Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ. РД 34.09.105-96 (УТВ. РАО "ЕЭС РОССИИ" 12.05.1996)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
       Результаты анализа   контрольной   пробы   твердого    топлива
   оформляются по образцу Приложения 21. В соответствии с изложенными
   выше  документами  составляется  акт  приемки  твердого топлива по
   качеству (Приложение 22).
       Примерные формы  претензии  по   поставке   твердого   топлива
   пониженного   качества  и  расчета  суммы  претензии  приведены  в
   Приложениях 23 и 24.
       По аналогии  оформляются  документы  и при приемке по качеству
   жидкого топлива.
       2.6.10.4. Если   договором   на   поставку   угля  определение
   зольности потребителем  предусмотрено  радиационным  методом  (см.
   п. 2.2.6),   то претензионный документ должен быть скорректирован;
   к нему прилагаются:
       копия акта аттестационного свидетельства средства измерений  -
   протокола аттестации радиационного метода определения зольности;
       акт о  количестве  топлива,  прошедшего  обработку   золомером
   (указываются  номера  разгруженных  железнодорожных вагонов).  Акт
   подписывается представителями электростанции и общественности;
       акт о зольности испытанного топлива с приложением обработанных
   диаграмм самописца или распечатки  изотопного  прибора  (этот  акт
   подписывается представителем ПТО,  цеха КИП и утверждается главным
   инженером электростанции или его заместителем);
       скорректированная форма  расчета суммы претензии за пониженное
   качество твердого топлива (по типу Приложения 24).
       2.6.10.5. Если договором на поставку топлива  отбор  проб  для
   определения   зольности  производится  у  поставщика  механическим
   пробоотборником,  то к претензионным документам прилагается  копия
   акта  об испытании пробоотборника в соответствии с РД 34.44.205-89
   [23].
       Примечание. Если конструкция механического  пробоотборника  на
   ТЭС   предусматривает  выдачу  двух  лабораторных  проб,  то  одна
   предназначается  потребителю,  а   другая   -   для   предъявления
   нейтральной организации, о чем должна быть сделана соответствующая
   запись в договоре на поставку топлива.
   
       2.6.10.6. Упомянутые  в п.  2.6.10.3 формы после внесения в их
   текст  соответствующих  изменений  могут  быть  использованы   при
   подготовке претензионных документов по качеству жидкого топлива.
       При приемке  жидкого  топлива  обмером претензия за повышенное
   содержание влаги не предъявляется, так как этот фактор учитывается
   в претензии за недостающее топливо.
       2.6.11. Претензии,  возникающие  при  перевозках  топлива   по
   железной    дороге,    заканчиваются   составлением   с   участием
   приемосдатчика  ТЭС  коммерческих  актов  или  уплатой  штрафов  в
   соответствии со статьями 168, 170 Устава железных дорог СССР [34],
   разд.  3,  4,  7,  14, 30, 37, 38 "Правил перевозки грузов" [35] и
   другими статьями, разделами, а также изменениями к упомянутым выше
   документам.
       Претензии к  перевозчику  могут  предъявляться  в  основном  в
   случаях:
       прибытия на  электростанции  топлива  в  поврежденных  вагонах
   (цистернах) и с признаками недостачи;
       отсутствия одного   или   нескольких   вагонов  (цистерн)  при
   поступлении топлива по групповой или маршрутной накладной;
       нарушения сроков поставки топлива;
       перебора начисленных платежей за перевозку топлива и др.
       2.6.12. Претензии  к  поставщикам  могут  предъявляться  также
   из-за следующих нарушений:
       непринятия предусмотренных  договором профилактических мер,  в
   результате  чего  происходит  смерзание   топлива   (увеличиваются
   затраты на размораживание топлива, ручную зачистку вагонов, оплату
   за перепростой вагонов под разгрузкой и др.);
       подачи топлива  с попавшими в вагоны посторонними предметами -
   металлом,  железобетоном, древесиной (выводятся из строя дробилки,
   мельницы; имеют место случаи пореза лент и др.);
       подачи мазута в неочищенных цистернах  (увеличиваются  расходы
   пара и штрафы за перепростой цистерн);
       поступления неочищенных снаружи  цистерн  (оплата  за  очистку
   поверхностей цистерн и их перепростой).
       Примером оформления такого документа по упомянутым случаям или
   нарушениям  договора  служит претензия о возмещении дополнительных
   затрат на выгрузку смерзшегося угля (Приложение 25).
       2.6.13. Претензии,  возникающие при перевозке топлива в прямом
   смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:
       управлению железной дороги назначения,  когда конечным пунктом
   перевозки является железнодорожная станция;
       пароходству, когда конечным пунктом  перевозки  является  порт
   (пристань).
       Если по  предъявленной  пароходству  претензии   ответственной
   является   железная   дорога,   пароходство  направляет  претензию
   железной дороге,  которой принадлежит станция перевозки груза,  и,
   наоборот, если претензия предъявлена железной дороге назначения, а
   ответственным является пароходство,  то железная дорога направляет
   претензию  в пароходство с соответствующими документами и в сроки,
   изложенные  в  "Правилах  перевозок  грузов  в  прямом   смешанном
   железнодорожно-водном сообщении" [36].
       2.6.14. Предметом   претензии,  возникающей  по  газообразному
   топливу,  могут быть нарушение условий,  изложенных в договоре  на
   его подачу.
   
                    2.7. Отпуск топлива на сторону,
                      хозяйственные и другие нужды
   
       2.7.1. Топливо сторонним организациям  и  другим  потребителям
   отпускается   по   указанию   руководства   энергообъединения  или
   электростанции.
       2.7.2. Документами  на  отпуск  топлива  на  сторону  являются
   накладная по типовой форме М-14 или М-15, а на хозяйственные нужды
   - требование по типовой форме М-10 или М-11.
       2.7.3. Накладная  на  отпуск  топлива  выписывается ТТЦ в трех
   экземплярах и подписывается директором или заместителем  директора
   и главным бухгалтером или уполномоченными лицами.
       Первый экземпляр передается лицу,  отпускающему топливо. После
   отпуска топлива накладная, подписанная получателем, передается ТТЦ
   вместе  с  доверенностью  получателя  в  бухгалтерию  для  выписки
   платежного требования.
       Второй экземпляр накладной после проставленного на нем  штампа
   бюро  пропусков  служит основанием для вывоза топлива с территории
   электростанции и подлежит сдаче из бюро пропусков в бухгалтерию не
   позднее следующего дня после вывоза топлива.
       Третий экземпляр накладной передается получателю топлива.
       2.7.4. Отпуск   топлива  на  хозяйственные  нужды  оформляется
   получателем с помощью требования по  указанным  выше  формам  (см.
   п. 2.7.2) в   двух   экземплярах.   Первый  экземпляр  с  подписью
   получателя направляется в бухгалтерию, а второй - остается в ТТЦ.
       2.7.5. Топливо, израсходованное во время капитальных и средних
   ремонтов при опробованиях, регулировках и испытаниях оборудования,
   оформляется накладной по форме М-14 или  М-15  согласно  актам  на
   ремонты в двух экземплярах за подписями начальников ТТЦ (участка),
   котельного (котлотурбинного) цеха, ПТО и ремонтной организации.
       Первый экземпляр накладной с актом направляется в бухгалтерию,
   второй - остается в ТТЦ.
       2.7.6. Топливо,  израсходованное при опробовании, регулировках
   и испытаниях на  вновь  вводимое  энергетическое  оборудование  до
   принятия   его  по  акту  в  эксплуатацию,  списывается  по  акту.
   Стоимость  этого  топлива  предъявляется   по   отдельному   счету
   строительной или пусконаладочной организации.
       Израсходованное топливо  оформляется  по  накладным   М-15   с
   приложением   акта,   подписанного  представителями  администрации
   электростанции и строительной (наладочной) организацией.
       Первый экземпляр  накладной с актом направляется в бухгалтерию
   для предъявления счета, второй - остается в ТТЦ.
   
                2.8. Списание примесей и отходов топлива
   
       2.8.1. Отобранные  из  твердого  топлива  посторонние  примеси
   (порода,  древесина,  металл и др.) накапливаются,  взвешиваются и
   отправляются на отвалы или в места  хранения  (если  в  дальнейшем
   возможно их использование).
       Сведения о массе упомянутых примесей персонал  ТТЦ  заносит  в
   журнал  произвольной формы.  В этом же журнале приводятся сведения
   об отходах,  потерях массы угольного шлама  при  его  хранении,  а
   также   о   массе   мазутных  остатков,  извлекаемых  при  очистке
   резервуаров и других узлов мазутного хозяйства, из слитой воды при
   отстое мазута в резервуарах.
       2.8.2. Списание массы примесей и отходов производится по  акту
   произвольной  формы.  Он подписывается начальником цеха (участка),
   учетчиком топлива и утверждается руководством электростанции.
       2.8.3. Если  на  электростанции  не  организован  отбор и учет
   отходов, списание их не допускается.
       2.8.4. Основанием   для  списания  потери  массы  шлама  могут
   служить  экспериментально   установленные   пределы   потери   его
   влажности при хранении, утвержденные энергообъединением.
   
          2.9. Количество и качество топлива, израсходованного
                    на технологические цели (нужды)
   
       2.9.1. Использованным   на   технологические   нужды   (отпуск
   электроэнергии    и    тепла)    является    топливо,    сожженное
   энергетическими  установками  электростанции,  за  исключением его
   расходов, упомянутых в п. п. 1.1, 2.7.6 и 1.15 Инструкции [37].
       2.9.2. Масса  всего  расходуемого  на  технологические   нужды
   топлива  должна  быть определена на основе измерений по показаниям
   весов, расходомеров, уровнемеров и т.д., а показатели его качества
   -  на  основе  показаний  автоматических  регистрирующих  приборов
   (калориметры,  плотномеры) или результатов анализа  проб  топлива,
   отобранных и разделанных с помощью соответствующих устройств [6].
       2.9.3. Количество  и  качество  топлива  по  неудовлетворенным
   претензиям включается в расход на технологические  цели  только  в
   случае,  если  эти  претензии  отклонены  по причинам технического
   характера (см. п. 4.4.6).
   
                           Количество топлива
   
       2.9.4. Для    взвешивания    расходуемого   твердого   топлива
   электростанция   должна   быть   оснащена   конвейерными   весами,
   обеспечивающими точность взвешивания не ниже +/- 1,0%.
       Количество расходуемого топлива, поступающего "с колес" (минуя
   склад),  может определяться по результатам взвешивания на вагонных
   весах.
       2.9.5. В  целях  уменьшения  погрешности  определения  расхода
   твердого  топлива на технологические нужды за месяц бункера сырого
   угля (БСУ) котлов к моменту составления акта по форме ТТ-22 должны
   быть заполнены до уровня,  который был при составлении предыдущего
   акта.
       2.9.6. При определении расхода жидкого  топлива  по  изменению
   уровня  в  резервуарах  для  каждого из них должна быть составлена
   калибровочная таблица в соответствии с п. 1.13.
       Резервуары должны     быть      оборудованы      уровнемерами,
   обеспечивающими  погрешность  измерения  не  более  +/- 0,5 см при
   измерении по месту и +/- 1,5 см при дистанционном измерении.
       2.9.7. При  определении  расхода жидкого топлива с применением
   сужающих   устройств   (расходомеров)   последние   должны    быть
   установлены  на  напорных трубопроводах насосов и на трубопроводах
   рециркуляции.
       Методика измерений и  условия  установки  расходомеров  мазута
   должны соответствовать требованиям РД 34.11.326-91 [38].
       2.9.8. Для  сопоставления  расходов  поступившего (практически
   "сухого") и израсходованного (обводненного при разогреве  открытым
   паром во время слива) жидкого топлива используется формула:
   
                                           р
                                    100 - W
                           B  = B x --------,
                            о              р
                                    100 - W
                                           о
   
       где:
       B  - масса обводненного топлива, т;
        о
       B -   масса   поступившего   топлива  по  приемному  акту  (до
   разогрева), т;
        р
       W  - влажность поступившего топлива (до разогрева), %;
        р
       W  - влажность обводненного топлива, %.
        о
       Влажность обводненного   топлива   определяется   по   пробам,
   отобранным  из  резервуаров  после  перекачки  в них топлива,  или
   принимается как средняя влажность по  суточным  (сменным)  пробам,
   отобранным от топлива, израсходованного на технологические нужды.
       2.9.9. На основании расчетов массы принятого топлива по формам
   ТТ-4,  ТТ-9,  ТТ-10,  требований и накладных по формам М-10, М-11,
   М-14 и М-15 на отпуск топлива на хозяйственные нужды и на сторону,
   данных о  количестве  израсходованного  на  технологические  нужды
   твердого  и  жидкого  топлива  (по  данным  показаний  вагонных  и
   конвейерных весов, уровнемеров и расходомеров в начале или в конце
   суток или смены с учетом переключения схем подачи топлива на склад
   или со склада) учетчиком топлива составляются в  двух  экземплярах
   суточная  ведомость  учета  жидкого  топлива,  израсходованного на
   технологические нужды,  по форме ТТ-20 (Приложение 26) и  суточная
   ведомость  движения и остатков твердого и жидкого топлива по форме
   ТТ-21  (Приложение  27).  Один  экземпляр  формы  направляется  на
   следующий день в бухгалтерию электростанции, а другой - в ПТО.
       В этих ведомостях фиксируются сводные данные о  поступлении  и
   расходе  топлива  за сутки и об остатках топлива на электростанции
   по состоянию на 24.00 ч.
       Сведения о  расходе  твердого топлива на технологические нужды
   берутся  из  сменного  журнала  ТТЦ  или  из  специальной  справки
   произвольной формы по усмотрению руководства цеха.
       2.9.10. Остатками топлива считается все  топливо,  находящееся
   на   складе   (в   резервуаре),  а  также  оприходованное,  но  не
   выгруженное на 24.00 ч.
       2.9.11. Определение    расхода    газообразного   топлива   на
   технологические   нужды   осуществляется    в    соответствии    с
   РД 34.11.315-92 [39].
   
                            Качество топлива
   
       2.9.12. Качество  сжигаемого  топлива  всех  типов  (твердого,
   жидкого,  газообразного),  расходуемого  на технологические нужды,
   определяется путем анализа проб (сменных, суточных), отобранных из
   всего потока топлива,  или по показаниям приборов в соответствии с
   [6].
       2.9.13. Для  отбора  и   обработки   проб   твердого   топлива
   электростанции  должны  быть  оснащены  пробоотборными установками
   (пробоотборниками,  машинами   для   подготовки   лабораторных   и
   аналитических проб и др.) в соответствии с РД 34.23.504-87 [40].
       2.9.14. Пробоотборную    установку    и    конвейерные    весы
   целесообразно располагать после молотковых дробилок на одном и том
   же   конвейере,   через   который  проходит  весь  поток  топлива,
   поступающий в котельное отделение.
       2.9.15. При   вводе   в   эксплуатацию   вновь  смонтированной
   пробоотборной установки,  а также после  каждого  случая  внесения
   конструктивных  изменений  она  должна  быть испытана комиссией на
   представительность  отбора  и  обработки   проб.   Акт   испытаний
   утверждается главным инженером электростанции.
   
        2.10. Инвентаризация остатков твердого и жидкого топлива
   
       2.10.1. В  целях  определения остатков топлива на конец месяца
   производится его инвентаризация.
       Инвентаризация подразделяется на документальную,  производимую
   на основе данных форм учета поступления,  расходования и  остатков
   топлива,  и  инструментальную,  при  которой  остатки  топлива  на
   складах (в резервуарах) определяются путем измерений.
       2.10.2. Документальная  (учетная)  инвентаризация  твердого  и
   жидкого   топлива   производится   ежемесячно,    инструментальная
   инвентаризация  твердого  топлива  выполняется  в конце последнего
   месяца  каждого квартала в соответствии с МУ 34-70-050-83  [41]  и
   Инструкцией  по инвентаризации торфа [42],  т.е.  не реже чем один
   раз в квартал.
       Кроме того, в период, когда на складе электростанции находится
   наименьшее  количество  топлива,  производится   его   контрольная
   инструментальная    инвентаризация    (при   условии   возможности
   формирования штабеля из оставшегося на площадке топлива).
       2.10.3. Инструментальная    инвентаризация   жидкого   топлива
   производится ежемесячно в соответствии с МУ 34-70-152-86 [43].
       2.10.4. Для штабелей и резервуаров,  в которых за период между
   инвентаризациями  не  было движения (подачи и отбора) топлива,  по
   усмотрению комиссии допускается  пользоваться  данными  предыдущей
   инвентаризации.
       2.10.5. Инструментальные инвентаризации проводятся  комиссиями
   в составе:
       заместителя директора электростанции (председатель комиссии);
       начальника ПТО;
       начальника ТТЦ (участка) или другого цеха,  в ведении которого
   находится топливный склад;
       главного бухгалтера (или заменяющего его лица - бухгалтера  по
   учету топлива).
       Примечание. Директор    электростанции     может     назначить
   председателем  комиссии  главного  инженера,  заместителя главного
   инженера  по  эксплуатации  или  начальника  ПТО.  В  этом  случае
   заместитель директора в работе комиссии не участвует.
   
       2.10.6. По результатам инструментальной инвентаризации топлива
   составляются  не  менее  чем  в двух экземплярах акты отдельно для
   твердого и жидкого топлива по формам ТТ-23а и  ТТ-23б  (Приложения
   28 и 29). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию.
       При изменении массы твердого топлива  в  БСУ  (см.  п.  2.9.5)
   последняя прибавляется к остаткам, указанным в форме ТТ-23а.
       2.10.7. Инвентаризация   остатков   топлива  после  стихийного
   бедствия  (урагана,  ливня   и   др.)   производится   специальной
   комиссией, назначаемой руководством энергообъединения.
   
                      2.11. Учет движения твердого
                       и жидкого топлива за месяц
   
       2.11.1. По истечении каждого месяца  (по  состоянию  на  24  ч
   последнего   числа   отчетного   месяца)  ТТЦ  и  ПТО  с  участием
   бухгалтерии составляют акт о движении и остатках топлива за  месяц
   по форме ТТ-22 (Приложение 30),  являющийся  основным  документом,
   данные    которого    отражаются   в   статистической   отчетности
   электростанции.
       Примечание. Под словами "по состоянию на 24 ч" подразумевается
   фиксация полученных заранее или с некоторым запозданием данных  по
   инвентаризации  и  затем  скорректированных  сведениями о движении
   топлива на время отчетного месяца.
   
       Акт составляется  в  двух   экземплярах,   один   из   которых
   передается в бухгалтерию (для контроля бухгалтерских проводок),  а
   другой - в ПТО  (для  использования  при  составлении  технической
   отчетности).
       2.11.2. Акт  по   форме  ТТ-22   составляется на основе данных
   документальной и инструментальной инвентаризация топлива (в  актах
   за  первые  два месяца каждого квартала отсутствует,  как правило,
   данные инструментальной инвентаризации твердого топлива).
       Данные документальной инвентаризации о приходе, расходовании и
   остатках топлива на складах  определяются  путем  сводки  суточных
   ведомостей  по формам  ТТ-20 и ТТ-21,   акта произвольной формы на
   списание примесей отходов топлива,  а также требований и накладных
   по формам М-10, М-11, М-14 и М-15.
       2.11.3. В результате сопоставления остатков топлива по  данным
   документальной  и инструментальной инвентаризации определяется его
   недостача или излишки,  устанавливаются отчетные значения остатков
   топлива на складах и расхода его на технологические нужды.
       2.11.4. Учитывая,  что  нормы  естественной убыли при хранении
   топлива  на  складах  электростанций  (в   резервуарах)   отменены
   настоящим  МУ,  отчетные  значения  остатков  топлива  на  складах
   устанавливаются  с  учетом  только  погрешности   инструментальной
   инвентаризации, относительное значение которой составляет для:
       твердого топлива +/- 3% [41];
       жидкого топлива  в  вертикальных  резервуарах  +/-  0,5%  и  в
   горизонтальных резервуарах +/- 1,3% [43].
       2.11.4.1. Если  абсолютное  значение  расхождения  в  остатках
   топлива по данным инструментальной и документальной инвентаризаций
   не  превышает  погрешности инструментальной инвентаризации,  то за
   отчетные   остатки   топлива   на   складах   принимаются   данные
   инструментальной инвентаризации.
       Пример. Остатки    топлива    по    данным    инструментальной
   инвентаризации   составили   100000   т.   Абсолютная  погрешность
   инвентаризации +/- 3000 т.
       Вариант 1.   Остатки   топлива   по   данным    документальной
   инвентаризации   составили  102000  т.  Поскольку  по  абсолютному
   значению расхождение между данными  инвентаризаций  (-2000  т)  не
   превышает допустимой погрешности (+/- 3000 т), за отчетные остатки
   топлива принимаются данные документальной  инвентаризации  (100000
   т).
       Вариант 2.    Остатки   топлива   по   данным   документальной
   инвентаризации составили  98000  т.  Поскольку  расхождение  между
   данными   инвентаризации   (+2000   т)   не  превышает  допустимой
   погрешности (+/- 3000 т),  за отчетные остатки топлива принимаются
   данные документальной инвентаризации (100000 т).
       2.11.4.2. Если   расхождение  в  остатках  топлива  по  данным
   инструментальной    и    документальной    инвентаризации    имеет
   отрицательное   значение   и  по  абсолютному  значению  превышает
   погрешность  инструментальной  инвентаризации,  то   за   отчетные
   остатки   топлива   на   складах   принимается   сумма  результата
   инструментальной инвентаризации и абсолютного значения погрешности
   инструментального измерения.
       Разность между  отчетными  остатками  топлива  на   складе   и
   результатом  документальной инвентаризации соответствует недостаче
   топлива.
       Пример. Остатки    топлива    по    данным    инструментальной
   инвентаризации составили 100000  т.  Погрешность  инструментальной
   инвентаризации +/- 3000 т.
       Остатки топлива  по   данным   документальной   инвентаризации
   составили   108000   т.  По  абсолютному  значению  расхождение  в
   результатах  документальной  и  инструментальной   инвентаризациях
   (-8000  т) превышает допустимое (+/- 3000 т).  За отчетные остатки
   топлива на складах принимается сумма  результата  инструментальной
   инвентаризации  (100000  т)  и абсолютного значения ее погрешности
   (+/-  3000  т),  т.е.  100000  +  3000  =  103000   т.   Недостача
   соответственно будет равна 103000 т - 108000 т = -5000 т.
       В зависимости от выводов инвентаризационной комиссии недостача
   топлива может быть целиком или полностью:
       отнесена к расходу топлива на технологические нужды;
       списана на удорожание топлива;
       отнесена на виновных лиц.
       В первом   случае   отчетное   значение   расхода  топлива  на
   технологические нужды определяется  как  сумма  этого  расхода  по
   данным документальной инвентаризации и отнесенной к нему недостачи
   топлива.
       На недостачу  топлива,  вызванную  стихийными  бедствиями (см.
   п. 2.10.7),  составляется акт  о  списании,  который  утверждается
   руководством энергообъединения.
       2.11.4.3. Если  расхождение  в  остатках  топлива  по   данным
   инструментальной    и    документальной    инвентаризации    имеет
   положительное значение и превышает погрешность инвентаризации,  то
   имеют место излишки топлива.  Они равны разнице между расхождением
   в остатках и  абсолютным  значением  погрешности  инструментальной
   инвентаризации. Излишки топлива подлежат оприходованию на склад. В
   этом случае за отчетные  остатки  топлива  на  складе  принимается
   разность между остатками по данным инструментальной инвентаризации
   и абсолютным значением ее погрешности.
       Пример. Остатки    топлива    по    данным    инструментальной
   инвентаризации составили 100000  т.  Погрешность  инструментальной
   инвентаризации +/- 3000 т.
       Остатки топлива   по   данным   документальной  инвентаризации
   составили 95000  т.  Расхождение  в  остатках  топлива  (+5000  т)
   превышает   абсолютное  значение  инструментальной  инвентаризации
   (+/- 3000 т),  следовательно,  имеют место излишки топлива, равные
   5000 - 3000  =  2000 т.  Отчетные остатки топлива на складах равны
   100000 - 3000 = 97000 т.
       2.11.4.4. Для  наглядности  результаты  определения   отчетных
   остатков топлива на складах сведены в табл. 2.
   
                                                            Таблица 2
   
               РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
                ОТЧЕТНЫХ ОСТАТКОВ ТОПЛИВА НА СКЛАДЕ (Т)
   
   ---------------------------T-------------------------------------¬
   ¦        Показатель        ¦   Значение показателя для пункта    ¦
   ¦                          +-----------------T---------T---------+
   ¦                          ¦     2.11.4.1    ¦2.11.4.2 ¦2.11.4.3 ¦
   ¦                          +--------T--------+         ¦         ¦
   ¦                          ¦вариант ¦вариант ¦         ¦         ¦
   ¦                          ¦   1    ¦   2    ¦         ¦         ¦
   +--------------------------+--------+--------+---------+---------+
   ¦Остатки топлива на складе ¦        ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦по данным инвентаризации: ¦        ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦ инструментальной         ¦  100000¦  100000¦  100000 ¦  100000 ¦
   ¦ документальной           ¦  102000¦   98000¦  108000 ¦   95000 ¦
   ¦Расхождение в остатках    ¦   -2000¦   +2000¦   -8000 ¦   +5000 ¦
   ¦топлива                   ¦        ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦Погрешность инструменталь-¦+/- 3000¦+/- 3000¦+/- 3000 ¦+/- 3000 ¦
   ¦ной инвентаризации        ¦        ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦Недостача топлива         ¦    -   ¦     -  ¦   -5000 ¦    -    ¦
   ¦Излишки топлива, оприхо-  ¦    -   ¦     -  ¦    -    ¦   +2000 ¦
   ¦дуемые на склад           ¦        ¦        ¦         ¦         ¦
   ¦Отчетные остатки топлива  ¦  100000¦  100000¦  103000 ¦   97000 ¦
   ¦на складе                 ¦        ¦        ¦         ¦         ¦
   L--------------------------+--------+--------+---------+----------
   
       2.11.4.5. Факт  обнаружения  излишков  или  недостачи  топлива
   свидетельствует об имеющихся недостатках в учете топлива,  которые
   следует выявить и принять меры по  их  устранению.  При  этом  для
   уточнения количества топлива,  израсходованного на технологические
   нужды,  может быть использован метод определения его по  обратному
   балансу котлов в соответствии с РД 34.08.552-93 [44].
   
                      3. ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ ТОПЛИВА
   
       3.1. Учет  расхода  натурального  топлива  на  технологические
   нужды  ведется  при той фактической влажности,  с которой оно было
   подано в энергетическую установку для сжигания.
       3.2. В  государственной  статистической  отчетности  о  работе
   тепловой электростанции по форме 6-ТП расход торфа указывается при
   условной влажности, равной для кускового 33%, для фрезерного 40%.
       3.3. Пересчет  расхода  B   и теплотворной способности рабочей
                                1
                    р                р                              р
   массы  топлива  Q    влажностью  W    на   массу   влажностью   W
                    н1               1                              2
   производится по формулам:
   
                                           р
                                    100 - W
                                           1
                          B  = B  x --------;
                           2    1          р
                                    100 - W
                                           2
   
                                             р
                                      100 - W
            р      р             р           2            р
           Q   = (Q   + 6 x К x W ) x -------- - 6 x К x W ,
            н2     н1            1           р            2
                                      100 - W
                                             1
   
       где К - коэффициент  пропорциональности; К = 1 при   выражении
    р                                     р
   Q  в ккал/кг, К = 4,187 при выражении Q  в кДж/кг.
    н                                     н
       3.4. Технический учет  топлива  на  электростанции  ведется  в
   условном исчислении на основе переданных в ПТО данных о количестве
   и   качестве    натурального    топлива,    израсходованного    на
   технологические нужды.
       3.5. Пересчет натурального топлива B  (твердого  и  жидкого  в
                                           н
   тоннах, газообразного   в   тысячах   кубометров   при  нормальных
   условиях) в условное B   (в тоннах) производится по формуле:
                         ут
   
                                        р
                                       Q
                                        н
                            B   = B  x ---,
                             ут    н   Q
                                        ут
   
       где:
        р
       Q  -   теплота   сгорания  по  данным  химической  лаборатории
        н
   твердого и жидкого,  ккал/кг (МДж/кг),  или газообразного  топлива
   при нормальных условиях, ккал/куб. м (МДж/куб. м);
       Q   - теплота сгорания условного топлива,  равная 7000 ккал/кг
        ут
   (29,31 МДж/кг).
       Пересчет производится за каждый из периодов (1  сут.,  3  -  5
   сут.,  декада),  для  которых химической лабораторией производится
   определение теплоты сгорания топлива  по  накопительной  пробе.  В
   целом за месяц расход условного топлива определяется суммированием
   расходов за отдельные периоды в соответствии с [6].
       3.6. В  расход  условного  топлива,  отнесенного   на   отпуск
   электроэнергии и тепла, включается все топливо, израсходованное на
   технологические нужды, согласно данным формы ТТ-22.
       3.7. Все виды  горючих  материалов  (стружка,  опилки,  сучья,
   щепа,  коксовая мелочь,  мазутные присадки и др.), расходуемые как
   топливо для обеспечения отпуска  электроэнергии  и  тепла,  должны
   учитываться при расчете удельных расходов условного топлива.
       3.8. Не допускается списание  на  технологические  нужды  всех
   видов естественной убыли и непроизводственных потерь топлива.
       3.9. Удельные   расходы   условного   топлива   в   целом   по
   электростанции,   а   также   по  отдельным  группам  оборудования
   (энергоблокам) определяются по прямому балансу.
       Если на  электростанции нет непосредственных измерений расхода
   топлива на каждый котел и группу котлов, то топливо распределяется
   между  ними  пропорционально  соответствующим  значениям  расходов
   топлива, определенных по обратному балансу согласно [44].
       3.10. Результаты  технического  учета  топлива  отражаются   в
   отчетах статистической государственной и отраслевой отчетности.
   
                     4. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОПЛИВА
   
                          4.1. Общие указания
   
       4.1.1. Тщательное   ведение   бухгалтерского   учета   топлива
   обеспечит исполнение задач, изложенных в п. 1.7 настоящих МУ.
       4.1.2. Учет  топлива  в  бухгалтерии  энергопредприятия  может
   осуществляться  как  ручным способом,  так и с применением средств
   вычислительной техники.
       4.1.3. Приведенные выходные,  вспомогательные формы ведомостей
   и  журналов  для  ведения  ручным  способом  бухгалтерского  учета
   являются  рекомендуемыми  и  могут  быть изменены в зависимости от
   сжигаемых видов топлива.
       4.1.4. Необходимую   информацию   для  заполнения  ведомостей,
   журналов организации учета топлива бухгалтерия  в  соответствии  с
   графиком     документооборота    получает    от    соответствующих
   подразделений электростанции (ТТЦ, ПТО).
       4.1.5. Первичные   документы,  поступающие  в  бухгалтерию  по
   регистру,  подлежат  обязательной  регистрации   и   контролю   на
   правильность их оформления (заполнение всех необходимых реквизитов
   и кодировки информации при машинной обработке документов).
       4.1.6. Документы,    неправильно   оформленные,   возвращаются
   бухгалтерией для исправления.  Исправления должны быть оговорены и
   подписаны   правомочными   лицами  и  не  позднее  следующего  дня
   возвращены в бухгалтерию.
   
                        4.2. Первичные документы
   
       4.2.1. Документы по приходу топлива:
       расчеты приемки  количества топлива,  поступившего по железной
   дороге или другим транспортом,  по формам ТТ-4, ТТ-9 с приложением
   к ним соответствующих транспортных документов;
       акт приемки топлива,  поступившего по трубопроводу или  водным
   транспортом, по форме ТТ-10;
       акты счетов за газ по форме ТТ-12;
       извещение о получении переадресованного топлива по форме ТТ-8.
       4.2.2. Документы по оплате за топливо
       4.2.2.1. Оплата за  топливо,  поступающее  на  электростанцию,
   может  производиться  либо  путем  перечисления  авансовых сумм на
   расчетный счет поставщика -  предоплата  за  топливо,  либо  путем
   оплаты платежного требования,  выставляемого поставщиком топлива с
   расчетного счета электростанции.
       4.2.2.2. Платежные   документы   по   расчетам   за   топливо,
   полученные из банка или от поставщика, подлежат регистрации для их
   учета и контроля предоплаты (оплаты) топлива.
       4.2.3. Документы по расходу топлива
       4.2.3.1. Суточная  ведомость  движения  и  остатков твердого и
   жидкого топлива по форме ТТ-21.
       4.2.3.2. Акт о движении остатков топлива  за  месяц  по  форме
   ТТ-22.
       4.2.3.3. Требования  по типовым формам М-10 или М-11 на отпуск
   топлива на непроизводственные (хозяйственные) нужды и накладные по
   формам М-15 или М-14 на отпуск топлива сторонним организациям.
       4.2.4. Прочие документы
       4.2.4.1. Акты инвентаризации остатков топлива  на  складах  по
   формам ТТ-23а и ТТ-23б.
       4.2.4.2. Ведомость по форме ТТ-24 о потерях топлива в пути  за
   месяц   в   пределах   норм  естественной  убыли  и  о  недогрузах
   (недостаче) топлива, обнаруженных при взвешивании и обмерах.
       4.2.4.3. Акты,   составляемые   при  обнаружении  недостачи  и
   пониженного  качества  топлива,  а  также  акты  о  дополнительных
   расходах,  которые  имели  место  при  приеме  топлива  (о  приеме
   смерзшегося топлива,  об обнаружении битума в цистернах и др.),  с
   копией  претензионных  документов  передаются  в  бухгалтерию  для
   контроля ведения претензионной работы.
       4.2.4.4. Счета  за  подачу  и  уборку  железнодорожных вагонов
   (цистерн) поступают от предприятий железнодорожного транспорта или
   другого   предприятия,   обслуживающего  участок  железнодорожного
   хозяйства.
   
              4.3. Регистры бухгалтерского учета, порядок
                        их заполнения и ведения
   
       4.3.1. Синтетический учет топлива ведется на балансовом  счете
   N   10/3  <*>,  где  отражается  наличие  и  движение  топлива  по
   фактической себестоимости франко-станция (пристань)  назначения  в
   разрезе видов топлива (уголь, мазут, газ, торф и прочие).
       --------------------------------
       <*> Обозначается согласно Плану счетов бухгалтерского учета за
   1992 г.
   
       4.3.2. Бухгалтерия энергопредприятия составляет и ведет:
       а) накопительную ведомость поступления топлива с начала месяца
   в  натуральном  выражении  в  разрезе  каждого поставщика по форме
   ТТ-26 (Приложение 31);
       б) журнал-ордер N 6 Инструкции [45] по балансовому счету  60-1
   "Расчеты с поставщиками и подрядчиками  за  топливо"   (Приложение
   32).
       Журнал-ордер <*>   составляется   на    основании    первичных
   документов  по  приемке топлива и по оплате за топливо.  Сличаются
   номера железнодорожных накладных, поступающих с грузом, с номерами
   железнодорожных квитанций,  прилагаемых к платежным документам.  В
   результате    данной    операции    выявляется    отфактурованное,
   неотфактурованное топливо и топливо в пути;
       Примечание. При таблично-карточной системе ведения расчетов  с
   поставщиками  с  применением персональных компьютеров журнал-ордер
   N 6 не ведется.  Пример заполнения ведомости  ведения  расчетов  с
   поставщиками   для   таких   случаев  приведен  в  Приложении  33.
   Соответственно   несколько   изменяются   и   другие    ведомости,
   приведенные далее в этом разделе МУ.
       --------------------------------
       <*> Согласно Постановлению Госкомитета РФ  от  20.03.92  N  18
   установлено,  что  на  территории  Российской  Федерации первичные
   учетные межведомственные формы,  утвержденные бывшим  Госкомстатом
   СССР, продолжают действовать.
   
       в) сводные  оборотные  ведомости  движения топлива (Приложение
   34)   ведутся  в  натуральном  и  стоимостном  выражении  по видам
   топлива:  сальдо на начало месяца, приход за текущий месяц, расход
   за текущий месяц по направлениям затрат, остатки на конец месяца.
       Ведомость открывается  переносом  вступительного   сальдо   из
   исходящего сальдо за предыдущий месяц.
       Обороты по  приходу  за текущий месяц заносятся в ведомость на
   основании итоговой записи из журнала-ордера N 6.
       Обороты по  расходу  заносятся  из  акта  по   форме  ТТ-22  в
   натуральном выражении и  расчетом  стоимости  расхода  топлива  на
   производство  из  форм  М-10,  М-11,  М-14,  М-15  в натуральном и
   стоимостном выражении и  прочих  операций,  связанных  с  расходом
   топлива.   Расход   топлива   по  каждому  из  направлений  затрат
   показывается в  ведомости  отдельной  строкой  с  указанием  шифра
   производственных затрат.
       Исходящий остаток на конец  месяца  определяется  из  записей,
   произведенных в ведомости на начало месяца,  и оборотов за текущий
   месяц.
       Топливо в   пути   не  включается  в  оборотную  ведомость,  а
   показывается только в журнале-ордере N 6;
       г) ведомость  неотфактурованного  топлива  ведется  по каждому
   поставщику,  видам топлива и  по  каждому  номеру  железнодорожной
   накладной (Приложение 35).
   
                 4.4. Расчеты с поставщиками за топливо
   
       4.4.1. Бухгалтерский  учет  по  расчетам  с  поставщиками   за
   топливо осуществляется в журнале-ордере N 6 по кредиту балансового
   счета N 60-1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
       4.4.2. Журнал-ордер N 6 предусматривает учет заготовительных и
   других расходов по топливу с  отражением  банковских  операций  по
   оплаченным и неоплаченным поставкам,  т.е.  кредитовые и дебетовые
   обороты по балансовому счету N  60-1  "Расчеты  с  поставщиками  и
   подрядчиками".
       4.4.3. Основанием  для  расчетов  с  поставщиками  за  топливо
   являются    счета    с    приложенными    к    ним    документами,
   свидетельствующими об отгрузке топлива.
       4.4.4. Для    производства   расчетов   и   оплаты   стоимости
   израсходованного газа служит акт-счет за газ по форме ТТ-12,  а за
   израсходованное жидкое топливо,  поступающее по трубопроводу,  акт
   по   форме  ТТ-10,   составляемые  совместно   с   представителями
   газоснабжающего хозяйства, нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) или
   нефтебазы.
       4.4.5. Регистрация  поступающих счетов поставщиков и запись их
   в  журнал-ордер  N  6  производится  построчно  -   по   мере   их
   поступления.
       4.4.6. Недостачи сверх норм естественной убыли, выявленные при
   приемке  топлива,  недогруз  топлива  поставщиками,   недопоставка
   железной дорогой, а также претензии за пониженное качество топлива
   и ошибки,  допущенные в счетах, относятся на издержки производства
   в дебет балансового счета N 63 "Расчеты по претензиям".
       Запись производится   на   основании    коммерческих    актов,
   претензионных и других документов.
       Неудовлетворенная претензия по поставкам топлива включается  в
   состав  затрат  на производство (по месяцу фактического отказа) по
   статье "Топливо на технологические нужды" с  увеличением  удельных
   расходов топлива,  если отказ поставщика или арбитража мотивирован
   причинами технического характера (нарушения технических требований
   к  методам  определения  количества  и качества топлива и др.).  В
   случае отказа,  мотивированного причинами  юридического  характера
   (нарушением  порядка  и  сроков  предъявления  претензий  и исков,
   порядка составления претензионной документации и  пр.),  недостача
   топлива  относится на его удорожание.  Каждый случай такого отказа
   рассматривается  директором  электростанции.  Лица,   виновные   в
   допущенных   нарушениях,  несут  ответственность  в  установленном
   законом порядке.
       4.4.7. По мере поступления топлива (если это произошло в месяц
   оплаты счета) запись по его  оприходованию  производится  в  общем
   порядке, т.е. построчно-позиционным методом по строке оплаты счета
   по фактической стоимости с отражением недостачи или претензии.
       Если топливо   по   оплаченным  в  текущем  месяце  счетам  не
   поступило до конца месяца, итог по этим записям отражает стоимость
   топлива в пути по текущим операциям отчетного месяца.
       4.4.8. Обороты из строки "Топливо  в  пути  на  конец  месяца"
   заносятся  в  журнал-ордер  N  6,  предназначенный  для следующего
   месяца. Запись совершается по первой строке общей суммой по методу
   "красного   сторно".   Одновременно   сальдо  по  топливу  в  пути
   расшифровывается в этом журнале-ордере N  6  по  каждому  счету  в
   отдельности.
       По мере    поступления    топлива    записи    выполняются   в
   журнале-ордере  N  6  месяца  их  оприходования  с   одновременным
   отражением сторнировочной записи построчно-позиционным методом.
       4.4.9. Во  вновь открываемый журнал-ордер N 6 на текущий месяц
   переносится кредиторская задолженность поставщикам  в  отдельности
   по каждому счету, по которому не был произведен платеж.
   
                        4.5. Учет топлива в пути
   
       4.5.1. Суммы оплаченных счетов,  по которым топливо на  начало
   месяца  не поступило,  переносятся ежемесячно в новый журнал-ордер
   N 6 (текущего месяца) из предыдущего журнала.  Итог по этим суммам
   образует вступительное сальдо.
       4.5.2. В   этом   случае,   если  в  текущем  месяце  топливо,
   находящееся в пути,  поступает на  электростанцию,  его  стоимость
   рассчитывается  согласно  данным  приемного  акта  по  фактической
   себестоимости заготовления и записывается по  той  же  строке,  на
   которой  при  открытии  журнала-ордера  N  6  нашел свое отражение
   оплаченный счет.
       Если же окажется,  что из общей суммы топлива в пути на начало
   месяца поступило не все топливо,  стоимость непоступившего топлива
   показывается оставшейся суммой по данному счету.
       Затем эта стоимость топлива в пути в конце месяца включается в
   общий  итог  по  операциям  с  топливом  в пути за текущий месяц в
   порядке, изложенном выше. При этом стоимость поступившего топлива,
   сумма  предъявленных претензий и стоимость топлива,  оставшегося в
   пути, должны равняться сумме по всем счетам.
   
              4.6. Учет неотфактурованных поставок топлива
   
       4.6.1. Синтетический учет неотфактурованных  поставок  топлива
   ведется   в  журнале-ордере  N  6,  аналитический  -  в  ведомости
   (Приложение 35).
       Записи в  ведомость   вносятся   также   построчно-позиционным
   методом    на    основании    ведомостей   на   приемку   топлива,
   оприходованного без счетов.  К актам прилагаются  сопроводительные
   отгрузочные документы.
       4.6.2. Текущие  операции  по  возникшим  в   отчетном   месяце
   расчетам  по  неотфактурованным поставкам записываются в ведомость
   только в конце месяца.  Занесенные в  ведомость  суммы  составляют
   кредитовый  оборот  по  счету  N  60-1  "Расчеты  с поставщиками и
   подрядчиками" по отдельному субсчету "Расчеты по неотфактурованным
   поставкам".
       Запись сводится к  занесению  в  ведомость  даты  поступления,
   порядкового номера,  номера приемного акта, номера железнодорожной
   накладной,  наименования поставщика,  вида топлива,  количества  и
   стоимости топлива.
       Стоимость топлива  определяется  по   средневзвешенной   цене,

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное