Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2001 г. N 581
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ"
(с изм. и доп., согл. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2002 N 104,
от 29.05.2003 N 310, от 04.12.2003 N 733, от 10.12.2004 N 772,
от 03.05.2006 N 268, от 21.08.2006 N 511,
распоряжения Правительства РФ от 10.10.2007 N 1389-р,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 07.07.2005 N 938-р)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Федеральную целевую программу "Юг России" (далее
именуется Программа).
2. Министерству регионального развития Российской Федерации -
государственному заказчику-координатору Программы обеспечить
организацию работ по выполнению мероприятий, предусмотренных
Программой.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2002 N 104, от
03.05.2006 N 268)
3. Министерству регионального развития Российской Федерации,
Министерству финансов Российской Федерации и Министерству
образования и науки Российской Федерации при формировании проектов
федерального бюджета на 2002 - 2007 годы включать Программу в
перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию
за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размер
выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей
федерального бюджета.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.05.2006 N 268, от
21.08.2006 N 511)
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 августа 2001 г. N 581
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЮГ РОССИИ"
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.05.2003 N 310,
от 04.12.2003 N 733, от 10.12.2004 N 772,
от 03.05.2006 N 268, от 21.08.2006 N 511,
распоряжения Правительства РФ от 10.10.2007 N 1389-р,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 07.07.2005 N 938-р)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЮГ РОССИИ"
Наименование - Федеральная целевая программа "Юг России"
Программы
Дата принятия решения - 3 мая 2001 г. (распоряжение Правительства
о разработке Российской Федерации N 632-р);
Программы, дата ее 8 августа 2001 г. (Постановление
утверждения Правительства Российской Федерации N 581);
29 мая 2003 г. (Постановление
Правительства Российской Федерации
N 310) - в новой редакции
Государственный - Министерство регионального развития
заказчик-координатор Российской Федерации
Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.05.2006 N 268)
Государственные - Министерство сельского хозяйства
заказчики Программы Российской Федерации;
Федеральное агентство по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству;
Федеральное агентство по здравоохранению
и социальному развитию;
Федеральное агентство по физической
культуре и спорту;
Федеральное агентство по образованию;
Федеральное агентство по культуре
и кинематографии;
Федеральное агентство по энергетике;
Федеральное агентство по рыболовству;
Федеральное агентство по туризму;
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека
(введено Постановлением Правительства РФ от 03.05.2006 N 268)
Основные исполнители - предприятия и организации, определяемые в
Программы соответствии с Федеральным законом "О
конкурсах на размещение заказов на
поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд"
Основные разработчики - Министерство экономического развития и
Программы торговли Российской Федерации;
государственное научное учреждение
"Северо-Кавказский научный центр высшей
школы";
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, расположенных в
Южном федеральном округе
Цель Программы - создание социально-экономических условий
для устойчивого развития юга России,
снижения социальной напряженности,
сокращения безработицы и роста доходов
населения на основе использования его
уникального геостратегического положения и
природно-климатических особенностей
региона
Задачи Программы - развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и
расширение магистральных трубопроводных
сетей;
сохранение и воспроизводство морских
биоресурсов Азово-Черноморского и
Каспийского бассейнов;
развитие действующих и создание
условий для строительства новых
туристско-рекреационных и
санаторно-курортных комплексов;
создание условий для развития малого
и среднего предпринимательства;
восстановление защитных сооружений и
обеспечение нормального функционирования
водохозяйственных систем
Сроки реализации - 2002 - 2007 годы
Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
Перечень основных - подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи;
мероприятий Программы развитие системы транспортировки
углеводородов;
воспроизводство и сохранение биоресурсов;
развитие туристско-рекреационного
комплекса;
модернизация транспортной системы региона;
обеспечение занятости населения;
обустройство беженцев и вынужденных
переселенцев;
строительство, реконструкция и
восстановление гидротехнических сооружений
водохозяйственных систем;
развитие традиционных отраслей
промышленности и агропромышленного
комплекса;
развитие социальной сферы и
жилищно-коммунального хозяйства
Объемы и источники - общая сумма затрат - 110974,76 млн.
финансирования рублей (в ценах соответствующих лет),
в том числе:
выделено в 2002 году - 22491,66
млн. рублей;
предусмотрено на 2003 - 2007 годы -
88483,1 млн. рублей, включая 14212,704
млн. рублей из федерального бюджета,
из них:
капитальные вложения - 14096,62 млн.
рублей,
в том числе в 2007 году - 4956,8 млн.
рублей,
НИОКР - 19,384 млн. рублей,
прочие расходы - 96,7 млн. рублей,
средства федеральных органов
исполнительной власти, выделяемые на
выполнение мероприятий в рамках
других программ, реализуемых в
регионе, - 6637,97 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов
Российской Федерации - 10388,266 млн.
рублей, в том числе в 2007 году - 1995,4
млн. рублей;
средства местных бюджетов - 1837,8 млн.
рублей;
внебюджетные источники - 55406,36 млн.
рублей,
из них:
собственные средства предприятий -
23277,644 млн. рублей,
прочие внебюджетные средства -
32128,716 млн. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
Ожидаемые результаты - сокращение отставания юга России (по
реализации Программы основным макроэкономическим показателям)
от среднероссийского уровня;
повышение финансового самообеспечения
региона и уровня жизни населения;
снижение социальной напряженности в
регионе
Управление - управление реализацией Программы и
реализацией Программы контроль за ходом ее выполнения
и контроль за ходом организуются в порядке, утвержденном
ее выполнения Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 июня 1995 г. N 594
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Территория Южного федерального округа (далее именуется регион)
составляет 589 тыс. кв. километров (3,5 процента территории
России), численность постоянно проживающего на территории региона
населения на 1 января 2000 г. - 20,8 млн. человек (14 процентов
численности населения России), плотность населения - 35 человек на
1 кв. километр.
В регионе один из самых низких уровней производства валового
регионального продукта на душу населения: в 1,5 - 2,7 раза ниже,
чем в среднем по России. Денежные доходы на душу населения
составляют 43,8 процента среднероссийского уровня. Имеет место
высокий уровень дотационности бюджетов. В республиках региона
собственные доходы к общим доходам составляют от 15 до 70
процентов, и по этому показателю регион занимает последнее место в
Российской Федерации.
Объем промышленного производства составляет 5 процентов
общероссийского. Общий спад экономики сопровождался почти полным
прекращением инвестиционной деятельности.
Отмечается отставание развития предпринимательской
деятельности. Доля малых предприятий составляет 19,3 процента при
среднероссийском показателе - 26,3 процента. Количество малых и
средних фирм на 1000 жителей составляет на юге России 4,2 процента
при среднероссийском показателе - 6,1 процента.
Регион характеризуется:
высоким уровнем безработицы - общая численность безработных,
рассчитанная по методологии Международной организации труда,
составляет 1570,9 тыс. человек, или 20,1 процента общей
численности безработных в России;
резким снижением количества отдыхающих (рекреационная емкость
региона - 25 млн. человек в год при посещаемости в настоящий
период 6,5 млн. человек);
большим числом беженцев и переселенцев. В России количество
беженцев составляет около 1 млн. человек, из них около 500 тыс.
человек находится в регионе (на каждого коренного жителя
Республики Ингушетия приходится почти 2 беженца, в Ставропольском
крае количество беженцев составляет 3 процента численности
населения).
Наличие указанных проблем вызвало необходимость разработки
комплексной программы социально-экономического развития юга
России.
2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы
Целью Федеральной целевой программы "Юг России" (далее
именуется Программа) является создание социально-экономических
условий для устойчивого развития юга России, снижения социальной
напряженности, сокращения безработицы и роста доходов населения на
основе использования его уникального геостратегического положения
и природно-климатических особенностей.
Основными задачами Программы являются:
развитие сырьевой базы нефтегазодобычи и расширение
магистральных трубопроводных сетей;
сохранение и воспроизводство морских биоресурсов
Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов;
развитие действующих и создание условий для строительства
новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;
создание условий для развития малого и среднего
предпринимательства;
восстановление защитных сооружений и обеспечение нормального
функционирования водохозяйственных систем.
Программа реализуется в период с 2002 по 2007 годы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
Реализация Программы в 2002 году
Исключен. - Постановление Правительства РФ от 21.08.2006 N 511
Итоги реализации Программы в 2002 - 2005 годах
(введено Постановлением Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
В ходе реализации Программы с 2002 по 2005 годы был получен
положительный опыт решения задач в сфере социально-экономического
развития субъектов Южного федерального округа программно-целевым
методом с участием федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти 12 субъектов Южного федерального
округа.
Так, за 2002 - 2005 годы финансовые затраты на реализацию
программных мероприятий составили 71,75 млрд. рублей, в том числе
из федерального бюджета - 8,66 млрд. рублей.
В 2002 году в рамках реализации Программы было введено в
эксплуатацию 55 объектов и пусковых комплексов, в 2003 году - 78
объектов, в 2004 году - 57 объектов, в 2005 году - 48 объектов.
Несмотря на сложную ситуацию на начальном этапе реализации
Программы, благодаря реализации программных мероприятий удалось
частично преодолеть спад в экономике ряда республик Северного
Кавказа, достичь положительных результатов по основным
макроэкономическим показателям социально-экономического развития
региона.
За 2002 - 2005 годы объем промышленной продукции по Южному
федеральному округу увеличился на 25 процентов, продукции
сельского хозяйства - на 18 процентов, доходы консолидированного
бюджета возросли на 56 процентов, собственные доходы субъектов
Южного федерального округа - на 35 процентов, денежные доходы
населения - на 49 процентов.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам:
обеспечение геостратегических приоритетов в регионе;
мероприятия федерального значения;
мероприятия межрегионального значения;
мероприятия регионального значения, требующие государственной
поддержки.
В первый раздел включены мероприятия, направленные на развитие
межгосударственного сотрудничества и обеспечение геостратегических
интересов на юге России. К их числу относятся строительство
экспортных нефте- и газопроводов, освоение залежей углеводородов,
сохранение и эффективное использование биологических ресурсов
региона.
Во второй раздел включены мероприятия федерального значения,
связанные с развитием туристско-рекреационного и транспортного
комплексов региона.
В третий раздел включены мероприятия межрегионального
значения. К ним относятся предотвращение и ликвидация последствий
паводков, обустройство беженцев и вынужденных переселенцев,
обеспечение занятости населения, развитие промышленности,
агропромышленного комплекса, малого и среднего
предпринимательства.
В четвертый раздел включены мероприятия регионального
значения, требующие государственной поддержки. В их число входит
развитие связи, информатизации, инженерной инфраструктуры и
жилищно-коммунального хозяйства городов и населенных пунктов, а
также социальной сферы.
Система мероприятий, объемы и источники финансирования
Программы указаны в Приложении N 1.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
В 2007 году финансированию за счет средств, выделенных на
реализацию Программы, подлежат не завершенные строительством
объекты Программы. Система мероприятий, объемы и источники
финансирования Программы в 2007 году по направлениям Программы и
по субъектам Российской Федерации указаны соответственно в
Приложениях N 2 и 3.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.08.2006 N 511)
Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе
Главными направлениями деятельности по обеспечению
геостратегических приоритетов в регионе являются:
подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи;
развитие системы транспортировки углеводородов;
воспроизводство и сохранение биоресурсов.
Подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи
По мере истощения нефтяных запасов Западной Сибири и
увеличения стоимости нефти российские компании будут все больше
стремиться к осуществлению своей деятельности в Прикаспийском
регионе. При этом Россия начинает освоение каспийского шельфа с
большим опозданием по сравнению с другими прикаспийскими
государствами.
Площадь российской части акватории Каспия составляет 64 тыс.
кв. километров. По прогнозным оценкам, общие ресурсы Каспия
составляют около 8 млрд. тонн условного топлива, из которых 24
процента (2 млрд. тонн) приходятся на долю России. В настоящее
время предоставлены лицензии российским и зарубежным
недропользователям, которые будут выполнять основной объем
сейсморазведочных работ и бурение скважин на перспективных
площадях российской части акватории Каспия.
Из обнаруженных на российской части акватории Каспия 20
потенциальных нефтегазовых структур наиболее подготовленным к
эксплуатации является месторождение Инчхе с запасами нефти 10 млн.
тонн.
Планируется также освоение двух вновь открытых месторождений
нефти на лицензионном блоке прибрежной зоны Республики Дагестан с
извлекаемыми запасами 75 млн. тонн нефти при годовой добыче 2 -
2,5 млн. тонн.
Объявлен тендер на разработку месторождений нефти в российской
части акватории Каспия с прогнозными запасами 625 млн. тонн.
Проведены конкурсы на получение соответствующих лицензий для трех
участков в 10-мильной прибрежной зоне, прилегающей к территории
Республики Дагестан, начата подготовка к конкурсу на получение
лицензии на проведение работ у побережья Калмыкии.
В северо-западной части Каспия открыто еще два нефтяных
месторождения (Широтное и Хвалынское), расположенных на
лицензионном участке "Северный".
По прогнозным оценкам, ресурсы углеводородов северо-западной
части Каспийского моря составляют 1738,5 млн. тут (тонн условного
топлива), в том числе извлекаемые - 1185,4 млн. тут при среднем
соотношении нефти и газа 1:1.
В период до 2006 года предусматривается освоение трех вновь
открытых месторождений нефти на лицензионном блоке "Северный" с
извлекаемыми запасами нефти 150 млн. тонн при годовой добыче 2,8 -
3,8 млн. тонн.
В северной части Каспийского моря предполагается дальнейшее
развитие геологоразведочных работ с целью поиска и разведки новых
крупных залежей нефти и газа как на суше, так и в акватории. На
период до 2005 года предусматривается проведение
поисково-разведочного бурения в объеме 62,1 тыс. метров,
геофизических исследований, эксплуатационного бурения в объеме
3000 метров и НИОКР.
В результате проведения на шельфе Каспийского моря
региональных геолого-геофизических и поисково-разведочных работ
ожидается подтверждение прогнозных ресурсов углеводородов в объеме
1,2 млрд. тут.
Развитие системы транспортировки углеводородов
Развитие трубопроводного транспорта в регионе обусловлено
значительными объемами транспортировки нефти на внутренний рынок,
транзита и экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. Общий объем
перекачки нефти и нефтепродуктов в настоящее время превышает 40
млн. тонн в год. Совокупная протяженность магистральных нефте- и
продуктопроводов составляет около 4,4 тыс. километров.
Сеть магистральных газопроводов находится в эксплуатации более
30 лет (нормативный срок эксплуатации 33 года). Поэтому важное
значение приобретает строительство магистрального газопровода
Изобильное - Черное море - Анкара (проект "Голубой поток").
Через территорию России осуществляется транзит нефти и газа из
стран Прикаспийского региона и Центральной Азии, поэтому
дальнейшее его развитие может гарантировать значительную прибыль
при относительно небольших капиталовложениях.
Средиземноморский рынок Европы является крупным потребителем
нефти (собственное производство обеспечивает всего 10 процентов
потребности, планируемый в 2010 году объем импорта составит 224
млн. тонн). Транспортировка нефти из портов Черного моря к
европейским рынкам возможна по нескольким маршрутам: с выходом в
средиземноморские порты или непосредственно в Центральную Европу.
Для обеспечения транспортировки туркменской и казахской нефти
(в объеме 9 млн. тонн в год по маршруту Махачкала - Тихорецк -
Новороссийск в дополнение к азербайджанской нефти необходимо
строительство двух параллельных участков нефтепровода
протяженностью 18 километров каждый от г. Махачкалы до точки
врезки в нефтепровод Баку - Тихорецк и нефтеперекачивающей станции
в районе г. Махачкалы. Предполагается, что туркменская нефть из г.
Туркменбаши (г. Красноводск) и казахская нефть из г. Актау будет
поставляться в г. Махачкалу в танкерах.
Дагестанский маршрут обеспечивает подключение к этой системе
Казахстана и Туркмении в противовес маршруту Баку - Джейхан.
В России уже началась реализация проекта по транспортировке
нефти из Казахстана до г. Новороссийска, которая пройдет, в
частности, по территории Краснодарского края и Республики
Калмыкия. Прокачку азербайджанской нефти предусматривается
частично осуществлять по нефтепроводу Баку - Новороссийск.
Основными направлениями в развитии нефтепроводов являются как
увеличение их пропускной способности (нефтепровод Тихорецк -
Новороссийск), так и введение в действие новых нефтепроводов
Суходольная - Родионовская и Каспийского трубопроводного
консорциума. Реализация проекта Каспийского трубопроводного
консорциума имеет стратегическое значение для укрепления позиций
России.
Сохранение и воспроизводство биоресурсов
Рыбохозяйственный комплекс Каспийского моря и Прикаспия при
незначительном удельном весе в общероссийских уловах (около 3,5
процента) дает более 70 процентов общероссийской добычи осетровых
и более 60 процентов крупночастиковых рыб.
Более 60 процентов всех уловов в регионе приходится на
Каспийское море, 37,7 процента - на пресноводные водоемы, 2
процента - на пруды товарного рыбоводства. Основные промыслы -
анчоусовая килька и крупный частик, которые являются главными
видами прироста уловов в последние годы. Уловы осетровых
сохраняются на уровне 0,5 тыс. тонн.
Основная часть российских уловов приходится на Астраханскую
область (88,2 процента), Республику Дагестан (10,8 процента) и
Республику Калмыкия (1 процент).
В настоящее время на рыбоводных заводах Астраханской и
Волгоградской областей производится около 70 млн. штук молоди
осетровых, в других государствах Каспийского региона - 29 млн.
штук. Необходимо увеличить производство молоди осетровых в
искусственных условиях не менее чем на 120 млн. штук в год.
Выпуск молоди осетра и севрюги на действующем в Республике
Дагестан Сулакском осетровом рыбоводном заводе в последние годы
снизился.
Рыбохозяйственный фонд внутренних водоемов включает
западно-подстепные ильмени дельты реки Волги общей площадью около
500 тыс. га. Примерно половина из них потеряла рыбохозяйственное
значение в результате засоления. В то же время 60 тыс. га
водоемов, прилегающих к реке Волге и ее рукавам, имеют большое
значение как нерестовый фонд и нуждаются в особой охране.
Повышение рыбохозяйственной значимости ильменей связано с
проведением их мелиорации, с дноуглубительными работами на малых
реках (Хордун, Бертюль, Бушма и т.д.), что может увеличить их
рыбопродуктивность в 1,5 - 2 раза.
Согласно прогнозу улов на Каспии в 2010 году может составить
182,8 тыс. тонн. При этом преобладающая часть уловов будет
приходиться на Астраханскую область (около 80 процентов), а
удельный вес уловов в Республике Дагестан возрастет до 17
процентов, в Республике Калмыкия - до 3 процентов.
Особое значение в развитии рыбного хозяйства в бассейне
Азовского моря должно иметь осетровое хозяйство. Промышленное
производство молоди осетровых рыб в бассейне уже сейчас
обеспечивает более 80 процентов уловов. Масштабы воспроизводства
осетровых рыб в бассейне Азовского моря должны быть существенно
расширены.
Вместе с тем искусственное воспроизводство не является
альтернативой естественному. Для устойчивого формирования
популяций разных видов осетровых и сохранения генофонда доля
естественных производителей в стаде должна составлять не менее 20
- 30 процентов общей численности.
Для увеличения уловов осетровых требуется осуществление
комплекса дорогостоящих рыбоводных мероприятий, а также улучшение
состояния речного стока и моря. Большая часть мероприятий,
выполнение которых предусмотрено Федеральной программой развития
рыбного хозяйства России на период до 2000 года ("Рыба") за счет
бюджетных средств, не реализована. Поэтому в Программу включены
мероприятия по увеличению улова осетровых.
Важнейшими проблемами являются реабилитация Азовского моря,
восстановление и повышение его рыбопродуктивности, рационального,
экологически безопасного и экономически обоснованного
использования его рыбных запасов, значительного биопродуктивного
потенциала и рекреационных возможностей.
Главными направлениями при решении задач федерального значения
в регионе являются:
развитие действующих и создание условий для строительства
новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;
модернизация транспортной системы.
Развитие туристско-рекреационного комплекса
Одним из приоритетов Программы является обеспечение
государственной поддержки рекреационного комплекса как одной из
ведущих составляющих экономики юга России, создание условий для
его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом
рынке.
С учетом имеющихся ресурсных предпосылок, специализации
рекреационного комплекса и тенденций на рынке основным
направлением является развитие разнообразных видов туризма
(лечебного, оздоровительного, спортивного и др.).
Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных
горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы
предопределяет благоприятные возможности для развития
оздоровительного туризма, в том числе в предгорных и горных зонах
Северного Кавказа (включая развитие курортного комплекса в районе
Красной Поляны). Развитие этого вида туризма предполагает
реконструкцию всей сложившейся системы инфраструктуры (дорог,
подъемников, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.).
Программой предусматривается дальнейшее развитие юга России
как региона санаторно-курортного лечения. Целесообразность
развития данного направления связана с возможностью использования
уникальной бальнеологической базы, а также сложившейся сети
разнопрофильных локальных санаторно-курортных комплексов, в
совокупности насчитывающих более 80 тыс. мест. В стратегической
перспективе санаторно-курортная база на юге России должна получить
дальнейшее развитие. При этом определенное внимание уделяется
реконструкции и развитию таких традиционных центров
санаторно-курортного лечения, как Кавказские Минеральные Воды,
Сочи, Нальчик, Каякент, Талги, Горячий Ключ и др.
Ландшафты Северного Кавказа (преимущественно его горной части)
и его морские побережья перспективны для развития различных видов
спортивного туризма, которое во многом сдерживается
неудовлетворительным уровнем технической оснащенности
поисково-спасательных служб и отсутствием необходимой
инфраструктуры.
Регион благоприятен для развития делового туризма. Его
центрами могут стать как наиболее развитые туристско-рекреационные
ареалы (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды), так и важнейшие
административные, хозяйственные и культурные центры (г. г.
Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар).
Юг России располагает обширным и разнообразным
культурно-историческим потенциалом, представленным памятниками
разных эпох, литературно-мемориальными и историко-культурными
музеями, природоведческими объектами, что определяет перспективы
для развития познавательных видов туризма.
Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса
предусматривает реализацию имеющегося потенциала юга России как на
традиционно привлекательных территориях (г. Сочи, Кавказские
Минеральные Воды, Приэльбрусье и др.), так и на территориях,
оказавшихся на периферии современных рекреационных потоков. В
своей основе эта стратегия предусматривает выделение трех основных
групп в соответствии с конкурентоспособностью на рынке
туристических услуг, а также с инфраструктурными, экологическими и
иными условиями.
К первой группе относятся наиболее привлекательные курорты
Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесской
Республики и Кабардино-Балкарской Республики (г. г. Сочи, Анапа,
Туапсе, Геленджик, Кавказские Минеральные Воды, район
Приэльбрусья, пос. Теберда, пос. Архыз, пос. Домбай и др.).
Государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь
на реконструкцию и развитие инфраструктуры на этих территориях.
В частности, Программой предусматривается приоритетная
государственная поддержка развития санаторно-курортного и
туристско-рекреационного комплекса особого эколого-курортного
региона Кавказских Минеральных Вод, располагающего уникальной
бальнеологической базой и мощной инфраструктурой, позволяющей
обеспечить одновременный прием более 36 тыс. отдыхающих.
Вторая группа объединяет территории, недостаточно вовлеченные
в туристско-рекреационную деятельность (Республика Калмыкия,
Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, каспийское
побережье и некоторые участки черноморского побережья и др.). Их
освоение предполагает финансовую поддержку развития инфраструктуры
на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Третья группа объединяет неконкурентоспособные из-за близости
к очагам социально-политической нестабильности территории
(Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная
Осетия - Алания). Необходимо прямое финансовое участие
федерального центра в реконструкции и завершении ранее начатого
строительства курортно-рекреационных объектов, которые в
дальнейшем будут являться базой для развития рекреационного
комплекса этих территорий.
Модернизация транспортной системы
Железнодорожный транспорт
Развитие на территории региона транспортного коридора на
направлении Москва - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов-на-Дону -
Новороссийск (с ответвлением Кочетовка - Саратов - Волгоград -
Астрахань - Самур) предусматривает:
увеличение пропускных и провозных возможностей железнодорожной
магистрали;
обустройство пограничных переходов на железнодорожных станциях
Успенская и Гуково.
Обеспечение внешнеторговых перевозок на направлении Волгоград
- Котельниково - Тихорецкая - Краснодар (с ответвлениями на
Новороссийск и Туапсе) предусматривает:
развитие Новороссийского и Туапсинского железнодорожных
транспортных узлов и усиление подходов к ним в связи с ростом
объема перевозок через порты;
электрификацию участка железной дороги Петров Вал - Волгоград
- Котельниково.
Водный транспорт
Для обеспечения перевозки грузов через южные порты России
предусматривается:
реконструкция и развитие перегрузочных комплексов в портах
Новороссийск, Туапсе, Махачкала с увеличением пропускных
способностей по наливным и сухим грузам на 45 млн. тонн;
строительство морского торгового порта Оля в Астраханской
области и порта Лагань в Республике Калмыкия;
создание паромного сообщения на основе строительства
железнодорожных паромных комплексов.
Автодорожная сеть
По территории региона проходят международные автодорожные
коридоры, связывающие Азию с Европой, что создает перспективы для
ускоренного развития торговли и туризма. Привлечение транзитных
транспортных потоков на российские транспортные пути имеет важное
значение для защиты национальных и экономических интересов России.
Автомагистрали "Дон" (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону -
Краснодар - Новороссийск) и "Кавказ" (Москва - Волгоград -
Астрахань - Махачкала - Баку) обеспечивают 70 процентов всех
транзитных автомобильных грузо- и пассажиропотоков региона
(включая транспортировку экспортно-импортных грузов в южные
морские и устьевые порты Азово-Черноморского бассейна).
Главной целью дальнейшего развития сети автомобильных дорог
юга России являются стабилизация социально-политической ситуации и
подъем экономики региона. Достижение указанной цели должно быть
обеспечено путем решения следующих основных задач по
совершенствованию и развитию дорожной сети:
развитие национальных автодорожных коридоров, повышение
технического уровня федеральных и территориальных автомобильных
дорог путем их модернизации для обеспечения высокого уровня
удобства и безопасности движения транспортных средств,
реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к
региональным центрам, их интеграция в европейскую и азиатскую
системы международных автомобильных дорог;
содействие гармоничному развитию транспортной системы региона
путем обеспечения подъезда к морским портам, важнейшим
транспортным узлам, терминалам и другим объектам транспортной
инфраструктуры.
В первую очередь планируются строительство и реконструкция
участков дорог, имеющих низкую пропускную способность, высокий
уровень загрузки и наибольший индекс доходности (коэффициент
эффективности инвестиций), а также стратегическое значение для
региона и Российской Федерации.
Для обеспечения бесперебойных межрегиональных связей юга
России с государствами Закавказья - Арменией, Грузией и
Азербайджаном предусматривается дальнейшее развитие автомобильной
дороги от магистрали "Кавказ" (г. Беслан) через Нижний Ларс
(Крестовый перевал), Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский перевал) -
проект "Южные ворота".
В Краснодарском крае предусматриваются строительство и
реконструкция участков автодорог Краснодар - Джубга - Сочи,
Павловская - Краснодар, Адлер - Красная Поляна, а также
строительство тоннеля через Шаумяновский перевал, связывающего
столицу Адыгеи - г. Майкоп с черноморским побережьем.
Продолжится развитие автодорожного маршрута Астрахань -
Махачкала по территориям Астраханской области, Республики Калмыкия
и Республики Дагестан, а также строительство мостового перехода
через реку Волга в г. Волгоград.
Другие федеральные дороги будут реконструированы прежде всего
на наиболее нагруженных участках с ликвидацией очагов аварийности.
Для оптимизации движения как транзитных, так и местных
транспортных потоков планируется строительство обходов крупных
населенных пунктов и городов.
Транспортные потоки будут направлены в обход крупных
населенных пунктов - г. г. Ростов-на-Дону, Краснодар, Нальчик,
Сочи и других, что позволит разгрузить перенасыщенные городские
магистрали, оздоровить экологическую обстановку. Финансирование
развития опорной сети федеральных и основных территориальных
автомобильных дорог, обеспечивающих межрегиональные и
международные связи, будет осуществляться за счет средств
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Мероприятия межрегионального значения
В этом разделе предусматривается осуществление мероприятий по
следующим направлениям:
строительство, реконструкция и восстановление гидротехнических
сооружений водохозяйственных систем;
обустройство беженцев и вынужденных переселенцев;
обеспечение занятости населения;
развитие промышленности и производственной инфраструктуры;
развитие агропромышленного комплекса;
развитие малого и среднего предпринимательства;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Строительство, реконструкция и восстановление
гидротехнических сооружений водохозяйственных систем
При прохождении ежегодных паводков (июль-сентябрь) водность
рек, особенно на северном склоне Большого Кавказского хребта,
увеличивается в десятки раз, что приводит к затоплению обширных
территорий и наносит значительный материальный ущерб.
Для снижения негативных последствий указанных паводков
предусматриваются меры по повышению надежности работы существующей
системы противопаводковых сооружений, включая строительство
регулирующих водохранилищ и новых защитных и водопропускных
сооружений.
Обеспечение безопасности населения и хозяйственной
деятельности в условиях повышения уровня Каспийского моря требует
выполнения комплекса работ по переселению населения и выводу
хозяйственных объектов из зон затопления и подтопления, а также по
строительству защитных сооружений для предотвращения затопления и
подтопления прибрежной территории городов, крупных населенных
пунктов и важнейших хозяйственных объектов.
Обеспечение занятости населения и обустройство
беженцев и вынужденных переселенцев
Занятость населения
Поддержка занятости населения является одним из приоритетных
направлений социального развития юга России. В связи с этим особое
внимание уделено социальной эффективности представленных в
Программе инвестиционных проектов. Основными путями сохранения и
создания рабочих мест являются восстановление и развитие
производственного потенциала предприятий региона, его
аграрно-промышленного комплекса, курортно-санаторной сети,
туристических баз и других зон отдыха населения и сопряженных с
ними видов деятельности. При этом широкие возможности для
обеспечения занятости населения предоставляет развитие малых
предприятий, семейного бизнеса и народных промыслов.
Исключительно важная роль в обеспечении населения рабочими
местами принадлежит работам временного характера, включая
общественные работы. Намечено организовать проведение общественных
работ в жилищном и дорожном строительстве, в аграрно-промышленном
комплексе, в газификации, телефонизации и др.
Особое внимание уделяется занятости женщин, молодежи, граждан
с ограниченной трудоспособностью, военнослужащих, уволенных в
запас, повышению качества их подготовки, совершенствованию
подготовки и переподготовки, а также повышению квалификации
специалистов, овладению вторыми и смежными профессиями.
Осуществление намеченных мер обеспечит повышение мобильности
рабочей силы, сокращение негативных процессов на рынке труда,
устойчивый баланс интересов работников, работодателей и органов
государственной власти.
Решение проблем вынужденных переселенцев и беженцев
Предлагаемые проекты и мероприятия направлены на уменьшение
негативных последствий миграционных процессов и обеспечение
социально-политической и экономической стабильности на юге России,
обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения,
вынужденных переселенцев и беженцев.
Главными направлениями деятельности заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации являются осуществление мер
по возвращению граждан на прежнее место жительства и создание
необходимых социально-экономических условий, стимулирующих этот
процесс. В Программе предусмотрено обустройство вынужденных
переселенцев из Чеченской Республики, оставшихся для постоянного
проживания в Республике Ингушетия, строительство
общеобразовательных школ для детей беженцев и вынужденных
переселенцев, обеспечение экологической безопасности проживания
мигрантов.
|