Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
18.10.2017
USD
57.34
EUR
67.46
CNY
8.67
JPY
0.51
GBP
76.15
TRY
15.68
PLN
15.95
 

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.07.2001 N 137/2001-ОЗ ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДООТВЕДЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2006 ГОДЫ" (ПРИНЯТ РЕШЕНИЕМ МОСОБЛДУМЫ ОТ 11.07.2001 N 12/142)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

   26 июля 2001 года N 137/2001-ОЗ
   ___________________________________________________________________
   
                                                                Принят
                                                              решением
                                             Московской областной Думы
                                                  от 11 июля 2001 года
                                                              N 12/142
   
                                 ЗАКОН
                          МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                                   
         ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
        КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДООТВЕДЕНИЯ
                В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2006 ГОДЫ"
                                   
                          (в ред. Законов МО
             от 01.04.2002 N 16/2002-ОЗ (ред. 14.11.2002),
             от 01.02.2003 N 14/2003-ОЗ (ред. 27.07.2004),
                      от 10.07.2003 N 83/2003-ОЗ,
             от 21.03.2004 N 43/2004-ОЗ (ред. 04.08.2004),
       от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ, от 24.06.2005 N 151/2005-ОЗ,
                     от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
   
       Статья 1
   
       Утвердить  областную  целевую программу "Обеспечение  населения
   качественной   питьевой   водой  и  обеспечение   водоотведения   в
   Московской области на 2002-2006 годы" (приложение).
   
       Статья 2
   
       Настоящий Закон Московской области вступает в силу со  дня  его
   официального опубликования.
   
                                         Губернатор Московской области
                                                           Б.В. Громов
   26 июля 2001 года
   N 137/2001-ОЗ
   
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                           к Закону Московской области
                                      от 26 июля 2001 г. N 137/2001-ОЗ
   
                      ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                  "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ
              ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДООТВЕДЕНИЯ
                В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2006 ГОДЫ"
                                   
                          (в ред. Законов МО
             от 01.04.2002 N 16/2002-ОЗ (ред. 14.11.2002),
             от 01.02.2003 N 14/2003-ОЗ (ред. 27.07.2004),
                      от 10.07.2003 N 83/2003-ОЗ,
             от 21.03.2004 N 43/2004-ОЗ (ред. 04.08.2004),
       от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ, от 24.06.2005 N 151/2005-ОЗ,
                     от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
   
                                Паспорт
                      Областной целевой программы
   
   --------------------------T---------------------------------------¬
   ¦Наименование Программы   ¦Областная целевая программа            ¦
   ¦                         ¦"Обеспечение населения качественной    ¦
   ¦                         ¦питьевой водой и обеспечение           ¦
   ¦                         ¦водоотведения в Московской области     ¦
   ¦                         ¦на 2002-2006 годы" (далее - Программа) ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦Основание для разработки ¦Закон Московской области N 11/96-ОЗ    ¦
   ¦Программы                ¦"О Концепции, прогнозах и              ¦
   ¦                         ¦государственных программах социально-  ¦
   ¦                         ¦экономического развития Московской     ¦
   ¦                         ¦области" (в редакции Закона Московской ¦
   ¦                         ¦области N 47/99-ОЗ), постановление     ¦
   ¦                         ¦Правительства Московской области       ¦
   ¦                         ¦от 02.10.2000 N 110/27 "О разработке   ¦
   ¦                         ¦проекта областной целевой программы    ¦
   ¦                         ¦"Обеспечение населения Московской      ¦
   ¦                         ¦области качественной питьевой водой    ¦
   ¦                         ¦и вододоотведением на 2000-2005 годы"  ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦Государственный заказчик ¦Министерство жилищно-коммунального     ¦
   ¦Программы                ¦хозяйства Московской области           ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(в ред. Законов МО от 10.07.2003 N 83/2003-ОЗ, от 04.08.2004     ¦
   ¦N 116/2004-ОЗ)                                                   ¦
   +-------------------------T---------------------------------------+
   ¦Разработчик Программы    ¦Министерство жилищно-коммунального     ¦
   ¦                         ¦хозяйства Московской области           ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(в ред. Закона МО от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ)                   ¦
   +-------------------------T---------------------------------------+
   ¦Исполнители Программы    ¦Министерство жилищно-коммунального     ¦
   ¦                         ¦хозяйства Московской области,          ¦
   ¦                         ¦Министерство строительного комплекса   ¦
   ¦                         ¦Московской области, Министерство       ¦
   ¦                         ¦экономики Московской области,          ¦
   ¦                         ¦Министерство финансов Московской       ¦
   ¦                         ¦области,                               ¦
   ¦                         ¦Министерство имущественных отношений   ¦
   ¦                         ¦Московской области, Министерство       ¦
   ¦                         ¦экологии и природопользования          ¦
   ¦                         ¦Московской области, органы местного    ¦
   ¦                         ¦самоуправления муниципальных           ¦
   ¦                         ¦образований Московской области,        ¦
   ¦                         ¦организации, привлекаемые на конкурсной¦
   ¦                         ¦основе, независимо от форм             ¦
   ¦                         ¦собственности, имеющие лицензии        ¦
   ¦                         ¦на право ведения проектно-             ¦
   ¦                         ¦изыскательской, проектно-              ¦
   ¦                         ¦строительной, ремонтно-                ¦
   ¦                         ¦эксплуатационной и другой деятельности,¦
   ¦                         ¦связанной с реализацией Программы      ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(в ред. Закона МО от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ)                   ¦
   +-------------------------T---------------------------------------+
   ¦Цели и задачи Программы  ¦Улучшение обеспечения качественной     ¦
   ¦                         ¦питьевой водой и бесперебойная подача  ¦
   ¦                         ¦ее населению Московской области,       ¦
   ¦                         ¦обеспечение соответствия требуемым     ¦
   ¦                         ¦показателям качества и гарантий        ¦
   ¦                         ¦экологической безопасности производства¦
   ¦                         ¦очистки сточных вод в системах         ¦
   ¦                         ¦канализации на территории Московской   ¦
   ¦                         ¦области.                               ¦
   ¦                         ¦Основными задачами Программы являются: ¦
   ¦                         ¦- бесперебойное обеспечение            ¦
   ¦                         ¦в необходимом количестве качественной  ¦
   ¦                         ¦питьевой водой населения Московской    ¦
   ¦                         ¦области;                               ¦
   ¦                         ¦- приведение показателей качества      ¦
   ¦                         ¦очистки сточной жидкости, поступающей  ¦
   ¦                         ¦из очистных сооружений в бассейны рек  ¦
   ¦                         ¦Московской области, к требуемым        ¦
   ¦                         ¦санитарно-эпидемиологическим нормам,   ¦
   ¦                         ¦обеспечение гарантированного сохранения¦
   ¦                         ¦экологически безопасного               ¦
   ¦                         ¦химико-биологического состава сточной  ¦
   ¦                         ¦жидкости;                              ¦
   ¦                         ¦- снижение показателей аварийности     ¦
   ¦                         ¦на объектах водоснабжения              ¦
   ¦                         ¦и водоотведения;                       ¦
   ¦                         ¦- создание эффективной системы         ¦
   ¦                         ¦ресурсосбережения и экономного         ¦
   ¦                         ¦водопотребления;                       ¦
   ¦                         ¦- обеспечение бесперебойной работы     ¦
   ¦                         ¦очистных сооружений и очистки сточных  ¦
   ¦                         ¦вод на территории Московской области   ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦Основные мероприятия     ¦1. Внедрение современных методов       ¦
   ¦Программы                ¦управления производством.              ¦
   ¦                         ¦2. Проведение реконструкции            ¦
   ¦                         ¦и капитального ремонта объектов        ¦
   ¦                         ¦водопроводных и очистных сооружений.   ¦
   ¦                         ¦3. Строительство водозаборных          ¦
   ¦                         ¦сооружений, водопроводных сетей,       ¦
   ¦                         ¦очистных сооружений и сетей            ¦
   ¦                         ¦водоотведения с применением            ¦
   ¦                         ¦энергосберегающего оборудования и новых¦
   ¦                         ¦технологий и материалов. Внедрение     ¦
   ¦                         ¦современных методов подготовки         ¦
   ¦                         ¦и очистки питьевых вод. Внедрение      ¦
   ¦                         ¦современных устройств и оборудования   ¦
   ¦                         ¦для обеспечения контроля               ¦
   ¦                         ¦водопотребления и предотвращения       ¦
   ¦                         ¦нерационального расходования водных    ¦
   ¦                         ¦ресурсов.                              ¦
   ¦                         ¦4. Внедрение технологий утилизации     ¦
   ¦                         ¦и переработки обезвоженного осадка     ¦
   ¦                         ¦сточных вод.                           ¦
   ¦                         ¦5. Организация ремонтно-строительного  ¦
   ¦                         ¦обеспечения                            ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦Объемы и источники       ¦Общая стоимость реализации Программы   ¦
   ¦финансирования Программы ¦в действующих ценах составляет         ¦
   ¦                         ¦23,851282 млрд. руб.                   ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)                   ¦
   +-------------------------T---------------------------------------+
   ¦                         ¦В том числе за счет:                   ¦
   ¦                         ¦- средств федерального бюджета -       ¦
   ¦                         ¦1,05 млрд. руб.;                       ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)                   ¦
   +-------------------------T---------------------------------------+
   ¦                         ¦- средств областного бюджета -         ¦
   ¦                         ¦1,558982 млрд. руб.;                   ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)                   ¦
   +-------------------------T---------------------------------------+
   ¦                         ¦- средств муниципальных образований    ¦
   ¦                         ¦21,1 млрд. руб., в том числе           ¦
   ¦                         ¦за счет средств предприятий -          ¦
   ¦                         ¦8,04 млрд. руб.;                       ¦
   ¦                         ¦- за счет средств инвесторов -         ¦
   ¦                         ¦1,2 млрд. руб.;                        ¦
   ¦                         ¦- иных внебюджетных источников -       ¦
   ¦                         ¦0,142300 млрд. руб.                    ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(абзац введен Законом МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)            ¦
   +-------------------------T---------------------------------------+
   ¦                         ¦Объемы финансирования строительства    ¦
   ¦                         ¦объектов по годам реализации Программы ¦
   ¦                         ¦подлежат ежегодному уточнению          ¦
   ¦                         ¦в пределах средств, предусматриваемых  ¦
   ¦                         ¦бюджетами всех уровней на капитальные  ¦
   ¦                         ¦вложения                               ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦Сроки реализации         ¦Программа реализуется в течение        ¦
   ¦Программы                ¦2002-2006 годов                        ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦Ожидаемые конечные       ¦Обеспечение населения качественной     ¦
   ¦результаты               ¦питьевой водой и обеспечение           ¦
   ¦реализации Программы     ¦водоотведения на территории Московской ¦
   ¦                         ¦области                                ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦Организация контроля над ¦Контроль за реализацией Программы      ¦
   ¦реализацией Программы    ¦осуществляется Правительством          ¦
   ¦                         ¦Московской области и Московской        ¦
   ¦                         ¦областной Думой в порядке,             ¦
   ¦                         ¦установленном законодательством        ¦
   ¦                         ¦Российской Федерации                   ¦
   ¦                         ¦и законодательством Московской области ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦Приложения               ¦Приложение 1 "Балансовая стоимость     ¦
   ¦                         ¦и износ основных фондов комплексов     ¦
   ¦                         ¦водоснабжения и водоотведения          ¦
   ¦                         ¦Московской области".                   ¦
   ¦                         ¦Приложение 2 "Состояние сетей          ¦
   ¦                         ¦водоснабжения и водоотведения".        ¦
   ¦                         ¦Приложение 2а "Перечень подводных      ¦
   ¦                         ¦переходов (дюкеров), требующих         ¦
   ¦                         ¦водолазного обследования и капитального¦
   ¦                         ¦ремонта".                              ¦
   ¦                         ¦Приложение 3 "Основные экономические   ¦
   ¦                         ¦показатели и мероприятия               ¦
   ¦                         ¦по строительству и реконструкции       ¦
   ¦                         ¦объектов водоснабжения по муниципальным¦
   ¦                         ¦образованиям Московской области".      ¦
   ¦                         ¦Приложение 4 "Основные экономические   ¦
   ¦                         ¦показатели и мероприятия               ¦
   ¦                         ¦по строительству и реконструкции       ¦
   ¦                         ¦объектов водоотведения по муниципальным¦
   ¦                         ¦образованиям Московской области".      ¦
   ¦                         ¦Приложение 5 "Распределение бюджетных  ¦
   ¦                         ¦и внебюджетных источников (средства    ¦
   ¦                         ¦предприятий и инвесторов)              ¦
   ¦                         ¦финансирования Программы               ¦
   ¦                         ¦по муниципальным образованиям          ¦
   ¦                         ¦Московской области на 2002-2006 годы". ¦
   ¦                         ¦Приложение 6 "Мероприятия по улучшению ¦
   ¦                         ¦работы очистных сооружений в Московской¦
   ¦                         ¦области".                              ¦
   ¦                         ¦Приложение 7 "Данные по действующим    ¦
   ¦                         ¦запасам и фактическому отбору подземных¦
   ¦                         ¦вод в Московской области на 2000 год". ¦
   ¦                         ¦Приложение 8 "Отклонение по нормативным¦
   ¦                         ¦показателям СанПиН 2.1.4.559-96        ¦
   ¦                         ¦в процентах от количества стандартных  ¦
   ¦                         ¦проб"                                  ¦
   ¦                         ¦Приложение 9 "Перечень мероприятий по  ¦
   ¦                         ¦предложениям (наказам) избирателей на  ¦
   ¦                         ¦2002 год"                              ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(абзац введен Законом МО от 01.04.2002 N 16/2002-ОЗ)             ¦
   +-------------------------T---------------------------------------+
   ¦                         ¦Приложение 10 "Перечень мероприятий по ¦
   ¦                         ¦предложениям (наказам) избирателей на  ¦
   ¦                         ¦2003 год"                              ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(абзац введен Законом МО от 01.02.2003 N 14/2003-ОЗ)             ¦
   +-------------------------T---------------------------------------+
   ¦                         ¦Приложение 12 "Перечень мероприятий    ¦
   ¦                         ¦по предложениям (наказам) избирателей  ¦
   ¦                         ¦на 2004 год"                           ¦
   +-------------------------+---------------------------------------+
   ¦(абзац введен Законом МО от 21.03.2004 N 43/2004-ОЗ)             ¦
   L------------------------------------------------------------------
   
                               Введение
   
       Областная целевая программа "Обеспечение населения качественной
   питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области  на
   2002-2006  годы"  разработана в соответствии с  Законом  Московской
   области   "О   Концепции,   прогнозах   и   программах   социально-
   экономического развития Московской области".
       При  разработке  Программы учтены предложения органов  местного
   самоуправления муниципальных образований Московской области.
   
                1. Характеристика проблем и обоснование
                       необходимости их решения
   
                          1.1. Водоснабжение
   
       Московская область обеспечивается питьевой водой в основном  из
   подземных    источников.   Утвержденные   запасы   подземных    вод
   промышленных  категорий  по Московской области,  рекомендованные  к
   эксплуатации, составляют 5,4 млн. куб. м/сут.
       Величина  общего водоотбора подземных вод, по данным  Геоцентра
   г.  Москвы, по Московской области составляет 4 млн. куб. м/сут., из
   них  на  нужды населения, коммунально-бытовые потребности,  объекты
   социального  назначения  и здравоохранения  расходуется  около  2,5
   млн.  куб.  м/сут.,  промышленность и сельское хозяйство  расходуют
   1,2 млн. куб. м/сут. Среднесуточное потребление питьевой воды на  1
   человека  в городах составляет 300-350 л, а в сельской местности  -
   100-120  л. Города Московской области, расположенные в лесопарковом
   защитном  поясе г. Москвы, получают недостающее им количество  воды
   из системы Мосводопровода в объеме 260 тыс. куб. м/сут.
       В  системе  жилищно-коммунального хозяйства Московской  области
   эксплуатируются  481  водозаборный узел,  около  9000  артезианских
   скважин,    2    насосно-фильтровальных   станции,    31    станция
   обезжелезивания воды, 11722 километра водопроводных сетей.
       Московская   область  обеспечена  запасами  подземных   вод   в
   необходимом  количестве,  однако  их  распределение  по   отдельным
   муниципальным  образованиям  не  совпадает  с  требуемыми  объемами
   водопотребления.  Самыми неблагоприятными по  обеспечению  питьевой
   водой  оказались  промышленно развитые и густонаселенные  районы  и
   города,  расположенные  в  центральной, восточной  и  южной  частях
   Московской  области,  на  территории  которых  водоотбор  превышает
   утвержденные Госкомземом запасы на 350 тыс. куб. м/сут.  Длительный
   отбор   подземных   вод  сверх  утвержденных   запасов   привел   к
   образованию обширной депрессионной воронки диаметром около 100  км,
   значительному  понижению статического уровня воды  в  скважинах  и,
   как  следствие, ухудшению качества воды и недостатку ее для  подачи
   населению. Особенно это сказывается в Центральной части  в  радиусе
   50-60  км  от  г.  Москвы, где расположены  30  городов  Московской
   области.
       В   настоящее   время  большинство  сооружений  водопровода   в
   Московской  области не в состоянии обеспечить бесперебойную  подачу
   воды  и  требуемый  уровень ее качества.  В  результате  длительной
   эксплуатации  указанных объектов и сложного  финансового  положения
   областного  и  местных бюджетов за последние 10 лет практически  не
   производился капитально-восстановительный ремонт основных  средств:
   зданий,  сооружений, технологического оборудования и  магистральных
   сетей.  Не  выделялись  средства на реконструкцию  и  строительство
   сооружений   по   очистке  и  улучшению  качества  питьевой   воды.
   Вследствие  этого износ основных фондов в настоящее время  составил
   более  50%  (приложение  1). В аварийном и предаварийном  состоянии
   находится 15% основного оборудования и сетей (приложение 2),  износ
   которых  составляет  порядка  90%. В результате  происходят  частые
   перебои  подачи воды, а 35% подаваемой населению питьевой  воды  не
   соответствует требуемым стандартам (приложение 8).
       Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:
       - 40% сооружений, оборудования и магистральных сетей выработали
   свой  технологический ресурс и требуют реконструкции и замены,  так
   как находятся в эксплуатации свыше 20 лет;
       -   техногенное  загрязнение  территории  привело  к  активному
   загрязнению   артезианских  вод  в  отдельных  районах   Московской
   области,    что   требует   строительства   специальных    очистных
   сооружений;
       -   отсутствуют  необходимые  средства  на  проведение   работ,
   направленных на стабилизацию режима обеспечения водой  населения  и
   улучшение   ее   качества,   а  также  на  эффективное   управление
   производством в новых экономических условиях.
       Основные показатели данных причин таковы:
       -  для  восполнения  сложившегося  дефицита  воды  в  отдельных
   регионах  Московской  области и передачи ее  из  других  районов  в
   количестве  350  тыс. куб. м/сут. необходимо около 3,2  млрд.  руб.
   капитальных вложений;
       -  в  20  городах  области необходимо построить  сооружения  по
   очистке воды и накопительные емкости, на что потребуется около  2,0
   млрд. руб.;
       -   порядка  80%  предприятий  "Водоканал"  городов  и  районов
   Московской  области  находятся  на  грани  банкротства  по   уровню
   кредиторской задолженности.
       Основные    экономические   показатели   и    мероприятия    по
   строительству    и   реконструкции   объектов   водоснабжения    по
   муниципальным   образованиям   Московской   области   приведены   в
   приложении 3.
       Данные  по  действующим запасам и фактическому отбору подземных
   вод в Московской области на 2000 год приведены в приложении 7.
       В  связи  с  этим необходимо осуществление строительства  новых
   сооружений  и  сетей водопровода, замена и ремонт  технологического
   оборудования на существующих сооружениях, строительство  сооружений
   очистки   воды,   а  также  внедрение  более  эффективных   методов
   управления.
   
                          1.2. Водоотведение
   
       В  Московской  области  сбрасывается в водоемы  и  на  очистные
   сооружения около 4,5 млн. куб. м в сутки сточных вод, в  том  числе
   загрязненных около 3 млн. куб. м в сутки.
       2,4  млн.  куб.  м  в  сутки очищается на очистных  сооружениях
   Московской  области  и  600  тыс.  куб.  м  в  сутки  на   очистных
   сооружениях г. Москвы.
       Всего  эксплуатируется 880 комплексов очистных  сооружений,  из
   них   78  комплексов  расположены  в  городах  и  крупных  поселках
   Московской  области,  454 канализационных насосных  станции,  более
   8072,1 километра канализационных коллекторов и уличных сетей.
       В  настоящее время большинство производственных фондов  станций
   аэрации  Московской  области  не в состоянии  обеспечить  требуемый
   уровень  качества  очистки  сточных вод.  В  результате  длительной
   эксплуатации  указанных объектов и сложного  финансового  положения
   областного  и  местных бюджетов за последние 10 лет практически  не
   производился капитально-восстановительный ремонт основных  средств:
   зданий,   сооружений,  передаточных  устройств  и  технологического
   оборудования.  На  настоящий  момент  износ  составляет  более  50%
   (приложение  1). В аварийном или предаварийном состоянии  находится
   20%   основного   оборудования  (приложение  2),   износ   которого
   составляет  около  100%.  В  некоторых  городах,  таких  как  Клин,
   Шатура,  Зарайск, Кашира, Краснознаменск, Домодедово, Луховицы,  п.
   Уваровка    Можайского   района,   очистные   сооружения   работают
   неудовлетворительно   из-за  перегрузки   по   объему   стоков.   В
   результате  осветленная  вода,  поступающая  из  системы   очистных
   сооружений  в  естественные водоемы, не соответствует предъявляемым
   требованиям:  практически по всем показателям концентрация  в  этой
   воде вредных веществ превышает установленные санитарные нормы.
       Самым  серьезным и трудноразрешаемым вопросом в очистке сточных
   вод   является  проблема  переработки  и  утилизации  обезвоженного
   осадка.  В  связи с наличием в сточных водах большинства городов  и
   районов  Московской области солей тяжелых металлов и других вредных
   веществ  использование  осадка  в  народном  хозяйстве  практически
   невозможно.  По этой причине в настоящее время на иловых  площадках
   очистных   сооружений   области  накопилось   более   4   миллионов
   кубических метров осадка.
       Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:
       -    60%   объектов   очистных   сооружений   выработали   свой
   технологический ресурс и требуют реконструкции, так  как  находятся
   в эксплуатации в среднем свыше 20 лет;
       -  объем  подлежащих  очистке сточных  вод  достиг  предельного
   уровня производительности станций аэрации;
       -  целый  ряд комплексов работает ненормативно из-за отсутствия
   сооружений  по  доочистке, обработке и утилизации  осадков  сточных
   вод;
       -   наиболее  важной  причиной  сложившейся  ситуации  является
   отсутствие  необходимых денежных средств на проведение  мероприятий
   по  улучшению  работы  очистных сооружений, а  также  неэффективное
   управление производством в новых экономических условиях.
       Основные показатели данных причин таковы:
       -  сложившийся дефицит мощности очистных сооружений  Московской
   области  составляет  110  тыс. куб.  м  в  сутки,  что  требует  на
   расширение  (новое  строительство) очистных  сооружений  более  2,5
   млрд. руб.;
       -  100%  очистных  сооружений требуют  капитального  ремонта  и
   реконструкции,   что  оценивается  в  12,1  млрд.   руб.   вложений
   (приложение 6);
       -  на территории Московской области скопилось свыше 5 млн. тонн
   осадка  сточных вод, из них вывозится и используется не более  10%.
   2,3 млрд. руб. необходимо для строительства сооружений доочистки  и
   обработки  осадка  и  выполнения мероприятий по  его  утилизации  и
   депонированию;
       -  порядка 80% предприятий по уровню кредиторской задолженности
   находятся на грани банкротства.
       В  связи  с  этим  необходимо  проведение  строительства  новых
   очистных  сооружений, реконструкции существующих и  введение  новых
   технологий,  а  также строительства сооружений  глубокой  доочистки
   (от  биогенных  элементов) и внедрение более прогрессивных  методов
   управления производством.
       Основные    экономические   показатели   и    мероприятия    по
   строительству    и   реконструкции   объектов   водоотведения    по
   муниципальным   образованиям   Московской   области   приведены   в
   приложении 4.
       Мероприятия   по   улучшению  работы  очистных   сооружений   в
   Московской области приведены в приложении 6.
   
                1.3. Ремонтно-строительное обеспечение
   
       В  настоящее  время в Московской области эксплуатируется  около
   9000  артезианских  скважин, 2 насосно-фильтровальных  станции,  31
   станция   обезжелезивания  воды  и  454  канализационных   насосных
   станции.
       Статистика показывает, что ежегодно выходит из строя около  40%
   насосного  оборудования. Стоимость его замены на  новое  составляет
   216  млн. руб., а стоимость ремонта - 135 млн. руб. Кроме того, для
   выполнения   ремонтных  работ  необходима  оснастка   (существующая
   служит  более  5 лет и практически изношена), изготовление  которой
   неосуществимо   на  предприятиях  из-за  практически  стопроцентной
   изношенности  их  станочного  парка. Учитывая  неудовлетворительное
   финансовое    состояние    не   только   большинства    организаций
   водоснабжения  и  водоотведения,  но  и  муниципальных  образований
   проведение  ремонтно-восстановительных работ на данном оборудовании
   не  представляется возможным. Аналогичная ситуация  сложилась  и  с
   водопроводными   и   канализационными  сетями,  общая   численность
   которых  в целом по области составляет около 20 тыс. км, а  требуют
   замены порядка 4 тыс. км.
       Выход  из  данного  положения организации  находят  посредством
   привлечения   различных   структур,   которые   зачастую   являются
   неспециализированными,  не  имеют  достаточного  опыта   работы   и
   поставляют   в  большинстве  своем  несертифицированную   продукцию
   (услуги).
   
                     1.4. Управление производством
   
       В  Московской  области комплексы водоснабжения и  водоотведения
   эксплуатируют 144 организации. Анализ их финансово-экономической  и
   технологической деятельности показал, что управление  производством
   водоснабжения  и  водоотведения  находится  в  неудовлетворительном
   состоянии, о чем свидетельствуют следующие показатели:
       -  порядка 80% организаций по уровню кредиторской задолженности
   находятся на грани банкротства;
       -  уровень оплаты оказанных услуг потребителями составляет  30-
   40%   от   предъявленной   по   счетам  суммы,   срок   дебиторской
   задолженности исчисляется десятками лет, а ее размер в 10  и  более
   раз  превышает  планируемый  годовой объем  платежей  за  оказанные
   услуги;
       -   ремонтно-восстановительные   работы   проводятся   на   15%
   оборудования;
       -  задержка  в  выплате  заработной платы достигает  нескольких
   месяцев.
       Основными причинами сложившейся ситуации являются:
       -  несовершенство  нормативно-правовой  базы  по  эксплуатации,
   строительству,    реконструкции    и    модернизации     комплексов
   водоснабжения  и водоотведения, порядку и правилам  оказания  услуг
   потребителям;
       - низкий уровень организационного, финансового, информационного
   и   технологического   обеспечения   эксплуатации,   строительства,
   реконструкции    и   модернизации   комплексов   водоснабжения    и
   водоотведения;
       -  экономически необоснованная тарифная и нормативная политика,
   проводимая органами местного самоуправления Московской области;
       -   низкий   уровень  платежеспособности  потребителей   услуг,
   особенно  федерального подчинения, и зачастую нежелание  оплачивать
   услуги    потребителем   поставщику,   которые   подчинены   одному
   вышестоящему муниципальному органу.
       Так,  в Московской области имеются организации водоснабжения  и
   водоотведения,  которые  в  своем  составе  имеют  централизованные
   системы  коммунального водоснабжения и коммунальной канализации,  и
   предприятия,  имеющие  лишь централизованную систему  коммунального
   водоснабжения,  пользующиеся  при  этом  услугами  централизованной
   системы коммунальной канализации другой организации. В то же  время
   Правилами  пользования  системами  коммунального  водоснабжения   и
   канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ  от
   12.02.99 N 167, не регламентирована данная ситуация, из-за  чего  в
   настоящее время возникают большие трудности во взаимоотношениях  не
   только  между  организациями водоснабжения и  водоотведения,  но  и
   между муниципальными образованиями.
       Экономическая необоснованность тарифной и нормативной  политики
   подтверждается  тем, что 70% организаций работают  с  отрицательным
   финансовым  результатом,  оказывая услуги ниже  себестоимости.  Это
   ведет   к  увеличению  с  геометрической  прогрессией  кредиторской
   задолженности   и,   самое   главное,   к   нарушению    налогового
   законодательства  и  недополучению средств в местный,  областной  и
   федеральный бюджеты, а также во внебюджетные фонды.
       Следует  учитывать, что комплексы водоснабжения и водоотведения
   относятся   к   стратегическим  объектам.   Поэтому   недостаточное
   финансирование  ремонтно-восстановительных работ может  принести  к
   непоправимым  последствиям  и  в  конечном  итоге  к  экологической
   катастрофе.
       Все  это подтверждает необходимость коренного изменения системы
   управления  организаций  водоснабжения и водоотведения,  вплоть  до
   реорганизации их организационно-правовых форм.
   
                           2. Цель Программы
   
       В  системе  жилищно-коммунального хозяйства Московской  области
   эксплуатируется  481  водозаборный узел,  около  9000  артезианских
   скважин,    2    насосно-фильтровальных   станции,    31    станция
   обезжелезивания  воды,  11722 километра  водопроводных  сетей,  880
   комплексов   очистных  сооружений,  454  канализационных   насосных
   станции,  8072,1  километра канализационных коллекторов  и  уличных
   сетей.  В  настоящее время большинство комплексов  водоснабжения  и
   водоотведения  в  Московской  области  не  в  состоянии  обеспечить
   требуемый  уровень  качества подаваемой  питьевой  воды  и  очистки
   сточных  вод,  так  как износ их основных фондов  составляет  более
   50%,  а  в  аварийном  и  предаварийном состоянии  находится  20,4%
   водопроводных и 15,3% канализационных сетей.
       Главной   целью   Программы  является   улучшение   обеспечения
   качественной  питьевой водой и бесперебойная  подача  ее  населению
   Московской   области,   обеспечение   ее   соответствия   требуемым
   показателям   качества   и   гарантий  экологической   безопасности
   производства   очистки  сточных  вод  в  системах  канализации   на
   территории Московской области.
   
              3. Мероприятия, предусмотренные Программой
   
       На   основе   проведенного   анализа   технического   состояния
   комплексов  водоснабжения и водоотведения на территории  Московской
   области,     оценки    хозяйственной    деятельности,    финансово-
   экономического состояния эксплуатирующих их организаций,  прогнозов
   развития  водопроводно-канализационных систем,  методов  и  средств
   водоподготовки   и   очистки  сточных  вод   определены   следующие
   мероприятия по реализации Программы.
       Внедрение современных методов управления производством:
       -   разработка   нормативно-правовой  базы   по   эксплуатации,
   строительству,    реконструкции    и    модернизации     комплексов
   водоснабжения  и водоотведения, порядку и правилам  оказания  услуг
   потребителям;
       - организационное, финансовое, информационное и технологическое
   обеспечение    эксплуатации,   строительства,    реконструкции    и
   модернизации комплексов водоснабжения и водоотведения;
       - организация подготовки и переподготовки кадров;
       -    создание   централизованной   автоматизированной   системы
   управления  комплексами водоснабжения и водоотведения  в  масштабах
   Московской области;
       -    инвентаризация   аварийных   и   предаварийных    объектов
   водоснабжения и водоотведения;
       -   разработка   методической  базы  формирования   тарифов   и
   нормативов  на  отпуск питьевой воды и услуги  по  очистке  сточных
   вод;
       -  разработка экономически обоснованных тарифов и нормативов на
   отпуск   питьевой  воды  и  услуги  по  очистке  сточных  вод   для
   потребителей  целого  ряда городов и районов с  утверждением  их  в
   порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
       -    изменение    собственника   объектов    водоснабжения    и
   водоотведения,    перевод   наиболее   важных   из    муниципальной
   собственности в областную;
       -      организация     централизованного,     целенаправленного
   финансирования строительства и реконструкции объектов, контроля  за
   использованием  средств,  предусмотрев  целевое  финансирование  из
   областного  бюджета с привлечением собственных средств  организаций
   и   средств   муниципальных  образований  Московской   области   по
   согласованию   с   органами   местного  самоуправления   Московской
   области,  работ по строительству новых и реконструкции существующих
   комплексов водоснабжения и водоотведения;
       -    организация   централизованного   материально-технического
   обеспечения   объектов  водоснабжения  и  водоотведения,   создание
   аварийного запаса оборудования и запасных частей;
       -   централизация  потоков  денежных  средств,  полученных   за
   оказанные услуги и введение лимитной системы их распределения;
       -    осуществление   мероприятий   по   взысканию   дебиторской
   задолженности    с    предприятий-должников    и    прежде    всего
   муниципального, областного и федерального подчинения.
       Проведение   реконструкции  и  капитального  ремонта   объектов
   водопроводных и очистных сооружений:
       -  реконструкция зданий 2-го подъема, устройство дополнительных
   емкостей;
       - тампонаж изношенных и бурение новых скважин;
       -   устройство   вентиляционных  систем   резервуаров,   замена
   подъемных механизмов;
       -  восстановление  и  ремонт ограждений зон санитарной  охраны,
   благоустройство территорий объектов;
       -  ремонт и устройство пускорегулирующей автоматики и аварийной
   сигнализации.
       Строительство  водозаборных  сооружений,  водопроводных  сетей,
   очистных   сооружений   и   сетей   водоотведения   с   применением
   энергосберегающего  оборудования и новых технологий  и  материалов.
   Внедрение  современных методов подготовки и очистки  питьевых  вод.
   Внедрение  современных  устройств и  оборудования  для  обеспечения
   контроля    водопотребления   и   предотвращения    нерационального
   расходования водных ресурсов:
       -  бурение  артезианских  скважин, строительство  станций  2-го
   подъема     воды,    строительство    накопительных    резервуаров,
   строительство станций очистки и сооружений обеззараживания воды;
       -  установка локальных систем водоочистки в школах,  дошкольных
   учреждениях, жилых домах, зданиях гражданского назначения;
       -  строительство административных зданий, гаражей  и  ремонтно-
   механических мастерских;
       -    строительство   коммуникаций   (водопровод,   канализация,
   электросети), дорог и площадок, благоустройство территорий;
       - строительство станций подкачки воды;
       -  реконструкция объектов механической и биологической очистки,
   в   том   числе:  зданий  решеток,  песколовок,  насосных   станций
   перекачки  стоков, первичных отстойников, насосных  станций  сырого
   осадка, аэротенков, насосных станций перекачки очищенных стоков;
       -   реконструкция   объектов  механического   обезвоживания   и
   обработки   осадка,   в  том  числе:  зданий  цехов   механического
   обезвоживания,   складов   реагентов,   метантенков,   уплотнителей
   сброженного осадка, зданий барабанных сеток и фильтров;
       -   реконструкция  коммуникаций,  капитальный   ремонт   дорог,
   благоустройство территорий;
       -     строительство    насосных    станций    подкачки    воды,
   осадкоуплотнителей и биореакторов;
       -  строительство объектов доочистки с угольными и ионообменными
   фильтрами;
       - строительство объектов механической очистки: зданий решеток с
   административно-бытовыми помещениями и насосными  станциями  сырого
   осадка;
       -  строительство  объектов биологической  очистки  и  обработки
   осадка,   насосных  станций  перекачки  возвратного   ила,   зданий
   воздуходувок,  зданий  цехов  механического  обезвоживания,  зданий
   складов реагентов и насосных станций иловой воды;
       -   строительство   объектов   доочистки,   обеззараживания   и
   дезинфекции: зданий хлораторных, станций обеззараживания,  насосных
   станций перекачки промывных вод, насосных станций перекачки  стоков
   на доочистку;
       -    строительство    объектов   административно-хозяйственного
   назначения  (административных  зданий,  гаражей,  зданий  ремонтно-
   механических мастерских);
       -  строительство коммуникаций (водопровод, канализация, тепло-и
   электроснабжение), дорог и площадок, благоустройство территорий.
       Внедрение  технологий  утилизации и  переработки  обезвоженного
   осадка сточных вод:
       -  внедрение  безотходных  технологий,  установка  на  объектах
   оборудования   по  переработке  осадка  (изготовление  строительных
   материалов, топливных брикетов, дорожных покрытий и т.п.).
       Организация ремонтно-строительного обеспечения:
       -   организация   централизованного   обеспечения   организаций
   водоснабжения  и водоотведения материально-техническими  ресурсами,
   в  том  числе  создание аварийного запаса оборудования  и  запасных
   частей, для проведения ремонтно-восстановительных работ;
       - организация региональных ремонтно-строительных баз областного
   подчинения  для  оказания  услуг  по проведению  специализированных
   работ;
       -    строительство    завода   по   производству    пластиковых
   стеклоармированных  труб  различного  диаметра   путем   реализации
   инвестиционного проекта с долей участия Московской области.
       Приоритетными являются следующие мероприятия Программы:
       - внедрение современных методов управления производством;
       -  проведение  реконструкции  и капитального  ремонта  объектов
   водопроводных  и  очистных сооружений и прежде  всего  аварийных  и
   предаварийных;
       -  строительство и ввод в эксплуатацию новых сооружений и сетей
   водопровода и объектов очистных сооружений;
       -  внедрение  технологий утилизации и переработки обезвоженного
   осадка.
   
         4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
   
       Программные мероприятия рассчитаны на среднесрочную перспективу
   - 5 лет без выделения промежуточных этапов.
       Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
       - обеспечить население качественной питьевой водой и обеспечить
   водоотведение на территории Московской области;
       - привести показатели качества осветленной воды, поступающей из
   систем  аэрации  очистных  сооружений  в  бассейны  рек  Московской
   области,    к   требуемым   санитарно-эпидемиологическим    нормам,
   обеспечить   гарантированное  сохранение  экологически  безопасного
   химико-биологического состава осветленной воды;
       -   достичь   минимального  показателя  аварийности   основного
   жизнеобеспечивающего   оборудования   объектов   водоснабжения    и
   водоотведения;
       -  принять  экономически обоснованные  тарифы  и  нормативы  на
   отпуск   питьевой  воды  и  услуги  по  очистке  сточных  вод   для
   потребителей  городов  и  районов  Московской  области  в  порядке,
   определенном законодательством Российской Федерации;
       -  обеспечить эффективное управление государственным имуществом
   Московской     области,    восстановить    платежную    дисциплину,
   платежеспособность    и    стабилизировать    налоговые     платежи
   предприятий,    эксплуатирующих    комплексы    водоснабжения     и
   водоотведения.
       Основные  результаты  выполнения  мероприятий  Программы  будут
   представляться  в  форме  ежегодных отчетов исполнителей  заказчику
   Программы.
   
                  5. Финансовое обеспечение Программы
   
       Общая   стоимость  реализации  Программы  в  действующих  ценах
   составляет 23,85 млрд. руб.
   (в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
       В том числе за счет:
       - средств федерального бюджета - 1,05 млрд. руб.;
   (в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
       - средств областного бюджета - 1,56 млрд. руб.;
   (в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
       -  средств муниципальных образований - 21,1 млрд. руб.,  в  том
   числе:
       за счет средств предприятий - 8,04 млрд. руб.;
       за счет средств инвесторов - 1,2 млрд. руб;
       - иных внебюджетных источников - 0,14 млрд. руб.
   (абзац введен Законом МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
       Объемы    финансирования   строительства   объектов    подлежат
   ежегодному   уточнению   в   пределах  средств,   предусматриваемых
   бюджетами всех уровней на капитальные вложения.
       Финансирование    мероприятий    Программы    производится    в
   соответствии   с   законодательством   Российской    Федерации    и
   законодательством   Московской   области   на   договорной   основе
   посредством выделения денежных средств предприятиям.
       Контроль  за  использованием денежных средств, направляемых  на
   реализацию   мероприятий   Программы,   осуществляет   Министерство
   жилищно-коммунального   хозяйства   Московской   области,   которое
   проводит  согласование  и  утверждение инвестиционных  и  подрядных
   договоров,  размеров  финансирования,  схем  и  порядка  проведения
   взаиморасчетов,   а   также   участвует   в   конкурсе    подрядных
   организаций, привлекаемых для реализации мероприятий.
   (в ред. Закона МО от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ)
   
                       6. Исполнители Программы
   
       Исполнителями Программы являются:
       -   Министерство  жилищно-коммунального  хозяйства   Московской
   области;
   (в ред. Закона МО от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ)
       - Министерство экономики Московской области;
       - Министерство строительного комплекса Московской области;
       - Министерство имущественных отношений Московской области;
       - Министерство финансов Московской области;
       -   Министерство   экологии  и  природопользования   Московской
   области;
       -  органы  местного  самоуправления  муниципальных  образований
   Московской области;
       - организации, привлекаемые на конкурсной основе, независимо от
   форм  собственности,  имеющие лицензии на право  ведения  проектно-
   изыскательской, проектно-строительной, ремонтно-эксплуатационной  и
   другой деятельности, связанной с реализацией Программы.
   
               7. Контроль за ходом реализации Программы

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное