Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГРАММЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ О СЛОЖИВШИХСЯ И ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ПОГОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, СОСТОЯНИИ И ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" НА 2007 2011 ГОДЫ (ПРИНЯТО 26.04.2007)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                  СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
   
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8
                          О ПРОГРАММЕ СОЮЗНОГО
                 ГОСУДАРСТВА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
          ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ
        ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ О СЛОЖИВШИХСЯ
       И ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ПОГОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, СОСТОЯНИИ
           И ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" НА 2007 - 2011 ГОДЫ
   
                          (26 апреля 2007 года)
   
       Совет Министров Союзного государства постановляет:
       1.  Утвердить Программу Союзного государства "Совершенствование
   системы  обеспечения  населения  и  отраслей  экономики  Российской
   Федерации   и  Республики  Беларусь  информацией  о  сложившихся  и
   прогнозируемых    погодно-климатических   условиях,   состоянии   и
   загрязнении  природной  среды" на 2007 - 2011 годы (далее именуется
   -     Программа),    представленную    Федеральной    службой    по
   гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей среды и Министерством
   природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
       2.    Определить    государственным    заказчиком-координатором
   указанной    в   пункте   1   Программы   Федеральную   службу   по
   гидрометеорологии  и  мониторингу окружающей среды, государственным
   заказчиком  -  Министерство  природных ресурсов и охраны окружающей
   среды Республики Беларусь.
       3.  Осуществить  финансирование работ по реализации мероприятий
   Программы  из  бюджета  Союзного государства в объеме 131833,5 тыс.
   российских   рублей  (за  счет  отчислений  Республики  Беларусь  -
   65916,75  тыс.  российских  рублей,  за  счет отчислений Российской
   Федерации - 65916,75 тыс. российских рублей).
       В  2007  году  финансирование  Программы  в объеме 22704,9 тыс.
   российских  рублей (11352,45 тыс. российских рублей за счет долевых
   отчислений  Российской  Федерации и 11352,45 тыс. российских рублей
   за  счет  долевых  отчислений  Республики  Беларусь)  осуществить в
   соответствии  со  статьей  11  бюджета Союзного государства на 2007
   год  за  счет  средств,  предусмотренных  по  виду расходов "Прочие
   расходы,  не  отнесенные  к  другим видам расходов" раздела "Прочие
   расходы",  по согласованию с Парламентским Собранием Союза Беларуси
   и России.
       4.  Постоянному  Комитету  Союзного государства в месячный срок
   внести  изменения  в  сводную  бюджетную роспись доходов и расходов
   бюджета   Союзного   государства   на   2007   год   по   расходам,
   предусмотренным  в  пункте  3 настоящего Постановления, и направить
   необходимые  документы  о  внесении  этих изменений в установленном
   порядке  в Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство
   финансов Российской Федерации.
       5.   Настоящее   Постановление  вступает  в  силу  со  дня  его
   подписания.
   
                                                          Председатель
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                                             М.ФРАДКОВ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                                        Постановлением
                                                      Совета Министров
                                                  Союзного государства
                                              от 26 апреля 2007 г. N 8
   
                                ПРОГРАММА
             СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
          ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ
        ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ О СЛОЖИВШИХСЯ
            И ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ПОГОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ,
                СОСТОЯНИИ И ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"
                           НА 2007 - 2011 ГОДЫ
   
                                Введение
   
       Статьей  12  Договора  об  образовании  Сообщества  Беларуси  и
   России    (1996    г.)    было    предусмотрено   создание   единой
   гидрометеорологической  службы. Это потребовало коренного изменения
   существовавших   ранее   отношений   между  гидрометеорологическими
   службами   России   и   Беларуси,   в  том  числе  создания  единой
   научно-методической  и  нормативно-организационной  базы совместной
   оперативно-производственной       деятельности       в      области
   гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды.
       В  порядке  практической  реализации положений указанной статьи
   Договора,  Решением  Исполкома  Сообщества Беларуси и России в 1996
   г.    образован   Комитет   Сообщества   Беларуси   и   России   по
   гидрометеорологии  и  мониторингу  загрязнения  природной  среды  и
   утверждено  Положение  о Комитете. Затем, в процессе преобразования
   Сообщества   в   Союз  Беларуси  и  России,  вышеуказанный  Комитет
   Исполкомом  Союза  Беларуси  и  России  в  1997  г.  преобразован в
   Комитет  Союза Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу
   загрязнения   природной   среды   и   далее  Постановлением  Совета
   Министров  Союзного  государства  от  25  января 2002 года N 6 этот
   Комитет    преобразован   в   Комитет   Союзного   государства   по
   гидрометеорологии   и   мониторингу  загрязнения  природной  среды.
   Согласно  статье  17 Договора о создании Союзного государства (1999
   г.)   гидрометеорологическая   служба  отнесена  к  исключительному
   ведению Союзного государства.
       Для  организации  и  координации  работ  в  рамках  комплексных
   планов   и   программ  образованного  Комитета  и  контроля  за  их
   реализацией  Исполкомом  Союза  Беларуси  и  России (в мае 1997 г.)
   образована    совместная    коллегия,    которая   весьма   успешно
   обеспечивает  гармоничное развитие, углубление, совершенствование и
   повышение  эффективности  совместной деятельности Беларуси и России
   в области гидрометеорологии и смежных с ней областей.
       В      целях      повышения     эффективности     использования
   гидрометеорологической  информации и данных о загрязнении природной
   среды  в  интересах  населения  и  экономики  Республики Беларусь и
   Российской  Федерации  была разработана и практически реализована в
   1998   -   2001  гг.  Совместная  программа:  "Совершенствование  и
   развитие  единой  технологии  получения, сбора, анализа и прогноза,
   хранения  и  распространения  гидрометеорологической  информации  и
   данных  о  загрязнении  природной среды" (утверждена Постановлением
   Исполнительного  Комитета Союза Беларуси и России от 10 июня 1998 N
   3,  с  общим  объемом  финансирования  из  бюджета Союза Беларуси и
   России в размере 14500 тыс. рос. руб.).
       В   ходе   реализации   первого   этапа   Совместной  программы
   существенное     развитие     получили    работы,    связанные    с
   совершенствованием   существующих   и  созданием  новых  методов  и
   технологий  выдачи различных видов прогнозов гидрометеорологических
   условий,   оценки   состояния   и   загрязнения   природной  среды;
   разработан  и  изготовлен  ряд  гидрометеорологических  приборов  и
   оборудования   (в   частности,   цифровой  уровнемер,  прецизионный
   термогигрограф,   автоматическая   метеостанция),   которыми   были
   оснащены   сетевые   наблюдательные   и  оперативно-прогностические
   органы   гидрометеорологических   служб   России  и  Беларуси,  что
   позволило  повысить  качество  наблюдений и оперативность доведения
   данных  до конкретных потребителей, повышая тем самым эффективность
   использования   ими   получаемой   информации   о   фактическом   и
   прогнозируемом  состоянии  природной  среды  и  снижая,  в конечном
   итоге,  ущерб  от  неблагоприятных и стихийных природных явлений на
   территории России и Беларуси.
       Многие  элементы,  разработанные  в процессе реализации первого
   этапа  Программы, явились логическим продолжением и развитием работ
   второго  этапа  Программы Союзного государства "Совершенствование и
   развитие  единой  технологии  получения, сбора, анализа и прогноза,
   хранения  и  распространения  гидрометеорологической  информации  и
   данных  о загрязнении природной среды на 2003 - 2006 гг. (Программа
   утверждена  Постановлением Совета Министров Союзного государства от
   29.04.2003  N  11).  Общий объем финансирования из бюджета Союзного
   государства  второго  этапа  Программы  составлял  43449  тыс. рос.
   рублей,  со строгой фиксацией выделенных средств на соответствующие
   разделы (всего 6) и проекты (всего 27) Программы.
       Конкретные   разделы  и  проекты  по  второму  этапу  Программы
   выполнялись   в   соответствии   с   ежегодно   разрабатываемыми  и
   утверждаемыми  совместной  коллегией  Комитета календарными планами
   работ  и  Планами  распределения денежных средств на ее реализацию,
   ход  выполнения  которой  регулярно  рассматривается  на заседаниях
   совместной  коллегии с оценкой эффективности использования денежных
   средств на ее реализацию.
       Практическая  реализация  указанной  Программы  в  сочетании  с
   другими  направлениями  деятельности  Комитета Союзного государства
   по  гидрометеорологии  и  мониторингу  загрязнения  природной среды
   создает    прочную    основу   гармоничного   и   последовательного
   дальнейшего   развития   и   совершенствования  формируемой  единой
   научно-методической  и  нормативно-организационной  базы совместной
   оперативно-производственной       деятельности       в      области
   гидрометеорологии   и   мониторинга  загрязнения  природной  среды,
   включая    обеспечение    органов    государственного   управления,
   населения,  экономики  и  вооруженных  сил  Республики  Беларусь  и
   Российской   Федерации   данными  и  информацией  о  фактических  и
   прогнозируемых    погодно-климатических   условиях,   состоянии   и
   загрязнении природной среды.
       Совет  Министров  Союзного  государства  на  своем заседании 19
   декабря  2005  г.  рассмотрел  ход  реализации  Программы  Союзного
   государства   "Совершенствование   и   развитие  единой  технологии
   получения,  сбора,  анализа  и прогноза, хранения и распространения
   гидрометеорологической  информации и данных о загрязнении природной
   среды"  (второй  этап)  на 2003 - 2006 гг. (Протокол N 3) и отметил
   эффективность   совместной   деятельности   Федеральной  службы  по
   гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды и Министерства
   природных  ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в
   рамках   реализуемой  Программы,  что  позволило  усовершенствовать
   методики    и   технологии   гидрометеорологических   прогнозов   и
   штормпредупреждений,   доукомплектовать  необходимым  оборудованием
   измерительные  комплексы и станции, разработать научно-методическую
   базу     для     дальнейшей     работы     по    созданию    единой
   гидрометеорологической службы Союзного государства.
       Совет  Министров  Союзного государства также констатировал, что
   полученные  результаты  создали  основу  для  проведения дальнейших
   совместных  работ,  наметил  их  основные  направления  и  в  целях
   сохранения     достигнутого    высокого    уровня    взаимодействия
   гидрометеорологических  служб  Беларуси  и  России, имеющего важное
   значение   для  получения  данных  и  информации  о  сложившихся  и
   прогнозируемых    погодно-климатических   условиях,   состоянии   и
   загрязнении  природной  среды,  повышения  качества и эффективности
   обеспечения  потребностей населения и экономики Беларуси и России в
   указанных  видах  данных  и  информации,  и поддержал предложение о
   продолжении  совместной  деятельности  в  этом направлении в рамках
   Союзного государства в 2007 - 2011 г.
       Руководствуясь  указанным  Решением  Совета  Министров Союзного
   государства  и  Порядком  разработки и реализации программ Союзного
   государства  (утвержден  Постановлением  Совета  Министров Союзного
   государства  от  11.10.2000  N  7),  совместной  коллегией Комитета
   Союзного    государства    по   гидрометеорологии   и   мониторингу
   загрязнения    природной   среды   была   организована   подготовка
   Предложения   о   разработке   проекта   новой  Программы  Союзного
   государства   на   2007   -  2011  гг.  "Совершенствование  системы
   обеспечения  населения  и отраслей экономики Российской Федерации и
   Республики  Беларусь  информацией  о  сложившихся  и прогнозируемых
   погодно-климатических  условиях,  состоянии и загрязнении природной
   среды",   ориентированной  на  достижение  конечных  результатов  в
   интересах  широкого  круга конкретных пользователей различных видов
   информации    и    продукции   о   сложившихся   и   прогнозируемых
   погодно-климатических  условиях,  состоянии и загрязнении природной
   среды.   В   основу  предлагаемой  Программы  положены  направления
   совместных  работ  и  исследований  на указанный период, одобренные
   Советом   Министров   Союзного   государства   (Протокол   N  3  от
   19.12.2005).  При  этом  коллегия  особо  подчеркнула,  что  проект
   Программы  должен  быть  логическим продолжением и развитием работ,
   выполняемых  в  рамках  реализованной Программы в 2003 - 2006 гг. В
   этой  связи,  было решено предусмотреть в порядке преемственности в
   проекте  новой  Программы  дальнейшее  развитие  совместных работ и
   исследований  с  учетом  полученных  результатов в рамках указанной
   Программы,  наполнив  проект  Программы  на  2007  - 2011 гг. новым
   содержанием,    ориентированным    в    конечном    итоге   не   на
   технологические  аспекты деятельности в области гидрометеорологии и
   мониторинга  загрязнения  природной  среды,  а  на результаты такой
   деятельности    и   их   использование   в   интересах   конкретных
   пользователей выпускаемой соответствующей продукции.
       В  проекте Программы на 2007 - 2011 гг. предусматривается также
   два  принципиально  новых  (по сравнению с предыдущей Программой) и
   исключительно   высокоприоритетных   направления  (раздела)  работ,
   ориентированных  на  совместное  решение  задач  в  рамках Комитета
   Союзного    государства    по   гидрометеорологии   и   мониторингу
   загрязнения природной среды. Это:
       -   разработка   и  практическая  реализация  мер  по  основным
   положениям  Концепции  "гидрометеорологической  безопасности", суть
   которой   -   состояние   защищенности  жизненно  важных  интересов
   личности,  общества  и государства от воздействия опасных природных
   явлений,   изменений   климата,   определена   Федеральным  законом
   Российской  Федерации "О гидрометеорологической службе" N 113-Ф3 от
   19   июля   1998  г.  в  редакции  Федерального  закона  Российской
   Федерации  N  21-ФЗ  от  2  февраля  2006  г.  и Законом Республики
   Беларусь   от   9   января   2006   г.   "О  гидрометеорологической
   деятельности";
       -       развитие       работ       по       специализированному
   гидрометеорологическому    обеспечению    и    методологии   оценки
   экономической      эффективности     деятельности     в     области
   гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды.
       Предложение   о   разработке   проекта   новой  Программы  было
   согласовано    и   поддержано   заинтересованными   отраслевыми   и
   финансовыми   министерствами   и  ведомствами  Беларуси  и  России,
   Правительствами  обеих  стран  и принято Советом Министров Союзного
   государства   (Постановление   от  24  августа  2006  г.  N  25  "О
   Предложении    по   разработке   Программы   Союзного   государства
   "Совершенствование   системы   обеспечения   населения  и  отраслей
   экономики  Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о
   сложившихся   и   прогнозируемых   погодно-климатических  условиях,
   состоянии  и  загрязнении природной среды" на 2007 - 2011 годы). Во
   исполнение   этого  Постановления  и  разработан  проект  настоящей
   Научно-технической программы.
   
            1. Содержание, обоснование актуальности проблемы
        и необходимости разработки Программы Союзного государства
   
       Территории   Российской   Федерации   и   Республики   Беларусь
   характеризуются  большим  разнообразием и интенсивной изменчивостью
   погодно-климатических   условий,  формирующихся  под  влиянием  как
   естественных  природных,  так  и антропогенных факторов, в связи, с
   чем  весьма  велика  опасность возникновения аномальных процессов и
   явлений    погоды,   оказывающих   отрицательные   воздействия   на
   жизнедеятельность  населения,  приводящих к социально-экономическим
   и экологическим последствиям чрезвычайного характера.
       Для  своевременного  всестороннего  анализа  и  оценки  степени
   риска   возникновения   опасных  явлений  погоды  и  предотвращения
   возможных  их  последствий  для  населения  и экономики обеих стран
   необходимо  иметь  четко  отлаженную,  технически  и технологически
   взаимосвязанную,  надежно функционирующую единую систему наблюдений
   за  состоянием  природной среды, сбора, обработки и распространения
   фактических  гидрометеорологических  данных и соответствующих видов
   продукции, в том числе прогностической.
       Создание  систем  защиты жизни и собственности людей, повышение
   эффективности  хозяйственной деятельности, обеспечение потребностей
   обороны,   безопасного   и   устойчивого   социально-экономического
   развития   любого   общества  и  государства  всегда  крайне  остро
   нуждаются  в  достоверной  информации  о  текущих  и прогнозируемых
   погодно-климатических   условиях,   о   состоянии   и   загрязнении
   природной среды, в предупреждениях о стихийных природных явлениях.
       Одна  из  важнейших задач гидрометеорологических служб Беларуси
   и  России  -  своевременное  предупреждение об угрозе возникновения
   опасных   стихийных   явлений,  последствий  техногенных  аварий  и
   катастроф,  связанных  с  загрязнением  природной  среды, наносящих
   огромный  ущерб  экономике  обеих  стран и создающих угрозу жизни и
   здоровью  людей.  Мировая  практика  показывает,  что своевременные
   предупреждения   об   опасных   явлениях,   позволяющие  оперативно
   принимать  необходимые  меры  защиты,  дают  возможность  уменьшать
   потери      до      40%,      что     эффективное     использование
   гидрометеорологической   информации   и   данных   о   состоянии  и
   загрязнении  природной среды дает экономический эффект, значительно
   превышающий  затраты  на  содержание и обеспечение функционирования
   гидрометеорологических служб любой страны.
       В  этой  связи, в числе первоочередных приоритетных направлений
   совместной   деятельности   Российской   Федерации   и   Республики
   Беларусь,  осуществляемой в рамках Комитета Союзного государства по
   гидрометеорологии   и   мониторингу  загрязнения  природной  среды,
   является   техническое,   технологическое,   научно-методическое  и
   нормативно-организационное   развитие   и  совершенствование  таких
   систем,  как  в  России,  так  и в Беларуси и создание на их основе
   единой   гидрометеорологической   службы,   деятельность   которой,
   согласно  статье  17  Договора  о  создании  Союзного  государства,
   отнесена к исключительному ведению Союзного государства.
       Опыт  многих  стран  и,  в  частности  Европейского сообщества,
   показывает,  что  одним  из  наиболее  действенных рычагов реальной
   эффективности   интеграционных   процессов   в   конкретных  сферах
   деятельности,   является   разработка   и  практическая  реализация
   совместных   программ.   На   эти   цели   и   была   ориентирована
   реализованная  в  2003  - 2006 гг. вышеуказанная Программа Союзного
   государства,  которая  позволяла  весьма успешно решать совместными
   усилиями  многие  практические  задачи  в  сфере деятельности обеих
   стран   в   области  гидрометеорологии  и  мониторинга  загрязнения
   природной среды.
   
           2. Основные цели и задачи, этапы и сроки реализации
                     Программы Союзного государства
   
       Основными   целями   Программы  являются  завершение  работ  по
   созданию      единой      (общесоюзной)      гидрометеорологической
   научно-производственной   и   информационной   системы,  на  основе
   которой       будет       обеспечено       повышение       качества
   гидрометеорологического  обеспечения  и  совершенствование  работ в
   области   мониторинга   загрязнения   природной   среды,  повышения
   эффективности  использования  гидрометеорологической  информации  и
   данных  о  состоянии  и  загрязнении  природной  среды  в интересах
   создания   безопасных   условий   жизнедеятельности   населения   и
   устойчивого   социально-экономического   развития   как   России  и
   Беларуси, так и Союзного государства в целом.
       Предусмотренные  направления  совместных работ и исследований в
   рамках  целевой  Программы  Союзного государства на 2007 - 2011 гг.
   являются    логическим    продолжением   и   развитием   совместной
   деятельности  в области гидрометеорологии и смежных с ней областях,
   они  отвечают  государственным  интересам  Российской  Федерации  и
   Республики   Беларусь   и   ориентированы  на  совершенствование  и
   повышение  эффективности  обеспечения  населения, правительственных
   структур,   систем   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных
   ситуаций,  отраслей  экономики  и  обороны  обеих  стран и Союзного
   государства   в   целом,   надежной   оперативной   информацией   о
   фактических  и  ожидаемых погодно-климатических условиях, состоянии
   и  загрязнении  природной среды, о стихийных гидрометеорологических
   явлениях и опасных уровнях загрязнения.
       Принимая  во  внимание, что более 70% опасных стихийных явлений
   природы   имеют  "гидрометеорологическое  происхождение"  (ураганы,
   смерчи,  обильные  осадки, паводки, наводнения и т.д.), в Программе
   предлагается    уделить   особое   внимание   вопросам   разработки
   практических  мер  и  механизмов  по  реализации основных положений
   Концепции   гидрометеорологической   безопасности.   Это   одно  из
   важнейших  направлений  деятельности  гидрометеорологических  служб
   любой  страны,  поскольку  снижение  ущерба  от  стихийных  явлений
   природы является одной из приоритетнейших сфер их деятельности.
       При   этом   в   данном   конкретном  случае  речь  идет  не  о
   национальных  системах,  которые  должны и разрабатываются в рамках
   их   бюджетов,   руководствуясь  соответствующими  решениями  своих
   правительств   и  Решением  Совета  глав  правительств  Содружества
   Независимых  Государств  от 16.04.2004, а о совместной деятельности
   в  рамках  Комитета  Союзного  государства  по  гидрометеорологии и
   мониторингу  загрязнения  природной  среды  и,  в первую очередь по
   сопряженным   территориям,   включая   разработку   и  практическое
   применение в них унифицированных критериев по ОЯ и СГЯ.
       Кроме   того,   в  этой  деятельности  должно  быть  обеспечено
   оперативное  взаимодействие  с  организациями МЧС Беларуси и России
   по   разработке   нормативных   и  научно-методических  документов,
   направленных    на    развитие    и    совершенствование    системы
   гидрометеорологической   безопасности  на  сопряженных  территориях
   обеих   стран.   При   этом  предусматривается  также  гармонизация
   однотипных нормативных актов.
       Реализация    программных    мероприятий    позволит   повысить
   оперативность  обнаружения,  прогнозирования и доведения экстренной
   информации      о      возникновении     и     развитии     опасных
   гидрометеорологических   явлений  и  процессов,  резких  изменениях
   погоды,   экстремальном  загрязнении  природной  среды  до  органов
   государственной   власти,   хозяйствующих  субъектов  и  населения.
   Повысится     качество     прогностической,     аналитической     и
   режимно-справочной   информационной   продукции,   необходимой  для
   рационального  использования  природных  ресурсов.  Будет  расширен
   доступ  ко  всем  видам  гидрометеорологической  информации  общего
   назначения.
       Все  это  будет существенно способствовать смягчению социальных
   последствий  и  уменьшению  потерь  среди  населения обеих стран за
   счет  повышения  эффективности  функционирования системы оповещения
   населения   о  возникновении  чрезвычайных  ситуаций,  связанных  с
   проявлением  опасных гидрометеорологических явлений и экстремальным
   загрязнением природной среды.
       В  процессе  реализации  Программы предусматривается проведение
   совместных  НИР и ОКР по дальнейшему совершенствованию существующих
   и  созданию  новых современных методов и технологий различных видов
   прогнозов,   включая   оперативные  прогнозы  стихийных  явлений  и
   процессов,  долгосрочные  прогнозы  погоды  на месяц, сезон и более
   длительную  перспективу.  Планируется также дальнейшее существенное
   развитие    теории   и   практики   адресного   специализированного
   прогнозирования   для  различных  отраслей  экономики  -  сельского
   хозяйства,  наземного,  воздушного,  морского и речного транспорта,
   топливно-энергетического комплекса, связи и др.
       Происходящие  глобальные  изменения  климата требуют разработки
   стратегии  адаптации  экономики  обеих  стран  к этим изменениям, с
   учетом  их региональных особенностей. В этих целях планируется дать
   прогнозную   оценку   ожидаемых   изменений,   в   первую  очередь,
   температуры   и   осадков,   создать   единую  систему  мониторинга
   изменения   климата  на  территории  Беларуси  и  России,  а  также
   обеспечить   разработку   методологии   учета   этих   изменений  в
   нормативных   документах   прикладной   климатологии  (строительной
   климатологии,  агроклиматологии  и др.). Будут производиться и иные
   совместные   работы   в  этом  направлении  в  процессе  реализации
   Программы.
       В   силу   исключительной   актуальности   проблем  глобального
   изменения   климата   и   его   региональных   особенностей,  этому
   направлению  совместных работ и исследований предполагается уделить
   адекватное  внимание, поскольку и наблюдаемые и ожидаемые изменения
   климата  являются  составным  звеном  любых разработок долгосрочных
   планов   или   программ   социально-экономического  развития  любой
   страны.   Поэтому   в  рамках  этого  направления  намечается  дать
   прогнозную   оценку   ожидаемых   изменений,   в   первую   очередь
   температуры  и  осадков,  применительно  к  территориям  Беларуси и
   России  и  попытаться  сформулировать возможные меры по адаптации к
   ним.
       Поскольку   на   гидрометслужбы  России  и  Беларуси  возложены
   функции   по   решению   задач   мониторинга  загрязнения,  включая
   радиоактивного,  природной  среды,  а также прогнозирования уровней
   загрязнения  атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы, в том
   числе   и  в  случае  техногенных  аварий  и  катастроф,  то  этому
   направлению   деятельности,   осуществляемой   в   рамках  Комитета
   Союзного    государства    по   гидрометеорологии   и   мониторингу
   загрязнения    природной    среды    и   являющейся   исключительно
   высокоприоритетной,  в Программе также уделено особое внимание. Это
   обусловлено  и  тем, что такой вид деятельности требует постоянного
   совершенствования  и  дальнейшего  развития  работ  по  созданию  и
   внедрению   новых   методов,   технических  средств  и  технологий,
   использования  современных  телекоммуникационных  и  иных  систем в
   указанных целях.
       На   решение   этих   и   других   смежных  задач  ориентирован
   соответствующий   раздел  Программы,  включающий  также  дальнейшее
   развитие  работ,  выполненных  в рамках реализованной в 2003 - 2006
   гг.   Программы,   по   созданию   и   практическому  использованию
   интегральных  показателей  загрязнения.  Это,  с  учетом  огромного
   количества   разнообразных   загрязняющих   ингредиентов,  позволит
   создать   объективную  основу  для  проведения  комплексных  оценок
   состояния  и  загрязнения  природной  среды  и  выбора рациональной
   стратегии природоохранной деятельности в конкретных условиях.
       Целевое,  адресное  и  эффективное  использование  информации о
   состоянии  и  загрязнении  природной  среды  позволит предотвращать
   возникновение   и   развитие   опасных   экологических   явлений  и
   процессов,  смягчать  последствия их проявлений. Повышение качества
   и  оперативности предоставления гидрометеорологической информации и
   данных  о  загрязнении природной среды позволят как в Беларуси, так
   и  в  России  более  эффективно  и  целенаправленно  планировать  и
   реализовывать  программы  природоохранной  деятельности в различных
   регионах обеих стран.
       Особое  внимание  в  планируемых работах будет уделено вопросам
   развития,  совершенствования,  повышения  качества  и эффективности
   адресного  специализированного гидрометобеспечения (СГМО) различных
   отраслей  экономики  России  и  Беларуси, широко используя при этом
   технические   возможности   современных   технологий   оперативного
   взаимодействия  с  конкретными  пользователями  продукции  СГМО,  а
   также вопросам оценки его экономической эффективности.
       Принимая     во     внимание,     что    основу    деятельности
   гидрометеорологических   служб   как   Беларуси,   так   и  России,
   составляет  сеть  наблюдений  и  ее техническое оснащение, вопросам
   повышения  качества  работы  сети,  достоверности  и  объективности
   получаемых  данных,  созданию новых технологий и систем наблюдений,
   также  уделяется  особое  внимание в Программе. Поскольку приборы и
   оборудование  для  наблюдений  за  состоянием природной среды имеют
   сравнительно  узкую и весьма специфическую область применения, и на
   этапе  разработки  требуют исключительно высокого профессионального
   и  научно-методического сопровождения, а в процессе их эксплуатации
   -  высокоточного  метрологического  обеспечения,  то развитие этого
   направления   работ  в  Программе  будет  обеспечиваться  с  учетом
   указанных  обстоятельств.  Здесь  также  особо следует подчеркнуть,
   что  приобретение  новых  приборов  за  рубежом  -  весьма дорого и
   ставит  гидрометслужбы  в  зависимость  от зарубежных поставок, что
   порой  вообще  недопустимо,  в  частности,  и  потому,  что  многие
   приборы   используются  в  вооруженных  силах.  Поэтому  необходима
   разработка   и   организация   производства  новых  и  модернизации
   существующих  средств  измерения на промышленных мощностях России и
   Беларуси,  что позволит также за счет увеличения серийности выпуска
   уменьшить   стоимость   изделий.  В  первую  очередь  это  касается
   аэрологических   комплексов,  т.к.  находящиеся  в  эксплуатации  в
   настоящее   время   комплексы   на  протяжении  уже  более  20  лет
   выработали  свой  ресурс,  очень  энергоемки и остро нуждаются в их
   замене  на  новые  малогабаритные,  малоэнергоемкие  аэрологические
   локаторы,  что  оправдано, как с технической, так и с экономической
   точек зрения.
       Продолжение  совместной  деятельности организаций, учреждений и
   предприятий    России    и   Беларуси   в   рамках   Программы   по
   совершенствованию,  разработке и созданию более эффективных методов
   и   технологий  в  сфере  гидрометеорологической  деятельности,  по
   оснащению      наблюдательных     и     оперативно-производственных
   подразделений     гидрометеорологических    служб    обеих    стран
   современными   приборами  и  оборудованием  приведет  не  только  к
   улучшению   условий   труда,  автоматизации  трудоемких  процессов,
   сокращению    энергопотребления,    закреплению    наблюдательского
   персонала,  экономии  финансовых  средств,  повышению  надежности и
   объективности   данных   наблюдений,   но  и  позволит  существенно
   повысить  качество  различных  видов  прогнозов,  и,  как следствие
   этого,    значительно    улучшить    и    повысить    эффективность
   гидрометеорологического  обеспечения  населения, обороны, различных
   отраслей    экономики,    промышленных    и    сельскохозяйственных
   предприятий, коммунальных и других служб, в обеих странах.
       Предусматривается      дальнейшее      развитие      совместной
   российско-белорусской    системы    метеорологической    телесвязи,
   обеспечивающей  сбор,  распространение и обмен данными наблюдений и
   прогностической    информацией    с    использованием   современных
   информационных    и    телекоммуникационных   технологий   (включая
   интернет-технологии).
       Все  это  позволит  существенно  повысить  качество и увеличить
   объем  аналитической  и  прогностической  информации, обеспечить за
   счет  создания  единого  информационного  пространства  оперативный
   доступ   к   этой   информации   органов   государственной  власти,
   населения,   погодозависимых  отраслей  экономики,  широкого  круга
   других  ее  пользователей  как  в России, так и в Беларуси, а также
   обеспечить       в       перспективе      независимость      единой
   гидрометеорологической     службы     Союзного    государства    от
   прогностической продукции зарубежных метеорологических центров.
       Намечается  также  завершить  формирование  и создание единой в
   рамках  Союзного  государства  базы и банков гидрометеорологических
   данных,    существенно    расширить    доступ    ко    всем   видам
   гидрометеорологической  информации  и  продукции,  унифицировать  и
   оптимизировать  процессы  сбора  и тематической обработки различных
   видов  информации  о  состоянии  природной среды, повысить качество
   обеспечения        потребителей       соответствующими       видами
   гидрометеорологических   данных,  информации  и  режимно-справочной
   продукции.
       Поэтому  необходимо  продолжение совместных работ по унификации
   технологий  создания  баз  и  банков данных, программно-технических
   средств,  интерпретации  данных наблюдений и оперативного доступа к
   различным    видам   информации.   Этому   направлению   совместной
   деятельности в рамках Программы, также отводится должное внимание.
       К  числу  приоритетных  направлений  совместных  работ в рамках
   Программы   также  относится  завершение  формирования  и  создания
   единой   унифицированной   базы   технического,   технологического,
   научно-методического  и  нормативно-организационного  регулирования
   различных  видов деятельности в области гидрометеорологии и смежных
   с   ней   областях   в  рамках  Комитета  Союзного  государства  по
   гидрометеорологии  и  мониторингу  загрязнения природной среды. Это
   обусловлено   тем,   что  нормальное  функционирование  создаваемой
   единой    гидрометеорологической    службы   Союзного   государства
   невозможно  без создания единой унифицированной научно-методической
   и   нормативно-организационной  базы,  единых  методик  наблюдений,
   руководств,   наставлений  и  других  документов,  регламентирующих
   деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областей.
       Программа  рассчитана  на  период  2007  -  2011 гг. и включает
   следующие   конкретные   разделы  (направления  работ)  и  решаемые
   задачи:
       Раздел  1.  Разработка  мер по практической реализации основных
   положений Концепции гидрометеорологической безопасности.
       Задачи:
       -   Разработка   количественных   критериев  опасных  природных
   явлений    применительно   к   важнейшим   объектам   хозяйственной
   инфраструктуры  и  районированию приграничных территорий Беларуси и
   России,      с      учетом      риска     возникновения     опасных
   гидрометеорологических явлений и процессов;
       -  Разработка  унифицированных  правил и процедур использования
   экстренной    гидрометеорологической    информации   при   принятии
   адекватных  решений в основных отраслях экономики и для обеспечения
   безопасности населения;
       -  Разработка  методик  определения  предотвращенного  ущерба в
   отраслях  экономики в результате своевременного учета информации об
   опасных природных явлениях гидрометеорологического характера.
       Раздел  2.  Дальнейшее  развитие, совершенствование и повышение
   эффективности  использования  нового  поколения  методов,  систем и
   технологий  прогнозирования  опасных гидрометеорологических явлений
   и  элементов  погоды  в  целях  повышения  безопасности  населения,
   снижения  ущерба  от них и повышения эффективности функционирования
   отраслей экономики Союзного государства.
       Задачи:
       -   Создание   и  оперативное  использование  нового  поколения
   базовых   гидродинамических   прогностических  систем  (моделей)  и
   технологий кратко- и среднесрочного прогнозирования;
       -    Создание    нового    поколения    систем   и   технологий
   прогнозирования  опасных гидрометеорологических явлений в интересах
   обеспечения безопасности населения и снижения ущерба от них;
       -  Создание  нового поколения систем и технологий долгосрочного
   прогнозирования  гидрометеорологических условий (на месяц, сезон) с
   использованием   нового   поколения  глобальных  моделей  природной
   среды,   развитых   физико-статистических   методов   в   интересах
   заблаговременного  обеспечения  такими  прогнозами  погодозависимых
   отраслей экономики, органов власти;
       -   Развитие   и  совершенствование  системы  метеорологической
   телесвязи  на  основе  перспективных  информационных технологий для
   обеспечения    высокой    надежности    и    оперативности   сбора,
   распространения  и  доведения до потребителей соответствующих видов
   гидрометеорологических  данных,  информационной  и  прогностической
   продукции;
       -  Создание  автоматизированных систем и оперативных технологий
   обработки гидрометеорологической информации нового поколения;
       -  Совместное  использование  новых  прогностических  систем  и
   технологий,  обеспечение  эффективного  использования  новых  видов
   продукции    оперативно-прогностическими    структурами    Союзного
   государства.
       Раздел  3. Оценка региональных особенностей изменения климата и
   оценка   его   социально-экономических   последствий  для  основных
   отраслей  экономики  Беларуси  и  России  и разработка практических
   рекомендаций по адаптации к меняющимся климатическим условиям.
       Задачи:
       -   Оценка   наблюдаемых   тенденций   изменения   климата   на
   региональном  уровне  и  выпуск  информационных  бюллетеней  о  его
   состоянии и изменениях на территории Союзного государства;
       -   Исследование   и   сценарные   оценки  ожидаемых  изменений
   регионального климата на территориях Беларуси и России;
       -  Оценка  последствий  изменения  климата  и  его  влияния  на
   базовые  сферы  социально-экономической  деятельности  и подготовка
   рекомендаций  по  адаптации  основных отраслей экономики Беларуси и
   России к возможным изменениям климата;
       -  Совершенствование  и  развитие единых (унифицированных) форм
   представления   климатических  режимно-справочных  пособий  и  иной
   продукции  в  интересах  различных  отраслей  экономики  (сельское,
   водное,  жилищно-коммунальной  хозяйство, строительство, транспорт,
   энергетика и т.д.).
       Раздел  4.  Совершенствование,  развитие и унификация методов и
   технологий   мониторинга   загрязнения   природной  среды  в  целях
   повышения  эффективности  природоохранной  деятельности  и снижения
   неблагоприятных последствий ее загрязнения.
       Задачи:
       -  Создание  на  основе  инструментальных  и  расчетных методов
   единой  комплексной  системы  оценки  фонового  состояния природной
   среды  и  трансграничных потоков загрязняющих веществ на территории
   Союзного государства;
       -   Совершенствование  контактных  и  дистанционных  средств  и
   методов  оперативных измерений радиоактивного загрязнения природной
   среды;
       -  Совершенствование  технологий  оперативного  прогнозирования
   загрязнения    природной    среды,    обусловленного   техногенными
   катастрофами и авариями;
       -   Разработка  новой  технологии  дистанционной  спектрометрии
   водных  объектов  для  оперативной оценки загрязнения поверхностных
   вод суши;
       -    Совершенствование    технологий   получения,   анализа   и
   интерпретации    данных    о    загрязнении   природной   среды   с
   использованием геоинформационных систем;
       -  Интеграция национальных информационно-измерительных систем и
   банков   данных   о   загрязнении   природной  среды  в  глобальные
   информационные системы;
       -   Совершенствование   методов  комплексных  оценок  состояния
   водных объектов на основе учета процессов биоаккумуляции;
       -          Гармонизация          научно-методической          и
   нормативно-организационной   документации   Беларуси  и  России  по
   организации и ведению мониторинга.
       Раздел   5.   Развитие   работ   по   специализированным  видам
   гидрометеорологического  обеспечения различных отраслей экономики и
   методологии оценки их экономической эффективности.
       Задачи:
       -  Создание  и совершенствование новых видов гидрометпродукции,
   обработки   и   передачи   гидрометинформации,   форм,   методов  и
   технологий    СГМО,   направленных   на   повышение   эффективности
   применения  специализированной  гидрометеорологической информации в
   различных отраслях экономики;
       -   Целевые   исследования  и  работы  по  созданию  методик  и
   технологий  по оценке экономического эффекта при осуществлении СГМО
   топливно-энергетического комплекса, транспорта и других отраслей;
       -         Создание         технологий        специализированных
   гидрометеорологических     прогнозов    в    интересах    повышения
   эффективности   работы   транспорта  и  других  отраслей,  а  также
   современных        информационных        технологий       доведения
   гидрометеорологической информации до потребителей;
       -   Совершенствование  методической  и  нормативной  базы  СГМО
   Беларуси  и  России, разработка порядка взаимодействия национальных
   служб   при   осуществлении   совместных   проектов,  разработка  и
   реализация   единых  методик  и  схем  ценовой  политики,  изучение
   потребительского спроса.
       Раздел   6.   Развитие   единых  систем  гидрометеорологических
   наблюдений,  их  технического,  технологического и метрологического
   обеспечения.
       Задачи:
       -   Совершенствование   и   реализация  методов  оптимизации  и
   рационализации  сетей приземных метеорологических и гидрологических
   наблюдений;
       -  Создание  новых  и  совершенствование  существующих методов,
   технологий,    технических   и   программных   средств   проведения
   гидрометеорологических     наблюдений,     сбора,    обработки    и
   распространения  данных  о состоянии природной среды, в том числе с
   использованием    дистанционных    методов,   для   оснащения   ими
   наблюдательных сетей России и Беларуси;
       -  Техническое  развитие  базовых  систем получения и обработки
   различных   видов  гидрометеорологических  данных  и  информации  о
   состоянии   погодно-климатических   условий,  стихийных  и  опасных
   гидрометеорологических явлениях и процессах;
       -   Совершенствование   метрологического   обеспечения   систем
   наблюдений за состоянием природной среды;
       -    Создание    принципиально    новых   и   совершенствование
   существующих  автоматизированных  систем  предупреждения об опасных
   гидрометеорологических    явлениях    и    внедрение    современных
   технологий,  технических  средств и систем наблюдений за состоянием
   природной среды.
       Раздел   7.  Развитие  единых  оперативных  и  режимных  систем
   формирования  и  ведения  государственных  информационных ресурсов,
   баз,  банков  и  фондов  данных  по гидрометеорологии и мониторингу
   загрязнения природной среды.
       Задачи:
       -    Создание   интегрированных   информационных   систем   для
   наблюдательных  платформ на основе современных телекоммуникационных
   технологий и средств вычислительной техники;
       -  Унификация и создание единых информационных процессов сбора,
   обработки,   накопления,   хранения,   поиска   и   распространения
   оперативной и режимной гидрометеорологической информации;
       -    Формирование   государственных   информационных   ресурсов
   гидрометеорологической  информации и данных о загрязнении природной
   среды, спасение данных;
       -  Разработка и освоение новых и усовершенствованных технологий
   и  программных  комплексов  сбора, обработки, накопления, хранения,
   поиска     и     распространения     оперативной     и     режимной
   гидрометеорологической  информации и данных о загрязнении природной
   среды;
       -  Унификация, формирование и создание единых принципов ведения
   государственных   информационных   ресурсов  гидрометеорологической
   информации  и  данных  о  загрязнении  природной среды в Республике
   Беларусь и Российской Федерации.
       Раздел  8. Формирование и создание единой научно-методической и
   организационно-распорядительной    базы    документов    в    сфере
   деятельности  в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения
   природной среды Беларуси и России.
       Задачи:
       -  Развитие  и  унификация  национальных  научно-методических и
   организационно-распорядительных  документов  в  сфере  деятельности
   гидрометеорологических служб Беларуси и России;
       -     Разработка    унифицированных    научно-методических    и
   организационно-распорядительных   документов  актов  и  документов,
   регламентирующих    деятельность   в   рамках   Комитета   Союзного
   государства   по   гидрометеорологии   и   мониторингу  загрязнения
   природной среды;
       -    Формирование    унифицированной    научно-методической   и
   нормативно-распорядительной  базы   документов в сфере деятельности
   в  рамках  Комитета  Союзного  государства  по  гидрометеорологии и
   мониторингу загрязнения природной среды.
   
                   3. Система программных мероприятий
   
       Достижение   намеченных   целей   будет   обеспечиваться  путем
   реализации   системы   программных  мероприятий  в  соответствии  с
   таблицей,  которые  предусматривают  получение  конкретных конечных
   результатов   по   Программе   в   интересах  устойчивого  развития
   Российской  Федерации, Республики Беларусь и Союзного государства в
   целом,  а  также обеспечения населения, правительственных структур,
   органов   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций,
   отраслей  экономики  и  обороны  обеих  стран  надежной оперативной
   информацией    о    сложившихся    фактических   и   прогнозируемых
   погодно-климатических   условиях,   о   состоянии   и   загрязнении
   окружающей  среды,  о  стихийных гидрометеорологических процессах и
   явлениях и опасных уровнях загрязнения атмосферы, воды и почв.
       Таблица  содержит перечень программных мероприятий и конкретных
   проектов;  с  указанием  их  целей,  задач,  ожидаемых результатов,
   сроков их выполнения и объемов финансирования.
       Концентрация    финансовых,    научно-технических,    кадровых,
   вычислительных,   информационных   и   иных  ресурсов  двух  стран,
   создание  единого информационного и технологического пространства в
   сфере   деятельности  в  области  гидрометеорологии  и  мониторинга
   загрязнения  природной  среды  позволит  с  минимальными  затратами
   средств  и времени достичь практических результатов, имеющих важное
   значение       в       содействии      обеспечения      устойчивого
   социально-экономического  развития и Беларуси, и России, и Союзного
   государства в целом.
       Права  на  объекты  интеллектуальной собственности и продукцию,
   созданные  или  приобретенные  в  рамках  реализации  Программы, до
   вступления  в  силу нормативно-правовые актов Союзного государства,
   определяются   в   соответствии  с  национальным  законодательством
   государств-участников    с    учетом    их   долевого   участия   в
   финансировании   Программы.  На  созданные  в  процессе  разработки
   объекты  интеллектуальной  собственности  исполнители  обеспечивают
   получение  охранных  документов  (патентов, свидетельств, авторских
   свидетельств)    в    порядке,   установленном   законодательствами
   государств-участников Союзного государства.
       Предусматриваемые    к   осуществлению   в   рамках   Программы
   мероприятия   направлены  на  логическое  продолжение,  развитие  и
   использование    результатов   ранее   начатых   работ   в   рамках
   реализованной Программы Союзного государства в 2003 - 2006 гг.
   
                                                               Таблица
   
       Система программных мероприятий и объемы их финансирования
           в рамках Программы из бюджета Союзного государства
                           на 2007 - 2011 гг.
   
   ------------------------T------------------T-----------T---------------------------------------------------------T-----------------------¬
   ¦Наименование Программы,¦   Исполнители    ¦   Сроки   ¦         Стоимость реализации (тыс. рос. рублей)         ¦  Ожидаемые результаты ¦
   ¦  разделов и проектов  ¦                  ¦выполнения +-----------T---------------------------------------------+                       ¦
   ¦     (мероприятий)     ¦                  ¦мероприятий¦   Всего   ¦                 В том числе                 ¦                       ¦
   ¦                       ¦                  ¦           ¦           +--------T--------T---------T--------T--------+-----------------------+
   ¦                       ¦                  ¦           ¦           ¦2007 г. ¦2008 г. ¦2009 г.  ¦2010 г. ¦2011 г. ¦                       ¦
   +-----------------------+------------------+-----------+-----------+--------+--------+---------+--------+--------+-----------------------+
   ¦Программа Союзного     ¦Организации и     ¦2007 -     ¦  131833,5 ¦22704,9 ¦24408,8 ¦ 26230,3 ¦28188,6 ¦30300,9 ¦Создание и практическое¦
   ¦государства:           ¦предприятия       ¦2011 гг.   ¦в том      ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦функционирование более ¦
   ¦"Совершенствование     ¦Росгидромета и    ¦           ¦числе:     ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦эффективной системы    ¦

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное