Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОТ КОРРОЗИИ БЛУЖДАЮЩИМИ ТОКАМИ (УТВ. МПС РФ 09.10.1997 N ЦЭ-518)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   элементе и сопротивление заземления собственно сооружения.
   
       Допускается   более  частое  (чем  в  п.  5.12.1б)  подключение
   защитных    установок,    если   сопротивление   всех   параллельно
   подключенных   к   путевому   дроссель-трансформатору  устройств  и
   сооружений   (при  шунтировании  поляризованных  элементов)  утечке
   переменного тока 50 Гц более 5 Ом.
       5.12.2.  При  необходимости  обеспечения  сопротивления  в цепи
   поляризованного  и  унифицированного дренажей 5 Ом (для сигнального
   тока  50  Гц)  следует  последовательно  в  цепь  дренажа  включить
   индивидуальный защитный дроссель ДЗ, рассчитанный на ток дренажа.
       5.13.   Усиленные   дренажи   или  дренажно-катодные  установки
   допускается    подключать    к   рельсовым   путям   на   участках,
   оборудованных  автоблокировкой  и электрической централизацией, при
   условии  включения  в  их  цепь  сглаживающих  устройств;  при этом
   напряжение   (или   ток)   гармонических   составляющих  на  выходе
   установки  (или  выпрямленного  тока  в  цепи  дренажа)  не  должно
   превышать значений, приведенных в табл. 5.1.
   
                                                           Таблица 5.1
   
   ----------------------------T--------------T---------------------¬
   ¦     Место подключения     ¦Ток гармоники ¦Напряжение гармоники,¦
   ¦    усиленного дренажа     ¦  100 Гц, А   ¦     В, частотой     ¦
   ¦                           ¦              +----------T----------+
   ¦                           ¦              ¦  50 Гц   ¦  100 Гц  ¦
   +---------------------------+--------------+----------+----------+
   ¦К тяговой нити однониточной¦7,0           ¦0,3       ¦   2,2    ¦
   ¦рельсовой цепи с непрерыв- ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦ным питанием 50 Гц         ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦К средней точке путевого   ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦или дополнительного дрос-  ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦сель-трансформатора релей- ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦ного или питающего концов  ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦дросселя рельсовых цепей   ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦с кодовым и непрерывным    ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦питанием:                  ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦током частотой 25 или 50 Гц¦1,2           ¦0,1       ¦0,4       ¦
   ¦с АЛС;                     ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦током частотой 25 Гц       ¦15            ¦7,5       ¦4,5       ¦
   ¦без АЛС;                   ¦              ¦          ¦          ¦
   ¦тональные с током частотой ¦25            ¦8,5       ¦5,0       ¦
   ¦свыше 400 Гц               ¦              ¦          ¦          ¦
   L---------------------------+--------------+----------+-----------
   
       При   расчете  и  выборе  сглаживающего  устройства  необходимо
   принимать   коэффициент   сглаживания   не   менее   12  -  15  при
   выпрямленном  напряжении  до  12  В и не менее 30 при напряжении на
   выходе установки до 24 В.
       При  включении в дренажную цепь усиленного дренажа сглаживающих
   устройств   сопротивление   цепи   утечки  сигнального  тока  через
   установку не нормируется.
       5.14.  Дренажный  кабель  защитных  устройств, не находящихся в
   ведении  служб  МПС,  следует  подключать  к  рельсовым путям или к
   средним    точкам    дроссель-трансформаторов    через   переходное
   устройство   (см.   рис.  5.4).  В  качестве  переходных  устройств
   допускается   использовать   типовые   трансформаторные   ящики   с
   установкой  в них измерительного шунта (тип ШС) и предохранителя на
   номинальный  ток  защитной  установки  (по  проекту).  Обслуживание
   переходного  устройства  и  пункта  присоединения к рельсовым путям
   должно  осуществляться  работниками  службы  сигнализации  и  связи
   железной   дороги   с   привлечением   персонала,  эксплуатирующего
   защитную установку.
       Примечание.  Во  всех случаях при подключении к рельсовым путям
   в   одной   точке   нескольких   защитных   установок   допускается
   использовать  один  и  тот  же  защитный  дроссель или сглаживающее
   устройство в соответствии с требованиями п. 5.13.
   
       5.15.  Для гармонических составляющих в цепи усиленного дренажа
   или  дренажно-катодной  установки  в соответствии с требованиями п.
   5.13    проектом    защиты    могут    быть   предусмотрены   схемы
   автоматического  контроля,  контактом исполнительного реле которого
   должна  отключаться  цепь питания источника тока защитной установки
   (см.   рис.   5.4)   в   случае   превышения   допустимого   уровня
   гармонических     составляющих.     Время     срабатывания     схем
   автоматического  контроля  параметров  дренажа должно быть не более
   0,3 с.
       5.16.  При  защите  подземных  сооружений от почвенной коррозии
   катодными  станциями  вблизи  неэлектрифицированных  железных дорог
   следует  учитывать  возможность  опасного и мешающего влияния токов
   защитной  установки,  стекающих  с анодного заземлителя, на путевое
   реле  рельсовых цепей, работающих на постоянном токе. Исключить это
   влияние  можно,  установив  анодный  заземлитель катодной установки
   относительно  рельсовых  путей  в соответствии с номограммами (рис.
   5.5).
       5.17.   На   электрифицированных   железных   дорогах  с  целью
   исключения  влияния  гармонических  составляющих выпрямленного тока
   станций  катодной  защиты  на  АЛС  и путевые реле при расположении
   анодных  заземлителей  ближе  25 м от крайнего рельса и токе защиты
   свыше  100  А  следует  применять сглаживающие устройства на выходе
   источника тока установки аналогично п. 5.13.
       5.18.   Перед  пуском  в  эксплуатацию  сглаживающих  устройств
   осуществляется  их  настройка  на  основную  частоту  гармоники  по
   методике, приведенной в главе 7.
       5.19.  Монтаж  защитных дросселей, сглаживающих устройств, пуск
   их   в   эксплуатацию  и  обслуживание  производятся  организацией,
   осуществляющей  защиту  подземных  сооружений  от  коррозии. Ввод в
   эксплуатацию   защитных   установок   производится   комиссионно  с
   обязательным   участием  представителей  дистанции  сигнализации  и
   связи,  участка  энергоснабжения дороги. При обслуживании проверяют
   состояние  обмоток,  отсутствие  короткого  замыкания  между ними и
   между  путевой  обмоткой  и  корпусом  дросселя,  а  также измеряют
   гармонические  составляющие  на  выходе  выпрямителя, сопротивление
   изоляции дополнительной обмотки по методике, изложенной в главе 7.
       5.20.   При   обнаружении   влияния   на   рельсовые  цепи  или
   несоответствия   параметров   дренажа  требованиям  п.  5.12,  5.13
   защитные   установки   могут  быть  отключены  от  рельсов  снятием
   предохранителя   в   переходном   устройстве.  Включение  и  замена
   предохранителей   должны   выполняться   при   участии  работников,
   обслуживающих защитные установки.
   
             6. УСТРОЙСТВА ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ
            ОТ ЭЛЕКТРОКОРРОЗИИ, ИХ КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
   
                       6.1. Поляризованные дренажи
   
       6.1.1.  Для  защиты  железнодорожных  подземных  сооружений  от
   электрокоррозии   применяют   поляризованные  дренажи,  в  основном
   разработанные   специально  для  защиты  железнодорожных  подземных
   сооружений  (см.  табл. 6.1, позиции 1 - 7). Допускается применение
   и     других    типов    поляризованных    дренажей,    выпускаемых
   промышленностью  для  защиты  магистральных  газо-,  нефтепроводов,
   кабелей  связи, городских коммуникаций (табл. 6.1, позиции 8 - 12);
   при  совместной защите кабелей и трубопроводов могут использоваться
   регулируемые вентильные перемычки (табл. 6.1, позиции 13 - 17).
   
                                                           Таблица 6.1
   
             ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДРЕНАЖНЫХ УСТАНОВОК
   
   ----T----------T---------T--------T--------T-----T---------------¬
   ¦ N ¦   Тип    ¦Номиналь-¦Допусти-¦Макси-  ¦Мас- ¦  Размеры, мм  ¦
   ¦п/п¦устройства¦ный ток, ¦мое об- ¦мальное ¦са,  ¦               ¦
   ¦   ¦          ¦А        ¦ратное  ¦дренаж- ¦кг   ¦               ¦
   ¦   ¦          ¦         ¦напряже-¦ное соп-¦     ¦               ¦
   ¦   ¦          ¦         ¦ние, В  ¦ротивле-¦     ¦               ¦
   ¦   ¦          ¦         ¦        ¦ние, Ом ¦     ¦               ¦
   +---+----------+---------+--------+--------+-----+---------------+
   ¦ 1 ¦    2     ¦    3    ¦   4    ¦    5   ¦  6  ¦       7       ¦
   +---+----------+---------+--------+--------+-----+---------------+
   ¦   ¦Дренажи   ¦         ¦        ¦        ¦     ¦               ¦
   ¦1  ¦ВД-ЦНИИ-50¦50       ¦800     ¦1,1     ¦92   ¦450 х 380 х 313¦
   ¦2  ¦ВД-ВНИИЖТ-¦50       ¦1200    ¦1,1     ¦92   ¦520 х 441 х 313¦
   ¦   ¦50 М      ¦         ¦        ¦        ¦     ¦               ¦
   ¦3  ¦РПД-ЦНИИ  ¦15 - 60  ¦250     ¦1,1     ¦92   ¦               ¦
   ¦   ¦          ¦в модифи-¦        ¦        ¦     ¦               ¦
   ¦   ¦          ¦кациях   ¦        ¦        ¦     ¦               ¦
   ¦4  ¦ДПУ-50    ¦50       ¦100     ¦1,5     ¦40   ¦550 х 450 х 600¦
   ¦5  ¦ДПУ-100   ¦100      ¦100     ¦0,6     ¦45   ¦600 х 500 х 650¦
   ¦6  ¦ДПУ-200   ¦200      ¦100     ¦0,15    ¦55   ¦600 х 300 х 650¦
   ¦7  ¦ДПУ-500   ¦500      ¦100     ¦0,024   ¦65   ¦650 х 550 х 700¦
   ¦8  ¦УДП-500   ¦500      ¦800     ¦0,24    ¦80   ¦650 х 535 х 660¦
   ¦9  ¦ПЭД-200   ¦200      ¦800     ¦-       ¦30   ¦270 х 565      ¦
   ¦10 ¦ПЭД-160   ¦160      ¦800     ¦-       ¦30   ¦270 х 565      ¦
   ¦11 ¦ПЭД-100   ¦100      ¦800     ¦-       ¦30   ¦270 х 565      ¦
   ¦12 ¦ПЭД-60    ¦60       ¦150     ¦-       ¦30   ¦270 х 565      ¦
   ¦   ¦          ¦         ¦        ¦        ¦     ¦               ¦
   ¦   ¦Блоки     ¦         ¦        ¦        ¦     ¦               ¦
   ¦   ¦совместной¦         ¦        ¦        ¦     ¦               ¦
   ¦   ¦защиты    ¦         ¦        ¦        ¦     ¦               ¦
   ¦13 ¦БДЗ-10    ¦10       ¦100     ¦0,30    ¦2,2  ¦153 х 100 х 181¦
   ¦14 ¦БДЗ-50    ¦50       ¦100     ¦0,24    ¦6,2  ¦201 х 161 х 243¦
   ¦15 ¦БДР       ¦100      ¦300     ¦0,24    ¦20   ¦470 х 300 х 210¦
   ¦16 ¦БЗК-50-VI ¦50       ¦100     ¦-       ¦6,5  ¦-              ¦
   ¦17 ¦БЗК-10-VI ¦10       ¦100     ¦-       ¦2,5  ¦-              ¦
   L---+----------+---------+--------+--------+-----+----------------
   
       6.1.2.  Дренажи  типа  ВД  выполняются  в модификации с группой
   резисторов,  регулируемых  перемычками.  Резисторы  можно соединять
   параллельно,   последовательно,  но  в  каждом  случае  через  один
   резистор ток не должен превышать 10 А.
       6.1.3.       Электрическая       схема       полупроводникового
   дренажно-шунтового   замыкателя   (ПДШЗ)   для  тяговых  подстанций
   приведена на рис. 6.1.
       В  нормальном  режиме  работает  цепь  поляризованного дренажа,
   дренируя   блуждающие   токи   с  наружного  контура  подстанции  и
   подземных  коммуникаций,  соединенных с ним, на отсасывающий фидер;
   при  коротком  замыкании  в  распредустройстве 3,3 кВ на внутренний
   контур  заземления  подстанции  срабатывает тиристорное плечо ПДШЗ,
   обеспечивая   соединение  контура  с  отсасывающим  фидером.  После
   отключения  процесса  короткого замыкания ПДШЗ переходит к работе в
   дренажном режиме.
   
               6.2. Катодные установки, усиленные дренажи,
                       дренажно-катодные установки
   
       6.2.1.   В   качестве   катодных  установок  следует  применять
   катодные  станции,  типы которых приведены в табл. 6.2, или другие,
   аналогичные,     удовлетворяющие     по    мощности,    выпускаемые
   промышленностью.
   
                                                           Таблица 6.2
   
              ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТОДНЫХ УСТАНОВОК
   
   ----T--------------T------T-------T-------T-----T----------------¬
   ¦ N ¦     Тип      ¦Выход-¦Напря- ¦Выпрям-¦Мас- ¦  Размеры, мм   ¦
   ¦п/п¦  устройства  ¦ная   ¦жение  ¦ленный ¦са,  ¦                ¦
   ¦   ¦              ¦мощ-  ¦выпрям-¦ток, А ¦кг   ¦                ¦
   ¦   ¦              ¦ность,¦ленного¦       ¦     ¦                ¦
   ¦   ¦              ¦кВт   ¦тока, В¦       ¦     ¦                ¦
   +---+--------------+------+-------+-------+-----+----------------+
   ¦ 1 ¦      2       ¦  3   ¦   4   ¦   5   ¦  6  ¦       7        ¦
   +---+--------------+------+-------+-------+-----+----------------+
   ¦1  ¦ОПС-25-24-VI  ¦0,6   ¦24     ¦25     ¦95   ¦606 x 400 x 900 ¦
   ¦2  ¦ОПС-50-24-VI  ¦1,2   ¦24     ¦50     ¦115  ¦606 x 400 x 900 ¦
   ¦3  ¦ОПС-63-48-VI  ¦3,0   ¦48     ¦63     ¦115  ¦606 x 400 x 1100¦
   ¦4  ¦ОПС-100-48-VI ¦5,0   ¦48     ¦100    ¦205  ¦606 x 400 x 1100¦
   ¦5  ¦СКЗМ-5,0-VI   ¦5,0   ¦96/48  ¦52/104 ¦160  ¦1000 x 685 x 425¦
   ¦6  ¦КСС-600       ¦0,6   ¦12/24  ¦50/25  ¦75   ¦590 x 713 x 345 ¦
   ¦7  ¦КСС-1200      ¦1,2   ¦12/24  ¦100/50 ¦95   ¦934 x 830 x 470 ¦
   ¦8  ¦КСС-600       ¦0,6   ¦24/48  ¦25/12,5¦75   ¦590 x 713 x 345 ¦
   ¦9  ¦КСС-1200      ¦1,2   ¦24/48  ¦50/25  ¦95   ¦934 x 830 x 472 ¦
   ¦10 ¦КСК-500-1     ¦0,5   ¦50     ¦10     ¦31   ¦265 x 585       ¦
   ¦11 ¦КСК-1200-1    ¦1,2   ¦60     ¦20     ¦60   ¦294 x 595       ¦
   ¦12 ¦АРТЗ 0,6-48/24¦0,6   ¦48/24  ¦12,5/25¦140  ¦690 x 810 x 465 ¦
   ¦13 ¦АРТЗ 1,2-48/24¦1,2   ¦48/24  ¦25/50  ¦150  ¦690 x 810 x 465 ¦
   ¦14 ¦АРТЗ 2,0-96/48¦2,0   ¦96/48  ¦21/42  ¦160  ¦690 x 810 x 465 ¦
   ¦15 ¦АРТЗ 3,0-96/48¦3,0   ¦96/48  ¦31/62  ¦180  ¦690 x 810 x 465 ¦
   ¦16 ¦АРТЗ 5,0-96/48¦5,0   ¦96/48  ¦52/104 ¦250  ¦710 x 910 x 805 ¦
   ¦17 ¦СКЗМ-1        ¦1,0   ¦25/50  ¦40/20  ¦20   ¦230 x 280 x 475 ¦
   L---+--------------+------+-------+-------+-----+-----------------
   
       6.2.2.   Для   питания   катодных   станций   используют   сети
   напряжением  220/380  В  или  высоковольтные  ЛЭП-6  (10)  кВ через
   понижающие трансформаторные подстанции.
       6.2.3.  Для дренажно-катодных установок и усиленных дренажей на
   железнодорожных  сооружениях  следует использовать катодные станции
   с  дополнением их схемы (рис. 4.2в) вентилями не ниже 12-го класса,
   расположенными  в  отдельном ящике, а также сглаживающими фильтрами
   в соответствии с требованиями главы 5.
       6.2.4.  Корпус  катодной станции заземляют в соответствии с ПТЭ
   электроустановок потребителей.
       6.2.5.   Анодное  заземление  должно  выполняться  из  стальных
   электродов  (уголки  размером  от  50  х  50  до 100 х 100, стержни
   диаметром  20  -  25  мм),  помещенных в грунт с подсыпкой коксовой
   мелочи,   или  электродов  заводского  изготовления,  опрессованных
   коксовой  мелочью.  Допускается установка и других стержней (чугун,
   графит,  графитопласт,  ферросилит),  увеличивающих  срок  действия
   заземления.
       Глубина  прокладки анодного заземления должна быть ниже глубины
   промерзания  грунта.  Анодное  заземление располагают не ближе 50 м
   от защищаемого сооружения.
       С  точки  зрения  экономической  целесообразности сопротивление
   анодного заземления не должно превышать 5 Ом.
       Сопротивление  анодного  заземления  в  омах,  состоящего из n
   вертикальных  электродов  длиной  2,5 м  с шагом  расстановки 5 м,
   объединенных  горизонтальной  полосой (уголком), рассчитывается по
   формуле:
   
                              R  = ро х М,
                               а
   
       где:
                                                          -1
       М - коэффициент, определяемый по кривой рис. 6.2, м  ;
       ро - удельное сопротивление грунта, Ом м.
   
             6.3. Вентильное секционирование рельсовой сети
   
       6.3.1.  Действие  вентильного  секционирования  рельсовой  сети
   основано  на  предотвращении  попадания  токов  по  рельсам  внутрь
   участка  секционирования  от  поездов, находящихся в тяговом режиме
   вне  этого участка. Отвод токов от поездов, идущих в тяговом режиме
   внутри   участка   секционирования,   осуществляется   специальными
   вентильными блоками секционирования рельсовой сети (ВБСРС).
       6.3.2.    Различные   возможные   варианты   схем   вентильного
   секционирования  рельсовых  сетей  приведены  на  рис. 6.3, а самих
   вентильных блоков - на рис. 6.4.
       6.3.3.  На  участках  с  рекуперацией  энергии  поезда  в схеме
   вентильного    секционирования    применяются   вентильные   блоки,
   содержащие   вентильное   и   тиристорное   плечи  и  цепи  запуска
   тиристоров;   на   участках  без  рекуперации  энергии  поездами  -
   вентильные блоки, имеющие только диодное плечо (рис. 6.4).
       6.3.4.   Конструкция   вентильных   блоков,   их  электрические
   параметры  определяются проектом вентильного секционирования исходя
   из токовых нагрузок, приведенных в табл. 6.3.
   
                                                           Таблица 6.3
   
   ------------------------T----------------------------------------¬
   ¦      Параметры        ¦Нагруженность электрифицированного уч-ка¦
   ¦                       +---------------T----------T-------------+
   ¦                       ¦Преимущественно¦ Грузовое ¦  Грузовое   ¦
   ¦                       ¦ пассажирское  ¦ движение ¦ движение с  ¦
   ¦                       ¦ и пригородное ¦ средней  ¦тяжеловесными¦
   ¦                       ¦    движение   ¦ весовой  ¦  поездами   ¦
   ¦                       ¦               ¦  нормы   ¦             ¦
   +-----------------------+---------------+----------+-------------+
   ¦Ток тягового режима    ¦500            ¦1000      ¦2000         ¦
   ¦(через диодное плечо), ¦               ¦          ¦             ¦
   ¦А                      ¦               ¦          ¦             ¦
   ¦Ток режима рекуперации ¦400            ¦600       ¦1000         ¦
   ¦энергии (через тирис-  ¦               ¦          ¦             ¦
   ¦торное плечо), А       ¦               ¦          ¦             ¦
   ¦Ток короткого замыкания¦5 - 10         ¦10 - 15   ¦до 20        ¦
   ¦через вентильный блок  ¦               ¦          ¦             ¦
   ¦длительностью 0,1 с, кА¦               ¦          ¦             ¦
   L-----------------------+---------------+----------+--------------
   
       6.3.5.   Обходная   перемычка   (ОП)  представляет  собой,  как
   правило,  электрически  непрерывную  рельсовую  плеть  (старогодные
   рельсы    Р43,    Р50    и   т.д.),   уложенную   изолированно   на
   шпалах-коротышах  параллельно  действующему  пути  на расстоянии не
   менее  1,2  м  от  крайнего рельса. Для непрерывности электрической
   цепи   на  каждом  стыке  обходной  перемычки  приваривают  по  два
   (параллельно)  типовых  медных  соединителя площадью сечения 70 кв.
   мм  при  обязательном наличии на каждом сборном стыке металлических
   накладок   или   рельсы  сваривают  встык.  Сопротивление  изоляции
   обходной  перемычки  должно  быть  не  менее 5 Ом км. Допускается в
   качестве  обходной  перемычки применение силовых кабелей (например,
   типа   ААШв   3   х   185   кв.   мм),  подвешенных  вдоль  участка
   секционирования   на   специальных   кронштейнах   или  проложенных
   изолированно в земле.
       6.3.6.   Соединители   для   подключения  вентильных  блоков  и
   защитных  дросселей  к дроссель-трансформаторам, рельсам и обходной
   перемычке  выполняются  двумя проводами площадью сечения 120 кв. мм
   по  меди, каждый с типовыми наконечниками. Соединители прокладывают
   изолированно от земли и надежно закрепляют на деревянных шпалах.
       6.3.7.  При  секционировании рельсового пути используют типовые
   сборные  изолирующие  стыки.  Возможно  применение клееболтовых или
   полимерных   изолирующих   стыков.   Установку  изолирующих  стыков
   необходимо  производить  в  соответствии с требованиями "Инструкции
   по  текущему  содержанию  железнодорожного  пути".  Во всех случаях
   минимальное   сопротивление   изоляции  между  любой  металлической
   накладкой  и  каждым рельсом стыка должно быть не менее 150 Ом. Все
   элементы   изолирующего   стыка   не   должны   иметь  механических
   повреждений и ослабления болтов крепления.
   
               6.4. Защитные устройства в цепи заземления
                        сооружений и конструкций
   
       6.4.1.  Для защиты от электрокоррозии сооружений и конструкций,
   заземляемых   на   рельсы,  в  цепь  заземления  включают  защитные
   устройства, параметры которых приведены в табл. 6.4.
   
                                                           Таблица 6.4
   
   --------------T------T------T--------T----------T-----------T---------------T----¬
   ¦Тип защитного¦Услов-¦Завод-¦Макси-  ¦Напряжение¦Максимально¦  Габарит, мм  ¦Мас-¦
   ¦  устройства ¦ное   ¦ская  ¦мально  ¦открытия в¦допустимое ¦               ¦са, ¦
   ¦             ¦обоз- ¦марка ¦допусти-¦прямом на-¦ обратное  ¦               ¦кг  ¦
   ¦             ¦наче- ¦      ¦мый ток ¦правлении,¦напряжение,¦               ¦    ¦
   ¦             ¦ние в ¦      ¦длитель-¦В         ¦    В      ¦               ¦    ¦
   ¦             ¦схемах¦      ¦ностью  ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦             ¦      ¦      ¦0,1 с,  ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦             ¦      ¦      ¦кА      ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   +-------------+------+------+--------+----------+-----------+---------------+----+
   ¦Диодный      ¦ЗД    ¦ЗД-1  ¦10      ¦0,5       ¦1200       ¦350 х 220 х 200¦11  ¦
   ¦заземлитель  ¦      ¦      ¦        ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦(рис. 6.5а)  ¦      ¦      ¦        ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦Искровой     ¦ИП    ¦ИПМ-62¦5 - 6   ¦800 - 1200¦800 - 1200 ¦300 х 60       ¦0,4 ¦
   ¦промежуток   ¦      ¦      ¦        ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦Искровой     ¦ИП    ¦ИПВ-  ¦7 - 10  ¦600 - 1200¦600 - 1200 ¦106 х 154      ¦1,8 ¦
   ¦промежуток   ¦      ¦ЦНИИ  ¦10 имп. ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦многократно- ¦      ¦      ¦        ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦го действия  ¦      ¦      ¦        ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦(рис. 6.6)   ¦      ¦      ¦        ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦Защитное     ¦ЗД+2ИП¦ЗД-1  ¦5 - 6   ¦800 - 1200¦1500 - 2000¦-              ¦12,5¦
   ¦устройство   ¦      ¦ИПМ-62¦<*>     ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦на основе    ¦      ¦      ¦        ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦ЗД и ИП      ¦      ¦      ¦        ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   ¦(рис. 6.5б)  ¦      ¦      ¦        ¦          ¦           ¦               ¦    ¦
   L-------------+------+------+--------+----------+-----------+---------------+-----
   
   --------------------------------
       <*> Ограничиваются допустимым током искрового промежутка.
   
                  6.5. Эксплуатация защитных устройств
   
       6.5.1.  Защитные  устройства  эксплуатируются  организациями, в
   ведении  которых  находятся защищаемые сооружения и конструкции (по
   вентильному секционированию - см. п. 6.5.7).
       6.5.2.  Подключение защитных устройств к рельсовым путям должно
   быть  согласовано  со службами пути, электроснабжения, сигнализации
   и  связи.  При  отключении  защитных  устройств  от рельсовых путей
   необходимо  поставить  в известность организацию, в ведении которой
   находятся эти устройства.
       6.5.3.  В процессе эксплуатации защитных устройств производятся
   два  вида их обслуживания: периодическое техническое обслуживание и
   контроль режима работы с периодичностью, приведенной в табл. 6.5.
   
                                                           Таблица 6.5
   
   -----------------------T-----------------------------------------¬
   ¦    Тип защитного     ¦   Вид эксплуатационного обслуживания    ¦
   ¦     устройства       +---------------------T-------------------+
   ¦                      ¦Периодическое техни- ¦  Контроль режима  ¦
   ¦                      ¦ческое обслуживание  ¦      работы       ¦
   ¦                      ¦(п. 6.5.4)           ¦    (п. 6.5.5)     ¦
   +----------------------+---------------------+-------------------+
   ¦Поляризованный дренаж ¦                     ¦1 раз в кварт. и   ¦
   ¦                      ¦                     ¦при изменении      ¦
   ¦                      ¦                     ¦условий защиты <*> ¦
   ¦Катодная установка    ¦                     ¦                   ¦
   ¦Усиленный дренаж      ¦2 раза в месяц       ¦                   ¦
   ¦Дренажно-катодная     ¦                     ¦                   ¦
   ¦установка             ¦                     ¦                   ¦
   ¦Вентильное секциониро-¦1 раз в квартал      ¦1 раз в год        ¦
   ¦вание                 ¦                     ¦                   ¦
   ¦Диодный заземлитель   ¦2 раза в год         ¦Не производится    ¦
   ¦                      ¦(весной и осенью)    ¦                   ¦
   ¦Искровой промежуток   ¦1 раз в квартал      ¦То же              ¦
   L----------------------+---------------------+--------------------
   
   --------------------------------
       <*>   Под   изменением  условий  защиты  понимаются  изменения,
   связанные  с  развитием  сети  подземных сооружений, режимов работы
   источников блуждающих токов и т.п.
   
       Для  каждой  установки  необходимо  вести журнал с регистрацией
   режимов работы и неисправности элементов.
       6.5.4.   В   состав   работ   по   периодическому  техническому
   обслуживанию защитных устройств входят:
       а)  осмотр  всех  элементов  установки  с  целью  выявления  их
   неисправности;
       б)   проверка   плотности   прилегания  контактов,  исправности
   монтажа и отсутствия их механических повреждений;
       в) очистка элементов установки от пыли, снега и влаги;
       г)  проверка  соответствия  положения  регулировочных элементов
   (переключателей, движков резисторов и т.п.) проектному положению;
       д)  проверка  вентильных  свойств  полупроводниковых  элементов
   защитных устройств (п. 7.5.1);
       е)  проверка  наличия  тока  в цепи дренажей, катодных станций,
   дренажно-катодных   установок;   при  отсутствии  тока  проверяется
   исправность  предохранителей и наличие питающего напряжения 220/380
   В на входе выпрямителя (п. 7.5.3).
       6.5.5.   При   контроле   режима   работы   защитных  устройств
   производится:
       а)    весь    комплекс    работ   периодического   технического
   обслуживания защитного устройства (п. 6.5.4);
       б)  проверка соответствия тока установки (дренажной, катодной и
   т.п.)  защитному (указан в проекте, журнале) и номинальному (указан
   в паспорте) токам данной установки.
       6.5.6.  На  всех  защитных  устройствах один раз в год измеряют
   сопротивление изоляции токоведущих частей относительно корпуса.
       6.5.7.   Эксплуатация   установок  вентильного  секционирования
   рельсовой    сети    осуществляется    совместно   службами   пути,
   электроснабжения, сигнализации и связи в соответствии с табл. 6.6.
   
                                                           Таблица 6.6
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
                 РАБОТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
                       ВЕНТИЛЬНОГО СЕКЦИОНИРОВАНИЯ
   
   -----------T-------------------------T----------------------T------------------¬
   ¦Вид обслу-¦Дистанция электроснаб-   ¦  Дистанция пути (ПЧ) ¦Дистанция сигнали-¦
   ¦живания   ¦жения (ЭЧ)               ¦                      ¦зации и связи     ¦
   ¦          ¦                         ¦                      ¦(ШЧ)              ¦
   +----------+-------------------------+----------------------+------------------+
   ¦     1    ¦           2             ¦          3           ¦        4         ¦
   +----------+-------------------------+----------------------+------------------+
   ¦Периоди-  ¦1. Осмотр всех элементов ¦1. Осмотр обходной    ¦1. Проверка сос-  ¦
   ¦ческое    ¦блоков, защитных дрос-   ¦перемычки с проверкой ¦тояния изолирующих¦
   ¦техничес- ¦селей и дроссель-транс-  ¦исправности стыковых  ¦стыков (на стан-  ¦
   ¦кое обслу-¦форматоров               ¦электротяговых соеди- ¦циях)             ¦
   ¦живание   ¦                         ¦нителей на ходовых    ¦                  ¦
   ¦          ¦                         ¦рельсах и перемычке   ¦                  ¦
   ¦          ¦2. Проверка плотности    ¦2. Затяжка болтовых   ¦2. Осмотр крепле- ¦
   ¦          ¦прилегания контактов,    ¦соединений            ¦ния конденсаторов ¦
   ¦          ¦исправности монтажа      ¦                      ¦к обмоткам защит- ¦
   ¦          ¦и отсутствия их металли- ¦                      ¦ных дроссель-     ¦
   ¦          ¦ческих повреждений       ¦                      ¦трансформаторов   ¦
   ¦          ¦3. Очистка элементов     ¦3. Проверка состояния ¦3. Проверка сос-  ¦
   ¦          ¦установок от пыли, снега,¦изолирующих стыков на ¦тояния защитных   ¦
   ¦          ¦влаги                    ¦перегоне с переборкой ¦дросселей         ¦
   ¦          ¦                         ¦(при необходимости)   ¦                  ¦
   ¦          ¦4. Проверка по схеме пра-¦4. Проверка состояния ¦4. Измерение      ¦
   ¦          ¦вильности подключения    ¦обходных перемычек и  ¦сопротивления изо-¦
   ¦          ¦соединительных кабелей   ¦узлов присоединений   ¦ляции обмоток     ¦
   ¦          ¦(проводов) и их состояния¦кабелей к перемычкам  ¦защитных дросселей¦
   ¦          ¦                         ¦и рельсам             ¦по методике п. п. ¦
   ¦          ¦                         ¦                      ¦7.5.11, 7.6.1     ¦
   ¦          ¦5. Проверка вентильных   ¦                      ¦5. Измерение      ¦
   ¦          ¦свойств полупроводниковых¦                      ¦сопротивления изо-¦
   ¦          ¦элементов (блоков) по    ¦                      ¦ляции изолирующих ¦
   ¦          ¦методике, приведенной в  ¦                      ¦стыков по методике¦
   ¦          ¦п. 7.5.5                 ¦                      ¦п. 7.4.5          ¦
   ¦Контроль  ¦1. Весь комплекс работ   ¦                      ¦                  ¦
   ¦режима    ¦периодического техничес- ¦                      ¦                  ¦
   ¦работы    ¦кого обслуживания        ¦                      ¦                  ¦
   ¦          ¦2. Контроль режима работы¦  Те же работы, что и при периодическом  ¦
   ¦          ¦по методике п. 7.5.6     ¦     техническом обслуживании            ¦
   ¦          ¦3. Проверка состояния ти-¦                      ¦                  ¦
   ¦          ¦ристоров и диодов в бло- ¦                      ¦                  ¦
   ¦          ¦ках по методике п. 7.5.5 ¦                      ¦                  ¦
   L----------+-------------------------+----------------------+-------------------
   
       Примечание.    Измерение    сопротивления   изоляции   обходной
   перемычки производится ЭЧ раз в три года по методике п. 7.5.7.
   
       Монтаж   схемы   вентильного   секционирования   осуществляется
   поэлементно  работниками  служб,  на которые возложена эксплуатация
   отдельных  узлов и устройств в соответствии с Инструкцией на монтаж
   и   эксплуатацию  схемы  вентильного  секционирования,  входящую  в
   комплект проектной документации.
       В  случае  выхода из строя отдельных узлов и элементов ремонт и
   восстановление  нормальной  работы  схемы секционирования выполняют
   работники служб, к которым этот элемент или узел относится.
       При  обнаружении  неисправностей, устранение которых невозможно
   при  включенном состоянии устройства, блок должен быть зашунтирован
   междудроссельной перемычкой.
       Включение    в   работу   схемы   вентильного   секционирования
   осуществляет  комиссия  с  участием  представителей дистанции пути,
   сигнализации  и  связи  и  участков  электроснабжения  в  следующем
   порядке:
       а)   к  средним  точкам  путевых  дроссель-трансформаторов  или
   тяговым  рельсам  подключают  вентильные блоки, которые шунтируются
   на  выводах  на период монтажных работ проводником площадью сечения
   70 кв. мм по меди;
       б)  к средним точкам путевых дроссель-трансформаторов рельсовой
   цепи,  внешней  по  отношению к участку секционирования, подключают
   обходную  перемычку (рельс или кабель) с последовательно включенным
   защитным дросселем;
       в)  с путевых дроссель-трансформаторов снимают междудроссельные
   перемычки;
       г)  после  проверки правильности монтажа, наличия электрических
   соединений  между  блоками  и  на  рельсах  участка секционирования
   снимают с выводов блока шунтирующую перемычку.
       После  этих операций схема считается введенной в эксплуатацию и
   дальнейшее   ее  функционирование  и  содержание  осуществляются  в
   соответствии с настоящей Инструкцией.
       Перед   включением   схемы  на  участках  железных  дорог,  где
   применяется    рекуперация   энергии,   необходимо   предварительно
   отрегулировать уставки запуска тиристорного плеча.
       В  качестве  уставок  запуска  включающего  тиристора  следует
   принимать:
       напряжение   "рельс - земля"   U     (отрицательное  значение)
                                       р-з
   внутри  тоннеля  в  пределах  25 - 40 В,  которое  определяет  ток
   управления включающего тиристора;
       напряжение на изолирующем стыке U  на границе секционирования,
                                        с
   устанавливаемое в пределах 180 - 200 В.
       При   монтаже,   обслуживании   и   ремонте   элементов   схемы
   вентильного  секционирования  следует  выполнять требования техники
   безопасности.    Запрещается    класть    металлические    предметы
   одновременно  на  обходную  перемычку  и на один из ходовых рельсов
   или  одновременно  касаться  перемычки и ходового рельса руками. Не
   рекомендуется  класть рабочий инструмент на перемычку и садиться на
   нее.   Корпуса   вентильных   блоков  должны  быть  подсоединены  к
   ближайшему  ходовому рельсу стальным проводником диаметром не менее
   12 мм через искровой промежуток ИПМ-62.
       6.5.8.   Эксплуатация  защитных  устройств  в  цепи  заземления
   сооружений  и  конструкций  осуществляется  в объеме периодического
   технического   обслуживания:   с   периодичностью,   табл.  6.5,  в
   соответствии с инструкциями по эксплуатации этих устройств.
       6.5.9.   Защитные   устройства   принимаются   в   эксплуатацию
   комиссией  из  представителей заинтересованных дистанций (участков)
   с составлением акта приемки.
       6.5.10.  О  всех  случаях коррозионных повреждений сооружений и
   конструкций составляют акт.
   
                6.6. Эксплуатационный контроль за мерами
                   по ограничению утечки тяговых токов
   
       6.6.1.  Эксплуатационный  контроль  за  мерами  по  ограничению
   токов  утечки  с  рельсовой  сети  выполняют соответствующие службы
   дорог согласно табл. 6.7.
   
                                                           Таблица 6.7
   
                                ПЕРЕЧЕНЬ
              РАБОТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ КОНТРОЛЮ ЗА МЕРАМИ
                   ПО ОГРАНИЧЕНИЮ УТЕЧКИ ТЯГОВЫХ ТОКОВ
   
   ------------T--------------------------------------T-------------¬
   ¦Исполнители¦          Наименование работ          ¦Периодичность¦
   +-----------+--------------------------------------+-------------+
   ¦     1     ¦                  2                   ¦      3      ¦
   +-----------+--------------------------------------+-------------+
   ¦Дистанция  ¦1. Проверка искровых промежутков на   ¦1 раз в квар-¦
   ¦электро-   ¦опорах контактной сети и искусственных¦тал          ¦
   ¦снабжения  ¦сооружениях по методике п. 7.5.10     ¦             ¦
   ¦(ЭЧ)       ¦2. Проверка дополнительных (третьих)  ¦1 раз в квар-¦
   ¦           ¦дроссель-трансформаторов (с перемыч-  ¦тал          ¦
   ¦           ¦ками) по методике п. 7.6.1            ¦             ¦
   ¦           ¦3. Проверка диодных и тиристорных     ¦2 раза в год ¦
   ¦           ¦заземлителей на опорах контактной     ¦(весной и    ¦
   ¦           ¦сети и искусственных сооружениях      ¦осенью)      ¦
   ¦           ¦по методике п. 7.5.8                  ¦             ¦
   ¦           ¦4. Проверка искровых промежутков на   ¦1 раз в квар-¦
   ¦           ¦опорах фидерных линий по методике     ¦тал и после  ¦
   ¦           ¦п. 7.5.10                             ¦каждой грозы ¦
   ¦           ¦5. Измерение токов утечки с рельсов   ¦По мере необ-¦
   ¦           ¦электрифицированных путей и нормализа-¦ходимости    ¦
   ¦           ¦ция нагрузок по тяговым подстанциям   ¦             ¦
   ¦           ¦(совместно с заинтересованными        ¦             ¦
   ¦           ¦организациями) по методике пп. 7.4.1, ¦             ¦
   ¦           ¦7.4.2                                 ¦             ¦
   ¦Дистанция  ¦1. Проверка наличия изолирующих эле-  ¦Не реже 1    ¦
   ¦пути (ПЧ)  ¦ментов на железобетонных шпалах, сос- ¦раза в год   ¦
   ¦           ¦тояния пролетных строений мостов,     ¦и после      ¦
   ¦           ¦настилов на переездах, балластного    ¦ремонта пути ¦
   ¦           ¦слоя в соответствии с нормами гл. 3,  ¦             ¦
   ¦           ¦прочистка зазора между подошвой       ¦             ¦
   ¦           ¦рельса и балластом                    ¦             ¦
   ¦           ¦2. Проверка путем осмотра состояния   ¦2 раза в     ¦
   ¦           ¦стыковых соединителей (на перегонах)  ¦месяц        ¦
   ¦           ¦3. Измерение сопротивления стыковых   ¦2 раза в год ¦
   ¦           ¦соединителей (на перегонах) по мето-  ¦             ¦
   ¦           ¦дике пп. 7.4.3, 7.4.4                 ¦             ¦
   ¦           ¦4. Проверка осмотром состояния изоли- ¦1 раз в квар-¦
   ¦           ¦рующих стыков (на перегоне)           ¦тал и после  ¦
   ¦           ¦                                      ¦ремонта пути ¦
   ¦           ¦5. Измерение сопротивления изолирующих¦2 раза в год ¦
   ¦           ¦стыков (на перегоне) по методике      ¦и после      ¦
   ¦           ¦п. 7.4.5                              ¦ремонта пути ¦
   ¦Дистан-    ¦1. Проверка состояния путевых дрос-   ¦1 раз в квар-¦
   ¦ция сигна- ¦селей и дроссель-трансформаторов,     ¦тал          ¦
   ¦лизации    ¦междудроссельных перемычек, стрелоч-  ¦             ¦
   ¦и связи    ¦ных, междупутных и междурельсовых     ¦             ¦
   ¦(ШЧ)       ¦соединителей, искровых промежутков и  ¦             ¦
   ¦           ¦других защитных устройств в цепях     ¦             ¦
   ¦           ¦заземлений напольных устройств СЦБ,   ¦             ¦
   ¦           ¦изоляции кабелей от корпусов релейных ¦             ¦
   ¦           ¦шкафов и светофоров                   ¦             ¦
   ¦           ¦2. Проверка состояния узлов присоеди- ¦2 раза в год ¦
   ¦           ¦нения дренажных и заземляющих уст-    ¦(весной и    ¦
   ¦           ¦ройств к рельсам и средним точкам     ¦осенью)      ¦
   ¦           ¦путевых и дополнительных (третьих)    ¦             ¦
   ¦           ¦дроссель-трансформаторов              ¦             ¦
   ¦           ¦3. Проверка осмотром состояния изоли- ¦1 раз в квар-¦
   ¦           ¦рующих стыков на станциях и разъездах ¦тал и после  ¦
   ¦           ¦                                      ¦ремонта пути ¦
   ¦           ¦4. Измерение сопротивления изолирующих¦2 раза в год ¦
   ¦           ¦стыков на станциях и разъездах        ¦и после ре-  ¦
   ¦           ¦по методике п. 7.4.5                  ¦монта пути   ¦
   ¦           ¦5. Измерение сопротивления рельсовых  ¦2 раза в год ¦
   ¦           ¦стыковых соединителей на станциях     ¦             ¦
   ¦           ¦и разъездах по методике пп. 7.4.3,    ¦             ¦
   ¦           ¦7.4.4                                 ¦             ¦
   L-----------+--------------------------------------+--------------
   
       6.6.2.  Измерение  токов  утечки  с рельсов электрифицированных
   путей  производится  по  мере  необходимости  работниками  участков
   энергоснабжения     дороги     совместно     с    заинтересованными
   организациями,  проектирующими, строящими и эксплуатирующими защиту
   подземных металлических сооружений.
       6.6.3.  Проверку соответствия усиленных дренажей требованиям п.
   5.8  выполняет  комиссия  с участием представителей дистанции пути,
   сигнализации   и  связи,  дистанции  электроснабжения  и  владельца
   усиленного  дренажа при первом опытном включении усиленного дренажа
   и  в  дальнейшем  -  эксплуатационный  персонал  в  соответствии  с
   требованиями п. 6.5.3.
       6.6.4.     Контроль     сопротивления    изолирующих    стыков,
   установленных  по требованию п. 3.2.11, осуществляется по методике,
   приведенной  в  п. 7.4.5. Если измеренное сопротивление ниже нормы,
   то  изолирующий стык подлежит переборке или очистке от загрязнения,
   дефектные  элементы  стыка заменяются. Результаты измерений заносят
   в журнал периодических осмотров.
   
            7. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
                   ИЗМЕРЕНИЯ, ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА
   
                  7.1. Контрольно-измерительные пункты
   
       7.1.1.  Контрольно-измерительные  пункты  (КИП)  необходимы  на
   трассах  подземных сооружений для производства измерений блуждающих
   токов и контроля за работой устройства защиты.
       7.1.2.  Контрольно-измерительные  пункты размещают на всей сети
   подземных  сооружений и в первую очередь в доступных местах трассы,
   например,  в  смотровых колодках, на вводах в здания, на выходах на
   опоры,  распределительных  шкафах, коробках, в местах пересечения с
   электрифицированными путями и с другими подземными сооружениями.
       7.1.3. Контрольно-измерительные пункты устанавливают:
       на   трассах   стальных   трубопроводов   станций   с  тяговыми
   подстанциями  через  300  -  500 м, а на остальных участках - через
   500 - 1000 м;
       на    кабелях    СЦБ,    связи,    дистанционного   управления,
   низковольтных  кабелях  энергетического  хозяйства:  на  станциях -
   через  200 м, а на перегонах - в местах расположения соединительных
   кабельных муфт;
       на    высоковольтных    кабелях   -   в   местах   расположения
   соединительных и оконечных муфт;
       на   всех   сооружениях   -  в  местах  установки  перемычек  и
   подключения дренажных кабелей защитных установок;
       на  магистральных  трубопроводах  и  кабелях - дополнительно на
   пересечениях  с  электрифицированной железной дорогой на расстоянии
   10 - 50 м от ближайшего рельса по обе стороны пересечения.
       7.1.4.   Во   всех  контрольно-измерительных  пунктах  оболочки
   кабелей  соединяют  горячей  пайкой с бронелентой. В местах трассы,
   где  нет  доступа  без  раскопки  к  поверхности трубопровода или к
   оболочкам  кабелей,  КИП  оборудуют  в  кабельной  стойке,  рядом с
   подземным  сооружением закладывают измерительный кабель (рис. 7.1а,
   б, в, г), как правило, стальной электрод длиной 0,5 - 0,7 м.
       7.1.5.  На  кабелях  одного  назначения,  проложенных  в  общей
   траншее,  устанавливают  общие  контрольно-измерительные  пункты  с
   глухой  перепайкой  всех  оболочек кабелей, уложенных в траншее, за
   исключением  случаев,  когда в траншее уложены кабели в алюминиевой
   оболочке  с  полимерным  шланговым  покровом без брони. В последнем
   случае  к  общему  контрольному  пункту выводят два вывода: один от
   кабеля  (кабелей)  в  алюминиевой  оболочке  с шланговой изоляцией,
   другой   от  кабелей  других  типов,  между  которыми  осуществлена
   перепайка;  тем  самым создается контролируемое объединение кабелей
   (п. 4.9.5, см. рис. 7.1г).
       7.1.6.   Контрольно-измерительные   пункты   на  высоковольтных
   кабелях    устанавливают   в   запираемых   металлических   ящиках,
   заземленных   на   выравнивающий   контур  аналогично  п.  4.8.2  с
   установкой  разрядника  (например,  Р-350),  присоединенного  одним
   выводом  к  измерительному  проводнику  от высоковольтного кабеля и
   вторым - к заземленному корпусу (см. рис. 7.1в).
       7.1.7.  На  кабелях  в  алюминиевых оболочках с одним или двумя
   шланговыми  изолирующими  покровами  и  кабелях  без  металлической
   оболочки контрольно-измерительные пункты не устанавливают.
       7.1.8.  Места  присоединения  проводов контрольно-измерительных
   пунктов   к   кабелям   и   трубопроводам   должны  быть  тщательно
   изолированы битумными мастиками и полимерными лентами.
       7.1.9.  Установка  контрольно-измерительных  пунктов  на  вновь
   проектируемых  сооружениях предусматривается проектом строительства
   подземного  сооружения,  а  на  всех  существующих  сооружениях  (в
   случае,   если   они  не  были  смонтированы  ранее)  -  в  проекте
   электрической защиты сооружения от блуждающих токов.
   
            7.2. Общие положения по электрическим измерениям
   
       7.2.1.  При  установлении  опасности  электрокоррозии и решении
   задач  защиты от нее подземных сооружений и конструкций должен быть
   произведен  определенный  комплекс  электрических  измерений как на
   рельсовой  сети,  так  и  на  самих  сооружениях  с периодичностью,
   указанной  в  табл.  7.1.  Причем большая зависимость от конкретных
   условий   делает   результат  электрических  измерений  практически
   единственным  источником  информации  о  коррозионной  опасности  и
   защищенности  для  каждого  реально  существующего  сооружения. Все
   необходимые  электрические  измерения по назначению можно разделить
   на следующие группы:
       определение  степени  опасности  электрокоррозии  на  подземных
   сооружениях   и   конструкциях   (измерения  разностей  потенциалов
   "сооружение  -  земля",  "рельс - земля", сопротивления цепи утечки
   тягового  тока  через конструкцию, удельного сопротивления грунта и
   т.п.);
       проверка  выполнения  действующих  норм и требований к обратной
   сети   электротяги   (измерения  на  рельсовой  сети  и  в  системе
   энергоснабжения электрифицированных железных дорог);
       проверка  защищенности  подземных  сооружений и работы защитных
   устройств  (определение  эффективности  защиты,  отсутствия влияния
   защитных  устройств на работу рельсовых цепей, контроль исправности
   защитных устройств и т.п.).
   
                                                           Таблица 7.1
   
   -------------------T------------------------T--------------------¬
   ¦Объекты измерений ¦ Рекомендуемый перечень ¦   Периодичность    ¦
   ¦                  ¦  измерений и проверок  ¦ контроля (не реже) ¦
   +------------------+------------------------+--------------------+
   ¦        1         ¦           2            ¦         3          ¦
   +------------------+------------------------+--------------------+
   ¦1. Система элек-  ¦а) Нормализация расхода ¦По мере необходимос-¦
   ¦троснабжения      ¦энергии по питающим фи- ¦ти                  ¦
   ¦                  ¦дерам тяговых подстанций¦                    ¦
   ¦                  ¦(п. 7.4.2)              ¦                    ¦
   ¦                  ¦б) Проверка нормирован- ¦То же               ¦
   ¦                  ¦ной утечки тягового тока¦                    ¦
   ¦                  ¦с рельсов (п. 7.4.1)    ¦                    ¦
   ¦2. Протяженные    ¦Определение коррозионной¦Не позднее 6 мес.   ¦
   ¦металлические     ¦опасности во всех КИПах ¦после окончания     ¦
   ¦сооружения        ¦(п. 7.3.1)              ¦монтажа сооружения и¦
   ¦(кабели, трубопро-¦                        ¦ввода в эксплуатацию¦
   ¦воды и т.п.)      ¦                        ¦электрифицированного¦
   ¦                  ¦                        ¦участка             ¦
   ¦                  ¦Проверка защищенности   ¦4 раза в год, а     ¦
   ¦                  ¦от коррозии (п. 7.3.9)  ¦также при каждом    ¦
   ¦                  ¦а) измерения потенциалов¦изменении режима    ¦
   ¦                  ¦"сооружение - земля" в  ¦работы защитной     ¦
   ¦                  ¦пунктах установки защи- ¦установки и при     ¦
   ¦                  ¦ты и конечных пунктов   ¦изменении, связанном¦
   ¦                  ¦защищаемой зоны         ¦с развитием сети    ¦
   ¦                  ¦                        ¦подземных сооружений¦
   ¦                  ¦б) измерение потенциалов¦1 раз в год         ¦
   ¦                  ¦"сооружение - земля" во ¦                    ¦
   ¦                  ¦всех контрольных пунктах¦                    ¦
   ¦                  ¦в) измерение изоляции   ¦2 раза в год        ¦
   ¦                  ¦оболочек кабелей в      ¦                    ¦
   ¦                  ¦шланговом покрытии      ¦                    ¦
   ¦3. Отдельные      ¦                        ¦                    ¦
   ¦непротяженные     ¦                        ¦                    ¦
   ¦конструкции       ¦                        ¦                    ¦
   ¦(опоры, мачты,    ¦                        ¦                    ¦
   ¦фундаменты,       ¦                        ¦                    ¦
   ¦шкафы и т.п.,     ¦                        ¦                    ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное