Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ИНСТРУКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 НОЯБРЯ 1992 Г. N ЦУО-112 ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   пожара, спасением людей, эвакуацией подвижного состава и грузов  до
   прибытия  пожарных подразделений возлагается на начальника  станции
   и  его  заместителей, а в их отсутствие - на дежурных по станции  в
   соответствии с требованиями раздела 7 главы 1 настоящих Правил.
       1.8.    Для    обеспечения   бесперебойной   работы    пожарных
   подразделений  при  тушении крупных пожаров  на  базе  локомотивных
   депо  станций  I  -  II  класса должны быть созданы  пункты  запаса
   пенообразователя из расчета 5 - 10 тонн в каждом пункте.
       1.9.   Ответственность  за  своевременное   пополнение   запаса
   пенообразователя   и   контроль  за  его  хранением   и   качеством
   возлагается на начальников локомотивных депо.
       1.10.  Все  депо  по ремонту и обслуживанию подвижного  состава
   должны  быть обеспечены пунктами (цехами) для производства ремонта,
   зарядки  и  испытания  огнетушителей,  а  ответственные  работники,
   производящие  зарядку  и  испытание  огнетушителей,  должны   иметь
   специальную подготовку.
       1.11.  Во  всех  производственных, складских и административных
   помещениях  депо  должен  быть  план  эвакуации  людей,  подвижного
   состава  и  имущества в случае пожара, который  должен  практически
   отрабатываться 1 раз в год.
   
                         2. Локомотивные депо
   
                           Общие требования
   
       2.1.  Требования  настоящего раздела  распространяются  на  все
   депо,  склады жидкого топлива и пункты технического обслуживания  и
   экипировки  локомотивов: электровозов, тепловозов и  моторвагонного
   подвижного  состава  (далее - тяговый подвижной состав,  сокращенно
   ТПС).
       2.2.  Начальники служб локомотивного хозяйства и их заместители
   (главные   инженеры),  начальники  локомотивных  отделов  отделений
   дорог   и  их  заместители,  начальники  основных  локомотивных   и
   моторвагонных  депо  и  их заместители (главные  инженеры)  обязаны
   обеспечить выполнение требований, изложенных в разделах 2, 3,  6  и
   7   главы  1  настоящих  Правил,  не  допускать  выхода  на   линию
   локомотивов с неисправностями, могущими привести к пожару, а  также
   с  неисправными  установками пожарной сигнализации и пожаротушения,
   не    обеспеченными    огнетушащими   средствами   соответствующего
   качества.
       2.3.  Заместители  начальника депо по ремонту,  начальники  баз
   топлива  и  нефтепродуктов,  дежурные  по  депо,  старшие  мастера,
   мастера    и    бригадиры   основных   производственных    участков
   локомотивных,    моторвагонных   депо   и   пунктов    технического
   обслуживания локомотивов (ПТОЛ) обязаны на своих участках:
       проверять   в  установленные  сроки  противопожарное  состояние
   технологического  оборудования, первичных средств  пожаротушения  и
   установок  пожаротушения, инструмента, рабочих мест и закрепленного
   участка  территории депо на их соответствие требованиям  инструкций
   и правил пожарной безопасности;
       контролировать    выполнение   работниками   депо    требований
   технологических регламентов по обеспечению пожарной безопасности  в
   технологических процессах и при проведении пожароопасных  работ,  а
   также  проверять  знания  и  умение  применять  имеющиеся  средства
   пожаротушения  и  действовать  в  случае  возникновения  пожара   в
   соответствии с разработанным планом.
       2.4.  Главные механики, энергетики, старшие мастера, мастера  и
   бригадиры вспомогательных отделений обязаны на своих участках:
       обеспечить  своевременные  профилактические  осмотры  и  ремонт
   технологического     оборудования,     инструмента,      устройств,
   гарантирующие их исправное и пожаробезопасное состояние;
       вести     постоянный    контроль    за    соблюдением    сроков
   профилактического  осмотра  и планово - предупредительных  ремонтов
   электроустановок, систем отопления и вентиляции  в  соответствии  с
   требованиями  раздела  4  главы  1 настоящих  Правил  и  разработку
   местных инструкций по их безопасной эксплуатации;
       обеспечить  соблюдение  требований взрывопожарной  безопасности
   оборудования, приспособлений и устройств, изготовляемых в депо.
       2.5.   Во   время  текущего  ремонта  ТР-1  тепловозов  следует
   проверять  уровень  водного раствора и качество пенообразователя  в
   резервуаре  установки пенного пожаротушения. При  текущих  ремонтах
   ТР-2   и   ТР-3   следует  проверить  работоспособность   установок
   пожаротушения, которыми оборудованы тепловозы.
   
           Территория, здания и помещения локомотивного депо
   
       2.6.  Содержание  территории депо должно  отвечать  требованиям
   раздела  3  главы 1 настоящих Правил. Территория депо  должна  быть
   ограждена в соответствии с требованиями норм.
       2.7.   Содержание  территорий  резервуарных  парков  и  складов
   топлива  должны  соответствовать  требованиям  раздела  6  главы  1
   настоящих   Правил  (склады  ЛВЖ  и  ГЖ).  Открытые   позиции   для
   технического  обслуживания  и  экипировки  локомотивов   на   путях
   станции   и  депо  должны  содержаться  в  чистоте  и  обеспечивать
   свободный доступ к оборудованию в случае возникновения пожара.
       2.8.   Все  ремонтные,  монтажные  и  строительные  работы   на
   территории   эксплуатируемых  резервуаров,  связанные  с   пожарной
   опасностью  (сварка,  резка, очистка резервуаров  и  т.п.),  должны
   проводиться  только  с  письменного разрешения  главного  инженера,
   согласованного с пожарной охраной.
       2.9.  Категории  помещений и зданий депо  по  взрывопожарной  и
   пожарной опасности должны устанавливаться в соответствии с ВНТП-05-
   89/МПС,  а  их содержание отвечать требованиям раздела  3  главы  1
   настоящих Правил.
       2.10.  Проходы  внутри  производственных участков  и  отделений
   должны  иметь  ширину  не менее 1 м. Ширина проездов  для  авто-  и
   электрокаров вдоль производственного участка должна быть 1,8  м,  а
   вдоль   торцовых   стен   -   3   м  в   соответствии   с   нормами
   технологического проектирования.
       Границы  проходов  и  проездов  должны  быть  размечены  белыми
   линиями.    Проходы   и   проезды   не   допускается   загромождать
   оборудованием и различными материалами,
       2.11.  Полы  в  депо  и  ПТОЛ должны  содержаться  в  исправном
   состоянии,  все  траншеи, каналы, лотки должны  плотно  закрываться
   плитами из негорючих материалов.
       На   производственных  участках  и  в  помещениях,  в   которых
   применяются   нефтепродукты,   кислоты   и   другие   пожароопасные
   вещества,  должны  быть  оборудованы стоки (уклоны)  для  отведения
   пролитых на пол жидкостей к сборным колодцам.
       2.12.  Смотровые канавы должны иметь гладкие стены  и  уклон  к
   сборным  колодцам. Электропроводка низкого напряжения  должна  быть
   изолирована  от рельс и шпал, а переносные светильники  напряжением
   до  36  В защищены от механических повреждений. Ниши для размещения
   светильников  и  присоединения обдувочных воздушных рукавов  должны
   быть защищены от попадания горюче - смазочных материалов.
       2.13. Взрывопожароопасные и пожароопасные помещения должны быть
   оборудованы  автоматическими установками пожаротушения  и  пожарной
   сигнализации    в   соответствии   с   действующими    нормативными
   документами.
   
                 Экипировочные сооружения и устройства
   
       2.14.  Резервуары  для  хранения дизельного  топлива  и  масла,
   складские здания и сооружения для хранения нефтепродуктов  в  таре,
   сливо   -   наливные  эстакады,  насосные  должны   соответствовать
   требованиям раздела 6 главы 1 настоящих Правил (склады ЛВЖ и ГЖ).
       2.15.  Сливо  -  наливные  эстакады должны  быть  выполнены  из
   огнестойких  материалов, сливо - наливные эстакады железнодорожного
   пути, резервуары и трубопроводы должны иметь надежные заземления.
       На  границах  сливо - наливных эстакад устанавливаются  надписи
   "Запрещается пользоваться открытым огнем".
       2.16.  Раздаточные  топливные и масляные  колонки  должны  быть
   снабжены  дистанционным  пуском насосов. Оконцеватели,  наконечники
   всасывающих   и   сливных  шлангов  должны  быть   изготовлены   из
   материалов, исключающих возможность искрообразования при  ударах  и
   заземлены.   Снабжение  дизельным  топливом  и  маслом   тепловозов
   допускается  непосредственно на ремонтных  стойлах  из  раздаточных
   колонок с помощью раздаточных пистолетов.
       2.17. В насосных станциях дизельного топлива, смазкораздаточных
   должны  быть вывешены схемы технологической разводки трубопроводов,
   размещения   насосов,  вентилей,  фильтров   с   подписями   о   их
   назначении.
       2.18.   Для   подогрева  нефтепродуктов  в   цистернах   должны
   применяться  переносные  паровые  змеевиковые  подогреватели,  слой
   жидкости  над  элементами  подогревателя должен  быть  толщиной  не
   менее 0,5 м.
       2.19.   Эксплуатация   и   ремонт  резервуаров   для   хранения
   нефтепродуктов   и   насосных  станций   должны   производиться   в
   соответствии с требованием раздела 6 главы 1 настоящих Правил  (см.
   п. п. 6.35 - 6.42).
       2.20.  На  складах  жидкого  топлива  и  в  пунктах  экипировки
   запрещается:
       а)    курить,   разводить   костры,   пользоваться    факелами,
   керосиновыми,  свечными, карбидными фонарями и другими  источниками
   открытого  огня. Курение разрешается только в специально отведенных
   местах;
       б)  производить заправку топливных баков при работающих дизелях
   на тепловозах и действующих форсунках на паровозах;
       в)  при  ремонте  резервуаров  или трубопроводов  устанавливать
   электрогазосварочные агрегаты (в том числе баллоны) ближе 20  м  от
   места  проведения  огневых работ и производить  огневые  работы  на
   расстоянии менее:
       20   м   от   работающих   насосных  по   перекачке   нефти   и
   нефтепродуктов,  от резервуаров с нефтепродуктами,  канализационных
   колодцев   и   стоков,  гидравлических  устройств  и  мест   утечки
   нефтепродуктов;
       40   м   при   проведении  операции  по  наполнению   (откачке)
   резервуаров нефтепродуктами;
       50  м от открытых нефтеловушек и мест утечек газа и от эстакад,
   когда слив и налив нефтепродуктов не производится;
       100 м от эстакад во время слива и налива нефтепродуктов;
       г)  допускать въезд тракторов и автомашин на территорию  внутри
   обвалования  резервуаров  с  горючей жидкостью  и  нарушать  призму
   обваловки.  Въезд на территории складов жидкого топлива  и  пунктов
   экипировки   автомобилей,  тракторов  и  другого  механизированного
   транспорта    допускается    только   при    наличии    специальных
   искрогасителей и средств пожаротушения;
       д)  эксплуатировать экипировочное оборудование с наличием  течи
   (подтеканий) и с неисправной предохранительной аппаратурой;
       е) производить слив нефтепродуктов при грозовых разрядах;
       ж)  пользоваться  металлическими предметами  при  открывании  и
   закрывании крышек на цистернах и резервуарах и допускать  установку
   крышек без прокладов;
       з)  оставлять  открытыми люки резервуаров,  сливные  колодцы  и
   лотки;
       и)  сливать загрязненное топливо и отработанное масло в канавы,
   кюветы и другие не предусмотренные для этой цели места;
       к)   производить   замену   электролампочек   в   насосных    и
   смазкораздаточных при необесточенной сети и работе насосов;
       л)  подогревать открытым огнем емкости с сырой нефтью при сливе
   из  цистерны,  а  также  отогревать промерзшие  сливные  клапаны  и
   застывшие масла;
       м)  производить  ремонт насосных агрегатов и  трубопроводов  во
   время их работы;
       н)  хранить промасленные обтирочные материалы в неустановленных
   местах;
       о)  использовать опоры, клетки, стеллажи из горючих  материалов
   (досок,  шпал и т.п.) под расходные емкости и бочкотару  с  горючей
   жидкостью;
       п)  допускать посторонних лиц в насосные, смазкораздаточные,  в
   зоны резервуарного парка и пункты экипировки;
       р)  пропуск  паровозов и паровых подъемных  кранов  по  сливным
   путям и местам слива и налива;
       с)  производить  сдвиг  цистерн  с  места  слива,  подкатку   и
   торможение  с  применением металлических  лап,  ломов,  башмаков  и
   подобных приспособлений, способных высекать искры.
       2.21. Осмотр резервуаров с нефтепродуктами, а также измерения и
   отбор  обслуживающий персонал должен выполнять в обуви без стальных
   накладок и гвоздей.
       Для  подтормаживания железнодорожных цистерн следует  применять
   деревянные подкладки.
       Течь  горючих  жидкостей в трубопроводах,  фланцах,  задвижках,
   сальниках и других местах должна немедленно устраняться.
       При  опускании  лота или пробоотборника в резервуар  лента  или
   цепь поддерживается на весу, исключая касание края замерного люка.
       Осмотр   заполненных   и  порожних  цистерн   или   резервуаров
   допускается  только  с  применением  для  освещения  аккумуляторных
   фонарей  во взрывобезопасном исполнении. Включение и выключение  их
   должны производиться на расстоянии не менее 10 м от места осмотра.
       2.22.   При  эксплуатации  пескосушительных  установок   должны
   выполняться  требования  к  отопительным установкам,  изложенные  в
   главе 1 настоящих Правил.
   
                        Водопроводные насосные
                     станции и водонапорные башни
   
       2.23.    В   насосных   станциях,   оборудованных   двигателями
   внутреннего  сгорания  и  дизель - генераторами,  расходный  бак  с
   топливом   установленной  емкости  допускается   размещать   внутри
   помещения.
       Топливный  бак  должен  быть оборудован безопасным  в  пожарном
   отношении  измерителем  уровня  жидкости,  аварийной  спусковой   и
   переливной   трубами  для  отвода  топлива  в  аварийную   емкость.
   Расходные   баки   котлов  отопления  должны   устанавливаться   за
   пределами помещений машинных отделений станций.
       2.24.  Насосные  станции,  в которых установлены  пожарные  или
   резервные    насосы   для   целей   пожаротушения,   обеспечиваются
   телефонной  связью  с  пожарной  командой  (пожарным  поездом)  или
   оборудуются  средствами  дистанционного  включения  насосов.  Кроме
   того,  подобные  насосные станции должны обеспечиваться  резервными
   автономными  источниками  электропитания  (передвижными  дизель   -
   электростанциями)  соответствующей мощности, обеспечивающей  запуск
   и работу пожарных насосов.
       Водонапорные  башни  должны быть оборудованы  устройствами  для
   забора воды пожарными автомобилями.
       2.25.  Существующие башни IV, V степеней огнестойкости подлежат
   обязательной   обработке   огнезащитным   составом    или    защите
   штукатуркой, листовой сталью и другими негорючими материалами.
       2.26.   В   резервуарах  водонапорных  башен  должен  постоянно
   содержаться неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения.
       2.27.  В  водонапорных насосных станциях и водонапорных  башнях
   запрещается:
       а) отогревать трубопроводы открытым огнем;
       б)   хранить  легковоспламеняющиеся  и  горючие  жидкости,   за
   исключением   топлива,  предназначенного  для   работы   двигателей
   внутреннего сгорания, обслуживающих станцию.
   
                            Участки ремонта
                  паровозов и базы запаса локомотивов
   
       2.28. Требования пожарной безопасности, изложенные в разделе  1
   настоящей  главы и в п. п. 2.1 - 2.21, распространяются на  участки
   ремонта паровозов и базы запаса локомотивов.
       2.29. На участках ремонта паровозов запрещается:
       а)  ставить  в  депо паровозы с действующими топками,  а  также
   растапливать их в стойлах за пределами вытяжных зонтов;
       б) чистить топки и зольники в стойлах депо;
       в)  ставить  в стойла депо цистерны с легковоспламеняющимися  и
   горючими  жидкостями,  а также порожние цистерны  из-под  удаленных
   жидкостей без предварительной их пропарки.
       2.30.  Шлакоуборочные канавы должны располагаться на расстоянии
   не  менее  50  м  от складов хранения горючих материалов,  а  также
   зданий  IV  и  V  степеней огнестойкости. Шлак и  изгарь  в  местах
   чистки топок должны заливаться водой и регулярно убираться.
       2.31. Запрещается:
       а) чистка топок паровозов в неустановленных местах;
       б)  погрузка  шлака  с наличием признаков горения  в  подвижной
   состав;
       в)   постановка  подвижного  состава  с  горючими   жидкостями,
   опасными  и  другими горючими грузами ближе 50 м от  установленного
   места чистки топок паровозов.
       2.32.  Углеподающие эстакады должны быть выполнены из негорючих
   материалов.
       На углеподающей эстакаде запрещается:
       а)   пользоваться   приборами   освещения   невзрывозащищенного
   исполнения;
       б) подавать топливо на транспортер и в бункера с признаками его
   горения или нагретого до температуры выше 60 град. C;
       в) курить и применять открытый огонь для отогревания редукторов
   и других узлов транспортера.
       2.33.  Базы запаса локомотивов (паровозов) должны располагаться
   вдали  от  главных  путей и иметь надежное  ограждение  и  наружное
   освещение.
       2.34. Водоснабжение базы должно отвечать требованиям раздела  1
   настоящей  главы,  а  здания  и  помещения  оборудованы  первичными
   средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами  для
   депо по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов.
       2.35.  Кладовые для хранения инструмента, инвентаря и  запасных
   частей    для   паровозов,   кладовые   для   хранения   химикатов,
   консервирующих   смазок  и  других  материалов  для  периодического
   обновления  консервации паровозов и их содержания  на  базе  должны
   отвечать требованиям раздела 6 главы 1 настоящих Правил.
       2.36.  Установка  печи  для  сушки силикагеля  и  инструкция  о
   правилах  пожарной  безопасности при ее  эксплуатации  должны  быть
   согласованы с пожарной охраной и утверждены начальником базы.
       2.37.  При  проведении  работ  по консервации  отдельных  узлов
   паровоза путем напыления смеси топочного мазута и осевого  масла  с
   помощью распыляющих устройств запрещается:
       а)   пользоваться   приборами   освещения   невзрывозащищенного
   исполнения;
       б) курить и применять открытый огонь;
       в) проводить параллельно другие работы, связанные с применением
   электро-  и  газосварки,  а  также работы  по  очистке  от  изгари,
   ржавчины и старой краски различных поверхностей паровоза.
       2.38.  После  окончания работ по консервации  узлов  и  деталей
   паровоза  необходимо убрать все горючие и обтирочные  материалы  из
   будки  машиниста,  водяного бака, угольной ямы, огневой  и  дымовой
   коробок и других мест, где проводились работы по консервации;  тару
   с  остатками горючих жидкостей, а также порожнюю сдать  в  кладовую
   для  хранения  консервирующих смазок;  убрать  пролитое  топливо  и
   масло и засыпать песком.
   
                           3. Вагонные депо,
                 депо и участки по ремонту контейнеров
   
                           Общие требования
   
       3.1. Требования настоящего раздела распространяются на депо  по
   ремонту  и техническому обслуживанию грузовых, пассажирских вагонов
   и  рефрижераторных  поездов  и секций,  автономных  рефрижераторных
   вагонов, депо и участков по ремонту контейнеров.
       3.2.  Начальники и главные инженеры службы вагонного  хозяйства
   дорог, начальники отделов вагонного хозяйства отделений дорог и  их
   заместители,  начальники вагонных депо (участков) и их  заместители
   (главные   инженеры)  обязаны  обеспечить  выполнение   требований,
   изложенных  в  разделе  2 главы 1 настоящих  Правил,  не  допускать
   отправку  в рейс пассажирских и рефрижераторных поездов (секций)  и
   АРВ   с  неисправностями,  могущими  привести  к  пожару,  а  также
   неисправными   установками  пожарной  сигнализации   и   аварийными
   выходами  пассажирских  вагонов, а также установками  пожаротушения
   рефрижераторных секций и АРВ.
       Территория,  здания и помещения депо (участков,  парков  и  баз
   отстоя вагонов).
       3.3.  Содержание  территории зданий  и  помещений  депо  должно
   отвечать  требованиям раздела 3 главы 1 настоящих Правил.  Вагонные
   депо  площадью  более  5  га должны иметь не  менее  двух  въездов.
   Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м. К зданиями  и
   сооружениям  по  всей  их  длине  должен  быть  обеспечен   подъезд
   пожарных автомобилей. При ширине здания до 18 м подъезд может  быть
   с  одной  стороны, более 18 м - с двух сторон. Все  проезды  должны
   иметь  твердое покрытие. На территории парков и баз отстоя  вагонов
   должны  быть  дороги  кругового  объезда  и  продольные  проезды  с
   площадками  для разворота пожарных автомобилей; размещение  вагонов
   -  гостиниц  (для  проживания людей) в  составе  отстойных  вагонов
   запрещается.
       3.4.  Пути отцепочного и безотцепочного ремонта вагонов  должны
   своевременно  очищаться  от горючих и других  материалов,  вагонных
   деталей и отходов.
       Для  их  сбора  в  определенных  местах  следует  устанавливать
   металлические ящики с крышками.
       3.5.   Компановка   производственных  участков   и   отделений,
   расстановка вагонов и технологического оборудования в зданиях  депо
   должны    соответствовать    требованиям    норм    проектирования.
   Расстановка   технологического   оборудования,   ширина   проездов,
   проходов,  разрывы  между ремонтными позициями должны  обеспечивать
   взрывопожаробезопасность      технологических      процессов      и
   соответствовать  требованиям  норм технологического  проектирования
   депо.
       3.6.  Запас  материалов  и  изделий должен  отвечать  следующим
   требованиям:  на  рабочем месте - не более сменной  потребности;  в
   кладовых  участков и отделений - не более пятисуточной потребности;
   на  складе  депо  -  не  более месячной  потребности.  Нагрузка  на
   полезную площадь склада должна соответствовать нормативной.
       3.7.   На  каждую  базу  (парк)  отстоя  вагонов  должен   быть
   разработан   оперативный   план   пожаротушения,   регламентирующий
   порядок  эвакуации  и рассредоточения вагонов, действия  работников
   станции  при возникновении пожара, а также по вызову дополнительных
   сил   и   средств,   локомотивов  и   других   специальных   служб,
   предусмотренных планом.
       Оперативный    план    пожаротушения   является    обязательным
   приложением к техническо - распорядительному акту (ТРА) станции,  в
   состав которой входит база (парк) отстоя вагонов.
       3.8.  На  территории депо должны быть оборудованы площадки  для
   сбора  горючего  мусора  и  обтирочного материала  в  контейнеры  с
   крышками;  площадки для отходов пиломатериалов в объеме  5-суточной
   потребности,   размещение  которых  должно   отвечать   требованиям
   раздела 3 главы 1 настоящих Правил.
       3.9. Объемно - планировочные решения производственных помещений
   депо  и  участков  по  ремонту контейнеров  должны  соответствовать
   требованиям норм технологического проектирования.
       3.10.  Установка контейнеров должна производиться на специально
   отведенных площадках, размещаемых на расстоянии не менее  15  м  от
   зданий   и   сооружений  депо  (участка).  Размеры   площадок   для
   складирования  контейнеров, ожидающих ремонта  или  отправки  после
   ремонта,  устанавливаются нормами и зависят  от  типа  контейнеров,
   величины    технологического   запаса    контейнеров    и    высоты
   складирования.
       3.11.     Количество    ярусов    складирования     контейнеров
   (универсальных  и  специализированных групповых) должно  быть:  для
   крупнотоннажных  и среднетоннажных - не более 2, для  малотоннажных
   - не более 3.
       Контейнеры формируются по секциям с одинаковым объемом ремонта,
   при  этом  расстояние  между  секциями  через  каждые  50  м  длины
   площадки должно быть не менее 5 м.
       3.12.   К  площадкам  складирования  контейнеров  предъявляются
   требования  пожарной безопасности, изложенные в п. п. 6.78  -  6.84
   главы 1 настоящих Правил (склады лесоматериалов).
       3.13. Требования пожарной безопасности при проведении работ  по
   техническому обслуживанию, экипировке и ремонту подвижного  состава
   изложены в главе 3 настоящих Правил.
   
             4. Промывочно - пропарочные станции и пункты
   
       4.1.  Площадки, отводимые под промывочно - пропарочные  станции
   (пункты),  должны  отвечать  требованиям типового  технологического
   процесса  станций  и располагаться от железнодорожных  путей  и  от
   ближайших стационарных и тракционных путей на расстоянии  не  менее
   30  м, а от соседних железнодорожных зданий и сооружений - не менее
   50 м.
       Участки  территории, на которых производится обработка цистерн,
   должны   иметь   твердое  покрытие,  не  допускающее  проникновение
   нефтепродуктов в грунт.
       4.2.  Подача цистерн к местам их обработки производится  только
   тепловозами   (мотовозами),  оборудованными  искрогасителями.   При
   подаче   цистерн   устанавливается   прикрытие   не   менее    двух
   четырехосных  вагонов.  Приближение  тепловозов  к  местам  очистки
   ближе  20  м  не допускается, что должно быть обозначено  сигналом,
   запрещающим дальнейшее движение.
       4.3.  Электрооборудование, аппараты и приборы  в  депо  очистки
   должны    быть    во    взрывозащищенном   исполнении.    Установка
   электрораспределительных   устройств   в   помещении   очистки   не
   разрешается.
       4.4.  Сливные  приборы,  крышки колпаков  и  загрузочных  люков
   цистерн,  подаваемых  под  обработку на  промывочно  -  пропарочные
   станции  и  пункты,  должны  быть  закрыты.  Обработанные  цистерны
   должны иметь исправную запорную арматуру.
       4.5.  Пути,  на которых производится заправка клапанов  сливных
   приборов  цистерн,  должны быть оборудованы  желобами  или  другими
   приспособлениями  для улавливания остатков нефтепродуктов.  Люки  и
   приямки  на  отстойниках  и  трубопроводах  должны  быть  постоянно
   закрыты крышками.
       4.6.   При  заправке  клапанов  должны  использоваться   только
   аккумуляторные фонари и неискрообразующий инструмент.
       4.7. Резервуары, трубопроводы, эстакады, цистерны под сливом  и
   сливо  -  наливные  железнодорожные  пути  обеспечиваются  надежным
   заземлением для отвода статического электричества.
       4.8. Металлические переносные и передвижные лестницы снабжаются
   медными крючками и резиновыми подушками под стыками.
       4.9. Вентиляционные камеры, короба и воздуховоды в депо очистки
   должны  быть  из несгораемых материалов, а вентиляционные  агрегаты
   взрывобезопасными.   Переключение  вентиляционных   агрегатов   для
   дегазации цистерн не допускается.
       4.10.  Отопление депо очистки и других зданий может быть только
   центральное  (водяное, паровое низкого давления или  воздушное  без
   рециркуляции и электроподогрева).
       4.11.   Освещение  внутри  котлов  цистерн  допускается  только
   аккумуляторными фонарями. Включение и выключение фонаря  необходимо
   производить вне цистерн.
       4.12.   Использованные   обтирочные   материалы   убираются   в
   металлические  ящики  и  по  окончании  рабочего  дня  выносятся  в
   безопасное в пожарном отношении место.
       4.13.  Эстакада и площадки очищаются от остатков нефтепродуктов
   и промываются горячей водой не реже 1 раза в смену.
       4.14.  На территории промывочно - пропарочных станций и пунктов
   запрещается:
       а)   пересекать  железнодорожные  пути,  здания  и   сооружения
   воздушными электролиниями;
       б)  пользоваться  обувью,  подбитой  стальными  пластинами  или
   гвоздями при работе внутри котла;
       в)  курить  на  территории станций и пунктов (кроме  специально
   оборудованного помещения);
       г)  сливать  остатки легковоспламеняющихся и горючих  жидкостей
   вместе  с  водой  и  конденсатом в общую  канализационную  сеть,  в
   открытые канавы, в кюветы, под откос и т.п.;
       д)  применять  для спуска людей в цистерну переносные  стальные
   лестницы, а также деревянные, обитые сталью;
       е)  оставлять обтирочные материалы внутри осматриваемых цистерн
   и на их наружных частях;
       ж) въезд локомотивов в депо очистки и под эстакады.
   
                         5. Путевое хозяйство
   
                       Содержание полосы отвода
   
       5.1.  Полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной
   от  валежника,  порубочных  остатков и кустарника,  старых  шпал  и
   другого  горючего мусора. Указанные материалы должны  вывозиться  с
   полосы отвода.
       5.2.  Оставшиеся на полосе отвода вследствие аварии или пролива
   горючие  вещества и жидкости должны немедленно убираться. В  случае
   невозможности быстрой ликвидации скоплений жидкостей их  необходимо
   перекачать  (перелить) за полосу в места, защищенные  от  попадания
   искр подвижного состава.
       5.3.  Разлитые  на  путях  горючие жидкости  должны  засыпаться
   песком, землей и удаляться за полосу отвода.
       5.4.  Штабеля снегозащитных щитов, кольев, основания деревянных
   мачт,  фидерных  столбов, опор линий передач и  связи  должны  быть
   опаханы или окопаны в радиусе не менее 1,4 м.
       5.5.   При   временном  хранении  на  перегонах,   станциях   и
   звеносборочных базах шпалы и брусья должны укладываться в  штабеля.
   Площадка  под  штабеля  и территория на расстоянии  не  менее  3  м
   должны  очищаться  от  сухой  травы и другого  горючего  материала,
   окапываться или опахиваться.
       5.6.  Для ограничения роста травы, кустарника на откосах  пути,
   создания    минерализованных   полос   рекомендуется   использовать
   специальные химикаты.
       5.7.  Штабеля шпал и брусьев укладываются параллельно  пути  на
   расстояние  не менее 30 м от строений и сооружений, 10 м  от  путей
   организованного движения поездов, 6 м от других путей  и  не  ближе
   полуторной  высоты  опоры  от  оси линий  электропередач  и  связи.
   Разрыв  между группами шпал должен быть не менее 1 м и между каждой
   парой групп штабелей - не менее 20 м.
       При  длительном хранении или при емкости склада шпал и брусьев,
   превышающей     10000     куб.    м    следует    руководствоваться
   противопожарными  требованиями норм проектирования  складов  лесных
   материалов.
       5.8.  Складирование сена, соломы, дров ближе 50  м  от  мостов,
   путевых  сооружений,  жилых домов и путей организованного  движения
   поездов,  а  также под проводами линий электропередачи и  связи  не
   допускается.
       5.9.  Жилые дома, переездные будки, насосные станции  и  другие
   сооружения  со стороны хвойных лесов и хлебных массивов  отделяются
   канавами или минерализованными защитными полосами шириной не  менее
   1,4 м.
       5.10. В полосе отвода запрещается:
       а) разводить костры и сжигать хворост, порубочные остатки;
       б) оставлять сухостойные деревья и кустарники.
   
                       Искусственные сооружения
   
       5.11.  В  лесных  массивах  мосты окаймляются  минерализованной
   полосой не менее 1,4 м по внешнему периметру полосы отвода.
       5.12.  Земляные участки под мостами в радиусе 50 м должны  быть
   очищены  от сухой травы, кустарника, валежника, горючего  мусора  и
   т.д.
       5.13. У металлических мостов с деревянным настилом длиной более
   100  м и у деревянных мостов длиной более 10 м при паровой тяге  по
   обе   стороны   от   оконечностей  моста   на   расстоянии   30   м
   устанавливаются   предупредительные   сигнальные   знаки    "Закрой
   поддувало".
       5.14.  На  судоходных  пролетах мостов  с  деревянным  настилом
   вывешиваются  сигнальные знаки для пароходов "Закрой сифон".  Такие
   же   сигнальные  знаки  устанавливаются  на  расстоянии  30  м   на
   железнодорожных путях, проходящих под путепроводами  и  пешеходными
   мостами.
       5.15.     Деревянные     путепроводы,     расположенные     над
   железнодорожными  путями,  обиваются  снизу  кровельной  сталью  на
   ширину не менее 4 м со спущенными с обеих сторон краями на 30 см.
       5.16.  На мостах с деревянными пролетными строениями и  опорами
   пространство   между   контррельсами  или   специальными   брусками
   покрывается дощатым настилом с засыпкой его щебнем или  гравием,  а
   пространство  между  путевым рельсом и контррельсом  (или  бруском)
   перекрывается кровельной сталью.
       На  мостах с металлическими пролетными строениями на деревянных
   опорах  указанные покрытия устраиваются над всеми опорами и  в  обе
   стороны  от них на расстояние от 2 до 5 м (в зависимости от  высоты
   опор).
       5.17.  С  замерзанием  рек  у всех деревянных  и  металлических
   мостов  с  деревянным настилом для целей пожаротушения устраиваются
   незамерзающие  проруби и подъезды к ним. Место  нахождения  проруби
   обозначается указателем.
       5.18.   На  всех  мостах  и  путепроводах  загнившие  и  гнилые
   деревянные  шпалы,  брусья  и  другие конструкции  (детали)  должны
   своевременно заменяться.
       5.19.  Охраняемые  мосты  обеспечиваются  телефонной  связью  и
   первичными  средствами пожаротушения в соответствии с  действующими
   нормами.
       5.20. На всех мостах и путепроводах запрещается:
       а)  производить  огневые  работы без  согласования  с  пожарной
   охраной;
       б)  устраивать  вблизи  них  или под  ними  склады  материалов,
   шалаши, места стоянок для судов, плотов, барж и лодок;
       в)   производить   заправку   керосиновых   фонарей   и   баков
   бензомоторных агрегатов;
       г)   содержать  пролетные  строения  и  другие  конструкции  не
   очищенными от нефтепродуктов;
       д)  оставлять не убранными по окончании работы щепу, стружку  и
   другие горючие отходы;
       е)    эксплуатировать    неисправное   электрооборудование    и
   электропроводку;
       ж)  производить  под  мостами выжигание сухой  травы,  а  также
   сжигание кустарника, хвороста и другого горючего материала.
   
                       Путевые машинные станции
   
       5.21.   Места   стоянок  и  баз  путевых   станций   выбираются
   комиссионно, с участием представителя пожарной охраны.
       5.22.  Железнодорожные  пути стоянки  вагонов  ПМС  оборудуются
   стрелочными  переводами  для обеспечения вывода  и  рассредоточения
   подвижного состава на случай пожара.
       5.23. В пунктах стоянки вагоны ПМС расставляются группами по 15
   -  20  вагонов и с разрывом между группами вагонов не  менее  5  м.
   Расстояние между осями путей должно быть не менее 7 м.
       5.24.    Вагоны,   в   которых   размещаются   производственные
   мастерские,  школы,  детские  учреждения  и  т.д.,  должны   стоять
   отдельными  группами с противопожарными разрывами от жилых  вагонов
   не менее 5 м.
       5.25.  При  отсутствии искусственных и естественных  источников
   водоснабжения  в  местах расположения ПМС должен создаваться  запас
   воды  для нужд пожаротушения в железнодорожных цистернах или других
   емкостях из расчета 50 куб. м воды на каждую группу вагонов.
       5.26.  Имеющиеся  искусственные  и  естественные  водоисточники
   оборудуются соответствующими подъездами и устройствами  для  забора
   и подачи воды.
       5.27.  На  территории  ПМС должны быть отведены  и  оборудованы
   места для сбора мусора и шлака, а также места для курения.
       5.28. На каждые 15 жилых вагонов и на каждый вагон специального
   назначения  (вагон  -  кухня, столовая, клуб,  ясли,  сад  и  т.п.)
   приказом  начальника  ПМС  назначаются  ответственные  за  пожарную
   безопасность лица.
       5.29.  Каждое передвижное формирование должно иметь  телефонную
   связь  с  ближайшей  железнодорожной станцией для  вызова  пожарной
   помощи.  В  пунктах  стоянки  вагонов ПМС  должен  быть  установлен
   сигнал оповещения о пожаре.
       5.30.   Оборудование   вагонов  для  передвижных   формирований
   производится   строго   по  утвержденным   чертежам   и   проектам,
   согласованным в установленном порядке с МПС.
       5.31.  В  вагонах, оборудованных под клубы и школы, допускается
   только   водяное   отопление  с  установкой  котлов   в   отдельном
   изолированном помещении вагона.
       5.32.  В крытых грузовых вагонах, оборудованных под мастерские,
   конторы,  кухни, жилье и другие нужды, допускается установка  печей
   -  плит,  выкладываемых  из  кирпича, заключенных  в  металлические
   каркасы, прочно прикрепленные к полу вагона.
       5.33.  При  установке печей - плит должны выполняться следующие
   требования:
       а) пол на месте установки печи изолируется кровельной сталью по
   негорючему  изоляционному материалу толщиной  10  мм.  На  изоляции
   выкладывается  фундамент  в  четыре  ряда  кирпичей  с  устройством
   продольного  и поперечного отверстий в нижнем ряду для  постоянного
   обмена воздуха;
       б) изоляция пола должна выходить за габариты печи на 250 мм,  а
   перед топочным отверстием - на 500 мм;
       в)   печи  от  стен  и  перегородок  вагона  располагаются   на
   расстоянии  не ближе 280 мм. При этом стены и перегородки  по  всей
   высоте до потолка вагона защищаются кровельной сталью по асбесту;
       г)  на  высоту  печи  на  изолированных стенах  и  перегородках
   устанавливаются  металлические экраны с воздушной прослойкой  в  35
   мм и отверстиями для обмена воздуха (внизу и вверху);
       д) дымовая труба от печи на всю высоту от потолка заключается в
   металлический кожух с отверстиями для обмена воздуха;
       е)  в  потолке (крыше) вагона устанавливается типовая  разделка
   размером  250  мм.  Прилегающие к разделке  деревянные  конструкции
   полностью   изолируются  листовой  кровельной  сталью  по   асбесту
   толщиной 10 мм;
       ж) печная труба должна возвышаться над крышей вагона на 30 - 40
   см и оканчиваться искрогасителем.
       5.34.  Полы, стены и потолки внутри вагонов - кузниц, машинных,
   котельных, электростанций и т.п. изолируются кровельной  сталью  по
   негорючему изоляционному материалу толщиной 10 мм.
       5.35. Освещение допускается только электрическое:
       в местах стоянок и баз - от местных источников энергоснабжения;
       при   стоянке  на  участках  дороги,  где  отсутствуют  местные
   источники  энергоснабжения,  -  от собственных  электростанций.  На
   случай  аварийной  ситуации  в каждом  вагоне,  занятом  под  клуб,
   школу,  должно быть в наличии не менее 3-х исправных аккумуляторных
   фонарей.
       5.36.  Электропроводка и электрооборудование  всего  подвижного
   состава  ПМС  должны  быть выполнены в соответствии  с  проектом  и
   требованиями  Правил  устройства  электроустановок.  В  вагонах   -
   школах,  клубах и производственных помещениях (мастерских) проводка
   выполняется в стальных трубах. В жилых, служебных и других  вагонах
   электропроводка   выполняется  проводом  в   металлических   гибких
   рукавах.
       Междувагонные  электрические соединения должны быть  обеспечены
   переходными приспособлениями установленного образца.
       5.37.  Вагоны,  предназначенные для перевозки людей  в  рабочих
   поездах, должны оборудоваться:
       а) типовыми фонарями для освещения;
       б)  типовыми чугунными печами с металлическими дымовыми трубами
   для  отопления  вагона.  Печь  устанавливается  в  соответствии   с
   требованиями, изложенными в п. 5.33 для ПМС;
       в) средствами пожаротушения по нормам, утвержденным МПС.
       5.38. На каждый вагон рабочего поезда назначается ответственное
   лицо  за соблюдением правил пожарной безопасности (по должности  не
   ниже  бригадира).  Ответственность  за  выполнение  противопожарных
   мероприятий  по  подготовке  поездов  возлагается  на  руководителя
   хозяйственного подразделения.
       5.39. В вагонах рабочих поездов запрещается:
       а)  пользоваться  свечами  без фонарей  и  другими  источниками
   открытого огня для освещения;
       б)  укладывать и развешивать около печи одежду, обувь, дрова  и
   другие горючие материалы;
       в)  применять  для  топки печей дрова, длина которых  превышает
   размер топки;
       г) перевозить керосин, бензин и другие легковоспламеняющиеся  и
   горючие вещества;
       д)  растапливать  печи горючими жидкостями и оставлять  их  без
   присмотра;
       е) выбрасывать на ходу поезда золу и шлак.
       5.40.    Закрытые    хранилища   горючих    жидкостей    должны
   соответствовать  требованию  СНиП  и  располагаться  в   безопасных
   местах,  удаленных не менее чем на 50 м от жилых,  производственных
   и складских помещений.
       Возможность  использования помещения для  хранения  горючего  в
   каждом отдельном случае должна согласовываться с пожарной охраной.
       Хранить  и  производить раздачу горючего  в  крытых  вагонах  -
   кладовых запрещается.
       5.41.  Горючие  и легковоспламеняющиеся жидкости, употребляемые
   для  нужд  производства, должны храниться в  металлической  таре  с
   герметически закрывающимися крышками. Под раздаточной тарой  должен
   быть установлен металлический противень.
       5.42.   Территория  вокруг  хранилища  должна  быть  ограждена,
   очищена от сухой травы, кустарника и мусора.
       5.43.  В  помещении  и  на  территории  хранилища  должны  быть
   вывешены   запрещающие   знаки  согласно  требованиям   действующих
   стандартов   и  установлены  первичные  средства  пожаротушения   в
   соответствии с действующими нормами.
       5.44. Заправка топливом автомобилей и тракторов допускается  не
   ближе 10 м от места хранения горючего.
       5.45.  Перевозка к местам работы горюче - смазочных  материалов
   производится  на  бортовых автомобилях, железнодорожных  платформах
   или  прицепных платформах к автодрезинам и мотовозам  в  исправной,
   надежно закрепленной и герметически закрытой таре.
       5.46.  Работникам ПМС и членам их семей, проживающим в вагонах,
   запрещается:
       а)  пристраивать к вагонам тамбуры, сараи, кладовки,  клетки  и
   т.п.  Как исключение, при длительных стоянках, с разрешения  службы
   пути  и  руководства  отделения дороги, в каждом  отдельном  случае
   допускается  устройство унифицированных для ПМС  тамбуров,  которые
   конструктивно  не  соединяются  с вагонами  и  не  препятствуют  их
   передвижению;
       б)  создавать запас топлива более установленной нормы и хранить
   его под вагонами;
       в) хранить керосин, бензин и другие горючие жидкости в вагонах;
       г)  использовать горючие жидкости для растопки печей, освещения
   и приготовления пищи;
       д)  топить  печи с открытыми топочными дверцами и оставлять  их
   без присмотра;
       е)  сушить  белье, одежду и пр. горючие предметы над  топящейся
   печью и вплотную к ней;
       ж) оставлять в вагоне без присмотра малолетних детей;
       з) высыпать мусор и шлак в неустановленных местах;
       и)  производить  газификацию вагонов или пользоваться  газовыми
   плитами различных типов без согласования с пожарной охраной.
       Примечание.   Требования,   изложенные   в   настоящей   главе,
   распространяются и на другие передвижные формирования МПС.
   
                      6. Шпалопропиточные заводы
   
                 Территория, здания и помещения завода
   
       6.1.  Содержание территории завода должно отвечать  требованиям
   ведомственных       норм      технологического       проектирования
   шпалопропиточных заводов и раздела 3 главы 1 настоящих Правил.
       6.2.  Склады  древесины  должны иметь  раздельные  площади  для
   хранения  и  сушки  лесоматериалов и для складирования  пропитанной
   продукции.    Минимальное   расстояние    от    открытых    складов
   лесоматериалов до оси железнодорожных путей должно быть не менее  5
   м.
       6.3.  Способы  и  технология укладки штабелей шпал,  брусьев  и
   столбов  для атмосферной сушки, а также их размеры регламентируются
   ведомственными      нормами     технологического     проектирования
   шпалопропиточных  заводов.  Размещение  штабелей,   противопожарные
   разрывы   между  штабелями  и  группами  штабелей,  противопожарное
   водоснабжение   должны   отвечать   требованиям   СН   473-75,    а
   противопожарный  режим на складе - требованиям раздела  6  главы  1
   настоящих Правил (склады лесоматериалов).
       6.4.   Ангар   остывания  пропитанной  древесины  должен   быть
   оборудован  системой принудительной вентиляции, сточными  траншеями
   и  сборниками  стекающего антисептика, который периодически  должен
   откачиваться  и  удаляться в очистные сооружения  (отстойники)  для
   последующей утилизации.
       Складирование  пакетированных шпал после остывания  и  погрузка
   пакетов   шпал   в   подвижной  состав  должны   осуществляться   в
   соответствии с требованиями ВНТП для шпалопропиточных заводов.
       6.5.  При  площади складов свыше 9 га должно быть предусмотрено
   устройство  кольцевой  сети противопожарного  водопровода  высокого
   давления  с  установкой пожарных гидрантов и стационарных  лафетных
   стволов в соответствии с требованиями СН 473-75.
       6.6.  При  площади  складов более 18  га  необходимо  создавать
   дополнительные  противопожарные разрывы шириной 100 м,  разделяющие
   территорию складов на участки площадью не более 18 га.
       6.7. Внутризаводские пути, территория складов лесоматериалов  и
   пропитанной  продукции, предцилиндровые площадки и  другие  участки
   должны  постоянно  очищаться  от  щепы,  коры,  стекающих  со  шпал
   горючих  жидкостей  и  прочих отходов и  систематически  посыпаться
   песком.
       6.8.  Склады  антисептика  должны  соответствовать  требованиям
   раздела  6 главы 1 настоящих Правил (склады ЛВЖ и ГЖ). Пункт  слива
   антисептика  должен  быть оборудован сливным стояком,  устройствами

Счетчики
 
Реклама
Разное