Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
11.08.2017
USD
59.93
EUR
70.27
CNY
9
JPY
0.54
GBP
77.69
TRY
16.94
PLN
16.45
 

ПИСЬМО ГТК РФ ОТ 21.09.95 N 03-43/13487 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ (ВМЕСТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1



 Признано недействующим- ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 17.07.2002 N 758   

        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПИСЬМО
                  от 21 сентября 1995 г. N 03-43/13487
   
                  О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
   
            (с изм., согл. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
   
       Направляем для     использования     в     правоприменительной
   деятельности  и  подготовке  кадров подготовленное  Управлением по
   борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Методическое
   пособие   "Правоохранительная   деятельность   таможенных  органов
   Российской Федерации".  Данное пособие в качестве основы войдет  в
   готовящееся   Российской   таможенной  академией  учебное  пособие
   "Основы таможенного дела в России" (выпуск 5).
       Учитывая, что  после  принятия  Таможенного кодекса Российской
   Федерации это первый опыт подготовки такого  объемного  документа,
   требующего доработки,  просим при наличии замечаний, предложений и
   дополнений,  касающихся как пособия в целом, так и отдельных тем и
   вопросов,  направлять  их  в  УБК  для  учета  и использования при
   подготовке последующих изданий.
   
                            Начальник отдела таможенных расследований
                                  Управления по борьбе с контрабандой
                                      и нарушениями таможенных правил
                                                     А.В.КОНСТАНТИНОВ
   
   
   
   
   
                         МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
   
          ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
              (в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
   
        Часть I. ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЗНАНИЯ
                  ПО ДЕЛАМ О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
   
                        Таможенные преступления
   
       Таможенное   преступление   -  это  предусмотренное  уголовным
   законом,  запрещенное  под угрозой применения уголовного наказания
   общественно опасное противоправное,  виновное деяние (действие или
   бездействие),  совершенное в сфере таможенного дела,  производство
   дознания  по  которому  отнесено  к компетенции таможенных органов
   Российской Федерации.
       Уголовный    кодекс   Российской   Федерации   предусматривает
   следующие пять видов таможенных преступлений:
       - контрабанда (ст. 78);
       - незаконный экспорт товаров,  научно - технической информации
   и  услуг,  используемых при создании вооружения и военной техники,
   оружия массового уничтожения (ст. 78.1);
       -  невозвращение  на территорию Российской Федерации предметов
   художественного,   исторического   и  археологического   достояния
   народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 78.2);
       - уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 162.6);
       -  нарушение таможенного законодательства Российской Федерации
   (ст. 169.1).
       1.   Статья   78   ("контрабанда")   - это  перемещение  через
   таможенную границу Российской Федерации,  совершенное помимо или с
   сокрытием от таможенного контроля,  либо с обманным использованием
   документов или средств таможенной идентификации,  либо сопряженное
   с    недекларированием    или    недостоверным    декларированием,
   наркотических средств,  психотропных, сильнодействующих, ядовитых,
   отравляющих,   радиоактивных  и взрывчатых  веществ,   вооружения,
   взрывных  устройств,  огнестрельного  оружия,  боеприпасов  к нему
   (кроме  гладкоствольного  охотничьего  оружия,  патронов  к нему),
   ядерного,   химического,   биологического  и других  видов  оружия
   массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть
   использованы при создании оружия массового поражения и в отношении
   которых   установлены   специальные   правила   перемещения  через
   таможенную  границу  Российской  Федерации,  стратегически  важных
   сырьевых товаров,  в отношении которых установлены соответствующие
   правила   вывоза  из  Российской  Федерации,   а  также  предметов
   художественного,   исторического   и  археологического   достояния
   народов  Российской  Федерации и зарубежных стран,  - наказывается
   лишением  свободы  на  срок  от  трех до десяти лет с конфискацией
   имущества.
       Те   же   действия,   совершенные  лицом,   ранее  судимым  за
   контрабанду,   или   должностным   лицом  с использованием  своего
   служебного  положения,  или  лицом,  освобожденным от определенных
   форм   таможенного   контроля,   или   лицом,   уполномоченным  на
   перемещение   через   таможенную   границу   Российской  Федерации
   отдельных   товаров   и транспортных  средств,   освобожденных  от
   определенных   форм   таможенного  контроля,   или  организованной
   группой,  а  равно  открытое  перемещение через таможенную границу
   Российской   Федерации   товаров  и транспортных  средств  вопреки
   прямому   запрету  присутствующего  при  этом  должностного  лица,
   осуществляющего таможенный контроль (прорыв таможенной границы), -
       наказываются  лишением  свободы  на срок от пяти до двенадцати
   лет с конфискацией имущества.
       Содержание  признаков  контрабанды  раскрыто непосредственно в
   диспозиции ст.  78 УК РСФСР.  Это "перемещение, совершенное помимо
   или   с  сокрытием   от  таможенного  контроля,   либо  с обманным
   использованием  документов  или  средств таможенной идентификации,
   либо    сопряженное    с   недекларированием   или   недостоверным
   декларированием"  (ч.  1  ст.  78  УК  РСФСР),  а  равно  открытое
   перемещение  ...  товаров  и транспортных  средств вопреки прямому
   запрету    присутствовавшего    при    этом   должностного   лица,
   осуществляющего  таможенный  контроль  (прорыв  таможенной границы
   (ч. 2 ст. 78 УК РСФСР).
       Эти  признаки объективной стороны контрабанды,  за исключением
   прорыва  таможенной  границы,   детализируются  в диспозиции  норм
   ст. ст. 276,  277,  278  и ч.  1  ст.  279 ТК РФ (подробный анализ
   объективной  стороны таможенного правонарушения,  предусмотренного
   ч.  1  ст.  279 ТК РФ,  приведен в комментарии ст.  169.1 УК РСФСР
   далее по тексту).
       Следовательно,  квалификация действий по перемещению предметов
   через  таможенную  границу  как  контрабанды  зависит от характера
   применяемого  способа  такого  перемещения  (противоправный он или
   нет),  а  не  наличия  у лица,  перемещающего  предметы  (товары),
   абстрактного права на перемещение предметов (товара) как такового.
       Таможенная граница определяется не только пределами территории
   Российской  Федерации,  но  и,  кроме  того,  пределами  свободных
   таможенных   зон  и свободных  складов  на  территории  Российской
   Федерации,  как  правило,  исключенных  из  таможенной  территории
   Российской Федерации, но входящих в государственную территорию РФ.
   (Определение таможенной территории и таможенной границы Российской
   Федерации дано в ст. 3 ТК РФ.)
       Таким   образом,   законодатель   различает   следующие   виды
   контрабанды:
       -   контрабанда  изъятых  из  гражданского  оборота  предметов
   (товаров),   представляющих   повышенную   общественную  опасность
   (наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых,
   отравляющих,   радиоактивных  и взрывчатых  веществ,   вооружения,
   взрывных  устройств,   огнестрельного  оружия,  боеприпасов  к ним
   (кроме  гладкоствольного  охотничьего  оружия,  патронов  к нему),
   ядерного,   химического,   биологического  и других  видов  оружия
   массового  поражения),  материалов  и оборудования,  которые могут
   быть  использованы  при  создании  оружия  массового поражения и в
   отношении  которых  установлены  специальные  правила  перемещения
   через таможенную границу Российской Федерации;
       -  контрабанда  предметов  (товаров),   представляющих  особую
   важность  (стратегически  важных  сырьевых  товаров,  в  отношении
   которых  установлены  соответствующие правила вывоза из Российской
   Федерации), а также предметов культурного достояния;
       -  контрабанда любых товаров и транспортных средств,  когда их
   перемещение   через   таможенную   границу   Российской  Федерации
   осуществляется путем ее прорыва.
       Для  квалификации  противоправных действий по ст.  78 УК РСФСР
   размер  контрабанды  (стоимость  противоправно  перемещенных через
   таможенную границу предметов (товаров)) значения не имеет.
       Перемещение  через  таможенную  границу  Российской Федерации,
   совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с
   обманным   использованием   документов   или   средств  таможенной
   идентификации,    либо    сопряженное   с  недекларированием   или
   недостоверным   декларированием  иных  товаров  и предметов,   чем
   указанные в ч.  1 ст. 78 УК РСФСР, не образует объективной стороны
   этого  преступления,   такие  противоправные  действия,  если  они
   совершены в крупных размерах, выделены в самостоятельную норму ст.
   169.1    ("нарушение   таможенного   законодательства   Российской
   Федерации").
       Квалифицирующие признаки контрабанды приведены в ч.  2 ст.  78
   УК РСФСР.
       Один   из  них  - это  совершение  контрабанды  организованной
   группой.
       Понятие   организованной   группы  дано  в Федеральном  законе
   Российской   Федерации   "О   внесении  изменений  и дополнений  в
   Уголовный  кодекс  РСФСР и Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР"
   от 01.07.94  N 10-ФЗ,  которым общая часть УК РСФСР была дополнена
   новой  нормой  (ст.  17.1  "совершение преступления группой лиц по
   предварительному сговору или организованной группой").
       В упомянутой статье УК РСФСР указано,  в частности, следующее:
   "Преступление признается совершенным организованной группой,  если
   оно  совершено устойчивой группой лиц,  заранее объединившихся для
   совершения одного или нескольких преступлений.
       Лицо,  создавшее  организованную  группу либо руководившее ею,
   несет  ответственность за организацию и руководство организованной
   группой,   а   также   за   все   совершенные   указанной  группой
   преступления, если они охватывались его умыслом.
       Совершение   преступления   группой  лиц  по  предварительному
   сговору  или организованной группой влечет более строгое наказание
   на основании и в пределах, установленных настоящим Кодексом".
       Оказание  должностным лицом,  состоящим на государственной или
   муниципальной службе, с использованием своего служебного положения
   содействия  другим  лицам в совершении контрабанды квалифицируется
   как  соучастие в контрабанде,  то есть по ст. ст. 17,  78 ч.  2 УК
   РСФСР.  При  определенных  условиях  ("наличие  корыстной или иной
   личной  заинтересованности,  причинение  государственным интересам
   существенного  вреда")  - и по ст.  170 УК РСФСР ("злоупотребление
   властью  или служебным положением") либо по другим статьям главы 7
   "Должностные  преступления"  УК  РСФСР.  Последнее  относится  и к
   должностным  лицам  таможенных  органов,  которые с использованием
   своего  служебного  положения  оказывают  содействие  иным лицам в
   совершении контрабанды.
       Контрабанда может быть совершена только с прямым умыслом. Лицо
   сознает,   что  противоправно,   то  есть  при  наличии  признаков
   объективной  стороны правонарушений,  предусмотренных ст. ст. 276,
   277,  278  и ч.  1  ст.  279 ТК РФ,  перемещает предметы (товары),
   указанные  в диспозиции  ч.  1 ст.  78 УК РСФСР,  через таможенную
   границу России и желает такое деяние совершить.
       Контрабанда   признается  оконченным  преступлением  с момента
   фактического    противоправного    перемещения   предметов   через
   таможенную  границу  РФ.  Действия,  направленные  на  обеспечение
   такого  перемещения,   образуют  приготовление  или  покушение  на
   контрабанду.  (Положения  пункта  5 ст.  18  ТК РФ,  в котором,  в
   частности,  под перемещением товаров понимаются и подготовительные
   действия,  направленные на перемещение,  вступают в противоречие с
   общей  частью   уголовного  законодательства,   касающейся  стадий
   преступления, поэтому для целей ст. 78 УК РСФСР не применяются.)
       Уголовную  ответственность  за  контрабанду несут граждане РФ,
   иностранные граждане и лица без гражданства,  вменяемые, достигшие
   16-летнего возраста.
       При  неосторожной  форме вины,  в зависимости от обстоятельств
   правонарушения,  такие противоправные действия квалифицируются для
   физических  и должностных  лиц по соответствующим статьям главы 39
   раздела X ТК РФ.
       Привлечение   к  уголовной   ответственности   за  контрабанду
   должностных лиц и иных работников юридических лиц,  которые данное
   преступление   совершили   в  связи   со   своей   служебной   или
   производственной деятельностью в юридическом лице,  не освобождает
   само  это  юридическое лицо от административной ответственности по
   одной из следующих  статей: 276, 277, 278 или ч.  1 ст.  279 ТК РФ
   (в   зависимости   от   обстоятельств   совершенной   сотрудниками
   юридического лица контрабанды).
       2. Статья 78.1 УК РСФСР ("Незаконный экспорт товаров, научно -
   технической   информации   и  услуг,   используемых  при  создании
   вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения")
       "Незаконный   экспорт   сырья,    материалов,    оборудования,
   технологий, научно - технической информации и услуг, которые могут
   быть  использованы  при  создании вооружения и военной техники и в
   отношении которых установлен специальный экспортный контроль, -
       наказывается   лишением   свободы   на  срок  до  пяти  лет  с
   конфискацией  имущества  или без таковой либо штрафом в размере до
   пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
       Незаконный    экспорт   сырья,    материалов,    оборудования,
   технологий, научно - технической информации и услуг, которые могут
   быть  использованы  при  создании  ядерного,  химического и других
   видов  оружия  массового  уничтожения  или  ракетных  средств  его
   доставки  и в  отношении которых установлен специальный экспортный
   контроль, -
       наказывается  лишением свободы на срок от трех до восьми лет с
   конфискацией  имущества  или без таковой либо штрафом в размере до
   семидесяти пяти минимальных размеров оплаты труда."
       Настоящая   статья   направлена   на   защиту  государственных
   интересов      Российской      Федерации     при     осуществлении
   внешнеэкономической    деятельности    и  обеспечение   выполнения
   международных  обязательств  по нераспространению оружия массового
   уничтожения.
       Предметом  (непосредственным  объектом)  преступления являются
   сырье,  материалы,  оборудование, технологии, научно - техническая
   информация и услуги,  которые могут быть использованы при создании
   обычных   видов   вооружения  и военной  техники  и любого  оружия
   массового уничтожения, включая ракетные средства его доставки.
       Обязательным  условием  уголовной ответственности по ст.  78.1
   является  наличие  специального  экспортного  контроля в отношении
   предмета    рассматриваемого    преступления.    Такой    контроль
   устанавливается   Правительством   РФ,   исходя  из  международных
   обязательств  в соответствии  с законодательством РФ,  и состоит в
   установлении  запретов  и ограничений  на  вывоз  отдельных  видов
   товаров за границу,  специального лицензирования и разрешительного
   порядка  вывоза.   (Таможенным  органам  доводится  приказами  ГТК
   России.)
       Преступление, предусмотренное ст. 78.1 УК РСФСР, заключается в
   осуществлении   незаконного  экспорта  таких  товаров,   научно  -
   технической  информации  или  услуг,  т.е.  незаконного  вывоза за
   пределы  территории  РФ  с целью  постоянного  нахождения вне этой
   территории (свободного обращения).
       Вывоз   предмета   преступления  будет  незаконным,   если  он
   осуществляется  в обход  установленного  специального  экспортного
   контроля, т.е.  в нарушение законодательства РФ, нормативных актов
   Правительства РФ, разрешительного порядка вывоза.
       Под  материалами  понимаются  сплавы,   композиты,  химические
   продукты   и  другие   предметы  производственного  или  опытно  -
   конструкторского назначения.
       Оборудование  - это  механизмы,  приспособления,  контрольно -
   измерительная  аппаратура  и другие  средства,   используемые  при
   создании  оружия,   т.е.   для  его  разработки,   производства  и
   испытания.
       Под    технологиями    в   данном    случае   понимаются   как
   технологическая  документация,   так  и оборудование,  позволяющее
   воспроизвести технологический цикл.
       Под   услугами   имеется   в  виду  предоставление  зарубежным
   партнерам  возможностей  организационного,  научно - технического,
   производственно  - технологического  и иного характера.  Например,
   участие в подготовке зарубежных специалистов, их консультирование,
   наладка    оборудования,    проведение    технических   экспертиз,
   предоставление средств доставки и т.п.
       Преступление   считается   оконченным  с момента  фактического
   перемещения   через  государственную  границу  РФ  или  таможенную
   границу   РФ,   если  она  совпадает  с государственной  границей,
   указанных сырья, материалов, оборудования, технологий или научно -
   технической  информации, либо  с момента  оказания соответствующей
   услуги за рубежом.
       Данное   преступление  характеризуется  виной  в виде  прямого
   умысла,  когда  лицо сознает,  что осуществляет незаконный экспорт
   (то  есть  вывоз  за  пределы  государственной  территории России)
   сырья,  материалов, оборудования, технологий, научно - технической
   информации или услуг, которые могут быть использованы при создании
   вооружения,   военной  техники,  оружия  массового  поражения  или
   ракетных  средств  его доставки,  сознает,  что делает это в обход
   установленных  требований  специального  экспортного  контроля,  и
   желает такое деяние совершить.
       Субъектами преступления, предусмотренного ст. 78.1, могут быть
   должностные   лица   и представители  предприятий,   учреждений  и
   организаций (независимо от формы собственности), уполномоченные на
   ведение внешнеэкономической деятельности.
       Касаясь   возможной  конкуренции  ст.  78  УК РСФСР с составом
   ст.  78.1 УК РСФСР,  следует иметь в виду, что объективная сторона
   преступления,  предусмотренного  ст.  78  УК  РСФСР,  не поглощает
   состав   преступления,   предусмотренного   ст.   78.1  УК  РСФСР:
   диспозиция   последней   наряду   с незаконным  экспортом  товаров
   предусматривает  незаконный  экспорт   неовеществленной   научно -
   технической   информации  и услуг,   например,   с  использованием
   факсимильной   связи  и т.д.,   которые  не  отнесены  к предметам
   контрабанды.
       Кроме того, ст.  78.1 УК РСФСР, в отличие от ст.  78 УК РСФСР,
   не  требует  для  квалификации  действий  как незаконного экспорта
   товаров  наличия  таких признаков контрабанды,  как их перемещение
   через   границу   помимо  или  с сокрытием от таможенного контроля
   и т.д.
       Хотя редакция ст.  78 УК РСФСР и может привести в ряде случаев
   к  конкуренции  составов  этой  нормы  с нормой ст.  78.1 УК РСФСР
   (предметы   контрабанды   и предметы  незаконного  экспорта  могут
   совпадать),  однако  ситуация  в этом случае должна разрешаться по
   обыкновениям уголовного права,  а именно: при конкуренции составов
   противоправные   действия  квалифицируются  по  статье  УК  РСФСР,
   предусматривающей более строгие меры наказания.
       Из  этого следует,  что перемещение товаров,  используемых при
   создании   вооружения   и  военной   техники,   оружия   массового
   уничтожения, через  границу  помимо или с сокрытием от таможенного
   контроля, либо  с обманным  использованием  документов или средств
   таможенной    идентификации,    либо   сопряженное   с  умышленным
   недекларированием   или   недостоверным  декларированием,   должно
   квалифицироваться  по  ст.  78 УК РСФСР,  а незаконное перемещение
   через границу тех же товаров,  однако без вышеупомянутых признаков
   контрабанды, - по ст. 78.1 УК РСФСР.
       Привлечение  к уголовной ответственности должностного лица или
   иного представителя юридического лица по ст. 78.1 УК РСФСР, в силу
   требований   ст. ст.  231  и 301  ТК  РФ,   не  освобождает  такое
   юридическое   лицо  от  административной  ответственности  за  это
   правонарушение по ст. 274 ТК РФ  ("Несоблюдение порядка применения
   мер  экономической  политики  и других ограничений при перемещении
   товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской
   Федерации").
       При неустановлении в действиях правонарушителей прямого умысла
   на  незаконный  экспорт,   такие  действия  состава  преступления,
   предусмотренного  ст.  78.1  УК  РСФСР,  не  образуют,  однако при
   определенных   условиях   для   должностных  лиц  и представителей
   юридического лица может наступить административная ответственность
   по  ст.  288  ТК  РФ.  Например,  если  они  данное правонарушение
   совершили   по  неосторожности.   (Юридическое  лицо  подлежит  за
   незаконный экспорт административной ответственности по ст.  274 ТК
   РФ по общим правилам, предусмотренным ст. ст. 231 и 301 ТК РФ.)
       3.  Статья  78.2   ("Невозвращение  на  территорию  Российской
   Федерации     предметов    художественного,     исторического    и
   археологического   достояния   народов   Российской   Федерации  и
   зарубежных стран")
       "Невозвращение в установленный срок предметов художественного,
   исторического   и археологического  достояния  народов  Российской
   Федерации  и зарубежных  стран  (предметов культурного достояния),
   вывезенных   за  ее  пределы,   если  такое  возвращение  является
   обязательным в соответствии с действующим законодательством, -
       наказывается   лишением  свободы  на  срок  до  восьми  лет  с
   конфискацией   имущества   или   без   таковой   и с  конфискацией
   невозвращенных предметов".
       Объективная  сторона  упомянутого  преступления  выражается  в
   невозвращении  на территорию Российской Федерации без уважительных
   причин,   то есть при реальной  возможности  их  возврата,   ранее
   вывезенных предметов культурного достояния,  если их возвращение к
   установленному сроку являлось обязательным.
       Таким  образом,  в  норме  ст.  78.2  УК  РСФСР  предусмотрена
   криминализация  случаев неисполнения таможенного законодательства,
   связанных   с  нарушением  таможенного  режима  временного  вывоза
   товаров  (ст. ст. 23,  68,  74  ТК РСФСР),  если таковыми являются
   предметы культурного достояния.
       Под     предметом     художественного,     исторического     и
   археологического   достояния   народов   Российской   Федерации  и
   зарубежных  стран  (предметами культурного достояния) в смысле ст.
   78.2 УК РСФСР (в равной степени это относится и к ст. 78 УК РСФСР)
   следует  понимать  культурные ценности,  которые,  согласно ст.  9
   Закона   Российской   Федерации   "О   вывозе  и ввозе  культурных
   ценностей" от 15 апреля 1993 г.  N 4804-1,  не  подлежат вывозу из
   Российской  Федерации  для  свободного  обращения  за пределами ее
   государственной территории. Это, в частности:
       -    движимые    предметы,     представляющие    историческую,
   художественную,  научную или иную культурную ценность и отнесенные
   в  соответствии  с действующим  законодательством  к особо  ценным
   объектам   культурного   наследия  народов  Российской  Федерации,
   независимо от времени их создания;
       -  движимые  предметы,  независимо  от  времени  их  создания,
   охраняемые  государством и внесенные в охранные списки и реестры в
   порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
       - культурные ценности,  постоянно хранящиеся в государственных
   и    муниципальных   музеях,    архивах,    библиотеках,    других
   государственных   хранилищах   культурных   ценностей   Российской
   Федерации;
       - культурные ценности, созданные более 100 лет назад.
       Установление  принадлежности обнаруженных таможенными органами
   культурных ценностей к особо ценным объектам культурного наследия,
   а  также  к другим  указанным категориям культурных ценностей,  не
   подлежащих  вывозу,  осуществляется органами Министерства культуры
   Российской   Федерации   -  до   создания  Федеральной  службы  по
   сохранению   культурных   ценностей,   на   основании  результатов
   проводимых экспертиз.
       Под  уважительными причинами понимается наличие обстоятельств,
   не  зависящих  от  воли  лица,  взявшего  на себя обязательство об
   обратном   ввозе   в  Россию   в  установленные   сроки  предметов
   культурного  достояния,  которые  лишило  данное  лицо возможности
   реально исполнить его.
       Например:
       -   заболевание   или   увечье,   требующие   оставления   для
   госпитализации  за  пределами  России  лица,  принявшего  на  себя
   обязательство об обратном ввозе предметов культурного достояния;
       -  стихийное  бедствие,  катастрофа  и т.п.,  уничтожившее  за
   пределами РФ предметы культурного достояния;
       -  похищение предметов культурного достояния за пределами РФ у
   лица,  принявшего  на  себя  обязательство  об их обратном ввозе в
   Россию;
       -   стихийное  бедствие,   катастрофа,   военные  действия  за
   пределами  РФ,  сделавшие  невозможным своевременное возвращение в
   Россию   предметов  культурного  достояния к установленному сроку,
   и др.
       Данное  преступление  может  быть  совершено  только  с прямым
   умыслом.
       В  случаях,  если  в процессе расследования будет установлено,
   что  лицо,  не вернувшее в указанный срок на территорию Российской
   Федерации предметы, указанные в ст. 78.2 УК РСФСР, в момент вывоза
   этих  предметов  уже  имело  умысел  оставить  их  за  рубежом,  а
   обязательство  об  обратном  ввозе  таких  предметов на территорию
   России  им было представлено в таможенные органы без намерения его
   исполнить,  такие противоправные действия подлежат квалификации по
   ст.  78  УК  РСФСР  (контрабанда) по признакам перемещения товаров
   через   таможенную   границу   Российской   Федерации   с обманным
   использованием     документов.     При    таких    обстоятельствах
   дополнительной квалификации по ст. 78.2 УК РСФСР не требуется.
       4.   Статья  169.1  ("Нарушение  таможенного  законодательства
   Российской Федерации")
       "Перемещение   в крупных  размерах  через  таможенную  границу
   Российской  Федерации  товаров или иных предметов,  за исключением
   указанных в статье 78 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с
   сокрытием от таможенного контроля,  либо с обманным использованием
   документов или средств таможенной идентификации,  либо сопряженные
   с недекларированием или недостоверным декларированием, -
       наказывается   лишением   свободы   на  срок  до  пяти  лет  с
   конфискацией   имущества   или   без   таковой   и с  конфискацией
   перемещаемых товаров или иных предметов.
       Те же действия, совершенные должностным лицом с использованием
   служебного  положения,  или  лицом,  освобожденным от определенных
   форм   таможенного   контроля,   или   лицом,   уполномоченным  на
   перемещение   через   таможенную   границу   Российской  Федерации
   отдельных   товаров   и транспортных  средств,   освобожденных  от
   определенных форм таможенного контроля, -
       наказывается   лишением   свободы   на  срок  до  семи  лет  с
   конфискацией имущества.
       Действия,  предусмотренные частями первой или второй настоящей
   статьи,  совершенные лицом, ранее судимым за нарушение таможенного
   законодательства или контрабанду, либо организованной группой, -
       наказывается  лишением свободы на срок от трех до десяти лет с
   конфискацией имущества.
       Примечание.  Действия,  предусмотренные ст.  169.1, признаются
   совершенными в крупных размерах, если стоимость перемещаемых одним
   лицом  или группой лиц товаров или иных предметов превышает двести
   минимальных  размеров  оплаты  труда,   установленных  действующим
   законодательством на момент совершения преступления."
   
       Таким   образом,   законодатель  выделил  контрабанду  обычных
   товаров  из  нормы  ст.   78  УК  РСФСР  в самостоятельный  состав
   преступления  (ст.  169.1 УК РСФСР),  отнеся его в главу шестую УК
   РСФСР "Хозяйственные преступления".
       Признаки  объективной  стороны  этого преступления ("нарушения
   таможенного    законодательства    Российской   Федерации"),    за
   исключением  прорыва  таможенной  границы,  совпадают с признаками
   объективной  стороны  контрабанды  и детализированы в ст. ст. 276,
   277, 278 и ч. 1 ст. 279 ТК РФ.
       Так,  ст.  276 ТК РФ определяет,  что под перемещением товаров
   через  таможенную  границу  помимо таможенного контроля понимается
   такое   перемещение,   которое  осуществляется  "вне  определенных
   таможенными   органами   мест   или   вне  установленного  времени
   производства таможенного оформления".
       Ст.  277  ТК  РФ  определяет  сокрытие от таможенного контроля
   товаров,   перемещаемых  через  таможенную  границу  РФ,   как  их
   перемещение  "с  использованием  тайников  либо  другим  способом,
   затрудняющим обнаружение товаров,  или придания одним товарам вида
   других".
       Ст.  278  ТК  РФ  под  перемещением  товаров  через таможенную
   границу   с  обманным  использованием  документов  понимает  такое
   перемещение,  которое осуществляется "с представлением таможенному
   органу  в качестве  документов,  необходимых для таможенных целей,
   поддельных  документов,  недействительных документов,  документов,
   полученных незаконным путем,  документов, содержащих недостоверные
   сведения,   либо   документов,   относящихся  к другим  товарам  и
   транспортным  средствам,  а также использование поддельных средств
   таможенной идентификации (печати, ярлыки и т.д.)".
       Ст.  279  ТК  РФ относит к недекларированию или недостоверному
   декларированию товаров,  перемещаемых через таможенную границу РФ,
   следующие деяния: "незаявление по установленной письменной, устной
   или  иной  форме достоверных сведений либо заявление недостоверных
   сведений  о товарах,   их  таможенном  режиме  и других  сведений,
   необходимых для таможенных целей".
       (Недекларирование  товаров  в  определенном  смысле   является
   специфической  пассивной  формой  сокрытия  товаров от таможенного
   контроля, а недостоверное декларирование товаров - это по существу
   обманное использование правонарушителем специфического таможенного
   документа  - декларации,   выделенное  в ТК  РФ  в самостоятельный
   состав нарушений таможенных правил.)
       Преступление,  предусмотренное ст.  169.1 УК РСФСР, может быть
   совершено только с прямым умыслом.
       (Субъективная  сторона  состава  нарушения  таможенных правил,
   предусмотренного ст.  279 ТК РФ, в отличие от субъективной стороны
   преступления,  предусмотренного ст.  169.1 УК РСФСР, допускает для
   физических лиц,  наряду с умышленной формой вины, совершение таких
   противоправных   деяний   и  по  неосторожности  или  при  наличии
   косвенного умысла.)
       В  соответствии с п.  1 ст.  18 Таможенного кодекса Российской
   Федерации под товарами понимается любое движимое имущество,  в том
   числе валюта,  валютные ценности,  электрическая,  тепловая,  иные
   виды энергии и транспортные средства,  за исключением транспортных
   средств,  используемых  для  международных  перевозок пассажиров и
   товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
       Понятия  "валюта"  и "валютные ценности" дается в Законе РФ "О
   валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 N 3616-1.
       Противоправное    (незаконное)   перемещение   товаров   через
   таможенную  границу  России,  то  есть  их перемещение при наличии
   признаков  объективной  стороны  правонарушений,   предусмотренных
   ст. ст. 276,  277,  278  и ч.  1  ст.  279 ТК РФ,  образует состав
   преступления,  предусмотренного  ст.  169.1  УК РСФСР,  только при
   условиях:
       -  если  перемещение товаров осуществлялось в крупных размерах
   (определение  крупного  размера  дано в примечании к ст.  169.1 УК
   РСФСР) и с прямым умыслом.
       Уголовную ответственность по ст. 169.1 УК РСФСР несут граждане
   РФ,   иностранные  граждане  и лица  без  гражданства,  вменяемые,
   достигшие 16-летнего возраста.
       Представляется,  что  неосторожная  форма вины при перемещении
   товаров через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, а
   также  недекларирование  или недостоверное декларирование товаров,
   если  оно  было  совершено  физическим  или  должностным  лицом по
   неосторожности, не образует состава преступления, предусмотренного
   в  ст.  169.1  УК РСФСР.  Такие противоправные деяния для лиц,  их
   совершивших,   в   зависимости  от  обстоятельств  правонарушения,
   подлежат   квалификации    как  нарушения  таможенных  правил (ст.
   ст. 276, 288 и ч. 1 ст. 279 ТК РФ).
       Привлечение к уголовной ответственности по ст.  169.1 УК РСФСР
   должностных  лиц  и иных работников юридических лиц не освобождает
   эти  юридические лица от административной ответственности за такое
   правонарушение по ч. 1 ст. 279 ТК РФ.
       По нашему мнению, установление вины в форме прямого умысла еще
   недостаточно   для  квалификации  упомянутых  действий  в качестве
   преступления,  предусмотренного ст.  169.1 УК РСФСР,  по признакам
   недекларирования   или   недостоверного   декларирования  товаров,
   которые приведены в ч. 1 ст. 279 ТК РФ.
       Для  этого  необходимо  наличие  такого обязательного признака
   объективной  стороны  состава  преступления,  как  причинная связь
   между  противоправным  деянием и наступившими общественно опасными
   (вредными) последствиями последних.
       Применительно     к    объективной    стороне    преступления,
   предусмотренного  ст.  169.1 УК РСФСР,  а также в равной степени и
   применительно к объективной стороне преступления, предусмотренного
   ст.  78 УК РСФСР,  этим обязательным признаком объективной стороны
   каждого  из  указанных преступлений является причинная связь между
   недекларированием   или   недостоверным   декларированием  и самим
   перемещением товаров через таможенную границу.
       Таким    образом,    если    такие    противоправные    деяния
   (недекларирование   или   недостоверное   декларирование  товаров)
   находились  или  могли  находиться  в причинной  связи  с решением
   таможенных  органов  о пропуске  товаров через таможенную границу,
   либо  сделали  или  могли  сделать  возможным их беспрепятственное
   перемещение  через  таможенную границу,  то только в таких случаях
   можно   говорить   о  том,   что   в  действиях   правонарушителей
   усматриваются признаки объективной стороны преступления (ст. 169.1
   или ст. 78 УК РСФСР).
       Недекларирование  товаров,   подлежащих  декларированию,  либо
   заявление  правонарушителем  в декларации  о товарах недостоверных
   сведений,  которые  не  влияли  или  не могли повлиять на принятие
   таможенным   органом  решения  об  их  пропуске  через  таможенную
   границу,  состава  преступления,  предусмотренного  ст.  169.1  УК
   РСФСР, не образует.
       Из   этого   следует,   что  умышленное  недекларирование  или
   недостоверное  декларирование  во внутренних таможнях должностными
   лицами или иными работниками юридических лиц,  ввезенных ими ранее
   в  Россию  товаров,   предъявленных  в установленном  порядке  при
   перемещении  их  через  таможенную границу пограничной таможне для
   таможенного  контроля,   то  есть  перемещенных  через  таможенную
   границу  Российской Федерации с соблюдением таможенных правил,  не
   образует  состава  преступления,  предусмотренного  ст.  169.1  УК
   РСФСР.
       В зависимости от обстоятельств совершенного уже после ввоза на
   таможенную   территорию   России  товаров  правонарушения,   такие
   противоправные  деяния  могут  квалифицироваться  по ст.  162.6 УК
   РСФСР   как   уклонение   от  уплаты  таможенных  платежей,   если
   недекларирование  товаров  либо  их  недостоверное  декларирование
   преследовало  именно  такие  цели,   а  при  отсутствии  признаков
   преступлений - по ст.  288 ТК РФ (для юридических лиц - по ст. 279
   ТК РФ).
       Не  могут  квалифицироваться  по  ст.  169.1 УК РСФСР действия
   правонарушителя,  которые по своей объективной стороне совпадают с
   признаками нарушения таможенных правил,  предусмотренных ч.  2 ст.
   279 ТК РФ ("заявление недостоверных сведений, которые не влияют на
   принятие   таможенным   органом  Российской  Федерации  решения  о
   перемещении   товаров   и транспортных  средств  через  таможенную
   границу Российской Федерации ...").
       Однако  данное  положение  нельзя распространять на те случаи,
   когда лицо,  заявившее таможенному контролю недостоверные сведения
   о перемещаемом им товаре,  имеющие значение для принятия решения о
   его  пропуске через таможенную границу,  было во время прохождения
   таможенного  контроля  уличено в таком обмане,  однако после этого
   предъявило   таможенному  контролю  документы,   дающие  право  на
   перемещение  (пропуск)  товаров  (ввозную  декларацию,  разрешение
   банка на вывоз инвалюты).
       По  ч.  2  ст.  279  ТК  РФ в торговом обороте квалифицируются
   действия,  связанные с ошибками при заполнении грузовой таможенной
   декларации,  если  последние  не  повлияли  и не могли повлиять на
   принятие   таможенным  органом  решения  о перемещении  (пропуске)
   товаров и транспортных средств через таможенную границу, помещении
   их под запрашиваемый таможенный режим, размер таможенных платежей.
       В  неторговом  обороте по ч.  2 ст.  279 ТК РФ квалифицируются
   случаи  заявления таможенному контролю неправильных данных о сумме
   вывозимой  из  России  инвалюты,  если  ее размер не превышает 500
   долларов США, так как в пределах упомянутой суммы для ее вывоза не
   требуется      предъявления     соответствующих     разрешительных
   (оправдательных) документов.
       Подлежат  квалификации  по  ч.   2  ст.  279  ТК  РФ  и случаи
   неправильного  заявления  таможенному  контролю размера ввозимой в
   Россию  инвалюты,  так  как  на данный момент наличная иностранная
   валюта  по  действующему  валютному и таможенному законодательству
   может    ввозиться    в  Российскую   Федерацию   без   каких-либо
   количественных    ограничений    и   предъявления   разрешительных
   документов.    (Не   исключено,   однако,   что   после   принятия
   соответствующих  законов,  направленных  на  борьбу с "отмыванием"
   доходов   от   преступной   деятельности,   решение  о перемещении
   (пропуске)  в Россию  ввозимой  инвалюты  тоже  будет  зависеть от
   предъявления таможенному контролю разрешительных документов.
       Естественно,   что   при   таком   изменении  законодательства
   заявления   недостоверных   сведений   о ввозимой  инвалюте  будет
   квалифицироваться по ч.  1 ст.  279 ТК РФ,  а при наличии признака
   преступления - по ст. 169.1 УК РСФСР).
       В  случаях  перемещения  в крупных  размерах  через таможенную
   границу  Российской  Федерации  валюты и валютных ценностей,  если
   такое  перемещение совершено помимо или с сокрытием от таможенного
   контроля  либо  с обманным  использованием  документов или средств
   таможенной идентификации,  либо было сопряжено с недекларированием
   или недостоверным декларированием,  такие противоправные действия,
   при наличии доказанности прямого умысла,  подлежат квалификации по
   ст.  169.1  УК  РСФСР.  Такое  противоправное перемещение валюты и
   валютных ценностей, в том числе драгоценных камней или драгоценных
   металлов в любом виде и состоянии, совершенное в крупных размерах,
   не  требует  дополнительной  квалификации  по  ст.  162.7 УК РСФСР
   ("незаконные сделки с валютными ценностями").
       Вместе   с  тем   аналогичные   действия   по  противоправному
   перемещению (помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с
   обманным  использованием документов и т.д.) драгоценных металлов в
   любом виде и состоянии (за исключением ювелирных и бытовых изделий
   и  лома  таких  изделий),  если  их  стоимость не превышает двести
   минимальных  размеров  оплаты труда,  подлежат квалификации по ст.
   162.7  УК  РСФСР,  не  имеющей  таких стоимостных ограничений.  (К
   подследственности    таможенных    органов   дела   по   признакам
   преступлений, предусмотренных ст. 162.7 УК РСФСР, не относятся.)
       5. Статья 162.6 "Уклонение от уплаты таможенных платежей"
       "Умышленное  уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных
   размерах -
       наказывается  лишением  свободы  на  срок  до  одного года или
   штрафом от трехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда.
       Умышленное  уклонение  от  уплаты  таможенных платежей в особо
   крупных размерах -
       наказывается   лишением   свободы   на  срок  до  пяти  лет  с
   конфискацией  имущества  или без таковой или штрафом от пятисот до
   тысячи минимальных размеров оплаты труда.
       Действия,  предусмотренные  частью первой или второй настоящей
   статьи,  совершенные  лицом,  ранее судимым за уклонение от оплаты
   таможенных платежей, -
       наказывается   лишением   свободы   на  срок  до  пяти  лет  с
   конфискацией имущества.
       Примечание.  Под  уклонением  от  уплаты таможенных платежей в
   особо  крупных  размерах  следует понимать уклонение,  при котором
   сумма    неуплаченных   таможенных   платежей   превышает   двести
   минимальных  размеров  оплаты труда,  а в особо крупных размерах -
   тысячу минимальных размеров оплаты труда."
   
       Норма   ст.   162.6  криминализировала  деяния,   связанные  с
   уклонением  от  уплаты  таможенных  платежей  в крупных  или особо
   крупных размерах.
       В связи с тем, что противоправное деяние - уклонение от уплаты
   таможенных  платежей,  дано  в диспозиции  ст.  162.6 УК РСФСР без
   раскрытия его признаков,  в правоприменительной практике возникают
   сложности при квалификации таких преступлений.
       Вместе с тем  из анализа таможенного законодательства следует,
   что  умышленное  уклонение от таможенных платежей - это совершение
   действий, направленных на неправомерное освобождение от таможенных
   платежей  или  их  занижение,  либо направленных на необоснованный
   возврат   уплаченных   таможенных   платежей,   а  равно  неуплата
   таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности
   их  уплаты,  либо  обращение  в таможенные органы о предоставлении
   отсрочки  или  рассрочки  уплаты таможенных платежей без намерений
   исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам, или
   заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении
   уплаты таможенных платежей.
       Объективная сторона преступления, предусмотренная ст. 162.6 УК
   РСФСР, раскрывается в нормах ТК РФ, а именно:
       -  в диспозиции  ст.  282  ТК  РФ ("Действия,  направленные на
   неправомерное   освобождение   от   таможенных   платежей  или  их
   занижение");
       -  в диспозиции  ст.  283  ТК  РФ ("Действия,  направленные на
   возврат  уплаченных  таможенных платежей,  получение выплат и иных
   возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований");
       -  и в  диспозиции  ст.  284  ТК  РФ ("Нарушение сроков уплаты
   таможенных платежей").
       Таким     образом,    объективная     сторона    преступления,
   предусмотренного ст. 162.6 УК РСФСР, выражается:
       -   в совершении  действий,   направленных  на  необоснованное
   освобождение   от  таможенных  платежей  или  их  занижение  путем
   заявления  в таможенной декларации и иных документах,  необходимых
   для таможенных целей,  недостоверных сведений о таможенном режиме,
   таможенной   стоимости   либо  стране  происхождения  товаров  или
   заявление  таможенным органам иных недостоверных сведений,  дающих
   основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их
   размера;
       -   в  совершении   действий,   направленных  на  возврат  уже
   уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений
   или  их  невозвращение  либо  возвращение  не  в полном объеме без
   надлежащих   оснований   путем  представления  таможенному  органу
   документов, содержащих недостоверные сведения;
       - в неуплате таможенных платежей таможенному органу Российской
   Федерации   в  порядке,    размерах   и  в  сроки,    определяемые
   законодательством Российской Федерации или таможенными органами РФ
   в пределах полномочий,  предоставленных им законодательством, если
   такая  неуплата  произошла  без уважительной причины,  то есть при
   реальной  возможности их уплаты.  (Неуплата таможенных платежей по
   не  зависящим  от  воли плательщика обстоятельствам,  лишившим его
   возможности   внести   таможенные  платежи  в установленный  срок,
   объективной стороны данного преступления не образует.)
       В  частности,  уклонение  от  уплаты таможенных платежей может
   выражаться:
       - в заявлении таможенным органам ложных сведений, повлекших за
   собой неуплату таможенных платежей;
       -  в предоставлении  таможенным  органам  подложных финансовых
   документов,    подтверждающих    факт   уплаты   либо   являющихся
   обеспечением уплаты таможенных платежей;
       -  в отзыве  плательщиком платежных документов по перечислению
   банком денежных средств на счет таможенных органов;
       - в нарушении сроков уплаты таможенных платежей, установленных
   Таможенным кодексом Российской Федерации, при реальной возможности
   их уплаты и т.д.
       Таможенными платежами в соответствии с п.  18 ст. 18 и ст. 110
   ТК  РФ  являются таможенная пошлина,  налоги,  таможенные сборы за
   выдачу лицензии, плата и другие платежи, взимаемые в установленном
   порядке   таможенными   органами   Российской  Федерации,   причем
   таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами России
   при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой
   территории  и являющийся  неотъемлемым  условием  такого ввоза или
   вывоза;  налоги  - это  налоги  (налог  на добавленную стоимость),
   взимание   которых   возложено  на  таможенные  органы  Российской
   Федерации).
       При  отсутствии  крупного  или  особо  крупного  размера такие
   противоправные   деяния   состава   преступления   не  образуют  и
   квалифицируются   в   зависимости  от   обстоятельств  дела по ст.
   ст.  282, 283, 284 или 288 ТК РФ.  (Определение крупного или особо
   крупного  размера  уклонений  от уплаты таможенных платежей дано в
   примечании к ст. 162.6 УК РСФСР.)
       Для  квалификации противоправных деяний по ст.  162.6 УК РСФСР
   не   имеет   значение,   юридическое   или  физическое  лицо  было
   необоснованно  освобождено от таможенных платежей либо не уплатило
   их в установленный срок.
       Субъектом данного преступления могут быть как граждане РФ, так
   и  иностранцы,  либо  лица  без гражданства,  достигшие 16-летнего
   возраста,  вменяемые.  К  ним  могут относиться должностные лица и
   иные  работники  российских  и иностранных юридических лиц,  лица,
   занимающиеся  предпринимательской  деятельностью  без  образования
   юридического лица, иные физические лица, которые в силу требований
   ТК   РФ   (глава  19)  и другого  законодательства  РФ  обязаны  в
   установленные сроки уплачивать таможенные платежи соответствующему
   таможенному органу.
       Данное преступление может совершаться только с прямым умыслом,
   то  есть  лицо  сознает,  что  в результате  его действий оно либо
   юридическое  лицо,  чьи  интересы  оно  представляет по должности,
   доверенности,  договору, уклоняется от уплаты таможенных платежей,
   и желает действовать подобным образом.
       Должностные     лица     таможенных     органов,     умышленно
   способствовавшие     своими     действиями     или    бездействием
   правонарушителям в уклонении от уплаты таможенных платежей,  несут
   ответственность  за  соучастие  в совершении этого преступления по

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное