Стр. 2
его структурных подразделениях, в войсках (силах) и организациях
Вооруженных Сил, а также в организациях других федеральных органов
исполнительной власти.
Виды практики, продолжительность стажировки и практики
определяются учебным планом.
Прохождение стажировки и практики организуется:
в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил - по
указаниям главнокомандующих видами Вооруженных Сил, в воинских
частях и организациях военных округов - по указаниям начальника
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
в воинских частях и организациях центрального подчинения, не
входящих в виды Вооруженных Сил, - по указаниям заместителей
Министра обороны Российской Федерации, командующих родами войск
Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений
Министерства обороны (по подчиненности);
в организациях других федеральных органов исполнительной власти
- в порядке, установленном Министерством образования и науки
Российской Федерации.
(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 16.06.2005 N 247)
Высшие военно-учебные заведения ежегодно к 1 июля представляют
начальникам, которым они подчинены, заявки на выделение мест для
прохождения стажировки и практики на следующий календарный год с
указанием сроков их проведения. Определение воинских частей и
организаций, подчиненных соответствующим заместителям Министра
обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных
Сил, командующим родами войск Вооруженных Сил, начальникам главных
и центральных управлений Министерства обороны, для прохождения
стажировки и практики производится этими начальниками для
подчиненных вузов - по заявкам начальников высших военно-учебных
заведений, для других вузов - по заявкам начальников, которым эти
вузы подчинены.
Стажировка и практика организуются и проводятся в соответствии
с инструкциями, утверждаемыми начальниками, которым подчинены
вузы, или по их поручению - начальниками вузов. Кафедрой
(кафедрами), на которую возложено руководство стажировкой
(практикой), разрабатываются программа ее проведения и
индивидуальные задания для каждого слушателя и курсанта. Для
руководства и контроля за работой слушателей и курсантов от вуза
назначаются руководители стажировки (практики) из числа
преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов.
Ответственность за создание необходимых условий для проведения
стажировки (практики) и выполнение программ и индивидуальных
заданий слушателями и курсантами несут командиры воинских частей,
начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил, в которых
она проводится. Возложение на слушателей и курсантов обязанностей,
не связанных с выполнением программ стажировки (практики), не
допускается.
Слушатели и курсанты по окончании стажировки (практики)
представляют письменный отчет о выполнении программы и
индивидуального задания. Защита отчетов проводится в вузе или
непосредственно по месту проведения стажировки (практики).
47. Выполнение курсовой работы (проекта, задачи) имеет целью
научить слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные
знания для решения конкретных практических задач, привить навыки
самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения
научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая
работа (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение
дисциплины. Количество курсовых работ в семестре должно быть не
более двух. На курсовую работу (проект, задачу) кафедра
разрабатывает задание. Для руководства работой слушателей и
курсантов назначаются руководители из числа преподавателей или
научных работников.
48. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью
систематизировать и расширить знания, умения и навыки слушателей и
курсантов в решении сложных комплексных задач с элементами
исследований, а также определить уровень их подготовленности к
выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной
специальностью. Выпускная квалификационная работа выполняется на
заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного
проекта или дипломной задачи.
Дипломная работа представляет собой теоретическое и (или)
экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по
специальности и может выполняться слушателями и курсантами всех
специальностей. Оформляется в виде текстуальной части с
приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.
Дипломный проект - это решение конкретной инженерной задачи по
специальности. Выполняется слушателями и курсантами инженерных,
командно-инженерных и отдельных командных специальностей и
оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К дипломному
проекту могут прилагаться расчетно-графические материалы,
программные продукты, рабочие макеты, материалы научных
исследований и другие материалы, разработанные слушателем или
курсантом.
Дипломная задача предусматривает разработку организационно-
методических документов на подготовку и ведение операций (боевых
действий), на проведение командно-штабных и тактических (тактико-
специальных) учений, штабных тренировок, групповых упражнений.
Выполняется слушателями командных, командно-инженерных и отдельных
инженерных специальностей военных академий и военных университетов
по темам оперативного искусства, тактики, боевого и других видов
обеспечения, войсковой мобилизации, а также методики боевой,
оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил). Оформляется
в виде графической части, представляемой на картах (схемах), и
пояснительной записки.
Темы дипломных работ (проектов, задач) разрабатываются
кафедрами и выбираются слушателями и курсантами самостоятельно не
позднее первого месяца последнего года обучения. Каждому слушателю
и курсанту назначается руководитель дипломной работы (проекта,
задачи) из числа преподавателей, научных работников и руководящего
состава вуза (факультета), при этом за одним руководителем
закрепляется не более 5 слушателей или курсантов. Назначение
руководителей приказом начальника вуза (факультета) и выдача
слушателям и курсантам заданий на разработку дипломных работ
(проектов, задач) производятся не позднее чем за три месяца до
начала их разработки. В тех случаях, когда дипломная работа
(проект, задача) выполняется в воинской части (организации),
руководителем может назначаться специалист из соответствующей
воинской части (организации).
По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться
комплексная дипломная работа (проект, задача), в выполнении
которой участвуют два и более слушателя (курсанта). Для
руководства комплексной работой один из руководителей назначается
старшим.
На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8
до 16 недель. Завершенная работа с письменным отзывом руководителя
представляется начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к
защите и при необходимости обсуждается (проходит предварительную
защиту) на кафедре. Дипломная работа (проект, задача), допущенная
к защите, представляется на рецензию, после чего вместе с
рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в
государственную аттестационную комиссию высшего военно-учебного
заведения для защиты.
Контроль успеваемости и качества
подготовки слушателей и курсантов
49. Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей и
курсантов включает текущий контроль успеваемости, промежуточную
аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию.
50. Текущий контроль успеваемости предназначен для проверки
хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования
учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения
занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме,
избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом.
Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале
учета учебных занятий и используются учебным отделом, факультетами
и кафедрами для оперативного управления образовательным процессом.
51. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень
достижения учебных целей по учебной дисциплине (курсу) и
проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ
(проектов, задач). Формы промежуточной аттестации устанавливаются
учебным планом.
Зачет служит формой проверки выполнения слушателями и
курсантами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых
работ (проектов, задач), усвоения материала практических занятий,
выполнения программы стажировки (практики), заданий внеаудиторного
практикума по иностранному языку. В отдельных случаях зачет может
устанавливаться по дисциплине в целом или ее разделам. Количество
зачетов в семестре не должно превышать шести, не считая зачетов по
строевой, огневой и физической подготовке.
Зачет принимается преподавателями, ведущими занятия в группе
или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачета проводится
в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующей
дисциплины. Зачет с оценкой может приниматься в период
экзаменационной сессии с выделением на подготовку к нему не менее
одного дня.
Экзамен (курсовой, семестровый) имеет целью проверить и оценить
уровень знаний, полученных слушателями и курсантами, умение
применять их к решению практических задач, а также степень
овладения практическими умениями и навыками в объеме требований
учебных программ.
Экзаменом должно заканчиваться изучение, как правило, каждой
учебной дисциплины. По дисциплинам объемом 100 и менее часов в
качестве промежуточной аттестации может предусматриваться зачет
(зачет с оценкой). По сложным и объемным дисциплинам, имеющим
самостоятельные разделы, может предусматриваться два и более
экзамена. Общее количество экзаменов в семестре должно быть не
более пяти, не считая экзаменов на право вождения автомобиля
(танка, тягача) и по физической подготовке.
Экзамены проводятся в период экзаменационной сессии. Расписание
экзаменов утверждается начальником вуза (начальником учебного
отдела) и доводится до преподавателей, слушателей и курсантов не
позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Расписанием
должно предусматриваться на подготовку к каждому экзамену не менее
трех дней; на подготовку к экзаменам на право вождения автомобиля
(танка, тягача) и по физической подготовке свободные дни могут не
выделяться. Форма проведения экзамена определяется начальником
вуза (факультета) по представлению кафедры.
Экзамен принимается лектором данного потока. В помощь основному
экзаменатору решением начальника кафедры назначаются
преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории,
где принимается экзамен (зачет с оценкой), могут одновременно
находиться слушатели (курсанты) из расчета не более четырех
экзаменующихся на одного экзаменатора.
К экзамену допускаются слушатели и курсанты, выполнившие все
требования учебной программы и сдавшие зачет (зачеты) по данной
дисциплине, предусмотренный в текущем семестре. Начальник кафедры
по представлению преподавателя может освобождать от сдачи экзамена
слушателей и курсантов, показавших отличные знания по результатам
текущего контроля, с выставлением им оценки "отлично".
Защита курсовой работы (проекта, задачи) слушателями и
курсантами производится в комиссии, назначенной начальником
(заведующим) кафедры, с участием руководителя курсовой работы
(проекта, задачи). При получении неудовлетворительной оценки
обучающийся выполняет работу по новой теме или перерабатывает
прежнюю в сроки, устанавливаемые начальником вуза (факультета).
52. Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками
"отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"
или "зачтено", "незачтено". Оценка объявляется слушателю
(курсанту) по окончании им ответа на экзамене (зачете).
Положительная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно",
"зачтено") заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку
и учебную карточку слушателя (курсанта). Оценка
"неудовлетворительно" или "незачтено" проставляется только в
экзаменационную ведомость и учебную карточку слушателя (курсанта).
Экзаменационная ведомость подписывается начальником учебного
отдела (факультета) и после проведения экзамена (зачета) хранится
как документ строгой отчетности.
53. Итоговая аттестация имеет целью: проверить и оценить
подготовленность выпускников, соответствие их подготовки
требованиям государственных образовательных стандартов высшего или
среднего профессионального образования и квалификационным
требованиям к выпускникам по соответствующим специальностям;
решить вопрос о присвоении выпускникам квалификации (степени) по
полученной специальности и выдаче им дипломов государственного
образца о высшем или среднем профессиональном образовании.
Итоговая аттестация организуется и проводится в установленном
порядке. Виды аттестационных испытаний по каждой специальности
устанавливаются учебным планом. Программа итогового
междисциплинарного экзамена разрабатывается соответствующими
кафедрами, рассматривается на ученом совете вуза (факультета),
утверждается начальником вуза (факультета) и доводится до
слушателей и курсантов не позднее чем за полгода до начала
итоговой аттестации.
На проведение итоговой аттестации выделяется время из расчета
не менее пяти дней для подготовки и сдачи каждого государственного
экзамена, а также время для защиты выпускных квалификационных
работ. Расписание государственных итоговых экзаменов и защиты
выпускных квалификационных работ утверждается начальником вуза и
доводится до слушателей и курсантов не позднее чем за месяц до
начала итоговой аттестации.
Заочное обучение
54. Заочное обучение офицеров осуществляется в высших военно-
учебных заведениях на факультетах (отделениях) заочного обучения
<*> и проводится по рабочим учебным планам, разработанным вузом на
основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам,
единым для очного и заочного обучения. Сроки заочного обучения,
как правило, на один год больше сроков очного обучения.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Руководства факультеты
(отделения) заочного обучения для краткости будут именоваться
факультетами заочного обучения.
Заочное обучение осуществляется путем проведения учебных сборов
в высшем военно-учебном заведении и самостоятельной работы
слушателей факультетов заочного обучения <*> в периоды между
сборами. Продолжительность сборов - два месяца в году, сроки их
проведения определяются рабочими учебными планами. По
представлению начальника вуза решением начальника, которому
подчинен вуз, продолжительность учебных сборов в году может быть
изменена в пределах общего времени, отводимого на сборы за весь
период обучения.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Руководства слушатели факультетов
заочного обучения для краткости будут именоваться слушателями-
заочниками.
В конце последнего учебного года проводится итогово-выпускной
сбор. На его проведение дополнительно ко времени, установленному
на учебный сбор, выделяется от 8 до 16 недель на разработку
выпускной квалификационной работы, если она предусмотрена учебным
планом, а также время для подготовки и сдачи государственных
экзаменов (из расчета не менее пяти дней на каждый экзамен) и
защиты выпускной квалификационной работы.
55. Учебная работа на факультете заочного обучения проводится
преподавателями, которые закрепляются на учебный год за
факультетом заочного обучения приказом начальника вуза и проводят
со слушателями-заочниками все виды учебной работы на сборах и в
период между ними до завершения обучения по данной дисциплине.
Высшее военно-учебное заведение обеспечивает слушателей-
заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими
учебно-методическими материалами. Кафедры вуза в соответствии с
учебными программами разрабатывают и выдают слушателям-заочникам
контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а
также методические указания по их выполнению. Задания на выпускные
квалификационные работы формируются с учетом служебной
деятельности слушателей-заочников и выдаются им не позднее чем в
период предпоследнего учебного сбора.
Высшее военно-учебное заведение предоставляет слушателям-
заочникам возможность в период между сборами (в свободное от
военной службы время и в период отпуска) получать консультации,
пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные
работы, сдавать зачеты и экзамены. Для получения консультаций
слушатели-заочники решением начальника факультета заочного
обучения могут прикрепляться к другим высшим военно-учебным
заведениям по согласованию с ними.
56. Учебные задания слушателям-заочникам планируются из расчета
не более трех заданий в месяц. Выполненные работы представляются в
вуз для рецензирования и предварительной оценки, срок их
рецензирования на кафедрах не более семи дней. Заочно учебные
задания не засчитываются, окончательная оценка выставляется после
собеседования преподавателя со слушателем-заочником по
выполненному заданию. Работа, признанная рецензентом
неудовлетворительной, возвращается для доработки и повторного
представления в вуз или выдается новое учебное задание с указанием
срока его выполнения. Курсовые работы (проекты, задачи)
предварительно оцениваются словами: "допускается к защите" или "не
допускается к защите"; защита производится на кафедре в
установленном порядке.
Пересылка учебных заданий и других учебно-методических
материалов для слушателя-заочника оплачивается вузом за счет
денежных средств, выделяемых на учебные расходы. Материалы
высылаются по месту военной службы слушателя-заочника в адрес
командира воинской части, начальника высшего военно-учебного
заведения, начальника (руководителя) организации Вооруженных Сил.
Пересылка выполненных слушателем-заочником учебных заданий в
адрес вуза производится воинской частью, высшим военно-учебным
заведением, организацией Вооруженных Сил по месту военной службы
слушателя-заочника в установленном порядке.
57. На учебный сбор вызываются слушатели-заочники, выполнившие
ко дню отправления вызова все учебные задания, предусмотренные
учебными программами на данный курс. Разрешается вызывать на сборы
слушателей-заочников, выполнивших учебные задания только по
дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае они обязаны
выполнить остальные задания в период учебного сбора до начала
экзаменационной сессии.
О времени прибытия на учебный сбор слушатель-заочник извещается
за один месяц до его начала. Вызов направляется на имя командира
воинской части, начальника военно-учебного заведения, начальника
(руководителя) организации Вооруженных Сил и в копии - слушателю-
заочнику.
58. Слушатели-заочники, прошедшие учебные сборы, сдавшие все
зачеты и экзамены, приказом начальника вуза переводятся на
следующий курс. Досрочный перевод на следующий курс, перевод на
обучение по индивидуальному плану и сокращение общего срока
обучения допускаются только в отношении отлично и хорошо
успевающих слушателей-заочников по решению ученого совета вуза.
Слушатели-заочники, полностью выполнившие все требования
рабочего учебного плана и учебных программ, приказом начальника
вуза допускаются к итоговой аттестации.
Слушатели-заочники, не сдавшие экзамены по одной или двум
дисциплинам, должны ликвидировать учебную задолженность в сроки,
установленные начальником факультета заочного обучения, но не
позднее очередного учебного сбора. Пересдача экзамена может быть
разрешена в период данного сбора.
Слушатели-заочники, не выполнившие задания или не сдавшие
зачеты и экзамены по уважительным причинам, ликвидируют учебную
задолженность в сроки, устанавливаемые начальником факультета
заочного обучения. Решением начальника вуза они могут быть
оставлены на повторное обучение на данном курсе, но не более двух
раз в течение всего срока обучения, с освобождением от повторного
выполнения учебных заданий и повторной сдачи экзаменов и зачетов
по тем дисциплинам, по которым получены положительные оценки.
Слушатели-заочники, систематически не выполняющие учебные
задания, не сдавшие в период учебного сбора экзамены по трем и
более дисциплинам или не ликвидировавшие учебную задолженность в
установленные сроки, отчисляются из высшего военно-учебного
заведения.
59. Офицеры, обучавшиеся на факультетах заочного обучения и
отчисленные по уважительным причинам, по представлению их прямых
начальников могут быть решением начальника вуза восстановлены на
заочное обучение, если с момента их отчисления прошло не более
пяти лет.
60. Командиры воинских частей, начальники высших военно-учебных
заведений, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил в
целях создания условий, необходимых для успешной самостоятельной
работы подчиненных им слушателей-заочников, обязаны:
объявлять своим приказом о поступлении офицеров на заочное
обучение в вуз и о переводе их с курса на курс;
слушателей-заочников ежегодно освобождать приказом от плановой
командирской подготовки, кроме занятий и контрольных мероприятий
по строевой, физической и огневой подготовке, предоставлять им три
свободных дня в месяц помимо выходных и праздничных дней, а также
два вечера в неделю для самостоятельной работы. Предоставлять
возможность для работы с секретной литературой в вечернее время и
в дни, отведенные для самостоятельной работы. Направлять в
служебные командировки и на другие мероприятия с учетом их учебной
загрузки и сроков проведения учебных сборов в вузах;
утверждать план самостоятельной работы слушателей-заочников на
учебный год, контролировать его выполнение и своевременно по
вызову вуза командировать их на учебные сборы. Назначать для
слушателей-заочников консультантов из числа наиболее
подготовленных и опытных офицеров;
направлять начальнику высшего военно-учебного заведения
сведения об изменениях по службе, о случаях вынужденного перерыва
в учебе, причинах неявки слушателей-заочников на учебные сборы.
Высылать в вуз служебные карточки слушателей-заочников при убытии
их на итогово-выпускной сбор;
возбуждать ходатайство перед начальником вуза о прекращении
заочного обучения подчиненных офицеров, если они не могут
совмещать выполнение должностных обязанностей с учебой или
допускают грубые нарушения воинской дисциплины.
III. Воспитательная работа
61. Воспитательная работа является составной частью
образовательной деятельности высшего военно-учебного заведения и
одним из основных видов деятельности всех должностных лиц вуза.
Основными задачами воспитательной работы являются формирование
и развитие у слушателей и курсантов:
государственно-патриотического сознания, верности России,
конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным
Силам и их офицерскому корпусу;
дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского
долга, офицерской чести и достоинства;
профессионально важных качеств, необходимых обучающимся как
офицерам и военным специалистам, навыков проведения воспитательной
работы с личным составом;
трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в
совершенстве овладеть избранной специальностью;
общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.
Воспитательные задачи решаются в ходе образовательного
процесса, повседневной военной службы, совместной учебной, научной
работы и других видов деятельности постоянного и переменного
состава вуза.
62. Организация воспитательной работы в вузе включает:
анализ уровня воспитанности слушателей и курсантов на основе
изучения документов, поведения и поступков обучающихся, а также
проведения бесед, наблюдений, опросов, социологических
исследований и др.;
согласованную практическую работу всех должностных лиц вуза на
основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств
воспитания, своевременную корректировку содержания воспитательной
работы исходя из реального положения дел и с учетом
дифференцированного подхода к решению воспитательных задач по
годам обучения слушателей и курсантов;
анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной
работы и выработку предложений по ее совершенствованию,
систематическое обучение должностных лиц практике воспитательной
работы.
Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с учебной
и методической работой, отражает интересы военно-профессиональной
подготовки. Ее организация и содержание должны быть адаптированы к
специфике слушательских и курсантских коллективов и ориентировать
обучающихся на активную работу по самообразованию и
самовоспитанию.
Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в
вузе образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, высокой
степенью организации службы войск, созданием необходимых условий
для успешной учебы, жизни и быта слушателей и курсантов,
всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым
обслуживанием обучающихся, а также сочетанием высокой
требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и
убеждений.
Ведущей формой воспитания является систематическая и
целенаправленная индивидуальная работа, проводимая в течение всего
периода обучения на основе изучения динамики формирования
профессионально важных качеств и индивидуально-личностных
особенностей каждого слушателя и курсанта.
Воспитательная работа в вузе планируется, организуется и
проводится под руководством его начальника в соответствии с
требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской
Федерации, регламентирующих ее содержание, указаний и рекомендаций
начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных
Сил и настоящим Руководством.
Непосредственная организация и проведение воспитательной работы
возлагаются на заместителя начальника вуза по воспитательной
работе и отдел (отделение) воспитательной работы.
Ученый совет вуза (факультета) не реже одного раза в год
анализирует состояние воспитательной работы в вузе (на
факультете), вырабатывает предложения его начальнику, начальникам
кафедр, отделов и служб по ее совершенствованию, координирует
научно-методическую работу, проводимую в интересах воспитания
личного состава.
Учебный отдел совместно с отделом (отделением) воспитательной
работы обеспечивает единство планирования и организации учебной и
воспитательной работы со слушателями и курсантами.
Планирование воспитательной работы со слушателями и курсантами
осуществляется: в вузе (филиале), на факультетах, кафедрах, в
батальонах (дивизионах) - на учебный год и на месяц; в ротах
(батареях) и на курсах - на месяц. Воспитательная работа на
факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) курсантов,
отделах (кроме отдела (отделения) воспитательной работы) и службах
включается самостоятельным разделом в планы работы соответствующих
структурных подразделений.
Выписка из планов воспитательной работы, включающая
мероприятия, проводимые с курсантами в масштабе вуза, факультета,
батальона (дивизиона) и роты (батареи), составляется командиром
подразделения курсантов на месяц и вывешивается в казарме
(общежитии) на видном месте. Планы воспитательной работы и стенная
печать подразделения хранятся в течение года.
63. Отдел (отделение) воспитательной работы вуза:
разрабатывает комплексный (перспективный) план воспитательной
работы вуза. План рассматривается на заседании ученого совета и
утверждается начальником вуза;
оказывает помощь командирам подразделений слушателей и
курсантов, преподавательскому составу в организации и проведении
воспитательных мероприятий;
организует и проводит занятия с постоянным составом по
повышению уровня методической подготовки к проведению
воспитательной работы с подчиненными;
организует и проводит ежегодные инструкторско-методические
занятия с работниками клуба, библиотеки, музея, методических
кабинетов по выполнению комплексного (перспективного) плана
воспитательной работы;
обобщает передовой опыт воспитательной работы в вузе, изучает
опыт воспитательной работы в других военных и гражданских вузах и
распространяет его в подразделениях слушателей и курсантов и на
кафедрах;
организует ежегодные дни открытых дверей для юношей и их
родителей в целях пропаганды профессии офицера;
осуществляет ежегодный анализ и оценку деятельности постоянного
состава вуза по проведению воспитательной работы и формированию у
слушателей и курсантов профессионально важных качеств;
руководит процессом привития слушателям и курсантам умений и
навыков организации и проведения воспитательной работы;
участвует в проведении анализа отзывов из войск о работе
выпускников по воспитанию подчиненных. Результаты анализа
используются для корректировки процесса воспитания обучающихся;
организует руководство культурно-досуговой работой, обучает и
инструктирует актив подразделений слушателей и курсантов;
организует и проводит другие мероприятия, направленные на
повышение эффективности воспитательной работы в вузе.
Центрами повседневной воспитательной работы с обучающимися
являются подразделения слушателей и курсантов. Командиры
подразделений слушателей и курсантов и их заместители по
воспитательной работе непосредственно организуют воспитательную
работу и осуществляют:
разработку плана воспитательной работы подразделения на основе
комплексного (перспективного) плана воспитательной работы вуза в
соответствии с годом обучения подчиненных слушателей (курсантов) и
их военно-профессиональным предназначением;
проведение индивидуальной воспитательной работы с обучающимися
с учетом их способностей, склонностей и увлечений;
взаимодействие по вопросам воспитания с отделом (отделением)
воспитательной работы вуза, кафедрами, группой профессионального
психологического отбора вуза.
В воспитательной работе со слушателями и курсантами участвуют
все кафедры высшего военно-учебного заведения. Преподавательский
состав обеспечивает решение воспитательных задач прежде всего
личной примерностью в ходе образовательного процесса и
повседневной военной службы, высокой дисциплинированностью и
требовательностью к себе и обучающимся, привитием им в ходе
решения учебных задач практических навыков воспитательной работы с
будущими подчиненными, а также участием в проведении мероприятий
воспитательного характера.
Кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин наряду
с проведением воспитательной работы со слушателями и курсантами в
процессе обучения осуществляют научно-методическое обеспечение
процесса воспитания в вузе. На них возлагается:
проведение исследований, связанных с оптимизацией условий и
повышением качества воспитательной работы со слушателями и
курсантами;
участие в работе по привитию слушателям и курсантам
методических навыков воспитательной работы;
участие в обучении постоянного состава вуза практике
воспитательной работы, в подготовке и проведении межкафедральных и
межвузовских мероприятий по проблемам гуманитарного образования и
воспитания военных кадров.
64. Итоги воспитательной работы, состояния правопорядка и
воинской дисциплины подводятся: в вузе (филиале) - за учебный год
и семестр, на факультетах, в батальонах (дивизионах) - ежемесячно
и за семестр, в ротах (батареях) и на курсах - еженедельно.
Результаты воспитательной работы в вузе определяются на основе
оценки эффективности ее влияния на формирование у слушателей и
курсантов качеств личности, необходимых защитнику Отечества и
военному профессионалу, повышение качества образовательного
процесса, поддержание правопорядка, воинской дисциплины и
здорового морально-психологического состояния личного состава.
IV. Методическая работа
65. Методическая работа имеет целью совершенствование методики,
повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных
занятий, повышение профессионального уровня руководящего,
преподавательского состава и командиров подразделений слушателей и
курсантов.
Центром методической работы является кафедра.
66. Методическая работа включает:
разработку учебно-методических материалов, необходимых для
проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий
и воспитательной работы;
повышение педагогического мастерства руководящего и
преподавательского состава и профессионального уровня командиров
подразделений слушателей и курсантов (организация и проведение
учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических
конференций, семинаров и методических занятий);
организацию и проведение контроля учебных занятий;
проведение педагогических (методических) экспериментов и
внедрение их результатов в образовательный процесс;
рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания на
заседаниях ученых советов, кафедр и предметно-методических
комиссий.
67. Учебно-методические (методические) сборы в вузе (на
факультете) проводятся перед началом или в начале учебного года
(семестра). На сборах подводятся итоги работы за предшествующий
период обучения, вырабатываются единые взгляды по вопросам
учебной, воспитательной и методической работы; проводятся
методические занятия, организуется чтение лекций, даются указания
по реализации в образовательном процессе новых требований
руководящих документов и опыта войск. План проведения сбора
утверждается начальником вуза (факультета).
Межвузовские сборы руководящего состава высших военно-учебных
заведений, начальников кафедр и преподавателей по отдельным
учебным дисциплинам (группам (циклам) учебных дисциплин, курсам),
командиров подразделений слушателей и курсантов могут проводиться
по планам начальников, которым подчинены вузы, и планам Главного
управления кадров Министерства обороны.
Методические совещания проводятся в целях решения конкретных
вопросов образовательного процесса: методики проведения учений,
военных игр, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи
смежных учебных дисциплин и других. Они организуются и проводятся
на факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) курсантов.
Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания)
организуются и проводятся начальником вуза (факультета), его
заместителями, начальником учебного отдела или начальником одной
из кафедр.
Научно-методические конференции и семинары проводятся в вузах,
на факультетах и кафедрах с рассмотрением на них результатов
научных исследований по проблемам военного образования, путей
дальнейшего совершенствования подготовки офицеров, вопросов
внедрения новых технологий, методов и средств обучения и других.
Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации,
утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились.
Методические занятия (инструкторско-методические, показные,
открытые, пробные) проводятся по планам вуза, факультета, кафедры
и батальона (дивизиона) курсантов.
Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее
важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой
организации и методики проведения занятий, освоения новых, более
эффективных методических приемов. Они проводятся руководящим
составом вуза (факультета), начальниками кафедр, наиболее опытными
преподавателями и командирами подразделений слушателей и
курсантов.
Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью
показать образцовую организацию и методику проведения занятий, в
том числе с использованием новых технологий обучения. Показные
занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий,
на них приглашаются преподаватели и командиры подразделений
слушателей и курсантов.
Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием
учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи
преподавателям и командирам подразделений слушателей и курсантов в
организации занятий и методике их проведения.
Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности
преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий
со слушателями и курсантами, а также рассмотрения организации и
методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения
целесообразности использования новых технологий и методов
обучения. Пробные занятия проводятся по решению начальника
кафедры, как правило, без слушателей и курсантов, только перед
преподавателями и командирами подразделений слушателей и
курсантов.
Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры
(предметно-методической комиссии) или того коллектива
преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов,
который присутствовал на занятии.
68. Контроль учебных занятий проводится начальником вуза, его
заместителями, начальниками учебного отдела, факультетов,
начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями,
профессорами, доцентами и старшими преподавателями, а по
общевоенным дисциплинам - также командирами батальонов
(дивизионов) курсантов в целях определения и оценки содержания,
организации и методического уровня проведения занятия, степени
достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица,
проводящего занятие. Контроль должен быть как плановым, так и
внезапным. Анализ проверенного занятия и его оценка отражаются в
журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавателей
кафедры или командиров подразделений слушателей и курсантов.
Организация контроля должна обеспечивать проверку занятий,
проводимых доцентами, старшими преподавателями, преподавателями,
ассистентами и командирами курсантских взводов, рот (батарей) и
курсовыми офицерами, не реже двух раз в семестр, а занятий,
проводимых начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями,
профессорами и командирами батальонов (дивизионов) курсантов, - не
реже одного раза в семестр. Учебные занятия, проводимые
начальниками (заведующими) кафедр и их заместителями, профессорами
и командирами батальонов (дивизионов) курсантов, контролируются
начальником вуза, его заместителями и начальниками факультетов.
Результаты контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно на
совещаниях руководящего состава вуза с участием начальников
кафедр, а также не реже одного раза в семестр - на заседаниях
ученого совета вуза (факультета) и заседаниях кафедр.
69. Педагогические (методические) эксперименты организуются по
решению ученого совета вуза (факультета) в целях практической
проверки рекомендаций по результатам научных исследований в
области военного образования, внедрения в учебный процесс новых
технологий обучения, достижений педагогической науки и практики.
Результаты экспериментов рассматриваются на кафедре или на
заседании ученого совета вуза (факультета).
70. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования
структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и
материально-технического обеспечения учебных занятий,
воспитательной работы со слушателями и курсантами, подготовки
научно-педагогических и научных кадров, повышения квалификации
личного состава кафедры, выполнения научных работ и педагогических
(методических) экспериментов, результаты контроля учебных занятий,
другие вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов,
протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются
начальником (заведующим) кафедры. Заседания кафедры должны
проводиться не реже одного раза в месяц.
71. На кафедре (на факультете, в вузе) по отдельным учебным
дисциплинам (группам (циклам) учебных дисциплин, курсам) создаются
предметно-методические комиссии. В их состав включаются
преподаватели, ведущие учебную работу по соответствующим
дисциплинам (курсам), могут включаться преподаватели смежных
учебных дисциплин и представители руководящего состава вуза, а по
общевоенным дисциплинам - также командиры подразделений слушателей
и курсантов. Председатель предметно-методической комиссии
избирается составом комиссии и утверждается начальником кафедры
(факультета, вуза). На заседаниях предметно-методических комиссий
обсуждаются учебно-методические материалы, принимаются
рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и
решения предметно-методической комиссии отражаются в журнале
работы комиссии и подписываются ее председателем.
72. Для изучения, обобщения и распространения передового опыта
обучения и воспитания слушателей и курсантов, оказания помощи
преподавателям в повышении их педагогической квалификации в высшем
военно-учебном заведении создается методический кабинет.
Методический кабинет ежемесячно планирует и организует
проведение лекций, докладов, научных сообщений и консультаций по
вопросам обучения и воспитания, обеспечивает накопление научно-
методических материалов, ведет библиографию, организует выпуск
методических сборников (бюллетеней), выставки педагогической и
методической литературы. На базе методического кабинета
организуются и проводятся показные и инструкторско-методические
занятия, а также занятия с начинающими преподавателями, адъюнктами
и заседания межкафедральных предметно-методических комиссий.
73. Методическую работу в вузе организует учебный отдел,
который разрабатывает план методической работы на учебный год и
контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической работы
включаются в план-календарь основных мероприятий вуза,
разрабатываемый на месяц. Методическая работа на факультетах,
кафедрах и в батальонах (дивизионах) курсантов включается
самостоятельным разделом в планы работы соответствующих
структурных подразделений на учебный год и на месяц.
В. НАУЧНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
74. Научная работа является одним из основных видов
деятельности высшего военно-учебного заведения и служебной
обязанностью руководящего, преподавательского состава и научных
работников вуза. Она организуется и проводится в установленном
порядке.
Научная работа в высшем военно-учебном заведении направлена на:
исследование характера военных угроз безопасности России и
обеспечение упреждающей научно-практической проработки важнейших
проблем в области военной и военно-технической политики в
интересах повышения боевой мощи Вооруженных Сил;
разработку перспектив строительства и развития Вооруженных Сил,
решение проблем их подготовки и применения, развитие военной
теории и практики, повышение боеготовности и боеспособности войск
(сил);
обоснование перспектив развития и совершенствование вооружения
и военной техники, разработку способов их боевого применения,
эксплуатации и ремонта;
исследование проблем морально-психологического обеспечения
деятельности войск (сил), обучения и воспитания личного состава;
исследование вопросов военной педагогики и психологии,
содержания, организации и методики образовательного процесса в
военно-учебных заведениях.
Направленность тематики научной работы должна соответствовать
профилю высшего военно-учебного заведения, его факультетов и
кафедр и отражать практические потребности войск (сил) и военно-
учебных заведений.
Основными формами научной работы в высшем военно-учебном
заведении являются:
научно-исследовательские работы (фундаментальные и прикладные);
разработка учебников, учебных пособий, монографий, написание
диссертаций, военно-теоретических трудов, статей, подготовка
докладов, научных отчетов, сообщений, рецензий, заключений и
других научно-методических материалов в военно-теоретической и
военно-технической областях;
разработка компьютерных учебников и учебных пособий,
автоматизированных систем проектирования вооружения и военной
техники, автоматизированных обучающих и тренажерных комплексов;
разработка или участие в разработке проектов уставов,
наставлений, положений, руководств, инструкций, других руководящих
и нормативных документов;
участие в исследованиях на учениях и других мероприятиях
оперативной, мобилизационной и боевой подготовки войск (сил),
органов военного управления. Экспериментальная проверка
теоретических положений, обобщение результатов исследований и
выработка рекомендаций;
проведение военно-технического анализа и экспертизы работ
предприятий оборонных отраслей промышленности по разработке и
созданию вооружения и военной техники, участие в государственных
испытаниях ее новых образцов;
подготовка и проведение научных конференций, семинаров,
совещаний, творческих дискуссий и обобщение их результатов;
рационализаторская, изобретательская и патентно-лицензионная
работа.
75. Научная работа в высшем военно-учебном заведении
организуется и проводится в соответствии с перспективным и годовым
планами. Перспективным планом определяются основные направления
научной работы вуза. В годовой план, разрабатываемый на
календарный год на основе перспективного, включаются темы,
заданные генеральным заказчиком (заказчиками), инициативные темы
|