Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (УТВ. МПС РФ 04.06.1997 N ЦЭ-462)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
       -  на всех вводах подстанции (при наличии трансформаторов тока)
   - на одной фазе;
       -  на вводах к понижающим трансформаторам и вводах РУ 35, 10, 6
   кВ - на одной фазе;
       - на вводах РУ 25 кВ - на двух фазах плеч питания;
       -  на вводах РУ 2 х 25 кВ - на двух выводах каждого однофазного
   трансформатора;
       - на преобразовательных агрегатах - на вводе от преобразователя
   в РУ 3 кВ;
       - на фидерах контактной сети 25 кВ, 3 кВ - на одной фазе;
       - на фидерах ВЛ СЦБ, ДПР - на одной фазе;
       - на запасном выключателе;
       - на фидерах контактной сети 2 х 25 кВ - на обоих проводах;
       - на фидерах 35, 10, 6 кВ, трансформаторах СН - на одной фазе;
       - на отсасывающей линии постоянного тока;
       - на установках поперечной компенсации реактивной мощности;
       - на аккумуляторной батарее.
       8.4.    Средства   измерения   электрических   величин   должны
   удовлетворять следующим основным требованиям:
       -  класс  точности измерительных приборов должен быть  не  хуже
   2,5;
       -  класс точности шунтов, добавочных резисторов должен быть  не
   хуже 0,5;
       -  класс  точности измерительных трансформаторов -  при  классе
   прибора  1,0  -  не  хуже  0,5;  при  классе  прибора  1,5  -   0,5
   (допускается 1,0); при классе прибора 2,5 - 1,0 (допускается 3,0);
       -   пределы  измерений  приборов  должны  выбираться  с  учетом
   возможных  наибольших длительных отклонений измеряемых  величин  от
   номинальных значений.
       8.5.  Установка  измерительных приборов  должна,  как  правило,
   производиться   на   щитах,   откуда   осуществляется    управление
   оборудованием.
       8.6.   Расчетные   счетчики  активной  и   реактивной   энергии
   общеподстанционного учета на подстанциях постоянного и  переменного
   тока  должны  устанавливаться,  как  правило,  на  высокой  стороне
   понижающих  трансформаторов  или на  вводах  подстанции.  Расчетные
   счетчики  устанавливают также на фидерах нетяговых  железнодорожных
   и других потребителей.
       При  отсутствии трансформаторов напряжения в РУ 220  и  110  кВ
   допускается общеподстанционные расчетные счетчики устанавливать:
       -  на подстанциях переменного тока - на вводах в РУ 25 и 2 х 25
   кВ;
       - на подстанциях постоянного тока - на вводах 10 кВ.
       Расчетные  счетчики  активной  энергии  должны  устанавливаться
   также  на  фидерах, питающих участки контактной сети, где  проходит
   граница между железными дорогами, отделениями железных дорог.
       На   тяговых  подстанциях,  расположенных  на  границе  раздела
   энергосистем,  по требованию энергосистемы расчетные  счетчики  (по
   два    со    стопорами,   учитывающие   отпущенную   и   полученную
   электроэнергию), могут устанавливаться на вводах 110 - 220 кВ.
       8.7.  Для раздельного учета электроэнергии, расходуемой на тягу
   поездов  и  нетяговыми  потребителями, рекомендуется  устанавливать
   счетчики учета активной энергии:
       - на подстанциях переменного тока - на вводах 25, 2 х 25 кВ, на
   фидерах   ДПР   и   ВЛ  СЦБ,  на  низкой  стороне   трансформаторов
   собственных нужд подстанции;
       - на установках поперечной компенсации реактивной мощности;
       -  на  подстанциях постоянного тока - на вводах трансформаторов
   преобразовательных агрегатов, на фидерах ВЛ СЦБ, на низкой  стороне
   трансформаторов собственных нужд, на фидерах пунктов  подготовки  к
   рейсу пассажирских вагонов.
       8.8. Учет активной и реактивной энергии трехфазного тока должен
   производиться с помощью трехфазных счетчиков.
       Для  расчетного  учета  на подстанциях переменного  тока  и  на
   подстанциях    постоянного    тока   с   выпрямительно-инверторными
   агрегатами  используются два комплекта счетчиков со  стопорами  или
   счетчики  с  двунаправленным  учетом  сальдируемого  учета  расхода
   электроэнергии    в   двух   направлениях.   По   согласованию    с
   энергосистемой  допускается применение одного  комплекта  счетчиков
   без стопоров.
       8.9.  Допускаемые классы точности расчетных счетчиков  активной
   энергии:
       - на трансформаторах мощностью 63 МВА и выше - 0,5;
       - на трансформаторах мощностью 10 - 40 МВА - 1,0;
       - на прочих объектах учета - 2,0.
       Класс точности счетчиков реактивной энергии может выбираться на
   одну   ступень  ниже  соответствующего  класса  точности  счетчиков
   активной энергии.
       Класс   точности   трансформаторов  тока   и   напряжения   для
   присоединения  расчетных счетчиков электроэнергии  должен  быть  не
   более  0,5.  Допускается  использование трансформаторов  напряжения
   класса точности 1,0 для включения счетчиков класса точности 2,0.
       8.10.  Каждый  установленный  расчетный  счетчик  должен  иметь
   пломбы    на   винтах,   крепящих   кожух   счетчика   с    клеймом
   государственной    поверки,    а    на    зажимной    крышке-пломбы
   энергоснабжающей организации.
       На  вновь  устанавливаемых  трехфазных  счетчиках  должны  быть
   пломбы  государственной поверки с давностью не более 1 года,  а  на
   однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет.
       8.11.  В  каждой ячейке управления присоединением  должны  быть
   предусмотрены  клеммы и контрольные точки для подключения  приборов
   диагностики  оборудования  в  объеме, оговариваемом  в  задании  на
   проектирование.
   
              9. АВТОМАТИЗАЦИЯ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
   
       9.1.    Устройства   тягового   электроснабжения    оборудуются
   средствами автоматики и телемеханики, включающими в себя:
       -  комплекс  аппаратуры автоматики управления  режимами  работы
   оборудования;
       - комплекс аппаратуры системы телемеханики;
       -    автоматизированные    рабочие   места    энергодиспетчера,
   специалистов по контактной сети и подстанциям;
       - диагностику состояния объектов.
       9.2.   Комплекс   аппаратуры   автоматики   предназначен    для
   осуществления:
       -    автоматического   включения   и   отключения    резервного
   оборудования (АВР);
       -  автоматического повторного включения (АПВ) выключателя после
   его отключения от защиты;
       - регулирования температурного режима объектов;
       -   автоматического   регулирования  напряжения   шин   тяговой
   нагрузки.
       9.3.  На тяговых подстанциях должна быть обеспечена возможность
   автоматического включения резерва следующих объектов:
       - преобразовательного агрегата;
       - трансформатора собственных нужд;
       - фидеров ВЛ СЦБ;
       -  секционного  выключателя  шин РУ  10  кВ  на  подстанциях  с
   первичным напряжением 10 кВ;
       - при необходимости - понижающего трансформатора.
       9.4.   На   тяговых   подстанциях  должно  быть   предусмотрено
   автоматическое повторное включение следующих выключателей:
       - на вводах питающих линий;
       - в рабочей перемычке транзитной подстанции;
       - на всех фидерах РУ 35, 25, 2 х 25, 10, 3 кВ.
       На  постах  секционирования, пунктах  параллельного  соединения
   должно   быть  предусмотрено  автоматическое  повторное   включение
   выключателей  в  зависимости  от наличия  напряжения  в  контактной
   сети.
       9.5.   На  тяговых  подстанциях,  автотрансформаторных  пунктах
   должно     быть     предусмотрено    автоматическое     поддержание
   температурного режима, нормированного заводскими инструкциями,  для
   объектов:
       - понижающих трансформаторов (обдув);
       - выключателей (по температуре масла);
       - приводов выключателей;
       - шкафов зажимов;
       - помещения комплектных распределительных устройств;
       - помещения аккумуляторной;
       - помещений тяговой подстанции.
       На  постах  секционирования и пунктах параллельного  соединения
   должно     быть     предусмотрено    поддержание     нормированного
   температурного режима работы выключателей и их приводов.
       9.6.  На подстанциях постоянного и переменного тока должно быть
   предусмотрено    автоматическое   регулирование    под    нагрузкой
   напряжения   шин,   к   которым  подключены  тяговые   фидеры   или
   преобразовательные агрегаты.
       9.7. В объем телемеханизации должны входить:
       -  телеуправление основным высоковольтным оборудованием тяговых
   подстанций,  постов  секционирования, автотрансформаторных  пунктов
   питания, пунктов параллельного соединения;
       -  телеуправление моторными приводами разъединителей контактной
   сети, линий питания нетяговых потребителей и ВЛ СЦБ;
       -     телесигнализация    положения    объекта    (выключателя,
   разъединителя), аварийная и предупредительная сигнализация;
       - телеизмерение важнейших параметров устройств электроснабжения
   -  напряжения на шинах тяговых подстанций и постов секционирования;
   при  технической  возможности  -  токов  фидеров  контактной  сети,
   расстояния  до  места  повреждения на контактной  сети  и  ВЛ  СЦБ,
   расхода   электроэнергии  для  некоммерческих  расчетов   или,   по
   согласованию с энергосистемой, для коммерческих расчетов.
       Телеуправление,  как  правило, не должно дублировать  операции,
   выполнение которых обеспечивается средствами автоматики.
       9.8.      Телеуправление     устройствами      электроснабжения
   осуществляется   энергодиспетчерами.  Границы  энергодиспетчерского
   круга   определяются  возможностями  автоматизированного   рабочего
   места  энергодиспетчера по обеспечению ремонтных работ. Допускается
   временное объединение двух диспетчерских кругов.
       9.9.  Телесигнализация  должна предусматривать  отображение  на
   щите  диспетчерского  пункта  положение  основного  коммутационного
   оборудования,  сигнала опробования исправности защит  (при  наличии
   соответствующего   устройства),   аварийного,   предупредительного,
   охранного сигналов, сигнала "Пожар на подстанции".
       9.10.  На контролируемых пунктах (КП) устанавливают комплексную
   аппаратуру     телемеханики,    обеспечивающую     прием     команд
   телеуправления,    передачу    телеинформации    (телесигнализации,
   производственно-технологической и телеизмерения)  на  диспетчерский
   пункт.
       На  каждом  контролируемом  пункте  должна  быть  предусмотрена
   возможность  перевода объекта с телеуправления  на  местное  ручное
   управление объектом.
       Все КП должны иметь энергодиспетчерскую связь.
       9.11.    Аппаратура    для   системы   телеуправления    должна
   разрабатываться    в    комплексе   с    оборудованием    устройств
   электроснабжения.
       Конструкция   аппаратуры   должна   быть   блочно-модульной   и
   обеспечивать ремонтопригодность с временем восстановления не  более
   30 минут.
       Система  телемеханики должна обеспечивать возможность поэтапной
   реализации  с  увеличением  числа  КП  или  изменением  функций   в
   процессе эксплуатации.
       9.12.  Быстродействие системы телемеханики должно  обеспечивать
   выполнение  команды телеуправления за время не более  двух  секунд,
   передачу  цикла телесигнализации за время не более пяти секунд  при
   скорости обмена по каналам связи 1200 бит/с.
       9.13.  Технические  средства телемеханики  должны  обеспечивать
   нормальную работу аппаратуры при следующих условиях:
       -  на диспетчерских пунктах - при температуре помещения от  +15
   -С  до  +28  -С  и нормальной влажности, при колебаниях  напряжения
   питания в пределах от +10% до -15% номинального значения;
       -   на   тяговых  подстанциях  и  КП  железнодорожных   станций
   стыкования  -  при  температуре помещения от  0  -С  до  +28  -С  и
   нормальной влажности, при колебаниях напряжения питания в  пределах
   от +10% до -15% от номинального значения;
       -  на постах секционирования, пунктах параллельного соединения,
   КП  раздельных пунктов - при температуре помещения от -40 -С до +70
   -С.
       Аппаратура  телемеханики должна обеспечивать надежность  работы
   контролируемых  пунктов  с наработкой на  отказ  одного  пункта  не
   менее 10000 часов.
       9.14.  Следует предусматривать передачу телесигналов  положения
   линейных,   секционных,   шиносоединительных   и   трансформаторных
   выключателей опорных и промежуточных тяговых подстанций на  стороне
   питающего  напряжения  110  кВ  и  выше,  на  диспетчерские  пункты
   энергосистем или предприятий электрических сетей.
       В   необходимых   случаях   следует  предусматривать   передачу
   телеизмерений с тяговых подстанций, имеющих системное значение,  на
   энергодиспетчерские пункты энергосистем.
       Допускается ретрансляция сигналов телеинформации через  опорные
   подстанции   энергосистем  при  отсутствии  прямых  каналов   между
   тяговыми подстанциями и диспетчером энергосистемы.
       9.15.  Питание  аппаратуры телемеханики энергодиспетчерского  и
   контролируемых  пунктов должно осуществляться как электроприемников
   первой  категории  и выполняться в соответствии  с  Инструкцией  по
   категорийности     электроприемников     нетяговых     потребителей
   железнодорожного транспорта.
       На  тяговых подстанциях аппаратура телемеханики должна получать
   питание от двух независимых источников оперативного тока.
       9.16. При обслуживании тяговых подстанций с дежурством на  дому
   должна  предусматриваться энергодиспетчерская связь  и  по  системе
   телемеханики  с  квартирой дежурного, а также обеспечиваться  вызов
   дежурного  на  тяговую подстанцию при возникновении  неисправностей
   или пожара.
       9.17.    Аппаратура    диагностики   состояния    объектов    и
   автоматизированные   рабочие  места  используются   в   устройствах
   электроснабжения по требованию службы электроснабжения  дороги  при
   наличии технической возможности.
   
                  10. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ
              УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С СООРУЖЕНИЯМИ,
                    НАХОДЯЩИМИСЯ В ЗОНЕ ИХ ВЛИЯНИЯ
   
       10.1.  К  устройствам  тягового электроснабжения  предъявляются
   требования  по  выполнению  показателей качества  электроэнергии  и
   обеспечению   электромагнитной  совместимости  с   электроподвижным
   составом, системой внешнего электроснабжения, устройствами связи  и
   СПБ, воздушными и кабельными линиями электропередачи до 1 кВ и 6  -
   35 кВ, подземными сооружениями.
       10.2. На электрифицированных участках железных дорог необходимо
   предусматривать компенсацию реактивной энергии. Выбор и  размещение
   устройств    компенсации   следует   производить   по   действующим
   Методическим   указаниям   по  расчету   и   размещению   установок
   поперечной емкостной компенсации.
       10.3.  Коэффициенты несимметрии напряжений и несинусоидальности
   напряжения  в  точке  присоединения  тяговой  подстанции   к   сети
   внешнего электроснабжения в соответствии с ГОСТ 13109-87 не  должны
   превышать  величины 0,04, при этом в течение не менее  95%  времени
   каждых суток не должны превышать величины 0,02.
       Для   снижения  несимметрии  и  несинусоидальности   напряжений
   тяговые  подстанции  переменного тока с трехфазными  и  однофазными
   трансформаторами  должны  подключаться к линиям  электропередачи  с
   циклическим   подключением   наиболее   загруженных   фаз   тяговых
   подстанций  к  разным  фазам ВЛ (используя схему  фазировки  по  п.
   3.7).  Снижение  несимметрии возможно также путем  соответствующего
   размещения  по фазам установок параллельной компенсации  реактивной
   мощности  в  соответствии с Методическими указаниями по  расчету  и
   размещению установок поперечной емкостной компенсации.
       Для   снижения   несинусоидальности  напряжения   рекомендуется
   использовать   фильтро-компенсирующие   конденсаторные   установки,
   установки для подавления резонанса токов высших гармоник.
       10.4.   При   электрификации   железнодорожной   линии   должна
   предусматриваться  защита от опасного и мешающего  влияния  тяговой
   сети  на линии проводной связи и проводного вещания, а также защита
   от  радиопомех в устройствах электроснабжения и в устройствах связи
   в  соответствии  с  Правилами защиты устройств проводной  связи  от
   влияния    тяговой   сети   электрифицированных   железных    дорог
   постоянного и переменного тока и ГОСТ 29205-91.
       10.5.  На железнодорожных участках переменного тока для  защиты
   сооружений  проводной  связи,  проводного  вещания,  сетей  местной
   связи   крупных   городов,  трубопроводов  на  основании   технико-
   экономических   расчетов   допускается   применение    отсасывающих
   трансформаторов  системы  2  х  25  кВ,  подвеска  экранирующих   и
   усиливающих проводов.
       10.6.  На железнодорожных участках с системой 2 х 25 кВ, где  в
   проектах  учтено  снижение индуктивного влияния на  линии  связи  и
   смежные   коммуникации,  создаваемое  этой   системой,   недопустим
   переход  к  системе  25  кВ  путем  отключения  отдельно  питающего
   провода или контактной сети, а также отключение одновременно  более
   одного  линейного  автотрансформатора в пределах  межподстанционной
   зоны,  если  он автоматически не заменяется другим. Для  исключения
   возможности  раздельного отключения питающего провода и  контактной
   сети  все  фидерные  и  продольные выключатели  контактной  сети  и
   разъединители  подстанций,  автотрансформаторных  пунктов,   постов
   секционирования  и  контактной сети  должны  быть  двухполюсными  с
   механически связанными приводами полюсов.
       10.7.  На  железнодорожных  участках  постоянного  тока  защита
   существующих  устройств  проводной связи от  влияния  электрических
   железных  дорог  осуществляется с помощью  сглаживающих  устройств,
   устанавливаемых на тяговых подстанциях.
       Выбор вида защиты устройств проводной связи следует производить
   по  результатам технико-экономических расчетов вариантов (различные
   типы   преобразовательных   агрегатов  и  сглаживающих   устройств,
   каблирование и пр.).
       10.8.    Мероприятия    по    снижению    радиопомех    следует
   предусматривать   на   электроподвижном   составе   переменного   и
   постоянного  тока,  на  тяговых  подстанциях  постоянного  тока   с
   тиристорными  агрегатами, а также, при необходимости, в  контактной
   сети  и  линиях  продольного  электроснабжения  на  железнодорожных
   участках переменного тока.
       10.9. На электрифицированных железнодорожных линиях постоянного
   и  переменного тока устройства СЦБ должны быть защищены от  влияния
   тягового тока.
       10.10.  Электрификация железнодорожных участков  на  переменном
   токе  должна сопровождаться мерами по защите воздушных и  кабельных
   линий  напряжением  до 1000 В, трубопроводов и  других  протяженных
   коммуникаций   от   электромагнитного  влияния   тяговой   сети   и
   искрообразования.
       На   электрифицированных  железнодорожных  линиях  должны  быть
   проведены  защитные мероприятия по предупреждению  искрообразования
   в   соответствии   с   Указаниями  по  проектированию   защиты   от
   искрообразования   на   сооружениях  с   легковоспламеняющимися   и
   горючими жидкостями при электрификации железных дорог.
       10.11.  На участках, электрифицированных по системе постоянного
   тока,   необходимо  осуществлять  меры  по  защите   сооружений   и
   устройств  от  электрокоррозии. Защита  от  электрокоррозии  должна
   предусматриваться    также   для   всех    вновь    строящихся    и
   реконструируемых     подземных    сооружений     на     действующих
   электрифицированных железнодорожных участках постоянного тока.
   
                                                          Таблица 10.1
   
   -----------------T-----------T-------------------------------------------------¬
   ¦Режим работы    ¦Напряжение ¦        Действующее значение напряжения, кВ      ¦
   ¦системы тягового¦           +------------------------T------------------------+
   ¦электроснабжения¦           ¦Система переменного тока¦Система постоянного тока¦
   ¦                ¦           +----------T-------------+----------T-------------+
   ¦                ¦           ¦ на шинах ¦в контактной ¦ на шинах ¦в контактной ¦
   ¦                ¦           ¦подстанции¦ сети и на   ¦подстанции¦  сети и на  ¦
   ¦                ¦           ¦          ¦токоприемнике¦          ¦токоприемнике¦
   ¦                ¦           ¦          ¦    ЭПС      ¦          ¦     ЭПС     ¦
   +----------------+-----------+----------+-------------+----------+-------------+
   ¦Все режимы      ¦номинальное¦   27,5   ¦    25,0     ¦   3,3    ¦   3,0       ¦
   +----------------+-----------+----------+-------------+----------+-------------+
   ¦Нормальный на   ¦наибольшее ¦   28,0   ¦    28,0     ¦   3,6    ¦   3,6 <*>   ¦
   ¦железнодорожных ¦наименьшее ¦          ¦    21,0     ¦          ¦   2,7       ¦
   ¦участках со ско-¦           ¦          ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦ростями движения¦           ¦          ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦до 160 км/ч     ¦           ¦          ¦             ¦          ¦             ¦
   +----------------+-----------+----------+-------------+----------+-------------+
   ¦Нормальный на   ¦наибольшее ¦   28,0   ¦    28,0     ¦   3,6    ¦   3,6 <*>   ¦
   ¦железнодорожных ¦наименьшее ¦          ¦    24,0     ¦          ¦   2,9       ¦
   ¦участках со ско-¦           ¦          ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦ростями движения¦           ¦          ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦свыше 160 км/ч  ¦           ¦          ¦             ¦          ¦             ¦
   +----------------+-----------+----------+-------------+----------+-------------+
   ¦Нормальный на   ¦наибольшее ¦   28,0   ¦    28,0     ¦   3,6    ¦   3,6 <*>   ¦
   ¦слабозагруженных¦наименьшее ¦          ¦    19,0     ¦          ¦   2,4       ¦
   ¦железнодорожных ¦           ¦          ¦             ¦          ¦             ¦
   ¦участках        ¦           ¦          ¦             ¦          ¦             ¦
   +----------------+-----------+----------+-------------+----------+-------------+
   ¦Вынужденный     ¦наибольшее ¦   29,0   ¦    29,0     ¦   3,85   ¦   3,85      ¦
   ¦                ¦наименьшее ¦          ¦    19,0     ¦          ¦   2,2       ¦
   L----------------+-----------+----------+-------------+----------+--------------
   
   --------------------------------
       <*>  На  железнодорожных участках, где применяют рекуперативное
   торможение, допускается 4,0 кВ.
   
       Защита  сооружений  и  устройств от  электрокоррозии,  а  также
   требования  к  устройствам  электроснабжения  в  части  ограничения
   утечки  тяговых токов, выполняются в соответствии с Инструкцией  по
   защите    железнодорожных   подземных   сооружений   от    коррозии
   блуждающими токами.
       На   электрифицированных  участках  переменного   тока   защиту
   подземных  сооружений от коррозии блуждающими токами  выполнять  не
   требуется.
       10.12. Электромагнитная совместимость электроподвижного состава
   с  системой тягового электроснабжения обеспечивается при соблюдении
   следующих показателей качества электрической энергии:
       - действующее значение напряжений на шинах тяговых подстанций и
   токоприемниках  ЭПС  в  нормальном  и  вынужденном  режимах  работы
   системы  электрической тяги должно соответствовать  приведенному  в
   таблице 10.1;
       -   предельно  допускаемое  значение  амплитуды  напряжения  на
   токоприемнике  ЭПС переменного тока в установившемся режиме  работы
   системы электрической тяги не должно превышать 45 кВ;
       -   предельно  допускаемое  значение  амплитуды  напряжения  на
   токоприемнике   ЭПС,  оборудованном  ограничителями  перенапряжений
   (ОПН),  при  коммутационных перенапряжениях не должно превышать  90
   кВ;
       -   наибольшее   мгновенное  значение   напряжения   для   ЭПС,
   оборудованных  разрядниками, определяется  с  учетом  характеристик
   используемых разрядников.
       Модуль входного сопротивления системы тягового электроснабжения
   на  основной  частоте  при напряжении 25 кВ  от  токоприемника  ЭПС
   переменного  тока  до  шин бесконечно большой  мощности  не  должен
   превышать    в   нормальном   режиме   работы   системы    тягового
   электроснабжения при двусторонней и узловой схеме  питания  тяговой
   сети  -  15  Ом,  а  в вынужденном режиме работы при  односторонней
   схеме питания тяговой сети - 30 Ом.
   
               11. УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НЕТЯГОВЫХ
                     ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
   
       11.1.  Электроснабжение нетяговых железнодорожных  потребителей
   крупных    железнодорожных   станций   и    узлов    осуществляется
   непосредственно   от  подстанций  энергосистем   или   от   тяговых
   подстанций.
       Электроснабжение   нетяговых   железнодорожных    потребителей,
   расположенных   на  железнодорожных  перегонах  и   железнодорожных
   станциях,  находящихся на межподстанционных зонах,  осуществляется,
   как  правило,  от  линий продольного электроснабжения.  Допускается
   питание железнодорожных станций от районных электросетей.
       11.2.  Выбор  схемы питания должен производиться  на  основании
   технико-экономических  расчетов  с  учетом   требуемой   надежности
   электроснабжения  потребителей  в  соответствии  с  Инструкцией  по
   категорийности     электроприемников     нетяговых     потребителей
   железнодорожного транспорта.
       11.3.   Основное   питание  устройств  СЦБ   и   связи   должно
   осуществляться   от   линий   питания   автоблокировки   (ВЛ   СЦБ)
   напряжением  6  -  10  или 35 кВ, расположенных,  как  правило,  на
   отдельных опорах.
       Неравномерность нагрузки по фазам на ВЛ СЦБ не должна превышать
   10%.
       На электрических железных дорогах переменного тока допускается,
   по   согласованию  с  железной  дорогой,  использовать  в  качестве
   основного   питания   устройств  СЦБ  и  связи   однофазные   линии
   напряжением  25 кВ с подвеской одного провода на опорах  контактной
   сети  и  использованием рельсов в качестве второго  провода  (линия
   ПР).
       Для   снижения   токов   короткого   замыкания   и   исключения
   электрической  связи  с  другими линиями  ВЛ  СЦБ  должны  получать
   питание  на  тяговых  подстанциях от шин  собственных  нужд,  а  на
   пунктах питания через изолирующие трансформаторы.
       На  слабозагруженных участках допускается сохранение двухцепных
   линий  электропередачи 6 - 10 кВ: одной цепи  для  электроснабжения
   линейных потребителей, второй цепи - для питания нагрузок СЦБ.
       11.4.  Схемы  питания  ВЛ  СЦБ  от  тяговых  подстанций  должны
   предусматривать:
       -  на  электрифицированных железнодорожных участках постоянного
   тока консольное питание от одной из смежных подстанций;
       -  на  электрифицированных железнодорожных участках переменного
   тока  встречно-консольное  питание от  двух  смежных  подстанций  с
   устройством   посередине   пункта   секционирования   с   нормально
   отключенным  выключателем  с устройством автоматического  включения
   резерва (АВР).
       Для   межподстанционных  зон  длиной  до  35   км   допускается
   консольное  питание  с  нормально  включенным  выключателем  пункта
   секционирования.
       На      железнодорожных     участках     переменного      тока,
   электрифицированных  по  системе 2 х 25  кВ,  на  межподстанционных
   зонах  более  50 км должны предусматриваться дополнительные  пункты
   питания    от    районных    электрических    сетей,    разделяющие
   межподстанционную  зону  на два плеча питания  ВЛ  СЦБ,  каждое  из
   которых  должно  иметь  встречно-консольное питание  с  устройством
   посередине пункта секционирования.
       Фидеры ВЛ СЦБ на тяговых подстанциях, пунктах секционирования и
   дополнительных  пунктах  питания должны оборудоваться  устройствами
   однократного автоматического повторного включения (АПВ) и АВР.
       11.5. Резервное питание устройств СЦВ и связи осуществляется от
   линии  два  провода - рельс (ДПР) с номинальным напряжением  25  кВ
   или  от  линии продольного электроснабжения напряжением 6 - 10  кВ.
   Время перехода с основной системы электроснабжения на резервную  не
   должно превышать 1,3 секунды.
       11.6.  В  качестве третьего источника питания электроприемников
   особой  группы I категории, перечень которых приведен в  Инструкции
   по    категорийности   электроприемников   нетяговых   потребителей
   железнодорожного  транспорта,  должна  предусматриваться  установка
   дизель-электрических агрегатов.
       11.7.  Основное питание нетяговых железнодорожных  потребителей
   должно осуществляться от линий продольного электроснабжения 6 -  10
   или  35  кВ (ВЛ ПЭ), расположенных на отдельных опорах. На  дорогах
   переменного  тока  питание  нетяговых потребителей  допускается  по
   линии   ДПР,   а  на  дорогах  постоянного  -  по  трехфазной   ВЛ,
   подвешиваемой на опорах контактной сети.
       11.8.  ВЛ ПЭ от тяговых подстанций на железнодорожных участках,
   электрифицированных на постоянном и переменном токе, а также  линии
   ДПР,   должны  иметь  консольное  питание  от  одной   из   смежных
   подстанций.
       Вопрос  необходимости устройства дополнительного пункта питания
   ВЛ  ПЭ  на  межподстанционной зоне при системе 2  х  25  кВ  должен
   решаться на основании технико-экономического расчета.
       Фидеры  ВЛ  ПЭ на тяговых подстанциях и дополнительных  пунктах
   питания должны оборудоваться устройствами однократного АПВ.
       11.9. Резервное питание аппаратуры телеуправления и собственных
   нужд    линейных   устройств   тягового   электроснабжения    может
   осуществляться от ВЛ СЦБ или от местных сетей энергосистемы.
       11.10. ВЛ СЦБ и линии продольного электроснабжения должны  быть
   секционированы   разъединителями   с   моторными   приводами    или
   выключателями  у  тяговых подстанций, постов  секционирования  и  в
   горловинах железнодорожных станций.
       Для   управления  электрическими  приводами  разъединителей   и
   выключателей должны предусматриваться устройства телемеханики;  при
   отсутствии   телемеханики  допускается  использовать  дистанционное
   управление  приводами от ДСП ближайшей железнодорожной станции  или
   из других помещений с постоянным дежурным персоналом.
       Для    дистанционного    управления    должны    прокладываться
   самостоятельные   кабели.  Не  допускается  использование   жил   в
   кабелях, проектируемых для устройств СЦБ.
       11.11.  При  подвеске  ВЛ 35 кВ на опорах  контактной  сети  на
   участках  постоянного  тока  должно быть  определено  влияние  этих
   линий   на   рельсовые  цепи  СЦБ  частотой  50  Гц  и,  в   случае
   необходимости,  следует предусматривать меры  защиты  (транспозиция
   проводов ВЛ или др.).
       11.12.  Потери напряжения в линиях продольного электроснабжения
   и  ВЛ  СЦВ  при  одностороннем  питании  от  подстанции  не  должны
   превышать 5%. Отклонения напряжения у потребителей СЦБ должны  быть
   в пределах от +5% до -10% от номинального значения.
       11.13. На линиях продольного электроснабжения и ВЛ СЦБ во  всех
   районах по гололеду, кроме I и II, должна предусматриваться  плавка
   гололеда.
       11.14.   В  электрических  сетях  напряжением  выше   1000   В,
   находящихся  в зоне электрического и магнитного влияния  контактной
   сети  переменного  тока,  напряжение  по  отношению  к  земле   при
   нормальном и вынужденном режимах работы контактной сети  не  должно
   превышать    115%   номинального   напряжения   электрооборудования
   (аппаратов,  изоляторов  и  т.д.), а в режиме  короткого  замыкания
   контактной   сети   -   60%  испытательного   напряжения   изоляции
   электрооборудования.
       11.15.  При  электрификации  железных  дорог  существующие   на
   железнодорожных   станциях  воздушные   и   кабельные   силовые   и
   осветительные электрические сети напряжением до 1000 В должны  быть
   реконструированы,  если они мешают установке опор  контактной  сети
   или подвеске проводов продольной линии электроснабжения.
       11.16.  При  электрификации  на  переменном  токе  должны  быть
   реконструированы    все    силовые   и   осветительные    воздушные
   электрические  сети,  включая электросети  напряжением  до  1000  В
   пристанционных   зданий   и   поселков,   расположенные   в    зоне
   индуктивного   влияния   контактной   сети,   если   результирующее
   напряжение  в  проводах этих сетей по отношению к  земле  превышает
   наибольшее  значение допустимого напряжения, указанного  в  таблице
   11.1.
   
                                                          Таблица 11.1
   
   ---------------------------------T------------------------------------¬
   ¦     Характер и назначение      ¦Допустимое результирующее напряжение¦
   ¦      электрических сетей       ¦ по отношению к земле, В, не более  ¦
   ¦                                +------------------T-----------------+
   ¦                                ¦в нормальном и вы-¦в режиме коротко-¦
   ¦                                ¦нужденном режимах ¦го замыкания     ¦
   +--------------------------------+------------------+-----------------+
   ¦Воздушные и  кабельные линии для¦300               ¦1000             ¦
   ¦питания внутреннего освещения   ¦                  ¦                 ¦
   ¦зданий при установке на вводах в¦                  ¦                 ¦
   ¦здания разделяющих трансформато-¦                  ¦                 ¦
   ¦ров                             ¦                  ¦                 ¦
   ¦То же, при отсутствии на вводах ¦300               ¦500              ¦
   ¦в здания разделяющих трансформа-¦                  ¦                 ¦
   ¦торов                           ¦                  ¦                 ¦
   ¦Воздушные и кабельные линии для ¦300               ¦1000             ¦
   ¦питания наружного освещения же- ¦                  ¦                 ¦
   ¦лезнодорожных станций, платформ,¦                  ¦                 ¦
   ¦пешеходных мостиков и открытых  ¦                  ¦                 ¦
   ¦территорий                      ¦                  ¦                 ¦
   ¦Воздушные и кабельные линии     ¦400               ¦1000             ¦
   ¦220 - 380 В для питания силового¦                  ¦                 ¦
   ¦электрооборудования, защищенного¦                  ¦                 ¦
   ¦разделяющими трансформаторами   ¦                  ¦                 ¦
   ¦То же, но без защиты разделяющи-¦400               ¦60% испытательно-¦
   ¦ми трансформаторами             ¦                  ¦го напряжения    ¦
   ¦                                ¦                  ¦изоляции электро-¦
   ¦                                ¦                  ¦оборудования по  ¦
   ¦                                ¦                  ¦отношению к зем- ¦
   ¦                                ¦                  ¦ле, но не более  ¦
   ¦                                ¦                  ¦1000 В           ¦
   ¦Провода волновода поездной      ¦250               ¦1000             ¦
   ¦радиосвязи                      ¦                  ¦                 ¦
   L--------------------------------+------------------+------------------
   
       Примечание.  Результирующее напряжение  по  отношению  к  земле
   равно геометрической сумме индуктированного и рабочего напряжений
   
       Индуктированные электродвижущие силы (э.д.с.) и  напряжения  по
   отношению к земле в электрических сетях с напряжением до 1000 В  не
   должны   превышать  значений,  приведенных  в  таблице  11.2.   При
   невозможности   обеспечения   указанных   значений   линии   должны
   обслуживаться как ВЛ напряжением выше 1000 В.
   
                                                          Таблица 11.2
   
   -----------------------------T---------------------------------------¬
   ¦          Вид линии         ¦ Допустимые индуктированные напряжения ¦
   ¦                            ¦ (U) и э.д.с. (Е) по отношению к земле ¦
   ¦                            ¦     в воздушных и кабельных линиях    ¦
   ¦                            ¦   напряжением до 1000 В, не более, В  ¦
   ¦                            +------------------T--------------------+
   ¦                            ¦в нормальном и вы-¦ в режиме короткого ¦
   ¦                            ¦нужденном режимах ¦   замыкания <**>   ¦
   ¦                            +--------T---------+---------T----------+
   ¦                            ¦    U   ¦    Е    ¦    U    ¦    Е     ¦
   +----------------------------+--------+---------+---------+----------+
   ¦Воздушные линии с металличе-¦40      ¦160      ¦160 / 250¦840 / 1000¦
   ¦скими или железобетонными   ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦опорами, расположенными на  ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦расстоянии до 5 м от кон-   ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦тактной сети <*>            ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦То же, но отнесенные от     ¦40      ¦80       ¦160 / 250¦320 / 500 ¦
   ¦электрифицированных путей   ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦на расстояние более 5 м и   ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦кабельные линии <*>         ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦Воздушные линии с деревянны-¦120     ¦240      ¦1000     ¦1000      ¦
   ¦ми опорами <*>              ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦Воздушные и кабельные линии ¦6       ¦-        ¦150      ¦-         ¦
   ¦с нулевыми проводами, ис-   ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦пользуемые в системе защит- ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦ного заземления электрообо- ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦рудования и конструкций, с  ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦которыми человек имеет по-  ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦стоянный контакт            ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   ¦То же, при кратковременном  ¦20      ¦-        ¦150      ¦-         ¦
   ¦контакте                    ¦        ¦         ¦         ¦          ¦
   L----------------------------+--------+---------+---------+-----------
   
   --------------------------------
       <*>   Нулевые   провода  в  системе  защитного  заземления   не
   используются.
       <**>  Значения  в  числителе соответствуют  времени  отключения
   короткого замыкания в контактной сети 0,6 с, а в знаменателе -  0,3
   с.
   
       11.17.  Разрешается  подвеска проводов  электрических  сетей  с
   напряжением до 1000 В на опорах контактной сети при выполнении  мер
   защиты  этих  линий  от опасного влияния контактной  сети.  С  этой
   целью  на  электрических железных дорогах переменного и постоянного
   тока следует:
       -   трехфазные   линии   выполнять  с  глухо   заземленной   на
   трансформаторе нейтралью низкого напряжения;
       -   однофазные   линии  выполнять  с  глухим   заземлением   на
   трансформаторе одной фазы низкого напряжения;
       - не допускать повторное глухое заземление нулевого провода;
       -   не   допускать   заземление  и  присоединение   токоведущих
   металлических  корпусов  и  других  деталей  электрооборудования  к
   нулевому проводу;
       -  все  провода воздушных линий электропередачи, в том числе  и
   нулевой  провод, закреплять на изоляторах опорного типа напряжением
   10  кВ,  устанавливаемых на изолирующих (деревянных) кронштейнах  с
   ограничителями со стороны опор;
       -  использовать со стороны питания четырехполюсные  отключающие
   аппараты   для  одновременного  отключения  трех  фаз  и   нулевого
   провода.
       Кроме того, на электрических железных дорогах переменного  тока
   следует  секционировать провода волновода и заземлять все фазные  и
   нулевые   провода   в   начале  и  конце  линии   через   емкостные
   сопротивления.
       11.18.   Металлические  и  железобетонные  опоры,  на   которых
   одновременно   подвешиваются  провода  контактной  сети   и   линий
   электропередачи  всех  напряжений,  а  также  подключаемые  к   ним
   трансформаторные подстанции, следует заземлять на тяговые рельсы  в
   соответствии  с  требованиями Инструкции  по  заземлению  устройств
   электроснабжения.
       11.19.  Для  питания  сигнальных  установок  следует  применять
   однофазные  комплектные трансформаторные подстанции (КТП),  которые
   монтируются   на   опорах  вне  створа  ВЛ  СЦБ   для   возможности
   обслуживания их без снятия напряжения с линии.
       В  качестве  меры ограничения токов замыкания на землю  на  КТП
   мощностью  до  25  кВА включительно, питаемых по системе  ДПР,  для
   защиты   трансформаторов  на  стороне  25  кВ  должны   применяться
   предохранители   с  токоограничивающим  действием.   Предохранитель
   должен  быть вынесен за пределы КТП и устанавливаться на  отдельной
   опоре  вместе с разъединителем и ограничителем перенапряжения.  КТП
   и  опора  с  предохранителем должны иметь  самостоятельные  контуры
   заземления.  Контур КТП не должен быть связан с  рельсами  и  иметь
   сопротивление   5   Ом.  Контур  опоры  с  предохранителем   должен
   присоединяться к рельсу.
       Нейтраль трансформатора присоединяется к контуру заземления КТП
   через пробивной предохранитель.
       КТП  мощностью 1 - 2 кВА, предназначенные для питания устройств
   автоблокировки, заземляют на дроссель-трансформаторы того же  пути,
   что   и   питаемый   ими   релейный  шкаф,   а   токоограничивающий
   предохранитель устанавливают на одной опоре с КТП.
       11.20. Для трехфазных КТП мощностью 100 - 400 кВА, подключаемых
   к  системе  ДПР,  должны  выполняться два  контура  заземления,  не
   имеющие  между  собой  электрической связи:  один  -  выравнивающий
   вокруг   КТП  ненормируемый  по  сопротивлению,  присоединяемый   к
   средней  точке дроссель-трансформатора или тяговому рельсу;  второй
   - для заземления нейтрали трансформатора КТП на стороне 0,4 кВ.
       Нейтраль  трансформатора присоединяется  к  корпусу  КТП  через
   пробивной   предохранитель   и,   изолированно   от   корпуса,    к
   заземлителю, удаленному от КТП и рельсов на расстояние не менее  20
   м.  Сопротивление этого заземлителя должно быть не более 4  Ом  при
   ро  <=  100  Ом  x  м.  Если ро > 100 Ом x м, то это  сопротивление
   принимается равным 4 ро / 100, но не более 40 Ом.
   
            12. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
                            И ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ
   
       12.1.  Обслуживание устройств электроснабжения тяги  поездов  и
   нетяговых  железнодорожных  и  других  потребителей  осуществляется
   дистанциями электроснабжения железных дорог (ЭЧ).
       Эксплуатационную   длину  электрифицированных   железнодорожных
   линий,    обслуживаемых   дистанцией   электроснабжения,    следует
   принимать в пределах 150 - 300 км.
       Производственные  базы и административные  помещения  дистанций
   электроснабжения  должны быть, как правило,  размещены  на  крупных
   узловых или участковых железнодорожных станциях.
       12.2.  Обслуживание  тяговых подстанций  и  линейных  устройств
   тягового   электроснабжения   возлагается   на   персонал   тяговых
   подстанций и ремонтно-ревизионного участка (РРУ).
       Обслуживание  устройств  контактной  сети,  линий   продольного
   электроснабжения   и  питания  автоблокировки,  устройств   питания
   электрического   обогрева  стрелочных  переводов   и   пассажирских
   составов    в   пунктах   подготовки   их   к   рейсу,    нетяговых
   железнодорожных  потребителей  на перегонах  и  раздельных  пунктах
   (кроме   внеклассных  и  первого  класса  железнодорожных  станций)
   осуществляется районами контактной сети.
       На   внеклассных  и  первого  класса  железнодорожных  станциях
   обслуживание  устройств электроснабжения нетяговых  железнодорожных
   потребителей осуществляют районы электроснабжения.
       Оперативное руководство работой всех устройств электроснабжения
   выполняет энергодиспетчерская группа.
       На    каждой    дистанции    электроснабжения    должна    быть
   производственная   база   для   выполнения   работ   по    ремонту,
   модернизации   и  изготовлению  оборудования  тяговых   подстанций,
   арматуры  и  узлов  контактной  сети и  линий  электропередачи.  На
   дистанциях    электроснабжения    должны    сооружаться     учебно-
   тренировочные  полигоны для обучения работников районов  контактной
   сети и электроснабжения.
       12.3.    Площадки    для   строительства    зданий    дистанций
   электроснабжения,  дежурных  пунктов  контактной  сети  и   районов
   электроснабжения  должны быть выбраны с учетом  следующих  основных
   условий:
       -  целесообразности  совмещения  зданий  производственной  базы
   дистанции  электроснабжения, дежурных  пунктов  районов  контактной
   сети, районов электроснабжения;
       -  возможности использования существующих автомобильных  дорог,
   сетей электроснабжения и водоснабжения и др.;
       -  удобства выезда восстановительных и транспортных средств  на
   железнодорожном и автомобильном ходу;
       -  использования  рельефа местности с целью сокращения  объемов
   работ по освоению территории и сооружению подъездных путей;
       -     минимального     занятия    земель,     пригодных     для
   сельскохозяйственного пользования.
       Размещение  административного здания дистанции электроснабжения
   должно  обеспечивать, по возможности, оперативную связь руководства
   ЭЧ  с отделением железной дороги, местными органами государственной
   власти.
       12.4.  В  составе  зданий  и сооружений  производственной  базы
   дистанции    электроснабжения   должны   быть:   главный    корпус,
   материальный   склад,  склад  горюче-смазочных  материалов,   склад
   трансформаторного  масла, платформа с пандусом, стеллажи  для  опор
   контактной  сети,  гараж  для  стоянки и  ремонта  автотранспортных
   средств,   передвижная  база  масляного  хозяйства  и   передвижная
   лаборатория.
       В   главном   корпусе   должны   предусматриваться   помещения,
   необходимые   для  стоянки  и  ремонта  автомотрис  и   дрезин   со
   смотровыми  канавами и краном грузоподъемностью 5 т,  мастерские  с
   механическим,   кузнечно-сварочным,   столярным   отделениями   для
   ремонта оборудования тяговых подстанций, устройств контактной  сети
   и  нетягового электроснабжения, комнаты с необходимыми стендами для
   РРУ, административные и бытовые помещения.
       Территория  производственной  базы  ЭЧ  должна  быть  ограждена
   железобетонным забором высотой 1,6 м.
       12.5.      Эксплуатационная      длина      электрифицированной
   железнодорожной  линии,  обслуживаемой  районом  контактной   сети,
   должна  быть,  как правило, в пределах 40 - 60 км при  расположении
   дежурного  пункта в средней части обслуживаемого района.  При  этом
   развернутая   длина   железнодорожных  электрифицированных   путей,
   обслуживаемых районом контактной сети, допускается не более 150  км
   на  двухпутном  и  не  более  80 км на  однопутном  железнодорожном
   участке.
       На  железнодорожных станциях стыкования электротяги постоянного
   и  переменного тока с переключением секций контактной сети, а также
   на  крупных  узловых  станциях  следует  предусматривать  отдельные
   районы   контактной  сети  или  дополнительные   дежурные   пункты.
   Эксплуатационная длина района контактной сети при  этом  не  должна
   быть более 40 км.
       Размещать дежурные пункты контактной сети следует, как правило,
   на  железнодорожных  станциях,  где имеются  учреждения  социально-
   культурной и торговой сферы.
       12.6. Помещения дежурных пунктов районов контактной сети (ДПКС)
   в  зависимости от развернутой длины контактной сети могут быть трех
   типов:
   
       Тип ДПКС                   I            II             III
       Развернутая длина      более 120    от 80 до 120     менее 80
       контактной сети, км
       Расчетный штат, чел.      30            25             15
   
       12.7.  В  составе зданий и сооружений дежурного  пункта  района

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное