Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПРИКАЗ МИНТРАНСА РФ ОТ 31.07.2006 N 94 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   населения.
       Развитие  транспорта  должно стать одним из  условий  повышения
   качества   жизни  и  социально-экономического  развития   регионов.
   Решение задачи предусматривает реализацию следующих мероприятий:
       1)  строительство  и реконструкция 16,3 тыс.  км  автомобильных
   дорог  общего  пользования  в  субъектах  Российской  Федерации   и
   муниципальных   образованиях,  что  обеспечит  доступ   к   опорной
   транспортной сети для значительной части населения;
       2)  обеспечение приемки ведомственных дорог в сельских и лесных
   районах  ориентировочной протяженностью до  44,6  тыс.  км  в  сеть
   дорог  общего  пользования  с  предварительным  приведением  их   в
   нормативное  техническое состояние в увязке с  Федеральной  целевой
   программой  "Социальное развитие села до 2010 года",  что  позволит
   исключить  потери  производителей продукции сельского  хозяйства  и
   лесоперерабатывающей  промышленности  из-за  бездорожья,   повысить
   конкурентоспособность  отечественного  производства,  предотвратить
   отток населения из сельскохозяйственных и лесных регионов;
       3)   реализация   комплекса  локальных  транспортных   проектов
   (строительство автомобильной дороги Хабаровск - Лидога -  Ванино  с
   подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре; мостовых переходов  через  р.
   Волга у с. Пристанное, р. Ветлуга в Республике Марий Эл, р. Томь  в
   Томской  области;  строительство железнодорожных линий  Беркакит  -
   Томмот  -  Якутск  и  Кызыл  - Курагино; реконструкция  Сахалинской
   железной  дороги;  строительство комплекса морской  железнодорожно-
   автомобильной  паромной  переправы Усть-Луга  -  Балтийск  -  порты
   Германии;   увеличение  объема  пассажирских  перевозок   воздушным
   транспортом  в районы Крайнего Севера) качественно повысит  уровень
   транспортного обеспечения отдельных регионов;
       4)  развитие  системы  общественного  пассажирского  транспорта
   (развитие   маршрутной   сети,  метро,  других   скоростных   видов
   транспорта,   повышение  ценовой  доступности  услуг  общественного
   транспорта  для  абсолютного большинства населения при  обеспечении
   стандартов   качества   перевозок,   создание   рынка   услуг    по
   транспортному    обслуживанию   инвалидов   и   других    категорий
   маломобильных  граждан) значительно повысит качество  транспортного
   обслуживания   и   создаст  альтернативу  неконтролируемому   росту
   использования личного автотранспорта в крупных городах.
       Реформа  городского общественного транспорта предусматривает  в
   первую   очередь   обновление   парка   транспортных   средств   на
   пассажирском транспорте общего пользования;
       5)   развитие   пригородного   и   междугородного   автобусного
   сообщения,  воздушных и речных пассажирских перевозок в тех  частях
   страны,   где  эти  виды  транспорта  являются  безальтернативными,
   значительно   повысят   доступность  услуг  учебных,   медицинских,
   культурных учреждений для большой части населения страны;
       6)  развитие магистральных видов транспорта, в первую  очередь,
   гражданской    авиации.   Главной   стратегической   задачей    для
   гражданской   авиации   является   восстановление   ее   роли   как
   общедоступного  вида  магистрального транспорта.  Резкое  изменение
   соотношения  между уровнем среднедушевого дохода и средним  уровнем
   пассажирских   тарифов   на  первом  этапе   реформ   сделало   для
   значительной  части  населения недоступными  дальние  поездки.  Тем
   самым  сложилась реальная угроза транспортной разобщенности страны,
   фактической транспортной изоляции отдельных регионов;
       7)   развитие   скоростных   и  высокоскоростных   пассажирских
   железнодорожных  перевозок  также  будет  способствовать  повышению
   деловой активности и транспортной подвижности населения России;
       8)  создание  единого информационного ресурса  на  пассажирском
   транспорте  позволит внедрить современные технологии дистанционного
   резервирования   и   оплаты   билетов,  что   значительно   повысит
   доступность и качество транспортных услуг.
       К  2010  году  уровень  доступности населения  и  хозяйствующих
   субъектов  к основным транспортным коммуникациям увеличится  на  10
   процентов,  подвижность населения России возрастет в 1,24  раза  (в
   2004  году - 4300 км на одного гражданина в год, в развитых странах
   - более 10000 км).
       3.5.    Повысить    уровень   безопасности    и    устойчивости
   функционирования транспортной системы.
       Повышение  безопасности  и  устойчивости  транспортной  системы
   является    условием   обеспечения   гарантированной   Конституцией
   Российской   Федерации  безопасности  граждан.  В  первую   очередь
   необходимо  повысить  уровень технико-технологической  безопасности
   транспортной деятельности, транспортных коммуникаций, технологий  и
   техники:
       1) общенациональным приоритетом является повышение безопасности
   дорожного   движения.   Предполагается   снижение   темпов    роста
   аварийности  относительно темпов увеличения  автомобильного  парка,
   снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах.
       К  числу  причин  дорожно-транспортных  происшествий  относятся
   техническое  состояние  автомобильного транспорта,  низкий  уровень
   профессиональной подготовки водителей, отсутствие  системы  допуска
   водителей   к   перевозкам  грузов  и  пассажиров,  неблагоприятные
   дорожные  условия, связанные как с неудовлетворительным содержанием
   автомобильных   дорог,   так  и  с  их  недостаточным   техническим
   оснащением.
       Сегодня   дорожные   условия   являются   одним   из   факторов
   аварийности.  В  результате  реализации  Стратегии  к   2010   году
   количество  дорожно-транспортных происшествий  из-за  сопутствующих
   дорожных  условий  снизится на 3,8 процента  по  сравнению  с  2005
   годом;
       2)  разработка  и  внедрение  комплексной  системы  обеспечения
   безопасности  портов и судов под российским флагом с оснащением  их
   современными   техническими  средствами  и  оборудованием   создаст
   условия для безопасного мореплавания;
       3)  организация  судоходства  на  внутренних  водных  путях   с
   применением  систем  спутниковой  навигации  и  электронных   карт,
   создание  систем  управления движением  судов  значительно  повысит
   безопасность на внутреннем водном транспорте;
       4)   техническая  модернизация  системы  управления   воздушным
   движением   обеспечит   комплексное   повышение   безопасности   на
   авиалиниях;
       5)    совершенствование   систем   управления   железнодорожным
   транспортом    и   модернизация   технических   средств    позволят
   существенно повысить безопасность железнодорожных перевозок;
       6)  одной  из  важнейших составляющих обеспечения  устойчивости
   функционирования    транспортной   системы    станет    оптимальное
   согласование  интересов  работников, работодателей  и  государства.
   Основными    задачами   в   этой   области   являются   обеспечение
   качественной  профессиональной деятельности работников  транспорта,
   социальной  привлекательности транспортных профессий  и  социальной
   стабильности в организациях транспорта;
       7)  традиционный приоритет безопасности транспортного  процесса
   будет   дополнен   требованием   обеспечения   антитеррористической
   безопасности  на транспорте. Будет реализовываться  единая  система
   антитеррористической защиты транспортных объектов  и  средств  всех
   видов  транспорта с использованием современных технических  средств
   и    организационных   процедур.   Этому,   в   частности,    будут
   способствовать  оснащение  пунктов пропуска  через  государственную
   границу  Российской  Федерации  современной  досмотровой  техникой,
   так,   практически   все   аэропорты  будут  оснащены   досмотровым
   оборудованием, обеспечивающим антитеррористическую защищенность;
       8)  будет  обеспечен  охват территории Российской  Федерации  и
   акватории   Мирового  океана  в  зоне  ответственности   Российской
   Федерации  деятельностью  специализированных  аварийно-спасательных
   служб  на  воздушном и водном транспорте на уровне, соответствующем
   международным и национальным требованиям.
       Решение  этой  задачи  предполагает проведение  организационно-
   технических  мероприятий,  оснащение  специализированных  аварийно-
   спасательных   служб  соответствующим  оборудованием,   позволяющим
   повысить уровень безопасности;
       9)   создание  единого  информационного  ресурса  транспортного
   сектора  будет способствовать интеграции формируемых  на  различных
   видах   транспорта   систем   безопасности,   организации   системы
   мониторинга  транспортных  средств, а  также  созданию  управляющих
   систем безопасности на транспорте.
       К  2010  году  показатель числа погибших  на  1000  автомобилей
   снизится на 12 процентов (в 2005 году в России он составил 1,51;  в
   развитых  странах  - порядка 0,3 - 0,6). Уровень охвата  территории
   Российской Федерации деятельностью аварийно-спасательных  служб  на
   воздушном транспорте составит 100 процентов.
       Учет   экологичности  и  безопасности  работы  транспорта   при
   принятии   управленческих  решений  позволит  обеспечить   снижение
   ущерба от негативных последствий транспортной деятельности на 20  -
   30 процентов по отношению к уровню 2004 года.
       3.6. Целевые индикаторы Стратегии
       Реализация Стратегии позволит достигнуть следующих результатов:
       уровень транспортных издержек в себестоимости готовой продукции
   снизится на 4 - 6 процентов при снижении грузоемкости экономики  на
   6  -  8  процентов (в 2005 году в России она составляла 2,9 ткм/USD
   ВВП, в развитых странах - порядка 1, странах Восточной Европы  -  2
   - 3 ткм/USD 1 ВВП, в СССР этот показатель превышал 12) <3>;
       транспортная  подвижность населения возрастет в  1,24  раза  (в
   2005  году  этот показатель составлял в России 4300  км  на  одного
   гражданина  в  год,  в  развитых  странах  -  более  10000  км);  в
   настоящее  время  подвижность населения России  почти  в  2,5  раза
   ниже, чем в развитых зарубежных странах;
       аварийность  на транспорте снизится. Показатель числа  погибших
   на  1000 автомобилей снизится на 11 процентов (в 2005 году в России
   он составил 1,51; в развитых странах - порядка 0,3);
       уровень  доступности  населения  и  хозяйствующих  субъектов  к
   основным транспортным коммуникациям увеличится на 10 процентов;
       индекс роста транспортных тарифов не превысит темпы инфляции (в
   2005 году это соотношение было на уровне 1,1);
       объем  экспорта  транспортных услуг увеличится  в  1,7  раза  и
   составит 13,1 млрд. долларов (в 2005 году - 7,5 млн. долларов).
   --------------------------------
       <3> Для оценки транспортных издержек в дальнейшем целесообразно
   использовать показатель транспортной емкости.
   
       Показатели   решения   отдельных  задач  увязаны   с   целевыми
   индикаторами Стратегии и приведены в Приложениях N 2 и 3.
       3.7. Этапы и сроки реализации Стратегии
       Реализация  Стратегии предполагается в два этапа в соответствии
   с     необходимостью     последовательного    осуществления     мер
   государственного  регулирования, направленных на решение  системной
   проблемы, сдерживающей развитие транспортной системы.
       На  первом  этапе  (2006  -  2007 годы)  развитие  транспортной
   системы  будет  ориентировано  на более  эффективное  использование
   имеющихся мощностей.
       Основные  средства  будут направляться на реализацию  следующих
   мероприятий:
       реконструкция    и   строительство   особо   важных    объектов
   транспортной   инфраструктуры,  в  первую   очередь   -   объектов,
   обеспечивающих безопасность функционирования транспортных систем;
       содержание,  своевременный ремонт и эксплуатация находящихся  в
   государственной собственности объектов, обеспечивающих  эффективное
   и безопасное функционирование транспортных систем;
       предоставление   субсидий   из   федерального    бюджета    для
   строительства и реконструкции территориальных автомобильных  дорог,
   имеющих   важное   межрегиональное  и  региональное   значение,   и
   приведение   в   нормативное  техническое  состояние  ведомственных
   дорог,  фактически выполняющих функции автомобильных  дорог  общего
   пользования в сельских и лесных районах, в целях их приемки в  сеть
   дорог   общего   пользования,   а   также   из   средств   бюджетов
   соответствующих   уровней   для  осуществления   социально-значимых
   перевозок.
       Это позволит к 2008 году:
       увеличить  долю протяженности федеральных автомобильных  дорог,
   соответствующих    нормативным    требованиям    по    транспортно-
   эксплуатационным   показателям,   в   общей   протяженности    сети
   федеральных дорог на 0,8 процента;
       увеличить протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей
   с  освещаемой, отражательной и комбинированной обстановкой до  27,1
   тыс. км;
       обеспечить строительство и реконструкцию 403 км железнодорожных
   линий;
       построить  и  реконструировать 5,7 тыс. км автомобильных  дорог
   общего    пользования   в   субъектах   Российской   Федерации    и
   муниципальных образованиях;
       довести   степень   охвата  территории   Российской   Федерации
   деятельностью  аварийно-спасательных служб на воздушном  транспорте
   до нормативного уровня;
       оснастить  аэропорты  федерального  и  международного  значения
   досмотровым   оборудованием,  обеспечивающим   антитеррористическую
   защищенность.
       Кроме    того,   на   первом   этапе   (2006   -   2007   годы)
   предусматриваются следующие мероприятия:
       разработка целевых федеральных и ведомственных программ;
       разработка транспортно-экономического баланса;
       разработка и корректировка отраслевых и региональных  стратегий
   развития транспортной системы;
       создание  максимально  благоприятных  условий  для  привлечения
   негосударственного  капитала к строительству и  эксплуатации  новых
   транспортных объектов;
       создание  системы  взимания  дорожных  сборов  с  большегрузных
   автомобилей;
       перестройка  системы статистического наблюдения в  транспортной
   отрасли.
       На  втором  этапе  (2008  - 2010 годы) должно  быть  обеспечено
   развитие   транспортной   отрасли,   направленное   на   ускоренную
   диверсификацию и решение комплекса приоритетных задач.
       Модель   ускоренной  диверсификации  предполагает   радикальное
   улучшение  инвестиционного климата, проведение активных структурных
   преобразований, преодоление тенденции нарастающего износа  основных
   фондов  транспорта, повышение технологического уровня  транспортных
   систем.
       В   этот   период   должны  быть  реализованы  следующие   меры
   стратегического характера:
       разработка  и  реализация комплекса инфраструктурных  проектов,
   направленных  на  устранение разрывов  и  "узких"  мест  в  опорной
   транспортной сети;
       повышение эффективности использования современных перевозочных,
   управленческих и информационных технологий;
       комплексное  развитие инфраструктуры международных транспортных
   коридоров;
       увеличение пропускной способности морских портов;
       повышение пропускной способности международных аэропортов;
       комплексная модернизация и развитие системообразующих  объектов
   Единой системы организации воздушного движения;
       создание современных мультимодальных логистических центров;
       комплексная   модернизация   и  обустройство   железнодорожных,
   автомобильных,   морских   и   речных   пунктов   пропуска    через
   государственную границу Российской Федерации;
       подготовка  и реализация инфраструктурных проектов на  условиях
   государственно-частного партнерства;
       реализация  локальных  транспортных проектов,  направленных  на
   обеспечение   доступности  транспортных  услуг  для   населения   и
   хозяйствующих субъектов;
       повышение уровня безопасности транспортного процесса на  основе
   обеспечения стандартов безопасности;
       сокращение сферы тарифно-ценового регулирования;
       развитие структурных реформ на отдельных видах транспорта.
   
      V. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКС ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
   
       Решение  приоритетных  задач Стратегии будет  осуществляться  в
   рамках  федеральных  и ведомственных целевых программ  и  комплекса
   обеспечивающих мероприятий внепрограммного характера.
       4.1. Федеральные целевые программы:
       1)  ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 -  2010
   годы)".
       Откорректированная    программа    утверждена    Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 г. N 338.
       Государственный заказчик-координатор программы  -  Министерство
   транспорта Российской Федерации.
       В  состав  программы  входят 6 подпрограмм,  сформированных  по
   отраслевому  и  функциональному признаку:  "Автомобильные  дороги",
   "Гражданская  авиация", "Внутренние водные пути",  "Железнодорожный
   транспорт",  "Морской  транспорт", "Развитие экспорта  транспортных
   услуг (2006 - 2010 годы)".
       В  2007  году  предполагается разработать  федеральную  целевую
   программу "Развитие общественного пассажирского транспорта (2008  -
   2015  годы)".  Подпрограмма будет направлена на повышение  качества
   жизни  населения и включать мероприятия по развитию и  модернизации
   инфраструктуры   традиционных  видов  общественного   пассажирского
   транспорта  <4>  и созданию скоростных транспортных систем  (метро,
   скоростной  трамвай,  скоростное пригородное  движение)  на  основе
   привлечения  частных  инвестиций  в рамках  государственно-частного
   партнерства,  обновлению парка подвижного состава,  развитию  новых
   технологий   управления   общественным  пассажирским   транспортом,
   реализации  проектов по развитию современной системы малой  авиации
   и  пассажирского речного транспорта в труднодоступных регионах, где
   эти  перевозки  являются безальтернативными, созданию  необходимого
   комплекса  правовых,  организационных и экономических  условий  для
   развития   общественного   пассажирского   транспорта   на   основе
   формирования  общероссийского  рынка услуг,  развития  конкуренции,
   широкого привлечения частных операторов и инвесторов.
   --------------------------------
       <4> Общественный пассажирский транспорт представлен городским и
   пригородным    автомобильным,   водным    транспортом,    городским
   электротранспортом,   в   том  числе  метрополитеном,   пригородным
   сообщением  железнодорожного транспорта, малой  авиацией,  а  также
   создающимися новыми видами скоростного пассажирского транспорта.
   
       Реализация мероприятий подпрограммы позволит повысить  качество
   пассажирских   перевозок,  доступность  социальных   услуг   (услуг
   медицинских,   учебных,  культурных  учреждений)  для   абсолютного
   большинства  граждан России, включая инвалидов и  другие  категории
   маломобильных граждан;
       2) ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012
   годах".
       Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от
   20 февраля 2006 г. N 100.
       Государственный заказчик-координатор - Министерство  внутренних
   дел Российской Федерации.
       Государственные заказчики: Министерство Российской Федерации по
   делам  гражданской  обороны, чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации
   последствий   стихийных   бедствий,   Федеральное   агентство    по
   здравоохранению  и социальному развитию, Федеральное  агентство  по
   образованию, Федеральное дорожное агентство;
       3) ФЦП "Глобальная навигационная система" (ГЛОНАСС).
       Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от
   20 августа 2001 г. N 587.
       Государственный  заказчик-координатор - Российское  авиационно-
   космическое агентство.
       Государственный заказчик-координатор программных мероприятий  в
   интересах   обороны   и   безопасности   Российской   Федерации   -
   Министерство обороны Российской Федерации.
       Государственные заказчики: Министерство промышленности, науки и
   технологий    Российской    Федерации,   Министерство    транспорта
   Российской  Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта,
   Федеральное   агентство   геодезии  и  картографии   (Постановление
   Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. N 1355);
       4)  ФЦП  "Государственная граница Российской Федерации (2003  -
   2010 годы)".
       Государственный   заказчик-координатор  -  Федеральная   служба
   безопасности Российской Федерации;
       5) ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года".
       Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации  от
   22 января 2001 г. N 76-р.
       Государственный  заказчик-координатор - Министерство  сельского
   хозяйства Российской Федерации.
       Государственные  заказчики: Министерство транспорта  Российской
   Федерации,   Министерство   Российской   Федерации   по   связи   и
   информатизации,  Министерство  образования  Российской   Федерации,
   Министерство    культуры    Российской   Федерации,    Министерство
   здравоохранения   Российской  Федерации,  Государственный   комитет
   Российской   Федерации  по  строительству  и  жилищно-коммунальному
   комплексу.
       4.2. Ведомственные целевые программы
       Основой  для разработки ведомственных целевых программ является
   необходимость  реализации  мероприятий,  направленных  на  оказание
   государственных услуг внешним потребителям.
       Ведомственные целевые программы направлены на решение отдельных
   мероприятий в рамках приоритетных задач.
       В   настоящее   время   осуществляются  ведомственные   целевые
   программы,   выделенные  в  аналитических  целях  при  формировании
   среднесрочного финансового плана:
       "Обеспечение   эксплуатации   внутренних   водных    путей    и
   гидротехнических   сооружений   на  них",   "Содействие   повышению
   доступности   услуг   воздушного  транспорта   населению   Крайнего
   Севера",  "Содействие созданию условий для осуществления  перевозок
   пассажиров   в   г.   Калининград  и  обратно",  "Строительство   и
   реконструкция  автомобильных дорог общего пользования  в  субъектах
   Российской   Федерации   в   рамках   непрограммной   части    ФАИП
   (субсидии)",  "Строительство  метрополитенов  в  рамках   программы
   развития  метрополитенов  и  других видов  скоростного  внеуличного
   транспорта  в  Российской Федерации до 2015  года",  "Осуществление
   контроля  и  надзора  в  сфере транспорта",  "Содействие  повышению
   услуг  железнодорожным  транспортом", "Организация  навигационного,
   гидрографического  обеспечения безопасности мореплавания  и  систем
   связи  при бедствиях", "Государственная поддержка обновления  парка
   судов   водного  транспорта",  "Поисковое  и  аварийно-спасательное
   обеспечение   полетов   воздушных   судов   гражданской   авиации",
   "Обеспечение  технической оснащенности аварийно-спасательных  служб
   на  водном  транспорте",  "Обновление парка  автоколонн  войскового
   типа",  "Топографо-геодезическое обеспечение  Российской  Федерации
   на   2007  -  2009  гг.",  "Обеспечение  потребности  транспортного
   комплекса  в  специалистах  с уровнем профессиональной  подготовки,
   отвечающим  требованиям  безопасности и  устойчивости  транспортной
   системы",  "Повышение  уровня медицинского обслуживания  работников
   транспорта",  "Антитеррористическая  защищенность  метрополитенов",
   "Государственная поддержка обновления парка воздушных судов".
       Перечень и очередность мероприятий целевых программ разработаны
   с  учетом  принципов  и  основных направлений формирования  опорной
   транспортной   сети   и   развития   транспортной   инфраструктуры,
   совершенствования  транспортной технологии  и  техники.  Крупнейшие
   проекты  общегосударственного значения представлены в Приложении  N
   4.
       4.3. Комплекс обеспечивающих мероприятий
       Комплекс   обеспечивающих  мероприятий  направлен  на  создание
   условий для эффективной реализации приоритетных задач Стратегии:
       1) создание нормативной правовой базы. Эффективное и динамичное
   развитие  транспортной  отрасли,  конкурентоспособность  российских
   транспортных предприятий во многом будут зависеть от принятия  ряда
   важнейших   федеральных  законов,  среди  которых  можно   выделить
   следующие законы:
       "О платных автомобильных дорогах", "Об автомобильных дорогах  и
   дорожной  деятельности", "О морских портах  Российской  Федерации",
   "О  внесении  изменений  и  дополнений в некоторые  законодательные
   акты  Российской  Федерации  по вопросам деятельности  аэропортов",
   "Устав   автомобильного   и  городского  наземного   электрического
   пассажирского  транспорта Российской Федерации",  "О  транзитных  и
   комбинированных   перевозках",  "Об  общих  принципах   организации
   транспортного  обслуживания  населения  автомобильным  и  городским
   наземным   электрическим  пассажирским  транспортом  на   маршрутах
   регулярного  сообщения  в  Российской Федерации",  "О  транспортной
   безопасности",  "О  внесении изменений и дополнений  в  Федеральный
   закон  "О  железнодорожном транспорте в Российской  Федерации",  "О
   внесении   изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон   "Устав
   железнодорожного  транспорта  Российской  Федерации",  "О  внесении
   изменений  в  Федеральный  закон  "Об  особенностях  управления   и
   распоряжения имуществом железнодорожного транспорта",  "О  внесении
   изменений   и   дополнений  в  Федеральный  закон  "О  естественных
   монополиях",   "О  внесении  изменений  в  Федеральный   закон   "О
   государственном    регулировании   развития   авиации",    внесение
   изменений  в  Воздушный кодекс Российской Федерации,  разработку  и
   принятие    подзаконных   актов,   направленных    на    реализацию
   Федерального закона "О концессионных соглашениях".
       Отсутствие  указанных  законов  рассматривается  как  серьезное
   препятствие   в  реализации  стратегических  целей   и   достижения
   результатов Стратегии.
       Кроме того, нормативное правовое обеспечение включает:
       разработку  и  принятие  технических  регламентов   в   области
   транспорта,  законодательных  и иных  нормативных  правовых  актов,
   регулирующих  особенности  земельных  отношений  при  планировании,
   строительстве,    реконструкции   и    эксплуатации    транспортной
   инфраструктуры  общего  пользования,  включая  законодательство   о
   резервировании    земель   для   строительства   и    реконструкции
   автомобильных    дорог,    объектов    автомобильного,     водного,
   железнодорожного,   воздушного  и   других   видов   транспорта   в
   Российской  Федерации,  порядке изъятия и предоставления  земельных
   участков, перевода земель из одной категории в другую;
       разработку  предложений в законодательные  и  иные  нормативные
   правовые   акты,  направленные  на  успешную  реализацию   проектов
   государственно-частного    партнерства    в    области     развития
   транспортной инфраструктуры (в частности, при участии  инвестора  в
   реализации  особо  капиталоемких с длительными сроками  окупаемости
   проектов);
       разработку  проектов нормативных актов по вопросам безопасности
   мореплавания,  исходя из положений Кодекса торгового  мореплавания,
   требований транспортной безопасности;
       разработку  и  принятие нормативных правовых  актов  в  области
   железнодорожного  транспорта  на  основе  переработки   нормативных
   правовых  актов  упраздненного в соответствии с  Указом  Президента
   Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 МПС России;
       подготовку  и принятие нормативных правовых актов, направленных
   на  упрощение  процедур таможенного оформления и  сопровождения  на
   границе;
       подготовку    и    принятие   нормативных    правовых    актов,
   обеспечивающих    финансовую   базу   создания    и    эксплуатации
   территориальных   и   муниципальных  автомобильных   дорог   общего
   пользования   на   основе  совершенствования   целевых   источников
   финансирования;
       разработку правовых основ ценообразования на транспорте;
       разработку   новой   классификации   дорог,   направленной   на
   реализацию  Федерального закона от 6 октября 2003 г. N  131-ФЗ  "Об
   общих  принципах организации местного самоуправления  в  Российской
   Федерации"  и  предусматривающей  введение  трехуровневой   системы
   автомобильных     дорог     общего    пользования:     федеральной,
   территориальной и муниципальной;
       разработку  и принятие нормативных правовых актов, регулирующих
   систему допуска на осуществление перевозок грузов и пассажиров;
       разработку  и принятие нормативных правовых актов, регулирующих
   особенности труда работников транспорта;
       2)  повышение  результативности государственного  управления  в
   сфере транспорта:
       отработка  в  рамках административной реформы  форм  и  методов
   взаимодействия   Министерства  транспорта   Российской   Федерации,
   других  федеральных  органов  исполнительной  власти  с  субъектами
   Российской Федерации и муниципальными образованиями;
       отработка  в  рамках административной реформы  форм  и  методов
   взаимодействия   Министерства  транспорта   Российской   Федерации,
   других     федеральных    органов    исполнительной    власти     с
   саморегулируемыми организациями, в том числе по поводу передачи  им
   части государственных функций;
       реформирование  государственного сектора на транспорте,  в  том
   числе  повышение  эффективности  функционирования  подведомственных
   Министерству  транспорта Российской Федерации и находящихся  в  его
   ведении  федеральных органов исполнительной власти,  предприятий  и
   учреждений,  что  является  неотъемлемым условием  их  постепенного
   перехода к системе рыночных отношений;
       повышение  эффективности  расходования  бюджетных  средств   на
   основе  совершенствования  системы  среднесрочного  планирования  и
   бюджетирования,  ориентированного на результаты,  расширения  сферы
   применения программно-целевых методов;
       разработка  и  реализация механизмов государственной  поддержки
   малого  предпринимательства,  в  том  числе  в  части  приобретения
   современного подвижного состава;
       проведение  научных  исследований по приоритетным  направлениям
   стратегического    управления   на   транспорте   (прогнозирование,
   планирование, программирование);
       реформирование    системы   профессиональной    подготовки    в
   транспортной    отрасли   на   основе   разделения   академического
   образования  и  профессиональной  подготовки,  гармонизации  ее   с
   мировой практикой;
       совершенствование системы квалификационных требований к работам
   и  профессиям  рабочих,  должностям  руководителей  и  специалистов
   транспорта;
       развитие системы социального партнерства;
       разработка  предложений  по  созданию  единого  информационного
   ресурса   транспортного  сектора  на  основе  формирования  системы
   государственных  информационных  ресурсов  общего  и  ограниченного
   (только  для государственных органов) доступа в части информации  о
   состоянии  транспорта  с  учетом состава  и  структуры  информации,
   необходимой  для оценки тенденций развития транспортного  комплекса
   и эффективности государственного регулирования;
       совершенствование  системы  государственного  и  ведомственного
   статистического  учета  в  целях внедрения методов  бюджетирования,
   ориентированного  на  результаты, с учетом показателей  для  оценки
   результативности  деятельности субъектов  бюджетного  планирования,
   главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
       3)  дальнейшее  проведение структурных реформ на  транспорте  с
   целью  повышения конкурентоспособности транспортной  отрасли  и  ее
   привлекательности как сферы бизнеса и инвестиций:
       а) железнодорожный транспорт:
       обеспечение   гарантированного   недискриминационного   доступа
   независимых  перевозчиков к услугам инфраструктуры железнодорожного
   транспорта;
       совершенствование  тарифной  политики  с  учетом  необходимости
   унификации   тарифов,   сокращения  перекрестного   субсидирования,
   обеспечения  безубыточности пассажирских перевозок и стимулирования
   конкуренции в отрасли;
       образование   компании  по  пассажирским  перевозкам   дальнего
   следования;
       обеспечение  финансовой прозрачности всех  видов  хозяйственной
   деятельности  отрасли, в том числе на основе  введения  раздельного
   финансового учета;
       обеспечение   выделения   из  состава  единого   хозяйствующего
   субъекта    (ОАО    "Российские   железные    дороги")    ремонтно-
   эксплуатационной  базы,  других видов  деятельности,  в  том  числе
   непрофильных;
       б) гражданская авиация:
       повышение  конкурентоспособности отечественных авиакомпаний  на
   основе  оптимизации  их  количества, специализация  по  масштабу  и
   характеру деятельности;
       оптимизация  сети аэропортов в России с учетом  геополитических
   интересов государства и экономической целесообразности;
       повышение   эффективности  деятельности  аэропортов   за   счет
   расширения спектра предоставляемых услуг;
       реформирование  системы  организации  воздушного  движения   на
   основе законодательно закрепленного сохранения равенства прав  всех
   пользователей  воздушного  пространства  на  его  использование   и
   выполнения    международных   обязательств,   принятых   Российской
   Федерацией;
       в) городской пассажирский транспорт:
       разделение   управления   системой   городского   пассажирского
   транспорта и непосредственного выполнения перевозок;
       постепенное  выравнивание  уровней транспортной  обеспеченности
   городов на основе единых социальных стандартов;
       создание   равных   условий  для  операторов   различных   форм
   собственности;
       создание  условий  для улучшения качества  услуг  общественного
   пассажирского  транспорта, в том числе скоростного  внеуличного,  с
   целью  повышения его привлекательности по отношению к использованию
   личного автотранспорта;
       г) морской транспорт:
       реформирование   системы  управления  в  морских   торговых   и
   специализированных портах;
       создание  благоприятных условий для надежного  функционирования
   трассы   Северного   морского  пути  и  формирования   транспортной
   инфраструктуры, обеспечивающей этот процесс;
       д) водный транспорт:
       совершенствование бассейнового принципа управления  внутренними
   водными путями, учитывающего федеральные и региональные интересы;
       разделение    функций    государственного    регулирования    и
   хозяйственной  деятельности в системе управления внутренних  водных
   путей;
       поэтапное  открытие внутренних водных путей для  прохода  судов
   под флагом иностранного государства, развитие речного туризма;
       е) промышленный транспорт:
       учет  особенностей функционирования железнодорожного транспорта
   необщего  пользования  при  разработке соответствующих  технических
   регламентов;
       создание  условий, предотвращающих дискриминацию и  монопольные
   проявления  в отношении пользователей, технологически  связанных  с
   железнодорожными путями необщего пользования;
       уточнение   и   правовое   закрепление  сфер   государственного
   регулирования и саморегулирования на технологическом транспорте;
       ж) автомобильный транспорт:
       совершенствование  системы допуска к транспортной  деятельности
   на  основе  механизмов сертификации, лицензирования и подтверждения
   соответствия    транспортных   средств   и   услуг    установленным
   требованиям;
       стимулирование   создания   крупных  транспортно-экспедиторских
   компаний,  специализирующихся на доставке  грузов  в  междугородном
   сообщении на основе применения терминальных технологий;
       создание     систем     централизованного     автотранспортного
   обслуживания крупных грузообразующих объектов;
       з) дорожное хозяйство:
       уточнение  и  изменение  существующей  классификации  дорог   с
   соответствующим перераспределением ответственности за  состояние  и
   развитие   автомобильных   дорог  между  уровнями   государственной
   власти, местного самоуправления, а также новыми собственниками;
       реформирование  системы государственных  предприятий  дорожного
   хозяйства;
       совершенствование системы финансирования дорожной отрасли;
       формирование  конкурентной  среды  в  дорожной  отрасли   путем
   совершенствования   условий   конкурсов   по    выбору    подрядных
   организаций  на  дорожные  работы и  создания  равных  условий  для
   доступа независимых подрядчиков к выполнению дорожных работ;
       переход   на   использование  рейтинговых  оценок  деятельности
   органов управления дорожным хозяйством и подрядных организаций;
       развитие  и  государственная  поддержка  проектных  и   научных
   дорожных  организаций с целью повышения качества  проектирования  и
   внедрения   прогрессивных  технологий,  материалов  и  конструкций,
   позволяющих  продлить  срок службы дорожных  сооружений  и  снизить
   затраты на их эксплуатацию;
       разработка   национальных  стандартов   и   иных   обязательных
   нормативов,  определяющих  необходимые  требования  к  качеству   и
   безопасности дорожных объектов;
       4)  взаимодействие федеральных органов исполнительной власти по
   разработке ряда основополагающих документов.
       Отсутствие  сегодня целого ряда основополагающих документов  не
   позволяет  повысить  надежность  и  обоснованность  запланированных
   результатов. К ним следует отнести:
       стратегию  территориального развития  Российской  Федерации  на
   долгосрочную  перспективу, в первую очередь -  перспективную  схему
   размещения     производительных     сил     (Минрегион      России,
   Минэкономразвития России);
       долгосрочный    прогноз    социально-экономического    развития
   Российской Федерации (Минэкономразвития России);
       стратегию   развития  внешней  торговли  Российской  Федерации,
   разработанную    с    учетом   состояния   мировой    экономической
   конъюнктуры,  оценки  конкурентных преимуществ  страны  на  мировом
   рынке,   объемов   экспорта  и  импорта,  их   структуры,   степени
   интеграции     в     международное    транспортное     пространство
   (Минэкономразвития России);
       основные  положения  демографической  и  миграционной  политики
   Российской       Федерации       (Минздравсоцразвития       России,
   Минэкономразвития России, МВД России);
       транспортно-экономический баланс, который должен стать основным
   инструментом  выявления диспропорций в процессе  прогнозирования  и
   установления равновесия между спросом на транспортные услуги  и  их
   предложением (Минтранс России, Минэкономразвития России);
       концепцию развития Северного морского пути и Программы развития
   судоходства  в  Арктике  на период до 2020 года  (Минтранс  России,
   Минприроды России, Минпромэнерго России);
       стратегию      развития      транспортного      машиностроения,
   скоординированную  с  Транспортной стратегией Российской  Федерации
   на период 2020 года (Минпромэнерго России, Минтранс России);
       межотраслевую программу "Возрождение и развитие малой  авиации"
   (Минтранс  России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития  России,
   Минфин России);
       межотраслевую программу развития региональных и межрегиональных
   терминально-логистических   комплексов    с    телекоммуникационным
   обеспечением  всех  участников  транспортного  процесса   (Минтранс
   России, Минрегион России, Мининформсвязи России);
       систему государственного статистического учета, направленную на
   повышение   достоверности  отчетности  о  результатах  деятельности
   Министерства   транспорта   Российской   Федерации   как   субъекта
   бюджетного  планирования и подведомственных ему федеральной  службы
   и   федеральных  агентств  как  главных  распорядителей   бюджетных
   средств  (Федеральная  служба государственной статистики,  Минтранс
   России);
       концепцию  развития  транспортных  систем  крупнейших   городов
   России  и  соответствующих рекомендаций для городских администраций
   (Минтранс России);
       нормативную и методическую базу системы предъявления требований
   к  транспортным средствам и оборудованию, в том числе  -  в  рамках
   соответствующих  международных  соглашений  (Минпромэнерго  России,
   МИД России, Минтранс России);
       предложения по регулированию землепользования и налогообложения
   на  землях  транспорта и прилегающих территориях (Минтранс  России,
   Минэкономразвития России);
       механизмы  перевода  земель из одной  категории  в  другую  при
   реализации  инфраструктурных проектов (Минприроды России,  Минтранс
   России);
       5) поддержка отечественных перевозчиков на международных рынках
   транспортных услуг:
       активная  поддержка  международных  норм  и  правил  в  области
   транспортной     деятельности,    установленных     многосторонними
   соглашениями,   в   частности,  -  под  эгидой   организаций   ООН,
   недопущение   введения   неоправданных  региональных   ограничений,
   создающих  дискриминационные условия для международной транспортной
   деятельности;
       обеспечение   необходимой   защиты  наиболее   слабо   развитых
   сегментов  рынка транспортных услуг в период вступления  Российской
   Федерации  в  ВТО (с учетом интересов потребителей, фактического  и
   потенциального  уровня  доступа иностранных поставщиков  на  каждый
   сегмент,  наличия адекватной законодательной и нормативной правовой
   базы),   а  также  сохранение  системы  двусторонних  международных
   соглашений в области перевозок пассажиров и грузов;
       повышение   эффективности  механизмов  регулирования  сегментов
   рынка  международных  перевозок, на которых действует  двусторонняя
   разрешительная система;
       проведение  согласованной  активной  политики  в  международных
   организациях,   осуществляющих  допуск   на   международные   рынки
   транспортных услуг;
       разработка   и   реализация  мер,  стимулирующих  отечественных
   грузоотправителей  к  заключению  договоров  поставки  на  базисных
   условиях,    предусматривающих    перевозку    экспортных    грузов
   отечественными  транспортными организациями, а  также  долгосрочное
   фрахтование флота и парка отечественных перевозчиков;
       углубление  интеграционных процессов в отношениях  со  странами
   СНГ,  защита  общих  интересов стран  СНГ  на  международном  рынке
   авиаперевозок,  расширение географии полетов  и  создание  альянсов
   между  авиапредприятиями, урегулирование взаиморасчетов,  выработка
   общей  коммерческой  политики при осуществлении  полетов  в  третьи
   страны;
       унификация  норм  транспортного права  с  учетом  тенденций  по
   заключению международных соглашений;
       создание   эффективной  государственной  системы  контроля   за
   деятельностью  российских  авиакомпаний  на  международных   рынках
   авиаперевозок   и   иностранных   авиаперевозчиков   в   Российской
   Федерации;
       реализация  мер  по  повышению  уровня  языковой  подготовки  в
   учебных  заведениях  гражданской  авиации  специалистов,  в  первую
   очередь   летного  и  диспетчерского  состава,  в  соответствии   с
   требованиями ИКАО.
   
                     VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ
   
       Необходимым  условием  реализации Стратегии  является  создание
   стабильной    системы   финансирования,   учитывающей   особенности
   транспорта как инфраструктурной отрасли.
       Финансирование  из  федерального бюджета  Российской  Федерации
   направляется на следующие цели:
       обеспечение  функций государственного управления в транспортной
   сфере;
       поддержание   в  работоспособном  состоянии  и  воспроизводство
   объектов     транспортной     инфраструктуры,     находящихся     в
   государственной собственности;
       проведение  фундаментальных научных исследований  и  реализацию
   инновационных       научно-технических      проектов,       имеющих
   общегосударственное и общеотраслевое значение;
       реконструкцию  и строительство важнейших объектов  транспортной
   инфраструктуры,    обеспечивающих    безопасное    функционирование
   транспортной системы;
       выполнение   и   стимулирование  мероприятий   по   поддержанию
   мобилизационной  готовности средств, объектов  транспорта  и  путей
   сообщения,   а  также  мероприятий,  осуществляемых   в   интересах
   национальной безопасности;
       обеспечение безопасности на транспорте;
       обеспечение безопасности транспортной системы.
       Кроме  того,  предоставление  государственной  поддержки  может
   осуществляться в следующих формах:
       софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов
   с  оформлением  прав  собственности Российской  Федерации,  включая
   финансирование расходов на управление инвестиционными  проектами  и
   разработку проектной документации;
       предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации
   на развитие транспортной инфраструктуры;
       предоставление  субсидий пользователям транспортных  услуг  или
   транспортным   организациям,  осуществляющим   социально   значимые
   перевозки;
       субсидирование  процентных  ставок  по  привлекаемым   кредитам
   транспортным организациям для финансирования расходов, связанных  с
   приобретением транспортных средств;
       предоставление  в  соответствии  с  программой  государственных
   внешних    заимствований   Российской   Федерации   и    программой
   государственных  внутренних  заимствований  Российской   Федерации,
   субъектов   Российской   Федерации  государственных   гарантий   по
   привлекаемым   отечественными   организациями   займам   с    целью
   реализации  наиболее  значимых  инвестиционных  проектов  в   сфере
   транспорта;
       направление средств в уставные капиталы юридических лиц;
       разработка  предложений по упорядочиванию налоговых, таможенных
   и кредитных инструментов финансовой политики;
       разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих
   ускоренное  обновление  парка транспортных  средств,  в  том  числе
   содействие  в  развитии  лизинга современных транспортных  средств,
   страхования и кредитования перевозчиков;
       предоставление   льгот   при   установлении   условий    аренды
   государственного имущества, землеотвода и землепользования;
       финансовая и организационная поддержка экспортеров транспортных
   услуг;
       расширение элементов платности пользования инфраструктурой  для
   покрытия соответствующих эксплуатационных расходов.
       5.1. Существующий объем финансирования транспортной системы
       Общий   объем  финансирования  транспортной  отрасли  из   всех
   источников составил в 2005 году 459 млрд. рублей (2,1% ВВП), в  том
   числе  205,4  млрд.  рублей (0,95% ВВП) - финансирование  дорожного
   хозяйства. Государственные расходы (бюджеты всех уровней)  -  248,2
   млрд. рублей (1,15% ВВП).
       Финансирование  из федерального бюджета составило  149,9  млрд.
   рублей (0,7% ВВП), в том числе 96,3 млрд. рублей (0,45% ВВП)  -  на
   инвестиции.
       Для сравнения с аналогичными показателями в зарубежных странах:
   по  статистике  МВФ  государственные расходы  стран  ЕС  только  на
   инвестиции   составляют  около  1  процента  ВВП.   Государственные

Счетчики
 
Реклама
Разное