Законы России
 
Навигация
Ссылки по теме
Популярное в сети
 

ПРИКАЗ МИНТОПЭНЕРГО РФ ОТ 03.04.1995 N 64 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "НОРМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕФТЕПРОДУКТАМИ (НЕФТЕБАЗ) ВНТП 5-95"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   определяться      в     проекте     на     основании     вариантных
   технико-экономических   проработок   с  учетом  вида  транспортного
   средства,  которым доставляется нефтепродукт, его физико-химических
   свойств,         климатических        условий,        интенсивности
   погрузочно-разгрузочных работ и грузооборота нефтебазы.
       5.1.2.  Перечень нефтепродуктов, допущенных к перевозке наливом
   в   вагонах-цистернах,  морских  и  речных  судах  и  автомобильным
   транспортом,  а  также подготовка транспортных средств для налива и
   транспортирования устанавливаются требованиями ГОСТ 1510-84*.
       5.1.3.  Сливо-наливные  устройства  для  нефтепродуктов  (кроме
   мазутов)   с  температурой  вспышки  120  -С  и  ниже  должны  быть
   закрытыми.  Для нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 -С и
   мазутов допускается предусматривать открытые сливные устройства.
       В  случаях  необходимости  слив  нефтепродуктов  с температурой
   вспышки   120   -С   и  ниже  из  неисправных  цистерн  допускается
   осуществлять через горловину цистерн (верхний слив).
       5.1.4.   Время   непосредственного   (без   учета   времени  на
   вспомогательные  операции:  подсоединение и заправка сливо-наливных
   устройств,  замер  взлива,  выполнение  приемных анализов, открытие
   сливных  клапанов,  люков  цистерн  и т.п.) слива и налива маршрута
   или группы цистерн не должно превышать 80 мин.
       5.1.5.  Вес  железнодорожных  наливных  маршрутов  (брутто)  по
   направлениям  и  состав  цистерн по их грузоподъемности в маршрутах
   должен     соответствовать    унифицированным    весовым    нормам,
   согласованным с соответствующими подразделениями МПС России.
       5.1.6.  Допустимая  скорость истечения и движения нефтепродукта
   по   трубопроводу   определяется   в   зависимости   от   объемного
   электрического   сопротивления  и  не  должна  превышать  значений,
   указанных в таблице 8.
   
                                                             Таблица 8
   
   -------------------------------------T---------------------------¬
   ¦  Удельное объемное электрическое   ¦    Допустимая скорость    ¦
   ¦сопротивление нефтепродукта, Ом х м ¦       движения, м/с       ¦
   +------------------------------------+---------------------------+
   ¦           9                        ¦                           ¦
   ¦не более 10                         ¦до 5                       ¦
   ¦        9                           ¦                           ¦
   ¦более 10  при температуре вспышки   ¦до 5                       ¦
   ¦паров 61 -С и выше                  ¦                           ¦
   ¦        9                           ¦                           ¦
   ¦более 10  при температуре вспышки   ¦по расчету согласно        ¦
   ¦паров ниже 61 -С                    ¦"Рекомендациям..."         ¦
   ¦                                    ¦(см. Приложение 15)        ¦
   L------------------------------------+----------------------------
   
       Величины    удельных   объемных   электрических   сопротивлений
   различных марок (сортов) нефтепродуктов приведены в Приложении 5.
       Начальное    заполнение    цистерн    нефтепродуктом    следует
   производить  со  скоростью в трубопроводе не более 1 м/с до момента
   затопления конца загрузочной трубы на 0,4 - 0,5 м.
       5.1.7.  При  необходимости  транспортирования нефтепродуктов со
   скоростями  большими,  чем  указаны  в  табл.  8, следует применять
   нейтрализаторы или релаксационные емкости.
       5.1.8.  Отдельные  сливо-наливные  устройства  и коллекторы для
   каждого  вида  сливаемого  или  наливаемого  нефтепродукта  следует
   предусматривать  при  условии  недопустимости их смешения с другими
   нефтепродуктами (см. Приложение 6).
       5.1.9.  Устройства  для  слива и налива легковоспламеняющихся и
   горючих  нефтепродуктов,  относящихся  по  ГОСТ 12.1.007-76 к 1 и 2
   классам опасности, должны быть герметичными.
       Сливо-наливные   устройства   для  этих  нефтепродуктов  должны
   располагаться   по   торцам   сливо-наливных   фронтов   в   случае
   совместного  их  слива  (налива)  с  нефтепродуктами  3 и 4 классов
   опасности.
       Операции  с  этилированными  бензинами  должны производиться по
   самостоятельным   трубопроводам,   коллекторам   и   сливо-наливным
   устройствам.
       5.1.10.   Температура   нефтепродуктов,  подаваемых  на  налив,
   должна   быть   в  пределах  температуры  перекачки,  установленной
   Приложением 2.
       5.1.11.   Трубопроводы   для  легковоспламеняющихся  и  горючих
   нефтепродуктов должны быть заземлены.
       5.2. Сливо-наливные устройства для железнодорожных цистерн
       5.2.1.  Размещение  сливо-наливных  устройств  и  сооружений на
   железнодорожных   путях   нефтебазы   должно  соответствовать  СНиП
   2.11.03-93.
       К   основным   сооружениям  сливо-наливного  фронта  относятся:
   эстакады  (односторонние  и двухсторонние), оборудованные наливными
   и  сливными  устройствами, грузовые, зачистные и воздушно-вакуумные
   коллекторы,  сборники, промежуточные резервуары для мазута и масел,
   узлы  учета  нефтепродуктов.  Кроме  того, в состав сливо-наливного
   фронта  должны  быть  включены  средства  механизации для подъема и
   заправки  нагревательных  приборов, а также для перемещения цистерн
   вдоль фронта.
       5.2.2. Число наливных маршрутов (N ) и количество цистерн (n),
                                         м
   принятых или  отгруженных за сутки, определяется соответственно по
   формулам 9 и 10:
   
               Q  х К  х К                     Q  х К  х К
                1    н    1                     1    н    1
          N  = ------------,    (9)       n  = ------------,     (10)
           м     365 х Р                         365 х q
                        н                               н
   
       где:
       Q  - годовой  грузооборот  нефтепродукта  по  маркам  (сортам)
        1
   по приему (отгрузке) железнодорожным транспортом, т/год;
       Р  - вес (нетто) наливного маршрута, т;
        н
       q  - грузоподъемность одной цистерны, т. При отсутствии данных
        н
   расчетная грузоподъемность принимается 60 т (на воду);
       К  - принимается по пункту 4.1.3;
        1
       К  - принимается по таблице 4.
        н
       5.2.3.  Допускается  производить слив или налив не более чем за
   3   подачи,   если   по   условиям  приема  или  отгрузки  суточное
   поступление  цистерн  превысит  расчетное количество сливо-наливных
   устройств.    Продолжительность   использования   эстакады   должна
   определяться   суммарным  временем  на  выполнение  технологических
   операций,  подачу  и  уборку  цистерн,  а  также  на  приготовление
   маршрута на станции.
       5.2.4.    Потребность    в    эстакадах,   при   условии,   что
   сливо-наливной  фронт  должен  обеспечить  обработку цистерн только
   маршрутами, определяется по формуле:
   
                                  N  х Т
                                   м    нс
                              Э = --------,                      (11)
                                     24
   
   
       где Т   - время занятия  эстакады  маршрутом с  учетом времени
             нс
   на   технологические   операции,    подачу    и   уборку   цистерн
   и приготовление маршрута на станции, в часах.
       Примечания:
       1.  Время  на подачу и уборку цистерн к железнодорожным фронтам
   слива  и  налива определяется расчетным путем, исходя из расстояния
   до станции и скорости передвижения состава.
       2.  Время  приготовления  маршрута  на  станции  принимается не
   более  25  мин.  для  расформирования  и  30  мин.  на формирование
   состава.
   
       5.2.5.  Для  группы  цистерн общей весовой нормы (брутто) менее
   700  т  следует  предусматривать  строительство одиночных устройств
   или   односторонней   эстакады,   исходя   из   числа  одновременно
   обрабатываемых   цистерн,   а  для  нормы  более  700  т  -  только
   двухсторонней   эстакады,   обеспечивающей   маршрутный  слив-налив
   независимо от числа обрабатываемых цистерн.
       5.2.6.   На  перевалочных  нефтебазах  1  класса  протяженность
   железнодорожной  сливо-наливной  эстакады для легковоспламеняющихся
   нефтепродуктов   определяется   длиной  наливного  маршрута  полной
   весовой   нормы   (брутто),   состоящего   из   смешанного  состава
   большегрузных  цистерн  за вычетом веса прикрытия 60 т, для горючих
   нефтепродуктов - без вычета прикрытия.
       5.2.7.  На нефтебазах при маршрутном сливе-наливе нефтепродукта
   количество    сливо-наливных    устройств   следует   принимать   в
   зависимости  от расчетного количества наливных маршрутов по таблице
   9.
       5.2.8.    Налив   нефтепродуктов   должен   осуществляться   по
   бесшланговой  системе  автоматизированных  устройств, оборудованных
   ограничителями налива, а также средствами механизации.
   
                                                             Таблица 9
   
   ------------------T---------------T------------------------------¬
   ¦        N        ¦  Количество   ¦          Примечание          ¦
   ¦         м       ¦сливо-наливных ¦                              ¦
   ¦                 ¦   устройств   ¦                              ¦
   +-----------------+---------------+------------------------------+
   ¦от 0,35 до 1 вкл.¦на 1/3 маршрута¦Распределительная нефтебаза   ¦
   ¦более 1 до 3 вкл.¦на 1/2 маршрута¦Распределительная нефтебаза   ¦
   ¦более 3 до 6 вкл.¦на 1 маршрут   ¦Перевалочная нефтебаза        ¦
   L-----------------+---------------+-------------------------------
   
       Примечание.   Для  горючих  нефтепродуктов  количество  сливных
   устройств   рассчитывается   с   учетом   времени,  требуемого  для
   разогрева, в соответствии с п. 3.3 настоящих норм.
   
       5.2.9.   Системы   наливных  устройств  и  коллекторов  следует
   разрабатывать  с  учетом  обеспечения  полного  освобождения  их от
   нефтепродукта.
       5.2.10. Система  налива высоковязких  нефтепродуктов (вязкость
                 -6
   более 160 х 10   кв. м/с)   в   железнодорожные   цистерны  должна
   предусматривать  техническую  возможность циркуляции нефтепродукта
   по  трубопроводам  (коллекторам  эстакады)  и  прокачку маловязким
                             -6
   (вязкость не более 40 х 10   кв. м/с) незастывающим продуктом всех
   трубопроводов.
       5.2.11.  На  нефтебазах  с  грузооборотом  не менее 50 тыс. т/г
   должны  быть  предусмотрены  наливные  устройства,  рассчитанные на
   налив отработанных нефтепродуктов в одиночные цистерны.
       5.2.12.    Допускается    использовать    самотечный   слив   в
   промежуточные  заглубленные  резервуары  с  одновременной  откачкой
   нефтепродукта из них в наземные резервуары.
       Промежуточный  резервуар должен быть рассчитан на 75% суммарной
   емкости  одновременно сливаемых цистерн. Производительность откачки
   из    этих    резервуаров    должна   составлять   не   менее   50%
   производительности  их  заполнения. При этом резервуар должен иметь
   защиту от перелива.
       Промежуточные  резервуары  (кроме сливных емкостей для мазутов)
   не допускается размещать под железнодорожными путями.
       5.2.13.  Для  удаления  нефтепродукта  из  неисправных  цистерн
   следует  предусматривать отдельно расположенные устройства верхнего
   и  нижнего  слива,  а при соответствующем обосновании - коллекторы,
   обеспечивающие    раздельный    сбор    сливаемых   нефтепродуктов.
   Допускается  устанавливать  сливные  устройства  непосредственно на
   сливо-наливных  эстакадах,  а сливные устройства для верхнего слива
   оборудовать резинотканевыми рукавами.
       5.2.14.   Технологический   шаг   сливо-наливных   устройств  в
   пределах   одной  сливо-наливной  эстакады  или  одиночного  фронта
   слива-налива  определяется  проектом  в  зависимости от конструкции
   этих  устройств  и типа цистерн в железнодорожном маршруте и должен
   обеспечивать   слив   (налив)   без   расцепки   вагонов.  Габариты
   приближения  сливо-наливных устройств и их размеры должны учитывать
   возможность   подачи   цистерн  максимальной  грузоподъемности  для
   данного пункта.
       5.2.15.  Железнодорожные эстакады для налива авиационных масел,
   топлива  для  реактивных  двигателей  и авиационных бензинов должны
   быть оборудованы навесами или крышами.
       Допускается  не  устанавливать  навесы  и крыши в случаях, если
   эстакады    оборудованы    наливными   устройствами,   исключающими
   попадание  в  цистерну атмосферных осадков и пыли во время операции
   налива.
       5.2.16.  В  целях  сокращения  потерь  от  испарения,  снижения
   электризации    и    уменьшения    пенообразования    при    наливе
   нефтепродуктов  длина  нижнего  звена  наливного  устройства должна
   обеспечивать  опускание его конца в цистерну на расстояние не более
   200 мм от нижней образующей котла.
       5.2.17.  Коллекторы  на  наливных эстакадах следует располагать
   подземно  или  на  строительных  конструкциях  эстакады,  при  этом
   должна  предусматриваться  компенсация от температурных деформаций.
   Допускается   прокладка  коллекторов  на  собственных  строительных
   конструкциях.
       5.2.18.  Сливо-наливные  устройства, устанавливаемые на сливных
   и  наливных  коллекторах,  следует  оснащать  задвижками  с  ручным
   приводом.
       5.2.19.    Эстакады    для   операций   с   маршрутами   должны
   проектироваться   для   слива   или   налива   не   более  4  групп
   нефтепродуктов.  При  этом,  к  одной  группе  могут  быть отнесены
   несколько  марок  (сортов)  нефтепродуктов, перекачка которых может
   производиться по одному и тому же коллектору.
       При   проектировании  групповых  или  одиночных  сливо-наливных
   устройств количество групп нефтепродуктов определяется проектом.
       5.3. Сливо-наливные устройства для автомобильных цистерн
       5.3.1.  Для  налива  нефтепродуктов в автомобильные цистерны на
   нефтебазах    должны   применяться   специальные,   в   том   числе
   автоматизированные   устройства   верхнего   или   нижнего  налива,
   оборудованные    насосными   агрегатами,   пультом   дистанционного
   управления,    устройствами    для    задачи    дозы   отпускаемого
   нефтепродукта,  предотвращения  перелива,  герметизации  цистерн, а
   также     автоматическими     системами     измерения    количества
   нефтепродуктов  в  единицах  массы  (объема)  и оформления товарных
   документов.
       5.3.2.  Наливные  устройства для налива легковоспламеняющихся и
   маловязких    горючих    жидкостей    должны    быть    оборудованы
   центробежными,  а  для  налива  масел  и других горючих жидкостей -
   роторными насосами.
       5.3.3.   Для   уменьшения  гидравлических  ударов,  обеспечения
   безопасных   скоростей   перекачки   и   точности   учета  наливные
   устройства  следует  оснащать  оборудованием, обеспечивающим подачу
   нефтепродукта  в  начальной  и завершающей фазах налива не более 30
   куб. м/ч.
       5.3.4.  Наливные  устройства  следует  располагать на отдельных
   рабочих  местах (островках), объединенных по группам нефтепродуктов
   в   наливные   станции.   В   зависимости   от   типа   прибывающих
   автомобильных  цистерн  и  объема отгрузки отдельных марок (сортов)
   нефтепродукта   рабочие   места   должны   обеспечивать  налив  как
   одиночных цистерн, так и автопоездов.
       Слив  нефтепродуктов  из  автоцистерн  должен  производиться на
   отдельных площадках, оборудованных узлами учета.
       Управление  наливом  должно быть дистанционным из операторной и
   по месту.
       5.3.5.  Расчетное  количество наливных устройств станции налива
   следует  определять  для  каждой  марки  (сорта)  нефтепродуктов по
   формуле:
   
                                  Q  х К
                                   i    н
                          n = ----------------,                  (12)
                              q х К х тау х ро
   
       где:
       Q  - среднее суточное потребление нефтепродукта, т;
        i
       q  -  расчетная   производительность    наливных    устройств,
   куб. м/час;
       К = 0,7 - коэффициент использования наливных устройств;
       тау - количество часов работы наливных устройств в сутки;
       ро - плотность нефтепродукта, т/куб. м;
       К  - коэффициент  неравномерности  потребления  нефтепродуктов
        н
   (определяется по таблице 4).
       5.3.6.   Производительность     наливных     устройств     при
   механизированном  наливе  без  учета  времени  на  вспомогательные
   операции следует принимать:
                                                         -6
       для  нефтепродуктов   с   вязкостью   до   60 х 10   кв. м/с -
   40 - 100 куб. м/ч;
                                                       -6
       для   нефтепродуктов  с  вязкостью  от   60 х 10   кв. м/с  до
           6
   600 х 10  кв. м/с - 30 - 60 куб. м/ч.
       Примечание.  При самотечном наливе указанные производительности
   могут быть уменьшены на 25 - 30%.
   
       5.3.7.    Количество    отпускаемого    нефтепродукта   следует
   определять  взвешиванием  на  автовесах  или  при  помощи счетчиков
   жидкости.  Грузоподъемность  весов  должна обеспечивать взвешивание
   всех типов прибывающих на нефтебазу автоцистерн.
       5.3.8.  Соединительные  трубопроводы от раздаточных резервуаров
   до  наливных  устройств  должны  приниматься раздельными для каждой
   марки   (сорта)   нефтепродукта,   отгружаемого   в  автотранспорт.
   Последовательная перекачка по ним не допускается.
       5.3.9.  На  нефтебазах  1  -  5 классов процессы налива и учета
   должны быть автоматизированы согласно Приложению 11.
       На  нефтебазах  1 - 2 классов, при соответствующем обосновании,
   дополнительно    может    применяться    система   "АСУ-налива"   с
   использованием кредитной системы.
       Измерение  массы нефтепродуктов, подача данных на цифропечать и
   оформление   документов   должно   осуществляться  автоматически  с
   погрешностью, соответствующей требованиям ГОСТ 26976-86.
       5.3.10.  На  нефтебазах  4  и  5 классов допускается применение
   установок   с   местным   управлением  в  случаях,  когда  загрузка
   наливного  устройства  составляет  не  более 60% от его номинальной
   производительности   или   при   экономической   нецелесообразности
   применения  автоматизированных  систем  и дистанционного управления
   наливом.
       5.3.11.  Перед  въездом  на  нефтебазу  (станцию налива) должна
   предусматриваться   площадка   для  автотранспорта,  обеспечивающая
   стоянку  не менее 30% от общего количества работающих автомобилей в
   одной смене.
       5.4. Сливо-наливные устройства для морских и речных судов
       5.4.1.   При   приеме   или   отгрузке   нефтепродуктов  водным
   транспортом  на нефтебазах должны предусматриваться грузовые, а при
   соответствующем обосновании и бункеровочные причалы.
       5.4.2.  Технологические  процессы  по  обработке наливных судов
   должны  включать  следующие  операции: налив и слив нефтепродуктов,
   бункеровка  топливом и маслами, улавливание паров нефтепродукта при
   наливе  и  сбор  утечек,  прием  балластных,  льяльных вод, а также
   выполнение   вспомогательных   операций,   связанных   с  грузовыми
   работами по сливу-наливу.
       5.4.3.   Основные   размеры  и  количество  причалов,  а  также
   количество   технологических   трубопроводов   и   технологического
   оборудования,    определяющие   пропускную   способность   причала,
   рассчитываются    на    установленный   расчетный   грузооборот   в
   соответствии      с     действующими     ведомственными     нормами
   технологического проектирования (см. Приложение 15).
       5.4.4.    Количество   сливо-наливных   устройств   (стендеров)
   определяется   в   соответствии   с  ассортиментом  нефтепродуктов,
   пропускной   способностью   устройства   и   судочасовыми   нормами
   слива-налива   (Приложения   3  и  4).  Сливо-наливные  устройства,
   предназначенные  для  различных  нефтепродуктов,  близких  по своим
   физико-химическим свойствам, должны быть взаимозаменяемы.
       5.4.5.  Специализация  и  взаимное  расположение сливо-наливных
   устройств  должны  приниматься  с  учетом технических характеристик
   используемого  оборудования  и  выполнения  операций  по  обработке
   наливных судов с одной установки.
       5.4.6.  Системы  грузовых  и  бункеровочных  трубопроводов  для
   одноименных нефтепродуктов следует проектировать раздельными.
       5.4.7.  Производительность  бункеровки  наливных  судов  должна
   обеспечивать  подачу  потребного  количества  топлива за период, не
   превышающий  продолжительности  грузовых  операций, и приниматься в
   соответствии  с  нормами  технологического проектирования морских и
   речных портов.
       5.4.8.   Выгрузка   нефтепродуктов   из  морских  судов  должна
   производиться  только судовыми насосами, а из речных - как судовыми
   насосами, так и плавучими средствами пароходства.
       Необходимость  установки  на  берегу  насосной  станции второго
   подъема определяется гидравлическим расчетом.
       5.4.9.  Причалы  должны  оборудоваться счетчиками коммерческого
   учета   количества   сливаемого   (наливаемого)   нефтепродукта   и
   бункерного топлива.
       5.4.10.  На  речных  распределительных  нефтебазах  3,  4  и  5
   классов    должны   применяться   механизированные   сливо-наливные
   устройства   с   ручным   управлением,   в   остальных   случаях  -
   автоматизированные    системы    налива   (АСН)   с   дистанционным
   управлением.
       Присоединительные     средства    должны    быть    оборудованы
   предохранительными   устройствами,   исключающими  самопроизвольное
   отсоединение  в  процессе  слива-налива, а также автоматизированным
   прекращением  слива  (налива)  при  угрозе  выхода  судов  из  зоны
   обслуживания наливного устройства (стендера).
       Примечание.  Допускается  на нефтебазах 5 класса, расположенных
   на  реках  с  коротким  навигационным  периодом  (2  -  3  недели),
   использовать   плавучие   причалы  с  шлангующими  устройствами  из
   резинотканевых рукавов.
   
       5.4.11.        Стационарные        причалы,       оборудованные
   автоматизированными    системами   налива   (АСН),   должны   иметь
   грузоподъемные  средства,  обеспечивающие  монтаж, демонтаж, ремонт
   составных частей АСН.
       5.4.12.  Причалы  следует  оснащать  боковыми  заграждениями  и
   устройствами   сбора   нефтепродуктов   с   поверхности  водоема  в
   соответствии  с  требованиями  ГОСТ  17.1.3.05-82, а также с учетом
   конструкции причала, габаритов судов и скорости течения воды.
       5.4.13.  На  причалах  должны  быть  установлены устройства для
   заземления   трубопроводов   и  судна,  обеспечивающие  контроль  и
   качество  заземляющей  цепи,  а  также  отвод  зарядов статического
   электричества.
       5.4.14.   Налив   судов   непосредственно   из   разветвленного
   нефтепродуктопровода запрещается.
       5.5. Устройства и сооружения для отгрузки нефтепродуктов в таре
       5.5.1.  Отгрузку  нефтепродуктов в таре следует предусматривать
   через  разливочные и расфасовочные устройства. Измерение количества
   отпущенных   нефтепродуктов  должно  производиться  объемно-весовым
   методом.  Виды  тары  для хранения и отпуска нефтепродуктов следует
   принимать по ГОСТ 1510-84*.
       5.5.2.  Разливочные  следует  располагать  в  помещениях или на
   площадках  под  навесом  в  зависимости  от климатических условий и
   вида нефтепродукта, а расфасовочные - только в помещениях.
       5.5.3.  Допускается  налив легковоспламеняющихся нефтепродуктов
   в    бочки,    установленные    непосредственно   на   автомашинах,
   оборудованных противопожарными средствами.
       Налив  должен производиться на отдельных площадках, примыкающих
   к разливочным.
       5.5.4.  Для  нефтебаз  1 - 4 классов раздаточные устройства для
   этилированных,   легковоспламеняющихся   и  горючих  нефтепродуктов
   должны   размещаться   в  отдельных  зданиях  (помещениях)  или  на
   отдельных  площадках. Допускается для нефтебаз 5 класса раздаточные
   устройства   размещать   в  одном  здании  при  условии  разделения
   помещения противопожарной стеной.
       5.5.5.  Перед  разливочной  следует  предусматривать  площадки,
   оборудованные  средствами  механизации  погрузо-разгрузочных  работ
   (бочкоподъемники,   кран-балки  и  т.п.).  Помещения  расфасовочных
   должны   быть  оснащены  транспортерами  для  подачи  продукции  на
   хранение или отгрузку.
       5.5.6.  Подача  нефтепродуктов  к раздаточным устройствам может
   осуществляться  самотеком  или  с  помощью  насосов,  оборудованных
   предохранительными   клапанами,   срабатывающими   при  прекращении
   отпуска.
       Для   контроля   отгрузки   при   неисправности   счетчиков   в
   разливочной следует предусматривать товарные весы.
       5.5.7.  Расчетное     количество     раздаточных     устройств
   в  разливочных  следует   определять  по   формуле 12.   При  этом
   коэффициент использования  наливных  устройств  должен приниматься
   равным 0,5, а расчетная  производительность  этих  устройств  -  5
                                                         -6
   куб. м/ч  для нефтепродуктов с  вязкостью  до  60 х 10   кв. м/с и
                                      -6            -6
   4 куб. м/ч - с вязкостью от 60 х 10   до 600 х 10   кв. м/с.
       При  самотечном  наливе указанные производительности могут быть
   уменьшены в соответствии с примечанием к п. 5.3.6.
       5.5.8.  Для  налива  разных  сортов  нефтепродуктов одной марки
   разрешается   установка  на  одном  рабочем  месте  не  более  трех
   раздаточных  кранов при условии их использования для одновременного
   налива только одного сорта нефтепродукта.
       5.5.9.   Запорную   арматуру   для  подключения  раздаточных  и
   расфасовочных    устройств   к   основным   трубопроводам   следует
   устанавливать в месте врезки в основные трубопроводы.
   
                       6. ПЕРЕКАЧКА НЕФТЕПРОДУКТОВ
   
       6.1. Технология перекачки
       6.1.1.  Технология  перекачки  при  автоматизации и механизации
   технологических    операций    должна   предотвращать   смешивание,
   загрязнение,  обводнение  и  потери  нефтепродуктов  при соблюдении
   установленных   правил  пожарной  безопасности,  охраны  окружающей
   среды и техники безопасности.
       6.1.2.  Допускается перекачка по одному трубопроводу нескольких
   нефтепродуктов,  сгруппированных согласно Приложению 6, при условии
   его предварительного опорожнения.
       Для  группировки нефтепродуктов, не предусмотренных Приложением
   6,  следует  руководствоваться физико-химическими показателями этих
   нефтепродуктов  по действующим ГОСТ или ТУ. Отдельные марки (сорта)
   нефтепродуктов,   к   качеству   которых   согласно  ГОСТ  1510-84*
   предъявляются  повышенные  требования,  следует транспортировать по
   отдельным трубопроводам.
       6.1.3.     Технология     перекачки    нефтепродуктов    должна
   предусматриваться  по двухпроводной схеме трубопроводов (приемный и
   раздаточный), подсоединяемых к каждому резервуару.
       Допускается  на  нефтебазах  4  -  5 классов, а также в случаях
   установки   под   конкретную  марку  (сорта)  нефтепродукта  одного
   резервуара предусматривать однопроводную схему.
       6.1.4.  За  рабочее  давление в системе трубопроводов нефтебазы
   следует  принимать  максимальное избыточное давление, приведенное к
   ближайшему  наибольшему условному давлению согласно ГОСТ 356-80, но
   не выше 2,5 МПа.
       6.1.5.  Подача  нефтепродукта  при  наполнении  или опорожнении
   резервуаров  с понтоном или плавающей крышей должна соответствовать
   следующей  максимальной  допустимой  скорости  подъема  (опускания)
   понтона или плавающей крыши:
       для резервуаров 700 куб. м и менее - 3,5 м/ч;
       для резервуаров более 700 куб. м - 6,0 м/ч.
       При  этом  скорость  понтона  или плавающей крыши при сдвиге не
   должна превышать 2,5 м/ч.
       6.1.6.  Параметры  максимальной  безопасной  скорости перекачки
   нефтепродуктов  по трубопроводам следует принимать в соответствии с
   требованиями п. 5.1.6 настоящих норм.
       6.2. Технологические трубопроводы
       6.2.1.   Технологические   трубопроводы   (далее  трубопроводы)
   следует   проектировать,  руководствуясь  требованиями  нормативных
   документов, указанных в Приложении 15.
       6.2.2.  По  назначению  трубопроводы  следует  подразделять  на
   внутренние,   прокладываемые   внутри   технологических   зданий  и
   сооружений,  наружные, прокладываемые между зданиями и сооружениями
   внутри   территории   нефтебазы,   и  внешние,  прокладываемые  вне
   территории  нефтебазы (между нефтебазой и НПЗ, наливными причалами,
   отдельно   стоящими  железнодорожными  эстакадами,  АЗС  и  другими
   объектами).    Для   внешних   трубопроводов,   кроме   требований,
   изложенных  в  настоящих  нормах,  следует  также руководствоваться
   требованиями СНиП 2.05.13-90.
       6.2.3.  Выбор  диаметра  трубопроводов  должен производиться на
   основании   результатов  гидравлических  расчетов,  выполненных  по
   заданной    производительности    и    вязкости   транспортируемого
   нефтепродукта, а также рекомендуемых оптимальных скоростей.
       6.2.4.     В    зависимости    от    коррозионной    активности
   транспортируемого  нефтепродукта  и нормативного срока эксплуатации
   трубопроводов   значение  расчетной  толщины  стенки  труб  следует
   принимать    с   поправкой,   учитывающей   глубину   коррозионного
   разрушения стенки труб.
       Значения  поправки  на  внутреннюю коррозию приведены в таблице
   10.
       6.2.5.  Трубопроводы  должны  выполняться из электросварных или
   бесшовных  труб,  в  том  числе  и  с  антикоррозионным покрытием в
   соответствии с СН 527-80 и "Пособием" к нему.
       Допускается    применять   сборно-разборные   трубопроводы   на
   специальных   стыковых   соединительных  приспособлениях,  а  также
   трубопроводы   из  негорючих  материалов  при  условии  обеспечения
   необходимой  механической,  химической  и температурной стойкости и
   сохранения  качества перекачиваемых легковоспламеняющихся и горючих
   нефтепродуктов.
       При  этом  должны  быть  предусмотрены  устройства  для  отвода
   статического электричества.
       Открытая  (по  стенам)  и  надземная прокладка трубопроводов из
   неметаллических труб запрещается.
   
                                                            Таблица 10
   
   -----------------------------------------T-----------------------¬
   ¦                   Среда                ¦ Глубина коррозионного ¦
   ¦                                        ¦  разрушения, мм/год   ¦
   +----------------------------------------+-----------------------+
   ¦Бензин                                  ¦0,001 - 0,005          ¦
   ¦Дизельное топливо, керосин, реактивное  ¦0,01 - 0,05            ¦
   ¦топливо                                 ¦                       ¦
   ¦Мазут                                   ¦0,05 - 0,1             ¦
   L----------------------------------------+------------------------
   
       Примечание.   Нормативный   срок   эксплуатации   трубопроводов
   определяется  по  нормам  амортизационных  отчислений на полное его
   восстановление.
   
       6.2.6.  Соединения трубопроводов должны быть сварными. В случае
   перекачки  по  трубопроводам  застывающих нефтепродуктов, а также в
   местах   установки   арматуры   и   технологического   оборудования
   допускается  установка  фланцевых  соединений  труб  с  применением
   несгораемых   прокладок,   кроме   участков,   проложенных   внутри
   обвалования резервуарных парков.
       6.2.7.  Прокладка  трубопроводов  на территории нефтебаз должна
   быть надземной или наземной.
       При     соответствующем    обосновании    (рельеф    местности,
   климатические   условия,   необходимость  заезда  пожарной  техники
   внутрь  обвалования  и  т.п.)  на  территории  резервуарных парков,
   ограниченной    обвалованием,    возможна    подземная    прокладка
   трубопроводов.
       6.2.8.   Трубопроводы,   прокладываемые   на  отдельно  стоящих
   опорах,  должны укладываться в один ярус, а в стесненных условиях -
   на эстакадах.
       В  местах переходов через трубопроводы и для обслуживания узлов
   задвижек следует предусматривать переходные мостики и площадки.
       6.2.9.   Прокладку   трубопроводов  нефтебаз,  располагаемых  в
   районах  с  сейсмичностью 8 баллов и более, следует предусматривать
   только надземной.
       6.2.10.  Трубопроводы,  предназначенные  для перекачки вязких и
   застывающих  нефтепродуктов  должны  оснащаться  системой  путевого
   подогрева       (горячей       водой,       паром,       ленточными
   электроподогревателями)   и   тепловой   изоляцией  из  несгораемых
   материалов, защищенной от механического разрушения кожухом.
       Допускается    при    соответствующем   обосновании   прокладка
   подобного  рода  трубопроводов  в каналах с тепловыми спутниками, а
   участков  протяженностью до 15 м - с использованием только тепловой
   изоляции (без тепловых спутников).
       6.2.11.   В  проектах  следует  предусматривать  мероприятия  и
   соответствующее  оборудование для вытеснения из труб высоковязких и
   застывающих нефтепродуктов.
       6.2.12.   Для   обеспечения   полного  самотечного  опорожнения
   трубопроводы  должны  проектироваться с уклоном к месту откачки или
   выпуска   в   специальные   резервуары-сборники.   При   этом,  для
   нефтепродуктов,  не  требующих подогрева при перекачке, минимальные
   уклоны  следует  принимать равными 0,002 - 0,003, для подогреваемых
   нефтепродуктов - 0,004.
       6.2.13.  На  трубопроводах  должны быть предусмотрены дренажные
   устройства,  обеспечивающие  слив  нефтепродукта в стационарные или
   передвижные емкости.
       6.2.14.   Пересечение   транзитными   трубопроводами  зданий  и
   сооружений    нефтебазы   не   допускается.   Это   требование   не
   распространяется  на газоуравнительные трубопроводы, проходящие над
   резервуарами.
       По  глухим  участкам  несгораемых  стен  технологических зданий
   допускается  прокладка  трубопроводов  диаметром  не  более 200 мм,
   относящихся только к данному зданию.
       6.2.15.    Трубопроводы,   транспортирующие   основные   потоки
   нефтепродуктов,    необходимо   располагать   с   внешней   стороны
   обвалования  или  ограждающей  стены  резервуарного  парка.  Внутри
   территории   резервуарного   парка   допускается  прокладка  только
   трубопроводов, которые обслуживают резервуары данной группы.
       6.2.16.    Испытание    и   очистку   внутренних   и   наружных
   трубопроводов  следует  производить  в  соответствии с требованиями
   СНиП  3.05.05-84 и СН 527-80, а внешние трубопроводы, проектируемые
   по СНиП 2.05.13-90, в соответствии с требованиями этого норматива.
       6.3. Трубопроводная арматура и ее размещение
       6.3.1.  Узлы  задвижек  следует  располагать  с внешней стороны
   обвалования  резервуаров  (ограждающей  стены)  групп  или отдельно
   стоящих    резервуаров,    а   коренное   запорное   устройство   -
   непосредственно у резервуаров.
       6.3.2.    На    вводах    трубопроводов    к    железнодорожным
   сливо-наливным  устройствам должны устанавливаться на случай аварии
   (пожара)  стальные  задвижки  не  далее  чем  в 50 м (считая от оси
   железнодорожного  пути)  и  не  ближе  15  м  при  сливе  и  наливе
   легковоспламеняющихся,  и  не ближе 10 м при сливе и наливе горючих
   нефтепродуктов.  В качестве аварийных могут применяться отключающие
   (оперативные)  задвижки,  если они установлены в пределах указанных
   расстояний.  Аварийную  отключающую  арматуру  следует размещать на
   нулевых  отметках  в  легкодоступных  местах.  Управление приводами
   аварийных    задвижек    диаметром   200   мм   и   более   следует
   предусматривать  дистанционным  с  эстакады  (с  шагом  расстановки
   кнопок  управления  не  более 100 м) и из насосной, а также местное
   (п. 3.2 Приложения 11).
       На  одиночных  сливо-наливных  устройствах  аварийные  задвижки
   могут быть с ручным приводом.
       6.3.3.  Узлы  задвижек  продуктовых  насосных  станций  следует
   размещать  вне  здания  на  расстоянии  (до  ближайшей задвижки) не
   менее:  от  стены  здания  с  проемами  - 3 м и от стены здания без
   проемов  -  1  м.  Допускается  узлы  задвижек  размещать  в  одном
   помещении  с  насосами  при  количестве  основных рабочих насосов в
   этом помещении:
       на  нефтебазах  I  и  II  категории  -  не  более 6 насосов для
   нефтепродуктов   с  температурой  вспышки  120  -С  и  ниже  (кроме
   мазутов)  или не более 10 насосов для нефтепродуктов с температурой
   вспышки выше 120 -С и для мазутов;
       на   нефтебазах  III  категории  -  не  более  10  насосов  для
   нефтепродуктов  с  температурой вспышки 120 -С и ниже или при любом
   количестве  насосов  для нефтепродуктов с температурой вспышки выше
   120 -С;
       при  перекачке мазутов, подогреваемых до температуры ниже на 25
   -С  температуры  вспышки  - не более 6 насосов на нефтебазах I и II
   категорий и не более 10 насосов на нефтебазах III категории.
       В  случаях  размещения узлов задвижек в отдельном помещении оно
   должно   отделяться   от   помещения  для  насосов  противопожарной
   перегородкой 1-го типа и иметь выход наружу.
       В  местах  расположения  узлов задвижек следует предусматривать
   лоток   для   отвода  стоков  в  закрытый  сборник  или  в  колодец
   производственной канализации с гидравлическим затвором.
       6.3.4.   В   случаях  оснащения  трубопроводов  наливных  судов
   (речных,   морских)  быстрозакрывающимися  запорными  органами,  на
   коммуникациях  причала  должны быть предусмотрены устройства защиты
   от превышения давления более 1,1 Р раб.
       6.3.5.  На  внутренних обвязочных трубопроводах технологических
   зданий  и  сооружений  количество  и  размещение  запорной арматуры
   должны  обеспечивать  необходимые  технологические  переключения, а
   также  возможность надежного отключения каждого отдельного агрегата
   или  технологического устройства. Необходимость применения арматуры
   с   дистанционным  управлением  или  ручным  приводом  определяется
   условиями     технологического     процесса     и     требованиями,
   обеспечивающими безопасность работ.
       Дистанционное  управление  отключающей  (оперативной)  запорной
   арматурой,  установленной  в резервуарном парке и на трубопроводах,
   при трех и менее переключениях в смену не требуется.
       6.3.6.  Использовать  запорную арматуру в качестве регулирующей
   запрещается.  Для  регулирования  параметров  потока  нефтепродукта
   должны  быть  установлены регулирующие клапаны, а перед и за ними -
   запорная арматура.
       6.3.7.   На   трубопроводах,   предназначенных   для  перекачки
   легковоспламеняющихся   и  токсичных  нефтепродуктов,  должна,  как
   правило,   предусматриваться   стальная   запорная  и  регулирующая
   арматура.
       Допускается применение арматуры:
       из  ковкого  чугуна в пределах рабочих температур среды не ниже
   минус 30 -С и не выше 150 -С при давлении среды не выше 1,6 МПа;
       из  серого  чугуна  в пределах рабочих температур среды не ниже
   минус 10 -С и не выше 100 -С при давлении среды не выше 0,6 МПа.
       Температура   рабочей   среды   устанавливается   для  арматуры
   трубопровода по ГОСТ 356-80.
       6.3.8.  При  наружной установке арматуру из серого чугуна можно
   применять  при  расчетной  температуре воздуха не ниже минус 10 -С,
   из  ковкого  чугуна - при температуре не ниже минус 30 -С. Коренное
   запорное   устройство   у  резервуаров  для  нефтепродуктов  должно
   предусматриваться стальным.
       Для  нефтебаз,  расположенных  в  городах  и  других населенных
   пунктах, должна предусматриваться только стальная арматура.
       6.3.9.   Задвижки   (узлы   задвижек)   и  другую  арматуру  на
   трубопроводах,  в  зависимости  от  климатических  условий, следует
   устанавливать  в  камерах, колодцах открытого типа или под навесом.
   Для  климатических  районов 1А, 1Б, 1Г и 1Д следует предусматривать
   камеры с освещением и грузоподъемным механизмом.
       В   камерах   строительным   объемом   более   20   куб.  м  (с
   кратковременным    пребыванием   людей)   следует   предусматривать
   вентиляцию с естественным побуждением.
       6.4. Продуктовые насосные станции
       6.4.1.  Для  перекачки  нефтепродуктов  следует предусматривать
   насосы:
       для  выполнения  основных  технологических  операций  (грузовые
   насосы)  слива  (налива)  нефтепродукта  из  транспортных средств и
   перекачки по трубопроводам;
       для   выполнения   вспомогательных   операций,   обеспечивающих
   зачистку   железнодорожных   цистерн,  резервуаров,  трубопроводов,
   расфасовку,   налив  бочек  и  другой  мелкой  тары,  внутрибазовые
   перекачки и т.п.
       Примечание.  Грузовые  насосы  при  соответствующем обосновании
   могут быть использованы для вспомогательных операций.
   
       6.4.2.  Тип  насосных агрегатов должен выбираться в зависимости
   от   физико-химических   и   коррозионных   свойств  нефтепродукта,
   обеспечения   выполнения   норм   слива-налива,   а  также  условий
   электроснабжения и класса взрывоопасной зоны.
       6.4.3. Для   перекачки   нефтепродуктов   с   вязкостью  менее
           -6
   300 х 10   кв. м/с при  температурах,  указанных  в Приложении  2,
   следует  использовать лопастные  и  объемные насосы   с  вязкостью
                 -6
   более 300 х 10   кв. м/с - объемные.
       Примечания:
       1.  Для  перекачки  легковоспламеняющихся  и маловязких горючих
   нефтепродуктов  допускается  применение  электроприводных поршневых
   насосов   при   условии   выполнения   ими  основных  (грузовых)  и
   вспомогательных операций.
       2.  Для  перекачки  легковоспламеняющихся  и маловязких горючих
   нефтепродуктов,  в  условиях отсутствия электроэнергии, допускается
   использование паровых поршневых насосов.
   
       6.4.4.  Выбор  насосов для слива-налива железнодорожных цистерн
   следует   производить   исходя   из   весовой  нормы  маршрута  или
   количества   цистерн  в  одной  подаче  и  расчетного  нормативного
   времени     операций    слива-налива    с    учетом    коэффициента
   неравномерности загрузки насосов, равным 1,5.
       6.4.5.    Требуемый    напор    насосов   должен   определяться
   гидравлическим   расчетом   исходя   из   необходимости  выполнения
   технологических операций в наиболее холодный период года.
       6.4.6.     Ограничение     максимальной     скорости     налива
   легковоспламеняющихся  и  горючих  жидкостей до безопасных пределов
   должно    обеспечиваться    перепуском   части   нефтепродукта   во
   всасывающий  трубопровод  насоса. Доля перепускаемого нефтепродукта
   зависит   от  технической  характеристики  насосов  и  определяется
   исходя  из условий автоматического поддержания постоянного давления
   в напорном трубопроводе и коллекторах эстакады в процессе налива.
       6.4.7.  Производительность насосов, перекачивающих высоковязкие
   и   застывающие   нефтепродукты,   следует   определять   с  учетом
   нормативного  времени налива, расчетного количества железнодорожных
   цистерн   и   необходимости   обеспечения   циркуляции  наливаемого
   нефтепродукта  в коллекторе эстакады в количестве 30% от требуемого
   объема налива.
       6.4.8.   В   продуктовых   насосных  станциях  агрегаты  должны
   устанавливаться  отдельными  группами (в соответствии с Приложением
   6),  работающими  по  специально  выделенным трубопроводам, а также
   должны   быть   снабжены  централизованной  системой  сбора  утечек
   нефтепродуктов, выведенной за пределы насосной.
       6.4.9.  Насосные агрегаты для перекачки легковоспламеняющихся и
   маловязких   горючих   нефтепродуктов   должны  устанавливаться  на
   площадках  под навесами в случае, если их конструктивное исполнение
   соответствует   требованиям   ГОСТ   15150-69   и   инструкции   по
   эксплуатации.
       Насосные  агрегаты  для перекачки высоковязких, обводненных или
   застывающих  нефтепродуктов,  устанавливаемые  вне  здания, следует
   оборудовать    устройствами    подогрева    и   при   необходимости
   теплоизоляцией.
       6.4.10.   Продуктовые   насосные   рекомендуется   размещать  в
   наиболее   низких   точках   системы  трубопроводов  нефтебазы  для
   улучшения условий всасывания нефтепродукта.
       6.4.11.   Здания   продуктовых  насосных  станций  должны  быть
   оборудованы  грузоподъемными  устройствами, рассчитанными на подъем
   наиболее  тяжелых  деталей  оборудования  или  насосных  агрегатов,
   расположенных  на  фундаментных  плитах.  Эти  устройства по своему
   исполнению  должны соответствовать категории и группе взрывоопасной
   среды.
       Оборудование,  установленное  на  площадках  открытых  (или под
   навесом)   продуктовых   насосных   станций,  должно  обслуживаться
   мобильными кранами.
       6.4.12.   Для   подъема   и   перемещения   грузов   до  0,5  т
   рекомендуется   применять   переносные  треноги  или  монорельсы  с
   передвижными талями (ручными):
       для  грузов  более  0,5  до  2  т  -  монорельсы с передвижными
   электроталями;
       для грузов более 2 до 5 т - краны мостовые подвесные;
       для грузов более 5 т - краны мостовые подвесные и опорные.
       6.4.13.  Продуктовые  насосные  станции  на  нефтебазах  I и II
   категорий   следует   оснащать   приборами   автоматической  защиты
   согласно  ТУ  насосных  агрегатов  и  оборудованием, обеспечивающим
   работу станции без постоянного обслуживающего персонала.
   
                 7. ИЗМЕРЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ
   
       7.1.   Коммерческие   (учетно-расчетные)   средства  измерения,
   осуществляющие  учет  с точностью, соответствующей требованиям ГОСТ

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное