Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД (ПРИНЯТО 15.05.2001)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   протоколами  Frame  Relay  и АТМ, повышения  мощности  существующих
   сетей  ПД-КП;  обеспечения  выхода в сеть  Интернет  расширяющемуся
   кругу  абонентов; развития сотовых радиосетей данных с  коммутацией
   пакетов   для  подключения  банкоматов,  обеспечения   расчетов   с
   использованием   пластиковых   карточек,   подключения    устройств
   охранной   и   пожарной   сигнализации,   телеметрии,   обеспечения
   автоматического контроля за местонахождением транспорта и т.д.
       Широкое   развитие  получит  сеть  телевизионного  и  звукового
   вещания. В соответствии с Решением Высшего Государственного  Совета
   Союзного     государства     намечается     создание     совместной
   телерадиовещательной  организации Беларуси и  России  для  передачи
   программ  по  каналам  телевидения этих государств.  С  этой  целью
   предусматриваются     мероприятия,     обеспечивающие     улучшение
   взаимодействия   сетей  вещания  в  части  унификации   технических
   средств;    совместного   внедрения   и   использования   передовых
   технологий.    Предполагается   совместная    разработка    научно-
   технической   документации,  оптимального  применения  существующей
   космической   группировки  России  для  совместного   использования
   спутниковых систем в целях связи и вещания.
       В  области  почтовой  связи  особое  внимание  следует  уделить
   развитию  новых  современных  услуг  связи,  таких  как  "гибридная
   почта",    международная    ускоренная    почта    EMS,    развитию
   нетрадиционных   услуг,   предоставляемых  предприятиями   почтовой
   связи.
       В  части тарифов на услуги связи сохраняются единые принципы их
   формирования.
       Дальнейшее развитие систем связи государств-участников Союзного
   государства   определяется  такими  документами,   как   "Концепция
   создания  взаимоувязанной  сети электросвязи  Беларуси  и  России",
   "Концепция  создания  обмена  почтовыми  отправлениями,   денежными
   переводами и периодическими изданиями между Республикой Беларусь  и
   Российской  Федерацией"  определяется  дальнейшее  развитие  систем
   связи Союзного государства.
       Особое  внимание государств-участников уделено развитию системы
   информационного  обеспечения.  Для  решения  проблемы   обеспечения
   единого    информационного   пространства   Союзного    государства
   продолжается   начатая  в  текущем  году  разработка   подпрограммы
   "Обеспечение   единого   информационного   пространства    Союзного
   государства"  совместной  программы  "Обеспечение  единого  научно-
   технологического    и    информационного   пространства    Союзного
   государства".  В  этом  году  будет  завершена  разработка  проекта
   Программы   совместных   мероприятий  по  правовому   регулированию
   отношений   в   области   связи   и  информатизации;   подготовлены
   предложения    по    использованию    информационных    технологий,
   информационных   маркетинговых  центров  и  т.д.  Названными   выше
   документами      предусматривается     создание     интегрированной
   информационной    инфраструктуры,    включая    создание    системы
   формирования  и  использования  информационных  ресурсов;  развитие
   информационно-телекоммуникационной     инфраструктуры;     развитие
   производства   и   потребления  средств   информации;   обеспечение
   взаимодействия  с  глобальными  информационными  сетями;   развитие
   информационного  права, обеспечение информационной  безопасности  и
   создание новых национальных систем защиты информации.
   
                Товарные рынки основных видов продукции
   
       Для   улучшения  экономической  ситуации  на  товарных   рынках
   предстоит   создать  условия  для  роста  спроса  на  отечественную
   продукцию  на  внутреннем и внешнем рынках. Это потребует  принятия
   мер   по  улучшению  условий  реализации  отечественной  продукции,
   расширению производства импортозамещающей продукции.
       Намечено  развитие оптовых продовольственных рынков со странами
   СНГ.  Расширению  общего рынка продовольствия будет  способствовать
   разработка  и  реализация  программ  развития  сельского  хозяйства
   стран  Таможенного союза, создания аграрного рынка этих  государств
   и  обеспечения  продовольственной  безопасности,  предусматривающих
   организацию   совместных  производств,  эффективное   использование
   природного  и  производственного  потенциалов,  увеличение  объемов
   взаимных  поставок продовольствия. Ожидается активизация ярмарочной
   деятельности,  где  важное значение приобретет создание  ярмарочных
   центров  с  сетью  постоянно  действующих  оптовых  региональных  и
   мелкооптовых областных рынков.
       Одним   из   основных  условий  эффективного   функционирования
   товарных   рынков   является  формирование  общедоступной   системы
   информационного   обеспечения  потребителей  и   производителей   о
   рыночной  конъюнктуре.  Для развития системы товародвижения  важное
   значение   имеет   осуществление  мер  по  созданию  информационно-
   аналитической  системы по товарным рынкам государств Содружества  и
   других государств с использованием Интернета.
       Проектом   Программы   экономического   сотрудничества    между
   Республикой   Беларусь   и   Российской  Федерацией   предусмотрена
   разработка    методологии   проведения   совместных   маркетинговых
   исследований инфраструктуры товарных рынков.
       В  целях  наращивания  производства потребительских  товаров  и
   обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции целесообразно:
       организовать  в  государствах Содружества сеть  государственных
   центров  для  сертификации  продукции на  соответствие  ее  мировым
   стандартам;
       создавать    совместно   с   зарубежными   фирмами    сборочные
   производства    техники   культурно-бытового    и    хозяйственного
   назначения, сокращая импорт готовых изделий.
   
                    Рынки важнейших видов продукции
   
       Топливно-энергетические ресурсы. Потребности внутреннего  рынка
   Республики  Беларусь в электроэнергии обеспечиваются в основном  за
   счет  собственного производства, объем которого  достигнет  в  2001
   году  29,1 млрд. кВт. ч, удельный вес в общем объеме потребления  -
   80%,  а  также поставок из России. Импорт электроэнергии  из  Литвы
   будет  сокращаться  в  связи со сложностями во взаиморасчетах.  По-
   прежнему  потребности Республики Беларусь в нефти и природном  газе
   в  2001  году будут обеспечиваться главным образом за счет  импорта
   из России.
       Объем  добычи нефти в Беларуси в 2001 году сохранится на уровне
   1,84  млн. тонн в год. Это потребует применения новых технологий  и
   оборудования   эксплуатационных  скважин,  внедрения  прогрессивных
   методов   повышения  нефтеотдачи  пластов  с  целью  более  полного
   извлечения   нефти  из  недр,  расширения  масштабов   разведочного
   бурения.  Увеличение глубины переработки нефти  позволит  полностью
   удовлетворить  потребности республики в  светлых  нефтепродуктах  и
   экспортировать 23% от объема производства автомобильного бензина  и
   30% - дизельного топлива.
       В  России сохраняется высокая экспортная ориентация предприятий
   топливно-энергетического   комплекса.   Значителен   удельный   вес
   экспорта   в   объемах  производства  нефти,  природного   газа   и
   дизельного  топлива,  что  влечет за  собой  зависимость  экономики
   предприятий от складывающейся ситуации на мировых рынках  топливно-
   энергетических ресурсов.
       Министерством   экономики  Республики  Беларусь   совместно   с
   концернами    "Белнефтехим",    "Белтопгаз",    "Белэнерго",     ГП
   "Белтрангаз"  (с  Белорусской Стороны) и Министерством  энергетики,
   Министерством   экономического  развития  и  торговли   России   (с
   Российской  Стороны)  ежегодно разрабатываются  совместные  балансы
   топливно-энергетических  ресурсов  Союзного  государства,   которые
   включают  балансы нефтяного сырья, автомобильного бензина,  топлива
   для  реактивных  двигателей, дизельного топлива, топочного  мазута,
   природного  (и  сжиженного с 2001 г.) газа,  угля  и  электрической
   энергии.  В  рамках  единых балансов определяются  объемы  поставок
   энергоносителей  в Республику Беларусь, объемы экспорта  и  импорта
   за   пределы   Союза,  а  также  объемы  возврата   нефтепродуктов,
   произведенных из российской нефти, в Российскую Федерацию.
       В  2000  году  по сравнению с 1999 годом согласно  подписанному
   балансу  увеличен  объем  поставок российского  нефтяного  сырья  в
   Республику  Беларусь  с  12  до 14  млн.  тонн,  в  том  числе  для
   государственных нужд республики - с 9 до 10 млн. тонн.
       Предварительно  на  очередном заседании  совместной  российско-
   белорусской    рабочей   группы   определены    следующие    объемы
   взаимопоставок топливно-энергетических ресурсов на 2001 год:
       из Российской Федерации в Республику Беларусь:
       нефтяное сырье - 14 млн. т;
       каменный уголь - 600 тыс. т;
       электроэнергии - 5,5 млрд. кВт. ч;
       природный газ - 16,2 млрд. куб. м;
       сжиженный газ - 140 тыс. т
       из Республики Беларусь в Российскую Федерацию:
       бензины автомобильные - 300 тыс. т;
       дизельное топливо - 550 тыс. т;
       реактивное топливо - 60 тыс. т.
       Окончательный  объем  природного газа,  подлежащий  поставке  в
   Республику  Беларусь  в  2001 году, будет  уточнен  при  заключении
   контрактов на поставку газа между ГП "Белтрансгаз" с ОАО  "Газпром"
   и  другими  его поставщиками, а сальдо перетоков электроэнергии  из
   Российской   Федерации  в  Республику  Беларусь  -  при  подписании
   договора   между   концерном  "Белэнерго"  и  РАО   "ЕЭС   России".
   Совместный  баланс на 2001 год по сжиженному газу будет  разработан
   впервые.  С  учетом ранее достигнутых договоренностей в  балансовых
   заданиях  на поставку сжиженного газа Минэнерго России,  начиная  с
   сентября   текущего  года,  предусматриваются  его   поставки   для
   Республики Беларусь.
       В  Республике  Беларусь спрос внутреннего  рынка  на  продукцию
   черной   металлургии  в  2001  год  будет  возрастать  в  связи   с
   увеличением  спроса  на  продукцию машиностроения.  Будет  расти  и
   экспорт - в основном на рынки стран СНГ, а также в страны ЕС.  Так,
   экспорт  проката черных металлов возрастет в 2001 году по сравнению
   с  1999  годом  на 1%, труб стальных - на 6,8 процента.  Расширению
   экспорта  будет  способствовать то, что практически  вся  продукция
   Белорусского   металлургического  завода  сертифицирована   фирмами
   Западной  Европы и соответствует требованиям стандартов  ИСО  9000.
   Для     повышения    конкурентоспособности    продукции    намечено
   совершенствование технологических процессов.
       В  России  потребности  внутреннего рынка  в  продукции  черной
   металлургии  будут  обеспечиваться в основном за счет  собственного
   производства.    Ввозиться   большей   частью    будет    сортамент
   металлопродукции,   не   производимый  в   России.   Из-за   низкой
   конкурентоспособности  стальных  труб  они  будут  поставляться   в
   основном на внутренний рынок.
       Продукция  машиностроения. За счет собственного производства  в
   Беларуси  в  основном предусматривается обеспечивать потребности  в
   автомобилях грузовых, станках металлорежущих и тракторах.
       Организация  производства новых видов  грузовых  автомобилей  и
   модернизация базовых моделей позволит увеличить их экспорт  в  2001
   году   до  95%  от  общего  объема  производства.  В  Россию  будет
   поставляться  основной объем экспорта грузовых автомобилей  -  87,3
   процента.     Предполагается    рост     спроса     горнодобывающей
   промышленности   России  на  выпускаемые  в  республике   карьерные
   самосвалы.
       Переход   от   поставок   отдельных  видов   станкостроительной
   продукции   на  комплектную  поставку  "под  ключ"  по   требованию
   заказчика   40  видов  конкурентоспособного  металлообрабатывающего
   оборудования   позволит  более  полно  обеспечить   в   2001   году
   потребности внутреннего рынка и расширить экспорт.
       Предусматривается  повысить  уровень  обеспечения  потребностей
   предприятий  легкой  промышленности в машиностроительной  продукции
   за  счет  собственного  производства, а также полнее  удовлетворить
   спрос  на  оборудование  для предприятий и  цехов  малой  мощности,
   технику для фермерских хозяйств.
       Прогнозируется расширение номенклатуры выпускаемой в республике
   продукции  сельскохозяйственного  машиностроения  и  сокращение  за
   счет    этого    импорта.   Основными   внешними   рынками    сбыта
   сельскохозяйственной  техники по-прежнему  остаются  страны  СНГ  и
   Прибалтики.
       На  долю  ПО  "Минский  тракторный  завод"  приходится  до  10%
   мирового  рынка  тракторов данного класса.  Сборочные  производства
   тракторов  "Беларусь"  имеются в России, Украине,  Азербайджане,  а
   также   в   Польше  и  Пакистане.  Повышение  конкурентоспособности
   тракторов,  в том числе путем аттестации технологических  процессов
   на   соответствие  международным  стандартам  ИСО  9004,  обеспечит
   увеличение  их экспорта в страны Европы, Азии и Латинской  Америки.
   С   учетом   спроса  на  внешнем  рынке  предполагается  расширение
   экспортных  поставок  тракторов в 2001 году  по  сравнению  с  2000
   годом на 1,8%.
       Актуальным     является     установление     прямых      связей
   машиностроительных   предприятий  с   потребителями   продукции   в
   регионах   России,  Украины  и  Казахстана,  организация  постоянно
   действующих  выставок-ярмарок, технических центров по  обслуживанию
   техники,  развитие  дилерских сетей. Перспективными  рынками  сбыта
   продукции  машиностроения Беларуси являются Китай, страны  Ближнего
   и Среднего Востока, Северной Африки, Латинской Америки.
       На  основе  развития белорусского автобусостроения  продолжится
   обновление   автобусных  парков  Беларуси  и  России.   Организация
   выпуска  конкурентоспособных автобусов позволит выйти  и  на  рынок
   стран дальнего зарубежья.
       В      Беларуси     производственный     потенциал      лесной,
   деревообрабатывающей    и    целлюлозно-бумажной     промышленности
   позволяет в основном удовлетворять потребности внутреннего рынка  в
   лесопродукции (за исключением целлюлозы и изделий из нее), а  также
   значительную  часть произведенных товаров (50 - 60%) экспортировать
   на  внешние  рынка  -  во  все страны СНГ  и  свыше  50  государств
   дальнего  зарубежья  на  пяти континентах. В  экспорте  преобладают
   готовые  изделия  (мебель, обои, изделия  из  древесины,  бумаги  и
   картона, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты).
       Россия - главный торговый партнер Беларуси как по экспорту, так
   и  по  импорту товаров лесопромышленного комплекса: около 60% всего
   экспорта  белорусской  лесопродукции  и  65%  импорта  в  Беларусь.
   Беларусь  экспортирует  в  Россию  в  основном  мебель  и  обои,  а
   импортирует  из  нее  товары целлюлозно-бумажной  промышленности  -
   целлюлозу, бумагу, картон и изделия из них.
       В  2001  - 2003 гг. потребности республики в деловой древесине,
   пиломатериалах и спичках будут обеспечиваться практически в  полном
   объеме  за  счет собственного производства. Около половины  объемов
   производства  мебели,  большая  часть  обоев,  фанеры   клееной   и
   древесноволокнистых    плит   будут   экспортироваться.    Основным
   потребителем этой продукции является Россия.
       Химическая  продукция. В Республике Беларусь  будут  возрастать
   поставки  на  внутренний рынок всех видов минеральных удобрений.  В
   то  же  время  в  2001 году 75% от объема производства  минеральных
   удобрений намечено экспортировать.
       Потребности  внутреннего рынка в полиэтилене высокого  давления
   обеспечиваются за счет собственного производства, а более  половины
   от   общего   объема   выпуска   -   экспортируется.   Налаживается
   производство  полиэтилена низкого давления. В условиях  возрождения
   текстильной  и  легкой промышленности в России и увеличения  спроса
   на   химические  волокна  и  нити  ожидается  рост  их   экспортных
   поставок.
       Мощности  белорусского  шинного комбината  "Белшина"  позволяют
   обеспечить  потребности  в  крупногабаритных  шинах  внутреннего  и
   российского  рынков, а также удовлетворить спрос в крупногабаритных
   шинах  других  стран  ближнего  зарубежья.  Более  половины  объема
   производства шин экспортируется, главным образом в Россию.
       Строительные  материалы и конструкции.  В  Республике  Беларусь
   производственный потенциал позволяет обеспечить потребности  страны
   в  основных  видах  строительных материалов и изделий  и  расширять
   экспорт.   Выпускаются  конкурентоспособные  материалы  и  изделия:
   полированное    стекло,    кровельные   рулонные    материалы    на
   синтетической   и   стекловолокнистой  основах,  высококачественная
   облицовочная   плитка  и  другие  материалы.   Значительная   часть
   экспортных  поставок  (свыше 75% от общего  объема)  приходится  на
   Россию,  а  по  странам  дальнего зарубежья преобладает  экспорт  в
   Латвию,  Литву,  Германию,  Грецию,  Францию,  Польшу,  Нидерланды.
   Наиболее  быстрыми темпами увеличивается экспорт цемента  и  плитки
   керамической.
       В   2001  году  структура  продаж  строительных  материалов  не
   претерпит    существенных   изменений.   Большая    часть    объема
   производства  -  до  90% от общего объема - будет  поставляться  на
   внутренний рынок.
       Продовольственные     товары.     В     Республике     Беларусь
   производственный потенциал перерабатывающих отраслей АПК  позволяет
   обеспечивать  потребности внутреннего рынка в мясе, молоке,  яйцах,
   картофеле.   В   то   же   время   осуществляется   импорт    масла
   растительного,     сахара,     табачного     сырья,     виноградных
   виноматериалов.  Для  расширения  ассортимента  фруктов  и   овощей
   предусматривается ввоз отдельных видов и сортов.
       В  то же время предполагается увеличивать в Россию экспорт мяса
   и  мясопродуктов,  яиц. Беларусь может поставлять  в  Россию  также
   плодоовощные  консервы,  соль пищевую,  макаронные  и  кондитерские
   изделия,  пищевые  концентраты, ликеро-водочные  изделия  и  другие
   виды продовольственных товаров.
       Непродовольственные     потребительские     товары.      Легкая
   промышленность  работает в значительной мере  на  импортном  сырье,
   материалах  и  оборудовании.  Для  обеспечения  отрасли  сырьем   и
   материалами ввозится из других регионов от общей потребности:  100%
   хлопка  и  шерсти,  20%  химических  волокон  и  нитей  и  т.д.  На
   предприятиях  концерна "Беллегпром" установлено  41,6  тыс.  единиц
   оборудования  из стран СНГ и 25,6 тыс. единиц - из  стран  дальнего
   зарубежья.
       Поэтому  для  самофинансирования этой отрасли  важное  значение
   имеет   развитие   экспорта.  Удельный  вес   экспорта   в   объеме
   производства  составил в 2000 году 35,6%, в том числе в  Российскую
   Федерацию - 26,3 процента.
       Предполагается  расширение  взаимных  поставок  изделий  легкой
   промышленности  и  сырьевых  ресурсов со  странами  СНГ,  в  первую
   очередь с Россией.
       Республика   Беларусь  традиционно  производит  и  экспортирует
   льноволокно,  льняные  ткани и швейные изделия  из  них.  Оршанским
   льнокомбинатом  будут поставляться на внутренний  и  внешний  рынки
   высококачественные  тонкие  полульняные  и  чистольняные  ткани   в
   широком   ассортименте  с  грязеводоотталкивающей   и   несмываемой
   глянцевой отделкой, ткани с набивкой способом фотофильмпечати.
       Намечено  также расширение экспорта чистошерстяных, шелковых  и
   смесовых  тканей,  обуви кожаной, тюлегардинных изделий.  В  Россию
   экспортируются кожевенные товары, изделия из кожи, обувь кожаная  и
   ткани  льняные. Льняные ткани экспортируются также  в  США,  Чехию,
   Австрию, обувь кожаная - в Италию, Германию, Латвию и Литву.
       Учитывая   отечественную   сырьевую   базу,   предусматривается
   изменить  структуру  производства тканей путем  увеличения  выпуска
   чистольняных,  льнохлопковых, шелковых и смесовых тканей  и  пряжи.
   Возрождение    белорусского    льноводства    позволит    увеличить
   производства  продукции  из  льна, конкурентоспособной  на  мировом
   рынке.
       В  России  в  2001  году  прогнозируется увеличение  спроса  на
   льноволокно   и   натуральную  шерсть  в  связи  с  ростом   спроса
   внутреннего рынка на льняные и шерстяные ткани. В объеме продаж  на
   внутреннем  рынке  трикотажных изделий по-прежнему  будет  занимать
   большой удельный вес импортная продукция.
       Технически    сложные   потребительские   товары.   Потребности
   внутреннего  рынка  в  телевизорах,  холодильниках,  мотоциклах   и
   велосипедах   обеспечиваются  в  основном  за   счет   собственного
   производства.
       На  экспорт поставляется большая часть произведенных  в  стране
   холодильников  и морозильников, мотоциклов; на внутренний  рынок  -
   подавляющая   часть  стиральных  машин,  электробытовых   приборов,
   радиоприемных устройств.
       В  2001 году будет экспортироваться свыше 50% от объема выпуска
   часов бытовых, 70% телевизоров, холодильников и морозильников,  80%
   мотоциклов.
   
                           Торговля и услуги
   
       Основными партнерами промышленных предприятий Беларуси являются
   субъекты хозяйствования Российской Федерации.
       В товарообороте Российской Федерации со странами СНГ Республика
   Беларусь  занимает  одно из первых мест, а  в  торговле  Республики
   Беларусь  со странами СНГ на Российскую Федерацию приходится  более
   двух третей импорта и экспорта.
       Для  дальнейшего  увеличения товарооборота Беларуси  с  Россией
   важное     значение     имеет    повышение    конкурентоспособности
   отечественных  товаров,  двустороннее  развитие  торговой  сети   и
   улучшение рекламы отечественных товаров.
       Решение   этих   задач  предусматривается  осуществлять   путем
   проведения  совместных маркетинговых исследований товарных  рынков,
   согласованного   использование  производственных  мощностей   Союза
   Беларуси   и  России,  предусматривающее  специализацию,   развитие
   производства    и    реализацию   современной   конкурентоспособной
   продукции,  создание  совместно  с  зарубежными  фирмами  сборочных
   производств, а также создание центров по сертификации продукции  на
   соответствие мировым стандартам.
       В    Республике    Беларусь   специализация   на   производстве
   потребительских товаров остается наиболее эффективным  приоритетным
   направлением   экономической  деятельности.   Предприятия   пищевой
   промышленности  уже  сегодня сориентированы на  увеличение  выпуска
   новых   видов  продуктов  питания  высокого  качества   в   широком
   ассортименте  и  современной  упаковке,  легкой  промышленности   -
   модных   товаров,   предприятия  производств   технически   сложных
   потребительских   товаров  -  на  проведение  работ   по   развитию
   элементарной  базы  телевидения  и  бытовой  техники,   что   будет
   способствовать  укрепления торгово-экономических связей  с  другими
   государствами, и особенно, с Российской Федерацией.
       Повышению   уровня   конкурентоспособности  телерадиоаппаратуры
   будет  способствовать  реализация  Совместной  программы  "Развитие
   производства   телерадиоаппаратуры  на  предприятиях   Беларуси   и
   России", предусматривающая разработку и освоение аппаратуры  нового
   поколения.
       Для   продвижения  продукции  на  внутренний  и  внешний  рынки
   предполагается      интеграция     торговых      организаций      с
   товаропроизводителями,   улучшение   маркетингового    обслуживания
   предприятий  промышленности,  заключение  долгосрочных  соглашений,
   открытие  торговых домов. Улучшению реализации товаров  и  созданию
   конкурентной  среды будет способствовать расширение сети  фирменной
   торговли в стране и за рубежом.
       Развитие внутренней торговли Беларуси и России будет направлено
   на   стабильное  обеспечение  платежеспособного  спроса   различных
   категорий   населения  высококачественными   товарами   в   широком
   ассортименте  при  высоком  уровне обслуживания.  Предусматривается
   достижение   не   только   общей   сбалансированности   спроса    и
   предложения, но и структурно-ассортиментной.
       Для  этого намечается опережающее наращивание товарных ресурсов
   путем  более  эффективного взаимодействия  предприятий  торговли  с
   другими    отраслями   народнохозяйственного   комплекса.   Получат
   развитие   новые  формы  взаимоотношений  предприятий  торговли   с
   товаропроизводителями, совершенствование системы  заказов  торговли
   на   потребность  и  производство  товаров,  базирующих  на   более
   глубоком исследовании конъюнктуры рынка, совершенствование  системы
   ярмарочной  и  закупочной деятельности как  на  внутреннем,  так  и
   внешних  рынках, дальнейшее развитие прямых хозяйственных связей  с
   предприятиями  промышленности, а также  с  колхозами,  совхозами  и
   фермерскими  хозяйствами  по  поставке продуктов  животноводства  и
   растениеводства  на  взаимовыгодных условиях,  дальнейшее  развитие
   фирменной  торговли, создание торгово-промышленных групп, внедрение
   франчайзинга.
       Развитие  торговли  в Беларуси будет осуществляться  на  основе
   расширения  ассортимента  и  повышения качества  товаров,  оказания
   дополнительных   услуг,   увеличения   продажи   товаров    методом
   самообслуживания,  комиссионной  торговли  по  сниженным  ценам   и
   безналичному   расчету,  увеличения  времени   работы   предприятий
   торговли и общепита.
       Особое  внимание  будет уделяться обеспечению продовольственной
   безопасности  страны.  Для бесперебойного и равномерного  снабжения
   населения    продуктами   питания   предусматриваются    меры    по
   своевременному,  оперативному  созданию  запасов   мясомолочной   и
   плодоовощной  продукции на межсезонье, а также по совершенствованию
   системы поддержки аграрного сектора экономики.
       Проблему  снабжения  крупных  городов  и  промышленных  центров
   республики  отечественными продуктами питания  предстоит  решать  с
   помощью   регулируемых   государством   оптовых   продовольственных
   рынков,  открытие которых намечается организовать во всех областных
   центрах.   Развитию   в   республике  рынка  продовольствия   будет
   способствовать  разработка  и реализация  государствами-участниками
   Таможенного  союза программ развития сельского хозяйства,  создания
   аграрного  рынка  этих  государств и обеспечения  продовольственной
   безопасности.
       Розничный  товарооборот в Беларуси в 2001  году  увеличится  по
   сравнению  с  2000  годом на 5%, при этом  около  2/3  в  розничном
   товарообороте  по  официально учтенным предприятиям  составит  доля
   негосударственной торговли.
       Улучшится  структура  товарооборота за счет  ускоренных  темпов
   роста   продажи  технически  сложной  радио-  и  электроаппаратуры,
   транспортных  средств,  мебели, строительных  материалов  и  других
   товаров  хозяйственного  назначения, что  позволит  увеличить  долю
   непродовольственной  группы  товаров  в  общем  объеме   розничного
   товарооборота.
       За   счет  активизации  коммерческой  деятельности  предприятий
   торговли  основной  поток ресурсов внутреннего  рынка  для  продажи
   населению будет направлен через организованную торговую сеть.
       Будет    проводиться   дальнейшая   работа   по    упорядочению
   деятельности   вещевых,   смешанных  и  продовольственных   рынков,
   улучшению  их  санитарного состояния, соблюдению  правил  торговли,
   контролю за ценами и качеством товаров.
       В общественном питании предполагается дальнейшее восстановление
   и   расширение  сети  предприятий  при  высших  и  средних  учебных
   заведениях,  промышленных предприятиях, учреждениях. Для  повышения
   качества   продукции   на   предприятиях   общественного    питания
   предусматривается      организация      снабжения       предприятий
   полуфабрикатами  высокой готовности, быстрозамороженными,  готовыми
   к употреблению блюдами.
       Возрастет   роль  оптовой  торговли  в  формировании   товарных
   ресурсов.  Намечается восстановить оптовую сеть, а также  развивать
   оптовые  рынки,  в том числе расширять сотрудничество  со  странами
   СНГ  по  развитию оптовых продовольственных рынков. На  активизацию
   взаимодействия  в  данной сфере с Российской Федерацией  направлена
   разработка  и  реализация концепции и программы  интеграции  систем
   оптовой торговли Республики Беларусь и Российской Федерации.
       В  России годовой прирост оборота розничной торговли в 2001  г.
   составит  6 процентов. Будет обеспечиваться платежеспособный  спрос
   населения   на   важнейшие   продукты   питания,   товары    легкой
   промышленности    и   культурно-бытового   назначения.    Улучшится
   структура    розничной    торговли   -   удельный    вес    продажи
   непродовольственных   товаров  возрастет  до  54%.   Предполагается
   дальнейшее   усиление  позиций  организованного  рынка   (торгующих
   организаций),  доля  которого  в розничном  товарообороте  составит
   около  70%. В общем объеме предлагаемых на рынке товарных  ресурсов
   повысится     доля     товаров    отечественных     производителей.
   Предполагается  сокращение поступления из-за рубежа  мясопродуктов,
   масла  животного и растительного, рыбной продукции, крупы и сахара,
   а  импорт молокопродуктов, муки и алкогольной продукции существенно
   не изменится по сравнению с 2000 годом.
       Происходят  позитивные  изменения на рынке  непродовольственных
   товаров.   Наблюдается  увеличение  спроса  населения   на   товары
   отечественных   производителей  (стиральные  машины,  морозильники,
   пылесосы,  швейные  машины,  трикотажные  изделия,  ткани  льняные,
   шерстяные,  обувь  и  др.),  вследствие  того,  что  цены  на   них
   существенно ниже, чем на аналогичные импортные товары.
       В   2001   году  на  рынке  непродовольственных  товаров   доля
   отечественных  товаров в объеме продаж будет  также  возрастать,  а
   удельный вес импортных товаров в товарных ресурсах снизится  до  40
   процентов.
       Предусматривается  совершенствование нормативной  базы  системы
   сертификации  услуг  общепита и введение обязательной  сертификации
   услуг розничной торговли.
       С  учетом повышения деловой активности в отрасли прогнозируется
   оздоровление   финансового  положения   торгующих   организаций   и
   увеличение   инвестиций.   В  2001  году   объем   капиталовложений
   прогнозируется  с  приростом в 5,3% (по вариантам)  к  уровню  2000
   года.  Развитие  инфраструктуры в основном будет осуществляться  за
   счет собственных средств организаций и объединений.
       Важной задачей является восстановление роли оптового звена:
       распределительных холодильников, общетоварных складских  баз  и
   плодоовощных  баз,  обеспечивающих хранение в необходимых  объемах,
   прежде всего отечественных товаров для госнужд;
       межрегиональный    товарообмен,    формирование    оптимального
   товародвижения,   накопление  товаров  и   их   подсортировку   для
   эффективной торговой деятельности.
       Обновление предприятий и совершенствование организационных форм
   торговли  будут способствовать преобразованию отрасли в современную
   высокотехнологичную индустрию сервиса.
       Развитие   платных   услуг  намечается  на  основе   расширения
   приватизации   объектов  коммунальной  собственности,   обеспечения
   условий  для  дальнейшего  развития  мелкого  и  среднего  бизнеса,
   совершенствования нормативно-правовой базы.
       В  условиях  стабилизации производства и  экономического  роста
   предполагается    быстрое    развитие    производственных    услуг,
   направленных   на   обслуживание   отраслей   народнохозяйственного
   комплекса    (услуги    транспорта,    связи,    предприятий     по
   товародвижению),   а   также  новых  видов   услуг,   связанных   с
   инфраструктурой   рыночного   хозяйства   (правовые,    банковские,
   страховые, депозитные, информационные, консалтинговые).
       Приоритетное    значение    получит    развитие     современных
   информативных  услуг  для  удовлетворения  возрастающего  спроса  в
   области  информатики,  телекоммуникаций, программного  обеспечения,
   электронной  связи. Реализация этого спроса должна быть  обеспечена
   в    первую   очередь   национальными   предприятиями   на   основе
   модернизации   и   развития  информационных,   телекоммуникационных
   технологий,  а  также  за счет привлечения иностранных  инвестиций,
   создания     необходимых     валютно-финансовых,     правовых     и
   организационных условий.
       Выгодное  географическое положение Республики Беларусь является
   предпосылкой   для   расширения   обслуживания   транзита,    более
   эффективного   использования  национальных   транспортных   систем,
   развития   широкого  спектра  сопутствующих  услуг  по  организации
   торгового  обслуживания, питания, ремонту  транспортных  средств  и
   других услуг.
       Вместе  с  тем  будут  увеличиваться  объемы  выполнения  услуг
   населению,  связанных  с  рационализацией  его  быта,  организацией
   досуга,  здравоохранением,  образованием  и  туризмом.  В  отраслях
   услуг    жилищно-коммунального   хозяйства    намечена    поэтапная
   ликвидация перекрестного субсидирования, бюджетных дотаций.
       Значительное    внимание   будет   уделяться    территориальной
   организации   сферы  обслуживания  и,  прежде  всего,  выравниванию
   уровня  ее  развития в областях, в городской и сельской  местности.
   Белбыту    и   исполнительным   комитетам   предстоит   осуществить
   мероприятия,   предусматривающие   восстановление   сети   сельских
   комплексных  приемных  пунктов,  структурных  подразделений  службы
   быта на селе, а также расширение сети предприятий в городах.
       Сеть  услуг  расширится  за  счет создания  производств  по  их
   оказанию в торговых центрах, магазинах, гостиницах. Повысится  роль
   негосударственного  сектора услуг, особенно в таких  их  видах  как
   медицинские, правовые, образовательные.
       Объем реализации платных услуг населению в Беларуси в 2001 году
   по сравнению с 2000 годом возрастет на 4 процента.
       В  структуре  расходов  населения на оплату  услуг  по-прежнему
   будут   преобладать   услуги  пассажирского  транспорта,   бытового
   обслуживания  и  жилищно-коммунального  хозяйства.  Вместе  с   тем
   удельный  вес бытовых услуг будет снижаться при росте доли расходов
   населения    на    оплату   социально   значимых    услуг,    ранее
   предоставляемых  бесплатно  или  со  скидкой  (жилищно-коммунальные
   услуги, услуги системы образования, медицинские услуги).
       В  России прирост объемов реализации платных услуг в 2001  году
   составит  6%,  в  том  числе  услуг  физкультуры  и  спорта  -  2%,
   медицинских  -  6%, образования - 8%. Предполагается  рост  объемов
   услуг  обязательного  характера (пассажирского  транспорта,  связи,
   жилищно-коммунального     хозяйства).    Ожидается     значительное
   увеличение объемов услуг правового характера.
   
             Координация внешнеэкономической деятельности
   
       Стратегия  развития совместной внешнеэкономической деятельности
   Беларуси  и России основывается на важнейших положениях Договора  о
   создании    Союзного   государства   и   предполагает    дальнейшую
   экономическую  интеграцию  двух стран в  систему  мирохозяйственных
   связей  с целью активного участия в международном разделении труда,
   формирования  единого экономического пространства на основе  единой
   торговой  и таможенно-тарифной политики в отношении третьих  стран,
   международных  организаций и объединений, а также создания  условий
   для  согласованного присоединения к Всемирной торговой организации.
   Намечаемые  меры  по  координации внешнеэкономической  деятельности
   двух государств предусматривают этапность их реализации.
       Создание  единой  системы защиты товаропроизводителей  Союзного
   государства    в   процессе   формирования   единого    таможенного
   пространства потребовало проведения ряда согласованных мер.
       Унифицированы   нормативные   правовые   документы   Республики
   Беларусь    и    Российской   Федерации   о   порядке    проведения
   расследований, установления и применения специальных  защитных  мер
   в  отношении  импорта,  который может нанести  ущерб  национальному
   производству,  система  таможенного  и  пограничного  контроля   на
   внешней  границе  Беларуси  и  России. Подписано  Соглашение  между
   Правительствами  Республики  Беларусь  и  Российской  Федерации   о
   завершении  унификации  и  создании  единой  системы  тарифного   и
   нетарифного регулирования.
       Принято  решение  о  создании двусторонней  рабочей  группы  по
   вопросам  присоединения Беларуси и России к  ВТО  при  Комиссии  по
   тарифному   и   нетарифному  регулированию  при  Совете   Министров
   Союзного государства.
       Для   развития  калийной  промышленности  с  целью   укрепления
   экспортного    потенциала   Беларуси   и   России   создана    МФПГ
   "Интерагроинвест".
       Дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках  Союзного
   государства обусловливает необходимость:
       завершения    создания   единого   таможенного    пространства,
   проведения   единой  торговой  и  таможенно-тарифной   политики   в
   отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
       формирования  благоприятных  условий  для  защиты   внутреннего
   рынка,   развития  экспортоориентированных  производств,  поддержки
   интереса национальных экспортеров;
       создания  условий  для  привлечения зарубежных  и  национальных
   инвестиций,  прежде  всего  в  рамках  разрабатываемых   совместных
   проектов   и   программ  с  целью  повышения  конкурентоспособности
   продукции отечественных товаропроизводителей;
       формирования  эффективной инфраструктуры  внешней  торговли  на
   основе   развития  дилерской  сети,  торговых  представительств   и
   пунктов сервисного обслуживания предприятий-экспортеров;
       расширения   сотрудничества  на  межрегиональном   уровне   для
   развития приграничной торговли;
       разработки   методологии  проведения  совместного   мониторинга
   внешних рынков;
       расширения  сотрудничества  с Европейским  Союзом  при  условии
   снятия  дискриминационных  мер,  отмене  ограничивающих  правил   в
   отношении белорусских и российских товаров;
       выработки совместной стратегии для согласованного вступления во
   Всемирную      торговую     организацию,     включая     приведение
   законодательного и административного регулирования  внешнеторгового
   режима в соответствие с требованиями ВТО.
       Совместные  действия Беларуси и России в области  экономической
   интеграции   со   странами  СНГ  будут  направлены  на   завершение
   разработки   механизма  реализации  многостороннего  Соглашения   о
   создании  зоны свободной торговли, синхронизацию макроэкономической
   политики,   обеспечение  единства  принципов   финансово-бюджетной,
   ценовой,   денежно-кредитной  политики,  сокращение   во   взаимной
   торговле   доли   бартерных  операций,  совершенствованию   системы
   взаиморасчетов.
       Со  странами  Таможенного союза в качестве  первоочередных  мер
   предусматривается  переход  на единые принципы  взимания  косвенных
   налогов  во  взаимной  торговле  и торговле  с  третьими  странами,
   сближение таможенных тарифов, проведение единой акцизной политики.
       Прогнозные расчеты показали, что объем внешнеторгового  оборота
   России  в  2001 году составит с учетом официально нерегистрируемого
   экспорта (импорта) 147,5 млрд. долл. США, при этом экспорт  -  97,2
   и импорт - 50,3 млрд. долл. США.
       Внешнеторговый оборот товарами и услугами Республики Беларусь в
   2001  году  составит  16,7 млрд. долл. США и  увеличится  на  3,8%,
   экспорт  и  импорт составят, соответственно, 8,3 и 8,4 млрд.  долл.
   США.
   
             Социальное развитие и уровень жизни населения
   
       Главной целью социальной политики государств-участников  должен
   стать   переход   от   стабилизации  жизненного  уровня   отдельных
   категорий  населения  к устойчивому повышению благосостояния  всего
   населения.
       Становление   рыночных  отношений  в  обеих  странах   обнажило
   множество  социальных  проблем,  прежде  всего  в  сфере  труда   и
   занятости  населения.  Усилилось имущественное  расслоение  бывшего
   относительно  однородным  общества, особенно  для  нетрудоспособных
   граждан.  Резко понизилась стоимость и цена рабочей силы,  зарплата
   практически      перестала      выполнять      воспроизводственную,
   стимулирующую, социальную и другие функции.
       В среднесрочной перспективе основные усилия Республики Беларусь
   и  Российской Федерации будут направлены на решение наиболее острых
   социальных  проблем,  прежде  всего на стабилизацию  и  постепенное
   повышение  реальных денежных доходов населения на  основе  усиления
   социальной  и  экономической  роли  оплаты  труда,  как   основного
   источника доходов населения.
       Особое   внимание   будет   уделено   повышению   эффективности
   использования  социальных ресурсов, повышению  роли  государства  в
   регулировании   цены   рабочей  силы,   совершенствованию   системы
   трудовых  отношений  на основе развития социального  партнерства  и
   трудового законодательства.
       Намечается   повысить   эффективность   социальной    политики,
   выработать  механизм  более рационального  использования  ресурсов,
   выделяемых  на социальные цели, прежде всего на основе  обеспечения
   государственных  минимальных  социальных  стандартов  и  нормативов
   бюджета   прожиточного  минимума,  минимальной  заработной   платы,
   тарифной ставки первого разряда.
       Дальнейшее совершенствование оплаты труда работников  бюджетной
   сферы  будет  осуществляться путем придания единой  тарифной  сетке
   основного  государственного регулятора  оплаты  труда  в  бюджетной
   сфере;  формирования тарифной и надтарифной части заработной платы,
   создания фондов оплаты труда за счет средств бюджета всех уровней.
       Отказ  от  использования минимального размера оплаты труда  как
   нормативной   базы  при  установлении  размера  социальных   выплат
   обеспечит  его  регулярное повышение и приближение  к  прожиточному
   минимуму трудоспособного населения.
       Предстоит  завершить  формирование  законодательной   базы   по
   реформированию  оплаты труда и реализовать меры  по  ее  повышению.
   Этому  будет  способствовать  принятие  нормативно-правовых  актов,
   обеспечивающих рост оплаты труда в различных секторах экономики.
       Намечается  совершенствовать  регулирование  оплаты   труда   в
   реальном   секторе   экономики  посредством   системы   социального
   партнерства.  Предстоит активизировать работу по  расширению  круга
   предприятий,  участвующих  в  тарифных  соглашениях,  по  отработке
   правовых  норм повышения ответственности работодателей за уклонение
   от  заключения соглашения или за их исполнение. Необходимо  создать
   реальные механизмы соблюдения коллективных договоров и соглашений.
       Одним  из  приоритетных направлений политики в  сфере  трудовых
   отношений  является  совершенствование  трудового  законодательств,
   которое     должно     предусматривать    следующее     соотношение
   государственного и договорного регулирования:
       за государством сохраняется право закрепления и конкретизации в
   трудовом  законодательстве  конституционных  положений,   а   также
   комплекса  гарантий  трудовых прав по каждому  институту  трудового
   права, обязательных для применений на всей территории страны;
       на  уровне коллективного договорного регулирования определяются
   отраслевые,  профессиональные, региональные  и  другие  организации
   труда  и  его  оплаты,  обеспечивается  повышение  уровня  трудовых
   гарантий работников.
       Предусматривается реализовать совместные мероприятия в  области
   социально-трудовой сферы, позволяющие:
       обеспечить    реализацию   отдельных   направлений    Программы
   совместной деятельности по унификации законодательства в социально-
   трудовой  сфере  и  сближения уровней социальных  гарантий  граждан
   (2001 г.);
       разработать   прогноз  развития  социально-трудовой   сферы   в
   государствах-участниках на пятилетний период.
       Это предполагает в свою очередь:
       единые   минимальные  стандарты  в  области  денежных   доходов
   населения и оплаты труда;
       законодательно-нормативные акты в социально-трудовой  сфере,  в
   том числе унифицированные законы государств-участников;
       унифицированные кодексы законов о труде;
       единую  методологию определения потребительской корзины, Единый
   тарифно-квалификационный справочник работ  и  профессий  рабочих  и
   Квалификационный  справочник должностей  служащих,  унифицированные
   межотраслевые  нормы  и  нормативы  для  регулирования  численности
   работников  бюджетной сферы, органов управления и  производственной
   сферы.
       Социальная   защита  населения.  Главной  задачей   в   области
   пенсионного  обеспечения обеих стран в прогнозном периоде  является
   реализация  мер  по обеспечению финансовой устойчивости  пенсионной
   системы и повышению размеров пенсий.
       В  Беларуси  предусматривается увеличение минимальных  трудовых
   пенсий  до 70% бюджета прожиточного минимума, что почти  в  2  раза
   превысит  уровень 1999 года, увеличится соотношение средней  пенсии
   по  возрасту и среднемесячной заработной платы с 38% в 1999  г.  до
   46%  в 2003 году. Российская Федерация предусматривает в 2001  году
   увеличение  среднегодового размера назначенных месячных  пенсий  по
   отношению  к  прожиточному  минимуму  пенсионера  примерно  до   87
   процентов.
       Продолжится работа по дальнейшему последовательному  проведению
   пенсионной  реформы, которая направлена на усиление  гарантий  прав
   граждан  на  пенсионное обеспечение, приведение уровня  пенсионного
   обеспечения   граждан   в  соответствии   с   объемом   участия   в
   финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного  минимума
   пенсионера.
       В  целях  совершенствования пенсионного обеспечения  разработан
   проект  Единой концепции реформирования государственных  пенсионных
   систем  в  Беларуси  и  России, необходимость которого  обусловлена
   различными    условиями   формирования   государственных    пенсий,
   предусмотренных  в  программных документах двух стран  -  Концепции
   реформы  системы  пенсионного обеспечения в Республике  Беларусь  и
   Программе  пенсионной  реформы в Российской  Федерации.  Реализация
   этого    проекта    позволит   в   перспективе    решать    вопросы
   государственного   пенсионного   обеспечения   на   основе   единых
   подходов.
       Продолжится реформирование системы социальных гарантий, льгот и
   выплат  в  целях  повышения  эффективности  использования  средств,
   выделяемых  на социальные нужды. Решение поставленной задачи  будет
   осуществляться   в  рамках  совместной  программы   по   унификации
   законодательства  в  социально-трудовой сфере и  сближению  уровней
   социальных   гарантий   граждан   Беларуси   и   России.   Основным
   содержанием   изменений   в  системе  социальных   льгот   является
   упорядочение  предоставления  последних  для  отдельных   категорий
   граждан и усиление адресной поддержки нуждающихся слоев населения.
       В  Беларуси  особое значение имеет Комплексная система  мер  по
   социальной  защите населения Республики Беларусь  на  2000  -  2005
   гг.,  а  также  мероприятия  по  ее  реализации.  Предусматривается
   проведение   анализа   нормативных  правовых  актов,   регулирующих
   предоставление   социальных  пособий,   услуг,   льгот,   а   также
   подготовка  по  его  результатам проектов  документов  по  введению
   пособий  и постепенной ликвидации неэффективных пособий и  льгот  в
   целях  перераспределения  финансовых  ресурсов  в  пользу  наиболее
   нуждающихся граждан.
       В   Российской   Федерации  отмена  некоторых  льгот,   перевод
   отдельных  льгот  в  денежную форму и  их  трансформация  в  единое
   пособие  по  нуждаемости, предоставляемое на условиях и в  порядке,
   установленных  Федеральным  законом "О  государственной  социальной
   помощи",  а  также  включение их в заработную  плату  для  граждан,
   получающих  льготы  по  профессиональной  принадлежности,  позволят
   сбалансировать  реальные  возможности  бюджетов  всех   уровней   и
   внебюджетных  источников по ресурсному обеспечению  мер  социальной
   политики.
       Занятость  населения и рынок труда. Приоритетными направлениями
   на  ближайшую  перспективу  в  Союзе России  и  Беларуси  являются:
   формирование   благоприятных  условий  для   занятости   населения;
   сохранение  кадрового потенциала в сочетании с опережающими  мерами
   по предотвращению роста безработицы; создание общего рынка труда  в
   рамках Союза.
       Среднегодовая численность населения Беларуси по прогнозу в 2001
   году  уменьшится по сравнению с 1999 годом на 0,7% и  составит  9,9
   млн.  чел.  Аналогичные тенденции в развитии народонаселения  будут
   происходить  и  в России, численность населения которой  сократится
   на  1,4  млн.  чел.  и  составит 144,5 млн. человек.  В  результате
   среднегодовая численность населения Беларуси и России  достигнет  в
   2001 году 154,4 млн. человек.

Счетчики
 
Реклама
Разное