Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МИНОБОРОНЫ РФ ОТ 12.03.2003 N 80 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 08.04.2003 N 4388)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 2003 г. N 4388
   ___________________________________________________________________
   
                 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                ПРИКАЗ
                       от 12 марта 2003 г. N 80
                                   
                      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
        ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
               МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
   (с изм., согл. Приказа Министра обороны РФ от 16.06.2005 N 247)
   
       1.  Утвердить  прилагаемое Руководство  по  организации  работы
   высшего  военно-учебного заведения Министерства обороны  Российской
   Федерации.
       2.   Признать   утратившими  силу  Приказы   Министра   обороны
   Российской  Федерации  от 4 января 2000 г.  N  10  "Об  утверждении
   Руководства   по   организации   работы   высшего   военно-учебного
   заведения   Министерства   обороны   Российской   Федерации"    (по
   заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 29  февраля
   2000 г. N 1403-ЭР в государственной регистрации не нуждается) и  от
   31  июля  2002  г.  N 298 "О внесении изменений в  Приказ  Министра
   обороны  Российской  Федерации от  4  января  2000  г.  N  10"  (по
   заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 29  августа
   2002 г. N 07/8156-ЮД в государственной регистрации не нуждается).
       3.  Контроль  за  выполнением настоящего Приказа  возложить  на
   Главное   управление   кадров   Министерства   обороны   Российской
   Федерации.
   
                                                       Министр обороны
                                                  Российской Федерации
                                                              С.ИВАНОВ
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                            к Приказу Министра обороны
                                                  Российской Федерации
                                              от 12 марта 2003 г. N 80
   
                              РУКОВОДСТВО
        ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
               МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
       (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 16.06.2005 N 247)
   
        А. ВЫСШЕЕ ВОЕННО-УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
             РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА
   
                          I. Общие положения
   
       1.   Высшее   военно-учебное  заведение  Министерства   обороны
   Российской   Федерации   <*>   является   государственным   военным
   образовательным учреждением высшего профессионального  образования,
   реализующим    в    соответствии   с   лицензией   профессиональные
   образовательные программы высшего профессионального образования.
   --------------------------------
       <*>  Далее  в тексте настоящего Руководства, если не  оговорено
   особо,  для  краткости  будут  именоваться:  высшие  военно-учебные
   заведения  Министерства  обороны  Российской  Федерации  -  высшими
   военно-учебными   заведениями  или  вузами,  Министерство   обороны
   Российской  Федерации  -  Министерством обороны,  Вооруженные  Силы
   Российской  Федерации  -  Вооруженными  Силами,  Генеральный   штаб
   Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом.
   
       Высшее  военно-учебное  заведение создается,  реорганизуется  и
   ликвидируется  Правительством Российской Федерации по представлению
   Министра обороны Российской Федерации. Полномочия учредителя  после
   создания    (реорганизации)   высшего   военно-учебного   заведения
   выполняет Министерство обороны.
       Порядок   подчиненности   высшего   военно-учебного   заведения
   устанавливается Министром обороны Российской Федерации.
       Высшее  военно-учебное  заведение является  юридическим  лицом,
   имеет  Боевое  Знамя  воинской части, печати,  штампы  и  бланки  с
   наименованием вуза.
       2.    Высшее   военно-учебное   заведение   осуществляет   свою
   деятельность   в  соответствии  с  нормативными  правовыми   актами
   Российской   Федерации,  руководствуется  приказами  и  директивами
   Министра  обороны Российской Федерации, его заместителей, приказами
   и  указаниями  начальников, которым они подчинены, Руководством  по
   организации  работы высшего военно-учебного заведения  Министерства
   обороны  Российской  Федерации  (далее  именуется  -  Руководство),
   рекомендациями  Главного управления кадров Министерства  обороны  и
   своим уставом.
       По вопросам боевой и мобилизационной готовности, гарнизонной  и
   караульной  служб,  внутреннего порядка, строительства  и  бытового
   устройства  личного состава высшее военно-учебное заведение  и  его
   филиалы   руководствуются  также  приказами  командующего  войсками
   военного округа, на территории которого они дислоцированы.
       3.   Главными   задачами   высшего  военно-учебного   заведения
   являются:
       подготовка  и  переподготовка для Вооруженных  Сил  офицеров  -
   квалифицированных    специалистов   с    высшим    профессиональным
   образованием,   научно-педагогических  и  научных   кадров   высшей
   квалификации;
       профессиональная   переподготовка  и   повышение   квалификации
   офицеров,   в   том  числе  руководящего  и  научно-педагогического
   состава   вузов   (к   научно-педагогическому   составу   относятся
   профессорско-преподавательский состав и научные работники);
       организация  и  проведение фундаментальных и  (или)  прикладных
   научных  исследований, направленных на решение  проблем  укрепления
   обороноспособности  страны  и  совершенствования  профессионального
   образования военнослужащих;
       удовлетворение  потребностей  обучающихся  в  интеллектуальном,
   культурном и нравственном развитии посредством получения высшего  и
   (или)   послевузовского  профессионального  образования,  повышения
   квалификации   в  соответствующей  области  военно-профессиональной
   деятельности;
       организация  и  проведение  работы  по  военно-профессиональной
   ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в высшие  военно-
   учебные заведения.
       Высшее  военно-учебное заведение может осуществлять в  порядке,
   установленном   Правительством  Российской  Федерации,   подготовку
   офицеров  (специалистов)  для  федеральных  органов  исполнительной
   власти,  а  также  подготовку офицеров для вооруженных  сил  других
   государств.
       В  высшем  военно-учебном заведении при наличии соответствующей
   лицензии  могут  реализовываться  профессиональные  образовательные
   программы среднего профессионального образования.
       4.   К  высшим  военно-учебным  заведениям  относятся:  военная
   академия, военный университет и военный институт.
       Военная  академия  является  системообразующим  вузом,  ведущим
   научным  и  методическим центром Вооруженных Сил в  областях  своей
   деятельности.
       Военная академия:
       реализует профессиональные образовательные программы высшего  и
   послевузовского профессионального образования;
       осуществляет   подготовку,   переподготовку,   профессиональную
   переподготовку  и  (или) повышение квалификации офицеров  (младших,
   старших  и  высших),  научно-педагогических и  научных  кадров  для
   определенной  области военно-профессиональной,  научной  и  научно-
   педагогической деятельности;
       выполняет  фундаментальные  и прикладные  научные  исследования
   преимущественно  в  области военных наук  по  актуальным  проблемам
   обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
       Военный  университет  является ведущим научным  и  методическим
   центром в областях своей деятельности.
       Военный университет:
       реализует профессиональные образовательные программы высшего  и
   послевузовского профессионального образования;
       осуществляет   подготовку,   переподготовку,   профессиональную
   переподготовку и (или) повышение квалификации офицеров  (младших  и
   старших)    для    определенной   области   военно-профессиональной
   деятельности;
       выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.
       Военный институт:
       реализует  профессиональные образовательные  программы  высшего
   профессионального    образования,    а    также,    как    правило,
   образовательные    программы   послевузовского    профессионального
   образования;
       осуществляет  подготовку,  профессиональную  переподготовку   и
   (или)  повышение  квалификации офицеров  (младших  и  старших)  для
   определенной области военно-профессиональной деятельности;
       ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
       5.     Наименование    высшего    военно-учебного     заведения
   устанавливается  при  его  создании  и  изменяется  в  обязательном
   порядке  при  изменении  его статуса. Если в  наименовании  высшего
   военно-учебного   заведения  употребляется   специальное   название
   (военная  консерватория  и  другие  названия),  то  наряду  с   ним
   указывается   вид   высшего  военно-учебного  заведения.   Если   в
   наименовании   высшего   военно-учебного  заведения   употребляются
   специальные     слова    (общевойсковое,    ракетное,     танковое,
   артиллерийское   и   другие,  указывающие   на   принадлежность   к
   Вооруженным   Силам),  слово  "военный"  может  не   употребляться.
   Государственные  награды  в  наименовании  высшего  военно-учебного
   заведения не указываются.
       6.  Высшие  военно-учебные заведения  в  порядке,  определяемом
   Министром  обороны  Российской  Федерации,  могут  объединяться   в
   ассоциации    (союзы),   входить   в   состав   учебно-методических
   объединений, научно-методических советов и комиссий.
   
            II. Структура высшего военно-учебного заведения
   
       7.   Структура   и   штат  высшего  военно-учебного   заведения
   разрабатываются  на основе задач, возложенных  на  вуз,  и  типовых
   штатов    вузов.   Штатная   численность   слушателей,   курсантов,
   докторантов  и  адъюнктов  вуза устанавливается  Министром  обороны
   Российской Федерации.
       Структура  высшего военно-учебного заведения  включает  в  себя
   управление    (начальник   вуза,   его   заместители   (помощники),
   начальники  отделов и служб), основные и обеспечивающие структурные
   подразделения.   К  основным  структурным  подразделениям   высшего
   военно-учебного   заведения  относятся:   филиалы,   учебно-научные
   подразделения  (факультеты, кафедры, циклы), научные подразделения,
   подразделения     слушателей     и     курсантов,     подразделения
   дополнительного   профессионального  образования.   Обеспечивающими
   структурными   подразделениями   вуза   являются   воинские   части
   (подразделения)  обеспечения и обслуживания  и  другие  структурные
   подразделения,  предназначенные  для  обеспечения  образовательного
   процесса и жизнедеятельности вуза.
       В  составе военной академии и военного университета в  качестве
   структурных   подразделений,  осуществляющих  в   рамках   уставной
   деятельности    высшего   военно-учебного   заведения    автономную
   образовательную,      научную     либо     научно-исследовательскую
   деятельность,   могут  быть  созданы  военный   и   (или)   научно-
   исследовательский институты.
       Структурное подразделение высшего военно-учебного заведения  не
   является   юридическим   лицом.  Статус  и   функции   структурного
   подразделения,  за  исключением филиала,  определяются  положением,
   утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом вуза.
       8.  Филиалом высшего военно-учебного заведения (далее именуется
   -   филиал  вуза  или  филиал)  является  обособленное  структурное
   подразделение  вуза,  расположенное  вне  места  его  нахождения  и
   осуществляющее  постоянно  все его функции  или  их  часть.  Филиал
   создается,    реорганизуется    и   ликвидируется    Правительством
   Российской  Федерации по представлению Министра обороны  Российской
   Федерации. Филиал может иметь в своем составе управление,  основные
   и   обеспечивающие  структурные  подразделения,   необходимые   для
   решения  возложенных на него образовательных задач. Филиал проходит
   лицензирование  и  государственную  аттестацию  самостоятельно,   а
   государственную  аккредитацию - в составе  высшего  военно-учебного
   заведения.
       Филиал  вуза  имеет  печати, штампы и  бланки  с  наименованием
   высшего  военно-учебного заведения. После  наименования  в  скобках
   пишется слово "филиал" и указывается место его нахождения.
       На  филиал  вуза  в  полном объеме распространяются  положения,
   установленные  настоящим  Руководством для высшего  военно-учебного
   заведения, если это не оговорено особо.
       9.  Факультет  является  учебно-научным подразделением  высшего
   военно-учебного  заведения, осуществляющим подготовку  офицеров  по
   одной   или   нескольким  родственным  специальностям,   проведение
   воспитательной    работы    со    слушателями     и     курсантами,
   профессиональную переподготовку и повышение квалификации  офицеров,
   а   также   руководство  научно-исследовательской  работой  кафедр,
   подготовкой  докторантов и адъюнктов. В состав  факультета  входят:
   командование  (начальник  факультета и  его  заместители),  учебная
   часть,  кафедры и лаборатории, обеспечивающие подготовку слушателей
   и    курсантов    по   профилирующим   дисциплинам   специальностей
   факультета,   подразделения  слушателей  и  курсантов.   В   состав
   факультета   могут  входить  научные  подразделения,  подразделения
   дополнительного    профессионального    образования,    а     также
   обеспечивающие структурные подразделения, необходимые  для  решения
   возложенных на него образовательных задач.
       В    высших   военно-учебных   заведениях   могут   создаваться
   факультеты,  не  имеющие  в  своем  составе  кафедр  и  потому   не
   являющиеся  учебно-научными  подразделениями:  факультеты  заочного
   обучения,  факультеты,  выполняющие  только  функции  подразделений
   слушателей и курсантов, и другие.
       10.  Кафедра  является  основным учебно-научным  подразделением
   высшего   военно-учебного   заведения,  осуществляющим   проведение
   учебной,  воспитательной, методической и научной  работы,  а  также
   мероприятий   по   совершенствованию   учебно-материальной    базы.
   Основными  задачами кафедры являются: организация и  проведение  на
   высоком  научном уровне учебной и методической работы по одной  или
   нескольким     родственным    учебным    дисциплинам,    проведение
   воспитательной  работы  со  слушателями  и  курсантами,  выполнение
   научных  исследований,  а также подготовка научно-педагогических  и
   научных   кадров,  профессиональная  переподготовка   и   повышение
   квалификации офицеров по профилю кафедры.
       Цикл является учебно-методическим подразделением и создается  в
   высшем   военно-учебном  заведении,  реализующем   профессиональные
   образовательные  программы среднего профессионального  образования.
   Цикл    осуществляет   проведение   учебной,    воспитательной    и
   методической  работы,  а  также  мероприятий  по  совершенствованию
   учебно-материальной  базы.  Основными  задачами   цикла   являются:
   организация  и проведение на высоком уровне учебной и  методической
   работы  по  одной  или нескольким родственным учебным  дисциплинам,
   проведение  научной работы, воспитательной работы с  курсантами,  а
   также    повышение    квалификации   преподавателей    и    учебно-
   вспомогательного персонала.
       Кафедра  и  цикл <*>, как правило, организуются при наличии  не
   менее       10      должностей      профессорско-преподавательского
   (преподавательского) состава (далее именуется  -  преподавательский
   состав).  По согласованию с Главным управлением кадров Министерства
   обороны  могут  создаваться  кафедры  с  численностью  не  менее  5
   должностей преподавательского состава.
   --------------------------------
       <*>  Далее  в тексте настоящего Руководства, если не  оговорено
   особо, для краткости кафедры и циклы будут именоваться кафедрами.
   
       Для  обеспечения образовательного процесса на кафедре  и  цикле
   могут создаваться учебные лаборатории и кабинеты.
       11.  Научные  подразделения - научно-исследовательские  отделы,
   центры,  лаборатории, группы и другие подразделения  создаются  для
   исследования  актуальных  научных проблем,  связанных  с  развитием
   военной  теории  и  практики  по профилю  вуза,  разработкой  новых
   образцов  вооружения и военной техники, способов их эксплуатации  и
   боевого    применения,   а   также   совершенствованием    военного
   образования  и  повышением  качества подготовки  офицеров.  Научные
   подразделения  приказом  начальника  вуза  могут  прикрепляться   к
   кафедрам.
       12.    Подразделениями   слушателей   и   курсантов   являются:
   факультеты,  не  имеющие в своем составе кафедр;  курсы  и  учебные
   группы  в составе факультета; батальоны (дивизионы); роты (батареи)
   и  взводы  в  составе  батальона (дивизиона); учебные  отделения  в
   составе  учебной группы и взвода. В подразделениях  организуется  и
   проводится  воспитательная  работа  со  слушателями  и  курсантами,
   учебная  и методическая работа по отдельным общевоенным дисциплинам
   и физической подготовке.
       13.     Подразделениями    дополнительного    профессионального
   образования являются факультеты (отделения, курсы, центры,  классы)
   профессиональной переподготовки и повышения квалификации  офицеров,
   реализующие  дополнительные  образовательные  программы.  Программы
   профессиональной  переподготовки обеспечивают  получение  офицерами
   дополнительных   знаний,   умений  и   навыков,   необходимых   для
   выполнения  нового  вида  военно-профессиональной  деятельности   в
   рамках  ранее  полученной специальности,  или  освоение  ими  новых
   видов   вооружения   и   военной   техники.   Программы   повышения
   квалификации    обеспечивают   обновление   и   повышение    уровня
   теоретических   знаний   и   практических   навыков   офицеров    в
   соответствии    с    постоянно   повышающимися    требованиями    к
   профессиональной подготовке военных кадров.
   
                Б. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО
                       ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
   
                          I. Общие положения
   
       14.   Образовательная  деятельность  является  основным   видом
   деятельности  высшего военно-учебного заведения и включает  в  себя
   организацию  и  проведение учебной, воспитательной  и  методической
   работы.
       15.  Высшие военно-учебные заведения при подготовке офицеров  с
   высшим  профессиональным образованием могут реализовывать следующие
   профессиональные образовательные программы:
       программы  подготовки офицеров, предназначенных  для  замещения
   первичных  воинских  должностей офицеров с перспективой  выдвижения
   на  вышестоящие воинские должности. Обучение осуществляется на базе
   среднего  (полного)  общего образования. Срок обучения  составляет:
   для  получения  квалификации (степени) "бакалавр" -  не  менее  чем
   четыре    года;   для   получения   квалификации   "дипломированный
   специалист"  -  не  менее  чем пять лет,  за  исключением  случаев,
   предусмотренных  соответствующими государственными образовательными
   стандартами;  для получения квалификации (степени) "магистр"  -  не
   менее    чем   шесть   лет.   При   обучении   на   базе   среднего
   профессионального   образования   соответствующего   профиля   срок
   обучения  по  решению  ученого совета может  быть  сокращен.  Лица,
   завершившие  обучение  по  указанным образовательным  программам  и
   прошедшие  итоговую  государственную аттестацию выпускников  (далее
   именуется  -  итоговая аттестация), при прохождении военной  службы
   считаются   имеющими  высшее  военно-специальное  образование.   Им
   присваивается  соответствующая квалификация  (степень)  и  выдается
   диплом   государственного   образца   о   высшем   профессиональном
   образовании соответствующей ступени;
       программы   подготовки   офицеров   -   высококвалифицированных
   специалистов  в области управления крупными воинскими  коллективами
   и  всестороннего обеспечения деятельности войск в мирное и  военное
   время.  Обучение  осуществляется на базе  имеющегося  у  слушателей
   высшего     военно-специального     (высшего     профессионального)
   образования   и   опыта  военной  службы  по  профилю   получаемого
   образования.   Срок  обучения  -  не  менее  двух   лет.   Офицеры,
   завершившие  обучение  по  указанным образовательным  программам  и
   прошедшие  итоговую  аттестацию,  при  прохождении  военной  службы
   считаются  имеющими  высшее военное образование.  Им  присваивается
   соответствующая   квалификация   (степень)   и   выдается    диплом
   государственного  образца  о  высшем  профессиональном  образовании
   соответствующей ступени.
       16.   Высшие   военно-учебные  заведения  могут   реализовывать
   профессиональные      образовательные      программы       среднего
   профессионального  образования.  Подготовка  офицеров  со   средним
   профессиональным  образованием  осуществляется  на  базе   среднего
   (полного)  общего  образования, срок обучения  -  три  года.  Лица,
   завершившие  обучение  по  указанным образовательным  программам  и
   прошедшие  итоговую  аттестацию,  при  прохождении  военной  службы
   считаются  имеющими  среднее  военно-специальное  образование.   Им
   присваивается   соответствующая  квалификация  и  выдается   диплом
   государственного образца о среднем профессиональном образовании.
       Образовательные     программы    высшего    военно-специального
   образования  могут  реализовываться в  военных  академиях,  военных
   университетах  и  военных  институтах,  образовательные   программы
   высшего  военного  образования  - в  военных  академиях  и  военных
   университетах,    образовательные   программы   среднего    военно-
   специального  образования - в военных институтах и филиалах  высших
   военно-учебных заведений.
       17.  Подготовка  офицеров  в  высших военно-учебных  заведениях
   организуется    по   военным   специальностям,   перечни    которых
   определяются  Министром обороны Российской Федерации,  и  (или)  по
   специальностям,   определенным  государственными   образовательными
   стандартами высшего и среднего профессионального образования.
       Форма  получения  высшего  военно-специального  образования   и
   среднего  военно-специального образования - очная, высшего военного
   образования - очная и заочная. Перечень специальностей, по  которым
   может  организовываться  заочное обучение,  утверждается  Министром
   обороны Российской Федерации.
       Обучение  в высших военно-учебных заведениях осуществляется  на
   государственном языке Российской Федерации.
       18.  Высшее  военно-учебное  заведение  путем  целенаправленной
   организации учебного процесса, выбора методов и средств обучения  с
   соблюдением    необходимых    требований    безопасности    создает
   обучающимся  условия,  необходимые  для  освоения  профессиональных
   образовательных программ по установленным для вуза специальностям.
       Слушатели  и  курсанты  привлекаются  к  выполнению  задач,  не
   связанных  с реализацией профессиональных образовательных программ,
   только  по решению Президента Российской Федерации или Председателя
   Правительства   Российской  Федерации.   На   крупные   гарнизонные
   мероприятия  (парады  войск и другие), для  ликвидации  последствий
   стихийных   бедствий   слушатели   и   курсанты   привлекаются    в
   установленном  порядке  в  границах  гарнизона;  привлечение  их  к
   участию   в   мероприятиях  за  пределами  гарнизона   производится
   решением Генерального штаба.
       Слушатели  и  курсанты  привлекаются к  несению  гарнизонной  и
   караульной  служб  в гарнизоне в пределах времени, предусмотренного
   для этой цели учебным планом.
   
                          II. Учебная работа
   
                      Организация учебной работы
   
       19.   Учебная   работа  является  важнейшей  составной   частью
   образовательной  деятельности  высшего  военно-учебного  заведения.
   Она  включает  в себя организацию и проведение всех  видов  учебных
   занятий,  текущего контроля успеваемости, промежуточной  аттестации
   обучающихся, а также итоговой аттестации.
       Учебный  год  в  высшем военно-учебном заведении  начинается  1
   сентября   и   делится   на  два  семестра,   каждый   из   которых
   заканчивается  экзаменационной сессией.  На  втором  и  последующих
   курсах   вуза,   где   летная  подготовка,   войсковая   (флотская)
   стажировка или практика связаны с сезонностью, допускается  перенос
   начала  учебного года, но не позднее 1 ноября. У курсантов  первого
   курса   учебный  год  начинается  1  августа,  с  ними   проводится
   общевойсковая   подготовка  продолжительностью  не   менее   одного
   месяца,  которая завершается полевым выходом и приемом комплексного
   экзамена;
       общий  объем  учебной  работы слушателей и  курсантов,  включая
   самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов  в
   неделю.  Загрузка  слушателей  и  курсантов  всеми  видами  учебных
   занятий  с  преподавателем не должна превышать 36 часов  в  неделю.
   При  обучении по программам высшего военно-специального образования
   на  выпускном курсе она не должна превышать 30 часов в  неделю.  На
   учениях, в период полевых (морских) выходов, на занятиях в  учебных
   центрах,  на  полигонах учебная работа с преподавателем планируется
   из  расчета  не  более  46  часов  в  неделю,  в  период  войсковой
   (флотской) стажировки и всех видов практики - не более 40  часов  в
   неделю.
       20.   Содержание  образования  и  организация  образовательного
   процесса по каждой специальности, установленной для высшего военно-
   учебного    заведения,   определяются   основной    образовательной
   программой профессионального образования, которая включает в себя:
       государственные  требования  к  минимуму  содержания  и  уровню
   подготовки  выпускников,  которые  устанавливаются  соответствующим
   государственным   образовательным  стандартом,  и  квалификационные
   требования   к   военно-профессиональной  подготовке   выпускников,
   которые  являются  дополнением  к  соответствующим  государственным
   образовательным стандартам;
       учебный  план, программы учебных дисциплин (далее  именуются  -
   учебные программы), программы практик и стажировок.
       21.  Государственные требования к минимуму содержания и  уровню
   подготовки выпускников по конкретной специальности являются  частью
   государственных  образовательных  стандартов  высшего  и   среднего
   профессионального  образования, разрабатываются  и  утверждаются  в
   порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
       22.   Квалификационные   требования  к  военно-профессиональной
   подготовке   выпускников   (далее  именуются   -   квалификационные
   требования)   разрабатываются  на  специальность   (специализацию).
   Председателем  комиссии  по разработке квалификационных  требований
   является  заместитель  главнокомандующего  видом  Вооруженных  Сил,
   командующего  рода  войск Вооруженных Сил,  начальника  главного  и
   центрального управления Министерства обороны, в интересах  которого
   организуется  подготовка  офицеров. В  состав  комиссии  включаются
   представители  от видов и родов войск Вооруженных  Сил,  главных  и
   центральных   управлений   Министерства   обороны   и   организаций
   Вооруженных  Сил, для которых организуется подготовка  офицеров  по
   данной  специальности (специализации), и представители вуза (группы
   вузов),  на который возложена подготовка офицеров. Квалификационные
   требования    согласовываются   с   Главным   управлением    кадров
   Министерства обороны и утверждаются заместителями Министра  обороны
   Российской  Федерации, главнокомандующими видами  Вооруженных  Сил,
   командующими   (начальниками)   родами   войск   Вооруженных   Сил,
   начальниками   главных   и   центральных  управлений   Министерства
   обороны, имеющими в подчинении вузы, и доводятся до высших  военно-
   учебных  заведений не позднее чем за 1,5 года до начала  подготовки
   офицеров по данной специальности (специализации).
       23.   Учебные   планы   и  учебные  программы   разрабатываются
   непосредственно  вузами  на основе государственных  образовательных
   стандартов   и   квалификационных  требований  к   выпускникам   по
   соответствующей специальности.
       Учебные   планы  и  учебные  программы  подписываются   лицами,
   ответственными  за их разработку, при необходимости согласовываются
   с  заинтересованными органами военного управления, а учебные  планы
   согласовываются  также  с Главным управлением  кадров  Министерства
   обороны,  утверждаются  начальниками,  которым  подчинены  вузы,  и
   доводятся  до  вузов не позднее чем за один год до начала  обучения
   по ним.
       Учебные   программы  по  специальности  и  соответствующим   им
   специализациям  могут  объединяться  в  сборник  учебных  программ.
   Каждая   учебная   программа   в  сборнике   подписывается   лицом,
   ответственным   за  ее  разработку,  а  сборник  учебных   программ
   утверждается начальником, которому подчинен вуз.
       Учебные планы и программы должны быть стабильными и действовать
   в  течение срока, не меньшего, чем полный срок подготовки  офицеров
   по данной специальности.
       24. Учебный план определяет:
       продолжительность и последовательность периодов  теоретического
   и  практического  обучения,  экзаменационных  сессий,  каникулярных
   отпусков,  разработки выпускной квалификационной работы и  итоговой
   аттестации;
       перечень  обязательных учебных дисциплин, войсковых  (флотских)
   стажировок  и  практик, последовательность их изучения (проведения)
   по  семестрам обучения, учебное время, отводимое на изучение каждой
   дисциплины,   его  распределение  по  семестрам  и  видам   учебных
   занятий;
       формы  промежуточной  аттестации по каждой  дисциплине,  состав
   итоговой аттестации выпускников и другие.
       25.  Учебный  план  разрабатывается  на  каждую  специальность.
   Учебные   дисциплины  специализаций  отражаются  в  учебном   плане
   соответствующей  специальности или на специализацию разрабатывается
   отдельный   учебный  план.  Дисциплины  специализаций   не   должны
   превышать  по объему 30 процентов бюджета времени учебных  занятий.
   На  специальность, по которой ведется подготовка офицеров в двух  и
   более  вузах,  может разрабатываться и утверждаться в установленном
   порядке примерный учебный план.
       Для внесения в учебный план изменений и дополнений, связанных с
   реализацией  требований  Министра обороны  Российской  Федерации  и
   начальников,   которым   подчинены  вузы,  оперативного   отражения
   достижений  военной науки, техники и передового опыта  войск  (сил)
   начальнику вуза предоставляется право:
       перераспределять время между учебными дисциплинами (в  пределах
   данной   группы   (цикла)   учебных   дисциплин),   сокращать   или
   увеличивать количество часов на изучение дисциплины в объеме до  10
   процентов отведенного на нее времени;
       вводить   (исключать)   в   учебную  дисциплину   новые   темы,
   перераспределять  время на ее изучение между семестрами  (курсами),
   а   также  по  темам  и  видам  занятий  в  пределах  25  процентов
   отведенного на нее времени.
       26.  На  основе  утвержденного  учебного  плана  в  вузе  могут
   разрабатываться  рабочие учебные планы: для факультета  (отделения)
   заочного  обучения; при необходимости внесения  в  учебный  процесс
   существенных изменений в пределах прав, предоставленных  начальнику
   вуза;  для обеспечения перехода к обучению по новым учебным  планам
   (могут  разрабатываться  для  всех  курсов,  кроме  выпускного);  в
   интересах    учета   особенностей   организации   и    материально-
   технического  обеспечения образовательного  процесса  в  конкретном
   вузе  (на  основе утвержденного в установленном порядке  примерного
   учебного  плана).  Рабочие  учебные  планы  рассматриваются  ученым
   советом   вуза  (факультета)  и  утверждаются  начальником  высшего
   военно-учебного заведения.
       27.   На  основе  утвержденного  учебного  плана  вузом   могут
   разрабатываться   индивидуальные  планы   обучения   слушателей   и
   курсантов.  Индивидуальные  планы  рассматриваются  ученым  советом
   вуза   (факультета)  и  утверждаются  начальником  высшего  военно-
   учебного заведения (факультета).
       28.  Учебная  программа разрабатывается  по  каждой  дисциплине
   учебного  плана.  Она  определяет научное содержание,  методическое
   построение  учебной  дисциплины, наименования  и  основные  вопросы
   разделов  и тем, распределение учебного времени по разделам,  темам
   и  видам  учебных  занятий. По дисциплинам,  общим  для  нескольких
   вузов,  могут разрабатываться примерные учебные программы.  Учебные
   программы   разрабатываются  единые  для  очной  и   заочной   форм
   обучения.
       29.  Тематический  план изучения дисциплины разрабатывается  на
   основе  учебной  программы и является основным  рабочим  документом
   кафедры   и   преподавателя.   Он   конкретизирует   содержание   и
   организацию   изучения   дисциплины,  содержит   перечень   учебных
   вопросов, организационно-методические рекомендации по проведению  и
   материально-техническому  обеспечению  каждого  учебного   занятия.
   Тематический    план   разрабатывается   кафедрой,    подписывается
   начальником   кафедры   и   утверждается  начальником   вуза,   его
   заместителем   или   начальником   факультета   (по   подчиненности
   кафедры).  В  тематический план оперативно вносятся все необходимые
   изменения,   касающиеся   содержания,   организации   и    методики
   преподавания  дисциплины.  Изменения  утверждаются  (подписываются)
   лицом, утвердившим тематический план.
       30.  Расписание  учебных занятий составляется  учебным  отделом
   вуза  (учебной  частью  факультета) на семестр,  согласовывается  с
   начальниками   (заведующими)  кафедр  и  командирами  подразделений
   слушателей  и курсантов, утверждается начальником вуза и  доводится
   до   преподавательского   состава,   подразделений   слушателей   и
   курсантов  не  позднее чем за 15 дней до начала занятий.  В  вузах,
   где  подготовка обучаемых включает полеты, вождение боевых машин  и
   стрельбы,  допускается составление расписания  учебных  занятий  на
   месяц.
       Расписанием  предусматривается  общая  продолжительность   всех
   видов  учебных  занятий с преподавателем не более  6  академических
   часов  в  день.  Продолжительность академического  часа  45  минут,
   допускается   проведение  занятий  без  перерыва   по   90   минут.
   Тактические,   тактико-специальные,   командно-штабные   учения   и
   военные  игры  проводятся,  как правило, непрерывно.  В  расписании
   указываются:   подразделение   слушателей   (курсантов),    учебная
   дисциплина,  вид  занятия и номер темы, дата,  время  и  место  его
   проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие.
       31.  Разработка  учебного  плана, учебной  программы  (сборника
   учебных   программ)  и  тематического  плана  изучения   дисциплины
   осуществляется   с   учетом  примерных   форм,   представленных   в
   приложениях  N 1, 2 и 3 к настоящему Руководству. Формы  расписания
   учебных   занятий   и  других  планирующих  и  учетных   документов
   устанавливаются вузом.
   
                            Учебные занятия
   
       32. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары,
   лабораторные  работы, практические занятия, групповые упражнения  и
   занятия,   тактические  (тактико-специальные)  занятия  и   учения,
   командно-штабные   учения,   военные   (военно-специальные)   игры,
   теоретические   (научно-практические)   конференции,    контрольные
   работы  (занятия), самостоятельная работа слушателей  и  курсантов,
   консультации,   войсковая   (флотская)   стажировка   и   практика,
   выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение  выпускной
   квалификационной  работы. В высшем военно-учебном  заведении  могут
   проводиться  другие  виды  учебных  занятий,  вводимые  по  решению
   ученого совета вуза.
       33.  Лекции составляют основу теоретического обучения и  должны
   давать  систематизированные основы научных  знаний  по  дисциплине,
   раскрывать   состояние   и  перспективы  развития   соответствующей
   области  науки  и техники, концентрировать внимание обучающихся  на
   наиболее  сложных  и  узловых вопросах, стимулировать  их  активную
   познавательную    деятельность   и   способствовать    формированию
   творческого мышления.
       Ведущим  методом  в лекции выступает устное изложение  учебного
   материала,  сопровождающееся демонстрацией  видео-  и  кинофильмов,
   схем,    плакатов,   показом   моделей,   приборов    и    макетов,
   использованием электронно-вычислительной техники.
       Лекции   читаются   начальниками   (заведующими)   кафедр,   их
   заместителями,  профессорами, доцентами и старшими преподавателями,
   как  правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению
   лекций  приказом начальника вуза могут допускаться наиболее опытные
   преподаватели   и   ассистенты,   имеющие   ученую   степень    или
   педагогический  стаж  не  менее  пяти  лет.  Лекции  по  актуальным
   проблемам  военной  теории и практики могут  читаться  руководящими
   должностными лицами видов и родов войск Вооруженных Сил, главных  и
   центральных управлений Министерства обороны и руководящим  составом
   вуза  (факультета). Для чтения отдельных лекций могут  приглашаться
   видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты  из
   войск  (сил), научных учреждений, с предприятий оборонных  отраслей
   промышленности.
       34.  Семинары  проводятся по наиболее сложным вопросам  (темам,
   разделам)  учебной  программы и имеют  целью  углубленное  изучение
   учебной  дисциплины, привитие обучающимся навыков  самостоятельного
   поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у  них
   научного   мышления,  умения  активно  участвовать   в   творческой
   дискуссии,  делать правильные выводы, аргументированно  излагать  и
   отстаивать  свое  мнение.  Подготовка  слушателей  и  курсантов   к
   семинару   осуществляется  на  основе  задания  (плана   семинара),
   которое    разрабатывается   на   кафедре   (предметно-методической
   комиссией) и доводится до обучающихся до проведения первых  занятий
   по  теме  семинара. Семинар проводится не ранее 5 -  6  дней  после
   завершения  последнего занятия по теме семинара.  Продолжительность
   семинара, как правило, не менее 4 часов.
       35.  Лабораторные  работы  имеют  целью  практическое  освоение
   слушателями  и курсантами научно-теоретических положений  изучаемой
   дисциплины,  овладение ими техникой экспериментальных  исследований
   и   анализа  полученных  результатов,  привитие  навыков  работы  с
   лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными  приборами  и
   вычислительной   техникой.   По  выполнении   лабораторной   работы
   слушатели  и курсанты представляют отчет и защищают его. Защищенные
   отчеты  хранятся  на  кафедре до завершения обучения  слушателей  и
   курсантов по данной учебной дисциплине.
       36.   Практические   занятия  проводятся  в  целях:   выработки
   практических  умений  и  приобретения  навыков  в  решении   задач,
   выполнении  чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих  карт,
   разработке    и   оформлении   боевых   и   служебных   документов;
   практического    овладения    иностранными    языками;    отработки
   упражнений,   приемов   и   нормативов,   определенных    уставами,
   наставлениями  и  руководствами;  освоения  вооружения  и   военной
   техники  (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации
   и  ремонта.  Главным  их содержанием является  практическая  работа
   каждого слушателя и курсанта.
       37.  Групповые упражнения проводятся по оперативно-тактическим,
   тактическим   и  тактико-специальным  дисциплинам  и  имеют   целью
   приобретение  слушателями  и  курсантами  практического   опыта   в
   планировании,   организации  боевых  действий,  их  обеспечении   и
   управлении   войсками  (силами).  На  групповом   упражнении,   как
   правило, все слушатели и курсанты действуют в одной и той же  роли,
   выполняя функции определенного должностного лица.
       38. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения  и
   военной  техники (объектов) и составляют основу обучения слушателей
   и  курсантов  организации  их применения, эксплуатации  и  ремонта.
   Групповые  занятия  проводятся  в  специализированных  классах,   с
   максимальным  использованием тренажерной, полевой  учебной  базы  и
   базы для общевоенной подготовки.
       39.  Тактические  (тактико-специальные) занятия  направлены  на
   обучение  курсантов  практике организации,  ведения  и  обеспечения
   боевых  действий подразделений (отделения, взвода и  им  равных)  и
   управления ими в бою.
       40.  Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный
   характер  и  проводятся, как правило, в полевых  условиях  и  имеют
   целью   приобретение  практического  опыта  или   совершенствование
   умений  и навыков слушателей и курсантов в организации, обеспечении
   боевых   действий  и  управлении  в  бою  подразделениями   (ротой,
   батальоном и им равными) и воинскими частями. Слушатели и  курсанты
   исполняют   на   учениях   обязанности  командиров   подразделений,
   воинских  частей и других должностных лиц в соответствии с замыслом
   учения.
       Командно-штабные  учения  и  военные (военно-специальные)  игры
   носят   комплексный  характер  и  проводятся  по  важнейшим   темам
   оперативных,    оперативно-тактических,    тактических    (тактико-
   специальных)   и   военно-специальных  дисциплин   с   целью   дать
   слушателям  и курсантам практику в исполнении конкретных должностей
   при  планировании,  организации  и ведении  боя  (операции,  боевых
   действий) и его всестороннем обеспечении.
       Руководителями  тактических  (тактико-специальных),   командно-
   штабных  учений  и военных (военно-специальных) игр  являются,  как
   правило, начальник вуза, его заместители, начальники факультетов  и
   кафедр.
       41. Теоретические (научно-практические) конференции проводятся,
   как  правило, на завершающем этапе изучения дисциплины в  интересах
   систематизации   и  углубления  полученных  знаний,   выработки   у
   слушателей   и  курсантов  навыков  сбора,  анализа   и   обобщения
   информации,  подготовки  докладов и сообщений,  приобретения  опыта
   публичных  выступлений и ведения научных дискуссий. План проведения
   конференции выдается слушателям и курсантам не менее чем  за  месяц
   до ее проведения.
       42.  Обязательным  документом преподавателя на  каждом  учебном
   занятии   является   план  его  проведения.  План   разрабатывается
   преподавателем и утверждается начальником (заведующим) кафедры  или
   председателем  предметно-методической комиссии.  При  необходимости
   проект плана может рассматриваться на заседании кафедры (предметно-
   методической комиссии).
       Тексты  лекций,  задания  на семинары,  лабораторные  работы  и
   другие  учебно-методические материалы, необходимые  для  проведения
   учебных  занятий, обсуждаются на заседании кафедры  или  предметно-
   методической   комиссии  и  утверждаются  начальником  (заведующим)
   кафедры.
       Для  проведения  групповых  упражнений,  тактических  (тактико-
   специальных),   командно-штабных   учений   и   военных    (военно-
   специальных)  игр разрабатываются учебные оперативные,  оперативно-
   тактические, тактические или тактико-специальные задачи. В вузе  на
   весь  период обучения может разрабатываться система учебных  задач,
   охватывающих   ведение  боевых  действий  на  различной   местности
   (театрах  военных действий), в различных условиях  обстановки.  Для
   разработки   учебных  задач,  используемых  несколькими  кафедрами,
   может  создаваться межкафедральная предметно-методическая  комиссия
   с  привлечением  представителей  учебного  отдела,  факультетов,  а
   также командиров подразделений слушателей и курсантов.
       Все виды учебно-методических материалов хранятся на кафедре  (у
   председателя  предметно-методической  комиссии)  в  течение   всего
   периода  обучения  слушателей и курсантов  по  действующим  учебным
   планам и программам.
       43.  Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных
   ответов  на вопросы, решения задач, выполнения контрольных  заданий
   или  практической  проверки  выполнения  слушателями  и  курсантами
   упражнений,   приемов   и   нормативов.   Содержание   заданий   на
   контрольную    работу   (занятие)   и   порядок    ее    выполнения
   устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).
       44.  Самостоятельная  работа слушателей  и  курсантов  является
   составной  частью  учебной  работы  и  имеет  целью  закрепление  и
   углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение  новых
   знаний,  в  том числе с использованием автоматизированных обучающих
   курсов  (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку  к
   предстоящим    занятиям,   зачетам   и   экзаменам.    Обязательным
   компонентом самостоятельной работы слушателей и курсантов  является
   внеаудиторный практикум по иностранному языку.
       Самостоятельная  работа организуется командирами  подразделений
   слушателей  и курсантов, обеспечивается и контролируется кафедрами.
   Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3  -  4
   часов  ежедневно.  Учебный  отдел вуза (учебная  часть  факультета)
   систематически     осуществляет    контроль     за     организацией
   самостоятельной работы слушателей и курсантов, результаты  контроля
   анализируются в вузе (на факультете) не реже одного раза в месяц.
       Самостоятельная  работа  может  проводиться  под   руководством
   преподавателей  в  часы,  определенные  расписанием  занятий,  и  в
   объеме   не   более  5  процентов  от  бюджета  учебного   времени,
   отводимого   на  изучение  дисциплины.  Она  предусматривает,   как
   правило,  разработку  рефератов,  выполнение  расчетно-графических,
   вычислительных работ, моделирования и других творческих  заданий  в
   соответствии  с  учебной программой (тематическим  планом  изучения
   дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в  обучении
   слушателей  и  курсантов методам самостоятельной работы  с  учебным
   материалом.
       45.   Консультации   являются   одной   из   форм   руководства
   самостоятельной  работой  слушателей  и  курсантов  и  оказания  им
   помощи  в  освоении  учебного  материала.  Консультации  проводятся
   регулярно  в  часы  самостоятельной  работы  и  носят  в   основном
   индивидуальный  характер.  При необходимости,  в  том  числе  перед
   проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий  и
   учений,  командно-штабных  учений  и  военных  (военно-специальных)
   игр,    экзаменов    (зачетов),   могут    проводиться    групповые
   консультации.
       46.  Войсковая (флотская) стажировка <*> организуется  в  целях
   приобретения   слушателями   и  курсантами   опыта   в   исполнении
   должностных    обязанностей    по   должностному    предназначению.
   Стажировка  проводится  на соответствующих  воинских  должностях  в
   войсках   (силах)   и  организациях  Вооруженных  Сил.   Проведение
   стажировки  со  слушателями, обучающимися по программам  подготовки
   офицеров   с   высшим  военным  образованием,   как   правило,   не
   предусматривается.
   --------------------------------
       <*>  Далее в тексте настоящего Руководства войсковая (флотская)
   стажировка для краткости будет именоваться стажировкой.
   
       Практика  (учебная, производственная, ремонтная, корабельная  и
   другие)   организуется   по  отдельным  дисциплинам   или   группам
   дисциплин    в    целях   закрепления   знаний    и    приобретения
   (совершенствования)  практических  навыков  с  учетом  должностного
   предназначения  обучающихся. Практика может проводиться  в  вузе  и
   его  структурных подразделениях, в войсках (силах)  и  организациях

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное