   природоохранным  учреждением  "Мосэкомониторинг",  осуществляющим в
   соответствии  с Уставом функции информационно-аналитического центра
   Единой  системы  экологического  мониторинга  города  Москвы, и НПО
   "Радон".
       В  составе  Программных  мероприятий  предусмотрен  специальный
   раздел   по   информационно-аналитической  деятельности  по  сбору,
   обработке,   хранению   и   анализу  данных  мониторинга  различных
   природных  сред.  Работы, предусмотренные разделом, включают в себя
   в  том числе сбор информации от источников, не входящих в структуру
   городской    системы    экологического   мониторинга   (организации
   федерального  уровня  и  находящиеся  в  их  собственности средства
   измерений,  прежде  всего  Главное  управление МЧС России), а также
   разработку  и  применение  программного  обеспечения  и специальных
   аналитических       инструментов      (средства      моделирования,
   ГИС-технологии,   др.)   для  анализа  причин  наблюдаемого  уровня
   загрязнения.  Работы  по  информационному обеспечению реализуются в
   рамках  мероприятий  ГЦП  "Электронная  Москва"  по информационному
   обеспечению Департамента.
       Самостоятельным   разделом   предусмотрены   работы  в  области
   обеспечения   различных   категорий   пользователей   экологической
   информацией.  Для  городских  организаций, участвующих в процедурах
   принятия   управляющих  природоохранных  решений  с  использованием
   данных   экологического   мониторинга,  информационное  обеспечение
   предусмотрено    через    регулярное    предоставление   актуальной
   информации    по    установленным    формам   и   с   установленной
   периодичностью  (индивидуально  под  каждую задачу в соответствии с
   заключенными    соглашениями    об   информационном   обеспечении).
   Специальной    категорией    пользователей    являются   префектуры
   административных  округов,  информационное обеспечение деятельности
   которых    осуществляется    в    рамках    заключенных    с    ГПУ
   "Мосэкомониторинг"   соглашений  об  информационном  обеспечении  в
   области  экологического  мониторинга и совместного проведения работ
   по  отработке  жалоб  населения.  Кроме  того, население выделено в
   качестве  особой категории пользователей экологической информацией.
   Каналы    предоставления   информации   населению   в   2006   году
   предусмотрено  существенно расширить при максимальном использовании
   возможностей     существующих    средств    массовой    информации,
   Интернет-технологий, средств наружной рекламы.
       В тексте документа используются следующие сокращения:
   
       АСКАВ         Автоматизированные системы контроля аварийных
                     выбросов
       АСКЗА         Автоматическая станция контроля загрязнения
                     атмосферы
       АСКЗВ         Автоматическая станция контроля загрязнения вод
       АСКША         Автоматическая станция контроля шума
                     авиатранспорта
       БПК           Биохимическое потребление кислорода
       КСА           Курьяновская станция аэрации
       ЛСА           Люберецкая станция аэрации
       ППН           Постоянные площадки наблюдения
       ХПК           Химическое потребление кислорода
   
                   3. Мониторинг атмосферного воздуха
   
                      3.1. Существующее состояние.
                         Основные цели и задачи
   
       К    настоящему    моменту   практически   завершено   создание
   автоматической  системы мониторинга качества атмосферного воздуха в
   городе Москве.
       В  Москве  действуют  29  автоматических  стационарных  постов,
   контролирующих  уровень  загрязнения  воздуха  на  всей  территории
   города.  Еще  10 находятся в опытной эксплуатации либо монтируются.
   Представлены  все  функциональные  зоны  города  (в  жилых районах,
   вблизи  крупных  магистралей  города, на территориях, прилегающих к
   крупным  промышленным  предприятиям  города,  и на особо охраняемых
   природных  территориях).  В каждом округе находится по 2-3 станции.
   В   целом   по   городу  контролируется  содержание  в  воздухе  22
   загрязняющих   веществ,   характерных   для  выбросов  промышленных
   предприятий  Москвы  и  автотранспортного комплекса. Автоматические
   стационарные  станции  в  непрерывном режиме круглосуточно измеряют
   концентрации  оксида  углерода,  диоксида и оксида азота, суммарных
   углеводородов,  озона, диоксида серы, аммиака, сероводорода, с 2004
   года  -  взвешенных  частиц  с  размерами  менее  10  мкм. Отдельно
   выделена  подсистема автоматического контроля качества атмосферного
   воздуха   на   наиболее   крупной   транспортной   артерии   -  3-м
   транспортном   кольце,  которая  позволяет  измерять  содержание  в
   атмосферном  воздухе  более 16 загрязняющих веществ, содержащихся в
   выбросах  автотранспортных  средств:  ароматических и алифатических
   углеводородов.
       Кроме  содержания  в  воздухе  загрязняющих  веществ  на каждой
   станции   контролируются  метеорологические  параметры,  такие  как
   скорость  и  направление ветра, давление, влажность. С декабря 2003
   года  организован  поток  данных  о  профиле  температуры и ветра с
   Останкинской   телебашни.   Контроль  метеорологических  параметров
   позволяет  отслеживать  изменение  условий рассеивания загрязняющих
   веществ,  а  также  прогнозировать  уровень  загрязнения воздуха на
   краткосрочный период.
       Дополнительно  к  стационарной  автоматической системе в городе
   действуют  передвижные лаборатории, совершающие регулярные рейды по
   микрорайонам  города. Передвижные лаборатории обследуют территории,
   подверженные  наибольшей антропогенной нагрузке, территории, откуда
   поступает   наибольшее   количество  жалоб  от  населения,  районы,
   планируемые   к   реконструкции.  Приборное  оснащение  лабораторий
   позволяет  измерять  содержание  в  воздухе  основных  загрязняющих
   веществ:  оксида  углерода, оксида и диоксида азота, углеводородов,
   метана,   озона  и  диоксида  серы,  метеорологических  параметров,
   производить  отбор  проб с последующим лабораторным анализом. Кроме
   того,  передвижная  лаборатория  позволяет  контролировать  уровень
   шума.   Измерения   лаборатории   производятся   в   автоматическом
   непрерывном  режиме,  планы рейдов формируются по заявкам префектур
   и жалобам жителей.
       В  состав  системы  мониторинга  качества  атмосферного воздуха
   входят  также  два  метеорологических  сонара,  профилемер  и шесть
   акустических       метеостанций,      обеспечивающих      измерение
   метеорологических   параметров,  определяющих  процесс  рассеивания
   загрязняющих веществ.
       Данные  о  состоянии  атмосферного  воздуха  от  автоматических
   стационарных    станций    контроля    передаются   в   непрерывном
   круглосуточном   режиме   в   ГПУ  "Мосэкомониторинг",  выполняющее
   функции    информационно-аналитического   центра   Единой   системы
   экологического мониторинга города Москвы.
       По  количеству автоматических постов контроля качества воздуха,
   принципам   их   размещения,   методам  и  периодичности  измерений
   автоматическая   система   контроля   качества   воздуха  полностью
   удовлетворяет     требованиям    директив    Европейского    союза.
   Контролируемые   загрязняющие  вещества  относятся  к  приоритетным
   загрязняющим   веществам,  рекомендованным  Всемирной  организацией
   здравоохранения  для  контроля  и  последующей  оценки  воздействия
   загрязнения воздуха на здоровье населения.
       Основной  целью  реализации  Программных мероприятий настоящего
   раздела   является   обеспечение   получения   объективных   полных
   актуальных  данных  о состоянии и загрязнении атмосферного воздуха,
   об  условиях рассеивания загрязнения в условиях городской застройки
   (как  текущих,  так  и  прогнозных), которые в обязательном порядке
   учитываются   городскими  уполномоченными  органами  исполнительной
   власти   с   целью   недопущения  принятия  хозяйственных  решений,
   влекущих  ухудшение качества атмосферного воздуха в целом и в связи
   с локальными изменениями отдельных территорий города.
       Действующая  система  мониторинга  ориентирована  на достижение
   следующих  целей,  связанных с управлением качеством воздуха, в том
   числе:
       -  контроль  за  соблюдением  государственных  и  международных
   стандартов;
       -   получение   объективных   исходных  данных  для  разработки
   природоохранных   мероприятий,  градостроительного  планирования  и
   планирования транспортных систем;
       -   информирование   общественности   о  качестве  атмосферного
   воздуха  и  развертывание  систем предупреждения о резком повышении
   уровня загрязнения;
       -   проведение   оценки  воздействия  на  здоровье  загрязнения
   воздуха;
       - оценка эффективности природоохранных мероприятий.
       Существующая  система мониторинга качества атмосферного воздуха
   требует  постоянного  совершенствования  (как  технического,  так и
   организационного),     направленного     на     достижение    целей
   экологического  мониторинга,  предусмотренных Законом города Москвы
   от  20 ноября 2004 года N 65 "Об экологическом мониторинге в городе
   Москве".  В  частности,  необходимо  обеспечить  соответствие между
   перечнем  контролируемых  загрязняющих  веществ и составом выбросов
   антропогенных источников.
       Для    оценки    эффективности   природоохранных   мероприятий,
   предусмотренных   в   том   числе   в   области  градостроительного
   планирования   и   развития   транспортного   комплекса,  выявления
   источников  загрязнения  окружающей среды и определения их вклада в
   загрязнение,  требуется  корректировка и развитие существующей сети
   автоматических   станций  контроля  качества  атмосферного  воздуха
   (АСКЗА).
       В   целях   регулярного  мониторинга  соблюдения  установленных
   нормативов  на  содержание канцерогенных веществ (в первую очередь,
   полиароматических     углеводородов),     измерение    которых    в
   автоматическом  режиме  невозможно,  необходим  мониторинг качества
   атмосферного воздуха с помощью пассивных поглотителей.
       Частым     нарушением     природоохранного     законодательства
   предприятиями    города    являются   несанкционированные   выбросы
   загрязняющих    веществ    в    атмосферу   города.   Это   создает
   неблагоприятную  среду обитания для жителей прилегающих территорий,
   оказывает  негативное  воздействие  на их здоровье. Для мониторинга
   соблюдения  установленных  нормативов качества атмосферного воздуха
   на  территориях,  с которых поступают жалобы населения, и выявления
   источников  загрязнения  воздуха  на  данных  территориях необходим
   регулярный  отбор  и  анализ  проб  атмосферного воздуха. Нарушения
   качества  атмосферного  воздуха,  выявленные  в  результате анализа
   воздушных   проб,   являются  основанием  для  проведения  адресных
   инспекционных проверок.
       В   настоящее  время  определение  вертикального  распределения
   загрязнения  атмосферы  производится  только  с  помощью  модельных
   расчетов  без  подтверждения прямыми инструментальными измерениями.
   В  то  же время наличие "горячих точек" над городом определяется не
   только  объемами  выбросов,  но  и зависит от высоты труб и условий
   вертикального  переноса  загрязняющих веществ в атмосфере. Создание
   автоматической  системы контроля загрязнения атмосферы на различных
   высотах  (на  Останкинской  телебашне)  позволит проводить натурные
   наблюдения  за загрязнением воздуха. Результаты измерений обеспечат
   проверку   расчетных   моделей  с  учетом  этажности  и  застройки,
   подготовку  ответов  на  обращения  жителей,  связанные с выбросами
   высоких  источников,  подготовку схем городского планирования и при
   соответствующих  направлениях  ветра  определение  вклада  Москвы в
   загрязнение  проходящей  воздушной  массы,  в том числе парниковыми
   газами.
       Основными задачами мероприятий раздела являются:
       1.  Поддержка  в  технически  исправном  состоянии существующих
   автоматических   средств   измерений  (39  автоматических  станций,
   содары и профилемер, передвижная лаборатория).
       2.   Обеспечение   соответствия  функциональных  и  технических
   возможностей  системы  мониторинга  качества  атмосферного  воздуха
   поставленным целям мониторинга.
       3.  Выявление на территории города локальных очагов загрязнения
   в   связи   со   специфическим   воздействием   местных  источников
   загрязнения.
   
                   3.2. Основные мероприятия раздела.
                          Ожидаемые результаты
   
                3.2.1. Эксплуатация существующей системы
                  автоматического мониторинга качества
                          атмосферного воздуха
   
       Эксплуатация   39   автоматических  станций  контроля  качества
   атмосферного  воздуха, передвижной лаборатории и метеорологического
   оборудования   для   определения  условий  рассеивания  загрязнения
   включает    текущее   обслуживание   измерительного   оборудования,
   павильонов   с   системами   жизнеобеспечения   в   соответствии  с
   утвержденными    регламентами,    выполнение    ремонтных    работ,
   поддержание      программного      обеспечения,     обеспечивающего
   бесперебойную передачу данных в информационно-аналитический центр.
       Для   ориентации   системы  мониторинга  качества  атмосферного
   воздуха  на  контроль за эффективностью природоохранных мероприятий
   городского  уровня  в  области  градостроительного  планирования  и
   развития  транспортного комплекса, выявления источников загрязнения
   окружающей   среды   и   определения   их   вклада   в  загрязнение
   предусмотрена   корректировка   мест   расположения  11  АСКЗА  при
   неизменном расположении основного количества базовых станций.
       Адресный  перечень  автоматических станций контроля загрязнения
   атмосферы  и  перечень  контролируемых  параметров  представлены  в
   таблицах 1, 2.
   
                                                             Таблица 1
   
                            АДРЕСНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
          АВТОМАТИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ КОНТРОЛЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
            (КРОМЕ ТРЕТЬЕГО ТРАНСПОРТНОГО КОЛЬЦА) И ПЕРЕЧЕНЬ
                      КОНТРОЛИРУЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ <*>
   
   --------------------------------
       <*>  В  случае  если  АСКЗА  расположены на земельных участках,
   находящихся   в   федеральной   собственности,   размещение   АСКЗА
   осуществляется  на  основании  соглашений  с  владельцами земельных
   участков.  В  ином  случае  размещение  осуществляется на основании
   ИРД.
   
   ------T--------------------T--------------------T-------------------T--------------------¬
   ¦N    ¦Существующий        ¦Планируемый адрес   ¦Район              ¦Контролируемые      ¦
   ¦п/п  ¦адрес размещения    ¦размещения          ¦                   ¦вещества            ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦     ¦Центральный административный округ                                                ¦
   +-----+--------------------T--------------------T-------------------T--------------------+
   ¦1    ¦Сухаревская пл.,    ¦Сухаревская пл.,    ¦Мещанский          ¦CO, CH , NO , NO,   ¦
   ¦     ¦10/31 (Сухаревка)   ¦(внешняя сторона    ¦                   ¦      x    2        ¦
   ¦     ¦                    ¦кольца)             ¦                   ¦CH , CH , CH-       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦  x    4            ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦2    ¦Овчинниковская      ¦Сохраняется         ¦Замоскворечье      ¦CO, CH , NO , NO,   ¦
   ¦     ¦наб., 8 (Балчуг)    ¦                    ¦                   ¦      x    2        ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦CH , CH , CH-, CO   ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦  x    4         2  ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦3    ¦Ул. Казакова, 15    ¦Сохраняется         ¦Басманный          ¦CO, CH , NO , NO,   ¦
   ¦     ¦(Казакова)          ¦                    ¦                   ¦      x    2        ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦CH , CH-, скорость  ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦  4                 ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦и направление       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦ветра, T,           ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦влажность, давление ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦4    ¦Ул. Чаянова, 8      ¦Сохраняется         ¦Тверской           ¦CO, NO , NO, PM  ,  ¦
   ¦     ¦(Чаянова)           ¦                    ¦                   ¦      2        10   ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦скорость            ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦и направление       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦ветра, T,           ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦влажность, давление ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦5    ¦Ул. Спиридоновка,   ¦Сохраняется         ¦Пресненский        ¦CO, NO , NO, О ,    ¦
   ¦     ¦вл. 8-10            ¦                    ¦                   ¦      2       3     ¦
   ¦     ¦(Спиридоновка)      ¦                    ¦                   ¦PM  , скорость      ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦  10                ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦и направление       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦ветра, T,           ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦влажность, давление ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦     ¦Южный административный округ                                                      ¦
   +-----+--------------------T--------------------T-------------------T--------------------+
   ¦6    ¦Ул. Шаболовка, 46,  ¦Сохраняется         ¦Донской            ¦CO, CH , NO , NO,   ¦
   ¦     ¦к. 4 (Шаболовка)    ¦                    ¦                   ¦      x    2        ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦CH , CH , CH-       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦  x    4            ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦7    ¦Востряковский пр.,  ¦Сохраняется         ¦Западное Бирюлево  ¦CO, CH , NO , NO,   ¦
   ¦     ¦11, к. 1 (Бирюлево) ¦                    ¦                   ¦      x    2        ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦CH , CH, скорость   ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦  4                 ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦и направление       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦ветра, T,           ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦влажность, давление ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦8    ¦Коптевский бул.,    ¦Район               ¦                   ¦CO, NO , NO,        ¦
   ¦     ¦вл. 16 (Коптевский) ¦м. "Кантемировская" ¦                   ¦      2             ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦скорость            ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦и направление       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦ветра, T,           ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦влажность, давление ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦     ¦Юго-Восточный административный округ                                              ¦
   +-----+--------------------T--------------------T-------------------T--------------------+
   ¦9    ¦Новомарьинская ул., ¦Сохраняется         ¦Марьино            ¦CO, NO , NO, SO ,   ¦
   ¦     ¦7 (Марьино)         ¦                    ¦                   ¦      2        2    ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦NH , O , H S, PM  , ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦  3   3   2     10  ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦скорость            ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦и направление       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦ветра, V , T,       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦        z           ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦влажность, давление ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦10   ¦Люблинская ул., 64  ¦Район Печатники     ¦                   ¦CO, SO , NO , NO,   ¦
   ¦     ¦(Люблино)           ¦(Нагатинский затон) ¦                   ¦      2    2        ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦PM  , NH , H S, CH ,¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦  10    3   2     x ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦CH , CH-, скорость  ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦  4                 ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦и направление       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦ветра, T,           ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦влажность, давление ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦11   ¦4-й Вешняковский    ¦Сохраняется         ¦Рязанский          ¦CO, NO , NO, PM  ,  ¦
   ¦     ¦пр., 8 (Вешняки)    ¦                    ¦                   ¦      2        10   ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦скорость            ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦и направление       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦ветра, T,           ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦влажность, давление ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦     ¦Восточный административный округ                                                  ¦
   +-----+--------------------T--------------------T-------------------T--------------------+
   ¦12   ¦Глебовская ул.,     ¦Глебовская ул. -    ¦Богородское        ¦CO, NO , NO,        ¦
   ¦     ¦20б (Глебовская)    ¦создание охранной   ¦                   ¦      2             ¦
   ¦     ¦                    ¦зоны                ¦                   ¦скорость            ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦и направление       ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦ветра, T,           ¦
   ¦     ¦                    ¦                    ¦                   ¦влажность, давление ¦
   +-----+--------------------+--------------------+-------------------+--------------------+
   ¦13   ¦Парк "Лосиный       ¦Сохраняется         ¦Национальный парк  ¦CO, O , NO , NO,    ¦
   ¦     ¦остров" (Лосиный    ¦                    ¦"Лосиный остров"   ¦     3    2         ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное