Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБОРОНЫ РФ ОТ 12.03.2003 N 80 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 08.04.2003 N 4388)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   его  структурных подразделениях, в войсках (силах)  и  организациях
   Вооруженных Сил, а также в организациях других федеральных  органов
   исполнительной власти.
       Виды   практики,   продолжительность  стажировки   и   практики
   определяются учебным планом.
       Прохождение стажировки и практики организуется:
       в  воинских частях и организациях видов Вооруженных  Сил  -  по
   указаниям  главнокомандующих  видами Вооруженных  Сил,  в  воинских
   частях  и  организациях военных округов - по  указаниям  начальника
   Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
       в  воинских  частях и организациях центрального подчинения,  не
   входящих  в  виды  Вооруженных  Сил, -  по  указаниям  заместителей
   Министра  обороны  Российской Федерации, командующих  родами  войск
   Вооруженных  Сил,  начальников  главных  и  центральных  управлений
   Министерства обороны (по подчиненности);
       в организациях других федеральных органов исполнительной власти
   -  в  порядке,  установленном  Министерством  образования  и  науки
   Российской Федерации.
   (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 16.06.2005 N 247)
       Высшие  военно-учебные заведения ежегодно к 1 июля представляют
   начальникам,  которым они подчинены, заявки на выделение  мест  для
   прохождения  стажировки и практики на следующий календарный  год  с
   указанием  сроков  их  проведения. Определение  воинских  частей  и
   организаций,  подчиненных  соответствующим  заместителям   Министра
   обороны  Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных
   Сил,  командующим родами войск Вооруженных Сил, начальникам главных
   и  центральных  управлений  Министерства обороны,  для  прохождения
   стажировки   и   практики  производится  этими   начальниками   для
   подчиненных  вузов  - по заявкам начальников высших  военно-учебных
   заведений,  для других вузов - по заявкам начальников, которым  эти
   вузы подчинены.
       Стажировка  и практика организуются и проводятся в соответствии
   с   инструкциями,  утверждаемыми  начальниками,  которым  подчинены
   вузы,   или   по  их  поручению  -  начальниками  вузов.   Кафедрой
   (кафедрами),   на   которую   возложено   руководство   стажировкой
   (практикой),    разрабатываются   программа   ее    проведения    и
   индивидуальные  задания  для  каждого  слушателя  и  курсанта.  Для
   руководства  и контроля за работой слушателей и курсантов  от  вуза
   назначаются   руководители   стажировки   (практики)    из    числа
   преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов.
       Ответственность за создание необходимых условий для  проведения
   стажировки   (практики)  и  выполнение  программ  и  индивидуальных
   заданий  слушателями и курсантами несут командиры воинских  частей,
   начальники  (руководители) организаций Вооруженных Сил,  в  которых
   она  проводится. Возложение на слушателей и курсантов обязанностей,
   не  связанных  с  выполнением программ  стажировки  (практики),  не
   допускается.
       Слушатели   и  курсанты  по  окончании  стажировки   (практики)
   представляют   письменный   отчет   о   выполнении   программы    и
   индивидуального  задания.  Защита отчетов  проводится  в  вузе  или
   непосредственно по месту проведения стажировки (практики).
       47.  Выполнение курсовой работы (проекта, задачи)  имеет  целью
   научить  слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные
   знания  для  решения конкретных практических задач, привить  навыки
   самостоятельного проектирования, производства расчетов,  проведения
   научных  исследований и обоснования принимаемых  решений.  Курсовая
   работа  (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение
   дисциплины.  Количество курсовых работ в семестре  должно  быть  не
   более   двух.   На   курсовую  работу  (проект,   задачу)   кафедра
   разрабатывает  задание.  Для  руководства  работой   слушателей   и
   курсантов  назначаются  руководители из  числа  преподавателей  или
   научных работников.
       48.  Выполнение выпускной квалификационной работы  имеет  целью
   систематизировать и расширить знания, умения и навыки слушателей  и
   курсантов   в  решении  сложных  комплексных  задач  с   элементами
   исследований,  а  также  определить уровень их  подготовленности  к
   выполнению  должностных  обязанностей в соответствии  с  полученной
   специальностью.  Выпускная квалификационная работа  выполняется  на
   заключительном  этапе обучения в виде дипломной работы,  дипломного
   проекта или дипломной задачи.
       Дипломная  работа  представляет  собой  теоретическое  и  (или)
   экспериментальное  исследование  одной  из  актуальных  проблем  по
   специальности  и  может выполняться слушателями и  курсантами  всех
   специальностей.   Оформляется   в   виде   текстуальной   части   с
   приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.
       Дипломный проект - это решение конкретной инженерной задачи  по
   специальности.  Выполняется слушателями  и  курсантами  инженерных,
   командно-инженерных   и   отдельных  командных   специальностей   и
   оформляется  в виде чертежей и пояснительной записки. К  дипломному
   проекту    могут   прилагаться   расчетно-графические    материалы,
   программные    продукты,   рабочие   макеты,   материалы    научных
   исследований  и  другие  материалы,  разработанные  слушателем  или
   курсантом.
       Дипломная  задача  предусматривает  разработку  организационно-
   методических  документов на подготовку и ведение  операций  (боевых
   действий),  на проведение командно-штабных и тактических  (тактико-
   специальных)  учений,  штабных  тренировок,  групповых  упражнений.
   Выполняется слушателями командных, командно-инженерных и  отдельных
   инженерных  специальностей военных академий и военных университетов
   по  темам  оперативного искусства, тактики, боевого и других  видов
   обеспечения,  войсковой  мобилизации,  а  также  методики   боевой,
   оперативной  и мобилизационной подготовки войск (сил).  Оформляется
   в  виде  графической  части, представляемой на картах  (схемах),  и
   пояснительной записки.
       Темы   дипломных   работ   (проектов,  задач)   разрабатываются
   кафедрами  и выбираются слушателями и курсантами самостоятельно  не
   позднее  первого месяца последнего года обучения. Каждому слушателю
   и  курсанту  назначается  руководитель дипломной  работы  (проекта,
   задачи)  из числа преподавателей, научных работников и руководящего
   состава   вуза   (факультета),  при  этом  за  одним  руководителем
   закрепляется  не  более  5  слушателей  или  курсантов.  Назначение
   руководителей  приказом  начальника  вуза  (факультета)  и   выдача
   слушателям  и  курсантам  заданий  на  разработку  дипломных  работ
   (проектов,  задач) производятся не позднее чем  за  три  месяца  до
   начала  их  разработки.  В  тех  случаях,  когда  дипломная  работа
   (проект,   задача)  выполняется  в  воинской  части  (организации),
   руководителем   может  назначаться  специалист  из  соответствующей
   воинской части (организации).
       По   сложной   и   трудоемкой  проблеме  может  разрабатываться
   комплексная   дипломная  работа  (проект,  задача),  в   выполнении
   которой   участвуют   два   и  более  слушателя   (курсанта).   Для
   руководства  комплексной работой один из руководителей  назначается
   старшим.
       На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8
   до  16 недель. Завершенная работа с письменным отзывом руководителя
   представляется начальнику кафедры для решения вопроса о  допуске  к
   защите  и  при  необходимости обсуждается (проходит предварительную
   защиту)  на  кафедре. Дипломная работа (проект, задача), допущенная
   к   защите,  представляется  на  рецензию,  после  чего  вместе   с
   рецензией  и  письменным  отзывом  руководителя  представляется   в
   государственную  аттестационную  комиссию  высшего  военно-учебного
   заведения для защиты.
   
                   Контроль успеваемости и качества
                   подготовки слушателей и курсантов
   
       49.  Контроль  успеваемости и качества подготовки слушателей  и
   курсантов  включает  текущий  контроль успеваемости,  промежуточную
   аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию.
       50.  Текущий  контроль успеваемости предназначен  для  проверки
   хода   и   качества  усвоения  учебного  материала,  стимулирования
   учебной  работы обучающихся и совершенствования методики проведения
   занятий.  Он может проводиться в ходе всех видов занятий  в  форме,
   избранной  преподавателем или предусмотренной тематическим  планом.
   Результаты  текущего  контроля успеваемости  отражаются  в  журнале
   учета  учебных занятий и используются учебным отделом, факультетами
   и кафедрами для оперативного управления образовательным процессом.
       51.  Промежуточная  аттестация имеет целью  определить  степень
   достижения   учебных   целей  по  учебной  дисциплине   (курсу)   и
   проводится  в  форме  зачетов,  экзаменов,  защиты  курсовых  работ
   (проектов,  задач). Формы промежуточной аттестации  устанавливаются
   учебным планом.
       Зачет   служит   формой  проверки  выполнения   слушателями   и
   курсантами  лабораторных  и  расчетно-графических  работ,  курсовых
   работ  (проектов, задач), усвоения материала практических  занятий,
   выполнения  программы стажировки (практики), заданий внеаудиторного
   практикума  по иностранному языку. В отдельных случаях зачет  может
   устанавливаться  по дисциплине в целом или ее разделам.  Количество
   зачетов в семестре не должно превышать шести, не считая зачетов  по
   строевой, огневой и физической подготовке.
       Зачет  принимается преподавателями, ведущими занятия  в  группе
   или  читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачета проводится
   в  течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующей
   дисциплины.   Зачет   с   оценкой  может   приниматься   в   период
   экзаменационной сессии с выделением на подготовку к нему  не  менее
   одного дня.
       Экзамен (курсовой, семестровый) имеет целью проверить и оценить
   уровень   знаний,  полученных  слушателями  и  курсантами,   умение
   применять  их  к  решению  практических  задач,  а  также   степень
   овладения  практическими умениями и навыками  в  объеме  требований
   учебных программ.
       Экзаменом  должно заканчиваться изучение, как  правило,  каждой
   учебной  дисциплины. По дисциплинам объемом 100  и  менее  часов  в
   качестве  промежуточной  аттестации может  предусматриваться  зачет
   (зачет  с  оценкой).  По  сложным и объемным  дисциплинам,  имеющим
   самостоятельные  разделы,  может  предусматриваться  два  и   более
   экзамена.  Общее  количество экзаменов в семестре  должно  быть  не
   более  пяти,  не  считая  экзаменов на  право  вождения  автомобиля
   (танка, тягача) и по физической подготовке.
       Экзамены проводятся в период экзаменационной сессии. Расписание
   экзаменов  утверждается  начальником  вуза  (начальником   учебного
   отдела)  и  доводится до преподавателей, слушателей и курсантов  не
   позднее  чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Расписанием
   должно предусматриваться на подготовку к каждому экзамену не  менее
   трех  дней;  на подготовку к экзаменам на право вождения автомобиля
   (танка,  тягача) и по физической подготовке свободные дни могут  не
   выделяться.  Форма  проведения  экзамена  определяется  начальником
   вуза (факультета) по представлению кафедры.
       Экзамен принимается лектором данного потока. В помощь основному
   экзаменатору     решением    начальника     кафедры     назначаются
   преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине.  В  аудитории,
   где  принимается  экзамен  (зачет с  оценкой),  могут  одновременно
   находиться  слушатели  (курсанты)  из  расчета  не  более   четырех
   экзаменующихся на одного экзаменатора.
       К  экзамену  допускаются слушатели и курсанты, выполнившие  все
   требования  учебной  программы и сдавшие зачет (зачеты)  по  данной
   дисциплине,  предусмотренный в текущем семестре. Начальник  кафедры
   по  представлению преподавателя может освобождать от сдачи экзамена
   слушателей  и курсантов, показавших отличные знания по  результатам
   текущего контроля, с выставлением им оценки "отлично".
       Защита   курсовой  работы  (проекта,  задачи)   слушателями   и
   курсантами   производится   в  комиссии,  назначенной   начальником
   (заведующим)  кафедры,  с  участием  руководителя  курсовой  работы
   (проекта,   задачи).  При  получении  неудовлетворительной   оценки
   обучающийся  выполняет  работу  по новой  теме  или  перерабатывает
   прежнюю в сроки, устанавливаемые начальником вуза (факультета).
       52.  Знания, умения и навыки обучающихся определяются  оценками
   "отлично",   "хорошо",  "удовлетворительно",  "неудовлетворительно"
   или    "зачтено",   "незачтено".   Оценка   объявляется   слушателю
   (курсанту)   по   окончании  им  ответа   на   экзамене   (зачете).
   Положительная  оценка  ("отлично",  "хорошо",  "удовлетворительно",
   "зачтено")  заносится в экзаменационную ведомость, зачетную  книжку
   и     учебную     карточку     слушателя     (курсанта).     Оценка
   "неудовлетворительно"  или  "незачтено"  проставляется   только   в
   экзаменационную ведомость и учебную карточку слушателя  (курсанта).
   Экзаменационная   ведомость  подписывается   начальником   учебного
   отдела  (факультета) и после проведения экзамена (зачета)  хранится
   как документ строгой отчетности.
       53.  Итоговая  аттестация  имеет  целью:  проверить  и  оценить
   подготовленность    выпускников,   соответствие    их    подготовки
   требованиям государственных образовательных стандартов высшего  или
   среднего    профессионального   образования   и    квалификационным
   требованиям   к   выпускникам  по  соответствующим  специальностям;
   решить  вопрос о присвоении выпускникам квалификации  (степени)  по
   полученной  специальности  и  выдаче им  дипломов  государственного
   образца о высшем или среднем профессиональном образовании.
       Итоговая  аттестация организуется и проводится в  установленном
   порядке.  Виды  аттестационных испытаний  по  каждой  специальности
   устанавливаются     учебным     планом.     Программа     итогового
   междисциплинарного   экзамена   разрабатывается    соответствующими
   кафедрами,  рассматривается  на ученом  совете  вуза  (факультета),
   утверждается   начальником  вуза  (факультета)   и   доводится   до
   слушателей  и  курсантов  не  позднее  чем  за  полгода  до  начала
   итоговой аттестации.
       На  проведение итоговой аттестации выделяется время из  расчета
   не  менее пяти дней для подготовки и сдачи каждого государственного
   экзамена,  а  также  время  для защиты  выпускных  квалификационных
   работ.  Расписание  государственных  итоговых  экзаменов  и  защиты
   выпускных  квалификационных работ утверждается начальником  вуза  и
   доводится  до  слушателей и курсантов не позднее чем  за  месяц  до
   начала итоговой аттестации.
   
                           Заочное обучение
   
       54.  Заочное обучение офицеров осуществляется в высших  военно-
   учебных  заведениях на факультетах (отделениях)  заочного  обучения
   <*> и проводится по рабочим учебным планам, разработанным вузом  на
   основе  учебных  планов очного обучения, и по  учебным  программам,
   единым  для  очного  и заочного обучения. Сроки заочного  обучения,
   как правило, на один год больше сроков очного обучения.
   --------------------------------
       <*>   Далее   в   тексте   настоящего  Руководства   факультеты
   (отделения)  заочного  обучения  для  краткости  будут  именоваться
   факультетами заочного обучения.
   
       Заочное обучение осуществляется путем проведения учебных сборов
   в   высшем   военно-учебном  заведении  и  самостоятельной   работы
   слушателей  факультетов  заочного  обучения  <*>  в  периоды  между
   сборами.  Продолжительность сборов - два месяца в  году,  сроки  их
   проведения    определяются   рабочими    учебными    планами.    По
   представлению   начальника  вуза  решением   начальника,   которому
   подчинен  вуз, продолжительность учебных сборов в году  может  быть
   изменена  в  пределах общего времени, отводимого на сборы  за  весь
   период обучения.
   --------------------------------
       <*> Далее в тексте настоящего Руководства слушатели факультетов
   заочного  обучения  для  краткости будут  именоваться  слушателями-
   заочниками.
   
       В  конце  последнего учебного года проводится итогово-выпускной
   сбор.  На  его  проведение дополнительно ко времени, установленному
   на  учебный  сбор,  выделяется от 8  до  16  недель  на  разработку
   выпускной  квалификационной работы, если она предусмотрена  учебным
   планом,  а  также  время  для подготовки  и  сдачи  государственных
   экзаменов  (из  расчета не менее пяти дней  на  каждый  экзамен)  и
   защиты выпускной квалификационной работы.
       55.  Учебная работа на факультете заочного обучения  проводится
   преподавателями,   которые   закрепляются   на   учебный   год   за
   факультетом заочного обучения приказом начальника вуза  и  проводят
   со  слушателями-заочниками все виды учебной работы на  сборах  и  в
   период между ними до завершения обучения по данной дисциплине.
       Высшее   военно-учебное   заведение  обеспечивает   слушателей-
   заочников  необходимыми учебниками, учебными  пособиями  и  другими
   учебно-методическими  материалами. Кафедры вуза  в  соответствии  с
   учебными  программами  разрабатывают и выдают  слушателям-заочникам
   контрольные  работы,  темы рефератов и другие  учебные  задания,  а
   также  методические указания по их выполнению. Задания на выпускные
   квалификационные    работы   формируются   с    учетом    служебной
   деятельности  слушателей-заочников и выдаются им не позднее  чем  в
   период предпоследнего учебного сбора.
       Высшее   военно-учебное  заведение  предоставляет   слушателям-
   заочникам  возможность  в  период между  сборами  (в  свободное  от
   военной  службы  время  и в период отпуска) получать  консультации,
   пользоваться  лабораториями и библиотеками, выполнять  лабораторные
   работы,  сдавать  зачеты  и  экзамены. Для  получения  консультаций
   слушатели-заочники   решением   начальника   факультета    заочного
   обучения   могут   прикрепляться  к  другим  высшим  военно-учебным
   заведениям по согласованию с ними.
       56. Учебные задания слушателям-заочникам планируются из расчета
   не более трех заданий в месяц. Выполненные работы представляются  в
   вуз   для   рецензирования  и  предварительной  оценки,   срок   их
   рецензирования  на  кафедрах не более  семи  дней.  Заочно  учебные
   задания  не засчитываются, окончательная оценка выставляется  после
   собеседования    преподавателя    со    слушателем-заочником     по
   выполненному     заданию.     Работа,    признанная     рецензентом
   неудовлетворительной,  возвращается  для  доработки  и   повторного
   представления в вуз или выдается новое учебное задание с  указанием
   срока   его   выполнения.   Курсовые   работы   (проекты,   задачи)
   предварительно оцениваются словами: "допускается к защите" или  "не
   допускается   к   защите";  защита  производится   на   кафедре   в
   установленном порядке.
       Пересылка   учебных   заданий   и  других   учебно-методических
   материалов  для  слушателя-заочника  оплачивается  вузом  за   счет
   денежных   средств,   выделяемых  на  учебные  расходы.   Материалы
   высылаются  по  месту  военной службы  слушателя-заочника  в  адрес
   командира   воинской  части,  начальника  высшего   военно-учебного
   заведения, начальника (руководителя) организации Вооруженных Сил.
       Пересылка  выполненных слушателем-заочником учебных  заданий  в
   адрес  вуза  производится  воинской частью,  высшим  военно-учебным
   заведением,  организацией Вооруженных Сил по месту  военной  службы
   слушателя-заочника в установленном порядке.
       57.  На учебный сбор вызываются слушатели-заочники, выполнившие
   ко  дню  отправления  вызова все учебные  задания,  предусмотренные
   учебными программами на данный курс. Разрешается вызывать на  сборы
   слушателей-заочников,  выполнивших  учебные   задания   только   по
   дисциплинам,  выносимым  на экзамены. В  этом  случае  они  обязаны
   выполнить  остальные  задания в период  учебного  сбора  до  начала
   экзаменационной сессии.
       О времени прибытия на учебный сбор слушатель-заочник извещается
   за  один  месяц до его начала. Вызов направляется на имя  командира
   воинской  части,  начальника военно-учебного заведения,  начальника
   (руководителя) организации Вооруженных Сил и в копии  -  слушателю-
   заочнику.
       58.  Слушатели-заочники, прошедшие учебные сборы,  сдавшие  все
   зачеты   и  экзамены,  приказом  начальника  вуза  переводятся   на
   следующий  курс.  Досрочный перевод на следующий курс,  перевод  на
   обучение  по  индивидуальному  плану  и  сокращение  общего   срока
   обучения   допускаются  только  в  отношении   отлично   и   хорошо
   успевающих слушателей-заочников по решению ученого совета вуза.
       Слушатели-заочники,   полностью  выполнившие   все   требования
   рабочего  учебного  плана и учебных программ,  приказом  начальника
   вуза допускаются к итоговой аттестации.
       Слушатели-заочники,  не  сдавшие экзамены  по  одной  или  двум
   дисциплинам,  должны ликвидировать учебную задолженность  в  сроки,
   установленные  начальником  факультета  заочного  обучения,  но  не
   позднее  очередного учебного сбора. Пересдача экзамена  может  быть
   разрешена в период данного сбора.
       Слушатели-заочники,  не  выполнившие  задания  или  не  сдавшие
   зачеты  и  экзамены  по уважительным причинам, ликвидируют  учебную
   задолженность  в  сроки,  устанавливаемые  начальником   факультета
   заочного   обучения.  Решением  начальника  вуза  они  могут   быть
   оставлены  на повторное обучение на данном курсе, но не более  двух
   раз  в  течение всего срока обучения, с освобождением от повторного
   выполнения  учебных заданий и повторной сдачи экзаменов  и  зачетов
   по тем дисциплинам, по которым получены положительные оценки.
       Слушатели-заочники,   систематически  не  выполняющие   учебные
   задания,  не  сдавшие в период учебного сбора экзамены  по  трем  и
   более  дисциплинам или не ликвидировавшие учебную  задолженность  в
   установленные   сроки,   отчисляются  из  высшего   военно-учебного
   заведения.
       59.  Офицеры,  обучавшиеся на факультетах заочного  обучения  и
   отчисленные  по уважительным причинам, по представлению  их  прямых
   начальников  могут быть решением начальника вуза  восстановлены  на
   заочное  обучение,  если с момента их отчисления  прошло  не  более
   пяти лет.
       60. Командиры воинских частей, начальники высших военно-учебных
   заведений, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил  в
   целях  создания  условий, необходимых для успешной  самостоятельной
   работы подчиненных им слушателей-заочников, обязаны:
       объявлять  своим  приказом о поступлении  офицеров  на  заочное
   обучение в вуз и о переводе их с курса на курс;
       слушателей-заочников ежегодно освобождать приказом от  плановой
   командирской  подготовки, кроме занятий и  контрольных  мероприятий
   по  строевой, физической и огневой подготовке, предоставлять им три
   свободных дня в месяц помимо выходных и праздничных дней,  а  также
   два  вечера  в  неделю  для самостоятельной  работы.  Предоставлять
   возможность для работы с секретной литературой в вечернее  время  и
   в   дни,  отведенные  для  самостоятельной  работы.  Направлять   в
   служебные командировки и на другие мероприятия с учетом их  учебной
   загрузки и сроков проведения учебных сборов в вузах;
       утверждать план самостоятельной работы слушателей-заочников  на
   учебный  год,  контролировать  его  выполнение  и  своевременно  по
   вызову  вуза  командировать  их  на учебные  сборы.  Назначать  для
   слушателей-заочников    консультантов     из     числа     наиболее
   подготовленных и опытных офицеров;
       направлять   начальнику   высшего   военно-учебного   заведения
   сведения  об изменениях по службе, о случаях вынужденного  перерыва
   в  учебе,  причинах неявки слушателей-заочников на  учебные  сборы.
   Высылать  в вуз служебные карточки слушателей-заочников при  убытии
   их на итогово-выпускной сбор;
       возбуждать  ходатайство перед начальником  вуза  о  прекращении
   заочного   обучения  подчиненных  офицеров,  если  они   не   могут
   совмещать   выполнение  должностных  обязанностей  с   учебой   или
   допускают грубые нарушения воинской дисциплины.
   
                      III. Воспитательная работа
   
       61.    Воспитательная   работа   является   составной    частью
   образовательной  деятельности высшего военно-учебного  заведения  и
   одним из основных видов деятельности всех должностных лиц вуза.
       Основными  задачами воспитательной работы являются формирование
   и развитие у слушателей и курсантов:
       государственно-патриотического   сознания,   верности   России,
   конституционному  долгу, гордости за принадлежность  к  Вооруженным
   Силам и их офицерскому корпусу;
       дисциплинированности  и  исполнительности,  чувства   воинского
   долга, офицерской чести и достоинства;
       профессионально  важных  качеств, необходимых  обучающимся  как
   офицерам  и военным специалистам, навыков проведения воспитательной
   работы с личным составом;
       трудолюбия,  добросовестного отношения к учебе и  стремления  в
   совершенстве овладеть избранной специальностью;
       общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.
       Воспитательные   задачи   решаются  в   ходе   образовательного
   процесса, повседневной военной службы, совместной учебной,  научной
   работы  и  других  видов  деятельности  постоянного  и  переменного
   состава вуза.
       62. Организация воспитательной работы в вузе включает:
       анализ  уровня воспитанности слушателей и курсантов  на  основе
   изучения  документов,  поведения и поступков обучающихся,  а  также
   проведения     бесед,    наблюдений,    опросов,    социологических
   исследований и др.;
       согласованную практическую работу всех должностных лиц вуза  на
   основе  выбора  и применения оптимальных методов,  форм  и  средств
   воспитания,  своевременную корректировку содержания  воспитательной
   работы   исходя   из   реального   положения   дел   и   с   учетом
   дифференцированного  подхода  к  решению  воспитательных  задач  по
   годам обучения слушателей и курсантов;
       анализ   и  обобщение  достигнутых  результатов  воспитательной
   работы   и   выработку   предложений   по   ее   совершенствованию,
   систематическое  обучение должностных лиц  практике  воспитательной
   работы.
       Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с учебной
   и  методической  работой, отражает интересы военно-профессиональной
   подготовки. Ее организация и содержание должны быть адаптированы  к
   специфике  слушательских и курсантских коллективов и  ориентировать
   обучающихся    на    активную   работу   по    самообразованию    и
   самовоспитанию.
       Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием  в
   вузе  образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, высокой
   степенью  организации службы войск, созданием  необходимых  условий
   для   успешной   учебы,  жизни  и  быта  слушателей  и   курсантов,
   всесторонним   информационным  обеспечением  и  культурно-досуговым
   обслуживанием    обучающихся,   а    также    сочетанием    высокой
   требовательности к ним с уважением их личного достоинства,  прав  и
   убеждений.
       Ведущей   формой   воспитания   является   систематическая    и
   целенаправленная индивидуальная работа, проводимая в течение  всего
   периода   обучения   на   основе  изучения  динамики   формирования
   профессионально    важных    качеств   и   индивидуально-личностных
   особенностей каждого слушателя и курсанта.
       Воспитательная  работа  в  вузе  планируется,  организуется   и
   проводится  под  руководством  его  начальника  в  соответствии   с
   требованиями   общевоинских  уставов  Вооруженных  Сил   Российской
   Федерации,   приказов  и  директив  Министра   обороны   Российской
   Федерации,  регламентирующих ее содержание, указаний и рекомендаций
   начальника  Главного управления воспитательной  работы  Вооруженных
   Сил и настоящим Руководством.
       Непосредственная организация и проведение воспитательной работы
   возлагаются   на  заместителя  начальника  вуза  по  воспитательной
   работе и отдел (отделение) воспитательной работы.
       Ученый  совет  вуза  (факультета) не реже  одного  раза  в  год
   анализирует   состояние   воспитательной   работы   в   вузе    (на
   факультете),  вырабатывает предложения его начальнику,  начальникам
   кафедр,  отделов  и  служб  по  ее совершенствованию,  координирует
   научно-методическую  работу,  проводимую  в  интересах   воспитания
   личного состава.
       Учебный  отдел  совместно с отделом (отделением) воспитательной
   работы  обеспечивает единство планирования и организации учебной  и
   воспитательной работы со слушателями и курсантами.
       Планирование воспитательной работы со слушателями и  курсантами
   осуществляется:  в  вузе  (филиале), на  факультетах,  кафедрах,  в
   батальонах  (дивизионах)  - на учебный год  и  на  месяц;  в  ротах
   (батареях)  и  на  курсах  -  на месяц.  Воспитательная  работа  на
   факультетах,   кафедрах,   в  батальонах  (дивизионах)   курсантов,
   отделах  (кроме отдела (отделения) воспитательной работы) и службах
   включается  самостоятельным разделом в планы работы соответствующих
   структурных подразделений.
       Выписка    из    планов   воспитательной   работы,   включающая
   мероприятия,  проводимые с курсантами в масштабе вуза,  факультета,
   батальона  (дивизиона)  и  роты (батареи), составляется  командиром
   подразделения   курсантов  на  месяц  и  вывешивается   в   казарме
   (общежитии) на видном месте. Планы воспитательной работы и  стенная
   печать подразделения хранятся в течение года.
       63. Отдел (отделение) воспитательной работы вуза:
       разрабатывает  комплексный (перспективный) план  воспитательной
   работы  вуза.  План рассматривается на заседании ученого  совета  и
   утверждается начальником вуза;
       оказывает   помощь   командирам  подразделений   слушателей   и
   курсантов,  преподавательскому составу в организации  и  проведении
   воспитательных мероприятий;
       организует   и  проводит  занятия  с  постоянным  составом   по
   повышению    уровня    методической   подготовки    к    проведению
   воспитательной работы с подчиненными;
       организует   и  проводит  ежегодные  инструкторско-методические
   занятия   с  работниками  клуба,  библиотеки,  музея,  методических
   кабинетов   по   выполнению  комплексного  (перспективного)   плана
   воспитательной работы;
       обобщает  передовой опыт воспитательной работы в вузе,  изучает
   опыт  воспитательной работы в других военных и гражданских вузах  и
   распространяет  его в подразделениях слушателей и  курсантов  и  на
   кафедрах;
       организует  ежегодные  дни открытых  дверей  для  юношей  и  их
   родителей в целях пропаганды профессии офицера;
       осуществляет ежегодный анализ и оценку деятельности постоянного
   состава  вуза по проведению воспитательной работы и формированию  у
   слушателей и курсантов профессионально важных качеств;
       руководит  процессом привития слушателям и курсантам  умений  и
   навыков организации и проведения воспитательной работы;
       участвует  в  проведении  анализа отзывов  из  войск  о  работе
   выпускников   по   воспитанию   подчиненных.   Результаты   анализа
   используются для корректировки процесса воспитания обучающихся;
       организует руководство культурно-досуговой работой,  обучает  и
   инструктирует актив подразделений слушателей и курсантов;
       организует  и  проводит  другие  мероприятия,  направленные  на
   повышение эффективности воспитательной работы в вузе.
       Центрами  повседневной  воспитательной  работы  с  обучающимися
   являются    подразделения   слушателей   и   курсантов.   Командиры
   подразделений   слушателей  и  курсантов  и   их   заместители   по
   воспитательной  работе  непосредственно  организуют  воспитательную
   работу и осуществляют:
       разработку плана воспитательной работы подразделения на  основе
   комплексного  (перспективного) плана воспитательной работы  вуза  в
   соответствии с годом обучения подчиненных слушателей (курсантов)  и
   их военно-профессиональным предназначением;
       проведение  индивидуальной воспитательной работы с обучающимися
   с учетом их способностей, склонностей и увлечений;
       взаимодействие  по  вопросам воспитания с отделом  (отделением)
   воспитательной  работы  вуза, кафедрами, группой  профессионального
   психологического отбора вуза.
       В  воспитательной работе со слушателями и курсантами  участвуют
   все  кафедры  высшего военно-учебного заведения.  Преподавательский
   состав  обеспечивает  решение  воспитательных  задач  прежде  всего
   личной   примерностью   в   ходе   образовательного   процесса    и
   повседневной   военной  службы,  высокой  дисциплинированностью   и
   требовательностью  к  себе  и  обучающимся,  привитием  им  в  ходе
   решения учебных задач практических навыков воспитательной работы  с
   будущими  подчиненными,  а также участием в проведении  мероприятий
   воспитательного характера.
       Кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин наряду
   с  проведением воспитательной работы со слушателями и курсантами  в
   процессе   обучения  осуществляют  научно-методическое  обеспечение
   процесса воспитания в вузе. На них возлагается:
       проведение  исследований, связанных с  оптимизацией  условий  и
   повышением   качества  воспитательной  работы  со   слушателями   и
   курсантами;
       участие   в   работе   по  привитию  слушателям   и   курсантам
   методических навыков воспитательной работы;
       участие   в   обучении   постоянного  состава   вуза   практике
   воспитательной работы, в подготовке и проведении межкафедральных  и
   межвузовских  мероприятий по проблемам гуманитарного образования  и
   воспитания военных кадров.
       64.  Итоги  воспитательной  работы,  состояния  правопорядка  и
   воинской  дисциплины подводятся: в вузе (филиале) - за учебный  год
   и  семестр,  на факультетах, в батальонах (дивизионах) - ежемесячно
   и за семестр, в ротах (батареях) и на курсах - еженедельно.
       Результаты воспитательной работы в вузе определяются на  основе
   оценки  эффективности  ее влияния на формирование  у  слушателей  и
   курсантов  качеств  личности,  необходимых  защитнику  Отечества  и
   военному   профессионалу,   повышение   качества   образовательного
   процесса,   поддержание   правопорядка,   воинской   дисциплины   и
   здорового морально-психологического состояния личного состава.
   
                        IV. Методическая работа
   
       65. Методическая работа имеет целью совершенствование методики,
   повышение  эффективности, качества проведения  всех  видов  учебных
   занятий,    повышение   профессионального   уровня    руководящего,
   преподавательского состава и командиров подразделений слушателей  и
   курсантов.
       Центром методической работы является кафедра.
       66. Методическая работа включает:
       разработку  учебно-методических  материалов,  необходимых   для
   проведения  и методического обеспечения всех видов учебных  занятий
   и воспитательной работы;
       повышение    педагогического    мастерства    руководящего    и
   преподавательского  состава и профессионального  уровня  командиров
   подразделений  слушателей  и курсантов  (организация  и  проведение
   учебно-методических    сборов,    совещаний,    научно-методических
   конференций, семинаров и методических занятий);
       организацию и проведение контроля учебных занятий;
       проведение   педагогических  (методических)   экспериментов   и
   внедрение их результатов в образовательный процесс;
       рассмотрение   вопросов  методики  обучения  и  воспитания   на
   заседаниях   ученых   советов,  кафедр   и   предметно-методических
   комиссий.
       67.   Учебно-методические  (методические)  сборы  в  вузе   (на
   факультете)  проводятся перед началом или в  начале  учебного  года
   (семестра).  На  сборах подводятся итоги работы  за  предшествующий
   период   обучения,  вырабатываются  единые  взгляды   по   вопросам
   учебной,   воспитательной   и   методической   работы;   проводятся
   методические  занятия, организуется чтение лекций, даются  указания
   по   реализации   в   образовательном  процессе  новых   требований
   руководящих  документов  и  опыта  войск.  План  проведения   сбора
   утверждается начальником вуза (факультета).
       Межвузовские  сборы руководящего состава высших  военно-учебных
   заведений,   начальников  кафедр  и  преподавателей  по   отдельным
   учебным  дисциплинам (группам (циклам) учебных дисциплин,  курсам),
   командиров  подразделений слушателей и курсантов могут  проводиться
   по  планам  начальников, которым подчинены вузы, и планам  Главного
   управления кадров Министерства обороны.
       Методические  совещания проводятся в целях  решения  конкретных
   вопросов  образовательного  процесса: методики  проведения  учений,
   военных  игр, комплексных учебных занятий, обеспечения  взаимосвязи
   смежных  учебных дисциплин и других. Они организуются и  проводятся
   на  факультетах,  кафедрах,  в батальонах  (дивизионах)  курсантов.
   Совместные  совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания)
   организуются  и  проводятся  начальником  вуза  (факультета),   его
   заместителями,  начальником учебного отдела или  начальником  одной
   из кафедр.
       Научно-методические конференции и семинары проводятся в  вузах,
   на  факультетах  и  кафедрах  с рассмотрением  на  них  результатов
   научных  исследований  по  проблемам  военного  образования,  путей
   дальнейшего   совершенствования   подготовки   офицеров,   вопросов
   внедрения  новых технологий, методов и средств обучения  и  других.
   Научно-методические  конференции могут  вырабатывать  рекомендации,
   утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились.
       Методические  занятия  (инструкторско-методические,   показные,
   открытые,  пробные) проводятся по планам вуза, факультета,  кафедры
   и батальона (дивизиона) курсантов.
       Инструкторско-методические  занятия  организуются  по  наиболее
   важным  и сложным темам учебной программы в целях отработки  единой
   организации  и методики проведения занятий, освоения  новых,  более
   эффективных   методических  приемов.  Они  проводятся   руководящим
   составом  вуза (факультета), начальниками кафедр, наиболее опытными
   преподавателями   и   командирами   подразделений   слушателей    и
   курсантов.
       Показные  занятия  проводятся  лучшими  методистами   с   целью
   показать  образцовую организацию и методику проведения  занятий,  в
   том  числе  с  использованием новых технологий  обучения.  Показные
   занятия  проводятся в соответствии с расписанием  учебных  занятий,
   на   них   приглашаются  преподаватели  и  командиры  подразделений
   слушателей и курсантов.
       Открытые   занятия  проводятся  в  соответствии  с  расписанием
   учебных   занятий   в   целях   обмена  опытом,   оказания   помощи
   преподавателям и командирам подразделений слушателей и курсантов  в
   организации занятий и методике их проведения.
       Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности
   преподавателя  и допуска его к самостоятельному проведению  занятий
   со  слушателями  и курсантами, а также рассмотрения  организации  и
   методики  проведения занятий по новым темам (вопросам), определения
   целесообразности   использования   новых   технологий   и   методов
   обучения.   Пробные   занятия  проводятся  по  решению   начальника
   кафедры,  как  правило,  без слушателей и курсантов,  только  перед
   преподавателями   и   командирами   подразделений   слушателей    и
   курсантов.
       Открытые  и  пробные занятия обсуждаются на заседаниях  кафедры
   (предметно-методической    комиссии)    или     того     коллектива
   преподавателей и командиров подразделений слушателей  и  курсантов,
   который присутствовал на занятии.
       68.  Контроль учебных занятий проводится начальником вуза,  его
   заместителями,    начальниками   учебного   отдела,    факультетов,
   начальниками    (заведующими)   кафедр    и    их    заместителями,
   профессорами,   доцентами   и  старшими   преподавателями,   а   по
   общевоенным    дисциплинам   -   также    командирами    батальонов
   (дивизионов)  курсантов в целях определения  и  оценки  содержания,
   организации  и  методического  уровня проведения  занятия,  степени
   достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности  лица,
   проводящего  занятие.  Контроль должен быть  как  плановым,  так  и
   внезапным.  Анализ проверенного занятия и его оценка  отражаются  в
   журнале  контроля  учебных  занятий и доводятся  до  преподавателей
   кафедры   или  командиров  подразделений  слушателей  и  курсантов.
   Организация   контроля   должна  обеспечивать   проверку   занятий,
   проводимых  доцентами,  старшими преподавателями,  преподавателями,
   ассистентами  и  командирами курсантских взводов, рот  (батарей)  и
   курсовыми  офицерами,  не  реже двух  раз  в  семестр,  а  занятий,
   проводимых  начальниками (заведующими) кафедр и  их  заместителями,
   профессорами и командирами батальонов (дивизионов) курсантов, -  не
   реже   одного   раза   в   семестр.  Учебные  занятия,   проводимые
   начальниками  (заведующими) кафедр и их заместителями, профессорами
   и  командирами  батальонов  (дивизионов) курсантов,  контролируются
   начальником  вуза,  его  заместителями и начальниками  факультетов.
   Результаты  контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно  на
   совещаниях   руководящего  состава  вуза  с  участием   начальников
   кафедр,  а  также  не реже одного раза в семестр  -  на  заседаниях
   ученого совета вуза (факультета) и заседаниях кафедр.
       69. Педагогические (методические) эксперименты организуются  по
   решению  ученого  совета  вуза (факультета)  в  целях  практической
   проверки   рекомендаций  по  результатам  научных  исследований   в
   области  военного  образования, внедрения в учебный  процесс  новых
   технологий  обучения, достижений педагогической науки  и  практики.
   Результаты   экспериментов  рассматриваются  на  кафедре   или   на
   заседании ученого совета вуза (факультета).
       70. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования
   структуры  и  содержания учебных дисциплин, методики  проведения  и
   материально-технического     обеспечения      учебных      занятий,
   воспитательной  работы  со  слушателями  и  курсантами,  подготовки
   научно-педагогических  и  научных  кадров,  повышения  квалификации
   личного  состава кафедры, выполнения научных работ и педагогических
   (методических) экспериментов, результаты контроля учебных  занятий,
   другие  вопросы. Решения принимаются простым большинством  голосов,
   протоколы    заседаний   с   принятыми   решениями    подписываются
   начальником   (заведующим)   кафедры.  Заседания   кафедры   должны
   проводиться не реже одного раза в месяц.
       71.  На  кафедре  (на факультете, в вузе) по отдельным  учебным
   дисциплинам (группам (циклам) учебных дисциплин, курсам)  создаются
   предметно-методические   комиссии.   В   их    состав    включаются
   преподаватели,    ведущие   учебную   работу   по   соответствующим
   дисциплинам   (курсам),  могут  включаться  преподаватели   смежных
   учебных дисциплин и представители руководящего состава вуза,  а  по
   общевоенным дисциплинам - также командиры подразделений  слушателей
   и    курсантов.   Председатель   предметно-методической    комиссии
   избирается  составом  комиссии и утверждается  начальником  кафедры
   (факультета,  вуза). На заседаниях предметно-методических  комиссий
   обсуждаются      учебно-методические     материалы,     принимаются
   рекомендации  по  содержанию и методике  обучения.  Рекомендации  и
   решения   предметно-методической  комиссии  отражаются  в   журнале
   работы комиссии и подписываются ее председателем.
       72.  Для изучения, обобщения и распространения передового опыта
   обучения  и  воспитания  слушателей и  курсантов,  оказания  помощи
   преподавателям в повышении их педагогической квалификации в  высшем
   военно-учебном заведении создается методический кабинет.
       Методический   кабинет   ежемесячно  планирует   и   организует
   проведение  лекций, докладов, научных сообщений и  консультаций  по
   вопросам  обучения  и воспитания, обеспечивает  накопление  научно-
   методических  материалов,  ведет  библиографию,  организует  выпуск
   методических  сборников  (бюллетеней),  выставки  педагогической  и
   методической    литературы.   На   базе   методического    кабинета
   организуются  и  проводятся  показные и  инструкторско-методические
   занятия,  а также занятия с начинающими преподавателями, адъюнктами
   и заседания межкафедральных предметно-методических комиссий.
       73.  Методическую  работу  в  вузе  организует  учебный  отдел,
   который  разрабатывает план методической работы на  учебный  год  и
   контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической  работы
   включаются    в    план-календарь   основных   мероприятий    вуза,
   разрабатываемый  на  месяц.  Методическая  работа  на  факультетах,
   кафедрах   и   в   батальонах  (дивизионах)  курсантов   включается
   самостоятельным    разделом   в   планы   работы    соответствующих
   структурных подразделений на учебный год и на месяц.
   
          В. НАУЧНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
   
       74.   Научная   работа  является  одним   из   основных   видов
   деятельности   высшего   военно-учебного  заведения   и   служебной
   обязанностью  руководящего, преподавательского  состава  и  научных
   работников  вуза.  Она  организуется и проводится  в  установленном
   порядке.
       Научная работа в высшем военно-учебном заведении направлена на:
       исследование  характера  военных угроз  безопасности  России  и
   обеспечение  упреждающей научно-практической  проработки  важнейших
   проблем   в   области  военной  и  военно-технической  политики   в
   интересах повышения боевой мощи Вооруженных Сил;
       разработку перспектив строительства и развития Вооруженных Сил,
   решение  проблем  их  подготовки  и  применения,  развитие  военной
   теории  и практики, повышение боеготовности и боеспособности  войск
   (сил);
       обоснование перспектив развития и совершенствование  вооружения
   и  военной  техники,  разработку способов  их  боевого  применения,
   эксплуатации и ремонта;
       исследование   проблем  морально-психологического   обеспечения
   деятельности войск (сил), обучения и воспитания личного состава;
       исследование   вопросов   военной  педагогики   и   психологии,
   содержания,  организации  и  методики образовательного  процесса  в
   военно-учебных заведениях.
       Направленность  тематики научной работы должна  соответствовать
   профилю  высшего  военно-учебного  заведения,  его  факультетов   и
   кафедр  и  отражать практические потребности войск (сил) и  военно-
   учебных заведений.
       Основными   формами  научной  работы  в  высшем  военно-учебном
   заведении являются:
       научно-исследовательские работы (фундаментальные и прикладные);
       разработка  учебников,  учебных пособий, монографий,  написание
   диссертаций,   военно-теоретических  трудов,   статей,   подготовка
   докладов,  научных  отчетов,  сообщений,  рецензий,  заключений   и
   других  научно-методических  материалов  в  военно-теоретической  и
   военно-технической областях;
       разработка   компьютерных   учебников   и   учебных    пособий,
   автоматизированных  систем  проектирования  вооружения  и   военной
   техники, автоматизированных обучающих и тренажерных комплексов;
       разработка   или   участие  в  разработке   проектов   уставов,
   наставлений, положений, руководств, инструкций, других  руководящих
   и нормативных документов;
       участие  в  исследованиях  на  учениях  и  других  мероприятиях
   оперативной,  мобилизационной  и  боевой  подготовки  войск  (сил),
   органов    военного    управления.    Экспериментальная    проверка
   теоретических  положений,  обобщение  результатов  исследований   и
   выработка рекомендаций;
       проведение  военно-технического  анализа  и  экспертизы   работ
   предприятий  оборонных  отраслей  промышленности  по  разработке  и
   созданию  вооружения и военной техники, участие  в  государственных
   испытаниях ее новых образцов;
       подготовка   и   проведение  научных  конференций,   семинаров,
   совещаний, творческих дискуссий и обобщение их результатов;
       рационализаторская,  изобретательская  и  патентно-лицензионная
   работа.
       75.   Научная   работа   в   высшем  военно-учебном   заведении
   организуется и проводится в соответствии с перспективным и  годовым
   планами.  Перспективным  планом определяются  основные  направления
   научной   работы   вуза.   В  годовой  план,   разрабатываемый   на
   календарный   год   на  основе  перспективного,  включаются   темы,
   заданные  генеральным заказчиком (заказчиками),  инициативные  темы

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное