Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ИНСТРУКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 НОЯБРЯ 1992 Г. N ЦУО-112 ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
       4.32.  Оборудование  и  воздухоотводы  вытяжных  систем  должны
   очищаться  от  горючих отложений (при отключенных  вентиляторах)  с
   использованием неискрообразующего инструмента.
       4.33.    Проверка,    профилактический   осмотр    и    очистка
   вентиляционного   оборудования  должны  проводиться   по   графику,
   утвержденному  руководителем объекта или подразделения.  Результаты
   осмотра  фиксируются  в  специальном журнале.  Запрещается  очистка
   вентиляционных   систем  от  горючих  отложений  огневым   способом
   (выжиганием).
       4.34.     Воздухоотводы    вытяжных    систем,    по    которым
   транспортируется  взрывоопасная  или  горючая  пыль,  должны  иметь
   устройства  для  периодической очистки от горючих отложений  (люки,
   разборные соединения и др.).
       4.35.   При   эксплуатации   автоматических   огнезадерживающих
   клапанов необходимо:
       не  реже  одного  раза в неделю проверять их общее  техническое
   состояние;
       своевременно очищать от загрязнения пылью и другими отложениями
   чувствительные  элементы  приводов  задвижек  (легкоплавкие  замки,
   легкосгораемые вставки, термочувствительные элементы и т.п.);
       ревизию автоматических огнезадерживающих устройств проводить  в
   сроки,  установленные графиком планово - предупредительного ремонта
   (ППР),  но не реже одного раза в год. Результаты оформлять актом  и
   заносить в паспорта соответствующих вентустановок.
       4.36.   Работающий   электродвигатель   подлежит   немедленному
   отключению  при:  возникновении сильной вибрации  электродвигателя;
   выявлении  неисправности  вентилятора;  перегреве  подшипников  или
   корпуса    электродвигателя;   появлении    признаков    перегрузки
   электродвигателя   (гудение,  перегрев   корпуса,   запах   горелой
   изоляции),  появлении  огня  и дыма из  электродвигателя  в  случае
   короткого  замыкания,  перегрузки или любой  другой  неисправности,
   могущей привести к возникновению пожара или взрыва.
       4.37.  При  появлении неисправностей, могущих послужить  прямой
   или  косвенной  причиной  пожара (перегрузка  вентиляторов,  биение
   лопаток  рабочих  колес  о  кожух, перегрев  подшипников  и  т.п.),
   следует  немедленно  остановить  вентилятор  и  не  допускать   его
   включения до полного устранения неисправности.
       4.38.  Очистные устройства (скрубберы, циклоны, фильтры и т.п.)
   для    улавливания   пожаровзрывоопасных   веществ   должны   иметь
   заземление.
       4.39. При эксплуатации очистных устройств необходимо:
       очистку  фильтрующих устройств производить по  мере  накопления
   уловленных   вредностей.  Уловленные  отходы  должны  удаляться   в
   специально отведенные места;
       выгрузку  горючей пыли из циклонов производить при  выключенном
   вентиляторе;
       если улавливаемые циклоном отходы сжигаются в топках котлов, то
   на  питающем  топку  трубопроводе  следует  устанавливать  шиберные
   заслонки автоматического действия;
       при ручной очистке и ремонте фильтрующих установок не допускать
   применения открытого огня или искрообразующих инструментов;
       осуществлять     контроль     за     исправностью      взрывных
   предохранительных    и   огнезадерживающих   устройств    (клапаны,
   мембраны, огнепреградители);
       при  появлении очагов самовозгорания немедленно принять меры  к
   их ликвидации и удалению отходов и отложений в безопасное место.
       4.40. В случае возникновения пожара в вентиляционной камере,  в
   воздуховодах,   фильтрующем  устройстве  или   на   любом   участке
   вентиляционной системы следует выключить вентиляционную  установку,
   сообщить   о   случившемся  в  пожарную  охрану   и   администрации
   подразделения и принять меры к ликвидации пожара.
   
                  5. Требования пожарной безопасности
           для пассажирских и служебно - технических зданий
            сигнализации, централизации, блокировки и связи
   
                          Пассажирские здания
   
       5.1. Требования пожарной безопасности, изложенные в разделах 1,
   2,  3,  4 главы 1 настоящих Правил, распространяются соответственно
   на  пассажирские  помещения  основного назначения,  дополнительного
   обслуживания   пассажиров,   а  также   служебные   и   технические
   помещения.    Планировочные    решения    вновь    выстроенных    и
   реконструированных   пассажирских   зданий   и   помещений   должны
   соответствовать проектной документации, разработанной на  основании
   требований    СНиП    и    ведомственных   норм    технологического
   проектирования.
       5.2.  Вдоль пассажирских зданий должен быть обеспечен  сквозной
   проезд   пожарных  автомобилей.  Пассажирские  помещения  основного
   назначения,  дополнительного  обслуживания  пассажиров,   а   также
   служебные   и   технические  помещения   должны   быть   обеспечены
   первичными  средствами пожаротушения в соответствии с  действующими
   Нормами  оснащения  объектов и подвижного состава  железнодорожного
   транспорта первичными средствами пожаротушения.
       5.3.  Размещение киосков для торговли и выполнения других услуг
   для  пассажиров в пассажирских зданиях допускается по  согласованию
   с администрацией вокзала и органами пожарного надзора.
       5.4. Оборудование пассажирских помещений основного назначения и
   дополнительного  обслуживания  пассажиров,  а  также  служебных   и
   технических  помещений автоматическими установками пожаротушения  и
   пожарной  сигнализации регламентируется соответствующими  разделами
   СНиП  "Общественные  здания и сооружения"  и  другими  действующими
   нормативными документами.
       5.5.  Электронагревательные  приборы,  применяемые  в  буфетах,
   ресторанах, предприятиях бытового обслуживания пассажиров и  других
   помещениях, должны устанавливаться на несгораемых подставках.
       5.6.  Стеллажи  в  камерах  хранения ручной  клади  и  багажных
   кладовых  должны быть выполнены из негорючих материалов. Устройство
   антресолей не допускается.
       5.7. Краска для маркировки багажа должна храниться в специально
   отведенном месте в металлической закрытой таре.
       5.8.    В   пассажирских   помещениях   основного   назначения,
   дополнительного  обслуживания,  камерах  хранения  и   в   багажных
   кладовых запрещается:
       а) курить в неустановленных местах и применять открытый огонь;
       б) принимать на хранение и к перевозке легковоспламеняющиеся  и
   горючие   жидкости,   взрывчатые,  едкие   и   ядовитые   вещества,
   мотоциклы,  мопеды  и т.п. с наличием бензина (топливной  смеси)  в
   баках и с подключенными аккумуляторами;
       в)  оставлять  без  присмотра включенные  электронагревательные
   приборы.
       5.9.    Размещение   видеозалов   (помещений   для    просмотра
   видеопрограмм)  в пассажирских зданиях регламентируется  "Правилами
   пожарной   безопасности   для   видеокомплексов"   (ППБ-151"В"-88),
   приведенными   в  Приложении  4.  Ответственность  за   обеспечение
   пожарной безопасности видеокомплексов несут их руководители.
   
                     Служебно - технические здания
            сигнализации, централизации, блокировки и связи
                      (посты ЭЦ, ГАЦ, ДЦ, ГАЦ-ЭЦ)
   
       5.10.  Планировочные  решения  и  степень  огнестойкости  вновь
   выстроенных и реконструированных служебно - технических зданий  СЦБ
   и    связи    должны   соответствовать   требованиям    ВНТП/МПС-85
   (Ведомственные  нормы технологического проектирования.  Служебно  -
   технические  здания  СЦБ  и  связи на  железнодорожном  транспорте.
   Устройства    автоматики   и   телемеханики   на    железнодорожном
   транспорте).
       5.11. Категории служебно - технических помещений и зданий СЦБ и
   связи  по  взрывопожарной  и пожарной опасности  устанавливаются  в
   соответствии  с требованиями ВНТП-05-89/МПС (Определение  категорий
   помещений   и  зданий  производственного  и  складского  назначения
   предприятий    и    объектов    железнодорожного    транспорта    и
   метрополитенов по взрывопожарной и пожарной опасности).
       5.12.    Здания   СЦБ   и   связи   должны   быть   оборудованы
   противопожарным    водопроводом    и    автоматической     пожарной
   сигнализацией  в соответствии с требованиями ВНТП/МПС-85  (Служебно
   -  технические  здания СЦБ и связи на железнодорожном  транспорте).
   При   отсутствии   централизованного   водоснабжения   для   зданий
   строительным    объемом   1000   -   5000   куб.   м    допускается
   предусматривать  пожарное водоснабжение из  пожарных  водоемов  или
   резервуаров.
       5.13.  Противопожарные  требования к  системам  теплоснабжения,
   отопления   и   вентиляции  регламентируются  СНиП  и  ВНТП/МПС-85.
   Содержание   территории,   зданий,  помещений   и   энергетического
   оборудования  должно  соответствовать  требованиям,  изложенным   в
   разделах 3 и 4 главы 1 настоящих Правил.
       5.14.  Встроенные в здания СЦБ и связи дизельные электростанции
   должны    отделяться    от   других   помещений    противопожарными
   перегородками   1-го   типа.  В  помещении  электростанции   должен
   устанавливаться   расходный  топливомасляный   бак,   оборудованный
   аварийным сливом.
       При   количестве  горючих  жидкостей  до  1000  л   допускается
   оборудование поддона или приямка, рассчитанных на прием  указанного
   количества жидкости.
       5.15.  Для хранения топлива вне здания поста ЭЦ или дома  связи
   при  общем его количестве до 600 кг допускается использовать тарное
   хранилище  II  степени огнестойкости на одну  секцию.  При  большем
   количестве   топлива  должны  строиться  специальные  хранилища   в
   соответствии с действующими противопожарными нормами.
       5.16.  Помещения аккумуляторных батарей, в которых производится
   заряд  аккумуляторов при напряжении более 2,3 В на элемент,  должны
   отвечать  требованиям  главы 4.4 ПУЭ, при этом  должны  соблюдаться
   следующие основные правила:
       а)   для   аккумуляторной   батареи   следует   предусматривать
   блокировку,  не допускающую проведения заряда батарей с напряжением
   более 2,3 В на элемент при отключенной вентиляции;
       б)  проходы для обслуживания аккумуляторных батарей должны быть
   шириной   в   свету  между  аккумуляторами  не  менее   1   м   при
   двухстороннем   расположении   аккумуляторов   и    0,8    м    при
   одностороннем;
       в)  расстояние от аккумуляторов до отопительных приборов должно
   быть не менее 0,75 м;
       г)   аккумуляторные  батареи  рекомендуется   устанавливать   в
   помещениях   с   естественным  освещением;  для   окон   необходимо
   применять  матовое  или  покрытое  белой  клеевой  краской  стекло.
   Допускается  аккумуляторные батареи устанавливать в помещениях  без
   естественного  освещения,  при  этом  светильники  должны  быть  во
   взрывозащищенном  исполнении, а осветительная проводка  выполняться
   в    кислотоупорной    оболочке.    Выключатели,    предохранители,
   штепсельные   розетки   и  т.д.  монтируются  вне   аккумуляторного
   помещения;
       д)  вход в аккумуляторное помещение должен осуществляться через
   тамбур.  Устройство  входа  из бытовых  помещений  не  допускается.
   Тамбур  должен  иметь  такие  размеры,  чтобы  дверь  из  помещения
   аккумуляторной  батареи в тамбур можно было открывать  и  закрывать
   при  закрытой  двери из тамбура в смежное помещение. Двери  тамбура
   должны  открываться наружу и должны быть снабжены самозапирающимися
   замками,   допускающими  их  открывание  без  ключа  с   внутренней
   стороны.
       На  дверях должны быть надписи: "Аккумуляторная", "Огнеопасно",
   "С огнем не входить", "Курение запрещается";
       е)  помещения  аккумуляторных батарей должны  быть  оборудованы
   стационарной  принудительной  приточно  -  вытяжной  вентиляцией  в
   соответствии с требованиями главы 4.4 ПУЭ.
       Включение  вентиляции в дымоходы или в общую систему вентиляции
   здания запрещается;
       ж)  отопление  помещения аккумуляторной  батареи  рекомендуется
   осуществлять  при  помощи калориферной установки,  размещаемой  вне
   этого  помещения  и  подающей  теплый воздух  через  вентиляционный
   канал.
       При применении электроподогрева должны быть приняты меры против
   заноса   искр  через  канал.  При  устройстве  водяного  (парового)
   отопления  оно  должно  выполняться гладкими трубами,  соединенными
   сваркой. Фланцевые соединения и установка вентилей запрещаются.
       5.17.  В зданиях СЦБ и связи силовые кабели напряжением 380/220
   В  прокладываются в соответствии с требованиями ВНТП/МПС-84  г.  от
   23.12.66  N  Ш-3811/П-30562 и вводятся раздельно от кабелей  СЦБ  и
   связи.  Кабели  в помещениях должны прокладываться по металлическим
   конструкциям,  укрепляемым на стенах или  релейных  стативах,  а  в
   аппаратных  помещениях - в каналах. Деревянные щиты,  перекрывающие
   кабельные  каналы,  должны  быть обшиты снизу  листовой  сталью  по
   негорючему   изоляционному  материалу.  Кабельные   каналы   должны
   содержаться в чистоте.
       5.18.  Заземляющие  устройства сооружений СЦБ  и  связи  должны
   соответствовать  требованиям ВСН 129/11-77 и методических  указаний
   ГТСС  N  И-179-89  г.  Щиты выключения питания  постовых  устройств
   автоматики  и  связи должны располагаться в местах,  доступных  для
   пользования  обслуживающим персоналом при  возникновении  пожара  и
   аварийных ситуаций.
   
            6. Требования пожарной безопасности для складов
          общего и специального назначения, грузовых районов,
            контейнерных площадок и сортировочных платформ
   
                           Общие требования
   
       6.1.  Объемно  -  планировочные  решения  вновь  выстроенных  и
   реконструированных   складских  зданий,  а  также   помещений   для
   работающих  на  складах должны соответствовать требованиям  СНиП  и
   ведомственных   норм  технологического  проектирования.   Категории
   складских   помещений  и  зданий  по  взрывопожарной   и   пожарной
   опасности должны устанавливаться в соответствии с ВНТП-05-89/МПС.
       6.2.  Помещения приемосдатчиков грузов, кладовщиков  и  бытовые
   помещения  для рабочих, размещенные в зданиях складов, должны  быть
   изолированы    противопожарными   преградами,   а    также    иметь
   самостоятельный выход наружу.
       6.3.   В  зависимости  от  класса  помещений  складов  по   ПУЭ
   электропроводка   и  электрические  светильники   должны   отвечать
   требованиям глав 7.4 и 7.3 ПУЭ.
       Электросветильники в помещениях складов следует  размещать  над
   проходами. Они должны находиться на расстоянии не менее  О,3  м  от
   сгораемых конструкций и 0,5 м от грузов.
       6.4.  В  нерабочее  время все силовые и  осветительные  сети  в
   складах  должны обесточиваться. Включение и выключение  силового  и
   осветительного  электрооборудования должно производиться  в  каждой
   секции склада самостоятельно.
       Отключающие аппараты должны быть установлены снаружи складов на
   несгораемых  стенах  или  на  отдельно стоящих  опорах  в  закрытых
   несгораемых    ящиках,   которые   в   нерабочее    время    должны
   пломбироваться или опечатываться.
       6.5.  Транзитная  прокладка проводов или  кабелей  и  установка
   штепсельных розеток внутри складских помещений не допускается.
       6.6. Переносные электрические светильники допускается применять
   напряжением 12 В в защитной металлической сетке.
       6.7.  Распределение  грузов  по складам,  а  также  определение
   возможности  совместного  хранения  веществ  и  материалов   должны
   производиться на основе количественного учета показателей  пожарной
   опасности,   токсичности,  химической  активности  и   однородности
   средств  пожаротушения по ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная  безопасность.
   Общие   требования".   Порядок  совместного  хранения   веществ   и
   материалов  следует  устанавливать  в  соответствии  со  справочным
   приложением 7 упомянутого ГОСТа.
       6.8. Стеллажи и шкафы для хранения грузов должны быть выполнены
   из  негорючих материалов и надежно закреплены. В отдельных случаях,
   когда   это   требуется  правилами  хранения  грузов,   допускается
   применять деревянные полки, пропитанные огнезащитным составом.
       6.9.   Стеллажи  и  грузы  должны  располагаться   так,   чтобы
   продольный проход в складском помещении по ширине был не менее  1,0
   м,  поперечные проходы не менее ширины дверей (ворот), а расстояние
   от стен, батарей и труб центрального отопления - не менее 0,5 м.
       6.10.  При  хранении  грузов без стеллажей  на  полу  складских
   помещений должны быть нанесены краской разграничительные линии  для
   обозначения проездов (проходов) и разгрузочных площадок.
       6.11. Автотранспорт, электрокары и другие транспортные средства
   запрещается   оставлять   после  окончания   работы   в   складских
   помещениях.
       6.12.  Не  разрешается  использовать  чердачные  помещения  для
   хранения  каких-либо грузов. Окна чердачных помещений  должны  быть
   остеклены и закрыты.
       6.13.  Грузовые районы, материальные склады и базы должны  быть
   ограждены  забором.  Содержание территории  должно  соответствовать
   требованиям, изложенным в разделе 3 главы 1 настоящих Правил.
       6.14.  Открытые  стоянки автомобилей на  складских  территориях
   допускается  располагать  не ближе 10 м  от  зданий,  сооружений  и
   площадок  хранения  грузов,  а от глухих  противопожарных  стен  не
   менее 2 метров.
       6.15.    Заправку   горючим   автомобилей   и   автопогрузчиков
   допускается производить только в специально отведенных местах.
       6.16.  Въезд автомобилей, автокранов, локомотивов, мотовозов  и
   дрезин  в  закрытые  складские помещения и в  крытые  сортировочные
   платформы,   не   имеющие   специальных   подъездных   путей,    не
   допускается.
       6.17. Не допускается устройство воздушных линий электропередачи
   и  наружных  электропроводов  над  сгораемыми  кровлями,  навесами,
   штабелями  сгораемых грузов, тары и складами для  хранения  горючих
   материалов.
       6.18.  Площадки для погрузки и выгрузки опасных и особо опасных
   грузов  должны располагаться не ближе 50 м от зданий, сооружений  и
   путей  организованного движения поездов. При этом хранение  опасных
   грузов   должно   осуществляться  в  складах   I   и   II   степени
   огнестойкости, а особо опасных грузов - преимущественно в  отдельно
   стоящих зданиях I и II степени огнестойкости.
       6.19.  Кладовые для баллонов с газами и химических  веществ  на
   грузовых  дворах,  материальных складах  и  базах  располагаются  в
   специально отведенных местах.
       6.20.  Эстакады и другие разгрузочные устройства  для  выгрузки
   угля  должны  располагаться не ближе  50  м  от  складов  тарных  и
   штучных грузов и контейнерных пунктов.
       6.21.  Устройство  хранилищ для горючих и легковоспламеняющихся
   жидкостей  на  территориях грузовых районов и материальных  складов
   (баз) не допускается.
       6.22.  Деревянные конструкции складских помещений  должны  быть
   обработаны огнезащитным составом.
       6.23.  Устройство в складских помещениях сгораемых перегородок,
   антресолей и т.д. не допускается.
       6.24.   В   грузовых  районах,  складах,  базах  и  в  кладовых
   запрещается:
       а)   установка   газовых  плит,  бытовых  электронагревательных
   приборов в складских помещениях;
       б)  курение, применение открытого огня, свечного и керосинового
   освещения;
       в)   размещение   грузов  или  материалов   на   рампах   и   в
   противопожарных разрывах;
       г)  ставить  под  навесы  крыш складов и  крытых  сортировочных
   платформ   локомотивы,  дрезины,  мотовозы,  вагоны  с   топящимися
   печами, а также цистерны с ЛВЖ и ГЖ;
       д)   применение   открытого  огня  для   подогрева   двигателей
   автомашин, тракторов и других агрегатов.
       6.25.   Во  всех  складских  помещениях  должны  быть  вывешены
   таблички  с  указанием лиц, ответственных за пожарную безопасность,
   а  также  запрещающие знаки: "Огнеопасно", "С  огнем  не  входить",
   согласно действующему стандарту.
   
                            Склады ЛВЖ и ГЖ
   
       6.26.  На  складах  ЛВЖ  и ГЖ, входящих  в  состав  предприятий
   (промышленных,  транспортных и др.), нормы хранения  нефтепродуктов
   и  противопожарные требования к помещениям, связанным с хранением и
   раздачей   нефтепродуктов,  а  также  к  противопожарным  разрывам,
   регламентируются действующими СНиП.
       6.27. Открытые склады ЛВЖ и ГЖ следует размещать на площадках с
   более  низкой  отметкой  относительно  производственных  зданий   и
   территории населенных пунктов.
       Резервуары     должны    иметь    ограждения     (обвалование),
   препятствующие   растеканию  жидкостей  в  случае  аварии.   Склады
   нефтепродуктов,    располагаемые    на    огражденных     площадках
   предприятий, не должны иметь отдельного ограждения.
       6.28.   Территория  склада  ЛВЖ  и  ГЖ  должна   быть   ровной,
   утрамбованной,  посыпанной  песком,  огражденной,  иметь   наружное
   освещение  и содержаться в чистоте. Места пролива жидкостей  должны
   засыпаться песком.
       6.29.   Для   предотвращения  воздействия  солнечной   радиации
   наземные  и  заглубленные  емкости с  нефтепродуктами  окрашиваются
   светлой краской.
       6.30.  На  каждом резервуаре должны быть указаны вид  продукта,
   тип   резервуара  и  максимальный  уровень  заполнения.  Результаты
   осмотра резервуаров и другого оборудования складов ЛВЖ и ГЖ  должны
   записываться   в  специальном  журнале.  Запрещается   эксплуатация
   резервуаров с наличием отпотин, подтеканий и сквозных отверстий.
       6.31.   Земляное   обвалование  и  ограждение   должны   всегда
   находиться   в  исправном  состоянии.  Площади  внутри  обвалования
   должны  быть спланированы, посыпаны песком и содержаться в чистоте.
   Повреждения  обвалований  и переходных мостков  следует  немедленно
   устранять.
       6.32.  При  осмотре резервуаров, отборе проб или замере  уровня
   жидкости     следует    применять    приспособления,    исключающие
   искрообразование  при  ударах.  Должен  осуществляться  надзор   за
   исправностью  молниеотводов и заземляющих устройств с проверкой  на
   омическое  сопротивление один раз в год (летом  при  сухой  почве).
   Огнепреградители  должны проверяться при температуре  воздуха  выше
   нуля не реже одного раза в месяц, а при температуре ниже нуля -  не
   реже двух раз в месяц.
       6.33.  Работы по ремонту резервуаров следует производить только
   после полного освобождения резервуара от жидкости, отсоединения  от
   него   трубопровода,   открытия  всех  люков,  тщательной   очистки
   (пропарка и промывка), отбора из резервуара проб воздуха и  анализа
   на отсутствие взрывоопасной концентрации.
       6.34.   При   наливе  не  допускается  переполнять  емкости   с
   нефтепродуктами.
       При  наливе  и  сливе  ЛВЖ и ГЖ обслуживающий  персонал  должен
   соблюдать меры предосторожности при присоединении шлангов и  других
   приборов  к  цистернам  с  горючим. При  наливе  наконечник  шланга
   должен  быть  опущен  до  дна  цистерны. Категорически  запрещается
   наливать  ЛВЖ  и ГЖ в резервуары, цистерны и другую  тару  свободно
   падающей струей. Инструмент, применяемый во время операции слива  и
   налива,  должен  быть изготовлен из металла, не  дающего  искр  при
   ударах.
       6.35. Для местного освещения во время сливо - наливных операций
   необходимо  применять  аккумуляторные  фонари  во  взрывобезопасном
   исполнении.
       6.36.   Сливные   и  наливные  трубопроводы  и  стояки   должны
   подвергаться  регулярному  осмотру  и  предупредительному  ремонту.
   Обнаруженная  в  сливо  -  наливных устройствах  течь  должна  быть
   немедленно  устранена.  При невозможности  немедленного  устранения
   течи неисправная часть сливного устройства должна быть отключена.
       6.37.  В  помещениях  насосных  станций  должен  осуществляться
   постоянный  надзор  за герметичностью насосов и  трубопроводов,  их
   схемы   должны  быть  вывешены  в  установленных  местах.  Течь   в
   сальниках  насосов и в соединениях трубопроводов должна  немедленно
   устраняться.
       Перед  началом  работы  насосных станций должна  быть  включена
   приточно - вытяжная вентиляция.
       6.38.    Ремонт   электрооборудования,   электросетей,    смену
   электроламп   разрешается  производить   только   при   отключенном
   электропитании.
       6.39.  ЛВЖ  и ГЖ в таре следует хранить в зданиях (хранилищах),
   под  навесами и на открытых площадках, имеющих более низкие отметки
   по  уровню  земли, чем отметки производственных цехов и  населенных
   пунктов.
       Площадки  должны иметь ограждения (обвалования), препятствующие
   растеканию жидкости в случае аварии.
       6.40. Хранить ЛВЖ и ГЖ следует только в исправной таре. Укладку
   бочек  в  хранилище необходимо производить осторожно,  не  допуская
   ударов друг о друга, и обязательно пробками вверх.
       6.41.   Для   розлива  ЛВЖ  и  ГЖ  должна  быть   предусмотрена
   изолированная  площадка (помещение), оборудованная соответствующими
   приспособлениями для выполнения этих работ.
       6.42. На территории складов ЛВЖ и ГЖ запрещается:
       въезжать  автомобилям,  тракторам  и  другому  транспорту,   не
   оборудованному     специальными     искрогасителями,     средствами
   пожаротушения и не имеющему заземляющих устройств;
       курить,  а  также  применять открытый  огонь  для  освещения  и
   отогревания   замерзших   или  застывших   нефтепродуктов,   частей
   запорной  арматуры,  трубопроводов и  т.п.  Отогревать  их  следует
   только паром, горячей водой или нагретым песком.
   
            Склады хранения опасных и особо опасных грузов
   
       6.43.   Опасные  и  особо  опасные  грузы  следует  хранить   в
   соответствии  с  требованиями пожарной безопасности по  совместному
   хранению веществ и материалов (ГОСТ 12.1.004-91). У входа в  каждый
   склад,  отсек  или  кладовую на видном месте  должен  быть  вывешен
   список  веществ,  допущенных к хранению в данном  складе,  кладовой
   или отсеке, а также указан вид огнетушащих средств.
       6.44.  Складские помещения с опасными и особо опасными  грузами
   должны   быть   удалены  на  расстояния:   не   менее   35   м   от
   организованного  движения  поездов,  производственных  и  служебных
   зданий;   50   м  от  мест  массового  пребывания  людей.   Стоянка
   автотракторной техники на территории складов не допускается.
       6.45.  Условия  совместного хранения  и  разделения  веществ  и
   материалов, относящихся к разделу опасных и особо опасных  по  ГОСТ
   19433,  регламентируются приложением 7 ГОСТ  12.1.004-91  и  должны
   строго выполняться.
       6.46.  Вещества и материалы, относящиеся к разрядам  опасных  и
   особо  опасных при хранении на складах и открытых площадках следует
   располагать  в строгом соответствии с требованиями таблиц  15,  16,
   17 приложения 7 ГОСТ 12.1.004-91.
       6.47.   Опасные  и  особо  опасные  вещества  и   материалы   в
   поврежденной  таре  или  упаковке, а также с  другими  нарушениями,
   которые могут привести к пожару, взрыву и отравлениям, принимать  к
   погрузке или хранению запрещается.
   
                         Склады лесоматериалов
   
       6.48.   Лесоматериалы  должны  быть  уложены   в   штабели   по
   разработанным   и   согласованным   с   пожарной   охраной   дороги
   технологическим картам.
       Размеры  штабелей круглого леса не должны превышать  по  ширине
   длину бревна, по длине 50 м и по высоте - 2 м.
       Размеры  штабелей пиломатериалов и шпал не должны превышать  по
   длине и ширине длины доски, шпалы или бруска, а по высоте - 4 м.
       Штабеля  должны формироваться в группы. Количество  штабелей  в
   группе  не должно превышать 12 при предельной длине группы 50  м  и
   ширине  - 15 м. Разрывы между штабелями в одной группе должны  быть
   не менее 2 м, а между группами - 25 м.
       6.49.  Основания  под штабеля пиломатериалов, круглого  леса  и
   шпал перед складированием должны быть очищены.
       В случае значительных наслоений отходов основания под штабелями
   покрывают слоем песка, гравия или земли.
       6.50. К штабелям лесоматериалов должен быть обеспечен свободный
   доступ.  В  противопожарных разрывах между штабелями не допускается
   складирование   лесоматериалов,  оборудования  и   т.п.   Установка
   пакетов  лесоматериалов  в  проездах и подъездах  к  водоисточникам
   запрещается.
       На    территорию    склада   разрешается   въезд    тепловозов,
   оборудованных  искроулавливателями,  и  паровозов,  работающих   на
   жидком топливе.
       6.51. В жаркую, сухую и ветреную погоду территорию, прилегающую
   к  штабелям,  и разрывы между ними рекомендуется ежедневно  орошать
   водой.
       6.52.  Не  допускается хранение на складе веществ и материалов,
   не относящихся к работе данного склада.
       6.53. Отделка кабин мостовых, консольных, козловых, башенных  и
   других  кранов  горючими материалами и хранение в них  смазочных  и
   обтирочных материалов запрещаются.
       6.54.  Территория  склада лесоматериалов должна  содержаться  в
   чистоте  и  периодически очищаться от коры, щепы и  других  отходов
   древесины, а также сухой травы, опавших листьев и тополиного пуха.
   
                          Склады угля и торфа
   
       6.55.  Площадки  для  складирования угля и  торфа  должны  быть
   очищены,  ограждены,  освещены и оборудованы пожарные  гидранты.  С
   площадок  открытого складирования должен устанавливаться сток  воды
   за  пределы  территории  склада. Площадки  с  естественным  грунтом
   должны  быть утрамбованы. Грунты, содержащие органические  вещества
   (битумы,  колчеданы), не могут быть использованы для  подштабельных
   оснований.
       Применение  асфальта, асфальтобетона и деревянных настилов  для
   покрытия площадок запрещается.
       6.56.   Запрещается  располагать  штабеля  угля  и  торфа   под
   различными  коммуникациями  (газопроводом,  электролинией)  и   над
   местами  прохождения подземных сооружений и коммуникаций  (тоннели,
   трубопроводы, кабели).
       6.57.  Уголь и торф различных марок и видов должны укладываться
   в  отдельные  штабеля. Запрещается складирование вновь привезенного
   угля на старые отвалы угля, пролежавшие более одного месяца.
       6.58. Расстояние между сложенными штабелями угля должно быть не
   менее  1  м  при  высоте штабеля не более 3 м и не менее  2  м  при
   большей высоте штабелей.
       6.59.  Для торфа высота штабелей не должна превышать 3 м, длина
   основания  -  80 м, ширина - 15 м. Штабеля располагают  попарно,  с
   разрывами  между  каждой  парой в 4 м и между  смежными  парами  не
   менее  20 м. Между торцами штабелей устраивают разрыв для кускового
   торфа  в  10  м, для фрезерного - 20 м. Для угля высота штабеля  не
   должна превышать 5 м, длина основания - 200 м, ширина - 30 м.
       6.60.  При  укладке  угля  и торфа  и  их  хранении  не  должны
   допускаться попадания в штабеля отходов древесины, ветоши,  бумаги,
   сена.
       6.61.  Для предотвращения самовозгорания угля и торфа на складе
   необходимо  производить систематический контроль за их температурой
   путем  установки  в откосах штабелей контрольных  железных  труб  и
   термометров.
       6.62.  При  повышении  температуры  выше  60  град.  С  следует
   производить   уплотнение  штабеля  на  участке  образования   очага
   возможного самонагревания или выемку разогревшегося угля (торфа)  с
   немедленной   засыпкой  места  выемки  свежим  углем   (торфом)   и
   тщательным его уплотнением.
       6.6З.  Удаленный  из  штабеля разогревшийся  уголь  охлаждается
   путем  разброски  его на запасной площадке слоем до  0,5  м.  После
   охлаждения  укладка такого угля обратно в штабель  не  допускается;
   он должен быть израсходован в первую очередь.
       6.64.  Запрещается  приемка на склады угля и  торфа  с  очагами
   самовозгорания.
       6.65.  Тушение  или  охлаждение угля  водой  непосредственно  в
   штабелях  не  допускается. Загоревшийся уголь следует тушить  водой
   только после выемки из штабеля.
       6.66.  При  обнаружении загорания кускового  торфа  в  штабелях
   необходимо очаги загорания залить водой с добавкой смачивателя  или
   забросать  сырой  торфяной массой, после чего  произвести  разборку
   пораженной  части штабеля. Загоревшийся фрезерный  торф  необходимо
   удалить, а место выемки заполнить сырым торфом и утрамбовать.
   
                       Склады горючих газов (ГГ)
   
       6.67. Баллоны ГГ разрешается хранить в помещениях и на открытых
   площадках, защищенных от воздействия осадков и солнечных  лучей,  в
   строгом соответствии с требованиями таблиц 15, 16, 17 приложения  7
   ГОСТ 12.1.004-91.
       6.68. Допускается размещение групповых баллонных установок  без
   разрывов  от  зданий только у глухих несгораемых  стен  зданий,  не
   имеющих окон и дверей.
       Хранение групповых баллонных установок допускается в шкафах или
   специальных будках из несгораемых материалов.
       6.69. Склады необходимо разделять на отсеки. Количество отсеков
   устанавливается  в  зависимости  от  вида  ГГ  и   возможности   их
   совместного  хранения  согласно  требованиям  приложения   7   ГОСТ
   12.1.004-91.
       В  каждом  изолированном отсеке допускается размещать не  более
   500  баллонов  с  горючими или 1000 баллонов с  негорючими  газами.
   Общая   емкость  склада  не  должна  превышать  З000  баллонов   (в
   пересчете на 40-литровые).
       6.70.  Баллоны,  предназначенные  для  хранения  ГГ  в  сжатом,
   сжиженном    и   растворенном   состоянии,   должны   удовлетворять
   требованиям  "Правил устройства и безопасной эксплуатации  сосудов,
   работающих под давлением", а также "Правил безопасности  в  газовом
   хозяйстве".  Наружная поверхность баллонов должна быть  окрашена  в
   установленный для данного газа цвет.
       6.71.  Запрещается заполнять емкости сжиженными газами падающей
   струей.  Налив  должен производиться под уровень  (слой)  жидкости,
   находящейся в резервуаре, цистерне. Запрещается проводить  сливо  -
   наливные операции сжиженных газов во время грозовых разрядов.
       6.72.  Не  допускается превышение установленных норм заполнения
   баллонов сжатыми, сжиженными и растворенными газами.
       Норма  заполнения баллонов газами и методы ее  контроля  должны
   быть указаны в цеховой инструкции.
       6.73.  Баллоны с ГГ (водород, ацетилен, пропан, этилен  и  др.)
   должны   храниться  отдельно  от  баллонов  с  кислородом,   сжатым
   воздухом, хлором, фтором и другими окислителями.
       6.74. Во взрывоопасных помещениях станций сжиженных газов  и  в
   помещениях  для  хранения  баллонов с ГГ  должны  быть  установлены
   приборы, сигнализирующие о возникновении опасной концентрации  газа
   в   помещении.   При   отсутствии  указанных  приборов   необходимо
   производить лабораторный анализ воздуха на содержание  в  нем  газа
   не реже одного раза в смену.
       Пробы  воздуха для анализа следует отбирать в нижней и  верхней
   зонах помещения.
       6.75. При складировании нельзя допускать ударов баллонов друг с
   другом, падения баллонов на пол.
       6.76.  В  складах  баллонов  ГГ не разрешается  хранить  другие
   вещества, материалы и предметы.
       6.77. Покрытие полов склада и рампы должно быть из негорючих  и
   неискрообразующих  материалов. Эксплуатация  закрытых  складов,  не
   оборудованных вентиляционной установкой запрещается.
       6.78. При перекантовке баллонов вручную запрещается браться  за
   вентили.  Касаться  вентилей кислородных  баллонов  и  баллонов  со
   сжатым   воздухом  руками,  рукавицами  и  обтирочным   материалом,
   загрязненными маслом и жирами, не допускается.
       6.79.  В  складах  должны  быть вывешены  инструкции,  правила,
   плакаты  по  обращению  с баллонами. Размещать  баллоны  необходимо
   таким  образом,  чтобы имелся свободный доступ к  ним  для  срочной
   эвакуации отдельных из них.
   
                          Материальные склады
   
       6.80.  На материальные склады полностью распространяются  общие
   требования пожарной безопасности, изложенные в разделе 1 Правил.
       6.81.  Размещение  материальных ценностей в  помещениях,  через
   которые   проходят  транзитные  кабели,  питающие   электроэнергией
   другие  помещения  и  установки, а также в  помещениях  с  наличием
   газовых коммуникаций и маслонаполненной аппаратуры запрещается.
       6.82.  Хранение  грузов  и  погрузочных  механизмов  на  рампах
   складов  не  допускается.  Материалы,  разгруженные  на  рампу,  по
   окончании рабочего дня должны быть убраны.
   
                 Контейнерные площадки, сортировочные
             платформы по переработке тяжеловесных грузов
   
       6.83.  Площадки  и  платформы должны  иметь  твердое  покрытие,
   проезды,  обеспечивающие  свободный  подъезд  и  разворот  пожарных
   автомобилей,  должны соблюдаться общие противопожарные  требования,
   изложенные в разделе 1 Правил.
       6.84. Ширина полосы движения на прямых участках должна быть  не
   менее  4  м.  При  одностороннем  расположении  крытых  складов   и
   платформ расстояния от последних до забора должно быть не менее  16
   м,  при  двустороннем расположении расстояние между складами должно
   быть  не  менее 28 м. При тупиковом проезде в конце его  необходимо
   предусматривать площадку для поворота автомобилей в виде  кольца  с
   внешним радиусом не менее 15 м.
       6.85.  Площадки  и  платформы должны  постоянно  содержаться  в
   чистоте, сухая трава с территории должна своевременно удаляться.
       6.86.  По фронту установленных контейнеров на площадке, а также
   тяжеловесных  грузов через каждые 100 м устраиваются и обозначаются
   противопожарные разрывы шириной не менее 5 м.
       6.87.   Ремонт  мостовых,  козловых  кранов  и  других  средств
   механизации   погрузочно  -  разгрузочных   работ   с   проведением
   газоэлектросварки  должен производиться  не  ближе  20  м  от  мест
   установки контейнеров и грузов.
       6.88.  На  контейнерных площадках, сортировочных  платформах  и
   площадках по переработке тяжеловесных грузов запрещается:
       а) разводить костры, курить и пользоваться открытым огнем;
       б)  принимать от клиентуры порожние контейнеры, не очищенные от
   упаковочных отходов и прочего мусора;
       в)  производить  маневровые работы тепловозами, паровозами  без
   искрогасительных приборов;
       г)  загромождать противопожарные разрывы, проезды,  подъезды  и
   пожарные гидранты;
       д) устраивать хранилища горючих жидкостей.
   
             7. Порядок совместных действий администрации
          и технического персонала объектов железнодорожного
          транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров
   
       7.1.  Работники  железнодорожного  транспорта  при  обнаружении
   пожара обязаны:
       а)  немедленно  сообщить о пожаре по телефону в пожарную  часть
   (при  этом  необходимо назвать адрес объекта,  место  возникновения
   пожара,  а также сообщить свою фамилию) и принять меры по вызову  к
   месту  пожара руководителя подразделения или другого ответственного
   лица;
       б)   принять  меры  по  тушению  пожара,  эвакуации   людей   и
   материальных ценностей.
       7.2.  Руководитель  подразделения или другое должностное  лицо,
   прибывшее к месту пожара, обязано:
       а) продублировать сообщение о пожаре в пожарную часть;
       б)  привлечь  к  тушению пожара добровольную  пожарную  дружину
   подразделения  и  поставить в известность администрацию  объекта  о
   пожаре;
       в)  в случае угрозы для жизни людей немедленно организовать  их
   спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
       г)  произвести при необходимости отключение электроэнергии  (за
   исключением     систем    противопожарной    защиты),     остановку
   транспортирующих   устройств,  агрегатов,   аппаратов,   перекрытие
   сырьевых,   газовых,  паровых  и  водяных  коммуникаций,  остановку
   систем  вентиляции  в  аварийном  и  смежных  с  ним  помещениях  и
   выполнить   другие   мероприятия,   способствующие   предотвращению
   развития пожара и успешному его тушению;
       д)   проверить   включение  в  работу   автоматических   систем
   противопожарной  защиты (оповещение людей о пожаре,  пожаротушения,
   противодымной  защиты),  организовать  встречу  пожарной  части   и
   оказать  помощь  в  выборе кратчайшего пути для  подъезда  к  месту
   пожара;
       е) прекратить все работы (если это возможно по технологическому
   процессу  производства), кроме работ, связанных с тушением  пожара,
   удалить   из   опасной  зоны  всех  работников  подразделения,   не
   связанных с ликвидацией пожара;
       ж)   осуществлять  руководство  тушением  пожара  до   прибытия
   пожарной   части  с  учетом  специфических  особенностей   горящего
   объекта,  для  чего поддерживать тесную связь с ИТР  подразделения,
   обеспечить  защиту людей, принимающих участие в тушении пожара,  от
   возможных    обрушений    конструкций,   поражения    электротоком,
   отравлений, ожогов;
       з)  при  необходимости  вызвать к месту  пожара  медицинскую  и
   другие службы города (объекта).
       7.3.  По  прибытии  подразделений пожарной охраны  руководитель
   объекта  (подразделения) или другое должностное лицо,  руководившее
   тушением  пожара,  поступает  в распоряжение  руководителя  тушения
   пожара (РТП) и действует по его указаниям.
       7.4.  Представитель объекта в оперативном штабе тушения  пожара
   обязан:
       консультировать  руководителя тушения пожара  по  специфическим
   особенностям   горящего   объекта:   его   технологии,    опасности
   воздействия  на аппараты и материалы высокой температуры  пожара  и
   продуктов горения;
       обеспечивать рабочей силой и инженерно - техническим персоналом
   для  выполнения  работ, связанных с тушением  пожара  и  эвакуацией
   имущества;
       обеспечивать  автотранспортом  для  подвозки  средств,  которые
   могут    быть    использованы   для   тушения   и    предотвращения
   распространения пожара;
       организовывать   работы   по   отключению   или    переключению
   коммуникаций согласно указаниям руководителя тушения пожара;
       корректировать   действия  служб  и  отдельных   лиц,   занятых
   выполнением работ, связанных с тушением пожара.
       7.5.  По  каждому  случаю  пожара или  загорания  администрация
   объекта  обязана  провести расследование. Результаты  расследования
   оформляются актом о пожаре по форме, установленной "Инструкцией  по
   служебному   расследованию,   учету  пожаров   на   железнодорожном
   транспорте и определению ущерба".
   
               Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
             ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ, ДЕПО ПО РЕМОНТУ
        И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА,
                СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
   
                      1. Железнодорожные станции
   
       1.1.    Железнодорожные   станции   (пассажирские,    грузовые,
   сортировочные,  участковые,  промежуточные)  всех  классов   должны
   отвечать  требованиям  СНиП  "Железные  дороги  колеи  1520  мм"  и
   раздела  3  главы 1 настоящих Правил в части содержания территорий,
   зданий  и  сооружений  депо  по ремонту и  обслуживанию  подвижного
   состава,  складов,  рабочих парков и других  объектов,  входящих  в
   состав станций.
       1.2.   Противопожарное  водоснабжение  зданий,   сооружений   и
   устройств  станций должно отвечать требованиям СНиП "Водоснабжение.
   Наружные   сети  и  сооружения",  СНиП  "Внутренний  водопровод   и
   канализация зданий", СНиП "Склады нефти и нефтепродуктов", а  также
   главы 6 настоящих Правил.
       1.3.  Противопожарное водоснабжение в парках  станций  и  базах
   отстоя   вагонов   пассажирских  депо,   в   которых   производится
   расформирование,  формирование, погрузочно - разгрузочные  операции
   и  отстой  составов  осуществляется в соответствии  с  требованиями
   СНиП "Железные дороги колеи 1520 мм".
       1.4.  В  парках станций и базах отстоя вагонов с  числом  путей
   более  трех  через каждые 150 м должны оборудоваться  междушпальные
   лотки  для  прокладки  двух рукавных линий под  рельсами  в  каждом
   лотке.
       Количество  лотков  определяется  расчетом,  в  зависимости  от
   расхода воды на наружное пожаротушение.
       При  наличии 10 и более путей через каждые 150 м прокладываются
   сухотрубы  диаметром  77 - 89 мм с установкой  пожарных  кранов,  с
   интервалом  не  менее  чем через пять путей. Пожарный  кран  должен
   оборудоваться заглушкой.
       1.5.  Средства  связи железнодорожных станций  (информационная,
   диспетчерская,  громкоговорящая и др.)  должны  использоваться  для
   передачи  информации о пожаре (аварийной ситуации),  содержаться  в
   исправном  состоянии  и быть доступными для работы  в  любое  время
   суток.   По   согласованию  с  гарнизоном   пожарной   охраны   МВД
   железнодорожная  станция  оборудуется прямой  телефонной  связью  с
   центральным  пунктом  пожарной связи (ЦППС) гарнизона  или  пунктом
   связи пожарной части МВД.
       1.6.  На  станциях,  производящих переработку  опасных  грузов,
   должны   быть   разработаны  и  введены  в   действие   специальные
   приложения  к  техническо - распорядительным актам  (ТРА)  станций,
   регламентирующие  действия  работников  станции  при  возникновении
   пожара  или  аварийной ситуации с опасными грузами, а также  вызове
   дополнительных сил и средств других ведомств для ликвидации  пожара
   (аварийной  ситуации). Разработка приложения к ТРА  возлагается  на
   начальников станций при соответствующей помощи со стороны  пожарной
   охраны.
       Содержание  указанных  приложений  к  ТРА  и  порядок  действий
   работников  станций регламентируется "Рекомендациями по организации
   и  тактике  тушения  пожаров в подвижном  составе  железнодорожного
   транспорта" - 1987 г. МПС и МВД.
       Выписки  из  приложения  к ТРА должны находиться  в  помещениях
   дежурного  по станции, маневрового диспетчера, дежурных  по  паркам
   станций и сортировочным горкам.
       1.7.  Ответственность  за организацию  и  руководство  тушением
   пожара, спасением людей, эвакуацией подвижного состава и грузов  до

Счетчики
 
Реклама
Разное