Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.08.2001 N 581 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 8 августа 2001 г. N 581
   
               О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ"
   
   (с изм. и доп., согл. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2002 N 104,
     от 29.05.2003 N 310, от 04.12.2003 N 733, от 10.12.2004 N 772,
                от 03.05.2006 N 268, от 21.08.2006 N 511,
          распоряжения Правительства РФ от 10.10.2007 N 1389-р,
            с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
                         от 07.07.2005 N 938-р)
   
       Правительство Российской Федерации постановляет:
       1.  Утвердить  Федеральную целевую программу "Юг России" (далее
   именуется Программа).
       2.  Министерству  регионального развития Российской Федерации -
   государственному    заказчику-координатору   Программы   обеспечить
   организацию   работ   по  выполнению  мероприятий,  предусмотренных
   Программой.
   (в  ред.  Постановлений  Правительства  РФ  от 14.02.2002 N 104, от
   03.05.2006 N 268)
       3.  Министерству  регионального  развития Российской Федерации,
   Министерству   финансов   Российской   Федерации   и   Министерству
   образования  и науки Российской Федерации при формировании проектов
   федерального  бюджета  на  2002  -  2007  годы включать Программу в
   перечень  федеральных  целевых  программ, подлежащих финансированию
   за  счет  средств  федерального бюджета, и уточнять ежегодно размер
   выделяемых  на  ее  реализацию  ассигнований  с учетом возможностей
   федерального бюджета.
   (в  ред.  Постановлений  Правительства  РФ  от 03.05.2006 N 268, от
   21.08.2006 N 511)
   
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                            М.КАСЬЯНОВ
   
   
   
   
   
                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                            от 8 августа 2001 г. N 581
   
                ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЮГ РОССИИ"
   
       (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.05.2003 N 310,
                от 04.12.2003 N 733, от 10.12.2004 N 772,
                от 03.05.2006 N 268, от 21.08.2006 N 511,
          распоряжения Правительства РФ от 10.10.2007 N 1389-р,
            с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
                         от 07.07.2005 N 938-р)
   
                                 ПАСПОРТ
                ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЮГ РОССИИ"
   
   Наименование          - Федеральная целевая программа "Юг России"
   Программы
   
   Дата принятия решения - 3 мая 2001 г. (распоряжение Правительства
   о разработке            Российской Федерации N 632-р);
   Программы, дата ее      8 августа 2001 г. (Постановление
   утверждения             Правительства Российской Федерации N 581);
                           29 мая 2003 г. (Постановление
                           Правительства Российской Федерации
                           N 310) - в новой редакции
   
   Государственный       - Министерство регионального развития
   заказчик-координатор    Российской Федерации
   Программы
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.05.2006 N 268)
   
   Государственные       - Министерство сельского хозяйства
   заказчики Программы     Российской Федерации;
                           Федеральное агентство по строительству
                           и жилищно-коммунальному хозяйству;
                           Федеральное агентство по здравоохранению
                           и социальному развитию;
                           Федеральное агентство по физической
                           культуре и спорту;
                           Федеральное агентство по образованию;
                           Федеральное агентство по культуре
                           и кинематографии;
                           Федеральное агентство по энергетике;
                           Федеральное агентство по рыболовству;
                           Федеральное агентство по туризму;
                           Федеральная служба по надзору в сфере
                           защиты прав потребителей и благополучия
                           человека
   (введено Постановлением Правительства РФ от 03.05.2006 N 268)
   
   Основные исполнители  - предприятия и организации, определяемые в
   Программы               соответствии с Федеральным законом "О
                           конкурсах на размещение заказов на
                           поставки товаров, выполнение работ,
                           оказание услуг для государственных нужд"
   
   Основные разработчики - Министерство экономического развития и
   Программы               торговли Российской Федерации;
                           государственное научное учреждение
                           "Северо-Кавказский научный центр высшей
                           школы";
                           органы исполнительной власти субъектов
                           Российской Федерации, расположенных в
                           Южном федеральном округе
   
   Цель Программы        - создание социально-экономических условий
                           для устойчивого развития юга России,
                           снижения социальной напряженности,
                           сокращения безработицы и роста доходов
                           населения на основе использования его
                           уникального геостратегического положения и
                           природно-климатических особенностей
                           региона
   
   Задачи Программы      - развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и
                           расширение магистральных трубопроводных
                           сетей;
                           сохранение и воспроизводство морских
                           биоресурсов Азово-Черноморского и
                           Каспийского бассейнов;
                           развитие действующих и создание
                           условий для строительства новых
                           туристско-рекреационных и
                           санаторно-курортных комплексов;
                           создание условий для развития малого
                           и среднего предпринимательства;
                           восстановление защитных сооружений и
                           обеспечение нормального функционирования
                           водохозяйственных систем
   
   Сроки реализации      - 2002 - 2007 годы
   Программы
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
   
   Перечень основных     - подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи;
   мероприятий Программы   развитие системы транспортировки
                           углеводородов;
                           воспроизводство и сохранение биоресурсов;
                           развитие туристско-рекреационного
                           комплекса;
                           модернизация транспортной системы региона;
                           обеспечение занятости населения;
                           обустройство беженцев и вынужденных
                           переселенцев;
                           строительство, реконструкция и
                           восстановление гидротехнических сооружений
                           водохозяйственных систем;
                           развитие традиционных отраслей
                           промышленности и агропромышленного
                           комплекса;
                           развитие социальной сферы и
                           жилищно-коммунального хозяйства
   
   Объемы и источники    - общая сумма затрат - 110974,76 млн.
   финансирования          рублей (в ценах соответствующих лет),
                           в том числе:
                           выделено в 2002 году - 22491,66
                           млн. рублей;
                           предусмотрено на 2003 - 2007 годы -
                           88483,1 млн. рублей, включая 14212,704
                           млн. рублей из федерального бюджета,
                           из них:
                           капитальные вложения - 14096,62 млн.
                           рублей,
                           в том числе в 2007 году - 4956,8 млн.
                           рублей,
                           НИОКР - 19,384 млн. рублей,
                           прочие расходы - 96,7 млн. рублей,
                           средства федеральных органов
                           исполнительной власти, выделяемые на
                           выполнение мероприятий в рамках
                           других программ, реализуемых в
                           регионе, - 6637,97 млн. рублей;
                           средства бюджетов субъектов
                           Российской Федерации - 10388,266 млн.
                           рублей, в том числе в 2007 году - 1995,4
                           млн. рублей;
                           средства местных бюджетов - 1837,8 млн.
                           рублей;
                           внебюджетные источники - 55406,36 млн.
                           рублей,
                           из них:
                           собственные средства предприятий -
                           23277,644 млн. рублей,
                           прочие внебюджетные средства -
                           32128,716 млн. рублей
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
   
   Ожидаемые результаты  - сокращение отставания юга России (по
   реализации Программы    основным макроэкономическим показателям)
                           от среднероссийского уровня;
                           повышение финансового самообеспечения
                           региона и уровня жизни населения;
                           снижение социальной напряженности в
                           регионе
   
   Управление            - управление реализацией Программы и
   реализацией Программы   контроль за ходом ее выполнения
   и контроль за ходом     организуются в порядке, утвержденном
   ее выполнения           Постановлением Правительства Российской
                           Федерации от 26 июня 1995 г. N 594
   
           1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                    ее решения программными методами
   
       Территория  Южного федерального округа (далее именуется регион)
   составляет   589  тыс.  кв.  километров  (3,5  процента  территории
   России),  численность  постоянно проживающего на территории региона
   населения  на  1  января  2000 г. - 20,8 млн. человек (14 процентов
   численности  населения России), плотность населения - 35 человек на
   1 кв. километр.
       В  регионе  один  из самых низких уровней производства валового
   регионального  продукта  на  душу населения: в 1,5 - 2,7 раза ниже,
   чем  в  среднем  по  России.  Денежные  доходы  на  душу  населения
   составляют  43,8  процента  среднероссийского  уровня.  Имеет место
   высокий  уровень  дотационности  бюджетов.  В  республиках  региона
   собственные   доходы  к  общим  доходам  составляют  от  15  до  70
   процентов,  и по этому показателю регион занимает последнее место в
   Российской Федерации.
       Объем   промышленного   производства   составляет  5  процентов
   общероссийского.  Общий  спад  экономики сопровождался почти полным
   прекращением инвестиционной деятельности.
       Отмечается      отставание     развития     предпринимательской
   деятельности.  Доля  малых предприятий составляет 19,3 процента при
   среднероссийском  показателе  -  26,3  процента. Количество малых и
   средних  фирм на 1000 жителей составляет на юге России 4,2 процента
   при среднероссийском показателе - 6,1 процента.
       Регион характеризуется:
       высоким  уровнем  безработицы  - общая численность безработных,
   рассчитанная   по   методологии  Международной  организации  труда,
   составляет   1570,9   тыс.   человек,   или   20,1  процента  общей
   численности безработных в России;
       резким  снижением  количества отдыхающих (рекреационная емкость
   региона  -  25  млн.  человек  в  год  при посещаемости в настоящий
   период 6,5 млн. человек);
       большим  числом  беженцев  и  переселенцев. В России количество
   беженцев  составляет  около  1  млн. человек, из них около 500 тыс.
   человек   находится   в   регионе   (на  каждого  коренного  жителя
   Республики  Ингушетия  приходится почти 2 беженца, в Ставропольском
   крае   количество   беженцев   составляет  3  процента  численности
   населения).
       Наличие  указанных  проблем  вызвало  необходимость  разработки
   комплексной   программы   социально-экономического   развития   юга
   России.
   
              2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы
   
       Целью   Федеральной   целевой   программы  "Юг  России"  (далее
   именуется   Программа)  является  создание  социально-экономических
   условий  для  устойчивого  развития юга России, снижения социальной
   напряженности,  сокращения безработицы и роста доходов населения на
   основе  использования  его уникального геостратегического положения
   и природно-климатических особенностей.
       Основными задачами Программы являются:
       развитие    сырьевой    базы   нефтегазодобычи   и   расширение
   магистральных трубопроводных сетей;
       сохранение     и     воспроизводство     морских    биоресурсов
   Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;
       развитие  действующих  и  создание  условий  для  строительства
   новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;
       создание    условий    для    развития    малого   и   среднего
   предпринимательства;
       восстановление  защитных  сооружений  и обеспечение нормального
   функционирования водохозяйственных систем.
       Программа реализуется в период с 2002 по 2007 годы.
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
   
                    Реализация Программы в 2002 году
   
     Исключен. - Постановление Правительства РФ от 21.08.2006 N 511
   
             Итоги реализации Программы в 2002 - 2005 годах
   
      (введено Постановлением Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
   
       В  ходе  реализации  Программы  с 2002 по 2005 годы был получен
   положительный  опыт  решения задач в сфере социально-экономического
   развития  субъектов  Южного  федерального округа программно-целевым
   методом  с  участием  федеральных  органов  исполнительной власти и
   органов  исполнительной  власти  12  субъектов  Южного федерального
   округа.
       Так,  за  2002  -  2005  годы  финансовые затраты на реализацию
   программных  мероприятий  составили 71,75 млрд. рублей, в том числе
   из федерального бюджета - 8,66 млрд. рублей.
       В  2002  году  в  рамках  реализации  Программы  было введено в
   эксплуатацию  55  объектов  и пусковых комплексов, в 2003 году - 78
   объектов, в 2004 году - 57 объектов, в 2005 году - 48 объектов.
       Несмотря  на  сложную  ситуацию  на  начальном этапе реализации
   Программы,  благодаря  реализации  программных  мероприятий удалось
   частично  преодолеть  спад  в  экономике  ряда  республик Северного
   Кавказа,    достичь    положительных    результатов   по   основным
   макроэкономическим  показателям  социально-экономического  развития
   региона.
   За 2002 - 2005 годы объем промышленной продукции по Южному
   федеральному округу увеличился на 25 процентов, продукции
   сельского хозяйства - на 18 процентов, доходы консолидированного
   бюджета возросли на 56 процентов, собственные доходы субъектов
   Южного федерального округа - на 35 процентов, денежные доходы
   населения - на 49 процентов.
   
                   3. Система программных мероприятий
   
       Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам:
       обеспечение геостратегических приоритетов в регионе;
       мероприятия федерального значения;
       мероприятия межрегионального значения;
       мероприятия  регионального  значения, требующие государственной
   поддержки.
       В  первый раздел включены мероприятия, направленные на развитие
   межгосударственного  сотрудничества и обеспечение геостратегических
   интересов  на  юге  России.  К  их  числу  относятся  строительство
   экспортных  нефте-  и газопроводов, освоение залежей углеводородов,
   сохранение   и  эффективное  использование  биологических  ресурсов
   региона.
       Во  второй  раздел  включены мероприятия федерального значения,
   связанные  с  развитием  туристско-рекреационного  и  транспортного
   комплексов региона.
       В   третий   раздел   включены   мероприятия   межрегионального
   значения.  К  ним относятся предотвращение и ликвидация последствий
   паводков,   обустройство   беженцев   и  вынужденных  переселенцев,
   обеспечение    занятости    населения,   развитие   промышленности,
   агропромышленного       комплекса,      малого      и      среднего
   предпринимательства.
       В   четвертый   раздел   включены   мероприятия   регионального
   значения,  требующие  государственной  поддержки. В их число входит
   развитие   связи,   информатизации,   инженерной  инфраструктуры  и
   жилищно-коммунального  хозяйства  городов  и  населенных пунктов, а
   также социальной сферы.
       Система   мероприятий,   объемы   и   источники  финансирования
   Программы указаны в Приложении N 1.
   (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
       В  2007  году  финансированию  за  счет  средств, выделенных на
   реализацию   Программы,   подлежат  не  завершенные  строительством
   объекты   Программы.   Система   мероприятий,  объемы  и  источники
   финансирования  Программы  в  2007 году по направлениям Программы и
   по   субъектам   Российской   Федерации  указаны  соответственно  в
   Приложениях N 2 и 3.
   (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
   
           Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе
   
       Главными     направлениями    деятельности    по    обеспечению
   геостратегических приоритетов в регионе являются:
       подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи;
       развитие системы транспортировки углеводородов;
       воспроизводство и сохранение биоресурсов.
   
                Подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи
   
       По   мере   истощения   нефтяных   запасов  Западной  Сибири  и
   увеличения  стоимости  нефти  российские  компании будут все больше
   стремиться  к  осуществлению  своей  деятельности  в  Прикаспийском
   регионе.  При  этом  Россия  начинает освоение каспийского шельфа с
   большим   опозданием   по   сравнению   с   другими  прикаспийскими
   государствами.
       Площадь  российской  части  акватории Каспия составляет 64 тыс.
   кв.   километров.  По  прогнозным  оценкам,  общие  ресурсы  Каспия
   составляют  около  8  млрд.  тонн  условного топлива, из которых 24
   процента  (2  млрд.  тонн)  приходятся  на долю России. В настоящее
   время    предоставлены    лицензии    российским    и    зарубежным
   недропользователям,   которые   будут   выполнять   основной  объем
   сейсморазведочных   работ   и   бурение  скважин  на  перспективных
   площадях российской части акватории Каспия.
       Из   обнаруженных  на  российской  части  акватории  Каспия  20
   потенциальных   нефтегазовых  структур  наиболее  подготовленным  к
   эксплуатации  является месторождение Инчхе с запасами нефти 10 млн.
   тонн.
       Планируется  также  освоение  двух вновь открытых месторождений
   нефти  на  лицензионном блоке прибрежной зоны Республики Дагестан с
   извлекаемыми  запасами  75  млн.  тонн нефти при годовой добыче 2 -
   2,5 млн. тонн.
       Объявлен  тендер на разработку месторождений нефти в российской
   части  акватории  Каспия  с  прогнозными  запасами  625  млн. тонн.
   Проведены  конкурсы  на получение соответствующих лицензий для трех
   участков  в  10-мильной  прибрежной  зоне, прилегающей к территории
   Республики  Дагестан,  начата  подготовка  к  конкурсу на получение
   лицензии на проведение работ у побережья Калмыкии.
       В   северо-западной  части  Каспия  открыто  еще  два  нефтяных
   месторождения    (Широтное    и   Хвалынское),   расположенных   на
   лицензионном участке "Северный".
       По  прогнозным  оценкам,  ресурсы углеводородов северо-западной
   части  Каспийского  моря составляют 1738,5 млн. тут (тонн условного
   топлива),  в  том  числе  извлекаемые - 1185,4 млн. тут при среднем
   соотношении нефти и газа 1:1.
       В  период  до  2006  года предусматривается освоение трех вновь
   открытых  месторождений  нефти  на  лицензионном блоке "Северный" с
   извлекаемыми  запасами нефти 150 млн. тонн при годовой добыче 2,8 -
   3,8 млн. тонн.
       В  северной  части  Каспийского  моря предполагается дальнейшее
   развитие  геологоразведочных  работ с целью поиска и разведки новых
   крупных  залежей  нефти  и  газа как на суше, так и в акватории. На
   период     до     2005     года     предусматривается    проведение
   поисково-разведочного   бурения   в   объеме   62,1   тыс.  метров,
   геофизических  исследований,  эксплуатационного  бурения  в  объеме
   3000 метров и НИОКР.
       В    результате   проведения   на   шельфе   Каспийского   моря
   региональных  геолого-геофизических  и  поисково-разведочных  работ
   ожидается  подтверждение прогнозных ресурсов углеводородов в объеме
   1,2 млрд. тут.
   
             Развитие системы транспортировки углеводородов
   
       Развитие   трубопроводного  транспорта  в  регионе  обусловлено
   значительными  объемами  транспортировки нефти на внутренний рынок,
   транзита  и  экспорта  сырой  нефти  и  нефтепродуктов. Общий объем
   перекачки  нефти  и  нефтепродуктов  в настоящее время превышает 40
   млн.  тонн  в  год. Совокупная протяженность магистральных нефте- и
   продуктопроводов составляет около 4,4 тыс. километров.
       Сеть  магистральных газопроводов находится в эксплуатации более
   30  лет  (нормативный  срок  эксплуатации  33 года). Поэтому важное
   значение   приобретает   строительство  магистрального  газопровода
   Изобильное - Черное море - Анкара (проект "Голубой поток").
       Через  территорию России осуществляется транзит нефти и газа из
   стран   Прикаспийского   региона   и   Центральной   Азии,  поэтому
   дальнейшее  его  развитие  может гарантировать значительную прибыль
   при относительно небольших капиталовложениях.
       Средиземноморский  рынок  Европы  является крупным потребителем
   нефти  (собственное  производство  обеспечивает  всего 10 процентов
   потребности,  планируемый  в  2010  году объем импорта составит 224
   млн.   тонн).  Транспортировка  нефти  из  портов  Черного  моря  к
   европейским  рынкам  возможна  по нескольким маршрутам: с выходом в
   средиземноморские порты или непосредственно в Центральную Европу.
       Для  обеспечения  транспортировки туркменской и казахской нефти
   (в  объеме  9  млн.  тонн  в год по маршруту Махачкала - Тихорецк -
   Новороссийск   в  дополнение  к  азербайджанской  нефти  необходимо
   строительство     двух     параллельных    участков    нефтепровода
   протяженностью  18  километров  каждый  от  г.  Махачкалы  до точки
   врезки  в нефтепровод Баку - Тихорецк и нефтеперекачивающей станции
   в  районе г. Махачкалы. Предполагается, что туркменская нефть из г.
   Туркменбаши  (г.  Красноводск)  и казахская нефть из г. Актау будет
   поставляться в г. Махачкалу в танкерах.
       Дагестанский  маршрут  обеспечивает  подключение к этой системе
   Казахстана и Туркмении в противовес маршруту Баку - Джейхан.
       В  России  уже  началась  реализация проекта по транспортировке
   нефти  из  Казахстана  до  г.  Новороссийска,  которая  пройдет,  в
   частности,   по   территории   Краснодарского   края  и  Республики
   Калмыкия.    Прокачку   азербайджанской   нефти   предусматривается
   частично осуществлять по нефтепроводу Баку - Новороссийск.
       Основными  направлениями  в развитии нефтепроводов являются как
   увеличение   их  пропускной  способности  (нефтепровод  Тихорецк  -
   Новороссийск),  так  и  введение  в  действие  новых  нефтепроводов
   Суходольная    -   Родионовская   и   Каспийского   трубопроводного
   консорциума.   Реализация   проекта   Каспийского   трубопроводного
   консорциума  имеет  стратегическое  значение для укрепления позиций
   России.
   
                Сохранение и воспроизводство биоресурсов
   
       Рыбохозяйственный  комплекс  Каспийского  моря  и Прикаспия при
   незначительном  удельном  весе  в  общероссийских уловах (около 3,5
   процента)  дает  более 70 процентов общероссийской добычи осетровых
   и более 60 процентов крупночастиковых рыб.
       Более   60  процентов  всех  уловов  в  регионе  приходится  на
   Каспийское  море,  37,7  процента  -  на  пресноводные  водоемы,  2
   процента  -  на  пруды  товарного  рыбоводства. Основные промыслы -
   анчоусовая  килька  и  крупный  частик,  которые  являются главными
   видами   прироста   уловов   в   последние  годы.  Уловы  осетровых
   сохраняются на уровне 0,5 тыс. тонн.
       Основная  часть  российских  уловов  приходится на Астраханскую
   область  (88,2  процента),  Республику  Дагестан  (10,8 процента) и
   Республику Калмыкия (1 процент).
       В   настоящее   время  на  рыбоводных  заводах  Астраханской  и
   Волгоградской  областей  производится  около  70  млн.  штук молоди
   осетровых,  в  других  государствах  Каспийского  региона - 29 млн.
   штук.   Необходимо   увеличить   производство  молоди  осетровых  в
   искусственных условиях не менее чем на 120 млн. штук в год.
       Выпуск  молоди  осетра  и  севрюги  на действующем в Республике
   Дагестан  Сулакском  осетровом  рыбоводном  заводе в последние годы
   снизился.
       Рыбохозяйственный    фонд    внутренних    водоемов    включает
   западно-подстепные  ильмени  дельты реки Волги общей площадью около
   500  тыс.  га.  Примерно половина из них потеряла рыбохозяйственное
   значение  в  результате  засоления.  В  то  же  время  60  тыс.  га
   водоемов,  прилегающих  к  реке  Волге  и ее рукавам, имеют большое
   значение   как   нерестовый  фонд  и  нуждаются  в  особой  охране.
   Повышение   рыбохозяйственной   значимости   ильменей   связано   с
   проведением  их  мелиорации,  с дноуглубительными работами на малых
   реках  (Хордун,  Бертюль,  Бушма  и  т.д.),  что может увеличить их
   рыбопродуктивность в 1,5 - 2 раза.
       Согласно  прогнозу  улов  на Каспии в 2010 году может составить
   182,8   тыс.  тонн.  При  этом  преобладающая  часть  уловов  будет
   приходиться   на  Астраханскую  область  (около  80  процентов),  а
   удельный   вес   уловов  в  Республике  Дагестан  возрастет  до  17
   процентов, в Республике Калмыкия - до 3 процентов.
       Особое   значение  в  развитии  рыбного  хозяйства  в  бассейне
   Азовского  моря  должно  иметь  осетровое  хозяйство.  Промышленное
   производство   молоди   осетровых   рыб   в   бассейне  уже  сейчас
   обеспечивает  более  80  процентов уловов. Масштабы воспроизводства
   осетровых  рыб  в  бассейне  Азовского моря должны быть существенно
   расширены.
       Вместе   с   тем   искусственное  воспроизводство  не  является
   альтернативой    естественному.    Для   устойчивого   формирования
   популяций  разных  видов  осетровых  и  сохранения  генофонда  доля
   естественных  производителей  в стаде должна составлять не менее 20
   - 30 процентов общей численности.
       Для   увеличения   уловов   осетровых  требуется  осуществление
   комплекса  дорогостоящих  рыбоводных мероприятий, а также улучшение
   состояния   речного   стока  и  моря.  Большая  часть  мероприятий,
   выполнение  которых  предусмотрено  Федеральной программой развития
   рыбного  хозяйства  России  на период до 2000 года ("Рыба") за счет
   бюджетных  средств,  не  реализована.  Поэтому в Программу включены
   мероприятия по увеличению улова осетровых.
       Важнейшими  проблемами  являются  реабилитация  Азовского моря,
   восстановление  и  повышение его рыбопродуктивности, рационального,
   экологически     безопасного     и    экономически    обоснованного
   использования  его  рыбных  запасов, значительного биопродуктивного
   потенциала и рекреационных возможностей.
   
       Главными  направлениями при решении задач федерального значения
   в регионе являются:
       развитие  действующих  и  создание  условий  для  строительства
   новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;
       модернизация транспортной системы.
   
               Развитие туристско-рекреационного комплекса
   
       Одним    из    приоритетов   Программы   является   обеспечение
   государственной  поддержки  рекреационного  комплекса  как одной из
   ведущих  составляющих  экономики  юга  России, создание условий для
   его  конкурентоспособности  как  на  внутреннем,  так  и на мировом
   рынке.
       С   учетом   имеющихся   ресурсных  предпосылок,  специализации
   рекреационного    комплекса   и   тенденций   на   рынке   основным
   направлением   является   развитие   разнообразных   видов  туризма
   (лечебного, оздоровительного, спортивного и др.).
       Наличие  в  регионе  протяженных морских побережий и уникальных
   горных   ландшафтов,   а   также  обширной  бальнеологической  базы
   предопределяет     благоприятные     возможности    для    развития
   оздоровительного  туризма,  в том числе в предгорных и горных зонах
   Северного  Кавказа  (включая развитие курортного комплекса в районе
   Красной   Поляны).   Развитие   этого   вида  туризма  предполагает
   реконструкцию   всей  сложившейся  системы  инфраструктуры  (дорог,
   подъемников, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.).
       Программой  предусматривается  дальнейшее  развитие  юга России
   как    региона   санаторно-курортного   лечения.   Целесообразность
   развития  данного  направления связана с возможностью использования
   уникальной   бальнеологической   базы,  а  также  сложившейся  сети
   разнопрофильных   локальных   санаторно-курортных   комплексов,   в
   совокупности  насчитывающих  более  80  тыс. мест. В стратегической
   перспективе  санаторно-курортная база на юге России должна получить
   дальнейшее  развитие.  При  этом  определенное  внимание  уделяется
   реконструкции     и    развитию    таких    традиционных    центров
   санаторно-курортного  лечения,  как  Кавказские  Минеральные  Воды,
   Сочи, Нальчик, Каякент, Талги, Горячий Ключ и др.
       Ландшафты  Северного Кавказа (преимущественно его горной части)
   и  его  морские побережья перспективны для развития различных видов
   спортивного     туризма,    которое    во    многом    сдерживается
   неудовлетворительным      уровнем      технической     оснащенности
   поисково-спасательных     служб     и    отсутствием    необходимой
   инфраструктуры.
       Регион   благоприятен   для   развития  делового  туризма.  Его
   центрами  могут стать как наиболее развитые туристско-рекреационные
   ареалы  (г.  Сочи,  Кавказские  Минеральные  Воды), так и важнейшие
   административные,   хозяйственные   и   культурные  центры  (г.  г.
   Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар).
       Юг     России     располагает    обширным    и    разнообразным
   культурно-историческим   потенциалом,   представленным  памятниками
   разных   эпох,   литературно-мемориальными  и  историко-культурными
   музеями,  природоведческими  объектами,  что определяет перспективы
   для развития познавательных видов туризма.
       Стратегия     развития    туристско-рекреационного    комплекса
   предусматривает  реализацию имеющегося потенциала юга России как на
   традиционно   привлекательных   территориях  (г.  Сочи,  Кавказские
   Минеральные  Воды,  Приэльбрусье  и  др.),  так  и  на территориях,
   оказавшихся  на  периферии  современных  рекреационных  потоков.  В
   своей  основе эта стратегия предусматривает выделение трех основных
   групп    в   соответствии   с   конкурентоспособностью   на   рынке
   туристических  услуг, а также с инфраструктурными, экологическими и
   иными условиями.
       К  первой  группе  относятся  наиболее  привлекательные курорты
   Краснодарского   и   Ставропольского   краев,  Карачаево-Черкесской
   Республики  и  Кабардино-Балкарской  Республики (г. г. Сочи, Анапа,
   Туапсе,    Геленджик,    Кавказские    Минеральные    Воды,   район
   Приэльбрусья,  пос.  Теберда,  пос.  Архыз,  пос.  Домбай  и  др.).
   Государственная  поддержка  должна быть направлена в первую очередь
   на реконструкцию и развитие инфраструктуры на этих территориях.
       В    частности,   Программой   предусматривается   приоритетная
   государственная    поддержка    развития   санаторно-курортного   и
   туристско-рекреационного   комплекса   особого   эколого-курортного
   региона   Кавказских  Минеральных  Вод,  располагающего  уникальной
   бальнеологической   базой  и  мощной  инфраструктурой,  позволяющей
   обеспечить одновременный прием более 36 тыс. отдыхающих.
       Вторая  группа  объединяет территории, недостаточно вовлеченные
   в   туристско-рекреационную   деятельность   (Республика  Калмыкия,
   Астраханская,   Волгоградская   и  Ростовская  области,  каспийское
   побережье  и  некоторые  участки черноморского побережья и др.). Их
   освоение  предполагает финансовую поддержку развития инфраструктуры
   на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
       Третья  группа  объединяет неконкурентоспособные из-за близости
   к    очагам    социально-политической   нестабильности   территории
   (Республика  Дагестан,  Республика  Ингушетия,  Республика Северная
   Осетия    -   Алания).   Необходимо   прямое   финансовое   участие
   федерального  центра  в  реконструкции  и завершении ранее начатого
   строительства    курортно-рекреационных    объектов,    которые   в
   дальнейшем   будут   являться  базой  для  развития  рекреационного
   комплекса этих территорий.
   
                    Модернизация транспортной системы
   
                        Железнодорожный транспорт
   
       Развитие   на  территории  региона  транспортного  коридора  на
   направлении  Москва  - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов-на-Дону -
   Новороссийск  (с  ответвлением  Кочетовка  -  Саратов - Волгоград -
   Астрахань - Самур) предусматривает:
       увеличение  пропускных и провозных возможностей железнодорожной
   магистрали;
       обустройство  пограничных переходов на железнодорожных станциях
   Успенская и Гуково.
       Обеспечение  внешнеторговых  перевозок на направлении Волгоград
   -  Котельниково  -  Тихорецкая  -  Краснодар  (с  ответвлениями  на
   Новороссийск и Туапсе) предусматривает:
       развитие   Новороссийского   и   Туапсинского   железнодорожных
   транспортных  узлов  и  усиление  подходов  к  ним в связи с ростом
   объема перевозок через порты;
       электрификацию  участка  железной дороги Петров Вал - Волгоград
   - Котельниково.
   
                            Водный транспорт
   
       Для  обеспечения  перевозки  грузов  через  южные  порты России
   предусматривается:
       реконструкция  и  развитие  перегрузочных  комплексов  в портах
   Новороссийск,    Туапсе,   Махачкала   с   увеличением   пропускных
   способностей по наливным и сухим грузам на 45 млн. тонн;
       строительство  морского  торгового  порта  Оля  в  Астраханской
   области и порта Лагань в Республике Калмыкия;
       создание    паромного   сообщения   на   основе   строительства
   железнодорожных паромных комплексов.
   
                            Автодорожная сеть
   
       По   территории  региона  проходят  международные  автодорожные
   коридоры,  связывающие  Азию с Европой, что создает перспективы для
   ускоренного  развития  торговли  и  туризма. Привлечение транзитных
   транспортных  потоков  на российские транспортные пути имеет важное
   значение для защиты национальных и экономических интересов России.
       Автомагистрали  "Дон"  (Москва  -  Воронеж  -  Ростов-на-Дону -
   Краснодар   -  Новороссийск)  и  "Кавказ"  (Москва  -  Волгоград  -
   Астрахань  -  Махачкала  -  Баку)  обеспечивают  70  процентов всех
   транзитных   автомобильных   грузо-   и   пассажиропотоков  региона
   (включая   транспортировку   экспортно-импортных   грузов  в  южные
   морские и устьевые порты Азово-Черноморского бассейна).
       Главной  целью  дальнейшего  развития  сети автомобильных дорог
   юга  России являются стабилизация социально-политической ситуации и
   подъем  экономики  региона.  Достижение  указанной цели должно быть
   обеспечено    путем    решения    следующих   основных   задач   по
   совершенствованию и развитию дорожной сети:
       развитие   национальных   автодорожных   коридоров,   повышение
   технического  уровня  федеральных  и  территориальных автомобильных
   дорог   путем  их  модернизации  для  обеспечения  высокого  уровня
   удобства    и    безопасности    движения   транспортных   средств,
   реконструкция  наиболее  загруженных  участков  дорог на подходах к
   региональным  центрам,  их  интеграция  в  европейскую  и азиатскую
   системы международных автомобильных дорог;
       содействие  гармоничному  развитию транспортной системы региона
   путем    обеспечения   подъезда   к   морским   портам,   важнейшим
   транспортным  узлам,  терминалам  и  другим  объектам  транспортной
   инфраструктуры.
       В  первую  очередь  планируются  строительство  и реконструкция
   участков  дорог,  имеющих  низкую  пропускную  способность, высокий
   уровень   загрузки  и  наибольший  индекс  доходности  (коэффициент
   эффективности  инвестиций),  а  также  стратегическое  значение для
   региона и Российской Федерации.
       Для   обеспечения   бесперебойных  межрегиональных  связей  юга
   России   с   государствами   Закавказья   -   Арменией,  Грузией  и
   Азербайджаном  предусматривается  дальнейшее развитие автомобильной
   дороги  от  магистрали  "Кавказ"  (г.  Беслан)  через  Нижний  Ларс
   (Крестовый  перевал),  Алагир  и Нижний Зарамаг (Рокский перевал) -
   проект "Южные ворота".
       В   Краснодарском   крае   предусматриваются   строительство  и
   реконструкция   участков  автодорог  Краснодар  -  Джубга  -  Сочи,
   Павловская   -   Краснодар,   Адлер   -  Красная  Поляна,  а  также
   строительство  тоннеля  через  Шаумяновский  перевал,  связывающего
   столицу Адыгеи - г. Майкоп с черноморским побережьем.
       Продолжится   развитие   автодорожного   маршрута  Астрахань  -
   Махачкала  по территориям Астраханской области, Республики Калмыкия
   и  Республики  Дагестан,  а  также строительство мостового перехода
   через реку Волга в г. Волгоград.
       Другие  федеральные  дороги будут реконструированы прежде всего
   на  наиболее нагруженных участках с ликвидацией очагов аварийности.
   Для   оптимизации   движения   как   транзитных,   так   и  местных
   транспортных  потоков  планируется  строительство  обходов  крупных
   населенных пунктов и городов.
       Транспортные   потоки   будут   направлены   в   обход  крупных
   населенных  пунктов  -  г.  г.  Ростов-на-Дону, Краснодар, Нальчик,
   Сочи  и  других,  что  позволит разгрузить перенасыщенные городские
   магистрали,  оздоровить  экологическую  обстановку.  Финансирование
   развития   опорной  сети  федеральных  и  основных  территориальных
   автомобильных     дорог,     обеспечивающих    межрегиональные    и
   международные   связи,   будет   осуществляться   за  счет  средств
   федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
   
                  Мероприятия межрегионального значения
   
       В  этом  разделе предусматривается осуществление мероприятий по
   следующим направлениям:
       строительство,  реконструкция и восстановление гидротехнических
   сооружений водохозяйственных систем;
       обустройство беженцев и вынужденных переселенцев;
       обеспечение занятости населения;
       развитие промышленности и производственной инфраструктуры;
       развитие агропромышленного комплекса;
       развитие малого и среднего предпринимательства;
       научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
   
              Строительство, реконструкция и восстановление
          гидротехнических сооружений водохозяйственных систем
   
       При  прохождении  ежегодных  паводков  (июль-сентябрь) водность
   рек,  особенно  на  северном  склоне  Большого  Кавказского хребта,
   увеличивается  в  десятки  раз,  что приводит к затоплению обширных
   территорий и наносит значительный материальный ущерб.
       Для   снижения   негативных   последствий   указанных  паводков
   предусматриваются  меры по повышению надежности работы существующей
   системы   противопаводковых   сооружений,   включая   строительство
   регулирующих   водохранилищ   и  новых  защитных  и  водопропускных
   сооружений.
       Обеспечение     безопасности    населения    и    хозяйственной
   деятельности  в  условиях повышения уровня Каспийского моря требует
   выполнения  комплекса  работ  по  переселению  населения  и  выводу
   хозяйственных  объектов из зон затопления и подтопления, а также по
   строительству  защитных  сооружений для предотвращения затопления и
   подтопления   прибрежной  территории  городов,  крупных  населенных
   пунктов и важнейших хозяйственных объектов.
   
             Обеспечение занятости населения и обустройство
                   беженцев и вынужденных переселенцев
   
                           Занятость населения
   
       Поддержка  занятости  населения  является одним из приоритетных
   направлений  социального развития юга России. В связи с этим особое
   внимание   уделено   социальной   эффективности   представленных  в
   Программе  инвестиционных  проектов.  Основными путями сохранения и
   создания   рабочих   мест   являются   восстановление   и  развитие
   производственного     потенциала     предприятий    региона,    его
   аграрно-промышленного    комплекса,    курортно-санаторной    сети,
   туристических  баз  и  других  зон отдыха населения и сопряженных с
   ними   видов   деятельности.   При  этом  широкие  возможности  для
   обеспечения   занятости   населения  предоставляет  развитие  малых
   предприятий, семейного бизнеса и народных промыслов.
       Исключительно  важная  роль  в  обеспечении  населения рабочими
   местами   принадлежит   работам   временного   характера,   включая
   общественные  работы. Намечено организовать проведение общественных
   работ  в  жилищном и дорожном строительстве, в аграрно-промышленном
   комплексе, в газификации, телефонизации и др.
       Особое  внимание  уделяется занятости женщин, молодежи, граждан
   с   ограниченной  трудоспособностью,  военнослужащих,  уволенных  в
   запас,   повышению   качества   их   подготовки,  совершенствованию
   подготовки   и   переподготовки,  а  также  повышению  квалификации
   специалистов, овладению вторыми и смежными профессиями.
       Осуществление  намеченных  мер  обеспечит повышение мобильности
   рабочей  силы,  сокращение  негативных  процессов  на  рынке труда,
   устойчивый  баланс  интересов  работников,  работодателей и органов
   государственной власти.
   
           Решение проблем вынужденных переселенцев и беженцев
   
       Предлагаемые  проекты  и  мероприятия  направлены на уменьшение
   негативных   последствий   миграционных   процессов  и  обеспечение
   социально-политической  и экономической стабильности на юге России,
   обеспечение  баланса  прав и законных интересов местного населения,
   вынужденных переселенцев и беженцев.
       Главными     направлениями     деятельности    заинтересованных
   федеральных  органов исполнительной власти и органов исполнительной
   власти  субъектов  Российской  Федерации являются осуществление мер
   по  возвращению  граждан  на  прежнее  место  жительства и создание
   необходимых  социально-экономических  условий,  стимулирующих  этот
   процесс.   В   Программе   предусмотрено  обустройство  вынужденных
   переселенцев  из  Чеченской  Республики, оставшихся для постоянного
   проживания      в      Республике      Ингушетия,     строительство
   общеобразовательных   школ   для   детей   беженцев  и  вынужденных
   переселенцев,  обеспечение  экологической  безопасности  проживания
   мигрантов.

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное