Стр. 1
СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД
(15 мая 2001 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить с учетом состоявшегося обсуждения Прогноз социально-
экономического развития Союзного государства на 2001 год и
параметры Прогноза на период до 2003 года.
2. Предложить Министерству экономического развития и торговли
Российской Федерации (И.С. Матеров) и Министерству экономики
Республики Беларусь (В.Н. Шимов):
направить Прогноз социально-экономического развития Союзного
государства на 2001 год и параметры Прогноза на период до 2003
года заинтересованным министерствам и ведомствам России и Беларуси
для использования в совместной работе по выполнению положений
Договора о создании Союзного государства, решений Высшего
Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства по
вопросам экономической интеграции;
подготовить и в III квартале 2001 г. представить в Совет
Министров Союзного государства систему мер, определяющую этапы и
сроки сближения социальных и макроэкономических показателей
экономического развития и уровня жизни населения Российской
Федерации и Республики Беларусь;
разработать в III квартале 2001 г. методические рекомендации по
формированию, обоснованию и применению единых показателей и
индикаторов государственного регулирования экономики государств-
участников Договора о создании Союзного государства;
в I квартале 2002 г. представить в Совет Министров Союзного
государства прогноз социально-экономического развития Союзного
государства на 2002 год и основные макроэкономические параметры на
период до 2004 года.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ
Одобрены
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 15 мая 2001 г. N 8
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА
НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА
Прогноз социально-экономического развития Союзного государства
подготовлен в соответствии с Перечнем первоочередных мер по
выполнению Договора о создании Союзного государства и Программой
действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации
его положений.
В основу его разработки положены национальные прогнозы
социально-экономического развития Республики Беларусь и Российской
Федерации на 2001 год, основные параметры социально-экономического
развития Российской Федерации до 2003 года и проект Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 -
2005 годы, а также методические материалы по сближению уровней
социально-экономического развития Беларуси и России.
При подготовке данного Прогноза основное внимание было уделено
проблемам максимальной реализации совместных мероприятий в области
социально-экономического сотрудничества государств-участников,
координации и активизации интеграционных процессов. Прогноз
отражает основные направления формирования единого экономического
пространства Союзного государства и включает динамику социально-
экономических показателей Беларуси и России на 2001 год, основных
макроэкономических параметров на период до 2003 года, а также меры
по обеспечению устойчивого экономического роста в обеих странах.
Социально-экономические итоги развития
Беларуси и России в 2000 году и оценка ситуации
в процессе создания Союзного государства
Итоги социально-экономического развития Российской Федерации и
Республики Беларусь за 2000 год имеют в целом положительную
динамику.
В обеих странах обеспечен положительный прирост ВВП, который в
Российской Федерации составил 7,7%, в Республике Беларусь - 5,8
процента. Прирост ВВП получен, в первую очередь, за счет прироста
производства продукции промышленности (в Российской Федерации -
9%, в Беларуси - 8%) и сельского хозяйства (соответственно 5 и
8,9%). Положительные сдвиги в реальном секторе экономики позволили
увеличить реальные доходы населения (в Российской Федерации - на
9,1%, в Беларуси - на 19%), что, в свою очередь, способствовало
приросту розничного товарооборота (соответственно на 8,9 и 8,5%).
Однако, если в Российской Федерации в 2000 году отмечен
значительный прирост инвестиций в основной капитал (17,7%), то в
Республике Беларусь этот показатель ниже уровня 1999 года (96,6%).
В Беларуси значительно выше показатели инфляции. Индекс роста
потребительских цен в 2000 году в Беларуси в среднем за месяц
составил 6,3%, в то время как в России - 1,5 процента.
В предыдущие годы проблема бюджетного дефицита и его покрытия
для Российской Федерации стояла острее, чем для Республики
Беларусь. В последнее время ситуация изменилась. В связи с ростом
цен на нефть и частичным решением проблемы по обслуживанию и
выплате государственного долга в России в 2000 году имел место
профицит госбюджета. В Беларуси дефицит консолидированного
бюджета, по предварительным данным, составил 0,02% к ВВП.
В части сальдо торгового баланса имеют место разнонаправленные
тенденции. Если в России оно положительно и в последние годы
наблюдается его улучшение, то в Беларуси на протяжении ряда лет
этот показатель является постоянно отрицательным. Более того,
ценовые условия торговли между Беларусью и Россией ухудшились для
Беларуси, что негативно сказались на состоянии торгового баланса
Республики Беларусь. За 2000 год средние цены на экспорт в
Российскую Федерацию увеличились на 8% по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года, в то время как средние цены на импорт
из Российской Федерации за этот же период возросли на 34,8
процента.
Поэтому, вследствие различий структур экономики, изменения в
динамике внешних и внутренних цен, благоприятное для одной страны,
оказывается одним из основных факторов ухудшения важнейших
макроэкономических показателей в другой стране (в данном случае, в
Беларуси).
В Беларуси и России существуют различия как в размерах
государственного внутреннего и внешнего долга, дефицита бюджета,
так и в источниках их покрытия и механизмах обслуживания и
регулирования.
В Беларуси размер внешнего государственного долга в расчете на
душу населения на порядок ниже, чем в Российской Федерации.
Однако, проблемы с обслуживанием внешнего государственного долга в
Беларуси могут усложниться, поскольку на ближайшие годы приходятся
значительные выплаты по ранее взятым кредитам, производить которые
в сложных условиях внешнего финансирования, постоянного
отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса и
незначительных валютных резервов страны будет весьма сложно.
В 2000 году в Беларуси в результате ужесточения денежно-
кредитной политики созданы условия для финансовой стабилизации на
макроэкономическом уровне. Ускоренная девальвация официального
курса белорусского рубля обеспечила выход на единый курс на всех
сегментах валютного рынка и создала объективные предпосылки для
либерализации порядка сделок с валютой и ликвидации многочисленных
административных ограничений в области распределения валюты.
Политика реальных положительных ставок на денежном рынке
обеспечила восстановление доверия к белорусскому рублю в качестве
финансового инструмента и соответствующий рост срочных сбережений
("связанных" денег) в национальной валюте, что позволило
существенно снизить темпы инфляции и скорость обращения денег.
Важнейшей задачей для экономики обеих стран является
восстановление инвестиционного потенциала предприятий реального
сектора. При этом общими проблемами Беларуси и России являются:
продолжающаяся тенденция ускоренного износа основных фондов,
особенно их активной части; отсутствие мотивации у хозяйствующих
агентов к увеличению внутренних сбережений и инвестиций; высокий
уровень налогов. Для Беларуси в дополнение к названным вопросам
можно добавить инфляцию и, как следствие, высокие процентные
ставки за кредиты.
В решении проблемы преобразования отношений собственности оба
государства сталкиваются с противоречивым явлением. Формирование
частного сектора экономики сужает сферу государственного влияния
на народное хозяйство, которое в переходный период нуждается в
государственном регулировании и поддержке. Но с другой стороны,
усиление контроля над хозяйственными процессами тормозит
реализацию преимуществ частной собственности. Поэтому необходим
поиск оптимального разрешения данного противоречия для субъектов
хозяйствования Союзного государства на основе общих нормативно-
правовых принципов.
Разрабатываемые нормативные акты по сближению национальных
законодательств Беларуси и России, синхронизации темпов
экономических реформ двух стран должны в полной мере учитывать
специфические особенности и направленность использования
экономических потенциалов обеих стран, их геополитическое
положение, а также различные уровни достигнутых результатов
институциональных преобразований для обеспечения правильного
проведения реформ.
Активизация согласованных действий Республики Беларусь и
Российской Федерации, союзных органов по ускорению экономической
интеграции в соответствии с мероприятиями, предусмотренными
Программой действий по реализации положений Договора о создании
Союзного государства, обеспечит практическое решение
первоочередных задач, создаст благоприятные условия для
дальнейшего взаимовыгодного российско-белорусского сотрудничества.
Эти совместные усилия уже способствовали определенному
улучшению экономического положения государств-участников, что
отразилось в увеличении роста производства и ВВП, подъеме
производительных сил и повышении уровня жизни в обеих странах.
К числу важнейших факторов, способствующих укреплению
положительных тенденций в российской экономике, относятся:
улучшение общей социально-политической обстановки в стране
после президентских выборов весной 2000 года;
высокие мировые цены на нефть, энергоносители и другие товары
российского экспорта;
постепенное улучшение экономического и инвестиционного климата
в стране в связи с более четким определением основных направлений
долгосрочной стратегии.
Активные меры по устранению накопившихся диспропорций и
разбалансированности, переходу к стабилизации и устойчивому
экономическому росту позволили, в основном, преодолеть негативные
тенденции и улучшить социально-экономическую ситуацию в Республике
Беларусь.
Дополнительные меры экономического, организационного,
законодательного и административного характера в Беларуси будут
направлены на:
преодоление высоких темпов инфляции, поддержание устойчивости
курса национальной валюты;
активизацию инвестиционно-структурной и инновационной
деятельности;
техническую, технологическую, организационную и финансовую
реструктуризацию предприятий реального сектора экономики в
соответствии с приоритетными направлениями развития экономики и
принятыми национальными и совместными российско-белорусскими
программами;
создание благоприятных условий для развития
предпринимательства, малого и среднего бизнеса, привлечения
иностранных инвестиций;
снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в целях
их финансового оздоровления;
повышение уровня сбалансированности во внешней торговле и
сокращение внешней задолженности Беларуси, особенно за
импортируемые из Российской Федерации энергетические ресурсы.
Среди важнейших направлений сотрудничества двух стран следует
отметить разработку балансов топливно-энергетических ресурсов
Союзного государства, балансов спроса и предложения по важнейшим
видам продукции, разработку и размещение совместного оборонного
заказа.
В условиях нехватки у субъектов хозяйствования финансовых
ресурсов возрастет роль лизинга, как механизма взаиморасчетов,
который активно используется в экономически развитых странах.
Поэтому должны создаваться совместные белорусско-российские
лизинговые компании.
В настоящий период наиболее интенсивно идет сближение налоговых
систем двух стран.
В ценовой политике успешно осуществляется согласование тарифов
на услуги транспорта и связи. Были сделаны шаги и в направлении
сотрудничества по регулированию тарифов в области железнодорожного
транспорта (в начале 2000 года Белорусская железная дорога и МПС
России подписали Соглашение "О порядке регулирования
железнодорожных тарифов"). Вместе с тем по-прежнему не решается
проблема перехода на единые цены на энергоресурсы, что не
позволяет до конца реализовать принятые ранее решения о создании
равных условий субъектам хозяйствования Беларуси и России.
Важным вопросом, требующим урегулирования, является транзитная
торговля между союзными странами. Это связано с особым
географическим положением Беларуси, через территорию которой
осуществляется 70% экспорта России в восточную и западную Европу.
В 2000 году Беларусь через ЛЭП Россия - Белоруссия - Польша -
Германия начала осуществлять транзит российской электроэнергии на
западноевропейский рынок. Достигнута договоренность между
специалистами двух стран о необходимости сооружения новой ЛЭП в
Европу, реконструкции и возобновления строительства некоторых ГРЭС
в Беларуси.
В 2000 году за счет бюджета Союзного государства было
предусмотрено финансирование 45 совместных программ, подпрограмм и
мероприятий, ряд из которых находится на завершающей стадии
реализации. Приоритетная роль отводится дальнейшему созданию
межгосударственных и транснациональных финансово-промышленных
групп, включая участие в них субъектов хозяйствования других стран
СНГ и дальнего зарубежья, а также совместных предприятий.
Было предусмотрено выделение 500 млн. российских рублей на
развитие дизельного автомобилестроения, создание и освоение
производства автомобильной техники, в том числе дизельных
двигателей, соответствующих экологическим стандартам Евро-3 на
Ярославском и Тутаевском моторных заводах. На развитие
производства телеаппаратуры на предприятиях России и Белоруссии, в
том числе создание мощностей по производству цветных кинескопов,
было предусмотрено выделение 215 млн. российских рублей.
Для белорусской экономики в настоящее время характерна большая,
чем для российской, социальная направленность. Расходы
консолидированного бюджета в 2000 году на здравоохранение и
физическую культуру в Беларуси составили 5,2% к ВВП, в России -
2,3%, на образование - соответственно 6,4 и 3,3%, на социальную
политику - 1,4 и 2% к ВВП.
В 2000 году наблюдались позитивные изменения в сфере оплаты
труда и в целом доходов населения. Прирост реальных доходов
составил в Республике Беларусь 19%, в Российской Федерации - 9,1
процента.
Основные итоговые и прогнозные социально-экономические
показатели Республики Беларусь, Российской Федерации и Союзного
государства представлены в приложении N 1.
Цели и основные направления социально-экономического
развития Союзного государства
Основные цели и направления социально-экономического развития
Союзного государства вытекают из концептуальных положений Договора
о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Устава Союза
Беларуси и России от 23 мая 1997 г., Декларации о дальнейшем
единении России и Беларуси, Договора о создании Союзного
государства от 8 декабря 1999 года.
Как отмечается в Договоре о создании Союзного государства:
"целями Союзного государства являются: ... создание единого
экономического пространства для обеспечения социально-
экономического развития на основе объединения материального и
интеллектуального потенциалов государств-участников и
использования рыночных механизмов функционирования экономики;
проведение согласованной социальной политики, направленной на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека ...".
Тем самым, главная цель социально-экономического развития
Союзного государства - достижение благосостояния населения
государств-участников должна реализовываться на основе
использования преимуществ специализации и кооперирования
производства, концентрации ограниченных ресурсов на приоритетных
направлениях согласованной экономической политики, других
преимуществ взаимовыгодного использования экономических
потенциалов обеих стран.
Основными направлениями социально-экономического развития
Союзного государства в предстоящем периоде являются:
проведение согласованной политики в области макроэкономики и
финансов, в производственной, инвестиционной, инновационной и
социальной сферах;
координация институциональных преобразований и унификация
законодательства;
поэтапное объединение транспортных, энергетических,
телекоммуникационных и информационных систем;
формирование общего рынка труда, сближение социальных
стандартов;
развитие межрегионального сотрудничества.
Конкретные мероприятия, воплощающие основные направления
экономической интеграции Беларуси и России, перечислены в
Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по
реализации положений Договора о создании Союзного государства и
предусматривают в том числе:
- проведение единой структурной политики;
- формирование условий для сближения уровней социально-
экономического развития двух стран;
- введение единой денежной единицы (к 2005 году);
- создание единого информационного пространства;
- проведение единой налоговой политики на основе
унифицированного законодательства;
- принятие закона о собственности Союзного государства (в 2001
- 2002 годах);
- переход к формированию и исполнению бюджета Союзного
государства;
- формирование единой торговой и таможенно-тарифной политики в
отношении третьих стран, международных организаций и объединений
(к 2005 году);
- завершение формирования общего рынка ценных бумаг и создание
учреждений по их эмиссии и регулированию фондового рынка (в 2001
году);
- проведение единой политики в области ценообразования (с 2000
года);
- завершение формирования общего рынка услуг (в 2002 году);
- унификация в области метрологии и оценки соответствия и
переход на единые стандарты (в 2003 году);
- проведение единой политики в области геодезии и картографии
(с 2000 года);
другие мероприятия, направленные на создание единого
экономического пространства Союзного государства.
Создание единого экономического пространства для обеспечения
социально-экономического развития на основе объединения
материального и интеллектуального потенциалов государств-
участников и использования рыночных механизмов, как одна из
программных целей Союзного государства, потребует согласованных
действий в области реформирования государственной собственности.
Здесь должны быть реализованы взвешенные подходы, направленные на
неукоснительное соблюдение интересов государства и прав граждан,
повышение экономической эффективности хозяйствования, учет
специфики конкретных предприятий, активизацию инвестирования,
модернизацию производства и создание рабочих мест.
Гармонизация законодательной и нормативно-правовой базы
государств-участников Союзного государства в целях оптимизации
управления собственностью предполагает:
привести в соответствие конституции, законы о собственности,
предприятиях, акционерных обществах, инвестиционных фондах,
свободных экономических зонах, ценных бумагах, ипотеке,
доверительном управлении (трасте), финансово-промышленных группах,
Гражданский, Земельный, Налоговый, Инвестиционный кодексы и другие
ключевые законодательные акты, определяющие правовые отношения
собственности и статус институциональных преобразований в обоих
государствах;
унифицировать законодательство по вопросам разгосударствления и
приватизации;
определить порядок продажи земельных участков, закрепленных за
приватизированными объектами;
организовать ведение государственных реестров имущества, что
позволит проанализировать перечень государственных предприятий и
акционерных обществ, в капиталах которых участвует государство,
выявить неэффективно используемые объекты, определить меры
государственного воздействия;
унифицировать принятые в обоих государствах положения об
управлении государственным имуществом и пакеты конкретизирующих
документов;
законодательно определить порядок передачи в собственность
административно-территориальных образований объектов социально-
культурного и коммунально-бытового назначения от приватизируемых
предприятий, несущих в настоящее время расходы по содержанию этих
объектов;
сформировать общую собственность Союзного государства и
законодательно регламентировать вопросы владения, пользования и
распоряжения ею.
В 2001 - 2003 годы намечается дальнейшее сближение проводимых
экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации
путем создания хозяйствующим субъектам условий для повышения их
конкурентоспособности, стимулов роста производства и
инвестиционной деятельности, внедрения новой техники и технологий,
повышения качества выпускаемой продукции и увеличения на этой
основе взаимного товарооборота.
Будут предприняты меры по сохранению и развитию производственно-
технологических связей между хозяйствующими субъектами Беларуси и
России, в том числе путем кооперации и специализации, формирования
совместных производственных программ, создания межгосударственных
(транснациональных) финансово-промышленных групп, совместных
предприятий и других организационных хозяйственных структур.
Предполагается унифицировать гражданское и хозяйственное
(арбитражное) процессуальные законодательства Республики Беларусь
и Российской Федерации, законодательные акты, регулирующие вопросы
экономической несостоятельности (банкротства), и внести их в
парламенты государств.
Продолжится процесс унификации нормативно-правовой базы
деятельности хозяйствующих субъектов двух стран в инвестиционной,
налоговой, таможенной, внешнеэкономической сферах и по другим
направлениям сотрудничества.
Проведение институциональных преобразований в двух странах
предполагает дальнейшее осуществление совместных мер в области
защиты отечественных товаропроизводителей, активизацию проведения
единой структурной промышленной политики, принятие соглашений о
сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными
финансовыми операциями. Реализация этих мер предполагается на
основе общего фондового рынка. Уже в ближайшее время намечается
создание унифицированной нормативно-правовой базы Союзного
государства в области регулирования рынка ценных бумаг, их эмиссии
и размещения на основе нормативных актов Российской Федерации, а
также создание учреждений, обеспечивающих регулирование фондового
рынка Союзного государства.
Важнейшей задачей гармонизации институциональных преобразований
является обеспечение единого информационного пространства, в
частности, предполагается разработать перечень специальных
программ, а также создать информационно-правовой фонд
гармонизированных нормативных актов и систем их достоверного
предоставления заинтересованным органам.
В области бухгалтерского учета и финансовой отчетности будут
проводиться меры по повышению эффективности управления и
хозяйственной деятельности предприятий, а также инвестиционной
привлекательности российских и белорусских компаний для
иностранных инвесторов.
Изменение требований к раскрытию информации предприятиями в
сторону более полного контроля над их деятельностью инвесторами (в
том числе кредиторами) и фискальными органами снизит возможности
для проведения незаконных операций. Данные меры сделают информацию
о предприятиях доступной более широкому кругу потенциальных
инвесторов, повысят эффективность корпоративного управления.
Осуществление комплекса мер по усилению информационной работы с
потенциальными инвесторами приведет к увеличению притока
инвестиций мелких частных инвесторов.
В рамках Союзного государства, а также СНГ необходимо
осуществлять формирование эффективно действующих корпоративных
структур (финансово-промышленных групп, холдинговых компаний,
концернов и др.), что также будет направлено на создание
благоприятной экономической среды для привлечения инвестиций,
повышение мотивации к развитию производства.
Будут осуществляться меры по совершенствованию законодательной
базы развития предпринимательства. В рамках общего нормативно-
правового поля предстоит формирование конкурентной среды,
активизация производственной, инновационной и инвестиционной
деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства,
направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемой
продукции.
В этой связи на первый план выдвигаются задачи обеспечения
реального равенства субъектов в хозяйственном обороте, частичной
либерализации ценовой политики путем смягчения ценового контроля,
стабилизации организационно-правовых условий функционирования
предприятий.
Намечается выход на новый уровень государственной поддержки
развития предпринимательства на основе разрабатываемой Программы
поддержки малого и среднего бизнеса в Союзном государстве.
Предусматривается создание благоприятных условий для
привлечения частных и иностранных инвестиций, финансирования и
кредитования предпринимательства, развития лизинга
высокоэффективного технологического оборудования, внедрения
высоких технологий, улучшения информационного обслуживания
предпринимательства и координации усилий обеих стран в этом
направлении.
В сфере деятельности корпоративных структур будет активно
развиваться научно-инновационная и внедренческая деятельность
малого предпринимательства, как часть инфраструктуры крупных
предприятий.
Развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса создает
объективные предпосылки для оптимизации структуры отечественных
рынков, стимулирования эффективной конкуренции между
хозяйственными субъектами. Основным направлением совместных
действий Республики Беларусь и Российской Федерации в области
антимонопольной политики является согласование концептуальных
положений и законодательных основ антимонопольного регулирования.
Органам власти в вопросах регулирования деятельности предприятий,
занимающих доминирующее положение на товарных рынках, необходимо
ориентироваться преимущественно на экономические методы
поддержания добросовестной конкуренции и контроль за уровнем цен
на продукцию предприятий-монополистов. Данный подход должен найти
отражение в нормативной правовой базе, регламентирующей
деятельность антимонопольных органов.
Продолжится работа по унификации трудового законодательства,
организации единой информационной системы общего рынка труда,
унификации законодательства в области миграции, обеспечению
равного взаимного доступа субъектов хозяйствования к участию в
тендерных (конкурсных) торгах, завершению унификации регулятивных
требований к организации надзора за кредитными учреждениями,
переходу к общим ставкам рефинансирования и общим нормам резервных
требований к коммерческим банкам, унификации законодательства о
финансово-промышленных группах.
В целях сближения законодательств государств-участников следует
разработать и принять дополнительные законодательные акты,
регулирующие монополистическую деятельность и недобросовестную
конкуренцию на рынках ценных бумаг и финансовых услуг.
Положительные результаты должно дать формирование единого банка
данных по контролю за созданием и деятельностью ФПГ.
Финансовая деятельность, формирование
и использование бюджета Союзного государства
Координация финансовой деятельности двух стран будет направлена
на формирование единого экономического пространства Союзного
государства, в том числе путем создания равных условий для
субъектов хозяйствования, единой финансовой системы двух стран,
включая денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, валютную, ценовую и
тарифную.
Бюджетно-налоговая политика Союзного государства должна
обеспечивать снижение уровней бюджетного дефицита государств-
участников, расширение экспорта, повышение конкурентоспособности
товаров, работ, услуг на внешних рынках, активизацию других
факторов экономического роста в обеих странах. В области налогов
будут осуществляться меры, направленные на создание единого
правового пространства и равных условий налогообложения для
субъектов хозяйствования, формирование союзного бюджетно-
налогового законодательства.
В соответствии с Программой действий Республики Беларусь и
Российской Федерации по реализации положений Договора о создании
Союзного государства в 2001 году предусматривается переход к
единой налоговой политике, единым правилам взимания налогов на
территории государств-участников, в 2001 - 2002 гг. будет
подготовлен и рассмотрен проект Налогового кодекса Союзного
государства.
Для унификации национальных налоговых законодательств в
первоочередном порядке предполагается реализация следующих мер:
определить степень унификации количества и состава применяемых
налогов, сборов, пошлин на республиканском (федеральном),
региональном (в случае России) и местном уровнях;
исходя из специфики государственного устройства установить
согласованный обоими государствами-участниками перечень налогов,
сборов, пошлин, применяемых в Республике Беларусь и Российской
Федерации, и законодательно на уровне Союзного государства
закрепить порядок внесения изменений и дополнений в
соответствующие перечни;
согласовать и законодательно закрепить на уровне Союзного
государства ставки, методы взимания основных налогов, сборов,
пошлин, с выделением тех налогов, по которым ставки и методы
взимания должны быть идентичны и по которым могут отличаться,
учитывая специфику национальной экономики;
соответствующими документами определить сроки перехода на
принцип страны назначения при взимании косвенных налогов во
взаимной торговле на основе соответствующего Соглашения между
Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Будет продолжена работа по разработке актов бюджетного
законодательства создаваемого Союзного государства, дальнейшему
совершенствованию механизма формирования и исполнения бюджета
Союзного государства, выработке взаимосогласованной позиции в
вопросах формирования и исполнения национальных бюджетов
государств-участников.
На первом этапе (2000 - 2001 годы) доходная часть бюджета
Союзного государства формируется в основном за счет фиксированных
долей отчислений государств-участников из расходных частей
национальных бюджетов. Исполнение бюджета Союзного государства
возлагается на национальные казначейства в части, касающейся
территории их государств, на основе унифицированной отчетности об
исполнении бюджета и бюджетной классификации.
На втором этапе (2002 - 2004 годы) предполагается обеспечить
переход к единым сценарным условиям экономического развития и
функционирования государств-участников, принятие общих нормативно-
правовых актов в области бюджетной и налоговой политики,
разграничение бюджетных полномочий, функций и прав союзных и
национальных органов Союзного государства.
По мере развития Союзного государства преобладающими
источниками формирования доходной части бюджета станут налоговые и
неналоговые поступления, в том числе - доходы от использования
имущества, находящегося в собственности Союзного государства, а
также безвозмездные перечисления. Расширение прав и полномочий
бюджета Союзного государства не предполагает, вместе с тем,
увеличения существующих и введения новых налогов. Доходы бюджета
Союзного государства будут сформированы за счет перераспределения
доходов бюджетов государств-участников и союзного бюджета. Расходы
бюджета Союзного государства предусмотрены для решения задач,
относящихся как к исключительному ведению Союзного государства,
так и к совместному ведению государств-участников.
Отнесение к исключительному ведению расходов бюджета Союзного
государства по совпадающим статьям функциональной классификации
расходов бюджетов Республики Беларусь и Российской Федерации
предполагает их передачу вместе с необходимыми объемами
ассигнований из бюджетов государств-участников в союзный бюджет.
Это на практике означает создание единых органов управления
Союзного государства по группам выделенных направлений - комитетов
по обороне, иностранным делам, таможне, охране границы, науке,
печати, чрезвычайным ситуациям, экономике и финансам, агентства по
космосу, телерадиовещательной организации и другим.
Основной задачей эффективного расходования средств бюджета
Союзного государства является определение приоритетных направлений
и применение дифференцированного подхода к финансированию
совместных мероприятий. За счет средств союзного бюджета должны
финансироваться совместные мероприятия социального,
экологического, таможенного, военно-технического сотрудничества;
НИОКР и технологические разработки; программы поддержки
отечественных товаропроизводителей.
Расходы на осуществление инвестиционных программ предполагается
осуществлять, в основном, за счет доходов от имущества Союзного
государства. Коммерческие программы должны финансироваться за счет
заемных средств под гарантии правительств государств-участников.
Консолидация части расходов национальных бюджетов в рамках
союзного бюджета позволит избежать дублирования в решении общих
задач и установить систему жесткого контроля и учета.
Таким образом, важнейшими задачами унификации финансовых
условий хозяйственной деятельности, являются:
проведение единой налоговой политики, реализация равных условий
для субъектов хозяйствования Республики Беларусь и Российской
Федерации;
создание и развитие совместных финансовых рынков посредством
разработки и ратификации соответствующих договоров и соглашений;
снижение уровня инфляции и налоговой нагрузки; поэтапное
прекращение перекрестного субсидирования различных категорий
потребителей;
обеспечение низкого уровня дефицита консолидированных бюджетов;
вытеснение бартера, неденежных форм обмена и расчетов;
создание условий развития конкурентной среды, обеспечивающих
снижение издержек в производстве и реализации и повышение
конкурентоспособности продукции;
снижение процентных ставок и трансакционных издержек.
Важным направлением защиты союзных товаропроизводителей должна
стать координация действий на внешних рынках экспортеров
однотипной продукции, имеющей для Беларуси и России стратегическое
значение, в целях недопущения экономических потерь в результате
конкуренции между ними на зарубежных рынках.
В результате реализации мер в области налогообложения ожидается
заметное изменение соотношения между "официальной" и "теневой"
экономикой. Значительное количество технологий по уходу от
налогообложения станет неэффективным, вследствие чего увеличится
налогооблагаемая база, прежде всего, по налогу на прибыль и
подоходному налогу. Реализация мер в области администрирования
налоговой сферы позволит снизить издержки экономических агентов по
своевременному и правильному выполнению фискальных требований и
повысит привлекательность инвестиционных условий государств-
участников.
Разработка и реализация союзных программ
Одной из основных форм активизации интеграционных процессов
является разработка и реализация союзных программ в целях решения
общих социально-экономических проблем Беларуси и России. В
ближайшие и последующие годы необходимо разработать и реализовать
межгосударственные программы:
- финансового оздоровления экономик обоих государств;
- формирования единого Таможенного пространства;
- международного экономического сотрудничества Союзного
государства с третьими странами и международными организациями;
- создания единой транспортной и энергетической систем;
- формирования единого научно-технологического и
информационного пространства;
- аграрного рынка, рынка капиталов, рабочей силы и рыночной
инфраструктуры;
- гармонизации и синхронизации экономических реформ;
- формирования единой законодательной базы бюджетно-налоговой,
кредитно-денежной, ценовой и валютной политики;
- поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса в
целях повышения конкурентоспособности союзных товаропроизводителей
и хозяйственных структур;
- проведения единой социальной политики и защиты
малообеспеченных слоев населения;
- формирования союзных органов управления на основе подготовки
квалифицированных кадров государственной службы.
Важнейшим инструментом регулирования межрегионального
сотрудничества являются также совместные региональные программы,
финансируемые за счет региональных, а на уровне хозяйствующих
субъектов - средств предприятий, объединений и местных бюджетов.
На региональном и микроуровнях интеграционных связей - это
разработка программ и проектов хозяйствующих субъектов и регионов
России и Беларуси, направленных на:
обеспечение полной загрузки имеющихся производственных
мощностей на основе кооперированных связей белорусских и
российских предприятий, продукция которых имеет устойчивый спрос
на внутренних рынках, а также в третьих странах;
модернизацию и развитие производств, имеющих жизненно важное
значение (нефтепереработка, электроэнергетика, производство
оборудования для технического перевооружения народного хозяйства,
в первую очередь отраслей специализации, производства высокой
химии, точного приборостроения, производства товаров народного
потребления);
разработку и внедрение наукоемких прогрессивных технологий и
производств, в том числе таких как выпуск оборудования для
изготовления сверхбольших интегральных схем, использование
космических средств и технологий двойного применения с
привлечением научно-исследовательских центров обоих государств и
ведущих в данной области стран;
создание новых экспортоориентированных производств, имеющих
перспективы сбыта продукции в зарубежные страны;
поддержку предприятий и производств АПК, обеспечивающих
продовольственную безопасность государств-участников, повышение
уровня самообеспеченности в продовольствии и сельскохозяйственном
сырье для перерабатывающей промышленности;
рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Формирование и разработка таких программ проводится во всех
регионах Беларуси и большей части России.
Инновационная политика и совместные инновационные проекты
Стратегическими направлениями современной инновационной
политики в Беларуси и России на нынешнем этапе являются увеличение
научно-технического потенциала с одновременным развитием процессов
передачи новых знаний от науки к производству; ориентация на
заключительные стадии инновационного процесса при сохранении и
усилении внимания к самой науке, прежде всего к фундаментальным
исследованиям; создание национальных инновационных систем как
целенаправленно организованных взаимоотношений между всеми
участниками процесса производства и распространения новых знаний и
технологий; развитие инновационной инфраструктуры; обеспечение
необходимых стартовых условий для быстрого развертывания
инновационных процессов.
Особое значение для активизации инновационной деятельности в
обеих странах приобретает совместно разрабатываемая система мер по
накоплению инвестиционных ресурсов на предприятиях, необходимых
для их технологической реконструкции и соответственно увеличения
экспортных возможностей. Концентрации инвестиционных ресурсов
способствует деятельность специальных (в том числе и
государственных) инновационных фондов, активно действующих в
России.
В 2000 году начал свою деятельность Белорусский инновационный
фонд, в задачу которого входит отработка механизмов и
осуществление на практике возвратного финансирования
исследовательских и инновационных проектов. В соответствии с
Решением Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 13
июля 2000 г. N 14 Государственным комитетом по науке и технологиям
Беларуси разрабатывается концепция инновационной политики
Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы (в России подобного рода
документ принят на правительственном уровне в 1998 году).
В условиях ограниченных финансовых ресурсов важнейшей проблемой
России и Беларуси является их концентрация на приоритетных
направлениях развития науки и техники, обеспечивающих основной
вклад в научно-технологическое развитие и в достижение текущих и
долгосрочных социально-экономических национальных целей развития.
Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные
направления науки и техники являются магистральными в формировании
нового технологического базиса XXI века. Такой шаг продиктован
логикой развития науки и техники, а также потенциальным спросом на
исследования и разработки со стороны наиболее динамично
развивающихся высокотехнологичных отраслей экономики.
Приняты межгосударственные решения по выполнению нескольких
совместных проектов и разработок в рамках реализации Программы по
формированию единого научно-технического пространства.
Получат развитие работы в рамках реализации межгосударственных
(совместных) программ Союза Беларуси и России. Так, в соответствии
с Программой "Разработка и использование космических средств и
технологий получения, обработки отображения космической
информации" (утверждена Постановлением Исполнительного комитета
Союза Беларуси и России 9 декабря 1998 г. N 11 на 1999 - 2002
годы) продолжатся работы по созданию единой для Союзного
государства системы по получению и обработке космической
информации дистанционного зондирования Земли; по итогам выполнения
заданий уже разработана концепция создания этой системы, в
развитие которой предусматривается проведение дальнейших работ.
В целях восстановления и развития научно-технологического
потенциала промышленности средств вычислительной техники и
микроэлектроники двух стран предусмотрена совместная разработка
семейства отечественных моделей суперкомпьютеров, их элементной
базы и программного обеспечения в рамках Программы "Разработка и
освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных
вычислительных систем с параллельной архитектурой
(суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных
комплексов на их основе" (утверждена Постановлением
Исполнительного комитета Союза Беларуси и России 22 ноября 1999 г.
N 43 на 2000 - 2003 годы). Финансирование работ будет
производиться за счет бюджета Союзного государства. Для развития
совместных исследований, в частности, расширения присутствия
России и Беларуси на мировых рынках лазеров, создается
соответствующая профессиональная ассоциация ученых Сибири и
Беларуси. В планах сотрудничающих сторон - налаживание
взаимовыгодного обмена научными разработками, продвижение
белорусских и российских лазеров на азиатский и европейский рынки,
реализация Программы по созданию лазеров для медицинских целей.
Несколько совместных научно-технических проектов выполняется
российскими и белорусскими учеными по конверсии научных
исследований, призванной предоставить ранее связанным с
|