Стр. 7
процесса при уходе за пациентами;
- оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у
больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном
состоянии, оказывать экстренную доврачебную помощь при неотложных
состояниях;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского
процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным
больным;
- оценивать действие лекарственных средств у конкретного
пациента, оказывать доврачебную помощью при лекарственном
отравлении;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным,
инструментальным исследованиям;
- выполнять основные виды физиотерапевтических процедур,
проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами
массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии,
использовать элементы психотерапии, контролировать соблюдение
назначенной врачом диеты, оценивать эффективность проводимых
мероприятий;
- владеть методами и средствами санитарного просвещения;
планировать и оценивать комплексные программы профилактики,
направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп
населения сохранению и укреплению здоровья;
- соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и
использования лекарственных средств;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- вести медицинскую документацию;
- выполнять требования инфекционного контроля; инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала;
- проводить мероприятия по защите населения больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской
службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в
чрезвычайных ситуациях.
3. Специальные знания
3.1. В области сестринского дела в амбулаторно-поликлиническом
учреждении:
- систему организации амбулаторно-поликлинической помощи
населению;
- нормативные документы, определяющие основные задачи, функции,
условия и порядок деятельности амбулаторно-поликлинического
учреждения;
- оснащение, организацию, режим работы структурных
подразделений амбулаторно-поликлинического учреждения;
- организацию сестринского дела в структурных подразделениях
амбулаторно-поликлинического учреждения;
- функциональные обязанности, права и ответственность
сестринского и младшего медицинского персонала структурных
подразделений;
- демографическую и медико-социальную характеристику
прикрепленного населения;
- организацию профилактической работы среди населения участка;
организацию и методику работы по гигиеническому воспитанию
населения и пропаганде здорового образа жизни;
- роль и основные задачи медицинской сестры при проведении
врачебного амбулаторного приема, его организацию и материальное
обеспечение;
- основы диспансеризации населения;
- основы экспертизы трудоспособности;
- противоэпидемическую работу в очаге инфекции;
- иммунопрофилактику;
- систему инфекционного контроля и инфекционной безопасности
пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях
амбулаторно-поликлинического учреждения;
- организацию сестринской помощи на дому;
- организацию восстановительного лечения и реабилитации больных
в условиях деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения;
- основы рационального и сбалансированного питания;
- основные учетные формы медицинской документации амбулаторно-
поликлинического учреждения.
3.2. В области сестринского дела в больничном учреждении
(стационаре):
- систему организации больничной помощи населению;
- нормативные документы, определяющие основные задачи, функции,
условия и порядок деятельности больничного учреждения;
- оснащение, организацию, режим работы структурных
подразделений больничного учреждения;
- организацию сестринского дела в структурных подразделениях
больничного учреждения;
- лечебно-охранительный режим; профилактику больничного
травматизма, положения больного в постели; правила транспортировки
больных;
- систему больничного инфекционного контроля и инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных
подразделениях клинического учреждения;
- охрану труда и технику безопасности в структурных
подразделениях больничного учреждения;
- организацию сестринского ухода в специализированных
отделениях больничного учреждения;
- организацию периоперативного сестринского ухода;
- основные синдромы острых нарушений функций систем и органов;
- современные методы интенсивной терапии и реанимации при
заболеваниях и критических состояниях;
- организацию сестринского ухода и реабилитацию больных блока
интенсивной терапии и реанимации;
- организацию восстановительного лечения и реабилитации больных
в условиях больничного медицинского учреждения;
- основы рационального и сбалансированного питания; основы
организации лечебного и диетического питания в больничном
учреждении;
- основные учетные формы медицинской документации больничного
учреждения;
3.3. В области организации сестринского дела:
- научные и управленческие подходы к совершенствованию качества
сестринской помощи;
- основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении;
- систему управления сестринским и младшим медицинским
персоналом медицинского учреждения;
- систему информационного обеспечения структурного
подразделения (перечень учетно-отчетной документации; порядок
ведения, хранения, обработки, сдачи в архив);
- документы по оснащению структурного подразделения,
материальными ресурсами, медицинскому и фармацевтическому
обеспечению деятельности, организации лечебного и диетического
питания; охране труда и технике безопасности;
- документы, регламентирующие деятельность структурного
подразделения в экстремальных условиях.
4. Специальные умения
4.1. В области сестринского дела в амбулаторно-поликлиническом
учреждении:
- проводить персональный учет прикрепленного населения;
- собирать оперативную информацию об эпидемиологической
ситуации; совместно с санитарно-эпидемиологической службой
провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
владеть техникой иммунопрофилактики;
- проводить забор, доставку, хранение собранного материала для
бактериологического исследования;
- выполнять требования инфекционного контроля и инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала; техники
безопасности и охраны труда в структурных подразделениях
амбулаторно-поликлинического учреждения;
- проводить санитарно-просветительную работу на участке,
включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание
и обучение населения здоровому образу жизни;
- организовать проведение амбулаторного приема врача
(подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку
индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов,
предварительный сбор анамнеза, проведение предварительного осмотра
больного);
- выполнять профилактические, лечебные, диагностические
мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и на дому,
ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных
манипуляций соответственно профилю кабинета (структурного
подразделения);
- осуществлять обеспечение кабинета необходимыми медикаментами,
стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой;
учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов,
бланков специального учета;
- проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской
аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием;
- проводить подготовку санитарного актива участка, включающую
занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах,
отравлениях, неотложных состояниях; обучение родственников
тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи;
- вести утвержденную учетно-отчетную медицинскую документацию.
4.2. В области сестринского дела в больничном учреждении
(стационаре):
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского
процесса при уходе за больными, инкурабельными больными;
- выполнять требования больничного инфекционного контроля и
инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
техники безопасности и охраны труда в структурных подразделениях
больничного учреждения;
- проводить санитарно-просветительную работу среди пациентов и
их родственников, включающую пропаганду медицинских знаний;
обучение оказанию само- и взаимопомощи при травмах, отравлениях,
неотложных состояниях; обучение методам ухода, первой медицинской
помощи; проводить гигиеническое воспитание и обучение здоровому
образу жизни;
- выполнять профилактические, лечебные, диагностические
мероприятия, назначаемые врачом в больничном учреждении, готовить
инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных
манипуляций;
- владеть техникой подготовки больных к диагностическим
исследованиям; экстренной операции;
- владеть техникой сестринских манипуляций.
4.3. В области организации сестринского дела:
- осуществлять планирование, организацию, мотивацию, контроль и
координацию деятельности сестринского и младшего медицинского
персонала структурного подразделения медицинского учреждения;
- оценивать качество и эффективность сестринской помощи
населению на уровне структурного подразделения; планировать
систему мероприятий по совершенствованию сестринской службы
структурного подразделения;
- организовать работу по профессиональной адаптации, повышению
квалификации, развитию профессиональной карьеры, аттестации и
сертификации средних медицинских кадров структурного
подразделения;
- обеспечивать проведение учебных мероприятий по эксплуатации
медицинской техники и оборудования, технике безопасности и охране
труда;
- проводить обеспечение структурного подразделения необходимыми
медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными
материалами, спецодеждой; учет расходов медикаментов, перевязочных
материалов, инструментов, бланков специального учета;
- проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской
аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием в
структурном подразделении;
- изучать и использовать в работе лучший отечественный и
зарубежный опыт в области сестринского дела;
- осуществлять наставническую и педагогическую деятельность.
5. Манипуляции
- санитарная обработка больного;
- приготовление дезинфицирующих растворов;
- дезинфекция предметов ухода за больным;
- предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;
- укладка в биксы перевязочного материала, одежды, белья
хирургического персонала;
- пользование стерильным биксом;
- обеззараживание рук;
- облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;
- накрытие стерильного стола;
- транспортировка и перекладывание больного;
- пользование функциональной кроватью;
- приготовление постели;
- смена нательного и постельного белья;
- туалет больного;
- гигиенические мероприятия в постели;
- подмывание;
- профилактика пролежней;
- кормление больного в постели;
- введение питательной смеси через зонд;
- питание больного через гастростому;
- обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы;
- измерение температуры тела;
- построение графика температурной кривой;
- измерение пульса;
- определение числа дыхательных движений;
- измерение артериального давления;
- определение суточного диуреза;
- постановка банок;
- постановка горчичников;
- постановка согревающего компресса;
- применение грелки и пузыря со льдом;
- приготовление лечебной ванны;
- подача кислорода;
- подача судна и мочеприемника;
- постановка газоотводной трубки;
- постановка всех видов клизм;
- катетеризация мочевого пузыря;
- ведение документации по учету лекарственных средств;
- применение мази, пластыря, присыпки;
- закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;
- пользование ингалятором;
- набор дозы инсулина;
- инъекции (все виды);
- сбор системы для капельного введения;
- венепункция;
- снятие ЭКГ;
- взятие мазка из зева;
- сбор мокроты;
- анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты;
- анализ мочи по Зимницкому;
- фракционное зондирование желудка;
- зондирование желчного пузыря;
- сбор кала на исследование;
- подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии;
- подготовка больного и участие в проведении всех видов
пункций, амбулаторных операций;
- проведение искусственного дыхания;
- наложение всех видов повязок;
- проведение местной анестезии;
- иммобилизация;
- определение группы крови, проба на индивидуальную
совместимость;
- проведение премедикации;
- остановка кровотечений из поверхностно расположенных сосудов.
XVI. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ"
В соответствии с требованиями специальности в области
сестринского дела в педиатрии специалист должен знать и уметь:
1. Общие знания
- профессиональное назначение, функциональные обязанности,
права и ответственность;
- систему организации медицинской помощи детям, организацию
сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья
детей;
- конвенцию ООН о правах ребенка;
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- теоретические основы сестринского дела;
- философию и этику сестринского дела;
- психологию профессионального общения;
- сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми;
- основные причины, клинические проявления, методы диагностики,
осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм у
детей различного возраста;
- структуру лечебно-профилактических учреждений;
- виды, формы и методы реабилитации;
- фармакокинетику, фармакодинамику, показания и
противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения
применения лекарственных средств, нормативные документы,
регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском
учреждении;
- методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского
персонала в федеральных, территориальных программах охраны
здоровья населения;
- основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности
пациентов, персонала медицинского учреждения, систему
взаимодействия медицинского учреждения с учреждениями санитарно-
эпидемиологического профиля;
- основы гигиенического воспитания населения по вопросам
воспитания здорового ребенка и пропаганде здорового образа жизни,
ухода за здоровыми и больными детьми;
- психологические основы общения с детьми, их родителями,
персоналом; медицинскую этику и деонтологию;
- организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности
структурного подразделения, основные виды медицинской
документации;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего
медицинского персонала;
- основы медицины катастроф.
2. Общие умения
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в
пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные,
реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные,
санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в
соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями
и врачебными назначениями;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского
процесса при уходе за пациентами;
- владеть техникой сестринских манипуляций;
- оценить состояние, выделить ведущие симптомы у детей,
находящихся в тяжелом и терминальном состояниях; оказывать
доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- оценить действие лекарственных средств у конкретного
пациента, оказать доврачебную помощь при лекарственном отравлении;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным,
инструментальным методам исследования;
- проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами
массажа;
- соблюдать порядок получения, хранения, использования
лекарственных средств;
- соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
- вести медицинскую документацию.
3. Специальные знания
3.1. В области педиатрии:
- основы реформы сестринского дела в педиатрии;
- основы управления сестринской деятельностью в педиатрии;
- технологии и стандарты сестринской деятельности в педиатрии;
- организацию работы младшего медицинского персонала в детских
лечебно-профилактических учреждениях;
- деонтологические проблемы госпитализации ребенка;
- сестринский уход за детьми, страдающими острыми и
хроническими заболеваниями;
- какую и в какой форме информацию о состоянии здоровья давать
ребенку, его родителям, родственникам и другим гражданам;
- инфекционный контроль в детских лечебно-профилактических
учреждениях;
- этапы сестринского процесса в неонатологии;
- особенности санитарно-эпидемиологического режима в отделении
новорожденных;
- правила грудного вскармливания ребенка;
- функциональные состояния и заболевания новорожденных;
- детские болезни, принципы ухода;
- подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения,
период адаптации.
3.2. В области хирургии и реанимации:
- основные вопросы организации хирургической и реанимационной
помощи детям;
- причины, клинические проявления, методы диагностики,
осложнения, принципы лечения и профилактики хирургических
заболеваний и травм у детей;
- основные проявления терминальных состояний у детей;
- этапы сестринского процесса при уходе за детьми с
хирургическими заболеваниями и травмами;
3.3. В области акушерства и гинекологии:
- систему организации медицинской помощи беременным и
гинекологическим больным;
- показатели материнской и перинатальной смертности;
- основные вопросы физиологии у здоровых женщин и при
акушерской патологии;
- физиологию и патологию беременности, родов и послеродового
периода у здоровых женщин и групп риска;
- принципы профилактики мастита после родов;
- причины, клинические проявления, методы диагностики,
осложнения, принцип лечения и профилактики гинекологических
заболеваний;
- этапы сестринского процесса при уходе за беременными и
пациентами с гинекологическими заболеваниями;
- гинекологические заболевания у девочек;
- вопросы планирования семьи и современной контрацепции.
3.4. В области инфекционных заболеваний:
- систему организации медицинской помощи инфекционным больным;
- основные свойства возбудителя, эпидемиологические
особенности, клинические проявления, методы диагностики,
осложнения, принципы лечения и профилактики инфекционных
заболеваний;
- эпидемиологическую ситуацию, пути передачи инфекции, группы
риска, методы обследования, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции,
туберкулеза;
- этапы сестринского процесса при уходе за детьми, больными
инфекционными заболеваниями;
- календарь профилактических прививок.
3.5. В области неврологии и психиатрии:
- систему организации неврологической и психиатрической помощи;
- причины, клинические проявления, методы диагностики,
осложнения, лечение и профилактику неврологических и психических
заболеваний;
- медицинские, этические, юридические аспекты психиатрической
помощи;
- этапы сестринского процесса при уходе за детьми, страдающими
неврологическими и психическими заболеваниями.
3.6. В области реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры
и массажа:
- виды, формы и методы реабилитации;
- роль лечебной физкультуры, физиотерапии, массажа в
реабилитации;
- сестринский процесс при проведении реабилитации.
4. Специальные умения
- обеспечить инфекционную безопасность ребенка и медицинского
персонала детского лечебно-профилактического учреждения;
- строго соблюдать технологию выполнения манипуляций и
процедур;
- проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных
состояниях у взрослых и детей;
- подготовить ребенка к специальным лабораторным и
инструментальным методам исследования;
- строго соблюдать технологии по отбору и доставке биопроб для
клинических исследований;
- оказать неотложную доврачебную помощь при детских,
инфекционных, хирургических, неврологических и других
заболеваниях;
- осуществлять уход за новорожденным ребенком;
- осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского
процесса при уходе за больными детьми в стационаре и поликлинике;
- владеть основными приема массажа;
- оценить действие лекарств у конкретного ребенка и их побочные
действия;
- определить группу крови и Rh-фактор у ребенка.
5. Манипуляции
- первичный туалет новорожденного;
- уход за пуповиной;
- антропометрия новорожденного;
- пеленание ребенка;
- обогревание новорожденного с помощью источника лучистого
тепла;
- использовать кювез для ухода за новорожденным;
- правильно приложить ребенка к груди;
- пользоваться приемами искусственного вскармливания ребенка;
- обеспечить зондовое кормление, уход за зондом;
- сделать очистительную и лечебную клизму;
- ассистировать при заменных переливаниях крови и
гемотрансфузиях;
- произвести осмотр кожи и слизистых оболочек у ребенка,
определить жизненно важные показатели (температура, АД, число
дыханий, число сердечных сокращений);
- определить сахар в моче ребенка;
- подготовить систему внутривенного капельного вливания
жидкости, использовать различные инфузоры и перфузоры;
- сделать внутривенные, внутримышечные, внутрикожные, подкожные
инъекции;
- уметь поставить внутривенный периферический катетер (типа
"бабочка", "Бронюля" и др.);
- уход за центральным и периферическим катетером;
- поставить мочевой катетер мальчику и девочке;
- пользоваться различными способами дачи кислорода ребенку
(масочный, кислородная палатка, носовые кандюли и др.);
- подготовить ребенка к плевральной и спинномозговой пункции;
- провести искусственную вентиляцию легких различными методами:
дыхание "рот в рот", мешком Амбу с маской;
- уметь обеспечить свободную проходимость дыхательных путей в
случае необходимости;
- провести сердечно-легочную реанимацию (дыхание "рот в рот"
или маской, непрямой массаж сердца);
- использовать систему мониторирования показателей жизненно
важных функций организма ребенка;
- оказать доврачебную помощь ребенку при неотложных состояниях;
- остановить кровотечение;
- сделать промывание желудка;
- использовать посиндромную медикаментозную терапию при
оказании доврачебной помощи на ФАПе, в поликлинике, приемном
отделении больницы.
XVII. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ОПЕРАЦИОННОЕ ДЕЛО"
В соответствии с требованиями специальности в области
операционного дела специалист должен знать и уметь:
1. Общие знания
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- организацию хирургической помощи, организацию скорой и
неотложной медицинской помощи населению;
- организацию работы медицинского учреждения в новых
экономических условиях;
- философию профессионального общения;
- психологию профессионального общения;
- функциональные обязанности, права и ответственность, систему
взаимодействия и преемственности с другими подразделениями;
- медицинское и фармацевтическое обеспечение деятельности
(получение, учет, хранение, использование лекарственных средств, в
т.ч. наркотических препаратов и препаратов строгой отчетности,
перевязочных и шовных материалов, одежды, белья, хирургических
перчаток и пр.);
- статистические формы учетно - отчетной документации;
- оснащение отделения техникой, ее назначение и эксплуатация,
хирургические инструменты и аппараты, охрану труда и технику
безопасности;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности
пациентов и медицинского персонала, асептику и антисептику;
- роль сестринского персонала в федеральных, территориальных
программах охраны здоровья населения; основы валеологии и
санологии; методы и средства гигиенического воспитания;
- виды, формы и методы реабилитации; организацию и проведение
мероприятий по реабилитации пациентов с хирургическими
заболеваниями и травмами;
- организацию хирургической помощи по принципу "Хирургия 1
дня";
- нормативные документы, регламентирующие организацию
операционного дела;
- основы периоперативного сестринского ухода;
- современные методы дезинфекции и стерилизации;
- основы трансфузиологии;
- различные виды кровотечений и способы их остановки;
- общую и местную анестезию, устройство и принципы наркозно-
дыхательной аппаратуры;
- основы медицины катастроф и военно-полевой хирургии.
2. Общие умения
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в
пределах своей профессиональной компетенции;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- владеть техникой сестринских манипуляций;
- оценить состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у
пациентов, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказать
экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- подготовить пациента к лабораторным, фукнциональным,
инструментальным исследованиям;
- выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала;
- проводить мероприятия по защите населения, больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской
службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в
чрезвычайных ситуациях;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
3. Специальные знания
- организацию работы хирургической бригады;
- предоперационную подготовку пациента;
- особенности расположения пациента на операционном столе с
учетом его анатомо-физиологических особенностей;
- назначение и наборы хирургического инструментария (в том
числе используемого для эндоскопического оперативного
вмешательства);
- основные характеристики шовного и перевязочного материала;
способы и методы их использования в оперативной хирургии;
- основные характеристики и последовательность действий членов
хирургической бригады при подготовке и в ходе операций;
- основные осложнения, возникающие в ходе хирургических
вмешательств, основные мероприятия, направленные на их устранение;
- основы профилактики послеоперационных осложнений;
- общие принципы интенсивной терапии и реанимации;
- основы электрохирургии.
4. Специальные умения
- подготовить операционную и участников к проведению операции;
- контролировать соблюдение правил асептики и антисептики
персоналом, находящимся в операционной;
- подготовить белье, перевязочный материал, перчатки, маски,
инструменты и аппаратуру к стерилизации;
- проводить предоперационную подготовку пациента; обеспечивать
инфекционную безопасность пациента;
- участвовать в проведении всех видов пункций;
- обеспечивать выполнение всех этапов хирургического
вмешательства;
- комплектовать наборы хирургических инструментов;
- подготовить шовный материал;
- наложить все виды повязок;
- обеспечивать различные способы гемостаза;
- оказать помощь при терминальных состояниях;
- осуществлять ранний послеоперационный уход за пациентом;
- контролировать транспортировку пациента из операционной;
- вести количественный учет используемого инструментария,
шовного и перевязочного материала, белья, лекарственных средств и
аппаратуры;
- оформить и отправить на гистологическое и бактериологическое
исследование биологический материал, взятый у пациента во время
операции;
- подготовить и контролировать эксплуатацию технических
средств, находящихся в операционной;
- рационально и своевременно пополнять расходные материалы;
- выполнять требования инфекционного контроля в операционном
блоке.
XVIII. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ"
В соответствии с требованиями специальности в области
анестезиологии и реаниматологии специалист должен знать и уметь:
1. Общие знания
- профессиональное назначение, функциональные обязанности и
права специалиста;
- основы законодательства и права в здравоохранении;
- основы медицинского страхования;
- организацию работы медицинского учреждения в новых
экономических условиях;
- теоретические основы сестринского дела;
- этику, деонтологию и психологию профессионального общения;
- возрастные анатомо-физиологические особенности;
- патофизиологию различных видов умирания и клинической смерти,
восстановительного периода после оживления;
- основы клинического и фармакологического обоснования
используемых средств, применяемых при проведении анестезии и
интенсивной терапии;
- вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер;
- методы предоперационного обследования, подготовку к операции
(анестезия, премедикация);
- современные методы общей, местной и регионарной анестезии;
- современные методы интенсивной терапии и реанимации при
различных заболеваниях и критических состояниях;
- организацию сестринского ухода за больными на основе этапов
сестринского процесса;
- виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение
мероприятий по реабилитации пациентов;
- методы и средства гигиенического воспитания; роль
сестринского персонала в программах охраны здоровья населения;
- основы диспансеризации, ее социальную значимость;
- систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности
пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения;
асептику и антисептику; систему взаимодействия лечебно-
профилактического учреждения с учреждениями санитарно-
эпидемиологического профиля;
- организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности
структурного подразделения; основные виды медицинской
документации;
- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
- функциональные обязанности, права и ответственность младшего
персонала;
- основы медицины катастроф.
2. Общие умения
- анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в
пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
- владеть коммуникативными навыками общения;
- выполнять диагностические, лечебные, реанимационные,
реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные,
санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в
соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями
и врачебными назначениями;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского
процесса при уходе за пациентами;
- владеть технической сестринских манипуляций;
- оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у
больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном
состояниях; оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных
состояниях;
- осуществлять и документировать основные этапы сестринского
процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным
больным;
- подготовить пациента к лабораторным, функциональным,
инструментальным исследованиям;
- проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами
массажа, использовать элементы психотерапии, оценивать
эффективность проводимых мероприятий;
- соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и
использования лекарственных средств;
- выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной
безопасности пациентов и медицинского персонала;
- проводить мероприятия по защите населения, больных,
пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской
службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в
чрезвычайных ситуациях;
- повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
3. Специальные знания
- наркозно-дыхательную и контрольно-диагностическую аппаратуру,
инструментарий, используемый в анестезиологии и реанимации;
- фармакологическое действие основных препаратов, используемых
при проведении анестезиологических пособий, правила их хранения,
возможные осложнения, связанные с их применением;
- особенности анестезиологического обеспечения экстренных
хирургических операций у взрослых и детей;
- инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное питание;
- терминальные состояния, общие принципы реанимации и
интенсивной терапии;
- основы сердечно-легочной реанимации, дыхательной
недостаточности, острой сердечно-сосудистой недостаточности;
- особенности интенсивного наблюдения и лечения больных в
послеоперационном периоде;
- основные принципы реанимации и интенсивной терапии при шоке,
коматозных состояниях;
- особенности интенсивного наблюдения и лечения больных с
острым инфарктом миокарда;
- общие принципы интенсивной терапии при отравлениях;
- общие принципы интенсивной терапии при почечной и печеночной
недостаточности;
- особенности интенсивной терапии и реанимации в педиатрии,
акушерстве и гинекологии;
- реанимационные мероприятия при механической асфиксии,
утоплении, электротравме.
4. Специальные умения
- подготовить наркозную аппаратуру к работе, работать с
аппаратурой;
- подготовить набор для интубации (ларингоскоп, интубационные
трубки и пр.), подбор масок, носовых катетеров;
- подготовить набор для пункции центральных вен; набор для
внутривенного наркоза, для перидуральной анестезии;
- оценить эффективность премедикации;
- оценить восстановление мышечного тонуса по клиническим
признакам;
- оценить адекватность самостоятельного дыхания больного;
- проводить прием Селлика;
- подготовить кардиомонитор к работе; подготовить дефибриллятор
к работе (техника дефибрилляции);
- проводить измерение почасового диуреза;
- осуществлять венепункцию и катетеризацию периферических вен;
уход за катетером, введенном в вену;
- проводить аспирацию содержимого из трахеобронхиального
дерева, лаваж трахеобронхиального дерева, уход за трахеостомой
(техника), постуральный дренаж;
- подготовить растворы и системы для инфузионно-трансфузионной
терапии;
- маркировать баллоны с медицинскими газами, определять
количество кислорода, закиси азота в баллоне;
- ведение наркозной карты и карты наблюдения;
- проводить дезинфекцию и стерилизацию наркозно-дыхательной
аппаратуры, анестезиологического инструментария.
5. Манипуляции
- техника прямой ларингоскопии;
- определение дыхательного объема по вентилометру;
- техника экстубации;
- подсчет пульса и частоты сердечных сокращений, определение
дефицита пульса, техника измерения артериального давления,
определение пульсового давления;
- техника измерения центрального венозного давления - техника
проведения пробы на индивидуальную совместимость и резус-
совместимость, метод биологической пробы при переливании крови,
скорость инфузии, кристаллоидов, коллоидов, белковых препаратов
крови и ее компонентов;
- венспункция;
- метод восстановления проходимости дыхательных путей
(искусственная вентиляция легких), туалет дыхательных путей с
помощью отсосов, введение воздуховода, вентиляция методом "Рот в
воздуховод", вентиляция с помощью маски (АДР, наркозного
аппарата);
- техника наружного массажа сердца, сочетание наружного массажа
с вентиляцией легких, оценка эффективности реанимации;
- определение пульса на сонной и бедренной артериях;
- оксигенотерапия, техника подачи кислорода через спирт;
- техника вибрационного массажа;
- техника трахеальной инстилляции;
- зондовое питание;
- техника введения назогастрального зонда;
- отбор крови для определения группы крови, резус-фактора для
коагулограммы, для биохимического исследования.
XIX. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ОБЩАЯ ПРАКТИКА"
В соответствии с требованиями специальности в области общей
практики специалист должен знать и уметь:
|