Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ОСАГО (N 001МР/СЭ) (УТВ. НИИАТ МИНТРАНСА РФ 12.10.2004, РФЦСЭ ПРИ МИНЮСТЕ РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   и  прицепов  к  ним  в ГИБДД МВД России" для транспортных  средств,
   имеющих  признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие
   естественного износа, коррозии, в графах "Особые отметки"  паспорта
   транспортного    средства    (кроме   случаев    зарегистрированных
   изменений),  свидетельства  о регистрации  транспортного  средства,
   реестра   регистрации   транспортных   средств,   карточки    учета
   транспортного  средства  делаются  записи:  "Номер   VIN   (кузова,
   двигателя,   шасси,   рамы)   изменен".   На   внутреннюю   сторону
   свидетельства  о  регистрации, а также  в  графы  "Особые  отметки"
   паспорта  транспортного средства (кроме случаев  зарегистрированных
   изменений)  и  карточки  учета транспортного  средства  вклеиваются
   изготовленные     экспертно-криминалистическими     подразделениями
   фотографии  места  измененной  маркировки  размером  50  x  15  мм.
   Записи,   вносимые  в  свидетельство  о  регистрации  транспортного
   средства,   паспорт  транспортного  средства,  а  также  фотографии
   заверяются  подписью  должностного лица и печатью  регистрационного
   подразделения.
       3.3.5.  Особенности конструкции объекта независимой технической
   экспертизы   могут   также  определяться  внесением   изменений   в
   конструкцию   транспортного  средства  конкретной  марки   (модели,
   модификации).    Порядок   внесения   изменений    в    конструкцию
   транспортного  средства и их правовое закрепление  регламентированы
   Приказом  Министерства  внутренних дел Российской  Федерации  от  7
   декабря  2000  г. N 1240, в соответствии с которым  под  изменением
   конструкции    транспортного   средства    понимается    исключение
   предусмотренных  или  установка  не  предусмотренных   конструкцией
   конкретного  транспортного средства составных  частей  и  предметов
   оборудования.  Приказом установлено, что на  изменение  конструкции
   транспортного  средства необходимо в ГИБДД получить  "Свидетельство
   о   соответствии  конструкции  транспортного  средства  требованиям
   безопасности".
       При установлении внесения изменений в конструкцию транспортного
   средства  должны также учитываться требования нормативных  правовых
   актов по:
       -  размещению  рекламы  на  наружные  поверхности  транспортных
   средств (Приказ МВД России от 7 июля 1998 г. N 410);
       -  нанесению  цветографических схем, опознавательных  знаков  и
   надписей  на  наружные поверхности транспортного средства  (ГОСТ  Р
   50574-93);
       -  оборудованию транспортных средств специальными  световыми  и
   звуковыми сигналами (Постановление Правительства РФ от 17  сентября
   2004 г. N 482);
       -    оборудованию    транспортных   средств   радиоэлектронными
   средствами     (высокочастотными    устройствами)    (Постановление
   Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 868);
       -  комплектованию предметами дополнительного оборудования,  без
   которых   эксплуатация  транспортных  средств  запрещена  ("Правила
   перевозки  опасных  грузов автомобильным транспортом",  "Инструкция
   по  перевозке  крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным
   транспортом по дорогам Российской Федерации").
       3.3.6.     В     соответствии    с    "Правилами    регистрации
   автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД  МВД  России"
   замена   базовых  агрегатов  и  внесение  изменений  в  конструкцию
   транспортного  средства  в  регистрационных  и  учетных  документах
   оформляются следующим образом:
       -  в  случае  замены  кузова легкового автомобиля  и  автобуса,
   кабины   грузового  автомобиля,  в  том  числе  на  другую   модель
   (модификацию), год выпуска транспортного средства не изменяется;
       -   в   графе   "Марка,  модель"  свидетельства  о  регистрации
   транспортного  средства  и  карточки  учета  транспортных   средств
   указывается  марка  (модель) установленного кузова  (кабины),  а  в
   графе  "Особые отметки" делается отметка: "Замена кузова  (кабины)"
   с указанием даты соответствующего изменения;
       -  в паспорте транспортного средства все сведения об измененных
   номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства,  а
   также дата изменения указываются в графе "Особые отметки";
       -  изменение  регистрационных  данных,  связанное  с  внесением
   изменений    в    конструкцию   зарегистрированного   транспортного
   средства,  производится на основании "Свидетельства о  соответствии
   конструкции   транспортного  средства  требованиям   безопасности",
   выданного ГИБДД.
       3.3.7.  В  результирующей  части  идентификационной  экспертизы
   должно   быть   указано  соответствие  (не  соответствие)   объекта
   экспертизы  установленным требованиям по идентификации транспортных
   средств, их агрегатов, узлов и других элементов.
   
           4. Методические положения по установлению наличия
       и характера технических повреждений транспортных средств
   
       4.1.  Наличие  и характер технических повреждений  транспортных
   средств  определяется  видом  воздействий,  их  вызвавших,  которые
   делятся на механические, тепловые и химические.
       4.1.1.   Механические   воздействия  обусловлены   механическим
   взаимодействием   объекта   экспертизы  с   другими   транспортными
   средствами  или  предметами,  а также взрывами.  К  основным  видам
   повреждений,  обусловленных  механическим  воздействием,  относятся
   царапина, выкрашивание, вмятина, задир, выдавливание, скол,  отрыв,
   обрыв,  срез,  выбивание, выпадание, отслаивание,  разрыв,  прокол,
   пробой,  складка,  трещина,  изменение расположения  конструктивных
   элементов  относительно  друг друга (перекос,  смещение,  заедание,
   заклинивание,  западание, биение, растяжение, скручивание,  изгиб),
   полное разрушение.
       4.1.2.   Тепловые  воздействия  обусловлены  действием  высоких
   температур  на  объект экспертизы вследствие пожара или  взрыва.  К
   основным  видам  повреждений, обусловленных тепловым  воздействием,
   относятся вздутие, обгорание, оплавление, нагар, коробление.
       4.1.3.    Химические    воздействия   обусловлены    реакциями,
   происходящими под действием на объект экспертизы химически  опасных
   веществ  (грузов)  или при взрывах. К основным  видам  повреждений,
   обусловленных   химическим  воздействием,   относятся   разъедание,
   вздутие, оплавление, отслаивание, нагар, коробление.
       4.2.  По  влиянию  на работоспособность транспортного  средства
   технические повреждения делятся на отказы и неисправности.  Отказом
   является    потеря    работоспособности   транспортного    средства
   вследствие  недопустимого  изменения его  параметров  или  свойств.
   Неисправность  характеризует состояние транспортного средства,  при
   котором  хотя бы один из его основных или дополнительных параметров
   не   соответствует   требованиям  технической   документации,   как
   правило, без потери работоспособности транспортного средства.
       4.3.   По   степени   проявления  и   возможности   обнаружения
   технические      повреждения     делятся     на      обнаруживаемые
   органолептическими  методами  и  скрытые.  Для  выявления   скрытых
   повреждений  применяют  методы исследования технического  состояния
   транспортного   средства   с   применением   средств   технического
   диагностирования.
       4.4. Повреждения как источник информации о дорожно-транспортном
   происшествии можно подразделить на 3 группы.
       Первая   группа  -  повреждения,  образующиеся   при   взаимном
   внедрении  двух  или более транспортных средств в начальный  момент
   взаимодействия.     Это     контактные    деформации,     изменение
   первоначальной   формы  отдельных  деталей  транспортных   средств.
   Деформации  занимают  обычно значительную  площадь  и  заметны  при
   внешнем   осмотре  без  применения  технических  средств.  Наиболее
   распространенным  случаем деформации является  вмятина.  Образуются
   вмятины  в  местах  приложения усилий и,  как  правило,  направлены
   внутрь детали (элемента).
       Вторая  группа  - это разрывы, разрезы, пробои,  царапины.  Они
   характеризуются  сквозным разрушением поверхности  и  концентрацией
   следообразующей силы на незначительной площади.
       Третья  группа  повреждений  -  отпечатки,  т.е.  поверхностные
   отображения  на  следовоспринимающем  участке  поверхности   одного
   транспортного  средства выступающих деталей  другого  транспортного
   средства.  Отпечатки  представляют собой  отслоения  или  наслоения
   вещества, которые могут быть взаимными: отслоение краски или  иного
   вещества  с  одного объекта приводит к наслоению этого же  вещества
   на другом.
       Повреждения  первой и второй групп всегда объемные, повреждения
   третьей группы - поверхностные.
       4.5.  Принято  выделять  также  вторичные  деформации,  которые
   характеризуются     отсутствием     признаков     непосредственного
   контактирования  деталей и частей транспортных средств  и  являются
   следствием  контактных деформаций. Детали изменяют свою  форму  под
   воздействием   момента  сил,  возникающего  в   случае   контактных
   деформаций  по  законам механики и сопротивления материалов.  Такие
   деформации  располагаются  на удалении от  места  непосредственного
   контакта.  Повреждение лонжерона (лонжеронов) легкового  автомобиля
   могут  привести к перекосу всего кузова, т.е. образованию вторичных
   деформаций,    появление   которых   зависит   от    интенсивности,
   направления, места приложения и величины усилия в процессе дорожно-
   транспортного  происшествия. Вторичные деформации нередко  ошибочно
   принимаются  за  контактные.  Чтобы  избежать  этого,  при  осмотре
   транспортных  средств  в  первую  очередь  следует  выявить   следы
   контактных   деформаций  и  только  после  этого  можно   правильно
   распознать и выделить вторичные деформации.
       4.6.  Наиболее  сложными  повреждениями транспортного  средства
   являются   перекосы,   характеризующиеся  существенным   изменением
   геометрических  параметров  каркаса  кузова,  кабины,  платформы  и
   коляски,  проемов  дверей, капота, крышки  багажника,  ветрового  и
   заднего стекла, лонжеронов и т.д.
       4.7.   Основную   долю  технических  повреждений  транспортного
   средства составляют повреждения элементов кузова и оперения.  Кузов
   и   оперение  легкового  автомобиля  включают  следующие   основные
   элементы:  каркас  кузова, капот, крышка багажника  (дверь  задка),
   боковые  двери,  крылья,  детали декоративного  оформления  (панель
   облицовки   радиатора,  передний  и  задний  бамперы,  декоративные
   накладки  и т.д.). Основными элементами кузова и оперения грузового
   автомобиля  являются: рама, кабина, двери кабины, панель  облицовки
   радиатора,  капот, крылья, подножки, бортовая платформа (основание,
   борта,  каркас тента) или платформа ковшеобразного типа и надрамник
   для  самосвала.  Основными элементами кузова  и  оперения  автобуса
   являются:  кузов  (основание - каркас, панели  пола,  кожухи  пола,
   передок  -  каркас и панели, боковина - каркас и  панели;  задок  -
   каркас  и панели, крыша - каркас и панели), передняя дверь,  задняя
   дверь,  дверь  кабины  водителя,  капот,  передние  крылья,  задние
   крылья, подножки.
       Повреждения   элементов   кузова  и  оперения   характеризуются
   площадью   повреждения,   местом   расположения   повреждений,   их
   линейными  и объемными размерами (длина, ширина, глубина),  формой,
   а   также   их   координатами  относительно  неповрежденной   части
   транспортного средства.
       По  степени деформации повреждения элементов кузова и оперения,
   изготовленных из листового материала, разделяются на три группы.  К
   первой  группе  относятся  повреждения  поверхности  элемента,   не
   вызвавшие  изменение  формы  данного  элемента  (царапины,   мелкие
   вмятины),  ко  второй - повреждения, вызвавшие  плавную  деформацию
   (без  складок  и заломов) элемента, к третьей группе - повреждения,
   вызвавшие сложную деформацию (складки, заломы) элемента.
       4.8.  Повреждения шин транспортного средства подразделяются  на
   проколы,   пробои,   разрезы,  разрывы,  "пневматические   взрывы",
   разбортовку шины, отслоение протектора шины.
       4.9.   При   описании  технических  повреждений   целесообразно
   использовать  классификаторы повреждений  транспортных  средств,  в
   частности,    Единый    классификатор    неисправностей     изделий
   автомобилестроения.
                                   
           5. Методические положения по установлению причин
      возникновения технических повреждений транспортных средств
   
       5.1.  Основным  видом экспертной деятельности  по  установлению
   причин     повреждений     является     транспортно-трасологическая
   экспертиза.   Предметом   транспортно-трасологической    экспертизы
   является  установление  обстоятельств, связанных  с  идентификацией
   транспортного   средства,  участвовавшего  в   дорожно-транспортном
   происшествии  на основе специальных знаний в области  трасологии  и
   судебной  автотехнической  экспертизы. На  разрешение  транспортно-
   трасологической   экспертизы   могут   быть   поставлены   вопросы,
   связанные   с   механизмом  дорожно-транспортного  происшествия   и
   образованием  следов на месте дорожно-транспортного происшествия  и
   транспортном средстве.
       5.1.1.    Проведение   транспортно-трасологической   экспертизы
   основывается на следующих методических принципах и положениях.
       5.1.1.1. По видам столкновения транспортных средств делятся  на
   три группы:
       -  встречное столкновение - соударение транспортных средств при
   движении навстречу друг другу;
       -  попутное столкновение - соударение транспортных средств  при
   движении в одном направлении;
       - угловое столкновение - соударение транспортных средств, когда
   условные  продольные оси располагаются под углом относительно  друг
   друга (кроме 0- и 180-).
       5.1.1.2. В самом процессе столкновения можно выделить три фазы:
       - создание аварийной ситуации на дороге;
       - кульминация - контакт объектов, участвующих в столкновении;
       -   движение   объектов  после  столкновения  до  окончательной
   остановки.
       5.1.1.3.  При  контактировании транспортных  средств  и  других
   объектов  в  процессе дорожно-транспортного происшествия вследствие
   различных   по   силе  и  направленности  ударов  возникают   следы
   (трассы),  которые  различаются на объемные и поверхностные  следы,
   статические  (вмятины,  пробоины) и динамические  следы  (царапины,
   разрезы).   Комбинированные  следы  представляют   собой   вмятины,
   переходящие  в следы скольжения (встречаются чаще), либо  наоборот,
   следы  скольжения,  заканчивающиеся вмятиной. От  разрывов  следует
   отличать    надрезы,   характеризующиеся   отсутствием    сквозного
   повреждения.  В процессе следообразования возникают так  называемые
   "парные  следы", например, следу наслоения на одном из транспортных
   средств соответствует парный след отслоения на другом.
       5.1.1.4.  Под  следами  контактирования  транспортных   средств
   понимают  следы, образованные их выступающими частями  -  наружными
   элементами,  наиболее  часто контактирующими с  другими  объектами:
   бамперы  с  клыками,  буксирные  петли,  световые  приборы   (фары,
   подфарники,  указатели  поворотов, боковые  повторители  поворотов,
   задние  фонари),  наружные  зеркала  заднего  вида,  ручки  дверей,
   подножки,  углы, кромки, ребра жесткости кузовов, крыльев,  капота,
   а  также  выступающие детали крепежа, колеса (шины, диски, ступицы,
   колпаки)  и  т.п.  В  случае дорожно-транспортного  происшествия  в
   контакт  могут  вступать  и  другие части  транспортного  средства,
   которые не выступают относительно его наружной поверхности.
       5.1.1.5.  Трассы на транспортном средстве содержат  отображения
   макро-    и    микрорельефа,   необходимые    для    того,    чтобы
   идентифицировать   транспортное  средство,  с   которым   произошло
   касательное  столкновение,  установить факт  движения  транспортных
   средств  в  момент удара при перекрестном столкновении,  определить
   направление  относительного перемещения  транспортных  средств  при
   попутном  столкновении.  Трассы на деформированных  нижних  частях,
   контактировавших    с   дорогой,   дают   возможность    определить
   направление   движения  транспортных  средств  после  столкновения,
   уточнить  место  столкновения  с  учетом  расположения  оставленных
   этими  частями  следов  на  месте происшествия.  Наличие  наслоения
   микрочастиц  одного  транспортного средства на другом  транспортном
   средстве   используются  для  установления  факта  их   контактного
   взаимодействия.   Отпечатки,  наслоения  лакокрасочного   покрытия,
   резины,   пластмассы  позволяют  идентифицировать   следообразующий
   объект   и   установить,  с  какой  частью  транспортного  средства
   произошел контакт.
       5.1.2.  Основной  метод  проведения транспортно-трасологической
   экспертизы базируется на том, что положение транспортных средств  в
   момент   удара  определяется  путем  эксперимента  по  деформациям,
   возникшим   в   результате  столкновения.  Для  этого  поврежденные
   транспортные  средства располагают как можно ближе  друг  к  другу,
   стараясь  при этом совместить участки, контактировавшие при  ударе.
   Если  это  не удается сделать, то транспортные средства располагают
   так,  чтобы  границы деформированных участков были  расположены  на
   одинаковых  расстояниях друг от друга. Поскольку такой  эксперимент
   провести  довольно сложно, то вопрос решают графически,  вычерчивая
   в  масштабе  транспортные средства, и, нанеся на  них  поврежденные
   зоны,  определяют  угол  столкновения между  условными  продольными
   осями  транспортных средств. Особенно хороший результат  дает  этот
   метод  при  экспертизе встречных столкновений, когда контактирующие
   участки   транспортных   средств  в   процессе   удара   не   имеют
   относительного перемещения.
       5.1.3.  Важную  информацию  о  механизме  дорожно-транспортного
   происшествия  может  дать изучение положения  транспортных  средств
   после  удара.  При  встречном  столкновении  скорости  транспортных
   средств  взаимно погашаются. Если их масса и скорость были примерно
   одинаковы,  то они останавливаются вблизи места столкновения.  Если
   же  массы  и  скорости  были различными, то транспортное  средство,
   двигавшееся  с  меньшей  скоростью, или более  легкое  транспортное
   средство, отбрасывается назад.
       5.1.4.  В  случаях аварий при обгоне по локализации повреждений
   можно  судить о тех частях, которые первыми вступили в контакт.  По
   глубине  начала и окончания царапин и иных следов можно  определить
   угол,  под  которым  произошло контактирование  следообразующего  и
   следовоспринимающего  объектов.  По  направлению  трасс,   смещению
   краски,  металла  или  другого материала деталей  можно  судить  об
   обгоняющем  и  обгоняемом  транспортных  средствах.  У  обгоняемого
   транспортного  средства трассы, краска, металл или другой  материал
   смещены  вперед,  у  обгоняющего - наоборот: от  передней  части  к
   задней.
       5.1.5.  При  наезде на неподвижные транспортные  средства,  как
   правило,  большие повреждения возникают у наехавшего  транспортного
   средства   -  образуются  обширные  деформации  крыльев,  облицовки
   радиатора,  фар,  капота. Однако при этом  следует  учитывать,  что
   повреждения  зависят  от  моделей  транспортных  средств,   поэтому
   приведенное   положение   справедливо  только   при   столкновениях
   автомобилей схожих моделей.
       5.1.6. Деформированные части транспортных средств, которыми они
   вошли  в соприкосновение, дают возможность ориентировочно судить  о
   взаимном   расположении  и  механизме  взаимодействия  транспортных
   средств.   Отпечатки  (поверхностные  следы)  отдельных   участков,
   поверхностей   и   деталей   одного   транспортного   средства   на
   поверхности  другого  позволяют  установить  взаимное  расположение
   транспортных средств в момент столкновения и направление удара.
       5.1.7.   При  наезде  на  пешехода  характерными  повреждениями
   транспортных  средств являются деформированные  части  транспортных
   средств,  которыми был нанесен удар - вмятины на  капоте,  крыльях,
   повреждения  передних стоек кузова и ветрового стекла с наслоениями
   крови,  волос,  фрагментов  одежды  потерпевшего.  Следы  наслоения
   волокон   ткани  одежды  на  боковых  частях  транспортных  средств
   позволят  установить  факт контактного взаимодействия  транспортных
   средств с пешеходом при касательном ударе.
       5.1.8.  При  опрокидывании  транспортных  средств  характерными
   повреждениями  являются  деформации крыши,  стоек  кузова,  кабины,
   капота,  крыльев,  дверей. Свидетельствуют  о  факте  опрокидывания
   также   следы   трения  о  поверхность  дороги  (разрезы,   трассы,
   отслоения краски).
       5.1.9.  Характер  повреждений на транспортных  средствах  может
   указать  на  вид происшествия (столкновение, наезд  и  т.д.).  Так,
   обширные,  резко смещенные назад повреждения с деформацией  деталей
   указывают  на удар большой силы, что обычно характерно для  случаев
   столкновений  при  большой  скорости  движения  одного  или   обоих
   транспортных средств.
       Значительные повреждения, чаще смещенные к одной из  сторон  по
   движению,   наблюдаются   при  наезде  на   большой   скорости   на
   неподвижные  массивные  объекты  (столбы,  железобетонные  опоры  и
   т.д.).
       Вмятины  по сравнению с царапинами и задирами имеют значительно
   большую  глубину.  Глубина вмятин позволяет установить  направление
   удара, под воздействием которого они образованы.
       5.2. При исследовании причинно-следственных связей между фактом
   дорожно-транспортного   происшествия  и  техническим   повреждением
   транспортного  средства  могут проводиться  другие  виды  экспертиз
   (металловедческая,      экспертиза     лакокрасочных      покрытий,
   пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а  также  комплексные
   экспертизы.
       5.2.1.    Экспертиза   лакокрасочного   покрытия    методически
   основывается на том, что при столкновении транспортных средств  или
   наезде   на  неподвижное  препятствие  происходит  перенос   частиц
   лакокрасочного покрытия с одного транспортного средства на  другое.
   Отделение  частиц  лакокрасочного  покрытия  происходит  вследствие
   деформации    поверхности   транспортных   средств   в   результате
   столкновения.  Этот процесс вызывает отслаивание, растрескивание  и
   рассеивание    фрагментов   покрытия.   Экспертиза   лакокрасочного
   покрытия  в  данном  случае  проводится  в  целях  выявления  факта
   контактного  взаимодействия транспортных средств  и  отождествления
   окрашенных объектов по установленным следам.
       5.2.2.  В  отдельных  случаях перед  экспертом-техником  встает
   задача  -  исследовать  причинно-следственную  связь  между  фактом
   дорожно-транспортного   происшествия  и  разрушением   определенной
   детали.   В  этом  случае  необходимо  проведение  металловедческой
   экспертизы,  которая сможет решить такие поставленные вопросы,  как
   определение   направления  распространения  трещины,   установление
   источника  разрушения,  характера разрушения  (растяжение,  сжатие,
   кручение   и   т.д.),  характера  разрушающей  нагрузки   (ударные,
   статические  и  т.д.),  установление  состояния  материала  в  зоне
   разрушения  (хрупкое,  вязкое  и т.д.),  установление  соответствия
   материала   детали  требованиям,  предъявляемым  к   конструктивной
   прочности.  Наиболее  часто  усталостному  разрушению  подвергаются
   детали   рулевого   управления,  для  которых  характерна   высокая
   вероятность  зарождения  и  развития  усталостной  трещины,   резко
   снижающей  конструктивную  прочность. В подобных  случаях  эксперт-
   техник  только  фиксирует  на  изломах детали  участки  усталостных
   трещин,  а  после  проведения металловедческой экспертизы  делается
   вывод  о причинно-следственной связи между разрушением определенной
   детали и фактом происшедшего дорожно-транспортного происшествия.
       5.2.3.  Для  определения причин повреждений объектов экспертизы
   рекомендуется  использование  справочников  с  результатами   краш-
   тестов   конкретных   марок  (моделей,  модификаций)   транспортных
   средств.    В    Российской   Федерации   проведение    краш-тестов
   осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 41.94-99 (Правила ЕЭК ООН  N
   94)    "Единообразные    предписания,    касающиеся    официального
   утверждения  транспортных  средств в отношении  защиты  водителя  и
   пассажиров  в  случае  лобового столкновения"  и  ГОСТ  Р  41.95-99
   (Правила  ЕЭК  ООН  N  95)  "Единообразные предписания,  касающиеся
   официального  утверждения транспортных средств в  отношении  защиты
   водителя  и пассажиров в случае бокового столкновения". За  рубежом
   публикуются  результаты краш-тестов, полученные в  рамках  программ
   EuroNCAP  (European  New  Car Assessment  Programme  -  Европейская
   программа  оценки  новых  автомобилей), NCAP  (New  Car  Assessment
   Program   -   Программа  оценки  безопасности   новых   автомобилей
   Национального  управления по безопасности  движения  автомобильного
   транспорта  США), Insurance Institute for Highway Safety (Страховой
   институт дорожной безопасности США).
       5.3.  При  установлении  факта  наличия  в  месте  повреждения,
   обусловленного  страховым случаем, других аналогичных  повреждений,
   нанесенных  до  страхового случая, решение  о  необходимости  учета
   указанного   повреждения   в  перечне  повреждений,   обусловленных
   страховым случаем, принимается экспертом-техником с учетом  вида  и
   характера нанесенных до страхового случая повреждений.
       5.4.  В общем случае рекомендуется следующая последовательность
   выявления повреждений и установления их причин:
       -  наружный  осмотр транспортного средства, представленного  на
   независимую техническую экспертизу;
       -  фотографирование транспортного средства в общем виде  и  его
   повреждений;
       - фиксация повреждений транспортного средства;
       -  фиксация  неисправностей, возникших  в  результате  дорожно-
   транспортного происшествия (трещин, изломов, обрывов, деформаций  и
   т.д.);
       -  разборка  агрегатов  и  узлов, их дефектовка  для  выявления
   скрытых повреждений (при возможности выполнения этих работ);
       - установление причин возникновения обнаруженных повреждений на
   предмет     соответствия     их    данному    дорожно-транспортному
   происшествию,  для  чего  необходимо  ознакомиться  с   материалами
   данного дорожно-транспортного происшествия;
       -   сопоставление   результатов  экспертного   исследования   с
   нормативными  данными,  техническими условиями  на  изготовление  и
   сборку  узлов,  на  ремонт и выбраковку деталей, замену  кузовов  и
   т.д.;
       -  установление  перечня  повреждений, обусловленных  страховым
   случаем.
   
          6. Методические положения по установлению методов,
           технологии и объема ремонта транспортных средств
   
       6.1.  Нормы,  правила и процедуры ремонта транспортных  средств
   устанавливаются  заводами - изготовителями транспортных  средств  с
   учетом  условий  их  эксплуатации. В том случае,  если  заводами  -
   изготовителями  транспортных средств не установлены нормы,  правила
   и   процедуры   ремонта  транспортных  средств  или  они   являются
   неполными,  рекомендуется  использовать  следующие  виды   ремонта:
   текущий   ремонт   транспортных  средств   и   капитальный   ремонт
   транспортных средств, их агрегатов и узлов.
       6.1.1.   Капитальный  ремонт  предназначен  для  восстановления
   работоспособности    после   достижения   транспортным    средством
   предельного  состояния. Автобусы и легковые автомобили подвергаются
   капитальному   ремонту   при  необходимости  замены   (капитального
   ремонта)  кузова.  Грузовые автомобили направляются  в  капитальный
   ремонт   при   необходимости  одновременной  замены   (капитального
   ремонта)  рамы,  кабины, а также не менее трех других  агрегатов  в
   любом их сочетании.
       Капитальный    ремонт    предусматривает    полную     разборку
   транспортного  средства,  дефектовку,  восстановление  или   замену
   составных     частей,     сборку,    регулировку     и     проверку
   работоспособности.  В настоящее время полнокомплектный  капитальный
   ремонт транспортных средств практически не проводится.
       6.1.2.  Капитальный ремонт агрегатов и узлов  предназначен  для
   восстановления  работоспособности после достижения ими  предельного
   состояния  или  когда  ее восстановление путем проведения  текущего
   ремонта    экономически   нецелесообразно.   Критерии   предельного
   состояния   агрегатов   и  узлов  устанавливаются   "Положением   о
   техническом    обслуживании    и   ремонте    подвижного    состава
   автомобильного   транспорта".   Агрегат   транспортного    средства
   направляется  в капитальный ремонт (или списывается)  по  следующим
   критериям:
       -  базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой
   агрегата;
       -  работоспособность  агрегата не может быть  восстановлена  по
   техническим   причинам  или  ее  восстановление  путем   проведения
   текущего ремонта экономически нецелесообразно.
       Перечень основных агрегатов транспортных средств, их базовых  и
   основных деталей приведен в табл. 6.1.
   
                                                           Таблица 6.1
   
                Перечень основных агрегатов автомобиля,
                     их базовых и основных деталей
                                   
   --------------T------------------T-------------------------------¬
   ¦   Агрегаты  ¦  Базовые детали  ¦       Основные детали         ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦      1      ¦        2         ¦              3                ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Двигатель с  ¦Блок цилиндров    ¦Головка цилиндров, коленчатый  ¦
   ¦картером,    ¦                  ¦вал, маховик, распределительный¦
   ¦сцепление в  ¦                  ¦вал, картер сцепления          ¦
   ¦сборе        ¦                  ¦                               ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Коробка      ¦Картер коробки    ¦Крышка картера верхняя,        ¦
   ¦передач      ¦передач           ¦удлинитель коробки передач,    ¦
   ¦             ¦                  ¦первичный, вторичный и         ¦
   ¦             ¦                  ¦промежуточные валы             ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Гидромехани- ¦Картер            ¦Корпус двойного фрикциона,     ¦
   ¦ческая       ¦механического     ¦первичный, вторичный и         ¦
   ¦передача     ¦редуктора         ¦промежуточные валы, турбинное  ¦
   ¦             ¦                  ¦и насосное колеса              ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Карданная    ¦Труба (трубы)     ¦Фланец-вилка, вилка скользящая ¦
   ¦передача     ¦карданного вала   ¦                               ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Задний мост  ¦Картер заднего    ¦Кожух полуоси, картер          ¦
   ¦             ¦моста             ¦редуктора, стакан подшипников, ¦
   ¦             ¦                  ¦чашки дифференциала, ступица   ¦
   ¦             ¦                  ¦колеса, тормозной барабан или  ¦
   ¦             ¦                  ¦диск, водило колесного         ¦
   ¦             ¦                  ¦редуктора                      ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Передняя ось ¦Балка передней оси¦Поворотная цапфа, ступица      ¦
   ¦             ¦или поперечина    ¦колеса, шкворень, тормозной    ¦
   ¦             ¦независимой       ¦барабан или диск               ¦
   ¦             ¦подвески          ¦                               ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Рулевое      ¦Картер рулевого   ¦Вал сошки, червяк, рейка-      ¦
   ¦управление   ¦механизма, картер ¦поршень, винт шариковой гайки, ¦
   ¦             ¦золотника         ¦крышка корпуса насоса          ¦
   ¦             ¦гидроусилителя,   ¦гидроусилителя, статор и ротор ¦
   ¦             ¦корпус насоса     ¦насоса гидроусилителя          ¦
   ¦             ¦гидроусилителя    ¦                               ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Кабина       ¦Каркас кабины или ¦Дверь, крыло, облицовка        ¦
   ¦грузового и  ¦кузова            ¦радиатора, капот, крышка       ¦
   ¦кузов        ¦                  ¦багажника                      ¦
   ¦легкового    ¦                  ¦                               ¦
   ¦автомобиля   ¦                  ¦                               ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Кузов        ¦Каркас основания  ¦Кожух пола, шпангоуты          ¦
   ¦автобуса     ¦                  ¦                               ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Платформа    ¦Основание         ¦Поперечины, балки              ¦
   ¦грузового    ¦платформы         ¦                               ¦
   ¦автомобиля   ¦                  ¦                               ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Рама         ¦Лонжероны         ¦Поперечины, кронштейны рессор  ¦
   +-------------+------------------+-------------------------------+
   ¦Подъемное    ¦Корпус            ¦Корпус насоса коробки отбора   ¦
   ¦устройство   ¦гидравлического   ¦мощности                       ¦
   ¦платформы    ¦подъемника, картер¦                               ¦
   ¦автомобиля   ¦коробки отбора    ¦                               ¦
   ¦             ¦мощности          ¦                               ¦
   L-------------+------------------+--------------------------------
   
       6.1.3.  Текущий ремонт транспортного средства предназначен  для
   устранения  повреждений  и  обеспечения работоспособного  состояния
   транспортного    средства   путем   замены    или    восстановления
   поврежденных  элементов. Текущий ремонт агрегата  предназначен  для
   обеспечения его работоспособности путем восстановления  или  замены
   любых его деталей, кроме базовых.
       6.2. По месту проведения ремонт классифицируется на постовой  и
   цеховой.  Постовой ремонт осуществляется без снятия  ремонтируемого
   агрегата,  узла, системы с транспортного средства,  при  этом  весь
   ремонт   производится  непосредственно  на  транспортном  средстве.
   Цеховой  ремонт осуществляется со снятием ремонтируемого  агрегата,
   узла,  системы  с  транспортного  средства,  при  этом  его  ремонт
   осуществляется на отдельном производственном участке (в цехе).
       6.3.  При  ремонте транспортного средства выполняются следующие
   виды     работ:    уборочно-моечные,    контрольно-диагностические,
   разборочно-сборочные,  дефектовочные,  крепежные,   регулировочные,
   жестяницкие,  окрасочные, сварочные, шиномонтажные и шиноремонтные,
   столярные,   арматурные,  обойные,  медницкие,  кузнечно-рессорные,
   слесарно-механические,     а    также     работы     по     ремонту
   электрооборудования, системы питании двигателя, газовой  аппаратуры
   и других систем транспортного средства.
       6.4.  Ремонт  поврежденного транспортного средства производится
   согласно  технологии,  разработанной заводом-изготовителем  в  виде
   технологических  карт.  Технологическая карта  разрабатывается  для
   каждого  вида  работ  по ремонту транспортного  средства.  В  карте
   указывается  название  работы, перечень  технологических  операций,
   общая  трудоемкость,  исполнитель,  очередность  проведения  работ,
   место выполнения работ, используемый инструмент.
       6.5.  Методы, виды, технологии и объемы (трудоемкости)  ремонта
   транспортных    средств   устанавливаются   с   учетом    следующих
   рекомендаций,  основанных  на  требованиях  нормативно-технических,
   регламентных и методических документов.
       6.5.1. В общем случае установление методов, видов, технологии и
   объемов  ремонта поврежденного транспортного средства рекомендуется
   проводить с учетом следующих положений:
       -    определение    номенклатуры   работ   по    восстановлению
   поврежденного  транспортного средства должно проводиться  с  учетом
   требований  технологической документации по  ремонту  транспортного
   средства данной модели (марки, модификации);
       -   при   определении  номенклатуры  работ  по   восстановлению
   поврежденного     транспортного     средства     при     отсутствии
   технологической    документации   должны    быть    учтены    также
   сопутствующие работы, выполнение которых необходимо в  соответствии
   с  конструкцией  транспортного средства (например,  при  проведении
   работ  по  ремонту  обивки кузова легкового  автомобиля  необходимо
   предусмотреть   снятие  конструктивных  элементов,   препятствующих
   проведению   обивочных  работ;  при  устранении   перекоса   кузова
   легкового   автомобиля   -  предусмотреть   снятие   конструктивных
   элементов, препятствующих проведению ремонта, и т.д.);
       -    определение    номенклатуры   работ   по    восстановлению
   транспортного  средства  проводится  для  условий  производства  по
   ремонту    транспортных   средств,   уровень   оснащения   которого
   технологическим  оборудованием должен быть не  ниже  установленного
   требованиями "Табеля гаражного и технологического оборудования  для
   автотранспортных предприятий";
       -  при замене отдельных агрегатов, узлов, механизмов и систем в
   случаях,  предусмотренных  технологической  документацией,   должна
   быть   учтена   необходимость  их  замены  в  качестве   ремонтного
   комплекта,  включающего  не  только заменяемые  элементы,  а  также
   детали,  полностью обеспечивающие устранение неисправности,  детали
   и    материалы   разового   использования   применены   (прокладки,
   уплотнители   и   т.д.),   и  крепежные   детали   (стандартные   и
   нестандартные  болты,  гайки, шпильки,  пружинные  шайбы,  отгибные
   шайбы, стопорные кольца и т.д.);
       -  определение  номенклатуры выполняемых работ  и  номенклатуры
   агрегатов,   узлов  и  деталей,  подлежащих  ремонту  или   замене,
   проводится  с  учетом характеристик и ограничений  товарных  рынков
   запасных  частей к транспортным средствам и материалов для  ремонта
   транспортных  средств, а также рынков услуг по ремонту транспортных
   средств  на  дату проведения независимой технической  экспертизы  в
   месте  регистрации  транспортного средства  потерпевшего  (поставка
   отдельных  элементов только в сборе, продажа агрегатов  только  при
   условии  обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости,  продажа
   запасных частей только под срочный заказ (поставку), отсутствие  на
   данном  рынке  услуг  по ремонту транспортных  средств  возможности
   проведения отдельных видов работ и т.д.);
       -  при  определении  видов  и объемов работ  по  восстановлению
   поврежденного  транспортного  средства  при  возможных   нескольких
   технологических   и   организационных   вариантах   их   выполнения
   (устранение  повреждения агрегата, узла, детали с заменой  или  без
   замены,   проведение  постового  или  цехового  ремонта   и   т.д.)
   выбирается  вариант,  при  котором стоимость  ремонта  будет  иметь
   наименьшее значение.
       6.5.2. Замену агрегата (узла, системы, механизма) транспортного
   средства рекомендуется проводить при выполнении следующих условий:
       -  базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой
   агрегата (узла, системы, механизма);
       -  работоспособность  агрегата (узла,  системы,  механизма)  не
   может   быть   восстановлена  по  техническим   причинам   или   ее
   восстановление  путем  проведения  текущего  ремонта   экономически
   нецелесообразно.
       6.5.3.   Замену   кузова   или   рамы   легкового   автомобиля,
   микроавтобуса,  кабины или рамы грузового автомобиля  рекомендуется
   проводить   при   несоответствии  кузова  или  рамы   установленным
   требованиям на приемку их в ремонт.
       В  случае отсутствия установленных требований замену кузова или
   рамы рекомендуется проводить при выполнении следующих условий:
       1)  образования сложного или особо сложного перекоса кузова при
   необходимости замены:
       -  передней  части кузова с передними лонжеронами с устранением
   деформаций  (не ниже 2-й категории сложности ремонта)  или  заменой
   щита  передка,  передних  стоек  боковины  (одной  боковины),  рамы
   ветрового  окна,  панели  переднего пола салона  в  левой  и  (или)
   правой части, панели крыши;
       -  задней  части  кузова  с задними лонжеронами  с  устранением
   деформаций  (не ниже 2-й категории сложности ремонта)  или  заменой
   задней  перегородки, рамы окна задка, задних частей боковин  (одной
   боковины),  панели  заднего пола салона  в  левой  и  (или)  правой
   части;
       2)  наличие  повреждений,  требующих  замены  более  50%  таких
   элементов  кузова,  как  панель крыши, пол  салона  с  лонжеронами,
   боковина, моторный щит, лонжерон передний, лонжерон задний;
       3)  сложный  или  средний перекос кузова при  наличии  сквозной
   коррозии   его   несущих   элементов,  не  позволяющей   обеспечить
   качественное сопряжение заменяемых или ремонтируемых деталей;
       4)  восстановительный ремонт кузова путем  замены  или  ремонта
   отдельных элементов экономически нецелесообразен.
       6.5.4.  При  установлении объема окрасочных работ в зависимости
   от  вида  повреждения  назначается полная, наружная  или  частичная
   окраска  транспортного средства. Если окраске  подлежит  более  50%
   наружной   окрашиваемой  поверхности  транспортного  средства   (по
   количеству  кузовных элементов), рекомендуется  назначать  наружную
   окраску  поверхности транспортного средства и дополнительно  других
   поверхностей, требующих окраски (внутренние поверхности  заменяемых
   или    ремонтируемых   деталей).   Если   в   результате    осмотра
   транспортного  средства  установлено,  что  непосредственно   перед
   страховым  случаем  уже требовалась окраска поврежденных  элементов
   кузова,   оперения  транспортного  средства,  работы   по   окраске
   указанных элементов не назначаются.
       6.5.5.  При  определении  технического состояния  транспортного
   средства  и объема восстановительных работ по агрегатам и  узлам  в
   случае  возможных скрытых дефектов необходимо учитывать  работы  по
   проверке  (в  случае необходимости с разборкой и  дефектовкой),  не
   включая  стоимость  предполагаемых на замену  деталей  в  стоимость
   ремонта  до  подтверждения  данного предположения  непосредственным
   осмотром вскрытого узла или агрегата.
       6.5.6.   При  принятии  решения  о  замене  или  восстановлении
   пластмассовых    элементов   транспортного   средства    необходимо
   руководствоваться     ремонтной     технологией      производителя,
   существующими    технологиями    восстановления    с    применением
   современных   материалов.  При  этом  надо  учитывать   возможности
   ремонтной   базы   в  регионе  и  целесообразность   восстановления
   пластмассовых элементов транспортного средства.
       6.5.7.   При   формировании  информационного   обеспечения   по
   трудоемкостям  ремонта  элементов кузова и  оперения  транспортного
   средства      рекомендуется     осуществлять      дифференцирование
   трудоемкостей в зависимости:
       -  от  конструктивной сложности и ремонтопригодности  элементов
   кузова  и  оперения  в  соответствии  со  следующей  классификацией
   поврежденных  элементов: открытые (доступные для ремонта),  простые
   по  форме  элементы; простые по форме элементы, доступ для  ремонта
   которых  затруднен;  открытые  (доступные  для  ремонта)  составные
   элементы,  имеющие сложную конструкцию с наличием ребер  жесткости,
   сварных  соединений,  переходных поверхностей; составные  элементы,
   имеющие  сложную  конструкцию с наличием ребер  жесткости,  сварных
   соединений,  переходных поверхностей, доступ  для  ремонта  которых
   затруднен;
       - площади повреждения;
       - выбранных методов и технологии устранения повреждений.
   
               7. Методические положения по установлению
                стоимости ремонта транспортных средств
   
       7.1.   Стоимостью  ремонта  транспортного  средства  для  целей
   независимой  технической экспертизы является  стоимость  устранения
   повреждений,  причиной  которых  был  страховой  случай.   Перечень
   указанных    повреждений   определяется   на   основе   результатов
   независимой   технической   экспертизы   по   установлению   причин
   повреждений.
       7.2.   Расчет  стоимости  ремонта  поврежденного  транспортного
   средства проводится по формуле:
   
                             n    р    м    зчз
                     С    = SUM [С  + С  + С   ],               (7.1)
                      рем   i=1   i    i    i
   
       где   n   -   количество  повреждений  транспортного  средства,
   обусловленных страховым случаем;
        р
       С  - рыночная стоимость проведения работ по  устранению   i-го
        i
   повреждения   транспортного   средства,   обусловленного страховым
   случаем, тыс. руб.;
        м
       С  - рыночная стоимость материалов, необходимых для устранения
        i
   i-го повреждения  транспортного средства, обусловленного страховым
   случаем, тыс. руб.;
        зчз
       С    - рыночная стоимость в новом состоянии   всех   элементов
        i
   транспортного средства,   подлежащих   замене при устранении  i-го
   повреждения   транспортного   средства,   обусловленного страховым
   случаем, тыс. руб.
       7.3.  Стоимость  ремонта рассчитывается для условий  конкретных
   товарных   рынков   запасных  частей  к   транспортным   средствам,
   материалов  для  ремонта,  а также услуг  по  ремонту  транспортных
   средств,    соответствующих   месту   государственной   регистрации
   транспортного   средства  потерпевшего.  Границы  товарных   рынков
   указанных  видов  продукции и услуг определяются в  соответствии  с
   "Методическими  рекомендациями  по  определению  границ  и  объемов
   товарных рынков".
       7.4.  Стоимость проведения работ по устранению i-го повреждения
   транспортного    средства,   обусловленного   страховым    случаем,
   рассчитывается по формуле:
   
                             р    нч
                            С  = С   x t ,                      (7.2)
                             i    i     i
   
            нч
       где С   - рыночная   стоимость   одного   нормочаса     работ,
            i
   необходимых   для   устранения i-го   повреждения    транспортного
   средства, обусловленного страховым случаем, тыс. руб.;
       t  - трудоемкость   работ,   необходимых   для устранения i-го
        i
   повреждения   транспортного   средства,   обусловленного страховым
   случаем, нормочас.
       Рыночная  стоимость  одного нормочаса  работ,  необходимых  для
   устранения  i-го повреждения транспортного средства, обусловленного
   страховым  случаем,  определяется  по  результатам  статистического
   выборочного   наблюдения  или  по  данным  справочных   материалов.
   Выборочное  наблюдение проводится в границах товарного рынка  услуг
   по  ремонту транспортных средств на дату страхового случая в  месте
   регистрации  транспортного средства потерпевшего среди  юридических
   и  физических  лиц,  зарегистрированных в установленном  порядке  и
   выполняющих  работы по ремонту транспортных средств в  соответствии
   с   требованиями  "Правил  оказания  услуг  (выполнения  работ)  по
   техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных  средств".
   Стоимость  одного нормочаса определяется как среднее арифметическое
   результатов выборочного наблюдения.
       Трудоемкость работ, необходимых для устранения i-го повреждения
   транспортного    средства,   обусловленного   страховым    случаем,
   определяется  в  соответствии с действующей  нормативно-технической
   документацией,  регламентирующей проведение работ  по  техническому
   обслуживанию    и    ремонту   транспортных   средств    (нормативы
   трудоемкости  на  техническое обслуживание  и  ремонт  транспортных
   средств,  руководства  по  текущему ремонту  транспортных  средств,
   технологии ремонта транспортных средств и т.д.).
       7.5.  Стоимость  материалов, необходимых  для  устранения  i-го
   повреждения   транспортного  средства,   обусловленного   страховым
   случаем, определяется по формуле:
   
                        м    m   м     м     р
                       С  = SUM С   x N   x S  ,                (7.3)
                        i   j=1  ji    ji    ji
   
       где m - количество видов материалов, необходимых для устранения

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное