Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОТ КОРРОЗИИ БЛУЖДАЮЩИМИ ТОКАМИ (УТВ. МПС РФ 09.10.1997 N ЦЭ-518)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   за счет их соединения через дренажную установку.
       На   электрифицированных  участках  следует  применять  дренажи
   только  поляризованного  типа,  т.е. с односторонней проводимостью.
   Схема дренажа представлена на рис. 4.2а.
       Защита  от  коррозии  для железнодорожных подземных сооружений,
   по  показателям  главы  2,  как  правило, обеспечивается дренажными
   установками на 50 А.
       4.5.3.   Защита   подземных  сооружений  катодными  установками
   заключается   в   компенсации  стекающих  с  подземного  сооружения
   блуждающих  токов  встречным  током,  создаваемым  в земле катодной
   установкой.  Для  создания  этого  тока  минусовой  вывод  катодной
   установки  подключают  к  подземному  сооружению,  а  плюсовый  - к
   специальному анодному заземлению.
       При  токе  катодной  установки,  большем стекающего блуждающего
   тока  с  подземного сооружения, на последнем создается его катодная
   поляризация,  т.е. достигается отрицательный потенциал относительно
   земли.
       Схема катодной защиты представлена на рис. 4.2б.
       4.5.4.   Защита   подземного  сооружения  усиленными  дренажами
   заключается  в  совмещении  принципов  дренажной  и  катодной защит
   (рис.  4.2в):  последовательно  с  дренажным  вентилем  соединяется
   катодная  установка  ("плюсом" к тяговым рельсам). В зависимости от
   потенциала  "рельс  -  земля" защита осуществляется либо суммарными
   токами  дренажной  и  катодной  защит  (потенциал  сооружения  выше
   потенциала  рельсов),  либо только током катодной защиты (потенциал
   рельсов выше потенциала сооружения).
       В  данном  случае рельсы выполняют функцию анодного заземления,
   в  связи  с  чем  токи усиления дренажной в режиме катодной защиты,
   как  правило,  не должны превышать 100 А; при их превышении следует
   руководствоваться требованиями п. 4.5.22.
       4.5.5.    Защита    подземных   сооружений   дренажно-катодными
   установками  заключается в сочетании принципов усиленного дренажа и
   катодной защиты (рис. 4.2г).
       4.5.6.  Защита  подземного сооружения протекторными установками
   заключается   в  компенсации  стекающего  с  подземного  сооружения
   блуждающего  тока  встречным током от протектора: ток образуется за
   счет  более  низкого  электрохимического  потенциала  протектора по
   отношению к защищаемому сооружению.
       Протектор   соединяют  глухой  или  разъемной  (контролируемой)
   перемычкой с защищаемым сооружением.
       4.5.7.  При  выборе  из числа перечисленных в п. 4.5.1 активных
   средств  защиты подземных сооружений от коррозии блуждающими токами
   в  первую  очередь рассматривается возможность применения дренажной
   защиты как наиболее эффективной, простой и экономичной.
       Другие  средства защиты следует предусматривать только в случае
   нецелесообразности или невозможности применения дренажной защиты.
       4.5.8.   Поляризованный   дренаж   применяют,   когда   средний
   потенциал  защищаемого  сооружения выше среднего потенциала рельса,
   измеренного  относительно земли. Электродренажная защита эффективна
   преимущественно   в   районе  расположения  тяговой  подстанции  (в
   пределах  до 3 - 5 км от точки присоединения отрицательных питающих
   линий к рельсам).
       4.5.9.  Катодные  установки  следует  применять  для  защиты от
   блуждающих  токов  в тех случаях, когда потенциал рельсов постоянно
   выше  потенциала  сооружения  и  из-за  этого  невозможно применять
   дренажную   защиту,   а   также   в   других   случаях,  когда  это
   технико-экономически   оправдано.   Катодная  защита  эффективна  в
   районах,   удаленных   от   тяговой   подстанции   (в  анодной  или
   знакопеременной зонах потенциалов рельсовой сети).
       4.5.10.  Усиленный  электрический  дренаж  и  дренажно-катодную
   защиту  следует  применять  в знакопеременной зоне рельсовой сети в
   случаях,  когда на подземном сооружении имеется коррозионно опасная
   зона,   а  средний  потенциал  рельса  выше  потенциала  подземного
   сооружения,  или  в  других случаях, когда применение их может быть
   технико-экономически обосновано.
       4.5.11.  Протекторная  защита используется для защиты подземных
   сооружений  в  основном  от  почвенной коррозии и от незначительных
   блуждающих токов.
       4.5.12.  Для  поддержания  защитного  потенциала  "сооружение -
   земля"  в  определенных  пределах должны применяться автоматические
   защитные     установки,    имеющие    устройства    автоматического
   регулирования   защитного   тока   в   зависимости   от  потенциала
   сооружения.
       4.5.13.  Активная  (электрическая)  защита подземных сооружений
   должна  осуществляться  при  наименьшем  среднем  значении защитных
   токов, обеспечивающих защиту сооружения.
       Среднечасовой  ток  всех  установок дренажной защиты (включая и
   нежелезнодорожных),  подключенных  к  рельсовому  пути  или  сборке
   отрицательных   питающих  линий  тяговой  подстанции  магистральных
   участков  электрифицированных  железных  дорог, не должен превышать
   25% общей нагрузки данной тяговой подстанции.
       Методика  определения  среднечасового  тока дренажных установок
   приведена в главе 7.
       4.5.14.  Устройства активной защиты при подключении к рельсовой
   сети  не  должны  нарушать  нормального  функционирования рельсовых
   цепей  автоблокировки  и электрической централизации. При включении
   защитных   устройств   в  работу  и  на  протяжении  всего  периода
   эксплуатации должны соблюдаться требования главы 5.
       4.5.15.    Применение   электрической   защиты   на   подземных
   сооружениях  требует хорошей проводимости в стыках труб, выполнения
   перепайки  оболочки кабеля с броней в каждом кабеле и металлических
   соединений  между собой оболочек оборотных (по материалу оболочки и
   ее   изоляции)   кабелей   в  одной  траншее,  в  оконечных  или  в
   промежуточных  устройствах  их  разделки,  за исключением кабелей в
   шланговом изолирующем покрытии без брони.
       4.5.16.  Присоединение  установок  дренажной  защиты  к  сборке
   отрицательных      питающих      линий      тяговых      подстанций
   электрифицированных  участков  допускается  в  тех  случаях,  когда
   подключение  дренажей к пункту присоединения отрицательных питающих
   линий  к  рельсам  не  обеспечивает защиту подземного сооружения от
   коррозии блуждающими токами.
       4.5.17.   Устанавливаемые   на   электрифицированных   железных
   дорогах  полупроводниковые  защитные  устройства  при подключении к
   рельсовой  сети  должны  быть  рассчитаны на обратное напряжение не
   менее 2000 В.
       Если  защитное  устройство не удовлетворяет этому требованию, в
   цепь   защиты   со   стороны   рельсов   дополнительно   включается
   полупроводниковый   вентиль   на  ток  защитного  устройства  и  на
   обратное  напряжение,  повышающее  пробивное  напряжение собственно
   устройства   до   указанного   значения.   Все   элементы  защитных
   устройств,   подключаемых   к   рельсам,   должны  выдерживать  без
   повреждения  трехкратное  превышение  защитного  тока  в течение 20
   мин. и десятикратное - в течение 0,1 с.
       4.5.18.    Катодная    поляризация    подземных   металлических
   сооружений  должна  осуществляться  так,  чтобы исключалось вредное
   влияние ее на соседние подземные металлические сооружения.
       Вредным  влиянием  катодной  поляризации защищенного сооружения
   на соседние металлические сооружения считаются:
       уменьшение    абсолютного   значения   минимального   защитного
   потенциала   при   увеличении  абсолютного  значения  максимального
   защитного   потенциала   на   соседних  металлических  сооружениях,
   имеющих катодную поляризацию;
       появление  опасности  электрохимической  коррозии  на  соседних
   подземных  металлических  сооружениях,  ранее не требовавших защиты
   от нее.
       4.5.19.  Для  улучшения противокоррозионной защиты и уменьшения
   затрат   на   ее   осуществление   следует   применять   совместную
   электрическую   защиту  разнородных  подземных  сооружений,  близко
   расположенных   друг   от   друга,   одними  защитными  установками
   (исключая кабели на напряжение выше 1000 В).
       4.5.20.  При совместной защите подземные сооружения в доступных
   местах    объединяются    посредством    устройства   металлических
   перемычек,  перепаек;  в  случае необходимости перемычки могут быть
   контролируемыми (с разъемом), регулируемыми или поляризованными.
       4.5.21.  Допускается  присоединение  нескольких  поляризованных
   дренажных   установок   в   одном   пункте   рельсовой  сети,  если
   выполняются требования п. 5.12.1.
       4.5.22.    Присоединение   усиленных   дренажей   и   установок
   дренажно-катодной  защиты  к  рельсовым  путям  электрифицированных
   железных  дорог  не  должно  в  катодной  зоне  потенциалов рельсов
   приводить  к  появлению  положительных потенциалов от тока защиты в
   пункте  присоединения  отрицательной питающей линии (отсоса) в часы
   интенсивного движения поездов.
       В  знакопеременных  зонах  потенциалов  рельсов  ток усиленного
   дренажа   или   дренажно-катодной   защиты  должен  быть  ограничен
   значением,  при  котором  в  часы  интенсивного движения поездов не
   устанавливаются  устойчивые  положительные  потенциалы на рельсах в
   пункте присоединения защитной установки.
       Примечание.   Эти  требования  не  относятся  к  установкам  на
   номинальный   ток   менее   100   А,   т.е.   усиленные  дренажи  и
   дренажно-катодные  установки  на  ток  (выпрямителя) до 100 А можно
   подключать  в  катодной и знакопеременной зонах потенциалов рельсов
   без проверки их влияния на потенциалы последних.
   
       Не    допускается    присоединять    усиленные    дренажи   или
   дренажно-катодные  установки  в  анодных  зонах  рельсовой  сети, а
   также к рельсам деповских путей.
       4.5.23.   При   осуществлении   активной   защиты  от  коррозии
   блуждающими  токами  способ  защиты и ее электрическая схема должны
   быть  увязаны  с  требованиями техники безопасности по обслуживанию
   защищаемого  сооружения,  обеспечивать  защиту  сооружения от токов
   короткого  замыкания,  грозы  и исключать вредное влияние на работу
   рельсовых цепей автоблокировки (глава 5).
       4.5.24.  Защита  подземных  сооружений  от коррозии блуждающими
   токами  на  станциях стыкования и в зоне распространения постоянных
   блуждающих   токов   на   участок   переменного   тока  (до  5  км)
   осуществляется,  как  на участках постоянного тока. В этих условиях
   применяют только полупроводниковые защитные устройства.
       4.5.25.    При    выполнении   защиты   от   блуждающих   токов
   железнодорожных   подземных   сооружений,  кроме  выполнения  общих
   требований  пп.  4.4  и  4.5,  следует учитывать особенности защиты
   каждого  объекта, изложенные в пп. 4.6 - 4.14, диктуемые спецификой
   их конструкций и работы.
       4.6. Особенности защиты подземных сооружений тяговых подстанций
       4.6.1.   Защиту   от   электрокоррозии   подземных  сооружений,
   заземленных    на    контур    тяговой   подстанции,   осуществляют
   поляризованными  дренажными установками, включенными между наружным
   контуром  заземления  и  отрицательной  шиной тяговой подстанции до
   реактора  со стороны рельсов (к сборке отрицательных питающих линий
   подстанций).
       Преимущественным   должно   быть   применение   комбинированных
   устройств,  осуществляющих  защиту  от  блуждающих  токов и функции
   короткозамыкателя   цепи   контур  заземления  -  отсос  в  режимах
   короткого     замыкания     на     подстанции    (полупроводниковый
   дренажно-шунтовой замыкатель ПДШЗ, см. рис. 4.3).
       4.6.2.  Катодная  поляризация подземных сооружений, заземленных
   на   контур   тяговой   подстанции   посредством   дренажа,  должна
   осуществляться   таким   образом,   чтобы   создаваемые  потенциалы
   соответствовали  защитным,  указанным  в  главе  2 для каждого типа
   сооружений.
       4.6.3.  Применяемые в дренаже диоды должны быть рассчитаны на 2
   кВ  обратного  напряжения  или  защищаться  устройством  пропуска в
   обход диода импульса тока или обратного напряжения.
       4.6.4.  Корпус  дренажной установки (ПДШЗ) должен быть заземлен
   на  внешний контур заземления тяговой подстанции, для чего вывод от
   дренажной установки, идущий к контуру, соединяют с корпусом.
       4.7. Особенности защиты подземных сооружений электродепо
       4.7.1.   Защиту   от   коррозии  блуждающими  токами  подземных
   сооружений   электродепо   из-за  наличия  по  требованиям  техники
   безопасности   электрической  связи  внутридеповских  сооружений  с
   контуром  заземления  и  рельсами  осуществляют,  главным  образом,
   снижением   попадания   тягового   тока   с  рельсов  на  подземные
   сооружения.  Это достигают вентильным секционированием рельсов. Оно
   эффективно,    если   электродепо   расположено   в   анодной   или
   знакопеременной зонах потенциалов рельсовой сети.
       4.7.2.   В   зависимости  от  системы  ввода  электроподвижного
   состава  на  канавы  депо  (под  напряжением  3  кВ  или пониженном
   напряжении)  вентильное  секционирование выполняют в соответствии с
   рис.  4.4а,  б.  Если  депо имеет двусторонний выход на главные или
   станционные   пути,   то   вентильное   секционирование   выполняют
   аналогичным  образом  с  двух  сторон  здания  депо. Дополнительный
   вентильный   блок   (рис.   4.4а)  устанавливают  в  случае,  когда
   деповский парк имеет значительное путевое развитие.
       4.7.3.     При     проектировании,     с     целью     снижения
   электрокоррозионных    повреждений,    необходимо   предусматривать
   установку  изолирующих  фланцев и муфт на вводах на территорию депо
   наиболее    ответственных    подземных   сооружений   (газопроводы,
   трубопроводы  теплофикации,  водопроводы,  кабели  связи  и  т.п.),
   ответвляющихся   от  соответствующих  городских  магистральных  или
   станционных коммуникаций.
       4.7.4.  После  осуществления  мероприятий  пп.  4.7.1  -  4.7.3
   устранение    опасности    электрокоррозии   подземных   сооружений
   электродепо   в   случае  ее  обнаружения  достигается  применением
   активной защиты по п. 4.5.
       4.7.5.   Электрифицированные  пути  депо  должны  удовлетворять
   требованиям  по ограничению утечки тяговых токов (пп. 3.2.3, 3.2.7,
   3.2.8).
       4.8. Особенности защиты высоковольтных кабелей
       4.8.1.  Защита  высоковольтных  кабелей от коррозии блуждающими
   токами   должна  осуществляться  отдельно  от  остальных  подземных
   сооружений  железнодорожного  хозяйства,  кроме случаев объединения
   их    единым   контуром   заземления   (тяговая,   трансформаторная
   подстанции т.п.).
       4.8.2.    Защитные    установки   на   высоковольтных   кабелях
   выполняются  в запираемых ящиках, заземленных двумя проводниками на
   контур  заземления,  либо  на  выравнивающий  контур. Сопротивление
   контура   заземления  должно  соответствовать  требованиям  "Правил
   технической    эксплуатации   электроустановок   потребителей"   по
   значениям  напряжения  для  высоковольтных  кабелей.  Сопротивление
   выравнивающего контура не нормируется.
       Выравнивающий  контур  выполняется  в  виде  сетки  из стальной
   полосы  40  х  4 мм, закопанной на глубину 0,3 - 0,4 м по периметру
   установки на 0,8 м от нее.
       4.8.3.  Если  защитная установка располагается у подстанции, то
   корпус   установки   заземляется   на   внешний  контур  заземления
   подстанции.  Индивидуальный заземляющий или выравнивающий контуры в
   этом случае не делают.
       В    схему    защитных    установок    высоковольтных   кабелей
   дополнительно включаются разрядники на 350 В:
       в  поляризованных  дренажах - между клеммой "кабель" и корпусом
   установки (контуром);
       в  катодных станциях, дренажно-катодных установках, в усиленных
   дренажах  - между клеммой "кабель" и корпусом установки (контуром),
   а  также  между  каждой  фазой  питающей  сети переменного тока (до
   предохранителей со стороны ввода) и корпусом установки (контуром).
       4.9. Особенности защиты кабелей в алюминиевых оболочках
       4.9.1.   Защита   алюминиевых   оболочек  кабелей  от  коррозии
   осуществляется   в   основном   с   помощью  изолирующих  покрытий,
   наносимых   в   процессе  изготовления  кабелей.  При  выборе  типа
   изолирующего   покрытия   на  стадии  проектирования  для  кабелей,
   прокладываемых     в    условиях    блуждающих    токов,    следует
   руководствоваться рекомендациями п. 4.4.3.
       4.9.2.  Защита  от  коррозии  кабелей  с  полимерным  покрытием
   поверх  алюминиевой  оболочки  с  броней  без наружного полимерного
   покрытия   осуществляется,   в   случае   необходимости,  активными
   средствами (дренажами, катодными установками и т.п.).
       4.9.3.  Кабели  с  полимерным покрытием шлангового типа поверх
   алюминиевой  оболочки  надежно защищены от всех видов коррозии при
   выполнении  условий целостности шлангового изолирующего покрытия с
                                              6
   уровнем изоляции  от  земли не менее 5 х 10  Ом км. Линейная часть
   оболочки  кабелей в шланговом покрытии, заходящая в места разделки
   (НУП, ОУП, здания), должна быть изолирована от станционной части и
   заземлена.  При  понижении  уровня  изоляции  покрытия  необходимо
   отыскивать  места  его  повреждения "Индикатором места повреждения
   кабеля" (см. главу 7) или другим прибором и устранять повреждения.
   Кабельные  ответвления в НУП, ОУП, здания отделяются от магистрали
   изолирующими  муфтами.  При  многократных  повреждениях покрытия и
   понижении  уровня  его изоляции следует применять на таких кабелях
   сочетания    пассивных    и    активных   средств.   Первоначально
   осуществляется   снижение   потенциалов   на   кабеле   пассивными
   средствами  защиты:  заземлителями и применением изолирующих муфт,
   шунтированных  регулируемыми  резисторными или диодно-резисторными
   перемычками (рис. 4.5).
       Назначение перемычек:
       резисторной   -   снижение  разности  потенциалов  на  стыке  и
   достижение защитных потенциалов кабеля относительно земли;
       диодно-резисторной  - создание односторонней проводимости вдоль
   оболочки  кабеля  с целью снижения потенциалов кабеля от блуждающих
   токов  соседних  подстанций  и  обеспечения  требуемого ограничения
   действия защиты по трассе кабеля.
       Заземлители   и   перемычки   подключаются   к  оболочке  через
   контрольно-измерительные  пункты.  Эффективное снижение потенциалов
   на  кабеле  достигается  применением  заземлителей с сопротивлением
   растеканию  ниже 10 Ом; на отдельных концевых участках трасс кабеля
   значение  этого сопротивления целесообразно иметь не выше 3 Ом (см.
   рис. 4.5).
       Значение  сопротивления  перемычек из резисторов должно быть на
   порядок  выше  сопротивлений заземлителей (сотни Ом); окончательный
   выбор   значения   сопротивления   осуществляется   при   доведении
   потенциалов  кабеля  до  защитных.  Изолирующие муфты целесообразно
   располагать  по  трассе  кабеля следующим образом: на магистральных
   кабелях,  проходящих  через всю межподстанционную зону (между двумя
   тяговыми  подстанциями),  - две изолирующие муфты на расстоянии 2 -
   3  км  от  каждой  тяговой  подстанции;  на более коротких кабелях,
   которые  не  проходят  через всю межподстанционную зону, достаточно
   оборудование одной изолирующей муфты.
       Если  изолирующие  муфты  расположены более часто (через каждую
   строительную  длину),  то  этого  может  оказаться  достаточным для
   защиты  от  электрокоррозии  кабелей  в  алюминиевой  оболочке  без
   брони.
       Примечание:  На  кабелях,  трасса  которых  удалена от крайнего
   пути  на  расстояние  более  25  м,  параллельно изолирующим муфтам
   дополнительно устанавливают разрядники по грозозащите.
   
       4.9.4.   Если   после   применения  пассивных  средств  защиты,
   приведенных   в   п.  4.9.3,  кабель  остается  незащищенным,  т.е.
   значения  потенциалов  на  кабеле  не  находятся в пределах защиты,
   необходимо  дополнить защиту активными средствами. Схемы комбинации
   пассивных и активных средств защиты представлены на рис. 4.5.
       4.9.5.  При совместной защите кабеля в алюминиевой оболочке без
   брони  с  кабелями  других  типов,  чтобы  не  вызвать  повреждения
   алюминиевой  оболочки  из-за  перетекания  гальванического тока, не
   следует   осуществлять   неконтролируемое   соединение  (перепайку)
   оболочек   кабелей   до   проведения   электрических   измерений  и
   осуществления защитных мероприятий (п. 4.9.3, 4.9.4).
       Для  этих  целей в оборудуемых контрольных пунктах делаются два
   вывода:  от  кабелей с алюминиевой оболочкой и от остальных кабелей
   с  перепаянными  оболочками; соединение этих выводов по требованиям
   защиты возможно глухой или поляризованной перемычкой.
       Защита   от   коррозии   блуждающими   токами   в  этом  случае
   производится по показателям защищенности табл. 2.5, п. 4.
       4.9.6.   В  случае  совместной  защиты  кабелей  с  алюминиевой
   оболочкой   и   броней   с   кабелями  других  типов  все  оболочки
   перепаивают  обычным образом. Контрольный пункт оборудуется с одним
   выводом   от   кабелей.   Защита   осуществляется   по  показателям
   защищенности табл. 2.5, п. 3.
       4.9.7.   При   выполнении   магистральных   линий   кабелей   с
   полимерными   шланговыми  покровами  поверх  оболочки  и  брони  не
   следует  производить  перепайку  оболочки  и  брони  этого кабеля с
   кабелями  другого  типа  в  релейных  шкафах,  постах  во избежание
   возможности  возникновения  интенсивной  электрокоррозии  последних
   перетекающими  токами  (особенно  кабелей,  подходящих  к  участкам
   рельсов   с   отрицательными  значениями  потенциалов  относительно
   земли).
       4.10.   Особенности  защиты  сооружений  и  конструкций  постов
   секционирования и пунктов параллельного соединения контактной сети
       4.10.1.  Посты  секционирования  (ПС)  и  пункты  параллельного
   соединения   (ППС)   контактной  сети  при  проектировании  следует
   размещать  у  путевых  дроссель-трансформаторов  и  заземлять их на
   среднюю  точку  дроссель-трансформаторов (рис. 4.6а) или на тяговый
   рельс  однониточной  рельсовой  цепи  (рис.  4.6б)  наглухо двойным
   заземляющим  проводом. При этом сопротивление заземления фундамента
   ПС  (ППС)  не  должно  быть ниже 500 Ом по условиям защиты арматуры
   фундаментов   от  электрокоррозии;  это  обеспечивается  установкой
   изолирующих  деталей  между корпусом ПС (ППС) и бетоном фундамента,
   а также в узлах анкерных болтов.
       Как  правило,  ПС  (ППС) должны устанавливаться на бетонные или
   железобетонные лежни со щебеночной подсыпкой под них.
       4.10.2.  Металлические  оболочки кабелей, заходящих в ПС (ППС),
   изолируются   от   металлического   корпуса   ПС   (ППС).  Броня  и
   металлическая   оболочка  кабелей  не  вводятся  внутрь  поста  или
   пункта.
       4.10.3.  Цепи  питания  собственных  нужд  вводятся  в ПС (ППС)
   через   изолировочные  трансформаторы,  кроме  случаев  питания  от
   продольной ВЛ или ВЛ автоблокировки.
       4.10.4.   В  процессе  эксплуатации  необходимо  контролировать
   электрокоррозионное    состояние   фундаментов   ПС   (ППС).   Если
   сопротивление  заземления фундамента ниже нормы (см. табл. 4.1), то
   в  цепь  заземления  ПС  (ППС) на рельсовый путь включается диодный
   заземлитель  ЗД (рис. 4.6в) или повышается сопротивление заземления
   фундамента   до   безопасного   значения   применением  изолирующих
   элементов   и   т.д.   Последнее   осуществляется   так   же,  если
   сопротивление  заземления  ниже  нормируемых  значений  по условиям
   обеспечения  надежной  работы рельсовых цепей СЦБ (п. 5.1). Во всех
   случаях   при   решении   вопросов   заземления  ПС  (ППС)  следует
   руководствоваться табл. 4.1.
   
                                                           Таблица 4.1
   
   --------------T--------------------------------------------------¬
   ¦Тип рельсовой¦     Место присоединения заземления ПС (ППС)      ¦
   ¦    цепи     +-----------------------T--------------------------+
   ¦             ¦К средней точке путево-¦    Непосредственно к     ¦
   ¦             ¦го дроссель-трансфор-  ¦     тяговому рельсу      ¦
   ¦             ¦матора                 ¦                          ¦
   ¦             +-----------T-----------+------------T-------------+
   ¦             ¦R >= R , но¦R < R , Ом ¦R >= R , Ом ¦  R < R , Ом ¦
   ¦             ¦      д    ¦     д     ¦      д     ¦       д     ¦
   ¦             ¦  не ниже  ¦           ¦            ¦             ¦
   ¦             ¦  5 Ом <*> ¦           ¦            ¦             ¦
   +-------------+-----------+-----------+------------+-------------+
   ¦Двухниточная ¦Наглухо    ¦Через ЗД   ¦Наглухо <**>¦Через ЗД <**>¦
   ¦             ¦(см. рис.  ¦(см. рис.  ¦(см. рис.   ¦(см. рис.    ¦
   ¦             ¦4.6а)      ¦4.6в)      ¦4.6б)       ¦4.6в)        ¦
   +-------------+-----------+-----------+------------+-------------+
   ¦Однониточная ¦-          ¦-          ¦Наглухо     ¦Через ЗД     ¦
   ¦             ¦           ¦           ¦(см. рис.   ¦(см. рис.    ¦
   ¦             ¦           ¦           ¦4.6б)       ¦4.6в)        ¦
   L-------------+-----------+-----------+------------+--------------
   
       --------------------------------
       <*>  В  пунктах  установки  междупутных  перемычек соблюдается
   только условие R >= R .
                        д
       <**> Точка подключения к рельсам должна быть не ближе 200 м от
   путевых  дроссель-трансформаторов, а сопротивление заземления - не
   ниже 100 Ом.
   
       Примечание.  R - сопротивление заземления фундамента ПС (ППС).
   R  -  наименьшее допустимое сопротивление заземления фундамента ПС
    д
   (ППС) по табл. 2.1.
   
       4.11.  Особенности  защиты  сооружений и конструкций сигнальных
   точек СЦБ
       4.11.1.  На  вновь  устанавливаемых  металлических  светофорных
   мачтах  и  релейных  шкафах  должны  быть предусмотрены изолирующие
   элементы  между  конструкцией мачты или шкафа и крепежными болтами,
   а  также  бетоном  фундамента. Мачту и шкаф в этом случае заземляют
   на  рельсы  наглухо.  На железобетонных светофорных мачтах навесную
   металлическую   гарнитуру  изолируют  от  бетона  и  арматуры  мачт
   изолирующими   элементами   и   заземляют   на   рельсы  наглухо  с
   изолированной прокладкой от бетона заземляющего проводника.
       4.11.2.  В  условиях  эксплуатации светофорные мачты и релейные
   шкафы,    у    которых   отсутствуют   изолирующие   элементы   или
   сопротивление  изоляции  их  ниже предельного значения, в анодных и
   знакопеременных  зонах  потенциалов  "рельс  -  земля" заземляют на
   среднюю   точку  путевого  дроссель-трансформатора  через  защитное
   устройство,  препятствующее  стеканию  тока  с  рельсовых  путей  в
   фундаменты  мачт  и  светофоров;  в  катодной  зоне  -  заземляются
   наглухо.   В   качестве   защитных   устройств  применяют  искровые
   промежутки  (типа  ИПМ-62 и др.)(рис. 4.7а) или диодные заземлители
   ЗД  (рис.  4.7б),  включенные  в  цепь заземления мачты светофора и
   корпуса  релейного  шкафа. Диодный заземлитель в этом случае должен
   удовлетворять характеристикам табл. 4.
       4.11.3.  При  заземлении  мачт  светофоров  и корпусов релейных
   шкафов  по схеме рис. 4.7а в случае питания приборов, установленных
   на  мачте,  напряжением  220  В  во  время  производства  работ  на
   светофорной   мачте   или   релейном   шкафу   искровой  промежуток
   необходимо  шунтировать  съемной медной перемычкой площадью сечения
   не менее 50 кв. мм.
       4.11.4.  Оболочки  и броня кабелей, заходящих в релейный шкаф и
   светофорную  мачту,  должны быть надежно изолированы от их корпусов
   с помощью специальных изолирующих элементов (втулок, прокладок).
       4.12. Особенности защиты масло- и воздухопроводов
       4.12.1.  Масло-  и воздухопроводы по территориям станций и депо
   должны  прокладываться,  как  правило, над землей на железобетонных
   стойках. Металлические трубы не должны касаться арматуры стоек.
       4.12.2.  Под  путями  масло-  и  воздухопроводы  прокладывают в
   асбоцементных трубах с соблюдением требований пп. 4.4.8, 4.4.9.
       4.12.3.   Трубопроводы   должны   быть  изолированы  с  помощью
   изолирующих  фланцев  от всех конструкций, металлически связанных с
   рельсами,  с деталями рельсовых скреплений, а также от конструкций,
   заземленных на рельсы наглухо.
       4.13.  Особенности  защиты  рельсов  и  рельсовых  скреплений в
   тоннелях
       4.13.1.  Электрокоррозионная  опасность  для  рельсов и деталей
   рельсовых   скреплений  проявляется,  как  правило,  в  протяженных
   тоннелях   длиной   более   500   м,   расположенных  в  анодных  и
   знакопеременных   зонах  потенциалов  рельсовой  сети  при  средних
   потенциалах  "рельс  -  земля"  выше +5 В и пониженном в два раза и
   более уровне изоляции пути.
       4.13.2.  Путь  в  электрифицированных  железнодорожных тоннелях
   должен  соответствовать  требованиям  по ограничению утечки тяговых
   токов, изложенным в пп. 3.2.3, 3.2.7 - 3.2.10, 3.2.15.
       4.13.3.  В  тоннелях  рекомендуется  применять  раздельный  тип
   рельсовых   скреплений  с  тщательным  контролем  затяжки  клеммных
   болтов.
       4.13.4.  В  процессе  эксплуатации  пути  в тоннелях необходимо
   выявлять    и    заменять    шпалы   с   пониженным   электрическим
   сопротивлением  (промокшие,  с трещинами и т.п.), производить более
   частую подрезку и очистку балласта.
       4.13.5.  В  тоннелях  в  целях  повышения  электроизоляции пути
   следует  применять специальные меры: пропитывать шурупные отверстия
   электроизолирующими  составами, применять изолирующие прокладки под
   подкладками,  изолирующие  втулки  в шурупных отверстиях, промывать
   чаще балласт и т.п.
       4.13.6.  При  обнаружении электрокоррозионной опасности (см. п.
   4.13.1)   в   целях   защиты  рельсов  и  рельсовых  скреплений  от
   электрокоррозии   следует   применять,   как   правило,  вентильное
   секционирование по схеме рис. 6.4.
       В  тоннелях  длиной  более  2  км  защитный  эффект вентильного
   секционирования  достигается  дополнительным  секционированием пути
   внутри  тоннеля.  Вентильное  секционирование в двухпутных тоннелях
   осуществляется  раздельно  по  каждому  пути  с  устройством  общей
   обходной  перемычки,  эквивалентной  по проводимости двум рельсовым
   нитям.
       4.14.   Особенности   защиты   железнодорожных   железобетонных
   сооружений
       4.14.1.  Основными особенностями железнодорожных железобетонных
   конструкций  является ограниченная их протяженность и необходимость
   по  требованиям  техники  безопасности  и  условиям надежной работы
   защиты  от  токов  короткого  замыкания  заземления  их  на  рельсы
   электрифицированных  железных дорог. Последнее приводит к тому, что
   через   цепи  заземления  в  арматуру  конструкции  могут  попадать
   значительные   токи,   которые   при   стекании  в  бетон  вызывают
   электрокоррозионные    разрушения    арматуры.   Блуждающие   токи,
   попадающие  не  по  цепям  заземления, а из земли в железнодорожные
   железобетонные    конструкции    из-за   малых   длин   конструкции
   незначительны   и  не  вызывают  опасных  явлений  электрокоррозии.
   Поэтому    основная    направленность   защитных   мероприятий   на
   железобетонных  конструкциях  - исключение возможности попадания на
   них  тока утечки с рельсов по цепи заземления или ограничения этого
   тока до допустимых пределов (п. 2.2).
       4.14.2.   Все   железобетонные   конструкции   железнодорожного
   электрифицированного  транспорта должны иметь, как правило, толщину
   защитного слоя бетона над любой арматурой не менее 20 мм.
       4.14.3.   При   проектировании   железобетонных  конструкций  в
   качестве    защитных    мероприятий   от   электрокоррозии   должны
   предусматриваться  специальные изолирующие элементы (втулки, шайбы,
   прокладки  и т.п.), обеспечивающие электрическую изоляцию (не менее
   10000  Ом)  металлических деталей, заземляемых на рельсы, от бетона
   и    арматуры   железобетонных   конструкций   (рис.   4.8),   либо
   осуществляться  особые  способы  заземления  (нейтральные  вставки,
   врезка дополнительных изоляторов и т.п. - рис. 4.9а, б).
       Проектирование  для защиты от электрокоррозии вновь сооружаемых
   железобетонных  конструкций  с помощью защитных устройств (искровых
   промежутков,  диодных  заземлителей и т.п.) взамен установки на них
   электроизолирующих  элементов  допускается  только в исключительных
   случаях  при  невозможности  конструктивного  обеспечения установки
   изолирующих элементов.
       4.14.4.  Электроизолирующие  детали  следует  устанавливать для
   изоляции:
       деталей  крепления конструкций контактной сети на искусственных
   железобетонных  сооружениях  (мостах, эстакадах и т.п.) от арматуры
   сооружений   или   деталей  крепления,  от  заземленных  на  рельсы
   элементов конструкций контактной сети;
       всех  металлических  конструкций (перила и т.п.), расположенных
   на  железобетонных  искусственных сооружениях и по условиям техники
   безопасности заземленных на рельсы, от арматуры сооружений;
       деталей  крепления  контактной  сети  и  закладных  деталей  от
   арматуры и бетона железобетонных опор контактной сети;
       железобетонных анкеров опор контактной сети от оттяжек;
       арматуры  железобетонных опор и фундаментов металлических опор,
   устанавливаемых   на   искусственных   сооружениях,   от   арматуры
   сооружений;
       металлических   опор  контактной  сети  и  мачт  светофоров  от
   анкерных болтов и бетона фундаментов;
       заземленных  на рельсы металлических частей железобетонных мачт
   светофоров от бетона и арматуры мачт;
       заземленных  на  рельсы  шкафов,  ящиков  от  анкерных болтов и
   бетона фундаментов;
       заземляющих проводников от бетона и арматуры.
       4.14.5.  В  условиях  эксплуатации  при  обнаружении  опасности
   электрокоррозии   арматуры  железобетонных  конструкций,  вызванной
   токами  утечки  через  цепи  заземления, применяют либо специальные
   способы  заземления  (в  соответствии  с "Инструкцией по заземлению
   устройств    электроснабжения   на   электрифицированных   железных
   дорогах"),   либо  защитные  устройства,  устанавливаемые  в  цепях
   заземления:  искровые промежутки (ИП), диодные заземлители (ЗД) или
   их   комбинацию  (последовательно  с  ЗД  подключены  два  искровых
   промежутка, включенные параллельно, т.е. ЗД + 2ИП).
       На  железобетонных  конструкциях, на которых установка защитных
   устройств  не  допускается  по  требованиям  техники безопасности и
   главы    5,    рекомендуется    применять    нейтральные   вставки,
   дополнительные  изоляторы  для  отделения  заземляющего  спуска  от
   конструкции   (см.   рис.  4.9)  или  устанавливать  дополнительные
   изолирующие  элементы для снижения тока утечки через конструкцию до
   значения ниже нормируемого (табл. 2.1).
       4.14.6.  В  процессе  эксплуатации  железобетонных  конструкций
   необходимо  контролировать  их  защищенность  от  электрокоррозии в
   соответствии   с  показателями  (табл.  2.1).  Если  на  сооружении
   установлены     специальные     защитные    устройства,    контроль
   электрокоррозионного  состояния железобетонных конструкций сводится
   к   контролю  исправного  состояния  этих  элементов  и  устройств.
   Исправное  состояние  изолирующих  элементов  и  защитных устройств
   является  гарантией  отсутствия  электрокоррозионной  опасности для
   конструкций.
       4.14.7.  При  определении мер по защите от электрокоррозии опор
   контактной   сети   и   способа  их  заземления  в  зависимости  от
   конкретных  условий  (место  установки, степень электрокоррозионной
   опасности,    размещение    на    опоре    оборудования)    следует
   руководствоваться   "Указаниями   по  техническому  обслуживанию  и
   ремонту  опорных  конструкций  контактной  сети"  и "Инструкцией по
   заземлению   устройств   электроснабжения   на  электрифицированных
   железных дорогах".
       4.14.8.  При  применении  схем  защиты контактной сети от токов
   короткого  замыкания,  в  которых  не  предусматривается заземление
   железобетонных  конструкций на рельсы, защита их от электрокоррозии
   не предусматривается.
       4.14.9.    В   целях   защиты   от   электрокоррозии   арматуры
   железобетонных  мостов  токами утечки запрещается заземлять наглухо
   на  рельсы  металлические  конструкции,  расположенные  на  мосту и
   имеющие  металлическую  связь с арматурой. Заземление в этом случае
   рекомендуется  осуществлять  либо  через  искровые промежутки, либо
   через  последовательно  включенные  диодные  заземлители и искровые
   промежутки.
       4.14.10.   Защита  пешеходных  мостов  и  других  искусственных
   сооружений  от  электрокоррозии  как  при  устройстве "нейтральных"
   вставок   в  узлах  крепления  контактной  сети,  так  и  без  них,
   осуществляется  заземлением  металлических  частей моста на рельсы,
   как   правило,   через   диодный   заземлитель  или  через  диодный
   заземлитель,  соединенный последовательно с искровыми промежутками.
   Выбор   защитного   устройства,   включаемого  в  цепь  заземления,
   определяется требованиями п. 5.1.
       4.14.11.  Допускается  осуществлять  защиту  от электрокоррозии
   фундаментов   металлических   мостов,   эстакад   и   путепроводов,
   проложенных  через  железнодорожные  пути,  включением  в  цепь  их
   заземления двух искровых промежутков, соединенных параллельно.
       4.14.12.  Фермы  железнодорожных мостов, эстакад и путепроводов
   заземляются   на  рельсы  только  с  одной  стороны  с  соблюдением
   требований  п.  5.1.  Соседние  мосты  (четного и нечетного путей),
   электрически   изолированные  друг  от  друга,  заземляются  каждый
   отдельно на соответствующий путь.
       4.14.13.   При   проектировании   и   монтаже   железнодорожных
   железобетонных   платформ   нельзя  допускать  металлическую  связь
   арматуры  платформ  с  арматурой железобетонных пешеходных мостов и
   их   металлическими  конструкциями.  В  условиях  эксплуатации  при
   наличии  металлической  связи  арматуры  железобетонных  платформ с
   арматурой  железобетонных  конструкций  или  металлическими частями
   пешеходных   мостов   и  при  невозможности  ее  устранения  защиту
   платформ    (одновременно    и   устоев   пешеходных   мостов)   от
   электрокоррозионных  повреждений  следует осуществлять включением в
   цепь  заземления  пешеходных  мостов специальных защитных устройств
   (ЗД, ИП и т.п.).
   
        5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
       РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ АВТОБЛОКИРОВКИ ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ ОТСАСЫВАЮЩИХ
        ЛИНИЙ, ЗАЩИТНЫХ И ЗАЗЕМЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ К РЕЛЬСОВЫМ ПУТЯМ
           ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПОСТОЯННОГО ТОКА
   
       5.1.  Отсасывающие  линии  стационарных  и  передвижных тяговых
   подстанций должны подключаться:
       -  при  двухниточных рельсовых цепях - к средним точкам путевых
   дроссель-трансформаторов             или             дополнительных
   дроссель-трансформаторов,     устанавливаемых     специально    для
   подключения отсасывающих линий;
       - при однониточных рельсовых цепях - к тяговым нитям;
       -  на  участках,  не  оборудованных автоблокировкой (рельсовыми
   цепями), - в местах установки междурельсовых соединителей.
       При  тональных  (как  правило,  бесстыковых)  рельсовых цепях с
   частотой  питания  свыше  400  Гц  подключение  отсасывающих  линий
   должно осуществляться:
       -   к   средним   точкам  дроссель-трансформаторов  (дросселей)
   дроссельного пункта при наличии изолирующих стыков (рис. 5.1а);
       -  к  средним  точкам специально устанавливаемых для этих целей
   дополнительных  (отсасывающих) дроссель-трансформаторов (рис. 5.1б,
   в).
       Места  присоединения  отсасывающих  линий  к  главным  путям  и
   другие  пути  станций,  к которым не подключены отсасывающие линии,
   объединяются,   как   правило,   двумя  междупутными  соединителями
   расчетного сечения.
       5.1.1.  В каждой рельсовой цепи при питании током с частотой до
   400   Гц   допускается   установка  только  одного  дополнительного
   дроссель-трансформатора,  подключаемого  к рельсам в соответствии с
   действующими  нормами  на  расстоянии не ближе 200 м от концов этой
   рельсовой цепи (рис. 5.1).
       При  тональных  рельсовых  цепях  допускается  устанавливать не
   более  двух  дополнительных  дроссель-трансформаторов  (дросселей).
   При этом места их установки не регламентируются.
       5.1.2.   В   качестве  дополнительного  дроссель-трансформатора
   разрешается  применять  типовые дроссель-трансформаторы ДТ-0,6-1000
   (ДТ-0,6-500)  с  настройкой  в  резонанс  для сигнального тока (при
   частоте до 400 Гц) или без настройки (для тональных).
       Во    всех    случаях    дроссель-трансформаторы,   к   которым
   подключаются   отсасывающие   линии,  должны  иметь  дроссельные  и
   междроссельные перемычки удвоенного сечения.
       5.2.  Для  исключения  повреждения  приборов  рельсовой  цепи и
   других  устройств тяговым током и электрического пробоя изолирующих
   стыков  и  кабелей  должны  соблюдаться требования п. 3.2.1 - 3.2.5
   настоящей  Инструкции  в соответствии со схемой установки рельсовых
   соединителей (рис. 5.2).
       5.3.   Длина   обходных   шунтирующих   цепей   по   смежным  и
   параллельным  путям  и  междупутным перемычкам (длина l, рис. 5.2г)
   независимо от длины рассматриваемой рельсовой цепи должна быть:
       на  перегонах  -  при  рельсовых цепях с изолирующими стыками и
   частотой сигнального тока до 400 Гц - не менее 10 км;
       при бесстыковых рельсовых цепях (тональных) - не менее 2 км;
       на   станциях   -  необходимо,  чтобы  в  контур,  образованный
   междупутными  перемычками,  входило не менее 10 рельсовых цепей при
   частоте  сигнального  тока  до  25  Гц  включительно  и  не менее 6
   рельсовых цепей при частоте сигнального тока свыше 25 Гц.
       5.4.  На  электрифицированных  железных  дорогах заземляемые на
   рельсовые  пути  сооружения  и  конструкции (опоры контактной сети,
   мачты  светофоров,  мосты,  путепроводы  и  т.п.)  спуски групповых
   заземлений  разрешается подключать наглухо (если это допустимо и по
   условиям защиты заземляемых конструкций от электрокоррозии):
       а)  к  одному из рельсов при двухниточных рельсовых цепях, если
   сопротивление  цепи утечки сигнального тока через каждое сооружение
   и  конструкцию  не менее 100 Ом, а эквивалентное сопротивление цепи
   утечки  сигнального тока через все подключенные к рельсу сооружения
   и конструкции, приведенное к 1 км пути, не менее 6 Ом;
       б)  к средней точке путевых дроссель-трансформаторов каждого из
   путей,   если  сопротивление  утечки  сигнального  тока  через  все
   присоединяемые  к  данной  точке сооружения и конструкции не ниже 5
   Ом;
       в)  к  средней  точке путевых дроссель-трансформаторов в местах
   включения  междупутных  соединений - без ограничения по требованиям
   СЦБ (см. рис. 5.2г);
       г)   к   тяговой   нити  при  однониточных  рельсовых  цепях  и
   дополнительному    (третьему)    дроссель-трансформатору    -   без
   ограничений по требованиям СЦБ (п. 5.1.1).
       5.5.  Если  по  условиям  защиты  от электрокоррозии необходимо
   включение   в   цепь   индивидуального  или  группового  заземления
   конструкций   на   рельсовую  сеть  диодного  заземлителя,  то  это
   допустимо    при   входном   сопротивлении   заземления   одиночной
   конструкции  не  ниже  значений,  приведенных  в  п.  5.4 (методика
   измерения дана в п. 7.3.13).
       5.6.  Во  всех  случаях,  когда конструкции имеют сопротивление
   менее  указанных  в п. 5.4, заземление их на рельсовые пути следует
   производить  через  специальные защитные устройства, препятствующие
   утечке  сигнального  тока  с  рельсов: искровые промежутки, диодные
   заземлители  с  последовательно включенными искровыми промежутками,
   индуктивные  защитные  дроссели  и  т.п.  С  этой же целью возможно
   повышение  сопротивления  заземления конструкций применением на них
   специальных изолирующих элементов: прокладок, втулок, шайб и т.п.
       5.7.  На  перегонах и станциях при двухниточных рельсовых цепях
   заземляющие  проводники  защитных  и  заземляющих устройств в целях
   предотвращения    шунтирования    рельсовой    цепи   должны   быть
   присоединены  в  пределах  каждого  блок-участка (рельсовой цепи) к
   одной  и  той  же  нити  электрифицированного  рельсового пути; при
   однониточных цепях заземление производится на тяговый рельс.
       5.8.  Выполнение  требований  п.  3.2.3 обеспечивает нормальное
   функционирование  рельсовых цепей СЦБ и автоматической локомотивной
   сигнализации.
       Асимметрия  тягового  постоянного тока в каждой из двухниточных
   рельсовых цепей не должна быть более 6%.
       5.9.  Вентильное  секционирование  деповских  путей и локальных
   участков   пути   должно  осуществляться,  как  правило,  на  стыке
   участков   пути,   оборудованных  только  двухниточными  рельсовыми
   цепями  СЦБ (рис. 5.3а). Допускается включение вентильных блоков на
   стыке  путей,  оборудованных  однониточной  рельсовой  цепью  и без
   рельсовых  цепей. В этом случае на путях без рельсовых цепей должны
   быть  смонтированы  дополнительные изолирующие стыки, установленные
   на расстоянии не менее 25 м от существующих (рис. 5.3б).
       5.10.  При  оборудовании  локальных  участков  пути  вентильным
   секционированием  с обходной перемычкой для обеспечения устойчивого
   функционирования  рельсовых цепей СЦБ и автоматической локомотивной
   сигнализации  (АЛС)  цепь  обходной  перемычки  должна иметь полное
   сопротивление  току  50 Гц не менее 5 Ом независимо от длины и типа
   рельсовых  цепей.  Это  обеспечивается  включением  в цепь обходной
   перемычки    специальных    защитных    дросселей    или   типового
   дроссель-трансформатора ДТ-0,6-500 (1000).
       5.11.  При  использовании  в  качестве защитного дросселя (ДЗ)
   дроссель-трансформатора  ДТ-0,6-500 (1000)  первичную обмотку  его
   включают  последовательно в цепь перемычки, а ко вторичной обмотке
   присоединяют   конденсаторы,  емкость  которых  в  зависимости  от
   частоты питающего рельсовую цепь сигнального тока следующая:
       сигнальный ток частотой, Гц            25       50       75
       емкость конденсатора,   мкФ         42 - 44  28 - 32  10 - 12.
       Воздушный  зазор  в  сердечнике  дросселя  устанавливается  при
   монтаже   в   пределах   требуемого  (по  паспорту)  и  в  процессе
   эксплуатации не регулируется.
       Конденсаторы  выбирают герметизированными на рабочее напряжение
   не  менее  1000  В  (типы  МБГП,  МБГПО  и  др.)  и устанавливают в
   трансформаторном  ящике,  соединенном  кабелем или изолированным (в
   шланге) проводом с дроссель-трансформатором.
       5.11.1.  С  целью  повышения  надежности  работы в каждой схеме
   вентильного  секционирования с обходной перемычкой включают два ДЗ:
   один  последовательно  в  цепь  обходной перемычки, другой - в цепь
   одного  из  вентильных  блоков  со  стороны участка секционирования
   (см.   рис.   6.4а).   На   двухпутных   и   многопутных   участках
   секционирования  ДЗ  включают в шахматном порядке по концам участка
   секционирования или в местах дополнительного секционирования.
       5.12.  Поляризованные,  унифицированные,  усиленные  дренажи  и
   дренажно-катодные   установки,   подключенные   к  рельсовым  путям
   железных  дорог  с  автоблокировкой,  не должны нарушать нормальную
   работу рельсовых цепей СЦБ во всех режимах.
       5.12.1.  Поляризованные,  унифицированные,  усиленные дренажи и
   дренажно-катодные   установки  подключают  к  рельсовым  путям  без
   нормирования  сопротивления  утечке переменного тока через защитную
   установку <*>:
       а)  при  однониточных  рельсовых цепях - к тяговой нити в любом
   месте;
       б) при двухниточных рельсовых цепях:
       к  средним  точкам  путевых  дроссель-трансформаторов  в местах
   установки междупутных соединителей;
       к  средним  точкам  путевых дроссель-трансформаторов, отстоящих
   на   три   рельсовые   цепи   от   точек   подключения  междупутных
   соединителей  или  от  других  путевых  дроссель-трансформаторов, к
   средним    точкам   которых   подключены   защитные   установки   и
   конструкции,  имеющие  сопротивление  утечке переменного тока 50 Гц
   через все сооружения и конструкции менее 5 Ом;
       в    порядке    исключения    к    дополнительному   (третьему)
   дроссель-трансформатору  независимо  от  его  установки (пп. 5.1.1,
   5.1.2).
   --------------------------------
       <*>    Сопротивление    утечке    переменного   тока   включает
   сопротивление  защитной  установки при шунтированном поляризованном
   элементе и сопротивление заземления собственно сооружения.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное