Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ. ИР 3012165-0302-94 (УТВ. МИНТРАНСОМ РФ 02.12.1994)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утверждаю
                                          Первый заместитель Директора
                                           Департамента автомобильного
                                           транспорта Минтранса России
                                                          Г.П.НИКОЛАЕВ
                                                   2 декабря 1994 года
   
                                                       Срок действия -
                                                  с 1 января 1995 года
                                                 до 1 января 2005 года
   
                         РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
                                   
                              РУКОВОДСТВО
            ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ
                   СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
                                   
                          ИР 3012165-0302-94
   
       Разработано:
       Научно-техническим    отделом    Департамента    автомобильного
   транспорта РФ. Начальник отдела Э.М. Клейман;
       Отделом  сертификации и развития сервисных  услуг  Департамента
   автомобильного транспорта РФ. Начальник отдела В.В. Цейтлин;
       Центральным  проектно-технологическим бюро по  внедрению  новой
   техники   и   научно-исследовательских   работ   на   автомобильном
   транспорте ("Центравтотех"). Начальник В.В. Коноплин. Зав.  отделом
   В.А. Якушев.
       Взамен РТМ-200-РСФСР-15-0005-84.
   
                              1. ВВЕДЕНИЕ
   
       В   современных   автомобилях  применяется  свыше   80   единиц
   электрических    приборов,   от   исправности    которых    зависит
   работоспособность автомобиля.
       В    зависимости   от   функционального   назначения    системы
   электрооборудования   подразделяются  на  ряд   систем   и   групп:
   зажигания,  электропуска,  энергоснабжения,  освещения  и  световой
   сигнализации,  контрольно-измерительных  приборов,   коммутации   и
   дополнительного оборудования.
       Увеличение   количества   и   мощности   потребителей   системы
   электрооборудования предъявляет повышенные требования к  источникам
   электрической  энергии на автомобиле, в частности к  аккумуляторной
   батарее.  Рост единичной мощности автомобильных двигателей  требует
   роста  мощности  стартерного разряда аккумуляторной батареи.  Кроме
   того,   аккумуляторная   батарея  должна   обеспечивать   снабжение
   потребителей  при  неработающем двигателе или  при  его  работе  на
   малой  частоте  вращения, когда напряжение  генераторной  установки
   меньше  напряжения батареи, а также для совместного  с  генератором
   питания   потребителей,  когда  их  мощность   превышает   мощность
   генераторной установки.
       Исправность системы электрооборудования в значительной  степени
   влияет  на  надежность и эффективность работы  автомобиля.  Поэтому
   очень  важным  является поддержание в исправном  состоянии  системы
   электрооборудования,     ее    отдельных     приборов,     особенно
   аккумуляторных  батарей, исправность которых зависит  от  характера
   эксплуатации и качества их технического обслуживания и ремонта.
       Техническое   обслуживание  аккумуляторных   батарей   является
   профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в  плановом
   порядке  через  определенный  пробег подвижного  состава  в  объеме
   принятого перечня операций.
       Текущий ремонт аккумуляторных батарей проводится по потребности
   и   выполняется  в  аккумуляторных  отделениях  (цехах,   участках)
   предприятий  автомобильного транспорта.  Объем  работ  по  текущему
   ремонту  батарей  зависит  от конкретных неисправностей  батареи  и
   определяется в каждом случае конкретно.
       Качественное    и   своевременное   техническое    обслуживание
   аккумуляторных  батарей на протяжении их срока службы  обеспечивает
   их  безотказную работу между обслуживаниями и способствует снижению
   потребности в их ремонте.
   
                           2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
   
       На    автомобилях   применяют   стартерные   свинцово-кислотные
   аккумуляторные  батареи, отвечающие требованиям  ГОСТ  959.0-84  Е,
   ГОСТ  959.23-79, ТУ 16-563.047-86, ТУ 16-729.169-79, ТУ 16-563.049-
   86,  ТУ  16-563.009-84, ТУ 16-563.038-86, ТУ 16-729.118-81, ТУ  16-
   563.016-86,  ТУ  16-563.039-86, ТУ 16-563.040-86, ТУ 16-563.041-86,
   ТУ  16-563.042-86,  ТУ  16-563.043-86,  ТУ  16-563.045-86,  ТУ  16-
   563.048-86,  ТУ  16-529.951-78, ТУ 16-729.384-83, ТУ 16-563.032-86,
   ТУ    16-89.ИЛАЕ.563.412,   ТУ   16-88.ИЛАЕ.563.412.014,   ТУ   16-
   88.ИЛАЕ.563.413.007.
   
         2.1. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
   
       Техническое   обслуживание  аккумуляторных  батарей   выполняет
   персонал   аккумуляторного  отделения  или   слесарь   по   ремонту
   автомобилей   (автоэлектрик)  в  зонах  технического   обслуживания
   автомобилей.
       Периодичность и объем работ (перечень операций) по обслуживанию
   батарей  устанавливается в соответствии с Положением о  техническом
   обслуживании    и   ремонте   подвижного   состава   автомобильного
   транспорта и Инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей ЖУ-
   ИК.563410.001 ИЭ.
   
                  2.2. Ремонт аккумуляторных батарей
   
       В зависимости от характера и объема работ ремонт аккумуляторных
   батарей подразделяют на текущий и капитальный.
       Текущий  ремонт  аккумуляторных батарей  заключается  в  замене
   заливочной  мастики,  проверке и замене  межэлементных  соединений,
   наварке полюсных выводов, замене крышек, моноблока сепараторов.
       Текущий  ремонт выполняется в аккумуляторных отделениях (цехах,
   участках) автотранспортных предприятий.
       Капитальный    ремонт   определяется   необходимостью    замены
   полублоков пластин, моноблока и сепараторов.
       Капитальный  ремонт выполняется в специализированных  ремонтных
   подразделениях (мастерских).
       Ремонт  аккумуляторных батарей, связанный  с  заменой  пластин,
   допускается  выполнять  в автотранспортных предприятиях  с  хорошей
   оснащенностью     аккумуляторного     отделения     технологическим
   оборудованием и наличием высококвалифицированного персонала.
   
             2.3. Показатели, используемые при проведении
            сертификации услуг по техническому обслуживанию
                   и ремонту аккумуляторных батарей
   
       При  проведении сертификации услуг по техническому обслуживанию
   и  текущему ремонту автомобильных стартерных аккумуляторных батарей
   используют следующие показатели:
       1. Комплектность батареи.
       2. Габаритные размеры батареи.
       3. Соединения аккумуляторов в батарее.
       4. Расположение выводов "+" и "-", их маркировка и размер.
       5. Состояние наружной поверхности батареи.
       6. Состояние батареи (заряжена, не заряжена).
       7. Наличие предохранительного щитка над сепараторами.
       8. Герметичность батареи в местах выводов.
       9. Герметизация батареи.
       10. Обозначение батареи.
       11. Уровень электролита.
       12. Емкость батареи.
       13. Характеристики стартерного режима разряда.
       14. Плотность электролита.
       15. Напряжение батареи.
       16. Выполнение режима заряда.
       Для   оценки   показателей  качества  услуг   по   техническому
   обслуживанию    и   текущему   ремонту   стартерных   автомобильных
   аккумуляторных    батарей    используется    нормативно-техническая
   документация, приведенная в таблице 2.1.
   
                                                           Таблица 2.1
   
                 НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ
          ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
              И РЕМОНТУ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
   
   ---------------T-----T------------------T--------------------------------------¬
   ¦ Наименование ¦ Код ¦   Показатели,    ¦      Обозначение (наименование)      ¦
   ¦услуги (работ)¦     ¦   используемые   ¦        нормативно-технической        ¦
   ¦              ¦     ¦ при сертификации ¦       документации, техусловия       ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦      1       ¦  2  ¦        3         ¦                  4                   ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦Техническое   ¦17607¦1. Комплектность  ¦Батарея должна быть комплектна        ¦
   ¦обслуживание  ¦     ¦батареи           ¦по ГОСТ 18505-73                      ¦
   ¦и ремонт      ¦     ¦                  ¦                                      ¦
   ¦стартерных    ¦     ¦                  ¦                                      ¦
   ¦кислотных     ¦     ¦                  ¦                                      ¦
   ¦аккумуляторных¦     ¦                  ¦                                      ¦
   ¦автомобильных ¦     ¦                  ¦                                      ¦
   ¦батарей       ¦     ¦                  ¦                                      ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦2. Габаритные     ¦Батареи по габаритным размерам,       ¦
   ¦              ¦     ¦размеры батареи   ¦соединению аккумуляторов между        ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦собой и расположению выводов должны   ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦соответствовать ГОСТ 959.1-79,        ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦ГОСТ 959.25-79                        ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦3. Соединение     ¦-                                     ¦
   ¦              ¦     ¦аккумуляторов в   ¦                                      ¦
   ¦              ¦     ¦батарее           ¦                                      ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦4. Расположение   ¦-                                     ¦
   ¦              ¦     ¦выводов батареи   ¦                                      ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦5. Обозначение    ¦Выводы батареи должны быть обозначены ¦
   ¦              ¦     ¦выводов "+" и "-" ¦в зависимости от полярности знаками   ¦
   ¦              ¦     ¦и их размеры      ¦"+" и "-", и их размеры должны        ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦соответствовать ГОСТ 959.0-79         ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦6. Состояние      ¦Руководство по техническому           ¦
   ¦              ¦     ¦наружной          ¦обслуживанию и текущему ремонту       ¦
   ¦              ¦     ¦поверхности       ¦стартерных аккумуляторных батарей     ¦
   ¦              ¦     ¦батареи           ¦(РД-200-РФ...). Наружная поверхность  ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦батареи должна быть чистой, не должно ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦быть пузырей, трещин, неровностей     ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦мастики и подтеков свинца в местах    ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦сварки. Заливочная мастика должна     ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦создавать герметичное уплотнение между¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦крышкой и моноблоком, не должна       ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦отставать от стенок моноблока и крышек¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦и не должна иметь разрыва и трещин. На¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦наружной поверхности моноблока        ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦допускаются отсутствие глянца и       ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦изменение цвета (серые пятна), задиры ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦и сколы, не нарушающие герметичность  ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦батареи                               ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦7. Наличие        ¦Каждый аккумулятор батареи должен     ¦
   ¦              ¦     ¦предохранительного¦иметь предохранительный щиток над     ¦
   ¦              ¦     ¦щитка             ¦блоком пластин (РД-200-РФ...)         ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦8. Состояние      ¦Батарея должна быть залита            ¦
   ¦              ¦     ¦батареи           ¦электролитом и полностью заряжена     ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦(РД-200-РФ...)                        ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦8.1. Герметизация ¦Заливочные и вентиляционные           ¦
   ¦              ¦     ¦батареи           ¦отверстия батарей, выпускаемых        ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦в сухом исполнении, должны быть       ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦загерметизированы. Герметизирующая    ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦деталь должна легко удаляться перед   ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦приведением батареи в действие        ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦(РД-200-РФ...)                        ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦9. Уровень        ¦Уровень электролита в аккумуляторах   ¦
   ¦              ¦     ¦электролита       ¦батареи должен быть на 10 - 15 (мм)   ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦выше предохранительного щитка         ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦(РК-200-РСФСР-2/1-2059-85)            ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦10. Герметизация  ¦Батареи должны быть герметизированы   ¦
   ¦              ¦     ¦батареи в местах  ¦в выводах и зазорах между крышками и  ¦
   ¦              ¦     ¦выводов           ¦стенками моноблока и должны           ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦выдерживать испытания на герметичность¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦(РК-200-РСФСР-2/1-2059-85)            ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦11. Обозначение   ¦На каждой батарее должны быть         ¦
   ¦              ¦     ¦батареи           ¦нанесены: товарный знак ремонтного    ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦предприятия (подразделения); дата     ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦приемки ОТК (месяц, год); тип и       ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦исполнение батареи (надписи должны    ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦быть нанесены в зависимости от        ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦конструкции батареи либо на перемычках¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦между аккумуляторами, или на блоке,   ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦если он выполнен из пластмассы)       ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦12. Емкость       ¦Емкость батареи, определяемая при     ¦
   ¦              ¦     ¦батареи           ¦20-часовом режиме разряда, должна     ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦быть не менее 80% от номинального     ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦значения (РК-200-РСФСР-2/1-2059-85)   ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦13. Характеристики¦При начальной температуре электролита ¦
   ¦              ¦     ¦стартерного режима¦25 +/- 2 -C характеристики стартерного¦
   ¦              ¦     ¦разряда           ¦режима разряда должны быть не ниже    ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦указанных ниже:                       ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦- Разрядный ток - 3С   (А);           ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦                    20                ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦- Минимальная продолжительность       ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦разряда - 3 (мин.);                   ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦- Начальное напряжение на выводах     ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦(через 5 - 7 (с) после начала         ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦разряда):                             ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦- Для 6-вольтовой батареи - 5,1 (В),  ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦- Для 12-вольтовой батареи - 10,2 (В);¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦- Конечное напряжение на выводах:     ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦- Для 6-вольтовой батареи - 4,5 (В),  ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦- Для 12-вольтовой батареи - 9,0 (В). ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦(Испытанию по п. 13 подвергают        ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦стартерные аккумуляторные батареи,    ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦достигшие емкости, указанной в п. 12, ¦
   ¦              ¦     ¦                  ¦но не позже чем на пятом цикле)       ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦14. Плотность     ¦ГОСТ 25475-81; РТМ-200-РФ...;         ¦
   ¦              ¦     ¦электролита       ¦РК-200-РСФСР-2/1-2059-85              ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦15. Напряжение    ¦То же                                 ¦
   ¦              ¦     ¦батареи           ¦                                      ¦
   +--------------+-----+------------------+--------------------------------------+
   ¦-             ¦-    ¦16. Выполнение    ¦То же. Проверяется по записям в       ¦
   ¦              ¦     ¦режима заряда     ¦журнале регистрации режима зарядки    ¦
   L--------------+-----+------------------+---------------------------------------
   
       В  Приложении  1 приведена Методика проведения сертификационных
   испытаний  ремонта,  зарядки и приемки непригодных  к  эксплуатации
   аккумуляторных батарей.
       Методика включает следующие разделы:
       - общие положения;
       - цели и задачи;
       - область применения;
       - нормативное обеспечение;
       - организация проведения проверок;
       - методы проведения проверок (испытаний);
       - оформление результатов проверок.
   
               3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТАРТЕРНЫМ
                        АККУМУЛЯТОРНЫМ БАТАРЕЯМ
   
       Стартерные    аккумуляторные   батареи   должны   удовлетворять
   следующим основным требованиям:
       -  обладать  малым  внутренним сопротивлением  для  обеспечения
   минимальных  потерь  напряжения внутри  батареи  и,  следовательно,
   высокого  разрядного  напряжения, особенно  при  стартерном  режиме
   разряда,  когда  разрядный  ток в 3 - 5 раз  превышает  номинальную
   емкость батареи;
       -   иметь   высокие   удельные   электрические   характеристики
   (достаточно  высокую  емкость при минимально возможных  размерах  и
   массе батареи);
       -   сохранять  достаточно  высокие  характеристики  при  низких
   температурах окружающего воздуха;
       -  обладать  по  возможности минимальным  объемом  технического
   обслуживания, не требующего от персонала специальной подготовки,  а
   также использования сложного и дорогостоящего оборудования;
       -   иметь   высокую   механическую  прочность,  соответствующую
   условиям эксплуатации машин, на которых батареи установлены;
       -  иметь  достаточно  длительный срок  службы,  по  возможности
   близкий или кратный срокам службы или межремонтного периода машин;
       - обладать незначительным саморазрядом;
       - иметь невысокую стоимость.
       Комплексу  вышеперечисленных требований  в  наибольшей  степени
   удовлетворяют  аккумуляторные батареи  свинцово-кислотной  системы.
   Свинцовые  стартерные  аккумуляторные батареи выпускаются  согласно
   ГОСТ  959.0-84  Е и техническим условиям на каждый  конкретный  вид
   батареи (таблица 6.1).
   
              4. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СВИНЦОВОГО АККУМУЛЯТОРА
   
       На  автомобилях  применяют стартерные свинцовые  аккумуляторные
   батареи.  Свинцовый  аккумулятор относится к  химическим  элементам
   (источникам) тока.
       В свинцовом аккумуляторе процессы протекают обратимо. Процесс,
   при  котором  происходит   преобразование  химической   энергии  в
   электрическую,  называется  разрядом,  обратный процесс - зарядом.
   Активными  веществами  заряженного аккумулятора являются: двуокись
   свинца    (PbO )   темно-коричневого   цвета    (на  положительном
                 2
   электроде),    губчатый    свинец    (Pb)    темно-серого    цвета
   (на  отрицательном  электроде) и  водный  раствор  серной  кислоты
   (H SO  + H O)  -  электролит,  в  котором   помещаются  электроды.
     2  4    2
   В процессе  разряда  (рис. 4.1а - не приводится)  активная   масса
   отрицательного  и  положительного   электродов   преобразуется   в
   сульфат свинца   (PbSO). При этом темно-серый цвет  отрицательного
   меняется на светло-серый, а темно-коричневый положительного  -  на
   светло-коричневый. Так  как   в  процессе  разряда  на  протекание
   реакции  расходуется  серная кислота и образуется  вода, плотность
   электролита постепенно уменьшается. В процессе заряда (рис. 4.1б -
   не   приводится)  ток  по   цепи   протекает   в   противоположном
   направлении.  При  этом происходит    восстановление    материалов
   электродов. Процесс сопровождается увеличением  количества  серной
   кислоты в электролите - плотность  электролита  повышается.  После
   полного   восстановления   активных    веществ   положительных   и
   отрицательных  электродов плотность  электролита  стабилизируется.
   Это служит  признаком конца зарядки аккумулятора. В  конце  заряда
   начинается процесс разложения воды на кислород и водород,  который
   сопровождается  появлением  на поверхности  электролита  пузырьков
   газа.  Этот  процесс называется "кипением" электролита. Химические
   изменения,    происходящие    при   разряде-заряде   в   свинцовом
   аккумуляторе, описываются уравнением:
   
                  PbO  + Pb + 2H SO  <=> 2PbSO  + 2H O,
                     2          2  4          4     2
   
       где  при  чтении  слева  направо  -  процесс разряда, а справа
   налево - заряд.
   
          5. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СВИНЦОВЫХ СТАРТЕРНЫХ
                        АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
   
       Свинцовые  стартерные аккумуляторные батареи в  зависимости  от
   типа  имеют свои конструктивные особенности, однако в их устройстве
   много  общего.  В  соответствии  с  определением  аккумулятора  как
   гальванического   элемента,  предназначенного   для   многократного
   использования, все аккумуляторы состоят из разноименных  электродов
   и  электролита,  помещенных в один сосуд. Однако в  зависимости  от
   применяемых  материалов  для корпусных  деталей,  конструктивных  и
   технологических,  а  также эксплуатационных особенностей  различают
   традиционные   аккумуляторные  батареи  и  батареи,  не   требующие
   обслуживания в условиях эксплуатации (необслуживаемые) <*>.
   --------------------------------
       <*>  Термин "необслуживаемые" батареи носит условный  характер,
   так  как эти батареи все же обслуживаются, но в меньшем объеме, чем
   традиционные.
   
       В  свою очередь, традиционные батареи собираются в корпусах  из
   эбонита  с  отдельными крышками и герметизирующей  мастикой  или  в
   пластмассовых моноблоках с общей крышкой.
   
                  5.1. Батареи с отдельными крышками
   
       Батареи  выпускаются  в  едином  моноблоке  (рис.  5.1   -   не
   приводится)  из  эбонита  или  пластмассы.  Моноблок   2   разделен
   перегородками  на  отсеки. На дне каждого отсека  имеются  опоры  в
   виде  призм  12 для опоры электродов и сепараторов. Призмы  создают
   пространство для накопления шлама, который образуется в  результате
   осыпания  активной массы электродов, что предохраняет  разноименные
   электроды от замыкания шламов и разряда батареи.
       В  отсеке моноблока размещены отрицательные 1 и положительные 3
   электроды.  Электроды разделены сепараторами 2  и  собраны  в  блок
   электродов  13. Электроды одной полярности сварены  между  собой  с
   определенным  зазором  свинцовым мостиком 6,  к  которому  приварен
   борн 4.
       Для уменьшения коробления крайней положительной пластины, ввиду
   значительного  изменения  объема  ее  активной  массы  при  разряде
   аккумулятора, у большинства батарей положительных пластин  в  блоке
   устанавливается на одну меньше, чем отрицательных. Благодаря  этому
   обе   стороны   положительной  пластины  подвергаются   одинаковому
   изменению  массы,  и  она меньше коробится. Над  блоком  электродов
   установлен  эбонитовый или пластмассовый щиток 5 для  предохранения
   верхних   кромок   сепараторов  от  механических  повреждений   при
   измерении  плотности  или  при проверке уровня  электролита.  Щиток
   выполнен  из  хлорвинила  или  другого  кислотостойкого  материала.
   Каждый аккумулятор закрывается отдельной крышкой 7 из эбонита.
       Крышка   имеет  отверстие  для  заливки  электролита,  закрытое
   резьбовой   пробкой   9.   Аккумуляторы   соединены   между   собой
   последовательно  перемычками  8 следующим  образом:  выводной  борн
   отрицательных электродов первого аккумулятора соединяется с  борном
   положительных   электродов   второго   аккумулятора.    На    борны
   положительных   электродов  первого  аккумулятора  и  отрицательных
   последнего  аккумулятора  наварены  конусные  полюсные  выводы  10,
   служащие  для присоединения аккумуляторной батареи к внешней  цепи.
   Места   сопряжения  крышек  7  с  моноблоком  уплотнены  резиновыми
   прокладками  или  асбестовым  шнуром и  герметизированы  заливочной
   битумной  мастикой.  Уплотнения предохраняют от  попадания  мастики
   внутрь   аккумулятора.  Большинство  моноблоков  имеют  специальные
   посадочные  места  для крышек. В этом случае уплотнения  не  нужны.
   Аккумуляторные  батареи,  имеющие большую массу,  снабжены  ручками
   для  переноски. Размеры полюсных выводов (рис. 5.2 - не приводится)
   стандартизированы. Для надежного крепления наконечников  стартерных
   проводов  выводы выполнены конусными. В зависимости  от  полярности
   выводы  обозначены  знаками  "+"  или  "-".  Плюсовой  вывод  имеет
   больший  диаметр.  У  некоторых аккумуляторных батарей  конструкция
   полюсных выводов предусматривает крепление болтовым соединением.
       Электрод стартерной аккумуляторной батареи состоит (рис. 5.3  -
   не  приводится)  из  решетки,  ячейки  которой  заполнены  пористой
   активной  массой.  Решетка  состоит  из  рамки  1,  вертикальных  и
   горизонтальных жилок, токопроводящего ушка 2, за которое  электроды
   приварены  к  мостику, и двух ножек 3, которыми электрод  опирается
   на призмы моноблока.
       Сепараторы   представляют   собой   тонкие   листы    пористого
   кислотостойкого    материала   (рис.   5.4   -   не    приводится),
   предназначенные    для   предотвращения   замыкания    разноименных
   электродов.   Материалом   сепаратора   служит   мипор,    мипласт,
   поровинил,  порвинг,  винипор.  Обычно  сепараторы  имеют  с  одной
   стороны   гладкую  поверхность,  с  другой  -  ребристую,   которая
   обращена  к  положительному  электроду,  что  обеспечивает   лучшее
   поступление к нему электролита.
       На  рисунке  5.5 (не приводится) показана конструкция  наиболее
   широко применяемых крышек аккумулятора.
       Два  отверстия  1  служат для вывода борнов  блока  электродов,
   третье  -  резьбовое  отверстие  2 -  для  заливки  электролита.  В
   отверстия  1  крышки запрессованы свинцовые втулки  3.  При  сварке
   борна  с  крышкой  или полюсными выводами одновременно  сваривается
   верхняя  часть втулок для обеспечения герметизации крышки  в  месте
   выхода  борна.  Пробки  (рис. 5.6 - не приводится)  изготовляют  из
   эбонита  или  пластмассы. Пробки имеют вентиляционные отверстия  1,
   обеспечивающие   выход  газов.  Для  предотвращения   выплескивания
   электролита   во  время  движения  автомобиля  между   пробками   и
   отверстиями   устанавливают  резиновые  шайбы  2,  а  сами   пробки
   снабжают  отражателями  3.  Некоторые  пластмассовые  пробки  имеют
   конусные  бортики 4, плотно прилегающие к горловинам  отверстий.  В
   этом случае резиновая шайба не ставится.
       При хранении аккумуляторных батарей, не залитых электролитом, в
   каждое    отверстие   устанавливают   уплотнительный    диск    или
   вентиляционное  отверстие заклеивают липкой лентой  для  исключения
   доступа   воздуха   в   аккумуляторы  и  предотвращения   окисления
   электродов.   В  большинстве  пластмассовых  пробок  вентиляционные
   отверстия  заканчиваются глухим приливом 5, который  перед  началом
   эксплуатации необходимо срезать.
       Для   уменьшения  электрического  сопротивления   межэлементных
   перемычек  в некоторых конструкциях батарей борны имеют  залитые  в
   свинцовый  корпус  медные  стержни,  а  межэлементные  перемычки  -
   медные  планки. Последние конструкции аккумуляторных батарей  имеют
   общую    крышку.    В   этом   случае   соединение    аккумуляторов
   осуществляется   укороченными  межэлементными  соединениями   через
   перегородки  между  аккумуляторами, что  значительно  уменьшает  их
   сопротивление  и сокращает расход свинца. Общая крышка  соединяется
   с  моноблоком  при помощи состава на основе оксидных  смол.  Ремонт
   батарей  с  общей  крышкой,  неразъемно соединенных  с  моноблоком,
   практически  невозможен. В них невозможно  также  проверять  каждый
   аккумулятор  нагрузочной вилкой. Наружная поверхность крышки  таких
   аккумуляторных батарей меньше загрязняется, что снижает  саморазряд
   батареи.
       На   автомобилях  КамАЗ  применяют  батареи  6СТ-190   ТР   без
   электроподогрева и 6СТ-190 ТР-Н с электроподогревом (рис. 5.7 -  не
   приводится), обеспечивающим нормальную работоспособность батареи  в
   зимнее время при температуре воздуха до минус 40 -C.
       В   специальные   карманы,   выполненные   в   стенке   каждого
   аккумулятора,  устанавливается по одному нагревательному  элементу,
   состоящему  из  графитизированного вискозного шнура, помещенного  в
   перфорированный футляр из кислотостойкого материала  (фторопласта).
   Нагревательные  элементы соединены параллельно и  подключены  через
   термовыключатель к двум зажимам колодки, закрепленной  на  наружной
   стенке  бака. При необходимости подогрева электролита подогреватель
   подключают   к   постороннему   источнику   электрической   энергии
   напряжением   24   (В)   и   мощностью   600   (Вт).   Термоэлемент
   автоматически  включает  нагревательные  элементы  при  температуре
   электролита  ниже  10  -C  и  отключает  их  из  цепи  при  15  -C.
   Электронагреватель  используют только в зимнее время  при  хранении
   автомобилей  на  открытых  площадках. Для уменьшения  сопротивления
   аккумуляторных   батарей   6СТ-190   ТР-Н   и    6СТ-190    ТР    в
   межаккумуляторные  перемычки и выводы  полублоков  пластин  при  их
   изготовлении заливают медные пластины. На межэлементном  соединении
   между  третьим  и четвертым аккумуляторами имеется маркировка,  где
   указаны:  тип  батареи,  номер  технических  условий,  которым  она
   соответствует,  год  и  месяц  выпуска  и  товарный  знак   завода-
   изготовителя.
       Для   удобства   заливки  и  контроля  уровня   электролита   в
   эксплуатации отверстия в крышке аккумулятора выполнены  с  глубокой
   горловиной (трубусом).
       Полюсные  выводы  батареи выполнены под болтовое  соединение  с
   резьбой  М10  и  крепятся  к  моноблоку  двумя  винтами,  с   целью
   исключения  случайных  замыканий полюсные выводы  закрыты  клеммной
   крышкой.  Сверху  батарея защищена крышкой,  снижающей  загрязнение
   поверхности.   Марка   нагревательного   элемента   -   НГТФ-100-1.
   Количество  элементов - 6. Термовыключатель установлен в  одном  из
   аккумуляторов  батареи. Пластины имеют размеры 135,5  x  143  (мм).
   Толщина  отрицательных  пластин - 1,9  (мм),  положительных  -  2,3
   (мм).  Число отрицательных пластин в блоке - 15, а положительных  -
   14.  Сепараторы батарей 6СТ-190 ТР изготовлены из мипора, а 6СТ-190
   ТМ  -  мипласта. Моноблок выполнен из термопластовой полиэтиленовой
   композиции.
   
        5.2. Батареи в пластмассовых моноблоках с общей крышкой
   
       Устройство    необслуживаемой    аккумуляторной    батареи    в
   полипропиленовом моноблоке с общей крышкой приведено  на  рис.  5.8
   (не   приводится).  Такая  батарея  имеет  следующие  преимущества:
   сокращение   массы   корпусных  деталей  при  обеспечении   высокой
   механической  прочности  при  отрицательных  температурах.  Толщина
   стенок  у полипропиленового моноблока составляет 1,5 - 3,5 (мм)  (у
   эбонитового - 9 - 10 (мм)), а масса снизилась более чем в 5 раз  (у
   эбонитовых  -  6 - 12 (кг)) и составляет всего 4 - 5% от  суммарной
   массы   аккумуляторной   батареи   с   электролитом.   Эластичность
   полипропилена позволяет по-новому соединять аккумуляторы в  батарею
   -   через  отверстия  в  перегородках  моноблока  (рис.  5.9  -  не
   приводится).  Для  батарей,  например, 6СТ-190  А,  работающих  при
   повышенных  механических  нагрузках  (удары  и  вибрация),  созданы
   конструкция  и  способ  соединения (рис.  5.10  -  не  приводится),
   обеспечивающие   повышенную  устойчивость  к  таким   воздействиям.
   Использование    новых    конструкций   межэлементных    соединений
   аккумуляторов позволяет снизить потери на соединительных деталях  и
   на  0,1  -  0,3  (В)  повысить напряжение  при  стартерном  разряде
   батареи,  уменьшить расход свинца на батареях емкостью до 100  (Ач)
   на  0,5 - 0,9 (кг), а на батареях емкостью свыше 100 (Ач) - на  1,5
   -  3,0 (кг). Герметизация батареи осуществляется методом контактно-
   тепловой  сварки  моноблока  и  общей  крышки  (рис.  5.11   -   не
   приводится),  которая обеспечивает герметичность как  по  периметру
   батареи,  так и между отдельными аккумуляторами при температуре  от
   -50  -C  до +70 -C. Перечисленные усовершенствования имеют батареи:
   6СТ-50  А,  3СТ-215 А, 6СТ-190 А. В необслуживаемых  аккумуляторных
   батареях  содержание сурьмы сплавов токоотводов снижено  в  2  -  3
   раза  по  сравнению с обычными батареями и составляет 2 -  3%.  Это
   обеспечивает   подзаряд  аккумуляторной  батареи  практически   без
   газовыделения.  Кроме  того,  скорость саморазряда  уменьшается  до
   0,08  -  0,1%  в  сутки,  т.е.  в  5  -  6  раз.  По  сравнению   с
   традиционными  батареями у необслуживаемых  для  увеличения  запаса
   электролита над электродами без увеличения высоты батареи  один  из
   электродов   помещен   в  сепаратор-конверт   (рис.   5.12   -   не
   приводится),   образуемый   двумя   сваренными   с   трех    сторон
   сепараторами,  что  практически  исключает  замыкание  разноименных
   электродов.
       Электродный  блок установлен непосредственно на  дно  моноблока
   (рис.  5.13б  -  не  приводится), в результате электролит,  который
   раньше  находился  под электродом и не принимал участия  в  работе,
   теперь  находится над электродами и более чем в два раза  пополняет
   ту  его  часть,  которая может быть израсходована  в  период  между
   доливками  дистиллированной воды. В итоге доливка  воды  в  батарею
   при  исправном электрооборудовании будет необходима не чаще  чем  1
   раз в 1,5 - 2 года или еще реже.
       Общий   вид   некоторых  стартерных  батарей  в   пластмассовых
   (полипропиленовых) тонкостенных моноблоках с общей крышкой,  в  том
   числе   необслуживаемой  (б  и  д),  показан  на  рис.   5.14   (не
   приводится). На рис. 5.15 (не приводится) показана батарея  6СТ-190
   ТМ,  которая  выпускается в пластмассовом (полиэтилен,  наполненный
   каолином)   моноблоке   с   отдельными  аккумуляторными   крышками,
   загерметизированными мастикой.
   
         6. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
   
       Основные характеристики аккумуляторных батарей, предназначенных
   для  автомобилей и других машин, приведены в табл. 6.1,  6.2,  6.3,
   6.4.  Основные  параметры и размеры аккумуляторных  батарей  должны
   соответствовать стандарту на конкретный тип и исполнение батарей.
   
                                                           Таблица 6.1
   
                 ХАРАКТЕРИСТИКИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
   
   ------------T---------------------------------T------------------T----------------¬
   ¦Обозначение¦     Габаритные размеры, мм      ¦Масса материи, кг ¦     Номер      ¦
   ¦  (тип) и  +-------------T---------T---------+---------T--------+  технических   ¦
   ¦исполнение ¦    Длина    ¦ Ширина  ¦ Высота  ¦Без элек-¦С элек- ¦   условий и    ¦
   ¦  батареи  ¦             ¦         ¦         ¦тролита  ¦тролитом¦   требований   ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦     1     ¦      2      ¦    3    ¦    4    ¦    5    ¦   6    ¦       7        ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦                         Традиционные 6-вольтовые батареи                        ¦
   +-----------T-------------T---------T---------T---------T--------T----------------+
   ¦           ¦             ¦         ¦   +4    ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦3СТ-150 ЭМ ¦324 +/- 2    ¦175 +/- 1¦236      ¦21,1     ¦27,2    ¦ТУ 16-563.047-86¦
   ¦           ¦             ¦         ¦   -2    ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦           ¦             ¦         ¦   +4    ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦3СТ-155 ЭМ ¦324 +/- 2    ¦175 +/- 1¦236      ¦22,7     ¦26,6    ¦ТУ 16-729.169.79¦
   ¦           ¦             ¦         ¦   -2    ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦           ¦   +2        ¦   +1    ¦         ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦3СТ-215 ЭМ ¦426          ¦194      ¦240 +/- 2¦32,5     ¦41,5    ¦ТУ 16-563.049-86¦
   ¦           ¦   -3        ¦   -6    ¦         ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦3СТ-215 А  ¦425 +/- 1,5  ¦174 +/- 1¦238 +/- 2¦24,8     ¦33,9    ¦ТУ 16-563.009-84¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦                        Традиционные 12-вольтовые батареи                        ¦
   +-----------T-------------T---------T---------T---------T--------T----------------+
   ¦           ¦             ¦         ¦   +4    ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦6СТ-50 ЭМ  ¦258 +/- 2    ¦174 +/- 1¦234      ¦15,9     ¦20,8    ¦ТУ 16-563.038-86¦
   ¦           ¦             ¦         ¦   -3    ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦6СТ-50 А   ¦230 +/- 1    ¦174 +/- 1¦222 +/- 2¦11,9     ¦16,3    ¦ТУ 16-563.018-86¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦           ¦             ¦   +2    ¦         ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦6СТ-55 ЭМ  ¦260 +/- 2    ¦172      ¦223 +/- 3¦17,4     ¦21,0    ¦ТУ 16-563.039-86¦
   ¦           ¦             ¦   -1    ¦         ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦           ¦             ¦   +2    ¦         ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦6СТ-60 ЭМ  ¦280 +/- 3    ¦180      ¦237      ¦19,2     ¦24,7    ¦ТУ 16-563.040-86¦
   ¦           ¦             ¦   -0,5  ¦   -2    ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦           ¦   +2        ¦         ¦   +4    ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦6СТ-75 ЭМ  ¦356          ¦176 +/- 1¦236      ¦23,3     ¦30,3    ¦ТУ 16-563.041-86¦
   ¦           ¦   -1,5      ¦         ¦   -1,5  ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦           ¦             ¦         ¦   +5    ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦6СТ-75 ТМ  ¦356 +/- 2    ¦176 +/- 2¦233      ¦21,7     ¦28,1    ¦ТУ 16-563.042-86¦
   ¦           ¦             ¦         ¦   -1,5  ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦6СТ-75 А   ¦340 +/- 2    ¦168 +/- 2¦232 +/- 2¦19,5     ¦25,4    ¦ТУ 16-729.118-81¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦           ¦             ¦         ¦   +4    ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦6СТ-90 ЭМ  ¦419 +/- 1,5  ¦185 +/- 1¦236      ¦27,6     ¦35,0    ¦ТУ 16-563.043-86¦
   ¦           ¦             ¦         ¦   -2    ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦6СТ-132 ЭМ ¦510 +/- 4    ¦209 +/- 2¦241 +/- 3¦39,2     ¦49,8    ¦ТУ 16-563.045-86¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦6СТ-182 ЭМ ¦520 +/- 2    ¦230 +/- 2¦240 +/- 3¦54,9     ¦69,6    ¦ТУ 16-563.048-86¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦           ¦             ¦   +1    ¦   +2    ¦         ¦        ¦                ¦
   ¦6СТ-190 ТМ ¦582 +/- 5    ¦236      ¦236      ¦56,1     ¦70,6    ¦ТУ 16-529.951-78¦
   ¦           ¦             ¦   -2    ¦         ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦6СТ-190 А  ¦524 +/- 1    ¦239 +/- 1¦241 +/- 2¦43,5     ¦58,5    ¦ТУ 16-729.384-83¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦6СТ-55 А   ¦241,5 +/- 0,5¦175      ¦210      ¦11,2     ¦16,5    ¦ТУ 16-563.032-86¦
   ¦           ¦             ¦   -0,7  ¦   -4    ¦         ¦        ¦                ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦6СТ-66 А   ¦301 +/- 0,5  ¦175      ¦210      ¦13,3     ¦19,0    ¦ТУ 16-89.ИЛАЕ.  ¦
   ¦           ¦             ¦   -0,5  ¦   -3    ¦         ¦        ¦563.412         ¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦6СТ-77 А   ¦339,1 +/- 1  ¦175      ¦210      ¦15,2     ¦22,1    ¦ТУ 16-88.       ¦
   ¦           ¦             ¦   -0,5  ¦   -3    ¦         ¦        ¦ИЛАЕ.563.412.014¦
   +-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+----------------+
   ¦6СТ-110 А  ¦330 +/- 1    ¦239      ¦230      ¦23,3     ¦32,5    ¦ТУ 16-88.ИЛАЕ.  ¦
   ¦           ¦             ¦   -0,5  ¦   -3    ¦         ¦        ¦563.413.007     ¦
   L-----------+-------------+---------+---------+---------+--------+-----------------
   
                                                           Таблица 6.2
   
                 ХАРАКТЕРИСТИКА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
   
   -------------T-----------------T------------T--------------------¬
   ¦Обозначение,¦   Номинальная   ¦    Ток     ¦      Основная      ¦
   ¦    тип и   ¦ емкость батареи ¦контрольного¦   применяемость    ¦
   ¦ исполнение ¦   при режиме    ¦разряда при ¦      батареи       ¦
   ¦   батареи  ¦   разряда, Ач   ¦  18 -C, А  ¦                    ¦
   ¦            +--------T--------+            ¦                    ¦
   ¦            ¦20 часов¦10 часов¦            ¦                    ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦      1     ¦   2    ¦   3    ¦     4      ¦         5          ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦                Традиционные 6-вольтовые батареи                ¦
   +------------T--------T--------T------------T--------------------+
   ¦3СТ-150 ЭМ  ¦150     ¦135     ¦450         ¦Автобусы ЛАЗ,       ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦тракторы МТЗ-5М,    ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦МТЗ-7М, Т-25, Т-16М ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦3СТ-155 ЭМ  ¦155     ¦135     ¦465         ¦-                   ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦3СТ-215 ЭМ  ¦215     ¦195     ¦245         ¦Тракторы МТЗ и КМЗ  ¦
   ¦<1>, <2>    ¦        ¦        ¦            ¦с прямым пуском     ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦3СТ-215 А   ¦-       ¦-       ¦-           ¦-                   ¦
   ¦<2>         ¦        ¦        ¦            ¦                    ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦                Традиционные 12-вольтовые батареи               ¦
   +------------T--------T--------T------------T--------------------+
   ¦6СТ-50 ЭМ   ¦50      ¦45      ¦150         ¦Тракторы Т-40,      ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦Т-74, МТЗ, ДТ-75,   ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦автомобили ВАЗ      ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦(все модели выпуска ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦до 1985 г.)         ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-50 А    ¦50      ¦45      ¦175         ¦-                   ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-55 МЭМ  ¦55      ¦50      ¦255         ¦-                   ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-60 ЭМ   ¦60      ¦54      ¦180         ¦Легковые автомобили ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦ГАЗ, УАЗ (все       ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦модели), РАФ        ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-75 ЭМ   ¦75      ¦68      ¦270         ¦ГАЗ (все грузовые   ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦модели с бензиновыми¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦двигателями)        ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-75 ТМ   ¦-       ¦-       ¦-           ¦-                   ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-75 А    ¦-       ¦-       ¦-           ¦-                   ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-90 ЭМ   ¦90      ¦81      ¦270         ¦ЗИЛ (все грузовые   ¦
   ¦<2>         ¦        ¦        ¦            ¦модели с бензиновыми¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦двигателями)        ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-132 ЭМ  ¦132     ¦120     ¦396         ¦БелАЗ               ¦
   ¦<2>         ¦        ¦        ¦            ¦                    ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-182 ЭМ  ¦182     ¦165     ¦546         ¦МАЗ-5335 и модифика-¦
   ¦<2>         ¦        ¦        ¦            ¦ции, КрАЗ-256 и мо- ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦дификации, тракторы ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦К-700, Т-220, Т-330 ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-190 ТМ  ¦190     ¦170     ¦570         ¦КамАЗ               ¦
   ¦<2>, <3>    ¦        ¦        ¦            ¦                    ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-190 А   ¦190     ¦170     ¦570         ¦-                   ¦
   ¦<2>, <3>    ¦        ¦        ¦            ¦                    ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦              Необслуживаемые 12-вольтовые батареи              ¦
   +------------T--------T--------T------------T--------------------+
   ¦6СТ-55 А    ¦53      ¦50      ¦255         ¦АЗЛК-2141, ВАЗ      ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦выпуска с 1985 г.   ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-66 А    ¦66      ¦60      ¦300         ¦ГАЗ-24-10, 3102, УАЗ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-77 А <2>¦77      ¦70      ¦350         ¦ГАЗ (грузовые с     ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦бензиновыми         ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦двигателями)        ¦
   +------------+--------+--------+------------+--------------------+
   ¦6СТ-110 А   ¦110     ¦100     ¦470         ¦ГАЗ (грузовые с     ¦
   ¦<2>, <3>    ¦        ¦        ¦            ¦дизельным           ¦
   ¦            ¦        ¦        ¦            ¦двигателем)         ¦
   L------------+--------+--------+------------+---------------------
   
   --------------------------------
       <1>  Батарея  снята  с  производства и выпускается  только  для
   поставок  на  технику,  находящуюся в эксплуатации  (для  ремонтных
   целей).
       <2> Батарея имеет ручки для переноски.
       <3> Батарея имеет выводы под болты.
   
                                                           Таблица 6.3
   
             НЕКОТОРЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭЛЕМЕНТОВ
                    МАССОВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БАТАРЕЙ
   
   ----------T-----T------T----------T------T--------T-------T-------T------T------T-----¬
   ¦ Батареи ¦Ем-  ¦Число ¦Число по- ¦Высота¦Односто-¦Толщина¦Толщина¦Толщи-¦Толщи-¦Шаг  ¦
   ¦         ¦кость¦акку- ¦ложитель- ¦элект-¦ронняя  ¦положи-¦отрица-¦на се-¦на се-¦сбор-¦
   ¦         ¦С  , ¦муля- ¦ных/отри- ¦родов,¦площадь ¦тельно-¦тельно-¦пара- ¦пара- ¦ки,  ¦
   ¦         ¦ 20  ¦торов ¦цательных ¦мм    ¦электро-¦го эле-¦го эле-¦торов ¦торов ¦мм   ¦
   ¦         ¦Ач   ¦в ба- ¦электро-  ¦      ¦дов,    ¦ктрода,¦ктрода,¦по ре-¦по те-¦     ¦
   ¦         ¦     ¦тарее,¦дов в ба- ¦      ¦кв. м   ¦мм     ¦мм     ¦бру,  ¦лу, мм¦     ¦
   ¦         ¦     ¦шт.   ¦тарее, шт.¦      ¦        ¦       ¦       ¦мм    ¦      ¦     ¦
   +---------+-----+------+----------+------+--------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦6СТ-50   ¦  50 ¦  6   ¦   4/4    ¦0,1335¦ 0,0191 ¦  1,9  ¦  1,9  ¦ 1,5  ¦ 0,7  ¦0,7  ¦
   +---------+-----+------+----------+------+--------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦6СТ-55   ¦  55 ¦  6   ¦   6/7    ¦0,1190¦ 0,0170 ¦  1,7  ¦  1,4  ¦ 1,1  ¦ 0,65 ¦0,55 ¦
   +---------+-----+------+----------+------+--------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦6СТ-55 АЗ¦  55 ¦  6   ¦   7/6    ¦0,1230¦ 0,0171 ¦  1,7  ¦  1,4  ¦ 1,1  ¦ 0,65 ¦0,55 ¦
   +---------+-----+------+----------+------+--------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦6СТ-75   ¦  75 ¦  6   ¦   5/6    ¦0,1355¦ 0,0191 ¦  2,3  ¦  1,9  ¦ 1,5  ¦ 0,7  ¦0,74 ¦
   +---------+-----+------+----------+------+--------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦6СТ-90   ¦  90 ¦  6   ¦   7/7    ¦0,1335¦ 0,0191 ¦  1,9  ¦  1,9  ¦ 1,5  ¦ 0,7  ¦0,7  ¦
   +---------+-----+------+----------+------+--------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦6СТ-132  ¦ 132 ¦  6   ¦   9/10   ¦0,1335¦ 0,0191 ¦  2,3  ¦  1,9  ¦ 1,5  ¦ 0,7  ¦0,7  ¦
   +---------+-----+------+----------+------+--------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦6СТ-132 А¦ 132 ¦  6   ¦  10/10   ¦0,1335¦ 0,0191 ¦  1,9  ¦  1,9  ¦ 1,5  ¦ 0,7  ¦0,7  ¦
   +---------+-----+------+----------+------+--------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦6СТ-190  ¦ 190 ¦  6   ¦  14/15   ¦0,1335¦ 0,0191 ¦  2,3  ¦  1,9  ¦ 1,5  ¦ 0,75 ¦0,7  ¦
   +---------+-----+------+----------+------+--------+-------+-------+------+------+-----+
   ¦6СТ-190 А¦ 190 ¦  6   ¦  15/15   ¦0,1335¦ 0,0191 ¦  1,9  ¦  1,9  ¦ 1,5  ¦ 0,35 ¦0,7  ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное