Стр. 1
26 июля 2001 года N 137/2001-ОЗ
___________________________________________________________________
Принят
решением
Московской областной Думы
от 11 июля 2001 года
N 12/142
ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДООТВЕДЕНИЯ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2006 ГОДЫ"
(в ред. Законов МО
от 01.04.2002 N 16/2002-ОЗ (ред. 14.11.2002),
от 01.02.2003 N 14/2003-ОЗ (ред. 27.07.2004),
от 10.07.2003 N 83/2003-ОЗ,
от 21.03.2004 N 43/2004-ОЗ (ред. 04.08.2004),
от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ, от 24.06.2005 N 151/2005-ОЗ,
от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Обеспечение населения
качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в
Московской области на 2002-2006 годы" (приложение).
Статья 2
Настоящий Закон Московской области вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Губернатор Московской области
Б.В. Громов
26 июля 2001 года
N 137/2001-ОЗ
Приложение
к Закону Московской области
от 26 июля 2001 г. N 137/2001-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ
ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОДООТВЕДЕНИЯ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2006 ГОДЫ"
(в ред. Законов МО
от 01.04.2002 N 16/2002-ОЗ (ред. 14.11.2002),
от 01.02.2003 N 14/2003-ОЗ (ред. 27.07.2004),
от 10.07.2003 N 83/2003-ОЗ,
от 21.03.2004 N 43/2004-ОЗ (ред. 04.08.2004),
от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ, от 24.06.2005 N 151/2005-ОЗ,
от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
Паспорт
Областной целевой программы
--------------------------T---------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦Областная целевая программа ¦
¦ ¦"Обеспечение населения качественной ¦
¦ ¦питьевой водой и обеспечение ¦
¦ ¦водоотведения в Московской области ¦
¦ ¦на 2002-2006 годы" (далее - Программа) ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦Основание для разработки ¦Закон Московской области N 11/96-ОЗ ¦
¦Программы ¦"О Концепции, прогнозах и ¦
¦ ¦государственных программах социально- ¦
¦ ¦экономического развития Московской ¦
¦ ¦области" (в редакции Закона Московской ¦
¦ ¦области N 47/99-ОЗ), постановление ¦
¦ ¦Правительства Московской области ¦
¦ ¦от 02.10.2000 N 110/27 "О разработке ¦
¦ ¦проекта областной целевой программы ¦
¦ ¦"Обеспечение населения Московской ¦
¦ ¦области качественной питьевой водой ¦
¦ ¦и вододоотведением на 2000-2005 годы" ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦Государственный заказчик ¦Министерство жилищно-коммунального ¦
¦Программы ¦хозяйства Московской области ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(в ред. Законов МО от 10.07.2003 N 83/2003-ОЗ, от 04.08.2004 ¦
¦N 116/2004-ОЗ) ¦
+-------------------------T---------------------------------------+
¦Разработчик Программы ¦Министерство жилищно-коммунального ¦
¦ ¦хозяйства Московской области ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(в ред. Закона МО от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ) ¦
+-------------------------T---------------------------------------+
¦Исполнители Программы ¦Министерство жилищно-коммунального ¦
¦ ¦хозяйства Московской области, ¦
¦ ¦Министерство строительного комплекса ¦
¦ ¦Московской области, Министерство ¦
¦ ¦экономики Московской области, ¦
¦ ¦Министерство финансов Московской ¦
¦ ¦области, ¦
¦ ¦Министерство имущественных отношений ¦
¦ ¦Московской области, Министерство ¦
¦ ¦экологии и природопользования ¦
¦ ¦Московской области, органы местного ¦
¦ ¦самоуправления муниципальных ¦
¦ ¦образований Московской области, ¦
¦ ¦организации, привлекаемые на конкурсной¦
¦ ¦основе, независимо от форм ¦
¦ ¦собственности, имеющие лицензии ¦
¦ ¦на право ведения проектно- ¦
¦ ¦изыскательской, проектно- ¦
¦ ¦строительной, ремонтно- ¦
¦ ¦эксплуатационной и другой деятельности,¦
¦ ¦связанной с реализацией Программы ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(в ред. Закона МО от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ) ¦
+-------------------------T---------------------------------------+
¦Цели и задачи Программы ¦Улучшение обеспечения качественной ¦
¦ ¦питьевой водой и бесперебойная подача ¦
¦ ¦ее населению Московской области, ¦
¦ ¦обеспечение соответствия требуемым ¦
¦ ¦показателям качества и гарантий ¦
¦ ¦экологической безопасности производства¦
¦ ¦очистки сточных вод в системах ¦
¦ ¦канализации на территории Московской ¦
¦ ¦области. ¦
¦ ¦Основными задачами Программы являются: ¦
¦ ¦- бесперебойное обеспечение ¦
¦ ¦в необходимом количестве качественной ¦
¦ ¦питьевой водой населения Московской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦- приведение показателей качества ¦
¦ ¦очистки сточной жидкости, поступающей ¦
¦ ¦из очистных сооружений в бассейны рек ¦
¦ ¦Московской области, к требуемым ¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологическим нормам, ¦
¦ ¦обеспечение гарантированного сохранения¦
¦ ¦экологически безопасного ¦
¦ ¦химико-биологического состава сточной ¦
¦ ¦жидкости; ¦
¦ ¦- снижение показателей аварийности ¦
¦ ¦на объектах водоснабжения ¦
¦ ¦и водоотведения; ¦
¦ ¦- создание эффективной системы ¦
¦ ¦ресурсосбережения и экономного ¦
¦ ¦водопотребления; ¦
¦ ¦- обеспечение бесперебойной работы ¦
¦ ¦очистных сооружений и очистки сточных ¦
¦ ¦вод на территории Московской области ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦Основные мероприятия ¦1. Внедрение современных методов ¦
¦Программы ¦управления производством. ¦
¦ ¦2. Проведение реконструкции ¦
¦ ¦и капитального ремонта объектов ¦
¦ ¦водопроводных и очистных сооружений. ¦
¦ ¦3. Строительство водозаборных ¦
¦ ¦сооружений, водопроводных сетей, ¦
¦ ¦очистных сооружений и сетей ¦
¦ ¦водоотведения с применением ¦
¦ ¦энергосберегающего оборудования и новых¦
¦ ¦технологий и материалов. Внедрение ¦
¦ ¦современных методов подготовки ¦
¦ ¦и очистки питьевых вод. Внедрение ¦
¦ ¦современных устройств и оборудования ¦
¦ ¦для обеспечения контроля ¦
¦ ¦водопотребления и предотвращения ¦
¦ ¦нерационального расходования водных ¦
¦ ¦ресурсов. ¦
¦ ¦4. Внедрение технологий утилизации ¦
¦ ¦и переработки обезвоженного осадка ¦
¦ ¦сточных вод. ¦
¦ ¦5. Организация ремонтно-строительного ¦
¦ ¦обеспечения ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Общая стоимость реализации Программы ¦
¦финансирования Программы ¦в действующих ценах составляет ¦
¦ ¦23,851282 млрд. руб. ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ) ¦
+-------------------------T---------------------------------------+
¦ ¦В том числе за счет: ¦
¦ ¦- средств федерального бюджета - ¦
¦ ¦1,05 млрд. руб.; ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ) ¦
+-------------------------T---------------------------------------+
¦ ¦- средств областного бюджета - ¦
¦ ¦1,558982 млрд. руб.; ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ) ¦
+-------------------------T---------------------------------------+
¦ ¦- средств муниципальных образований ¦
¦ ¦21,1 млрд. руб., в том числе ¦
¦ ¦за счет средств предприятий - ¦
¦ ¦8,04 млрд. руб.; ¦
¦ ¦- за счет средств инвесторов - ¦
¦ ¦1,2 млрд. руб.; ¦
¦ ¦- иных внебюджетных источников - ¦
¦ ¦0,142300 млрд. руб. ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(абзац введен Законом МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ) ¦
+-------------------------T---------------------------------------+
¦ ¦Объемы финансирования строительства ¦
¦ ¦объектов по годам реализации Программы ¦
¦ ¦подлежат ежегодному уточнению ¦
¦ ¦в пределах средств, предусматриваемых ¦
¦ ¦бюджетами всех уровней на капитальные ¦
¦ ¦вложения ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦Программа реализуется в течение ¦
¦Программы ¦2002-2006 годов ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Обеспечение населения качественной ¦
¦результаты ¦питьевой водой и обеспечение ¦
¦реализации Программы ¦водоотведения на территории Московской ¦
¦ ¦области ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦Организация контроля над ¦Контроль за реализацией Программы ¦
¦реализацией Программы ¦осуществляется Правительством ¦
¦ ¦Московской области и Московской ¦
¦ ¦областной Думой в порядке, ¦
¦ ¦установленном законодательством ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ ¦и законодательством Московской области ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦Приложения ¦Приложение 1 "Балансовая стоимость ¦
¦ ¦и износ основных фондов комплексов ¦
¦ ¦водоснабжения и водоотведения ¦
¦ ¦Московской области". ¦
¦ ¦Приложение 2 "Состояние сетей ¦
¦ ¦водоснабжения и водоотведения". ¦
¦ ¦Приложение 2а "Перечень подводных ¦
¦ ¦переходов (дюкеров), требующих ¦
¦ ¦водолазного обследования и капитального¦
¦ ¦ремонта". ¦
¦ ¦Приложение 3 "Основные экономические ¦
¦ ¦показатели и мероприятия ¦
¦ ¦по строительству и реконструкции ¦
¦ ¦объектов водоснабжения по муниципальным¦
¦ ¦образованиям Московской области". ¦
¦ ¦Приложение 4 "Основные экономические ¦
¦ ¦показатели и мероприятия ¦
¦ ¦по строительству и реконструкции ¦
¦ ¦объектов водоотведения по муниципальным¦
¦ ¦образованиям Московской области". ¦
¦ ¦Приложение 5 "Распределение бюджетных ¦
¦ ¦и внебюджетных источников (средства ¦
¦ ¦предприятий и инвесторов) ¦
¦ ¦финансирования Программы ¦
¦ ¦по муниципальным образованиям ¦
¦ ¦Московской области на 2002-2006 годы". ¦
¦ ¦Приложение 6 "Мероприятия по улучшению ¦
¦ ¦работы очистных сооружений в Московской¦
¦ ¦области". ¦
¦ ¦Приложение 7 "Данные по действующим ¦
¦ ¦запасам и фактическому отбору подземных¦
¦ ¦вод в Московской области на 2000 год". ¦
¦ ¦Приложение 8 "Отклонение по нормативным¦
¦ ¦показателям СанПиН 2.1.4.559-96 ¦
¦ ¦в процентах от количества стандартных ¦
¦ ¦проб" ¦
¦ ¦Приложение 9 "Перечень мероприятий по ¦
¦ ¦предложениям (наказам) избирателей на ¦
¦ ¦2002 год" ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(абзац введен Законом МО от 01.04.2002 N 16/2002-ОЗ) ¦
+-------------------------T---------------------------------------+
¦ ¦Приложение 10 "Перечень мероприятий по ¦
¦ ¦предложениям (наказам) избирателей на ¦
¦ ¦2003 год" ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(абзац введен Законом МО от 01.02.2003 N 14/2003-ОЗ) ¦
+-------------------------T---------------------------------------+
¦ ¦Приложение 12 "Перечень мероприятий ¦
¦ ¦по предложениям (наказам) избирателей ¦
¦ ¦на 2004 год" ¦
+-------------------------+---------------------------------------+
¦(абзац введен Законом МО от 21.03.2004 N 43/2004-ОЗ) ¦
L------------------------------------------------------------------
Введение
Областная целевая программа "Обеспечение населения качественной
питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на
2002-2006 годы" разработана в соответствии с Законом Московской
области "О Концепции, прогнозах и программах социально-
экономического развития Московской области".
При разработке Программы учтены предложения органов местного
самоуправления муниципальных образований Московской области.
1. Характеристика проблем и обоснование
необходимости их решения
1.1. Водоснабжение
Московская область обеспечивается питьевой водой в основном из
подземных источников. Утвержденные запасы подземных вод
промышленных категорий по Московской области, рекомендованные к
эксплуатации, составляют 5,4 млн. куб. м/сут.
Величина общего водоотбора подземных вод, по данным Геоцентра
г. Москвы, по Московской области составляет 4 млн. куб. м/сут., из
них на нужды населения, коммунально-бытовые потребности, объекты
социального назначения и здравоохранения расходуется около 2,5
млн. куб. м/сут., промышленность и сельское хозяйство расходуют
1,2 млн. куб. м/сут. Среднесуточное потребление питьевой воды на 1
человека в городах составляет 300-350 л, а в сельской местности -
100-120 л. Города Московской области, расположенные в лесопарковом
защитном поясе г. Москвы, получают недостающее им количество воды
из системы Мосводопровода в объеме 260 тыс. куб. м/сут.
В системе жилищно-коммунального хозяйства Московской области
эксплуатируются 481 водозаборный узел, около 9000 артезианских
скважин, 2 насосно-фильтровальных станции, 31 станция
обезжелезивания воды, 11722 километра водопроводных сетей.
Московская область обеспечена запасами подземных вод в
необходимом количестве, однако их распределение по отдельным
муниципальным образованиям не совпадает с требуемыми объемами
водопотребления. Самыми неблагоприятными по обеспечению питьевой
водой оказались промышленно развитые и густонаселенные районы и
города, расположенные в центральной, восточной и южной частях
Московской области, на территории которых водоотбор превышает
утвержденные Госкомземом запасы на 350 тыс. куб. м/сут. Длительный
отбор подземных вод сверх утвержденных запасов привел к
образованию обширной депрессионной воронки диаметром около 100 км,
значительному понижению статического уровня воды в скважинах и,
как следствие, ухудшению качества воды и недостатку ее для подачи
населению. Особенно это сказывается в Центральной части в радиусе
50-60 км от г. Москвы, где расположены 30 городов Московской
области.
В настоящее время большинство сооружений водопровода в
Московской области не в состоянии обеспечить бесперебойную подачу
воды и требуемый уровень ее качества. В результате длительной
эксплуатации указанных объектов и сложного финансового положения
областного и местных бюджетов за последние 10 лет практически не
производился капитально-восстановительный ремонт основных средств:
зданий, сооружений, технологического оборудования и магистральных
сетей. Не выделялись средства на реконструкцию и строительство
сооружений по очистке и улучшению качества питьевой воды.
Вследствие этого износ основных фондов в настоящее время составил
более 50% (приложение 1). В аварийном и предаварийном состоянии
находится 15% основного оборудования и сетей (приложение 2), износ
которых составляет порядка 90%. В результате происходят частые
перебои подачи воды, а 35% подаваемой населению питьевой воды не
соответствует требуемым стандартам (приложение 8).
Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:
- 40% сооружений, оборудования и магистральных сетей выработали
свой технологический ресурс и требуют реконструкции и замены, так
как находятся в эксплуатации свыше 20 лет;
- техногенное загрязнение территории привело к активному
загрязнению артезианских вод в отдельных районах Московской
области, что требует строительства специальных очистных
сооружений;
- отсутствуют необходимые средства на проведение работ,
направленных на стабилизацию режима обеспечения водой населения и
улучшение ее качества, а также на эффективное управление
производством в новых экономических условиях.
Основные показатели данных причин таковы:
- для восполнения сложившегося дефицита воды в отдельных
регионах Московской области и передачи ее из других районов в
количестве 350 тыс. куб. м/сут. необходимо около 3,2 млрд. руб.
капитальных вложений;
- в 20 городах области необходимо построить сооружения по
очистке воды и накопительные емкости, на что потребуется около 2,0
млрд. руб.;
- порядка 80% предприятий "Водоканал" городов и районов
Московской области находятся на грани банкротства по уровню
кредиторской задолженности.
Основные экономические показатели и мероприятия по
строительству и реконструкции объектов водоснабжения по
муниципальным образованиям Московской области приведены в
приложении 3.
Данные по действующим запасам и фактическому отбору подземных
вод в Московской области на 2000 год приведены в приложении 7.
В связи с этим необходимо осуществление строительства новых
сооружений и сетей водопровода, замена и ремонт технологического
оборудования на существующих сооружениях, строительство сооружений
очистки воды, а также внедрение более эффективных методов
управления.
1.2. Водоотведение
В Московской области сбрасывается в водоемы и на очистные
сооружения около 4,5 млн. куб. м в сутки сточных вод, в том числе
загрязненных около 3 млн. куб. м в сутки.
2,4 млн. куб. м в сутки очищается на очистных сооружениях
Московской области и 600 тыс. куб. м в сутки на очистных
сооружениях г. Москвы.
Всего эксплуатируется 880 комплексов очистных сооружений, из
них 78 комплексов расположены в городах и крупных поселках
Московской области, 454 канализационных насосных станции, более
8072,1 километра канализационных коллекторов и уличных сетей.
В настоящее время большинство производственных фондов станций
аэрации Московской области не в состоянии обеспечить требуемый
уровень качества очистки сточных вод. В результате длительной
эксплуатации указанных объектов и сложного финансового положения
областного и местных бюджетов за последние 10 лет практически не
производился капитально-восстановительный ремонт основных средств:
зданий, сооружений, передаточных устройств и технологического
оборудования. На настоящий момент износ составляет более 50%
(приложение 1). В аварийном или предаварийном состоянии находится
20% основного оборудования (приложение 2), износ которого
составляет около 100%. В некоторых городах, таких как Клин,
Шатура, Зарайск, Кашира, Краснознаменск, Домодедово, Луховицы, п.
Уваровка Можайского района, очистные сооружения работают
неудовлетворительно из-за перегрузки по объему стоков. В
результате осветленная вода, поступающая из системы очистных
сооружений в естественные водоемы, не соответствует предъявляемым
требованиям: практически по всем показателям концентрация в этой
воде вредных веществ превышает установленные санитарные нормы.
Самым серьезным и трудноразрешаемым вопросом в очистке сточных
вод является проблема переработки и утилизации обезвоженного
осадка. В связи с наличием в сточных водах большинства городов и
районов Московской области солей тяжелых металлов и других вредных
веществ использование осадка в народном хозяйстве практически
невозможно. По этой причине в настоящее время на иловых площадках
очистных сооружений области накопилось более 4 миллионов
кубических метров осадка.
Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:
- 60% объектов очистных сооружений выработали свой
технологический ресурс и требуют реконструкции, так как находятся
в эксплуатации в среднем свыше 20 лет;
- объем подлежащих очистке сточных вод достиг предельного
уровня производительности станций аэрации;
- целый ряд комплексов работает ненормативно из-за отсутствия
сооружений по доочистке, обработке и утилизации осадков сточных
вод;
- наиболее важной причиной сложившейся ситуации является
отсутствие необходимых денежных средств на проведение мероприятий
по улучшению работы очистных сооружений, а также неэффективное
управление производством в новых экономических условиях.
Основные показатели данных причин таковы:
- сложившийся дефицит мощности очистных сооружений Московской
области составляет 110 тыс. куб. м в сутки, что требует на
расширение (новое строительство) очистных сооружений более 2,5
млрд. руб.;
- 100% очистных сооружений требуют капитального ремонта и
реконструкции, что оценивается в 12,1 млрд. руб. вложений
(приложение 6);
- на территории Московской области скопилось свыше 5 млн. тонн
осадка сточных вод, из них вывозится и используется не более 10%.
2,3 млрд. руб. необходимо для строительства сооружений доочистки и
обработки осадка и выполнения мероприятий по его утилизации и
депонированию;
- порядка 80% предприятий по уровню кредиторской задолженности
находятся на грани банкротства.
В связи с этим необходимо проведение строительства новых
очистных сооружений, реконструкции существующих и введение новых
технологий, а также строительства сооружений глубокой доочистки
(от биогенных элементов) и внедрение более прогрессивных методов
управления производством.
Основные экономические показатели и мероприятия по
строительству и реконструкции объектов водоотведения по
муниципальным образованиям Московской области приведены в
приложении 4.
Мероприятия по улучшению работы очистных сооружений в
Московской области приведены в приложении 6.
1.3. Ремонтно-строительное обеспечение
В настоящее время в Московской области эксплуатируется около
9000 артезианских скважин, 2 насосно-фильтровальных станции, 31
станция обезжелезивания воды и 454 канализационных насосных
станции.
Статистика показывает, что ежегодно выходит из строя около 40%
насосного оборудования. Стоимость его замены на новое составляет
216 млн. руб., а стоимость ремонта - 135 млн. руб. Кроме того, для
выполнения ремонтных работ необходима оснастка (существующая
служит более 5 лет и практически изношена), изготовление которой
неосуществимо на предприятиях из-за практически стопроцентной
изношенности их станочного парка. Учитывая неудовлетворительное
финансовое состояние не только большинства организаций
водоснабжения и водоотведения, но и муниципальных образований
проведение ремонтно-восстановительных работ на данном оборудовании
не представляется возможным. Аналогичная ситуация сложилась и с
водопроводными и канализационными сетями, общая численность
которых в целом по области составляет около 20 тыс. км, а требуют
замены порядка 4 тыс. км.
Выход из данного положения организации находят посредством
привлечения различных структур, которые зачастую являются
неспециализированными, не имеют достаточного опыта работы и
поставляют в большинстве своем несертифицированную продукцию
(услуги).
1.4. Управление производством
В Московской области комплексы водоснабжения и водоотведения
эксплуатируют 144 организации. Анализ их финансово-экономической и
технологической деятельности показал, что управление производством
водоснабжения и водоотведения находится в неудовлетворительном
состоянии, о чем свидетельствуют следующие показатели:
- порядка 80% организаций по уровню кредиторской задолженности
находятся на грани банкротства;
- уровень оплаты оказанных услуг потребителями составляет 30-
40% от предъявленной по счетам суммы, срок дебиторской
задолженности исчисляется десятками лет, а ее размер в 10 и более
раз превышает планируемый годовой объем платежей за оказанные
услуги;
- ремонтно-восстановительные работы проводятся на 15%
оборудования;
- задержка в выплате заработной платы достигает нескольких
месяцев.
Основными причинами сложившейся ситуации являются:
- несовершенство нормативно-правовой базы по эксплуатации,
строительству, реконструкции и модернизации комплексов
водоснабжения и водоотведения, порядку и правилам оказания услуг
потребителям;
- низкий уровень организационного, финансового, информационного
и технологического обеспечения эксплуатации, строительства,
реконструкции и модернизации комплексов водоснабжения и
водоотведения;
- экономически необоснованная тарифная и нормативная политика,
проводимая органами местного самоуправления Московской области;
- низкий уровень платежеспособности потребителей услуг,
особенно федерального подчинения, и зачастую нежелание оплачивать
услуги потребителем поставщику, которые подчинены одному
вышестоящему муниципальному органу.
Так, в Московской области имеются организации водоснабжения и
водоотведения, которые в своем составе имеют централизованные
системы коммунального водоснабжения и коммунальной канализации, и
предприятия, имеющие лишь централизованную систему коммунального
водоснабжения, пользующиеся при этом услугами централизованной
системы коммунальной канализации другой организации. В то же время
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и
канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от
12.02.99 N 167, не регламентирована данная ситуация, из-за чего в
настоящее время возникают большие трудности во взаимоотношениях не
только между организациями водоснабжения и водоотведения, но и
между муниципальными образованиями.
Экономическая необоснованность тарифной и нормативной политики
подтверждается тем, что 70% организаций работают с отрицательным
финансовым результатом, оказывая услуги ниже себестоимости. Это
ведет к увеличению с геометрической прогрессией кредиторской
задолженности и, самое главное, к нарушению налогового
законодательства и недополучению средств в местный, областной и
федеральный бюджеты, а также во внебюджетные фонды.
Следует учитывать, что комплексы водоснабжения и водоотведения
относятся к стратегическим объектам. Поэтому недостаточное
финансирование ремонтно-восстановительных работ может принести к
непоправимым последствиям и в конечном итоге к экологической
катастрофе.
Все это подтверждает необходимость коренного изменения системы
управления организаций водоснабжения и водоотведения, вплоть до
реорганизации их организационно-правовых форм.
2. Цель Программы
В системе жилищно-коммунального хозяйства Московской области
эксплуатируется 481 водозаборный узел, около 9000 артезианских
скважин, 2 насосно-фильтровальных станции, 31 станция
обезжелезивания воды, 11722 километра водопроводных сетей, 880
комплексов очистных сооружений, 454 канализационных насосных
станции, 8072,1 километра канализационных коллекторов и уличных
сетей. В настоящее время большинство комплексов водоснабжения и
водоотведения в Московской области не в состоянии обеспечить
требуемый уровень качества подаваемой питьевой воды и очистки
сточных вод, так как износ их основных фондов составляет более
50%, а в аварийном и предаварийном состоянии находится 20,4%
водопроводных и 15,3% канализационных сетей.
Главной целью Программы является улучшение обеспечения
качественной питьевой водой и бесперебойная подача ее населению
Московской области, обеспечение ее соответствия требуемым
показателям качества и гарантий экологической безопасности
производства очистки сточных вод в системах канализации на
территории Московской области.
3. Мероприятия, предусмотренные Программой
На основе проведенного анализа технического состояния
комплексов водоснабжения и водоотведения на территории Московской
области, оценки хозяйственной деятельности, финансово-
экономического состояния эксплуатирующих их организаций, прогнозов
развития водопроводно-канализационных систем, методов и средств
водоподготовки и очистки сточных вод определены следующие
мероприятия по реализации Программы.
Внедрение современных методов управления производством:
- разработка нормативно-правовой базы по эксплуатации,
строительству, реконструкции и модернизации комплексов
водоснабжения и водоотведения, порядку и правилам оказания услуг
потребителям;
- организационное, финансовое, информационное и технологическое
обеспечение эксплуатации, строительства, реконструкции и
модернизации комплексов водоснабжения и водоотведения;
- организация подготовки и переподготовки кадров;
- создание централизованной автоматизированной системы
управления комплексами водоснабжения и водоотведения в масштабах
Московской области;
- инвентаризация аварийных и предаварийных объектов
водоснабжения и водоотведения;
- разработка методической базы формирования тарифов и
нормативов на отпуск питьевой воды и услуги по очистке сточных
вод;
- разработка экономически обоснованных тарифов и нормативов на
отпуск питьевой воды и услуги по очистке сточных вод для
потребителей целого ряда городов и районов с утверждением их в
порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
- изменение собственника объектов водоснабжения и
водоотведения, перевод наиболее важных из муниципальной
собственности в областную;
- организация централизованного, целенаправленного
финансирования строительства и реконструкции объектов, контроля за
использованием средств, предусмотрев целевое финансирование из
областного бюджета с привлечением собственных средств организаций
и средств муниципальных образований Московской области по
согласованию с органами местного самоуправления Московской
области, работ по строительству новых и реконструкции существующих
комплексов водоснабжения и водоотведения;
- организация централизованного материально-технического
обеспечения объектов водоснабжения и водоотведения, создание
аварийного запаса оборудования и запасных частей;
- централизация потоков денежных средств, полученных за
оказанные услуги и введение лимитной системы их распределения;
- осуществление мероприятий по взысканию дебиторской
задолженности с предприятий-должников и прежде всего
муниципального, областного и федерального подчинения.
Проведение реконструкции и капитального ремонта объектов
водопроводных и очистных сооружений:
- реконструкция зданий 2-го подъема, устройство дополнительных
емкостей;
- тампонаж изношенных и бурение новых скважин;
- устройство вентиляционных систем резервуаров, замена
подъемных механизмов;
- восстановление и ремонт ограждений зон санитарной охраны,
благоустройство территорий объектов;
- ремонт и устройство пускорегулирующей автоматики и аварийной
сигнализации.
Строительство водозаборных сооружений, водопроводных сетей,
очистных сооружений и сетей водоотведения с применением
энергосберегающего оборудования и новых технологий и материалов.
Внедрение современных методов подготовки и очистки питьевых вод.
Внедрение современных устройств и оборудования для обеспечения
контроля водопотребления и предотвращения нерационального
расходования водных ресурсов:
- бурение артезианских скважин, строительство станций 2-го
подъема воды, строительство накопительных резервуаров,
строительство станций очистки и сооружений обеззараживания воды;
- установка локальных систем водоочистки в школах, дошкольных
учреждениях, жилых домах, зданиях гражданского назначения;
- строительство административных зданий, гаражей и ремонтно-
механических мастерских;
- строительство коммуникаций (водопровод, канализация,
электросети), дорог и площадок, благоустройство территорий;
- строительство станций подкачки воды;
- реконструкция объектов механической и биологической очистки,
в том числе: зданий решеток, песколовок, насосных станций
перекачки стоков, первичных отстойников, насосных станций сырого
осадка, аэротенков, насосных станций перекачки очищенных стоков;
- реконструкция объектов механического обезвоживания и
обработки осадка, в том числе: зданий цехов механического
обезвоживания, складов реагентов, метантенков, уплотнителей
сброженного осадка, зданий барабанных сеток и фильтров;
- реконструкция коммуникаций, капитальный ремонт дорог,
благоустройство территорий;
- строительство насосных станций подкачки воды,
осадкоуплотнителей и биореакторов;
- строительство объектов доочистки с угольными и ионообменными
фильтрами;
- строительство объектов механической очистки: зданий решеток с
административно-бытовыми помещениями и насосными станциями сырого
осадка;
- строительство объектов биологической очистки и обработки
осадка, насосных станций перекачки возвратного ила, зданий
воздуходувок, зданий цехов механического обезвоживания, зданий
складов реагентов и насосных станций иловой воды;
- строительство объектов доочистки, обеззараживания и
дезинфекции: зданий хлораторных, станций обеззараживания, насосных
станций перекачки промывных вод, насосных станций перекачки стоков
на доочистку;
- строительство объектов административно-хозяйственного
назначения (административных зданий, гаражей, зданий ремонтно-
механических мастерских);
- строительство коммуникаций (водопровод, канализация, тепло-и
электроснабжение), дорог и площадок, благоустройство территорий.
Внедрение технологий утилизации и переработки обезвоженного
осадка сточных вод:
- внедрение безотходных технологий, установка на объектах
оборудования по переработке осадка (изготовление строительных
материалов, топливных брикетов, дорожных покрытий и т.п.).
Организация ремонтно-строительного обеспечения:
- организация централизованного обеспечения организаций
водоснабжения и водоотведения материально-техническими ресурсами,
в том числе создание аварийного запаса оборудования и запасных
частей, для проведения ремонтно-восстановительных работ;
- организация региональных ремонтно-строительных баз областного
подчинения для оказания услуг по проведению специализированных
работ;
- строительство завода по производству пластиковых
стеклоармированных труб различного диаметра путем реализации
инвестиционного проекта с долей участия Московской области.
Приоритетными являются следующие мероприятия Программы:
- внедрение современных методов управления производством;
- проведение реконструкции и капитального ремонта объектов
водопроводных и очистных сооружений и прежде всего аварийных и
предаварийных;
- строительство и ввод в эксплуатацию новых сооружений и сетей
водопровода и объектов очистных сооружений;
- внедрение технологий утилизации и переработки обезвоженного
осадка.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Программные мероприятия рассчитаны на среднесрочную перспективу
- 5 лет без выделения промежуточных этапов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- обеспечить население качественной питьевой водой и обеспечить
водоотведение на территории Московской области;
- привести показатели качества осветленной воды, поступающей из
систем аэрации очистных сооружений в бассейны рек Московской
области, к требуемым санитарно-эпидемиологическим нормам,
обеспечить гарантированное сохранение экологически безопасного
химико-биологического состава осветленной воды;
- достичь минимального показателя аварийности основного
жизнеобеспечивающего оборудования объектов водоснабжения и
водоотведения;
- принять экономически обоснованные тарифы и нормативы на
отпуск питьевой воды и услуги по очистке сточных вод для
потребителей городов и районов Московской области в порядке,
определенном законодательством Российской Федерации;
- обеспечить эффективное управление государственным имуществом
Московской области, восстановить платежную дисциплину,
платежеспособность и стабилизировать налоговые платежи
предприятий, эксплуатирующих комплексы водоснабжения и
водоотведения.
Основные результаты выполнения мероприятий Программы будут
представляться в форме ежегодных отчетов исполнителей заказчику
Программы.
5. Финансовое обеспечение Программы
Общая стоимость реализации Программы в действующих ценах
составляет 23,85 млрд. руб.
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
В том числе за счет:
- средств федерального бюджета - 1,05 млрд. руб.;
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
- средств областного бюджета - 1,56 млрд. руб.;
(в ред. Закона МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
- средств муниципальных образований - 21,1 млрд. руб., в том
числе:
за счет средств предприятий - 8,04 млрд. руб.;
за счет средств инвесторов - 1,2 млрд. руб;
- иных внебюджетных источников - 0,14 млрд. руб.
(абзац введен Законом МО от 23.12.2006 N 245/2006-ОЗ)
Объемы финансирования строительства объектов подлежат
ежегодному уточнению в пределах средств, предусматриваемых
бюджетами всех уровней на капитальные вложения.
Финансирование мероприятий Программы производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством Московской области на договорной основе
посредством выделения денежных средств предприятиям.
Контроль за использованием денежных средств, направляемых на
реализацию мероприятий Программы, осуществляет Министерство
жилищно-коммунального хозяйства Московской области, которое
проводит согласование и утверждение инвестиционных и подрядных
договоров, размеров финансирования, схем и порядка проведения
взаиморасчетов, а также участвует в конкурсе подрядных
организаций, привлекаемых для реализации мероприятий.
(в ред. Закона МО от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ)
6. Исполнители Программы
Исполнителями Программы являются:
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской
области;
(в ред. Закона МО от 04.08.2004 N 116/2004-ОЗ)
- Министерство экономики Московской области;
- Министерство строительного комплекса Московской области;
- Министерство имущественных отношений Московской области;
- Министерство финансов Московской области;
- Министерство экологии и природопользования Московской
области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований
Московской области;
- организации, привлекаемые на конкурсной основе, независимо от
форм собственности, имеющие лицензии на право ведения проектно-
изыскательской, проектно-строительной, ремонтно-эксплуатационной и
другой деятельности, связанной с реализацией Программы.
7. Контроль за ходом реализации Программы
|