Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 28.03.2006 N 219-ПП О ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   области окружающей среды:
       - Система управления промышленными и бытовыми отходами;
       -  Сохранение  и  развитие  природных  и озелененных территорий
   города.   Реабилитация,  восстановление  и  повышение  устойчивости
   системы   природных  и  озелененных  территорий  города.  Цветочное
   оформление;
       - Охрана почвенного покрова города;
       -  Развитие инфраструктуры водохозяйственного комплекса. Охрана
   и восстановление водных объектов;
       -   Защита  воздушного  бассейна  от  выбросов  стационарных  и
   передвижных источников. Защита территории от шумового загрязнения;
       -   Экологический  мониторинг  и  учет  источников  негативного
   воздействия на компоненты окружающей среды;
       -   Экологическое   образование   и   просвещение.   Пропаганда
   бережного   отношения  к  природному  комплексу.  Повышение  уровня
   экологической   культуры   учащихся.   Формирование   экологической
   культуры населения;
       - Экология человека.
       Каждый   раздел  содержит  пояснительную  записку  с  указанием
   основных    проблем    в   соответствующей   области,   достигнутых
   результатов,  перспективных  задач  и  целевых  показателей.  Кроме
   того,  представлены  конкретные  мероприятия,  которые  должны быть
   выполнены  для достижения запланированных показателей, основание их
   включения   в   Программу,  ответственные  исполнители  и  конечный
   результат   (приложение   1   к   Программе).  По  каждому  разделу
   рассчитано  ресурсное обеспечение мероприятий Программы (приложение
   2 к Программе).
       В   число   мероприятий  включены  нормативные  законодательные
   разработки,  обеспечивающие  перспективное  стратегическое развитие
   по  соответствующим  секторам охраны окружающей среды, методическое
   обеспечение    природоохранной    деятельности   по   направлениям,
   разработка   планов  мероприятий  и  перечень  практических  работ,
   обеспечивающих  достижение  запланированных  конкретных  измеряемых
   показателей, характеризующих эффективность выполнения Программы.
   
                   Экономическое обеспечение Программы
   
       Экономическое  обеспечение  Программы  построено  по 3 основным
   направлениям:   расчет  потребности  в  финансировании  мероприятий
   Программы  и  взаимоувязка  источников покрытия этих расходов; учет
   экономической  эффективности  программных  мероприятий;  увеличение
   доходов   бюджета   и   усиление  роли  фискальных  инструментов  в
   природоохранной политике.
   
                    Объемы и источники финансирования
                          мероприятий Программы
   
       Традиционно    финансирование   расходов   на   природоохранные
   мероприятия   в   Москве   осуществляется  по  нескольким  разделам
   городского бюджета:
       - Охрана окружающей среды;
       - Жилищно-коммунальное хозяйство;
       - Наука и промышленная политика;
       - Национальная экономика;
       - Образование;
       - Транспорт.
       Ежегодно  в  Адресной  инвестиционной  программе  города Москвы
   предусматриваются мероприятия в области охраны окружающей среды.
       Одним     из    источников    финансирования    природоохранной
   деятельности    является    Целевой    бюджетный    территориальный
   экологический  фонд города Москвы, в котором аккумулируются целевые
   средства на природоохранные мероприятия.
       Кроме   того,   в   финансовом   обеспечении  Программы  учтены
   внебюджетные  инвестиции,  которые  рассчитаны как вложения частных
   предприятий   в   природоохранное  оборудование  и  их  расходы  на
   восстановление   и   охрану  окружающей  среды.  На  финансирование
   мероприятий   Программы   также   планируется   привлечь   средства
   федерального бюджета.
       Во  многих  крупных  городах расходы на охрану окружающей среды
   составляют  до  3%  бюджетных  ассигнований.  За  последние  3 года
   расходы  бюджета  города  Москвы  на  охрану  окружающей  среды  не
   превышали 1,5%.
       Планируемая  доля  расходов  городского  бюджета  в  реализации
   мероприятий  Программы с учетом целевых бюджетных фондов составляет
   18,5  млрд. рублей (в том числе Адресная инвестиционная программа -
   7,2  млрд.  рублей),  в  том  числе  по  годам: 2006 г. - 5,4 млрд.
   рублей  (в  том числе Адресная инвестиционная программа - 2,2 млрд.
   рублей),   2007   г.   -   6,2   млрд.   рублей  (в  т.ч.  Адресная
   инвестиционная  программа  - 2,5 млрд. рублей), 2008 г. - 6,9 млрд.
   рублей  (в  т.ч.  Адресная  инвестиционная  программа  -  2,5 млрд.
   рублей).
       Программа  устанавливает  задания  для исполнителей мероприятий
   как  в  натуральном  выражении, так и по финансовым затратам исходя
   из реального объема выделяемых им бюджетных ассигнований.
       Привлеченные средства:
       - на основе проведенных инвестиционных конкурсов;
       -  в  рамках  выполнения обязательств по оснащению современными
   газоочистными     сооружениями     объектов    теплоэнергетического
   комплекса.
   
                  Экономическая эффективность Программы
   
       При    оценке    экономических    показателей   природоохранных
   мероприятий  недостаточно  учитывать  только  расходы и натуральные
   показатели    сокращения    негативного   воздействия.   Необходимо
   оценивать    предотвращенный    экономический    ущерб,    снижение
   экологических   издержек   будущих   поколений.   Кроме  того,  для
   экологических      мероприятий      характерна      "запаздывающая"
   эффективность,  когда  результаты  от  того  или  иного мероприятия
   могут появиться только через несколько лет.
       Это   относится  к  мероприятиям,  направленным  на  реализацию
   экономических  инструментов  стимулирования повышения экологической
   безопасности,   предусматривающих  поэтапное  снижение  негативного
   воздействия    экологически   опасных   производств   и   внедрение
   современных   экологичных  технологий,  разработке  законодательных
   актов в области охраны окружающей среды.
       Государственная  поддержка,  введение  приоритета использования
   для   городских  нужд  продукции,  полученной  на  предприятиях  по
   переработке  отходов,  в  т.ч.  введение соответствующих требований
   при   размещении   городского  заказа,  заключении  государственных
   контрактов  и  развития  предусмотренного  в Программе селективного
   сбора  отходов, увеличивает привлекательность создания рентабельных
   производств   по   переработке   отходов   и   получения  вторичной
   продукции,  имеющей спрос на рынке, что, в свою очередь, приводит к
   снижению  расходов  города  на  вывоз,  переработку  и  захоронение
   отходов.  Это  же  относится  и  к  введению  механизмов  залоговой
   стоимости  тары  и  упаковки  при  производстве,  продаже различной
   продукции и реализации принципа многократного использования тары.
       Реализация       энергосберегающих      мероприятий,      кроме
   экологического,  имеет  экономический  эффект  за  счет  сокращения
   объемов   потребляемого   топлива  и  повышения  эффективности  его
   использования.
       В  2006-2008 годах предстоит реформировать инструмент платности
   природопользования.    Размеры    платежей   должны   стимулировать
   природопользователей   снижать  объемы  негативного  воздействия  и
   выполнять  природоохранные мероприятия. Необходимо создать систему,
   когда  снизить объем загрязнений и модернизировать оборудование для
   природопользователя будет дешевле, чем заплатить в бюджет штраф.
       Возврат  полномочий в области экологического контроля позволяет
   активизировать    использование    механизмов   возмещения   вреда,
   актуализировать методики расчета вреда и его взыскания.
       Экологическое  просвещение  и пропаганда, введение добровольной
   экологической  сертификации  должны  быть  направлены на расширение
   спроса  на экологичную продукцию. Экологический фактор должен стать
   одним   из   определяющих  при  позиционировании  основных  товаров
   (особенно  пищевой  продукции)  на  рынке. Информационная поддержка
   спроса   на  экологическую  продукцию  позволит  расширить  сегмент
   экологически ориентированного производства.
   
                  Усиление роли фискальных инструментов
                       в природоохранной политике
   
       Учитывая,  что  субъектам  Российской  Федерации  с  2006  года
   возвращены  полномочия  по администрированию платежей за негативное
   воздействие  на  окружающую  среду,  в  городе будет создана служба
   учета  за  полнотой,  правильностью  и  своевременностью  платы  за
   негативное  воздействие.  В  настоящее время на учете состоит менее
   10% природопользователей - потенциальных плательщиков.
       При  этом  в Москве зарегистрировано свыше 700 тыс. юридических
   лиц,  являющихся потенциальными плательщиками. Предстоит масштабная
   адресная  индивидуальная работа с каждым плательщиком. Будет создан
   банк  данных природопользователей-плательщиков, организована работа
   по  учету источников негативного воздействия на окружающую среду г.
   Москвы и ведению лицевых счетов плательщиков.
       Будет   разработан   механизм  взыскания  платы  за  негативное
   воздействие,   в   т.ч.   в  судебном  порядке,  реализованы  вновь
   введенные   положения   КоАП   об   ответственности  за  невнесение
   экологических платежей.
   
               Управление Программой и контроль реализации
   
       Программа    предусматривает    персональную    ответственность
   исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
       Реализация  Программы  обеспечивается комплексом мероприятий по
   правовому,   организационному,   финансовому,   информационному   и
   методическому   обеспечению.   Для  единого  подхода  к  выполнению
   системы  программных  мероприятий, целенаправленного и эффективного
   расходования   финансовых   средств,   выделенных   на   реализацию
   Программы,    необходимо    четкое   взаимодействие   между   всеми
   исполнителями Программы:
       -    головным   заказчиком-координатором   Программы   является
   Департамент  природопользования  и  охраны  окружающей среды города
   Москвы;
       -  персональным  руководителем  Программы является руководитель
   головного заказчика - координатора Программы;
       -   общее   управление  и  контроль  за  реализацией  Программы
   осуществляет    заказчик-координатор    Программы    во   главе   с
   персональным руководителем Программы;
       -  координация деятельности заказчиков и исполнителей Программы
   осуществляется на основе заключения договоров.
   
               Основные направления экологической политики
                              города Москвы
   
       Период    реализации    Целевой   среднесрочной   экологической
   программы   города   Москвы   на  2003-2005  годы  характеризовался
   кардинальными  изменениями  городской  политики  в  области  охраны
   окружающей   среды.   Это   было   связано   как  с  реорганизацией
   федеральных  природоохранных  органов,  так  и с совершенствованием
   нормативной   законодательной  базы  на  федеральном  и  московском
   уровнях.  За  эти годы в Москве принят ряд правовых актов в области
   природопользования и охраны окружающей среды:
       -  Закон  города  Москвы  от 12.05.2004 N 32 "О государственном
   экологическом контроле в городе Москве";
       -  Закон  города  Москвы  от  20.10.2004 N 65 "Об экологическом
   мониторинге в городе Москве";
       -   Закон   города  Москвы  от  30.11.2005  N  68  "Об  отходах
   производства и потребления в городе Москве";
       -  Закон  города  Москвы от 06.07.2005 N 37 "О схеме развития и
   размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве";
       -  Закон  города  Москвы  от  02.03.2005  N  9  "О  комплексном
   природопользовании в городе Москве".
       Постановления Правительства Москвы, утверждающие:
       -  Порядок  контроля  за состоянием почв и качеством ввозимых в
   Москву почвогрунтов (от 27.07.2004 N 514-ПП);
       -  Концепцию  по  восстановлению  малых рек и русловых водоемов
   города Москвы (от 17.06.2003 N 450-ПП);
       -  Целевую долгосрочную программу по восстановлению малых рек и
   водоемов  города  Москвы  на  период  до 2010 года (от 28.09.2004 N
   666-ПП);
       -   основные   мероприятия   по   восстановлению   естественных
   растительных  сообществ и увеличению численности редких животных на
   ООПТ регионального значения (от 02.03.2004 N 116-ПП);
       -   Методику   оценки   вреда,  причиненного  окружающей  среде
   загрязнением,  засорением  (включая затопление судов) поверхностных
   водных  объектов,  расположенных  на  территории  города Москвы (от
   22.07.2003 N 564-ПП);
       -  Порядок  привлечения  внебюджетных средств для экологической
   реабилитации  и  содержания  территорий природного комплекса города
   Москвы (от 07.06.2005 N 397-ПП).
       В  связи  с  возрастающей антропогенной нагрузкой на компоненты
   природного  комплекса  совершенствование  нормативно-правовой  базы
   приобретает    первостепенное   значение.   Необходимы   дальнейшее
   развитие    механизмов   правового   регулирования   предупреждения
   негативного  воздействия  на  состояние  окружающей  среды  города,
   разработка  и  утверждение  методик  и  правил. В рамках реализации
   Целевой  среднесрочной  экологической  программы  города  Москвы на
   2006-2008  годы запланирована разработка важных для города проектов
   законов:
       -  "Об  объектах  животного  мира  города Москвы" и подзаконных
   актов в области охраны и использования объектов животного мира;
       -  абзац  утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от
   05.12.2006 N 942-ПП.
       -  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Кодекс Российской
   Федерации об административных правонарушениях";
       -  "О  внесении  изменений  в  некоторые  законодательные  акты
   Российской    Федерации"   (в   части   совершенствования   функций
   государственного мониторинга окружающей среды).
       В   целях   улучшения   экологической   обстановки   в  городе,
   обеспечения      эффективного     функционирования     действующего
   законодательства  в  Программе предусмотрена разработка подзаконных
   актов,   в   том   числе:   методических   рекомендаций  по  оценке
   экологической  эффективности различных природоохранных мероприятий,
   методик  регулирования  градостроительной  деятельности  и методики
   прогноза загрязнения компонентов природного комплекса.
   
                       Перечень разделов Программы
   
               Раздел 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ
                           И БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ
   
       Ежегодно  в  Москве  образуется порядка 22,0 млн. тонн отходов.
   Объемы образования отходов по фракциям представлены в таблице 1.
   
                                                             Таблица 1
   
   ----------------------------T-----------------------------¬
   ¦Виды отходов               ¦Объем ежегодно образующихся  ¦
   ¦                           ¦отходов, млн. тонн           ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦Всего                      ¦            22,2             ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦В т.ч.:                    ¦                             ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦твердые бытовые отходы     ¦             2,8             ¦
   ¦(ТБО) в жилом фонде        ¦                             ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦крупногабаритный мусор     ¦             0,8             ¦
   ¦(КГМ) в жилом фонде        ¦                             ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦ТБО и КГМ нежилого фонда   ¦             1,4             ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦строительные               ¦             2,0             ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦строительные грунты        ¦             9,3             ¦
   ¦(в т.ч. загрязненные)      ¦(в т.ч. загрязненные - 7)    ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦медицинские                ¦             0,24            ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦производства               ¦             1,8             ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦биологические              ¦             0,2             ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦древесно-растительные      ¦             0,16            ¦
   +---------------------------+-----------------------------+
   ¦осадки очистных сооружений ¦             3,5             ¦
   L---------------------------+------------------------------
   
       Средний   прирост  объемов  образования  городских  отходов  на
   протяжении  10-15  лет  устойчиво  составляет 3-4% в год. При таких
   темпах  общий  объем отходов производства и потребления к 2010 году
   превысит 23 млн. тонн.
       Правительством  Москвы  проводится планомерное создание системы
   промышленной  переработки  отходов  производства  и  потребления. В
   городе  ежегодно  вводится  в  эксплуатацию  в среднем по 2 объекта
   санитарной  очистки.  Динамика  развития  инфраструктуры санитарной
   очистки города за период 2000-2005 годов представлена в таблице 2.
   
                                                             Таблица 2
   
   -----------T----------------------------------------------¬
   ¦2000 г.   ¦- МСЗ N 2 (СВАО);                             ¦
   ¦          ¦- организована централизованная система сбора ¦
   ¦          ¦и переработки люминесцентных (ртутных) ламп   ¦
   +----------+----------------------------------------------+
   ¦2001 г.   ¦Сортировочный комплекс на МПС (Сигнальный     ¦
   ¦          ¦проезд)                                       ¦
   +----------+----------------------------------------------+
   ¦2002 г.   ¦Производство по переработке отходов кино-     ¦
   ¦          ¦и фотопроизводств и электронного лома         ¦
   +----------+----------------------------------------------+
   ¦2003 г.   ¦- база мусоровозов в "Котляково";             ¦
   ¦          ¦- МПС на Остаповском проезде                  ¦
   +----------+----------------------------------------------+
   ¦2004 г.   ¦- МПС (брикетирование) в "Котляково", МСЗ N 4 ¦
   ¦          ¦(ВАО)                                         ¦
   +----------+----------------------------------------------+
   ¦2005 г.   ¦- цех переработки шлака МСЗ N 2;              ¦
   ¦          ¦- цех переработки изношенных автопокрышек;    ¦
   ¦          ¦- отделение сортировки в "Котляково";         ¦
   ¦          ¦- вновь открыт полигон "Икша"                 ¦
   L----------+-----------------------------------------------
   
       В   настоящее   время   для   обеспечения   санитарной  очистки
   территории  города  от  отходов  производства  и  потребления из-за
   дефицита  мощностей  по их промышленной переработке требуется вывоз
   значительной   части   отходов   для   захоронения   на  полигонах,
   расположенных   в   Московской   области.   При   этом,  по  данным
   природоохранных   органов   Московской   области,  эксплуатационный
   ресурс   существующих  полигонов  ограничен  5-7  годами  (в  Южном
   секторе Московской области - 2-3 годами).
       В  сложившейся  ситуации  надежность системы санитарной очистки
   города  Москвы  на долгосрочную перспективу может быть обеспечена в
   основном  за  счет увеличения доли промышленной переработки отходов
   и  снижения объема отходов, подлежащих вывозу и захоронению. Однако
   развитие  технической базы промышленной переработки отходов за счет
   строительства   новых   объектов  санитарной  очистки  сдерживается
   дефицитом  земельных  участков  для  их размещения, удовлетворяющих
   требованиям СНиП.
       Учитывая   сложность   отвода   в  городе  новых  участков  под
   строительство,   в   целях  повышения  эффективности  использования
   объектов  санитарной очистки прорабатывается возможность увеличения
   мощности   действующих  и  проектируемых  объектов  до  максимально
   допустимой по техническим и экологическим критериям.
       При  этом,  учитывая  приоритетность  объектов  с  точки зрения
   обеспечения  санитарно-эпидемиологической  безопасности  территорий
   города,  а  также  решения  задачи  ресурсо-  и энергосбережения, в
   первую   очередь   были   выбраны  объекты  по  переработке  ТБО  и
   крупногабаритного   мусора   (КГМ)   жилого   сектора   и  отходов,
   содержащих значительное количество ценного сырья.
       В   настоящее   время   термической  переработке  с  выработкой
   теплоэлектроэнергии  подвергается  около  15%  ТБО  жилого  сектора
   (генерируемая  мощность  -  15  мВт).  Около  1 млн. тонн ТБО (35%)
   поступает  на  городские  мусороперегрузочные и мусоросортировочные
   станции,    где    ТБО   подвергаются   переработке:   прессованию,
   брикетированию   и   сортировке   ("Котляково").  Прямой  вывоз  на
   полигоны  Московской  области составляет 50%, общий вывоз - порядка
   85%. Информация об утилизации ТБО представлена в таблице 3.
   
                                                             Таблица 3
   
   --------------------------------T-------------------¬
   ¦Вид утилизации ТБО             ¦Объем, тыс. тонн   ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦Промышленная переработка       ¦       1358        ¦
   ¦(МСЗ И МПС), всего             ¦                   ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦  В т.ч.:                      ¦                   ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦  Термическая переработка,     ¦        386        ¦
   ¦  всего                        ¦                   ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦    В т.ч.:                    ¦                   ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦Мусоросжигательные заводы (МСЗ)                    ¦
   +-------------------------------T-------------------+
   ¦    МСЗ N 2                    ¦        158        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦    МСЗ N 4                    ¦        228        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦  Сортировка                   ¦        972        ¦
   ¦  на мусороперегрузочных       ¦                   ¦
   ¦  станциях (МПС), всего        ¦                   ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦    В т.ч.:                    ¦                   ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦    МПС N 1                    ¦         72        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦    МПС N 2                    ¦        100        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦    МПС N 3                    ¦        300        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦    МПС N 4                    ¦        100        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦    МПС N 6                    ¦        100        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦    МПК N 7                    ¦        300        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦Селективный сбор в коммунальном¦         16        ¦
   ¦секторе                        ¦                   ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦Прямой вывоз ТБО на полигоны   ¦       1423        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦Прямой вывоз КГМ на полигоны   ¦        800        ¦
   +-------------------------------+-------------------+
   ¦Всего в 2005 году              ¦       3597        ¦
   L-------------------------------+--------------------
   
       За  счет  ввода  в  эксплуатацию  строящихся  заводов N 1 и N 3
   мощность  по  термической  переработке ТБО к 2008 году возрастет до
   50%.
       При  анализе  сложившейся в городе системы обращения с отходами
   выявлены следующие проблемы:
       - дефицит мощностей промышленной переработки отходов;
       -  отсутствие  свободных  территорий  для  размещения  объектов
   санитарной  очистки  города, в том числе объектов сбора, заготовки,
   сортировки, перегрузки, переработки и обезвреживания отходов;
       - недостаточное финансирование отрасли;
       - недостаточная мощность существующих полигонов;
       -   сложность   отвода   земельных   участков   под  полигонное
   захоронение;
       - отсутствие единой системы учета производителей отходов.
       Основными  методами  утилизации  муниципальных отходов остаются
   вывоз  на полигоны: из общего объема отходов доля ТБО, захороненных
   на  полигонах,  составляет  85%  и  мусоросжигание  - 15% (с учетом
   КГМ).
       Анализ  международного  опыта в области утилизации ТБО показал,
   что  доля  промышленной  переработки  в  среднем составляет 40-50%.
   Информация  об  утилизации  ТБО  в  странах  Западной Европы, США и
   Японии представлена в таблице 4.
   
                                                             Таблица 4
   
   -------------------T-------------------T-------------------¬
   ¦Страна            ¦Термическая        ¦Захоронение, %     ¦
   ¦                  ¦переработка, %     ¦                   ¦
   +------------------+-------------------+-------------------+
   ¦Австрия           ¦        48         ¦        36         ¦
   +------------------+-------------------+-------------------+
   ¦Бельгия           ¦        55         ¦        27         ¦
   +------------------+-------------------+-------------------+
   ¦Германия          ¦        43         ¦        34         ¦
   +------------------+-------------------+-------------------+
   ¦Люксембург        ¦        50         ¦        50         ¦
   +------------------+-------------------+-------------------+
   ¦Нидерланды        ¦        45         ¦        42         ¦
   +------------------+-------------------+-------------------+
   ¦США               ¦        30         ¦        55         ¦
   +------------------+-------------------+-------------------+
   ¦Япония            ¦        74         ¦        15         ¦
   L------------------+-------------------+--------------------
   
       Ориентируясь   на  зарубежный  опыт,  Москва  начала  развивать
   систему  селективного  сбора  отходов в жилых районах. По данным на
   декабрь  2005  г., в 34 районах города установлено 2709 специальных
   контейнеров  для  сбора вторичного сырья, действуют 61 стационарный
   пункт  и 213 мобильных пунктов приема вторичного сырья. В 2005 году
   собрано  более  60  тыс.  тонн  вторсырья,  извлеченного из отходов
   жилого  и  нежилого  секторов,  в  т.ч.  более  15  тыс.  тонн - от
   объектов  муниципального  жилья.  В  2005  году  началась работа по
   внедрению    системы    селективного    сбора   в   школах   Южного
   административного  округа города Москвы. Так, в школах и дошкольных
   учреждениях   района   Орехово-Борисово   Южное   установлено   120
   контейнеров для селективного сбора вторичного сырья.
       Ежегодно  в столице наращиваются мощности по приему, размещению
   и    переработке   промышленных   отходов.   Динамика   переработки
   промышленных отходов представлена в таблице 5.
   
                                                             Таблица 5
   
   ---------------------------------T--------------------------------¬
   ¦Вид отходов                     ¦Динамика наращивания мощности   ¦
   ¦                                ¦по переработке отходов по годам,¦
   ¦                                ¦тыс. тонн                       ¦
   ¦                                +----------T---------T-----------+
   ¦                                ¦2003 г.   ¦2004 г.  ¦2005 г.    ¦
   +--------------------------------+----------+---------+-----------+
   ¦Осадки очистных сооружений      ¦  10,9    ¦ 12,2    ¦   13,2    ¦
   ¦и грунтов, загрязненных         ¦          ¦         ¦           ¦
   ¦нефтепродуктами                 ¦          ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+----------+---------+-----------+
   ¦Обезвреживание и переработка    ¦  14,7    ¦ 22,4    ¦   30      ¦
   ¦токсичных отходов (отработанные ¦          ¦         ¦           ¦
   ¦электролиты, шламы, химические  ¦          ¦         ¦           ¦
   ¦реактивы, лекарственные         ¦          ¦         ¦           ¦
   ¦препараты, отходы гальванических¦          ¦         ¦           ¦
   ¦производств)                    ¦          ¦         ¦           ¦
   +--------------------------------+----------+---------+-----------+
   ¦Отходы кино- и фотопроизводств  ¦   2,3    ¦  2,9    ¦    2,9    ¦
   +--------------------------------+----------+---------+-----------+
   ¦Отходы и лом электронной        ¦   0,27   ¦  0,30   ¦    0,32   ¦
   ¦и электротехники                ¦          ¦         ¦           ¦
   L--------------------------------+----------+---------+------------
   
       В   городе   отмечается   постоянная  динамика  роста  сбора  и
   переработки  ртутьсодержащих  отходов.  Организовано  1200  пунктов
   приема  и  временного хранения отработанных люминесцентных ламп. За
   период  2003-2005  гг.  собрано  и  переработано  около 9 тыс. тонн
   ртутьсодержащих отходов.
       Наращиваются  мощности  по  утилизации  и  переработке отходов.
   Введены в эксплуатацию:
       -  мусоросжигательные заводы N 2 и N 4 общей мощностью 380 тыс.
   тонн  в  год,  мусороперегрузочная  станция мощностью 100 тыс. тонн
   ТБО в год по Остаповскому проезду (ЮВАО);
       -   первое  производство  по  переработке  лома  электронной  и
   электротехники;
       -  мусоропрессовочное  и сортировочное отделения в промышленной
   зоне "Котляково" мощностью по 300 тыс. тонн в год.
       Создано   производство   по   переработке  в  резиновую  крошку
   отработанных  шин,  позволяющее  перерабатывать  до  12  тыс.  тонн
   отходов  в  год,  и  производство  по  переработке  отходов кино- и
   фотопроизводств, перерабатывающее 2 тыс. тонн отходов в год.
       С   2003   года   ведется   банк  данных  по  объемам  отходов,
   образующихся  в  городе  Москве  при  строительстве и сносе нежилых
   зданий.  По  учетным  данным, в 2005 году образовалось 11 млн. тонн
   отходов  строительства  и сноса нежилых зданий, в т.ч. загрязненных
   грунтов - 9 млн. тонн.
       Для  переработки  отходов  строительства и сноса нежилых зданий
   (в  основном бетона и железобетона) в городе и пригороде имеется 14
   дробильных  и дробильно-сортировочных объектов и установок, а также
   7  организаций  приемщиков  металлолома  и стекла. Динамика объемов
   переработки  отходов  строительства и сноса за период 2003-2005 гг.
   представлена в таблице 6.
   
                                                             Таблица 6
   
   -----------------------------------------¬
   ¦Объем переработки отходов строительства ¦
   ¦и сноса по годам (тыс. тонн)            ¦
   +------------T------------T--------------+
   ¦2003 г.     ¦2004 г.     ¦2005 г.       ¦
   +------------+------------+--------------+
   ¦    828     ¦    900     ¦     900      ¦
   L------------+------------+---------------
   
       Внедряется   в  действие  система  утилизации  автотранспортных
   средств  -  "Авторециклинг".  Участники системы осуществляют сбор и
   хранение  автотранспортных  средств (АТС) или отдельных компонентов
   (автошин,   масел,   аккумуляторов).   За   период   2004-2005  гг.
   утилизировано  47996  ед.  автомобилей,  в т.ч. 2005 г. - 22113 ед.
   (14806 тонн лома черного металла).
       В   то   же   время   инфраструктура   и  мощности  переработки
   промышленных  отходов  и  вторичных ресурсов существенно отстают от
   потребности  города  и  нуждаются  в срочном развитии. Это касается
   использования   отходов   производства  и  потребления  в  качестве
   вторичных ресурсов.
       Объем  сбора  вторичных материальных ресурсов (ВМР), собранных,
   переработанных  и  переданных  в другие области для переработки или
   захоронения в 2003, 2004, 2005 годах, представлен в таблице 7.
   
                                                             Таблица 7
   
   -------------T---------------------------¬
   ¦Год         ¦Объем сбора ВМР, тонн      ¦
   +------------+---------------------------+
   ¦2003 г.     ¦         745805,0          ¦
   +------------+---------------------------+
   ¦2004 г.     ¦         833287,0          ¦
   +------------+---------------------------+
   ¦2005 г.     ¦         812436,0          ¦
   L------------+----------------------------
   
       При  этом доля переработки ВМР в городе Москве не превышает 20%
   от собираемых объемов.
       Таким  образом,  основной  задачей,  стоящей  перед  городом  в
   области  обращения  с отходами производства и потребления, является
   промышленная    переработка    отходов   с   максимальным   отбором
   потенциального    вторичного   сырья   (в   том   числе   внедрение
   селективного  сбора)  и  сокращение  количества отходов, подлежащих
   захоронению  и  уничтожению.  Ее решение позволит улучшить экологию
   региона,  возвратить вторичное сырье для дальнейшего использования,
   сократить транспортные расходы на полигонное захоронение.
       Для ее осуществления необходимо:
       -   развивать   систему   управления  отходами  путем  принятия
   специальных программ по управлению отходами в городе Москве;
       -   организовать   полный   учет,   контроль   и  регулирование
   деятельности  по  обращению с отходами, обеспечить селективный сбор
   отходов  производства  и  потребления  и  создавать  новые  объекты
   сбора,    заготовки,   сортировки,   переработки,   обезвреживания,
   захоронения городских отходов, утилизировать ценные компоненты;
       - внедрять новые технологии утилизации отходов производства.
       В   целях   оптимизации   управления  отходами  производства  и
   потребления  в городе Москве постановлением Правительства Москвы от
   23.03.2004   N  164-ПП  одобрена  Концепция  обращения  с  отходами
   производства  и  потребления города Москвы. Определены приоритетные
   направления   в   области   обращения  с  отходами  производства  и
   потребления, такие как:
       -         совершенствование        нормативно-правовой        и
   организационно-технической  базы  системы санитарной очистки города
   (в      пределах      полномочий,     установленных     федеральным
   законодательством),  создание  условий для привлечения инвестиций в
   сферу обращения с отходами;
       -  развитие производственной инфраструктуры отрасли по сбору (в
   том  числе  селективному), переработке, транспортировке, рециклингу
   и обезвреживанию отходов производства и потребления;
       -   обеспечение   эффективного   взаимодействия   отраслевых  и
   территориальных  органов исполнительной власти Правительства Москвы
   и  Правительства  Московской  области  в сфере обращения с отходами
   производства и потребления Московского региона.
       Подготовлена Программа первоочередных задач, включающая:
       -     создание     городских    целевых    программ    развития
   производственной   базы   и   повышения   эффективности  управления
   санитарной   очистки   города  Москвы  от  отходов  производства  и
   потребления;
       -   разработку   мероприятий   по   усовершенствованию  системы
   обращения с отходами строительства и сноса;
       -  разработку  отраслевой  схемы  размещения специализированных
   комплексов  по  переработке  и  утилизации  отходов строительства и
   сноса (зданий и сооружений);
       -   создание   автоматизированной   системы  учета  и  контроля
   процессов   сбора  и  утилизации  твердых  бытовых  и  промышленных
   отходов   (в   пределах   полномочий,   установленных   федеральным
   законодательством),  в  т.ч. внедрение инструментального (весового)
   контроля и учета потоков отходов города Москвы.
       Индикатором   реализации   намеченных  мероприятий  и  решением
   поставленных  задач служит увеличение доли перерабатываемых отходов
   к  2008  году  и на долгосрочную перспективу. Данные представлены в
   таблице 8.
   
                                                             Таблица 8
   
   --------------------------------------T-------------------T---------------¬
   ¦Вид отходов                          ¦% переработки      ¦Перспективный %¦
   ¦                                     ¦(утилизации)       ¦переработки    ¦
   ¦                                     ¦отходов до 2008 г. ¦(утилизации)   ¦
   ¦                                     ¦                   ¦отходов        ¦
   +-------------------------------------+-------------------+---------------+
   ¦КГМ                                  ¦До 25              ¦До 100         ¦
   +-------------------------------------+-------------------+---------------+
   ¦Отходы производства и потребления    ¦До 26              ¦До 30          ¦
   +-------------------------------------+-------------------+---------------+
   ¦ТБО (термическая переработка)        ¦До 40              ¦До 65          ¦
   ¦ТБО (общая переработка)              ¦До 45              ¦90             ¦
   +-------------------------------------+-------------------+---------------+
   ¦Медицинские отходы                   ¦До 10              ¦До 90-100      ¦
   +-------------------------------------+-------------------+---------------+
   ¦Строительные отходы (без грунта)     ¦До 45              ¦До 70          ¦
   +-------------------------------------+-------------------+---------------+
   ¦Электротехнический лом               ¦До 15              ¦До 90-100      ¦
   L-------------------------------------+-------------------+----------------
   
       Для    закрепления   экономических   и   правовых   механизмов,
   стимулирующих    создание    новых   производств   по   утилизации,
   переработке  и  уничтожению  отходов,  Московской  городской  Думой
   принят   Закон  города  Москвы  от  30.11.2005  N  68  "Об  отходах
   производства  и  потребления  в  городе  Москве".  Городу необходим
   закон   о  гарантиях  реализации  продукции  вторичной  переработки
   отходов через механизм городского заказа.
   
                Раздел 2. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ
             И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА. РЕАБИЛИТАЦИЯ,
             ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМЫ
               ПРИРОДНЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА.
                          ЦВЕТОЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
   
       В   состав  природного  комплекса  Москвы  включены  свыше  110
   сохранившихся  в  городе  лесных  и  лесопарковых массивов, а также
   небольших   по  площади  обособленных  лесных  участков,  долины  и
   участки  долин  более  чем  50  протекающих в открытых руслах рек и
   ручьев,  фрагменты суходольных лугов и другие природные сообщества,
   озелененные  территории  общего  пользования - парки, сады, скверы,
   бульвары,   озелененные   территории  ограниченного  пользования  и
   специального назначения.
       Общая  площадь  всех  озелененных  территорий Москвы составляет
   около  35  тыс.  га  (около  34%  площади города), что в расчете на
   каждого  жителя  составляет  около  16 кв. м озелененных территорий
   общего   пользования.  Это  соответствует  удельной  обеспеченности
   зелеными  насаждениями  в  крупнейших городах развитых стран, таких
   как  Берлин  и  Прага,  а  также  значительно  превышает показатели
   Нью-Йорка  (8,6  кв.  м),  Лондона  (7,5  кв. м), Парижа (6 кв. м),
   Токио (4,8 кв. м).
       За   период   реализации  Целевой  среднесрочной  экологической
   программы  города Москвы на 2003-2005 годы высажено более 390 тысяч
   деревьев,  более  1320 тысяч кустарников, отремонтировано и создано
   газонов  на  площади  более  2430  га.  Это  повысило средозащитные
   функции зеленых насаждений города.
       За  3-летний  период  высажено  свыше  2 млн. различных цветов.
   Площадь  городских  цветников доведена с 319 тыс. кв. м в 2003 году
   до 596 тыс. кв. м в 2005 году (увеличилась на 87%).
       На  37  улицах  и  магистралях города установлено свыше 10 тыс.
   различных  конструкций с декоративными цветочными растениями, в том
   числе свыше 1,5 тыс. - на балконах и лоджиях жилых зданий.
       Принята   Целевая   программа   реорганизации  производственных
   территорий  города  Москвы  на  2004-2006  годы,  предусматривающая
   ежегодный  прирост  территории  ПК  не  менее чем на 200 га за счет
   реорганизации     производственных     территорий    (постановление
   Правительства Москвы от 24.02.2004 N 107-ПП).
       Вместе  с  тем  из-за  отсутствия  согласованности  в  принятии
   управленческих  решений  в  "зеленом  хозяйстве"  и благоустройстве
   города  до  настоящего  времени  не  утверждена  Генеральная  схема
   озеленения  города  Москвы  до  2020  года,  призванная  определить
   стратегию   и   внедрение   передовых  технологий,  создание  новых
   объектов   озеленения,   а   также   увеличение  объема  ремонта  и
   реконструкции    озелененных    территорий.    Генеральную    схему
   планируется  утвердить  в  срок до 2007 года. Необходимо продолжить
   работу  по организации учета зеленых насаждений в городе (за период
   2001-2004   годов   проинвентаризировано  30,6%  от  общей  площади
   озелененных  территорий), создать электронную базу данных о зеленых
   насаждениях  города. Недостаточным является качество озеленительных
   работ, проводимых на объектах гражданского строительства.
       Важнейшими    задачами    "зеленого   хозяйства"   и   целевыми
   показателями до 2008 г. по-прежнему остаются:
       - разработка Генеральной схемы озеленения до 2020 года;
       - завершение инвентаризации зеленых насаждений;
       -  ежегодное  сезонное  цветочное  оформление города (2006 г. -
   584  тыс.  кв.  м, 2007 г. - 698 тыс. кв. м, 2008 г. - 751 тыс. кв.
   м);
       - благоустройство и озеленение 218 га водоохранных зон рек.
       Особо  охраняемые  природные  территории (ООПТ) Москвы занимают
   площадь  15,9  тыс.  га  (13,8%  всей  территории города). В городе
   находится  участок  национального  парка  "Лосиный  остров" (объект
   федерального  значения)  и  80  ООПТ  регионального  значения  -  7
   природно-исторических   парков,   5   природных   заказников  и  68
   памятников природы.
       По  данным  экологического  мониторинга, на объектах природного
   комплекса  на  территории  Москвы  обитают  35 видов размножающихся
   млекопитающих,   гнездятся   113   видов   птиц,  отмечено  3  вида
   пресмыкающихся   и   11  видов  земноводных.  Фауна  беспозвоночных
   составляет  около  3000-4000  видов.  В  черте  города произрастают
   около  1500  видов  сосудистых  растений,  257  видов мохообразных,
   около  1000  видов  водорослей,  не менее 100 лишайников, около 300
   видов грибов.
       В  Красную  книгу  города  Москвы  занесено  282  вида животных
   (млекопитающих   -  18  видов,  птиц  -  80,  пресмыкающихся  -  3,
   земноводных  -  8,  рыб - 10, беспозвоночных - 163 вида) и 154 вида
   растений  (сосудистых  -  101,  мохообразных  - 27, водорослей - 8,
   лишайников - 18).
       В   соответствии   с  постановлением  Правительства  Москвы  от
   02.03.2004  N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных
   растительных  сообществ и увеличению численности редких животных на
   особо  охраняемых  природных  территориях  города  Москвы", в целях
   сохранения  редких  в городских условиях видов растений и животных,
   занесенных  в Красную книгу города Москвы, проведены мероприятия по
   реинтродукции  редких видов растений и животных на особо охраняемых
   природных    территориях    города   (природно-исторические   парки
   "Битцевский  лес",  "Измайлово", памятник природы "Серебряный Бор",
   природные заказники "Воробьевы горы" и "Долина реки Сетунь").
       На   особо   охраняемых  природных  территориях  города  Москвы
   проведены посадки елей, сосен, дубов, кустов можжевельника.
       Организована  зимняя подкормка птиц, белок, зайцев, установлено
   10 передвижных пасек.
       На  особо  охраняемых природных территориях города организованы
   экспериментальные   питомники   редких   для  города  Москвы  видов
   растений.
       Обустроен   первый   экологический   туристический  маршрут  на
   территории   природного   заказника  "Воробьевы  горы",  проводятся
   регулярные экскурсии.
       Созданы   7  дирекций  особо  охраняемых  природных  территорий
   города.  Создан  единый  орган  управления  ООПТ  - Государственное
   учреждение   "Московское  городское  управление  особо  охраняемыми
   природными территориями".
       В  целях  решения  проблем  по восстановлению биоразнообразия в
   городе   Москве   и   обеспечения   возможности   для   нормального
   функционирования   и   стабильного   развития   в  пределах  Москвы
   различных  природных  сообществ  в ближайшие годы будет проводиться
   дальнейшее  развитие  сети  особо  охраняемых природных территорий.
   Запланированы следующие мероприятия:
       -   образование   18   особо  охраняемых  природных  территорий
   площадью более 3,7 тыс. га;
       -  обеспечение содержания особо охраняемых природных территорий
   города    Москвы;    создание    и    содержание    государственных
   природоохранных   учреждений   города   Москвы   -  дирекций  особо
   охраняемых природных территорий;
       -  обустройство  на  особо  охраняемых природных территориях 10
   вольерных  комплексов  с  декоративными животными и 50 подкормочных
   площадок для зверей и птиц;
       -  реинтродукция  на  особо  охраняемых  природных  территориях
   редких птиц (100 особей птиц);
       -   внедрение   и   ведение   государственного  кадастра  особо
   охраняемых природных территорий города Москвы;
       - ведение Красной книги города Москвы.
   
               Раздел 3. ОХРАНА ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА ГОРОДА
   
       По   оценочным   данным,   в   первоочередной  реабилитации  (в
   2006-2008  годах)  нуждается  порядка  25 кв. км почвенного покрова
   территории города (15% от общей потребности).
       Постановлением  Правительства  Москвы от 27.07.2004 N 514-ПП "О
   повышении  качества почвогрунтов в городе Москве" утвержден Порядок
   контроля   за   состоянием  почв  и  качеством  ввозимых  в  Москву
   почвогрунтов.  С  целью  контроля  за  состоянием  почв планируется

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное