Стр. 1
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N 13/140
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЛАСТНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ И ВОДООТВЕДЕНИЕМ
НА 2002-2006 ГОДЫ"
Московская областная Дума решила:
1. Одобрить проект закона Московской области "Об областной
целевой программе "Обеспечение населения Московской области
качественной питьевой водой и водоотведением на 2002-2006 годы",
представленный Губернатором Московской области Б.В. Громовым
(приложение).
2. Образовать рабочую группу по доработке проекта закона
Московской области "Об областной целевой программе "Обеспечение
населения Московской области качественной питьевой водой и
водоотведением на 2002-2006 годы" из депутатов Московской
областной Думы в следующем составе:
Алексеев В.К. - депутат от избирательного округа N 43
Алексеев С.С. - депутат от избирательного округа N 6
Жук И.Д. - депутат от избирательного округа N 21
Крутова В.З. - депутат от избирательного округа N 17
Литвинов В.В. - депутат от избирательного округа N 49
Лыков П.Е. - депутат от избирательного округа N 46
Щербакова В.Н. - депутат от избирательного округа N 32
3. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В.
направить своих представителей в рабочую группу.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
Председателя Московской областной Думы Жарова А.Е.
Председатель
Московской областной Думы
А.Е. Жаров
Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 27 июня 2001 г. N 13/140
Проект
ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ
И ВОДООТВЕДЕНИЕМ НА 2002-2006 ГОДЫ"
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Обеспечение населения
Московской области качественной питьевой водой и водоотведением на
2002-2006 годы" (приложение).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Приложение
к Закону Московской области
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ И ВОДООТВЕДЕНИЕМ
НА 2002-2006 ГОДЫ"
Паспорт
областной целевой программы
Наименование Программы Обеспечение населения Московской
области качественной питьевой
водой и водоотведением
на 2002-2006 годы
Основание для разработки Постановление Правительства
Программы Московской области от 02.10.2000
N 110/27
Заказчик Программы Министерство жилищно -
коммунального хозяйства, топлива
и энергетики Московской области
Разработчики Программы Министерство жилищно -
коммунального хозяйства, топлива
и энергетики Московской области
Исполнители Программы Министерство жилищно -
коммунального хозяйства, топлива
и энергетики Московской области,
Министерство строительного
комплекса Московской области,
Министерство имущественных
отношений Московской области,
Министерство экологии
и природопользования Московской
области, органы местного
самоуправления муниципальных
образований Московской области,
организации всех форм
собственности, привлекаемые
на конкурсной основе
Цель и задачи Программы Улучшение обеспечения питьевой
водой и водоотведением населения
Московской области, обеспечение
их соответствия требуемым
показателям качества и гарантий
экологической безопасности
производства очистки сточных вод
в системах канализования
на территории Московской области
Основными задачами Программы
являются:
- бесперебойное обеспечение
в необходимом количестве
качественной питьевой водой
населения Московской области;
- приведение показателей качества
очистки сточной жидкости,
поступающей из очистных сооружений
в бассейны рек Московской области,
к требуемым санитарно -
эпидемиологическим нормам,
обеспечение гарантированного
сохранения экологически
безопасного химико -
биологического состава сточной
жидкости;
- создание эффективной системы
управления государственным
имуществом комплексов
водоснабжения и водоотведения
Московской области;
- снижение показателя аварийности
основного жизнеобеспечивающего
оборудования объектов
водоснабжения и водоотведения
Основные мероприятия 1. Внедрение современных методов
Программы управления производством.
2. Проведение реконструкции
и капитального ремонта объектов
водопроводных и очистных
сооружений и прежде всего
аварийных и предаварийных.
3. Строительство и ввод
в эксплуатацию новых сооружений
и сетей водопровода
и канализования и объектов
очистных сооружений с применением
энергосберегающего оборудования,
технологий и материалов.
4. Внедрение технологий
утилизации и переработки
обезвоженного осадка сточных вод.
5. Организация ремонтно -
строительного обеспечения
Объемы и источники Общая стоимость реализации
финансирования Программы в действующих ценах
Программы составляет 27064,245 млн. руб.
В том числе из средств
областного бюджета -
3408,20 млн. руб., собственных
средств муниципальных образований
и средств предприятий -
23656,045 млн. руб.
Объемы финансирования
строительства объектов по годам
реализации Программы подлежат
ежегодному уточнению в пределах
средств, предусматриваемых
бюджетами всех уровней
на капитальные вложения
Сроки реализации 2002-2006 годы
Программы
Ожидаемые конечные Доведение качества питьевой воды
результаты реализации и водоотведения в Московской
Программы области до норм, действующих
стандартов и обеспечение
экологической безопасности
Система организации Контроль за ходом реализации
контроля над реализацией Программы осуществляет
Программы Министерство жилищно -
коммунального хозяйства, топлива
и энергетики Московской области
Приложения Приложение N 1 "Балансовая
стоимость и износ основных фондов
комплексов водоснабжения
и водоотведения Московской
области".
Приложение N 2 "Состояние сетей
водоснабжения и водоотведения".
Приложение N 2а "Перечень
подводных переходов, требующих
водолазного обследования
и капитального ремонта".
Приложение N 3 "Основные
экономические показатели
и мероприятия по строительству
и реконструкции объектов
водоснабжения по муниципальным
образованиям Московской области".
Приложение N 4 "Основные
экономические показатели
и мероприятия по строительству
и реконструкции объектов
водоотведения по муниципальным
образованиям Московской области".
Приложение N 5 "Схема системы
управления".
Приложение N 6 "Программа
по улучшению работы очистных
сооружений городов Московской
области".
Приложение N 7 "Данные
по действующим запасам
и фактическому отбору подземных
вод в Московской области
на 2000 год".
Приложение N 8 "Отклонение
по нормативным показателям
СанПиН 2.1.4.559-96 в процентах
от количества стандартных проб".
Приложение N 9 "Обобщенные
экономические показатели
по строительству и реконструкции
объектов водоснабжения
и водоотведения Московской
области".
Введение
Областная целевая программа "Обеспечение населения Московской
области качественной питьевой водой и водоотведением на 2002-2006
годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом
Московской области "О Концепции, прогнозах и программах социально
- экономического развития Московской области" на основе Концепции
социально - экономического развития Московской области на
1997-2005 годы.
При разработке Программы учтены предложения органов местного
самоуправления муниципальных образований Московской области.
1. Характеристика проблем и обоснование
необходимости их решения
1.1. Водоснабжение
Московская область обеспечивается питьевой водой в основном из
подземных источников. Утвержденные запасы подземных вод
промышленных категорий по Московской области, рекомендованные к
эксплуатации, составляют 5,4 млн. куб. м/сут.
Величина общего водоотбора подземных вод, по данным Геоцентра
г. Москвы, по Московской области составляет 4 млн. куб. м/сут., из
них на нужды населения, коммунально - бытовые потребности, объекты
социального назначения и здравоохранения расходуется около 2,5
млн. куб. м/сут., промышленность и сельское хозяйство расходуют
1,2 млн. куб. м/сут. Среднесуточное потребление питьевой воды на 1
человека в городах составляет 300-350 л, а в сельской местности -
100-120 л. Города Московской области, расположенные в Лесопарковом
защитном поясе г. Москвы, получают недостающее им количество воды
из системы Мосводопровода в объеме 260 тыс. куб. м/сут.
В системе жилищно - коммунального хозяйства Московской области
эксплуатируется 481 водозаборный узел, около 9000 артезианских
скважин, 2 насосно - фильтровальных станции, 31 станция
обезжелезивания воды, 11722 километра водопроводных сетей.
Московская область обеспечена запасами подземных вод в
необходимом количестве, однако их распределение по отдельным
муниципальным образованиям не совпадает с требуемыми объемами
водопотребления. Самыми неблагоприятными по обеспечению питьевой
водой оказались промышленно развитые и густонаселенные
центральный, восточный и южный районы Московской области, на
территории которых водоотбор превышает утвержденные Госкомземом
запасы на 350 тыс. куб. м/сут. Полное покрытие дефицита
потребности в хозяйственно - питьевой воде в восточных и южных
районах Московской области возможно при более широком
использовании потенциальных возможностей Восточной и Южной
водопроводных систем. Длительный отбор подземных вод сверх
утвержденных запасов привел к образованию обширной депрессионной
воронки диаметром около 100 км, значительному понижению
статического уровня воды в скважинах и, как следствие, - к
ухудшению качества воды и недостатку ее для подачи населению.
Особенно это сказывается в центральной части в радиусе 50-60 км
от г. Москвы, где расположены 30 городов Московской области.
В настоящее время большинство сооружений водопровода в
Московской области не в состоянии обеспечить бесперебойную подачу
воды и требуемый уровень ее качества. В результате длительной
эксплуатации указанных объектов и сложного финансового положения
областного и местных бюджетов за последние 10 лет практически не
производился капитально - восстановительный ремонт основных
средств: зданий, сооружений, технологического оборудования и
магистральных сетей. Не выделялись средства на реконструкцию и
строительство сооружений по очистке и улучшению качества питьевой
воды. Вследствие этого износ основных фондов в настоящее время
составил более 50% (приложение N 1). В аварийном и предаварийном
состоянии находится 15% основного оборудования и сетей (приложение
N 2), износ которых составляет порядка 90%. В результате
происходят частые перебои подачи воды, а 35% подаваемой населению
питьевой воды не соответствует требуемым стандартам (приложение N
8).
Основными причинами сложившейся ситуации являются:
- 40% сооружений, оборудования и магистральных сетей выработали
свой технологический ресурс и требуют реконструкции и замены, так
как находятся в эксплуатации свыше 20 лет;
- техногенное загрязнение территории привело к активному
загрязнению артезианских вод в отдельных районах Московской
области, что требует строительства специальных очистных
сооружений;
- отсутствие необходимых средств на проведение работ,
направленных на стабилизацию режима обеспечения водой населения и
улучшение ее качества, а также на эффективное управление
производством в новых экономических условиях.
Основными показателями данных причин являются:
- для восполнения сложившегося дефицита воды в отдельных
регионах Московской области и передачи ее из других районов в
количестве 350 тыс. куб. м/сут. необходимо около 3,2 млрд. руб.
капитальных вложений;
- в 20 городах области необходимо построить сооружения по
очистке воды и накопительные емкости, на что потребуется около 2,0
млрд. руб.;
- порядка 80% предприятий "Водоканала" находятся на грани
банкротства по уровню кредиторской задолженности.
Основные экономические показатели и мероприятия по
муниципальным образованиям Московской области приведены в
приложении N 3.
В связи с этим необходимо осуществление строительства новых
сооружений и сетей водопровода, замена и ремонт технологического
оборудования на существующих сооружениях, строительство сооружений
очистки воды, а также внедрение более эффективных методов
управления.
1.2. Водоотведение
В Московской области сбрасывается в водоемы и на очистные
сооружения около 4,5 млн. кубометров в сутки сточных вод, в том
числе загрязненных около 3 млн. кубометров в сутки.
2,4 млн. кубометров в сутки очищается на очистных сооружениях
Московской области и 600 тыс. кубометров в сутки - на очистных
сооружениях г. Москвы.
Всего эксплуатируется 880 комплексов очистных сооружений, из
них 78 комплексов расположены в городах и крупных поселках
Московской области, 454 канализационные насосные станции, более
8072,1 километров канализационных коллекторов и уличных сетей.
В настоящее время большинство производственных фондов станций
аэрации Московской области не в состоянии обеспечить требуемый
уровень качества очистки сточных вод. В результате длительной
эксплуатации указанных объектов и сложного финансового положения
областного и местных бюджетов за последние 10 лет практически не
производился капитально - восстановительный ремонт основных
средств: зданий, сооружений, передаточных устройств и
технологического оборудования. На настоящий момент износ
составляет более 50% (приложение N 1). В аварийном или
предаварийном состоянии находится 20% основного оборудования
(приложение N 2), износ которого составляет около 100%. В
некоторых городах, таких как Клин, Шатура, Зарайск, Поварово,
Кашира, Краснознаменск, Домодедово, Луховицы, п. Уваровка
Можайского района, очистные сооружения работают
неудовлетворительно из-за перегрузки по объему стоков. В
результате осветленная вода, поступающая из системы очистных
сооружений в естественные водоемы, не удовлетворяет предъявляемым
требованиям: практически по всем показателям концентрация в этой
воде вредных веществ превышает установленные санитарные нормы.
Самым серьезным и трудноразрешаемым вопросом в очистке сточных
вод является проблема переработки и утилизации обезвоженного
осадка. В связи с наличием в сточных водах большинства городов и
районов Московской области солей тяжелых металлов и других вредных
веществ использование осадка в народном хозяйстве практически
невозможно. По этой причине в настоящее время на иловых площадках
очистных сооружений области накопилось более 4 миллионов
кубических метров осадка.
Основными причинами сложившейся ситуации являются:
- 60% объектов очистных сооружений выработали свой
технологический ресурс и требуют реконструкции, так как находятся
в эксплуатации в среднем свыше 20 лет;
- объем подлежащих очистке сточных вод достиг предельного
уровня производительности станций аэрации;
- целый ряд комплексов работает ненормативно из-за отсутствия
сооружений по доочистке, обработке и утилизации осадков сточных
вод;
- наиболее важной причиной сложившейся ситуации является
отсутствие необходимых денежных средств на проведение мероприятий
по улучшению работы очистных сооружений, а также неэффективное
управление производством в новых экономических условиях.
Основными показателями данных причин являются:
- сложившийся дефицит мощности очистных сооружений Московской
области составляет 110 тыс. куб. м в сутки, что требует на
расширение (новое строительство) очистных сооружений более 2,5
млрд. рублей;
- 100% очистных сооружений требуют капитального ремонта и
реконструкции, что оценивается в 12,798 млрд. рублей вложений
(приложение N 6);
- на территории Московской области скопилось свыше 5 млн. тонн
осадка сточных вод, из них вывозится и используется не более 10%.
2,25 млрд. рублей необходимо для строительства сооружений
доочистки и обработки осадка и выполнения мероприятий по его
утилизации и депонированию;
- порядка 80% предприятий по уровню кредиторской задолженности
находятся на грани банкротства.
Основные экономические показатели и мероприятия по
муниципальным образованиям Московской области приведены в
приложениях N 4 и 6.
В связи с этим необходимо проведение строительства новых
очистных сооружений, реконструкции существующих и введение новых
технологий, а также строительства сооружений глубокой доочистки
(от биогенных элементов) и внедрение более прогрессивных методов
управления производством.
1.3. Ремонтно - строительное обеспечение
В настоящее время в Московской области эксплуатируется около
9000 артезианских скважин, 2 насосно - фильтровальные станции, 31
станция обезжелезивания воды и 454 канализационные насосные
станции.
Статистика показывает, что ежегодно выходит из строя около 40%
насосного оборудования. Стоимость его замены на новое составляет
216 млн. руб., а стоимость ремонта - 135 млн. руб. Кроме того, для
выполнения ремонтных работ необходима оснастка (существующая
служит более 5 лет и практически изношена), изготовление которой
неосуществимо в условиях предприятий из-за практически
стопроцентной изношенности их станочного парка. Учитывая
неудовлетворительное финансовое состояние не только большинства
предприятий водоснабжения и водоотведения, но и муниципальных
образований, проведение ремонтно - восстановительных работ на
данном оборудовании не представляется возможным. Аналогичная
ситуация сложилась и с водопроводными и канализационными сетями,
общая численность которых в целом по области составляет около 20
тыс. км, а требует замены порядка 4 тыс. км.
Выход из данного положения предприятия находят посредством
привлечения различных структур, которые зачастую являются не
специализированными, не имеют достаточного опыта работы и
поставляют в большинстве своем несертифицированную продукцию
(услуги).
В связи с этим необходимо коренное изменение системы
ремонтно - строительного обеспечения объектов водоснабжения и
водоотведения путем создания новых и оздоровления существующих
специализированных организаций областного подчинения с их
финансированием из областного и местных бюджетов муниципальных
образований Московской области.
1.4. Управление производством
В Московской области комплексы водоснабжения и водоотведения
эксплуатируют 144 предприятия. Анализ их финансово - экономической
и технологической деятельности показал, что управление
производством водоснабжения и водоотведения находится в
неудовлетворительном состоянии, о чем свидетельствуют его
результаты:
- порядка 80% предприятий по уровню кредиторской задолженности
находятся на грани банкротства;
- уровень оплаты оказанных услуг потребителями составляет
30-40% от предъявленной по счетам суммы, срок дебиторской
задолженности исчисляется десятками лет, а ее размер в 10 и более
раз превышает планируемый годовой объем платежей за оказанные
услуги;
- ремонтно - восстановительные работы проводятся на 15%
оборудования;
- задержка в выплате заработной платы достигает нескольких
месяцев.
Основными причинами сложившейся ситуации являются:
- несовершенство нормативно - правовой базы по эксплуатации,
строительству, реконструкции и модернизации комплексов
водоснабжения и водоотведения, порядку и правилам оказания услуг
потребителям;
- низкий уровень организационного, финансового, информационного
и технологического обеспечения эксплуатации, строительства,
реконструкции и модернизации комплексов водоснабжения и
водоотведения;
- экономически необоснованные тарифная и нормативная политика,
проводимые органами местного самоуправления Московской области;
- низкий уровень платежеспособности потребителей услуг,
особенно федерального подчинения, и зачастую нежелание оплачивать
услуги потребителем поставщику, которые оба подчинены одному
вышестоящему муниципальному органу.
Так, в Московской области имеются предприятия водоснабжения и
водоотведения, которые в своем составе имеют централизованные
системы коммунального водоснабжения и коммунальной канализации, и
предприятия, имеющие лишь централизованную систему коммунального
водоснабжения, пользуясь при этом услугами централизованной
системы коммунальной канализации другого предприятия. В то же
время Правилами пользования системами коммунального водоснабжения
и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.02.99 N 167, не регламентирована данная
ситуация, из-за чего в настоящее время возникают большие трудности
во взаимоотношениях не только между предприятиями водоснабжения и
водоотведения, но и между муниципальными образованиями.
Экономическая необоснованность тарифной и нормативной политики
подтверждается тем, что 70% предприятий работают с отрицательным
финансовым результатом, оказывая услуги ниже себестоимости. Это
ведет к увеличению в геометрической прогрессии кредиторской
задолженности и, самое главное, к нарушению налогового
законодательства и недополучению средств в местный, областной и
федеральный бюджеты, а также во внебюджетные фонды.
Недостаточное же финансирование ремонтно - восстановнтельных
работ, учитывая, что комплексы водоснабжения и водоотведения
относятся к стратегическим объектам, может привести к непоправимым
последствиям и в конечном итоге к экологической катастрофе.
Все что подтверждает необходимость коренного изменения системы
управления предприятий водоснабжения и водоотведения, вплоть до
реорганизации их организационно - правовых форм.
2. Цель Программы
В системе жилищно - коммунального хозяйства Московской области
эксплуатируется 481 водозаборный узел, около 9000 артезианских
скважин, 2 насосно - фильтровальные станции, 31 станция
обезжелезивания воды, 11722 километра водопроводных сетей, 880
комплексов очистных сооружений, 454 канализационные насосные
станции, 8072,1 км канализационных коллекторов и уличных сетей. В
настоящее время большинство комплексов водоснабжения и
водоотведения в Московской области не в состоянии обеспечить
требуемый уровень качества подаваемой питьевой воды и очистки
сточных вод, так как износ их основных фондов составляет более
50%, а в аварийном и предаварийном состоянии находится 20,4%
водопроводных и 15,3% канализационных сетей.
Целью Программы является улучшение обеспечения населения
питьевой водой и водоотведением в городах и районах Московской
области и доведение их качества до соответствия утвержденным
стандартам. А также обеспечение гарантий экологической
безопасности при оказании услуг по подаче питьевой воды населению
и очистке сточных вод за счет строительства новых сооружений,
модернизации и реконструкции существующих объектов водоснабжения и
водоотведения.
3. Мероприятия, предусмотренные Программой
На основе проведенного анализа технического состояния
комплексов водоснабжения и водоотведения на территории Московской
области, оценки хозяйственной деятельности, финансово -
экономического состояния эксплуатирующих их предприятий, прогнозов
развития водопроводно - канализационных систем, методов и средств
водоподготовки и очистки сточных вод определены следующие
мероприятия по реализации Программы:
1. Совершенствование системы управления производством:
- разработка нормативно - правовой базы по эксплуатации,
строительству, реконструкции и модернизации комплексов
водоснабжения и водоотведения, порядку и правилам оказания услуг
потребителям;
- организационное, финансовое, информационное и технологическое
обеспечение эксплуатации, строительства, реконструкции и
модернизации комплексов водоснабжения и водоотведения;
- организация подготовки и переподготовки кадров;
- создание централизованной автоматизированной системы
управления комплексами водоснабжения и водоотведения в масштабах
Московской области;
- инвентаризация аварийных и предаварийных объектов
водоснабжения и водоотведения;
- разработка методической базы формирования тарифов и
нормативов на отпуск питьевой воды и услуги по очистке сточных
вод;
- разработка экономически обоснованных тарифов и нормативов на
отпуск питьевой воды и услуги по очистке сточных вод для
потребителей целого ряда городов и районов с утверждением их в
порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
- перевод наиболее важных объектов водоснабжения и
водоотведения из муниципальной собственности в областную;
- создание межрегиональной производственной системы управления
по схеме, приведенной в приложении N 5;
- организация централизованного, целенаправленного
финансирования строительства и реконструкции объектов, контроля за
использованием средств, предусмотрев целевое финансирование работ
по строительству новых и реконструкции существующих комплексов
водоснабжения и водоотведения из областного бюджета с привлечением
собственных средств муниципальных образований Московской области;
- организация централизованного материально - технического
обеспечения эксплуатации комплексов водоснабжения и водоотведения,
создание аварийного запаса оборудования и запасных частей;
- централизация потоков денежных средств, полученных за
оказанные услуги и введение лимитной системы их распределения;
- осуществление мероприятий по взысканию дебиторской
задолженности с организаций - должников и прежде всего
муниципального, областного и федерального подчинения.
2. Проведение реконструкции действующих сооружений водопровода:
- реконструкция зданий 2-го подъема, устройство дополнительных
емкостей;
- тампонаж изношенных и бурение новых скважин;
- применение энергосберегающего оборудования, технологий и
материалов;
- устройство вентиляционных систем резервуаров, замена
подъемных механизмов;
- восстановление и ремонт ограждений зон санитарной охраны,
благоустройство территорий объектов;
- ремонт и устройство пускорегулирующей автоматики и аварийной
сигнализации.
3. Проведение строительства новых объектов водоснабжения:
- бурение артезианских скважин, строительство станций 2-го
подъема воды, строительство накопительных резервуаров,
строительство станций очистки и сооружений обеззараживания воды;
- применение энергосберегающего оборудования, технологий и
материалов;
- установка локальных систем водоочистки в школах, дошкольных
учреждениях, жилых домах, зданиях гражданского назначения;
- строительство административных зданий, гаражей и ремонтно -
механических мастерских;
- строительство коммуникаций (водопровод, канализация,
электросети), дорог и площадок, благоустройство территорий;
- строительство станций подкачки воды.
4. Проведение реконструкции действующих объектов очистных
сооружений:
- реконструкция объектов механической и биологической очистки,
в том числе: зданий решеток, песколовок, насосных станций
перекачки стоков, первичных отстойников, насосных станций сырого
осадка, аэротенков, насосных станций перекачки очищенных стоков;
- реконструкция объектов механического обезвоживания и
обработки осадка, в том числе: зданий цехов механического
обезвоживания, складов реагентов, метантенков, уплотнителей
сброженного осадка, зданий барабанных сеток и фильтров;
- реконструкция коммуникаций, капитальный ремонт дорог,
благоустройство территорий;
- строительство насосных станций подкачки воды,
осадкоуплотнителей и биореакторов;
- строительство объектов доочистки с угольными и ионообменными
фильтрами;
- применение энергосберегающего оборудования, технологий и
материалов.
5. Проведение строительства новых очистных сооружений:
- строительство объектов механической очистки: зданий решеток с
административно - бытовыми помещениями и насосными станциями
сырого осадка;
- строительство объектов биологической очистки и обработки
осадка: насосных станций перекачки возвратного ила, зданий
воздуходувок, зданий цехов механического обезвоживания, зданий
складов реагентов и насосных станций иловой воды;
- строительство объектов доочистки, обеззараживания и
дезинфекции: зданий хлораторных, станций обеззараживания, насосных
станций перекачки промывных вод, насосных станций перекачки стоков
на доочистку;
- применение энергосберегающего оборудования, технологий и
материалов;
- строительство объектов административно - хозяйственного
назначения: административных зданий, гаражей, зданий ремонтно -
механических мастерских;
- строительство коммуникаций (водопровод, канализация, тепло- и
электроснабжение), дорог и площадок, благоустройство территорий.
6. Утилизация осадка:
- внедрение безотходных технологий, установка на объектах
оборудования по переработке осадка (изготовление строительных
материалов, топливных брикетов, дорожных покрытий и т.п.).
7. Ремонтно - строительное обеспечение:
- организация централизованного обеспечения предприятий
водоснабжения и водоотведения материально - техническими
ресурсами, в том числе создание аварийного запаса оборудования и
запасных частей, для проведения ремонтно - восстановительных
работ;
- организация региональных ремонтно - строительных баз
областного подчинения для оказания услуг по проведению
специализированных работ;
- строительство завода по производству пластиковых
стеклоармированных труб различного диаметра путем реализации
инвестиционного проекта с долей участия Московской области.
В качестве приоритетных являются следующие мероприятия
Программы:
- внедрение современных методов управления производством;
- проведение реконструкции и капитального ремонта объектов
водопроводных и очистных сооружений и прежде всего аварийных и
предаварийных;
- строительство и ввод в эксплуатацию новых сооружений и сетей
водопровода и объектов очистных сооружений;
- внедрение технологий утилизации и переработки обезвоженного
осадка.
4. Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы
Программные мероприятия рассчитаны на среднесрочную перспективу
- 5 лет без выделения промежуточных этапов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- обеспечить бесперебойное и в необходимом количестве снабжение
питьевой водой населения Московской области и довести качество
подаваемой воды до норм действующих стандартов;
- привести показатели качества осветленной воды, поступающей из
систем аэрации очистных сооружений в бассейны рек Московской
области, к требуемым санитарно - эпидемиологическим нормам,
обеспечить гарантированное сохранение экологически безопасного
химико - биологического состава осветленной воды;
- достичь минимального показателя аварийности основного
жизнеобеспечивающего оборудования объектов водоснабжения и
водоотведения;
- ввести экономически обоснованные тарифы и нормативы на отпуск
питьевой воды и услуги по очистке сточных вод для потребителей
городов и районов, утвержденные в порядке, определенном
законодательством Российской Федерации;
- обеспечить эффективное управление государственным имуществом
комплексов водоснабжения и водоотведения Московской области,
восстановить платежеспособность и платежную дисциплину,
стабилизировать налоговые платежи предприятий, эксплуатирующих
объекты водоснабжения и водоотведения.
Основные результаты выполнения мероприятий Программы будут
представляться в форме ежегодных отчетов исполнителей заказчику
Программы.
5. Финансовое обеспечение Программы
Общая стоимость реализации Программы в действующих ценах
составляет 27064,245 млн. руб., которая по годам реализации
распределена следующим образом: 2002 г. - 5585,935 млн. руб., 2003
г. - 5721,434 млн. руб., 2004 г. - 5560,016 млн. руб., 2005 г. -
5145,465 млн. руб., 2006 г. - 4896,395 млн. руб.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет:
а) средств областного бюджета - 3408,20 млн. руб.;
б) собственных средств муниципальных образований и средств
предприятий - 23656,045 млн. руб.
Обобщенные экономические показатели приведены в приложении N 9.
Объемы финансирования строительства объектов подлежат
ежегодному уточнению в пределах средств, предусматриваемых
бюджетами всех уровней на капитальные вложения.
Финансирование мероприятий Программы производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством Московской области на договорной основе
посредством выделения денежных средств предприятиям.
Контроль за использованием денежных средств, направляемых на
реализацию мероприятий Программы, осуществляет Министерство
жилищно - коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской
области, которое проводит согласование и утверждение
инвестиционных и подрядных договоров, размеры финансирования,
схемы и порядок проведения взаиморасчетов, а также участвует в
конкурсе подрядных организаций, привлекаемых для реализации
мероприятий, и их согласовании.
6. Участники Программы
Участниками Программы являются:
- Министерство жилищно - коммунального хозяйства, топлива и
энергетики Московской области;
- Министерство экономики Московской области;
- Министерство строительного комплекса Московской области;
- Министерство имущественных отношений Московской области;
- Министерство финансов Московской области;
- Министерство экологии и природопользования Московской
области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований
Московской области;
- организации всех форм собственности, имеющие лицензии на
право ведения проектно - изыскательской, проектно - строительной,
ремонтно - эксплуатационной и другой деятельности, связанной с
реализацией Программы, привлекаемые на конкурсной основе.
7. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство
жилищно - коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской
области, Министерство экономики Московской области и Министерство
экологии и природопользования Московской области.
Приложение N 1
к Областной целевой программе
БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ И ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
КОМПЛЕКСОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
----T------------------------T---------------------------T---------------------------¬
¦N ¦Наименование городов ¦Комплексы водоотведения ¦Комплексы водоснабжения ¦
¦п/п¦и районов Московской +---------T---------T-------+---------T---------T-------+
¦ ¦области ¦Стоимость¦Износ ¦% ¦Стоимость¦Износ ¦% ¦
¦ ¦ ¦ОФ, ¦ОФ, ¦износа ¦ОФ, ¦ОФ, ¦износа ¦
¦ ¦ ¦тыс. руб.¦тыс. руб.¦ ¦тыс. руб.¦тыс. руб.¦ ¦
|