Законы России  
 
Навигация
Реклама
Реклама
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 6 СОВЕТА МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2003 ГОД И ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА ДО 2005 ГОДА (ПРИНЯТО 29.04.2003)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   внешнеэкономических    связей    государств-участников     Союзного
   государства.
       Одной   из   наиболее  значимых  социальных  программ  является
   "Программа   совместной  деятельности  по  преодолению  последствий
   Чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства  на  2002  -
   2005  гг.".  В  ходе реализации данной Программы  предстоит  решить
   общие  для  России  и  Беларуси  и в тоже  время  наиболее  сложные
   принципиальные  проблемы  по  минимизации  негативных  медицинских,
   социальных,  экономических  и психологических  последствий  аварии,
   унифицировать  нормативную и методическую базы,  повысить  качество
   медицинской   и  психологической  помощи  пострадавшим   гражданам,
   создать  единую российско-белорусскую материально-техническую  базу
   для  реализации защитных и реабилитационных мероприятий. Намечается
   ввести  в строй ряд объектов капитального строительства, таких  как
   завод   медицинских   препаратов   в   Гродно,   специализированный
   радиологический    диспансер   в   Гомеле,    российско-белорусский
   информационный  центр  по  работе  с  населением  в   радиоактивно-
   загрязненных территориях в Москве. Работа в этом направлении  может
   и должна быть расширена.
       Важное   место   принадлежит  также  проектам,   программам   и
   мероприятиям    в   области   военно-технического   сотрудничества,
   правоохранительной   деятельности   и   обеспечения    безопасности
   Союзного  государства,  сельского хозяйства,  социальной  политики,
   науки, культуры, искусства, средств массовой информации.
   
                7. Инновационная политика и совместные
                         инновационные проекты
   
       Инновационная политика в прогнозном периоде будет направлена на
   активизацию  инновационной  деятельности  в  Беларуси   и   России,
   решение   задач  структурной  перестройки  экономики,   непрерывное
   обновление      технической     базы      производства,      выпуск
   конкурентоспособной продукции.
       В  настоящее  время  в  Беларуси  заложены  нормативно-правовые
   основы  поддержки  научно-инновационного предпринимательства.  Так,
   Президентом и Правительством Республики Беларусь утверждены  Законы
   "Об   основах  государственной  научно-технической  политики",   "О
   научной  деятельности", "Об авторском праве и смежных  правах",  "О
   научно-технической  информации",  "О  Национальной  академии   наук
   Беларуси",  "О  патентах  на изобретения  и  полезные  модели",  "О
   правовой  охране топологий интегральных микросхем", "Об электронном
   документе", "О пресечении недобросовестной конкуренции",  положения
   о    научно-технологическом   парке,    об    инкубаторах    малого
   предпринимательства,  о  создании  центров  трансфера   технологий,
   инновационных  центров.  Подготовлен ряд  документов  методического
   плана   -   Руководящий   документ  по  методике   оценки   научно-
   технического  уровня  инновационных  проектов,  Стандарт   Беларуси
   "Инновационная  деятельность. Термины и определения",  методические
   указания по работе с нематериальными активами и др.
       Нормы,    стимулирующие   научно-инновационную    деятельность,
   определены  в  Указе  Президента  Республики  Беларусь  N  244   "О
   стимулировании   создания   и  развития   в   Республики   Беларусь
   производств,  основанных на новых и высоких технологиях"  и  Законе
   Республики   Беларусь  "О  малом  предпринимательстве".  Разработан
   проект   Закона  "О  государственной  поддержке  и  государственных
   гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь".
       Для   активизации   инновационной   деятельности   в   Беларуси
   необходимы   разработка  нормативных  актов  в  финансово-кредитной
   системе   по  созданию  венчурных  и  страховых  фондов,  льготному
   кредитованию инновационных проектов, вопросам лизинга,  обучению  и
   подготовке     специалистов,    регулированию    инфляционных     и
   ценообразовательных процессов.
       Система   финансирования  научно-технической  и   инновационной
   деятельности  является  одним из основных  инструментов  реализации
   государственной политики и осуществляется как в Беларуси, так  и  в
   России  за  счет средств республиканского (федерального) и  местных
   бюджетов, а также из внебюджетных источников, включая:
       -    собственные    средства   предприятий    и    организаций,
   осуществляющих инновационную деятельность;
       - средства инновационных фондов министерств и ведомств;
       - отечественные и зарубежные инвестиции;
       - средства венчурных фондов;
       -     иные     внебюджетные    источники,    не     запрещенные
   законодательством.
       Государственное   участие   в   финансировании    инновационной
   деятельности  из  средств республиканского  и  местных  бюджетов  в
   Беларуси  осуществляется  через  президентские  программы,  научно-
   технические программы (государственные, отраслевые, региональные  и
   межгосударственные),   программы   поддержки   предпринимательства,
   инновационные    проекты,    создание    элементов    инновационной
   инфраструктуры,  подготовку кадров для инновационной  деятельности.
   При  этом  вместо  простого субсидирования  инновационных  проектов
   государство участвует в их финансовой поддержке на основе  рыночных
   подходов.   С   этой  целью  в  Республике  действует   Белорусский
   инновационный  фонд, основной задачей которого  является  поддержка
   развития  в  Республике  научно-инновационного  предпринимательства
   через финансирование инновационных проектов на возвратной основе.
       Кроме  того,  в  Беларуси действуют Белорусский республиканский
   фонд    фундаментальных   исследований,   Фонд   поддержки    малых
   предприятий,  Фонд  информатизации,  а  также  инновационные  фонды
   министерств,   основной   задачей   которых   является   содействие
   инновационным процессам в отраслях. Для ее решения с  2003  года  в
   Беларуси   министерства  обязаны  расходовать  на  НИОКР,   опытно-
   технологические  работы  и работы по подготовке  и  освоению  новых
   видов   наукоемкой  продукции  не  менее  30%  средств   отраслевых
   инновационных   фондов,  что  должно  положительно   сказаться   на
   ускорении  освоения в производстве новых отечественных и зарубежных
   разработок.
       Значительная   роль  в  развитии  инновационной   деятельности,
   особенно в наукоемких отраслях принадлежит сектору малых и  средних
   предприятий. Вместе с тем при медленном развитии в Беларуси  малого
   предпринимательства  только  2,5%  малых  предприятий   страны   по
   основным  видам деятельности можно отнести к сфере науки и научного
   обслуживания,  средняя  численность  работающих  в   таких   фирмах
   оценивается  в  4  -  5  человек.  Активизация  деятельности  малых
   предприятий,   в   том   числе   инновационной,   откроет   большие
   дополнительные  возможности  как  для  стабилизации   экономики   и
   переоснащения  предприятий на новом технологическом уровне,  так  и
   для повышения жизненного уровня населения, снижения безработицы.
       Важнейшей    после   финансирования   формой   государственного
   регулирования    инновационной   деятельности   является    участие
   государства  в  формировании  инновационной  инфраструктуры.  К  ее
   основным элементам можно отнести научно-технические центры, научно-
   технологические   парки,  инновационные  центры,  фонды   поддержки
   инновационной  деятельности, другие организации,  осуществляющие  и
   поддерживающие инновационную деятельность.
       В   Беларуси  создано  2  технопарка  (Могилев,  Минск-БГУ),  9
   инкубаторов  и  57  центров предпринимательства, более  20  центров
   трансфера  технологий,  более 300 малых предприятий,  работающих  в
   сфере  науки.  Для  сравнения: в России - 60 технопарков  и  тысячи
   малых предприятий, на Украине - 18 технопарков.
       Главной  целью государственной политики Российской Федерации  в
   сфере  науки,  как  указано  в  Программе  социально-экономического
   развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу,  станет
   сохранение  и  развитие  накопленного  научного  потенциала   путем
   укрепления    кадрового   состава,   совершенствования   механизмов
   финансирования науки.
       Реформирование   научно-технической   сферы    охватит    сферу
   управления    наукой,   институты,   организации    и    учреждения
   государственного сектора науки. Реструктуризация позволит  заложить
   основы  новой институциональной структуры государственного  сектора
   науки, а именно:
       -  объединить государственные организации со схожей тематикой в
   крупные межотраслевые структуры федерального уровня;
       -  обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной
   сфер;
       - передать часть научных организаций в ведение регионов;
       -  акционировать  или приватизировать научные  организации,  не
   вошедшие в государственный сектор науки.
       В  России в ближайшей перспективе будет проводиться политика по
   поддержке научных разработок в следующих направлениях:
       - информационные технологии и электроника;
       - производственные технологии;
       - новые материалы и химические технологии;
       - технологии живых систем;
       - экология и рациональное природопользование.
       Для  достижения  значимых результатов  по  данным  направлениям
   будет  выполняться  Федеральная целевая программа  "Исследования  и
   разработки  по приоритетным направлениям развития науки и  техники"
   (на 2002 - 2006 годы).
       В  целях  формирования  условий  для  стабилизации  и  развития
   научного  комплекса  Правительство  Российской  Федерации  направит
   свои усилия на решение следующих задач:
       -   повышение   квалификационных  характеристик  и   омоложение
   кадрового потенциала;
       - переоснащение приборного парка науки;
       -  повышение престижности научного труда и увеличение притока в
   эту сферу талантливой молодежи;
       - стимулирование внебюджетного конкурсного финансирования науки
   через научные и венчурные фонды, конкурсные проекты и т.п.;
       -  углубление интеграции науки и образования в системе "школа -
   вуз  - аспирантура - докторантура" на основе реализации Федеральной
   целевой  программы "Интеграция науки и высшего образования  России"
   (2002 - 2006 годы) и создания федеральных университетских центров.
       Сотрудничество  в инновационной сфере Союза Беларуси  и  России
   координирует  Межправительственная  белорусско-российская  комиссия
   по      научно-техническому      сотрудничеству,      возглавляемая
   представителями   органов  государственного   управления,   которые
   формируют  научно-техническую  политику  в  Беларуси  и  России   -
   Комитета  по  науке  и технологиям при Совете Министров  Республики
   Беларусь   и   Министерства  промышленности,  науки  и   технологий
   Российской  Федерации. В состав Комиссии входят также представители
   научной общественности обеих стран.
       За  пять  лет  действия Соглашения традиционные  формы  научно-
   технической   кооперации  принесли  реальные  результаты   в   виде
   совместных  программ  и  проектов  двустороннего  и  международного
   характера,  совместно проводимых мероприятий,  включая  выставочно-
   ярмарочную   деятельность,  обмен  специалистами,   обмен   научно-
   технической  информацией и другие. Координация усилий  по  развитию
   инновационной деятельности в Союзе Беларуси и России  проводится  в
   рамках    отдельных   подпрограмм   Межгосударственной    программы
   Российской  Федерации  и Республики Беларусь  "Обеспечение  единого
   научно-технологического пространства на 2000 -  2005  гг.".  Однако
   совместная    научно-техническая   и   инновационная   деятельность
   Беларуси  и  России в последние 2 года характеризуется все  большей
   пассивностью.
       В  2002  году в рамках Межгосударственной программы  Российской
   Федерации  и  Республики  Беларусь  "Обеспечение  единого   научно-
   технологического  пространства на  2000  -  2005  гг."  выполняется
   только    одна    Подпрограмма   "Создание   высокоэффективных    и
   биологически  безопасных лекарственных препаратов нового  поколения
   на   основе  белков  человека,  полученных  из  молока  трансгенных
   животных"     ("БелРосТрансген").    От     Республики     Беларусь
   государственным   заказчиком  является   НАН   Беларуси,   головным
   исполнителем   -   БелНИИживотноводства.   В   2002   году    объем
   финансирования  Подпрограммы составит для Беларуси  4,5  млн  росс.
   рублей.
       Готовятся  проекты  еще  пяти  Подпрограмм:  "Союзный  комбайн"
   (госзаказчик   от  Беларуси  -  Министерство  промышленности   РБ),
   Программа по добыче и переработке сапропелей в Республике  Беларусь
   и   Российской   Федерации  (Минсельхозпрод  РБ),   "Разработка   и
   использование  перспективных космических  средств  и  технологий  в
   интересах    оборонного,   экономического   и   научно-технического
   развития  Союзного  государства" (НАН Беларуси),  "Интеллектуальные
   информационные  технологии  и системы"  (НАН  Беларуси),  "Лазерные
   технологии   XXI  века"  (НАН  Беларуси).  Начало   их   выполнения
   предусматривается  с  2003  года  и  будет  возможно  при   условии
   срочного  определения объемов их финансирования  из  бюджета  Союза
   Беларуси и России и утверждения в установленном порядке.
       Таким образом, основной задачей инновационной политики на  2003
   г.  является  активизация работы как по сближению общеэкономических
   и  правовых  условий  осуществления  инновационной  деятельности  в
   рамках  Союза  Беларуси  и России, так и по  расширению  конкретных
   направлений  и мероприятий сотрудничества, в которых заинтересованы
   страны.   Необходимо   форсировать   работу   по   согласованию   и
   утверждению  Межгосударственной программы  Российской  Федерации  и
   Республики  Беларусь  "Обеспечение единого  научно-технологического
   пространства  на  2000  -  2005 гг.",  объемов  ее  финансирования,
   конкурсному отбору проектов для ее подпрограмм.
       Основной  целью инновационной политики Союза Беларуси и  России
   до   2005   года  является  повышение  технологического  уровня   и
   конкурентоспособности     производства,     обеспечение      выхода
   инновационной  продукции  на  внутренний  и  внешний  рынки  Союза,
   замещение  импортной продукции на внутреннем  рынке  и  перевод  на
   этой   основе   промышленного  производства  в  стадию  устойчивого
   экономического роста.
       Для  достижения  поставленной цели необходимо решение  основных
   задач союзной инновационной политики:
       -   выбор   рациональных   стратегий  и  приоритетов   развития
   инновационной   сферы  при  реализации  в  отраслях  промышленности
   критических   технологий  и  инновационных  проектов,   оказывающих
   решающее   влияние  на  повышение  эффективности   производства   и
   конкурентоспособности продукции;
       - координация действий органов исполнительной власти государств
   Союза  Беларуси и России в целях разработки комплексного подхода  к
   решению     задач     инновационного     развития,     эффективного
   функционирования   инновационной  системы  и   реализации   союзной
   инновационной политики;
       -  концентрация организационных мер и ресурсов на  приоритетных
   направлениях развития инновационной сферы с целью повышения  спроса
   промышленного   производства   на  научно-технические   достижения,
   привлечения   свободного   капитала   к   финансированию   проектов
   технологического перевооружения промышленности;
       -   сохранение   и   развитие  производственно-технологического
   потенциала,   его   использование  для   поддержания   современного
   технологического уровня и перехода на более высокие технологии;
       - создание системы подготовки и переподготовки кадров в области
   инновационного предпринимательства;
       - поддержка ведущих ученых, научных коллективов, педагогических
   школ,   способных  обеспечить  высокий  уровень  образования,   для
   эффективного ведения инновационной деятельности;
       -  создание  в Беларуси и России развитой системы международной
   сертификации,  опирающейся  на  международные  и  гармонизированные
   национальные стандарты;
       -  обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий
   для активизации инновационной деятельности;
       -  использование в реальном секторе экономики Союза Беларуси  и
   России   инновационных  технологий  и  производств,  обеспечивающих
   выпуск  конкурентоспособной продукции, компьютерных  информационных
   технологий  и  автоматизацию управления  сложными  технологическими
   процессами.
       Указанные преобразования в научно-технической и производственно-
   технологической сферах, а также комплекс финансовых,  экономических
   и  организационных  мер  позволят создать  целостную  инновационную
   систему,   объединяющую  эффективно  функционирующие   национальные
   системы,   существенно   увеличить  число   инновационно   активных
   предприятий,    обеспечить   инновационное    развитие    структуры
   промышленного    производства,    удовлетворяющего     возрастающим
   социально-экономическим  потребностям населения  Союза  Беларуси  и
   России.
   
                      8. Инвестиционная политика
   
       Основными целями инвестиционной политики Республики Беларусь  и
   Российской  Федерации  в  прогнозном периоде  является  обеспечение
   опережающего   роста  инвестиций  в  реальный   сектор   экономики,
   улучшение  качественного состояния производственного  потенциала  и
   конкурентоспособности    производимой    продукции,     привлечение
   иностранных   инвестиций   посредством   улучшения    делового    и
   инвестиционного     климата,     дальнейшее     развитие     общего
   инвестиционного пространства.
       Необходимо продолжить работу по:
       -    унификации   и   гармонизации   нормативной   правовой   и
   законодательной баз в сфере инвестиционной деятельности;
       -  реализации  совместных программ, подпрограмм  и  проектов  в
   рамках   Союзного  государства,  финансируемых  за   счет   средств
   союзного бюджета;
       -  осуществлению совместных инвестиционных проектов и  программ
   по   прямым   договорам   между  субъектами  хозяйствования   обоих
   государств, в том числе на региональном уровне;
       - созданию и развитию хозяйственных транснациональных структур,
   в   том   числе  межгосударственных  финансово-промышленных   групп
   (МФПГ);
       - созданию совместных и иностранных предприятий.
       Кроме  того,  необходимо совершенствование законодательства  на
   основе   Инвестиционного  кодекса  Республики  Беларусь  и   Закона
   Российской    Федерации   "Об   инвестиционной   деятельности"    в
   направлении:
       - обеспечения прав инвесторов и защиты инвестиций;
       -   определения   отраслевых  ограничений  и   приоритетов   на
   иностранный капитал;
       - предоставления налоговых, таможенных и валютных льгот;
       - упрощения процедуры регистрации зарубежных предприятий.
       В  прогнозном  периоде будет продолжена работа  по  совместному
   инвестированию  производств высококачественной  конкурентоспособной
   продукции  на  основе энерго- и материалосберегающих технологий,  в
   первую  очередь в промышленности, нефтехимической отрасли,  военно-
   промышленном   и   агропромышленном   комплексах.    Кроме    того,
   потребуются    значительные   инвестиции   для   создания    единой
   транспортной   системы  и  единого  информационного   пространства,
   развития газотранспортных систем, защиты окружающей среды.
       Активизации   инвестиционной  деятельности  послужит   развитие
   совместных   технологий   инвестирования,  введение   маркетинговых
   исследований на всех уровнях производства и потребления.
       Основное   внимание  в  прогнозном  периоде   будет   уделяться
   проблемам  восстановления инвестиционного  потенциала  предприятий,
   включая   совершенствование  амортизационной  и  ценовой  политики,
   развитие  лизинговой  деятельности,  создание  эффективной  системы
   страхования  инвестиций,  развитие рынка  инвестиционных  проектов,
   мероприятия   по  государственной  поддержке  малого   и   среднего
   бизнеса.
       Для    активизации   внутреннего   инвестиционного   потенциала
   белорусских     и    российских    предприятий    предусматривается
   согласование    подходов   по   совершенствованию   амортизационной
   политики  в соответствии с Программой экономического сотрудничества
   между   Республикой  Беларусь  и  Российской  Федерацией  в  рамках
   Союзного государства на 2000 - 2005 гг.
       В   Республике  Беларусь  продолжится  разработка   нормативно-
   правовой базы новой амортизационной политики. В частности,  в  2002
   г.  введены  Положение  о порядке начисления  амортизации  основных
   средств    и    нематериальных   активов   и    Общегосударственный
   классификатор основных средств и нематериальных активов.  Одним  из
   достоинств  составляющих Положения является то, что содержащийся  в
   нем  механизм  дает  возможность формировать оптимальное  сочетание
   различных  способов  и методов начисления амортизации  в  отношении
   каждого   отдельного  объекта  основных  средств  и  корректировать
   выбранную модель амортизации на протяжении всего их срока службы  в
   зависимости от условий производства.
       Новая   амортизационная   политика  основывается   на   гибкой,
   многовариантной  системе  норм  и  правил  начисления  амортизации,
   позволяющей  юридическим  лицам самостоятельно,  исходя  из  своего
   экономического   положения,  определять  параметры  амортизационных
   отчислений  на  воспроизводство основных средств  и  нематериальных
   активов   с   предоставлением  комплекса   экономических   стимулов
   целевого использования амортизации.
       За  счет  средств  государственного бюджета  в  Беларуси  будут
   финансироваться   в   первую  очередь  объекты   социальной   сферы
   (здравоохранение,  образование, культура,  социальное  обеспечение,
   наука,     спорт,    жилищно-коммунальное    хозяйство),    решение
   экологических  и  других государственных проблем.  В  то  же  время
   сохранится    практика    бюджетной    поддержки    особо    важных
   инвестиционных проектов производственного назначения,  связанных  с
   экспортом  продукции, решением проблем импортозамещения и  развития
   производств,  основанных  на новых и высоких  технологиях.  На  эти
   цели  в  2003  г.  выделяется до 37% общего объема  государственных
   капитальных  вложений на условиях конкурсного отбора инвестиционных
   проектов.
       Приоритетами государственного инвестирования в России в  рамках
   Федеральной  адресной инвестиционной программы в 2003 -  2005  гг.,
   как и в предшествующие годы, остаются:
       развитие   объектов   социальной   инфраструктуры   федеральной
   значимости,  инвестирование в рамках приоритета  "новое  поколение"
   (прежде  всего  в  инфраструктуру  образования,  здравоохранения  и
   культуру);
       развитие  стратегических  важных  для  страны  инфраструктурных
   объектов    и    технически    сложных   систем    жизнеобеспечения
   (транспортной,   телекоммуникационной   инфраструктуры    и    др.)
   федеральной  значимости,  а также объектов  прямой  ответственности
   государства     (техническое     перевооружение     и      развитие
   производственных   мощностей   организаций   оборонно-промышленного
   комплекса и др.);
       государственная    поддержка   развития    материальной    базы
   фундаментальных   научных  исследований,  инвестиции   в   развитие
   высокотехнологичных  и  наукоемких  производств,   секторов   новой
   экономики,        обеспечивающих        высокий        интегральный
   народнохозяйственный эффект.
       Одним  из  эффективных  источников  финансирования  капитальных
   вложений является лизинг, который в развитых странах составляет  25
   -  30% общего объема производственных инвестиций (в Беларуси в 2001
   г.  -  2%).  Необходимо дальнейшее развитие этой формы  привлечения
   международного  капитала  для обновления и расширения  производств,
   прежде  всего  в рамках Лизинговой конфедерации (союза)  стран  СНГ
   (СНГЛИЗИНГ)   для   осуществления   межгосударственных   лизинговых
   проектов  и  программ.  В связи с переходом в  2003  г.  Республики
   Беларусь  на  новые  условия амортизации и учета  основных  средств
   появляются  условия  для  разработки Закона  о  лизинге  в  Союзном
   государстве.
       Увеличению  притока иностранного капитала должна способствовать
   реализация    мероприятий   Национальной   программы    привлечения
   инвестиций  в экономику Республики Беларусь на период до  2010  г.,
   касающихся    непосредственно   проблем   привлечения   иностранных
   инвестиционных  ресурсов,  в  том  числе:  прямых   и   портфельных
   инвестиций,  кредитов, защиты прав инвесторов, создания современной
   инвестиционной    инфраструктуры    и    системы    информационного
   обеспечения потенциальных иностранных инвесторов.
       На  улучшение  инвестиционного климата  в  Беларуси  направлено
   ускорение    процессов   реструктуризации   и   акционирования    с
   привлечением  к участию в них внешних инвесторов (прежде  всего  из
   Российской  Федерации),  развитие системы страхования,  определение
   перечня  концессионных объектов, развитие СЭЗ  (включая  разработку
   комплексных   программ   их   развития),   повышение   качества   и
   стабильности нормативно-правовой базы.
       Привлечению  иностранных инвесторов в экономику Беларуси  будет
   способствовать   расширение  сотрудничества   с   МВФ,   проводимая
   подготовительная работа по вступлению в ВТО.
       В  частности,  вступил в действие принципиально новый  правовой
   акт    -    Инвестиционный   кодекс,   направленный   на   создание
   благоприятных  условий вложения зарубежного  капитала.  В  развитие
   положений   Инвестиционного  кодекса  в  текущем   году   завершена
   разработка  правовых норм по заключению инвестиционных договоров  с
   Республикой  Беларусь. Инвестиционный договор обеспечивает  частным
   инвесторам    при   создании   юридических   лиц   с   иностранными
   инвестициями  и  реализации  эффективных  инвестиционных   проектов
   дополнительные   гарантии  государства   в   части   налогового   и
   таможенного  режима,  экологических норм, обязательства  по  выдаче
   инвестору  разрешительных  документов, необходимых  для  реализации
   инвестиционного  проекта, право инвестора на  вывоз  из  Республики
   произведенной продукции и получения прибыли и др.
       Для  обеспечения  последовательной государственной  политики  в
   области  иностранных  инвестиций в 2001 г.  создан  Консультативный
   совет  по  иностранным инвестициям при Совете Министров  Республики
   Беларусь.   Действующие  при  Консультативном   совете   Постоянный
   комитет    и   рабочие   группы   разрабатывают   предложения    по
   совершенствованию законодательства, налоговой политики,  таможенных
   процедур,  развитию свободных экономических зон (СЭЗ), направленные
   на   создание  благоприятного  инвестиционного  климата  и   имиджа
   Республики.
       Реализация    намеченных   мер   позволит   через   объединение
   экономических  и  финансовых интересов двух стран  выйти  на  новый
   уровень   инвестиционных  взаимоотношений.   Рост   общего   объема
   инвестиций   в   основной   капитал   за   счет   всех   источников
   финансирования  в  2003 г. ожидается в Республике  Беларусь  112  -
   113%, в Российской Федерации - 106,3 - 107,5%.
   
            9. Прогноз развития материального производства,
         народнохозяйственных комплексов и отраслей экономики
   
       Прогноз  динамики макроэкономических показателей, отраслевой  и
   воспроизводственной   структуры   экономики   Республики   Беларусь
   осуществлен  во  взаимосвязи с предполагаемым развитием  отраслевых
   комплексов     и    совершенствованием    применяемых    технологий
   производства,   наличием   и   более  рациональным   использованием
   потребляемых  ресурсов, а также исходя из сложившейся экономической
   ситуации   и   необходимости   решения   стратегических   задач   в
   соответствии  с  социальной направленностью развития  экономики  по
   достижению  целевых параметров уровня жизни населения. В  комплексе
   это  предполагает возможным обеспечить в 2003 г. более  высокие  по
   сравнению  с  2001 г. темпы прироста ВВП (6 - 6,5% против  4,1%)  и
   формирование  его объемов преимущественно в сфере  промышленного  и
   сельскохозяйственного производства (соответственно,  27,1  и  9,4%)
   при  возрастании  роли сферы услуг, удельный вес  которой  составит
   43,8%.
       Как и в предыдущие годы, основным фактором экономического роста
   в  Беларуси  будет оставаться фактор внутреннего спроса.  При  этом
   уровень  реальных  доходов  населения и  выделяемые  на  инвестиции
   ресурсы  в  прогнозном  периоде практически не  окажут  влияния  на
   изменение  соотношений  потребительского и инвестиционного  спроса.
   Доля  конечного  потребления в структуре ВВП  в  2003  г.  составит
   80,9%  против 81,6% в 2002 г., а валового накопления -  23%  против
   21,5%.   Увеличение  объема  выделяемых  ресурсов  для  обеспечения
   внутреннего  спроса  в значительной мере связано  с  прогнозируемым
   изменением экспортно-импортных операций.
       Прогноз  динамики ВВП России осуществлен на основе  прогноза  и
   согласования  производства по отраслям экономики, а также  прогноза
   основных  компонент конечного спроса в принятых  условиях  развития
   экономики.  В  соответствии  с  расчетами  в  2003  г.   рост   ВВП
   Российской  Федерации оценивается в 3,5 - 4,4%. Как и  в  Беларуси,
   рост   ВВП   России  в  прогнозном  периоде  будет   обусловлен   в
   преобладающей  мере расширением внутреннего спроса,  основанном  на
   увеличении  доли  потребительских  расходов.  При  этом  наибольшее
   влияние   на   рост   ВВП  окажут  отрасли  инвестиционной   сферы,
   производство товаров конечного потребления, а также платные  услуги
   населению.    В    структуре   использования   ВВП   предполагается
   увеличивать долю потребления домашних хозяйств с 49,6%  в  2001  г.
   до  52,2%  в  2003  г.  и 55% в 2005 г. При сокращении  потребления
   государственного  сектора  и чистого экспорта  товаров  и  услуг  в
   структуре  использования  ВВП  России  предусматривается  увеличить
   долю валового накопления - с 22% в 2001 г. до 22,6% в 2003 г.
       Наряду  с  более интенсивным инвестированием реального  сектора
   экономики  преимущественно за счет внутренних средств,  обеспечение
   экономического  роста  Союзного государства, в  прогнозном  периоде
   предусматривается  осуществлять как за  счет  расширения  масштабов
   выпуска  товаров  и  услуг, так и за счет  повышения  эффективности
   использования сырья и материалов. Существенны различия  в  динамике
   отраслей,    производящих   конечную    продукцию    и    топливно-
   энергетические   ресурсы   в  России  и   Беларуси,   обуславливают
   различный   уровень   снижения   энергоемкости   производства.   По
   отношению  к  ВВП России он составит 2 - 3% в год, а в  Беларуси  -
   4,5    -   5,5%.   При   этом   преобладающую   роль   в   снижении
   энергопотребления   будут   занимать  структурные   преобразования,
   связанные  со смещением приоритетов в экономике на более ускоренное
   развитие   отраслей,   ориентированных  на  предоставление   услуг,
   внедрение     ресурсосберегающих    технологий     и     проведение
   целенаправленной ценовой политики в сфере регулирования тарифов  на
   продукцию естественных монополий.
       Важным  фактором  обеспечения экономического роста  в  отраслях
   Союза  в прогнозном периоде станет более рациональное использование
   трудовых ресурсов при повышении стимулирующей роли оплаты труда.  В
   этих  целях  наряду  с  повышением  доли  заработной  платы  в  ВВП
   предусматривается  ее стабилизация и последующее  сближение  темпов
   роста производительности труда и уровня заработной платы.
       Как и в предыдущий период, в 2003 г. важнейшей частью конечного
   спроса и одним из факторов обеспечения темпов экономического  роста
   в  странах  Союза  будет  оставаться внешнеэкономический  спрос.  В
   прогнозном  периоде  предусматривается последовательное  увеличение
   объемов   российского   и   белорусского   экспорта   товаров   при
   одновременном  росте  импорта. При этом темпы роста  импорта  будут
   оставаться высокими. Чистый экспорт товаров и услуг по отношению  к
   ВВП в 2003 г. составит в России 9,8% и в Беларуси (- 3,9%).
   
       9.1. Промышленность
       Основными  целями развития промышленности Союзного  государства
   является  повышение конкурентоспособности продукции и  технического
   уровня производства, расширение внутреннего и внешних рынков  сбыта
   производимой   продукции,   замещение   импортной    продукции    и
   обеспечение стабильного наращивания объемов производства.
       Основными   механизмами  реализации  поставленной  цели   будут
   государственные  и  отраслевые  целевые  программы,   осуществление
   гибкой   таможенной  тарифной  политики,  применение  благоприятных
   таможенных   режимов   использования  импортного   технологического
   оборудования  и  других  видов продукции,  долгосрочные  банковские
   кредиты, расширение использования финансового лизинга.
       Первостепенными задачами в достижении основных  целей  развития
   промышленности     станут     институциональные     преобразования,
   активизация  политики реформирования предприятий,  направленная  на
   совершенствование  системы  управления,  повышение  ответственности
   руководителей  за  последствия  принимаемых  решений,  формирование
   эффективно  функционирующих  субъектов хозяйствования  разных  форм
   собственности,   снижение  издержек  производства  и   кардинальное
   улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
       Предусматривается создание благоприятных условий  для  взаимных
   вложений  инвестиций  в  проекты и другие  мероприятия,  реализация
   которых  обеспечивает  взаимные выгоды  и  экономические  интересы;
   содействовать  расширению  продвижения на  внутренние  рынки  стран
   России  и  стран  СНГ  товаров собственного производства,  особенно
   продукции    машиностроительного    комплекса,    более    широкого
   использования  достигнутых в рамках Содружества договоренностей  по
   развитию    производственной   кооперации   и   специализации.    В
   особенности  процесс  интеграции касается взаимодействия  России  и
   Беларуси,  развитие сотрудничества между которыми ориентировано  на
   реализацию  Договора  о создании Союзного государства  и  Программы
   действий  по  реализации его положений, а также  подписанных  в  их
   рамках других основополагающих документов.
       Так,  начиная  с  2000  г.  постоянно  выполняется  мероприятие
   "Проведение   единой  структурной  политики  Союзного  государства,
   связанной     с    реформированием    бюджетной,    налоговой     и
   производственной    сфер,    решением    проблем    неплатежей    и
   реструктуризации  банковской системы". В рамках  этого  мероприятия
   реализуется Соглашение между Правительством Республики  Беларусь  и
   Правительством    Российской   Федерации   о   проведении    единой
   структурной  промышленной политики. Утверждены основные направления
   реализации   указанного   Соглашения   и   разработаны   конкретные
   мероприятия,  включающие  развитие  производственно-технологической
   кооперации,  разработку  и  реализацию  совместных  государственных
   российско-белорусских  программ,  создание  и  развитие  совместных
   хозяйственных  структур, в том числе межгосударственных  финансово-
   промышленных групп.
       Разработка   и   реализация  единого   подхода   к   проведению
   структурной  политики  развития  промышленных  комплексов  Союзного
   государства  в  прогнозном  периоде  явится  эффективным   фактором
   стратегии  экономического развития Беларуси  и  России.  Исходя  из
   этого,   Прогноз  развития  отраслей  промышленности  в   2003   г.
   предусматривает    увеличение    общего    объема     промышленного
   производства против оценки 2002 г. в Российской Федерации на 3,2  -
   4,1%,  в  Республике Беларусь - на 4 - 4,5%. При  этом  опережающий
   прирост российского производства предполагается в машиностроении  и
   металлообработке  (4  -  5%),  нефтедобыче  (1  -   5%),   угольной
   промышленности (6 - 11%) и промышленности строительных  материалов.
   В  белорусской  промышленности приоритетное развитие получат  такие
   отрасли,   как  машиностроение  и  металлообработка  (4  -   4,5%),
   топливная  (5  -  6%), лесная, деревообрабатывающая  и  целлюлозно-
   бумажная промышленность (5 - 5,5%), черная металлургия (4 - 5%).
       Производственно-хозяйственная деятельность отдельных комплексов
   и   отраслей   промышленности  Союзного  государства  в  прогнозном
   периоде характеризуется следующим образом.
       Интенсификация  интеграционных процессов по развитию  топливно-
   энергетических   комплексов  Российской  Федерации   и   Республики
   Беларусь   будет  осуществляться  в  рамках  Договора  о   создании
   Союзного   государства.  Принято  Соглашение  между  Правительством
   Республики   Беларусь  и  Правительством  Российской  Федерации   о
   создании  равных  условий  в  области ценовой  политики  на  основе
   осуществления  государственного  регулирования  цен  и  тарифов  по
   единому  перечню  продукции  (услуг),  в  основном  относящейся   к
   продукции  (услугам)  естественных монополий, продукции  (услугам),
   закупаемой  преимущественно  государствами-участниками,  и   другой
   продукции (услугам), исходя из экономически обоснованных  затрат  и
   получения   необходимой  прибыли  субъектами  хозяйствования.   Для
   создания   единых   экономических  условий  доступа   к   продукции
   естественных  монополий  будет  продолжена  работа  по   унификации
   законодательства  в  данной  сфере. В частности,  предусматривается
   принятие   в  Республике  Беларусь  унифицированных  с  российскими
   Законов:    "О   естественных   монополиях",   "О   государственном
   регулировании  тарифов  на электрическую и  тепловую  энергию",  "О
   газоснабжении";  унификация нормативно-правовых  актов  государств-
   участников  в  области  ценообразования,  определяющие  принципы  и
   порядок  установления  регулируемых  государством  цен/тарифов   на
   продукцию  (услуги) предприятий топливно-энергетического комплекса;
   обеспечение  единых  условий функционирования электроэнергетических
   систем  государств-участников с едиными основами ценообразования  и
   порядком   регулирования  и  применения  тарифов  на  электрическую
   энергию   на   союзном   оптовом   рынке   электрической   энергии;
   осуществление  мер по подготовке к созданию в 2003  г.  белорусско-
   российского газотранспортного предприятия.
       Продолжится работа по созданию единого оптового рынка перетоков
   электроэнергии  с  едиными  принципами  установления  тарифов   для
   потребителей   Беларуси  и  России,  а  также  по  реструктуризации
   электроэнергетической отрасли как в России,  так  и  в  Беларуси  с
   целью    развития    конкуренции   и   активизации   инвестиционной
   деятельности.   В   частности,  это   открывает   перспективы   для
   модернизации      электростанций     на     основе      современных
   высокоэкономичных энергоблоков с парогазовым циклом.
       В  соответствии  с  Балансом  топливно-энергетических  ресурсов
   Союзного   государства  в  связи  с  увеличением  спроса   основных
   потребителей  электроэнергии  ее  выработка  в  2003  г.  в  России
   прогнозируется в объеме 903,8 млрд. кВт. ч (101,9%  к  оценке  2002
   года),  экспорт российской электроэнергии в Беларусь  останется  на
   уровне  2002  г.  и  составит 5,5 млрд. кВт. ч. Объем  производства
   электроэнергии в Беларуси составит 27,4 млрд. кВт. ч в 2003 г.
       В    нефтедобывающей   промышленности   России   предполагается
   проведение  нефтяными компаниями разведочных  работ  и  последующий
   ввод   в   эксплуатацию  новых  месторождений,  увеличение  объемов
   эксплуатационного   бурения   и  сокращение   фонда   простаивающих
   скважин,    реализация   гарантий   недискриминационного    доступа
   производителей  нефти к магистральному трубопроводному  транспорту.
   Намечается  дальнейшее  освоение  высокопродуктивных  месторождений
   нефти  на  севере  Европейской части страны, Западной  и  Восточной
   Сибири  и  на  шельфе морей. Объем эксплуатационного бурения  нефти
   должен возрасти в 2005 г. в 2 раза по сравнению с 2001 г. При  этом
   Российская Федерация предусматривает рост экспорта нефти в 2003  г.
   на  3 - 4% к оценке 2002 г. В 2005 г. рост экспорта составит 120  -
   133% к уровню 2001 г. Продолжение взаимовыгодного сотрудничества  с
   Россией   в  области  поиска,  разведки  и  добычи  нефти  позволит
   компенсировать Беларуси некоторое снижение добычи нефти,  росту  ее
   импорта из Российской Федерации.
       Ожидаемое   увеличение   поставок  нефти   в   Беларусь   будет
   способствовать      наращиванию      объемов      продукции       в
   нефтеперерабатывающей промышленности в 2003 г.  на  105%  к  оценке
   2002  г. Процесс акционирования предприятий белорусской нефтехимии,
   в   частности   РУП   "ПО   "Нафтан",   повысит   привлекательность
   нефтепереработки  для  российских  инвесторов.  На  Мозырском   НПЗ
   предполагается  завершить третий и четвертый этапы реконструкции  к
   концу   2003  г.,  включающие  внедрение  процесса  визбрекинга   и
   строительство  комплекса  каталитического  крекинга,  что  позволит
   увеличить глубину переработки нефти до 80 - 84%.
       В   газовой   промышленности  России  основными   направлениями
   реформирования  отрасли являются совершенствование  организационной
   структуры    и    создание    условий    развития    рынка    газа.
   Предусматривается активизация инвестиционной политики и  увеличение
   объема  капитальных  вложений  за счет приоритетного  использования
   средств,  полученных  от  экспорта  газа.  Объем  добычи  газа   по
   прогнозу  по  1  варианту  на 2003 г. составит  600  млрд.  куб.  м
   (100,3%  к  оценке  2002 г.). Предполагаемый  рост  добычи  газа  в
   России и увеличение его экспорта в Беларусь (до 19 млрд. куб.  м  к
   2005   г.)   полностью   удовлетворит  спрос  электроэнергетических
   отраслей Союзного государства.
       Для    развития   черной   металлургии   Республики    Беларусь
   неблагоприятным  является  то обстоятельство,  что  в  2003  г.  не
   ожидается  улучшение  состояния конъюнктуры мирового  рынка  черных
   металлов,    т.е.    увеличения   спроса   и   уровней    цен    на
   металлопродукцию.  К примеру, США - крупнейший в  мире  потребитель
   продукции  черной  металлургии  -  повысили  в  2002  г.   до   30%
   таможенную  пошлину на ввозимую в страну металлопродукцию  с  целью
   ограничения  импорта и создания благоприятных условий для  развития
   собственного  производства металлопродукции. К неблагоприятным  для
   развития  отрасли факторам следует также отнести неполную  загрузку
   мощностей  на  предприятиях черной металлургии  и  медленные  темпы
   наращивания  объемов потребления металлопродукции  строительными  и
   машиностроительными  комплексами стран СНГ. Согласно  прогнозов,  в
   ближайшие  2 - 3 года в сфере продаж металлопродукции не  ожидается
   роста активности.
       В  этой  связи  достижение в 2003 г. и  в  период  до  2005  г.
   увеличение  объемов  производства  металлопродукции  потребует   от
   предприятий   отрасли  приложить  значительные   усилия   в   части
   повышения качества выпускаемой продукции, снижения затрат  ресурсов
   на   ее   производство   и   реализацию,   что   позволит   сделать
   металлопродукцию  привлекательной для потребителей  по  соотношению
   качество/цена.
       В  целях  обеспечения  защиты российско-белорусского  рынка  от
   импортеров  металлопродукции  и для  поддержки  на  внешних  рынках
   отечественных экспортеров представляется целесообразным  на  уровне
   Правительства  Республики  Беларусь  и  Правительства  России   при
   участии  производителей и экспортеров металлопродукции  разработать
   и  реализовать  соответствующие меры. У белорусских  производителей
   металлопродукции имеется существенный резерв по увеличению  объемов
   производства  и  продаж  продукции, связанный  с  увеличением  доли
   удовлетворения потребностей внутреннего рынка за счет  собственного
   производства.
       Представляется  полезным  для  развития  предприятий  России  и
   Беларуси  использовать опыт транснациональных  корпораций  в  части
   координации  научно-технической деятельности, обмена  прогрессивной
   научной  информацией  на взаимовыгодной основе,  а  также  в  части
   координации деятельности в производственной и коммерческой сферах.
       Лидирующие позиции в Беларуси в производстве и экспорте проката
   черных  металлов занимает Белорусский металлургический  завод,  вся
   продукция  которого  сертифицирована  на  соответствие  требованиям
   стандартам  качества  стран  ЕЭС, а  система  управления  качеством
   продукции на предприятии сертифицирована на соответствие ИСО  9002.
   В  настоящее  время на предприятии осуществляется переход  к  более
   современной  системе  качества  - QS 9000.  Предприятие  непрерывно
   проводит   работы   по   технической   модернизации   используемого
   оборудования  и  совершенствованию применяемых  технологий.  Так  в
   2002 г. на эти цели планируется использовать 24,9 млн. долл. США.
       Высокое  качество  производимого в Республике Беларусь  проката
   черных  металлов  и относительно низкие уровни  цен  на  него  дают
   основания  предположить, что в 2003 г. объем  производства  проката
   черных  металлов по сравнению с предыдущим годом возрастет на  4  -
   5%.
       Основной задачей химической и нефтехимической промышленности  в
   2003   г.  является  укрепление  экспортного  потенциала  за   счет
   увеличения   выпуска   конкурентоспособной  продукции   на   основе
   внедрения   ресурсо-   и  энергосберегающих   экологически   чистых
   технологий.  К оценке 2002 г. общий рост объема продукции  составит
   103  - 103,5% как в Беларуси, так и в России. Приоритетное развитие
   получат  производство волокон и нитей химических, производство  шин
   для   грузовых   автомобилей;  продолжится  умеренное   наращивание
   объемов минеральных удобрений.
       В    целях    сохранения   потенциала   отрасли    и    подъема
   конкурентоспособности  химической  и  нефтехимической  продукции  в
   2003  г.  предусматриваются  активизация  процессов  реформирования
   белорусских  предприятий,  а также обновления  основных  фондов  на
   базе  внедрения  нового экологически чистого и  ресурсосберегающего
   оборудования.
       В  машиностроительном комплексе Союзного государства в  2003  -
   2005   гг.   прогнозируются   устойчивые   темпы   развития.   Рост
   производства в 2003 г. составит в Беларуси и России 104  -  105%  к
   оценке   2002   г.   Тенденция  устойчивого   наращивания   объемов
   производства,  экспортного  потенциала  и  внутреннего  спроса   на
   продукцию машиностроения Беларуси и России сохранится и до 2005 г.
       Наращивание  производственного и экспортного потенциалов  будет
   способствовать    улучшению   финансово-экономического    состояния
   предприятий      отрасли,     увеличению     их      инвестиционной
   привлекательности,   проведению   модернизации    и    технического
   перевооружения  существующих мощностей на базе  внедрения  новейших
   технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих.
       Опережающими      темпами      предусматривается       развитие
   экспортоориентированных     и    импортозамещающих     производств:
   автомобильной  промышленности, тракторного и сельскохозяйственного,
   химического      и      нефтехимического,     строительно-дорожного
   машиностроения,  а  также  машиностроения  для  легкой  и   пищевой
   промышленности, производства потребительских товаров.
       В    электронной   промышленности   продолжится    модернизация
   производств  в  рамках  действующей  межгосударственной  финансово-
   промышленной  группы  "Электронные технологии"  на  основе  целевой
   научно-технической   Программы  "Разработка  и   создание   оптико-
   механического   и   контрольно-измерительного   оборудования    для
   создания  интегральных  схем, электронных компонентов  специального
   назначения",   предусматривающей   разработку   и    внедрение    в
   промышленное  производство изделий микроэлектроники по субмикронной
   технологии,   которая  обеспечит  построение  принципиально   новой
   элементной   базы   для   создания  наукоемкой  конкурентоспособной
   продукции    в    основных   отраслях   промышленности.    Создание
   субмикронного   производства   интегральных   микросхем    позволит
   увеличить  их производство в Беларуси на 104,7%, экспорт  в  Россию
   возрастет  в  1,5  раза.  В России прогнозируется  реконструкция  и
   технологическое  перевооружение ряда предприятий  отрасли  с  целью
   освоения  серийного производства интегральных схем нового поколения
   с  технологическими нормами 0,5 - 0,35 мкм, а также завершения  ОКР
   мирового   уровня   в   области   квантовой   электроники,   систем
   отображения  информации  на основе плоских  жидкокристаллических  и
   газоразрядных   панелей,   электронно-оптических   преобразователей
   нового поколения и других.
       В     оптическом     производстве     реализация     Совместной
   межгосударственной   программы  в  рамках   создаваемого   Союзного
   государства    "Разработка   опережающих   технологий    "двойного"
   применения   и  гаммы  современного  оптического  оборудования   на
   принципах      управляемого     формообразования,      инструмента,
   метрологического   оснащения,   обеспечивающих   создание   оптико-
   механических   и   оптико-электронных  изделий  нового   поколения"
   ("Лазерные   технологии   XXI   века")  обеспечит   государственные
   интересы  Союза  Беларуси  и  России  в  выходе  на  новый  уровень
   технологий    оптического   производства   в   области    оборонной
   промышленности и сохранения стратегической безопасности государств-
   участников Союза.
       На    предприятиях   автомобильной   промышленности    Союзного
   государства  продолжится модернизация и техническое  перевооружение
   предприятий  в  рамках  МФПГ "БелРусАвто",  интенсивное  обновление
   физически  и  морально изношенных фондов, что  обеспечит  повышение
   технического   уровня   белорусских   и   российских   автомобилей,
   автобусов  и будет способствовать созданию совместных с зарубежными
   фирмами  производств,  в  том числе сборочных.  Объем  производства
   грузовых автомобилей в Беларуси возрастет в 2003 г. на 5% к  оценке

Счетчики
 
Реклама
Разное