Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МО ОТ 09.12.96 N 43/24 О ПРОГНОЗЕ И ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД (ВМЕСТЕ С "ПЕРЕЧНЕМ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД")

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                    ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 9 декабря 1996 г. N 43/24
   
               О ПРОГНОЗЕ И ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ
                  СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                     МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД
   
      Рассмотрев прогноз и областные целевые  программы  социально  -
   экономического развития    Московской   области   на   1997   год,
   Правительство Московской области постановляет:
      1. Согласиться   с   разработанным   Комитетом   по   экономике
   Администрации Московской  области  и  отраслевыми  администрациями
   Администрации Московской    области    прогнозом    социально    -
   экономического   развития   Московской   области   на   1997   год
   (приложение 1).
      2. Принять   областные   целевые    программы    социально    -
   экономического развития Московской области на 1997 год и внести их
   на утверждение Московской областной Думы (приложение 2).
      3. Комитету  по  финансам  и  налоговой  политике Администрации
   Московской области (Дьяконова  Л.А.)  осуществлять  финансирование
   областных целевых  программ  социально  -  экономического развития
   Московской области в пределах финансовых ресурсов области.
      4. Утвердить  план  капитального  строительства  на  1997  год,
   финансируемый за счет средств областного бюджета (приложение 3).
      Обязать заказчиков  -  органы  Администрации Московской области
   ежеквартально представлять в Комитет  по  экономике  Администрации
   Московской области   отчетные   данные  о  ходе  реализации  плана
   капитального строительства и предложения по его корректировке.
      Предоставить право   первому  Вице  -  главе  по  экономической
   политике и развитию Администрации Московской области В.О.  Власову
   принимать решения  по уточнению и корректировке плана капитального
   строительства на 1997 год по представлению Комитета  по  экономике
   Администрации Московской области с учетом предложений Министерства
   строительства Администрации  Московской   области   и   отраслевых
   администраций Администрации Московской области.
      5. Поручить  Комитету  по   финансам   и   налоговой   политике
   Администрации Московской  области  (Дьяконова  Л.А.),  Комитету по
   экономике Администрации   Московской   области    (Усков    Е.И.),
   Министерству строительства    Администрации   Московской   области
   (Петраков А.И.)    изыскать     дополнительные     средства     на
   финансирование:
      - капитального строительства - 150 млрд. рублей (приложение 4);
      - областной   целевой   программы    поддержки    и    развития
   птицеводства - 26,4 млрд. рублей;
      - областной  целевой программы по социальной защите населения -
   20 млрд. рублей;
      - мероприятий  в  области государственной молодежной политики в
   Подмосковье - 1,2 млрд. рублей;
      - мероприятий  по  организации  празднования 850-летия Москвы -
   15,5 млрд. рублей.
      6. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возложить
   на первого  Вице  -  главу  по  экономической  политике и развитию
   Администрации Московской области В.О. Власова.
   
                                                  Глава Администрации
                                                   Московской области
                                                          А.С. Тяжлов
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
                                        к постановлению Правительства
                                                   Московской области
                                         от 9 декабря 1996 г. N 43/24
   
             К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                     МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 ГОД
   
      Прогноз социально - экономического развития Московской  области
   на   1997   год  разработан  Комитетом  по  экономике  с  участием
   отраслевых  администраций  Администрации  Московской   области   в
   соответствии  с  постановлением Правительства Российской Федерации
   от 23 апреля 1996 года N 521 "О разработке  прогноза  социально  -
   экономического    развития    Российской   Федерации   и   проекта
   федерального  бюджета  на  1997  год"  по  формам  и  показателям,
   рекомендованным Министерством экономики Российской Федерации.
      Разработка прогноза осуществлена на основе анализа проводимых в
   области экономических реформ.
      В прогнозе нашли отражение разработки администраций  районов  и
   городов   области  по  их  социально  - экономическому развитию на
   1997 год,  основанные на предложениях  предприятий  и  организаций
   всех форм собственности.
      Комплекс мер, принимаемых Правительством Российской Федерации и
   Администрацией    Московской    области,    позволяет    закрепить
   положительные и преодолеть отрицательные  тенденции,  сформировать
   более   благоприятные   условия  для  социально  -  экономического
   развития области.
      Важная роль  в  настоящее  время  принадлежит областным целевым
   программам,  позволяющим выбрать приоритеты в условиях  бюджетного
   дефицита  и сосредоточить усилия на решении неотложных социально -
   экономических  проблем.  Выполнение  программ   позволит   поднять
   технический     уровень     производства,     обеспечить    выпуск
   конкурентоспособных  товаров,  снизить  социальную  напряженность,
   связанную с безработицей, нехваткой жилья, низкими доходами и т.п.
   Всего к финансированию в 1996 году принято 15  программ  на  сумму
   3,5   трлн.  руб.,   в  том  числе из средств областного бюджета -
   14 программ на сумму 1,7 трлн.  руб., из средств Дорожного фонда -
   1 программа на сумму 1,8 трлн. руб.
      Однако действенность программ зачастую снижается из-за нехватки
   средств.
      В сфере институциональных преобразований на первом этапе реформ
   основной  задачей  являлось  быстрое создание институтов рыночного
   хозяйства. В течение 1995-1996 годов происходил процесс укрепления
   и   развития   уже   созданных  рыночных  институтов,  позволяющих
   проводить   намеченную   Правительством   политику.   Продолжается
   акционирование хозяйствующих субъектов, созданы разветвленная сеть
   коммерческих банков,  Московская областная торгово -  промышленная
   палата,  коммерческая  торговопроводящая сеть,  ассоциации и союзы
   предпринимателей.
   
      Промышленность и производство товаров народного потребления
      Анализ итогов    хозяйственной     деятельности     предприятий
   промышленного  комплекса показывает,  что общий объем промышленной
   продукции   по   индексу   физического   объема    сократился    в
   январе - сентябре текущего года на 14,0% по сравнению с 9 месяцами
   1995 года.
      Наибольшее снижение выпуска (темпы от 66,1% до 72,2%) продукции
   произошло   на   предприятиях   лесной,   деревообрабатывающей   и
   целлюлозно -   бумажной   промышленности,  легкой  промышленности,
   машиностроения   и   промышленности    строительных    материалов.
   Достаточно   устойчиво   продолжали   работать   предприятия  трех
   отраслей:  электроэнергетики,  цветной   металлургии   и   пищевой
   промышленности.  Из  подотраслей с положительными темпами работают
   приборостроение, стекольная и мясная промышленности.
      За прошедший  период  1996  года  продолжал  сокращаться выпуск
   важнейших   видов   продукции   производственно   -   технического
   назначения в натуральном выражении. По сравнению с соответствующим
   периодом 1995 года выпущено меньше (темп от 48,5%  до 90%)  стали,
   волокон  и  нитей химических,  древесины деловой,  пиломатериалов,
   картона,  цемента, линолеума, материалов стеновых, плит древесно -
   стружечных, бумаги, радиаторов и конвекторов отопительных.
      Исходя из анализа итогов хозяйственной деятельности предприятий
   различных  отраслей  промышленности  за  9  месяцев  1996  года  и
   сложившейся тенденции их развития в целом за 1996 год   сокращение
   объема  производства по индексу физического объема составит 10%  к
   уровню  1995  года.  При  этом  продукции  будет выпущено на сумму
   34,0 трлн.  руб.,  в том числе крупными и средними предприятиями -
   на   28,6  трлн.  руб.  Рост  объемов  производства  ожидается  на
   предприятиях электроэнергетики и цветной металлургии.
      По оценке,  в  1996  году  ожидается  рост  к  уровню 1995 года
   производства электроэнергии,  проката  черных  металлов  готового,
   листов асбестоцементных (шифера), стекла оконного. Стабилизируется
   производство  минеральных  удобрений,  бумаги,  плит  древесно   -
   стружечных.
      Вместе с   тем  в  1996  году  снизится  объем  выпуска  стали,
   древесины деловой,  пиломатериалов,  картона,  цемента, линолеума,
   изделий  санитарно  - керамических,  конструкций и изделий сборных
   железобетонных,  конструкций строительных стальных,  конструкций и
   изделий     строительных     из    алюминиевых    сплавов,    плит
   древесно - стружечных, радиаторов и конвекторов отопительных.
      Учитывая меры,  принимаемые Правительством Российской Федерации
   по  поддержке  товаропроизводителей,  в  том  числе  по  изменению
   системы налогообложения,  исходя из сценарных условий Минэкономики
   России по  развитию  отраслей  народного  хозяйства  в  1997  году
   прогнозируется развитие промышленности области в целом по  индексу
   физического  объема  на  уровне  101%,  а  по  крупным  и  средним
   предприятиям - на 100%  по сравнению с оценкой 1996 года. При этом
   объем  промышленного  производства составит 39,6 трлн.  рублей при
   индексе - дефляторе 115,2%   или 41,9 трлн.  рублей при индексе  -
   дефляторе 121,9%.
      Предусматривается относительно  устойчивая  работа  предприятий
   всех отраслей, кроме машиностроения и металлообработки.
      По сравнению   с  уровнем  1996  года  в  1997  году  ожидается
   увеличение  выпуска  важнейших  видов  продукции:  электроэнергии,
   проката  черных  металлов  готового,  волокон  и нитей химических,
   цемента, листов асбестоцементных (шифера), линолеума, радиаторов и
   конвекторов отопительных,  изделий санитарных керамических, стекла
   оконного,  материалов  стеновых,  конструкций  и  изделий  сборных
   железобетонных и ряда других.
      На уровне оценки 1996 года сохранится удельный вес  гражданской
   продукции   в  общем  объеме  производства  предприятий  оборонных
   отраслей промышленности (76%).  В этом комплексе в 1997 году будет
   выпущено    товаров    непродовольственной    группы    на   сумму
   499 млрд.  рублей  при  индексе  - дефляторе 113%  (8,5%  к общему
   объему товаров непродовольственной группы) или 534,4 млрд.  рублей
   при индексе - дефляторе 121%.
      С начала  текущего  года индекс физического объема производства
   потребительских товаров составил 78,7%  к соответствующему периоду
   1995 года.  Анализ итогов работы товаропроизводителей за указанный
   период показал,  что существенных изменений в их  деятельности  не
   произошло.  Следует  подчеркнуть,  что на выпуск товаров народного
   потребления   существенно   влияет    покупательная    способность
   населения,  которая  зависит  от  уровня  и  своевременной выплаты
   заработной платы,  пенсий  и  пособий,  а  также  увеличения  доли
   расходов семей на оплату различных услуг.
      Исходя из сложившейся ситуации выпуск потребительских товаров в
   целом по области в 1996 году составит к 1995 году 85%. В 1997 году
   при   нормализации   экономических   и   финансовых   условий  для
   товаропроизводителей сохранятся или незначительно вырастут  объемы
   производства   товаров   народного   потребления  к  оценке уровня
   1996 года.
   
                       Агропромышленный комплекс
      Анализ итогов  работы  сельских товаропроизводителей области за
   1995 год и  9  месяцев  1996  года  показывает,  что  положение  в
   сельском хозяйстве остается сложным.
      В 1996 году ожидается произвести  валовой  сельскохозяйственной
   продукции   во   всех   категориях   хозяйств   на   сумму   более
   7,7 трлн.  рублей,  что  в сопоставимых ценах 1994 года составляет
   101,4% по сравнению с 1995 годом.
      Вместе с тем продолжается падение производства  основных  видов
   сельхозпродукции,   сокращается  поголовье  скота  и  птицы,  идет
   дальнейшее   старение   основных   фондов    сельскохозяйственного
   назначения,  сокращение  объемов  закупок  и  внесения минеральных
   удобрений, ухудшается финансовое состояние хозяйств.
      В сельскохозяйственных  предприятиях  предполагается сокращение
   валового производства в сопоставимых ценах 1994 года  на  5,3%.  В
   значительно большей степени это наблюдается в интенсивных отраслях
   животноводства,  таких  как   птицеводство   и   свиноводство.   В
   результате сельскохозяйственные предприятия произведут мяса  скота
   и птицы в живом весе 84,9% к уровню 1995 года, яиц - 77,7%.
      Определенные трудности испытывают  и  такие  секторы  экономики
   сельскохозяйственного производства,  как крестьянские (фермерские)
   хозяйства и личные  подсобные  хозяйства  граждан.  Из-за  высокой
   стоимости   молодняка   скота   и  птицы  ими  будет  закуплено  у
   сельскохозяйственных предприятий молодняка крупного рогатого скота
   на  3  тыс.  голов  меньше уровня 1995 года, поросят и свиней - на
   18 тыс.  голов,  молодняка  птицы  -  более  чем на 500 тыс.голов.
   Вследствие этого производство скота и птицы  в  данных  категориях
   хозяйств сократится на 11,1% и 12,3% соответственно.
      Учитывая сложившуюся  ситуацию  в  агропромышленном   комплексе
   Подмосковья,     Правительство    Московской    области    приняло
   постановления "О формировании областного продовольственного  фонда
   Московской области   на   1996  год",  "О  мерах  по  стабилизации
   экономического положения  агропромышленного  комплекса  Московской
   области в 1996 году".
      Приняты к  финансированию   из   областного   бюджета   целевые
   региональные   программы   и  мероприятия  по  поддержке  сельских
   товаропроизводителей области на сумму 344,6 млрд. рублей.
      За девять  месяцев  текущего  года  из  областного  бюджета  на
   поддержку села выделено 127 млрд.  рублей,  в том числе на закупку
   минеральных  удобрений  и  химических   средств   защиты  растений
   20 млрд. рублей. Под гарантию Администрации области выдан товарный
   кредит   на  закупку  горюче  -  смазочных  материалов   в   сумме
   125 млрд. рублей.
      Принятые Администрацией  Московской  области  меры по поддержке
   сельских  товаропроизводителей  позволили  организованно  провести
   весь  комплекс   сельскохозяйственных  работ  и  в  какой-то  мере
   снизить темпы падения производства продукции.
      Ожидается во  всех  категориях хозяйств увеличение производства
   зерна на 21,5%, овощей - на 18,7% и картофеля - на 7,5%.
      Снижены на  0,1  и  0,7  пункта  среднемесячные  темпы  падения
   производства молока, скота и птицы соответственно.
      Оценивая возможные   результаты   1996   года   и   исходя   из
   предполагаемых      экономических     условий     функционирования
   агропромышленного  комплекса  области,   сформированы   прогнозные
   показатели  развития  сельского  хозяйства  на  1997 год.  В целом
   предусматривается           стабилизировать           производство
   сельскохозяйственной  продукции.  В  сопоставимых  ценах 1994 года
   стоимость валовой продукции во всех категориях  хозяйств  составит
   102,3% против ожидаемого уровня 1996 года.
      В отрасли растениеводства предполагается увеличить производство
   зерна по сравнению с оценкой 1996 года на 21,6%,  картофеля  -  на
   2,8%, овощей - на 1,8%.
      Предусматривается дальнейшее развитие крестьянских (фермерских)
   хозяйств.  Предполагается,  что  производство сельскохозяйственной
   продукции  этими  хозяйствами  в  сопоставимых  ценах  1994   года
   увеличится на 10,4%.
      В пищевой и  перерабатывающей  промышленности  снизились  темпы
   падения производства основных видов продуктов питания. Предприятия
   отрасли адаптируются к работе в условиях рыночной экономики.
      Прогнозом на  1997  год  предусмотрены  два  варианта  развития
   пищевой и перерабатывающей промышленности.
      Первый вариант  предполагает   усиление   мер   государственной
   поддержки  перерабатывающим предприятиям и всему агропромышленному
   комплексу в целом, общее оздоровление экономики региона, оживление
   инвестиционной  активности  в  отрасли,  создание  предпосылок для
   будущего экономического роста.
      Второй вариант рассчитывался при условии сохранения в отрасли и
   экономике  в  целом  ситуации  1996 года,  наличии неблагоприятных
   факторов, препятствующих развитию отрасли.
      Первый вариант   предусматривает  незначительный  рост  объемов
   производства (на 3-7%), второй - сохранение уровня 1996 года.
      В настоящее  время  остается  актуальной  проблема  обеспечения
   детей раннего возраста продуктами питания.
      В области  в  течение  многих  лет  не развивалось производство
   продуктов детского питания на промышленной основе.  До  1992  года
   потребность  в  них обеспечивалась производством этих продуктов на
   Серпуховском  молочном  заводе,  Истринском  предприятии  детского
   питания и системой детских молочных кухонь.  Потребность в мясных,
   овощных и фруктовых консервах,  зерновых  и  зерномолочных  смесях
   частично  удовлетворялась  поставщиками из других регионов и из-за
   рубежа.
      В целях   решения   данной   проблемы   в   Московской  области
   разработана и реализуется целевая  программа  "Развитие  индустрии
   детского питания". В рамках этой программы построены: цех детского
   питания на  Подольском  молочном  заводе;  в г.  Лыткарино на базе
   колхоза имени Ленина  -  перерабатывающий  комплекс  по  выработке
   плодоовощных  консервов,  завод по производству детского питания в
   пос. Фаустово Воскресенского района.
      В 1996 году предполагается произвести 13,4 тыс.  тонн продуктов
   детского питания,  что на 0,6 тыс.  тонн больше,  чем в 1995 году.
   Прогнозом на 1997  год  предусматривается  производство  продуктов
   детского  питания в объеме 15,5 тыс.  тонн,  что на 2,1 тыс.  тонн
   больше оценки 1996 года.
      Однако многие  проблемы  развития  индустрии  детского  питания
   остаются  нерешенными.  Анализ  показывает,  что   в   1997   году
   потребность   в   специальных  продуктах  детского  питания  будет
   обеспечена  собственным  производством  лишь  на  35,8%.   Дефицит
   потребности  в  этих  продуктах  в  1997  году намечается частично
   восполнить за счет завоза из других областей и по импорту.
   
                            Лесное хозяйство
      Программа развития лесного хозяйства направлена на  обеспечение
   решения необходимых экономических задач повышения культуры ведения
   лесного хозяйства в  условиях  рыночной  экономики,  рационального
   использования природных ресурсов, охрану, защиту и воспроизводство
   лесов,  достижение  экологически  чистой   окружающей   среды   на
   территории Московской области.
      Ежегодно  объемы  лесовосстановления в области составляют около
   5 тысяч гектаров;  в результате рубок  ухода  и  санитарных  рубок
   заготавливается около 600 тыс. куб. метров древесины.
      В последние годы наблюдается снижение объемов лесохозяйственной
   деятельности в Московской области, вызванное нехваткой технических
   сооружений,  гаражей  ремонта  лесной техники,  навесов и складов,
   низким уровнем механизации на лесовосстановительных работах.
      Кроме того,  из-за резкого удорожания древесины, отпускаемой на
   корню,  идет неосвоение расчетной лесосеки главного пользования. В
   последние два года освоение лесосечного фонда в Московской области
   составило около 40 процентов,  что  вызвало  сокращение  площадей,
   занятых лесовосстановительными работами.
      Прогноз развития  лесного  хозяйства  области   на   1997   год
   сформирован с учетом влияния вышеперечисленных факторов, исходя из
   которых  объем  лесовосстановления в 1997 году ожидается на уровне
   4-3,4 тыс.  га,  рубки  ухода  за  лесом   и  санитарные  рубки  -
   600-539,8 тыс. куб. метров.
   
                               Транспорт
      Пассажирским  автотранспортом   обслуживаются   72      города,
   108  поселков,  более  6  тысяч  других населенных пунктов и свыше
   800 тысяч садовых товариществ.  Ежедневно  на  маршрутах  работает
   более 3 тысяч автобусов.
      По оценке 1996 года,  пассажирооборот автомобильного транспорта
   составит 7,1 млрд.  пасс.  км,  или 70,3%  к уровню 1995 года. Это
   обусловлено  изменением  методики  расчетов,   в   частности    по
   количеству  перевозимых  пассажиров льготных категорий.  Уточнение
   методики расчетов согласовано с Госкомстатом России.
      Пассажирооборот в 1997 году прогнозируется на уровне 1996 года.
      В условиях  недостаточного  и  неритмичного  финансирования  не
   обеспечивается   необходимое   обновление  автобусного  парка.  На
   01.01.97 средний возраст автобусного парка превысит 7 лет.
      Городским электрическим транспортом обслуживаются г.  Коломна и
   г. Ногинск. Протяженность маршрутной сети - 57 км.
      Основной проблемой    электротранспорта   является   отсутствие
   средств на поддержание материально - технической базы и обновление
   подвижного  состава.   За  последние   три   года  получено  всего
   13 вагонов, средний возраст парка составляет 9,6 года.
      Исходя из     этих     условий    пассажирооборот    городского
   электрического транспорта на 1997 год предусматривается на  уровне
   текущего года.
      Грузовой автомобильный  парк  Московской  области   насчитывает
   130,6 тыс. автомобилей, из них у индивидуальных владельцев имеется
   10,2 тыс. автомобилей.
      Грузовым транспортом   обеспечивается   полное   удовлетворение
   платежеспособного спроса  на  транспортные  услуги.  На  1997  год
   прогнозируется  сохранение  объемов  перевозок  грузов  на  уровне
   140-150 млн. тонн, грузооборот - 3,5-3,6 млрд. т. км.
      Наиболее сложной   проблемой   грузового   транспорта  является
   старение парка из-за недостаточного пополнения.  Требует  срочного
   обновления   подвижной   состав,  выполняющий  социально  значимые
   перевозки хлеба,  муки, пищевых продуктов, газа населению, кислоты
   для обеспечения работы котельных.
   
                         Дорожное строительство
      В  1996  году,  по  оценке,  будет построено и реконструировано
   49,7 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием
   против 152,8 км в 1995 году.  Это связано в основном с тем, что на
   протяжении нескольких последних лет размер средств,  зачисляемый в
   Дорожный фонд  Московской  области,  не  позволяет  решить  крайне
   важные вопросы по перспективному развитию сети автомобильных дорог
   общего пользования.  При этом остро стоит вопрос  о  приведении  в
   нормальное   состояние   3466   км  бывших  внутрихозяйственных  и
   бесхозных дорог, принятых на баланс Мосавтодора в 1993-1995 гг.
      Прогнозом на 1997 год для обеспечения транспортной связи  между
   населенными  пунктами  намечено  построить  73  км дорог,  а также
   выполнить работы по реконструкции 43 км дорог.
      Кроме того,  будет продолжена работа по сохранению существующей
   сети автодорог в состоянии, обеспечивающем безопасное транспортное
   сообщение.  Это  включает  в  себя:  усиление  дорожного покрытия,
   устройство поверхностной обработки и  ремонт  дорог  с  переходным
   типом  покрытия,  мероприятия  по  безопасности движения (разметка
   проезжей  части,   установка   барьерного   ограждения),   ремонт,
   реконструкция  и строительство новых мостов,  работы по содержанию
   автодорог.
      Строительство и  реконструкция  городских  и поселковых дорог в
   1996 году оцениваются в объеме 12,7 км против 6,97 км в 1995 году.
      Прогнозом 1997  года  предусмотрено  реконструировать  17,5  км
   автодорог,  9 мостов  и  4  км  ливневой  канализации.  Капитально
   отремонтировать 2525,3 тыс.  кв.  м автодорог, 26 мостов и 15,2 км
   ливневой канализации.
      Состояние дорожной   сети  и  заявки  администраций  городов  и
   районов   требуют   проведения   большего   объема   работ,    чем
   предусмотрено  прогнозом.  Однако  возможности  бюджета области не
   позволяют увеличить объемы строительства.
   
                                 Связь
      В Московской  области  основной  организацией,  предоставляющей
   услуги  связи,  является  АООТ  "Электросвязь".  На  балансе  АООТ
   "Электросвязь" находятся 300 городских  автоматических  телефонных
   станций, 485 сельских АТС и 3 междугородные телефонные станции.
      В городах и поселках телефонизировано 46,6%  семей,  в сельской
   местности - 17,1%.
      Прирост количества основных  телефонных  аппаратов,  по  оценке
   1996 года,  составит 46,5 тыс. штук. На 1997 год предусматривается
   ввести   40-45  тыс.  телефонов.  Вместе     с    тем   количество
   неудовлетворенных заявлений от населения на установку телефонов на
   01.01.96  составляло  697  тысяч,  в  том  числе  от  инвалидов  и
   участников Великой Отечественной войны - около 40 тысяч.
      Темпы развития  телефонной   связи   значительно   отстают   от
   потребностей.   Положение   усугубляется  необходимостью  ежегодно
   заменять оборудование общей емкостью не менее  20  тысяч  номеров.
   Кроме того, из-за отсутствия отечественного оборудования с 1996 г.
   запроектировано   использование    преимущественно    иностранного
   оборудования, стоимость которого в несколько раз дороже.
      Основной причиной недостаточного  развития  услуг  электросвязи
   является  ограниченность  финансовых  ресурсов.  В  этих  условиях
   администрации   ряда   городов   области   оказывают   помощь    в
   финансировании  развития связи.  В 1995 году было привлечено около
   10 млрд. рублей.
   
            Инвестиции и развитие отраслей социальной сферы
      По предварительным данным в 1996 году по сравнению с 1995 годом
   объем инвестиций уменьшится на 29,5%.
      За девять  месяцев  текущего  года  на  реализацию  федеральных
   целевых программ Администрацией области получено 72 млрд.  руб. из
   241,56  млрд.   руб.,    предусмотренных    Федеральным    законом
   "О федеральном бюджете на 1996 год".
      Не в  полном  объеме  финансируются  объекты  за  счет  средств
   консолидированного бюджета области.
      Продолжающийся спад   промышленного   и   сельскохозяйственного
   производства  не  дал  возможности  предприятиям  и организациям в
   полной мере вести строительство.
      В   1996   году    предполагается    ввести    в   эксплуатацию
   2500 тыс.  кв.  м жилья, школ на 5180 ученических мест, больниц на
   254 койки,  поликлиник на 940 посещений в  смену.  Возросли  темпы
   газификации населенных пунктов, особенно на селе.
      По прогнозу  на 1997 год за счет всех источников финансирования
   предполагается освоить 14,2 трлн. рублей капитальных вложений, что
   составит  96,6%  по  сравнению  с  1996  годом.  Из  общего объема
   капитальных вложений на строительстве объектов непроизводственного
   назначения намечается  освоить 6,3 трлн.  рублей (44,4%  от общего
   объема).
      В 1997 году предусматривается ввести в эксплуатацию:
      - жилых домов общей площадью 2500 тыс. кв. м;
      - школ на 9617 мест;
      - больниц на 620 коек;
      - поликлиник на 2775 посещений в смену.
      Прогноз на 1997 год  предусматривает  оживление  инвестиционной
   политики  в  энергетике,  промышленности строительных материалов и
   некоторых других отраслях.
      Вместе с  тем  предполагаемые  объемы  капитальных  вложений не
   обеспечивают  решение   задач   как   производственного,   так   и
   социального развития области.
      Сохранится сложное   положение   в   городах   и   поселках   с
   преобладанием научных  и  научно - исследовательских предприятий и
   организаций (города Дубна,  Жуковский, Протвино, п. Черноголовка и
   др.).
      Необходима серьезная поддержка федерального бюджета базовым для
   Московской области отраслям промышленности:  текстильной и легкой,
   предприятиям ВПК,  особенно их конверсионным программам,  а  также
   сельскому хозяйству.
      Прогнозом на 1997 год предусматриваются  средства  федерального
   бюджета,   выделяемые   непосредственно  Администрации  Московской
   области  на  реализацию  федеральных  целевых  программ  в  объеме
   776,55 млрд.  рублей.  Среди них  программы:  "Обеспечение  жильем
   военнослужащих,  уволенных с военной службы в запас или отставку",
   "Свой дом", "Жилье ликвидаторам", "Дети - инвалиды" и другие.
      Из средств  консолидированного   бюджета   области   намечается
   направить 67,68 млрд. рублей на финансирование федеральных целевых
   программ.  Это программы:  "Развитие индустрии детского  питания",
   "Жилье ликвидаторам", "Дети - инвалиды", "Дети - сироты" и другие.
      В реализации  федеральной  программы   "Жилище"   важная   роль
   принадлежит  целевой  программе  "Свой  дом".  Для ее выполнения в
   области намечается строительство индивидуальных жилых домов  общей
   площадью до 1 млн.  кв. м в год, что составит 40% от общей площади
   вводимых  домов.  На эти цели предполагается направить в 1997 году
   29,5  млрд.  рублей  из  федерального  бюджета.  Такой  же   объем
   необходимо предусмотреть в бюджетах городов и районов.
      Учитывая трудности    исполнения    бюджетов    всех   уровней,
   принимаются  меры  по  привлечению  на   эти   цели   внебюджетных
   источников.
      При выполнении программ  обеспеченность  домами  -  интернатами
   возрастет с 15,36 до 16 мест на 10 тыс.  жителей. Вводимые места в
   основном  будут  предназначены   для   разуплотнения   действующих
   домов - интернатов.
      Обеспеченность  больничными   койками   увеличится  со  122,1 в
   1996 году до 123,0 в 1997 году на 10 тыс.  жителей. Ожидаемый ввод
   620 коек не обеспечивает восполнение ветхого фонда. Предполагается
   рост  уровня   обеспеченности   амбулаторно   -   поликлиническими
   посещениями с 263,0 до 263,5 на 10 тыс. жителей.
      Уровень обеспеченности местами в детских дошкольных учреждениях
   в 1997 году составит 636,2  места  на  1  тыс.  детей  дошкольного
   возраста.  В  1996  году предполагается ввести общеобразовательные
   школы на 5,2 тыс.  ученических мест,  в 1997 году - 9,6 тыс. мест,
   что  позволит  увеличить  численность детей,  обучающихся в первую
   смену.  В городах Московской области удельный  вес  обучающихся  в
   первую  смену достигнет 75%,  в сельской местности - 86%  к общему
   числу обучающихся в этих учреждениях.
   
                                Финансы
      Расчет доходной  части  раздела   "Финансы"   основывается   на
   политике,  направленной  на  стабилизацию  экономического развития
   Московской области,  и отражает обеспечение финансовыми  ресурсами
   деятельности  отраслей  ее  экономики  и  социальной сферы.  Сумма
   доходов   по   прогнозу   на   1997   год   определена  в  размере
   59,9 трлн. руб.
      Основным источником  формирования  доходов   области   остается
   прибыль.  По  оценке  деятельности  предприятий и организаций всех
   форм  собственности  во  всех  отраслях  экономики  в  1996   году
   ожидается получить прибыль от реализации продукции (работ,  услуг)
   в сумме  17,5  трлн.  руб.,  что  составляет  29,2%  от всей суммы
   доходов.
      При прогнозируемых  снижении  уровня  инфляции  и  относительно
   устойчивой   работе  предприятий  всех  отраслей  объем  прибыли в
   1997 году возрастет в 1,17 раза и составит  20,5  трлн.  руб.  При
   этом   учитывался   предложенный  Министерством  экономики  России
   уровень инфляции по первому варианту 113%.
      Наравне с  прибылью  большой  удельный  вес в структуре доходов
   занимают начисляемые налоги и платежи - 28,2%  от их общей суммы в
   1997 году,  или 16,9 трлн.  руб.  Среди налоговых доходов  ведущую
   роль  в  формировании  доходной  части финансовых ресурсов области
   занимают налог на добавленную  стоимость  (12,9%  от  общей  суммы
   доходов)   и  подоходный  налог  с  физических  лиц,  удерживаемый
   предприятиями, учреждениями и организациями (4,7%).
      Для решения   вопроса   пенсионного    обеспечения,    развития
   медицинского   обслуживания  и  других  социальных  нужд  средства
   аккумулируются во внебюджетных фондах  Московской  области.  Сумма
   указанных средств,  по  данным внебюджетных фондов,  в прогнозе на
   1997 год составит 8,5 трлн.  руб., или 14,2% к доходам области. По
   сравнению с 1996 годом они возрастут в 1,2 раза.
      Одним из   источников   использования   средств   на   развитие
   производства являются амортизационные отчисления.  Оценочная сумма
   амортизационных отчислений в 1996 году увеличится в  2,7  раза  по
   сравнению  с  фактически  начисленной амортизацией 1995 года,  что
   обусловлено переоценкой стоимости основных фондов по состоянию  на
   01.01.96.  Доля амортизационных отчислений при этом составит 20,3%
   в структуре доходов.  Такая пропорция сохранится и на 1997  год  -
   сумма доходов по этой статье составит 12,1 трлн. руб.
      Ожидаемые расходы Московской области в 1996 году  определены  в
   размере 55,2 трлн.  руб.  с учетом перечисления средств в бюджет и
   внебюджетные фонды  Российской  Федерации  в сумме 9,7 трлн.  руб.
   Основной удельный вес в  расходах  занимают  собственные  средства
   предприятий   (41,1%).   Инвестиции   за   счет   всех  источников
   финансирования   составляют   6%.   Значительная   часть   средств
   направляется на  финансирование социально - культурных мероприятий
   за счет средств бюджета и внебюджетных фондов  области.  Указанные
   расходы  определены в сумме 12,9 трлн.  руб.,  или 23,4%  от общей
   суммы расходов.
      Превышение доходов  над  расходами  в  1996  году,  по  оценке,
   составит 4,8 трлн. рублей. Финансирование данного превышения будет
   осуществлено за счет  средств  федерального  бюджета  (расходы  на
   инвестиции в 1996 году оцениваются в размере около 1,5 трлн. руб.,
   покрытие    части   дефицита   бюджета   Московской    области   -
   0,5   трлн.   руб.),    государственных    внебюджетных     фондов
   (1,2 трлн. руб.), прочих источников, включая средства населения на
   строительство жилья (0,8 трлн. руб.).
      Расходы  в  прогнозе   на   1997   год   определены   в   сумме
   66,7 трлн.  руб.  Из общей суммы расходов 17,4%  (11,6 трлн. руб.)
   составят  средства,   перечисляемые   в   федеральный   бюджет   и
   внебюджетные фонды Российской Федерации.
      Прогнозируемое превышение расходов над доходами в 1997  году  в
   сумме 6,8 трлн. руб. покроется за счет поступлений из федерального
   бюджета на инвестиции в сумме 1,8 трлн. руб., средств внебюджетных
   фондов - 1,7 трлн.  руб.,  других источников (средства  населения,
   кредиты Пенсионного фонда) - 1,2 трлн.  руб.,  а также при условии
   выделения   из   федерального   бюджета   трансфертов    в   сумме
   2,1 трлн.  руб., заложенных  в  проекте  федерального  бюджета  на
   1997 год.
      По оценке 1996 года и  прогнозу  на  1997  год  доходная  часть
   финансовых     ресурсов    области    не    позволяет    полностью
   профинансировать все расходы  по  ее  социально  -  экономическому
   развитию.   Отрицательное   влияние   на  этот  процесс  оказывает
   существующая система межбюджетных отношений.
   
                                  Труд
      По сравнению с 1994 годом трудовые ресурсы Московской области в
   1995  году  уменьшились  на  10,3   тыс.   человек   и   составили
   3328,8 тыс.  человек,  или  50,72%  от общей численности населения
   области.
      Анализ демографической ситуации свидетельствует о том,  что и в
   последующие   годы   сокращение   численности   трудовых  ресурсов
   продолжится.  Ожидается,  что в 1997 году трудовые ресурсы области
   сократятся  на  8,8  тыс.  человек  по  сравнению  с  1995 годом и
   составят 3320 тыс.  чел.  Это  обусловлено  сокращением  основного
   (89,8%) источника формирования трудовых ресурсов - трудоспособного
   населения:  в 1995 году - на 14,6 тыс. чел., по оценке 1996 года -
   на 3,4 тыс.  чел.,  по прогнозу на 1997  год  -  на  3  тыс.  чел.
   Население старше трудоспособного возраста, занятое в экономике, то
   есть пенсионеры, составляет в настоящее время 10,1% от численности
   трудовых   ресурсов.   Работающие   подростки   (население  моложе
   трудоспособного возраста,  занятое в экономике) -  всего  0,1%.  В
   ближайшем  будущем  значительных  изменений в структуре источников
   трудовых ресурсов не предполагается.
      Основная часть трудовых ресурсов области (78,1%  в  1995  году)
   занята  в  экономике,  из  которых  62,9%  заняты  в  материальном
   производстве,  а 37,1%  - в  непроизводственной  сфере.  При  этом
   сохраняется  устойчивая тенденция сокращения численности занятых в
   материальном производстве  и  увеличения  -  в  непроизводственной
   сфере.  Продолжится  сокращение  и  общей  численности  занятых  в
   экономике: по оценке 1996 года - на 68,7 тыс. чел., по прогнозу на
   1997 год - на 9,1 тыс. чел. по сравнению с 1996 годом.
      Ситуация на рынке труда Московской области остается  достаточно
   сложной.  Растет  численность лиц,  нуждающихся в трудоустройстве,
   увеличивается скрытая  безработица  на  производстве,  сохраняется
   напряженность, связанная с ожиданием банкротств предприятий.
      По оценке   1996   года,   число   лиц,   не  занятых  трудовой
   деятельностью и учебой,  возрастет на 48,8 тыс. человек и составит
   300  тыс.  человек,  из  которых  96  тыс.  человек  имеют  статус
   безработного.
      В  1997   году   ожидается   рост   незанятого   населения   на
   12,5 тыс.  чел.  Доля безработных в общей численности экономически
   активного населения увеличится предположительно с 2,3% в 1995 году
   до 4,4% в 1997 году.
      В целях содействия  эффективной  занятости  населения  области,
   усиления  его  социальной защиты правительством Московской области
   01.04.96 была  утверждена Программа содействия занятости населения
   Московской области на 1996-1997 гг.
      На территории  области  действует  особый  порядок  регистрации
   мигрантов,    ограничивающий   механический   прирост   населения.
   Обустройство беженцев и вынужденных переселенцев осуществляется за
   счет   средств   федерального  бюджета.  Поступлений  и  реального
   финансирования из внебюджетных источников Департамент по  вопросам
   миграции населения не имеет.
   
                  Денежные доходы и расходы населения
      По предварительной   оценке  1996  года,  общая  сумма  доходов
   населения Московской области определена в размере 51,5 трлн.  руб.
   В  структуре  доходной  части  удельный вес фонда заработной платы
   увеличивается  по  сравнению  с  1995  годом  с  31,5%  до  36,8%.
   Возрастет также доля социальных выплат с 14,4%  в 1995 году до 21%
   в 1996 году и составит 10,8 трлн. рублей. В то же время уменьшится
   доля прочих доходов с 54,1% до 43%.
      В расходной части баланса  увеличивается  доля  платных  услуг,
   55,4% в  1995  году до 70%,  по оценке 1996 года,  в связи с более
   высоким темпом роста цен на них,  а доля обязательных  платежей  и
   добровольных взносов - с 4,7% до 8%.
      Два предполагаемых сценария  развития  экономики  в  1997  году
   определили  и  два  варианта  прогноза денежных доходов и расходов
   населения Московской области.
      В первом (целевом)  варианте  прогноза  на  1997  год  денежные
   доходы  населения  определены  в размере 57,1 трлн.  руб.,  или на
   10,9%  выше оценки 1996 года.  Во втором варианте  размер  доходов
   рассчитан  в  сумме  63,9  трлн.  руб.,  или  в  1,2  раза выше по
   сравнению с оценкой 1996 года.
      В первом варианте прогноза на 1997 год  на  структуру  денежных
   доходов   населения  будет  влиять  политика,  ориентированная  на
   увеличение реальной заработной платы, восстановление ее роли платы
   как   основного   источника   доходов.  Так,  удельный  вес  фонда
   заработной платы в общей структуре  доходов  возрастет  с  36%, по
   оценке 1996  года,  до  38%,  по  прогнозу  на 1997 год.  При этом
   снизится доля  прочих  доходов,  включающих  доходы  населения  от
   индивидуальной предпринимательской  и посреднической деятельности,
   с 43% до 40%.
      Во втором варианте, отражающем воздействие факторов, тормозящих
   развитие экономики,  удельный вес фонда заработной платы останется
   неизменным.
      Размер социальных  выплат  по  прогнозу  на  1997  год составит
   соответственно в первом варианте - 12,6 трлн.  руб.  (22% от общей
   суммы доходов) ,  во втором - 13,4 трлн.  руб. (21% от общей суммы
   доходов). Удельный вес пенсий и пособий в первом варианте прогноза
   составит 21,9%, стипендий - 0,1%. Во втором варианте доля пенсий и
   пособий составит 19,8%, стипендий - 0,2%.
      Расходы и  сбережения  населения  в первом варианте прогноза на
   1997 год составят 53,4 трлн.  руб.,  что в 1,17 раза  выше  оценки
   1996 года,  во втором варианте - 55,7 трлн. руб.(в 1,2 раза больше
   оценки 1996 года).
      Структура расходной части по прогнозу на 1997 год сохранится на
   уровне оценки 1996 года.
      В целом   динамика  основных  показателей  денежных  доходов  и
   расходов населения в двух вариантах прогноза на 1997 год  отражает
   политику,   направленную  на  обеспечение  общего  роста  денежных
   доходов населения и создания условий для  повышения  их  реального
   содержания  по мере подъема экономики,  восстановления роли оплаты
   труда, усиления социальной защиты граждан.
      В то  же  время  уменьшится  доля  прироста  вкладов  в банках,
   приобретения  недвижимости,  валюты,  облигаций,   государственных
   займов и других ценных бумаг с 36%, по оценке 1996 года, до 34,9%,
   по  прогнозу на 1997 год,  в первом варианте и до 34,6%  во втором
   варианте.
   
                         Потребительский рынок
      Товарооборот за   1996  год  по  всем  каналам  реализации,  по
   предварительной оценке, составит 21,5 трлн. рублей, что в 1,2 раза
   превышает уровень товарооборота 1995 года в действующих ценах, а в
   сопоставимых ценах будет соответствовать  объему,  достигнутому  в
   1995 году.
      Розничный товарооборот (по всем каналам реализации) на 1997 год
   рассчитан   в  объеме  25  трлн.  рублей  с  ростом  к  ожидаемому
   товарообороту  1996  года  в  1,16  раза  (первый  вариант),  а  к
   товарообороту в ценах 1995 года - 101% .
      Реализация показателей   прогноза   требует   совершенствования
   платежно   -   расчетных   и   кредитно   -  финансовых  отношений
   товаропроизводителей  с  торговыми  организациями  и   финансовыми
   органами, банковскими структурами.
      По второму варианту товарооборот рассчитан  исходя  из  индекса
   цен - 1,22, и его объем составит 26,5 трлн. рублей.
      Анализ современного состояния отрасли сферы  услуг  показывает,
   что  положение  дел  в  отрасли начинает стабилизироваться.  Объем
   платных услуг,  оказываемых населению области,  через  все  каналы
   реализации   в    I   полугодии    1996    года    оценивается   в
   3289,1 млрд.  рублей, что в сопоставимых ценах на 5% меньше, чем в
   соответствующем  периоде  прошлого  года.  Сводный  индекс  цен  и
   тарифов в I полугодии составил 125,4%.
      Более 50%   всего  объема  оказанных  платных  услуг  составили
   обязательные платежи: за коммунальные услуги, услуги пассажирского
   транспорта,  жилищного  хозяйства и связи.  Незначительные затраты
   населения,  около 4%  от общего объема платных услуг,  - на услуги
   культуры, туристско  -  экскурсионные,  услуги  здравоохранения  и
   спорта.  В составе бытовых услуг повышается  удельный  вес  услуг,
   потребляемых высокодоходными группами населения,  по строительству
   жилья и ремонту автомобилей.
      Более 24%   платных  услуг  оказывается  в  настоящее  время  в
   негосударственном  секторе,   который   представляют   предприятия
   частной и других негосударственных форм собственности, а в отрасли
   бытового  обслуживания  населения   удельный   вес   таких   услуг
   составляет около 80%.
      В целях   стабилизации   работы   предприятий    службы    быта
   значительная  часть  их  в  текущем году освобождена от налогов на
   землю, прибыль, от сборов в местный бюджет, а также им установлены
   льготная  арендная  плата  и  льготные  коммунальные платежи.  Это
   способствовало открытию в области за истекший период текущего года
   около 350 предприятий службы быта.
      Исходя из сложившейся ситуации и с учетом  принятых  мер  объем
   платных услуг населению в 1996 году,  по оценке,  составит 100%  к
   уровню 1995 года.
      Прогноз развития  сферы  услуг  в  1997  году разработан в двух
   вариантах.
      Первый вариант  прогноза  развития  сферы  услуг предполагает в
   1997 году возобновление экономического роста сферы  платных  услуг
   до 100,9% к уровню предыдущего года.
      Второй -    неблагоприятный    вариант    не    предусматривает
   экономического  роста  отрасли,  темпы  ее  развития  останутся на
   уровне 1996 года (100%).  Стоимостной  рост  объемов  услуг  будет
   получен за счет роста цен и тарифов на услуги.
      В 1997 году в области будет продолжена работа по  сохранению  и
   развитию социально значимых видов услуг для малообеспеченных слоев
   населения, таких  как  ремонт  обуви,  одежды,   сложной   бытовой
   техники, бань, прачечных, парикмахерских.
   
                        Охрана окружающей среды
      В 1996   году   капитальные   вложения,   предусматриваемые  на
   природоохранные   мероприятия,    за    счет    всех    источников
   финансирования, по оценке,  составят 98,25 млрд.  рублей (105,4% к
   уровню  1995 года в сопоставимых ценах),  из них 7,3 млрд.  рублей
   будет освоено за счет средств федерального бюджета.
      Освоение указанных   средств   позволит   ввести   в   действие
   сооружения   для    очистки    сточных   вод   производительностью
   25,7 тыс.  куб.  м  в сутки и газоулавливающих установок мощностью
   339 тыс. куб. м газа в час.
      Объем  загрязненных  сточных  вод  на   территории   области  в
   1996 году составит 705,6 млн.  куб.  м,  а объем вредных  веществ,
   выбрасываемых   в  атмосферный  воздух  стационарными  источниками
   загрязнения, - 236 тыс. т.
      В 1997  году  на  природоохранные  мероприятия  за  счет   всех
   источников      финансирования    предполагается     израсходовать
   136  млрд.  рублей   (110,8%   к   уровню   1996   года).  Из  них
   54,06 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета намечается
   израсходовать на реализацию федеральных  целевых  программ.  Среди
   них     "Возрождение     Волги",     "Государственная    поддержка
   государственных природных заповедников и  национальных  парков  на
   период  до 2000 года" (ГПНП "Лосиный остров"),  "Защита окружающей
   природной  среды  и  населения  от  диоксинов  и  диоксиноподобных
   токсикантов на 1996-1997 годы", "Отходы".
      В 1997  году  прогнозом  намечается  построить  сооружения  для
   очистки сточных вод производительностью 29,96 тыс. куб. м в сутки,
   а   также   ввести   в   действие   установки  для  улавливания  и
   обезвреживания  вредных  веществ  из  отходящих   газов  мощностью
   340 тыс. куб. м газа в час. Это уменьшит объем сброса загрязненных
   сточных вод на 0,5 млн.  куб.  м и на 1 тыс.  т  вредных  веществ,
   выбрасываемых   в  атмосферный  воздух  стационарными  источниками
   загрязнения.  Общие объемы их в 1997 году соответственно  составят
   705,1 млн. куб. м и 235 тыс. т.
   
                    Внешнеэкономическая деятельность
      Снижение емкости внутреннего рынка  из-за  неплатежеспособности

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное