Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (УТВ. МПС РФ 04.06.1997 N ЦЭ-462)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                             Утверждаю
                                           Первый заместитель Министра
                                                       путей сообщения
                                                  Российской Федерации
                                                           И.С.БЕСЕДИН
                                               4 июня 1997 г. N ЦЭ-462
   
                                ПРАВИЛА
      УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
   
                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1.1.    Настоящие    Правила   устройства   системы    тягового
   электроснабжения   (далее  -  Правила)   должны   применяться   при
   проектировании  и  сооружении  объектов  тягового  электроснабжения
   электрифицируемых железных дорог России.
       Требования    настоящих   Правил   должны    учитываться    при
   реконструкции эксплуатируемых электрифицированных линий,  если  это
   обосновано     требованиями    безопасности,     техническими     и
   экономическими показателями.
       По  настоящим  Правилам  также  должны  выполняться  устройства
   электроснабжения   нетяговых  потребителей  на  электрифицированных
   линиях,    а   также   электроустановки   и   сооружения    внешних
   железнодорожных   подъездных   путей   при   обращении    на    них
   электроподвижного состава МПС России.
       1.2.   Настоящие   Правила  устанавливают  основные   нормы   и
   требования к устройствам тягового электроснабжения железных  дорог,
   обеспечивающие  устойчивую  работу  электроподвижного  состава   со
   скоростью  движения до 200 км/ч, а также нетяговых  железнодорожных
   потребителей.
       1.3.    Решение   об   электрификации   железнодорожной   линии
   принимается   по  результатам  технико-экономического  обоснования,
   учитывая   соотношения   региональных   тарифов   на   топливо    и
   электроэнергию, а также преимущества электрической тяги:  повышение
   провозной  способности железной дороги, массы и  скорости  движения
   поездов,  снижение  расходов на ремонт и обслуживание  локомотивов,
   улучшение  экологии  прилегающих  районов,  повышение  комфорта   в
   обслуживании   пассажиров   дальнего  и   пригородного   сообщения,
   возможность  возврата  электроэнергии  при  движении   поездов   на
   спусках и при торможении.
       1.4.  При проектировании электрификации железных дорог  следует
   предусматривать     снабжение    электроэнергией    железнодорожных
   нетяговых   потребителей,   а   также   учитывать   потребность   в
   электроэнергии прилегающего района.
       1.5.    На    электрифицируемых   путях,   где   предполагается
   использование  подвижного состава с габаритом Т, все  сооружения  и
   устройства  должны  приводиться к требованиям габарита  приближения
   строений С по ГОСТ 9238-83.
       При   повышении  скорости  движения  пассажирских  поездов   на
   существующих  линиях  до 200 км/ч сооружения  и  устройства  должны
   соответствовать габариту приближения строений Сск в соответствии  с
   Руководящими   техническими   материалами   "Габариты   приближения
   строений,  подвижного состава и междупутья существующих  линий  при
   скорости движения 161 - 200 км/ч".
       Вертикальные  размеры  и  внутреннее  очертание  верхней  части
   инженерных  сооружений (мостов, тоннелей, путепроводов,  пешеходных
   мостов  и  пр.)  должны соответствовать требованиям  Инструкции  по
   применению габаритов приближения строений.
       1.6. Электрификации участка должны, как правило, предшествовать
   работы,  связанные с повышением пропускной способности и изменением
   размеров движения:
       - переустройство путевого развития станций;
       - реконструкция главных путей перегонов;
       - устранение негабаритных мест;
       -   сооружение,   при  необходимости,  пассажирских   платформ,
   павильонов, пешеходных мостов или тоннелей;
       - выполнение централизации стрелок и сигналов.
       1.7.  Электрификация участка железной дороги  включает  в  себя
   следующий основной комплекс работ:
       -  сооружение объектов внешнего электроснабжения в соответствии
   с  утвержденной  схемой  и техническими условиями,  полученными  от
   энергоснабжающей организации;
       -  сооружение  устройств контактной сети,  тяговых  подстанций,
   постов секционирования и других устройств электроснабжения тяги;
       - телемеханизация устройств тягового электроснабжения;
       -  устранение негабаритности искусственных сооружений в верхней
   части очертания;
       -  переустройство  путей  станций вызываемое  размещением  опор
   контактной сети и примыканием путей объектов электрификации;
       -  строительство  зданий дистанции электроснабжения  и  районов
   контактной сети с комплексом вспомогательных сооружений;
       -  реконструкция  существующих  или,  в  обоснованных  случаях,
   строительство  новых устройств локомотивного хозяйства  в  объемах,
   необходимых для освоения перевозок;
       -   реконструкция  или  защита  существующих   устройств   СЦБ,
   вызываемые введением электрической тяги;
       -  защита  существующих объектов МПС России, Минсвязи России  и
   других  ведомств от радиопомех и электромагнитного влияния  тяговой
   сети и линий продольного электроснабжения;
       - защита низковольтных линий от опасного влияния тяговой сети;
       -   выполнение   новых   устройств   связи,   необходимых   для
   обслуживания объектов, сооружаемых при электрификации;
       -   реконструкция  поездной  радиосвязи,  вызываемая  введением
   электрической тяги;
       -   переустройство  электроснабжения  нетяговых   потребителей,
   освещение   железнодорожных   станций   и   остановочных   пунктов,
   вызываемое   введением   электротяги  и   строительством   объектов
   тягового электроснабжения;
       -  сооружение пунктов подготовки к рейсу и отопления при отстое
   пассажирских поездов;
       -  переустройство переходов линий электропередачи и связи через
   электрифицируемые пути;
       -   сооружение  устройств  по  ограничению  искрообразования  и
   блуждающих   токов  и  защите  от  них  протяженных   металлических
   коммуникаций;
       -   строительство   жилых  домов  в  объеме,  необходимом   для
   расселения  персонала, обслуживающего устройства  системы  тягового
   электроснабжения.
       1.8. Основные определения, применяемые в Правилах.
       Внешние   железнодорожные  подъездные  пути  -  пути   необщего
   пользования,  предназначенные для перевозки  грузов  предприятия  и
   соединяющие станцию примыкания общей сети с промышленной станцией.
       Электрическая  железная  дорога  переменного  тока  -  железная
   дорога,   на   которой   обращается   электроподвижной   состав   с
   номинальным напряжением 25 кВ переменного тока частотой 50 Гц.
       Электрическая  железная  дорога  постоянного  тока  -  железная
   дорога,   на   которой   обращается   электроподвижной   состав   с
   номинальным напряжением 3,0 кВ постоянного тока.
       Внешнее   электроснабжение   -   совокупность   устройств   для
   выработки,  распределения  и  передачи  электрической  энергии   до
   понижающих трансформаторов тяговых подстанций (исключительно).
       Система  тягового  электроснабжения  -  совокупность  устройств
   (тяговые  подстанции, линии, питающие тяговые  подстанции,  тяговая
   сеть),    служащих    для   подвода   электрической    энергии    к
   электроподвижному составу.
       Система  25  кВ - система тягового электроснабжения переменного
   тока,  в  которой  напряжение  25 кВ  подается  в  контактную  сеть
   непосредственно  от  вторичных обмоток  понижающих  трансформаторов
   тяговых подстанций.
       Система   2   х  25  кВ  -  система  тягового  электроснабжения
   переменного тока, в которой напряжение 25 кВ подается в  контактную
   сеть   непосредственно   от   понижающих  трансформаторов   тяговых
   подстанций    и    от    автотрансформаторов,   расположенных    на
   межподстанционной  зоне  и подключенных к напряжению  50  кВ  между
   контактной сетью и дополнительным (питающим) проводом.
       Многопроводные  системы  -  системы  тягового  электроснабжения
   переменного тока с пониженным электромагнитным влиянием: система  с
   отсасывающими трансформаторами и обратным проводом; система  ЭУП  -
   с   экранирующим   и  усиливающим  проводами,  усиливающий   провод
   соединен с контактной сетью, а экранирующий - с рельсами.
       Система  3  кВ - система тягового электроснабжения  постоянного
   тока с номинальным напряжением 3,0 кВ в контактной сети.
       Тяговая   сеть   -  часть  системы  тягового  электроснабжения,
   состоящая   из   фидеров,  контактной  сети,   рельсовой   сети   и
   отсасывающих линий.
       Скоростная линия - железнодорожная линия, на которой обращаются
   поезда со скоростями 160 - 200 км/ч.
       Слабозагруженный участок - однопутный железнодорожный участок с
   размерами движения до 24 пар поездов в сутки.
       Опорная  подстанция - подстанция, получающая  питание  от  сети
   внешнего  электроснабжения по трем и более  линиям  электропередачи
   напряжением 110, 150 или 220 кВ.
       Промежуточные  подстанции - подстанции, получающие  питание  от
   сети  внешнего  электроснабжения между  опорными  подстанциями:  на
   отпайках,   получающая   питание   по   ответвлениям    от    линий
   электропередачи,  и транзитная, включенная в рассечку  одной  линии
   электропередачи.
       Тупиковая подстанция - подстанция, получающая питание по линиям
   электропередачи от шин другой (тяговой или районной) подстанции.
       Стыковая   подстанция  -  подстанция,  осуществляющая   питание
   одновременно    участков   постоянного    и    переменного    тока;
   располагается на станции стыкования.
       Линейные     устройства     тягового     электроснабжения     -
   электротехнические  устройства, расположенные на  межподстанционных
   зонах  (посты  секционирования,  пункты  параллельного  соединения,
   автотрансформаторные  пункты), а также пункты  группировки  станций
   стыкования и пункты подготовки к рейсу пассажирских поездов.
       Волноводы - специально подвешиваемые на опорах контактной  сети
   одно-  или  двухпроводные  направляющие  линии,  используемые   для
   передачи высокочастотных сигналов поездной радиосвязи.
       Нормальный  режим  работы системы тягового  электроснабжения  -
   рабочий   режим,  при  котором  параметры  всех  элементов  системы
   электроснабжения  не  выходят  за  пределы  допустимых  по   нормам
   значений;   система  обеспечивает  питание  контактной   сети   при
   расчетных  размерах  движения для условий  наибольшего  потребления
   электроэнергии;   в  нормальном  режиме  система   электроснабжения
   работает с наиболее высокими технико-экономическими показателями.
       Вынужденный  режим  работы системы тягового электроснабжения  -
   рабочий   режим,  при  котором  временно  (в  том  числе  внезапно)
   отключены  какие-либо элементы системы электроснабжения:  одна  или
   несколько   питающих  тяговую  подстанцию  линий   электропередачи,
   тяговая  подстанция, линейные устройства, отдельные участки тяговой
   сети;  работа  системы тягового электроснабжения обеспечивается  за
   счет  заложенного  в  ней  резерва; в вынужденном  режиме  возможно
   временное   ограничение  размеров  движения,   изменение   основных
   показателей,     характеризующих    работу     системы     тягового
   электроснабжения   (электрических   нагрузок,   потерь    мощности,
   напряжения   и  т.д.),  превышение  соответствующих  значений   для
   нормального  режима,  но  не  выходящих за  предельно  допускаемые;
   технико-экономические  показатели системы в вынужденном  режиме  не
   соответствуют оптимальным.
       1.9.   Для  обозначения  обязательности  выполнения  требований
   настоящих    Правил   применяются   слова   "должен",    "следует",
   "необходимо"  и  производные от них. Слова "как правило"  означают,
   что  данное  требование является преобладающим,  а  отступление  от
   него  должно  быть  обосновано. Слово "допускается"  означает,  что
   данное   решение   применяется   в  виде   исключения   (вследствие
   стесненных     условий,    ограниченных    ресурсов    необходимого
   оборудования,  материалов и т.п.). Слово "рекомендуется"  означает,
   что данное решение является одним из лучших, но не обязательным.
       1.10.   Принятые  в  настоящих  Правилах  нормируемые  значения
   величин  с указанием "не менее" являются наименьшими, а с указанием
   "не более" - наибольшими.
       Все  значения величин, приведенные в Правилах с предлогами "от"
   и "до", означают "включительно".
   
                     2. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГИ
   
       2.1. Выбор системы тягового электроснабжения железной дороги (3
   кВ,  25  кВ, 2 х 25 кВ, многопроводные) производится при разработке
   технико-экономического  обоснования электрификации  участка  или  в
   результате  предпроектных научно-исследовательских разработок.  При
   этом  следует учитывать систему тягового электроснабжения  смежных,
   ранее  электрифицированных железнодорожных участков, схему внешнего
   электроснабжения,   наличие  площадок  для   расположения   тяговых
   подстанций,  объем реконструкции железнодорожных,  магистральных  и
   местных линий связи и другие факторы.
       Для  снижения  стоимости электрификации, в  том  числе  затрат,
   связанных   с   развитием   устройств  внешнего   электроснабжения,
   возможно   использование  систем  электроснабжения   с   повышенной
   нагрузочной  способностью (2 х 25 кВ, многопроводных) на  отдельных
   межподстанционных зонах.
       Слабозагруженные   участки   следует   электрифицировать,   как
   правило, по системе тягового электроснабжения линии, к которой  они
   примыкают.  В  обоснованных  случаях  возможно  питание  подстанций
   постоянного  тока  по  линии 10 - 35 кВ от  соседней  подстанции  и
   другие технические решения, снижающие стоимость работ.
       2.2.  Стыкование  участков постоянного  и  переменного  тока  в
   пунктах  смены  рода  тока  выполняется с применением  электровозов
   двойного   питания   или   секционируя  контактную   сеть   станций
   стыкования  и  переключая  секции на  соответствующий  род  тока  в
   увязке с электрической централизацией.
       Переключение  секций контактной сети должно  осуществляться  на
   пунктах  группировки  переключателями с  дистанционными  приводами,
   сблокированными с соответствующими стрелками и сигналами; при  этом
   должна  быть  обеспечена возможность перехода на ручное  управление
   переключателями.
       В  отдельных  случаях для стыкования допускается  использование
   вывозных тепловозов.
       2.3.  Система  тягового  электроснабжения  должна  обеспечивать
   питание тяговых нагрузок как электроприемников первой категории  от
   двух   независимых  источников  и  предусматривать,  как   правило,
   двустороннее  питание  контактной сети; на межподстанционных  зонах
   следует  предусматривать посты секционирования  и,  в  экономически
   обоснованных случаях, пункты параллельного соединения путей.
       2.4.  Устройства тягового электроснабжения должны  обеспечивать
   пропускную  и  провозную  способность  участка  в  соответствии   с
   заданными  в  месяце максимальных перевозок размерами  грузового  и
   пассажирского  движения (включая и пригородное), с  учетом  времени
   на   технологические   перерывы  для   ремонта   и   восстановления
   сооружений  и  устройств, при следующих условиях работы  участка  и
   системы тягового электроснабжения:
       - мощность нагрузки основного оборудования тяговых подстанций и
   автотрансформаторных   пунктов  не  должна  превышать   номинальных
   значений  при  заданных размерах движения поездов и при  нормальной
   схеме системы тягового электроснабжения;
       -   нагрев   проводов  контактной  сети  не  должен   превышать
   допустимых значений при раздельном питании путей;
       - нормативы уровня напряжения в тяговой сети должны выполняться
   во  время движения поездов при нормальной (проектной) схеме питания
   и секционирования контактной сети.
       2.5. Значения допустимых коэффициентов использования пропускной
   способности  для  компенсации  внутрисуточных  колебаний   размеров
   движения    принимаются   равными:   0,85    -    для    однопутных
   железнодорожных линий; 0,91 - для двухпутных железнодорожных  линий
   и дополнительных главных путей.
       2.6.  В  проектах и на эксплуатируемых железнодорожных участках
   для   вынужденных   режимов  определяется  пропускная   способность
   железнодорожной  линии по устройствам тягового  электроснабжения  с
   учетом   использования   резервного  оборудования   и,   в   случае
   необходимости,  вводится  соответствующее  ограничение  (увеличение
   межпоездного интервала) на пропуск поездов.
       Система тягового электроснабжения в вынужденном режиме работы с
   выпадением  подстанции  проверяется при условии  отключения  каждой
   (одной) тяговой подстанции на железнодорожном участке.
       2.7.   Основные  параметры  системы  тягового  электроснабжения
   следует    устанавливать   по   результатам   технико-экономических
   расчетов  на перспективу, с учетом возможности изменения параметров
   линии  по  мере изменения размеров перевозок. При этом должны  быть
   предусмотрены  оптимальные экономические и  технические  показатели
   работы   участка   по  стоимости  электрификации,   срокам   службы
   устройств,  потерям  энергии,  применению  рекуперации  и   другими
   показателями.
       Коэффициент     полезного     действия     системы     тягового
   электроснабжения,  коэффициент  полезного  действия  и  коэффициент
   мощности  электроподвижного  состава в продолжительном  режиме  его
   работы    и    нормальном    режиме   работы    системы    тягового
   электроснабжения  не  должны  быть  ниже  значений,  приведенных  в
   таблицах 2.1 и 2.2.
   
                                                           Таблица 2.1
   
   ----------------------------------T------------------------------¬
   ¦           Устройства            ¦Коэффициент полезного действия¦
   ¦                                 +---------------T--------------+
   ¦                                 ¦переменный ток ¦постоянный ток¦
   +---------------------------------+---------------+--------------+
   ¦Система тягового электроснабжения¦  0,96 - 0,97  ¦ 0,90 - 0,92  ¦
   ¦Электровозы                      ¦  0,84 - 0,86  ¦ 0,85 - 0,90  ¦
   ¦Электропоезда                    ¦  0,82 - 0,84  ¦ 0,84 - 0,88  ¦
   L---------------------------------+---------------+---------------
   
                                                           Таблица 2.2
   
   -----------------------------------T-----------------------------¬
   ¦  Вид электроподвижного состава   ¦     Коэффициент мощности    ¦
   ¦                                  ¦  электроподвижного состава  ¦
   ¦                                  ¦       переменного тока      ¦
   ¦                                  +---------------T-------------+
   ¦                                  ¦     тяга      ¦ рекуперация ¦
   +----------------------------------+---------------+-------------+
   ¦Эксплуатируемый парк без устройств¦      0,8      ¦    0,7      ¦
   ¦компенсации реактивной мощности   ¦               ¦             ¦
   ¦То же, с устройствами компенсации ¦      0,9      ¦    0,8      ¦
   ¦реактивной мощности               ¦               ¦             ¦
   ¦Нового поколения с бесколлекторным¦      0,92     ¦    0,85     ¦
   ¦приводом                          ¦               ¦             ¦
   L----------------------------------+---------------+--------------
   
       2.8.  Контактная сеть участков переменного тока с  системой  25
   кВ,  рассчитанная по нагрузкам первого расчетного срока, не  должна
   иметь  усиливающих  проводов, а постоянного  тока  -  более  одного
   усиливающего провода.
       Первоначальная мощность отдельных сооружений и устройств должна
   выбираться из условий эксплуатации без переустройства на  следующие
   расчетные сроки:
       объем основных служебно-технических зданий - 10 лет;
       сечение  проводов электрических и контактных сетей,  количество
   агрегатов основного оборудования тяговых и понижающих подстанций  -
   5 лет.
       В  дальнейшем, при увеличении размеров перевозок  или  скорости
   движения  поездов,  допускается усиление  тяговой  сети.  При  этом
   контактная  сеть  переменного тока не должна  иметь  больше  одного
   усиливающего  провода, а постоянного тока - более двух  усиливающих
   проводов.
       2.9.  Мощность  основного  оборудования  тяговых  подстанций  и
   автотрансформаторных пунктов, включенных по нормальной  (проектной)
   схеме,  должна обеспечивать пропуск поездов средневзвешенной массы,
   определяемой  по  размерам движения за сутки  интенсивного  месяца,
   включая   соединенные   поезда,  с  учетом   сгущения   поездов   в
   интенсивный час.
       Интервал  между  поездами  в пакете и количество  пар  грузовых
   поездов в интенсивный час принимается по таблице 2.3.
   
                                                           Таблица 2.3
   
   ----------------------------T--------------T---------------------¬
   ¦Расчетные размеры движения ¦ Интервал на  ¦ Количество грузовых ¦
   ¦   поездов, пар в сутки    ¦ однопутных и ¦поездов на двухпутных¦
   +-------------T-------------+  двухпутных  ¦   участках, пар в   ¦
   ¦   Грузовых  ¦Пассажирских ¦участках, мин.¦   интенсивный час   ¦
   ¦             ¦и пригородных¦              ¦                     ¦
   +-------------+-------------+--------------+---------------------+
   ¦до 24        ¦до 20        ¦      20      ¦          2          ¦
   ¦             +-------------+--------------+---------------------+
   ¦             ¦более 20     ¦      15      ¦          3          ¦
   +-------------+-------------+--------------+---------------------+
   ¦от 24 до 36  ¦до 20        ¦      12      ¦          4          ¦
   ¦             +-------------+--------------+---------------------+
   ¦             ¦более 20     ¦      10      ¦          6          ¦
   +-------------+-------------+--------------+---------------------+
   ¦от 37 до 48  ¦до 20        ¦       9      ¦          5          ¦
   ¦             +-------------+--------------+---------------------+
   ¦             ¦более 20     ¦       8      ¦          7          ¦
   +-------------+-------------+--------------+---------------------+
   ¦от 49 до 72  ¦до 20        ¦       8      ¦          7          ¦
   ¦             +-------------+--------------+---------------------+
   ¦             ¦более 20     ¦       6      ¦         10          ¦
   +-------------+-------------+--------------+---------------------+
   ¦свыше 72     ¦до 20        ¦       7      ¦          8          ¦
   ¦             +-------------+--------------+---------------------+
   ¦             ¦более 20     ¦       5      ¦         12          ¦
   L-------------+-------------+--------------+----------------------
   
       На слабозагруженных участках в вынужденном режиме при выпадении
   подстанции  мощность  основного оборудования  оставшихся  в  работе
   подстанций  проверяется  на пропуск одного поезда  средневзвешенной
   массы в межподстанционной зоне.
       2.10.  Мощность  тяговых подстанций необходимо определять,  как
   правило,  без  учета  рекуперации. Для  приема  избыточной  энергии
   рекуперации   на   участках   постоянного   тока,   при    технико-
   экономическом   обосновании,  с  учетом   возможной   интенсивности
   рекуперации,  стоимости  электрической  энергии  и  электровозов  с
   рекуперативным    торможением   и    других    факторов,    следует
   устанавливать выпрямительно-инверторные агрегаты.
       2.11.  Сечение  проводов  тяговой  сети  следует  проверять  по
   допустимому   нагреву.  Исходными  данными  для  проверки   сечения
   проводов  являются массы поездов в пакете и технология их  пропуска
   (график  движения  и  межпоездной интервал) по  участку,  с  учетом
   возможности разгона на нем поезда после остановки.
       Пакет принимается из поездов расчетной и максимальной массы.
       Расчетная  масса  поездов определяется  как  средняя  из  части
   поездов,  равной 25% общего числа поездов, обращающихся на участке,
   в которую должны входить все поезда максимальной массы.
       Число  поездов максимальной массы в пакете, если их  количество
   составляет  менее  5%  от общего числа поездов,  следует  принимать
   равным 1, если от 5 до 25% - 2 поезда.
       Наибольшую  допустимую  температуру  нагрева  проводов  следует
   принимать по таблице 2.4.
   
                                                           Таблица 2.4
   
   ----------------------------------T------------------------------¬
   ¦          Тип проводов           ¦Допустимая температура нагрева¦
   ¦                                 ¦проводов, -С, при длительности¦
   ¦                                 ¦    протекания тока, мин.     ¦
   ¦                                 +--------------T---------------+
   ¦                                 ¦  20 и более  ¦       3       ¦
   +---------------------------------+--------------+---------------+
   ¦Медные контактные                ¦      95      ¦      120      ¦
   ¦Низколегированные контактные     ¦     110      ¦      130      ¦
   ¦Бронзовые, сталемедные,          ¦     120      ¦      140      ¦
   ¦биметаллические контактные       ¦              ¦               ¦
   ¦Медные многопроволочные          ¦     100      ¦      120      ¦
   ¦Сталемедные биметаллические      ¦     120      ¦      140      ¦
   ¦многопроволочные                 ¦              ¦               ¦
   ¦Алюминиевые и сталеалюминиевые   ¦      90      ¦      100      ¦
   ¦многопроволочные, в том числе    ¦              ¦               ¦
   ¦биметаллические                  ¦              ¦               ¦
   L---------------------------------+--------------+----------------
   
       Допускается  производить  проверку проводов  на  нагревание  по
   наибольшим   эффективным   значениям  тока   нагрузки.   Допустимые
   длительные  значения тока при температуре окружающего  воздуха  +40
   -С  и  скорости  ветра  1 м/с для неизношенных проводов  контактной
   сети  переменного тока и воздушных линий электропередачи  приведены
   в таблице 2.5, постоянного тока - в таблице 2.6.
   
                                                           Таблица 2.5
   
   ----------------------------------T------------------------------¬
   ¦Марка проводов и сечение подвески¦ Допустимый длительный ток, А ¦
   ¦       (переменный ток)          ¦                              ¦
   +---------------------------------+------------------------------+
   ¦МФ-85                            ¦              540             ¦
   ¦МФ-100                           ¦              600             ¦
   ¦МФО-100                          ¦              660             ¦
   ¦НЛОлФ-100                        ¦              640             ¦
   ¦БрФ-100                          ¦              700             ¦
   ¦МФ-150                           ¦              750             ¦
   ¦ПБСМ-70                          ¦              310             ¦
   ¦ПБСМ-95                          ¦              330             ¦
   ¦ПБСА-50/70                       ¦              310             ¦
   ¦М-95                             ¦              600             ¦
   ¦М-120                            ¦              650             ¦
   ¦А-25                             ¦              130             ¦
   ¦А-35                             ¦              180             ¦
   ¦А-50                             ¦              230             ¦
   ¦А-70                             ¦              320             ¦
   ¦АС-35                            ¦              200             ¦
   ¦АС-50                            ¦              260             ¦
   ¦АС-70                            ¦              330             ¦
   ¦А-95, АС-95                      ¦              370             ¦
   ¦А-120, АС-120                    ¦              420             ¦
   ¦А-150, АС-150                    ¦              500             ¦
   ¦А-185, АС-185                    ¦              590             ¦
   ¦ПСО-5                            ¦               50             ¦
   ¦ПС-25                            ¦               50             ¦
   ¦ПС-35                            ¦               70             ¦
   ¦ПБСМ-70 + МФ-85                  ¦              760             ¦
   ¦ПБСМ-70 + МФ-100                 ¦              820             ¦
   ¦ПБСМ-70 + НЛОлФ-100              ¦              880             ¦
   ¦ПБСМ-70 + МФ-100 + А-185         ¦             1290             ¦
   ¦ПБСА-50/70 + МФ-100              ¦              850             ¦
   ¦ПБСА-50/70 + НЛОлФ-100           ¦              910             ¦
   ¦ПБСА-50/70 + МФ-100 + А-185      ¦             1300             ¦
   ¦ПБСМ-95 + МФ-100                 ¦              880             ¦
   ¦ПБСМ-95 + НЛОлФ-100              ¦              940             ¦
   ¦ПБСМ-95 + МФ-100 + А-185         ¦             1310             ¦
   ¦М-95 + МФ-100                    ¦             1160             ¦
   ¦М-95 + НЛОлФ-100                 ¦             1230             ¦
   ¦М-95 + МФ-100 + А-185            ¦             1450             ¦
   L---------------------------------+-------------------------------
   
                                                           Таблица 2.6
   
   ----------------------------------T------------------------------¬
   ¦Марка проводов и сечение подвески¦Допустимый длительный ток,  А ¦
   ¦        (постоянный ток)         ¦                              ¦
   +---------------------------------+------------------------------+
   ¦МФ-85                            ¦              540             ¦
   ¦МФ-100                           ¦              600             ¦
   ¦МФО-100                          ¦              660             ¦
   ¦НЛОлФ-100                        ¦              640             ¦
   ¦БрФ-150                          ¦              700             ¦
   ¦МФ-150                           ¦              750             ¦
   ¦А-120, АС-120                    ¦              420             ¦
   ¦А-150, АС-150                    ¦              500             ¦
   ¦А-185, АС-185                    ¦              590             ¦
   ¦М-95                             ¦              600             ¦
   ¦М-120                            ¦              650             ¦
   ¦ПБСМ-70                          ¦              350             ¦
   ¦ПБСМ-95                          ¦              410             ¦
   ¦ПБСА-50/70                       ¦              350             ¦
   ¦МГ-70                            ¦              520             ¦
   ¦МГ-95                            ¦              600             ¦
   ¦ПБСМ-70 + МФ-85                  ¦              720             ¦
   ¦ПБСА-50/70 + МФ-85               ¦              740             ¦
   ¦ПБСМ-70 + МФ-100                 ¦              770             ¦
   ¦ПБСМ-95 + МФ-100                 ¦              820             ¦
   ¦ПБСА-50/70 + МФ-100              ¦              790             ¦
   ¦М-95 + МФ-100                    ¦             1140             ¦
   ¦М-120 + МФ-100                   ¦             1230             ¦
   ¦ПБСМ-95 + 2МФ-100                ¦             1420             ¦
   ¦ПБСМ-95 + 2МФ-100 + А-185        ¦             1870             ¦
   ¦ПБСМ-95 + 2МФ-100 + 2А-185       ¦             2460             ¦
   ¦ПБСМ-95 + 2МФ-100 + 3А-185       ¦             3050             ¦
   ¦М-95 + 2МФ-100                   ¦             1740             ¦
   ¦М-95 + 2МФ-100 + А-185           ¦             2160             ¦
   ¦М-95 + 2МФ-100 + 2А-185          ¦             2750             ¦
   ¦М-95 + 2МФ-100 + 3А-185          ¦             3340             ¦
   ¦М-120 + 2МФ-100                  ¦             1800             ¦
   ¦М-120 + 2МФ-100 + А-185          ¦             2280             ¦
   ¦М-120 + 2МФ-100 + 2А-185         ¦             2870             ¦
   ¦М-120 + 2МФ-100 + 3А-185         ¦             3460             ¦
   ¦М-120 + 2НЛОлФ-100               ¦             1780             ¦
   ¦М-120 + 2НЛОлФ-100 + А-185       ¦             2260             ¦
   ¦М-120 + 2НЛОлФ-100 + 2А-185      ¦             2850             ¦
   ¦М-120 + 2НЛОлФ-100 + 3А-185      ¦             3440             ¦
   L---------------------------------+-------------------------------
   
       Проверка производится:
       а)  на  однопутных участках железной дороги - в режиме пропуска
   поездов  при частично-пакетном графике движения из трех  поездов  в
   направлении    наибольшего   электропотребления    с    интервалом,
   определяемым по таблице 2.3, и одного - в обратном направлении;
       б)  на двухпутных и многопутных участках железной дороги -  для
   размеров  грузовых  поездов  в  интенсивный  час,  определяемых  по
   таблице 2.3, при раздельном питании путей;
       в)  на  слабозагруженных участках железной дороги  -  в  режиме
   пропуска  с заданным интервалом двух поездов максимальной  массы  в
   направлении    наибольшего   электропотребления.   При    выпадении
   подстанций  сечение  проводов проверяется на  возможность  пропуска
   одного поезда максимальной массы.
       2.12. Кратность   перегрузок,   относительно    указанных    в
   таблицах 2.5 и 2.6 значений, допускается:
       при длительности протекания тока -
                3 мин., не более 1,3
                1 мин., не более 2,5;
       при плавке гололеда -
                        не более 1,25;
       при профилактическом подогреве -
           суммарно с тяговым током
                        не более 1,25
                        не менее 0,7.
       2.13.  Расчетное напряжение на токоприемниках электроподвижного
   состава (среднее значение за 3 минуты) должно быть не менее  21  кВ
   при переменном токе и 2,7 кВ при постоянном токе.
       На  участках  с  максимальной скоростью  движения  пассажирских
   поездов  свыше  160  км/ч  напряжение на  токоприемнике  локомотива
   пассажирского  поезда  (среднее значение за 1 минуту)  определяется
   без  учета  одновременного пропуска соединенных  поездов  и  должно
   быть  не  ниже  24 кВ при переменном токе и 2,9 кВ  при  постоянном
   токе.
       Напряжение   на   токоприемниках  локомотивов  слабозагруженных
   участков  допускается не менее 19 кВ при переменном токе и  2,4  кВ
   при постоянном токе.
       Определение  уровня напряжения на токоприемнике производится  в
   соответствии с расчетным режимом пропуска поездов, принятым  по  п.
   2.9 настоящих Правил при нормальной схеме питания контактной сети.
       2.14.  На участках железных дорог с преимущественно пригородным
   движением  параметры устройств электроснабжения следует  определять
   по  числу  пар пригородных поездов в часы максимального движения  с
   минимальным межпоездным интервалом.
       В  случае движения пригородных и других поездов на одних и  тех
   же  путях необходимо проверять параметры устройств электроснабжения
   также  по  условиям  п.  п.  2.9, 2.11,  2.13  настоящих  Правил  и
   выбирать наиболее тяжелый из этих режимов.
       На   многопутных   участках  железных  дорог  расчеты   следует
   производить   с   учетом   принятой   специализации    путей    для
   пригородного, грузового и пассажирского движения.
       2.15.  В расчетах нагрева проводов, уровня напряжения, а  также
   токов  короткого  замыкания  при тяге на  постоянном  токе  следует
   учитывать  износ  контактного провода 15% от  полного  сечения.  На
   участках   переменного   тока   износ   контактного   провода    не
   учитывается.
       2.16.   Оборудование  устройств  тягового  электроснабжения   и
   электроподвижного состава следует выбирать исходя  из  максимальных
   значений   установившегося  тока  короткого  замыкания   с   учетом
   подпитки  от  соседних  подстанций. Наибольшие  возможные  величины
   токов короткого замыкания приведены в таблице 2.7.
   
                                                           Таблица 2.7
   
   ------------------------------T----------------------------------¬
   ¦  Место короткого замыкания  ¦Величина тока короткого замыкания,¦
   ¦                             ¦             кА                   ¦
   ¦                             +----------------T-----------------+
   ¦                             ¦ Переменный ток ¦ Постоянный ток  ¦
   ¦                             +-------T--------+--------T--------+
   ¦                             ¦с одним¦с двумя ¦с одним ¦с двумя ¦
   ¦                             ¦транс- ¦транс-  ¦агрега- ¦агрега- ¦
   ¦                             ¦форма- ¦форма-  ¦том     ¦тами    ¦
   ¦                             ¦тором  ¦торами  ¦        ¦        ¦
   +-----------------------------+-------+--------+--------+--------+
   ¦Ввод на шины тяговой нагрузки¦  7,8  ¦   7,8  ¦22,5    ¦22,5    ¦
   ¦Шины тяговой нагрузки        ¦  9,1  ¦  16,7  ¦42,3    ¦64,7    ¦
   ¦Фидер контактной сети        ¦  7,4  ¦  13,9  ¦35,8    ¦56,5    ¦
   ¦Токоприемник ЭПС             ¦  9,8  ¦  14,7  ¦30,0 <*>¦30,0 <*>¦
   L-----------------------------+-------+--------+--------+---------
   
   --------------------------------
       <*> Для нового ЭПС.
   
       2.17.  Расчетная  величина  тяговой  нагрузки  для  определения
   присоединяемой   к   энергосистеме  мощности   тяговых   подстанций
   определяется по суммарной среднесуточной мощности тяговой  нагрузки
   всех  подстанций,  получающих  питание  от  этой  энергосистемы,  с
   учетом   коэффициента   суточной  неравномерности   и   фактической
   скорости движения поездов на участке.
       2.18. В случае применения системы 2 х 25 кВ с использованием ее
   защитного  действия  на смежные коммуникации  от  электромагнитного
   влияния  тяговой  сети  не  допускается  эксплуатация  участка   по
   временной схеме питания по системе 25 кВ.
   
                      3. ВНЕШНЕЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ
   
       3.1.   Схема   внешнего   электроснабжения  электрифицированной
   железной  дороги  должна  обеспечивать питание  тяговых  подстанций
   (кроме    расположенных    на   слабозагруженных    участках)    от
   энергосистемы  на  условиях,  предусмотренных  для  потребителей  с
   электроприемниками  I категории, чтобы выход  из  работы  одной  из
   подстанций  (секции  шин)  энергосистемы  или  питающей  линии   не
   приводил  к  отключению тяговой подстанции. С  этой  целью  тяговые
   подстанции должны иметь, как правило, двустороннее питание от  двух
   подстанций  энергосистемы или по двум радиальным линиям  от  разных
   систем  шин  одной подстанции энергосистемы, имеющей не менее  двух
   источников   питания.  По  двухцепной  тупиковой  воздушной   линии
   электропередачи  (ВЛ) допускается питание не  более  одной  тяговой
   подстанции.
       3.2. При двустороннем питании подстанций по одноцепной ВЛ число
   промежуточных  подстанций  (в  том числе  подстанции,  не  питающие
   тягу),  включаемых  в  рассечку ВЛ между опорными  подстанциями  по
   схеме рис. 3.1, как правило, не должно быть более трех.
       Присоединение   тяговых   подстанций   к   одноцепной   ВЛ   на
   ответвлениях не допускается.
   
   ----¬                                                        ----¬
   ¦   ¦                                                        ¦   ¦
   ¦   ¦                                                        ¦   ¦
   ¦   +----------¬      --------¬     -------¬      -----------+   ¦
   ¦   ¦          ¦      ¦       ¦     ¦      ¦      ¦          ¦   ¦
   ¦   ¦        --+------+-¬  ---+-----+-¬  --+------+-¬        ¦   ¦
   L----        ¦          ¦  ¦          ¦  ¦          ¦        L----
                L-----------  L-----------  L-----------
   опорная       транзитная    транзитная    транзитная       опорная
   
         Рис. 3.1. Питание тяговых подстанций по одноцепным ВЛ
   
       3.3.  От  двухцепной  ВЛ (при подвеске  обеих  цепей  на  общих
   опорах)  с  двусторонним питанием на участке между  двумя  опорными
   подстанциями  рекомендуется  питание  не  более  нижеперечисленного
   количества   промежуточных  подстанций  (включая   подстанции,   не
   питающие тягу), присоединяемых по схеме рис. 3.2:
       -  для ВЛ 220 кВ - не более пяти при электрификации тяги как на
   постоянном, так и на переменном токе;
       -  для  ВЛ  110 кВ - не более пяти при электрификации  тяги  на
   постоянном и трех - на переменном токе.
   
   ----¬                                                        ----¬
   ¦   +-------------------------¬     -------------------------+   ¦
   ¦   ¦                         ¦     ¦                        ¦   ¦
   ¦   +----------¬      --------+-----+------¬      -----------+   ¦
   ¦   ¦          ¦      ¦       ¦     ¦      ¦      ¦          ¦   ¦
   ¦   ¦        --+------+-¬  ---+-----+-¬  --+------+-¬        ¦   ¦
   L----        ¦          ¦  ¦          ¦  ¦          ¦        L----
                L-----------  L-----------  L-----------
   опорная       транзитная    транзитная    транзитная       опорная
   
   ----¬                                                        ----¬
   ¦   +------¬    ---------------------¬    -------------------+   ¦
   ¦   ¦      ¦    ¦                    ¦    ¦                  ¦   ¦
   ¦   +------+----+-------¬    --------+----+-------¬    ------+   ¦
   ¦   ¦      ¦    ¦       ¦    ¦       ¦    ¦       ¦    ¦     ¦   ¦
   ¦   ¦    --+----+-¬   --+----+-¬   --+----+-¬   --+----+-¬   ¦   ¦
   L----    ¦        ¦   ¦        ¦   ¦        ¦   ¦        ¦   L----
            L---------   L---------   L---------   L---------
   опорная  транзитная   транзитная   транзитная  транзитная  опорная
   
   ----¬                                                        ----¬
   ¦   +---¬    -----------------¬    -----------------¬    ----+   ¦
   ¦   ¦   ¦    ¦                ¦    ¦                ¦    ¦   ¦   ¦
   ¦   +---+----+-----¬    ------+----+-----¬    ------+----+---+   ¦
   ¦   ¦   ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦   ¦   ¦
   ¦   ¦ --+----+-¬ --+----+-¬ --+----+-¬ --+----+-¬ --+----+-¬ ¦   ¦
   L---- ¦        ¦ ¦        ¦ ¦        ¦ ¦        ¦ ¦        ¦ L----
         L--------- L--------- L--------- L--------- L---------
   опорная                                                    опорная
         транзитная транзитная транзитная транзитная транзитная
   
                 Рис. 3.2. Питание тяговых подстанций
                   по двухцепным ВЛ на общих опорах
   
       От  двух одноцепных ВЛ с двусторонним питанием на участке между
   опорными   подстанциями  рекомендуется  питание  нижеперечисленного
   количества   промежуточных  подстанций  (включая   подстанции,   не
   питающие тягу), присоединяемых по схеме рис. 3.3:
       -  для ВЛ 220 кВ - не более пяти при электрификации тяги как на
   постоянном, так и на переменном токе;
       -  для  ВЛ  110 кВ - не более пяти при электрификации  тяги  на
   постоянном и трех - на переменном токе.
   
   ----¬                                                        ----¬
   ¦   +-------------------------T------------¬      -----------+   ¦
   ¦   ¦                         ¦            ¦      ¦          ¦   ¦
   ¦   +----------¬      --------+-----T------+------+----------+   ¦
   ¦   ¦          ¦      ¦       ¦     ¦      ¦      ¦          ¦   ¦
   ¦   ¦        --+------+-¬  ---+-----+-¬  --+------+-¬        ¦   ¦
   L----        ¦          ¦  ¦          ¦  ¦          ¦        L----
                L-----------  L-----------  L-----------
   опорная       транзитная    на отпайках   транзитная       опорная
   
   ----¬                                                        ----¬
   ¦   +------T-------------------------¬    --------T----------+   ¦
   ¦   ¦      ¦                         ¦    ¦       ¦          ¦   ¦
   ¦   +------+----T-------¬    --------+----+-------+----T-----+   ¦
   ¦   ¦      ¦    ¦       ¦    ¦       ¦    ¦       ¦    ¦     ¦   ¦
   ¦   ¦    --+----+-¬   --+----+-¬   --+----+-¬   --+----+-¬   ¦   ¦
   L----    ¦        ¦   ¦        ¦   ¦        ¦   ¦        ¦   L----
            L---------   L---------   L---------   L---------
   опорная  на отпайках  транзитная   транзитная  на отпайках опорная
   
   ----¬                                                        ----¬
   ¦   +---T---------------------T----------¬    ------T--------+   ¦
   ¦   ¦   ¦                     ¦          ¦    ¦     ¦        ¦   ¦
   ¦   +---+----T-----¬    ------+----T-----+    +-----+----T---+   ¦
   ¦   ¦   ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦     ¦    ¦   ¦   ¦
   ¦   ¦ --+----+-¬ --+----+-¬ --+----+-¬ --+----+-¬ --+----+-¬ ¦   ¦
   L---- ¦        ¦ ¦        ¦ ¦        ¦ ¦        ¦ ¦        ¦ L----
         L--------- L--------- L--------- L--------- L---------
   опорная  на отпайках        на отпайках        на отпайках опорная
                    транзитная            транзитная
   
                 Рис. 3.3. Питание тяговых подстанций
                         по двум одноцепным ВЛ
   
       3.4.  На  слабозагруженных участках железных дорог  допускается
   обеспечение  надежности питания тяговых подстанций как потребителей
   с  электроприемниками II категории: одностороннее  питание  тяговых
   подстанций,  питание  тяговых подстанций от одной  секционированной
   линии электропередачи при условии подключения смежных подстанций  к
   разным  секциям  линии,  подключение подстанций  к  питающей  линии
   электропередачи отпайкой с помощью одного ввода с выключателем.
       3.5.  Тип  и количество промежуточных тяговых подстанций  между
   опорными,  в том числе при строительстве дополнительных подстанций,
   должны быть согласованы с энергоснабжающими организациями.
       3.6.  Воздушные  линии  электропередачи в  особо  гололедных  и
   лавиноопасных  районах,  независимо  от  принимаемых  схем  питания
   тяговых подстанций, должны выполняться на одноцепных опорах.
       3.7.   С   целью  симметрирования  токов  в  системе   внешнего
   электроснабжения присоединение всех тяговых подстанций  переменного
   тока  к  ВЛ  и  подстанциям энергосистемы вне зависимости  от  типа
   тяговой  подстанции должно производиться с циклическим подключением
   наиболее загруженных фаз тяговых подстанций к разным фазам ВЛ.
       На  рис.  3.4  показана рекомендуемая схема  фазировки  тяговых
   подстанций  системы 25 кВ с трехфазными трансформаторами,  на  рис.
   3.5  -  схема  фазировки подстанций системы 2 х 25 кВ с однофазными
   трансформаторами.
   
         I        II       III      III      II       I        I
   Ж -----о--------о------о--------о----------о--------о--------о--
   З ---о-+----о---+----о-+------о-+------о---+------о-+------о-+-- ВЛ
   К -о-+-+----+-о-+----+-+-о----+-+-о----+-о-+----о-+-+----о-+-+--
      ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦
      ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦
     -+-+-+¬  -+-+-+¬  -+-+-+¬  -+-+-+¬  -+-+-+¬  -+-+-+¬  -+-+-+¬
     ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦
     ¦С В А¦  ¦С В А¦  ¦С В А¦  ¦С В А¦  ¦С В А¦  ¦С В А¦  ¦С В А¦
     ¦     ¦  ¦     ¦  ¦     ¦  ¦     ¦  ¦     ¦  ¦     ¦  ¦     ¦
     ¦с в а¦  ¦с в а¦  ¦с в а¦  ¦с в а¦  ¦с в а¦  ¦с в а¦  ¦с в а¦
     ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦  ¦о о о¦
     L+-+-+-  L+-+-+-  L+-+-+-  L+-+-+-  L+-+-+-  L+-+-+-  L+-+-+-
      ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦    ¦ ¦ ¦
      ¦ ¦ L¬ --+-+--    ¦ ¦ L¬---+-+--    ¦ ¦ L¬---+-+--    ¦ ¦ L¬
      ¦ ¦  ¦ ¦ ¦ L¬     ¦ ¦  ¦¦  ¦ ¦      ¦ ¦  ¦¦  ¦ ¦      ¦ ¦  ¦
      ¦ ¦  ¦ ¦ ¦  ¦     ¦ ¦  ¦¦  ¦ ¦      ¦ ¦  ¦¦  ¦ ¦      ¦ ¦  ¦
   ---+-о++о-о-+++о-----+-о++оо+++-о------+-о++оо+++-о------+-о++о- КС
      ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ---о--------о--------о--------о--------о--------о--------о-- Рельсы

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное