Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 19.08.97 N 249 О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 7
 
   процесса при уходе за пациентами;
       -  оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у
   больных  и  пострадавших,  находящихся  в  тяжелом  и  терминальном
   состоянии,  оказывать экстренную доврачебную помощь при  неотложных
   состояниях;
       -  осуществлять  и документировать основные этапы  сестринского
   процесса   при   паллиативной  сестринской   помощи   инкурабельным
   больным;
       -   оценивать  действие  лекарственных  средств  у  конкретного
   пациента,   оказывать   доврачебную   помощью   при   лекарственном
   отравлении;
       -   подготовить   пациента   к  лабораторным,   функциональным,
   инструментальным исследованиям;
       -   выполнять  основные  виды  физиотерапевтических   процедур,
   проводить   занятия  по  лечебной  гимнастике,   владеть   приемами
   массажа,  контролировать выполнение рекомендаций  по  трудотерапии,
   использовать   элементы  психотерапии,  контролировать   соблюдение
   назначенной   врачом  диеты,  оценивать  эффективность   проводимых
   мероприятий;
       -   владеть  методами  и  средствами  санитарного  просвещения;
   планировать   и   оценивать  комплексные  программы   профилактики,
   направленные  на воспитание и обучение отдельных лиц, семей,  групп
   населения сохранению и укреплению здоровья;
       -  соблюдать  фармацевтический порядок  получения,  хранения  и
   использования лекарственных средств;
       - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
       - вести медицинскую документацию;
       -  выполнять  требования  инфекционного контроля;  инфекционной
   безопасности пациентов и медицинского персонала;
       -   проводить   мероприятия   по  защите   населения   больных,
   пострадавших  и  персонала службы медицины  катастроф,  медицинской
   службы   гражданской  обороны;  оказывать  доврачебную   помощь   в
   чрезвычайных ситуациях.
   
                         3. Специальные знания
   
       3.1.  В области сестринского дела в амбулаторно-поликлиническом
   учреждении:
       -   систему   организации  амбулаторно-поликлинической   помощи
   населению;
       - нормативные документы, определяющие основные задачи, функции,
   условия   и   порядок   деятельности   амбулаторно-поликлинического
   учреждения;
       -    оснащение,    организацию,   режим   работы    структурных
   подразделений амбулаторно-поликлинического учреждения;
       -  организацию  сестринского дела в структурных  подразделениях
   амбулаторно-поликлинического учреждения;
       -   функциональные   обязанности,   права   и   ответственность
   сестринского   и   младшего  медицинского   персонала   структурных
   подразделений;
       -    демографическую    и   медико-социальную    характеристику
   прикрепленного населения;
       -  организацию профилактической работы среди населения участка;
   организацию   и   методику  работы  по  гигиеническому   воспитанию
   населения и пропаганде здорового образа жизни;
       -  роль  и  основные задачи медицинской сестры  при  проведении
   врачебного  амбулаторного  приема, его организацию  и  материальное
   обеспечение;
       - основы диспансеризации населения;
       - основы экспертизы трудоспособности;
       - противоэпидемическую работу в очаге инфекции;
       - иммунопрофилактику;
       -  систему  инфекционного контроля и инфекционной  безопасности
   пациентов  и  медицинского  персонала в структурных  подразделениях
   амбулаторно-поликлинического учреждения;
       - организацию сестринской помощи на дому;
       - организацию восстановительного лечения и реабилитации больных
   в условиях деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения;
       - основы рационального и сбалансированного питания;
       -  основные учетные формы медицинской документации амбулаторно-
   поликлинического учреждения.
       3.2.  В  области  сестринского  дела  в  больничном  учреждении
   (стационаре):
       - систему организации больничной помощи населению;
       - нормативные документы, определяющие основные задачи, функции,
   условия и порядок деятельности больничного учреждения;
       -    оснащение,    организацию,   режим   работы    структурных
   подразделений больничного учреждения;
       -  организацию  сестринского дела в структурных  подразделениях
   больничного учреждения;
       -   лечебно-охранительный   режим;   профилактику   больничного
   травматизма,  положения больного в постели; правила транспортировки
   больных;
       -  систему  больничного инфекционного контроля  и  инфекционной
   безопасности  пациентов  и  медицинского  персонала  в  структурных
   подразделениях клинического учреждения;
       -   охрану   труда   и  технику  безопасности   в   структурных
   подразделениях больничного учреждения;
       -   организацию   сестринского   ухода   в   специализированных
   отделениях больничного учреждения;
       - организацию периоперативного сестринского ухода;
       - основные синдромы острых нарушений функций систем и органов;
       -  современные  методы  интенсивной терапии  и  реанимации  при
   заболеваниях и критических состояниях;
       -  организацию сестринского ухода и реабилитацию больных  блока
   интенсивной терапии и реанимации;
       - организацию восстановительного лечения и реабилитации больных
   в условиях больничного медицинского учреждения;
       -  основы  рационального  и сбалансированного  питания;  основы
   организации   лечебного  и  диетического   питания   в   больничном
   учреждении;
       -  основные  учетные формы медицинской документации больничного
   учреждения;
       3.3. В области организации сестринского дела:
       - научные и управленческие подходы к совершенствованию качества
   сестринской помощи;
       - основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении;
       -   систему   управления  сестринским  и  младшим   медицинским
   персоналом медицинского учреждения;
       -     систему    информационного    обеспечения    структурного
   подразделения   (перечень  учетно-отчетной  документации;   порядок
   ведения, хранения, обработки, сдачи в архив);
       -    документы   по   оснащению   структурного   подразделения,
   материальными    ресурсами,   медицинскому   и    фармацевтическому
   обеспечению  деятельности,  организации  лечебного  и  диетического
   питания; охране труда и технике безопасности;
       -   документы,   регламентирующие   деятельность   структурного
   подразделения в экстремальных условиях.
   
                         4. Специальные умения
   
       4.1.  В области сестринского дела в амбулаторно-поликлиническом
   учреждении:
       - проводить персональный учет прикрепленного населения;
       -   собирать   оперативную  информацию  об   эпидемиологической
   ситуации;   совместно   с   санитарно-эпидемиологической    службой
   провести   противоэпидемические  мероприятия  в   очаге   инфекции;
   владеть техникой иммунопрофилактики;
       -  проводить забор, доставку, хранение собранного материала для
   бактериологического исследования;
       -  выполнять  требования инфекционного контроля и  инфекционной
   безопасности   пациентов   и   медицинского   персонала;    техники
   безопасности   и   охраны   труда  в   структурных   подразделениях
   амбулаторно-поликлинического учреждения;
       -   проводить  санитарно-просветительную  работу  на   участке,
   включающую  пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание
   и обучение населения здоровому образу жизни;
       -    организовать   проведение   амбулаторного   приема   врача
   (подготовку  рабочего  места, приборов, инструментария,  подготовку
   индивидуальных  карт  амбулаторного  больного,  бланков,  рецептов,
   предварительный сбор анамнеза, проведение предварительного  осмотра
   больного);
       -   выполнять   профилактические,   лечебные,   диагностические
   мероприятия,   назначаемые  врачом  в  поликлинике   и   на   дому,
   ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и  сложных
   манипуляций    соответственно   профилю   кабинета    (структурного
   подразделения);
       - осуществлять обеспечение кабинета необходимыми медикаментами,
   стерильными  инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой;
   учет  расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов,
   бланков специального учета;
       - проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской
   аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием;
       -  проводить подготовку санитарного актива участка,  включающую
   занятия   по  оказанию  самопомощи  и  взаимопомощи  при   травмах,
   отравлениях,    неотложных   состояниях;   обучение   родственников
   тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи;
       - вести утвержденную учетно-отчетную медицинскую документацию.
       4.2.  В  области  сестринского  дела  в  больничном  учреждении
   (стационаре):
       -  осуществлять  и документировать основные этапы  сестринского
   процесса при уходе за больными, инкурабельными больными;
       -  выполнять  требования больничного инфекционного  контроля  и
   инфекционной  безопасности  пациентов  и  медицинского   персонала;
   техники  безопасности  и охраны труда в структурных  подразделениях
   больничного учреждения;
       -  проводить санитарно-просветительную работу среди пациентов и
   их   родственников,   включающую  пропаганду  медицинских   знаний;
   обучение  оказанию  само- и взаимопомощи при травмах,  отравлениях,
   неотложных  состояниях; обучение методам ухода, первой  медицинской
   помощи;  проводить  гигиеническое воспитание и  обучение  здоровому
   образу жизни;
       -   выполнять   профилактические,   лечебные,   диагностические
   мероприятия,  назначаемые врачом в больничном учреждении,  готовить
   инструменты   и   ассистировать  врачу   при   проведении   сложных
   манипуляций;
       -   владеть   техникой  подготовки  больных  к  диагностическим
   исследованиям; экстренной операции;
       - владеть техникой сестринских манипуляций.
       4.3. В области организации сестринского дела:
       - осуществлять планирование, организацию, мотивацию, контроль и
   координацию   деятельности  сестринского  и  младшего  медицинского
   персонала структурного подразделения медицинского учреждения;
       -   оценивать  качество  и  эффективность  сестринской   помощи
   населению   на   уровне  структурного  подразделения;   планировать
   систему   мероприятий  по  совершенствованию   сестринской   службы
   структурного подразделения;
       -  организовать работу по профессиональной адаптации, повышению
   квалификации,  развитию  профессиональной  карьеры,  аттестации   и
   сертификации     средних    медицинских     кадров     структурного
   подразделения;
       -  обеспечивать проведение учебных мероприятий по  эксплуатации
   медицинской техники и оборудования, технике безопасности  и  охране
   труда;
       - проводить обеспечение структурного подразделения необходимыми
   медикаментами,     стерильными     инструментами,     перевязочными
   материалами,  спецодеждой; учет расходов медикаментов, перевязочных
   материалов, инструментов, бланков специального учета;
       - проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской
   аппаратуры  и  оборудования, своевременным ремонтом и  списанием  в
   структурном подразделении;
       -  изучать  и  использовать  в работе  лучший  отечественный  и
   зарубежный опыт в области сестринского дела;
       - осуществлять наставническую и педагогическую деятельность.
   
                            5. Манипуляции
   
       - санитарная обработка больного;
       - приготовление дезинфицирующих растворов;
       - дезинфекция предметов ухода за больным;
       - предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;
       -  укладка  в  биксы  перевязочного  материала,  одежды,  белья
   хирургического персонала;
       - пользование стерильным биксом;
       - обеззараживание рук;
       - облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;
       - накрытие стерильного стола;
       - транспортировка и перекладывание больного;
       - пользование функциональной кроватью;
       - приготовление постели;
       - смена нательного и постельного белья;
       - туалет больного;
       - гигиенические мероприятия в постели;
       - подмывание;
       - профилактика пролежней;
       - кормление больного в постели;
       - введение питательной смеси через зонд;
       - питание больного через гастростому;
       - обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы;
       - измерение температуры тела;
       - построение графика температурной кривой;
       - измерение пульса;
       - определение числа дыхательных движений;
       - измерение артериального давления;
       - определение суточного диуреза;
       - постановка банок;
       - постановка горчичников;
       - постановка согревающего компресса;
       - применение грелки и пузыря со льдом;
       - приготовление лечебной ванны;
       - подача кислорода;
       - подача судна и мочеприемника;
       - постановка газоотводной трубки;
       - постановка всех видов клизм;
       - катетеризация мочевого пузыря;
       - ведение документации по учету лекарственных средств;
       - применение мази, пластыря, присыпки;
       - закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;
       - пользование ингалятором;
       - набор дозы инсулина;
       - инъекции (все виды);
       - сбор системы для капельного введения;
       - венепункция;
       - снятие ЭКГ;
       - взятие мазка из зева;
       - сбор мокроты;
       - анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты;
       - анализ мочи по Зимницкому;
       - фракционное зондирование желудка;
       - зондирование желчного пузыря;
       - сбор кала на исследование;
       - подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии;
       -  подготовка  больного  и  участие  в  проведении  всех  видов
   пункций, амбулаторных операций;
       - проведение искусственного дыхания;
       - наложение всех видов повязок;
       - проведение местной анестезии;
       - иммобилизация;
       -   определение   группы   крови,   проба   на   индивидуальную
   совместимость;
       - проведение премедикации;
       - остановка кровотечений из поверхностно расположенных сосудов.
   
          XVI. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ"
   
       В   соответствии   с  требованиями  специальности   в   области
   сестринского дела в педиатрии специалист должен знать и уметь:
   
                            1. Общие знания
   
       -   профессиональное  назначение,  функциональные  обязанности,
   права и ответственность;
       -  систему  организации медицинской помощи  детям,  организацию
   сестринского  дела  в медицинских учреждениях  по  охране  здоровья
   детей;
       - конвенцию ООН о правах ребенка;
       - основы законодательства и права в здравоохранении;
       - основы медицинского страхования;
       - теоретические основы сестринского дела;
       - философию и этику сестринского дела;
       - психологию профессионального общения;
       - сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми;
       - основные причины, клинические проявления, методы диагностики,
   осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и  травм  у
   детей различного возраста;
       - структуру лечебно-профилактических учреждений;
       - виды, формы и методы реабилитации;
       -     фармакокинетику,     фармакодинамику,     показания     и
   противопоказания к применению, характер взаимодействия,  осложнения
   применения    лекарственных   средств,    нормативные    документы,
   регламентирующие    фармацевтический    порядок    в    медицинском
   учреждении;
       -  методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского
   персонала   в   федеральных,  территориальных   программах   охраны
   здоровья населения;
       - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
       -  систему  инфекционного  контроля, инфекционной  безопасности
   пациентов,     персонала    медицинского    учреждения,     систему
   взаимодействия  медицинского учреждения с  учреждениями  санитарно-
   эпидемиологического профиля;
       -   основы  гигиенического  воспитания  населения  по  вопросам
   воспитания  здорового ребенка и пропаганде здорового образа  жизни,
   ухода за здоровыми и больными детьми;
       -  психологические  основы  общения с  детьми,  их  родителями,
   персоналом; медицинскую этику и деонтологию;
       -  организацию делопроизводства и учетно-отчетной  деятельности
   структурного     подразделения,    основные    виды     медицинской
   документации;
       - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
       -  функциональные обязанности, права и ответственность младшего
   медицинского персонала;
       - основы медицины катастроф.
   
                            2. Общие умения
   
       -  анализировать  сложившуюся ситуацию и  принимать  решения  в
   пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
       - владеть коммуникативными навыками общения;
       -    выполнять   диагностические,   лечебные,   реанимационные,
   реабилитационные,     профилактические,    лечебно-оздоровительные,
   санитарно-гигиенические,  санитарно-просветительные  мероприятия  в
   соответствии  со своей профессиональной компетенцией,  полномочиями
   и врачебными назначениями;
       -  осуществлять  и документировать основные этапы  сестринского
   процесса при уходе за пациентами;
       - владеть техникой сестринских манипуляций;
       -   оценить  состояние,  выделить  ведущие  симптомы  у  детей,
   находящихся   в   тяжелом  и  терминальном  состояниях;   оказывать
   доврачебную помощь при неотложных состояниях;
       -   оценить   действие  лекарственных  средств  у   конкретного
   пациента, оказать доврачебную помощь при лекарственном отравлении;
       -   подготовить   пациента   к  лабораторным,   функциональным,
   инструментальным методам исследования;
       -  проводить  занятия по лечебной гимнастике, владеть  приемами
   массажа;
       -   соблюдать   порядок   получения,  хранения,   использования
   лекарственных средств;
       - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
       - вести медицинскую документацию.
   
                         3. Специальные знания
   
       3.1. В области педиатрии:
       - основы реформы сестринского дела в педиатрии;
       - основы управления сестринской деятельностью в педиатрии;
       - технологии и стандарты сестринской деятельности в педиатрии;
       -  организацию работы младшего медицинского персонала в детских
   лечебно-профилактических учреждениях;
       - деонтологические проблемы госпитализации ребенка;
       -   сестринский   уход   за  детьми,  страдающими   острыми   и
   хроническими заболеваниями;
       -  какую и в какой форме информацию о состоянии здоровья давать
   ребенку, его родителям, родственникам и другим гражданам;
       -  инфекционный  контроль  в  детских  лечебно-профилактических
   учреждениях;
       - этапы сестринского процесса в неонатологии;
       -  особенности санитарно-эпидемиологического режима в отделении
   новорожденных;
       - правила грудного вскармливания ребенка;
       - функциональные состояния и заболевания новорожденных;
       - детские болезни, принципы ухода;
       -  подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения,
   период адаптации.
       3.2. В области хирургии и реанимации:
       -  основные  вопросы организации хирургической и реанимационной
   помощи детям;
       -   причины,   клинические  проявления,   методы   диагностики,
   осложнения,   принципы   лечения   и   профилактики   хирургических
   заболеваний и травм у детей;
       - основные проявления терминальных состояний у детей;
       -   этапы   сестринского  процесса  при  уходе  за   детьми   с
   хирургическими заболеваниями и травмами;
       3.3. В области акушерства и гинекологии:
       -   систему   организации  медицинской  помощи   беременным   и
   гинекологическим больным;
       - показатели материнской и перинатальной смертности;
       -   основные  вопросы  физиологии  у  здоровых  женщин  и   при
   акушерской патологии;
       -  физиологию  и патологию беременности, родов и  послеродового
   периода у здоровых женщин и групп риска;
       - принципы профилактики мастита после родов;
       -   причины,   клинические  проявления,   методы   диагностики,
   осложнения,   принцип   лечения  и  профилактики   гинекологических
   заболеваний;
       -  этапы  сестринского  процесса при  уходе  за  беременными  и
   пациентами с гинекологическими заболеваниями;
       - гинекологические заболевания у девочек;
       - вопросы планирования семьи и современной контрацепции.
       3.4. В области инфекционных заболеваний:
       - систему организации медицинской помощи инфекционным больным;
       -    основные    свойства    возбудителя,    эпидемиологические
   особенности,    клинические   проявления,    методы    диагностики,
   осложнения,    принципы   лечения   и   профилактики   инфекционных
   заболеваний;
       -  эпидемиологическую ситуацию, пути передачи инфекции,  группы
   риска,  методы  обследования, лечения и профилактики  ВИЧ-инфекции,
   туберкулеза;
       -  этапы  сестринского процесса при уходе за  детьми,  больными
   инфекционными заболеваниями;
       - календарь профилактических прививок.
       3.5. В области неврологии и психиатрии:
       - систему организации неврологической и психиатрической помощи;
       -   причины,   клинические  проявления,   методы   диагностики,
   осложнения,  лечение и профилактику неврологических  и  психических
   заболеваний;
       -  медицинские,  этические, юридические аспекты психиатрической
   помощи;
       -  этапы сестринского процесса при уходе за детьми, страдающими
   неврологическими и психическими заболеваниями.
       3.6. В области реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры
   и массажа:
       - виды, формы и методы реабилитации;
       -   роль   лечебной   физкультуры,  физиотерапии,   массажа   в
   реабилитации;
       - сестринский процесс при проведении реабилитации.
   
                         4. Специальные умения
   
       -  обеспечить  инфекционную безопасность ребенка и медицинского
   персонала детского лечебно-профилактического учреждения;
       -   строго   соблюдать  технологию  выполнения  манипуляций   и
   процедур;
       -   проводить  сердечно-легочную  реанимацию  при  терминальных
   состояниях у взрослых и детей;
       -    подготовить   ребенка   к   специальным   лабораторным   и
   инструментальным методам исследования;
       -  строго соблюдать технологии по отбору и доставке биопроб для
   клинических исследований;
       -   оказать   неотложную  доврачебную   помощь   при   детских,
   инфекционных,    хирургических,    неврологических     и     других
   заболеваниях;
       - осуществлять уход за новорожденным ребенком;
       -  осуществлять и документировать отдельные этапы  сестринского
   процесса при уходе за больными детьми в стационаре и поликлинике;
       - владеть основными приема массажа;
       - оценить действие лекарств у конкретного ребенка и их побочные
   действия;
       - определить группу крови и Rh-фактор у ребенка.
   
                            5. Манипуляции
   
       - первичный туалет новорожденного;
       - уход за пуповиной;
       - антропометрия новорожденного;
       - пеленание ребенка;
       -  обогревание  новорожденного с  помощью  источника  лучистого
   тепла;
       - использовать кювез для ухода за новорожденным;
       - правильно приложить ребенка к груди;
       - пользоваться приемами искусственного вскармливания ребенка;
       - обеспечить зондовое кормление, уход за зондом;
       - сделать очистительную и лечебную клизму;
       -    ассистировать   при   заменных   переливаниях   крови    и
   гемотрансфузиях;
       -  произвести  осмотр  кожи  и слизистых  оболочек  у  ребенка,
   определить  жизненно  важные  показатели  (температура,  АД,  число
   дыханий, число сердечных сокращений);
       - определить сахар в моче ребенка;
       -   подготовить   систему  внутривенного  капельного   вливания
   жидкости, использовать различные инфузоры и перфузоры;
       - сделать внутривенные, внутримышечные, внутрикожные, подкожные
   инъекции;
       -  уметь  поставить внутривенный периферический  катетер  (типа
   "бабочка", "Бронюля" и др.);
       - уход за центральным и периферическим катетером;
       - поставить мочевой катетер мальчику и девочке;
       -  пользоваться  различными способами  дачи  кислорода  ребенку
   (масочный, кислородная палатка, носовые кандюли и др.);
       - подготовить ребенка к плевральной и спинномозговой пункции;
       - провести искусственную вентиляцию легких различными методами:
   дыхание "рот в рот", мешком Амбу с маской;
       -  уметь обеспечить свободную проходимость дыхательных путей  в
   случае необходимости;
       -  провести сердечно-легочную реанимацию (дыхание "рот  в  рот"
   или маской, непрямой массаж сердца);
       -  использовать  систему мониторирования  показателей  жизненно
   важных функций организма ребенка;
       - оказать доврачебную помощь ребенку при неотложных состояниях;
       - остановить кровотечение;
       - сделать промывание желудка;
       -   использовать  посиндромную  медикаментозную   терапию   при
   оказании  доврачебной  помощи  на  ФАПе,  в  поликлинике,  приемном
   отделении больницы.
   
               XVII. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ОПЕРАЦИОННОЕ ДЕЛО"
   
       В   соответствии   с  требованиями  специальности   в   области
   операционного дела специалист должен знать и уметь:
   
                            1. Общие знания
   
       - основы законодательства и права в здравоохранении;
       -   организацию  хирургической  помощи,  организацию  скорой  и
   неотложной медицинской помощи населению;
       -   организацию   работы  медицинского   учреждения   в   новых
   экономических условиях;
       - философию профессионального общения;
       - психологию профессионального общения;
       -  функциональные обязанности, права и ответственность, систему
   взаимодействия и преемственности с другими подразделениями;
       -   медицинское  и  фармацевтическое  обеспечение  деятельности
   (получение, учет, хранение, использование лекарственных средств,  в
   т.ч.  наркотических  препаратов  и препаратов  строгой  отчетности,
   перевязочных  и  шовных  материалов, одежды,  белья,  хирургических
   перчаток и пр.);
       - статистические формы учетно - отчетной документации;
       -  оснащение  отделения техникой, ее назначение и эксплуатация,
   хирургические  инструменты  и  аппараты,  охрану  труда  и  технику
   безопасности;
       -  систему  инфекционного  контроля, инфекционной  безопасности
   пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику;
       -  роль  сестринского персонала в федеральных,  территориальных
   программах   охраны   здоровья  населения;  основы   валеологии   и
   санологии; методы и средства гигиенического воспитания;
       -  виды,  формы и методы реабилитации; организацию и проведение
   мероприятий    по    реабилитации   пациентов   с    хирургическими
   заболеваниями и травмами;
       -  организацию  хирургической помощи по  принципу  "Хирургия  1
   дня";
       -    нормативные   документы,   регламентирующие    организацию
   операционного дела;
       - основы периоперативного сестринского ухода;
       - современные методы дезинфекции и стерилизации;
       - основы трансфузиологии;
       - различные виды кровотечений и способы их остановки;
       -  общую  и  местную анестезию, устройство и принципы наркозно-
   дыхательной аппаратуры;
       - основы медицины катастроф и военно-полевой хирургии.
   
                            2. Общие умения
   
       -  анализировать  сложившуюся ситуацию и  принимать  решения  в
   пределах своей профессиональной компетенции;
       - владеть коммуникативными навыками общения;
       - владеть техникой сестринских манипуляций;
       -  оценить  состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы  у
   пациентов, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии,  оказать
   экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;
       -   подготовить   пациента   к  лабораторным,   фукнциональным,
   инструментальным исследованиям;
       -  выполнять  требования  инфекционного контроля,  инфекционной
   безопасности пациентов и медицинского персонала;
       -   проводить   мероприятия  по  защите   населения,   больных,
   пострадавших  и  персонала службы медицины  катастроф,  медицинской
   службы   гражданской  обороны;  оказывать  доврачебную   помощь   в
   чрезвычайных ситуациях;
       - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
   
                         3. Специальные знания
   
       - организацию работы хирургической бригады;
       - предоперационную подготовку пациента;
       -  особенности  расположения пациента на операционном  столе  с
   учетом его анатомо-физиологических особенностей;
       -  назначение  и  наборы хирургического инструментария  (в  том
   числе     используемого    для    эндоскопического     оперативного
   вмешательства);
       -  основные  характеристики шовного и перевязочного  материала;
   способы и методы их использования в оперативной хирургии;
       -  основные характеристики и последовательность действий членов
   хирургической бригады при подготовке и в ходе операций;
       -   основные   осложнения,  возникающие  в  ходе  хирургических
   вмешательств, основные мероприятия, направленные на их устранение;
       - основы профилактики послеоперационных осложнений;
       - общие принципы интенсивной терапии и реанимации;
       - основы электрохирургии.
   
                         4. Специальные умения
   
       - подготовить операционную и участников к проведению операции;
       -  контролировать  соблюдение  правил  асептики  и  антисептики
   персоналом, находящимся в операционной;
       -  подготовить  белье, перевязочный материал, перчатки,  маски,
   инструменты и аппаратуру к стерилизации;
       -  проводить предоперационную подготовку пациента; обеспечивать
   инфекционную безопасность пациента;
       - участвовать в проведении всех видов пункций;
       -    обеспечивать   выполнение   всех   этапов   хирургического
   вмешательства;
       - комплектовать наборы хирургических инструментов;
       - подготовить шовный материал;
       - наложить все виды повязок;
       - обеспечивать различные способы гемостаза;
       - оказать помощь при терминальных состояниях;
       - осуществлять ранний послеоперационный уход за пациентом;
       - контролировать транспортировку пациента из операционной;
       -   вести  количественный  учет  используемого  инструментария,
   шовного  и перевязочного материала, белья, лекарственных средств  и
   аппаратуры;
       -  оформить и отправить на гистологическое и бактериологическое
   исследование  биологический материал, взятый у  пациента  во  время
   операции;
       -   подготовить   и  контролировать  эксплуатацию   технических
   средств, находящихся в операционной;
       - рационально и своевременно пополнять расходные материалы;
       -  выполнять  требования инфекционного контроля в  операционном
   блоке.
   
        XVIII. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ"
   
       В   соответствии   с  требованиями  специальности   в   области
   анестезиологии и реаниматологии специалист должен знать и уметь:
   
                            1. Общие знания
   
       -  профессиональное  назначение, функциональные  обязанности  и
   права специалиста;
       - основы законодательства и права в здравоохранении;
       - основы медицинского страхования;
       -   организацию   работы  медицинского   учреждения   в   новых
   экономических условиях;
       - теоретические основы сестринского дела;
       - этику, деонтологию и психологию профессионального общения;
       - возрастные анатомо-физиологические особенности;
       - патофизиологию различных видов умирания и клинической смерти,
   восстановительного периода после оживления;
       -   основы   клинического   и  фармакологического   обоснования
   используемых  средств,  применяемых  при  проведении  анестезии   и
   интенсивной терапии;
       - вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер;
       -  методы предоперационного обследования, подготовку к операции
   (анестезия, премедикация);
       - современные методы общей, местной и регионарной анестезии;
       -  современные  методы  интенсивной терапии  и  реанимации  при
   различных заболеваниях и критических состояниях;
       -  организацию сестринского ухода за больными на основе  этапов
   сестринского процесса;
       -  виды,  формы и методы реабилитации, организацию и проведение
   мероприятий по реабилитации пациентов;
       -   методы   и   средства   гигиенического   воспитания;   роль
   сестринского персонала в программах охраны здоровья населения;
       - основы диспансеризации, ее социальную значимость;
       -  систему  инфекционного  контроля, инфекционной  безопасности
   пациентов   и   медицинского  персонала  медицинского   учреждения;
   асептику    и   антисептику;   систему   взаимодействия    лечебно-
   профилактического    учреждения    с    учреждениями     санитарно-
   эпидемиологического профиля;
       -  организацию делопроизводства и учетно-отчетной  деятельности
   структурного     подразделения;    основные    виды     медицинской
   документации;
       - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
       -  функциональные обязанности, права и ответственность младшего
   персонала;
       - основы медицины катастроф.
   
                            2. Общие умения
   
       -  анализировать  сложившуюся ситуацию и  принимать  решения  в
   пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
       - владеть коммуникативными навыками общения;
       -    выполнять   диагностические,   лечебные,   реанимационные,
   реабилитационные,     профилактические,    лечебно-оздоровительные,
   санитарно-гигиенические,  санитарно-просветительные  мероприятия  в
   соответствии  со своей профессиональной компетенцией,  полномочиями
   и врачебными назначениями;
       -  осуществлять  и документировать основные этапы  сестринского
   процесса при уходе за пациентами;
       - владеть технической сестринских манипуляций;
       -  оценить  состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы  у
   больных  и  пострадавших,  находящихся  в  тяжелом  и  терминальном
   состояниях;  оказать экстренную доврачебную помощь  при  неотложных
   состояниях;
       -  осуществлять  и документировать основные этапы  сестринского
   процесса   при   паллиативной  сестринской   помощи   инкурабельным
   больным;
       -   подготовить   пациента   к  лабораторным,   функциональным,
   инструментальным исследованиям;
       -  проводить  занятия по лечебной гимнастике, владеть  приемами
   массажа,     использовать    элементы    психотерапии,    оценивать
   эффективность проводимых мероприятий;
       -  соблюдать  фармацевтический порядок  получения,  хранения  и
   использования лекарственных средств;
       -  выполнять  требования  инфекционного контроля,  инфекционной
   безопасности пациентов и медицинского персонала;
       -   проводить   мероприятия  по  защите   населения,   больных,
   пострадавших  и  персонала службы медицины  катастроф,  медицинской
   службы   гражданской  обороны;  оказывать  доврачебную   помощь   в
   чрезвычайных ситуациях;
       - повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
   
                         3. Специальные знания
   
       - наркозно-дыхательную и контрольно-диагностическую аппаратуру,
   инструментарий, используемый в анестезиологии и реанимации;
       -  фармакологическое действие основных препаратов, используемых
   при  проведении анестезиологических пособий, правила  их  хранения,
   возможные осложнения, связанные с их применением;
       -   особенности  анестезиологического  обеспечения   экстренных
   хирургических операций у взрослых и детей;
       - инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное питание;
       -   терминальные   состояния,  общие  принципы   реанимации   и
   интенсивной терапии;
       -     основы    сердечно-легочной    реанимации,    дыхательной
   недостаточности, острой сердечно-сосудистой недостаточности;
       -  особенности  интенсивного наблюдения  и  лечения  больных  в
   послеоперационном периоде;
       -  основные принципы реанимации и интенсивной терапии при шоке,
   коматозных состояниях;
       -  особенности  интенсивного наблюдения  и  лечения  больных  с
   острым инфарктом миокарда;
       - общие принципы интенсивной терапии при отравлениях;
       -  общие принципы интенсивной терапии при почечной и печеночной
   недостаточности;
       -  особенности  интенсивной терапии и реанимации  в  педиатрии,
   акушерстве и гинекологии;
       -   реанимационные   мероприятия  при  механической   асфиксии,
   утоплении, электротравме.
   
                         4. Специальные умения
   
       -   подготовить  наркозную  аппаратуру  к  работе,  работать  с
   аппаратурой;
       -  подготовить  набор для интубации (ларингоскоп, интубационные
   трубки и пр.), подбор масок, носовых катетеров;
       -  подготовить  набор для пункции центральных  вен;  набор  для
   внутривенного наркоза, для перидуральной анестезии;
       - оценить эффективность премедикации;
       -   оценить  восстановление  мышечного  тонуса  по  клиническим
   признакам;
       - оценить адекватность самостоятельного дыхания больного;
       - проводить прием Селлика;
       - подготовить кардиомонитор к работе; подготовить дефибриллятор
   к работе (техника дефибрилляции);
       - проводить измерение почасового диуреза;
       -  осуществлять венепункцию и катетеризацию периферических вен;
   уход за катетером, введенном в вену;
       -   проводить   аспирацию  содержимого  из  трахеобронхиального
   дерева,  лаваж  трахеобронхиального дерева,  уход  за  трахеостомой
   (техника), постуральный дренаж;
       -  подготовить растворы и системы для инфузионно-трансфузионной
   терапии;
       -   маркировать  баллоны  с  медицинскими  газами,   определять
   количество кислорода, закиси азота в баллоне;
       - ведение наркозной карты и карты наблюдения;
       -  проводить  дезинфекцию  и стерилизацию  наркозно-дыхательной
   аппаратуры, анестезиологического инструментария.
   
                            5. Манипуляции
   
       - техника прямой ларингоскопии;
       - определение дыхательного объема по вентилометру;
       - техника экстубации;
       -  подсчет  пульса и частоты сердечных сокращений,  определение
   дефицита   пульса,   техника  измерения   артериального   давления,
   определение пульсового давления;
       -  техника измерения центрального венозного давления -  техника
   проведения   пробы   на  индивидуальную  совместимость   и   резус-
   совместимость,  метод  биологической пробы при  переливании  крови,
   скорость  инфузии,  кристаллоидов, коллоидов,  белковых  препаратов
   крови и ее компонентов;
       - венспункция;
       -   метод   восстановления   проходимости   дыхательных   путей
   (искусственная  вентиляция  легких),  туалет  дыхательных  путей  с
   помощью  отсосов, введение воздуховода, вентиляция методом  "Рот  в
   воздуховод",   вентиляция   с  помощью   маски   (АДР,   наркозного
   аппарата);
       - техника наружного массажа сердца, сочетание наружного массажа
   с вентиляцией легких, оценка эффективности реанимации;
       - определение пульса на сонной и бедренной артериях;
       - оксигенотерапия, техника подачи кислорода через спирт;
       - техника вибрационного массажа;
       - техника трахеальной инстилляции;
       - зондовое питание;
       - техника введения назогастрального зонда;
       -  отбор крови для определения группы крови, резус-фактора  для
   коагулограммы, для биохимического исследования.
   
                 XIX. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ОБЩАЯ ПРАКТИКА"
   
       В  соответствии  с требованиями специальности в  области  общей
   практики специалист должен знать и уметь:

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное