Стр. 1
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2003 г. N 4/61
ОБ ОТЧЕТЕ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997-2005 ГОДЫ В 2002 ГОДУ
Московская областная Дума решила:
Принять к сведению отчет о реализации Концепции
социально-экономического развития Московской области на 1997-2005
годы в 2002 году (приложение).
Председатель
Московской областной Думы
В.Е. Аксаков
Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 18 июня 2003 г. N 4/61
ОТЧЕТ
О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ В 2002 ГОДУ
В 2002 году реализация Концепции социально-экономического
развития Московской области на 1997-2005 годы осуществлялась
исполнительными органами государственной власти Московской области
и органами местного самоуправления муниципальных образований
Московской области.
Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития
Московской области на 1997-2005 годы (далее - Концепция) в 2002
году подготовлен в соответствии с Законом Московской области N
11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах
социально-экономического развития Московской области" (в редакции
Закона Московской области N 47/99-ОЗ с изменениями и
дополнениями, внесенными Законами Московской области N 81/2001-ОЗ
и N 4/2002-ОЗ) на основе отчетов о реализации Концепции за 2002
год, представленных Министерством финансов Московской области,
Министерством промышленности и науки Московской области,
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской
области, Министерством имущественных отношений Московской области,
Министерством строительного комплекса Московской области,
Министерством жилищно-коммунального хозяйства, топлива и
энергетики Московской области, Министерством внешнеэкономических
связей Московской области, Министерством экологии и
природопользования Московской области, Министерством транспорта
Московской области, Министерством здравоохранения Московской
области, Министерством образования Московской области,
Министерством культуры Московской области, Министерством по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Московской
области, Комитетом по поддержке и развитию малого
предпринимательства Московской области, Комитетом социальной
защиты населения Московской области, Комитетом по делам молодежи
Московской области, Комитетом по физической культуре и спорту
Московской области, Комитетом по туризму Московской области,
Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской
области, Главным управлением региональной безопасности Московской
области, Главным управлением архитектуры и градостроительства
Московской области, Главным управлением внутренних дел Московской
области, Государственным учреждением Московской области
"Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор",
информации Управления Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам по Московской области и Департамента Федеральной
государственной службы занятости населения по Московской области.
В соответствии с основными положениями Концепции ее реализация,
выбор приоритетных направлений совместных действий производится
исходя из системы прогнозирования, определяющей основные тенденции
развития социально-экономической сферы Московской области.
В 2002 году прогнозирование в Московской области осуществлялось
в соответствии с требованиями Закона Московской области "О
Концепции, прогнозах и государственных программах
социально-экономического развития Московской области".
Разработанный в соответствии с указанным Законом прогноз
социально-экономического развития Московской области на 2003 год
рассмотрен Правительством Московской области (постановление
Правительства Московской области "О прогнозе
социально-экономического развития Московской области на 2003 год"
от 06.08.2002 N 335/26) и принят к сведению Московской областной
Думой (решение Московской областной Думы от 23.10.2002 N 6/34).
Разработаны параметры прогноза социально-экономического
развития Московской области на период до 2005 года.
На основе прогноза социально-экономического развития Московской
области на 2003 год разработан и принят Закон Московской области N
149/2002-ОЗ "О Комплексной программе социально-экономического
развития Московской области на 2003 год".
В 2002 году осуществлялась реализация Комплексной программы
социально-экономического развития Московской области на 2002 год.
Практически все областные целевые программы, включенные в
Комплексную программу социально-экономического развития Московской
области на 2002 год, носили социально ориентированный характер. На
реализацию программных мероприятий в 2002 году из областного
бюджета были выделены ассигнования в размере 13,17 млрд. рублей,
что составило 99,5 процента к предусмотренному указанной
Комплексной программой объему. Выполнены работы на 13,2 млрд.
рублей, или 100,2 процента к фактическому объему финансирования
мероприятий, предусмотренных Комплексной программой
социально-экономического развития Московской области на 2002 год.
В 2002 году Правительством Московской области, Министерством
экономики Московской области, Главным контрольно-ревизионным
управлением Московской области и другими уполномоченными
центральными исполнительными органами государственной власти
Московской области осуществлялся ежемесячный контроль за
реализацией мероприятий областных целевых программ.
В 2002 году получила свое дальнейшее развитие и
совершенствование система государственного заказа Московской
области.
Уточненный объем государственного заказа Московской области
(далее - государственный заказ) на 2002 год составил 1,83 млрд.
рублей для 13 государственных заказчиков Московской области.
Продукция поставлялась государственным заказчикам по 442
государственным контрактам.
Поставщиками Московской области поставлено 74,7 процента всей
продукции, закупленной по государственному заказу, у поставщиков
из Москвы закуплено 25 процентов продукции, у иных - менее 1
процента.
На основе проведения открытых конкурсов закуплено 42 процента
продукции, у единственного поставщика - 6,1 процента, методом
запроса ценовых котировок - 0,56 процента.
Получила свое дальнейшее развитие система закупок продукции
посредством проведения объединенных конкурсов на закупку и
поставку однотипной продукции для нескольких государственных
заказчиков.
В 2002 году проведение таких конкурсов позволило сэкономить
10,5 млн. рублей (или 17,4 процента от предусмотренных затрат) при
общей сумме заключенных по итогам проведения конкурсов
государственных контрактов на сумму 49,7 млн. рублей. Объединенные
конкурсы были проведены по 35 позициям. Это уголь, дизельное и
печное топливо, продукты питания длительного срока хранения,
моющие средства и другие потребительские товары.
Государственный заказ Московской области на 2002 год выполнен в
объеме 1,82 млрд. рублей, или 99,5 процента. По сравнению с 2001
годом объем госзаказа Московской области возрос на 15,1 процента.
Совместно с государственными заказчиками сформирован
государственный заказ Московской области на 2003 год, который в
составе областного бюджета утвержден Законом Московской области
"Об областном бюджете на 2003 год" и составляет 2,88 млрд. рублей
для нужд 13 государственных заказчиков.
Наиболее значимым звеном в механизме аккумуляции ресурсов для
реализации Концепции являлся Закон Московской области "Об
областном бюджете на 2002 год" и его безусловное исполнение.
Концепцией определены: стратегическая цель - формирование
бездефицитного областного бюджета и тактическая - установить
фиксированный дефицит областного бюджета (в минимальных размерах
3-5 процентов).
Областной бюджет на 2002 год принят с размером дефицита, не
превышающим установленный действующим законодательством размер.
Итоги исполнения областного бюджета за 2002 год показывают, что
поставленные задачи налоговой и бюджетной политики и политики в
сфере заимствований и сокращения бюджетного дефицита выполнены в
полном объеме.
Доходы областного бюджета за 2002 год исполнены в объеме 31,8
млрд. рублей, или 103,7 процента к утвержденной сумме доходов.
Обеспечено сверхплановое поступление собственных доходов
областного бюджета в сумме 1,3 млрд. рублей.
Доходы консолидированного бюджета Московской области за 2002
год составили 71,3 млрд. рублей, что выше предусмотренных на 3,3
млрд. рублей (прирост 4,9 процента) и больше уровня 2001 года на
12,7 млрд. рублей.
Расходы областного бюджета исполнены в объеме 34,2 млрд.
рублей, или на 102,2 процента к утвержденным плановым
показателям; а без учета целевых бюджетных фондов указанные
расходы исполнены на 27,3 млрд. рублей, или на 102,3 процента
(против 98,9 процента за 2001 год). Абсолютный объем расходов
областного бюджета за 2002 год возрос по сравнению с 2001 годом
на 26,3 процента.
Дефицит областного бюджета составил 2,3 млрд. рублей.
Фактический уровень дефицита снижен с 10,2 процента до 8,3
процента.
В 2002 году расчеты с организациями бюджетной сферы за
поставленную продукцию и услуги осуществлялись исключительно в
денежной форме в пределах средств, предусмотренных Законом
Московской области "Об областном бюджете на 2002 год", при этом
кредиторская задолженность организаций бюджетной сферы на 1 января
2003 года по сравнению с данными на 1 января 2002 года значительно
снизилась. Так, по бюджетным учреждениям, финансируемым из
областного бюджета, задолженность снизилась в 4 раза, по бюджетным
учреждениям, финансируемым из бюджетов муниципальных образований
Московской области, - почти в 2 раза.
В целях усиления контроля за целевым использованием бюджетных
средств заключено соглашение с Контрольно-ревизионным управлением
Министерства финансов Российской Федерации в Московской области от
23.02.99 N 01-01-06/28-80, в соответствии с которым ежегодно
согласовывается план контрольно-ревизионной работы по проведению
проверок получателей средств областного бюджета.
Проводимая в Московской области контрольно-ревизионная работа
позволяет качественно повысить эффективность использования
финансовых средств областного бюджета.
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области
от 01.03.2000 N 77-ПГ "О мерах по переходу на казначейское
исполнение областного бюджета и бюджетов муниципальных образований
Московской области" в 2000-2002 годах осуществлялся поэтапный
переход на казначейское исполнение расходов областного бюджета
всех отраслей и организаций, а также бюджетов муниципальных
образований, финансируемых из областного бюджета.
Казначейское исполнение областного бюджета, полностью введенное
на территории Московской области в 2002 году, позволило установить
контроль за прохождением финансовых потоков в любой период
времени, контролировать очередность платежей в соответствии с их
социальной значимостью, контролировать целевое использование
денежных средств, а также финансовую дисциплину главных
распорядителей и получателей бюджетных средств уже на этапе
составления смет доходов и расходов.
В муниципальных образованиях Московской области функционирует
47 территориальных подразделений Министерства финансов Московской
области, осуществляющих функции казначейского исполнения
областного бюджета. Это позволило в 2002 году осуществить
казначейское исполнение областного бюджета по расходам 13 главных
распорядителей и более 600 получателей средств областного бюджета.
В 2002 году продолжена работа по казначейскому исполнению
областного бюджета по поставке продукции, товаров и услуг по
государственным контрактам Московской области, по финансированию
областных целевых программ и по денежным средствам,
предоставленным из резервных фондов Губернатора Московской
области.
В 2002 году переведены на казначейское исполнение бюджеты
высокодотационных районов - Егорьевского, Зарайского, Озерского и
города Протвино.
При формировании бюджета на 2002 год были утверждены базовые
долгосрочные ставки и нормативы на 2002-2004 годы и индивидуальные
ставки и нормативы отчислений от федеральных налогов на 2002 год.
За период с 1997 по 2002 год в значительной степени укрепилась
налогооблагаемая база местных бюджетов. Налогооблагаемая прибыль
муниципальных образований за указанные годы увеличилась в 2,7
раза, поступления подоходного налога с физических лиц - в 4 раза.
Произошли существенные изменения в структуре доходов местных
бюджетов: отменен ряд областных и местных налогов (налог на
содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы,
сбор на нужды образовательных учреждений); отменены зачисления
налога на добавленную стоимость в местные бюджеты, увеличены
платежи за пользование природными ресурсами, доходы от продажи
земли.
С 1 января 2001 года на территории Московской области введен
налог с продаж; с 1 июля 2001 года - единый налог на вмененный
доход для определенных видов деятельности.
В результате значительно возросла доля закрепленных доходов
местных бюджетов - с 37 процентов в 2001 году до 52 процентов в
2002 году, а их абсолютный объем вырос в 1,7 раза. Рост доли
закрепленных доходов в доходной базе местных бюджетов повышает
самостоятельность муниципальных образований Московской области и
стимулирует их деятельность по увеличению налогооблагаемой базы.
Одним из факторов, повлиявших на увеличение налогооблагаемой
базы местных бюджетов в 2002 году, была положительная динамика
изменения основных показателей развития реального сектора
экономики Московской области. Продолжался рост валового
регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного
производства, объема инвестиций в основной капитал, оборота
розничной торговли, объема платных услуг населению.
Успешно развивался промышленный комплекс Московской области.
Индекс физического объема промышленного производства по итогам
2002 года составил 108,7 процента (в целом по России - 103,7
процента).
Выросло производство молока в сельскохозяйственных предприятиях
на 0,5 процента к уровню 2001 года, мяса скота и птицы (в живой
массе) на 14,8 процента, увеличилась продуктивность дойного стада
на 5,9 процента.
В 2002 году получила дальнейшее развитие сложившаяся в 2001
году тенденция к активизации инвестиционной деятельности, что в
значительной степени связано с улучшением макроэкономической
ситуации. Объем инвестиций в основной капитал в 2002 году составил
60 млрд. рублей, что на 5,6 процента превысило уровень 2001 года.
Оборот розничной торговли за 2002 год вырос на 12,2 процента и
составил 153,8 млрд. рублей (в России - прирост на 9,1 процента, в
г. Москве - 3 процента). По обороту розничной торговли Московская
область занимает второе место в рейтинге субъектов Российской
Федерации. В структуре оборота розничной торговли в 2002 году
только на четыре субъекта Российской Федерации - г. Москву,
Санкт-Петербург, Московскую и Самарскую области - приходилось
около 39 процентов всего товарооборота России.
Оборот розничной торговли на душу населения в Московской
области в декабре 2002 года равнялся 2257 рублям против 1819
рублей в декабре 2001 года (рост составил 124,1 процента).
На 01.01.2003 от организаций торговли и общественного питания в
бюджетную систему Российской Федерации поступило налогов на 10,9
млрд. рублей, в т.ч. в консолидированный бюджет Московской области
- 2,94 млрд. рублей, что составляет соответственно 13,8 процента и
22,5 процента в общих налоговых поступлениях. Налоговые платежи от
отрасли "Торговля и общественное питание" занимают второе место
среди всех отраслей экономики Московской области.
Объем платных услуг населению Московской области в 2002 году
составил 50,98 млрд. рублей с темпом роста физических объемов к
2001 году на 105,5 процента. В сфере услуг в 2002 году открыто 487
организаций, из них 302 - с образованием юридического лица.
Годовой прирост сети платных услуг составил 7,6 процента,
организовано более 3000 новых рабочих мест.
На увеличение налога с физических лиц оказал влияние рост
заработной платы.
Средняя начисленная заработная плата в Московской области по
полному кругу организаций в декабре 2002 года составила 5955,9
рубля, увеличившись по сравнению с январем 2002 года на 56,6
процента.
Наряду с ростом средней заработной платы по отраслям экономики
Московской области в целом, в 2002 году увеличилась и оплата труда
в организациях бюджетной сферы.
В рамках Московского областного трехстороннего (регионального)
соглашения между Правительством Московской области, Московским
областным объединением организаций профсоюзов и объединениями
работодателей в 2002 году был повышен размер минимальной
заработной платы до 1500 рублей в месяц. В 2002 году
соответствующие территориальные соглашения были заключены более
чем в 50 муниципальных образованиях Московской области, в
некоторых городах и районах этот минимум превышен.
Увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы,
повышение денежного довольствия военнослужащих и регулирование
оплаты труда во внебюджетной сфере обеспечили рост средней
заработной платы в Московской области и позволили увеличить
поступления налога на доходы физических лиц в 2002 году в 1,5
раза.
Правительством Московской области принимались меры по
сокращению задолженности по выплате заработной платы. К декабрю
2002 года по сравнению с началом года просроченная задолженность
по заработной плате сократилась на 27,2 млн. рублей (5,8
процента).
Определенное влияние на увеличение налогооблагаемой базы
местных бюджетов оказал инфляционный фактор. Индекс
потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги в декабре
2002 года по сравнению с декабрем 2001 года составил 117,78
процента.
В 2002 году разработан и принят базовый Закон Московской
области N 87/2002-ОЗ "О нормативах бюджетной обеспеченности,
применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета
Московской области на 2003 год". При составлении
консолидированного бюджета Московской области на 2003 год были
применены нормативы бюджетной обеспеченности в 7 отраслях:
здравоохранении, образовании, социальной защите населения,
культуре, физической культуре и спорте, жилищно-коммунальном
хозяйстве и на содержание органов местного самоуправления
Московской области. По данным отраслям разработаны и утверждены
постановлениями Правительства Московской области методики расчета
нормативов бюджетной обеспеченности. Причем, начиная с бюджета
2003 года, методики стали носить долгосрочный характер и будут
применяться при составлении прогнозов консолидированного бюджета
Московской области на соответствующий финансовый год.
Применение нормативов бюджетной обеспеченности позволило более
объективно и обоснованно формировать местные бюджеты, обеспечить
социальные гарантии жителям Московской области.
Применение указанного Закона устраняет существующие расхождения
в финансовой обеспеченности муниципальных образований,
обеспечивает единую методологию в бюджетном процессе.
Эффективная налоговая политика является основным инструментом
пополнения доходной части бюджета.
В 2002 году продолжалось совершенствование и оптимизация
налоговой политики Московской области как основного инструмента
пополнения доходной базы бюджета.
Продолжено реформирование налоговой системы, направленное на
увеличение поступления налогов через упрощение методов
налогообложения и гибкую систему увеличения налогооблагаемой базы.
Изменение порядка формирования налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль, снижение ставки налога с 35 до 24 процентов позволило
продолжить курс налоговой реформы на снижение налоговой нагрузки
на товаропроизводителей, стимулирование развития
предпринимательской деятельности и инвестиционной активности.
В целях совершенствования налогообложения в 2002 году были
переведены на уплату единого налога на вмененный доход организации
потребительской кооперации.
Основной задачей налоговых органов в 2002 году являлось
обеспечение максимальной мобилизации налогов и сборов во все
уровни бюджетов.
По итогам 2002 года в бюджеты всех уровней поступило налоговых
платежей на сумму 78,9 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет
поступило 30,1 млрд. рублей (38,2 процента от общего объема
поступлений), в областной - 24,1 млрд. рублей (30,5 процента), в
бюджеты муниципальных образований Московской области - 24,7 млрд.
рублей (31,3 процента).
По сравнению с 2001 годом темпы роста поступлений составили: по
федеральному бюджету - 76,8 процента, по областному - 140,1
процента, по бюджетам муниципальных образований - 103,8 процента.
Снижение объема налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2002
году по сравнению с 2001 годом вызвано снятием с налогового учета
в I квартале 2002 года крупнейших налогоплательщиков Московской
области: ООО "Межрегионгаз", ООО "Мострансгаз", ОАО "Сиданко", ООО
"Топаз", ООО "ЧЗАП". При этом в сопоставимых условиях без учета
указанных плательщиков динамика к 2001 году составила 125
процентов.
В отраслевой структуре налоговых платежей 2002 года на долю
базовых отраслей экономики приходилось 63 млрд. рублей, или 80
процентов.
Удельный вес поступлений от организаций промышленности в
налоговых доходах в 2002 году составил 34 процента (27 млрд.
рублей). При этом темпы роста поступлений по указанной отрасли к
2001 году составили 107 процентов. В пищевой промышленности
собрано 7 млрд. рублей (8 процентов налоговых поступлений). Темпы
роста составили 110 процентов.
По торговле и общественному питанию поступления составили 11
млрд. рублей, или 14 процентов общего объема налоговых
поступлений. При этом по сравнению с 2001 годом произошло
снижение поступлений по этой отрасли на 44 процента.
В строительстве поступления налогов и сборов увеличились на 10
процентов и составили 5 млрд. рублей (6 процентов налоговых
поступлений).
Предприятия транспорта обеспечили налоговые поступления в
размере 4 млрд. рублей (5 процентов налоговых поступлений). При
этом произошло снижение поступлений по этой отрасли на 42
процента.
В сельском хозяйстве поступления налогов и сборов увеличились
на 55 процентов и составили 1 млрд. рублей (1 процент налоговых
поступлений).
Фактическая структура налоговых доходов в 2002 году сложилась
следующая:
- налог на добавленную стоимость - 28 процентов;
- налог на доходы физических лиц - 21 процент;
- налог на прибыль - 18 процентов;
- налог с продаж - 7 процентов;
- акцизы на алкогольную продукцию - 4 процента;
- земельный налог - 3 процента;
- акцизы на газ - 2 процента;
- прочие налоги и сборы - 17 процентов.
Фактические поступления в бюджет Московской области по основным
видам налогов следующие:
Налог на доходы физических лиц составил в 2002 году в
суммарном выражении 16,7 млрд. рублей и возрос по сравнению с 2001
годом в 1,5 раза.
Поступления налога на прибыль составили 10,3 млрд. рублей,
при этом отмечалось снижение уровня поступлений по сравнению с
2001 годом на 21 процент.
На величину поступлений налога на прибыль в 2002 году оказали
влияние следующие факторы:
- вступление в силу с 1 января 2002 года главы 25 Налогового
кодекса Российской Федерации, положениями которой, в частности,
предусмотрено:
расширение перечня статей расходов, уменьшающих
налогооблагаемую прибыль (кроме того, налогоплательщики получили
возможность относить к расходам затраты независимо от факта
получения выручки, что привело к увеличению количества убыточных
предприятий);
использование принципа несоответствия доходов и расходов.
Действующий порядок группировки расходов, связанных с
производством и реализацией товаров, позволяет уменьшать
налогооблагаемые доходы на большую часть этих расходов в момент их
возникновения без привязки к доходам, которые получены при
осуществлении этих расходов. Порядок распределения остальных
расходов при оценке незавершенного производства также предполагает
возможность более раннего их учета при определении налоговой базы.
В этих условиях при реально полученной прибыли для целей
налогообложения организацией может быть исчислен убыток;
- установление открытого перечня расходов, принимаемых в
уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль;
- новый порядок расчета амортизации по основным
производственным фондам, предусматривающий увеличение доли
амортизационных отчислений в структуре расходов организаций;
- создание резервов под отдельные виды расходов, особенно в
части списания безнадежной дебиторской задолженности;
- изменение порядка определения и списания прямых и косвенных
расходов.
Налог с продаж, введенный на территории Московской области с 1
января 2001 года, занял в структуре поступлений региональных и
местных налогов и сборов лидирующее 3-е место. Объемы его
поступлений в 2002 году составили 5,2 млрд. рублей и возросли по
сравнению с 2001 годом в 1,4 раза.
Значительное увеличение объема поступлений налога с продаж
происходило на фоне заметного снижения налоговой базы по
исчислению данного вида налога. Полностью были исключены из
объекта налогообложения реализация товаров (работ, услуг)
юридическим лицам за наличный расчет, взыскание налога в местах
массовой торговли с иногородних продавцов, изменения налоговых
льгот. Кроме того, ряд юридических лиц, переведенный на уплату
единого налога на вмененный доход, был освобожден от уплаты налога
с продаж.
Налога на имущество организаций поступило в бюджет Московской
области за 2002 год на сумму 4,7 млрд. рублей, что на 19 процентов
превысило поступления 2001 года.
Объем поступлений по акцизам на алкогольную продукцию за 2002
год составил 2,4 млрд. рублей и возрос по сравнению с 2001 годом
на 8 процентов.
Исходя из изменений нормативов отчислений акцизов по уровням
бюджетов в соответствии с Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 2003 год" в 2003 году ожидается увеличение поступлений
акцизов в бюджет Московской области за счет притока алкогольной
продукции на акцизные склады организаций оптовой торговли
алкогольной продукции из других регионов.
Развитие сети игорных заведений на территории Московской
области позволило дополнительно привлечь в 2002 году в областной
бюджет 1,8 млн. рублей налога на игорный бизнес.
Принятие в 2002 году представительными органами местного
самоуправления решений о введении налога на рекламу позволило
увеличить доходы местных бюджетов муниципальных образований более
чем на 33,1 млн. рублей.
Установленные Законом Московской области "Об областном бюджете
на 2002 год" объемы поступлений налоговых доходов в областной
бюджет за 2002 год обеспечены на 140,1 процента, в бюджеты
муниципальных образований на - 126,2 процента, сверх установленных
объемов поступило соответственно 7 млрд. рублей и 5 млрд. рублей.
В 2002 году в ходе проведенных налоговыми органами Московской
области мероприятий недоимка по всем видам бюджетов снизилась на
15 процентов и по состоянию на 01.01.2003 составила 8,6 млрд.
рублей.
При этом имеет место снижение недоимки по всем видам налогов, в
том числе: по федеральным налогам на 17,2 процента, по
региональным налогам на 8,9 процента, по местным налогам на 2
процента.
Снижение темпов роста недоимки явилось результатом
осуществления мероприятий по погашению кредиторской задолженности
получателей средств федерального бюджета, по реструктуризации
задолженности юридических лиц, а также мер налогового
администрирования.
Одним из наиболее эффективных видов воздействия остается
направление требований об уплате налогов и сборов.
Всего на 1 января 2003 года направлено 62 тыс. требований на
сумму 20,9 млрд. рублей. После получения требований
налогоплательщиками уплачено в бюджет Московской области 5,6 млрд.
рублей, или 86 процентов всей погашенной задолженности.
Кроме того, выставлено 82 тысячи инкассовых поручений на сумму
7,1 млрд. рублей. В бюджет Московской области поступило со счетов
налогоплательщиков денежных средств на сумму 0,7 млрд. рублей,
взысканных в бесспорном порядке.
За 2002 год принято 2 тысячи постановлений о взыскании налога
за счет имущества в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса
Российской Федерации на сумму 4,3 млрд. рублей.
В соответствии со статьей 77 Налогового кодекса Российской
Федерации вынесено 14 постановлений о наложении ареста на
имущество с санкции прокурора на сумму 0,2 млрд. рублей.
Всего в результате действия мер принудительного взыскания
погашено задолженности в бюджеты всех уровней на сумму 6,5 млрд.
рублей. Из них 3,9 млрд. рублей приходится на федеральные налоги и
сборы.
По состоянию на 1 января 2003 года налоговыми органами
Московской области принято 2349 решений о реструктуризации
кредиторской задолженности на сумму 10,2 млрд. рублей.
В счет погашения реструктурированной задолженности в 2002 году
поступило 2,1 млрд. рублей, что составляет 20,6 процента от общей
суммы реструктуризации.
По состоянию на 1 января 2003 года по 315 организациям отменено
право на реструктуризацию кредиторской задолженности на сумму 1,7
млрд. рублей.
Большая доля решений об отмене реструктуризации приходится на
муниципальные организации жилищно-коммунальной сферы,
не выполняющих ее условий.
В ходе осуществления контрольно-экономической работы в 2002
году налоговыми органами Московской области проведено 31 тыс.
выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций и 9
тыс. проверок физических лиц.
По результатам проведенных налоговыми органами камеральных и
выездных проверок в бюджеты всех уровней и государственные
социальные внебюджетные фонды дополнительно начислено (без учета
пеней по текущим платежам) 3,8 млрд. рублей. Из дополнительно
начисленных платежей в бюджетную систему поступило 1,2 млрд.
рублей.
Результативность проверок по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года увеличилась по дополнительно начисленным
налоговым платежам на 10 процентов, по уровню взыскания на 40
процентов.
С целью усиления единства государственного контроля за
соблюдением требований законодательства, выполнением
установленного задания по мобилизации налогов и сборов в бюджетную
систему, обеспечения роста налоговых поступлений в бюджеты всех
уровней и выявления налоговых правонарушений разработан План
совместных мероприятий УМНС России по Московской области,
Управления ФСНП России по Московской области, ГУВД Московской
области, Центрального таможенного комитета ГТК России по
выполнению мероприятий, предусмотренных Основными направлениями
совместной работы контролирующих и правоохранительных органов.
В результате проведенных совместных мероприятий дополнительно
начислено налогов и сборов в сумме 0,8 млрд. рублей, сумма
взысканных платежей составила 0,3 млрд. рублей. Размер
доначислений в расчете на одну совместную проверку юридических лиц
составил 2 млн. рублей, взысканий - 1,6 млн. рублей. За нарушение
валютного законодательства в бюджетную систему дополнительно
начислено 61,5 млн. рублей.
В 2002 году обеспечивался контроль за выполнением постановления
Правительства Московской области от 14 июля 2001 года N 181/18 "Об
упорядочении применения контрольно-кассовых машин в Московской
области". В соответствии с данным постановлением на территории
Московской области для обеспечения защиты прав потребителей с 15
августа 2001 года введено применение контрольно-кассовых машин при
торговле с лотков и открытых прилавков, за исключением
утвержденного ассортимента 15 видов товаров.
В целях обеспечения контроля за соблюдением налогового и
валютного законодательства, выявления, пресечения и предупреждения
налоговых, финансовых и экономических правонарушений разработаны
соглашения об основных направлениях взаимодействия, а также
регламенты использования информации между Управлением МНС России
по Московской области, таможенными органами и пограничной службой.
В целях реализации положения Концепции об обеспечении четкого
отделения финансовых и социальных интересов государства и
областного бюджета от финансовых и хозяйственных интересов
бизнеса формирование областного бюджета ориентировано на
выделение бюджетных средств юридическим лицам, не являющимся
государственными предприятиями, только в виде бюджетных инвестиций
с одновременной эквивалентной передачей части уставных капиталов и
имущества в управление Министерства имущественных отношений
Московской области.
В соответствии с Концепцией в части политики в сфере управления
собственностью центральным ресурсом развития Московской области
являлось повышение эффективности использования областной и
муниципальной собственности.
В 2002 году продолжена работа по заполнению баз данных, ведению
реестра собственности Московской области. По состоянию на
01.01.2003 в реестре собственности Московской области содержатся
сведения о 863 юридических лицах, в том числе о 256
государственных унитарных предприятиях Московской области, 416
государственных учреждениях, 189 хозяйственных обществах с долей
государственной собственности Московской области в уставных
капиталах и имеющих на балансе областное имущество. Всего в
реестре государственной собственности Московской области
содержится информация о 13265 объектах недвижимости.
В 2002 году от приватизации и продажи государственного
имущества в бюджет Московской области поступило 28,95 млн. рублей.
В связи с принятием ряда федеральных законов, в том числе
Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и
муниципального имущества", в целях совершенствования управления и
распоряжения областной собственностью осуществлялась работа по
разработке новых и приведению действующих нормативных правовых
актов Московской области в соответствие с федеральным
законодательством.
В этих целях в 2002 году приняты Законы Московской области
"О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области
"О порядке управления принадлежащими Московской области акциями и
долями в уставных капиталах хозяйственных обществ"; N 22/2003-ОЗ
"Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской
области". Подготовлен проект закона Московской области "О
приватизации имущества, находящегося в собственности Московской
области". Подготовлены и приняты 9 постановлений Правительства
Московской области, регулирующие имущественно-земельные
отношения.
С целью приведения в соответствие с федеральным
законодательством в отчетном году проанализировано 45 ранее
принятых нормативных правовых актов Московской области
(постановлений, распоряжений Губернатора Московской области,
постановлений Правительства Московской области). По 14 нормативным
правовым актам подготовлены и находятся в стадии согласования
проекты соответствующих документов о признании их утратившими
силу. В 2002 году признаны в установленном порядке утратившими
силу 6 нормативных правовых актов.
В целях повышения эффективности управления государственной
собственностью Московской области продолжена работа
Межведомственной комиссии по вопросам собственности Московской
области (далее - МВК). В 2002 году состоялось 12 заседаний данной
комиссии.
В целях усиления контроля за сохранностью и эффективностью
использования государственного имущества по решению МВК
центральным исполнительным органам государственной власти
Московской области, государственным органам Московской области и
государственным учреждениям Московской области, наделенным
отдельными функциями государственного управления Московской
областью, передано в ведомственное подчинение свыше 670
организаций.
На заседании МВК рассмотрен вопрос о структурных
преобразованиях в системе государственных унитарных предприятий
Московской области. Постановлением Правительства Московской
области от 26.09.2002 N 431/35 утвержден Перечень государственных
унитарных предприятий Московской области, подлежащих реорганизации
в 2003 году.
В целях контроля за эффективностью использования
государственной собственности Московской области в 2002 году
проведены аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой)
отчетности 52 государственных унитарных предприятий Московской
области по итогам 2001 года. В 2002 году отчисления от прибыли
государственных унитарных предприятий Московской области в
областной бюджет составили 44,9 млн. рублей, а сумма дивидендов по
акциям, принадлежащим Московской области, - 28,9 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Московской
области от 15.11.2002 N 543/45 "О мерах по развитию имущественного
комплекса газового хозяйства Московской области" осуществлена
работа по проведению технической инвентаризации объектов газового
хозяйства.
Представление интересов Московской области в организациях с
долей государственной собственности Московской области
осуществлялось в порядке, установленном Законом Московской области
N 5/2000-ОЗ "О порядке управления принадлежащими Московской
области акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных
обществ".
В 2002 году проведено 6 заседаний Комиссии по назначению
представителей Московской области, на которых утверждены списки
представителей по 164 хозяйственным обществам, акции (доли в
уставных капиталах) которых находятся в государственной
собственности Московской области. Представителями Московской
области в органах управления данных хозяйственных обществ
назначено 247 человек.
В 2002 году Минмособлимущество приняло участие в создании 4
открытых акционерных обществ, из которых 2 общества - со
100-процентной долей областной собственности.
Осуществлялась работа по оптимизации структуры вкладов
областной собственности в негосударственные организации и
сокращению количества находящихся в собственности Московской
области пакетов акций (долей), составляющих менее 25 процентов
уставного капитала, путем их продажи или консолидации.
Во исполнение постановления Правительства Московской области от
27.12.2001 N 445/49 "Об участии Московской области в открытом
акционерном обществе "Компания развития Свободной экономической
зоны "Солнечногорск-Шереметьево" (ОАО "Шерризон") в 2002 году
приобретены 125 тыс. штук обыкновенных акций ОАО "Шерризон", в
связи с чем доля Московской области в уставном капитале указанного
акционерного общества увеличилась с 0,31 процента до 25,06
процента, что позволит реально участвовать в управлении обществом
(назначены 2 представителя Московской области в Совете директоров
ОАО "Шерризон") и тем самым учитывать интересы Подмосковья в
реализации проекта создания и развития СЭЗ в районе аэропорта
"Шереметьево".
Проведена работа по заключению 9 договоров на оценку имущества,
находящегося в государственной собственности Московской области.
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области
от 17.05.2001 N 142/17 "О правилах проведения аккредитации в
Московской области" в 2002 году проводилась работа по аккредитации
экспертов рынка недвижимости, прав собственности и земельных
отношений: зарегистрированы и рассмотрены 29 пакетов документов,
из них 26 пакетов документов - от специалистов, претендующих на
получение аттестата аккредитации на осуществление оценочной
деятельности на территории Московской области; в доход областного
бюджета от работ по аккредитации было перечислено 290 тыс. рублей;
выдан 21 аттестат аккредитации; проведено 17 заседаний
Аттестационной комиссии и комиссии по аккредитации; осуществлен
инспекционный контроль за деятельностью 3 аккредитованных
экспертных организаций.
В целях формирования оптимальной структуры собственности
Московской области в 2002 году продолжалась работа по
разграничению собственности. Из муниципальной собственности принят
в государственную собственность Московской области 131 объект
дорожного хозяйства. Из областной собственности в муниципальную
собственность передано 46 объектов жилищно-коммунального и
социально-бытового назначения.
Подготовлены и приняты 12 постановлений Правительства
Московской области и 10 постановлений Московской областной Думы по
передаче из федеральной в государственную собственность Московской
области автодорог, газопроводов, имущественных комплексов детских
садов, санатория "Пушкино", Социального центра защиты детства
"Ватутинки", гимназии N 99 (ст. Конобеево), Можайского центра
детского технического творчества. Распоряжением Правительства
Российской Федерации переданы в государственную собственность
Московской области имущественные комплексы 3 детских садов в
Пушкинском районе.
Распоряжениями Губернатора Московской области согласована
передача более 500 объектов жилищно-коммунального и
социально-культурного назначения из федеральной в муниципальную
собственность городов и районов Московской области, в том числе
331 объекта Министерства обороны Российской Федерации, 9 военных
городков.
В соответствии с Федеральным законом N 101-ФЗ "О разграничении
государственной собственности на землю", которым установлены
основные положения разграничения земли по видам собственности
(федеральную, областную и муниципальную), проводилась работа по
формированию перечней земель, которые могут быть отнесены к
областной собственности.
В 2002 году повысилась эффективность аренды имущества.
Поступление в областной бюджет доходов от аренды недвижимого
имущества составило 91 млн. рублей, что на 10,5 млн. рублей
больше, чем в 2001 году.
В истекшем году заключено (перезаключено) 309 договоров аренды
недвижимого имущества и имущественных комплексов областной
собственности, расторгнут 231 договор аренды. По состоянию на
01.01.2003 действует 585 договоров аренды недвижимого имущества
Московской области.
В 2002 году проведены проверки соответствия использования
арендуемых помещений условиям договоров на государственных
унитарных предприятиях и государственных учреждениях,
расположенных в районах и городах: Истринском, Солнечногорском,
Химкинском, Подольске, Орехово-Зуево, Звенигороде, Мытищах и др. В
отчетном периоде проверен 151 арендатор (в том числе по 7
арендаторам проводились комплексные проверки) в части выполнения
ими условий договоров аренды недвижимого имущества, правильности
использования и сохранности государственного имущества.
В результате устранения выявленных в ходе проверок нарушений в
бюджет дополнительно перечислено 228,6 тыс. рублей.
Непогашенная задолженность по арендной плате перед областным
бюджетом в 2002 году составила 16,1 млн. рублей, из которых 13,9
млн. рублей составляет задолженность ОАО "Мособлдорремстрой" и его
структурных подразделений (или 86,4 процента от общей суммы
непогашенной задолженности) из-за бюджетной задолженности за
выполненные работы.
В целях упорядочения арендных отношений и приведения их в
соответствие с законодательством Московской областной Думой
принят Закон Московской области "Об аренде имущества,
находящегося в собственности Московской области", что позволит
внести коррективы в типовой договор аренды недвижимого имущества
и положение о порядке определения арендной платы.
В целях увеличения поступлений средств в областной бюджет от
аренды недвижимого имущества ведется активный поиск свободных,
неэффективно используемых площадей, усилен контроль за
своевременным и полным перечислением арендных платежей,
выполнением условий договоров аренды.
От аренды земельных участков в областной бюджет в 2002 году
поступило 432,1 млн. рублей, в бюджеты муниципальных образований -
870,2 млн. рублей. В целом по Московской области заключено более
52 тыс. договоров аренды земельных участков.
|