Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.05.2003 N 310 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЮГ РОССИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                        от 29 мая 2003 г. N 310
   
            О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ
                     ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЮГ РОССИИ"
   
       В целях   повышения   эффективности   использования    средств
   федерального бюджета, их концентрации на приоритетных направлениях
   экономического и социального развития южных территорий  Российской
   Федерации,  а  также  с  учетом реализации в 2002 году Федеральной
   целевой программы "Юг России" Правительство  Российской  Федерации
   постановляет:
       Внести изменения и дополнения в Федеральную целевую  программу
   "Юг России",  утвержденную Постановлением Правительства Российской
   Федерации от 8 августа 2001 г.  N 581  (Собрание  законодательства
   Российской Федерации,  2001,  N 33, ч. II, ст. 3469), изложив ее в
   новой редакции (прилагается).
   
                                           Председатель Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                           М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
   
                                                           Утверждена
                                         Постановлением Правительства
                                                 Российской Федерации
                                           от 8 августа 2001 г. N 581
                                                          (в редакции
                                          Постановления Правительства
                                                 Российской Федерации
                                             от 29 мая 2003 г. N 310)
   
               ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЮГ РОССИИ"
   
                                ПАСПОРТ
               ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЮГ РОССИИ"
   
   Наименование          - Федеральная целевая программа "Юг России"
   Программы
   
   Дата принятия решения - 3 мая 2001 г. (распоряжение Правительства
   о разработке            Российской Федерации N 632-р);
   Программы, дата ее      8 августа 2001 г. (Постановление
   утверждения             Правительства Российской Федерации N 581);
                           29 мая 2003 г. (Постановление
                           Правительства Российской Федерации
                           N 310) - в новой редакции
   
   Государственный       - Министерство экономического развития и
   заказчик Программы      торговли Российской Федерации
   
   Основные исполнители  - предприятия и организации, определяемые в
   Программы               соответствии с Федеральным законом "О
                           конкурсах на размещение заказов на
                           поставки товаров, выполнение работ,
                           оказание услуг для государственных нужд"
   
   Основные разработчики - Министерство экономического развития и
   Программы               торговли Российской Федерации;
                           государственное научное учреждение
                           "Северо-Кавказский научный центр высшей
                           школы";
                           органы исполнительной власти субъектов
                           Российской Федерации, расположенных в
                           Южном федеральном округе
   
   Цель Программы        - создание социально-экономических условий
                           для устойчивого развития юга России,
                           снижения социальной напряженности,
                           сокращения безработицы и роста доходов
                           населения на основе использования его
                           уникального геостратегического положения и
                           природно-климатических особенностей
                           региона
   
   Задачи Программы      - развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и
                           расширение магистральных трубопроводных
                           сетей;
                           сохранение и воспроизводство морских
                           биоресурсов Азово-Черноморского и
                           Каспийского бассейнов;
                           развитие действующих и создание
                           условий для строительства новых
                           туристско-рекреационных и
                           санаторно-курортных комплексов;
                           создание условий для развития малого
                           и среднего предпринимательства;
                           восстановление защитных сооружений и
                           обеспечение нормального функционирования
                           водохозяйственных систем
   
   Сроки реализации      - 2002 - 2006 годы
   Программы
   
   Перечень основных     - подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи;
   мероприятий Программы   развитие системы транспортировки
                           углеводородов;
                           воспроизводство и сохранение биоресурсов;
                           развитие туристско-рекреационного
                           комплекса;
                           модернизация транспортной системы региона;
                           обеспечение занятости населения;
                           обустройство беженцев и вынужденных
                           переселенцев;
                           строительство, реконструкция и
                           восстановление гидротехнических сооружений
                           водохозяйственных систем;
                           развитие традиционных отраслей
                           промышленности и агропромышленного
                           комплекса;
                           развитие социальной сферы и
                           жилищно-коммунального хозяйства
   
   Объемы и источники    - общая сумма затрат - 104022,56 млн. рублей
   финансирования          (в ценах соответствующих лет),
                           в том числе:
                           выделено в 2002 году - 22491,66 млн.
                           рублей;
                           предусмотрено на 2003 - 2006 годы -
                           81530,9 млн. рублей, включая 9255,904 млн.
                           рублей из федерального бюджета,
                           из них:
                           капитальные вложения - 9139,82 млн.
                           рублей,
                           НИОКР - 19,384 млн. рублей,
                           прочие расходы - 96,7 млн. рублей,
                           средства федеральных органов
                           исполнительной власти, выделяемые на
                           выполнение мероприятий в рамках других
                           программ, реализуемых в регионе, -
                           6637,97 млн. рублей;
                           средства бюджетов субъектов Российской
                           Федерации - 8392,866 млн. рублей;
                           средства местных бюджетов -
                           1837,8 млн. рублей;
                           внебюджетные источники - 55406,36 млн.
                           рублей,
                           из них:
                           собственные средства предприятий -
                           23277,644 млн. рублей,
                           прочие внебюджетные средства -
                           32128,716 млн. рублей
   
   Ожидаемые результаты  - сокращение отставания юга России (по
   реализации Программы    основным макроэкономическим показателям)
                           от среднероссийского уровня;
                           повышение финансового самообеспечения
                           региона и уровня жизни населения;
                           снижение социальной напряженности в
                           регионе
   
   Управление            - управление реализацией Программы и
   реализацией Программы   контроль за ходом ее выполнения
   и контроль за ходом     организуются в порядке, утвержденном
   ее выполнения           Постановлением Правительства Российской
                           Федерации от 26 июня 1995 г. N 594
   
           1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                    ее решения программными методами
   
       Территория Южного   федерального  округа  (далее  именуется  -
   регион)  составляет  589  тыс.  кв.   километров   (3,5   процента
   территории   России),   численность   постоянно   проживающего  на
   территории региона населения на 1 января  2000  г.   -  20,8  млн.
   человек  (14  процентов  численности населения России),  плотность
   населения - 35 человек на 1 кв. километр.
       В регионе  один  из самых низких уровней производства валового
   регионального продукта на душу населения:  в 1,5 - 2,7 раза  ниже,
   чем  в  среднем  по  России.  Денежные  доходы  на  душу населения
   составляют 43,8 процента  среднероссийского  уровня.  Имеет  место
   высокий  уровень  дотационности  бюджетов.  В  республиках региона
   собственные  доходы  к  общим  доходам  составляют  от  15  до  70
   процентов, и по этому показателю регион занимает последнее место в
   Российской Федерации.
       Объем промышленного   производства   составляет   5  процентов
   общероссийского.  Общий спад экономики сопровождался почти  полным
   прекращением инвестиционной деятельности.
       Отмечается отставание       развития       предпринимательской
   деятельности.  Доля малых предприятий составляет 19,3 процента при
   среднероссийском показателе - 26,3 процента.  Количество  малых  и
   средних фирм на 1000 жителей составляет на юге России 4,2 процента
   при среднероссийском показателе - 6,1 процента.
       Регион характеризуется:
       высоким уровнем безработицы - общая  численность  безработных,
   рассчитанная   по  методологии  Международной  организации  труда,
   составляет  1570,9  тыс.  человек,   или   20,1   процента   общей
   численности безработных в России;
       резким снижением количества отдыхающих (рекреационная  емкость
   региона  -  25  млн.  человек  в  год при посещаемости в настоящий
   период 6,5 млн. человек);
       большим числом  беженцев  и переселенцев.  В России количество
   беженцев составляет около 1 млн.  человек,  из них около 500  тыс.
   человек   находится   в   регионе  (на  каждого  коренного  жителя
   Республики Ингушетия приходится почти 2 беженца,  в Ставропольском
   крае   количество   беженцев  составляет  3  процента  численности
   населения).
       Наличие указанных  проблем  вызвало  необходимость  разработки
   комплексной  программы   социально-экономического   развития   юга
   России.
   
              2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы
   
       Целью Федеральной   целевой   программы   "Юг  России"  (далее
   именуется - Программа) является  создание  социально-экономических
   условий  для устойчивого развития юга России,  снижения социальной
   напряженности, сокращения безработицы и роста доходов населения на
   основе  использования его уникального геостратегического положения
   и природно-климатических особенностей.
       Основными задачами Программы являются:
       развитие сырьевой   базы    нефтегазодобычи    и    расширение
   магистральных трубопроводных сетей;
       сохранение и     воспроизводство      морских      биоресурсов
   Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;
       развитие действующих  и  создание  условий  для  строительства
   новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;
       создание условий    для    развития    малого    и    среднего
   предпринимательства;
       восстановление защитных сооружений и  обеспечение  нормального
   функционирования водохозяйственных систем.
       Программа реализуется в период с 2002 по 2006 годы.
   
                    Реализация Программы в 2002 году
   
       На реализацию Программы в 2002 году было  направлено  за  счет
   средств всех источников финансирования 22491,66 млн. рублей, в том
   числе за счет средств федерального бюджета - 1963,44 млн. рублей.
       Результатами реализации Программы в 2002 году являются:
       введение в эксплуатацию 55 объектов и пусковых комплексов;
       создание 143,1  тыс.  рабочих  мест во всех отраслях экономики
   региона;
       сокращение на  4  процентных  пункта доли населения с доходами
   ниже прожиточного минимума;
       увеличение количества  отдыхающих  на  курортах  юга России на
   11,8 процента по сравнению с 2001 годом;
       создание 4,6 тыс. новых малых предприятий.
       Выделение средств  на  инженерное   обустройство   территорий,
   обладающих   значительным   туристско-рекреационным   потенциалом,
   способствовало повышению инвестиционной активности на юге России.
       Вместе с   тем   в   ходе  реализации  Программы  выявлен  ряд
   недостатков,  связанных с переоценкой возможностей  финансирования
   программных   мероприятий   за  счет  средств  бюджетов  субъектов
   Российской Федерации, а также собственных средств предприятий.
       Из-за низкой  инвестиционной привлекательности таких регионов,
   как  Республика  Ингушетия,  Карачаево-Черкесская   Республика   и
   Республика  Дагестан,  не обеспечено привлечение в запланированных
   объемах заемных средств.
       Кроме того,  выявились  диспропорции  в  использовании средств
   Фонда регионального развития,  выделяемых на решение  региональных
   задач   за  счет  недофинансирования  мероприятий,  обеспечивающих
   реализацию  геостратегических  приоритетов  и  задач  федерального
   значения   (на   мероприятия   геостратегического  и  федерального
   значения  направлено  39,5  процента  средств,  а  на   реализацию
   региональных проектов - 56,8 процента).
       В результате паводка,  произошедшего в июне - августе 2002  г.
   на   территории   региона,   выявились   серьезные   недостатки  в
   техническом состоянии гидротехнических сооружений,  что  негативно
   сказалось   на  функционировании  социально-экономической  системы
   региона   и   потребовало   осуществления   дополнительных    мер,
   направленных на устранение этих недостатков.
       В связи с этим Правительством Российской Федерации  6  февраля
   2003 г. было принято решение о корректировке Программы.
       Предусматривается сокращение общего  объема  финансирования  в
   2002 - 2006 годах с 138749,6 млн. рублей до 104022,56 млн. рублей,
   в том числе за счет средств федерального бюджета  с  25859,7  млн.
   рублей до 23355,319 млн. рублей.
       Общее число программных мероприятий, намеченных к реализации в
   2003 - 2006 годах, сокращено с 688 до 351.
   
                   3. Система программных мероприятий
   
       Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам:
       обеспечение геостратегических приоритетов в регионе;
       мероприятия федерального значения;
       мероприятия межрегионального значения;
       мероприятия регионального значения,  требующие государственной
   поддержки.
       В первый раздел включены мероприятия, направленные на развитие
   межгосударственного сотрудничества и обеспечение геостратегических
   интересов  на  юге  России.  К  их  числу  относятся строительство
   экспортных нефте- и газопроводов,  освоение залежей углеводородов,
   сохранение  и  эффективное  использование  биологических  ресурсов
   региона.
       Во второй  раздел  включены мероприятия федерального значения,
   связанные с  развитием  туристско-рекреационного  и  транспортного
   комплексов региона.
       В третий   раздел   включены   мероприятия    межрегионального
   значения.  К ним относятся предотвращение и ликвидация последствий
   паводков,  обустройство  беженцев  и   вынужденных   переселенцев,
   обеспечение    занятости   населения,   развитие   промышленности,
   агропромышленного      комплекса,      малого      и      среднего
   предпринимательства.
       В четвертый   раздел   включены   мероприятия    регионального
   значения,  требующие государственной поддержки.  В их число входит
   развитие  связи,  информатизации,  инженерной   инфраструктуры   и
   жилищно-коммунального  хозяйства  городов и населенных пунктов,  а
   также социальной сферы.
       Система мероприятий,   объемы   и   источники   финансирования
   Программы указаны в Приложении.
   
          Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе
   
       Главными направлениями     деятельности     по     обеспечению
   геостратегических приоритетов в регионе являются:
       подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи;
       развитие системы транспортировки углеводородов;
       воспроизводство и сохранение биоресурсов.
   
                Подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи
   
       По мере  истощения  нефтяных   запасов   Западной   Сибири   и
   увеличения  стоимости  нефти  российские компании будут все больше
   стремиться к  осуществлению  своей  деятельности  в  Прикаспийском
   регионе.  При  этом  Россия начинает освоение каспийского шельфа с
   большим  опозданием  по   сравнению   с   другими   прикаспийскими
   государствами.
       Площадь российской части акватории Каспия составляет  64  тыс.
   кв.  километров.  По  прогнозным  оценкам,  общие  ресурсы  Каспия
   составляют около 8 млрд.  тонн условного топлива,  из  которых  24
   процента  (2  млрд.  тонн) приходятся на долю России.  В настоящее
   время   предоставлены    лицензии    российским    и    зарубежным
   недропользователям,   которые   будут   выполнять  основной  объем
   сейсморазведочных  работ  и  бурение  скважин   на   перспективных
   площадях российской части акватории Каспия.
       Из обнаруженных  на  российской  части  акватории  Каспия   20
   потенциальных  нефтегазовых  структур  наиболее  подготовленным  к
   эксплуатации является месторождение Инчхе с запасами нефти 10 млн.
   тонн.
       Планируется также освоение двух вновь  открытых  месторождений
   нефти  на лицензионном блоке прибрежной зоны Республики Дагестан с
   извлекаемыми запасами 75 млн.  тонн нефти при годовой добыче  2  -
   2,5 млн. тонн.
       Объявлен тендер на разработку месторождений нефти в российской
   части  акватории  Каспия  с  прогнозными  запасами 625 млн.  тонн.
   Проведены конкурсы на получение соответствующих лицензий для  трех
   участков  в  10-мильной прибрежной зоне,  прилегающей к территории
   Республики Дагестан,  начата подготовка к  конкурсу  на  получение
   лицензии на проведение работ у побережья Калмыкии.
       В северо-западной  части  Каспия  открыто  еще  два   нефтяных
   месторождения    (Широтное   и   Хвалынское),   расположенных   на
   лицензионном участке "Северный".
       По прогнозным  оценкам,  ресурсы углеводородов северо-западной
   части Каспийского моря составляют 1738,5 млн.  тут (тонн условного
   топлива),  в  том числе извлекаемые - 1185,4 млн.  тут при среднем
   соотношении нефти и газа 1:1.
       В период  до  2006  года предусматривается освоение трех вновь
   открытых месторождений нефти на лицензионном  блоке  "Северный"  с
   извлекаемыми  запасами  нефти  150  млн.  тонн  при годовой добыче
   2,8 - 3,8 млн. тонн.
       В северной  части  Каспийского  моря предполагается дальнейшее
   развитие геологоразведочных работ с целью поиска и разведки  новых
   крупных  залежей нефти и газа как на суше,  так и в акватории.  На
   период    до    2005     года     предусматривается     проведение
   поисково-разведочного   бурения   в   объеме   62,1  тыс.  метров,
   геофизических исследований,  эксплуатационного  бурения  в  объеме
   3000 метров и НИОКР.
       В результате   проведения   на   шельфе    Каспийского    моря
   региональных  геолого-геофизических  и  поисково-разведочных работ
   ожидается подтверждение прогнозных ресурсов углеводородов в объеме
   1,2 млрд. тут.
   
             Развитие системы транспортировки углеводородов
   
       Развитие трубопроводного   транспорта  в  регионе  обусловлено
   значительными объемами транспортировки нефти на внутренний  рынок,
   транзита  и  экспорта  сырой  нефти и нефтепродуктов.  Общий объем
   перекачки нефти и нефтепродуктов в настоящее  время  превышает  40
   млн.  тонн в год.  Совокупная протяженность магистральных нефте- и
   продуктопроводов составляет около 4,4 тыс. километров.
       Сеть магистральных газопроводов находится в эксплуатации более
   30 лет (нормативный срок эксплуатации  33  года).  Поэтому  важное
   значение   приобретает  строительство  магистрального  газопровода
   Изобильное - Черное море - Анкара (проект "Голубой поток").
       Через территорию России осуществляется транзит нефти и газа из
   стран  Прикаспийского  региона   и   Центральной   Азии,   поэтому
   дальнейшее  его  развитие может гарантировать значительную прибыль
   при относительно небольших капиталовложениях.
       Средиземноморский рынок  Европы  является крупным потребителем
   нефти (собственное производство обеспечивает  всего  10  процентов
   потребности,  планируемый  в  2010 году объем импорта составит 224
   млн.  тонн).  Транспортировка  нефти  из  портов  Черного  моря  к
   европейским  рынкам возможна по нескольким маршрутам:  с выходом в
   средиземноморские порты или непосредственно в Центральную Европу.
       Для обеспечения  транспортировки туркменской и казахской нефти
   (в объеме 9 млн.  тонн в год по маршруту Махачкала  -  Тихорецк  -
   Новороссийск  в  дополнение  к  азербайджанской  нефти  необходимо
   строительство    двух    параллельных    участков     нефтепровода
   протяженностью  18  километров  каждый  от  г.  Махачкалы до точки
   врезки в нефтепровод Баку - Тихорецк и нефтеперекачивающей станции
   в районе г. Махачкалы. Предполагается, что туркменская нефть из г.
   Туркменбаши (г.  Красноводск) и казахская нефть из г.  Актау будет
   поставляться в г. Махачкалу в танкерах.
       Дагестанский маршрут обеспечивает подключение к  этой  системе
   Казахстана и Туркмении в противовес маршруту Баку - Джейхан.
       В России уже началась реализация  проекта  по  транспортировке
   нефти  из  Казахстана  до  г.  Новороссийска,  которая пройдет,  в
   частности,  по  территории  Краснодарского   края   и   Республики
   Калмыкия.   Прокачку   азербайджанской   нефти   предусматривается
   частично осуществлять по нефтепроводу Баку - Новороссийск.
       Основными направлениями  в развитии нефтепроводов являются как
   увеличение  их  пропускной  способности  (нефтепровод  Тихорецк  -
   Новороссийск),  так  и  введение  в  действие  новых нефтепроводов
   Суходольная   -   Родионовская   и   Каспийского   трубопроводного
   консорциума.   Реализация   проекта   Каспийского  трубопроводного
   консорциума имеет стратегическое значение для  укрепления  позиций
   России.
   
                Сохранение и воспроизводство биоресурсов
   
       Рыбохозяйственный комплекс  Каспийского  моря  и Прикаспия при
   незначительном удельном весе в общероссийских  уловах  (около  3,5
   процента)  дает более 70 процентов общероссийской добычи осетровых
   и более 60 процентов крупночастиковых рыб.
       Более 60   процентов  всех  уловов  в  регионе  приходится  на
   Каспийское море,  37,7  процента  -  на  пресноводные  водоемы,  2
   процента  -  на  пруды товарного рыбоводства.  Основные промыслы -
   анчоусовая килька и  крупный  частик,  которые  являются  главными
   видами   прироста   уловов   в  последние  годы.  Уловы  осетровых
   сохраняются на уровне 0,5 тыс. тонн.
       Основная часть  российских  уловов  приходится на Астраханскую
   область (88,2 процента),  Республику Дагестан  (10,8  процента)  и
   Республику Калмыкия (1 процент).
       В настоящее  время  на  рыбоводных  заводах   Астраханской   и
   Волгоградской  областей  производится  около  70 млн.  штук молоди
   осетровых,  в других государствах Каспийского региона  -  29  млн.
   штук.   Необходимо   увеличить  производство  молоди  осетровых  в
   искусственных условиях не менее чем на 120 млн. штук в год.
       Выпуск молоди  осетра  и  севрюги  на действующем в Республике
   Дагестан Сулакском осетровом рыбоводном заводе  в  последние  годы
   снизился.
       Рыбохозяйственный фонд    внутренних     водоемов     включает
   западно-подстепные  ильмени дельты реки Волги общей площадью около
   500 тыс.  га.  Примерно половина из них потеряла рыбохозяйственное
   значение  в  результате  засоления.  В  то  же  время  60 тыс.  га
   водоемов,  прилегающих к реке Волге и ее  рукавам,  имеют  большое
   значение   как  нерестовый  фонд  и  нуждаются  в  особой  охране.
   Повышение  рыбохозяйственной   значимости   ильменей   связано   с
   проведением  их мелиорации,  с дноуглубительными работами на малых
   реках (Хордун,  Бертюль,  Бушма и т.д.),  что может  увеличить  их
   рыбопродуктивность в 1,5 - 2 раза.
       Согласно прогнозу улов на Каспии в 2010 году  может  составить
   182,8  тыс.  тонн.  При  этом  преобладающая  часть  уловов  будет
   приходиться  на  Астраханскую  область  (около  80  процентов),  а
   удельный   вес  уловов  в  Республике  Дагестан  возрастет  до  17
   процентов, в Республике Калмыкия - до 3 процентов.
       Особое значение   в  развитии  рыбного  хозяйства  в  бассейне
   Азовского моря  должно  иметь  осетровое  хозяйство.  Промышленное
   производство   молоди   осетровых   рыб   в  бассейне  уже  сейчас
   обеспечивает более 80 процентов уловов.  Масштабы  воспроизводства
   осетровых  рыб  в  бассейне Азовского моря должны быть существенно
   расширены.
       Вместе с   тем   искусственное   воспроизводство  не  является
   альтернативой   естественному.   Для   устойчивого    формирования
   популяций  разных  видов  осетровых  и  сохранения  генофонда доля
   естественных производителей в стаде должна составлять не менее  20
   - 30 процентов общей численности.
       Для увеличения  уловов   осетровых   требуется   осуществление
   комплекса дорогостоящих рыбоводных мероприятий,  а также улучшение
   состояния  речного  стока  и  моря.  Большая  часть   мероприятий,
   выполнение  которых  предусмотрено Федеральной программой развития
   рыбного хозяйства России на период до 2000 года ("Рыба")  за  счет
   бюджетных  средств,  не реализована.  Поэтому в Программу включены
   мероприятия по увеличению улова осетровых.
       Важнейшими проблемами  являются  реабилитация  Азовского моря,
   восстановление и повышение его рыбопродуктивности,  рационального,
   экологически     безопасного    и    экономически    обоснованного
   использования его рыбных запасов,  значительного  биопродуктивного
   потенциала и рекреационных возможностей.
   
       Главными направлениями при решении задач федерального значения
   в регионе являются:
       развитие действующих  и  создание  условий  для  строительства
   новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;
       модернизация транспортной системы.
   
              Развитие туристско-рекреационного комплекса
   
       Одним из   приоритетов    Программы    является    обеспечение
   государственной  поддержки  рекреационного  комплекса как одной из
   ведущих составляющих экономики юга России,  создание  условий  для
   его  конкурентоспособности  как  на  внутреннем,  так и на мировом
   рынке.
       С учетом   имеющихся   ресурсных   предпосылок,  специализации
   рекреационного   комплекса   и   тенденций   на   рынке   основным
   направлением   является   развитие   разнообразных  видов  туризма
   (лечебного, оздоровительного, спортивного и др.).
       Наличие в  регионе  протяженных морских побережий и уникальных
   горных  ландшафтов,  а  также  обширной   бальнеологической   базы
   предопределяет     благоприятные    возможности    для    развития
   оздоровительного туризма,  в том числе в предгорных и горных зонах
   Северного  Кавказа (включая развитие курортного комплекса в районе
   Красной  Поляны).  Развитие  этого   вида   туризма   предполагает
   реконструкцию  всей  сложившейся  системы  инфраструктуры  (дорог,
   подъемников, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.).
       Программой предусматривается  дальнейшее  развитие  юга России
   как   региона   санаторно-курортного   лечения.   Целесообразность
   развития  данного направления связана с возможностью использования
   уникальной  бальнеологической  базы,  а  также  сложившейся   сети
   разнопрофильных   локальных   санаторно-курортных   комплексов,  в
   совокупности насчитывающих более 80 тыс.  мест.  В  стратегической
   перспективе санаторно-курортная база на юге России должна получить
   дальнейшее развитие.  При  этом  определенное  внимание  уделяется
   реконструкции    и    развитию    таких    традиционных    центров
   санаторно-курортного лечения,  как  Кавказские  Минеральные  Воды,
   Сочи, Нальчик, Каякент, Талги, Горячий Ключ и др.
       Ландшафты Северного Кавказа (преимущественно его горной части)
   и  его морские побережья перспективны для развития различных видов
   спортивного    туризма,    которое    во    многом    сдерживается
   неудовлетворительным      уровнем     технической     оснащенности
   поисково-спасательных    служб    и    отсутствием     необходимой
   инфраструктуры.
       Регион благоприятен  для  развития   делового   туризма.   Его
   центрами могут стать как наиболее развитые туристско-рекреационные
   ареалы (г.  Сочи,  Кавказские Минеральные Воды),  так и  важнейшие
   административные,   хозяйственные   и  культурные  центры  (г.  г.
   Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар).
       Юг России     располагает     обширным     и     разнообразным
   культурно-историческим  потенциалом,  представленным   памятниками
   разных   эпох,  литературно-мемориальными  и  историко-культурными
   музеями,  природоведческими объектами,  что определяет перспективы
   для развития познавательных видов туризма.
       Стратегия развития     туристско-рекреационного      комплекса
   предусматривает реализацию имеющегося потенциала юга России как на
   традиционно  привлекательных  территориях  (г.  Сочи,   Кавказские
   Минеральные  Воды,  Приэльбрусье  и  др.),  так  и на территориях,
   оказавшихся на  периферии  современных  рекреационных  потоков.  В
   своей основе эта стратегия предусматривает выделение трех основных
   групп   в   соответствии   с   конкурентоспособностью   на   рынке
   туристических услуг, а также с инфраструктурными, экологическими и
   иными условиями.
       К первой  группе  относятся  наиболее  привлекательные курорты
   Краснодарского  и  Ставропольского   краев,   Карачаево-Черкесской
   Республики и Кабардино-Балкарской Республики (г.  г.  Сочи, Анапа,
   Туапсе,   Геленджик,   Кавказские    Минеральные    Воды,    район
   Приэльбрусья,  пос.  Теберда,  пос.  Архыз,  пос.  Домбай  и др.).
   Государственная поддержка должна быть направлена в первую  очередь
   на реконструкцию и развитие инфраструктуры на этих территориях.
       В частности,   Программой    предусматривается    приоритетная
   государственная    поддержка   развития   санаторно-курортного   и
   туристско-рекреационного  комплекса   особого   эколого-курортного
   региона  Кавказских  Минеральных  Вод,  располагающего  уникальной
   бальнеологической  базой  и  мощной  инфраструктурой,  позволяющей
   обеспечить одновременный прием более 36 тыс. отдыхающих.
       Вторая группа объединяет территории,  недостаточно вовлеченные
   в   туристско-рекреационную   деятельность  (Республика  Калмыкия,
   Астраханская,  Волгоградская  и  Ростовская  области,   каспийское
   побережье  и некоторые участки черноморского побережья и др.).  Их
   освоение предполагает финансовую поддержку развития инфраструктуры
   на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
       Третья группа объединяет неконкурентоспособные из-за  близости
   к    очагам   социально-политической   нестабильности   территории
   (Республика Дагестан,  Республика Ингушетия,  Республика  Северная
   Осетия   -   Алания).   Необходимо   прямое   финансовое   участие
   федерального центра в реконструкции и  завершении  ранее  начатого
   строительства    курортно-рекреационных    объектов,   которые   в
   дальнейшем  будут  являться  базой  для  развития   рекреационного
   комплекса этих территорий.
   
                   Модернизация транспортной системы
   
                       Железнодорожный транспорт
   
       Развитие на   территории  региона  транспортного  коридора  на
   направлении Москва - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов-на-Дону  -
   Новороссийск  (с  ответвлением  Кочетовка  - Саратов - Волгоград -
   Астрахань - Самур) предусматривает:
       увеличение пропускных и провозных возможностей железнодорожной
   магистрали;
       обустройство пограничных переходов на железнодорожных станциях
   Успенская и Гуково.
       Обеспечение внешнеторговых  перевозок на направлении Волгоград
   - Котельниково  -  Тихорецкая  -  Краснодар  (с  ответвлениями  на
   Новороссийск и Туапсе) предусматривает:
       развитие Новороссийского   и   Туапсинского    железнодорожных
   транспортных  узлов  и  усиление  подходов  к ним в связи с ростом
   объема перевозок через порты;
       электрификацию участка  железной дороги Петров Вал - Волгоград
   - Котельниково.
   
                            Водный транспорт
   
       Для обеспечения перевозки  грузов  через  южные  порты  России
   предусматривается:
       реконструкция и развитие  перегрузочных  комплексов  в  портах
   Новороссийск,   Туапсе,   Махачкала   с   увеличением   пропускных
   способностей по наливным и сухим грузам на 45 млн. тонн;
       строительство морского  торгового  порта  Оля  в  Астраханской
   области и порта Лагань в Республике Калмыкия;
       создание паромного    сообщения    на   основе   строительства
   железнодорожных паромных комплексов.
   
                           Автодорожная сеть
   
       По территории  региона  проходят  международные   автодорожные
   коридоры,  связывающие Азию с Европой, что создает перспективы для
   ускоренного развития торговли и  туризма.  Привлечение  транзитных
   транспортных  потоков на российские транспортные пути имеет важное
   значение для защиты национальных и экономических интересов России.
       Автомагистрали "Дон"  (Москва  -  Воронеж  -  Ростов-на-Дону -
   Краснодар  -  Новороссийск)  и  "Кавказ"  (Москва  -  Волгоград  -
   Астрахань  -  Махачкала  -  Баку)  обеспечивают  70 процентов всех
   транзитных  автомобильных  грузо-   и   пассажиропотоков   региона
   (включая   транспортировку   экспортно-импортных  грузов  в  южные
   морские и устьевые порты Азово-Черноморского бассейна).
       Главной целью  дальнейшего  развития  сети автомобильных дорог
   юга России являются стабилизация социально-политической ситуации и
   подъем  экономики  региона.  Достижение указанной цели должно быть
   обеспечено   путем   решения   следующих   основных    задач    по
   совершенствованию и развитию дорожной сети:
       развитие национальных   автодорожных   коридоров,    повышение
   технического  уровня  федеральных  и территориальных автомобильных
   дорог  путем  их  модернизации  для  обеспечения  высокого  уровня
   удобства    и    безопасности   движения   транспортных   средств,
   реконструкция наиболее загруженных участков дорог  на  подходах  к
   региональным  центрам,  их  интеграция  в  европейскую и азиатскую
   системы международных автомобильных дорог;
       содействие гармоничному  развитию транспортной системы региона
   путем   обеспечения   подъезда   к   морским   портам,   важнейшим
   транспортным  узлам,  терминалам  и  другим  объектам транспортной
   инфраструктуры.
       В первую  очередь  планируются  строительство  и реконструкция
   участков дорог,  имеющих низкую  пропускную  способность,  высокий
   уровень  загрузки  и  наибольший  индекс  доходности  (коэффициент
   эффективности инвестиций),  а также  стратегическое  значение  для
   региона и Российской Федерации.
       Для обеспечения  бесперебойных  межрегиональных   связей   юга
   России   с   государствами   Закавказья   -  Арменией,  Грузией  и
   Азербайджаном предусматривается дальнейшее развитие  автомобильной
   дороги  от  магистрали  "Кавказ"  (г.  Беслан)  через  Нижний Ларс
   (Крестовый перевал),  Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский перевал)  -
   проект "Южные ворота".
       В Краснодарском   крае   предусматриваются   строительство   и
   реконструкция  участков  автодорог  Краснодар  -  Джубга  -  Сочи,
   Павловская  -  Краснодар,  Адлер  -  Красная   Поляна,   а   также
   строительство  тоннеля  через  Шаумяновский перевал,  связывающего
   столицу Адыгеи - г. Майкоп с черноморским побережьем.
       Продолжится развитие   автодорожного   маршрута   Астрахань  -
   Махачкала по территориям Астраханской области, Республики Калмыкия
   и  Республики  Дагестан,  а также строительство мостового перехода
   через реку Волга в г. Волгоград.
       Другие федеральные  дороги будут реконструированы прежде всего
   на наиболее нагруженных участках с ликвидацией очагов аварийности.
   Для   оптимизации   движения   как   транзитных,   так  и  местных
   транспортных потоков  планируется  строительство  обходов  крупных
   населенных пунктов и городов.
       Транспортные потоки   будут   направлены   в   обход   крупных
   населенных пунктов - г.  г.  Ростов-на-Дону,  Краснодар,  Нальчик,
   Сочи и других,  что позволит разгрузить  перенасыщенные  городские
   магистрали,  оздоровить  экологическую обстановку.  Финансирование
   развития  опорной  сети  федеральных  и  основных  территориальных
   автомобильных     дорог,    обеспечивающих    межрегиональные    и
   международные  связи,  будет  осуществляться   за   счет   средств
   федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
   
                 Мероприятия межрегионального значения
   
       В этом  разделе предусматривается осуществление мероприятий по
   следующим направлениям:
       строительство, реконструкция и восстановление гидротехнических
   сооружений водохозяйственных систем;
       обустройство беженцев и вынужденных переселенцев;
       обеспечение занятости населения;
       развитие промышленности и производственной инфраструктуры;
       развитие агропромышленного комплекса;
       развитие малого и среднего предпринимательства;
       научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
   
             Строительство, реконструкция и восстановление
          гидротехнических сооружений водохозяйственных систем
   
       При прохождении  ежегодных  паводков  (июль-сентябрь) водность
   рек,  особенно на северном  склоне  Большого  Кавказского  хребта,
   увеличивается  в  десятки раз,  что приводит к затоплению обширных
   территорий и наносит значительный материальный ущерб.
       Для снижения   негативных   последствий   указанных   паводков
   предусматриваются меры по повышению надежности работы существующей
   системы  противопаводковых   сооружений,   включая   строительство
   регулирующих   водохранилищ  и  новых  защитных  и  водопропускных
   сооружений.
       Обеспечение безопасности     населения     и     хозяйственной
   деятельности в условиях повышения уровня Каспийского моря  требует
   выполнения  комплекса  работ  по  переселению  населения  и выводу
   хозяйственных объектов из зон затопления и подтопления, а также по
   строительству  защитных сооружений для предотвращения затопления и
   подтопления  прибрежной  территории  городов,  крупных  населенных
   пунктов и важнейших хозяйственных объектов.
   
             Обеспечение занятости населения и обустройство
                  беженцев и вынужденных переселенцев
   
                          Занятость населения
   
       Поддержка занятости населения является одним  из  приоритетных
   направлений социального развития юга России. В связи с этим особое
   внимание  уделено  социальной   эффективности   представленных   в
   Программе  инвестиционных проектов.  Основными путями сохранения и
   создания  рабочих  мест   являются   восстановление   и   развитие
   производственного     потенциала    предприятий    региона,    его
   аграрно-промышленного   комплекса,    курортно-санаторной    сети,
   туристических  баз  и  других зон отдыха населения и сопряженных с
   ними  видов  деятельности.  При  этом  широкие   возможности   для
   обеспечения   занятости  населения  предоставляет  развитие  малых
   предприятий, семейного бизнеса и народных промыслов.
       Исключительно важная  роль  в  обеспечении  населения рабочими
   местами  принадлежит   работам   временного   характера,   включая
   общественные работы. Намечено организовать проведение общественных
   работ в жилищном и дорожном строительстве,  в аграрно-промышленном
   комплексе, в газификации, телефонизации и др.
       Особое внимание уделяется занятости женщин,  молодежи, граждан
   с  ограниченной  трудоспособностью,  военнослужащих,  уволенных  в
   запас,  повышению  качества   их   подготовки,   совершенствованию
   подготовки   и  переподготовки,  а  также  повышению  квалификации
   специалистов, овладению вторыми и смежными профессиями.
       Осуществление намеченных  мер  обеспечит повышение мобильности
   рабочей силы,  сокращение негативных  процессов  на  рынке  труда,
   устойчивый  баланс  интересов работников,  работодателей и органов
   государственной власти.
   
          Решение проблем вынужденных переселенцев и беженцев
   
       Предлагаемые проекты и мероприятия  направлены  на  уменьшение
   негативных   последствий   миграционных  процессов  и  обеспечение
   социально-политической и экономической стабильности на юге России,
   обеспечение  баланса прав и законных интересов местного населения,
   вынужденных переселенцев и беженцев.
       Главными направлениями      деятельности      заинтересованных
   федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
   власти  субъектов  Российской Федерации являются осуществление мер
   по возвращению граждан на  прежнее  место  жительства  и  создание
   необходимых  социально-экономических  условий,  стимулирующих этот
   процесс.  В  Программе  предусмотрено   обустройство   вынужденных
   переселенцев  из Чеченской Республики,  оставшихся для постоянного
   проживания     в     Республике      Ингушетия,      строительство
   общеобразовательных   школ   для   детей  беженцев  и  вынужденных
   переселенцев,  обеспечение экологической  безопасности  проживания
   мигрантов.
       В рамках программных мероприятий будут  осуществляться  помощь
   неправительственным организациям, оказывающим поддержку мигрантам,
   и координация их деятельности.
       Мероприятия по  решению  проблем  вынужденных  переселенцев  и
   беженцев будут осуществляться скоординированно с учетом  Концепции
   регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.
   
                        Развитие промышленности
                   и производственной инфраструктуры
   
       Мероприятия включают  крупные  проекты,  которые  предполагают
   разработку   и   внедрение   в   производство  конкурентоспособной
   продукции  нового  поколения,  ориентируются   на   стратегические
   интересы    государства    и    обеспечение    общероссийского   и
   межрегионального  рынков   сбыта,   предусматривают   максимальное
   использование  возможностей  межгосударственной  и межрегиональной
   кооперации.
       Проекты отобраны  с  учетом  отраслевых приоритетов в развитии
   промышленного комплекса юга России и предусматривают:
       укрепление металлургической базы региона;
       развитие угольной отрасли;
       производство импортозамещающего   оборудования  для  нефте-  и
   газодобывающих отраслей топливно-энергетического комплекса;
       развитие наукоемких отраслей промышленности;
       комплексное обслуживание агропромышленного комплекса (развитие
   тракторного   и   сельскохозяйственного   машиностроения,   выпуск
   оборудования для перерабатывающих отраслей, производство продукции
   и услуг в смежных отраслях);
       развитие химической и нефтехимической отраслей промышленности,
   имеющих   достаточную   топливно-сырьевую   базу   в   регионе   и
   ориентированных  на  производство   отдельных   видов   продукции,
   пользующихся спросом как внутри страны, так и за рубежом.
   
                  Развитие агропромышленного комплекса
   
       Агропромышленный комплекс   юга   России   является  важнейшей
   отраслью   народного   хозяйства,   обеспечивающей    производство
   продуктов    питания    и   продукции   промышленной   переработки

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное