Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПРИКАЗ МИНПРОМЭНЕРГО РФ ОТ 29.05.2007 N 177 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   ¦198       ¦233      ¦258      ¦283      ¦342       ¦146,8       ¦
   +----------+---------+---------+---------+----------+------------+
   ¦                   Лист и жесть с покрытиями                    ¦
   +----------T---------T---------T---------T----------T------------+
   ¦16        ¦20       ¦25       ¦28       ¦46        ¦230,0       ¦
   ¦--        ¦--       ¦--       ¦----     ¦--        ¦-----       ¦
   ¦18        ¦20       ¦23       ¦27,6     ¦36        ¦180,0       ¦
   +----------+---------+---------+---------+----------+------------+
   ¦                         Трубы стальные                         ¦
   +----------T---------T---------T---------T----------T------------+
   ¦47        ¦55       ¦66       ¦78       ¦90        ¦163,6       ¦
   ¦--        ¦--       ¦--       ¦--       ¦----      ¦-----       ¦
   ¦42        ¦54       ¦62       ¦74       ¦84,4      ¦156,3       ¦
   +----------+---------+---------+---------+----------+------------+
   ¦                     Руда железная товарная                     ¦
   +----------T---------T---------T---------T----------T------------+
   ¦658       ¦712      ¦731      ¦738      ¦750       ¦105,3       ¦
   ¦---       ¦---      ¦---      ¦---      ¦---       ¦-----       ¦
   ¦600       ¦631      ¦653      ¦662      ¦667       ¦105,7       ¦
   +----------+---------+---------+---------+----------+------------+
   ¦                            Алюминий                            ¦
   +----------T---------T---------T---------T----------T------------+
   ¦25,5      ¦26,2     ¦29,7     ¦32,1     ¦38,8      ¦148,1       ¦
   ¦----      ¦----     ¦----     ¦----     ¦----      ¦-----       ¦
   ¦4,9       ¦5,2      ¦6,4      ¦7,5      ¦9,5       ¦182,7       ¦
   +----------+---------+---------+---------+----------+------------+
   ¦                      Медь рафинированная                       ¦
   +----------T---------T---------T---------T----------T------------+
   ¦6,9       ¦7,0      ¦7,3      ¦7,4      ¦7,9       ¦112,8       ¦
   ¦---       ¦---      ¦---      ¦---      ¦---       ¦-----       ¦
   ¦4,7       ¦5,0      ¦5,1      ¦5,2      ¦5,7       ¦114,0       ¦
   +----------+---------+---------+---------+----------+------------+
   ¦                             Никель                             ¦
   +----------T---------T---------T---------T----------T------------+
   ¦1,9       ¦1,98     ¦0,2      ¦2,1      ¦2,2       ¦111,1       ¦
   ¦----      ¦----     ¦----     ¦----     ¦----      ¦-----       ¦
   ¦0,07      ¦0,15     ¦0,2      ¦0,25     ¦0,36      ¦240,0       ¦
   L----------+---------+---------+---------+----------+-------------
   
       -  укрепление  позиций России на мировом рынке металлопродукции
   и рынке СНГ;
       -  сокращение объемов импорта металлопродукции за счет развития
   собственного конкурентоспособного производства:
       в  черной  металлургии  -  снижение  импорта  труб,  металла  с
   покрытиями, проката из нержавеющей стали;
       в  цветной - в основном за счет уменьшения импорта глинозема (в
   настоящее  время его доля составляет более 50% от общего по цветной
   металлургии)  в  связи  со  строительством  российскими  компаниями
   новых глиноземных предприятий в России;
       -    увеличение   объемов   производства   продукции   глубокой
   переработки, создание новых ее видов:
       в  черной  металлургии  -  рост  объемов выпуска стальных труб,
   метизов,     металла     с    покрытиями    и    жести,    рельсов,
   горячебрикетированного железа;
       в  цветной  металлургии  -  рост объемов производства различных
   видов   алюминиевого,   медного,   титанового  проката  и  изделий,
   твердосплавной, редкометалльной продукции;
       - повышение качества выпускаемой продукции;
       -  повышение  конкурентоспособности  металлопродукции, снижение
   ее  ресурсоемкости:  сокращение расхода стали на тонну проката - до
   1,1  т;  расхода  концентратов  тяжелых  цветных  металлов на тонну
   готовой  продукции  -  до  1,02 т (в пересчете на металл); снижение
   энергоемкости  металлургического  передела в 2010 г. - на 10 - 12%,
   в  2015  г. - на 15 - 17%; горнорудного передела в 2010 г. - на 8 -
   10%,  в 2015 г. - на 13 - 15%; высвобождение 90 тыс. работников ППП
   в  2010 г., в 2015 г. - 180 тыс. чел. по сравнению с численностью в
   2005 году;
       -   инновационное   совершенствование   техники   и  технологии
   производства металлопродукции;
       - обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы;
       -   снижение   вредного   воздействия  предприятий  отрасли  на
   окружающую среду.
       В  перспективе возрастает душевое потребление металлопродукции,
   например,  из  черных  металлов  -  до 283 кг/чел. в 2010 году (233
   кг/чел.  в  2006  г.),  342  кг/чел.  в  2015 году, однако по этому
   показателю   Россия  по-прежнему  будет  значительно  отставать  от
   основных  промышленно  развитых  стран.  По  оценке,  в  2005  году
   душевое  потребление  металлопродукции  составляло  567  кг/чел.  в
   Японии, 469 кг/чел. - в Германии, 427 кг/чел. - в США.
       Возрастет  также  и  душевое  потребление  цветных  металлов. В
   настоящее  время  душевое  потребление алюминия в России в 6,5 раза
   ниже,  чем  в США, в 3 раза - чем в Германии и в 4,7 раза ниже, чем
   в  Японии;  меди  -  соответственно  ниже  в  8,5; 12,4 и 8,1 раза;
   никеля - в 2,4; 4,8 и 5,2 раза.
       К  2010  году  душевое потребление алюминия в России возрастает
   по  сравнению  с уровнем 2006 года на 44,2%, меди - на 4%, никеля -
   на   66,6%.  В  2015  году  по  отношению  к  уровню  2006  года  -
   соответственно на 82,7%, на 14% и в 2,4 раза.
       В  результате  увеличения спроса на металлопродукцию со стороны
   практически      всех      отраслей-потребителей     прогнозируется
   прогрессивный   сдвиг   в   направлении  увеличения  доли  поставок
   продукции на внутренний рынок.
       Основным  результатом  реализации  "Стратегии..."  должно стать
   инновационное   обновление  отрасли,  обеспечивающее  повышение  ее
   экономической     эффективности,     экологической    безопасности,
   ресурсосбережение   и   рост   конкурентоспособности   продукции  в
   требуемых   экономике   России  номенклатуре,  качестве  и  объемах
   поставок  с  учетом  развития  металлопотребляющих  отраслей как на
   внутренний, так и на внешний рынки.
       Прогноз  экономических  показателей  развития металлургического
   комплекса в период до 2015 года представлен в таблице 2.
   
                                                             Таблица 2
   
               ПРОГНОЗ ДИНАМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
          МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ)
   
   ----------------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬
   ¦            Показатели           ¦2006 г.¦2008 г.¦2010 г.¦2015 г.¦2015 г.¦
   ¦                                 ¦       ¦прогноз¦прогноз¦оценка ¦ в % к ¦
   ¦                                 ¦       ¦       ¦       ¦       ¦2006 г.¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Индекс промышленного производства¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦(по ОКВЭД), в % к пред. году     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦CB                               ¦101,8  ¦100,2  ¦101,3  ¦100,8  ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦DJ                               ¦108,8  ¦103,0  ¦103,5  ¦105,5  ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Сальдированный финансовый        ¦604,8  ¦615,7  ¦641,1  ¦695,0  ¦114,9  ¦
   ¦результат, млрд. руб. - всего    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ черная металлургия              ¦355,6  ¦357,9  ¦365,1  ¦352,7  ¦99,2   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ цветная металлургия             ¦249,2  ¦257,8  ¦276,0  ¦306,0  ¦122,8  ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Рентабельность продаж, %         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦ черная металлургия              ¦24,0   ¦23,0   ¦23,5   ¦19,5   ¦81,2   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ цветная металлургия             ¦27,0   ¦27,0   ¦26,5   ¦24,0   ¦88,8   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Экспорт, млрд. долл. США         ¦43,2   ¦44,7   ¦46,5   ¦49,5   ¦114,6  ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ черная металлургия              ¦22,5   ¦22,7   ¦23,0   ¦23,5   ¦104,4  ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ цветная металлургия             ¦20,7   ¦22,0   ¦23,5   ¦26,0   ¦125,6  ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Импорт, млрд. долл. США          ¦11,7   ¦11,4   ¦11,1   ¦10,0   ¦85,5   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ черная металлургия              ¦8,5    ¦8,2    ¦7,9    ¦7,4    ¦89,2   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ цветная металлургия             ¦3,2    ¦3,2    ¦3,2    ¦2,6    ¦87,1   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Среднегодовая численность ППП,   ¦1190,0 ¦1155,0 ¦1110,0 ¦1020,0 ¦81,3   ¦
   ¦тыс. чел. - всего                ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ черная металлургия              ¦665,0  ¦645,0  ¦620,0  ¦560,0  ¦84,2   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ цветная металлургия             ¦525,0  ¦510,0  ¦490,0  ¦460,0  ¦87,6   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Среднемесячная заработная плата  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦ППП, руб.                        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦ черная металлургия              ¦12450,0¦17400,0¦23000,0¦34500,0¦277,1  ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ цветная металлургия             ¦17500,0¦24500,0¦32300,0¦48500,0¦277,1  ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Инвестиции в основной капитал,   ¦186,2  ¦194,0  ¦200,0  ¦207,0  ¦111,2  ¦
   ¦млрд. руб. <1>                   ¦       ¦<2>    ¦<3>    ¦<4>    ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ черная металлургия              ¦122,3  ¦125,0  ¦128,0  ¦130,0  ¦106,3  ¦
   ¦                                 ¦       ¦<2>    ¦<3>    ¦<4>    ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ цветная металлургия             ¦63,9   ¦69,0   ¦72,0   ¦77,0   ¦120,5  ¦
   ¦                                 ¦       ¦<2>    ¦<3>    ¦<4>    ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦Охрана окружающей среды          ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦выбросы в атмосферу загрязняющих ¦5,3    ¦5,1    ¦4,7    ¦4,4    ¦83,0   ¦
   ¦веществ от стационарных          ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦источников, млн. т               ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ черная металлургия              ¦2,1    ¦2,0    ¦1,8    ¦1,7    ¦81,0   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ цветная металлургия             ¦3,2    ¦3,1    ¦2,9    ¦2,7    ¦84,4   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦объем сброса сточных вод в по-   ¦1,5    ¦1,4    ¦1,2    ¦1,0    ¦66,7   ¦
   ¦верхностные водоемы, млрд. куб. м¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ черная металлургия              ¦0,7    ¦0,6    ¦0,5    ¦0,4    ¦57,1   ¦
   +---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
   ¦ цветная металлургия             ¦0,8    ¦0,8    ¦0,7    ¦0,6    ¦75,0   ¦
   L---------------------------------+-------+-------+-------+-------+--------
   
   --------------------------------
       <1> В ценах 2006 года.
       <2> Среднегодовой объем в период 2007 - 2008 гг.
       <3> Среднегодовой объем в период 2009 - 2010 гг.
       <4> Среднегодовой объем в период 2011 - 2015 гг.
   
       В    результате    ускорения    темпов    внедрения   инноваций
   прогнозируется       улучшение      производственной      структуры
   металлургического  комплекса  - в первую очередь, за счет повышения
   доли  конкурентоспособных мощностей (на всех переделах), а также за
   счет   увеличения   доли  мощностей  для  выпуска  продукции  более
   глубокой   степени  переработки,  доли  импортозамещающих  и  новых
   производств.   Все   это   позволит   улучшить  структуру  товарной
   продукции      металлургического     комплекса,     повысить     ее
   конкурентоспособность и адекватность требованиям рынков.
       Доля  производства  стали  в электропечах составит к концу 2010
   года  28%,  в  2015  году - 32 - 35%, в конвертерах в период 2010 -
   2015  годов  -  65 - 68%. Мартеновское производство на предприятиях
   черной  металлургии  практически  ликвидируется,  однако  оно может
   сохраниться  на  неспециализированных предприятиях других отраслей.
   Ожидаемое  изменение  структуры  производства  стали  соответствует
   мировым тенденциям.
       Доля  разливки  стали  на  МНЛЗ  прогнозируется  к 2010 году на
   уровне  76  - 79%, к 2015 году - 80 - 97%. Доля листового металла в
   общем  производстве листового и сортового проката - 58 - 59% в 2010
   году  и  60 - 62% в 2015 году. Эти показатели - современный уровень
   металлургического   производства  промышленно  развитых  зарубежных
   стран.
       В    прогнозируемый    период    будет   освоено   производство
   высококачественных   длинномерных,  толстостенных  труб  для  ТЭКа,
   широкоформатного  толстолистового  проката  для  их производства, а
   также   необходимого   проката   для  ОПК,  судостроения,  атомного
   машиностроения.       Ожидается       расширение       производства
   высококачественного  автомобильного  листа.  Намечается комплексное
   освоение  недр, улучшится ситуация в сфере сбора и переработки лома
   и отходов черных и цветных металлов.
       В  цветной  металлургии  ожидается  улучшение  производственной
   структуры   за   счет  увеличения  выпуска  продукции  подотраслями
   четвертого  передела  (обработка цветных металлов, спецметаллургия,
   электродная,  твердосплавная,  полупроводниковая).  Доля  продукции
   этих  подотраслей  составит  к концу 2010 года 17 - 18% от общей по
   цветной  металлургии,  а  к  концу 2015 года - 22 - 25%. Увеличится
   также доля выпуска металлов и сплавов из вторичного сырья.
       В   производстве   тяжелых   цветных   металлов  предполагается
   расширение  внедрения  автогенных процессов с использованием нового
   плавильного  оборудования  (прежде  всего  барботажного  типа)  при
   переработке   сульфидного   сырья.   Доля   меди,  произведенной  с
   использованием  автогенных  процессов, в 2010 г. составит 80 - 85%,
   никеля - 65 - 70%, в 2015 г. - соответственно 85 - 90% и 70 - 75%.
       В   производстве   алюминия   доля   металла,   полученного   в
   усовершенствованных  электролизерах  с  предварительно  обожженными
   анодами  и  по  технологии  "сухой"  и "полусухой" анод, составит в
   2010  году  75  -  80%,  а  в 2015 году - 80 - 85%; будут расширены
   мощности по выпуску сплавов.
       В   целом   по   цветной   металлургии   расширяются   масштабы
   использования   более   экологически  чистых  гидрометаллургических
   процессов,   обеспечивающих,   помимо   снижения  выбросов  вредных
   веществ,  вовлечение в производство низкокачественных промпродуктов
   и повышение комплексности использования сырья.
       В  результате активизации инвестиционной деятельности повысятся
   темпы  обновления  фондов  и  фондовооруженность,  что положительно
   повлияет   на   ресурсоемкость  производства  и  производительность
   труда.
       При  совершенствовании технико-технологической базы предприятий
   улучшится  состояние  окружающей  среды  в районах их расположения,
   вредные  выбросы  в атмосферу сократятся в 2 - 2,5 раза. Уже к 2008
   году  практически на всех предприятиях будут достигнуты действующие
   в  настоящее  время  экологические нормы и нормативы (большинство -
   временно согласованные).
       Однако  при  этом  необходимо  учитывать,  что металлургическая
   промышленность   является  частной  отраслью  и  выбор  приоритетов
   научно-технической,    инновационной    политики   и   концентрация
   финансовых  ресурсов  для их реализации через различные программы и
   проекты  напрямую  зависят  от  владельцев  компаний, корпоративных
   задач и финансового состояния.
       Выполнение   планов   мероприятий   по   реализации   настоящей
   "Стратегии..."     позволят    обеспечить    динамичное    развитие
   металлургического   комплекса,   в   том   числе  с  использованием
   частно-государственного     партнерства     (в    частности,    при
   осуществлении   инвестпроектов   за   счет   средств  Инвестфонда),
   современных     механизмов     корпоративного     управления    при
   совершенствовании   правовой   базы.   Это  позволит  принципиально
   улучшить  конкурентную  позицию  металлургического комплекса России
   на рынках сбыта.
       Реализация  настоящей  "Стратегии..."  должна  увеличить  вклад
   металлургического   комплекса   в  решение  общенациональных  задач
   экономического развития России:
       -   решение   двух  системных  задач,  определенных  "Основными
   направлениями  деятельности  Правительства  Российской Федерации до
   2008 года", а именно:
       преодоление   технологического  отставания  России  от  ведущих
   стран мира;
       высокоэффективное    развитие   базовых   секторов   российской
   экономики     с     позиций     национальной     безопасности     и
   конкурентоспособности;
       -  развитие  взаимодействия  государства  и отраслевого бизнеса
   (частно-государственного  партнерства),  направленное на устранение
   инфраструктурных     ограничений    развития.    Расширение    роли
   заинтересованного  в дальнейшем подъеме металлургического комплекса
   бизнеса   не   должно   сдерживаться   ничем,   кроме   объективных
   ограничений, связанных с обороной и безопасностью страны.
       Эффект   от  достижения  ожидаемых  результатов  предполагается
   многоуровневым:
       на макроуровне:
       -  увеличение  вклада металлургического комплекса в прирост ВВП
   за  счет опережающего роста производства и продаж продукции отрасли
   по отношению к динамике роста экономики страны;
       -  развитие  новых  промышленных  регионов  (Нижнее Приангарье,
   Забайкалье, Урал Приполярный и др.);
       -    содействие    решению    задач    по   развитию   основных
   металлопотребляющих   отраслей  экономики,  где  есть  значительный
   государственный   капитал:   ТЭК,   ОПК,   атомное  машиностроение,
   авиастроение,    судостроение,   автомобилестроение,   транспортное
   машиностроение;
       -  развитие  и  создание  необходимых  объектов  инфраструктуры
   (ЛЭП, порты, железные дороги, трубопроводы);
       -   повышение   обороноспособности  страны,  способности  более
   эффективно реагировать на современные угрозы ее безопасности;
       -  расширение высокотехнологичного экспорта, сокращение импорта
   и  соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота (без
   применения субсидий);
       на микроуровне:
       -  дальнейшее развитие в металлургическом комплексе эффективных
   рыночно-ориентированных   бизнес-структур,  обладающих  потенциалом
   саморазвития;
       -  повышение  инновационной  активности  и уровня обновляемости
   фондов предприятий комплекса и смежных отраслей;
       -   облегчение  доступа  предприятий  комплекса  на  финансовые
   рынки,  расширение использования рынка ценных бумаг для привлечения
   финансовых ресурсов;
       -  повышение  спроса  на  научно-исследовательские  и проектные
   разработки;
       -     развитие     малого     бизнеса     и    повышение    его
   конкурентоспособности, адекватное реагирование на спрос рынка;
       в социально-экономической сфере:
       -    содействие   сохранению   рабочих   мест   и   привлечению
   научно-технических кадров в отрасль;
       -  создание  новых рабочих мест при развитии новых промышленных
   регионов;
       -  повышение  спроса  на  квалифицированные  научно-технические
   кадры, улучшение их возрастной структуры;
       - повышение производительности труда;
       - снижение негативного воздействия на окружающую среду;
       в бюджетной сфере:
       - обеспечение дополнительных налоговых поступлений;
       - увеличение экспортной выручки (доходов от продаж).
   
         3. Основные направления решения проблемы. Оценка рисков
   
       Основополагающий  принцип  Стратегии развития металлургического
   комплекса  России  -  кардинальное  повышение конкурентоспособности
   продукции  и  производств  путем  широкого  и ускоренного внедрения
   инноваций,  направленных  на  ресурсо- и энергосбережение, снижение
   негативного     влияния     на    окружающую    среду,    повышение
   конкурентоспособности   в   результате  активизации  инвестиционной
   деятельности.  В  свою очередь этот принцип обуславливает следующие
   направления решения системной проблемы:
       -  повышение технико-экономического уровня производства за счет
   реконструкции, модернизации и нового строительства;
       -     расширение     производства    на    территории    России
   металлопродукции с высокой степенью готовности;
       -  снижение удельных расходов сырьевых, топливно-энергетических
   и трудовых ресурсов на производство металлопродукции;
       -    совершенствование    структуры   экспортных   поставок   в
   направлении повышения доли продукции глубокой переработки;
       - развитие импортозамещающих производств;
       -  расширение  объемов  геологоразведочных  работ  на сырье для
   нужд  металлургии,  особенно  на  хром,  марганец, титан, вольфрам,
   рений и германий;
       -  предоставление  прав  на недропользование с учетом прогнозов
   производства    и    потребления    минерально-сырьевых    ресурсов
   металлургической     отраслью    России,    соблюдения    интересов
   национальной безопасности;
       -  более  широкое вовлечение в переработку нетрадиционных видов
   минерального сырья, а также техногенного сырья и отходов;
       -  расширение  производства  и  применения  железорудного сырья
   повышенной глубины переработки - металлизованных брикетов;
       -    улучшение    экологических    характеристик    действующих
   производств путем:
       внедрения  экологически  безопасных  технологий  в  основном  и
   попутных производствах;
       снижения  выхода  отходов и удельных выбросов вредных веществ в
   воздушный и водный бассейны;
       совершенствования  стационарных  пылеулавливающих  установок  и
   водоочистных  сооружений  с  использованием  для  этой  цели  новых
   технологических средств и материалов;
       повышения   объемов   и   эффективности   переработки   отходов
   производства,  включая создание и отработку экономически приемлемых
   технологий;
       создания   автоматизированных  систем  контроля  за  состоянием
   окружающей среды;
       -  привлечение к деятельности производственных структур центров
   субконтрактинга     и    аутсорсинга,    способствующих    загрузке
   производственных    мощностей   предприятий   России,   привлечению
   иностранных  партнеров  и  инвестиций,  поставщиков  оборудования и
   т.д.,  обеспечивающих  реальную  связь  между  крупными, средними и
   малыми предприятиями;
       -  обеспечение  предприятий высококвалифицированными кадрами, в
   частности,  за счет более широкого привлечения новых специалистов и
   переподготовки работающих.
       Реализация  "Стратегии..."  сопряжена  с рисками, которые могут
   препятствовать  достижению  запланированных  результатов.  К  таким
   рискам можно отнести:
       макроэкономические  риски,  связанные  с  возможностью снижения
   темпов  роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса
   банковской  системы, возникновения бюджетного дефицита. По-прежнему
   важным   фактором  для  развития  комплекса  продолжает  оставаться
   уровень    мировых   цен   на   металлопродукцию,   энергоносители,
   транспортные    перевозки.    Неблагоприятное   изменение   мировой
   конъюнктуры  в  этих  сегментах  рынка  может привести не столько к
   снижению  объемов  производства,  сколько к сокращению инвестиций в
   инфраструктурные  проекты (одним из возможных источников инвестиций
   в  инфраструктурные проекты является инвестиционный бюджетный фонд,
   размер  которого  напрямую  зависит  от  конъюнктуры цен на мировых
   рынках энергоносителей);
       операционные  риски,  связанные  с  недостаточной технической и
   нормативной   правовой  поддержкой  "Стратегии...".  Эффективное  и
   динамичное      развитие      металлургической      промышленности,
   конкурентоспособность   российских   предприятий  во  многом  будут
   зависеть  от  создания  благоприятного  правового  и экономического
   климата для инновационного развития.
       К    неблагоприятным   факторам   относится   отсутствие   ряда
   основополагающих  документов,  не позволяющих повысить надежность и
   обоснованность запланированных результатов:
       -  стратегии  территориального  развития России на долгосрочную
   перспективу  -  в  первую  очередь,  перспективной схемы размещения
   производительных сил;
       -  долгосрочного  прогноза  социально-экономического  развития,
   определяющего   темпы   роста   ВВП,   динамику  развития  основных
   металлопотребляющих отраслей;
       -  стратегии  развития внешней торговли России, разработанной с
   учетом   состояния   мировой   экономической   конъюнктуры,  оценки
   конкурентных  преимуществ России на мировом рынке, объемов экспорта
   и  импорта, их структуры, степени интеграции России в международное
   экономическое пространство;
       -  основных  положений  демографической и миграционной политики
   Российской Федерации;
       -  детализированного  баланса  металлопродукции  как  основного
   инструмента  выявления  диспропорций  в  процессе прогнозирования и
   установления  равновесия  между  спросом  на  металлопродукцию и ее
   предложением.  Использование  указанного  инструмента до сих пор не
   является   системным,   охватывающим   все  необходимые  уровни  (в
   частности, региональный уровень);
       -  предоставления  в  России  участков недр полезных ископаемых
   прямым   или   аффилированным   с   ними   конкурентам   российских
   предприятий,   которые   смогут   вывозить   сырьевые  ресурсы  для
   производства   металлопродукции,   конкурирующей  с  российской  на
   внешнем и внутреннем рынках;
       геополитические    риски.    Успешная   интеграция   России   в
   международную   экономическую   систему   во   многом   зависит  от
   стабильной   политической   ситуации   во   многих  регионах  мира.
   Нестабильность   международной  обстановки  негативно  повлияет  на
   реализацию проектов с зарубежными партнерами;
       техногенные  и  экологические  риски.  Любая крупная катастрофа
   техногенного  характера  (высокая  степень физического и морального
   износа   технических   средств,  человеческий  фактор),  природного
   (наводнения,   землетрясения,   оползни  и  т.п.)  или  социального
   характера    (неправомерное    вмешательство   в   функционирование
   предприятий,    терроризм,    хулиганство    и    т.п.)   потребует
   дополнительных  капиталовложений  и приведет к отвлечению средств с
   других  объектов.  В  числе побочных последствий таких происшествий
   можно  ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга
   доверия   к   металлургической   отрасли   со   стороны   кредитных
   организаций и международных финансовых институтов.
   
       4. Приоритетные задачи, этапы и сроки реализации Стратегии
   
       "Стратегия..."  предусматривает  решение следующих приоритетных
   задач:
       -  удовлетворение  спроса  на  металлопродукцию  на  внутреннем
   рынке  (по  всей требуемой номенклатуре), в частности, спроса новых
   промышленных  регионов,  спроса  на металлопродукцию для реализации
   важнейших инвестпроектов, национальных проектов;
       -       координация       планов      развития      предприятий
   горно-металлургического    комплекса    с    генеральными   схемами
   размещения  объектов  электроэнергетики,  развития  трубопроводного
   транспорта  и  сети  железных  дорог,  а также стратегиями развития
   других отраслей промышленности и регионов России;
       -  укрепление  позиций России на мировом рынке металлопродукции
   и рынке СНГ, защита на этих рынках позиций экспортеров;
       -  повышение конкурентоспособности металлопродукции, расширение
   производства   продукции   с   повышенной  добавленной  стоимостью,
   снижение ресурсоемкости производства;
       - обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы;
       -   уменьшение   зависимости   металлургии  России  от  импорта
   металлопродукции и сырья;
       -   снижение   вредного   воздействия  предприятий  отрасли  на
   окружающую  среду  (металлургический  комплекс  относится  к  числу
   наиболее  экологически  неблагоприятных сфер экономики России - 35%
   промышленных   выбросов   в  атмосферу,  17%  сбросов  загрязненных
   сточных    вод).    Ратификация    Россией    Киотского   протокола
   предусматривает   в   качестве   необходимого   условия  динамичное
   ужесточение   предельных   значений  выбросов  парниковых  газов  и
   активизацию    всей    природоохранной   деятельности   предприятий
   комплекса.
       Реализация   Стратегии   развития  металлургического  комплекса
   будет  определяться  сценариями  социально-экономического  развития
   России.  В  соответствии  с  прогнозами  динамики  ВВП  и продукции
   промышленности     предусматриваются    три    сценария    развития
   (оптимистичный, реалистический, пессимистичный).
       В  реалистическом  инновационно-активном  сценарии  темпы роста
   ВВП  превышают показатели пессимистичного сценария в среднем на 2 -
   2,2  п.  п.  в  год  и  выходят после 2011 года на целевой уровень,
   равный   около  7  процентов  в  год.  Такие  результаты  позволяют
   рассматривать  этот  сценарий  как  целевой сценарий экономического
   роста.
       Оценивая  особенности  позиционирования  российской металлургии
   на  мировом рынке, следует отметить, что при благоприятном развитии
   экономики   России   в   условиях   расширяющейся   глобализации  и
   поступательного  развития мирохозяйственных связей металлургическая
   промышленность России в период до 2015 года:
       -  укрепит  и  расширит  свое  присутствие  на  мировых  рынках
   металлопродукции;   по   производству  и  экспорту  основных  видов
   металлопродукции:  стального  проката  Россия  будет занимать 3 - 4
   место  в  мире;  алюминия, никеля, титана - 1 - 2 место; увеличатся
   объемы   поставок  на  мировой  рынок  российской  металлопродукции
   глубокой степени переработки;
       -   увеличит   число   крупных  бизнес-структур  (в  том  числе
   транснациональных  с  участием  иностранных  партнеров), являющихся
   ведущими  "игроками" в соответствующих секторах мирового рынка, что
   согласуется с основной тенденцией его развития;
       -  сократит  отставание  по техническому уровню производства от
   стран и фирм, являющихся лидерами в мировой металлургии;
       -   сможет   эффективно  использовать  преимущества  вступления
   страны в ВТО;
       -   повысит   уровни   социальной   ответственности  бизнеса  и
   социальной  защищенности  трудящихся  металлургического  комплекса,
   что  приблизит российскую металлургию по этим показателям к ведущим
   зарубежным бизнес-структурам.
       Реализация  инновационно-активного  сценария возможна на основе
   улучшения    инвестиционного   климата,   благоприятного   развития
   торгово-экономического    и    политического    сотрудничества    с
   зарубежными    партнерами.    При    реализации    этого   сценария
   металлургический  комплекс  должен  не  только  обеспечить растущий
   спрос   на  его  продукцию,  но  и  стать  одним  из  катализаторов
   экономического    развития    и   повышения   конкурентоспособности
   российской  экономики,  важным  фактором  повышения  уровня жизни и
   развития   регионов,   инструментом   активного  геостратегического
   позиционирования  России.  Только  такой вариант развития экономики
   позволит   реализовать   в   полном   объеме   приоритетные  задачи
   "Стратегии..." и достичь запланированных результатов.
       Неблагоприятный    сценарий   развития   российской   экономики
   приведет   к   фактической   консервации  существующего  невысокого
   технического   уровня  металлургического  комплекса  на  достаточно
   продолжительный период времени.
       При неблагоприятном сценарии развития:
       -  металлургическая  промышленность России утратит свои позиции
   на мировом и внутреннем рынках металлопродукции;
       -  усугубится  отставание  по  техническому  и технологическому
   уровню производства;
       -   возможно  ухудшение  социального  климата  на  предприятиях
   металлургии,  а  также ухудшение социально-экономической ситуации в
   районах расположения предприятий металлургии.
       Прогноз  производства,  потребления, экспорта, импорта основных
   видов  металлопродукции  при  трех  сценариях  развития  приведен в
   Приложении   2.   Представленные  в  "Стратегии..."  количественные
   параметры  развития  металлургического  комплекса  в  период 2007 -
   2010  гг. являются прогнозными (в соответствии с прогнозом основных
   параметров     социально-экономического     развития     Российской
   Федерации),  в  период  2011  -  2015 гг. - оценочными, подлежащими
   уточнению  в  процессе  ее  реализации и разработки соответствующих
   прогнозов  социально-экономического  развития  Российской Федерации
   за пределами 2010 года.
       Сроки  реализации  "Стратегии...": начало - 2007 год, окончание
   -   2015  год.  "Стратегию..."  предполагается  реализовать  в  три
   временных  этапа:  первый  - 2007 - 2008 годы, второй - 2009 - 2010
   годы и третий - 2011 - 2015 годы.
       На  первом  этапе (2007 - 2008 годы) развитие металлургического
   комплекса  будет  ориентировано,  в  основном, на более эффективное
   использование имеющихся мощностей.
       На  втором  этапе  (2009 - 2010 годы) предполагается ввод новых
   мощностей,   ускоренное  техническое  перевооружение  и  обновление
   сортамента   продукции,  а  также  решение  комплекса  приоритетных
   задач.     Модель     ускоренного    технического    перевооружения
   предусматривает   улучшение   инвестиционного  климата,  проведение
   дальнейших  структурных  преобразований,  снижение  износа основных
   фондов, повышение технологического уровня.
       На  третьем  этапе  (2011  -  2015  годы)  помимо  ввода  новых
   мощностей   прогнозируется  закрепление  и  развитие  положительных
   тенденций,      направленных      на     значительное     повышение
   конкурентоспособности продукции.
   
             5. Важнейшие инвестиционные проекты и комплекс
                       обеспечивающих мероприятий
   
       В  прогнозируемый  период  в металлургической промышленности не
   предусматривается    реализация   федеральных   целевых   программ,
   важнейшие непрограммные мероприятия приведены в Приложениях 3 и 4.
       В   непрограммных   мероприятиях   предусмотрены  три  основных
   направления:
       -  снижение  ресурсоемкости  производства  металлопродукции  за
   счет  увеличения  объемов  разливки  стали  на машинах непрерывного
   литья  заготовок, снижение объемов производства мартеновской стали,
   увеличение   объемов   производства  алюминия  в  электролизерах  с
   повышенной  силой  тока,  рост объемов производства тяжелых цветных
   металлов с использованием автогенных процессов;
       -  снижение  вредного  воздействия  предприятий  на  окружающую
   среду   (комплекс   мероприятий   по   охране  окружающей  среды  в
   аглодоменном  и  коксохимическом  производствах черной металлургии;
   на предприятиях алюминиевой и медно-никелевой подотраслей);
       -  повышение качества и добавленной стоимости продукции за счет
   увеличения  объемов  выплавки  стали  в  электропечах;  доли стали,
   подвергнутой  внепечному  вакуумированию; рост объемов производства
   проката  тяжелых цветных металлов на машинах непрерывной разливки и
   отделки;   расширение  номенклатуры  и  увеличения  доли  продукции
   глубокой переработки металлов.
       Многие  предприятия  черной и цветной металлургии разработали и
   осуществляют  инвестиционные программы реконструкции и технического
   перевооружения  производства,  направленные  на  повышение  объемов
   производства   и   добавленной  стоимости  продукции,  на  снижение
   негативного    воздействия    на    окружающую    среду.   Основные
   инвестиционные  проекты  предприятий  комплекса,  в  соответствии с
   предложениями самих бизнес-структур, приведены в Приложении 4.
       Прогноз   качественных   изменений   в  структуре  производства
   продукции  металлургии  в  результате  технического  перевооружения
   производства  представлен  в  Приложении 5, важнейшие инновационные
   проекты  и  НИР,  рекомендуемые  к  реализации,  -  в Приложении 6,
   перспективы  организации  производства  новых  видов  продукции - в
   Приложении 7.
       Реализация   большинства  инновационных  мероприятий  обусловит
   укрепление      экономической      безопасности     и     повышение
   обороноспособности  страны,  внесет вклад в социально-экономическое
   развитие    регионов,    будет    способствовать   созданию   новых
   научно-технологических    заделов,   позволит   повысить   качество
   менеджмента и уровень корпоративного управления.
       Необходимо  создание  благоприятных условий для расширения сети
   предприятий   малого   и   среднего   бизнеса   с  гибкой  системой
   производства,  в  том  числе  использование системы субконтракции и
   аутсорсинга,  с  целью  удовлетворения  спроса  на металлопродукцию
   широкой   номенклатуры   для   реализации   инновационных  проектов
   развития    машиностроения,    энергетики    и    других   отраслей
   промышленности.
       В  настоящее время металлургический комплекс России участвует в
   двух  инвестиционных проектах, имеющих общегосударственное значение
   (утверждены  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации от
   30.11.2006 N 1708-р).
       Целью    инвестиционного    проекта    "Создание   транспортной
   инфраструктуры    для    освоения    минерально-сырьевых   ресурсов
   юго-востока  Читинской  области"  является  строительство  в рамках
   государственно-частного         партнерства         железнодорожной
   инфраструктуры,   необходимой   для   освоения   месторождений   на
   юго-востоке  Читинской  области.  При  этом финансирование освоения
   месторождений  полиметаллических  руд  (Лугоканское,  Култуминское,
   Быстринское  и Бугдаинское) и строительство ГОКов осуществляется за
   счет средств частного инвестора - ОАО "ГМК "Норильский Никель".
       Реализация  проекта  "Создание  транспортной инфраструктуры для
   освоения   минерально-сырьевых   ресурсов   юго-востока   Читинской
   области"  позволит "вдохнуть" жизнь в удаленный регион, включив его
   в  единое  экономическое  пространство,  и сделать его новой точкой
   промышленного роста в России.
       Другой  инвестиционный  проект  - "Комплексное развитие Нижнего
   Приангарья"  предусматривает  строительство ряда новых предприятий:
   алюминиевый  завод,  Богучанская  ГЭС, целлюлозно-бумажный комбинат
   (ЦБК),   завод   МДФ,   газоперерабатывающий   завод,   комплексный
   газохимический  комбинат,  Горевское  металлургическое объединение,
   Тагарское    металлургическое    объединение   -   ГОК,   Тагарское
   металлургическое   объединение   -  меткомбинат,  цементный  завод.
   Реализация  проекта  напрямую  зависит  от развития и строительства
   новых инфраструктурных объектов за счет средств Инвестфонда.
       Инновационное     обеспечение     реализации     "Стратегии..."
   предполагает:
       -  концентрацию научно-технического потенциала отрасли, которая
   позволит  направить  усилия  сохранившихся  научных  коллективов на
   решение перспективных задач развития;
       -  создание  благоприятного  правового и экономического климата
   для     формирования     и     развития    малого    инновационного
   предпринимательства;
       -    создание    благоприятных    условий    для    привлечения
   высококвалифицированных  ученых  и  специалистов,  а  также молодых
   специалистов в научно-техническую сферу.
       Механизм поддержки инновационной деятельности включает:
       -  привлечение  частного капитала для обеспечения непрерывности
   функционирования цикла "наука - производство";
       - развитие механизмов частно-государственного партнерства.
       Направления  повышения  инвестиционной деятельности предприятий
   металлургического комплекса:
       -   стимулирование   инвестиционной  активности  предприятий  -
   условия  для  этого  складываются благоприятные, экономический рост
   объективно повышает спрос на металлопродукцию;
       -   привлечение   потребителей  металлопродукции  к  реализации
   проектов по модернизации отдельных объектов;
       - создание технопарков.
       Предлагаемая    "Стратегия..."   предусматривает   в   качестве
   необходимых реализацию следующих условий:
       -      сохранение     макроэкономической     стабильности     и
   совершенствование  нормативно-правовой  базы  экономики,  создающих
   основу для притока инвестиций;
       -  расширение  емкости внутреннего рынка металлопродукции путем
   развития  основных  металлопотребляющих отраслей экономики - прежде
   всего         машиностроительного         комплекса,        включая
   оборонно-промышленный;
       -  расширение  объемов  геологоразведочных  работ  по выявлению
   месторождений  руд  черных,  цветных  и  редких  металлов  в рамках
   реализации  "Долгосрочной государственной программы изучения недр и
   воспроизводства  минерально-сырьевой  базы России на основе баланса
   потребления  и  воспроизводства минерального сырья", в том числе за
   счет  паритетного  использования  средств  федерального  бюджета  и
   частных инвесторов;
       -  усиление  роли  государства  в  защите  интересов российских
   металлопроизводителей  на  мировых  рынках,  в  частности, оказание
   содействия со стороны торговых представительств и посольств.
       Комплекс   обеспечивающих  мероприятий  направлен  на  создание
   условий    для    эффективной    реализации    приоритетных   задач
   "Стратегии...".
       Совершенствование нормативной правовой базы включает:
       -  разработку  и  принятие  технических  регламентов  в области
   производства металлопродукции;
       - совершенствование процедуры таможенного администрирования;
       -   совершенствование   администрирования   налога   на  добычу
   полезных ископаемых в отношении руд черных и цветных металлов;
       -    совершенствование   нормативно-правовой   базы   в   сфере
   заготовки,  переработки  и  реализации  лома  и  отходов  черных  и
   цветных  металлов, направленное на упорядочение оборота лома черных
   и  цветных  металлов  и  совершенствование  контроля  в  этой сфере
   деятельности.
       Поддержка  отечественных  металлопроизводителей на внутреннем и
   международных рынках металлопродукции предполагает:
       -  обеспечение  защиты  слабо  развитых  сегментов  внутреннего
   рынка  металлопродукции  в период вступления России в ВТО (с учетом
   интересов   потребителей,   фактического  и  потенциального  уровня
   доступа   иностранных   поставщиков   на  каждый  сегмент,  наличия
   адекватной  законодательной  и  нормативной правовой базы), а также
   сохранение системы двусторонних международных соглашений;
       -  проведение  активной  политики в международных организациях,
   осуществляющих допуск на мировые рынки металлопродукции;
       -  углубление интеграционных процессов в отношениях со странами
   СНГ и ЕС.
       Особую  значимость  для  сохранения  и  поддержания российского
   металлургического    комплекса    приобретает    таможенно-тарифная
   политика.  Основные  принципы  корректировки этой политики в части,
   относящейся к горно-металлургическому комплексу, следующие:
       -    совершенствование   защиты   рынка   от   недобросовестной
   конкуренции;
       -  меры  защиты  отечественных  металлопроизводителей не должны
   ухудшать конкурентной среды на рынке;
       -  объектами  таможенно-тарифной  защиты должны быть конкретные
   виды  отечественной  металлопродукции, период действия защитных мер
   также должен быть определенной продолжительности.
       Для   восстановления   и   развития   кадрового   потенциала  в
   металлургии целесообразно:
       -  восстановление  в  полном  объеме системы профтехобразования
   (особенно  работников среднетехнического звена). Сохранение хотя бы
   на  данном  временном этапе системы профтехобразования (техникумов,
   колледжей)   государственного   подчинения   за   счет   бюджетного
   финансирования;
       -  согласование  с  работодателями специализации учебных планов
   подготовки инженеров;
       -   расширение   практики   использования  контрактной  системы
   направления на учебу выпускников школ и средних учебных заведений;
       -  более  широкое использование международного опыта подготовки
   кадров и повышения их квалификации.
       Модернизация  и  реструктуризация предприятий металлургии тесно
   связаны    с   решением   социальных   проблем,   возникающих   при
   высвобождении  трудящихся. Основные пути их решения предусматривают
   реализацию  мероприятий,  направленных на дополнительную социальную
   поддержку    высвобождаемых   работников   за   счет   возможностей
   непосредственно работодателей:
       -   увеличение   работодателями  (в  зависимости  от  категорий
   работников  и  условий  работы) размера единовременной материальной
   помощи   высвобождаемым   работникам  для  самостоятельного  поиска
   работы;
       - досрочный выход на пенсию;
       -  организация  профессиональной  переподготовки высвобождаемых
   работников;
       -  создание приемлемых бездотационных рабочих мест (параллельно
   с  процессом  высвобождения  работников) и производств непрофильной
   продукции;      организация     собственной     предпринимательской
   деятельности высвобождаемыми работниками;
       -   поддержка   создания  малых  предприятий,  создающих  новые
   рабочие места.
       Основные  источники  финансирования  мероприятий  по социальной
   поддержке:
       -  работодатели  в  рамках  отраслевого тарифного соглашения по
   горно-металлургическому  комплексу  Российской  Федерации на 2006 -
   2008 гг.;
       -  в рамках действующего законодательства федеральный бюджет по
   разделу     04    "Национальная    экономика"    (предусматриваются
   ассигнования  на  реализацию  мероприятий  по  содействию занятости
   населения Российской Федерации).
       Повышение   результативности   взаимодействия   государственных
   органов  и  бизнес-структур  в  сфере производства металлопродукции
   предполагает:
       - проведение промышленно-энергетического форсайта;
       -   проведение   прикладных   экономических   исследований   по
   приоритетным направлениям стратегического развития комплекса;
       -  реформирование  системы профессиональной подготовки кадров и
   ее гармонизация с мировой практикой;
       -   совершенствование  системы  квалификационных  требований  к
   работам   и   профессиям   рабочих,   должностям   руководителей  и
   специалистов комплекса;
       -  развитие системы социального партнерства - в первую очередь,
   на региональном уровне;
       -  дальнейшее  проведение структурных реформ в металлургическом
   комплексе  (технологические изменения структуры производства, видов
   продукции и др.);
       -   координация   работ  по  прогнозированию  развития  смежных
   отраслей и регионов.
       Для  повышения  надежности  и обоснованности прогнозов развития
   отраслей  необходимы: стратегия территориального развития России на

Счетчики
 
Реклама
Разное