Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД (ПРИНЯТО 15.05.2001)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                 СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
                                   
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8
             О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                   СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД
                                   
                          (15 мая 2001 года)
   
       Совет Министров Союзного государства постановляет:
       1. Одобрить с учетом состоявшегося обсуждения Прогноз социально-
   экономического  развития  Союзного  государства  на  2001   год   и
   параметры Прогноза на период до 2003 года.
       2.  Предложить Министерству экономического развития и  торговли
   Российской  Федерации  (И.С.  Матеров)  и  Министерству   экономики
   Республики Беларусь (В.Н. Шимов):
       направить  Прогноз  социально-экономического развития  Союзного
   государства  на  2001 год и параметры Прогноза на  период  до  2003
   года  заинтересованным министерствам и ведомствам России и Беларуси
   для  использования  в  совместной работе  по  выполнению  положений
   Договора   о   создании  Союзного  государства,   решений   Высшего
   Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства  по
   вопросам экономической интеграции;
       подготовить  и  в  III  квартале 2001 г.  представить  в  Совет
   Министров  Союзного государства систему мер, определяющую  этапы  и
   сроки   сближения   социальных  и  макроэкономических   показателей
   экономического   развития  и  уровня  жизни  населения   Российской
   Федерации и Республики Беларусь;
       разработать в III квартале 2001 г. методические рекомендации по
   формированию,   обоснованию  и  применению  единых  показателей   и
   индикаторов  государственного регулирования  экономики  государств-
   участников Договора о создании Союзного государства;
       в  I  квартале  2002 г. представить в Совет Министров  Союзного
   государства  прогноз  социально-экономического  развития   Союзного
   государства на 2002 год и основные макроэкономические параметры  на
   период до 2004 года.
       3.   Настоящее  Постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
   подписания.
   
                                                          Председатель
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                                            М.КАСЬЯНОВ
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                                                              Одобрены
                                                        Постановлением
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                                 от 15 мая 2001 г. N 8
   
                                ПРОГНОЗ
              СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО
             ГОСУДАРСТВА НА 2001 ГОД И ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА
                        НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА
   
       Прогноз  социально-экономического развития Союзного государства
   подготовлен  в  соответствии  с  Перечнем  первоочередных  мер   по
   выполнению  Договора о создании Союзного государства  и  Программой
   действий  Республики Беларусь и Российской Федерации по  реализации
   его положений.
       В   основу   его  разработки  положены  национальные   прогнозы
   социально-экономического развития Республики Беларусь и  Российской
   Федерации  на 2001 год, основные параметры социально-экономического
   развития  Российской  Федерации до 2003  года  и  проект  Программы
   социально-экономического развития Республики  Беларусь  на  2001  -
   2005  годы,  а  также методические материалы по  сближению  уровней
   социально-экономического развития Беларуси и России.
       При  подготовке данного Прогноза основное внимание было уделено
   проблемам максимальной реализации совместных мероприятий в  области
   социально-экономического   сотрудничества    государств-участников,
   координации   и   активизации  интеграционных  процессов.   Прогноз
   отражает  основные направления формирования единого  экономического
   пространства  Союзного государства и включает  динамику  социально-
   экономических  показателей Беларуси и России на 2001 год,  основных
   макроэкономических параметров на период до 2003 года, а также  меры
   по обеспечению устойчивого экономического роста в обеих странах.
   
                Социально-экономические итоги развития
            Беларуси и России в 2000 году и оценка ситуации
               в процессе создания Союзного государства
   
       Итоги социально-экономического развития Российской Федерации  и
   Республики  Беларусь  за  2000  год  имеют  в  целом  положительную
   динамику.
       В  обеих странах обеспечен положительный прирост ВВП, который в
   Российской  Федерации составил 7,7%, в Республике  Беларусь  -  5,8
   процента.  Прирост ВВП получен, в первую очередь, за счет  прироста
   производства  продукции  промышленности (в Российской  Федерации  -
   9%,  в  Беларуси  - 8%) и сельского хозяйства (соответственно  5  и
   8,9%).  Положительные сдвиги в реальном секторе экономики позволили
   увеличить  реальные доходы населения (в Российской Федерации  -  на
   9,1%,  в  Беларуси  - на 19%), что, в свою очередь,  способствовало
   приросту розничного товарооборота (соответственно на 8,9 и 8,5%).
       Однако,  если  в  Российской  Федерации  в  2000  году  отмечен
   значительный  прирост инвестиций в основной капитал (17,7%),  то  в
   Республике Беларусь этот показатель ниже уровня 1999 года (96,6%).
       В  Беларуси значительно выше показатели инфляции. Индекс  роста
   потребительских  цен  в 2000 году в Беларуси  в  среднем  за  месяц
   составил 6,3%, в то время как в России - 1,5 процента.
       В  предыдущие годы проблема бюджетного дефицита и его  покрытия
   для   Российской  Федерации  стояла  острее,  чем  для   Республики
   Беларусь. В последнее время ситуация изменилась. В связи  с  ростом
   цен  на  нефть  и  частичным решением проблемы  по  обслуживанию  и
   выплате  государственного долга в России в  2000  году  имел  место
   профицит   госбюджета.   В   Беларуси  дефицит   консолидированного
   бюджета, по предварительным данным, составил 0,02% к ВВП.
       В  части сальдо торгового баланса имеют место разнонаправленные
   тенденции.  Если  в  России оно положительно  и  в  последние  годы
   наблюдается  его  улучшение, то в Беларуси на протяжении  ряда  лет
   этот  показатель  является  постоянно  отрицательным.  Более  того,
   ценовые  условия торговли между Беларусью и Россией ухудшились  для
   Беларуси,  что  негативно сказались на состоянии торгового  баланса
   Республики  Беларусь.  За  2000  год  средние  цены  на  экспорт  в
   Российскую  Федерацию увеличились на 8% по сравнению с  аналогичным
   периодом  предыдущего года, в то время как средние цены  на  импорт
   из  Российской  Федерации  за  этот  же  период  возросли  на  34,8
   процента.
       Поэтому,  вследствие различий структур экономики,  изменения  в
   динамике внешних и внутренних цен, благоприятное для одной  страны,
   оказывается   одним   из  основных  факторов  ухудшения   важнейших
   макроэкономических показателей в другой стране (в данном случае,  в
   Беларуси).
       В   Беларуси  и  России  существуют  различия  как  в  размерах
   государственного  внутреннего и внешнего долга,  дефицита  бюджета,
   так  и  в  источниках  их  покрытия  и  механизмах  обслуживания  и
   регулирования.
       В  Беларуси размер внешнего государственного долга в расчете на
   душу  населения  на  порядок  ниже,  чем  в  Российской  Федерации.
   Однако, проблемы с обслуживанием внешнего государственного долга  в
   Беларуси  могут усложниться, поскольку на ближайшие годы приходятся
   значительные выплаты по ранее взятым кредитам, производить  которые
   в    сложных    условиях   внешнего   финансирования,   постоянного
   отрицательного   сальдо  текущего  счета   платежного   баланса   и
   незначительных валютных резервов страны будет весьма сложно.
       В  2000  году  в  Беларуси  в результате  ужесточения  денежно-
   кредитной  политики созданы условия для финансовой стабилизации  на
   макроэкономическом  уровне.  Ускоренная  девальвация   официального
   курса  белорусского рубля обеспечила выход на единый курс  на  всех
   сегментах  валютного  рынка и создала объективные  предпосылки  для
   либерализации  порядка сделок с валютой и ликвидации многочисленных
   административных   ограничений  в  области  распределения   валюты.
   Политика   реальных   положительных  ставок   на   денежном   рынке
   обеспечила  восстановление доверия к белорусскому рублю в  качестве
   финансового  инструмента и соответствующий рост срочных  сбережений
   ("связанных"   денег)   в   национальной  валюте,   что   позволило
   существенно снизить темпы инфляции и скорость обращения денег.
       Важнейшей   задачей   для  экономики   обеих   стран   является
   восстановление  инвестиционного  потенциала  предприятий  реального
   сектора.  При  этом общими проблемами Беларуси и  России  являются:
   продолжающаяся   тенденция  ускоренного  износа  основных   фондов,
   особенно  их  активной части; отсутствие мотивации у  хозяйствующих
   агентов  к  увеличению внутренних сбережений и инвестиций;  высокий
   уровень  налогов.  Для Беларуси в дополнение к  названным  вопросам
   можно  добавить  инфляцию  и,  как  следствие,  высокие  процентные
   ставки за кредиты.
       В  решении проблемы преобразования отношений собственности  оба
   государства  сталкиваются с противоречивым  явлением.  Формирование
   частного  сектора  экономики сужает сферу государственного  влияния
   на  народное  хозяйство, которое в переходный  период  нуждается  в
   государственном  регулировании и поддержке. Но  с  другой  стороны,
   усиление    контроля   над   хозяйственными   процессами   тормозит
   реализацию  преимуществ  частной собственности.  Поэтому  необходим
   поиск  оптимального разрешения данного противоречия  для  субъектов
   хозяйствования  Союзного  государства на основе  общих  нормативно-
   правовых принципов.
       Разрабатываемые  нормативные  акты  по  сближению  национальных
   законодательств    Беларуси   и   России,   синхронизации    темпов
   экономических  реформ  двух стран должны в  полной  мере  учитывать
   специфические    особенности    и   направленность    использования
   экономических   потенциалов   обеих   стран,   их   геополитическое
   положение,   а  также  различные  уровни  достигнутых   результатов
   институциональных   преобразований  для   обеспечения   правильного
   проведения реформ.
       Активизация  согласованных  действий  Республики   Беларусь   и
   Российской  Федерации,  союзных органов по ускорению  экономической
   интеграции   в   соответствии  с  мероприятиями,   предусмотренными
   Программой  действий  по реализации положений Договора  о  создании
   Союзного     государства,    обеспечит     практическое     решение
   первоочередных   задач,   создаст   благоприятные    условия    для
   дальнейшего взаимовыгодного российско-белорусского сотрудничества.
       Эти   совместные   усилия   уже  способствовали   определенному
   улучшению   экономического  положения  государств-участников,   что
   отразилось   в   увеличении  роста  производства  и  ВВП,   подъеме
   производительных сил и повышении уровня жизни в обеих странах.
       К   числу   важнейших   факторов,   способствующих   укреплению
   положительных тенденций в российской экономике, относятся:
       улучшение  общей  социально-политической  обстановки  в  стране
   после президентских выборов весной 2000 года;
       высокие  мировые цены на нефть, энергоносители и другие  товары
   российского экспорта;
       постепенное улучшение экономического и инвестиционного  климата
   в  стране  в связи с более четким определением основных направлений
   долгосрочной стратегии.
       Активные   меры  по  устранению  накопившихся  диспропорций   и
   разбалансированности,   переходу  к  стабилизации   и   устойчивому
   экономическому  росту позволили, в основном, преодолеть  негативные
   тенденции  и улучшить социально-экономическую ситуацию в Республике
   Беларусь.
       Дополнительные     меры    экономического,    организационного,
   законодательного  и административного характера  в  Беларуси  будут
   направлены на:
       преодоление  высоких темпов инфляции, поддержание  устойчивости
   курса национальной валюты;
       активизацию     инвестиционно-структурной    и    инновационной
   деятельности;
       техническую,  технологическую,  организационную  и   финансовую
   реструктуризацию   предприятий  реального   сектора   экономики   в
   соответствии  с  приоритетными направлениями развития  экономики  и
   принятыми   национальными   и  совместными   российско-белорусскими
   программами;
       создание      благоприятных      условий      для      развития
   предпринимательства,   малого  и  среднего   бизнеса,   привлечения
   иностранных инвестиций;
       снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в  целях
   их финансового оздоровления;
       повышение  уровня  сбалансированности  во  внешней  торговле  и
   сокращение    внешней   задолженности   Беларуси,    особенно    за
   импортируемые из Российской Федерации энергетические ресурсы.
       Среди  важнейших направлений сотрудничества двух стран  следует
   отметить   разработку  балансов  топливно-энергетических   ресурсов
   Союзного  государства, балансов спроса и предложения  по  важнейшим
   видам  продукции,  разработку и размещение  совместного  оборонного
   заказа.
       В  условиях  нехватки  у  субъектов  хозяйствования  финансовых
   ресурсов  возрастет  роль  лизинга, как  механизма  взаиморасчетов,
   который  активно  используется  в  экономически  развитых  странах.
   Поэтому   должны   создаваться   совместные   белорусско-российские
   лизинговые компании.
       В настоящий период наиболее интенсивно идет сближение налоговых
   систем двух стран.
       В  ценовой политике успешно осуществляется согласование тарифов
   на  услуги  транспорта и связи. Были сделаны шаги и  в  направлении
   сотрудничества  по регулированию тарифов в области железнодорожного
   транспорта  (в начале 2000 года Белорусская железная дорога  и  МПС
   России    подписали    Соглашение    "О    порядке    регулирования
   железнодорожных  тарифов"). Вместе с тем  по-прежнему  не  решается
   проблема  перехода  на  единые  цены  на  энергоресурсы,   что   не
   позволяет  до конца реализовать принятые ранее решения  о  создании
   равных условий субъектам хозяйствования Беларуси и России.
       Важным  вопросом, требующим урегулирования, является транзитная
   торговля   между   союзными  странами.   Это   связано   с   особым
   географическим   положением  Беларуси,  через  территорию   которой
   осуществляется  70% экспорта России в восточную и западную  Европу.
   В  2000  году  Беларусь через ЛЭП Россия - Белоруссия  -  Польша  -
   Германия  начала осуществлять транзит российской электроэнергии  на
   западноевропейский    рынок.   Достигнута   договоренность    между
   специалистами  двух стран о необходимости сооружения  новой  ЛЭП  в
   Европу, реконструкции и возобновления строительства некоторых  ГРЭС
   в Беларуси.
       В   2000  году  за  счет  бюджета  Союзного  государства   было
   предусмотрено финансирование 45 совместных программ, подпрограмм  и
   мероприятий,  ряд  из  которых  находится  на  завершающей   стадии
   реализации.   Приоритетная  роль  отводится  дальнейшему   созданию
   межгосударственных   и   транснациональных   финансово-промышленных
   групп, включая участие в них субъектов хозяйствования других  стран
   СНГ и дальнего зарубежья, а также совместных предприятий.
       Было  предусмотрено  выделение 500 млн.  российских  рублей  на
   развитие   дизельного  автомобилестроения,  создание   и   освоение
   производства   автомобильной  техники,  в   том   числе   дизельных
   двигателей,  соответствующих  экологическим  стандартам  Евро-3  на
   Ярославском   и   Тутаевском   моторных   заводах.   На    развитие
   производства телеаппаратуры на предприятиях России и Белоруссии,  в
   том  числе  создание мощностей по производству цветных  кинескопов,
   было предусмотрено выделение 215 млн. российских рублей.
       Для белорусской экономики в настоящее время характерна большая,
   чем    для    российской,   социальная   направленность.    Расходы
   консолидированного  бюджета  в  2000  году  на  здравоохранение   и
   физическую  культуру в Беларуси составили 5,2% к ВВП,  в  России  -
   2,3%,  на  образование - соответственно 6,4 и 3,3%,  на  социальную
   политику - 1,4 и 2% к ВВП.
       В  2000  году  наблюдались позитивные изменения в сфере  оплаты
   труда  и  в  целом  доходов  населения.  Прирост  реальных  доходов
   составил  в Республике Беларусь 19%, в Российской Федерации  -  9,1
   процента.
       Основные    итоговые   и   прогнозные   социально-экономические
   показатели  Республики Беларусь, Российской  Федерации  и  Союзного
   государства представлены в приложении N 1.
   
         Цели и основные направления социально-экономического
                     развития Союзного государства
   
       Основные  цели и направления социально-экономического  развития
   Союзного  государства вытекают из концептуальных положений Договора
   о  Союзе  Беларуси  и  России от 2 апреля  1997  г.,  Устава  Союза
   Беларуси  и  России  от  23  мая 1997 г., Декларации  о  дальнейшем
   единении   России   и   Беларуси,  Договора  о  создании   Союзного
   государства от 8 декабря 1999 года.
       Как  отмечается  в  Договоре о создании  Союзного  государства:
   "целями   Союзного  государства  являются:  ...  создание   единого
   экономического    пространства    для    обеспечения     социально-
   экономического  развития  на  основе  объединения  материального  и
   интеллектуального      потенциалов     государств-участников      и
   использования   рыночных  механизмов  функционирования   экономики;
   проведение  согласованной  социальной  политики,  направленной   на
   создание   условий,  обеспечивающих  достойную  жизнь  и  свободное
   развитие человека ...".
       Тем   самым,  главная  цель  социально-экономического  развития
   Союзного   государства   -   достижение  благосостояния   населения
   государств-участников    должна    реализовываться    на     основе
   использования    преимуществ   специализации    и    кооперирования
   производства,  концентрации ограниченных ресурсов  на  приоритетных
   направлениях    согласованной   экономической   политики,    других
   преимуществ     взаимовыгодного     использования     экономических
   потенциалов обеих стран.
       Основными   направлениями   социально-экономического   развития
   Союзного государства в предстоящем периоде являются:
       проведение  согласованной политики в области  макроэкономики  и
   финансов,  в  производственной,  инвестиционной,  инновационной   и
   социальной сферах;
       координация   институциональных  преобразований  и   унификация
   законодательства;
       поэтапное     объединение     транспортных,     энергетических,
   телекоммуникационных и информационных систем;
       формирование   общего   рынка   труда,   сближение   социальных
   стандартов;
       развитие межрегионального сотрудничества.
       Конкретные   мероприятия,  воплощающие   основные   направления
   экономической   интеграции  Беларуси  и   России,   перечислены   в
   Программе  действий Российской Федерации и Республики  Беларусь  по
   реализации  положений  Договора о создании Союзного  государства  и
   предусматривают в том числе:
       - проведение единой структурной политики;
       -   формирование  условий  для  сближения  уровней   социально-
   экономического развития двух стран;
       - введение единой денежной единицы (к 2005 году);
       - создание единого информационного пространства;
       -    проведение   единой   налоговой   политики    на    основе
   унифицированного законодательства;
       -  принятие закона о собственности Союзного государства (в 2001
   - 2002 годах);
       -   переход  к  формированию  и  исполнению  бюджета   Союзного
   государства;
       -  формирование единой торговой и таможенно-тарифной политики в
   отношении  третьих стран, международных организаций  и  объединений
   (к 2005 году);
       -  завершение формирования общего рынка ценных бумаг и создание
   учреждений  по их эмиссии и регулированию фондового рынка  (в  2001
   году);
       -  проведение единой политики в области ценообразования (с 2000
   года);
       - завершение формирования общего рынка услуг (в 2002 году);
       -  унификация  в  области метрологии и  оценки  соответствия  и
   переход на единые стандарты (в 2003 году);
       -  проведение единой политики в области геодезии и  картографии
   (с 2000 года);
       другие    мероприятия,   направленные   на   создание   единого
   экономического пространства Союзного государства.
       Создание  единого экономического пространства  для  обеспечения
   социально-экономического    развития    на    основе    объединения
   материального    и   интеллектуального   потенциалов    государств-
   участников  и  использования  рыночных  механизмов,  как  одна   из
   программных  целей  Союзного государства,  потребует  согласованных
   действий  в  области реформирования государственной  собственности.
   Здесь  должны быть реализованы взвешенные подходы, направленные  на
   неукоснительное  соблюдение интересов государства и  прав  граждан,
   повышение   экономической   эффективности   хозяйствования,    учет
   специфики   конкретных  предприятий,  активизацию   инвестирования,
   модернизацию производства и создание рабочих мест.
       Гармонизация   законодательной   и   нормативно-правовой   базы
   государств-участников  Союзного  государства  в  целях  оптимизации
   управления собственностью предполагает:
       привести  в  соответствие конституции, законы о  собственности,
   предприятиях,   акционерных   обществах,   инвестиционных   фондах,
   свободных    экономических   зонах,   ценных   бумагах,    ипотеке,
   доверительном управлении (трасте), финансово-промышленных  группах,
   Гражданский, Земельный, Налоговый, Инвестиционный кодексы и  другие
   ключевые  законодательные  акты,  определяющие  правовые  отношения
   собственности  и  статус институциональных преобразований  в  обоих
   государствах;
       унифицировать законодательство по вопросам разгосударствления и
   приватизации;
       определить порядок продажи земельных участков, закрепленных  за
   приватизированными объектами;
       организовать  ведение государственных реестров  имущества,  что
   позволит  проанализировать перечень государственных  предприятий  и
   акционерных  обществ,  в  капиталах которых участвует  государство,
   выявить   неэффективно   используемые  объекты,   определить   меры
   государственного воздействия;
       унифицировать  принятые  в  обоих  государствах  положения   об
   управлении  государственным имуществом  и  пакеты  конкретизирующих
   документов;
       законодательно  определить  порядок  передачи  в  собственность
   административно-территориальных  образований  объектов   социально-
   культурного  и  коммунально-бытового назначения от  приватизируемых
   предприятий,  несущих в настоящее время расходы по содержанию  этих
   объектов;
       сформировать   общую  собственность  Союзного   государства   и
   законодательно  регламентировать вопросы  владения,  пользования  и
   распоряжения ею.
       В  2001  - 2003 годы намечается дальнейшее сближение проводимых
   экономических  реформ в Республике Беларусь и Российской  Федерации
   путем  создания  хозяйствующим субъектам условий для  повышения  их
   конкурентоспособности,    стимулов     роста     производства     и
   инвестиционной деятельности, внедрения новой техники и  технологий,
   повышения  качества  выпускаемой продукции  и  увеличения  на  этой
   основе взаимного товарооборота.
       Будут предприняты меры по сохранению и развитию производственно-
   технологических связей между хозяйствующими субъектами  Беларуси  и
   России,  в том числе путем кооперации и специализации, формирования
   совместных  производственных программ, создания  межгосударственных
   (транснациональных)   финансово-промышленных   групп,    совместных
   предприятий и других организационных хозяйственных структур.
       Предполагается   унифицировать  гражданское   и   хозяйственное
   (арбитражное)  процессуальные законодательства Республики  Беларусь
   и  Российской Федерации, законодательные акты, регулирующие вопросы
   экономической  несостоятельности  (банкротства),  и  внести  их   в
   парламенты государств.
       Продолжится   процесс   унификации   нормативно-правовой   базы
   деятельности  хозяйствующих субъектов двух стран в  инвестиционной,
   налоговой,  таможенной,  внешнеэкономической  сферах  и  по  другим
   направлениям сотрудничества.
       Проведение  институциональных  преобразований  в  двух  странах
   предполагает  дальнейшее  осуществление совместных  мер  в  области
   защиты  отечественных товаропроизводителей, активизацию  проведения
   единой  структурной  промышленной политики, принятие  соглашений  о
   сотрудничестве  и  взаимной помощи в области борьбы  с  незаконными
   финансовыми  операциями.  Реализация  этих  мер  предполагается  на
   основе  общего  фондового рынка. Уже в ближайшее  время  намечается
   создание    унифицированной   нормативно-правовой   базы   Союзного
   государства в области регулирования рынка ценных бумаг, их  эмиссии
   и  размещения  на основе нормативных актов Российской Федерации,  а
   также  создание учреждений, обеспечивающих регулирование  фондового
   рынка Союзного государства.
       Важнейшей задачей гармонизации институциональных преобразований
   является   обеспечение  единого  информационного  пространства,   в
   частности,    предполагается   разработать   перечень   специальных
   программ,    а    также    создать   информационно-правовой    фонд
   гармонизированных  нормативных  актов  и  систем  их   достоверного
   предоставления заинтересованным органам.
       В  области  бухгалтерского учета и финансовой отчетности  будут
   проводиться   меры   по   повышению  эффективности   управления   и
   хозяйственной  деятельности  предприятий,  а  также  инвестиционной
   привлекательности   российских   и   белорусских    компаний    для
   иностранных инвесторов.
       Изменение  требований  к раскрытию информации  предприятиями  в
   сторону более полного контроля над их деятельностью инвесторами  (в
   том  числе  кредиторами) и фискальными органами снизит  возможности
   для  проведения незаконных операций. Данные меры сделают информацию
   о   предприятиях  доступной  более  широкому  кругу   потенциальных
   инвесторов, повысят эффективность корпоративного управления.
       Осуществление комплекса мер по усилению информационной работы с
   потенциальными   инвесторами   приведет   к   увеличению    притока
   инвестиций мелких частных инвесторов.
       В   рамках   Союзного  государства,  а  также  СНГ   необходимо
   осуществлять   формирование  эффективно  действующих  корпоративных
   структур   (финансово-промышленных  групп,  холдинговых   компаний,
   концернов   и   др.),  что  также  будет  направлено  на   создание
   благоприятной  экономической  среды  для  привлечения   инвестиций,
   повышение мотивации к развитию производства.
       Будут  осуществляться меры по совершенствованию законодательной
   базы  развития  предпринимательства. В  рамках  общего  нормативно-
   правового   поля   предстоит   формирование   конкурентной   среды,
   активизация   производственной,  инновационной   и   инвестиционной
   деятельности   субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства,
   направленной   на   повышение   конкурентоспособности   выпускаемой
   продукции.
       В  этой  связи  на  первый план выдвигаются задачи  обеспечения
   реального  равенства субъектов в хозяйственном  обороте,  частичной
   либерализации  ценовой политики путем смягчения ценового  контроля,
   стабилизации   организационно-правовых   условий   функционирования
   предприятий.
       Намечается  выход  на  новый уровень государственной  поддержки
   развития  предпринимательства на основе  разрабатываемой  Программы
   поддержки малого и среднего бизнеса в Союзном государстве.
       Предусматривается    создание   благоприятных    условий    для
   привлечения  частных  и  иностранных инвестиций,  финансирования  и
   кредитования       предпринимательства,      развития       лизинга
   высокоэффективного    технологического   оборудования,    внедрения
   высоких    технологий,   улучшения   информационного   обслуживания
   предпринимательства  и  координации  усилий  обеих  стран  в   этом
   направлении.
       В  сфере  деятельности  корпоративных  структур  будет  активно
   развиваться   научно-инновационная  и  внедренческая   деятельность
   малого   предпринимательства,  как  часть  инфраструктуры   крупных
   предприятий.
       Развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса создает
   объективные  предпосылки  для оптимизации  структуры  отечественных
   рынков,     стимулирования    эффективной     конкуренции     между
   хозяйственными   субъектами.   Основным   направлением   совместных
   действий  Республики  Беларусь  и Российской  Федерации  в  области
   антимонопольной   политики  является  согласование   концептуальных
   положений  и  законодательных основ антимонопольного регулирования.
   Органам  власти в вопросах регулирования деятельности  предприятий,
   занимающих  доминирующее положение на товарных  рынках,  необходимо
   ориентироваться    преимущественно    на    экономические    методы
   поддержания  добросовестной конкуренции и контроль за  уровнем  цен
   на  продукцию предприятий-монополистов. Данный подход должен  найти
   отражение    в    нормативной   правовой   базе,   регламентирующей
   деятельность антимонопольных органов.
       Продолжится  работа  по унификации трудового  законодательства,
   организации  единой  информационной  системы  общего  рынка  труда,
   унификации   законодательства  в  области   миграции,   обеспечению
   равного  взаимного  доступа субъектов хозяйствования  к  участию  в
   тендерных  (конкурсных) торгах, завершению унификации  регулятивных
   требований   к  организации  надзора  за  кредитными  учреждениями,
   переходу  к общим ставкам рефинансирования и общим нормам резервных
   требований  к  коммерческим банкам, унификации  законодательства  о
   финансово-промышленных группах.
       В целях сближения законодательств государств-участников следует
   разработать   и   принять   дополнительные  законодательные   акты,
   регулирующие   монополистическую  деятельность  и  недобросовестную
   конкуренцию   на   рынках   ценных  бумаг   и   финансовых   услуг.
   Положительные  результаты  должно дать формирование  единого  банка
   данных по контролю за созданием и деятельностью ФПГ.
   
                 Финансовая деятельность, формирование
             и использование бюджета Союзного государства
   
       Координация финансовой деятельности двух стран будет направлена
   на   формирование  единого  экономического  пространства   Союзного
   государства,  в  том  числе  путем  создания  равных  условий   для
   субъектов  хозяйствования, единой финансовой  системы  двух  стран,
   включая денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, валютную, ценовую  и
   тарифную.
       Бюджетно-налоговая   политика   Союзного   государства   должна
   обеспечивать  снижение  уровней  бюджетного  дефицита   государств-
   участников,  расширение  экспорта, повышение  конкурентоспособности
   товаров,  работ,  услуг  на  внешних  рынках,  активизацию   других
   факторов  экономического роста в обеих странах. В  области  налогов
   будут   осуществляться  меры,  направленные  на  создание   единого
   правового   пространства  и  равных  условий  налогообложения   для
   субъектов    хозяйствования,   формирование   союзного    бюджетно-
   налогового законодательства.
       В  соответствии  с  Программой действий Республики  Беларусь  и
   Российской  Федерации по реализации положений Договора  о  создании
   Союзного  государства  в  2001  году  предусматривается  переход  к
   единой  налоговой  политике, единым правилам  взимания  налогов  на
   территории   государств-участников,  в  2001  -  2002   гг.   будет
   подготовлен   и  рассмотрен  проект  Налогового  кодекса   Союзного
   государства.
       Для   унификации   национальных  налоговых  законодательств   в
   первоочередном порядке предполагается реализация следующих мер:
       определить  степень унификации количества и состава применяемых
   налогов,   сборов,   пошлин   на   республиканском   (федеральном),
   региональном (в случае России) и местном уровнях;
       исходя  из  специфики  государственного  устройства  установить
   согласованный  обоими государствами-участниками  перечень  налогов,
   сборов,  пошлин,  применяемых в Республике  Беларусь  и  Российской
   Федерации,   и   законодательно  на  уровне  Союзного   государства
   закрепить    порядок   внесения   изменений    и    дополнений    в
   соответствующие перечни;
       согласовать  и  законодательно  закрепить  на  уровне  Союзного
   государства  ставки,  методы  взимания  основных  налогов,  сборов,
   пошлин,  с  выделением  тех налогов, по  которым  ставки  и  методы
   взимания  должны  быть  идентичны и по  которым  могут  отличаться,
   учитывая специфику национальной экономики;
       соответствующими  документами  определить  сроки  перехода   на
   принцип  страны  назначения  при  взимании  косвенных  налогов   во
   взаимной  торговле  на  основе  соответствующего  Соглашения  между
   Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
       Будет   продолжена   работа  по  разработке  актов   бюджетного
   законодательства  создаваемого  Союзного  государства,  дальнейшему
   совершенствованию  механизма  формирования  и  исполнения   бюджета
   Союзного  государства,  выработке  взаимосогласованной  позиции   в
   вопросах    формирования   и   исполнения   национальных   бюджетов
   государств-участников.
       На  первом  этапе  (2000  - 2001 годы) доходная  часть  бюджета
   Союзного  государства формируется в основном за счет  фиксированных
   долей   отчислений   государств-участников  из   расходных   частей
   национальных  бюджетов.  Исполнение  бюджета  Союзного  государства
   возлагается  на  национальные  казначейства  в  части,   касающейся
   территории  их государств, на основе унифицированной отчетности  об
   исполнении бюджета и бюджетной классификации.
       На  втором  этапе (2002 - 2004 годы) предполагается  обеспечить
   переход  к  единым  сценарным условиям  экономического  развития  и
   функционирования государств-участников, принятие общих  нормативно-
   правовых   актов   в   области  бюджетной  и  налоговой   политики,
   разграничение  бюджетных  полномочий,  функций  и  прав  союзных  и
   национальных органов Союзного государства.
       По    мере   развития   Союзного   государства   преобладающими
   источниками формирования доходной части бюджета станут налоговые  и
   неналоговые  поступления,  в том числе -  доходы  от  использования
   имущества,  находящегося  в собственности Союзного  государства,  а
   также  безвозмездные  перечисления. Расширение  прав  и  полномочий
   бюджета  Союзного  государства  не  предполагает,  вместе  с   тем,
   увеличения  существующих и введения новых налогов.  Доходы  бюджета
   Союзного  государства будут сформированы за счет  перераспределения
   доходов  бюджетов государств-участников и союзного бюджета. Расходы
   бюджета  Союзного  государства  предусмотрены  для  решения  задач,
   относящихся  как  к  исключительному ведению Союзного  государства,
   так и к совместному ведению государств-участников.
       Отнесение  к исключительному ведению расходов бюджета  Союзного
   государства  по  совпадающим  статьям функциональной  классификации
   расходов   бюджетов  Республики  Беларусь  и  Российской  Федерации
   предполагает   их   передачу   вместе   с   необходимыми   объемами
   ассигнований  из  бюджетов государств-участников в союзный  бюджет.
   Это   на  практике  означает  создание  единых  органов  управления
   Союзного  государства по группам выделенных направлений - комитетов
   по  обороне,  иностранным делам, таможне,  охране  границы,  науке,
   печати, чрезвычайным ситуациям, экономике и финансам, агентства  по
   космосу, телерадиовещательной организации и другим.
       Основной  задачей  эффективного  расходования  средств  бюджета
   Союзного  государства является определение приоритетных направлений
   и   применение   дифференцированного   подхода   к   финансированию
   совместных  мероприятий.  За счет средств союзного  бюджета  должны
   финансироваться      совместные      мероприятия       социального,
   экологического,  таможенного,  военно-технического  сотрудничества;
   НИОКР    и    технологические   разработки;   программы   поддержки
   отечественных товаропроизводителей.
       Расходы на осуществление инвестиционных программ предполагается
   осуществлять,  в  основном, за счет доходов от  имущества  Союзного
   государства. Коммерческие программы должны финансироваться за  счет
   заемных средств под гарантии правительств государств-участников.
       Консолидация  части  расходов национальных  бюджетов  в  рамках
   союзного  бюджета позволит избежать дублирования  в  решении  общих
   задач и установить систему жесткого контроля и учета.
       Таким   образом,  важнейшими  задачами  унификации   финансовых
   условий хозяйственной деятельности, являются:
       проведение единой налоговой политики, реализация равных условий
   для  субъектов  хозяйствования  Республики  Беларусь  и  Российской
   Федерации;
       создание  и  развитие совместных финансовых рынков  посредством
   разработки и ратификации соответствующих договоров и соглашений;
       снижение   уровня  инфляции  и  налоговой  нагрузки;  поэтапное
   прекращение   перекрестного  субсидирования   различных   категорий
   потребителей;
       обеспечение низкого уровня дефицита консолидированных бюджетов;
   вытеснение бартера, неденежных форм обмена и расчетов;
       создание  условий  развития конкурентной среды,  обеспечивающих
   снижение   издержек  в  производстве  и  реализации   и   повышение
   конкурентоспособности продукции;
       снижение процентных ставок и трансакционных издержек.
       Важным  направлением защиты союзных товаропроизводителей должна
   стать   координация   действий   на  внешних   рынках   экспортеров
   однотипной  продукции, имеющей для Беларуси и России стратегическое
   значение,  в  целях недопущения экономических потерь  в  результате
   конкуренции между ними на зарубежных рынках.
       В результате реализации мер в области налогообложения ожидается
   заметное  изменение  соотношения между  "официальной"  и  "теневой"
   экономикой.   Значительное  количество  технологий  по   уходу   от
   налогообложения  станет неэффективным, вследствие  чего  увеличится
   налогооблагаемая  база,  прежде  всего,  по  налогу  на  прибыль  и
   подоходному  налогу.  Реализация мер  в  области  администрирования
   налоговой сферы позволит снизить издержки экономических агентов  по
   своевременному  и  правильному выполнению фискальных  требований  и
   повысит   привлекательность  инвестиционных   условий   государств-
   участников.
   
               Разработка и реализация союзных программ
   
       Одной  из  основных  форм активизации интеграционных  процессов
   является  разработка и реализация союзных программ в целях  решения
   общих   социально-экономических  проблем  Беларуси  и   России.   В
   ближайшие  и  последующие годы необходимо разработать и реализовать
   межгосударственные программы:
       - финансового оздоровления экономик обоих государств;
       - формирования единого Таможенного пространства;
       -   международного   экономического   сотрудничества   Союзного
   государства с третьими странами и международными организациями;
       - создания единой транспортной и энергетической систем;
       -     формирования     единого    научно-технологического     и
   информационного пространства;
       -  аграрного  рынка, рынка капиталов, рабочей силы  и  рыночной
   инфраструктуры;
       - гармонизации и синхронизации экономических реформ;
       -  формирования единой законодательной базы бюджетно-налоговой,
   кредитно-денежной, ценовой и валютной политики;
       -  поддержки предпринимательства, малого и среднего  бизнеса  в
   целях  повышения конкурентоспособности союзных товаропроизводителей
   и хозяйственных структур;
       -    проведения   единой   социальной   политики    и    защиты
   малообеспеченных слоев населения;
       -  формирования союзных органов управления на основе подготовки
   квалифицированных кадров государственной службы.
       Важнейшим     инструментом    регулирования    межрегионального
   сотрудничества  являются  также совместные региональные  программы,
   финансируемые  за  счет  региональных, а  на  уровне  хозяйствующих
   субъектов  -  средств предприятий, объединений и местных  бюджетов.
   На   региональном  и  микроуровнях  интеграционных  связей  -   это
   разработка  программ и проектов хозяйствующих субъектов и  регионов
   России и Беларуси, направленных на:
       обеспечение    полной   загрузки   имеющихся   производственных
   мощностей   на   основе   кооперированных  связей   белорусских   и
   российских  предприятий, продукция которых имеет  устойчивый  спрос
   на внутренних рынках, а также в третьих странах;
       модернизацию  и  развитие производств, имеющих жизненно  важное
   значение    (нефтепереработка,   электроэнергетика,    производство
   оборудования  для технического перевооружения народного  хозяйства,
   в  первую  очередь  отраслей  специализации,  производства  высокой
   химии,  точного  приборостроения,  производства  товаров  народного
   потребления);
       разработку  и  внедрение наукоемких прогрессивных технологий  и
   производств,  в  том  числе  таких  как  выпуск  оборудования   для
   изготовления    сверхбольших   интегральных   схем,   использование
   космических   средств   и   технологий   двойного   применения    с
   привлечением  научно-исследовательских центров обоих  государств  и
   ведущих в данной области стран;
       создание  новых  экспортоориентированных  производств,  имеющих
   перспективы сбыта продукции в зарубежные страны;
       поддержку   предприятий  и  производств   АПК,   обеспечивающих
   продовольственную  безопасность  государств-участников,   повышение
   уровня  самообеспеченности в продовольствии и  сельскохозяйственном
   сырье для перерабатывающей промышленности;
       рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
       Формирование  и  разработка таких программ проводится  во  всех
   регионах Беларуси и большей части России.
   
       Инновационная политика и совместные инновационные проекты
   
       Стратегическими    направлениями   современной    инновационной
   политики  в Беларуси и России на нынешнем этапе являются увеличение
   научно-технического потенциала с одновременным развитием  процессов
   передачи  новых  знаний  от  науки к  производству;  ориентация  на
   заключительные  стадии  инновационного процесса  при  сохранении  и
   усилении  внимания  к самой науке, прежде всего  к  фундаментальным
   исследованиям;  создание  национальных  инновационных  систем   как
   целенаправленно   организованных   взаимоотношений   между    всеми
   участниками процесса производства и распространения новых знаний  и
   технологий;   развитие  инновационной  инфраструктуры;  обеспечение
   необходимых    стартовых   условий   для   быстрого   развертывания
   инновационных процессов.
       Особое  значение для активизации инновационной  деятельности  в
   обеих странах приобретает совместно разрабатываемая система мер  по
   накоплению  инвестиционных  ресурсов на  предприятиях,  необходимых
   для  их  технологической реконструкции и соответственно  увеличения
   экспортных   возможностей.  Концентрации  инвестиционных   ресурсов
   способствует   деятельность   специальных   (в    том    числе    и
   государственных)  инновационных  фондов,  активно   действующих   в
   России.
       В  2000  году начал свою деятельность Белорусский инновационный
   фонд,   в   задачу   которого   входит   отработка   механизмов   и
   осуществление     на     практике    возвратного     финансирования
   исследовательских  и  инновационных  проектов.  В  соответствии   с
   Решением  Президиума  Совета Министров Республики  Беларусь  от  13
   июля  2000 г. N 14 Государственным комитетом по науке и технологиям
   Беларуси    разрабатывается   концепция   инновационной    политики
   Республики  Беларусь на 2001 - 2005 годы (в России  подобного  рода
   документ принят на правительственном уровне в 1998 году).
       В условиях ограниченных финансовых ресурсов важнейшей проблемой
   России   и   Беларуси  является  их  концентрация  на  приоритетных
   направлениях  развития  науки  и техники,  обеспечивающих  основной
   вклад  в  научно-технологическое развитие и в достижение текущих  и
   долгосрочных  социально-экономических национальных целей  развития.
   Утвержденные   Правительством  Российской  Федерации   приоритетные
   направления  науки и техники являются магистральными в формировании
   нового  технологического  базиса XXI века.  Такой  шаг  продиктован
   логикой развития науки и техники, а также потенциальным спросом  на
   исследования   и   разработки   со   стороны   наиболее   динамично
   развивающихся высокотехнологичных отраслей экономики.
       Приняты  межгосударственные решения  по  выполнению  нескольких
   совместных  проектов и разработок в рамках реализации Программы  по
   формированию единого научно-технического пространства.
       Получат  развитие работы в рамках реализации межгосударственных
   (совместных)  программ Союза Беларуси и России. Так, в соответствии
   с  Программой  "Разработка и использование  космических  средств  и
   технологий    получения,    обработки    отображения    космической
   информации"  (утверждена  Постановлением  Исполнительного  комитета
   Союза  Беларуси  и России 9 декабря 1998 г. N 11  на  1999  -  2002
   годы)   продолжатся   работы  по  созданию  единой   для   Союзного
   государства   системы   по   получению  и   обработке   космической
   информации  дистанционного зондирования Земли; по итогам выполнения
   заданий   уже  разработана  концепция  создания  этой  системы,   в
   развитие которой предусматривается проведение дальнейших работ.
       В   целях  восстановления  и  развития  научно-технологического
   потенциала   промышленности  средств   вычислительной   техники   и
   микроэлектроники  двух  стран предусмотрена  совместная  разработка
   семейства  отечественных  моделей суперкомпьютеров,  их  элементной
   базы  и  программного обеспечения в рамках Программы "Разработка  и
   освоение  в  серийном производстве семейства высокопроизводительных
   вычислительных      систем     с     параллельной      архитектурой
   (суперкомпьютеров)   и  создание  прикладных  программно-аппаратных
   комплексов     на    их    основе"    (утверждена    Постановлением
   Исполнительного комитета Союза Беларуси и России 22 ноября 1999  г.
   N   43   на   2000  -  2003  годы).  Финансирование   работ   будет
   производиться  за счет бюджета Союзного государства.  Для  развития
   совместных   исследований,  в  частности,  расширения   присутствия
   России   и   Беларуси   на   мировых  рынках   лазеров,   создается
   соответствующая   профессиональная  ассоциация  ученых   Сибири   и
   Беларуси.    В   планах   сотрудничающих   сторон   -   налаживание
   взаимовыгодного    обмена   научными   разработками,    продвижение
   белорусских и российских лазеров на азиатский и европейский  рынки,
   реализация Программы по созданию лазеров для медицинских целей.
       Несколько  совместных  научно-технических проектов  выполняется
   российскими   и   белорусскими   учеными   по   конверсии   научных
   исследований,   призванной   предоставить   ранее    связанным    с

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное