Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПИСЬМО ГТК РФ ОТ 21.09.95 N 03-43/13487 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ (ВМЕСТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   обстоятельств (ст.  236 ТК России) является по сути открытым, т.к.
   должностное  лицо,  рассматривающее  дело  о нарушении  таможенных
   правил,    может    признать    смягчающими    ответственность   и
   обстоятельства,   не   указанные  в данной  статье,   то  перечень
   отягчающих  ответственность  обстоятельств  (ст.  237  ТК  России)
   является исчерпывающим с той лишь оговоркой, что должностное лицо,
   рассматривающее дело о нарушении таможенных правил,  в зависимости
   от   характера   правонарушения   может   не  признать  в качестве
   обстоятельства,    отягчающего    ответственность   за   нарушение
   таможенных   правил,    совершение   правонарушения   в  состоянии
   опьянения.
       Обстоятельства,   изложенные   в  названных   статьях,   носят
   объективный  характер  и должны  быть  подтверждены документально:
   справками, рапортами, объяснениями, другими материалами дела.
       Как  правило,  применение  положений  вышеназванных  статей на
   практике затруднений не вызывает.
       Однако  некоторые  из  использованных  в ст.   237  ТК  России
   терминов нуждаются в толковании:
       -   под   "повторным   в течение  года  совершением  нарушения
   таможенных правил" (п. 2 ст. 237 ТК России) следует понимать новое
   нарушение  таможенных  правил,  совершенное  в течение  года после
   принятия    решения    о   наложении   взыскания   за   таможенное
   правонарушение.   Очевидно,   однако,   что  совершение  нарушения
   таможенных правил лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за
   нарушение  таможенных правил,  не может рассматриваться в качестве
   обстоятельства,       отягчающего      ответственность,       если
   декриминализировано первое нарушение закона;
       - при применении положений п. 3 ст. 237 ТК России ("совершение
   нарушения  таможенных правил лицом,  ранее совершившим контрабанду
   или иное преступление,  производство дознания по которому отнесено
   к  компетенции  таможенных  органов Российской Федерации") следует
   учитывать,    что   совершение   лицом   контрабанды   или   иного
   преступления,   производство   дознания  по  которому  отнесено  к
   компетенции  таможенных  органов  Российской  Федерации,  не может
   рассматриваться    в   качестве    обстоятельства,     отягчающего
   ответственность  за нарушение таможенных правил,  если в отношении
   такого  преступления  истек  срок давности привлечения к уголовной
   ответственности,   снята   или  погашена  в установленном  порядке
   судимость либо законом устранена наказуемость деяния, которое лицо
   совершило  в прошлом.  Так  же  следует  рассматривать и ситуации,
   когда  за  совершенное ранее преступление в сфере таможенного дела
   лицо  было  освобождено от уголовной ответственности и наказания в
   порядке  ст.  43  Основ  уголовного  законодательства  (исходя  из
   положений  п.  7  Постановления  Пленума  Верховного  Суда СССР от
   29.06.79  "О  практике  применения  судами  общих начал назначения
   наказания").
   
             Наложение взысканий при совершении нескольких
                      нарушений таможенных правил
   
       Таможенным кодексом введен и новый принцип наложения взысканий
   при  совершении  одним  лицом  двух или более нарушений таможенных
   правил:   на   такое   лицо   взыскание   налагается   за   каждое
   правонарушение   в  отдельности   без  поглощения  менее  строгого
   наказания более строгим.
       На  практике это означает,  что в случае квалификации действий
   лица,  совершившего  нарушение таможенных правил,  по двум и более
   статьям  ТК  России  должностное  лицо,   рассматривающее  дело  о
   нарушении  таможенных  правил,  налагает  взыскание  по  каждой из
   вменяемых  статей  в пределах их санкций.  При этом,  в отличие от
   закрепленного    в  административном   законодательстве   принципа
   наложения взысканий,  менее строгое наказание не поглощается более
   строгим (то есть фактически действует принцип сложения взысканий).
   
                Назначение более мягкой меры воздействия
   
       Поскольку     применяемые     таможенными     органами    меры
   административного   воздействия   должны  соответствовать  тяжести
   совершенного   нарушения   таможенных   правил,   конкретике   его
   совершения,  при решении вопроса о наложении взыскания должностное
   лицо,   рассматривающее   дело,   с   учетом   его  обстоятельств,
   существенно  снижающих  степень  общественной опасности деяния,  а
   также  личности  виновного  может  наложить взыскание ниже низшего
   предела,  предусмотренного ТК РФ за вменяемое лицу правонарушение.
   Кроме   того,   по   тем   же   основаниям  может  не  назначаться
   дополнительное взыскание,  если оно является обязательным согласно
   санкции вменяемой лицу статьи.
       Хотя содержание ст.  239 ТК России предусматривает возможность
   назначения   более   мягкой   меры   воздействия,    эта   формула
   обуславливает  такое  решение  видами  взысканий,  предусмотренных
   санкциями вменяемой статьи.
       Иными словами,  если   санкция,  например,  ст.  261 ТК России
   предусматривает  штраф,  низший  предел  которого  - десятикратный
   установленный  законом  размер  минимальной месячной оплаты труда,
   должностное  лицо таможенного органа при решении вопроса о размере
   налагаемого  взыскания  может  наложить  штраф ниже десятикратного
   размера  (в  любых  пределах),  однако  закон не предоставляет ему
   права перейти к более мягкому виду взыскания - предупреждению.
       Закон   обязывает   должностное   лицо   таможенного   органа,
   рассматривающее  дело  о нарушении таможенных правил и принимающее
   решение в соответствии со ст.  239 ТК РФ,  указать в описательно -
   мотивировочной  части постановления по делу о нарушении таможенных
   правил  мотивы  наложения  взыскания  ниже  низшего  предела  либо
   неназначения  дополнительного взыскания,  которое согласно санкции
   вменяемой статьи является обязательным.
   
                           Малозначительность
   
       Таможенный  кодекс предусматривает возможность освобождения от
   ответственности     за    нарушение    таможенных    правил    при
   малозначительности совершенного нарушения таможенных правил.
       В  правоприменительной  практике  нередко  возникает  вопрос о
   наполнении  термина  "малозначительность",  его  характеристиках -
   идет   ли   речь   о  чисто   материальном  выражении  последствий
   совершенного      правонарушения      либо     при     определении
   малозначительности возможна оценка через нематериальные категории.
       Логично  предположить,  что  имеют  право на существование оба
   подхода.  Речь  идет  о ситуациях,  формально  содержащих признаки
   какого-либо  нарушения  таможенных  правил,  но  не представляющих
   большой общественной опасности.
       Как правило,  к разряду не представляющих большой общественной
   опасности   могут  быть  отнесены  технологические  упущения  (как
   сопровождающие  перемещение товаров и транспортных средств,  так и
   носящие    иной    характер),    за   совершение   которых   закон
   предусматривает   взыскание  в виде  предупреждения  либо  штрафа,
   исчисляемого   от   установленного   законом  размера  минимальной
   месячной оплаты труда.
       В  то же время,  если непосредственным объектом неправомерного
   действия  либо  бездействия  являлись  сами  товары и транспортные
   средства  либо таможенные платежи,  взимаемые таможенными органами
   Российской   Федерации,   такого   рода   правонарушения   к числу
   малозначительных   могут  быть  отнесены  лишь  в случаях,   когда
   материальное   выражение   стоимости   непосредственных   объектов
   нарушения  таможенных  правил  либо  таможенных платежей позволяет
   реально отнести ситуацию к малозначительной.
       При   принятии  решения  об  освобождении  правонарушителя  от
   ответственности   в  связи   с  малозначительностью   совершенного
   нарушения  таможенных правил должностным лицом таможенного органа,
   рассматривающим   дело,   выносится   постановление  о прекращении
   производства  по  делу.  Несмотря  на  отсутствие  на  это прямого
   указания  в законе,   бесспорно,   что  мотивация  такого  решения
   подлежит отражению в постановлении.
   
             Виды взысканий за нарушение таможенных правил
   
       За   совершение   нарушений   таможенных  правил  законодатель
   предусмотрел следующие виды взысканий:
       1. Предупреждение
       Как   мера  ответственности  за  нарушение  таможенных  правил
   предупреждение  выносится  в письменной  форме  в постановлении по
   делу. Применяется в качестве основного взыскания.
       2. Штраф
       Санкции статей,  устанавливающих  ответственность за нарушения
   таможенных правил, предусматривают штрафы:
       -  исчисляемые  применительно  к размеру  минимальной месячной
   оплаты   труда,   под  которой  понимается  установленная  законом
   минимальная    месячная    оплата   труда   на   день   совершения
   правонарушения,  а если такой день невозможно установить - на день
   обнаружения правонарушения;
       -  исчисляемые  исходя  из  стоимости  товаров  и транспортных
   средств  в виде  их  свободной (рыночной) цены на день обнаружения
   правонарушения.
       Определенное  распространение среди должностных лиц таможенных
   органов    получило   ошибочное   суждение,    согласно   которому
   предусмотренное  санкциями  некоторых статей ТК России взыскание в
   виде  штрафа,  установленного  применительно к размеру минимальной
   месячной  оплаты  труда,  является,  якобы,  указанием на то,  что
   субъектами  ответственности  по  этим  статьям  могут  быть только
   физические лица либо должностные лица.
       Очевидно,   однако,   что,   например,   за  нарушение  сроков
   представления  таможенному  органу Российской Федерации таможенной
   декларации,  документов  и дополнительных  сведений  (ст.  263  ТК
   России) субъектом ответственности,  как правило, может быть именно
   юридическое  лицо.  Исчисление  же  штрафа применительно к размеру
   минимальной  месячной оплаты труда применяется лишь в связи с тем,
   что   в  подобных   случаях  непосредственным  объектом  нарушения
   являются   не  товары  и транспортные  средства,   при  проведении
   незаконных  действий  в отношении  которых  и штраф  исчисляется в
   зависимости от их стоимости, а специфические требования таможенных
   органов.
       Штраф применяется в качестве основного наказания.
       3. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата
       Данный  вид  взыскания  имеет  специфических субъектов и может
   применяться к:
       -   владельцам  таможенных  складов,   магазинов  беспошлинной
   торговли,  свободных  складов,  складов  временного  хранения  (на
   учреждение которых таможенными органами выдаются лицензии);
       -    таможенным   брокерам,    таможенным   перевозчикам   (на
   осуществление  деятельности  которых таможенными органами выдаются
   лицензии);
       -  специалистам  по  таможенному  оформлению (которым на право
   совершать  действия по таможенному оформлению таможенными органами
   выдаются квалификационные аттестаты).
       Отзыв  лицензии  или  квалификационного  аттестата применяется
   только  в качестве  дополнительного взыскания к перечисленным выше
   лицам и лишь в случае совершения ими нарушения таможенных правил в
   связи с осуществлением ими деятельности,  предусмотренной лицензий
   или квалификационным аттестатом.
       4.  Конфискация  товаров  и транспортных  средств,  являющихся
   непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и
   транспортных   средств  со  специально  изготовленными  тайниками,
   использованными   для   перемещения   через   таможенную   границу
   Российской    Федерации    с  сокрытием   предметов,    являющихся
   непосредственными объектами нарушения таможенных правил
       Конфискация  состоит  в принудительном безвозмездном обращении
   товаров  и транспортных  средств,   обладающих  вышеперечисленными
   признаками, в федеральную собственность.  Конфискация производится
   независимо   от   того,   являются  ли  они  собственностью  лица,
   совершившего  нарушение  таможенных правил,  а также независимо от
   того, установлено это лицо или нет.
       Данный   вид   взыскания   может  применяться  как  в качестве
   основного, так и в качестве дополнительного.
       5.   Взыскание   стоимости   товаров  и транспортных  средств,
   являющихся   непосредственными   объектами   нарушения  таможенных
   правил,    товаров    и   транспортных   средств   со   специально
   изготовленными  тайниками,  использованными  для перемещения через
   таможенную  границу  Российской  Федерации  с сокрытием предметов,
   являющихся   непосредственными   объектами   нарушения  таможенных
   правил
       Данный вид взыскания представляет собой принудительное изъятие
   денежной  суммы,  составляющей свободную (рыночную) цену товаров и
   транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на
   день обнаружения правонарушения.
       Он  может применяться в качестве основного или дополнительного
   взыскания.
       Следует  иметь  в виду,  что  взыскание  стоимости  товаров  и
   транспортных     средств     является     самостоятельным    видом
   административного воздействия.
       Взыскание   стоимости   товаров   и транспортных  средств  как
   самостоятельный вид административного воздействия следует отличать
   от  взыскания  стоимости  товаров и транспортных средств как меры,
   применяемой  при  невозможности конфискации товаров и транспортных
   средств  на  стадии  исполнения постановления таможенного органа в
   части конфискации (ч.  3 ст.  380 ТК России). В последнем случае в
   качестве   вида   взыскания   применена   конфискация   товаров  и
   транспортных  средств,  однако  по  каким-либо  причинам исполнить
   постановление  таможни  в этой части не представляется возможным и
   оно реализуется через взыскание их стоимости.
       6.  Конфискация транспортных средств,  на которых перевозились
   товары,    являющиеся    непосредственными   объектами   нарушения
   таможенных правил
       Данный  вид  взыскания предусмотрен лишь в санкции ст.  276 ТК
   России   "Перемещение   товаров   и  транспортных   средств  через
   таможенную   границу   Российской   Федерации  помимо  таможенного
   контроля".
       На   практике   применение   санкции  названной  выше  статьи,
   предусматривающей и вид взыскания,  о котором идет речь,  вызывает
   затруднения,  т.к., с одной стороны, сформулирована данная санкция
   недостаточно четко,  а, с другой, впрямую конфискация транспортных
   средств,  на  которых  перевозились  помимо  таможенного  контроля
   товары,  предусмотрена лишь в одном из четырех вариантов возможной
   санкции.  Однако,  исходя  из  того,  что  при  перемещении помимо
   таможенного   контроля   нарушается  один  из  основных  принципов
   перемещения   не   только  товаров,   но  и транспортных  средств,
   закрепленный  в ст.   27  ТК  России  "Место  и время  пересечения
   товарами  и транспортными средствами таможенной границы Российской
   Федерации",  можно сделать вывод,  что по ситуации,  оговоренной в
   ст.   276   ТК   России,   непосредственными  объектами  нарушения
   таможенных   правил   выступают   не  только  перемещаемые  помимо
   таможенного  контроля  товары,   но  и транспортные  средства,  на
   которых  перемещаются  такие  товары.  Следовательно,  все  четыре
   варианта   санкции   ст.   276  ТК  России  фактически  в качестве
   непосредственного  объекта  нарушения таможенных правил включают и
   транспортное средство, на котором перевозились товары.
       После  принятия  Конституции  Российской  Федерации некоторыми
   правоведами   был   инициирован   тезис   о  якобы  имеющем  место
   несоответствии   Основному   закону   России   правоприменительной
   практики  таможенных  органов  в части  наложения взыскания в виде
   конфискации,  так как согласно п.  3 ст.  35 Конституции "Никто не
   может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".
       Представляется,  однако, что закрепленное в Таможенном кодексе
   Российской Федерации право таможенных органов рассматривать дела о
   нарушениях   таможенных   правил   с наложением  взыскания  в виде
   конфискации не противоречит Закону.
       Нарушения   таможенных   правил,    за   которые   установлена
   ответственность  ТК России,  сопряжены с нарушениями экономических
   интересов, безопасности России и ее граждан.  Нормы ТК России, как
   указано  в его  преамбуле,  направлены  на  защиту  экономического
   суверенитета  и экономической  безопасности  Российской Федерации,
   обеспечение   защиты  прав  граждан,   хозяйствующих  субъектов  и
   государственных  органов  и соблюдение  ими обязанностей в области
   таможенного дела.  Пункт 3 ст.  55 Конституции устанавливает,  что
   права   и свободы  человека  и гражданина  могут  быть  ограничены
   федеральным  законом  в той  мере,  в какой это необходимо в целях
   защиты  основ  конституционного строя,  нравственности,  здоровья,
   прав  и законных  интересов  лиц,  обеспечения  обороны  страны  и
   безопасности государства.
       Кроме   того,   принимаемые  таможенными  органами  решения  о
   наложении взысканий соответствуют нормам части первой Гражданского
   кодекса   Российской   Федерации,  введенной в действие с 1 января
   1995 г.  (ст. ст. 235, 243), а также положениям ст. 4 Федерального
   закона  Российской Федерации о введении в действие части первой ГК
   РФ.
       В   этом   контексте   представляется  безусловным,   что  при
   применении  мер  взыскания  за нарушения таможенных правил следует
   по-прежнему   руководствоваться  положениями  Таможенного  кодекса
   Российской Федерации.
   
           Соучастие в совершении нарушения таможенных правил
   
       Практика  показала,  что  определенный  пробел  содержит норма
   закона  о нарушении  таможенных  правил,  совершенном  в соучастии
   несколькими   лицами,  -  ст.   246   ТК   России.   Данная  норма
   сформулирована  без  учета появления в таможенном законодательстве
   нового субъекта правонарушения - юридического лица. Формула же ст.
   246   ТК  России  предусматривает,   что  соучастием  в совершении
   нарушений  таможенных  правил признается совместное участие в этом
   правонарушении двух или более физических лиц.
       Соучастниками нарушения таможенных правил признаются:
       Исполнитель  - лицо,   непосредственно  совершившее  нарушение
   таможенных   правил   либо   непосредственно  участвовавшее  в его
   совершении   совместно  с другими  лицами,   а  также  совершившее
   правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона
   не  подлежащих  ответственности  за  нарушение  таможенных  правил
   (например,    лиц,    не   достигших   возраста   административной
   ответственности  за  нарушение таможенных правил;  дипломатических
   представителей иностранных государств и т.п.).
       Организатор   -  лицо,   организовавшее  совершение  нарушения
   таможенных правил или руководившее его совершением.
       Подстрекатель   -  лицо,   склонившее  к совершению  нарушения
   таможенных правил.
       Пособник   -  лицо,   содействовавшее   совершению   нарушения
   таможенных  правил советами,  указаниями,  предоставлением средств
   или  устранением  препятствий,  а  также  лицо,  заранее обещавшее
   скрыть    следы    правонарушения   либо   предметы,    являющиеся
   непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
       При  наложении  взыскания  на совершенное нарушение таможенных
   правил  должны  учитываться  степень и характер участия каждого из
   соучастников в совершении правонарушения.
   
                       Сроки наложения взысканий
   
       Более   жестко,   по   сравнению  с нормами  административного
   законодательства, Таможенный кодекс регламентирует сроки наложения
   взыскания за нарушение таможенных правил.
       Согласно ст. 247 ТК России взыскания могут быть наложены:
       - предупреждение,  штраф, отзыв лицензии или квалификационного
   аттестата  - на физических лиц или должностных лиц не позднее двух
   месяцев  со  дня  обнаружения  нарушения  таможенных правил,  а на
   предприятия,  учреждения и организации,  а также лиц, занимающихся
   предпринимательской  деятельностью  без  образования  юридического
   лица, - не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения
   (ч. 1 ст. 247 ТК России);
       -  конфискация  товаров  и транспортных  средств,   являющихся
   непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и
   транспортных   средств  со  специально  изготовленными  тайниками;
   взыскание  стоимости  товаров  и транспортных средств,  являющихся
   непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и
   транспортных  средств  со  специально изготовленными тайниками,  а
   также  конфискация  транспортных средств,  на которых перевозились
   товары,    являющиеся    непосредственными   объектами   нарушения
   таможенных правил, - на всех субъектов нарушений таможенных правил
   налагается   независимо  от  времени  совершения  или  обнаружения
   нарушения  таможенных  правил  и независимо от того,  является она
   основным или дополнительным взысканием (ч. 2 ст. 247 ТК России).
       Днем обнаружения нарушения таможенных правил, исходя из смысла
   ст.   294  ТК  России,   следует  считать  день  непосредственного
   обнаружения   должностными  лицами  таможенных  органов  нарушения
   таможенных  правил  либо  наличие  на  определенную дату в таможне
   материалов,  в которых имеются достаточные данные,  указывающие на
   признаки нарушения таможенных правил (материалы проверок, рапорты,
   информация  таможенных  и иных  правоохранительных  служб и т.п.).
   Закон  предписывает  в этих случаях немедленно оформить протокол о
   нарушении таможенных правил.
       В том случае,  если,  в нарушение требований закона,  протокол
   оформляется  по  истечении  какого-то  времени со дня фактического
   обнаружения нарушения таможенных правил,  срок наложения взыскания
   должен   исчисляться  от  даты  обнаружения  нарушения  таможенных
   правил.
       Если было отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное
   дело   по   признакам   контрабанды   либо   иного   преступления,
   производство  дознания по которому входит в компетенцию таможенных
   органов,   прекращено   по   основаниям,   не   освобождающим   от
   административной   ответственности,   срок   наложения   взыскания
   исчисляется  с момента  получения  таможенным  органом  решения об
   отказе  в возбуждении или о прекращении уголовного дела (имеются в
   виду сроки для наложения взыскания в виде предупреждения,  штрафа,
   отзыва лицензии или квалификационного аттестата, т.к.  конфискация
   и  взыскание  стоимости  и в  этом  случае  не ограничены никакими
   сроками  и тем,  являются  ли  они  основными  или дополнительными
   взысканиями).
       Течение    сроков    наложения   взысканий   в  виде   штрафа,
   предупреждения,  отзыва  лицензии  или квалификационного аттестата
   могут  прерываться,  если  до  истечения  сроков их наложения лицо
   совершит  новое  нарушение  таможенных правил.  Исчисление срока в
   этом  случае  начинается  с момента  обнаружения  нового нарушения
   таможенных правил.
   
                      Меры обеспечения законности
   
       К   общим   положениям,    регламентирующим   производство   и
   рассмотрение  дел  о нарушениях  таможенных  правил,  относятся  и
   вопросы  обеспечения  законности при применении мер воздействия за
   нарушения таможенных правил.
       Кодекс   предписывает   строгое  и неукоснительное  соблюдение
   требований законодательства в процессе производства и рассмотрения
   дел  о нарушениях  таможенных  правил,   а  также  при  исполнении
   постановлений таможенных органов о наложении взысканий.
       Соблюдение требований законодательства обеспечивается:
       -  систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных
   органов и их должностных лиц;
       - прокурорским надзором;
       - правом обжалования постановлений таможенных органов по делам
   о  нарушении  таможенных  правил,  а  также  любых других решений,
   действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.
   
                       Раздел 3. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
   
       Таможенный   кодекс   России   содержит   более  40  составов,
   предусматривающих ответственность за нарушения таможенных правил.
       Нарушения,    за    которые   предусмотрена   административная
   ответственность, можно условно разделить на:
       а)   носящие  формальный  характер  упущения,   сопровождающие
   выполнение  требований,  действующих  в таможенном деле (например,
   нарушение  порядка  производства  таможенного оформления и порядка
   декларирования товаров и транспортных средств - ст.  ст.  258, 262
   ТК России,  непредставление товаров и транспортных средств в месте
   доставки  - ст.  253  ТК  России,  нарушение  сроков представления
   таможенной   декларации,  документов  и  дополнительных сведений -
   ст. 263 ТК России);
       б)  грубые нарушения  таможенного законодательства,  наносящие
   ущерб экономическим интересам и экономической безопасности России,
   другим  жизненно  важным  для  России  интересам,   посягающие  на
   установленные  государством  базовые институты и регламентации,  в
   частности,  в  отношении,  скажем,  принципов  перемещения товаров
   (например,   несоблюдение   мер  экономической  политики  и других
   ограничений  - ст.  274  ТК  России,  перемещение через таможенную
   границу помимо таможенного контроля - ст.  276 ТК России, сокрытие
   от  таможенного  контроля  - ст.  277  ТК  России,  перемещение  с
   обманным использованием документов или средств идентификации - ст.
   278 ТК России, правонарушения в сфере уплаты таможенных платежей -
   ст. ст. 281 - 285 ТК России).
       С  точки  зрения  методологии  надлежащее  применение составов
   нарушений    таможенных    правил    невозможно   без   знания   и
   инкорпорирования  норм  той  части Кодекса,  которую условно можно
   обозначить  как  "экономическая",  а  также от разрабатываемых ГТК
   России  на  основе  Кодекса  посвященных  этим проблемам приказов,
   инструкций,  указаний и т.п.  Как правило, основная часть составов
   предусматривает  ответственность за совершенно конкретное действие
   (либо  бездействие),   посягающее  на  положения,  закрепленные  в
   разделах  Кодекса,  предшествующих  правоохранительному  блоку,  и
   нормативных документах ГТК России.
       Так,  например,  ст.  250  ТК  России "Неуведомление при ввозе
   товаров  и транспортных  средств  о пересечении таможенной границы
   Российской  Федерации"  направлена  на  пресечение  противоправных
   действий,  нарушающих  закрепленное  в ч.  1  ст.  139  ТК  России
   соответствующее требование.
       Применяя,  допустим,  ст.  281  ТК  России,  необходимо  иметь
   представление  о круге  лиц,  пользующихся  льготами по таможенным
   платежам  (скажем,  о  положениях  Общих  правил перемещения через
   таможенную   границу  Российской  Федерации  транспортных  средств
   физическими   лицами   - Приказ  ГТК  России  N 416  от  15.08.94,
   разработанный  в целях  реализации положений Таможенного кодекса и
   Постановления  Правительства  РФ  N 1322  от  23.12.93  "О порядке
   перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской
   Федерации  товаров,  не  предназначенных  для производственной или
   иной коммерческой деятельности").
       Останавливаясь на части составов, наиболее часто встречающихся
   в   практике  деятельности   таможенных  органов  и сопряженных  с
   наибольшими  разночтениями  при  их  правоприменении,  хотелось бы
   отметить,  что предлагаемая текстовка представляет собой наработки
   по  некоторым  аспектам  рассматриваемой проблематики,  могущие  в
   какой-то мере восполнить отсутствие постатейного комментария.
       Статья 253.  "Непредставление товаров и транспортных средств в
   месте доставки и невручение документов на них"
       По   ст.   253   ТК  России  следует  квалифицировать  деяния,
   выразившиеся в нарушении требований ч. 1 ст. 142 ТК России, т.е. в
   неуведомлении  о прибытии товаров и транспортных средств в порядке
   и  по  форме,  установленной  таможней  в соответствии  с п.   6.3
   Положения  о временном  хранении  (складах  временного  хранения),
   утвержденного  Приказом  ГТК  России  от 07.10.93 N 388,  в сроки,
   указанные в ч. 1 ст. 142 ТК России.
       По   данной   статье   перевозчик   подлежит   привлечению   к
   ответственности даже в случае, если товары и транспортные средства
   доставлены  в определенное  таможенным  органом место,  однако при
   этом  была  нарушена  установленная  таможенным  законодательством
   сопровождающая завершение процесса доставки технология.
       Статья   254.   "Выдача   без  разрешения  таможенного  органа
   Российской Федерации,  утрата или недоставление в таможенный орган
   Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на
   них"
       При применении ст.  254 ТК РФ необходимо исходить из того, что
   неправомерные действия,  перечисленные в диспозиции данной статьи,
   должны   совершаться  только  в отношении  товаров  и транспортных
   средств,  находящихся  под  таможенным контролем (см.  ст.  192 ТК
   России  "Время  нахождения  под таможенным контролем"),  а также в
   отношении   таможенных   и  иных  документов  на  такие  товары  и
   транспортные средства.
       Диспозиция ч.  1 ст. 254 ТК РФ содержит три возможных варианта
   неправомерного,  без  разрешения таможенного органа,  распоряжения
   товарами  и транспортными средствами,  находящимися под таможенным
   контролем: их выдача либо утрата, либо недоставление.
       Основная  трудность  при  квалификации  правонарушений по ч. 1
   ст.  254  ТК  России проистекает по поводу недоставления товаров и
   транспортных  средств,  т.к.  у  практических работников возникает
   вопрос  о разграничении  применения  ст.  253  и ч.  1 ст.  254 ТК
   России.  Как  об  этом  было сказано выше,  диспозиция ст.  253 ТК
   России  предполагает,  что  товары  и транспортные  средства  были
   доставлены в место, установленное таможенным органом, однако после
   их доставления перевозчик не совершил действий, предписанных ч.  1
   ст.  142 ТК России.  Ответственность же по ч.  1 ст. 254 ТК России
   наступает  за  действие,  выразившееся  - по  форме  - как  раз  в
   несоблюдении  предписания  контролирующего  (таможенного) органа о
   месте доставления.
       Статья 259. "Неправомерные операции с товарами и транспортными
   средствами,   в   отношении   которых   таможенное  оформление  не
   завершено,  изменение  их  состояния,  пользование  и распоряжение
   ими"
       Рассматриваемая   норма  - правовая  реакция  на  несоблюдение
   запрета, содержащегося в ст. 131 Кодекса.
       Одним из вопросов,  возникающих по названной статье,  является
   возможность  квалификации  по  ней  действий получателей товаров в
   случае  проведения  ими  неправомерных  операций  с товарами,   не
   доставленными в таможенный орган назначения по процедуре ВТТ (ДКД)
   и не прошедшими в этом органе процедуры декларирования.
       Примененное в ст. 137 ТК России понятие "основного таможенного
   оформления", нахождение статей, регулирующих действия с товарами и
   транспортными   средствами   до  проведения  такого  оформления  и
   помещения   товаров   и  транспортных   средств  под  определенный
   таможенный  режим,  в разделе IV ТК России "Таможенное оформление"
   означают,  что  товары  и транспортные  средства в рассматриваемом
   нами  случае подпадают под понятие объектов,  "в отношении которых
   таможенное оформление не завершено".
       В  связи  с этим  в рассматриваемой частной ситуации названным
   выше лицам возможно вменение ст. 259 ТК России.
       Статья 266. "Нарушение режима склада временного хранения"
       При применении ст. 266 ТК РФ следует иметь в виду следующее:
       а)  предельные  сроки  хранения товаров и транспортных средств
   определяются Таможенным кодексом. Продолжительность таких сроков в
   различных   случаях  изложена  в разделе  7 Положения  о временном
   хранении (складах временного хранения), утвержденного Приказом ГТК
   России от 07.10.93 N 388. Кроме того, в соответствии со ст. 155 ТК
   России  ГТК  России  может устанавливать более короткие предельные
   сроки   хранения   товаров,   нарушение   которых   также   влечет
   ответственность  по  ст.  266 ТК России.  Такие сроки установлены,
   например,  Приказом  ГТК  России  от  12.05.94  N 193  (20 суток в
   отношении  алкогольных напитков и табачных изделий,  помещенных на
   пограничные   склады   временного   хранения),   Общими  правилами
   перемещения  товаров  физическими  лицами через таможенную границу
   Российской   Федерации,   утвержденными  Приказом  ГТК  России  от
   15.08.94   N 408   (один  месяц  в  отношении  товаров,   ввозимых
   физическими лицами);
       б)  при  определении субъекта ответственности следует исходить
   из того,  какое лицо должно было обеспечить выпуск или получение в
   распоряжение   в соответствии  с таможенным  режимом  товаров  или
   транспортных средств.  Им  может  быть  лицо,  перемещающее товары
   (см. п. 9  ст. 18 ТК России),  таможенный брокер,  владелец склада
   временного   хранения.   Если  такое  лицо  не  установлено,   это
   обстоятельство   не   может   препятствовать  возбуждению  дела  о
   нарушении таможенных правил;
   (в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
       в)  таможенным  законодательством  установлен  ряд требований,
   которые   необходимо   выполнить   для  выпуска  или  получения  в
   распоряжение   в  соответствии   с таможенным  режимом  товаров  и
   транспортных средств (уплата таможенных платежей,  декларирование,
   представление   разрешений,   иных  документов,   необходимых  для
   таможенных целей и т.д. и т.п.). Непринятие мер по исполнению этих
   требований  в установленные предельные сроки временного хранения и
   является   объективной  стороной  правонарушения, предусмотренного
   ст. 266 ТК России;
       г)  доставленные  в иное  место,  нежели  на  склад временного
   хранения,  товары  и транспортные средства так же рассматриваются,
   как находящиеся на складе временного хранения (п.  1.3 Положения о
   временном хранении товаров и транспортных средств);
       д)  при  квалификации  правонарушений  по  ст.  266  ТК России
   действие,   а    точнее,  бездействие,   лица,   привлекаемого   к
   ответственности,    по   непроведению   декларирования,   неуплате
   таможенных  платежей,  нарушению  сроков  представления таможенных
   документов  и т.п.  полностью  охватываются  диспозицией названной
   статьи,  в  связи  с чем  дополнительной  квалификации  по статьям
   Кодекса,  предусматривающим  ответственность  за вышеперечисленные
   деяния, не требуется.
       Статья 276.  "Перемещение товаров и транспортных средств через
   таможенную   границу   Российской   Федерации  помимо  таможенного
   контроля"
       Правонарушение,  ответственность  за   которое   предусмотрена
   ст.  276  ТК России,  представляет собой одно из наиболее опасных,
   наносящих   существенный   вред   охраняемым   Кодексом  интересам
   Российской   Федерации  в сфере  таможенного  регулирования.   Оно
   посягает  на  закрепленный  в ст.  27  ТК  России один из основных
   принципов    перемещения    товаров    и   транспортных   средств,
   предусматривающий,   что   пересечение   товарами  и транспортными
   средствами  таможенной  границы Российской Федерации допускается в
   местах,  определяемых таможенными органами Российской Федерации, и
   во время их работы, т.е. под контролем последних.
       Непосредственными   объектами   нарушения  таможенных  правил,
   предусмотренного  ст.  276 ТК России,  являются как товары,  так и
   транспортные средства, понятия которых содержатся соответственно в
   п. 1 и п. 4 ст. 18 ТК России.
       Статья   277.   "Сокрытие  от  таможенного  контроля  товаров,
   перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации"
       Данное   нарушение  таможенных  правил  отличается  повышенной
   степенью    общественной    опасности.     Товары,    перемещаемые
   зафиксированными  в диспозиции  статьи  способами,  скрываются  от
   таможенного контроля путем:
       а) использования тайников, которыми являются места специально:
       -   изготовленные   (функциональным   предназначением  которых
   является только незаконное перемещение товаров),
       -   оборудованные   и  приспособленные  (т.е.   подвергавшиеся
   конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.);
       б)  использование  других  способов,  при  которых  визуальное
   обнаружение товаров во время таможенного контроля затруднено;
       в)  придания  одним  товарам  вида других,  т.е.  существенное
   изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют
   отнести их к товарам иного вида.
       Статья 278.  "Перемещение товаров и транспортных средств через
   таможенную  границу Российской Федерации с обманным использованием
   документов или средств идентификации"
       Представляется, что правонарушение, предусмотренное ст. 278 ТК
   России,  представляет  собой наибольшую общественную опасность.  В
   отличие  от  зафиксированного в ст.  277 ТК России так называемого
   физического  сокрытия  от таможенного контроля товаров,  действия,
   перечисленные  в  ст.    278   ТК   России,    можно   отнести   к
   интеллектуальному   сокрытию  товаров  и транспортных  средств  от
   таможенного контроля.
       В  такого  рода  ситуациях  таможенному контролю предъявляются
   документы,  по  содержанию  и форме  внешне отвечающие необходимым
   требованиям  и порождающие у лица,  представляющего их таможенному
   органу,   право   на   беспрепятственное   перемещение  товаров  и
   транспортных средств через таможенную границу. Наполнение терминов
   "недействительные  документы",  "документы,  полученные незаконным
   путем" и т.п.  зависит от конкретики ситуации, от того, легализуют
   ли таковые перемещение товаров и транспортных средств.
       Согласно диспозиции ст.  278 ТК России, в качестве документов,
   необходимых для таможенных целей, правонарушителем представляются:
       а)   поддельные   документы,   т.е.   полностью  изготовленные
   фальшивые  документы  или  подлинные документы,  в которые внесены
   искаженные  сведения  (например,  путем  уничтожения части текста,
   внесения в него дополнительных данных и т.п.);
       б) недействительные документы,  означающие, что их официальное
   предназначение  иное,   что  они  свидетельствуют  о фактах,  лишь
   совпадающих  с рассматриваемым,  или  не имеют надлежащего статуса
   официального (например, просроченная, исчерпавшая себя лицензия);
       в)  документы,  полученные незаконным путем,  т.е.  документы,
   полученные  заинтересованным  лицом  в результате предоставления в
   качестве  оснований  для выдачи этих документов уполномоченному на
   то  лицу  заведомо  ложных  сведений  или  поддельных  (подложных)
   документов,  либо  в результате  злоупотребления должностным лицом
   служебным  положением  или  совершения  им  халатных  действий при
   выдаче этого документа;
       г)   документы,   содержащие   недостоверные  сведения,   т.е.
   документы,  которые  фактически являются подлинными,  но в которые
   внесены  сведения,  не соответствующие действительности.  При этом
   документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на
   официальном  бланке,  содержит  фамилии  и должности лиц,  которые
   должны  его  подписывать  и т.п.),  однако  вносимые в него данные
   (текст, цифровые материалы) являются ложными;
       д)  документы,  относящиеся  к другим  товарам  и транспортным
   средствам.
       В  варианте обманного использования документов недостоверности
   этих   документов   придается  видимость  правдоподобия,   которая
   выявляется,  как  правило,  лишь при сопоставлении и анализе всего
   пакета сделки.
       Предъявление  ненадлежащих,   скажем  так,  документов  должно
   находиться   в  причинно   -  следственной   связи   с  незаконным
   перемещением  товаров и транспортных средств,  способствовать ему.
   Вне такого контекста,  вне определения степени влияния информации,
   содержащейся в документах, на решение таможенного органа по поводу
   товаров  и  транспортных средств налицо только "подделка...  иного
   выдаваемого   государственным   или   общественным   предприятием,
   учреждением,  организацией  документа,  представляющего  права или
   освобождающего  от  обязанностей,  в  целях  использования  такого
   документа самим подделывателем или другим лицом ..,  использование
   заведомо подложного документа (ст. 196 УК РСФСР).
       Законодатель   сознательно  разделяет  документы,   содержащие
   недостоверные  сведения,  на  необходимые  для   таможенных  целей
   (ст.  278),  и  применяемые при декларировании (ст.  279).  В этой
   части  в обоих составах присутствует только видимая похожесть,  но
   не  более  того,  поскольку  правовое  пространство их применения,
   объективная сторона правонарушения разнятся существенно.
       Например,  в  ситуации,  когда  при  осуществлении таможенного
   контроля   обнаруживается   не   соответствующий  действительности
   сертификат  качества,  на основании которого в грузовой таможенной
   декларации   указывается  недостоверный  код  товара  по  товарной
   номенклатуре внешнеэкономической деятельности, освобождающий товар
   от  предоставления,   скажем,   лицензии  на  вывоз,   оптимальная
   квалификация нарушения предполагает ст. 278 ТК России.
       Недостоверные  же  сведения  по  формуле  ст.  279  ТК  России
   означают, в частности, неполную и поэтому недостоверную информацию
   в   той  фактуре  в декларации,   которая  влияет  на  принимаемое
   таможенным   органом   принципиальное   по   существу   решение  о
   материализованных  обязанностях держателя груза перед государством
   (в лице таможенного органа).
       Следует  иметь  в виду,  что с условием,  оговоренным в абзаце
   втором пункта 5 ст.  18 ТК России,  ст.  278 ТК России применима в
   случае  ввоза товара только при фактическом пересечении таможенной
   границы  Российской  Федерации.  То  есть,  действия,  связанные с
   обманным  использованием  документов  во  внутренних  таможнях,  в
   отношении  товаров,  перемещение  которых через таможенную границу
   было  произведено  с соблюдением  таможенных  правил,  не образуют
   состава нарушения таможенных правил,  предусмотренного ст.  278 ТК
   России.  В  зависимости от обстоятельств дела такие противоправные
   деяния  могут  квалифицироваться  по  другим  статьям  главы 39 ТК
   России (например, ст. ст. 279, 282).
       Статья 279. "Недекларирование или недостоверное декларирование
   товаров и транспортных средств"
       И в пассажирском, и в грузовом вариантах прохождения товаров и
   транспортных     средств     таможенного     контроля     наиболее
   распространенной формой нарушения являют действия,  связанные с их
   ненадлежащим декларированием.
       Не вызывающая,  как правило, затруднений в правоприменительной
   практике,  статья  279  ТК  России,  тем  не  менее,  нуждается  в
   пояснениях по некоторым ситуациям.
       1. Представляется, что в случае выявления таможенными органами
   в    результате   контроля   доставки   непроведения   получателем
   таможенного  оформления  товаров,  доставленных  по  процедуре ВТТ
   (ДКД)   не   в таможенный  орган  назначения,   а  непосредственно
   получателю,  действия получателя,  выразившиеся в недекларировании
   товара    (т.е.    противоправном    бездействии),    могут   быть
   квалифицированы по чт. 1 ст. 279 ТК России.
       2.   По   ч.   2   ст.   279   ТК  России  в торговом  обороте
   квалифицируются  действия,  связанные  с ошибками  при  заполнении
   грузовой  таможенной  декларации,  если последние не повлияли и не
   могли   повлиять   на   принятие   таможенным  органом  решения  о
   перемещении   товаров   и транспортных  средств  через  таможенную
   границу,  помещении их под запрашиваемый таможенный режим,  размер
   таможенных платежей.
       В неторговом обороте по ч. 2 ст. 279 ТК России квалифицируются
   случаи  заявления таможенному контролю неправильных данных о сумме
   вывозимой  из  России  инвалюты,  если  ее  размер  не   превышает
   500 долларов США, так как в пределах упомянутой суммы для ее ввоза
   не    требуется    предъявления   соответствующих   разрешительных
   (оправдательных документов).
       Подлежат  квалификации  по  ч.   2  ст.  279  ТК  РФ  и случаи
   неправильного  заявления  таможенному  контролю размера ввозимой в
   Россию  инвалюты,  так  как  на данный момент наличная иностранная
   валюта  по  действующему  валютному и таможенному законодательству
   может    ввозиться    в  Российскую   Федерацию   без   каких-либо
   количественных    ограничений    и   предъявления   разрешительных
   документов.   (Не   исключено,   однако,   что  в случае  принятия
   соответствующих  законов,  направленных  на  борьбу с "отмыванием"
   доходов от преступной деятельности, решение о перемещении в Россию
   ввозимой инвалюты также будет зависеть от предъявления таможенному
   контролю  разрешительных  документов.  Естественно,  что при таком
   изменении  законодательства  заявление  недостоверных  сведений  о
   ввозимой  инвалюте  будет  квалифицироваться  по ч.  1 ст.  279 ТК
   России).
       Статья 280. "Транспортировка, хранение, приобретение товаров и
   транспортных   средств,   ввезенных   на   таможенную   территорию
   Российской Федерации с нарушениями таможенных правил,  пользование
   или распоряжение ими"
       Диспозицией данной статьи установлено,  что ответственность по
   ней наступает в случаях:
       а)   транспортировки,   хранения,   приобретения   товаров   и
   транспортных   средств,   ввезенных   на   таможенную   территорию
   Российской  Федерации  помимо  таможенного  контроля  (ст.  276 ТК
   России),   пользования   или   распоряжения   этими   товарами   и
   транспортными средствами;
       б)   транспортировки,   хранения,   приобретения   товаров   и
   транспортных   средств,   ввезенных   на   таможенную   территорию
   Российской Федерации с сокрытием от таможенного контроля (ст.  277
   ТК   России),   пользования  или  распоряжения  этими  товарами  и
   транспортными средствами;
       в)   транспортировки,   хранения,   приобретения   товаров   и
   транспортных   средств,   ввезенных   на   таможенную   территорию
   Российской  Федерации  с обманным  использованием  документов  или
   средств  идентификации  (ст.   278  ТК  России),  пользования  или
   распоряжения этими товарами и транспортными средствами;
       г) транспортировки,  хранения,  приобретения недекларированных
   или  недостоверно  декларированных  товаров и транспортных средств
   (ч.  1  ст.  279  ТК  России),  пользования или распоряжения этими
   товарами и транспортными средствами;
       д)   транспортировки,   хранения,   приобретения   товаров   и
   транспортных средств,  в отношении которых предоставлены льготы по
   таможенным платежам,  используемых либо отчуждаемых без разрешения
   таможенного  органа Российской Федерации в иных целях,  чем те,  в
   связи  с которыми  были  предоставлены  такие  льготы (ст.  281 ТК
   России).
       Для  привлечения  лица к ответственности по ст.  280 ТК России
   необходимо следующее:
       а)  установленный  факт  совершения  иным лицом,  нежели лицо,
   привлекаемое   к ответственности,   нарушения  таможенных  правил,
   предусмотренного ст.  ст.  276,  277,  278, ч.  1 ст.  279, 281 ТК
   России  (т.е.  субъектом  ответственности  по  ст.  280  ТК России
   является не лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных
   правил, подпадающее под признаки вышеперечисленных статей, - они и
   подлежат  привлечению  к ответственности по этим статьям,  - а так
   называемое  "третье  лицо",  совершающее с незаконно перемещенными
   либо незаконно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми товарами
   действия, предусмотренные диспозицией ст. 280 ТК России);
       б) совершение привлекаемым к ответственности лицом действий по
   транспортировке,  хранению,  приобретению  товаров  и транспортных
   средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с
   нарушением таможенных правил, пользованию или распоряжению ими;
       в)  совершение таких действий физическим лицом или должностным
   лицом умышленно или по неосторожности.
       Статья  281.  "Нарушение  порядка  пользования  и распоряжения
   условно   выпущенными   товарами  и транспортными  средствами,   в
   отношении которых представлены льготы по таможенным платежам"
       По   ст.   281   ТК  России  следует  квалифицировать  деяния,
   выразившиеся в нарушении требований,  установленных ст.  29 ТК РФ.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное