Стр. 1
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
23 сентября 1981 г.
N 1000
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(в ред. Приказов Минздрава РФ от 16.04.1984 N 420,
от 21.12.1984 N 1440, от 22.01.1986 N 117,
от 30.05.1986 N 770, от 22.07.1987 N 902,
от 24.02.1988 N 140, от 22.12.1989 N 673)
(с изм., внесенными Приказом Минздрава СССР
от 04.05.1990 N 188)
В решениях XXVI съезда КПСС большое внимание обращено на
охрану народного здоровья, дальнейшее развитие и совершенствование
здравоохранения и медицинской науки. Поставлена задача - повысить
уровень и качество медицинского обслуживания населения, усилить
работу по предупреждению заболеваний, повысить эффективность
диспансеризации и расширить охват ею населения.
Решение поставленной задачи в значительной мере будет зависеть
от эффективной организации амбулаторно - поликлинической помощи
населению.
Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев в Отчетном
докладе на XXVI съезде КПСС указал на необходимость существенно
улучшить работу поликлиник, диспансеров, амбулаторий, где
обследуется и лечится 80 процентов всех больных. "Надо сделать
все, чтобы советский человек всегда и повсюду мог получать
своевременную, квалифицированную и чуткую медицинскую помощь";
вести непримиримую борьбу с фактами нарушения отдельными
медицинскими работниками своего служебного долга, невнимательности
к людям, добиться их полного искоренения указал Л.И.Брежнев.
Основными направлениями экономического и социального развития
СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года, принятых XXVI
съездом КПСС, предусмотрено дальнейшее расширение сети учреждений
здравоохранения, совершенствование их структуры и рациональное
размещение, улучшение обеспечения учреждений здравоохранения
лекарственными средствами, инструментами, медицинской техникой и
оборудованием, инвентарем, транспортом и средствами связи,
предусматривается дальнейшее улучшение условий труда и быта
медицинских работников, осуществление ряда мероприятий,
направленных на совершенствование охраны внешней среды, а также на
решение ряда других вопросов, имеющих существенное значение для
укрепления здоровья населения, гармоничного развития подрастающего
поколения, снижения заболеваемости, инвалидности и смертности.
За годы IX и X пятилеток (1971-1980 годы) было введено в строй
за счет нового строительства свыше 1500 поликлиник на 1 млн.276
тыс. посещений в смену. При этом осуществлялось строительство по
типовым проектам, в основном, крупных поликлиник (на 750 посещений
в смену и более). Это оказало существенное влияние на объем и
качество амбулаторно - поликлинической помощи населению. В 1980
году число посещений к врачам амбулаторно - поликлинических
учреждений составило 2,8 млрд., против 1,9 млрд., в 1970 году.
Соответственно возрос показатель посещений к врачам поликлиник на
одного городского жителя с 11,5 в 1970 году до 13,4 в 1980 году.
Получила дальнейшее развитие сеть территориальных и цеховых
врачебных участков.
Так, число территориальных терапевтических врачебных участков
увеличилось с 34,3 тысячи в 1970 году до 52,6 тысячи в 1980 году,
а цеховых врачебных участков, соответственно, с 12,7 тысячи в 1970
году до 17,6 тысячи в 1980 году.
В результате развития сети территориальных терапевтических
врачебных участков и их разукрупнения существенно уменьшилась
численность взрослого населения на одну должность врача -
терапевта участкового - с 3065 в 1970 году до 2414 человек в 1980
году.
Расширилась профилактическая и лечебно - диагностическая
деятельность поликлиник. Охват профилактическими осмотрами за
последние 10 лет увеличился с 101 млн. в 1970 г. до 112,5 млн. в
1980 году, а диспансерным наблюдением - с 26,8 млн. человек в 1970
году до 44,9 млн.человек в 1980 году. Соответственно увеличился
охват диспансерным наблюдением в расчете на 1000 жителей - с 74,2
человек (взрослых и подростков), состоящих на диспансерном учете,
до 170,2 человек. Существенно увеличилось количество
рентгенологических, лабораторных и функциональных исследований.
Особое значение для укрепления материально - технической базы
поликлиник, развития участковой врачебной службы, расширения
профилактических и лечебно - диагностических функций поликлиник
имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября
1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного
здравоохранения".
Значительное развитие сети поликлиник в последние годы
свидетельствует о том, что большинство руководителей органов
здравоохранения республик, краев, областей правильно понимают роль
и значение поликлиник в системе здравоохранения и принимают
реальные и конкретные меры к укреплению их материально -
технической базы.
За годы IX и X пятилеток накоплен значительный опыт работы
поликлиник, их отдельных структурных подразделений, врачей -
специалистов. Появились новые эффективные формы работы поликлиник
в области проведения профилактических мероприятий,
диспансеризации, раннего выявления и лечения больных,
восстановительного лечения, научной организации труда, организации
работы регистратур и приема больных.
Особого внимания заслуживает организация отделений
профилактики. Уже значительное число поликлиник в г.г. Москве,
Ленинграде, Киеве, Риге, Харькове, Донецке, Запорожье, Кривом
Роге, Свердловске и других имеют указанные отделения. В структуру
отделений профилактики повсеместно включены: кабинеты доврачебного
приема, смотровые кабинеты, кабинеты крупнокадровой флюорографии,
прививочные кабинеты и ряд других. В некоторых отделениях
профилактики организованы анамнестические кабинеты. Организация
отделений профилактики в поликлиниках позволяет шире и в более
ранних стадиях выявлять сердечно - сосудистые и раковые
заболевания, предраковые состояния и ряд других заболеваний.
Значительно сокращены затраты времени со стороны лиц,
проходящих профилактический осмотр, повысилось качество проводимых
осмотров. В ряде союзных республик (Узбекская, Украинская) для
проведения профилактических осмотров организованы специальные
поликлиники. В Узбекской ССР действует 17 таких поликлиник,
трехлетний опыт работы которых показал целесообразность их
организации.
Накоплен значительный опыт в проведении диспансеризации
совершенствовании системы и форм диспансерного наблюдения,
повышении ее эффективности. В ряде поликлиник РСФСР, Украинской,
Белорусской, Латвийской и некоторых других союзных республик при
проведении диспансеризации берутся на диспансерный учет и
динамическое наблюдение лица с повышенным риском заболевания, а
также здоровые, работающие в ведущих отраслях народного хозяйства.
Шире применяется осмотр лиц, состоящих на диспансерном учете,
группой врачей - специалистов с предварительным лабораторным и
инструментальным обследованием. Для этой цели рационально
используются субботние и другие дни недели.
Разработаны и осуществлены в целом ряде поликлиник мероприятия
по сокращению нерациональных затрат времени врача (на заполнение
различного рода учетной медицинской документации, выдачу выписок,
справок и т.д.).
Во многих поликлиниках по настоящему четко и эффективно
осуществляется преемственность в обследовании и лечении больных
между поликлиникой, стационаром и учреждениями скорой медицинской
помощи, что способствует повышению уровня оказания медицинской
помощи городскому и сельскому населению.
За последние годы все шире применяются в поликлиниках
современные методы диагностики и лечения больных, в том числе
рентгенологические и эндоскопические, лабораторные и
функциональные методы исследования, физические методы лечения
(физиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура, массаж),
рефлексотерапия, а также психотерапевтические методы. Это
позволило активнее выявлять и успешнее лечить в условиях
поликлиники многие заболевания.
Расширению объема и повышению качества обследования и лечения
больных в условиях поликлиники способствуют организованные в ряде
республик и областей консультативно - диагностические поликлиники.
В этих поликлиниках организованы биохимические и цитологические
лаборатории, отделения рентгенодиагностические, эндоскопические и
функциональной диагностики, специализированные отделения и
кабинеты: кардиологии, урологии, гематологии, эндокринологии,
пульмонологии и др. Они оснащены современной медицинской техникой
и в их работе участвуют высококвалифицированные специалисты
медицинских ВУЗов, работники научно - исследовательских
учреждений, опытные врачи практических учреждений. Это расширяет
возможность больным своевременно получить консультацию у
высококвалифицированных специалистов. Организация и использование
консультативно - диагностических поликлиник нашла широкое
применение в г.г. Москве, Ленинграде, Киеве, Днепропетровске и др.
Эта форма повышения уровня консультативно - диагностической помощи
больным в условиях поликлиники требует дальнейшего
совершенствования.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 "О мерах по дальнейшему
улучшению народного здравоохранения" в крупных поликлиниках
организуются отделения восстановительного лечения. В настоящее
время имеются такие отделения более чем в 200 поликлиниках. Опыт
работы этих отделений свидетельствует о высокой эффективности
восстановительного лечения больных с сердечно - сосудистыми
заболеваниями, нарушениями функций опорно - двигательного аппарата
вследствие травм, ортопедических, с неврологическими и другими
заболеваниями. В результате восстановительного лечения существенно
сокращаются сроки временной нетрудоспособности больных,
увеличивается число больных, вернувшихся к труду, снижается
процент лиц, переведенных на инвалидность.
Характерной особенностью деятельности поликлиник является
усиление внимания к вопросам преимущественного медицинского
обеспечения рабочих промышленных предприятий, размещенных на
территории деятельности городских поликлиник и не имеющих своих
медико - санитарных частей. Во многих поликлиниках значительно
расширена сеть цеховых врачебных участков, а в некоторых
организованы терапевтические отделения цеховой участковости. В
поликлиниках продолжает формироваться и совершенствоваться
специализированная врачебная помощь. Число специализированных
отделений и кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 1,7 раза.
Осуществлены меры по улучшению медикаментозного обеспечения
населения в период амбулаторного лечения, а также расширению
взаимосвязи между аптечными учреждениями и поликлиниками. В
настоящее время более чем в двух тысячах городских поликлиник
организованы аптечные пункты по продаже медикаментов и свыше 1000
кабинетов фармацевтической информации. Особенно активно эта работа
проводится в г.г. Москве, Ленинграде и других городах РСФСР,
многих городах Украинской, Белорусской, Латвийской, Литовской и
других союзных республик. Организация аптечных пунктов в
поликлиниках позволяет больным после посещения врача здесь же
получить почти все выписанные им лекарственные средства и
своевременно начать лечение.
Кабинеты фармацевтической информации обеспечивают совместную
работу врачей и фармацевтов по правильному и рациональному
использованию лекарственных средств. Это позволило значительно
расширить ассортимент используемых врачами лекарственных средств,
применять аналоги временно отсутствующих лекарств. Проведенные
мероприятия позволили внедрить в этих учреждениях гарантированное
лекарственное обеспечение населения.
В настоящее время в стране имеется значительное число
поликлиник с хорошей организацией медицинской помощи населению,
которые обеспечивают высокий уровень диагностики и лечения больных
и добиваются снижения заболеваемости и смертности среди
обслуживаемого населения. Многие из них являются всесоюзными,
республиканскими и областными школами передового опыта, лучшие
учреждения за достигнутые успехи награждены переходящими Красными
Знаменами Министерства здравоохранения СССР и ЦК профсоюза
медицинских работников, Дипломами и медалями Выставки достижений
народного хозяйства СССР и другими наградами. Особо следует
отметить городские поликлиники NN 32, 38, 60, 87, 51, 151 г.
Москвы, NN 48,51 г.Ленинграда, NN 2 и 22 г.Киева, N 1 г. Риги,
N 29 г. Ташкента, N 1 г. Новополоцка и многие другие.
Эффективность и качество поликлинической помощи во многом
зависит от уровня руководства со стороны главных врачей
поликлиник, их заместителей, заведующих отделениями и кабинетами,
от степени общей и специальной их подготовки. За последние годы
несколько усилена работа по повышению квалификации этой категории
работников, однако ее объем и уровень еще недостаточны. Необходимо
расширить подготовку руководителей поликлиник по вопросам
управления и научной организации труда.
Несмотря на определенную работу, проделанную органами
здравоохранения по развитию и совершенствованию работы амбулаторно
- поликлинических учреждений, объем и уровень оказания
внебольничной медицинской помощи населению, а также качество
работы ряда амбулаторно - поликлинических учреждений, все еще
существенно отстают от имеющейся потребности и современных
достижений медицинской науки.
В ряде союзных республик: Азербайджанской, Узбекской,
Туркменской, Киргизской, некоторых областях, краях и автономных
республиках РСФСР, отдельных областях Украинской и Белорусской ССР
- материально - техническая база некоторых поликлиник является
неудовлетворительной. Некоторые поликлиники недостаточно оснащены
современной лечебно - диагностической и другой аппаратурой.
В ряде республик и областей развитие сети амбулаторно -
поликлинических учреждений значительно отстает от темпов роста
численности населения городов и сельских поселений.
Неудовлетворительно выполняются плановые задания по строительству
поликлиник в Грузинской, Азербайджанской, Киргизской, Армянской и
Туркменской союзных республиках, т.е. в районах с наименьшей
обеспеченностью населения амбулаторно - поликлинической помощью и
неудовлетворительной материально - технической базой этих
учреждений.
Проверкой состояния амбулаторно - поликлинической помощи в
ряде областей РСФСР, Украинской, Белорусской, Узбекской,
Казахской, Туркменской союзных республик выявлены серьезные
недостатки в системе организации и построения сети некоторых
поликлиник и амбулаторий, организации их работы, уровня
руководства ими.
Одним из наиболее существенных дефектов в работе ряда
поликлиник является недостаточная преемственность в обследовании и
лечении больных между поликлиникой и стационаром. Таким образом, в
этих поликлиниках не достигается главная цель, которая
преследовалась объединением больниц и поликлиник - преемственность
на всех этапах обследования и лечения больных, быстрое внедрение в
практику поликлиник новых методов и средств обследования и лечения
больных, применяемых в больницах, обогащение врачей поликлиник и
стационаров взаимным опытом работы.
В целом ряде поликлиник имеют место случаи, когда на плановую
госпитализацию направляют больных, недостаточно обследованных,
хотя в поликлинике имеются все условия для полноценного
обследования этой категории больных. Наряду с этим нередко в
стационарах больничных учреждений делаются повторно аналогичные
исследования, которые были проведены в поликлинике. В результате
неоправданно увеличиваются сроки стационарного лечения.
Серьезные недостатки имеют место в процессе долечивания
больных, после выписки их из стационара больницы или санатория
(санатория - профилактория) и проведения последующего
восстановительного лечения. Иногда эти мероприятия со стороны
поликлиник ограничиваются оформлением больничных листков, без
активного наблюдения и соответствующего лечения. В результате не
закрепляются результаты лечения, достигнутые в стационаре
(санатории), и тем самым, сокращается ремиссия в течении
заболевания, возникает необходимость повторной госпитализации
больных.
В ряде поликлиник отсутствует должная преемственность в работе
с учреждениями скорой медицинской помощи, что нередко приводит к
несвоевременному оказанию надлежащей медицинской помощи больным с
рецидивирующими и другими заболеваниями, требующими
систематического наблюдения и своевременного проведения всего
комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий. Совершенно
недопустимым является сокращение некоторыми поликлиниками объема
оказания помощи больным на дому (окончание записи в 12-14 часов и
прекращение врачами посещения больных на дому в 16-17 часов). В
результате некоторые больные, которых должен посетить участковый
врач и оказать им необходимую помощь, вынуждены обращаться за
медицинской помощью в учреждения скорой медицинской помощи. Это
является одной из причин несвоевременного выезда бригад скорой
медицинской помощи к больным с острой патологией.
В некоторых поликлиниках нет должной согласованности в работе
с санитарно - эпидемиологическими станциями и прежде всего, в
проведении комплексных противоэпидемических и профилактических
мероприятий, а также в осуществлении мер по санитарно -
гигиеническому воспитанию населения.
В некоторых поликлиниках не используются в полном объеме
современные методы инструментального, аппаратного и лабораторного
обследования больных, новые, эффективные методы и средства
лечения. Вместе с тем, опытом работы передовых коллективов
амбулаторно - поликлинических учреждений убедительно доказано, что
многие категории больных можно полноценно обследовать и успешно
лечить в условиях поликлиники.
Серьезные недостатки в ряде амбулаторно - поликлинических
учреждений имеются в постановке и уровне проведения
диспансеризации населения. Нередко диспансеризация больных и
здоровых проводится формально и поверхностно. В ряде поликлиник не
берутся на диспансерный учет и динамическое наблюдение лица с
повышенным риском заболевания и рабочие ведущих отраслей
промышленности. В то же время нагрузка по диспансерному наблюдению
на одного врача - специалиста в некоторых поликлиниках не
превышает 40-60 человек. Не всегда лицам, взятым на диспансерный
учет, проводятся своевременно и в полном объеме необходимые
исследования и лечебно - оздоровительные мероприятия. Еще
недостаточно используются для проведения диспансеризации субботние
дни недели.
В ряде поликлиник ограничен объем хирургической помощи и
наблюдается малая хирургическая активность, что, в основном,
обусловлено невысокой квалификацией некоторых врачей - хирургов, и
отсутствие должного руководства и контроля за их работой.
Медленно внедряются в практику передовые, прогрессивные и
эффективные формы и методы работы поликлиник или их отдельных
структурных подразделений. Вместе с тем многие из них для своего
внедрения не требуют особых, а некоторые вообще каких - либо
материальных затрат.
Для повышения уровня лечебно - диагностического процесса в
поликлиниках органы здравоохранения медленно организуют
централизованные биохимические, серологические и цитологические
лаборатории, эндоскопические отделения, а также консультативно -
диагностические поликлиники. Работники некоторых медицинских ВУЗов
и научно - исследовательских институтов еще недостаточно уделяют
внимание работе поликлиник и оказанию практической помощи врачам
этих учреждений.
Уровень и качество амбулаторно - поликлинической помощи во
многом определяется подготовкой и квалификацией врачебных кадров,
особенно участковых врачей. Прежде всего от их профессионального
уровня и степени подготовки, воспитания и технического оснащения
во многом зависит полнота обследования больного, своевременная
диагностика и исход заболевания.
Однако некоторые руководители министерств здравоохранения
союзных республик и местных органов здравоохранения далеко не все
сделали, чтобы по-настоящему поднять авторитет и ответственность
участкового врача поликлиники, качество и культуру его работы.
Медленно выполняется важнейшая задача, поставленная перед органами
здравоохранения постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
N 870, о разукрупнении врачебных участков. В ряде республик и
областей численность населения на одного участкового врача -
терапевта составляет три и более тысячи взрослого населения.
Органы здравоохранения в ряде случаев неправильно решают
вопрос развития специализированной помощи. Проверка, проведенная
более чем в 30 городах, показала, что нередко специализированные
кабинеты и отделения организуются без учета потребности в данном
виде медицинской помощи и имеющихся кадровых возможностей.
В некоторых поликлиниках имеет место неправильная и нечеткая
работа регистратур, отсутствие предварительной записи больных на
прием к врачу, медленно внедряется метод самозаписи больных; не
используются другие прогрессивные методы работы регистратур. В
ряде поликлиник не установлен надлежащий режим работы, графики
работы врачей не в полной мере соответствуют графикам работы
предприятий, размещенных на территории деятельности поликлиники.
Медленно решаются вопросы совершенствования организации труда
врачей и других медицинских работников.
В ряде поликлиник еще не изжиты факты невнимательного
отношения к больным.
Руководители некоторых амбулаторно - поликлинических
учреждений не уделяют должного внимания санитарно -
просветительной работе и гигиеническому воспитанию населения, мало
используют разнообразные формы группового и индивидуального
санитарного просвещения, беседы врача с больным, особенно при
посещении больных на дому, и среди лиц, состоящих на диспансерном
учете. Недостаточно широко пропагандируется среди населения
здоровый образ жизни.
Важнейшей задачей является дальнейшее развитие и
совершенствование амбулаторно - поликлинической помощи сельскому
населению. За годы X пятилетки число амбулаторий в сельской
местности увеличилось на 1382. В этот период организовано 1886
приписных терапевтических и 1274 педиатрических врачебных
участков. Значительно расширена амбулаторная врачебная помощь
сельскому населению в поликлиниках центральных районных больниц и
консультативная помощь в межрайонных специализированных
отделениях.
Продолжают расширяться передвижные виды амбулаторной врачебной
помощи (амбулатории, стоматологические кабинеты и др.), а также
увеличивается число выездов врачей - специалистов центральных
районных больниц в сельские участковые больницы и амбулатории.
Улучшилось оснащение сельских амбулаторно - поликлинических
учреждений медицинской техникой и санитарным автотранспортом.
Повысилась укомплектованность сельских участковых больниц и
амбулаторий врачебными и средними медицинскими кадрами.
В результате проведенных мероприятий число посещений сельских
жителей к врачам увеличилось с 4,3 в 1975 г. до 5,3 в 1980 г.
Однако объем врачебной амбулаторно - поликлинической помощи
увеличивается медленными темпами, особенно в Казахской,
Туркменской, Таджикской союзных республиках, ряде областей РСФСР.
План строительства сельских амбулаторно - поликлинических
учреждений в Азербайджанской, Киргизской, Таджикской союзных
республиках за X пятилетку не выполнен.
В ряде областей РСФСР, Казахской, Киргизской, Туркменской,
Таджикской союзных республик еще значительное число сельских
участковых больниц и амбулаторий не укомплектовано врачами.
До настоящего времени продолжают иметь место факты, когда
некоторые местные органы здравоохранения продолжают
реорганизовывать сельские участковые больницы, без учета
соответствующих условий.
В целях дальнейшего развития и совершенствования амбулаторно -
поликлинической помощи, повышения ее качества и эффективности
1. ПРИКАЗЫВАЮ:
1.1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик,
заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения,
начальникам Главных управлений здравоохранения:
1.1.1. В 1981 году разработать в пределах выделенных на XI
пятилетку материальных, трудовых и финансовых ресурсов
перспективный план развития сети и совершенствования работы
амбулаторно - поликлинических учреждений в городских и сельских
местностях на период до 1985 года, имея в виду обеспечить
значительное повышение уровня амбулаторно - поликлинической помощи
городскому и сельскому населению, усиление мер профилактики,
снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.
В плане предусмотреть следующие основные мероприятия:
- пересмотреть сеть имеющихся поликлиник (амбулаторий) с целью
их укрупнения, используя, в необходимых случаях, небольшие
учреждения, как отдельные структурные подразделения крупных
поликлиник (отделение профилактики, восстановительного лечения и
др.), без нарушения территориального и производственного
(цехового) принципов оказания поликлинической помощи;
- в течение 1982-1985 гг. обеспечить приведение структуры всех
городских поликлиник в соответствие с примерной организационной
структурой городских поликлиник, а также с функциями, объемом и
характером деятельности поликлиник, предусмотренных положением о
них, утвержденных настоящим приказом;
- предусмотреть организацию в крупных городах городских
поликлиник консультативно - диагностической помощи в соответствии
с примерной организационной структурой, положением о ней,
утвержденных настоящим приказом.
В этих поликлиниках предусмотреть организацию
специализированных отделений (кабинетов) по следующим профилям:
кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, урологии,
онкологии, неврологии, эндокринологии, гематологии, аллергологии,
артрологии и других.
В указанных поликлиниках обеспечить консультативные приемы
профессоров, доцентов, ассистентов медицинских вузов (факультетов)
и научных работников научно - исследовательских учреждений.
Считать целесообразным организовывать указанные поликлиники в
составе многопрофильных больниц, клиник медицинских вузов и
научно - исследовательских учреждений клинического профиля;
- предусмотреть организацию в крупных городах хозрасчетных
городских поликлиник или отделений (на спецсредствах) для
медицинского осмотра лиц, работающих в пищевых, коммунальных
объектах и других учреждениях, которые в соответствии с
действующим законодательством подлежат обязательным
профилактическим осмотрам;
- предусмотреть открытие в городских поликлиниках,
обслуживающих 30 тысяч населения и более, отделений профилактики,
организовав их работу в соответствии с положением о них,
утвержденным настоящим приказом.
1.1.2. Усилить профилактическую деятельность поликлиник,
сосредоточив работу врачей на проведении комплексных мероприятий
по предупреждению заболеваний путем выявления лиц с повышенным
риском заболевания и проведения среди них плановых лечебно -
оздоровительных мероприятий, целенаправленной санитарной
пропаганды за здоровый быт и борьбу с вредными привычками,
рационального и эффективного использования физкультуры и спорта,
создания "групп здоровья" и других мероприятий.
1.1.3. Организовать диспансеризацию населения в соответствии с
положением о диспансеризации, утвержденным настоящим приказом и
действующей инструкцией. Особое внимание сосредоточить на
формировании диспансерных контингентов из числа рабочих ведущих
отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми
условиями труда, учащихся и работающих подростков, лиц с
повышенным риском заболевания, а также больных, определяющих
уровень заболеваемости и смертности (сердечно - сосудистые,
онкологические, органов дыхания и пищеварения). Обеспечить
целенаправленное применение профилактических и лечебно -
оздоровительных мероприятий: принятие мер по улучшению санитарно -
гигиенических условий труда на производстве и устранению вредных
факторов, широкое использование противорецидивного и
восстановительного лечения, своевременное направление на
стационарное лечение, в санатории - профилактории, назначение
диетического питания, использование других мероприятий.
1.1.4. Обеспечить действенную преемственность в обследовании и
лечении больных между поликлиникой и стационаром, между
поликлиникой и станциями (отделениями) скорой и неотложной
медицинской помощи, между поликлиникой и санаториями (санаториями
- профилакториями). Главная и основная цель этой большой и важной
задачи - обеспечить непрерывность лечебно - диагностического
процесса.
Необходимо рассматривать каждый случай направления плановых
больных из поликлиники в больницу без должной полноты обследования
и непроведения активного наблюдения и лечения больных после
выписки их из больницы, санатория (санатория - профилактория),
особенно после лечения по поводу инфаркта миокарда, инсульта, как
серьезные дефекты в работе поликлиники.
1.1.5. Сосредоточить особое внимание на повышении качества и
культуры работы поликлиник, расширении объема и характера их
лечебно - диагностической деятельности. С этой целью:
- в течение 1981-1983 гг. принять меры по оснащению
(дооснащению) всех поликлиник медицинской техникой,
инструментарием и оборудованием с учетом примерных перечней,
утвержденных настоящим приказом;
- обеспечить обязательные лабораторные, инструментальные и
аппаратные исследования при обследовании больных, обратившихся в
поликлинику, в соответствии с перечнями обязательных исследований,
утвержденных настоящим приказом. Исследования, не производящиеся
в данной поликлинике, должны проводиться в централизованном
порядке в другом амбулаторно - поликлиническом учреждении;
- обеспечить активное внедрение в работу поликлиник
современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения
больных;
- разработать конкретный план повышения квалификации врачей
поликлиник на 1981-1985 гг., обратив особое внимание на подготовку
врачей: участковых терапевтов, кардиологов, рентгенологов,
лаборантов, невропатологов, офтальмологов, хирургов и др.;
- повысить ответственность заведующих отделениями (кабинетами)
поликлиник за уровень и качество поликлинической помощи населению,
культуру работы этих подразделений;
- направить идейно - воспитательную работу среди медицинского
персонала поликлиник, прежде всего на искоренение случаев
невнимательного отношения к больным. Каждый случай нарушения
трудовой, производственной дисциплины предавать гласности в
коллективах и принимать необходимые меры к их предупреждению;
- развивать и совершенствовать в коллективах поликлиник
социалистическое соревнование, движение за коммунистическое
отношение к труду и наставничество. Включать в социалистические
обязательства конкретные предложения, направленные на улучшение
показателей работы каждого сотрудника и коллектива в целом.
Ежегодно проводить смотры работы поликлиник и их структурных
подразделений.
1.1.6. Обязать главных специалистов министерств
здравоохранения союзных республик и местных органов
здравоохранения систематически анализировать состояние амбулаторно
- поликлинической помощи по соответствующему разделу работы,
разрабатывать и осуществлять план мероприятий, направленный на
повышение качества обследования и лечения амбулаторных больных, на
освоение врачами современных методов и средств профилактики,
диагностики и лечения больных.
1.1.7. Осуществлять дальнейшее развитие специализированных
видов медицинской помощи в поликлинических условиях путем создания
специализированных отделений и кабинетов в крупных поликлиниках,
сосредоточив в них узкоспециализированные приемы, диагностические
кабинеты и лаборатории, оснащая их соответствующей медицинской
техникой, укомплектовывая опытными кадрами.
1.1.8. Потребовать от руководителей поликлиник:
- повысить уровень руководства и контроль за работой всех
структурных подразделений поликлиники;
- обеспечить высокий уровень оказания амбулаторно -
поликлинической помощи населению, качество проведения
профилактических мероприятий и диспансеризации;
- систематического снижения на территории деятельности
поликлиники заболеваемости, инвалидности и смертности населения;
- шире использовать принципы морального и материального
стимулирования деятельности врачей поликлиники и прежде всего
участковых врачей, представления к поощрениям, установления
квалификационных категорий и др.
1.1.9. Обеспечить дальнейшее усиление роли территориальных
поликлиник в медико - санитарном обеспечении рабочих промышленных
предприятий. С этой целью:
- в 1981-1983 гг. завершить создание цеховых участков для
промышленных предприятий с числом рабочих 1000 и более и
осуществлять оказание им медицинской помощи в соответствии с
действующими положениями. Медицинское обслуживание работников
более мелких промышленных предприятий осуществлять персоналом
территориальных поликлиник;
- практиковать создание отделений территориальных поликлиник
на промышленных предприятиях, не имеющих медико - санитарных
частей;
- усилить работу по руководству и оказанию практической помощи
в работе цеховым врачам со стороны заведующих терапевтическими
отделениями и врачей - специалистов поликлиник, прежде всего в
разработке и осуществлении мер профилактики, проведении
профилактических осмотров и диспансеризации;
- осуществить мероприятия по совершенствованию экспертизы
временной нетрудоспособности, имея в виду обеспечить обоснованную
оценку состояния здоровья лиц, обратившихся в поликлинику.
1.1.10. Обратить особое внимание на дальнейшее развитие,
совершенствование и укрепление территориальной участковой
врачебной службы и повышение авторитета участкового врача. С этой
целью:
- в течение 1981-1985 гг. завершить работу по разукрупнению
территориальных врачебных участков и приведению численности
населения на терапевтических участках до норм, установленных
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 870 от 22
сентября 1977г.;
- обеспечить в течение 1981-1985 гг. участковых врачей -
терапевтов специальными укладками с набором необходимых
медикаментов и инструментария и портативной диагностической
аппаратурой;
- осуществить мероприятия по обеспечению участковых
врачей - терапевтов автотранспортом в соответствии с нормативами,
утвержденными приказом Министерства здравоохранения СССР N 300 от
25.03.76 г. "О нормах оснащения учреждений здравоохранения
санитарным автотранспортом, о режиме работы санитарного
автотранспорта";
- обеспечить систематическое повышение квалификации участковых
врачей - терапевтов путем их направления в институты (факультеты)
усовершенствования врачей (не реже одного раза в 5 лет), а также
используя другие формы повышения их знаний. При повышении их
квалификации особое внимание обратить на подготовку в области
сердечно - сосудистой патологии, заболеваний органов дыхания и
пищеварения. Обучить всех участковых врачей - терапевтов
расшифровке электрокардиограмм.
1.1.11. Обратить особое внимание на организацию и качество
работы отделений и кабинетов восстановительного лечения в
поликлиниках, с этой целью:
- в течение 1981-1985 гг. завершить организацию отделений
восстановительного лечения в городских поликлиниках, имея в виду в
наиболее крупных из них организовать межполиклинические отделения,
в соответствии с утвержденными настоящим приказом положениями и
штатными нормативами, и оснащать их оборудованием и аппаратурой в
соответствии с примерным перечнем, утвержденным настоящим
приказом;
- обеспечить проведение в отделениях восстановительного
лечения всего комплекса лечебных мероприятий для больных, прежде
всего таких групп заболеваний, как сердечно - сосудистые и нервные
болезни, заболевания органов дыхания и повреждения опорно -
двигательного аппарата;
- принять меры к производству на месте нестандартного
оборудования для отделений восстановительного лечения поликлиник
(в основном по разделу механотерапии и трудовой терапии),
используя для этой цели шефскую помощь местных промышленных
предприятий, конструкторских бюро, научно - исследовательских
институтов политехнического профиля.
1.1.12. Обратить особое внимание на систему организации и
уровень работы регистратуры поликлиник, обеспечив ее деятельность
в соответствии с положением, утвержденным настоящим приказом. Для
улучшения и упорядочения работы регистратуры разработать и
осуществить следующие мероприятия:
- рассмотреть и утвердить время и график работы регистратуры
по каждой поликлинике, порядок записи больных на прием к врачу,
сократить до минимума затраты времени больных на посещение
поликлиник;
- в течение 1981-1982 гг. завершить перевод регистратур всех
поликлиник на метод самозаписи на прием к врачу.
1.1.13. Повысить уровень руководства амбулаторно -
поликлиническими учреждениями и усилить контроль за их
деятельностью, с этой целью:
- улучшить подбор руководителей поликлиник и обеспечить
систематическое повышение их квалификации по вопросам организации
и управления амбулаторно - поликлиническими учреждениями;
- организовать при местных органах здравоохранения
методические советы по амбулаторно - поликлинической помощи
населению;
- повысить роль общественных советов, созданных при
поликлиниках;
- обеспечить, не реже двух раз в течение года, проведение
отчетов руководителей поликлиник перед населением.
1.1.14. Обеспечить в 1981-1985 гг. организацию в поликлиниках
аптечных пунктов 1 категории и кабинетов фармацевтической
информации, в соответствии с действующим положением и штатными
нормативами.
1.1.15. Утвердить в 1981-1982 гг. лучшие амбулаторно -
поликлинические учреждения в качестве республиканских и областных
школ передового опыта, где систематически проводить совещания и
обмен опытом главных врачей поликлиник и других медицинских
работников этих учреждений.
1.1.16. Сосредоточить особое внимание на развитии и
совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи сельскому
населению, имея в виду в XI пятилетке значительно улучшить
обеспечение населения сельских районов врачебной амбулаторно -
поликлинической помощью. С этой целью:
- усилить работу по дальнейшему развитию сети амбулаторно -
поликлинических учреждений в сельской местности, обратив особое
внимание на строительство амбулаторий по действующим типовым
проектам, широко привлекая для решения этой задачи средства
колхозов, совхозов и других учреждений, предприятий и организаций;
- принять меры к оснащению амбулаторий, расположенных в
сельской местности, необходимой медицинской техникой и прежде
всего портативной, а также наборами и укладками. Обеспечить эти
учреждения санитарным автотранспортом в соответствии с
действующими нормативами;
- усилить работу по организации приписных терапевтических и
педиатрических врачебных участков в составе поликлиник
(амбулаторий) центральных районных больниц;
- разработать и в течение 1981-1985 гг. осуществить
мероприятия по организации работы передвижных амбулаторий,
стоматологических кабинетов и выездных врачебных бригад;
- продолжить развитие межрайонных специализированных отделений
и расширить их деятельность по оказанию специализированной
амбулаторно - поликлинической помощи сельскому населению.
1.2. Начальнику Планово - финансового управления Министерства
здравоохранения СССР тов.Головтееву В.В., начальнику Главного
управления лечебно - профилактической помощи Министерства
здравоохранения СССР тов. Шаткину И.В., начальнику Управления по
внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники
Министерства здравоохранения СССР тов. Бабаяну Э.А., начальнику
В/О "Союзмедтехника" тов. Русанову В.П., директору Всесоюзного
научно - исследовательского института социальной гигиены и
организации здравоохранения им. Н.А.Семашко Министерства
здравоохранения СССР тов. Серенко А.Ф.:
до 1 января 1982 года разработать табель оснащения поликлиник
медицинской техникой, оборудованием и инвентарем, с учетом их
мощности и структуры.
1.3. Директору Всесоюзного научно - исследовательского
института социальной гигиены и организации здравоохранения им.
Н.А.Семашко Министерства здравоохранения СССР тов.Серенко А.Ф.
разработать и представить на утверждение проекты:
1.3.1. В 1982 г. - "Методических рекомендаций по организации
рабочего места врача и медицинской сестры поликлиники";
1.3.2. В 1982 г. - "Краткого справочника участкового врача -
терапевта поликлиники";
1.3.3. В 1982 г. - "Методических рекомендаций по применению
(внедрению) комплекса мероприятий НОТ в условиях поликлиники";
1.3.4. К 1 июля 1982 г. - систему показателей оценки объема,
качества и эффективности работы амбулаторно - поликлинических
учреждений;
1.3.5. К 1 июля 1982 г. - проект "Инструкции о порядке
обеспечения преемственности в обследовании и лечении больных между
поликлиникой, стационаром и станциями (отделениями) скорой и
неотложной медицинской помощи".
1.4. Главному управлению высших учебных заведений Министерства
здравоохранения СССР предусмотреть во всех институтах
усовершенствования и факультетах усовершенствования врачей при
медицинских ВУЗах организацию постоянно действующих циклов
повышения квалификации руководителей поликлиник, заведующих
отделениями, участковых врачей - терапевтов.
1.5. Директору ГИПРОНИИЗДРАВ'а тов. Рощину А.В., начальнику
Главного управления лечебно - профилактической помощи Министерства
здравоохранения СССР тов. Шаткину И.В., начальнику Управления
проектирования и капитального строительства Министерства
здравоохранения СССР тов. Ромашихину Ю.А.:
- в 1 квартале 1982 года разработать технико - экономические
обоснования, задания и программы для проектирования амбулаторий
различной мощности, расположенных в сельской местности.
1.6. Директору ГИПРОНИИЗДРАВ'а тов. Рощину А.В., начальнику
Управления проектирования и капитального строительства
Министерства здравоохранения СССР тов. Ромашихину Ю.А.:
- при разработке новых проектов поликлиник предусматривать в
них помещения для размещения кабинетов и отделений в соответствии
с примерной организационной структурой городских поликлиник,
утвержденной настоящим приказом.
В поликлиниках мощностью 500 и более врачебных посещений в
смену предусматривать, кроме того, автоматический картоподъемник
для доставки медицинских карт в кабинеты врачей;
- до 1 июля 1983 года разработать типовые проекты
амбулаторий, расположенных в сельской местности, и поликлиник
различной мощности.
1.7. Начальнику Управления по внедрению новых лекарственных
средств и медицинской техники Министерства здравоохранения СССР
тов. Бабаяну Э.А., начальнику Главного управления лечебно -
профилактической помощи Министерства здравоохранения СССР тов.
Шаткину И.В. в трехмесячный срок рассмотреть и утвердить
техническую документацию на функциональный стол для врача и
медицинской сестры, ведущих амбулаторный прием, разработанный
Всесоюзным научно - исследовательским институтом социальной
гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко
Министерства здравоохранения СССР и ВПКТИ мебели; начальнику
Главного управления материально - технического снабжения
Министерства здравоохранения СССР тов. Астахову Н.А. принять меры
к организации его серийного производства, начиная с 1982 года.
2. УТВЕРЖДАЮ:
2.1. Примерную организационную структуру (приложение 1),
положение (приложение 2) и примерный набор помещений (приложение
3) городской поликлиники;
2.2. Примерную организационную структуру городской поликлиники
консультативно - диагностической помощи (приложение 4);
2.3. Положение о городской поликлинике консультативно -
диагностической помощи (приложение 5);
2.4. Примерную штатно - организационную структуру и положение
о хозрасчетной городской поликлинике для проведения
профилактических осмотров (приложение 6, приложение 7);
2.5. Положения о структурных подразделениях городской
поликлиники:
2.5.1. О регистратуре городской поликлиники (приложение 8);
2.5.2. Об отделении профилактики городской поликлиники
(приложение 9);
2.5.3. О кабинете доврачебного приема городской поликлиники
(приложение 10);
2.5.4. О смотровом женском кабинете (приложение 11);
2.5.5. Об отделении (кабинете) восстановительного лечения
городской поликлиники (приложения 12, 13) и должностных лицах
этого отделения (кабинета);
2.5.6. О заведующем отделением восстановительного лечения
городской поликлиники (приложение 14);
2.5.7. Положение о враче - травматологе - ортопеде отделения
восстановительного лечения городской поликлиники (приложение 15);
2.5.8. О враче - невропатологе отделения восстановительного
лечения городской поликлиники (приложение 16);
2.5.9. О враче - кардиологе отделения восстановительного
|