Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ПРИКАЗ ОТ 13 МАЯ 1986 Г. N 203 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА, ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ, СОДЕРЖАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
        Местный государственный  орган  охраны  памятников  организует
    обследование     обнаруженных     объектов    и    выявление    их
    исторической, научной,   художественной   или   иной    культурной
    ценности, а    также   определяет   мероприятия   по   обеспечению
    сохранности этих объектов.

        57. В  случае  принятия   государственными   органами   охраны
    памятников решения о приостановлении строительных,  мелиоративных,
    дорожных и других работ предписание о приостановлении работ дается
    в  письменной форме с указанием проведения необходимых мероприятий
    по обеспечению сохранности памятника истории  и  культуры,  а  при
    нарушении  правил  охраны  памятника  истории  и  культуры - также
    требований об устранении нарушений.
        Решение о   приостановлении   работ   доводится   до  сведения
    исполнительных комитетов  местных  Советов   народных   депутатов,
    учреждений банка,   финансирующего  работы,  а  также  вышестоящих
    государственных органов   охраны   памятников,    и    заказчиков,
    осуществляющих строительство.
        Работы, приостановленные   государственным   органом    охраны
    памятников, могут  быть возобновлены по его письменному разрешению
    лишь после  устранения  возникшей  для  памятников  опасности  или
    допущенного нарушения правил их охраны.

        58. Снос,   перемещение   и  изменение  недвижимых  памятников
    истории и культуры запрещается.  Исключение из этого правила может
    допускаться  лишь  с  особого в каждом отдельном случае разрешения
    Совета  Министров  СССР  -  в  отношении  памятников  общесоюзного
    значения  и  Совета  Министров  союзной  республики  - в отношении
    памятников республиканского и местного значения.
        Организация, возбудившая   ходатайство   о   перемещении   или
    изменении недвижимого  памятника  истории  и   культуры,   обязана
    получить заключение     по    этому    вопросу    соответствующего
    государственного органа охраны памятников.
        Перемещение или  изменение  недвижимого  памятника  истории  и
    культуры  может  быть   произведено   предприятием,   учреждением,
    организацией,  получившей  разрешение  на  проведение  этих работ,
    только после осуществления мероприятий по обеспечению  сохранности
    памятника   при  его  перемещении  или  изменении.  Перечень  этих
    мероприятий устанавливается    соответствующим     государственным
    органом охраны памятников.

        59. Осуществление  специальных  работ  по  изучению памятников
    методами, которые  могут  нарушить  их   сохранное   состояние   -
    производство зондажей,      шурфов,      раскопов,      инженерных
    физико-химических и других исследований,  - допускается  лишь  при
    наличии разрешения на изучение памятника (форма N 15).
        Разрешение на  изучение  памятника  подлежит   регистрации   в
    государственных органах  охраны  памятников  по  месту  нахождения
    памятника.

        60. Научно-реставрационные и другие  специальные  организации,
    которым необходимо  провести  исследования,  направляют  в местный
    орган охраны памятников:
        заявление, мотивирующее необходимость работ, их цели и задачи;
        программу исследований;
        сведения о специалистах, которым поручается исследование;
        гарантийное обязательство  о  нанесении  ущерба  памятнику  по
    приведении его в сохранное состояние после окончания работ.
        Организации, осуществляющие  археологические   и   специальные
    исследования, представляют   в   государственные   органы   охраны
    памятников научные  отчеты  о  проведенных  работах  и  материалы,
    фиксирующие их, для постоянного хранения.

        61. Ведение   раскопок   и   разведок   памятников  археологии
    осуществляется только при наличии разрешений  -  открытых  листов,
    выдаваемых Академией   наук   СССР   на   исследование  памятников
    археологии общесоюзного    значения,    а     также     памятников
    республиканского  и  местного значения,  находящихся на территории
    РСФСР,  и  академиями  наук  союзных  республик  на   исследование
    памятников археологии   республиканского   и   местного  значения,
    находящихся на территории других союзных республик.
        Открытые листы   регистрируются   в   местных  государственных
    органах охраны памятников по месту ведения археологических работ в
    порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.
        Формы открытых  листов  и  условия  их   выдачи   определяются
    Инструкцией к    открытым    листам    на    право    производства
    археологических разведок  и  раскопок,  утвержденной   президиумом
    Академии наук СССР по согласованию с Министерством культуры СССР.

        62. Государственные  органы  охраны памятников при регистрации
    открытых листов в случае необходимости определяют  особые  условия
    ведения археологических работ:
        сохранение определенных участков памятников  нераскопанными  в
    качестве эталонов;
        согласование планов  археологических  раскопок  памятников,  в
    которых могут  быть  вскрыты  подлежащие  консервации и сохранению
    недвижимые объекты   с   планами   работ    научно-реставрационных
    организаций;
        восстановление внешнего   вида   археологических    памятников
    (валов, курганов    и   других),   которые   являются   элементами
    исторически сложившейся градостроительной и природной среды;
        первоочередные исследования  памятников  археологии в районах,
    где планируется проведение строительных и иных работ.

        63. Организации и специалисты,  осуществляющие археологические
    работы, обязаны обеспечить сохранность памятников в процессе работ
    и после их завершения,  привести памятник  в  состояние,  наиболее
    благоприятствующее его дальнейшей сохранности.

        64. Ведение  археологических  исследований памятников истории,
    градостроительства и архитектуры,  монументального  искусства  или
    ведение таких   исследований   на   территориях   их   зон  охраны
    допускается при наличии у исследователей наряду с открытым  листом
    специального разрешения  государственного органа охраны памятников
    на изучение памятников.
        Археологические исследования     памятников,     по    которым
    планируется проведение  работ  по  реставрации,  консервации   или
    ремонту, разрешаются государственными органами охраны памятников в
    сроки, согласованные    с    планами     работ     соответствующих
    научно-реставрационных организаций.

            IV. Порядок использования и содержания недвижимых
                      памятников истории и культуры

        65. Памятники истории и культуры используются в целях развития
    науки, народного    образования   и   культуры,   патриотического,
    идейно-нравственного, интернационального      и      эстетического
    воспитания.
        Использование памятников  в  этих  целях   обеспечивается   их
    доступностью для    широких    масс    трудящихся    через    сеть
    государственных музеев и историко-культурных  заповедников,  путем
    развития экскурсий,    туризма    и    других    форм   пропаганды
    историко-культурного наследия.

        66. Использование   памятников   истории    и    культуры    в
    туристско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных     и    других
    культурно-просветительных целях  может  производиться   только   в
    объеме, обеспечивающем  сохранность  памятников,  их  территорий и
    окружающей их градостроительной или иной природной среды.

        67. Недвижимые  памятники  истории  и  культуры   могут   быть
    использованы в  хозяйственных  и  иных целях,  если это не наносит
    ущерба сохранности     памятников     и     не     нарушает     их
    историко-художественной ценности.

        68. По    характеру    использования    недвижимые   памятники
    разделяются на 4 группы,  в соответствии с  которыми  определяются
    условия их содержания:
        А. Памятники,  которые   по   своему   характеру   и   степени
    сохранности, а  также  другим  условиям  должны  быть использованы
    только в научных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных
    целях. К  ним  относятся  памятники археологии,  руинированные или
    фрагментарно сохранившиеся   памятники    истории,    архитектуры;
    памятники монументального искусства,  памятные места, мемориальные
    и другие памятники;
        Б. Памятники,   которые   по  своему  историко-художественному
    значению  должны  быть  использованы  исключительно  в   музейных,
    культурно-просветительных,       учебно-воспитательных       целях
    обеспечивающих  их  оптимальную  сохранность  и  доступность   для
    экскурсионного осмотра. К ним относятся наиболее ценные дворцовые,
    усадебные, монастырские, культовые, крепостные здания, сооружения,
    ансамбли и комплексы, а также памятники садово-паркового искусства
    и  ландшафтной  архитектуры  (с  возможным   воспроизведением   их
    исторических   функций),  уникальные  памятники,  сохранившиеся  в
    единичных экземплярах,  являющиеся наиболее характерными образцами
    определенных  древних  историко-художественных периодов;  здания и
    сооружения,      в       которых       сохранились       памятники
    монументально-изобразительного      и      декоративно-прикладного
    искусства, другие объекты;
        В. Памятники,  которые  сохранили  в  значительной  мере  свое
    функциональное назначение и могут быть использованы в  современных
    условиях для  тех же или близких им общественных,  хозяйственных и
    иных целей.  К  ним  относятся  исторически  сложившиеся   системы
    планировки и   застройки  городов  и  других  населенных  пунктов,
    памятники гражданской архитектуры (административные, общественные,
    торговые, учебные,   лечебные,   театральные   здания  и  другие),
    памятники жилой архитектуры (городские, сельские дома, связанные с
    ним сооружения),  памятники промышленной архитектуры и инженерного
    искусства (цеха,  депо,  вокзалы,  набережные,  мосты,   дорожные,
    ирригационные и другие сооружения) и другие виды памятников;

        Г. Памятники,   которые  утратили  в  значительной  мере  свое
    функциональное и историко-художественное  значение  и  могут  быть
    использованы в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и
    историко-художественной ценности.  К ним  относятся  прежде  всего
    здания и сооружения,  внешний облик и интерьеры которых претерпели
    значительные невосполнимые    утраты,    отдельные    фрагментарно
    сохранившиеся   памятники садово-паркового   искусства и иные.

        69. Запрещается использование памятников и их территорий:
        под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов;
        под склады  и производства материалов,  загрязняющих интерьеры
    памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;
        под склады   и   производства   материалов,   имеющих  вредные
    парогазообразные и иные выделения;
        под хранилища     и     производства     зерновых,    овощных,
    животноводческих продуктов,  а также  для  содержания  животных  в
    хозяйственных целях;
        под гаражи      и      стоянки      транспортных      средств,
    сельскохозяйственных и иных самоходных машин;
        под производства,   имеющие   станки,   установки    и    иные
    механические двигатели,  оказывающие  динамические  и вибрационные
    воздействия на конструкции памятника (независимо от их мощности);
        под производства  и  лаборатории,  связанные с неблагоприятным
    для памятника  температурно-влажностным  режимом   и   применением
    химически активных веществ.

        70. При  определении характера использования памятника следует
    руководствоваться следующими основными требованиями:
        соответствие функционального  назначения  памятника окружающей
    градостроительной или природной среде;
        сохранение планировочной,  объемно-пространственной структуры,
    инженерно-конструктивных особенностей,  декоративной   отделки   и
    убранства фасадов и интерьеров памятника;
        сохранение территории  памятника  с  расположенными   на   ней
    сооружениями, садами, парками и историко-культурного ландшафта;
        возможность соблюдения    необходимых     гидро-геологических,
    санитарно-гигиенических,  инженерно-технических  и иных требований
    эксплуатации памятника при условии обязательного  сохранения  всех
    его подлинных   исторических,   художественных   и  конструктивных
    элементов благоустройства;
        строгое соблюдение    технических   условий   эксплуатации   и
    содержания в соответствии с методическими указаниями, выпускаемыми
    Министерством культуры  СССР  и  республиканскими государственными
    органами охраны.

        71. Недвижимые  памятники  истории  и   культуры   (здания   и
    сооружения), которые находятся в собственности государства и могут
    быть использованы в хозяйственных и иных  практических  целях  (за
    исключением использования в качестве жилых помещений),  передаются
    в установленном порядке на баланс местных государственных  органов
    охраны памятников  для  предоставления в пользование предприятиям,
    учреждениям, организациям и гражданам.
        Памятники предоставляются    в   пользование   вместе   с   их
    территориями.

        72. Порядок  и  условия  использования  памятников  истории  и
    культуры устанавливаются    государственными    органами    охраны
    памятников и определяются для каждого  памятника,  находящегося  в
    пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций
    и граждан,  соответствующим охранным документом:  охранно-арендным
    договором (приложение  N  8),  охранным договором (приложение N 9)
    или охранным обязательством (приложения N 10 и N 11).
        В охранных  документах предусматриваются также порядок и сроки
    реставрации,  консервации,  ремонта памятников и связанных с  ними
    строений,   сооружений   и  предметов,  представляющих  культурную
    ценность,  благоустройство территорий,  садов,  парков,  природных
    ландшафтов,  организация  надлежащей  охраны  памятников  и другие
    условия.

        73. Порядок  и  условия  использования  недвижимых  памятников
    истории и   культуры   общесоюзного  и  республиканского  значения
    подлежат согласованию соответственно с Министерством культуры СССР
    или государственными органами охраны памятников союзных республик.

        74. Охранно-арендные договоры заключаются между предприятиями,
    учреждениями, организациями,  гражданами,  которым предоставляются
    недвижимые памятники   истории  и  культуры  для  использования  в
    хозяйственных целях,  и местными государственными органами  охраны
    памятников, на балансе которых состоят эти памятники.
        За использование недвижимых памятников истории и  культуры  на
    основании охранно-арендных договоров взимается арендная палата.
        Ставки арендной платы за пользование  недвижимыми  памятниками
    устанавливаются Советами Министров союзных республик.

        74. Охранно-арендные  договоры  заключаются между религиозными
    общинами,  в  пользование   которых   предоставляются   недвижимые
    памятники  истории  и  культуры  для  совершения в них религиозных
    обрядов,  и местными государственными органами охраны  памятников,
    на балансе которых состоят эти памятники.
        За пользование   памятниками   культового    назначения    для
    совершения в  них  культовых обрядов арендная палата не взимается.
    При использовании религиозными общинами недвижимых памятников,  их
    отдельных помещений,   а  также  связанных  с  ними  территорий  и
    сооружений в   хозяйственных   или    иных    целях    заключаются
    охранно-арендные договоры на общих основаниях.

        76. Охранные  обязательства  выдаются  местным государственным
    органам охраны памятников:
        государственными, кооперативными    и    иными   общественными
    предприятиями, учреждениями,  организациями,   а   также   другими
    организациями и лицами, использующими памятники истории и культуры
    для научных, культурно-просветительных и иных целей;
        жилищными управлениями   (отделами)  исполнительных  комитетов
    местных Советов  народных  депутатов,   использующими   недвижимые
    памятники (в соответствии с их характером и назначением) как жилые
    помещения;
        общественными организациями   и  гражданами,  в  собственности
    которых находятся недвижимые памятники;
        предприятиями, учреждениями,  организациями  и  гражданами,  в
    пользование которым предоставлены земли с  расположенными  на  них
    недвижимыми памятниками,  за исключением памятников,  используемых
    на основе охранно-арендных и охранных договоров.

        77. К охранно-арендному договору (приложение N  8),  охранному
    договору  (приложение N 9),  охранному обязательству (приложение N
    10) прилагаются следующие документы:
        а) двусторонний   акт   технического   осмотра   памятника   и
    определения плана  работ,  фиксирующий  его  состояние  в   момент
    оформления договора  или  обязательства  (приложение  N  12).  Для
    памятников, представляющих   ансамбль   или    комплекс    зданий,
    сооружений, в   том   числе   садово-парковых,   имеющих   сложное
    архитектурно-художественное оформление,  должны  быть   составлены
    отдельные акты, фиксирующие состояние каждого объекта.
        Акт технического осмотра подлежит возобновлению  не  реже  чем
    раз в   пять  лет,  а  в  случаях,  когда  значительно  изменилось
    состояние памятника в результате его реставрации или других причин
    - незамедлительно.
        б) план-перечень     ежегодных     работ     по     разработке
    проектно-сметной документации,  работ по реставрации, консервации,
    ремонту и другим работам с указанием конкретных сроков исполнения.
        в) опись   находящихся   в  памятнике,  на  его  территории  и
    связанных с  ним  объектах  движимых   памятников   и   предметов,
    представляющих историческую,   научную,  художественную  или  иную
    культурную ценность с указанием  места  и  условий  их  сохранного
    содержания и использования (приложение N 13).
        г) поэтажные планы зданий и сооружений в масштабе 1:100.
        д) планы инженерных коммуникаций и внешних сетей.
        е) генеральный   план   земельного    участка,    определяющий
    территорию памятника (в масштабе 1:500 или 1:2000).

        78. Пользователь     (собственник)     обязан    оформить    в
    государственном органе охраны памятников соответствующий  охранный
    документ в   месячный   срок   после   получения   в   пользование
    (собственность) памятника.

        79. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников  истории
    и культуры,    предусмотренные    охранно-арендными    договорами,
    охранными договорами и охранными  обязательствами,  осуществляются
    за счет средств пользователей или собственников памятников.

        80. Пользователи    памятников    используют   их   только   в
    соответствии с  условиями  охранно-арендных  договоров,   охранных
    договоров и охранных обязательств.
        Ответственность за    соблюдение    установленных    охранными
    документами порядка и условий использования памятников возлагается
    на руководителей  предприятий,  учреждений,   организаций   и   на
    граждан, в   собственности  или  использовании  которых  находятся
    памятники.

        81. В исключительных случаях,  когда  пользователи  памятников
    считают необходимым провести какие-либо работы, не предусмотренные
    условиями охранных   документов,   они   обязаны   представить   в
    государственный орган     охраны     памятников    соответствующие
    документальные обоснования.  Работы могут проводиться только после
    получения письменного  разрешения  государственного  органа охраны
    памятников.

        82. Предприятия,  учреждения  и  организации  -   пользователи
    памятников обязаны    обеспечить   пожарно-сторожевую   охрану   и
    соблюдение установленного  договорами  и  обязательствами   режима
    содержания и    использования   памятников,   связанных   с   ними
    территорий, садов,  парков,  сооружений,  произведения  искусства,
    предметов, имеющих историко-художественное значение.

        83. Пользователи,  не  имеющие  возможности  обеспечить  режим
    сохранного содержания   находящихся   в   памятнике   произведений
    искусства и     предметов,    имеющих    научное,    историческое,
    художественное или иное культурное значение,  могут передать их по
    согласованию с  местным  государственным органом охраны памятников
    на хранение  в  музей   или   иное   специальное   государственное
    хранилище.

        84. Предприятия,   учреждения  и  организации,  в  пользование
    которых предоставлены   памятники   истории   и   культуры,    при
    невыполнении условий    охранно-арендных    договоров,    охранных
    договоров, охранных обязательств выплачивают неустойку в  порядке,
    установленном действующим законодательством.

        85. Недвижимые памятники истории и культуры, используемые не в
    соответствии с их характером и назначением,  подвергающиеся угрозе
    уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предприятий, учреждений
    и организаций  по  решению  Совета  Министров  союзно  республики,
    согласованному с   Министерством  культуры  СССР,  -  в  отношении
    памятников общесоюзного  значения  и   в   порядке,   определяемом
    законодательством союзных  республик,  -  в  отношении  памятников
    республиканского и местного значения.

        86. В случае нарушения пользователем или собственником условий
    охранно-арендного договора,   охранного   договора  или  охранного
    обязательства государственный орган охраны  памятников  направляет
    пользователю или   собственнику  предписание  с  указанием  сроков
    устранения нарушений.

        87. Если граждане не обеспечивают сохранность принадлежащих им
    памятников истории  и культуры,  то эти памятники в соответствии с
    законодательством союзной республики могут быть изъяты в  судебном
    порядке с соответствующим возмещением.
        Если находящиеся в собственности граждан памятники  истории  и
    культуры систематически используются собственниками для извлечения
    нетрудовых  доходов,  то   эти   памятники   могут   быть   изъяты
    безвозмездно  в  судебном  порядке  в  соответствии  с действующим
    законодательством.

        88. Изъятие памятников  истории  и  культуры  производится  по
    представлению государственных  органов  охраны памятников и влечет
    аннулирование охранно-арендных договоров,  охранных договоров  или
    охранных обязательств,  а  также взыскание причиненного памятникам
    ущерба за  исключением  случаев,  когда  памятники  находились   в
    собственности общественных  организаций  и  граждан.  При  изъятии
    памятников связанные  с  обеспечением  их   сохранности   затраты,
    произведенные ранее собственниками и пользователями памятников, не
    возвращаются.

               V. Правила ведения реставрационных работ на
                 недвижимых памятниках истории и культуры

        89. Реставрация,  консервация  и  ремонт  памятников истории и
    культуры  осуществляется  в  целях  и  с  учетом  обеспечения   их
    сохранности  только  с  разрешения  государственных органов охраны
    памятников и под их контролем.

        90. Разрешения на проведение работ по реставрации, консервации
    и ремонту  недвижимых  памятников  истории и культуры общесоюзного
    значения выдаются  Министерством  культуры  СССР,   а   памятников
    республиканского и  местного  значения - государственными органами
    охраны памятников союзных республик.
        Разрешения выдаются    после    рассмотрения   и   утверждения
    указанными    государственными    органами    охраны    памятников
    проектно-сметной документации на эти работы (приложение N 16).
        В таком же порядке выдаются разрешения на проведение работ  по
    реконструкции исторически  сложившихся территорий городов и других
    населенных пунктов, по благоустройству и восстановлению территорий
    памятников, зон   охраны   их,   связанных   с   ними  территорий,
    сооружений, садов,  парков,  природных ландшафтов и на другие виды
    работ по сохранению и приспособлению их к использованию.

        91. Реставрация,  консервация  и  ремонт  памятников истории и
    культуры   производится    специальными    научно-реставрационными
    организациями,     а    также    строительными,    ремонтными    и
    ремонтно-строительными     организациями      под      наблюдением
    специалистов-реставраторов.

        92. На   недвижимых   памятниках  выполняются  следующие  виды
    производственно-реставрационных работ:
        а) консервация;
        б) реставрация;
        в) воссоздание;
        г) ремонт;
        д) приспособление.

        а) Консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник
    от дальнейшего  разрушения  и  обеспечивающих  укрепление и защиту
    конструктивных частей  и  декоративных  элементов  без   изменений
    исторически сложившегося облика памятника.
        Одним из видов консервации являются  противоаварийные  работы,
    состоящие из  мероприятий,  обеспечивающих  физическую сохранность
    памятника.
        б) Реставрация   (в   том   числе  фрагментарная)  -  комплекс
    мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие  исторического,
    архитектурно-художественного облика  памятника  путем освобождения
    его от  наслоений,  не  имеющих  ценности   и   искажающих   облик
    памятника, восполнение   утраченных  элементов  здания,  ансамбля,
    комплекса на основе научно обоснованных данных.
        в) Воссоздание   -   комплекс  мероприятий  по  восстановлению
    утраченного памятника при наличии достаточных научных данных и при
    особой исторической,  научной,  художественной или иной культурной
    значимости памятника.
        г) Ремонт  (в  том  числе  эксплуатационный)  - мероприятия по
    поддержанию технического  состояния  памятника  путем   проведения
    периодических работ без изменения его существенного облика.
        д) Приспособление - комплекс мероприятий,  проводимых с  целью
    создания условий  для  современного  использования  памятника  без
    нанесения ущерба   его    историко-художественной    ценности    и
    сохранности.

        93. Консервация,   реставрация,   ремонт   и    приспособление
    осуществляются на  памятнике  в  различных  сочетаниях и именуются
    ремонтно-реставрационными работами.
        Все виды   производственных,   исследовательских  и  проектных
    работ, проводящихся на памятниках,  независимо от их  характера  и
    объема, представляют единый процесс.
        Ремонтно-реставрационные работы  на  памятниках   осуществляют
    специализированные     научно-реставрационные     производственные
    организации,  которым государственными органами охраны  памятников
    предоставлено право выполнять работы данного профиля.

        94. Отдельные работы по консервации,  ремонту и приспособлению
    памятников могут   осуществляться  по  согласованию  номенклатуры,
    объемов и сроков исполнения работ соответственно  с  Министерством
    культуры СССР  или  государственными  органами  охраны  памятников
    союзных республик,    строительными,    ремонтными    и    другими
    неспециализированными организациями.

        95. Производство работ на памятниках должно осуществляться при
    обязательном     соблюдении     всех     положений    утвержденной
    научно-проектной  документации,  требуемой  технологии  проведения
    работ и их высокого качества.

        96. При   ведении   всех    видов    работ    на    памятниках
    специализированные проектные   организации   осуществляют  научное
    руководство и авторский надзор за этими работами.

        97. Все   виды   работ   на   памятниках  после  их  окончания
    принимаются комиссией    под    председательством     полномочного
    представителя заказчика,  с  обязательным  участием представителей
    государственного органа охраны памятников, выдавшего разрешение на
    их проведение,   и  организаций,  выполнявших  научно-проектные  и
    производственные работы,  а  также  специалистов,   осуществлявших
    научное руководство в процессе ведения работ.

        98. После завершения работ организация, осуществляющая научное
    руководство, представляет    в   государственные   органы   охраны
    памятников научный отчет по  проведенным  работам  в  трехмесячный
    срок со дня их приемки.
        Ежегодно в органы  охраны  памятников  представляется  краткий
    годовой отчет.

        99. Единый         комплекс          научно-исследовательской,
    проектно-сметной,   изыскательной   и  фиксационной  документации,
    разрабатываемой для проведения всех видов ремонтно-реставрационных
    работ   и   воссоздания   памятников,   в   дальнейшем   именуется
    научно-проектная документация, которая предусматривает:

        При разработке в одну стадию:
        исходно-разрешительную документацию;
        предварительные работы;
        комплексные научные изыскания;
        обоснование научно-проектных решений;
        основные положения по организации работ;
        сметно-финансовый расчет;
        рабочие чертежи;
        сметы по рабочим чертежам;
        научно-реставрационный отчет.

        При разработке в две стадии:
        исходно-разрешительную документацию;
        предварительные работы;
        комплексные научные изыскания;
        обоснование научно-проектных  решений  с  чертежами  эскизного
    проекта;
        основные положения по организации работ;
        сводный сметно-финансовый расчет.

        С разработкой после утверждения эскизного проекта:
        рабочих чертежей;
        смет по рабочим чертежам;
        научно-реставрационного отчета.

        100. Проектные  работы по реставрации,  консервации и ремонту,
    выполняемые по   недвижимым   памятникам   истории,    археологии,
    градостроительства и архитектуры, а также по памятникам искусства,
    непосредственно связанными  с  памятниками   архитектуры,   должны
    выполняться в  соответствии с РНИП-102-84 или другими действующими
    на момент проведения этих работ нормативными документами.

        101. Для   получения   разрешения  на  производство  работ  на
    памятнике пользователь обязан направить в  государственные  органы
    охраны памятников   по   месту   нахождения  объекта  заявление  о
    необходимости проведения  работ,  о  их  цели   и   предполагаемом
    характере.
        При получении   указанного  заявления  государственные  органы
    охраны памятников выдают  предварительное  задание  на  проведение
    работ    по   памятнику,   в   котором   указывается   наличие   в
    государственных     организациях      ранее      разрабатывавшейся
    исследовательской документации.

        102. Государственные    органы    охраны   памятников   выдают
    одновременно с предварительным заданием  "Разрешение  на  изучение
    памятника истории и культуры" (приложение N 15).
        на ведение различных исследований на памятнике для  разработки
    научно-проектной документации.

        103. Реставрационное    задание    на    научно-проектные    и
    ремонтно-реставрационные работы,    приспособление,    воссоздание
    памятника разрабатывается на основании материалов  предварительных
    работ и  содержит  данные  о  необходимости очередности выполнения
    научно-проектных работ, разработки нескольких вариантов проекта, а
    также предложения  по очередности проведения реставрационных работ
    по годам (приложение N 17).

        Реставрационное задание составляется государственными органами
    охраны памятников совместно с "Заказчиком" при  участии  проектной
    организации, которой  поручается  ведение научно-проектных работ и
    выдается проектной    и    реставрационной    организации    через
    "Заказчика".

        104. До    согласования   научно-проектной   документации   по
    разрешению государственных органов охраны памятников  в  отдельных
    случаях допускается   производство   неотложных   противоаварийных
    работ, не нарушающих сложившегося облика памятника.

        105. Вся  проектно-сметная  документация  на  стадии эскизного
    проекта подлежит согласованию с государственными  органами  охраны
    памятников до  передачи  ее  заказчику,  после  чего  утверждается
    организацией, финансирующей работы.

        106. Проектная документация до представления на рассмотрение и
    утверждение в государственные органы охраны памятников должна быть
    рассмотрена на   научно-реставрационном   совете   реставрационной
    организации.

        107. Все решения, принимаемые при ведении авторского надзора в
    процессе производства работ во изменение  согласованной  проектной
    документации, до  выдачи  в  производство  должны  быть  оформлены
    документально и согласованы  с  государственными  органами  охраны
    памятников.

        108. Финансирование   работ    по    воссозданию    памятников
    осуществляется за счет капитальных вложений.
        В стоимость  ремонтно-реставрационных  работ  или  воссоздания
    памятника входят затраты, связанные с разработкой научно-проектной
    документации, научным  руководством  и   авторским   надзором   за
    производством и организацией работ.
        Для проведения работ на памятниках архитектуры,  расположенных
    в местах,  удаленных  от  транспортных  магистралей и существующих
    реставрационных организаций,  в необходимых  случаях  определенных
    заданием, может предусматриваться создание производственной базы.
        Сметная стоимость  создания  этой  базы  включается  в  сводку
    затрат к общему проекту.

        109. Открытие финансирования любого вида работ  на  памятниках
    истории и  культуры  допускается только после представления в банк
    заказчиком соответствующего  разрешения  государственных   органов
    охраны памятников.

        110. Рассмотрение  спорных  в  научно-методическом   отношении
    вопросов местные  органы  охраны  памятников передают союзному или
    республиканскому научно-методическим советам по охране  памятников
    культуры.

        111. Работы по реставрации,  консервации и ремонту  памятников
    истории при нарушении установленного порядка их  проведения  могут
    быть приостановлены  государственными  органами  охраны памятников
    впредь до устранения выявленных нарушений.

        112. Реставрация,  консервация и ремонт памятников  истории  и
    культуры   осуществляются   за   счет  средств  пользователей  или
    собственников памятников,  а также за счет средств государственных
    органов охраны памятников.
        Реставрация, консервация  и  ремонт   памятников,   являющихся
    государственной собственностью   и  не  переданных  в  пользование
    предприятиям, учреждениям и организациям,  осуществляется за  счет
    специальных средств  государственных  органов  охраны  памятников,
    средств государственного  бюджета,  а  также  средств,  выделяемых
    обществами охраны  памятников  истории и культуры в соответствии с
    их уставами.

            VI. Ответственность за нарушения законодательства
         об охране и использовании памятников истории и культуры

        113. В  соответствии со статьей Закона СССР от 29 октября 1976
    "Об охране и использовании памятников истории  и  культуры"  лица,
    виновные в  невыполнении  правил  охраны,  использования,  учета и
    реставрации памятников истории и культуры, нарушении режима зон их
    охраны, а  также  в других нарушениях законодательства об охране и
    использовании памятников,  несут уголовную,  административную  или
    иную ответственность  в соответствии с законодательством Союза ССР
    и союзных республик.

        114. Согласно Указу Президиума Верховного Совета  СССР  от  17
    февраля 1977   года   "Об   административной   ответственности  за
    нарушение правил  охраны  и  использования  памятников  истории  и
    культуры к   лицам,   виновным   в   нарушении   правил  охраны  и
    использования памятников истории и культуры,  если эти действия по
    своему характеру  не  влекут уголовную ответственност,  могут быть
    применены в    качестве    меры    административного     взыскания
    предупреждение или штраф.  Должностные лица могут быть подвергнуты
    штрафу в размере до 100 рублей,  а граждане  -  в  размере  до  50
    рублей.
        Указанные меры административного взыскания за нарушение правил
    охраны и  использования  памятников  истории и культуры налагаются
    административными комиссиями    при    исполнительных    комитетах
    районных, городских  Советов народных депутатов на основании актов
    (протоколов), составленных  уполномоченными  на  то   должностными
    лицами.

        115. Предприятия,    учреждения,   организации   и   граждане,
    причинившие вред  памятнику  истории  и  культуры  или  его  зонам
    охраны,  обязаны  восстановить  в прежнем состоянии памятник и его
    зоны  охраны,  а  при  невозможности  этого  возместить  убытки  в
    соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
        Для определения  причиненного  памятнику  вреда  и  подготовки
    необходимых материалов   в   каждом   отдельном  случае  создается
    комиссия, образуемая   соответствующим   государственным   органом
    охраны памятников, в зависимости от категории памятника.
        В состав     комиссии     должны     входить     представители
    государственного органа    охраны    памятников    (председатель),
    научно-методических советов,  обществ охраны памятников  и  других
    организаций. При   необходимости   для  работы  в  комиссии  могут
    привлекаться представители    пользователя    или     собственника
    памятника.

                                  * * *

                                                      Приложение N 1

                                 Перечень
             обязательной документации подлежащих хранению в
                государственных органах охраны памятников
                            истории и культуры

----T---------------T-------------T-------------T-------------T--------------¬
¦   ¦               ¦ В научно-   ¦В специально ¦В специально ¦              ¦
¦   ¦               ¦ методичес-  ¦уполномочен- ¦уполномочен- ¦              ¦
¦NN ¦ Наименование  ¦ ком совете  ¦ном  органе  ¦ном органе   ¦  Примечание  ¦
¦п/п¦               ¦ по охране   ¦охраны памят-¦охраны памят-¦              ¦
¦   ¦               ¦ памятников  ¦ников союзной¦ников союзных¦              ¦
¦   ¦               ¦ культуры    ¦республики   ¦республик,   ¦              ¦
¦   ¦               ¦Министерства ¦             ¦неимеющих    ¦              ¦
¦   ¦               ¦культуры СССР¦             ¦областного   ¦              ¦
¦   ¦               ¦             ¦             ¦деления,АССР,¦              ¦
¦   ¦               ¦             ¦             ¦края,области,¦              ¦
¦   ¦               ¦             ¦             ¦Москвы и     ¦              ¦
¦   ¦               ¦             ¦             ¦Ленинграда   ¦              ¦
¦   ¦               ¦             ¦             ¦             ¦              ¦
+---+---------------+-------------+-------------+-------------+--------------+
¦ 1 ¦       2       ¦      3      ¦      4      ¦      5      ¦     6        ¦
+---+---------------+-------------+-------------+-------------+--------------+
¦1.  Государственный   Подлинник       Копия         Копия                   ¦
¦    список недвижи-                                                         ¦
¦    мых  памятников                                                         ¦
¦    истории и куль-                                                         ¦
¦    туры  общесоюз-                                                         ¦
¦    значения                                                                ¦
¦                                                                            ¦
¦2.  Государственные   Копия          Подлинник       -"-       В местных    ¦
¦    списки недвижи-                                            органах охра-¦
¦    мых  памятников                                            ны памятников¦
¦    истории и куль-                                            могут находи-¦
¦    туры  республи-                                            ться не полные
¦    канского значе-                                            полные списки¦
¦    ния                                                        по союзной   ¦
¦                                                               республике   ¦
¦                                                               а лишь выпис-¦
¦                                                               ки из них по ¦
¦                                                               региону      ¦
¦                                                                            ¦
¦3.  Государственные   Копия           Копия       Подлинник                 ¦
¦    списки недвижи-                                                         ¦
¦    мых  памятников                                                         ¦
¦    истории и куль-                                                         ¦
¦    туры   местного                                                         ¦
¦    значения                                                                ¦
¦                                                                            ¦
¦4.  Списки вновь         -             -"-           -"-                    ¦
¦    выявленных                                                              ¦
¦    объектов                                                                ¦
¦    (форма N  )                                                             ¦
¦                                                                            ¦
¦5.  Учетные           Первый          Второй      Третий       Четвертый эк-¦
¦    карточки          экземпляр       экземпляр   экземпляр    земпляр пере-¦
¦    памятников                                                 дается в нау-¦
¦                                                               чные учрежде-¦
¦                                                               ния осущест- ¦
¦                                                               вляющие под- ¦
¦                                                               готовку Свода¦
¦                                                               памятников   ¦
¦                                                               истории и    ¦
¦                                                               культуры на- ¦
¦                                                               родов СССР   ¦
¦                                                                            ¦
¦6.  Паспорта          Первый          Второй      Третий       Четвертый эк-¦
¦    памятников        экземпляр       экземпляр   экземпляр    земпляр пере-¦
¦    (форма N 3)                                                дается в нау-¦
¦                                                               чные учрежде-¦
¦                                                               ния осущест- ¦
¦                                                               вляющие под- ¦
¦                                                               готовку Свода¦
¦                                                               памятников   ¦
¦                                                               истории и    ¦
¦                                                               культуры     ¦
¦                                                               народов СССР ¦
¦                                                               Негативы и   ¦
¦                                                               оригиналы    ¦
¦                                                               графических  ¦
¦                                                               приложений   ¦
¦                                                               к паспорту   ¦
¦                                                               хранятся у   ¦
¦                                                               заказчика    ¦
¦                                                                            ¦
¦7.  Карточки              -              -        Подлинник                 ¦
¦    негативных                                                              ¦
¦    фондов                                                                  ¦
¦                                                                            ¦
¦8.  Карточки              -              -          -"-                     ¦
¦    обмерных                                                                ¦
¦    фондов                                                                  ¦
¦                                                                            ¦
¦9.  Библиография          -              -          -"-                     ¦
¦                                                                            ¦
¦10. Охранно-арендные      -              -        Первый                    ¦
¦    договоры, охран-                              экземпляр                 ¦
¦    ные договоры и                                                          ¦
¦    охранные обяза-                                                         ¦
¦    тельства                                                                ¦
¦    (форма N      )                                                         ¦
¦                                                                            ¦
¦11. Акт технического      -              -        Первый                    ¦
¦    состояния                                     экземпляр                 ¦
¦    памятника                                                               ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное