Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГРАММЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ О СЛОЖИВШИХСЯ И ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ПОГОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, СОСТОЯНИИ И ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" НА 2007 2011 ГОДЫ (ПРИНЯТО 26.04.2007)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 4
 
   Беларуси,   России   и  Союзного  государства  в  целом  данными  и
   информацией  о  сложившихся  и прогнозируемых погодно-климатических
   условиях,   состоянии   и   загрязнении  природной  среды,  включая
   экстренные   сообщения   и  штормовые  предупреждения  о  стихийных
   явлениях и процессах, с заблаговременностью не менее 6 часов.
       Ожидаемые   результаты   по   конкретным  разделам  и  проектам
   Программы отражены ниже:
       Районирование  и  картирование приграничных территорий Беларуси
   и     России,     с     учетом    риска    возникновения    опасных
   гидрометеорологических явлений и процессов.
       Унифицированные     межведомственные    методики    определения
   предотвращенного  ущерба  в  отраслях экономики Беларуси и России в
   результате  своевременного  учета  информации  об опасных природных
   явлениях гидрометеорологического характера.
       Унифицированные  правила  и  процедуры использования экстренной
   гидрометеорологической    информации    в   интересах   обеспечения
   безопасности   населения   и  принятия  соответствующих  решений  в
   основных отраслях экономики.
       Снижение  угрозы  жизни  людей, защита материальных ценностей и
   имущества  от  опасных  природных  гидрометеорологических явлений и
   процессов.
       Более    совершенные    методики,    системы    и    технологии
   прогнозирования  опасных  явлений и элементов погоды на базе нового
   поколения     математических     моделей     атмосферы     высокого
   пространственного  разрешения  (класса  T169L31,  T338L31  и др.) и
   вычислительных   комплексов,   обеспечивающих  повышение  качества,
   точности и заблаговременности прогнозов.
       Расширение  номенклатуры прогностической продукции, в интересах
   повышения  безопасности  населения,  снижения  ущерба  от стихийных
   явлений  и содействия устойчивому социально-экономическому развитию
   Беларуси, России и Союзного государства в целом.
       Единая  сеть  мониторинга климатической системы и издание на ее
   основе  ежегодных  информационных  бюллетеней о состоянии климата и
   тенденциях его изменения на территории Союзного государства.
       Сценарии    ожидаемых   изменений   регионального   климата   с
   вероятностными оценками на территориях Беларуси и России.
       Рекомендации  по адаптации основных отраслей экономики Беларуси
   и  России,  включая  сельское,  водное  и  коммунальное  хозяйства,
   энергетику   и   т.д.   к   возможным   изменениям  климата  и  его
   долгосрочным сценарным оценкам.
       Унифицированные   режимно-справочные  климатические  пособия  в
   интересах различных отраслей экономики Беларуси и России.
       Повышение  оперативности,  репрезентативности и информативности
   оценок  состояния  компонентов окружающей среды и ее загрязнения на
   территории    Союзного   государства   для   разработки   стратегии
   оптимального     природопользования,     повышения    эффективности
   природоохранной    деятельности    и    снижения    неблагоприятных
   воздействий высоких уровней загрязнения окружающей среды.
       Новые  виды  гидрометеорологической  продукции, форм, методов и
   технологий  специализированного гидрометеорологического обеспечения
   (СГМО)  в  агропромышленном  комплексе (АПК) (растениеводство), ТЭК
   (производство  и  использование  тепла  и  электроэнергии) и других
   отраслей экономики;
       Методики  по  оценке  экономического  эффекта  и предотвращения
   ущерба при осуществлении СГМО в АПК и ТЭК;
       Схемы  унифицированных  подходов  в организации и осуществлении
   СГМО в Беларуси и России;
       Развитие   автоматизированных   способов  и  методов  адресного
   представления   специализированной   информации  с  целью  наиболее
   полного  и  качественного  удовлетворения  потребительского  спроса
   различных отраслей экономики.
       Методы  и  технологии  оценки  экономической эффективности СГМО
   ТЭКа,   транспорта   и   др.   отраслей,  разработанные  на  основе
   взаимодействия   с   конкретными  потребителями  гидрометинформации
   различных отраслей экономики.
       Новые   технологии   разработки   специализированных  прогнозов
   погоды  и  их  доведения  до  потребителей, максимально учитывающие
   специфику отраслей экономики.
       Единые  унифицированные  нормативные  документы  по организации
   СГМО,   включая   методики   и  схемы  ценовой  политики,  изучения
   потребительского спроса.
       Методы       рационализации       и      оптимизации      сетей
   гидрометеорологических  наблюдений,  новые  средства  и  технологии
   наземных и спутниковых наблюдений.
       Усовершенствованные  средства  и  технологии  получения, сбора,
   обработки  и  распространения  гидрометеорологической  информации в
   интересах конкретных потребителей.
       Единая    система    информационного    гидрометеорологического
   обеспечения  потребностей  Союзного государства, включая подсистемы
   штормовых  оповещений  и специализированного обслуживания различных
   потребителей.
       Методы  рационализации  и оптимизации систем и сетей наземных и
   спутниковых гидрометеорологических наблюдений.
       Усовершенствованные  средства  и  технологии  получения, сбора,
   обработки  и  распространения  гидрометеорологической  информации в
   интересах      конкретных     потребителей.     Вновь     созданные
   программно-аппаратные     комплексы,     позволяющие     оперативно
   производить     наблюдения,    сбор,    обработку    и    доведение
   гидрометеорологической информации.
       Усовершенствованная   система   метрологического   обеспечения,
   включающая   соответствующие  нормативные  документы,  определяющие
   методы   поверки   средств   измерений,   эталонов   и  поверочного
   оборудования,  оснащения  поверочных органов эталонами и поверочным
   оборудованием.
       Единая    система    информационного    гидрометеорологического
   обеспечения  потребностей  Союзного государства, включая подсистемы
   штормовых  оповещений  и специализированного обслуживания различных
   потребителей.
       Создание   единых   (унифицированных)   и   интегрированных  на
   государственном   уровне   оперативных  и  режимных  информационных
   систем  для  наблюдательных платформ и центров обработки информации
   различного  уровня,  а  также  технологий  формирования  и  ведения
   государственных   информационных   ресурсов  гидрометеорологической
   информации  и данных о загрязнении природной среды Беларуси, России
   и Союзного государства в целом.
       Новые  и усовершенствованные технологии и программные комплексы
   сбора,  обработки,  накопления,  хранения, поиска и распространения
   оперативной  и  режимной гидрометеорологической информации и данных
   о загрязнении природной среды.
       Единая    (унифицированная)    база    научно-методических    и
   организационно-распорядительных     документов,    регламентирующих
   деятельность,   гидрометеорологических  служб  Беларуси,  России  и
   Комитета  Союзного  государства  по гидрометеорологии и мониторингу
   загрязнения природной среды.
   
          Система организации контроля за исполнением Программы
   
       Контроль  за  исполнением  Программы  на  национальных  уровнях
   обеспечивается   ее   государственными   заказчиками,  а  в  рамках
   Комитета  Союзного  государства  по гидрометеорологии и мониторингу
   загрязнения   природной  среды  (Положение  о  Комитете  утверждено
   Постановлением  Совета  Министров Союзного государства от 29 апреля
   2003   г.   N   10)   -   его   совместной   коллегией  (утверждена
   Постановлением  Совета Министров Союзного государства от 24 августа
   2006 г. N 28).
       По    согласованию   сторон   совместная   коллегия   назначает
   персонально  ответственных  за обеспечение организации, координации
   и  контроля  работ  по  каждому  разделу  Программы. Коллегия также
   организует   и   обеспечивает   на   регулярной  основе  разработку
   ежегодных   календарных   планов  реализации  Программы  и  строгий
   контроль  за  их  выполнением  на  своих заседаниях с рассмотрением
   соответствующих отчетов.
       Отчеты   о   ходе   реализации  Программы  и  об  использовании
   полученных  средств  по  форме N 1-Союз "Сведения о ходе выполнения
   программ,    подпрограмм,    проектов    и   мероприятий   Союзного
   государства"  ежеквартально представляются исполнителями конкретных
   разделов  Программы  ее государственным заказчикам, которые, в свою
   очередь,  в установленном порядке представляют их в обобщенном виде
   в  Постоянный  Комитет  Союзного  государства  и  финансовые органы
   Беларуси и России.
       Годовые  отчеты  с аналитическими материалами о ходе выполнения
   Программы    государственным   заказчиком-координатором   Программы
   совместно  с другим государственным заказчиком будут представляться
   в  Постоянный Комитет Союзного государства и в экономические органы
   своих стран.
       В   целом  организация  работ  по  Программе,  контроль  за  ее
   выполнением   и  установленный  порядок  отчетности  по  реализации
   Программы  обеспечиваются  в  соответствии с "Порядком разработки и
   реализации    программ    Союзного    государства",    утвержденным
   Постановлением  Совета Министров Союзного государства от 11 октября
   2000 г. N 7.
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 2
                                                           к Программе
                                                  Союзного государства
   
                    ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
            ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
           СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ
          О СЛОЖИВШИХСЯ И ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ПОГОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ
           УСЛОВИЯХ, СОСТОЯНИИ И ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"
                           НА 2007 - 2011 ГОДЫ
   
                                Введение
   
       Договором  об  образовании  Сообщества  Беларуси и России (1996
   г.)   было  предусмотрено  создание  единой  гидрометеорологической
   службы,  что  потребовало  коренного изменения существовавших ранее
   отношений   между   гидрометеорологическими   службами   России   и
   Беларуси,    включая    создание   единой   научно-методической   и
   нормативно-организационной              базы             совместной
   оперативно-производственной       деятельности       в      области
   гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды.
       В  порядке  практической  реализации  соответствующих положений
   Договора  (ст. 12), Решением Исполкома Сообщества Беларуси и России
   в  1996  г.  образован  Комитет  Сообщества  Беларуси  и  России по
   гидрометеорологии  и  мониторингу  загрязнения  природной  среды  и
   утверждено  Положение  о Комитете. Затем, в процессе преобразования
   Сообщества   в   Союз  Беларуси  и  России,  вышеуказанный  Комитет
   Исполкомом  Союза  Беларуси  и  России  в  1997  г.  преобразован в
   Комитет  Союза Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу
   загрязнения  природной  среды  и  далее  уже  Постановлением Совета
   Министров  Союзного  государства  от  25  января 2002 года N 6 этот
   Комитет    преобразован   в   Комитет   Союзного   государства   по
   гидрометеорологии   и   мониторингу   загрязнения  природной  среды
   (Положение  о  Комитете  утверждено Постановлением Совета Министров
   Союзного  государства  от  29.04.2003  N  10).  Согласно  статье 17
   Договора    о    создании    Союзного    государства    (1999   г.)
   гидрометеорологическая  служба  отнесена  к исключительному ведению
   Союзного государства.
       Для  организации  и  координации  работ  в  рамках  комплексных
   планов   и   программ  образованного  Комитета  и  контроля  за  их
   реализацией  Исполкомом  Сообщества  Беларуси  и России (в мае 1997
   г.)  образована  совместная коллегия (действующий в настоящее время
   состав   коллегии  утвержден  Постановлением  Совета  Министров  от
   24.08.2006  N  25), которая весьма успешно обеспечивает гармоничное
   развитие  интеграционных процессов, углубление, совершенствование и
   повышение  эффективности  совместной деятельности Беларуси и России
   в области гидрометеорологии и смежных с ней областей.
       В      целях      повышения     эффективности     использования
   гидрометеорологической   информации   и   данных   о   состоянии  и
   загрязнении  природной  среды  в  интересах  населения  и экономики
   Республики  Беларусь  и  Российской  Федерации  была  разработана и
   практически  реализована  совместная Программа "Совершенствование и
   развитие  единой  технологии  получения, сбора, анализа и прогноза,
   хранения  и  распространения  гидрометеорологической  информации  и
   данных  о  загрязнении  природной  среды"  (первый  этап  Программы
   утвержден  Постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и
   России  от  10  июня  1998  N  3, с общим объемом финансирования из
   бюджета  Союза  Беларуси и России в размере 14500 тыс. рос. руб., и
   реализован  в  1998  -  2001  гг.,  второй этап Программы утвержден
   Постановлением  Совета Министров Союзного государства от 29.04.2003
   N   11,   с   общим  объемом  финансирования  из  бюджета  Союзного
   государства  в  размере 43449 тыс. рос. рублей, реализован в 2003 -
   2006 гг.).
       Совет  Министров  Союзного  государства  на  своем заседании 19
   декабря  2005  г.  рассмотрел  ход  реализации  Программы  Союзного
   государства   "Совершенствование   и   развитие  единой  технологии
   получения,  сбора,  анализа  и прогноза, хранения и распространения
   гидрометеорологической  информации и данных о загрязнении природной
   среды"  (второй  этап)  на 2003 - 2006 гг. (Протокол N 3) и отметил
   эффективность   совместной   деятельности   Федеральной  службы  по
   гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды и Министерства
   природных  ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в
   рамках   реализуемой  Программы,  что  позволило  усовершенствовать
   методики    и   технологии   гидрометеорологических   прогнозов   и
   предупреждений,    доукомплектовать    необходимым    оборудованием
   измерительные  комплексы и станции, разработать научно-методическую
   базу     для     дальнейшей     работы     по    созданию    единой
   гидрометеорологической службы Союзного государства.
       Совет  Министров  Союзного государства также констатировал, что
   полученные  результаты  создали  основу  для  проведения дальнейших
   совместных  работ,  наметил  их  основные  направления  и  в  целях
   сохранения     достигнутого    высокого    уровня    взаимодействия
   гидрометеорологических  служб  Беларуси  и  России, имеющего важное
   значение   для  получения  данных  и  информации  о  сложившихся  и
   прогнозируемых    погодно-климатических   условиях,   состоянии   и
   загрязнении  природной  среды,  повышения  качества и эффективности
   обеспечения  потребностей населения и экономики Беларуси и России в
   указанных  видах  данных  и  информации,  и поддержал предложение о
   продолжении  совместной  деятельности  в  этом направлении в рамках
   Союзного государства в 2007 - 2011 г.
       Руководствуясь  указанным  Решением  Совета  Министров Союзного
   государства  и  Порядком  разработки и реализации программ Союзного
   государства  (утвержден  Постановлением  Совета  Министров Союзного
   государства   от   11.10.2000   N   7),   Федеральной   службой  по
   гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей среды (Росгидромет) и
   Министерством   природных   ресурсов   и  охраны  окружающей  среды
   Республики  Беларусь  (Минприроды РБ) было подготовлено Предложение
   о  разработке  Программы  Союзного  государства  "Совершенствование
   системы  обеспечения  населения  и  отраслей  экономики  Российской
   Федерации   и  Республики  Беларусь  информацией  о  сложившихся  и
   прогнозируемых    погодно-климатических   условиях,   состоянии   и
   загрязнении  природной  среды"  на  2007 - 2011 годы. Предложение в
   установленном  порядке  было согласовано со всеми заинтересованными
   министерствами   и  ведомствами,  включая  финансово-экономические,
   Беларуси   и  России,  поддержано  правительствами  обеих  стран  и
   одобрено  Советом  Министров Союзного государства (Постановление от
   24.08.2006  N 25). Этим же Постановлением поручено государственному
   заказчику-координатору    Программы    Росгидромету   совместно   с
   государственным  заказчиком  Программы  Минприроды  РБ  подготовить
   проект  Программы  и  внести  его  в  установленном порядке в Совет
   Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
       Проект  такой  Программы разработан и его рассмотрение намечено
   на декабрь 2006 г.
   
                1. Основополагающие мотивы и направления
          долговременного сотрудничества гидрометеорологических
                         служб Беларуси и России
   
       Создание  систем  защиты жизни и собственности людей, повышение
   эффективности  хозяйственной деятельности, обеспечение потребностей
   обороны,   безопасного   и   устойчивого   социально-экономического
   развития   любого   общества  и  государства  всегда  крайне  остро
   нуждается  в  достоверной  информации  о  текущих  и прогнозируемых
   погодно-климатических   условиях,   о   состоянии   и   загрязнении
   природной  среды,  в предупреждениях о стихийных природных явлениях
   и процессах.
       Мировая  практика  показывает, что своевременные предупреждения
   об  опасных  природных явлениях и процессах, позволяющие оперативно
   принимать  необходимые  адекватные  меры  защиты,  дают возможность
   уменьшать    потери   до   40%,   что   эффективное   использование
   гидрометеорологической   информации   и   данных   о   состоянии  и
   загрязнении  природной среды дает экономический эффект, значительно
   превышающий  затраты  на  содержание и обеспечение функционирования
   гидрометеорологических служб любой страны.
       Территории   Российской   Федерации   и   Республики   Беларусь
   характеризуются  большим  разнообразием и интенсивной изменчивостью
   погодно-климатических   условий,  формирующихся  под  влиянием  как
   естественных  природных,  так  и антропогенных факторов, в связи, с
   чем  весьма  велика  опасность возникновения аномальных процессов и
   явлений    погоды,   оказывающих   отрицательные   воздействия   на
   жизнедеятельность  населения,  приводящих к социально-экономическим
   и экологическим последствиям чрезвычайного характера.
       Для  своевременного  всестороннего  анализа  и  оценки  степени
   риска   возникновения   опасных  явлений  погоды  и  предотвращения
   возможных  их  последствий  для  населения  и экономики обеих стран
   необходимо  иметь  четко  отлаженную,  технически  и технологически
   взаимоувязанную,  надежно функционирующую единую систему наблюдений
   за  состоянием  природной среды, сбора, обработки и распространения
   фактических  гидрометеорологических  данных и соответствующих видов
   продукции, в том числе прогностической.
       Одной  из важнейших задач гидрометеорологических служб Беларуси
   и   России   является   своевременное   предупреждение   об  угрозе
   возникновения  опасных  стихийных  явлений, последствий техногенных
   аварий  и  катастроф,  связанных  с  загрязнением  природной среды,
   наносящих  огромный  ущерб экономике обеих стран и создающих угрозу
   жизни и здоровью людей.
       В  этой  связи, в числе первоочередных приоритетных направлений
   совместной   деятельности   Российской   Федерации   и   Республики
   Беларусь,  осуществляемой в рамках Комитета Союзного государства по
   гидрометеорологии   и   мониторингу  загрязнения  природной  среды,
   является   техническое,   технологическое,   научно-методическое  и
   нормативно-организационное   развитие   и  совершенствование  таких
   систем,  как  в  России,  так  и в Беларуси и создание на их основе
   единой   гидрометеорологической   службы,   деятельность   которой,
   согласно  статье  17  Договора  о  создании  Союзного  государства,
   отнесена к исключительному ведению Союзного государства.
       Опыт  многих  стран  и,  в  частности  Европейского сообщества,
   показывает,  что  одним  из  наиболее  действенных рычагов реальной
   эффективности   интеграционных   процессов   в   конкретных  сферах
   деятельности,   является   разработка   и  практическая  реализация
   совместных  программ. Реализованная в 2003 - 2006 гг. вышеуказанная
   Программа  Союзного государства всемерно подтверждает эффективность
   такого  подхода,  позволившего  весьма  успешно  решать совместными
   усилиями  многие  практические  задачи  в  сфере деятельности обеих
   стран   в   области  гидрометеорологии  и  мониторинга  загрязнения
   природной среды.
       Основными   целями   Программы  являются  завершение  работ  по
   созданию    единой    (общесоюзной)    научно-производственной    и
   информационной  гидрометеорологической  системы,  на основе которой
   будет   повышено  качество  гидрометеорологического  обеспечения  и
   работ  в  области мониторинга загрязнения природной среды, повышена
   эффективность  использования  гидрометеорологической  информации  и
   данных  о  состоянии  и  загрязнении  природной  среды  в интересах
   создания   безопасных   условий   жизнедеятельности   населения   и
   устойчивого   социально-экономического   развития   как   России  и
   Беларуси, так и Союзного государства в целом.
       Направления  совместных  работ  и исследований в рамках целевой
   Программы   Союзного  государства  на  2007  -  2011  гг.  являются
   логическим   продолжением   и  развитием  интеграционных  процессов
   совместной  деятельности  в  области  гидрометеорологии и смежных с
   ней   областях,   они   отвечают   государственным   интересам  как
   Российской  Федерации, так и Республики Беларусь и ориентированы на
   совершенствование  и повышение эффективности обеспечения населения,
   правительственных  структур,  систем  предупреждения  и  ликвидации
   чрезвычайных  ситуаций,  отраслей экономики и обороны обеих стран и
   Союзного  государства  в  целом  надежной оперативной информацией о
   фактических   и   прогнозируемых   погодно-климатических  условиях,
   состоянии  и  загрязнении  окружающей  природной среды, о стихийных
   гидрометеорологических явлениях и опасных уровнях загрязнения.
       Социально-экономическая  эффективность повышения оперативности,
   оправдываемости    и   качества   различных   видов   прогнозов   и
   предупреждений  определяется, прежде всего, возможностью сокращения
   ущерба  от  стихийных  гидрометеорологических  процессов и явлений.
   Кроме  того,  это  создает более безопасные и благоприятные условия
   жизни     населения,    повышает    эффективность    работы    всех
   погодозависимых отраслей экономики России и Беларуси.
       Принимая  во  внимание, что более 70% опасных стихийных явлений
   природы   имеют  "гидрометеорологическое  происхождение"  (ураганы,
   смерчи,  обильные  осадки, паводки, наводнения и т.д.), в Программе
   особое  внимание  уделено  вопросам  разработки  практических мер и
   механизмов    по    реализации    основных    положений   Концепции
   гидрометеорологической    безопасности.    Их    реализация   будет
   существенно   способствовать  смягчению  социальных  последствий  и
   уменьшению  потерь  среди  населения  обеих стран за счет повышения
   эффективности   функционирования  системы  оповещения  населения  о
   возникновении   чрезвычайных   ситуаций,  связанных  с  проявлением
   опасных     гидрометеорологических    явлений    и    экстремальным
   загрязнением природной среды.
       В  процессе  реализации  Программы предусматривается проведение
   совместных  НИР  и ОКР по совершенствованию существующих и созданию
   новых  современных  методов  и  технологий прогнозирования, включая
   оперативные  прогнозы  стихийных  явлений и процессов, долгосрочные
   прогнозы  погоды  на  месяц,  сезон и более длительную перспективу.
   Планируется  дальнейшее  существенное  развитие  теории  и практики
   адресного   специализированного   прогнозирования   для   различных
   отраслей  экономики  -  сельского хозяйства, наземного, воздушного,
   морского  и речного транспорта, топливно-энергетического комплекса,
   связи и др.
       Предусматривается      дальнейшее      развитие      совместной
   российско-белорусской    системы    метеорологической    телесвязи,
   обеспечивающей  сбор,  распространение и обмен данными наблюдений и
   прогностической    информацией    с    использованием   современных
   информационных    и    телекоммуникационных   технологий   (включая
   интернет-технологии).
       В   силу   исключительной   актуальности   проблем  глобального
   изменения   климата   и   его   региональных   особенностей,  этому
   направлению  совместных работ и исследований предполагается уделить
   адекватное  внимание, поскольку и наблюдаемые и ожидаемые изменения
   климата  являются  составным  звеном  любых разработок долгосрочных
   планов   или   программ   социально-экономического  развития  любой
   страны.   Поэтому   в  рамках  этого  направления  намечается  дать
   сценарные  оценки ожидаемых изменений, в первую очередь температуры
   и  осадков,  применительно  к  территориям  Беларуси  и  России,  и
   попытаться сформулировать возможные меры по адаптации к ним.
       Учитывая,   что   основу   гидрометеорологических   служб   как
   Беларуси,   так   и   России,   составляет  сеть  наблюдений  и  ее
   техническое  оснащение,  вопросам  повышения  качества работы сети,
   достоверности  и  объективности  получаемых  данных, созданию новых
   технологий  и  систем наблюдений, также уделяется особое внимание в
   Программе.  Поскольку  приборы  и  оборудование  для  наблюдений за
   состоянием  природной  среды  имеют  сравнительно  узкую  и  весьма
   специфическую  область  применения,  и  на этапе разработки требуют
   исключительно      высокопрофессионального     научно-методического
   сопровождения,  а на этапе внедрения и эксплуатации - высокоточного
   метрологического  обеспечения,  то развитие этого направления работ
   в  Программе будет обеспечиваться с учетом указанных обстоятельств.
   Здесь  также  особо  следует  подчеркнуть,  что  приобретение новых
   приборов  за  рубежом  -  весьма  дорого  и ставит гидрометслужбы в
   зависимость  от  зарубежных поставок, что порой вообще недопустимо,
   в   частности,   и   потому,  что  многие  приборы  используются  в
   вооруженных  силах.  Поэтому  необходима  разработка  и организация
   производства  новых  и  модернизации существующих средств измерения
   на  промышленных мощностях России и Беларуси, что позволит также за
   счет  увеличения  серийности выпуска уменьшить стоимость изделий. В
   первую   очередь   это  касается  аэрологических  комплексов,  т.к.
   находящиеся   в   эксплуатации   в  настоящее  время  комплексы  на
   протяжении   уже   более  20  лет  выработали  свой  ресурс,  очень
   энергоемки  и  остро нуждаются в их замене на новые малогабаритные,
   низкоэнергоемкие  аэрологические  локаторы,  что  оправдано,  как с
   технической, так и с экономической точек зрения.
       Продолжение  совместной  деятельности организаций, учреждений и
   предприятий    России    и   Беларуси   в   рамках   Программы   по
   совершенствованию,  разработке и созданию более эффективных методов
   и   технологий  в  сфере  гидрометеорологической  деятельности,  по
   оснащению      наблюдательных     и     оперативно-производственных
   подразделений     гидрометеорологических    служб    обеих    стран
   современными   приборами  и  оборудованием  приведет  не  только  к
   улучшению   условий   труда,  автоматизации  трудоемких  процессов,
   сокращению    энергопотребления,    закреплению    наблюдательского
   персонала,  экономии  финансовых  средств,  повышению  надежности и
   объективности   данных   наблюдений,   но  и  позволит  существенно
   повысить  качество  различных  видов  прогнозов,  и,  как следствие
   этого,    значительно    улучшить    и    повысить    эффективность
   гидрометеорологического  обеспечения  населения, обороны, различных
   отраслей    экономики,    промышленных    и    сельскохозяйственных
   предприятий, коммунальных и других служб, в обеих странах.
       Реализация    программных    мероприятий    позволит   повысить
   оперативность  обнаружения,  прогнозирования и доведения экстренной
   информации      о      возникновении     и     развитии     опасных
   гидрометеорологических   явлений  и  процессов,  резких  изменениях
   погоды,   экстремальном  загрязнении  природной  среды  до  органов
   государственной   власти,   хозяйствующих  субъектов  и  населения.
   Повысится     качество     прогностической,     аналитической     и
   режимно-справочной   информационной   продукции,   необходимой  для
   рационального  использования  природных  ресурсов.  Будет  расширен
   доступ  ко  всем  видам  гидрометеорологической  информации  общего
   назначения.
       Особое  внимание  в  планируемых работах будет уделено вопросам
   развития,  совершенствования,  повышения  качества  и эффективности
   адресного    специализированного    гидрометобеспечения   различных
   отраслей  экономики России и Беларуси. Создание систем эффективного
   использования   гидрометеорологической   информации   и   данных  о
   загрязнении  природной  среды  позволит существенно снизить ущерб в
   экономиках    обеих    стран    от    неблагоприятных   воздействий
   гидрометеорологических факторов.
       Целевое,  адресное  и  эффективное  использование  информации о
   состоянии  и  загрязнении  природной  среды  позволит предотвращать
   возникновение   и   развитие   опасных   экологических   явлений  и
   процессов,  смягчать  последствия их проявлений. Повышение качества
   и  оперативности предоставления гидрометеорологической информации и
   данных  о  загрязнении природной среды позволят как в Беларуси, так
   и  в  России  более  эффективно  и  целенаправленно  планировать  и
   реализовывать  программы  природоохранной  деятельности в различных
   регионах обеих стран.
       Намечается  завершить  формирование  и создание единой в рамках
   Союзного  государства  базы и банков гидрометеорологических данных,
   существенно  расширить  доступ ко всем видам гидрометеорологической
   информации  и  продукции,  унифицировать  и оптимизировать процессы
   сбора   и  тематической  обработки  различных  видов  информации  о
   состоянии    природной   среды,   повысить   качество   обеспечения
   потребителей    соответствующими    видами   гидрометеорологических
   данных, информации и режимно-справочной продукции.
       К  числу  приоритетных  направлений  совместных  работ в рамках
   Программы   также  относится  завершение  формирования  и  создания
   единой   унифицированной   базы   технического,   технологического,
   научно-методического  и  нормативно-организационного  регулирования
   различных  видов деятельности в области гидрометеорологии и смежных
   с   ней   областях   в  рамках  Комитета  Союзного  государства  по
   гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.
       Практическая  реализация  конкретных видов работ и исследований
   по  Программе  позволит  существенно  повысить  уровень, качество и
   эффективность  совместных  работ по созданию единой унифицированной
   системы  гидрометеорологической  деятельности  в Беларуси и России,
   ориентированной   на   обеспечение  безопасности  жизнедеятельности
   населения,    удовлетворение    потребностей   различных   отраслей
   экономики  обеих  стран  в  данных  и  информации  о  фактическом и
   прогнозируемом   состоянии   и   загрязнении  природной  среды,  на
   снижение   ущерба   от   стихийных  погодно-климатических  условий,
   явлений   и   процессов  и  на  устойчивое  социально-экономическое
   развитие  Республики  Беларусь,  Российской  Федерации  и  Союзного
   государства в целом.
       Реализация   Программы   позволит  также  существенно  повысить
   качество   и   увеличить   объем  аналитической  и  прогностической
   информации,  обеспечить  за  счет  создания единого информационного
   пространства   оперативный   доступ   к   этой  информации  органов
   государственной   власти,   населения,   погодозависимых   отраслей
   экономики,  широкого  круга  других  ее пользователей как в России,
   так  и  в  Беларуси, а также обеспечить в перспективе независимость
   единой   гидрометеорологической   службы  Союзного  государства  от
   прогностической продукции зарубежных метеорологических центров.
       Все  это  полностью  отвечает  интересам  и Беларуси и России и
   соответствует  положениям  Договора о создании Союзного государства
   в  части,  касающейся  деятельности  в  области гидрометеорологии и
   мониторинга  загрязнения  природной  среды, т.к. согласно статье 17
   Договора  гидрометеорологическая  служба отнесена к исключительному
   ведению Союзного государства.
   
            2. Финансовое обеспечение Программы и направления
         расходов по выполнению системы программных мероприятий
   
       Принципы  финансового  обеспечения Программы находятся в полном
   соответствии  с реализованной в 2003 - 2006 гг. Программой Союзного
   государства   "Совершенствование   и   развитие  единой  технологии
   получения,  сбора,  анализа  и прогноза, хранения и распространения
   гидрометеорологической  информации и данных о загрязнении природной
   среды   (утверждена   Постановлением   Совета   Министров  Союзного
   государства от 29.04.2003 N 11).
       Все  они  согласованы  с Правительствами Российской Федерации и
   Республики    Беларусь,   одобрены   Советом   Министров   Союзного
   государства  (Постановление  от  24.08.2006  N  25)  и  сводятся  к
   следующему:
       Общие  объемы затрат на Программу составляют 131833,5 тыс. рос.
   рублей,  что  эквивалентно  стоимости  работ реализованной в 2003 -
   2006  гг.  Программы  (43449  тыс.  рос. рублей в ценах 2001 года),
   соответственно  увеличенной  за  счет  инфляционных процессов путем
   применения  по конкретным статьям расходов коэффициентов (индексов)
   -  дефляторов  на  временной  интервал  2007 - 2011 гг., а также за
   счет  дополнительного  включения  в Программу двух новых разделов -
   направлений  работ,  по  стоимости  равных  26%  от  приведенной на
   уровень   2011   г.   стоимости   работ,   выполненных   в   рамках
   реализованной Программы в 2003 - 2006 гг.
       Исходя  из  опыта  реализованной  Программы и заложенного в ней
   принципа   распределения   средств   по   соответствующим   статьям
   расходов,   признано   целесообразным   сохранить  его  и  в  новой
   Программе,  распределив средства следующим образом: НИОКР - 82000,1
   тыс.  рос.  рублей  (62,2%),  инвестиции - 39550,1 тыс. рос. рублей
   (30%), прочие текущие расходы - 10283,3 тыс. рос. рублей (7,8%).
       Принимая  во  внимание  статью  17 Договора о создании Союзного
   государства,   согласно   которой   гидрометеорологическая   служба
   отнесена    к   исключительному   ведению   Союзного   государства,
   финансирование  Программы  осуществляется по аналогии с реализуемой
   в   настоящее   время   Программой   -  за  счет  средств  Союзного
   государства.
       В   соответствии   с   решением  совместной  коллегии  Комитета
   Союзного    государства    по   гидрометеорологии   и   мониторингу
   загрязнения  природной  среды  также  сохранен  принцип паритетного
   формирования   бюджетной  составляющей  Программы  и  распределения
   средств между государственными заказчиками.
       То  есть  Программа  финансируется  за  счет  бюджета  Союзного
   государства  и  выделенные  на нее средства распределяются в равных
   долях  Республике  Беларусь  и  Российской  Федерации, включая и их
   погодовое  распределение.  Суммарный  объем  затрат  на Программу в
   целом  составляет  131833,5  тыс.  рос. рублей, в том числе за счет
   отчислений  в  бюджет  Союзного  государства Республикой Беларусь и
   Российской Федерацией в равных долях.
       Порядок  формирования  и распределения средств бюджета Союзного
   государства  в  равных  долях  между  государственными  заказчиками
   Программы  аналогичен порядку реализованной вышеуказанной Программы
   Союзного  государства на 2003 - 2006 гг. Этот порядок всемерно себя
   оправдал и он сохранен в Программе на 2007 - 2011 гг.
       При  этом  крайне важно не допустить перерыва в преемственности
   завершенных  работ  по  реализуемой  Программе 2003 - 2006 гг. с их
   логическим   продолжением,   ориентированным   в   основном  не  на
   технологические  аспекты деятельности в области гидрометеорологии и
   мониторинга  загрязнения  природной  среды,  как  это имело место в
   вышеуказанной    Программе,    а   на   совершенствовании   системы
   обеспечения  населения  и  отраслей  экономики  Беларуси  и  России
   различными   видами   информации   и   продукции  о  сложившихся  и
   прогнозируемых    погодно-климатических   условиях,   состоянии   и
   загрязнении   природной   среды.  Исходя  именно  из  этого,  Совет
   Министров  Союзного  государства своим Постановлением от 24.08.2006
   N  25  поддержал  Предложение о разработке Программы на 2007 - 2011
   гг.  и  поручил государственному заказчику-координатору Программы -
   Федеральной  службе  по  гидрометеорологии и мониторингу окружающей
   среды  (Росгидромет) совместно с Министерством природных ресурсов и
   охраны  окружающей  среды  Республики  Беларусь  подготовить проект
   Программы  и  внести  его в установленном порядке в Совет Министров
   Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
       Во   исполнение   этого   решения   Совета  Министров  Союзного
   государства и подготовлен проект настоящей Программы.
       Реализация  Программы  будет  осуществляться  в  соответствии с
   Системой   программных   мероприятий  (табл.  1,  стр.  47  проекта
   Программы),   которой   определены   ожидаемые  результаты  по  8-и
   разделам  и  38  проектам  Программы,  объемы  их финансирования по
   направлениям расходов с разбивкой по годам.
   
                         3. Оценка эффективности
         социально-экономических и природоохранных мероприятий,
        направленных на удовлетворение интересов обоих государств
   
       Социально-экономическая  эффективность повышения оперативности,
   оправдываемости  и  качества различных видов гидрометеорологических
   прогнозов   и   предупреждений  об  опасных  стихийных  явлениях  и
   процессах   определяется,   прежде  всего,  возможностями  принятия
   адекватных  управленческих  мер и решений по сокращению приносимого
   ими  ущерба,  созданию  более  безопасных  и  благоприятных условий
   жизнедеятельности  населения,  работы всех погодозависимых отраслей
   экономики России и Беларуси.
       Эффективное   использование   органами  власти,  физическими  и
   юридическими   лицами   фактической,  прогностической,  режимной  и
   других  видов информации, в том числе экстренной, позволяет достичь
   минимума  энергетических, материальных и финансовых затрат и потерь
   в   экономике.   В   частности,   например,   экономический  эффект
   гидрометеорологического  обслуживания  отраслей  экономики в России
   за  2005  г.  составил  13,89  млрд.  рублей, в том числе в отрасли
   "Промышленность,  включая  топливно-энергетический  комплекс" - 4,3
   млрд. рублей, "Сельское хозяйство" - 1,3 млрд. рублей.
       Программа   отвечает   государственным   интересам   Республики
   Беларусь  и  Российской Федерации и ее реализация позволит повысить
   эффективность    действующих    систем    обеспечения    населения,
   правительственных   структур,   органов   ликвидации   чрезвычайных
   ситуаций,  различных  отраслей  экономики  и  обороны  обеих  стран
   надежной   оперативной   информацией   о  фактических  и  ожидаемых
   гидрометеорологических  и погодно-климатических условиях, состоянии
   и   загрязнении  окружающей  природной  среды,  предупреждениями  о
   возникновении      и      развитии      стихийных     и     опасных
   гидрометеорологических  процессов  и явлений и смягчать последствия
   их проявлений.
       Она    направлена    на    содействие    реализации   следующих
   социально-экономических стратегических целей обеих государств:
       - повышение качества жизни населения;
       - обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;
       - создание потенциала для будущего развития;
       - повышение уровня национальной безопасности.
       Эти   цели   будут   достигаться   путем   повышения  качества,
   заблаговременности   и  оперативности  предупреждений  о  стихийных
   гидрометеорологических  процессах  и  явлениях,  о  высоких уровнях
   загрязнения  природной  среды;  повышения оправдываемости различных
   видов   прогнозов   погоды  и  сценариев  климатических  изменений;
   совершенствования  систем оценки и прогноза состояния и загрязнения
   природной  среды  при техногенных авариях и катастрофах; увеличения
   объема    и    видов   представляемых   потребителям   фактических,
   аналитических    и    прогностических    данных,    информации    и
   соответствующей  продукции;  создания новых более эффективных форм,
   методов  и  технологий  адресного  специализированного обслуживания
   заинтересованных  пользователей  конкретными  видами  информации  о
   состоянии   и  загрязнении  природной  среды;  применения  по  всем
   направлениям    деятельности   передовых   технологий,   унификации
   производственной,  научно-методической и нормативно-организационной
   базы,   регламентирующей   деятельность  гидрометслужб  Беларуси  и
   России,  как  на  национальных  уровнях,  так  и  в рамках Союзного
   государства.
       Совместная    российско-белорусская   деятельность   в   рамках
   Программы  по  разработке  и оснащению наблюдательных и оперативных
   подразделений  современными  приборами  и  оборудованием приведет к
   улучшению   условий   труда,  автоматизации  трудоемких  процессов,
   закреплению       наблюдательного       персонала,       сокращению
   энергопотребления,  экономии валютных средств, повышению надежности
   и   объективности   данных   наблюдений;   станут   более   точными
   выпускаемые   различные   прогнозы   и,  как  следствие,  улучшится
   гидрометеорологическое   обеспечение  всех  отраслей  экономики,  а
   резкие  изменения  погоды  не  будут  заставать врасплох население,
   руководителей  транспортных  и  промышленных предприятий, сельского
   хозяйства,   коммунальных   и   других  служб;  повысится  качество
   аналитической,   режимно-справочной  и  прогностической  продукции,
   необходимой  для  рационального  использования природных ресурсов и
   повышения   эффективности   природоохранной  деятельности;  получат
   существенное  развитие  объемы,  формы  и  виды специализированного
   адресного  обслуживания  соответствующей  информационной продукцией
   различных отраслей экономики Беларуси и России.
       Повышение   качества   и  оперативности  гидрометеорологической
   информации  и  данных  о загрязнении природной среды позволят более
   эффективно  и  целенаправленно  планировать и реализовывать планы и
   программы  природоохранной  деятельности в различных регионах обеих
   стран.
       Реализация   Программы   и   целенаправленное   применение   ее
   результатов   в   различных   сферах   жизнеобеспечения  населения,
   хозяйственной  деятельности  и  конкретных  отраслях  экономики и в
   Беларуси,    и    в    России    позволит    обеспечить   смягчение
   социально-экономических    последствий   и   снижение   ущерба   от
   неблагоприятных   погодно-климатических   условий   и   загрязнения
   природной  среды.  Такой эффект ежегодно может составить более 10 -
   15%.  В  то  же  время  целенаправленное рациональное использование
   различных       видов       фактической      и      прогностической
   гидрометеорологической   информации   и   данных   о   состоянии  и
   загрязнении   природной   среды  в  конкретных  отраслях  экономики
   позволит  существенно  повысить  эффективность  их деятельности и в
   целом  значительно  поднять  достигнутый  уровень  суммарной оценки
   эффективности    гидрометеорологического   обслуживания   в   обеих
   странах, который составит не мене 20%.
   
                               Заключение
   
       Опыт  реализации  предыдущей  Программы  Союзного  государства,
   развитие   и   углубление   интеграционных   процессов   в   рамках
   создаваемого  Союзного государства, а также тесное взаимодействие и
   проводимые   на   протяжении   уже   10   лет   совместные   работы
   гидрометеорологических   служб   обеих   стран  в  рамках  Комитета
   Союзного    государства    по   гидрометеорологии   и   мониторингу
   загрязнения    природной   среды   свидетельствуют   о   том,   что
   практические   результаты   всех   этих  и  других  видов  работ  в
   рассматриваемой  сфере  деятельности  взаимовыгодны,  дают ощутимый
   социальный  и  экономический  эффект  для  обеих стран и проходят в
   атмосфере   полного   доверия,   взаимопонимания   и  стремления  к
   дальнейшему  совершенствованию, повышению эффективности и сближению
   деятельности  гидрометеорологических  служб  Беларуси  и  России на
   пути   создания   единой   гидрометеорологической  службы  Союзного
   государства.
       Реализация  Программы  Союзного  государства "Совершенствование
   системы  обеспечения  населения  и.  отраслей  экономики Российской
   Федерации   и  Республики  Беларусь  информацией  о  сложившихся  и
   прогнозируемых    погодно-климатических   условиях,   состоянии   и
   загрязнении   природной  среды"  в  2007  -  2011  годах  полностью
   соответствует   вышеуказанным   целям  и  в  равной  мере  отвечает
   интересам и Беларуси, и России.
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 3
                                                           к Программе
                                                  Союзного государства
   
               СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ
                          СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
   
   Минприроды РБ        Министерство природных ресурсов и охраны
                        окружающей среды Республики Беларусь
   
   Росгидромет          Федеральная служба по гидрометеорологии и
                        мониторингу окружающей среды
   
   ГУ "ВНИИГМИ-МЦД"     Государственное учреждение "Всероссийский
                        научно-исследовательский институт
                        гидрометеорологической информации - Мировой
                        центр данных"
   
   ГУ "ВНИИСХМ"         Государственное учреждение "Всероссийский
                        научно-исследовательский институт
                        сельскохозяйственной метеорологии"
   
   ГУ "ГВЦ              Государственное учреждение "Главный
   Росгидромета"        вычислительный центр Росгидромета"
   
   ГУ "ГГИ"             Государственное учреждение "Государственный
                        гидрологический институт"
   
   ГУ "ГГО"             Государственное учреждение "Главная
                        геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова"
   
   ГУ "Гидрометцентр    Государственное учреждение
   России"              "Гидрометеорологический
                        научно-исследовательский центр Российской
                        Федерации"
   
   ГУ "ГРМЦ"            Государственное учреждение "Главный
                        радиометеорологический центр"
   
   ГУ "ГХИ"             Государственное учреждение "Гидрохимический
                        институт"
   
   ГУ "ИГКЭ"            Государственное учреждение "Институт
                        глобального климата и экологии Росгидромета и
                        РАН"
   
   ГУ "НПО "Тайфун"     Государственное учреждение
                        "Научно-производственное объединение "Тайфун"
   
   ГУ "РГМЦ"            Государственное учреждение "Республиканский
                        гидрометеорологический центр" Минприроды РБ
   
   ГУ "РЦРКМ"           Государственное учреждение "Республиканский
                        центр радиационного контроля и мониторинга
                        природной среды" Минприроды РБ
   
   ГУ "ЦАО"             Государственное учреждение "Центральная
                        аэрологическая обсерватория"
   
   МЧС России           Министерство Российской Федерации по делам
                        гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
                        ликвидации последствий стихийных бедствий
   
   ЖКХ                  Жилищно-коммунальное хозяйство

Счетчики
 
Реклама
Разное