Стр. 13
¦- клиническое значение исследования содер-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦жания и функциональной активности грануло-¦ ¦ ¦ ¦
¦цитов, моноцитов крови, естественных килле-¦ ¦ ¦ ¦
¦ров и Тк-лимфоцитов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- клиническое значение исследования содер-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦жания и функциональной активности неспеци-¦ ¦ ¦ ¦
¦фических гуморальных факторов: белков сис-¦ ¦ ¦ ¦
¦темы комплемента, лизоцима, острофазных¦ ¦ ¦ ¦
¦белков; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- клиническое значение исследования содер-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦жания и функциональной активности Т-,¦ ¦ ¦ ¦
¦В-лимфоцитов и их субпопуляций; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- клиническое значение исследования содер-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦жания иммуноглобулинов разных классов и¦ ¦ ¦ ¦
¦субклассов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- механизмы протективного иммунитета при¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦различных инфекционных заболеваниях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунотропность инфекционных агентов и¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦инфекции иммунной системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунодиагностика инфекционных болезней; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- лабораторно-клинические исследования в¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦прогнозировании характера течения инфекци-¦ ¦ ¦ ¦
¦онных заболеваний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунитет при пересадке органов и тканей;¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- наследственные (первичные) и приобретен-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦ные (вторичные) иммунодефицитные состояния;¦ ¦ ¦ ¦
¦- принципы лабораторной диагностики иммуно-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦дефицитов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- антигенные системы эритроцитов человека¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦(АВО и др. системы); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунологический конфликт матери и плода¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦по антигенам клеток крови; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунные и аутоиммунные гемолитические¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦анемии (прямая и непрямая пробы Кумбса и¦ ¦ ¦ ¦
¦др. методы); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- антигены лейкоцитов человека; ¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- антилейкоцитарные антитела и их роль в¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦патологии (осложнения при переливании кро-¦ ¦ ¦ ¦
¦ви, лейкопении, нейтропении новорожденных);¦ ¦ ¦ ¦
¦- аллергические заболевания, иммунодиагнос-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тика аллергических реакций немедленного ти-¦ ¦ ¦ ¦
¦па; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунодиагностика аллергических реакций¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦замедленного типа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунодиагностика системных заболеваний¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦соединительной ткани; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунодиагностика аутоиммунных заболева-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ний эндокринной системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунная система при опухолевых заболева-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦ниях и их иммунодиагностика; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменение иммунореактивности онкологичес-¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦ких больных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- неоплазмы иммунной системы; ¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦- иммунодиагностика моноклональных гаммапа-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦тий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- иммунология болезней нервной системы и¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦иммунологические методы их исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- организация работы иммунологических лабо-¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦раторий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- современное техническое оборудование для¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦выполнения тестов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По медико-генетическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- предмет и задачи медицинской генетики; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- понятие о наследственных болезнях и бо-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лезнях с наследственной предрасположен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ностью; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- роль нуклеиновых кислот в хранении и реа-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦лизации генетической информации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- генетический код: основные характеристи-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦ки, этапы расшифровки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- генетика человека: молекулярные и цитоло-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦гические основы наследственности: роль ядра¦ ¦ ¦ ¦
¦и цитоплазмы, хромосомы и хромосомный на-¦ ¦ ¦ ¦
¦бор, структурно-функциональная организация¦ ¦ ¦ ¦
¦хромосом, структурные перестройки хромосом,¦ ¦ ¦ ¦
¦их типы и хромосомный дисбаланс; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- гены и признаки: законы передачи наследс-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦твенных признаков (гомо- и гетерозигот-¦ ¦ ¦ ¦
¦ность), генотип и фенотип; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные типы наследования; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- иммуногенетические взаимоотношения макро-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦и микроорганизма; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменчивость: мутационная изменчивость,¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦классификация мутаций, мутагенные факторы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- методы диагностики наследственных болез-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ней: цитогенетические, морфологические, би-¦ ¦ ¦ ¦
¦охимические, пренатальные; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- выявление наследственной патологии ново-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦рожденных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- медико-генетическое консультирование (ла-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦бораторное исследование, определение гене-¦ ¦ ¦ ¦
¦тического риска). ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин¦ ¦ ¦ ¦
¦- современные методы обследования больного;¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- основы первичной реанимации; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- основы дозиметрии ионизирующих излучений;¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- основные источники облучения человека,¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦основы радиационной безопасности, гигиени-¦ ¦ ¦ ¦
¦ческого нормирования радиационного фактора;¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦4. Умения: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- оказать помощь на догоспитальном этапе¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦при механической асфиксии, утоплении, пора-¦ ¦ ¦ ¦
¦жении электрическим током; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- сформулировать лабораторный диагноз с вы-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦делением характерных показателей и сопутс-¦ ¦ ¦ ¦
¦твующих изменений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- владеть методом статистического анализа; ¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- владеть навыками проведения внутрилабора-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦торного и межлабораторного контроля качест-¦ ¦ ¦ ¦
¦ва лабораторных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести анализ работы лаборатории, опре-¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦делить способы ее улучшения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- на основе анализа статистических показа-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦телей определить перечень организационных¦ ¦ ¦ ¦
¦мероприятий и разработать меры по их выпол-¦ ¦ ¦ ¦
¦нению для улучшения диагностического про-¦ ¦ ¦ ¦
¦цесса; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- организовать рабочее место для проведения¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦морфологических (цитологических), биохими-¦ ¦ ¦ ¦
¦ческих, иммунологических, генетических и¦ ¦ ¦ ¦
¦других исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- организовать работу среднего медицинского¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦персонала; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести лабораторное обследование боль-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ных с помощью экспресс-методов (при отрав-¦ ¦ ¦ ¦
¦лениях, массовых поражениях, катастрофах,¦ ¦ ¦ ¦
¦авариях); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- отобрать материал для микроскопического¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- приготовить, зафиксировать и окрасить¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦препарат для исследования клеточных элемен-¦ ¦ ¦ ¦
¦тов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- отобрать и обработать биоматериал для би-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦охимического исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- работать с контрольным материалом (сыво-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦роткой, клеточной суспензией, мазками и¦ ¦ ¦ ¦
¦др.); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- оценить результаты исследования; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- оформить документацию, предусмотренную¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦директивными документами МЗ РФ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- работать на анализаторах, имеющихся в ла-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦боратории. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По гематологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- идентифицировать клеточные элементы пери-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ферической крови, костного мозга, лимфати-¦ ¦ ¦ ¦
¦ческого узла; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести морфологическую, цитохимическую¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦дифференциальную диагностику острых лейко-¦ ¦ ¦ ¦
¦зов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести морфологическую, дифференциаль-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦ную диагностику хронических лейкозов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- характеризовать стадии хронических лейко-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦зов и динамику гематологических изменений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести морфологическую дифференциальную¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦диагностику парапротеинемических гемоблас-¦ ¦ ¦ ¦
¦тозов и их иммунохимическую идентификацию; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- дифференцировать различные формы анемий¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦по лабораторным показателям; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- интерпретировать динамику лабораторных¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦показателей в различные стадии болезни; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- диагностировать агранулоцитоз по гемато-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦логическим показателям; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- интерпретировать динамику лабораторных¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦показателей периферической крови и костного¦ ¦ ¦ ¦
¦мозга при агранулоцитозе; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести дифференциальную лабораторную¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦диагностику геморрагических диатезов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- оценить изменения периферической крови и¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦костного мозга при миелоидной дисплазии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- дифференцировать LE-клетки; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- идентифицировать лабораторные показатели¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦при гистиоцитозах. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По общеклиническим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- идентифицировать клеточные и другие эле-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦менты в мокроте, моче, желудочном и дуоде-¦ ¦ ¦ ¦
¦нальном содержимом, ликворе, экссудатах,¦ ¦ ¦ ¦
¦транссудатах, отделяемом половых органов,¦ ¦ ¦ ¦
¦коже, волосах, ногтях, соскобах и другом¦ ¦ ¦ ¦
¦биоматериале; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- оценить лабораторные показатели при забо-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦леваниях легких, пищеварительной системы,¦ ¦ ¦ ¦
¦органов мочевыделительной и половой систе-¦ ¦ ¦ ¦
¦мы, поражениях серозных оболочек; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определять клинико-диагностическое значе-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ние лабораторных показателей. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По цитологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- выявлять клеточные элементы острого и¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦хронического воспалительного процесса, в¦ ¦ ¦ ¦
¦том числе гранулематозного, элементы грану-¦ ¦ ¦ ¦
¦ляционной ткани; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- дифференцировать пролиферацию, гиперпла-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦зию, метаплазию и другие фоновые процессы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- цитохимические исследования цитологичес-¦ ¦ ¦ ¦
¦кого материала (PAS-реакция, липиды, фер-¦ ¦ ¦ ¦
¦менты); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- отбор доставленного материала, приготов-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ление и окраска препаратов для цитологичес-¦ ¦ ¦ ¦
¦кого исследования (пунктаты из опухолей¦ ¦ ¦ ¦
¦различной локализации, транссудаты, экссу-¦ ¦ ¦ ¦
¦даты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с¦ ¦ ¦ ¦
¦поверхности эрозий, язв, ран, свищей, ма-¦ ¦ ¦ ¦
¦териал гинекологических профилактических¦ ¦ ¦ ¦
¦осмотров, материал, полученный при эндоско-¦ ¦ ¦ ¦
¦пических исследованиях и др.); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- микроскопическое исследование материала,¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦полученного при гинекологических профилак-¦ ¦ ¦ ¦
¦тических осмотрах (скрининг), ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По клинической биохимии: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- приготовить биоматериал для исследования;¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- приготовить реактивы; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- обработать химическую посуду; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- проводить доступную очистку вещества; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- строить калибровочные кривые; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- проводить биохимические исследования; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- работать на приборах, которыми оснащена¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лаборатория; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- подобрать соответствующие реактивы для¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦методов клинической биохимии, адаптировать¦ ¦ ¦ ¦
¦реактивы для используемой аппаратуры; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- производить необходимые расчеты; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- владеть методами исследования обмена бел-¦ ¦ ¦ ¦
¦ков, углеводов, липидов, ферментов, гормо-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦нов, водно-минерального, кислотно-основного¦ ¦ ¦ ¦
¦состояния, системы гемостаза и др.; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить последовательность биохимичес-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦ких исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- проводить контроль качества лабораторных¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- владеть методами постановки ориентировоч-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦ной и расширенной коагулограммы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- проводить заменные пробы для выявления¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦дефицита факторов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудис-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦того, плазменного гемостаза, фибринолиза,¦ ¦ ¦ ¦
¦антикоагулянтного звена. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По паразитологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- дать рекомендации по правилам сбора,¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦доставки, сохранения материала для парази-¦ ¦ ¦ ¦
¦тологических исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- приготовить препараты тонкого мазка и¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦толстой капли с последующей окраской по Ро-¦ ¦ ¦ ¦
¦мановскому; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- идентифицировать до вида возбудителей ма-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лярийных паразитов в тонком мазке и толстой¦ ¦ ¦ ¦
¦капле крови и определить интенсивность па-¦ ¦ ¦ ¦
¦разитемии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- исследовать пробы фекалий, желчи, дуоде-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦нального содержимого, мочи, мокроты с при-¦ ¦ ¦ ¦
¦менением основных паразитологических мето-¦ ¦ ¦ ¦
¦дов, идентифицировать в них возбудителей¦ ¦ ¦ ¦
¦гельминтозов, протозоозов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- исследовать биоматериалы с применением¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦специальных паразитологических методов (ок-¦ ¦ ¦ ¦
¦раска фиксированных препаратов фекалий,¦ ¦ ¦ ¦
¦мокроты, ликвора) и идентифицировать возбу-¦ ¦ ¦ ¦
¦дителей паразитозов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- идентифицировать в исследуемом биоматери-¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦але возбудителей тропических и редких пара-¦ ¦ ¦ ¦
¦зитов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- идентифицировать в биоматериале возбуди-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦телей венерических заболеваний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- идентифицировать в биоматериале возбуди-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦телей грибковых заболеваний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По иммунологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить групповую и резус-принадлеж-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ность; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- проводить исследование совместимости кро-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦ви донора и реципиента при гемотрансфузиях¦ ¦ ¦ ¦
¦и трансплантациях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- владеть навыками постановки методов опре-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦деления клеточного и гуморального иммуните-¦ ¦ ¦ ¦
¦та; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- проводить иммунологическое исследование¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦при бесплодии и патологии беременности, эн-¦ ¦ ¦ ¦
¦докринных расстройствах и заболеваниях,¦ ¦ ¦ ¦
¦острых и хронических интоксикациях и инфек-¦ ¦ ¦ ¦
¦циях, при онкологических заболеваниях, бо-¦ ¦ ¦ ¦
¦лезнях сердечно-сосудистой, кроветворной,¦ ¦ ¦ ¦
¦дыхательной, мочевыделительной систем, ор-¦ ¦ ¦ ¦
¦ганов пищеварения, кожи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- проводить иммунологические исследования¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦для диагностики болезней иммунной системы:¦ ¦ ¦ ¦
¦врожденных и приобретенных иммунодефицитов,¦ ¦ ¦ ¦
¦аутоиммунной патологии, аллергических забо-¦ ¦ ¦ ¦
¦леваний. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По медико-генетическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести диагностику по половому хромати-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ну; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить Х и У хромосомы; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- исследовать кариотип; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- культивировать лимфоциты крови для хромо-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦сомного анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- приготовить препараты культуры лимфоци-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦тов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- приготовить хромосомные препараты; ¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- провести различное специальное окрашива-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ние препаратов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести кариотипирование; ¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- провести индивидуальную идентификацию¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦хромосом; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- анализировать число и структуру аномалий¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦кариотипа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- владеть полуколичественными методами ди-¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦агностики наследственных болезней; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- владеть молекулярно-генетическими метода-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ми диагностики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- владеть физико-химическими методами диаг-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ностики наследственных болезней; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- владеть методами пренатальной диагностики¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦наследственных болезней. ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦5. Манипуляции: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- реанимационные мероприятия (искусственное¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦дыхание, непрямой массаж сердца); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- промывание желудка через зонд; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- фиксация позвоночника, конечностей при¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦переломах, травмах; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- остановка кровотечения; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- определение групповой принадлежности кро-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ви; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- взятие капиллярной крови для лабораторно-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦го анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- взятие венозной крови для анализа. ¦ + ¦ + ¦ + ¦
L-------------------------------------------+------+------+-------
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 20
УТВЕРЖДЕНО
приказ Минздрава России
от 25.12.97 N 380
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МЕДИЦИНСКОМУ ТЕХНОЛОГУ
--------------------------------------------T------T------T------¬
¦ ¦вторая¦первая¦высшая¦
¦ ¦катег.¦катег.¦катег.¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦1. Общие знания: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы законодательства Российской Феде-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦рации об охране здоровья граждан; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- организацию лабораторной службы в стране,¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦ее задачи, структуру и перспективы разви-¦ ¦ ¦ ¦
¦тия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- значение лабораторных клинических иссле-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦дований для сохранения здоровья пациента и¦ ¦ ¦ ¦
¦диагностики заболеваний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы медицинской статистики, учета и¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦анализа основных клинико-диагностических¦ ¦ ¦ ¦
¦показателей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные требования к организации делоп-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦роизводства в клинико-диагностической лабо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ратории; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- современные методы лабораторной диагнос-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦тики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- виды и принципы мониторинга качества ла-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦бораторных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- причины и условия возникновения преанали-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тических и аналитических погрешностей при¦ ¦ ¦ ¦
¦проведении лабораторного анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы техники безопасности при работе в¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦клинико-диагностической лаборатории; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- инструктивные материалы по соблюдению¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦правил санитарно-противоэпидемического ре-¦ ¦ ¦ ¦
¦жима в клинико-диагностической лаборатории;¦ ¦ ¦ ¦
¦- Устав и Правила внутреннего распорядка¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лечебно-профилактического учреждения, долж-¦ ¦ ¦ ¦
¦ностные инструкции клинико-диагностической¦ ¦ ¦ ¦
¦лаборатории; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы медицины катастроф. ¦ + ¦ + ¦ + ¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦2. Специальные знания: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы анатомии и физиологии; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- структура и функции органов кроветворе-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ния, нервной ткани, пищеварительной, дыха-¦ ¦ ¦ ¦
¦тельной, мочевыделительной, половой и дру-¦ ¦ ¦ ¦
¦гих систем, строение и функции желез, се-¦ ¦ ¦ ¦
¦розных оболочек, кожи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- структура и функции клетки, возрастные¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦особенности клеточного состава органов,¦ ¦ ¦ ¦
¦тканей и биожидкостей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- сущность типовых патологических процессов¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦на клеточном, тканевом, системном уровнях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- лабораторные показатели функционирования¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦человеческого организма в условиях нормы и¦ ¦ ¦ ¦
¦возрастном аспекте; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- общие закономерности возникновения, раз-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦вития и течения патологических процессов и¦ ¦ ¦ ¦
¦основных заболеваний человека; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы функционирования здорового орга-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦низма и факторы риска; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные принципы взаимодействия организ-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ма человека с окружающей средой; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- правила и способы получения биоматериала¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦для лабораторных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы лабораторной диагностики основных¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦заболеваний системы крови, системы дыхания,¦ ¦ ¦ ¦
¦мочеполовой системы, системы пищеварения,¦ ¦ ¦ ¦
¦печени и желчных путей, соединительной тка-¦ ¦ ¦ ¦
¦ни, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфек-¦ ¦ ¦ ¦
¦ций; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основы комплексного подхода к лаборатор-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦ному обследованию больного; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- правила приготовления реактивов; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- организация внутри- и межлабораторного¦ +- ¦ +- ¦ + ¦
¦контроля качества лабораторных исследова-¦ ¦ ¦ ¦
¦ний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- правила подготовки пациента для различных¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лабораторных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- влияние биологических факторов, терапии,¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦пищи и др. на результаты лабораторного ана-¦ ¦ ¦ ¦
¦лиза; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- значение и методы лабораторного обнаруже-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦ния лекарственных веществ, ядов, токсинов в¦ ¦ ¦ ¦
¦биожидкостях. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По гематологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- теорию кроветворения (кинетику клеток ге-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦мопоэза, функции, место пребывания в орга-¦ ¦ ¦ ¦
¦низме; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфологию клеток гемопоэза в норме; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- понятия эффективный, неэффективный эрит-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦ропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- понятия эритроцитоз и эритропения, лейко-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦цитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоци-¦ ¦ ¦ ¦
¦топения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменения показателей гемограммы при ре-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦активных состояниях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменения показателей миелограммы при ре-¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦активных состояниях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- причины и лабораторные признаки внутрик-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦леточного и внутрисосудистого гемолиза; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- особенности изменения гемограммы при за-¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦болеваниях органов кроветворения (анемиях,¦ ¦ ¦ ¦
¦лейкозах, геморрагических диатезах и др.¦ ¦ ¦ ¦
¦заболеваниях); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- понятия о миелоидной дисплазии; ¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦- изменения миелограммы при заболеваниях¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦органов кроветворения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные принципы цитохимического анали-¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦за, диагностическое значение; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфологические особенности эритроцитов¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦при различных анемиях. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По общеклиническим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- значение лабораторных показателей при¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦исследовании мокроты (физические свойства,¦ ¦ ¦ ¦
¦морфология форменных элементов) для диаг-¦ ¦ ¦ ¦
¦ностики заболеваний дыхательных путей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные методы и диагностическое значе-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ние исследования физических, химических по-¦ ¦ ¦ ¦
¦казателей мочи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфология клеточных и других элементов¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦мочи; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- мочевые синдромы и их значение в диагнос-¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦тике заболеваний органов мочевой системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные методы и диагностическое значе-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ние определения физических и химических по-¦ ¦ ¦ ¦
¦казателей кала; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- форменные элементы кала, их выявление; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- копрологические синдромы и их значение в¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦диагностике заболеваний пищеварительной¦ ¦ ¦ ¦
¦системы, печени, поджелудочной железы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменение копрологического анализа при¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦наиболее частой патологии органов пищевари-¦ ¦ ¦ ¦
¦тельной системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- физико-химический и морфологический сос-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦тав содержимого желудка и двенадцатиперс-¦ ¦ ¦ ¦
¦тной кишки; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изменения состава содержимого желудка и¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦двенадцатиперстной кишки при различных за-¦ ¦ ¦ ¦
¦болеваниях пищеварительной системы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- ликвор и выпотные жидкости - морфологи-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦ческий состав, физико-химические свойства,¦ ¦ ¦ ¦
¦лабораторные показатели при инфекцион-¦ ¦ ¦ ¦
¦но-воспалительных процессах, травмах, опу-¦ ¦ ¦ ¦
¦холях и др.; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфология и клеточный состав отделяемого¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦женских и мужских половых органов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- лабораторная диагностика мужского беспло-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦дия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- гормональное зеркало; ¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦- основные характеристики эпителия кожи,¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦волос, ногтей и их изменения при различных¦ ¦ ¦ ¦
¦патологических процессах. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По цитологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- правила взятия и обработки материала для¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦цитологических исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфологическую картину воспалительного¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦процесса, грануломатозной и грануляционной¦ ¦ ¦ ¦
¦тканей; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные признаки пролиферации, диспла-¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦зии, метаплазии, фоновых процессов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- признаки реактивной гиперплазии, опухоле-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦вых поражений, метастазирования. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По биохимическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- понятие о гомеостазе, биохимические меха-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦низмы сохранения (поддержания) гомеостаза; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- нормальная физиология обмена белков, уг-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦леводов, липидов, ферментов, гормонов, вод-¦ ¦ ¦ ¦
¦но-минерального, кислотно-основного состоя-¦ ¦ ¦ ¦
¦ния; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- причины и виды патологии обменных процес-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦сов в организме; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- система гемостаза; ¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦- патобиохимические механизмы развития ос-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦новных синдромов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- лабораторные показатели нарушения обмена¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦веществ при наиболее часто встречающихся¦ ¦ ¦ ¦
¦заболеваниях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные методы исследования обмена ве-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ществ, гормонов, ферментов, системы гемос-¦ ¦ ¦ ¦
¦таза и др. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По паразитологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные морфологические характеристики¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦гельминтов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- морфологические различия видов гельминтов¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦и их яиц; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- паразиты малярии, виды, стадии развития; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- морфология малярийных паразитов; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- простейшие - вид, стадии развития, морфо-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦логия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- заболевания, вызванные простейшими; ¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦- правила приготовления препаратов для исс-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ледования морфологии паразитов. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По иммунологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- учение об иммунитете, виды иммунитета; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- иммунная система, иммунокомпетентные¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦клетки и их функции; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- антигены: виды, характеристика; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- иммуноглобулины (антитела), классифика-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ция, структура и функции; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- взаимодействие антиген-антитело; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- неспецифические факторы иммунной реактив-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ности организма, фагоцитарная система, сис-¦ ¦ ¦ ¦
¦тема комплемента, интерфероны и др.; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- молекулярные и молекулярно-клеточные ос-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦новы иммунного ответа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- трансплантационный иммунитет; ¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦- возрастные особенности иммунного статуса;¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦- иммунодефицитные состояния; ¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦- иммунологическая система при инфекциях,¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦опухолях, лимфопролиферативных процессах,¦ ¦ ¦ ¦
¦заболеваниях соединительной ткани; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- аллергия и атопические заболевания; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- методы оценки иммунного статуса; ¦ - ¦ + ¦ + ¦
¦- методы исследования неспецифической ре-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦зистентности организма, клеточного и гумо-¦ ¦ ¦ ¦
¦рального иммунитета; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- изоантигены системы крови; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- изоиммунизация и аутоиммунизация, конф-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦ликты матери и плода, иммунные и аутоиммун-¦ ¦ ¦ ¦
¦ные заболевания. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По медико-генетическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- предмет и задачи медицинской генетики; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- понятие о наследственных болезнях и бо-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лезнях с наследственной предрасположен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ностью; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- генетика человека: молекулярные и цитоло-¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦гические основы наследственности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- гены и признаки; ¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦- изменчивость: мутационная изменчивость,¦ - ¦ - ¦ + ¦
¦классификация мутаций, мутогенные факторы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- метод диагностики наследственных болез-¦ ¦ ¦ ¦
¦ней: цитогенетические, морфологические, би-¦ ¦ ¦ ¦
¦охимические, пренатальные. ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦3. Знания по смежным и сопутствующим дис-¦ ¦ ¦ ¦
¦циплинам: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- основные принципы биомедицинской этики и¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦деонтологии, этические особенности поведе-¦ ¦ ¦ ¦
¦ния сотрудника клинико-диагностической ла-¦ ¦ ¦ ¦
¦боратории, основные этические проблемы при¦ ¦ ¦ ¦
¦проведении клинических лабораторных иссле-¦ ¦ ¦ ¦
¦дований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- представление о биосфере как системе, ее¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦свойствах, динамике и перспективах разви-¦ ¦ ¦ ¦
¦тия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- механизмы функционирования природных эко-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- принципы формирования здорового образа¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦жизни и профилактики заболеваний в разные¦ ¦ ¦ ¦
¦возрастные периоды; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- представление о гигиене как основе профи-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лактической медицины; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- общие принципы фармакокинетики и фармако-¦ +- ¦ +- ¦ + ¦
¦динамики основных лекарственных средств; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- побочные действия основных групп лекарс-¦ +- ¦ +- ¦ + ¦
¦твенных средств и изменения результатов¦ ¦ ¦ ¦
¦лабораторных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- представление о видах катастроф, их при-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦чинах и последствиях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- представление о наиболее распространенных¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦патологических процессах в организме при¦ ¦ ¦ ¦
¦различных катастрофах; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- общие принципы оказания неотложной помощ¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦при несчастных случаях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- представление о типах ЭВМ, основных опе-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦рационных системах, текстовых редакторах,¦ ¦ ¦ ¦
¦базах данных. ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+------+------+------+
¦4. Умения: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- взять биологический материал для лабора-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦торного исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- организовать рабочее место для выполнения¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лабораторных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- организовать работу младшего (среднего)¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦персонала в клинико-диагностической лабора-¦ ¦ ¦ ¦
¦тории; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- подготовить лабораторную посуду, инстру-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ментарий и оборудование для проведения ла-¦ ¦ ¦ ¦
¦бораторного анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести стерилизацию лабораторной посуды¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦и инструментария; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести дезинфекцию биоматериала; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- прием, маркировка и регистрация поступив-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦шего в лабораторию биоматериала, хранение; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- регистрировать проведенные исследования; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- вести учетно-отчетную документацию; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- пользоваться лабораторной аппаратурой при¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦выполнении лабораторных исследований и под-¦ ¦ ¦ ¦
¦готовительных мероприятий; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- пользоваться методами статистической об-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦работки исследований для оценки качества¦ ¦ ¦ ¦
¦лабораторных анализов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- проводить внутрилабораторный и межлабора-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦торный контроль качества лабораторных исс-¦ ¦ ¦ ¦
¦ледований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- на основании анализа статистических пока-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦зателей определить причины погрешностей¦ ¦ ¦ ¦
¦(преаналитические и аналитические) и разра-¦ ¦ ¦ ¦
¦ботать мероприятия для повышения точности и¦ ¦ ¦ ¦
¦надежности лабораторных исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- участвовать в разработке и внедрении но-¦ - ¦ +- ¦ + ¦
¦вых методов лабораторного анализа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- на основании результатов анализа дать ка-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦чественную и количественную оценку объекта¦ ¦ ¦ ¦
¦исследований; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- дифференцировать нормальные и патологи-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ческие показатели результатов лабораторного¦ ¦ ¦ ¦
¦исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по результатам анализа выявлять признаки¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦типовых патологических процессов в органах¦ ¦ ¦ ¦
¦и тканях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- строить калибровочные графики; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- приготовить, зафиксировать и окрасить¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦препараты для исследования клеточных эле-¦ ¦ ¦ ¦
¦ментов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- отобрать материал для микроскопического¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- адекватно оценивать ситуацию и оказывать¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦первую помощь при несчастных случаях; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- работать на ЭВМ на уровне пользователя; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- владеть техникой микроскопирования: све-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦товая микроскопия, поляризационная микрос-¦ ¦ ¦ ¦
¦копия, фазово-контрастная микроскопия, флу-¦ ¦ ¦ ¦
¦оресцентная микроскопия. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По гематологическим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- взять капиллярную кровь для лабораторного¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить гемоглобин; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- определить свободный гемоглобин плазмы; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- подсчитать количество эритроцитов в крови¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- определить серповидность эритроцитов; ¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦- определить гематокритную величину: ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- рассчитать среднюю концентрацию гемогло-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦бина в эритроците, средний объем эритроци-¦ ¦ ¦ ¦
¦тов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- построить график распределения эритроци-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тов по величине диаметра (кривая¦ ¦ ¦ ¦
¦Прайс-Джонса); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить осмотическую резистентность¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦эритроцитов; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- подсчитать эритроциты с базофильной зер-¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦ностостью; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- подсчитать ретикулоциты; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- подсчитать тромбоциты; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- определить скорость оседания эритроцитов;¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- подсчитать количество лейкоцитов; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- приготовить, зафиксировать, окрасить маз-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ки крови для подсчета лейкоцитарной форму-¦ ¦ ¦ ¦
¦лы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- подсчитать лейкоцитарную формулу; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- дифференцировать нормальные, морфологи-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦чески измененные и патологические клетки¦ ¦ ¦ ¦
¦крови при подсчете лейкоцитарной формулы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- подсчитать миелокариоциты; ¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦- подсчитать мегакариоциты; ¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦- дифференцировать клетки костного мозга; ¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦мазках крови и костного мозга); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- приготовить лейкоконцентрат; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- обнаружить клетки красной волчанки¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦(LE-клетки); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- приготовить препараты крови для исследо-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦вания на малярийные паразиты; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- исследовать кровь на малярийные паразиты;¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- приготовить препараты для цитохимического¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦исследования клеток крови и костного мозга;¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить активность ферментов в клетках¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦крови; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить липиды в клетках крови; ¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦- определить нейтральные мукополисахариды в¦ +- ¦ + ¦ + ¦
¦клетках крови и костного мозга; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить вязкость крови. ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦По общеклиническим исследованиям: ¦ ¦ ¦ ¦
¦исследование мочи: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить физические и химические свойс-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тва; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить химические показатели мочи¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦(белок, глюкоза, билирубин, уробилиноиды,¦ ¦ ¦ ¦
¦кетоновые тела и др.); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- провести пробу по Зимницкому; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- подготовить препараты для микроскопичес-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦кого исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- микроскопическое исследование осадка; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- подсчитать количество форменных элементов¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦осадка; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исследование желудочной секреции: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить физические и химические свойс-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тва; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- произвести химическое исследование (кис-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦лотность, активность пепсина, молочную кис-¦ ¦ ¦ ¦
¦лоту); ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - приготовить препараты для микроскопичес-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦кого исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- микроскопическое исследование желудочного¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦содержимого; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исследование дуоденального содержимого: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить количество, цвет, прозрач-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ность, наличие хлопьев; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- подготовить препараты для микроскопичес-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦кого исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- микроскопическое исследование; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исследование кала: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить физические и химические свойс-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тва; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- приготовить препараты для микроскопичес-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦кого исследования; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- микроскопическое исследование; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- обнаружить яйца гельминтов; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- обнаружить простейшие; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ исследование спинномозговой жидкости: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- определить цвет, прозрачность, фибриноз-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦ную пленку; ¦ ¦ ¦ ¦
¦- обнаружить и определить белок; ¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦- определить количество форменных элементов¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦(цитоз); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- дифференцировать клеточные элементы в на-¦ + ¦ + ¦ + ¦
¦тивных и окрашенных препаратах; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
|