Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 25.12.97 N 380 О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 10
 
   энзимопатии;
       - энзимодиагностика заболеваний  сердечно-сосудистой  системы,
   печени, поджелудочной железы,  костной ткани, мышечной ткани и др.
   патологии;
       - общие принципы определения активности ферментов.
       Обмен углеводов:
       - метаболизм     углеводов,    пути    превращения    глюкозы:
   переваривание и всасывание, расщепление глюкозы;
       - гликолитическая  цепь,  гликогенолиз,  пентофосфатный  цикл,
   окислительное фосфорилирование, образование и расходование энергии
   АТФ;
       - обмен глюкозы,  галактозы,  фруктозы. Гипо- и гипергликемии.
       - регуляция  и  нарушения   обмена   гликогена.   Гликогенозы.
   Гликозаминогликаны;
       - патохимические  основы  сахарного  диабета,   характеристика
   нарушений  обмена веществ при сахарном диабете.  Гликозилированный
   гемоглобин   и   другие   гликозилированные   белки.    Гипо-    и
   гипергликемические комы при сахарном диабете.
       Обмен липидов:
       - основные  классы  липидов:  жирные  кислоты,   триглицериды,
   холестерин и его эфиры, фосфолипиды;
       - усвоение липидов в пищеварительной системе:  эмульгирование,
   переваривание, всасывание липидов;
       - транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов;
       - патология  обмена  липидов.  Гипо-  гиперхолестеринемии  при
   заболеваниях сердечно-сосудистой  системы,  эндокринной   системы,
   печени. Роль  гормонов  в регуляции липидов.  Алкоголизм и жировой
   гепатоз;
       - липопротеиды:    структура    и    функция    липопротеидов.
   Апопротеиды. Классификация липопротеидов крови человека. Изменения
   спектра липопротеидов при различных заболеваниях;
       - дислипопротеидемия,   классификация    гиперлипопротеидемий.
   Семейные гиперлипопротеидемии;
       - атеросклероз.
       Гормоны:
       - гормоны:  химическая  природа  и   биологическое   действие.
   Взаимодействие гормонов   с  рецепторами  клеток.  Внутриклеточные
   посредники гормонов;
       - действие     гормонов    гипотоламо-гипофизарной    системы,
   щитовидной железы,  поджелудочной железы,  надпочечников,  половых
   желез;
       - взаимосвязь  гормонов  гипофиза  и  гипоталамуса.  Гипо-   и
   гиперпродукция гормонов  гипотоламо-гипофизарной системы.  Гипо- и
   гиперфункция щитовидной    железы.    Первичный    и     вторичный
   гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной части поджелудочной
   железы. Гипо- и  гиперфункция    мозгового   слоя   надпочечников.
   Феохромоцитома;
       - гипо-   и   гиперфункция   коры   надпочечников.   Острая  и
   хроническая надпочечниковая недостаточность.  Лабораторные  методы
   определения   глюкокортикоидов   и  минералокортикоидов.  Гипо-  и
   гиперфункция   половых    желез,    связь    половых    желез    с
   гипотоламо-гипофизарной   системой.   Определение   эстрогенов   и
   андрогенов. Использование ИФА и радиоиммунологического анализа для
   характеристики гормонального профиля больных.
   
       Водно-минеральный обмен:
       - водный обмен, регуляция водного обмена;
       - патология водного обмена, определения водных пространств при
   сердечно-сосудистых    заболеваниях,   болезнях   почек,   печени,
   желудочно-кишечного тракта, эндокринной, мышечной систем;
       - минеральный обмен, физиологическая роль ионов;
       - распределение   в   организме,   регуляция   обмена   ионов.
       - концентрация  и  активность  ионов,   общее   содержание   и
   ионизированный Са и Mg;
       - особенности  обмена  железа,  содержание  его  в  организме,
   процессы всасывания;
       - транспортные   и   депонированные   формы    железа,    роль
   трансферрина, ферритина,  гемосидерина.  Лабораторная  диагностика
   абсолютного и   относительного   дефицита   железа.  Гемохроматоз,
   лабораторная диагностика.
   
       Кислотно-основное состояние (КОС):
       - характеристика кислот и оснований, буферные системы крови;
       - физиологические системы регуляции системы КОС;
       - показатели КОС в норме и патологии;
       - формы  нарушений:   ацидозы,   алкалозы,   виды   нарушений:
   респираторные, метаболические.  Динамика лабораторных показателей.
   
       Обмен гемоглобина:
       - формы   гемоглобина,   нормальные,   фетальные,  аномальные,
   нестабильные гемоглобины.  Гемоглобинопатии,  талассемии. Продукты
   превращения гемоглобина  (HbCO,  Met Hb).  Лабораторные показатели
   нарушений обмена гемоглобина.
   
       Обмен порфиринов и желчных пигментов:
       - порфирины: структура, функция, биологическая роль;
       - нарушение   обмена   порфиринов:    порфирии,    порфинурии,
   лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;
       - образование    желчных    пигментов,    конъюгированный    и
   неконъюгированный билирубин;
       - обмен стеркобилиногена и уробилиногена;
       - патология обмена желчных пигментов,  лабораторные показатели
   обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная диагностика
   желтух.
   
       Коагулология:
       - сосудисто-тромбоцитарный    гемостаз,    тканевые    факторы
   свертывания, факторы   форменных   элементов   крови,   их  роль в
   свертывании крови;
       - плазменный  гемостаз,  факторы  свертывания  плазмы   и   их
   биологическое действие,  каскадный  механизм  активации плазменных
   факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин;
       - антикоагулянты, фибринолитическая система и ее биологическая
   функция;
       - продукты деградации фибрина, их биологическое действие;
       - регуляция  гемостаза,  взаимодействие  факторов   сосудистой
   стенки, тромбоцитов,   плазменной,   фибринолитической,  кининовой
   систем, системы комплемента;
       - нарушение  системы  гемостаза,  гемофилии,  тромбоцитопатии,
   тромбоцитопении, тромбозы;
       - контроль за антикоагулянтной терапией;
       - лабораторные      показатели      при     ДВС-синдроме     и
   тромбоэмболических состояниях;
       - особенности      коагулограммы      при     гиперкоагуляции,
   гипокоагуляции.
   
       По гематологическим исследованиям:
       - учение  о  кроветворении.  Теория  кроветворения.  Регуляция
   гемопоэза;
       - эритропоэз нормобластический, мегалобластический;
       - морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов.
   Эритроцитозы, эритроцитопении, эритроцитопатии;
       - обмен гемоглобина, обмен витамина В 12, фолиевой кислоты;
       - лейкопоэз;   морфологическая и функциональная характеристика
   лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика
   лейкоцитов;
       - показатели внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
       - тромбоцитопоэз,   морфология   и  функция  мегакариоцитов  и
   тромбоцитов, тромбоцитопении, тромбоцитозы, тромбоцитопатии;
       - костный     мозг:     морфологическая    и    функциональная
   характеристика клеток,  нормальные показатели  клеточного  состава
   костного мозга;
       - лейкозы: классификация, патогенез;
       - острые    лейкозы,    клинико-гематологические    показатели
   различных форм   лейкозов,   хронические    миелоидные    лейкозы;
   клинико-гематологические особенности различных форм,  лабораторные
   показатели начальной, развернутой и терминальной стадий;
       - хронические         лейкозы         лимфоидной        ткани;
   клинико-гематологические, биохимические     и     иммунологические
   особенности различных форм и вариантов;
       - анемии: классификация;
       - клинико-лабораторная    характеристика   постгеморрагических
   анемий, особенности обмена железа;
       - клинико-лабораторная  характеристика  анемий,  обусловленных
   дефицитом витамина В 12 и фолиевой кислоты;
       - Гемолитические  анемии  (эритроцитопатии,  гемоглобинопатии,
   энзимопатии эритроцитов,      иммунные      и       аутоиммунные),
   клинико-лабораторная характеристика различных форм анемий;
       - апластические       анемии,       этиология,      патогенез.
   Клинико-лабораторные показатели крови и костного  мозга.  Динамика
   гематологических изменений в зависимости от стадий заболевания;
       - агранулоцитозы  (иммунный,  миелотоксический).  Этиология  и
   патогенез. Клинико-гематологические  показатели  крови  и костного
   мозга. Динамика  гематологических  изменений  в   разные    стадии
   заболевания и  процессе  лечения.  Дифференциальная  диагностика с
   острыми лейкозами и другими заболеваниями кроветворной системы;
       - геморрагические     диатезы,      этиология,      патогенез,
   классификация.  Клинико-лабораторные  показатели  крови и костного
   мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования
   гемо- и миелограмм в  дифференциальной диагностике геморрагических
   диатезов;
       - изменение    крови    и   костного   мозга   при   различных
   патологических  состояниях.  Клинико-лабораторные  показатели  при
   инфекционном     мононуклеозе,     малосимптомном     инфекционном
   лимфоцитозе,  вирусных,  паразитарных  заболеваниях,  туберкулезе,
   хирургических    (острых    и    хронических)   и   онкологических
   заболеваниях;
       - лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни.
   Клинико-лабораторные показатели    начального   периода,   периода
   выраженных явлений, периода восстановления.
   
       По общеклиническим исследованиям:
       - строение и  функции  органов  дыхания.  Заболевания  органов
   дыхания.  Способы получения биоматериала при бронхоскопии, пункции
   легкого и приготовления препаратов для лабораторного исследования.
   Правила сбора мокроты, исследование физических, химических свойств
   мокроты.  Морфологическое   и   бактериоскопическое   исследование
   мокроты  и отделяемого из бронхов при туберкулезе,  воспалительных
   процессах,  бронхиальной  астме,  пневмокониозах,   гистоплазмозе,
   муковисцидозе.  Клинико-диагностическое  исследование  результатов
   исследования;
       - строение и функция органов пищеварения.  Заболевание органов
   пищеварительной  системы.  Основные  функции  желудка   (кислото-,
   ферменто- и белковообразующая).  Способы получения и использования
   желудочного    сока,    дуоденального    содержимого,    кишечного
   отделяемого.   Методы   фракционного   желудочного   зондирования.
   Исследование    дуоденального    содержимого    для    определения
   желчеобразовательной  функции.  Физические  и  химические свойства
   желчи, значение микроскопического исследования;
       - копрологическое  исследование,  условие получения материала,
   основные  копрологические  синдромы.   Физические   и   химические
   свойства    кала.   Диагностическое   значение   микроскопического
   исследования кала.  Техника  приготовления  эмульсии  испражнений,
   препаратов    для   микроскопического   исследования,   проведения
   микрохимических   реакций   для    дифференциальной    диагностики
   расщепленного  жира:  особенности  окраски  капель жирных кислот и
   нейтрального   жира,   окраски    нерасщепленного    и    частично
   расщепленного крахмала и йодофильной флоры;
       - строение   и    функция    отделов    мочевыделительной    и
   мочеобразовательной системы. Заболевания органов мочевыделительной
   и   мочеобразовательной   системы   (патогенез,    классификация).
   Получение  материала  для  исследования  органов мочевыделительной
   системы;
       - физические  свойства  мочи,  химические  исследования  мочи.
   Принципы методов  обнаружения  и  определения  белка,  клиническое
   значение. Принципы  методов  обнаружения  и  определения  в   моче
   глюкозы и др.  сахаров, клиническое значение. Клиническое значение
   кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;
       - клиническое   значение   билирубинурии,   принцип    методов
   обнаружения   билирубина  в  моче.  Клиническое  значение  наличия
   желчных кислот и уробилиновых  тел  в  моче,  принцип  методов  их
   обнаружения.   Клиническое   значение  гематурии,  гемоглобинурии,
   гемосидеринурии.  Принципы  методов  определения   и   клиническое
   значение индиканурии, меланурии, бактериурии;
       - микроскопия    осадка,    принцип    отбора     мочи     для
   центрифугирования.   Морфология   эпителия   мочевыводящих  путей,
   эритроцитов,  лейкоцитов  в  норме  и  при  патологии.   Цилиндры,
   строение   кристаллов   кислых,   щелочных   и  амфотерных  солей.
   Клинико-диагностическое   значение   лейкоцитурии,   цилиндроурии,
   почечного эпителия и его жировой дистрофии,  переходного эпителия,
   солевого осадка.  Принцип отбора мочи  для  центрифугирования  при
   применении количественного исследования клеточных элементов мочи и
   цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;
       - строение  и  функции  центральной  нервной системы (оболочек
   мозга   и   спинномозгового   канала).   Получение   биоматериала.
   Определение   физических   и   химических  свойств  спинномозговой
   жидкости,  морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое
   значение исследования ликвора;
       - строение   и   функции   серозных   оболочек:  синовиальной,
   перикарда, плевры,  брюшины.  Получение  материала   из   серозных
   полостей. Определение свойств  выпотных  жидкостей  (физических  и
   химических).   Морфология   клеточного  состава  при  туберкулезе,
   воспалении,  застойных выпотах.  Клинико-диагностическое  значение
   исследования;
       - строение  и  функции  женских  половых  органов.   Получение
   материала при   заболевании   женских   половых   органов  методом
   аспирации  из  полости  матки,  цервикального  канала,  влагалища.
   Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты,  трихомонад,
   гонококков,   дрожжеподобных   грибков,   элементов    воспаления.
   Клинико-диагностическое значение результатов исследования;
       - строение  и  функции  мужских  половых  органов.   Получение
   материала при     заболеваниях     мужских     половых    органов.
   Морфологическое исследование     клеточного      состава      сока
   предстательной железы  и  семенной жидкости.  Клиническое значение
   результатов исследования.
   
       По паразитологическим исследованиям:
       - основные морфологические характеристики гельминтов;
       - особенности  дифференциальной  диагностики  различных  видов
   гельминтов и их яиц;
       - паразиты малярии, вид, стадии развития;
       - морфология малярийных паразитов;
       - возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;
       - простейшие - вид, стадии развития, морфология;
       - заболевания, вызванные простейшими;
       - дифференциальная диагностика паразитов.
   
       По цитологическим исследованиям:
       - клетки.  Ткани.  Краткие сведения об особенностях строения и
   функции различных тканей;
       - морфологическую    картину    острого     и     хронического
   воспалительного процесса, в том числе гранулематозного;
       - элементы грануляционной ткани;
       - основные признаки пролиферации,  метаплазии и других фоновых
   процессов;
       - особенности предраковых состояний, понятие о дисплазии;
       - особенности опухолевых поражений;
       - особенности метастазирования различных опухолей;
       - особенности  и  возможности   дифференциальной   диагностики
   опухолей различной локализации.
   
       По иммунологическим исследованиям:
       - учение об иммунитете, виды иммунитета;
       - антиген-неспецифические    факторы   иммунной   реактивности
   организма;
       - фагоцитарная система;
       - естественные киллерные клетки;
       - гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;
       - структура и функция лимфоидной системы;
       - Т- и В-клеточная система иммунитета;
       - антигены и иммуногены;
       - иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;
       - гормоны и цитокины иммунного ответа;
       - регуляция иммунной системы;
       - иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;
       - онтогенез иммунной системы;
       - изоантигены системы крови и антитела  к клеткам крови;
       - врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;
       - иммунная система при инфекциях;
       - аллергия и атопические заболевания;
       - методы оценки иммунного статуса;
       - лабораторные    методы    исследования   иммунной   системы:
   исследование антиген-неспецифического  клеточного  и  гуморального
   иммунитета,   исследование   Т-  и  В-лимфоцитов  и  продуктов  их
   жизнедеятельности.
   
       По медико-генетическим исследованиям:
       - предмет и задачи медицинской генетики;
       - понятие   о   наследственных   болезнях   и    болезнях    с
   наследственной предрасположенностью;
       - генетика  человека:  молекулярные  и  цитологические  основы
   наследственности;
       - гены и признаки;
       - изменчивость:    мутационная   изменчивость,   классификация
   мутаций, мутагенные факторы;
       - методы       диагностики       наследственных      болезней:
   цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
   
                      3. Знания смежных дисциплин:
   
       - современные методы обследования больного;
       - организация  и  объем  первой врачебной медицинской помощи в
   военно-полевых условиях,  при  массовых  поражениях  населения   и
   катастрофах;
       - основы первичной реанимации;
       - основные  источники облучения человека,  основы радиационной
   безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.
   
                               4. Умения:
   
       По общим вопросам диагностической работы:
       - оказать  помощь  на  догоспитальном  этапе  при механической
   асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;
       - провести анализ работы лаборатории,  определить  способы  ее
   улучшения, разработать мероприятия по улучшению качества работы;
       - организовать рабочее место  для  проведения  морфологических
   (цитологических), биохимических,  иммунологических, генетических и
   других исследований;
       - организовать работу среднего медицинского персонала;
       - провести  лабораторное  обследование  больных    с   помощью
   экспресс-методов (при     отравлениях,     массовых    поражениях,
   катастрофах, авариях);
       - работать   с  контрольным  материалом  -  сывороткой  крови,
   клеточной суспензией, мазками и др.;
       - оценить  результаты исследования и сформулировать заключение
   (поставить лабораторный диагноз);
       - определить    необходимость   дополнительного   обследования
   больного;
       - оформить    документацию,    предусмотренную    директивными
   документами МЗ РФ;
       - работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.
   
       По биохимическим исследованиям:
       - получить  сыворотку,  плазму  крови,   взвесь   эритроцитов,
   собрать мочу для исследования;
       - приготовить реактивы;
       - обработать химическую посуду;
       - построить калибровочные кривые;
       - работать   на   приборах,   которыми   оснащена  лаборатория
   (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести
   электрофорез белков и др.);
       - подобрать соответствующие реактивы для  методов  клинической
   биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;
       - производить необходимые расчеты;
       - выявлять  нарушения  в  обмене белков,  углеводов,  липидов,
   ферментов, гормонов,         изменения         водно-минерального,
   кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;
       - определить последовательность биохимических исследований;
       - оценивать результаты биохимических исследований;
       - проводить контроль качества лабораторных исследований;
       - составить     программу     лабораторной    диагностики    и
   дифференциации для больных при плановом обследовании и при  острых
   состояниях (диабетическая   кома,   острый   панкреатит,   инфаркт
   миокарда и др.);
       - определить   клинико-диагностическое   значение  результатов
   биохимических исследований;
       - владеть     методами     ориентировочной    и    расширенной
   коагулограммы;
       - выявлять  патологию  тромбоцитарно-сосудистого,  плазменного
   гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;
       - диагностировать коагулопатии;
       - определять  клинико-диагностическое  значение   лабораторных
   показателей.
   
       По гематологическим исследованиям:
       - взять   материал   для   химического   и   микроскопического
   исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические
   препараты;
       - идентифицировать    в   окрашенных   препаратах   нормоциты,
   сфероциты, микроциты, мегалоциты  и  другие   формы   эритроцитов.
   Идентифицировать гипохромию,        гиперхромию,       анизоцитоз,
   пойкилоцитоз. Обнаружить   в   окрашенных   мазках   включения   в
   эритроциты: базофильной  пунктации,  телец  Жолли,  колец  Кебота.
   Выявить   в  мазках,  окрашенных  суправитально,  сетчато-нитчатую
   субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;
       - идентифицировать в окрашенных мазках  крови  различные  виды
   лейкоцитов. Провести      подсчет      лейкоцитарной      формулы.
   Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в  мазках  костного
   мозга;
        - дать морфологическую характеристику  изменений  эритроцитов
   (микросфероциты, эллиптоциты,  овалоциты, стоматоциты, акантоциты,
   мишеневидные эритроциты),    посчитать    миелограмму,   оценивать
   результаты;
       - провести исследование  гемо-  и  миелограммы  при  острых  и
   хронических лейкозах, оценить полученные результаты;
       - провести  исследование  гемо-  и  миелограммы  при  анемиях,
   оценить полученные результаты;
       - исследовать  гемо-  и  миелограмму,   морфологию   элементов
   мегакариоцитарного костного   мозга  и  морфологию  тромбоцитов  в
   крови. Оценить показатели гемопоэза;
       - провести  исследование  гемо-  и  миелограммы  при  острых и
   хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях;
       - провести   исследование  гемо-  и  миелограммы  при  лучевой
   болезни, оценить полученные результаты;
       - определить  критерии  эффективности лечения гематологических
   заболеваний;
       - диагностировать   агранулоцитоз,  интерпретировать  динамику
   лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при
   агранулоцитозе.
   
       По общеклиническим исследованиям:
       - взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
       - описать свойства мокроты,  обнаружить патологические примеси
   в мокроте.  Приготовить  и  микроскопировать  негативный препарат.
   Микроскопия   окрашенных   препаратов,   идентификация   клеточных
   элементов,  микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные
   результаты;
       - описать  свойства  желудочного  сока,   определить   наличие
   свободной соляной  кислоты,  общей  кислотности  желудочного сока,
   определить пепсин   с   помощью   беззондовых   методов.   Оценить
   полученные результаты:
       - описать  патологические  признаки дуоденального содержимого,
   определить количество  выделившейся  желчи  в  разные   фазы   при
   фракционном дуоденальном  зондировании.  Определить  относительную
   плотность, концентрацию,  рН желчи.  Микроскопировать дуоденальное
   содержимое; приготовить    нативный   препарат,   дифференцировать
   клеточные элементы двенадцатиперстной кишки  и  желчевыделительной
   системы и кристаллов (соли).  Провести микрохимические реакции для
   дифференциации кристаллов холестерина  и  жирных  кислот.  Выявить
   лямблии (простейшие),  гельминты  и  их  яйца.  Оценить полученные
   результаты;
       - описать патологические элементы в кале (кровь, гной, слизь),
   выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию
   кала (рН),    диагностировать    скрытое   кровотечение,   скрытое
   воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные
   результаты;
       - описать    патологические    элементы    мочи,    определить
   относительную плотность,  рН  мочи,  измерять  в  моче  количество
   белка, обнаружить белок Бенс-Джонса.  Определить в моче количество
   глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин,
   желчные кислоты,  уробилиноген,  эритроциты,  гемоглобин, индикан,
   дать характеристику   бактериурии.   Приготовить   препараты   для
   микроскопирования осадка    мочи,    дифференцировать    клеточные
   элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере
   количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в
   осадке дрожжевые  клетки  и  мицелии,  в  окрашенных  препаратах -
   туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;
       - описать  патологические  признаки  спинномозговой  жидкости.
   Дифференцировать   клеточные   элементы    в    счетной    камере;
   микроскопировать    окрашенные   препараты.   Оценить   полученные
   результаты;
       - описать  патологические  признаки транссудатов и экссудатов.
   Поставить   пробу   Ривальта,   определить    количество    белка,
   микроскопировать  нативные  препараты,  дифференцировать клеточные
   элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;
       - описать    патологические    признаки   семенной   жидкости.
   Микроскопировать  нативные  и  окрашенные  препараты,   определить
   количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить
   полученные результаты.
   
       По цитологическим исследованиям:
       - взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
       - диагностировать  по клеточным элементам острый и хронический
   воспалительный, в том числе гранулематозный, процессы;
       - дифференцировать элементы грануляционной ткани;
       - дифференцировать  пролиферацию,  метаплазию и другие фоновые
   процессы;
       - микроскопическое  исследование  материала,  полученного  при
   гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
   
       По иммунологическим исследованиям:
       - взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
       - определить группу крови и резус-фактор;
       - проводить   исследование   совместимости   крови   донора  и
   реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;
       - определить иммунный статус организма;
       - определить клеточный и гуморальный иммунитет;
       - проводить  иммунологическое  исследование  при  бесплодии  и
   патологии беременности,  эндокринных расстройствах и заболеваниях,
   острых и хронических интоксикациях и инфекциях.
   
       По медико-генетическим исследованиям:
       - взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
       - провести диагностику по половому хроматину;
       - определить Х и Y хромосомы;
       - исследовать кариотип;
       - культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;
       - приготовить препараты культуры лимфоцитов.
   
                            5. Манипуляции:
   
       - реанимационные мероприятия (искусственное дыхание,  непрямой
   массаж сердца);
       - остановка кровотечения;
       - взятие капиллярной крови для лабораторного анализа.
   
                                                 Начальник Управления
                                              организации медицинской
                                                     помощи населению
                                                           А.И.ВЯЛКОВ
   
   
   
   
   
   
                                                      Приложение N 16
                                                           УТВЕРЖДЕНО
                                                  приказ Минздрава РФ
                                                    от 25.12.97 N 380
   
                    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
            СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
               Специальность: "Лабораторная диагностика"
                    (повышенный уровень образования)
   
                            1. Общие знания:
   
       - основы  законодательства  Российской  Федерации  об   охране
   здоровья граждан;
       - организация  лабораторной  службы  в  стране,   ее   задачи,
   структура и перспективы развития;
       - директивные     документы,     определяющие     деятельность
   клинико-диагностической лаборатории;
       - основы медицинской  статистики,  учета  и  анализа  основных
   клинико-диагностических показателей;
       - основные  требования  к   организации   делопроизводства   в
   клинико-диагностической лаборатории;
       - современные методы лабораторной диагностики;
       - виды    и   принципы   мониторинга   качества   лабораторных
   исследований;
       - причины   и   условия   возникновения   преаналитических   и
   аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
       - основы     техники     безопасности     при     работе     в
   клинико-диагностической лаборатории;
       - инструктивные     материалы     по     соблюдению     правил
   санитарно-противоэпидемического режима  в  клинико-диагностической
   лаборатории;
       - правила  подготовки  пациента  для  различных   лабораторных
   исследований, сбора биоматериала, его транспортировки и хранения;
       - основы здорового образа жизни;
       - Устав       и       Правила      внутреннего      распорядка
   лечебно-профилактического учреждения,    должностные    инструкции
   клинико-диагностической лаборатории;
       - основы медицины катастроф.
   
                         2. Специальные знания:
   
       - основы анатомии и физиологии;
       - структура  и  функции органов кроветворения,  нервной ткани,
   пищеварительной, дыхательной,  мочевыделительной, половой и других
   систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
       - структура   и   функции   клетки,   возрастные   особенности
   клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;
       - сущность  типовых  патологических  процессов  на  клеточном,
   тканевом, системном уровнях;
       - лабораторные   показатели   функционирования   человеческого
   организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
       - общие  закономерности  возникновения,  развития  и   течения
   патологических процессов и основных заболеваний человека;
       - клиническое значение лабораторных исследований в диагностике
   заболеваний и состояния здоровья пациента;
       - основы функционирования здорового организма и факторы риска;
       - основные   принципы   взаимодействия  организма  человека  с
   окружающей средой;
       - правила  и  способы  получения биоматериала для лабораторных
   исследований;
       - основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы
   крови, системы дыхания,  мочеполовой системы, системы пищеварения,
   печени и  желчных  путей,  соединительной  ткани,   онкологических
   заболеваний, ВИЧ-инфекций;
       - основы комплексного  подхода  к  лабораторному  обследованию
   больного;
       - организация  внутри-  и  межлабораторного  контроля качества
   лабораторных исследований;
       - влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы,
   сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований;
       - влияние  физической нагрузки,  пищи,  алкоголя,  медицинских
   процедур и др. на результаты лабораторных исследований;
       - влияние терапии на лабораторные показатели.
   
       По гематологическим исследованиям:
       - теорию  кроветворения  (кинетику клеток гемопоэза,  функции,
   место пребывания в организме);
       - морфологию клеток гемопоэза в норме;
       - понятия     эффективный,      неэффективный      эритропоэз,
   мегакариопоэз, нейтропоэз;
       - понятия эритроцитоз и эритропения,  лейкоцитоз и лейкопения,
   тромбоцитоз и тромбоцитопения;
       - изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
       - изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях;
       - причины   и   лабораторные   признаки   внутриклеточного   и
   внутрисосудистого гемолиза;
       - особенности изменения гемограммы  при  заболеваниях  органов
   кроветворения (анемиях,   лейкозах,   геморрагических  диатезах  и
   других заболеваниях);
       - понятия о миелоидной дисплазии;
       - изменения    миелограммы    при     заболеваниях     органов
   кроветворения;
       - основные принципы цитохимического  анализа,  диагностическое
   значение;
       - морфологические  особенности   эритроцитов   при   различных
   анемиях, цитометрия, расчетные показатели.
   
       По общеклиническим исследованиям:
       - теория образования мочи, функции почек, методы исследования,
   причины нарушения;
       - основные  методы  и  диагностическое  значение  исследования
   физических, химических показателей мочи;
       - морфология клеточных и других элементов мочи;
       - мочевые синдромы и их  значение  в  диагностике  заболеваний
   органов мочевой системы;
       - методы получения и исследования желудочного содержимого;
       - способ получения дуоденального содержимого;
       - физико-химический  и  морфологический   состав   содержимого
   желудка и двенадцатиперстной кишки;
       - изменения состава содержимого желудка  и  двенадцатиперстной
   кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
       - основные  методы  и  диагностическое  значение   определения
   физических и химических показателей кала;
       - форменные элементы кала, их выявление;
       - копрологические   синдромы   и  их  значение  в  диагностике
   заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;
       - изменение   копрологического  анализа  при  наиболее  частой
   патологии органов пищеварительной системы;
       - значение  лабораторных  показателей при исследовании мокроты
   (физические свойства,   морфология   форменных   элементов)    для
   диагностики заболеваний дыхательных путей;
       - ликвор  и  выпотные  жидкости  -   морфологический   состав,
   физико-химические свойства,     лабораторные     показатели    при
   инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
       - морфология  и клеточный состав отделяемого женских и мужских
   половых органов, цитограмма при различных заболеваниях;
       - лабораторная  диагностика  мужского  бесплодия (исследование
   эякулята и секрета);
       - гормональное зеркало;
       - основные характеристики эпителия кожи,  волос,  ногтей и  их
   изменения при различных патологических процессах.
   
       По цитологическим исследованиям:
       - правила  взятия  и  обработки  материала  для цитологических
   исследований;
       - морфологическую     картину     воспалительного    процесса,
   грануломатозной и грануляционной тканей;
       - основные   признаки   пролиферации,  дисплазии,  метаплазии,
   фоновых процессов;
       - признаки   реактивной   гиперплазии,  опухолевых  поражений,
   метастазирования.
   
       По биохимическим исследованиям:
       - понятие о  гомеостазе,  биохимические  механизмы  сохранения
   (поддержания) гомеостаза;
       - нормальная физиология  обмена  белков,  углеводов,  липидов,
   ферментов, гормонов,     водно-минерального,    кислотно-основного
   состояния;
       - причины и виды патологии обменных процессов в организме;
       - система гемостаза;
       - патобиохимические механизмы развития основных синдромов;
       - лабораторные  показатели  нарушения   обмена   веществ   при
   наиболее часто встречающихся заболеваниях;
       - основные  методы  исследования  обмена  веществ,   гормонов,
   ферментов, системы гемостаза и др.
   
       По паразитологическим исследованиям:
       - основные морфологические характеристики гельминтов;
       - морфологические различия видов гельминтов и их яиц;
       - паразиты малярии, виды, стадии развития;
       - морфология малярийных паразитов;
       - простейшие - вид, стадии развития, морфология;
       - заболевания, вызванные простейшими;
       - правила приготовления препаратов для исследования морфологии
   паразитов.
   
       По иммунологическим исследованиям:
       - учение об иммунитете, виды иммунитета;
       - иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;
       - антигены, виды, характеристика;
       - иммуноглобулины   (антитела),   классификация,  структура  и
   функции;
       - взаимодействие антиген- антитело;
       - неспецифические  факторы  иммунной  реактивности  организма,
   фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;
       - молекулярные  и   молекулярно-клеточные   основы   иммунного
   ответа;
       - физиология    иммунного    ответа     и     иммунологическая
   толерантность;
       - трансплантационный иммунитет;
       - возрастные особенности иммунного статуса;
       - иммунодефицитные состояния;
       - иммунологическая   система    при    инфекциях,    опухолях,
   лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;
       - аллергия и атопические заболевания;
       - методы оценки иммунного статуса;
       - методы    исследования    неспецифической     резистентности
   организма, клеточного и гуморального иммунитета;
       - изоантигены системы крови;
       - изоиммунизация и аутоиммунизация,  конфликты матери и плода,
   иммунные и аутоиммунные заболевания.
   
       По медико-генетическим исследованиям:
       - предмет и задачи медицинской генетики;
       - понятие    о    наследственных   болезнях   и   болезнях   с
   наследственной предрасположенностью;
       - генетика  человека:  молекулярные  и  цитологические  основы
   наследственности;
       - гены и признаки;
       - изменчивость:   мутационная   изменчивость,    классификация
   мутаций, мутагенные факторы;
       - методы      диагностики       наследственных       болезней:
   цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
   
           3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
   
       - основные   принципы   биомедицинской  этики  и  деонтологии,
   этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической
   лаборатории, основные    этические    проблемы    при   проведении
   клинических лабораторных исследований;
       - представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике
   и перспективах развития;
       - механизмы функционирования природных экосистем;
       - принципы формирования здорового образа жизни и  профилактики
   заболеваний в разные возрастные периоды;
       - представление   о   гигиене   как   основе  профилактической
   медицины;
       - общие  принципы  фармакокинетики  и фармакодинамики основных
   лекарственных средств;
       - побочные  действия  основных  групп  лекарственных средств и
   изменения результатов лабораторных исследований;
       - представление о видах катастроф, их причинах, последствиях;
       - представление  о  наиболее  распространенных  патологических
   процессах в организме при различных катастрофах;
       - общие принципы оказания  неотложной  помощи  при  несчастных
   случаях;
       - представление  о  моделях,  формах,   уровнях   и   способах
   коммуникации, основы делового общения;
       - представление о типах ЭВМ,  основных операционных  системах,
   текстовых редакторах, базах данных.
   
                               4. Умения:
   
       - взять биологический материал для лабораторного исследования;
       - организовать  рабочее  место  для  выполнения   лабораторных
   исследований;
       - организовать  работу   младшего   (среднего)   персонала   в
   клинико-диагностической лаборатории;
       - подготовить   лабораторную    посуду,    инструментарий    и
   оборудование для проведения лабораторного анализа;
       - провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;
       - произвести дезинфекцию биоматериала;
       - прием,  маркировка и регистрация поступившего в  лабораторию
   биоматериала, хранение;
       - регистрировать проведенные исследования;
       - вести учетно-отчетную документацию;
       - пользоваться   лабораторной   аппаратурой   при   выполнении
   лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
       - пользоваться методами статистической обработки  исследований
   для оценки качества лабораторных анализов;
       - проводить  внутрилабораторный  и  межлабораторный   контроль
   качества лабораторных исследований;
       - на основании анализа статистических  показателей  определить
   причины погрешностей    (преаналитические   и   аналитические)   и
   разработать мероприятия  для  повышения  точности   и   надежности
   лабораторных исследований;
       - участвовать  в  разработке   и   внедрении   новых   методов
   лабораторного анализа;
       - на основании результатов дать качественную и  количественную
   оценку объекта исследований;
       - дифференцировать  нормальные  и  патологические   показатели
   результатов лабораторного исследования;
       - по   результатам   анализа   выявлять    признаки    типовых
   патологических процессов в органах и тканях;
       - строить калибровочные графики;
       - приготовить,   зафиксировать   и   окрасить   препараты  для
   исследования клеточных элементов;
       - отобрать материал для микроскопического исследования;
       - адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую  помощь  при
   несчастных случаях;
       - работать в ЭВМ на уровне пользователя;
       - владеть  техникой  микроскопирования:  световая микроскопия,
   поляризационная микроскопия,    фазово-контрастная    микроскопия,
   флуоресцентная микроскопия.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное