Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ. РД 34.09.105-96 (УТВ. РАО "ЕЭС РОССИИ" 12.05.1996)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                                                            Утверждаю
                                                Первый вице-президент
                                             Российского акционерного
                                                  общества энергетики
                                                     и электрификации
                                                         "ЕЭС России"
                                                         В.В.КУДРЯВЫЙ
                                                     12 мая 1996 года
   
                                                          Согласовано
                                               Начальник Департамента
                                                      науки и техники
                                                     РАО "ЕЭС России"
                                                         А.П.БЕРСЕНЕВ
                                                   1 апреля 1996 года
   
                                               Начальник Департамента
                                            эксплуатации энергосистем
                                              и электрических станций
                                                     РАО "ЕЭС России"
                                                      В.И.ГОРОДНИЦКИЙ
                                                  29 апреля 1996 года
   
                                             Срок действия установлен
                                                 с 1 января 1996 года
                                                до 1 января 2000 года
   
                         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
        ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ
   
                            РД 34.09.105-96
   
       Настоящие Методические  указания  (МУ)  регламентируют вопросы
   организации   работ   по   учету   всех   видов   котельно-печного
   (технологического)  топлива  на тепловых электростанциях (ТЭС) и в
   районных котельных, устанавливают порядок и методы проведения этих
   работ.  При  этом  районные котельные,  исходя из местных условий,
   могут  допускать  отклонения  от   требований   настоящих   МУ   с
   последующим согласованием их в вышестоящей организации.
       Методические указания  предназначены  для  персонала   ТЭС   и
   территориальных  акционерных  обществ (далее - энергообъединение),
   несущих ответственность за организацию,  выполнение работ по учету
   топлива и осуществляющих претензионную работу.
       К МУ  приложен  Перечень   нормативно-технических   документов
   (Приложение 1),  которыми необходимо руководствоваться в работе по
   учету топлива.
       С выходом настоящих МУ утрачивают силу "Правила учета  топлива
   на электростанциях: РД 34.09.105-88" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1988)
   и  Извещение  об  изменении  N  1   "Правил   учета   топлива   на
   электростанциях: РД 34.09.105-88" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1988).
   
                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       1.1. Основным   видом   материальных   ресурсов,   расходуемых
   электростанциями  на  технологические   нужды   (на   производство
   электроэнергии      и     тепла),     является     котельно-печное
   (технологическое) топливо.  Топливо,  расходуемое электростанциями
   на другие цели, рассматривается как вспомогательный материал.
       1.2. Все  топливо,  поступающее  на  ТЭС  и   расходуемое   на
   технологические  и  другие  нужды  (цели),  а  также хранящееся на
   складе и отпускаемое  сторонним  организациям,  подлежит  строгому
   учету.
       Учет топлива включает:
       определение его  количества  и качества в требуемом объеме и с
   требуемой точностью;
       периодическую инвентаризацию;
       предъявление претензий поставщикам и транспортным организациям
   при обнаружении расхождений по количеству и качеству топлива;  при
   поступлении смерзшегося топлива и т.д.;
       документальную регистрацию выполняемых операций.
       1.3. Для ведения  учета  топлива  электростанции  должны  быть
   оснащены  необходимым  оборудованием,  устройствами и приборами по
   контролю его качества и количества.  Учет топлива на  крупных  ТЭС
   следует осуществлять с помощью персональных компьютеров.
       1.4. Все операции по учету  топлива  оформляются  документами,
   формы которых с примерами их заполнения приведены в Приложениях.
       Эти формы являются рекомендуемыми и в них могут  быть  внесены
   изменения   с  тем,  чтобы  они  отражали  особенности  конкретной
   электростанции и районной котельной.
       1.5. Поступление,   расходование,   переадресовка   (далее   -
   движение)  топлива  на  электростанции,   а   также   остатки   по
   результатам   инвентаризации   отражаются   в   формах   первичной
   документации с учетом топлива госрезерва.
       1.6. Данные   о  количестве  поступившего  и  израсходованного
   топлива и его остатках отражаются в статистической государственной
   и ведомственной отчетности.
       1.7. Учет топлива подразделяется на оперативный, технический и
   бухгалтерский, каждый из которых ведется соответствующими службами
   и подразделениями электростанции.
       Оперативный учет  отражает  движение  топлива  в   натуральном
   исчислении   и   включает:   приемку  топлива  от  поставщиков  по
   количеству и качеству,  определение его расхода на технологические
   нужды,   ведение   претензионной  работы,  а  также  периодическую
   инвентаризацию.  Оперативный  учет  твердого  и  жидкого   топлива
   является        функцией        эксплуатационного        персонала
   топливно-транспортного цеха (ТТЦ)  или  участка  цеха,  в  ведении
   которого находится топливное хозяйство,  а газообразного топлива -
   производственно-технического  отдела  (ПТО).  Анализ  качественных
   показателей топлива выполняется химическим цехом (лабораторией).
       Организация приема,  разгрузки,  хранения и подачи топлива  на
   технологические  нужды определяется п.  4.1 "Топливно-транспортное
   хозяйство" ПТЭ [1] и соответствующими местными инструкциями.
       Технический учет отражает расход  топлива  на  технологические
   нужды  в натуральном и условном исчислении,  при этом определяется
   основной      показатель,      характеризующий       эффективность
   топливоиспользования   на   электростанции,   -   удельный  расход
   условного топлива на отпуск электрической энергии и тепла, а также
   размеры  экономии (перерасхода) топлива в целом по электростанции.
   Технический учет должен выполняться ПТО.
       Бухгалтерский учет     представляет    собой    документальную
   регистрацию топлива в денежном и натуральном  выражении,  а  также
   контроль   всех  хозяйственных  операций,  связанных  с  движением
   топлива   и   расчетами   с   поставщиками.   Бухгалтерский   учет
   осуществляется  бухгалтерией электростанции или энергообъединения,
   при этом бухгалтерии ТЭС подготавливают исходные материалы.
       1.8. Ответственность за организацию и постановку учета топлива
   на электростанции несут ее директор и главный бухгалтер.
       1.9. В   договорах   на  поставку  топлива,  заключаемых,  как
   правило,  непосредственно  с  производителями  (поставщиками)  или
   посредниками,  следует  предусматривать  конкретные  положения  по
   проведению  контроля  количества  и   качества   топлива   как   у
   поставщика,  так и у потребителя,  так как основным документом при
   рассмотрении споров в арбитражном суде является договор.
       1.10. На  электростанции  должен быть обеспечен контроль всего
   количества поступающего твердого, жидкого и газообразного топлива,
   а также качества газообразного топлива. Контроль качества твердого
   и жидкого топлива может осуществляться как периодически (при  этом
   обязательно  в  тех  случаях,  когда  есть сомнения в соответствии
   качества  топлива  техническим  условиям,  стандартам  и  условиям
   поставки), так и постоянно.
       1.11. Настройка и техническое  обслуживание  установленных  на
   электростанции контрольно-измерительных приборов,  предназначенных
   для  непрерывного  и  периодического  определения   количества   и
   качества топлива (весов,  расходомеров, влагомеров, радиоизотопных
   концентрациомеров,   плотномеров,   калориметров,   автоматических
   отборников проб газа и мазута и др.),  производятся цехом тепловой
   автоматики (ЦТАИ) или соответствующим ему другим подразделением по
   графику,    разработанному    в    соответствии   с   требованиями
   завода-изготовителя  или  другими  документами   и   утвержденному
   руководством электростанции.
       1.12. Предназначенные для коммерческих расчетов с поставщиками
   средства измерения (весы,  уровнемеры,  расходомеры, калориметры и
   др.),    подлежащие    аттестации    и    периодической    поверке
   территориальными  органами  Госстандарта  России,  должны  иметь в
   паспорте  прибора  клеймо   госповерителя   и   предъявляться   на
   госповерку  в  установленные сроки.  На электростанции должен быть
   составлен согласованный с организациями Госстандарта России график
   поверки.
       Организация и     порядок     проведения     поверки    должны
   соответствовать ГОСТ 8.002-86 [2] и ГОСТ 8.513-84 [3].
       1.13. На  все резервуары для приема и хранения жидкого топлива
   должны быть составлены градуировочные таблицы (см.  п.  4.1.36 ПТЭ
   [1]).
       1.14. Контроль  за  соблюдением  сроков  периодической поверки
   средств  измерений  на  электростанциях  и  правильностью  ведения
   поверок  осуществляется метрологической службой электростанции или
   энергообъединения.
       Контроль в энергообъединении за правильностью учета твердого и
   жидкого топлива по количеству возлагается на топливно-транспортную
   службу, по качеству - на химическую службу, за правильностью учета
   газа по количеству и качеству - на службу ТАИ или  метрологическую
   службу.
       1.15. Использование  электростанциями  методов   измерений   и
   оборудования,  не предусмотренных НТД,  может быть допущено только
   после  их  аттестации  и  с  разрешения   метрологической   службы
   энергообъединения.
       1.16. Техническое обслуживание вагонных весов (надзор, ремонт)
   и  их  поверка  (не  реже  одного  раза  в полугодие) производятся
   службой   ТАИ   электростанции   или    метрологической    службой
   энергообъединения.
       Вагонные весы могут передаваться на  техническое  обслуживание
   (надзор,    ремонт,    поверку)   железной   дороге   или   другой
   специализированной организации.
       1.17. Автоматические  конвейерные  весы подвергаются поверке и
   настройке  после  каждого  случая  регулирования   роликоопор   на
   расстоянии менее 15 м от места установки весов,  смены конвейерной
   ленты и переклейки стыков,  изменения натяжения  ленты;  методы  и
   средства  поверки  должны  соответствовать  ГОСТ  8.005-82    [4],
   МИ 1906-88 [5].
       1.18. Техническое  обслуживание установок по механизированному
   отбору  и  разделке  проб  твердого  топлива  осуществляется  ТТЦ,
   жидкого - ТТЦ или котельным цехом (КЦ), а газообразного - ЦТАИ.
       1.19. Отбор  проб  топлива  вручную   из   вагонов,   цистерн,
   резервуаров  производится  персоналом ТТЦ (участка) электростанции
   под  методическим  руководством  химического  цеха.   Отбор   проб
   твердого топлива в тракте топливоподачи пробоотборниками жидкого и
   газообразного топлива  из  трубопроводов  производится  персоналом
   химического цеха.
       1.20. Обработка  проб  топлива  и  выполнение  всех  видов  их
   анализов     производятся    химическим    цехом    (лабораторией)
   электростанции  и   в   отдельных   случаях   химической   службой
   энергоуправления в соответствии с РД 34.09.114-92 [6].
       1.21. Результаты анализов качества поступившего и поданного на
   сжигание топлива  фиксируются  в  журналах.  Журналы  составляются
   химическим цехом по каждому виду топлива в отдельности.
       Ежемесячно, а также по требованию  руководства  электростанции
   или  ПТО данные о качестве топлива передаются в ПТО электростанции
   за подписью начальника химического цеха (лаборатории).
       1.22. Аналитические      лаборатории      химических     цехов
   электростанций,  химических служб  энергообъединений  должны  быть
   аттестованы  в  соответствии  с  МУ  34-70-101-85   [7]   по   тем
   показателям  качества топлива,  по которым ТЭС ведет претензионную
   работу с поставщиками.
       1.23. Энергообъединения  организовывают систематический надзор
   за проведением анализов  проб  топлива  на  электростанциях  путем
   инспекторских   проверок   и  обмена  контрольными  пробами  между
   лабораториями электростанций. Периодичность проверок и их характер
   устанавливаются  энергообъединением,  но  не  реже  одного  раза в
   квартал.
       1.24. На  районных  котельных  учет  топлива  производится  по
   местным  инструкциям,  разработанным  на  основе  настоящих  МУ  и
   утвержденным энергообъединением.
       1.25. Окончательным документом о  движении  топлива  за  месяц
   является   акт   по    форме   ТТ-22,    утверждаемый   директором
   электростанции.
       1.26. Сведения  о  движении  топлива за сутки,  пятидневку или
   другой период являются оперативными.
       1.27. Электростанции,  передающие по договору функции контроля
   топлива  другой  компетентной  организации,  должны   в   договоре
   обусловить строгое выполнение настоящих МУ.
   
                      2. ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ ТОПЛИВА
   
         2.1. Приемка твердого и жидкого топлива по количеству
   
       2.1.1. Масса твердого топлива, поступающего по железной дороге
   или  автотранспортом,  определяется  методом  взвешивания,  а  при
   поступлении водным транспортом - по осадке судов.
       Масса жидкого топлива,  поступающего в цистернах  по  железной
   дороге  или автотранспортом,  определяется методом взвешивания или
   обмера   (объемно-массовым   методом),   а   поступающего   водным
   транспортом  и по трубопроводам - путем обмера в резервуарах.  При
   этом электростанция  вправе  применять  метод  определения  массы,
   отличный от того,  который использует поставщик. Определение массы
   мазута в железнодорожных цистернах  методом  взвешивания  является
   предпочтительным.
       2.1.2. В  случае  приемки  топлива  на   месте   отгрузки   по
   количеству    -   взвешиванием   и   доставки   твердого   топлива
   железнодорожным транспортом без выхода на пути МПС или взвешивания
   мазута  у  поставщика  на  вагонных весах с печатающим устройством
   контрольное  взвешивание  топлива  на  электростанции   может   не
   производиться.
       2.1.3. До установки собственных вагонных весов  электростанция
   должна  взвешивать  топливо  на  весах  ближайшей  железнодорожной
   станции или ближайшего предприятия.
       2.1.4. Для   взвешивания  топлива,  поступающего  по  железной
   дороге,  на электростанциях должны быть установлены  аттестованные
   вагонные  весы,  обеспечивающие  пределы  погрешности  взвешивания
   вагона (цистерны) в железнодорожном составе  или  целиком  состава
   (маршрута) в соответствии с МИ 1953-88 [8]. При взвешивании должны
   соблюдаться  заводские инструкции по эксплуатации вагонных весов в
   части скоростей прохождения вагонов и цистерн по платформе  весов,
   грузоподъемности вагонов (цистерн) и др.
       Предпочтительным способом определения массы  порожних  цистерн
   является   их   взвешивание.   Если   же  массу  порожних  цистерн
   электростанция  принимает  по   трафарету,   то   взвешивание   их
   производится  обязательно  в  случае  обнаружения  в  них битумных
   остатков.
       2.1.5. Масса  оприходуемого  топлива  рассчитывается  с учетом
   предельных  расхождений,  определяемых  по  РД  34.11.331-91  [9],
   разработанному  в  соответствии  с  МИ  1953-88   [8]   и  нормами
   естественной убыли при перевозках (Приложение 2).
       Предельные расхождения и естественная убыль рассчитываются  от
   массы нетто, указанной в накладных.
       2.1.6. Приемка топлива по количеству может  осуществляться  по
   составу  (маршруту) в целом,  группе вагонов или по каждому вагону
   (цистерне) в отдельности,  о чем должно быть указано в договоре на
   поставку топлива.
       2.1.7. При  приемке  жидкого  топлива объемно-массовым методом
   измеряют уровень мазута,  температуру,  плотность при  температуре
   измерения  и  при  необходимости влажность мазута в соответствии с
   МИ 2092-90 [10].
       В ГОСТ 26976-86  [11] указано,  что учетно-расчетные  операции
   следует   производить   по   "сухому"  топливу,  т.е.  за  вычетом
   "балласта" (вода и другие примеси).
       Это положение следует обязательно отразить также в договоре на
   поставку топлива.
       Масса мазута  в цистернах вычисляется умножением объема мазута
   на его плотность.
       Объем топлива определяется при поступлении:
       в железнодорожных цистернах - с  помощью  измерителя  недолива
   ИНД-1М по МИ  2260-93   [12]   или  метрштоком  в  соответствии  с
   требованиями,  изложенными  в  таблицах калибровки железнодорожных
   цистерн [13];
       в автоцистернах - с помощью метрштока и  калибровочных  таблиц
   автоцистерн  (автоцистерны  должны  быть поверены территориальными
   органами Госстандарта России);
       по трубопроводам  или   водным   транспортом   -   с   помощью
   уровнемеров  и  градуировочных  таблиц резервуаров электростанции,
   составленных в соответствии с МИ 1823-87 [14] и РД 50-156-79  [15]
   (в  период  приемки  топлива  расходование  его  из  резервуара не
   допускается,  а измерение уровня производится после отстоя  его  в
   течение не менее 3 ч).
       Плотность топлива определяется по ГОСТ 3900-85   [16],   отбор
   проб производится по ГОСТ 2517-85 [17].
       Предельная относительная     погрешность     при     измерении
   объемно-массовым   методом   принимается    в    соответствии    с
   ГОСТ 26976-86 [11]:
       не более   0,8%   при   измерении   массы   нефтепродуктов   в
   железнодорожных и автомобильных цистернах грузоподъемностью до 100
   т и 0,5% при грузоподъемности цистерн свыше 100 т;
       не более   0,5%   при   измерении   массы   нефтепродуктов   в
   резервуарах.
       2.1.8. Информация о подходе транспортных средств с топливом  и
   другими грузами регистрируется в журнале по форме ТТ-1 (Приложение
   3).  Журнал  является  оперативным  документом  начальника   смены
   железнодорожного  участка  ТТЦ электростанции или другого лица,  в
   обязанности которого вменен учет подхода транспортных средств.
       2.1.9. Порядок  подачи  и  уборки  вагонов (цистерн),  способы
   учета простоя,  места  приемки,  а  также  формы  приемо-сдаточной
   документации  устанавливаются договором на эксплуатацию подъездных
   путей,  на  подачу  и  уборку  вагонов  и  погрузочно-разгрузочные
   работы, заключаемым электростанциями с железной дорогой или другой
   организацией,      осуществляющей       транспортно-экспедиционное
   обслуживание.
       2.1.10. Приемосдатчик  или  другое   лицо,   выполняющее   его
   функции,  получает  от  транспортной организации (железной дороги,
   речного или морского  пароходства  и  др.)  документы  (накладные,
   коносаменты  и  др.)  на  топливо,  которые  сверяются  с  данными
   фактически поданных под  разгрузку  транспортных  средств  (номера
   транспортных  средств,  их  типы,  грузоподъемность,  виды груза и
   др.).  Сверка данных поступивших транспортных средств и вида груза
   на  местах  приема-сдачи  может  производиться также по ведомостям
   подачи и уборки вагонов или натурным листам,  о  чем  должно  быть
   указано в договоре согласно п. 2.1.9.
       Если на  состав (группу вагонов) была выписана одна накладная,
   а в пути произошла утрата (отцепка) одного или нескольких вагонов,
   то  железнодорожной станцией примыкания об этом в накладной должна
   быть сделана соответствующая отметка (см.   п.  2.6.11).  Топливо,
   находящееся в прибывших вагонах,  принимается в обычном порядке  с
   отнесением результатов приемки к оставшемуся топливу.
       2.1.11. Результаты контроля взвешиванием количества  принятого
   твердого  и  жидкого топлива заносятся в ведомость учета топлива и
   других грузов,  прибывших в железнодорожных вагонах (цистернах)  и
   принятых взвешиванием по   форме  ТТ-3 (Приложение  4).  Ведомость
   подписывается  весовщиком-приемщиком  или  лицом,  выполняющим его
   функции.  Ведомость заполняется посменно или за сутки  в  целом  и
   является   оперативным   документом   для   контроля   поступления
   транспортных средств  с  топливом.  При  необходимости  отбираются
   пробы  мазута  для  определения количества "балласта" в нем (воды,
   серы и т.п.),  при этом делается соответствующая отметка в гр.  10
   ведомости.
       2.1.12. Результаты     контроля    объемно-массовым    методом
   количества  принятого  жидкого  топлива   (мазута)   заносятся   в
   ведомость    учета    жидкого   топлива,   принятого   обмером   в
   железнодорожных цистернах по форме ТТ-5 (Приложение 5).  Ведомость
   подписывается приемщиком топлива.
       Если одно  и  то  же  лицо  является одновременно приемщиком и
   учетчиком топлива, ведомость допускается не заполнять.
       2.1.13. Подписанные лицами, ответственными за приемку топлива,
   ведомости  по   формам ТТ-3 и ТТ-5 передаются учетчику топлива,  а
   отобранные при приемке топлива пробы - в химический цех.
       2.1.14. На основе данных,  содержащихся в ведомостях по формам
   ТТ-3,   ТТ-5 и в транспортных документах,  результатов выполненных
   химическим цехом анализов проб учетчик топлива  или  другое  лицо,
   уполномоченное  выполнять  его  функции,  производит  расчет массы
   оприходуемого топлива (с учетом допустимых предельных  расхождений
   и норм естественной убыли при перевозках),  составляет форму  ТТ-4
   "Расчет массы твердого и жидкого топлива,  принятого взвешиванием"
   (Приложение  6),   форму  ТТ-9   "Расчет  массы  жидкого  топлива,
   принятого обмером в железнодорожных цистернах" (Приложение 7).
       Форма ТТ-4  составляется в отдельности по каждому виду топлива
   и по каждому поставщику,  а форма ТТ-9 - в отдельности по  каждому
   поставщику.
       Формы ТТ-4   и   ТТ-9,   составленные   в   двух  экземплярах,
   подписываются  начальником  ТТЦ  (участка),  учетчиком  и   служат
   основанием  для оприходования топлива.  На топливо,  поступившее в
   выходные дни,  формы составляются в  первый  за  выходным  рабочий
   день.  Первый экземпляр форм по реестру направляется в бухгалтерию
   с приложенными к ним транспортными и другими  документами,  второй
   экземпляр остается в ТТЦ (участке).
       2.1.15. Определение массы оприходуемого топлива производится в
   зависимости  от  фактического  расхождения  между  массой топлива,
   определенной  при  приемке,  и   массой   топлива,   указанной   в
   железнодорожной накладной.
       2.1.15.1. При   положительном   или   отрицательном   значении
   фактического расхождения по абсолютному значению,  не  превышающем
   допустимого  предельного расхождения,  оприходуется масса топлива,
   указанная в накладной.
       Пример. На ТЭС поступило  10  четырехосных  вагонов  суммарной
   массой  брутто до 1000 т.  У поставщика масса топлива определялась
   условно.  Топливо принималось  повагонным  взвешиванием  груженого
   вагона  в  движении  без  расцепки  на  весах  1959ТС-200В.  Масса
   порожнего вагона определялась по трафарету (п. 3.6) [9].
       Вариант 1.  Масса топлива в вагоне N 3 по накладной 72,0 т,  а
   фактическая  масса  оказалась  73,2   т.   Допустимое   предельное
   расхождение в определении массы топлива +/- 1,26 т (1,75% по табл.
   9) [9] больше фактического расхождения (+1,2 т) и,  следовательно,
   топливо оприходуется массой 72,0 т.
       Вариант 2.  Масса топлива в вагоне N 5 по накладной 72,0 т,  а
   фактическая - 71,0 т.  Фактическое расхождение в определении массы
   топлива  (-1,0  т)  по  абсолютному  значению  меньше  допустимого
   предельного  расхождения  (+/- 1,26 т) и,  следовательно,  топливо
   оприходуется тоже массой 72,0 т.
       2.1.15.2. При     положительном    расхождении,    превышающем
   допустимое  предельное  расхождение,  а  также  при  отрицательном
   расхождении по абсолютному значению, превышающем сумму допустимого
   предельного расхождения и норму естественной убыли при перевозках,
   оприходуется масса топлива, определенная при приемке.
       Пример. Исходные данные аналогичны данным для  примера   к  п.
   2.1.15.1.
       Вариант 1.  Фактическая  масса  топлива  в  вагоне  N   8   по
   результатам взвешивания 73,5 т, а по накладной 72,0 т.
       Фактическое расхождение в массе  топлива  составляет  +1,5  т,
   превышает   допустимое   предельное  расхождение  +/-  1,26  т  и,
   следовательно,  является  излишками.  Топливо  в   данном   случае
   оприходуется в количестве 73,5 т,  а за излишки 1,5 т производится
   либо доплата поставщику топлива,  либо эти излишки вычитаются  при
   предъявлении претензии из общей выявленной недостачи.
       Вариант 2.  Фактическая  масса  топлива  в  вагоне  N   7   по
   результатам  взвешивания  69,5  т,  а  по накладной 72,0 т.  Норма
   естественной убыли при перевозках составляет 0,43 т (0,6%  по п. 1
   Приложения 2).
       Фактическое расхождение  в   массе   топлива   (-2,5   т)   по
   абсолютному   значению  превышает  сумму  допустимого  предельного
   расхождения (1,26 т) и норму естественной убыли (0,43 т),  которая
   равна 1,69 т.
       В данном случае топливо  оприходуется  в  количестве  69,5  т,
   естественная   убыль   в   размере  0,43  т  подлежит  списанию  в
   установленном порядке,  а недостача,  равная 2,5 - 0,43 = 2,07  т,
   должна быть учтена при составлении сводной ведомости о недостаче и
   естественных потерях топлива при перевозках по форме ТТ-24.
       2.1.15.3. При отрицательном значении фактического  расхождения
   по   абсолютному   значению,   не  превышающем  суммы  допустимого
   предельного расхождения и нормы естественной убыли при перевозках,
   оприходуется масса топлива, указанная в железнодорожной накладной,
   за  вычетом  нормы  естественной  убыли,  которая  списывается   в
   установленном порядке.
       Пример. Исходные   данные  аналогичны  данным  для  примера  к
   п. 2.1.15.1.
       Фактическая масса   топлива   в  вагоне  N  4  по  результатам
   взвешивания 70,4 т, а по накладной 72,0 т.
       Норма естественной  убыли  составляет  0,43  т (см.  вариант 2
   примера в п. 2.1.15.2).
       По абсолютному  значению  фактическое  расхождение   в   массе
   топлива  (-1,6  т)  не  превышает  суммы  допустимого  предельного
   расхождения (1,26 т) и нормы  естественной  убыли  при  перевозках
   (0,43 т), которая равна 1,69 т.
       В данном    случае    топливо    оприходуется   в   количестве
   72,0 - 0,43 = 71,57 т, а 0,43 т как естественная убыль списывается
   в установленном порядке.
       2.1.15.4. Для   наглядности   результаты   определения   массы
   оприходуемого топлива сведены в табл. 1.
   
                                                            Таблица 1
   
            РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ
                        ОПРИХОДОВАННОГО ТОПЛИВА
   
   --------------------T--------------------------------------------¬
   ¦    Показатель     ¦       Значение показателя для пункта       ¦
   ¦                   +-----------------T-----------------T--------+
   ¦                   ¦     2.1.15.1    ¦    2.1.15.2     ¦2.1.15.3¦
   ¦                   +--------T--------+--------T--------+        ¦
   ¦                   ¦вариант ¦вариант ¦вариант ¦вариант ¦        ¦
   ¦                   ¦   1    ¦   2    ¦   1    ¦   2    ¦        ¦
   +-------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
   ¦Масса поступившего ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦топлива:           ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦ по накладной      ¦72,0    ¦72,0    ¦72,0    ¦72,0    ¦72,0    ¦
   ¦ по результатам    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦ взвешивания       ¦73,2    ¦71,0    ¦73,5    ¦69,5    ¦70,4    ¦
   ¦Фактическое расхож-¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦дение в массе      ¦+1,2    ¦-1,0    ¦+1,5    ¦-2,5    ¦-1,6    ¦
   ¦Допустимое предель-¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦ное расхождение в  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦массе              ¦+/- 1,26¦+/- 1,26¦+/- 1,26¦+/- 1,26¦+/- 1,26¦
   ¦Норма естественной ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦убыли при перевоз- ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦ках                ¦-       ¦-       ¦-       ¦0,43    ¦0,43    ¦
   ¦Сумма допустимого  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦расхождения и нормы¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦убыли              ¦-       ¦-       ¦-       ¦1,69    ¦1,69    ¦
   ¦Списано на потери  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦при перевозках     ¦-       ¦-       ¦-       ¦0,43    ¦0,43    ¦
   ¦Недостача топлива  ¦-       ¦-       ¦-       ¦2,07    ¦-       ¦
   ¦Излишки топлива    ¦-       ¦-       ¦1,5     ¦-       ¦-       ¦
   ¦Масса оприходован- ¦        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦ного топлива       ¦72,0    ¦72,0    ¦73,5    ¦69,5    ¦71,57   ¦
   L-------------------+--------+--------+--------+--------+---------
   
       2.1.16. Результаты  контроля   количества   жидкого   топлива,
   поступившего  по  трубопроводу  или водным транспортом и принятого
   обмером в резервуарах, заносятся в форму ТТ-10 (Приложение 8). При
   приеме топлива в присутствии поставщика форма ТТ-10 должна быть им
   подписана.  Эта форма составляется в трех экземплярах:  один - для
   бухгалтерии, другой - поставщику и третий остается в ТТЦ.
       2.1.17. При     обнаружении    недостачи    приемка    топлива
   осуществляется  комиссией  с  соблюдением  требований   Инструкции
   Госарбитража  СССР  N  П-6    [21]    об   участии   представителя
   общественности   электростанции  и  с  составлением  акта  приемки
   твердого и жидкого топлива взвешиванием по форме ТТ-6  (Приложение
   9) и  акта  приемки  жидкого  топлива  обмером  в  железнодорожных
   цистернах по форме ТТ-7 (Приложение 10).
       Эти акты   составляются   по   каждой  накладной  или  каждому
   поставщику в отдельности и утверждаются директором  (заместителем)
   электростанции.
       2.1.18. Сведения о недостаче топлива  из  форм  ТТ-4,  ТТ-9  и
   ТТ-10  заносятся  в  сводную  ведомость по форме ТТ-24 (Приложение
   11).
       2.1.19. Акты по формам ТТ-6,  ТТ-7 и ТТ-10 являются основанием
   для  подготовки  претензионных  и  арбитражных   документов   (см.
   п. 2.6).
       2.1.20. При   приемке   топлива   с   участием   представителя
   поставщика  или  общественности  электростанции  определение массы
   оприходованного топлива производится так же,  как и в п. 2.1.15. В
   случае отрицательного  фактического  расхождения,  по  абсолютному
   значению  превышающего сумму допустимого предельного расхождения и
   норму естественной убыли при перевозках,  поставщику предъявляются
   материальные  претензии за недостачу топлива.  Недостачей является
   фактическое расхождение,  уменьшенное на норму естественной  убыли
   при   перевозках.   Естественная   убыль   топлива  списывается  в
   установленном порядке.
       2.1.21. Если  длительный  опыт  работы  с  данным  поставщиком
   показывает,  что жидкое топливо он поставляет сухим или со следами
   влаги,  то  при  приемке топлива допускается не проводить контроль
   его влажности.
       2.1.22. Масса   оприходованного   и  израсходованного  жидкого
   топлива во всех формах указывается дробью: в числителе - масса при
   фактической влажности, в знаменателе - "сухая масса", определенная
   расчетом (см. примеры в каждой форме).
       Во всех   статистических  отчетах  приход,  расход  и  остатки
   жидкого топлива указываются также двумя строчками: в верхней - при
   фактической влажности, а в нижней - по "сухой массе".
       Масса торфа по его  приходу,  расходу  и  остаткам  на  складе
   указывается в первичных документах и статистических отчетах, также
   дробью:  в числителе - при фактической влажности,  в знаменателе -
   при условной: фрезерный 40%, кусковой 33%.
       2.1.23. При проведении приемо-сдаточных операций и обнаружении
   технических неисправностей вагонов (цистерн), признаков недостачи,
   хищений топлива  и  другого  составляются  коммерческие  акты  (п.
   2.6.11) в соответствии с з 11 главы 4  "Правил  перевозки  грузов"
   [35] с приложением при необходимости актов по форме ТТ-6 или ТТ-7.
   
          2.2. Приемка твердого и жидкого топлива по качеству
   
       2.2.1. Приемка топлива  по  качеству  заключается  в  контроле
   соответствия  поступившего  топлива  ГОСТ  и техническим условиям,
   предусмотренным в  договорах  в  зависимости  от  вида  топлива  и
   условий  эксплуатации,  по  которым  ведется  претензионная работа
   (марка, зольность, влажность, содержание серы и др.).
       2.2.2. Способ контроля качества поступившего на электростанцию
   топлива указывается в договорах на его поставку.
       2.2.3. Контроль   качества   поступившего   на  электростанцию
   топлива производится путем отбора проб и их химического анализа.
       Отбор проб   твердого  топлива  производится  из  транспортных
   средств или из потока топлива после его выгрузки в соответствии  с
   ГОСТ 10742-71 [18], ГОСТ 5396-77 [19], ГОСТ 11303-75 [20].
       Отбор проб   жидкого  топлива  производится  из  цистерн  (при
   поставке по железной дороге) и из  трубопроводов  перед  приемными
   резервуарами (при поставке по трубопроводу) по ГОСТ 2517-85 [17].
       2.2.4. Отобранные   пробы   в   соответствии   с  действующими
   стандартами  обрабатываются  и   анализируются   по   показателям,
   являющимся браковочными по условиям поставки топлива.
       Результаты анализа таких проб фиксируются химическим  цехом  в
   журнале по учету качества поступающего на электростанцию топлива и
   используются в претензионной работе (см. п. 2.6.10).
       2.2.5. Отбор проб твердого топлива для коммерческих расчетов с
   помощью   штатных  (станционных)  пробоотборников  производится  в
   соответствии  с  Инструкцией  Госарбитража  СССР  N  П-7  [22]   и
   РД 34.44.205-89 [23].
       2.2.6. Определение   основного   показателя  качества  угля  -
   зольности  при  коммерческих  расчетах   может   производиться   с
   использованием радиационных методов в соответствии с ГОСТ 11055-78
   [24] и Рекомендациями [25].
   
                   2.3. Приемка газообразного топлива
                        по количеству и качеству
   
       2.3.1. Учет    количества    поданного    на    электростанцию
   (израсходованного)  газа  определяется  договором  на  поставку  и
   осуществляется по контрольно-измерительным приборам:
       поставщика (газонефтедобывающие,     газонефтеперерабатывающие
   организации  (кроме  дочерних предприятий Российского акционерного
   общества   "Газпром",    порядок    реализации    газа    которыми
   устанавливается   этим   акционерным   обществом)  и  транспортные
   системы,  обеспечивающие   поставку   газа   газораспределительным
   организациям  или  потребителям)  при непосредственном подключении
   ТЭС к магистральному газопроводу (ст. 22 р. V Правил [26]);
       электростанции при подаче газа на электростанцию газосбытовыми
   (газораспределительными)  организациями  в  соответствии с п.  8.2
   Правил [27] и  п.  1.18  Сборника  распорядительных  документов по
   эксплуатации энергосистем [28].
       2.3.2. Расходомеры должны устанавливаться и  эксплуатироваться
   на электростанциях в соответствии с РД 50-213-80 [29] и МИ 2204-92
   [30], разработанными Госстандартом России.
       Сужающие устройства   для   измерения   расхода   газа  должны
   устанавливаться  после  фильтров  очистки  газа  до   регулирующих
   клапанов  на  вводном  газопроводе  каждого газораспределительного
   пункта (ГРП) электростанции.
       2.3.3. Основная      приведенная     погрешность     измерения
   дифференциальных манометров-расходомеров не должна превышать 1,0%.
   До  освоения  на  электростанциях  дифференциальных  манометров  с
   основной  приведенной  погрешностью  0,6%   и   1,0%   допускается
   применение  дифференциальных  манометров  с  основной  приведенной
   погрешностью 1,5%,  но при этом суммарная погрешность  определения
   суточного расхода не должна превышать 5%  (погрешность определения
   расхода газа за декаду в этом случае не превысит 2,6%,  за месяц -
   1,0%, за год - 0,3%).
       2.3.4. Расход газа учитывается в нормальных кубических  метрах
   при стандартных условиях 20 -C и 0,1 МПа (760 мм рт.  ст.) в сухом
   состоянии в соответствии с ГОСТ 2939-63 [31] и ГОСТ 5542-87  [32].
   При   этом   поправки  на  средние  за  период  значения  давления
   температуры и плотности газа могут  вводиться  к  измеренному  его
   расходу  как за сутки,  так и за каждый час (большую достоверность
   определения   количества   израсходованного   газа    обеспечивает
   почасовое   введение   поправок,   о   чем   должна  быть  сделана
   соответствующая запись в договоре).
       2.3.5. При  выполнении работ по контролю количества и качества
   газообразного  топлива  рекомендуется  учесть  опыт,  описанный  в
   информационном  письме  N   16-90    [33].    При   этом   следует
   преимущественно использовать автоматические калориметры КСНГ фирмы
   АОЗТ "Теплофизические приборы" (г.  Санкт-Петербург)  или  Юнкерс,
   Юикалор Дессау (ФРГ) и плотномеры.
       2.3.6. Электростанциям,  получающим газ  из  одного  линейного
   магистрального    газопровода    с    устойчивыми    качественными
   характеристиками,  по  усмотрению  энергообъединения   разрешается
   организовать  контроль  качества  в  одном  пункте  для нескольких
   электростанций, в таких случаях необходимо проводить периодические
   сравнения качества по пробам, взятым на каждой электростанции.
       2.3.7. На  основании  данных  о  расходе  газа  за  сутки  (по
   расходомеру) в ПТО электростанции заполняется журнал учета расхода
   газа по форме ТТ-11 (Приложение 12).
       Журнал служит для контроля количества израсходованного газа по
   счетам,  предъявляемым  поставщиком к оплате,  или для составления
   совместно с представителем поставщика акта-счета о расходе газа за
   месяц  или за другой срок (пятидневку,  декаду и др.),  если такой
   порядок расчетов предусмотрен договором на поставку.
       2.3.8. Акт-счет для расчета с поставщиками составляется в двух
   экземплярах  по   форме  ТТ-12   (Приложение  13),  один экземпляр
   передается поставщику,  другой - в бухгалтерию для  окончательного
   расчета.
   
          2.4. Топливо, переадресованное с других предприятий
   
       2.4.1. На   электростанцию  может  поступить  переадресованное
   топливо    (ранее    предназначавшееся    другим    предприятиям).
   Переадресовка      топлива      производится      по      указанию
   топливно-транспортной    службы    энергообъединения    или     по
   договоренности    между    электростанциями.   В   первом   случае
   переоформление  железнодорожных  и  других  документов   выполняет
   энергообъединение,   а  во  втором  -  электростанция,  получившая
   переадресованное топливо.
       2.4.2. Организация,  переадресовавшая топливо, обязана заранее
   поставить   об   этом   в    известность    участвующие    стороны
   (электростанции).
       2.4.3. Электростанция   (ТТЦ),   получившая   переадресованное
   топливо,  в  тот  же  день выписывает извещение о переадресовке по
   форме  ТТ-8   (Приложение 14) в двух экземплярах,  один из которых
   бухгалтерия направляет предприятию, которому ранее предназначалось
   топливо,   другой   остается  в  бухгалтерии.  Извещение  является
   основанием для расчетов за полученное топливо.
       2.4.4. Приемка   переадресованного   топлива   производится  в
   обычном порядке,  только в верхней части  всех  составляемых  форм
   делается отметка: "Переадресованное топливо".
   
        2.5. Списание естественных потерь топлива при перевозках
   
       2.5.1. Под   естественной  убылью  топлива  понимаются  потери
   (уменьшение массы при сохранении качества  в  пределах  требований
   нормативных   документов),   являющиеся   следствием   воздействия
   метеорологических факторов и несовершенства существующих в  данное
   время средств защиты топлива от потерь при перевозках.
       2.5.2. Норма естественной убыли  -  это  предельно  допустимые
   значения     безвозвратных     потерь     топлива,    происходящих
   непосредственно при  перевозках.  Она  применяется  только  в  тех
   случаях,  когда масса топлива по данным поставщика превышает массу
   топлива по данным потребителя  (определенную  в  процессе  приемки
   путем   взвешивания,  обмером  в  цистернах  или  резервуарах)  на
   значение,   большее   допустимого   предельного   расхождения    в
   определении  массы  топлива.  До установления этого факта списание
   топлива в пределах норм  естественной  убыли  не  допускается.  Не
   допускается  также  распространение  норм  естественной  убыли  на
   невзвешенную часть топлива маршрута (состава).
       2.5.3. Нормы  естественной  убыли  топлива  при его перевозках
   приведены в Приложении 2.
       2.5.4. Списание потерь от естественной  убыли  при  перевозках
   производится  только  за  отчетный месяц на основании ведомости по
   форме ТТ-24 (см. Приложение 11).
   
         2.6. Предъявление претензий поставщикам и перевозчикам
            топлива. Рекомендации по подготовке и оформлению
                        претензионных документов
   
       2.6.1. Предъявление претензий при  обнаружении  несоответствия
   по  количеству,  качеству  топлива  и  других  нарушений  договора
   поставки является обязанностью электростанции.
       2.6.2. Организация претензионной работы,  порядок предъявлений
   претензий и исков,  а также  содержание  претензионных  и  исковых
   документов    должны    соответствовать   требованиям   Инструкций
   Госарбитража  СССР  N  П6 [21],  N П7 [22] и Положения (Приложение
   15).
       2.6.3. Претензии  к  поставщику  и перевозчикам топлива должны
   направляться электростанцией не позднее чем  в  месячный  срок.  В
   такой  же  срок  после  получения претензии поставщик,  перевозчик
   (грузоотправитель)   обязан   мотивированным   письмом    сообщить
   результаты ее рассмотрения получателю.
       2.6.4. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении
   претензий   или   неполучения   в   срок   ответа   на   претензию
   электростанция вправе предъявить иск в арбитражный суд.
       2.6.5. В  соответствии  с  Инструкциями Госарбитража СССР N П6
   (п.  18)  и  N  П7  (п.  20)  приемка  по  количеству  и  качеству
   производится с участием представителя поставщика или представителя
   общественности, если иное не оговорено в договоре.
       2.6.6. Представители  общественности назначаются руководителем
   энергопредприятия или его заместителем из числа лиц,  утвержденных
   решением профсоюзного комитета.
       В качестве    представителей    общественности    не    должны
   привлекаться  материально  ответственные и подчиненные им лица,  а
   также лица,  связанные с учетом,  хранением,  приемкой и  отпуском
   материальных ценностей, руководители предприятий и их заместители,
   работники  ОТК,   бухгалтерии,   работники   юридической   службы,
   претензионной группы.
       Представитель общественности  может  участвовать   в   приемке
   топлива  по  количеству  не более двух раз в месяц,  по качеству -
   участие не ограничено.
       Представителю общественности,   привлекаемому  для  участия  в
   приемке,   выдается   заверенное   печатью   предприятия   разовое
   удостоверение (Приложение 16) за подписью руководителя предприятия
   или  его  заместителя.  Удостоверение  выдается на право участия в
   приемке конкретной партии топлива.
       Выдача удостоверения  на  какой-либо  период (декаду,  месяц и
   др.)  не  допускается.  Для  приемки  продукции  в  выходные   или
   праздничные  дни  удостоверение  может  быть  выдано  в  последний
   предвыходной  или  предпраздничный  день,   на   каждый   день   в
   отдельности без указания конкретной партии топлива.
       2.6.7. Обучение представителей общественности правилам приемки
   топлива  и  ознакомление  их  с  нормативными актами (стандартами,
   инструкциями Госарбитража СССР и  др.)  осуществляют  руководитель
   претензионной группы и юрисконсульт предприятия.
       2.6.8. Распечатки   результатов   взвешивания    топлива    на
   железнодорожных    весах    и    определения   зольности   топлива
   радиоизотопным методом являются официальными документами  и  могут
   быть использованы при подготовке претензионных материалов.
       2.6.9. Претензии к поставщикам по недостаче топлива:
       2.6.9.1. Потребитель  должен  потребовать  от  железнодорожной
   станции отметки на  оборотной  стороне  накладной  об  исправности
   вагонов (цистерн) в соответствии с з 26 разд.  4 "Правил перевозки
   грузов"    [35]    (эта   отметка  может  потребоваться  в  случае
   неудовлетворения  претензий  поставщиком   и   при   необходимости
   предъявления исковых документов в арбитражный суд).
       2.6.9.2. Примерные формы акта о недостаче твердого  и  жидкого
   топлива приведены в Приложениях 9 и 10.
       2.6.9.3. Примерная  форма   расчета   стоимости   недостающего
   твердого топлива приведена в Приложении 17.
       2.6.9.4. Форма  претензии  о возмещении стоимости недостающего
   твердого  топлива  дана  в  Приложении 18.  После внесения в текст
   соответствующих изменений эта форма может  быть  использована  для
   жидкого топлива.
       2.6.9.5. При предъявлении  претензий  о  возмещении  стоимости
   недостающего угля, мазута и торфа расчет взыскиваемой суммы должен
   быть  произведен  раздельно  для  каждого   треста   (объединения)
   грузоотправителя.
       2.6.9.6. Допускается предъявлять одну претензию на одну группу
   отправок,  но  не  более  пяти  погруженным  отправителем  на одну
   станцию назначения (з 33 гл. 38 "Правил перевозки грузов" [35]).
       2.6.10. Претензии к поставщикам по качеству топлива:
       2.6.10.1. На  каждую  партию  отгружаемого  твердого   топлива
   поставщик  обязан  выслать  в адрес электростанции удостоверение о
   его качестве,  а на каждую партию жидкого топлива  -  паспорт  его
   качества.   В   них   указывается:  марка,  зольность,  влажность,
   содержание  серы,  плотность,   температура   вспышки   и   другие
   показатели, по которым ведется претензионная работа (в зависимости
   от условий обеспечения надежной эксплуатации ТЭС  и  экологических
   требований). На газ поставщик должен представлять сертификат.
       2.6.10.2. При   обнаружении    расхождений    между    данными
   удостоверения   (паспорта)   о   качестве   топлива,   превышающих
   оговоренные  заключенным  договором,  следует  оформить  претензию
   поставщику.
       2.6.10.3. Форма акта  об  отборе  контрольной  пробы  твердого
   топлива  приведена  в  Приложении 19,  а форма этикетки на банке с
   контрольной пробой - в Приложении 20.
       Для лабораторных  испытаний  подготавливается  три  экземпляра
   пробы  твердого или жидкого топлива:  первый экземпляр поступает в
   лабораторию    электростанции,    второй    -    в     лабораторию
   грузоотправителя  (по  его  требованию),  а  третий  -  хранится в
   качестве  контрольного   на   электростанции   (для   контроля   в
   нейтральной лаборатории).
       Результаты анализа   контрольной   пробы   твердого    топлива

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное