Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
30.06.2017
USD
59.09
EUR
67.5
CNY
8.72
JPY
0.52
GBP
76.73
TRY
16.83
PLN
15.93
 

ПРИКАЗ МПТР РФ ОТ 12.07.2002 N 134 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ" (ПТЭ-2001)

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   документации на видеокассету (пункт 7.9.15).
       При невозможности  проведения  просмотра  снятого материала на
   месте  съемки  просмотр  проводится  в   телеорганизации   старшим
   технического персонала ТЖК и телеоператором с проставлением оценки
   и  соответствующими  подписями  в  сопроводительной   документации
   (пункт 7.9.16).
       При проведении   записей  оперативного  характера  допускается
   отправка снятого  материала  на  монтаж  без  просмотра  на  месте
   съемки.
       7.5.11. Работы  с  ТЖК  в   пределах   города   проводятся   в
   соответствии    с   заявкой,   подаваемой   редакционно-творческим
   подразделением  (заказчиком)  в  координирующее  подразделение  не
   менее  чем  за  сутки  до  начала  работы.  Исключение  составляют
   оперативные выезды ТЖК, заявки на которые подаются в день выезда.
       В заявке должны быть указаны:
       - шифр  или  название  редакционно-творческого   подразделения
   (заказчика);
       - рабочее название съемки;
       - адрес проводимой работы;
       - время начала и окончания работы;
       - осветительное оборудование;
       - дополнительное технологическое оборудование;
       - учетные номера видеокассет.
       7.5.12. При организации выезда ТЖК в  командировку  заявка  на
   работу  должна подаваться не менее чем за 10 дней до начала работ.
   Исключение составляют оперативные выезды на особо важные работы.
       7.5.13. Распределение  ответственности  между  техническими  и
   редакционно-творческими (или заказчиком) службами  телеорганизации
   при   организации   выезда   и  командировок  с  ТЖК  производится
   аналогично организации выезда с ПТС.
       7.5.14. Оборудование   ТЖК   доставляется   к   месту   съемки
   автотранспортом,  порядок  обеспечения   которым   устанавливается
   руководством телеорганизации или договором с заказчиком.
       7.5.15. Выдача   видеокассет   для   съемки   с   ТЖК,   сдача
   видеоматериала  по  окончании  съемки,  размагничивание видеоленты
   осуществляется в соответствии  с  действующими  в  телеорганизации
   инструкциями.
       7.5.16. Ответственность за  техническое  состояние  аппаратуры
   ТЖК с момента ее получения до возвращения несут:
       - инженер (старший электромеханик) ТЖК - при использовании ТЖК
   с обслуживающим персоналом;
       - телеоператор -  при  использовании  ТЖК  без  обслуживающего
   персонала.
       7.5.17. Во  всех  случаях  поломки,  порчи,  утери  аппаратуры
   представителями  редакционно-творческого подразделения (заказчика)
   и  технического  подразделения  составляется  двусторонний  акт  с
   указанием обстоятельств происшедшего и конкретных виновников.
       7.5.18. При  получении  ТЖК  съемочной группой,  возглавляемой
   директором  (администратором),  ответственность   за   сохранность
   аппаратуры несет директор.
       7.5.19. Редакционно-творческое     подразделение    (заказчик)
   обеспечивает условия безопасной работы персонала телеорганизации и
   сохранность оборудования на выезде и в командировках.
   
                7.6. Оперативные информационные передачи
   
       7.6.1. Оперативные  видеоматериалы   информационных   передач,
   подготовленные к "эфиру",  могут не просматриваться предварительно
   ОТК  телеорганизации.  В  этом  случае  контроль  их  технического
   качества  осуществляется  техническим  персоналом  и режиссерскими
   бригадами  телеорганизации  (режиссерами  заказчика)  в   процессе
   работы.
       7.6.2. Киноматериалы  для  выдачи  в  эфир  переписываются  на
   видеоленту.
       7.6.3. Режиссерская бригада должна  привлекать  представителей
   технических  служб  для  решения  вопросов  включения  в  передачу
   материалов по их техническому  качеству,  определения  необходимых
   технических  и  программных  резервов  на  всех  этапах подготовки
   оперативных информационных передач.
       Технический персонал   обязан   предупредить    представителей
   редакционно-творческого  подразделения  (заказчика)  о  пониженном
   качестве используемых телекомпанией материалов.
       Решение о  возможности  использования  материала  в  программе
   принимает  представитель   редакционно-творческого   подразделения
   (заказчика).
       7.6.4. Ответственность за  техническое  качество  используемых
   исходных  материалов  и выдачу в "эфир" оперативных информационных
   материалов  пониженного  качества   несет   редакционно-творческое
   подразделение (заказчик).
       7.6.5. Технический   персонал,  обеспечивающий  информационные
   передачи,  привлекает ОТК для оценки качества сигналов изображения
   и звука, получаемых от внешних источников, при их прямом включении
   в передачу,  а также для  предварительного  просмотра  оперативных
   материалов в спорных и сомнительных случаях.
       7.6.6. Не  позднее  чем  за  15 минут до начала информационной
   передачи  во  все  заявленные  аппаратные   редакционно-творческое
   подразделение   (заказчик)  должно  представить  план  прохождения
   передачи  ("верстка",   монтажный   лист),   в   котором   указаны
   последовательность  и источники выдачи сюжетов,  включения студии,
   рекламы, внешних источников.
       7.6.7. Оперативные   изменения  порядка  прохождения  передачи
   должны немедленно доводиться редакционно-творческим подразделением
   (заказчиком)   до   всех   участвующих   в   передаче  технических
   подразделений.
       При воспроизведении в эфир с одного видеомагнитофона  сюжетов,
   записанных   на  разных  видеокассетах,  должны  предусматриваться
   перерывы  на  перезарядку.  Длительность  перерывов   определяется
   технологическими инструкциями в зависимости от типа оборудования.
       7.6.8. За 15 минут до начала  информационной  передачи  должны
   быть   прекращены   все   подготовительные  работы  в  формирующей
   аппаратной и проведены технические пробы.
       7.6.9. Порядок     подготовки    неоперативных    тематических
   информационных передач не отличается от порядка подготовки передач
   любого другого характера.
   
                 7.7. Организация проведения телемостов
   
       7.7.1. На  проведение   сложных   передач   с   использованием
   телемостов   по   заявке   редакционно-творческого   подразделения
   (заказчика)  разрабатываются  специальные  технологические  схемы,
   утверждаемые     руководством    телеорганизации.    Распоряжением
   руководства телеорганизации назначается технический  руководитель.
   Подготовительные  работы,  пробные  включения,  проверки трактов и
   оборудования заканчиваются не позднее чем за 2 часа до  проведения
   передачи.
       7.7.2. Технические средства телеорганизации, задействованные в
   передаче,   технический   персонал  сдает  редакционно-творческому
   подразделению  (заказчику)  для  проверки  за  1  час  до   начала
   передачи.
       7.7.3. Проверка  технических  средств   редакционно-творческим
   подразделением  (заказчиком)  должна быть закончена за 30 минут до
   начала передачи.
       7.7.4. Регламентные проверки  готовности  технических  средств
   устанавливаются и утверждаются руководством телеорганизации.
       7.7.5. Регламент  подготовки  и   проверки   внешних   трактов
   определяется   соответствующими   положениями,   согласованными  с
   операторами связи, и договорами с ними.
       7.7.6. При  проведении  передач  с  использованием  телемостов
   техническим     персоналом     телеорганизации      осуществляются
   подготовительные  работы  и  проверка  прохождения  телевизионных,
   звуковых  и  других  (вспомогательных)  сигналов  на  соответствие
   требованиям   ГОСТ   и   стандартов,   специально   оговоренным  в
   утвержденной технологической схеме.
       Обязательному периодическому  контролю со стороны технического
   персонала  телеорганизации  в  период  проведения   и   подготовки
   передачи подлежат следующие параметры сигналов:
       - соответствие видеосигнала соответствующему стандарту ТВ;
       - размах видеосигнала;
       - размах синхросигнала;
       - размах немодулированной поднесущей;
       - наличие и размах импульсов опознавания стандарта "SECAM";
       - фазовые искажения для систем "PAL", "NTSC";
       - полный размах видеосигнала;
       - отсутствие    видимых   искажений   видеосигнала,   мешающих
   восприятию;
       - уровень звукового сигнала;
       - отсутствие нелинейных искажений и тресков звукового сигнала;
       - отсутствие  заметного  сдвига  между  яркостным  и  цветовым
   контуром (проверяется субъективно);
       - отсутствие  временного  согласования  между  изображением  и
   звуком (проверяется субъективно или с помощью прибора ИВР-1).
   
             7.8. Световое оформление телевизионных передач
   
       7.8.1. Ответственным   за   световое  оформление  телепередачи
   является телеоператор, назначенный ведущим по данной передаче.
       7.8.2. Телеоператор, ведущий передачу сложной формы, участвует
   в  работе  творческой  бригады,  начиная  с  чтения  сценария,   и
   совместно  с видеорежиссером определяет световое решение всех сцен
   передачи.  При  использовании  нестандартных  решений  и  эффектов
   телеоператор    привлекает   к   разработке   световой   партитуры
   представителей АСБ и цеха спецосвещения.
       Основанием работ по студийному спецосвещению являются:
       - расписание передач;
       - расписание записей и репетиций;
       - распоряжение отдела координации.
       Основанием работ по внестудийному спецосвещению являются:
       - недельное расписание работ;
       - расписание работ передвижных средств ТВ;
       - заявка отдела телеоператоров.
       Технические требования  к  системам  постановочного  освещения
   приведены в пункте 6.3.
       7.8.3. При световом оформлении студийных передач  схема  света
   (световая   партитура)   согласовывается   с   руководством   цеха
   спецосвещения и передается в цех спецосвещения не позднее  чем  за
   трое суток до начала трактовых репетиций.
       7.8.4. Световая партитура включает в себя следующие сведения:
       - типы необходимых осветительных приборов и их количество;
       - типы приборов и оборудования для световых эффектов;
       - план  размещения  оборудования  спецосвещения  в студии,  на
   площадке;
       - состав   дополнительного,   вспомогательного  и  арендуемого
   оборудования  (тубусов,  шторок,  светофильтров,  рассеивателей  и
   т.д.);
       - очередность использования групп светильников.
       7.8.5. При   подготовке   светового   оформления  телепередачи
   производится установка света, обеспечивающая выполнение требований
   ведущего  оператора к художественно-световому оформлению,  уровням
   освещенности и световому балансу.  Установка света в студии или на
   внестудийном  объекте  согласовывается со старшим по АСБ или ПТС и
   производится осветителем под руководством телеоператора.
       В установку света входят следующие работы:
       - ориентация подвесных и напольных осветительных приборов;
       - экспонометрический контроль и светорегулирование приборов;
       - определение  световых  переходов  и  формирование   световых
   программ.
       Внимание! В связи с вредным  воздействием  света  на  человека
   освещенность  на  игровой  площадке  не  должна  превышать 2000 лк
   (особенно в дикторских студиях).
       7.8.6. Световая  партитура  должна  быть  отработана  с учетом
   используемых    ТВ    камер    и     необходимости     обеспечения
   стандартизированных  параметров  ТВ  сигнала  на  выходе камерного
   канала.
       7.8.7. Окончательная   корректировка   света   проводится  для
   обеспечения необходимого художественного и  технического  качества
   изображения.   Она   должна  осуществляться  после  окончательного
   определения  планов  камер,   учета   костюмов,   грима   и   т.д.
   Корректировка  света в студии должна быть закончена не позднее чем
   за 15 минут, на выезде - за 30 минут до начала передачи, записи.
       В корректировку света входят:
       - незначительные изменения  в  ориентации  приборов,  световых
   программах и переходах;
       - окончательная установка светового баланса.
       При установке  света  в  студии  до начала передачи люксметром
   следует провести замеры освещенности на игровой площадке.
       Расхождение в    цветовой    температуре   источников   света,
   одновременно  освещающих  объект  передачи,  не  должно  превышать
   +/- 50 К.
       Колебания цветовой  температуры  источников  света,  вызванные
   общим  понижением  напряжения  в  сети осветительных приборов,  не
   должны превышать 175 К,  что соответствует снижению напряжения  на
   30 В.
       Снижение напряжения   питания   на   отдельных   осветительных
   приборах недопустимо. Снижение напряжения питания источников света
   до уровня,  равного 80%  от номинала,  допускается в случаях, если
   эти    осветительные    приборы    освещают   фон,   достоверность
   цветопередачи которого необязательна. При этом в их свет не должны
   попадать актеры,  дикторы,  детали объектов, требующие достоверную
   цветопередачу.
       7.8.8. Применение  цветного  освещения при световом оформлении
   передач  информационно-публицистического  характера,   спектаклей,
   игровых  номеров  допустимо только в том случае,  когда прямой или
   отраженный цветной свет не попадает на лицо диктора,  комментатора
   или актера.  Попадание цветного света на лицо допускается только в
   тех случаях,  когда это оправдано  режиссерским  или  операторским
   решением  (например:  отсвет  от  камина  или костра,  специальные
   световые спецэффекты в музыкальных шоу).
       7.8.9. Для    обеспечения    нормальной   работы   электронной
   рирпроекции необходимо соблюдение следующих условий:
       - цвет   и  отражающие  свойства  материала,  используемого  в
   качестве фона,  должны обеспечивать максимальный размах сигнала  в
   замещаемом канале;
       - освещенность фона должна составлять 1800 лк - 2000  лк.  При
   этом освещенность объекта должна составлять 1200 лк - 1500 лк;
       - освещение фона должно быть равномерным. Максимальный перепад
   освещенностей на фоне не должен превышать 150 лк (8%);
       - освещение  объекта  должно  включать  в  себя  все  элементы
   художественного  света  и  строиться таким образом,  чтобы тень от
   объекта не попадала на фон.
       7.8.10. Перед   началом  работ  следует  провести  проверку  и
   осмотр:
       - осветительного   оборудования   (целостность   сеток,   линз
   Френеля,  защитных  стекол;  страховку  приборов,  шторок,  рамок;
   исправность   изоляции   проводов,  кабелей;  крепление  напольных
   приборов);
       - состояния заземления корпусов приборов;
       - работоспособности системы резервирования;
       - состояния штативов и подвесного механооборудования;
       - состояния коммутационных приспособлений;
       - комплектности оборудования, закрепленного за данной студией;
       - целостности ламп в осветительных приборах (лампы с  истекшим
   сроком  горения необходимо заменить на новые.  Лампы накаливания с
   провисшей  нитью  накала,  потемневшие  или  с  другими  дефектами
   необходимо заменить до истечения срока горения);
       - наличия запасных ламп,  фильтров,  сеток,  шторок и  другого
   оборудования, необходимого для светового оформления передач.
       7.8.11. После окончания работ следует:
       - снять   питание   с   пульта   управления   освещением   или
   осветительных приборов (при отсутствии пульта);
       - отключить  кабели  от  напольных  осветительных  приборов  и
   свернуть их в бухты;
       - подвесные осветительные приборы поднять в верхнее положение;
       - сообщить обо всех возникших неисправностях старшему  по  АСБ
   или ПТС.
       Примечание. При продолжении съемки на следующий день отключать
   и  сворачивать кабели,  а также поднимать осветительные приборы не
   требуется.
   
       7.8.12. Установка  света   перед   передачами   простых   форм
   допускается  без  предварительной разработки партитуры,  по устным
   указаниям телеоператора.
       7.8.13. При  выезде  на  внестудийную съемку осветитель обязан
   принять по акту в исправном состоянии:
       - осветительные приборы;
       - коммутационные устройства;
       - штативы;
       - чемоданы и кофры для перевозки аппаратуры;
       - магистральный кабель и шнуры к приборам;
       - полностью заряженные аккумуляторные батареи;
       - новые и запасные лампы к осветительным приборам.
       После проведения съемок вся аппаратура должна  быть  сдана  по
   акту в исправном состоянии.
       Внимание! Запрещается  перевозить  осветительные   приборы   с
   лампами. Лампы в осветительные приборы должны вставляться на месте
   съемки.
       7.8.14. При  внестудийных  передачах подключение осветительной
   аппаратуры  к   местной   электросети   обеспечивает   организатор
   внестудийных   передач   или   лицо,   ответственное   за  съемки.
   Подключение осуществляется представителем службы энергообеспечения
   объекта, на котором ведется передача или запись.
       При питании осветительной  аппаратуры  от  ПЭС  подключение  и
   подача напряжения осуществляются машинистом ПЭС.
       7.8.15. При работе с ПТС или ТЖК осветители обязаны  выполнять
   указания ведущего телеоператора и подчиняются старшему (начальнику
   смены) по ПТС или ТЖК.
       7.8.16. При работе нескольких ТЖК на одном объекте назначается
   старший осветитель по всем группам.
       7.8.17. При  работе с ТЖК осветитель выезжает на съемку вместе
   с телеоператором.
       7.8.18. При   организации  записей  на  ТЖК  с  использованием
   осветительных приборов,  питающихся от  аккумуляторов,  необходимо
   учитывать время на замену аккумуляторов,  а в случае необходимости
   - и на перезарядку (10 - 15 часов).
   
         7.9. Организация работ в видеомагнитофонных аппаратных
   
       7.9.1. При назначении работ учитывается время, необходимое для
   подготовки  и проверки оборудования,  проведения технических проб,
   оформления документации в начале,  в течение и  в  конце  рабочего
   дня, а также в перерывах между работами.
       7.9.2. Нормативы на  технические  перерывы  устанавливаются  в
   зависимости  от  типов  оборудования  и  принятой  технологии  для
   аппаратных    разного    вида    и    утверждаются    руководством
   телеорганизации.
       7.9.3. Подготовка  оборудования  к  работе,  его  настройка  и
   технические  пробы  проводятся  в  соответствии  с  действующими в
   телеорганизации  инструкциями,  ТУ  (паспортами,  инструкциями  по
   эксплуатации)  на  оборудование,  рекомендациями производителей по
   его эксплуатации,  а также с учетом правил, указанных в разделе 11
   и в Приложении С.
       7.9.4. Запуск  и  остановка  видеомагнитофонов  осуществляются
   режиссером  дистанционно  или  по  его  команде   с   обязательным
   подтверждением   техническим   персоналом  принятия  и  выполнения
   команды.
       7.9.5. На видеомагнитофонах,  имеющих  сквозной  контроль,  во
   время    записи    записанная   видео-   и   звуковая   информация
   контролируется по сквозному каналу.
       7.9.6. По   окончании   записи   для   определения    качества
   видеозаписи необходимо провести ее просмотр:
       - в течение первой минуты после электронного ракорда;
       - последней минуты (без учета конечной заставки);
       - в  течение  одной  минуты  в  середине  записи  (с указанием
   отсмотренной минуты в сопроводительной документации).
       Выборочному контролю подлежат:
       - уровень сигнала яркости;
       - размах немодулированной поднесущей;
       - размах ССП;
       - уровень сигнала звукового сопровождения, который оценивается
   по индикатору уровня;
       - качество звукового сигнала.
       7.9.7. Ответственность за качество  записи  и  воспроизведения
   видеофонограмм,  а  также  контроль  за  техническими  параметрами
   телевизионного и звукового сигналов на входе и  выходе  аппаратной
   возлагается на старшего по аппаратной магнитной видеозаписи.
       7.9.8. Ответственность за техническое качество  произведенного
   электронного монтажа возлагается на монтажера.
       Примечание. Для  улучшения  качества   видео   и   звука   при
   проведении  монтажа  видеозаписей  в  аналоговых АМВ рекомендуется
   сокращать число перезаписей.
   
       7.9.9. За     техническое     качество    смонтированной    на
   мастер-кассете (программной кассете) программы (передачи,  сюжета)
   несут    ответственность    автор   программы,   видеомонтажер   и
   звукооператор.
       7.9.10. При    осуществлении    студийной   видеозаписи   (для
   последующего монтажа) отдельными фрагментами (сюжетами)  во  время
   подготовки  студии  к  записи  следующего  сюжета  просматривается
   последний  записанный  дубль  и  результат  просмотра   сообщается
   источнику записываемого сигнала.
       7.9.11. Техническая  служба  телеорганизации  имеет  право  на
   запись  технического дубля при возникновении технического брака во
   время записи.  В случае невозможности записи технического дубля  в
   отведенное   для   данной  передачи  время  редакционно-творческим
   подразделением (заказчиком) и координирующей службой  должно  быть
   найдено для записи другое время.
       7.9.12. Видеоносители  (кассеты)  с  обнаруженными   дефектами
   должны  быть  изъяты,  а  запись  технического  дубля  должна быть
   осуществлена на другой видеоноситель.
       7.9.13. Снижение качества, вызванное дефектами оборудования по
   тракту  и   обнаруженное   в   процессе   записи,   отмечается   в
   сопроводительной  документации  к  видеоносителю  (видеокассете) с
   указанием общего времени дефекта.
       7.9.14. В  процессе  записи  все  замечания,  обнаруженные  во
   входном видеосигнале, оперативно сообщаются источнику.
       7.9.15. На  всех  стадиях  видеозаписи  при  наличии  снижения
   качества   видеофонограммы   в  сопроводительной  документации  на
   видеоноситель (видеокассету) должны быть указаны:
       - названия сюжетов;
       - номер дубля;
       - поминутно  сюжеты  от начала передачи (по адресно-временному
   коду);
       - хронометраж и характер брака;
       - исходные данные источника брака;
       - заключение руководства заказчика о возможности использования
   сюжета.
       7.9.16. На каждую  видеофонограмму  (исходную,  перезаписанную
   или   смонтированную)   независимо   от   места   изготовления  (в
   телеорганизации или вне ее) оформляется сопроводительная карточка.
       Сопроводительная карточка    отражает    все    проводимые   с
   видеофонограммами работы, а также содержит:
       - информацию о начале передачи (код, начальный кадр);
       - шифр и индекс передачи;
       - хронометраж передачи;
       - время и место изготовления;
       - режим шумоподавления;
       - распределение информации по дорожкам;
       - редакторские ремарки;
       - замечания и оценку сюжетов передачи;
       - необходимые дополнительные сведения по качеству передачи.
       Карточка изымается   из   сопроводительной   документации    к
   видеокассете после размагничивания видеофонограммы.
   
             7.10. Особенности формирования звукового ряда
                        телевизионной программы
   
       7.10.1. Основные  технологические  принципы создания звукового
   ряда ТВ программы
       7.10.1.1. Звуковой   ряд  ТВ  передачи  является  неотъемлемой
   составной частью телепродукции.
       Требования к     организации     технологического     процесса
   формирования звука ТВ программы устанавливаются в  зависимости  от
   вида  телепродукции  (эфирная  программа,  программа  в  записи на
   видеоленте или диске и т.д.).
       При этом  для  временного и длительного фондового хранения,  а
   также международного обмена звуковой  ряд  может  записываться  на
   отдельном синхронном с видеоинформацией магнитном носителе.
       7.10.1.2. Источниками для формирования  звукового  ряда  могут
   быть:
       - оригиналы со звуковым сопровождением фрагментов ТВ программ;
       - микрофонные   каналы   пульта  звукорежиссера  (проводные  и
   радио);
       - внешние источники (магнитофоны, видеомагнитофоны, CD-плееры,
   мини-диски,  СЗТП,  внутригородские  линии  приема  сигналов  ПТС,
   междугородные каналы и др.);
       - каналы синхронного перевода.
       7.10.1.3. Звуковой ряд ТВ, как правило, создается одновременно
   с видеорядом программы,  при  этом  для  музыкальных  ТВ  программ
   формирование видеоряда рекомендуется проводить под фонограмму.
       Примечания. 1.  Видеозапись  под  фонограмму  обеспечивает  не
   только  лучшее  соответствие  видео-  и звуковой информации,  но и
   более  высокое  качество  звука,  а  также  облегчает  текущий   и
   последовательный  монтаж видеоряда.  Предварительно подготовленная
   музыкальная  фонограмма  может  быть  записана  с  более   высоким
   качеством,   чем   при  записи  из  акустически  неприспособленных
   помещений и даже из ТВ студий.
       2. При   создании   рекламных  роликов  уровень  звука  должен
   соответствовать номинальному значению.
   
       7.10.1.4. Формирование    звукового    ряда     осуществляется
   звукорежиссером,   на   которого  возлагается  ответственность  за
   художественное  и  техническое  качество  сформированной  звуковой
   программы.
       7.10.1.5. Эксплуатационный  (сменный)   технический   персонал
   телеорганизации,  обслуживающий звуковое оборудование,  в процессе
   подготовки   и    проведения    работ    оперативно    подчиняется
   звукорежиссеру.
       7.10.1.6. Старший  по  обслуживанию  звукового   оборудования,
   входящего в технический комплекс, оперативно подчинен техническому
   руководителю ТВ передачи (записи,  репетиции) - старшему смены  по
   ТВ оборудованию.
       7.10.1.7. Технический   персонал,    обслуживающий    звуковое
   оборудование,    несет    ответственность    за   качественную   и
   своевременную подготовку оборудования к работе и эксплуатацию  его
   в соответствии с инструкциями по эксплуатации.
       В случае  проведения   работ   звукорежиссером   без   участия
   технического    персонала    (например,   работа   с   репортажным
   магнитофоном при съемках ТЖК) ответственность за  своевременную  и
   качественную   подготовку   оборудования   и  эксплуатацию  его  в
   соответствии  с  инструкциями  по  эксплуатации   возлагается   на
   звукорежиссера.
       Примечание. Технический    персонал    телецентра    проверяет
   оборудование   на   соответствие  требованиям  ТУ  (инструкций  по
   эксплуатации,  технических  паспортов   или   другой   технической
   документации) до и после съемки (разделы 8 и 11).  Сдача и приемка
   оборудования    проводится     с     обязательным     присутствием
   звукорежиссера.
   
       7.10.2. Подготовительный   этап  создания  звукового  ряда  ТВ
   программы
       7.10.2.1. До начала первых трактовых репетиций ТВ передачи или
   записи  звукорежиссер  должен  подготовить  распорядок  проведения
   работы,  очередность прохождения звуковых планов, тип и количество
   микрофонов,  их ориентировочное расположение. Работа проводится на
   основе   предварительного  просмотра  программы,  ознакомления  со
   сценарным планом, партитурой произведения и т.п.
       7.10.2.2. До   начала   работ  по  озвучиванию  видеопрограммы
   звукорежиссер обязан подготовить  монтажный  лист  озвучивания  на
   основании ранее проведенного просмотра записанной видеопрограммы и
   сценарного  плана   по   озвучиванию.   Предварительный   просмотр
   заказывается заказчиком через координирующие подразделения.
       7.10.2.3. Количество микрофонов и их расстановка  определяются
   звукорежиссером по согласованию с видеорежиссером.  При проведении
   музыкальных передач мнение звукорежиссера является определяющим.
       Установка микрофонов    производится   до   начала   трактовых
   репетиций,   записи   и   передачи   с    обязательным    участием
   звукорежиссера или микрофонных операторов.
       7.10.2.4. Все звуковое оборудование должно быть подготовлено и
   проверено  техническим  персоналом  не  позднее чем за 30 минут до
   начала работы и предъявлено звукорежиссеру.
       7.10.2.5. Техническая    проба   сдачи   сигналов   "источника
   программы" "потребителю  программы"  (сигнал  генератора  1000  Гц
   номинальным  значением максимального уровня 100%  (0 дБ),  а также
   проверка прохождения реального звукового  сигнала)  проводится  не
   позднее чем за 15 минут до начала работы.
       Примечание. При работе в стереоварианте сдача сигнала 1000  Гц
   производится отдельно по левому и правому стереоканалу.
   
       7.10.2.6. При   проведении   сложных   нестандартных   записей
   (передач) техническая проба по звуку проводится в  соответствии  с
   регламентом,    специально   разработанным   для   этой   передачи
   техническими (технологическими) службами телеорганизации.
       7.10.3. Трактовые репетиции
       7.10.3.1. Во  время  студийных  и  внестудийных  телевизионных
   трактовых репетиций звукорежиссер:
       - окончательно  выбирает  тип  и  количество  микрофонов  и их
   оптимальное расположение.  Перестановка микрофонов  или  установка
   дополнительных  микрофонов проводится в трактовое время по просьбе
   звукорежиссера по согласованию с видеорежиссером;
       - проверяет на слух качество звучания;
       - определяет режим  оптимальной  обработки  звукового  сигнала
   (частотная коррекция,  искусственная реверберация,  автоматическое
   сжатие динамического диапазона и т.д.);
       - отрабатывает   необходимое   соотношение  уровней  сигналов,
   поступающих с  микрофонных  каналов,  для  получения  оптимального
   музыкального  и  акустического  баланса,  подбора  тембра звучания
   отдельных  инструментов,  получения  хорошей   прозрачности.   При
   репетициях музыкальных программ совместно с дирижером отрабатывает
   исполнение и корректировку звуковой партитуры;
       - определяет целесообразность и степень использования звуковых
   сигналов в устройствах спецэффектов;
       - при  работе  в  стереоварианте  проверяет  (субъективно и по
   прибору) совместимость его с моновариантом (правильное  восприятие
   соотношений громкости и тембра при моноконтроле).
       7.10.3.2. Во    время    трактовых    репетиций    озвучивания
   видеопрограммы звукорежиссер (в дополнение к пункту 7.10.3.1):
       - проводит прослушивание актеров,  озвучивающих по изображению
   на  экране  монитора,  и  записывает  пробные  дубли  озвучивания,
   добиваясь синхронности звукового ряда видеопрограммы;
       - вносит окончательные изменения в монтажный лист озвучивания.
       7.10.4. Формирование  звукового  ряда  ТВ программы в процессе
   записи, передачи и озвучивания
       7.10.4.1. В    процессе   записи,   передачи   и   озвучивания
   звукорежиссер  формирует  звуковой  ряд  ТВ  программы,  используя
   совокупность  технологических приемов,  обеспечивающих необходимое
   качество звучания.
       7.10.4.2. Для   получения  высокого  качества  озвучивания  ТВ
   программ звукорежиссер обязан:
       - преобразовать  динамику звучания в студии,  концертном зале,
   театре,  на  открытой  площадке  в   динамику,   необходимую   для
   оптимального восприятия звучания в жилом помещении;
       - поддерживать необходимый баланс между уровнем музыки и  речи
   для  оптимального  восприятия  речи  на  фоне  музыки  в программе
   (таблица 7.1);
       - поддерживать номинальные значения максимального (100%, 0 дБ)
   и минимального (5%,  минус 25 дБ) уровней сигнала с использованием
   измерителей квазипикового уровня в соответствии с ГОСТ 21185;
       - использовать  средства  слухового и визуального контроля для
   оценки художественного и технического качества звукоряда.
   
                                                          Таблица 7.1
   
           СООТНОШЕНИЕ УРОВНЕЙ МУЗЫКИ И РЕЧИ ПРИ ВИДЕОЗАПИСИ
                      И ОЗВУЧИВАНИИ ТЕЛЕПРОДУКЦИИ
   
   --T-------------------------------T--------------T----------------
   |N|       Характер передачи       |     Речь     |    Музыка     |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |1|Информационные передачи с      |              |               |
   | |музыкой                        |              |               |
   | |без компрессии речи (максималь-|от 0 до -2 дБ |от -6 до -8 дБ |
   | |ный уровень)                   |(100% - 80%)  |(50% - 40%)    |
   | |с компрессией речи на 6 - 8 дБ |0 дБ (100%)   |от -4 до -6 дБ |
   | |                               |              |(60% - 50%)    |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |2|Художественные речевые передачи|от 0 до -14 дБ|не более -4 дБ |
   | |с музыкой                      |(100% - 20%)  |(60%)          |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |3|Музыкальные передачи с объявле-|от -2 до -4 дБ|от 0 до -25 дБ |
   | |ниями и комментариями          |(80% - 60%)   |(100% - 5%)    |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |4|Музыкальные шапки, концовки    |              |от -3 до -6 дБ |
   | |всех передач                   |              |(70% - 50%)    |
   | |                               |              |по верхнему    |
   | |                               |              |пределу в зави-|
   | |                               |              |симости от     |
   | |                               |              |насыщенности   |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |5|Реклама                        |              |               |
   | |без компрессии речи (максималь-|от -2 до -4 дБ|от -20 до -10  |
   | |ный уровень)                   |(80% - 60%)   |дБ (10% - 30%) |
   | |с компрессией речи на 6 - 8 дБ |от -2 до -4 дБ|от -15 до -12  |
   | |                               |(80% - 60%)   |дБ (18% - 25%) |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |              Одновременное звучание речь - музыка              |
   +-T-------------------------------T--------------T---------------+
   |1|Информационные передачи с      |              |               |
   | |музыкой                        |              |               |
   | |без компрессии речи (максималь-|0 дБ (100%)   |от -20 до -10  |
   | |ный уровень)                   |              |дБ (10% - 30%) |
   | |с компрессией речи на 6 - 8 дБ |0 дБ (100%)   |от -15 до -12  |
   | |                               |              |дБ (18% - 25%) |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |2|Художественные речевые передачи|от 0 до -14 дБ|от -14 до 25 дБ|
   | |                               |(100% - 20%)  |(20% - 5%) в   |
   | |                               |              |особых случаях,|
   | |                               |              |во время про-  |
   | |                               |              |должительной   |
   | |                               |              |речевой паузы, |
   | |                               |              |возможно от    |
   | |                               |              |-3 дБ (70%)    |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |                Чередование речь - музыка (эфир)                |
   +-T-------------------------------T--------------T---------------+
   |1|Объявления дикторов перед      |0 дБ (100%)   |-6 дБ (50%)    |
   | |информационными передачами     |              |не более       |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |2|Объявления диктора по всем     |от -2 до -0 дБ|-6 дБ (50%)    |
   | |остальным передачам            |(80% - 100%)  |не более       |
   +-+-------------------------------+--------------+---------------+
   |3|Резервная музыка, заставки и   |              |               |
   | |концовки:                      |              |               |
   | |максимальное значение (в зави- |              |-3 дБ (70%),   |
   | |симости от насыщенности и      |              |-7 дБ (45%)    |
   | |смысла)                        |              |               |
   | |минимальное значение           |              |-25 дБ (5%)    |
   L-+-------------------------------+--------------+----------------
   
       Примечание. Измерения проводят  с  использованием  измерителей
   квазипикового  уровня  сигналов  звуковой частоты в соответствии с
   ГОСТ 21185.
   
       7.10.4.3. При  появлении  в  процессе работы дефектов по звуку
   (на  уровне  брака)  звукорежиссер  ставит  в  известность  о  них
   старшего  по звуковому оборудованию для принятия мер по ликвидации
   неисправностей.
       Критерии брака квалифицированы в таблице Н.2.
       7.10.4.4. В случае разногласий между звукорежиссером и старшим
   по звуковому оборудованию в  оценке  и  квалификации  дефектов  по
   звуку  привлекается  представитель  ОТК или лицо,  выполняющее его
   функции.
       7.10.4.5. Контроль   тракта  формирования  звукового  ряда  ТВ
   программы осуществляет звукорежиссер.
       Место (точка)     контроля     тракта    определяется    видом
   изготавливаемой продукции и режимом работы:
       - эфир  (моно  или  стерео)  -  постоянно контролируется выход
   пульта звукорежиссера (моно или стерео);
       - запись  (моно)  -  звук  постоянно контролируется в сквозном
   канале записывающего видеомагнитофона или магнитофона;
       - запись   (стерео)   или   одновременно  (стерео  и  моно)  -
   контролируется  звук  стерео  в  сквозном   канале   записывающего
   видеомагнитофона   или   магнитофона   при   выборочном   контроле
   моновыхода на пульте звукорежиссера;
       - эфир  (моно  или  стерео)  +  запись  (моно  или  стерео)  -
   контролируется  звук  на  выходе  пульта  звукорежиссера  (моно  и
   стерео) при выборочном контроле в сквозном канале видеомагнитофона
   или магнитофона и на моновыходе пульта звукорежиссера.
       7.10.4.6. Звуковой   ряд   ТВ  программы  может  быть  записан
   совместно  с  видеоинформацией   на   общем   магнитном   носителе
   (видеоленте)   или   синхронно  с  видеоинформацией  на  отдельном
   магнитном носителе (магнитной ленте).
       7.10.4.7. Разновидности    записи   фонограмм   на   отдельном
   синхронном магнитном носителе:
       - аналоговая  запись  двухканальная  (стерео,  моно)  на узкой
   магнитной ленте;
       - аналоговая    запись    двухканальная    с   шумоподавлением
   компандерного типа на узкой магнитной ленте;
       - аналоговая    запись    многоканальная   с   шумоподавлением
   компандерного типа на широкой магнитной ленте;
       - цифровая запись двухканальная на узкой магнитной ленте;
       - цифровая запись многоканальная на магнитооптическом диске.
       7.10.4.8. Рекомендации по применению фонограмм,  записанных на
   отдельном  магнитном   носителе,   в   технологических   процессах
   формирования звукового ряда приведены в таблице Ж.1.
       7.10.4.9. Варианты  использования  звуковых дорожек при записи
   на    двухканальных    и    четырехканальных    магнитофонах     и
   видеомагнитофонах в технологическом процессе формирования звуковых
   программ даны в Приложении Ж.
       7.10.4.10. Использование  дорожек  записи   в   многоканальном
   синхронном   магнитофоне   определяет   звукорежиссер   по  своему
   усмотрению.
       Примечания. 1.  Соседние дорожки должны содержать информацию к
   стереофоническим каналам А и В.
       2. Для    записи   сигнала   адресно-временного   кода   (АВК)
   целесообразно задействовать крайнюю дорожку.
       3. Для  записи  звуковых сигналов с наиболее высоким качеством
   не рекомендуется использовать крайнюю  верхнюю  дорожку  (возможны
   замятины края ленты).
       4. Дорожку,   смежную   с   дорожкой   записи   сигнала   АВК,
   рекомендуется  использовать для записи вспомогательной информации,
   например режиссерских пояснений.
   
       7.10.5. Озвучивание ТВ программ. Монтаж звукового ряда
       7.10.5.1. Озвучивание  ТВ  программ  проводится по технологии,
   учитывающей  состав  и  технологические  возможности  оборудования
   телецентра.  Технология озвучивания ТВ программ должна описывать и
   определять    последовательность     и     содержание     основных
   технологических операций,  состав исходных материалов, технические
   и  технологические  требования   к   ним,   состав   используемого
   оборудования и вид продукции,  а также порядок организации работ и
   оформление материала.
       7.10.5.2. Технология  должна отражать следующие основные этапы
   озвучивания ТВ программы:
       - подготовку   звукорежиссером  монтажного  листа  озвучивания
   передач сложных форм до начала озвучивания;
       - использование    исходной    фонограммы   видеокассеты   или
   фонограммы на отдельном носителе;
       - актерское  (дикторское)  и  шумовое озвучивание из студии по
   изображению на мониторе;
       - использование   готовых   музыкальных,   шумовых  и  речевых
   фонограмм в процессе озвучивания;
       - создание  законченной  (озвученной)  фонограммы ТВ программы
   путем сведения и вписывания  на  видеокассету)  или  на  отдельный
   носитель   всех  компонентов,  которые  должны  входить  в  состав
   озвученной звуковой программы;
       - изготовление   копии   озвученной  фонограммы  на  отдельной
   магнитной ленте (для международного обмена ТВ программами).
       Примечания. 1.  В процессе актерского (дикторского) и шумового
   озвучивания записывают несколько дублей  для  последующего  выбора
   лучшего из них.
       2. Актерское (дикторское),  шумовое озвучивание и формирование
   законченной  фонограммы  ТВ  программы  проводят  после  окончания
   трактовых репетиций.
   
       7.10.5.3. Монтаж звука ТВ программы может быть  как  линейным,
   так и нелинейным и проводиться как по видеоряду, так по звукоряду.
       Примечания. 1.   При   линейном   монтаже   временная    шкала
   определяется последовательностью программ, созданных из оригиналов
   записанных изображений (видеоряд).
       2. При нелинейном монтаже - временная шкала строится на основе
   звуковых фрагментов оригиналов программ (звукоряд).
   
       7.10.5.4. Формирование звукоряда следует  начинать  с  расчета
   последовательности  и длительности включаемых звуковых фрагментов,
   максимально используя адресно-временной код (АВК).
       7.10.5.5. Для  проведения  монтажа звукоряда составляется лист
   монтажных решений (ЛМР),  в котором указывается входные и выходные
   точки отдельных звуковых фрагментов.
       7.10.5.6. Звукоряд формируется из последовательности  звуковых
   фрагментов (аналогично формированию видеоряда), в которых начало и
   конец указан с помощью АВК,  однако монтажная склейка при  монтаже
   звукоряда должна соответствовать паузе.
       7.10.5.7. Звуковые   фрагменты   должны   быть   сопряжены   с
   видеорядом.  При  этом может потребоваться корректировка монтажных
   точек.  Поскольку минимальная дискретность составляет  40  мс,  то
   возможно  появление  дополнительных  помех  при  монтаже звукового
   сопровождения.
       7.10.5.8. Общий   хронометраж   видеоленты,  используемой  для
   монтажа звукоряда,  должен превышать более чем на 5 мин. суммарное
   время используемых фрагментов звукоряда.
       7.10.5.9. Во время проведения монтажа должно  контролироваться
   качество монтируемой звуковой программы:
       - постоянно в течение всего времени  монтажа  программы  -  по
   уровню записываемых сигналов и заметных на слух искажений;
       - выборочно - в случае получения информации о наличии брака  в
   монтируемых фрагментах.
   
        7.11. Оперативные отношения между техническим персоналом
            телеорганизации и оператора связи при подготовке
                   и проведении телевизионных передач
   
       7.11.1. Ответственным    представителем   телеорганизации   по
   оперативным техническим и технологическим вопросам при  проведении
   телевизионных  передач  является  старший  (руководитель смены) по
   оконечной АЦ (или иной выходной аппаратной телеорганизации).
       7.11.2. Ответственным   представителем   оператора   связи  по
   оперативным техническим и технологическим вопросам при  проведении
   телевизионных  передач является старший смены аппаратной оператора
   связи, принимающей программу для дальнейшего распространения.
       7.11.3. При  проведении  передачи  ответственный представитель
   телеорганизации поддерживает оперативную связь  со  старшим  смены
   оператора связи.
       7.11.4. При    вступлении    на    дежурство     ответственный
   представитель  телеорганизации  сверяет со старшим смены оператора
   связи расписание работы  на  предстоящие  сутки  (время  начала  и
   окончания передач, время перерывов).
       7.11.5. При  поступлении  от  оператора  связи   претензий   к
   техническому   качеству  принимаемой  оператором  связи  программы
   (нарушения ГОСТ,  брак,  техостановка) ответственный представитель
   телеорганизации   совместно   со  старшим  смены  оператора  связи
   принимает меры к выяснению места и причин нарушения.
       7.11.6. При   наличии   нарушения  на  выходе  телеорганизации

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное