Стр. 1
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
9 февраля 1998 г. N 10/4
О ПРОГНОЗЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД
Рассмотрев прогноз и государственные программы социально -
экономического развития Московской области на 1998 год,
Правительство Московской области постановляет:
1. Согласиться с разработанным прогнозом социально -
экономического развития Московской области на 1998 год
(приложение 1).
2. Определить перечень государственных программ социально -
экономического развития Московской области на 1998 год исходя из
объемов их финансирования за счет средств областного бюджета в
соответствии со статьей 6 Закона Московской области "Об основных
принципах формирования проекта бюджета Московской области на
1998 год" N 57/97-03 (приложение 2).
Заказчикам государственных программ социально - экономического
развития Московской области на 1998 год до 1 марта 1998 года
представить их для внесения в Московскую областную Думу в
установленном порядке.
3. Комитету по финансам и налоговой политике Администрации
Московской области (Дьяконова Л.А.) осуществлять финансирование
государственных программ социально - экономического развития
Московской области в пределах финансовых ресурсов области.
4. Принять предложения Комитета по экономике Администрации
Московской области и Минмособлстроя о распределении капитальных
вложений, подлежащих финансированию за счет средств областного
бюджета в 1998 году, в отраслевом разрезе (приложение 3).
5. Комитету по экономике Администрации Московской области
(Усков Е.И.) совместно с Минмособлстроем (Петраков А.И.) и
Комитетом по финансам и налоговой политике (Дьяконова Л.А.)
представить на утверждение первому Вице - главе по экономической
политике и развитию Администрации Московской области В.О. Власову
до 25.02.98 план капитального строительства на 1998 год с
пообъектной разбивкой исходя из прогноза социально -
экономического развития Московской области на 1998 год.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого Вице - главу по экономической политике и развитию
Администрации Московской области В.О. Власова.
И.о. Губернатора Московской области
В.В. Семаев
Приложение 1
к постановлению Правительства
Московской области
от 9 февраля 1998 г. N 10/4
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД
Прогноз социально - экономического развития Московской области
на 1998 год разработан Комитетом по экономике с участием
отраслевых администраций Администрации Московской области
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 мая 1997 года N 589 "О разработке прогноза социально -
экономического развития Российской Федерации и проекта
федерального бюджета на 1998 год, уточнении параметров прогноза
социально - экономического развития Российской Федерации до
2000 года и разработке проектировок основных расходов федерального
бюджета на 1998-2000 годы", распоряжением Губернатора Московской
области от 18 августа 1997 года N 651-РГ "О порядке, сроках
разработки прогноза, областных целевых программ социально -
экономического развития Московской области и проекта бюджета
Московской области на 1998 год" по формам и показателям,
рекомендованным Министерством экономики Российской Федерации, с
учетом дополнительных, согласованных с Московской областной Думой
показателей.
В прогнозе нашли отражение разработки администраций районов и
городов области по их социально - экономическому развитию на
1998 год, основанные на предложениях предприятий и организаций
всех форм собственности.
Разработка стоимостных показателей прогноза осуществлена с
учетом предстоящего изменения нарицательной стоимости российских
денежных знаков и масштаба цен.
При формировании показателей прогноза на 1998 год учитывалось
объективное положение дел и потенциал развития отраслей,
предприятий и организаций области в 1997 году. Итоги развития
экономики и социальной сферы Московской области явились одним из
главных элементов расчетной базы для разработки прогноза на
1998 год.
Анализ состояния экономики за 9 месяцев 1997 года позволяет
сделать следующие выводы.
Итоги января - сентября 1997 года характеризуются формированием
предпосылок, способных оказать положительное влияние на
социально - экономическое развитие Московской области в 1998 году.
Предприятия и организации всех отраслей хозяйства Московской
области работали в условиях развивающихся рыночных отношений,
проводимой жесткой инвестиционной, кредитно - финансовой и
налоговой политики.
В течение 1997 года в Московской области продолжалось снижение
темпов роста потребительских цен и тарифов на товары и платные
услуги населению: со 101,8% в январе до 99,76% в сентябре.
Стабилизировались объемы производства промышленной продукции,
платных услуг, розничного товарооборота. Активизировалась работа
Администрации Московской области, органов местного самоуправления
муниципальных образований по созданию условий для оживления
производства, снижению социальной напряженности.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ПРОИЗВОДСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
Анализ динамики работы промышленного комплекса показывает, что
за январь - сентябрь 1997 года положение в отрасли
стабилизировалось. Начиная с января темп выпуска промышленной
продукции значительно опережал соответствующие ежемесячные темпы
прошлого года, а с апреля превысил стопроцентный уровень. При этом
индекс физического объема в январе - сентябре 1997 года по полному
кругу предприятий составил к соответствующему периоду 1996 года
100,5%, по сравнению с началом года индекс возрос на 6,5 пункта.
Индекс физического объема по крупным и средним предприятиям за
9 месяцев составил 102,1%.
Тенденция роста объема производства обусловливается
положительной и устойчивой работой таких значимых отраслей, как
машиностроение и металлообработка (составляет одну треть объема
производства по области), черная металлургия, лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность, а
также ряда предприятий других отраслей. В общем объеме
производства значительно увеличился удельный вес электроэнергетики
(до 10%), пищевой промышленности (до 12%).
С отставанием по объемам производства от соответствующего
периода 1996 года на 12-18 процентов работали предприятия легкой
промышленности, промышленности строительных материалов, цветной
металлургии.
Итоги 9 месяцев 1997 года и складывающиеся тенденции в развитии
отраслей промышленности за этот период позволяют оценить ожидаемый
на конец 1997 года объем промышленного производства в целом по
промышленности на уровне 101% к 1996 году, по крупным и средним
предприятиям соответственно 102%. При этом будет выпущено
продукции в действующих ценах года на сумму 37,67 млрд. рублей, в
том числе по крупным и средним предприятиям - на 32,2 млрд. рублей
(с учетом деноминации).
По оценке, все отрасли, за исключением электроэнергетики,
цветной металлургии, строительных материалов и легкой
промышленности, превысят по объемам выпуска продукции уровень
1996 года. Все больше предприятий различных отраслей находят свое
место на внутреннем и внешнем рынках. Это обстоятельство
подтверждается увеличением объемов производства в натуральном
выражении таких видов продукции, как электропоезда, грузовые и
легковые автомобили, металлорежущие станки, синтетические смолы и
пластические массы, силовые кабели, тракторные косилки, алмазные
инструменты, минеральные удобрения, металлургический кокс, плиты
древесно - стружечные и др.
Вместе с тем стабилизация и наметившийся рост промышленного
производства требуют увеличения объемов инвестиций из всех
источников финансирования. Инвестиции также необходимы для
обновления основных производственных фондов, износ которых
составляет 56,2%. Расчеты показывают, что для обеспечения развития
промышленного производства и обновления основных фондов необходимо
привлечь инвестиции, включая собственные средства предприятий, в
объеме около 2 млрд. рублей.
В настоящее время не менее значима для товаропроизводителей
упорядоченная налоговая политика, стимулирующая их усилия на
выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест,
своевременные расчеты с бюджетами и фондами по заработной плате.
Совершенствование нормативной базы, реструктуризация долгов
предприятий с привлечением инвестиций в производство и другие
меры, принимаемые Правительством Российской Федерации и
Администрацией Московской области, явились позитивной предпосылкой
прогнозирования роста промышленного производства в 1998 году.
Учтены прогнозы развития промышленности районов и городов
области, абсолютное большинство которых предусматривают
опережающий по сравнению с 1997 годом рост объемов производства,
обоснованный расчетами предприятий.
Прогноз развития промышленности разработан в двух вариантах.
В первом варианте в 1998 году по индексу физического объема
предусматривается обеспечить рост объемов производства в
промышленном комплексе на 2% по сравнению с 1997 годом (по полному
кругу предприятий и по крупным и средним).
Для обеспечения указанного темпа развития в числе мер,
принимаемых на федеральном уровне, учитывались: "Бюджет развития";
участие предприятий области в реализации федеральных целевых
программ на общую сумму инвестирования свыше 98 млн. рублей. Среди
этих программ: "Разработка и производство пассажирского подвижного
состава нового поколения на предприятиях России"; "Развитие
производства городских автобусов, троллейбусов и трамваев в
Российской Федерации"; "Государственная защита станкостроения";
"Развитие лесопромышленного комплекса"; "Топливо и энергия" и
другие. В рамках реализации программ намечается: ввод в действие
важнейших производственных мощностей на АООТ "Демиховский
машиностроительный завод" под выпуск 250 штук тележек
электропоездов, автобусов в АО "Давыдово", металлорежущих станков
на ПО "Коломенский завод тяжелого станкостроения"; поддержка
отдельных предприятий оборонной промышленности для финансирования
конверсионных проектов и выполнение ими государственного заказа.
Предусмотрено дальнейшее развитие производственных мощностей за
счет собственных и заемных средств для увеличения выпуска
легкового автомобиля "Ока" на АО "Серпуховский автомобильный
завод" и новой серии вагонов метрополитена на АО "Метровагонмаш",
выпуск паровых котлов на экспорт на АО "Подольский машзавод",
освоение новых видов тканей с применением льноволокна в АО
"Глуховотекс" и другие.
В 1998 году на областном уровне будет продолжена работа по
поддержке товаропроизводителей. Помимо сохранения льгот по налогу
на имущество для предприятий военно - промышленного комплекса,
текстильной, легкой и молочной промышленности, потребительской
кооперации, народных художественных промыслов вводятся новые
льготные категории: мясоперерабатывающие организации, предприятия,
производящие наукоемкую продукцию, организации - лизингодатели.
Высвобожденные в результате льготного налогообложения средства
предприятиями будут направлены на развитие производства,
сохранение и создание рабочих мест, социальные нужды.
В поддержку областных товаропроизводителей и на удовлетворение
потребностей предприятий и организаций различных служб области,
районов и городов направлены положения проекта Закона Московской
области "О поставках продукции для государственных нужд Московской
области".
В числе мер по использованию простаивающего оборудования и
созданию новых рабочих мест разработаны и утверждены областные
целевые программы по занятости населения и развитию малого
предпринимательства, учреждена Московская областная
специализированная лизинговая компания. Приняты: постановление
Правительства Московской области от 13.01.97 N 2/1 "О неотложных
мерах по созданию экономических условий работы предприятий
текстильной и легкой промышленности Московской области",
постановление Губернатора Московской области от 13.03.97 N 41-ПГ
"О состоянии платежной дисциплины и путях решения проблемы
неплатежей".
Предусматривается увеличить в 1998 году объемы производства на
2-3 процента к уровню 1997 года во всех отраслях, кроме легкой
промышленности, а также выпуск важнейших видов продукции: готового
проката черных металлов, химических волокон и нитей, цемента,
асбестоцементных листов (шифера), линолеума, стеновых материалов,
сборных железобетонных конструкций и изделий и ряда других.
Второй вариант прогноза развития промышленности предполагает
совокупное воздействие факторов, которые могут замедлить выход на
целевые ориентиры в установленные сроки. В этих условиях
производство стабилизируется на уровне 1997 года.
За девять месяцев 1997 года индекс физического объема
производства потребительских товаров составил 149,1% к
соответствующему периоду 1996 года.
Многие предприятия области постепенно адаптировались к условиям
рынка. Как показывают расчеты, выпуск товаров народного
потребления в целом по области в 1997 году превысит уровень
1996 года на 1%.
Однако 1997 год еще не стал периодом благоприятного
инвестиционного климата, не преодолен кризис неплатежей, у
товаропроизводителей не хватает средств на закупку сырья и
оборудования, из-за низкой покупательной способности населения
рынок отечественных потребительских товаров развивается
недостаточно.
Вместе с тем в 1998 году предполагается, что объемы выпуска
потребительских товаров (по полному кругу предприятий) и по
большинству их видов составят к ожидаемому уровню 1997 года по
первому варианту 102,5%, второму - 101%.
Остается напряженной обстановка на предприятиях легкой
промышленности. Недостаток оборотных средств на закупку сырья и
материалов, конкуренция импортных товаров обусловливают
продолжающееся снижение объемов производства.
Целевая поддержка предприятий, традиционно занятых выпуском
потребительских товаров, и реализация конверсионных мероприятий в
оборонном комплексе позволят сохранить конкурентоспособность
отечественных товаров без резкого увеличения их стоимости по
сравнению с импортными аналогами.
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Реформирование агропромышленного комплекса позволило создать
основы формирования многоукладного производства, продвинуться по
пути развития рыночных отношений, значительно расширить права
хозяйствующих субъектов в осуществлении самостоятельной
деятельности.
Существенные изменения произошли в структуре земельной
собственности. Площади земель, предоставленные гражданам для
садоводства, огородничества и фермерства, составили более 160 тыс.
га, в том числе фермерам более 70 тыс. га.
Доля предприятий негосударственной формы собственности
составляет свыше 90% в объеме производимой сельскохозяйственной
продукции. Создано и функционирует более 6,6 тыс. крестьянских
(фермерских) хозяйств. Укрепляется материально - техническая база
фермерского движения, растет поголовье крупного рогатого скота и
свиней.
В личных подсобных хозяйствах в настоящее время производится
значительное количество продовольствия: более 70% картофеля,
10-15% молока, яиц и овощей, 25% мяса от общего объема
производства данных видов продукции.
Вместе с тем осуществление аграрной реформы не устранило всех
негативных явлений, которые сдерживают развитие
сельскохозяйственного производства.
Нарушен воспроизводственный процесс обновления основных фондов,
снижается плодородие почв, в упадок приходит семеноводство и
племенное дело, сокращается численность трудовых ресурсов.
Отсутствие бюджетного финансирования и собственных средств
сельскохозяйственных предприятий практически приостановило работы
по осушению, орошению земель, реконструкции действующих
мелиоративных систем. По-прежнему неудовлетворительно складывается
обеспеченность сельского хозяйства минеральными удобрениями и
химическими средствами защиты растений.
Нарушена паритетность отношений сельского хозяйства со сферой
заготовки, переработки и торговли, о чем свидетельствует снижение
удельного веса сырья сельских товаропроизводителей в конечной цене
реализуемой продукции с 80% до 30%.
Сложное положение сохраняется в производстве животноводческой
продукции. За девять месяцев 1997 года производство скота и птицы
(в живом весе) в хозяйствах всех категорий по сравнению с
соответствующим периодом 1996 года снизилось на 22,1%, молока -
1,9%.
Спад объемов производства обусловлен продолжающимся сокращением
поголовья основных видов скота. В свиноводстве поголовье снизилось
на 25,9%, крупный рогатый скот сократился по сравнению с
аналогичным периодом 1996 года на 9,1%, в том числе коровы - на
8,6%.
В целях смягчения кризисных явлений в агропромышленном
комплексе Администрацией Московской области принимаются
определенные меры организационного и экономического характера по
стабилизации ситуации. Правительством Московской области принято
постановление от 13.02.97 N 9/4 "О мерах по совершенствованию
экономических условий функционирования агропромышленного комплекса
Московской области в 1997 году".
Приняты к финансированию из областного бюджета целевые
программы и мероприятия по поддержке сельских товаропроизводителей
области на сумму 343,9 млрд. рублей.
За девять месяцев 1997 года из областного бюджета было выделено
158,9 млрд. рублей, из которых 53,1 млрд. руб. было направлено на
поддержку животноводства. На реализацию областных целевых программ
выделено 22,8 млрд. рублей.
На проведение весенне - полевых и уборочных работ из
Специального фонда для льготного кредитования Министерства
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для
сельхозтоваропроизводителей Московской области предоставлен кредит
на сумму 89,5 млрд. рублей.
Принятые меры позволили организованно провести уборку урожая и
заготовку кормов и в какой-то мере снизить темпы падения
производства сельскохозяйственной продукции.
Среднемесячные темпы падения производства молока за 9 месяцев
1997 года на 1 пункт ниже по сравнению с тем же периодом
1996 года. Снижаются темпы сокращения поголовья крупного рогатого
скота и птицы.
Ожидается в 1997 году увеличение во всех категориях хозяйств
производства зерна на 1,8%, яиц - на 1,3%.
Оценивая возможные результаты 1997 года и исходя из
предполагаемых экономических условий функционирования
агропромышленного комплекса области, сформированы два варианта
прогнозных показателей развития сельского хозяйства на 1998 год.
По первому варианту в целом производство валовой продукции в ценах
реализации 1994 года прогнозируется увеличить на 3,9% по сравнению
с оценкой 1997 года. В растениеводстве предполагается увеличить
производство зерна по сравнению с оценкой 1997 года на 7%,
картофеля - на 8,7%, овощей - на 3%.
Намечаемый уровень производства зерна позволит обеспечить
потребность растениеводства в семенах и молочное животноводство в
концентрированных кормах.
В зерновом хозяйстве это произойдет в основном за счет
увеличения посевных площадей в сельскохозяйственных предприятиях.
Рост площадей обусловлен экономической выгодностью производства
зерна, так как более 80% работ по его выращиванию механизировано.
Основными производителями картофеля и овощей в 1998 году
останутся крестьянские хозяйства и личные подсобные хозяйства
населения. Увеличение валового сбора картофеля и овощей в этих
категориях хозяйств будет обеспечиваться в основном за счет
повышения урожайности и увеличения доли в валовом сборе ранних и
среднеранних сортов картофеля, капусты, продукции зеленных
культур. С этой целью необходимо их экономически заинтересовать не
только в выращивании продукции, но и в создании современной
материально - технической базы производства.
В животноводстве, учитывая возможности хозяйств с различными
формами собственности, прогнозируется увеличить производство яиц и
добиться стабилизации производства молока и скота и птицы.
В основном развитие отраслей животноводства базируется на
сохранении численности поголовья животных на уровне 1997 года.
Предусматривается переход к высокотоварному производству на
основе дифференцированной государственной и региональной
финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Намечается дальнейшее развитие крестьянских (фермерских)
хозяйств. Предусмотрено увеличение объемов сельскохозяйственной
продукции, произведенной фермерскими хозяйствами, на 6,6%.
Достижению прогнозных показателей развития сельского хозяйства
будет способствовать реализация на территории Московской области
федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв России" в
объеме 80 млн. рублей.
Во втором варианте при сохранении диспаритета цен и при
отсутствии государственной поддержки можно ожидать сокращения
производства на 1,4% к предыдущем году.
Экономические условия работы предприятий пищевой и
перерабатывающей промышленности продолжают оставаться сложными.
Из-за падения объемов сельскохозяйственного производства
сокращаются поставки сырья на переработку. Предприятия отрасли
испытывают острый недостаток собственных оборотных средств для
закупок сырья за пределами области.
При недостатке собственных средств отсутствуют и внешние
инвестиции в отрасль. В данных условиях предприятия не могут на
должном уровне поддерживать конкурентоспособность своей продукции,
в то время как усиливается интервенция в область импортной
продукции и продукции предприятий г. Москвы.
Сдерживающим фактором развития производства по-прежнему
являются спросовые ограничения на продукцию предприятий отрасли
из-за низкой покупательной способности населения.
В особо сложном положении находятся предприятия макаронной,
мукомольно - крупяной, молочной и мясной промышленности.
Оценивая итоги 1997 года, по основным видам продуктов питания в
1998 году прогнозируется рост объемов производства или их
сохранение на уровне 1997 года.
В соответствии с условиями по принятым вариантам прогноза объем
производства масла животного возрастет на 7,1-14,3%, кондитерских
изделий - на 4,7-6,7%, макаронных изделий - на 10-40%, муки - на
7,7%, товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы
рыбные, - на 2,9%.
Прогнозом предусматривается в 1998 году реализация на
территории Московской области федеральной целевой программы
"Развитие рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года" с
объемом финансирования 25,4 млн. рублей.
По-прежнему актуальной остается проблема обеспечения детей
раннего возраста продуктами питания.
Производство продуктов детского питания на промышленной основе
развивалось в Московской области слабо, потребность в них частично
обеспечивалась производством за счет цехов, производящих жидкие и
пастообразные молочные продукты для детей первых двух лет жизни,
на Серпуховском и Подольском молочных заводах, Истринском
предприятии детского питания, системой детских молочных кухонь.
Закупки и завоз детских продуктов дополнительно осуществлялись
из других регионов Российской Федерации и по импорту.
Принятые решения на федеральном (Президентская программа "Дети
России") и областном (комплексная программа "Дети Подмосковья")
уровнях позволяют частично решить проблему обеспечения детей
раннего возраста продуктами питания в Московской области.
Построено и введено в эксплуатацию государственное унитарное
предприятие "Завод детского питания "Фаустово" Воскресенского
района, производящее 14 видов специализированных продуктов для
детей раннего возраста.
Осуществляется строительство цеха по производству консервов из
мяса птицы на АОЗТ "Братцевское" в пос. Лунево Солнечногорского
района, цеха специализированного сухого лечебного питания на
молочной основе АОЗТ "Компания "Нутритек" в г. Истра, имеющих
федеральное значение. В стадии завершения строительные работы по
цеху стеклянной тары для детского питания в пос. Мишеронь
Шатурского района.
По оценке, в 1997 году предполагается произвести 11,7 тыс. тонн
продуктов детского питания (100,7% к уровню 1996 года).
Прогнозом на 1998 год предусматривается увеличение их
производства на 24,9% к уровню 1997 года.
Возможности быстрого наращивания промышленного выпуска
современных продуктов питания ограниченны. Молочные кухни,
несмотря на их низкий технический уровень, продолжают оставаться
основными производителями детского молочного питания.
В Московской области имеется 75 детских молочных кухонь, 9 из
которых закрыты на реконструкцию. Ведется строительство 6 новых
кухонь. Из общего объема производства жидких и пастообразных
молочных продуктов на детских молочных кухнях в 1998 году будет
выработано 8,2 тыс. тонн, или 74,4%.
Одним из основных направлений обеспечения детей Московской
области продуктами питания является техническое переоснащение
молочных кухонь и создание принципиально новых технологий для
мини - индустриального производства экологически чистой
адаптированной продукции.
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Прогноз развития лесного хозяйства на 1998 год направлен на
обеспечение решения необходимых экономических задач повышения
культуры ведения лесного хозяйства в условиях рыночной экономики,
рационального использования природных ресурсов, охрану, защиту и
воспроизводство лесов, достижение экологически чистой окружающей
среды на территории Московской области.
Ежегодно объемы лесовосстановления в области составляют около
4-5 тысяч гектаров; в результате рубок ухода и санитарных рубок
заготавливается около 600-700 тыс. куб. метров древесины.
Однако в последнее время наблюдается снижение объемов
лесохозяйственной деятельности в Московской области, вызванное
нехваткой технических сооружений (гаражей ремонта лесной техники,
навесов и складов), низким уровнем механизации на
лесовосстановительных работах.
Из-за резкого удорожания древесины, отпускаемой на корню, идет
неосвоение расчетной лесосеки главного пользования (36% за
1996 год), что в свою очередь влечет за собой уменьшение площадей,
занятых лесовосстановительными работами, объем которых напрямую
связан с рубками главного пользования.
В связи с тем, что существенный урон лесу наносят лесные
пожары, в 1998 году намечается участие Московской области в
реализации федеральной целевой программы "Охрана лесов от пожаров"
с объемом финансирования 2,5 млн. рублей.
Крайне ограниченное поступление средств из федерального бюджета
не позволяет проводить даже работы первой очереди по
воспроизводству лесов, что ведет к нарастанию отрицательных
тенденций в состоянии лесов: накоплению сухостоя, захламленности,
старению лесов и ослаблению их природоохранных и эксплуатационных
функций.
Прогноз развития лесного хозяйства области на 1998 год
сформирован с учетом влияния вышеперечисленных факторов, исходя из
которых объем лесовосстановления в 1998 году ожидается на уровне
3,5-4 тыс. га, рубки ухода в молодняках - 8,6-10 тыс. га, рубки
ухода за лесом и санитарные рубки - 551-600 тыс. куб. м.
ТРАНСПОРТ
Устойчивой работе транспорта в Московской области в 1997 году
способствовало принятие областной целевой программы "Обеспечение
перевозок пассажиров и социально значимых грузов в Московской
области". В рамках этой программы государственное предприятие
"Мострансавто" за 9 месяцев 1997 года выполнило объем перевозок
пассажиров на 102,3%, пассажирооборот - на 103,8%. Государственным
предприятием "Мособлэлектротранс" задание по перевозке пассажиров
выполнено на 101,4%, пассажирооборот - на 101,2%, перевыполнены
задания по регулярности движения трамваев и троллейбусов.
По оценке 1997 года, пассажирооборот автомобильного транспорта
составит 7,1 млрд. пасс. км, или 75,5% к уровню 1996 года. Такое
снижение темпов обусловлено изменением методики расчетов, в
частности, по количеству перевозимых пассажиров льготных
категорий. Уточнение методики расчетов согласовано с Госкомстатом
России.
Пассажирооборот в 1998 году прогнозируется с небольшим
превышением уровня 1997 года (по первому варианту - 7,2 млрд.
пасс. км, или 101,4%). По второму варианту предусмотрено
сохранение уровня 1997 года.
На территории Московской области стали действовать 60 маршрутов
такси "Автолайн", работает более 500 единиц маршрутных
таксомоторов.
Городским электрическим транспортом обслуживаются гг. Коломна и
Ногинск. Протяженность маршрутной сети - 119,1 км.
В течение 1996 года проводились работы по строительству
троллейбусной линии в г. Химки. В 1997 году велись пусконаладочные
работы в г. Химки для организации эксплуатационной деятельности и
уже начата перевозка пассажиров по новой троллейбусной линии.
Ожидается в 1997 году ввод в эксплуатацию троллейбусного хозяйства
в г. Видное.
Намеченные вводы позволяют предусмотреть в 1998 году увеличение
пассажирооборота городского электрического транспорта на 6,3-12,5%
к уровню 1997 года.
Основной проблемой автомобильного и электрического транспорта
остается дефицит средств на поддержание материально - технической
базы и обновление подвижного состава. В условиях недостаточного и
неритмичного финансирования не обеспечивается необходимое
обновление автобусного парка (за 9 месяцев 1997 года приобретено
106 автобусов, списано за этот же период 204).
Грузовой автомобильный парк Московской области насчитывает
120,4 тыс. автомобилей, из них у индивидуальных владельцев
находится 9,8 тыс. автомобилей.
Грузовым транспортом обеспечивается полное удовлетворение
платежеспособного спроса на транспортные услуги. На 1998 год
прогнозируется сохранение объемов перевозок грузов на уровне
30-31 млн. тонн (100-103,3% к 1997 году) с грузооборотом -
0,7 млрд. тонно - км.
Наиболее сложной проблемой грузового транспорта является
старение парка из-за недостаточного пополнения. Требуется срочное
обновление парка специализированных автомобилей для перевозки
социально значимых грузов населению и обслуживания бюджетных
организаций области.
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Реализация областной целевой программы "Обеспечение содержания,
ремонта, реконструкции и нового строительства автомобильных дорог
общего пользования Московской области" в 1997 год позволила за
9 месяцев 1997 года построить и реконструировать 39,6 км
автомобильных дорог общего пользования, 5 мостов и путепроводов,
отремонтировать 1034,5 км автодорог, 10 мостов и путепроводов, на
3300 км автодорог произвести разметку проезжей части.
Однако по состоянию на 01.09.97 43% областных дорог общего
пользования нуждаются в ремонте и реконструкции. Такое положение
обусловлено недостаточным размером средств Дорожного фонда
Московской области, не позволяющим решать крайне важные вопросы
обеспечения технических параметров автодорог в соответствии с
растущей интенсивностью автотранспорта и его качественных
показателей.
В 1997 году, по оценке, будет построено и реконструировано
72,8 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием
против 54,8 км в 1996 году (132,7%). Прогнозом на 1998 год для
обеспечения транспортной связи между населенными пунктами намечено
построить 39 км дорог, а также выполнить работы по реконструкции
17,5 км дорог.
Будет продолжена работа по сохранению существующей сети
автодорог в состоянии, обеспечивающем безопасное транспортное
сообщение. Это включает в себя: усиление дорожной одежды на
441,8 км дорог, устройство поверхностной обработки на 703 км
дорог, ремонт 80 км дорог с переходным типом покрытия, мероприятия
по безопасности движения (разметка проезжей части, установка
барьерного ограждения), ремонт 28 мостов, реконструкцию 25 мостов,
строительство 13 новых мостов, работы по содержанию 13,5 тыс. км
автодорог.
Реализацию областной целевой программы "Обеспечение содержания,
ремонта и строительства объектов дорожно - мостового хозяйства в
городах и поселках Московской области" осуществляет
производственное предприятие "Мособлдорремстрой". За 9 месяцев
1997 года введено в эксплуатацию 0,5 км дорог, капитально
отремонтировано 587,3 тыс. кв. м дорог и 0,81 км ливневой
канализации, произведена разметка проезжей части на 365 км дорог.
Строительство и реконструкция городских и поселковых дорог в
1997 году оценивается в объеме 3,9 км против 2,79 км в 1996 году.
Прогнозом 1998 года предусмотрено реконструировать 7 км
автодорог (179,5% к оценке 1997 года).
Несмотря на значительное увеличение в 1998 году объемов
реконструкции автодорог, капитального и текущего ремонта,
нормативная потребность в проведении дорожных работ из-за
недостаточного финансирования не будет полностью удовлетворена.
СВЯЗЬ
В Московской области основной организацией, предоставляющей
услуги связи, является АООТ "Электросвязь". На балансе АООТ
"Электросвязь" находятся 311 городских автоматических телефонных
станций, 486 сельских и 3 автоматические междугородные телефонные
станции. Телефонная плотность на 100 семей городского населения
составляет 49,3 телефона, сельского - 18,7 телефона.
Прирост количества основных телефонных аппаратов, по оценке
1997 года, составит 55 тыс. штук. На 1998 год предусматривается
ввести 45-50 тыс. телефонов. Вместе с тем количество
неудовлетворенных заявлений от населения на установку телефонов на
01.01.97 составляло 630,2 тысяч, в том числе от инвалидов и
участников ВОВ около 38 тысяч.
Темпы развития телефонной связи значительно отстают от
потребностей. Положение усугубляется необходимостью ежегодно
заменять оборудование общей емкостью не менее 20 тыс. номеров.
Кроме того, из-за отсутствия отечественного оборудования на
ближайшую перспективу запроектировано использование
преимущественно иностранного оборудования, стоимость которого в
несколько раз выше.
В 1998 году предусмотрен ввод телефонных станций за счет
собственных средств АО "Электросвязь" в городах: Подольске,
Домодедове, Истре, Луховицах, Серпухове, Воскресенске, Ожерелье,
Яхроме, п. Малино Ступинского района. С участием средств
привлеченных организаций будут введены телефонные станции в
Орехово - Зуевском районе, в п. Подрезково Химкинского района, в
г. Электросталь, в г. Рошаль и др.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
По состоянию на 01.01.97 в Московской области было
зарегистрировано около 29,6 тыс. малых предприятий различных
организационно - правовых форм, из них 85% составляли
негосударственные предприятия. Всего на малых предприятиях в
1996 году было занято 152,67 тыс. работающих.
По экспертным оценкам, малое предпринимательство в области
обеспечивает занятость около 8,4% трудоспособного населения.
В отраслевой структуре малого бизнеса преобладают предприятия
торговли и общественного питания, промышленности и строительства.
Темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в
Московской области за последние 3 года и количество созданных в
малом предпринимательстве рабочих мест свидетельствуют о
динамичном развитии малого бизнеса в области.
Экономические показатели деятельности субъектов малого
предпринимательства свидетельствуют о стабилизирующем воздействии
малого предпринимательства на экономику области.
Тенденции развития малого предпринимательства в Московской
области позволяют прогнозировать рост малого предпринимательства
на 5% в 1997 году и на 5-10% в 1998 году.
ИНВЕСТИЦИИ И РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В Московской области продолжается спад инвестиционной
активности. В 1996 году инвестиции в основной капитал (капитальные
вложения) по предприятиям и организациям всех форм собственности
за счет всех источников финансирования сократились на 31% по
сравнению с 1995 годом. Снижение инвестиционной активности в
большей степени произошло в производственной сфере экономики. В
1997 году инвестиционная активность по-прежнему отстает от
предыдущих лет, хотя темпы спада уменьшились.
Соотношение капитальных вложений в производственное и
непроизводственное строительство шло по пути уменьшения доли
производственного и увеличения доли непроизводственного
строительства. Тенденция увеличения доли непроизводственного
строительства объясняется возросшими размерами вложений частного
сектора в жилищное строительство.
За годы реформирования экономики удельный вес инвестиций,
финансируемых из бюджетных источников, постоянно уменьшается. В
1996 году он составил 17,4% в общем объеме инвестиций против 32,8%
в 1992 году.
В структуре источников финансирования капитальных вложений в
1997 году (по оценке) 75% составят собственные средства
предприятий и организаций. Доля предприятий и организаций
негосударственного сектора экономики в 1997 году в общем объеме
инвестиций составит 73-75%.
Анализ инвестиций в основной капитал в разрезе отдельных
отраслей экономики области показывает, что динамично осваивались
капитальные вложения в электроэнергетике и строительстве. Спад
объемов инвестиций отмечен в оборонной промышленности, тяжелом,
транспортном и энергетическом машиностроении, легкой
промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях.
В 1998 году на капитальное строительство предполагается
направить 13,8 млрд. рублей, в том числе 7,1 млрд. рублей (51,4%)
на производственное строительство. Прогнозом предусматривается
приоритетное развитие таких отраслей, как энергетика,
машиностроение и металлообработка, транспорт и связь. Развитие
этих отраслей будет осуществляться в основном за счет собственных
средств предприятий. На строительство объектов жилищно -
коммунального и социального значения предполагается направить
6,7 млрд. рублей (48,6%) капитальных вложений. Это позволит ввести
2478,2 тыс. кв. метров жилой площади, 6 школ на 2354 ученических
места, 4 больницы на 210 коек, 4 поликлинических учреждения на
2615 посещений в смену.
По отрасли коммунального хозяйства в 1998 году планируется
ввести: водозаборных сооружений мощностью 32 тыс. куб. м/сутки,
очистных сооружений - 30 тыс. куб. м/сутки, 490 км газовых сетей.
Прогнозом на 1998 год предусматриваются средства федерального
бюджета, выделяемые непосредственно Администрации Московской
области на реализацию федеральных целевых программ, в объеме
802,7 млн. рублей по первому варианту или 823,5 млн. руб. по
второму.
Среди них программы: "Обеспечение жильем военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку,
сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей",
"Свой дом", "Жилье - ликвидаторам", "Дети - инвалиды", "Молодежь
России" и другие.
При выполнении программ средняя обеспеченность населения общей
площадью жилых домов в 1998 году возрастет до 19,7 кв. м на душу
населения против 19,6 кв. м в 1997 году.
Обеспеченность больничными койками на 10 тыс. жителей
увеличится со 115,4 в 1997 году до 115,5 в 1998 году.
Предполагается рост уровня обеспеченности амбулаторно -
поликлиническими учреждениями с 248 до 248,5 посещений в смену на
10 тыс. жителей.
Уровень обеспеченности местами в дошкольных образовательных
учреждениях в 1998 году составит 740 мест на 1 тыс. детей
дошкольного возраста.
Намеченный ввод школ в 1998 году позволит увеличить численность
обучающихся в первую смену до 77,6% против 77,2% в 1996 году. В
городах Московской области удельный вес обучающихся в первую смену
достигнет 75,1%, в сельской местности - 86,7% к общему числу
обучающихся в этих учреждениях.
По предварительным оценкам, объем иностранных инвестиций
составит в 1998 году 400 млн. долл. США.
Прогноз привлечения иностранных инвестиций в экономику области
составлен на основе имеющихся заявок иностранных фирм на подбор
производственных площадей или площадок под строительство новых
предприятий, намерений инвесторов по развитию уже действующих на
территории области предприятий и производств.
ФИНАНСЫ
По оценке 1997 года, общая сумма финансовых ресурсов,
включающих в себя налоговые и неналоговые поступления, средства
целевых бюджетных и внебюджетных фондов, определена в размере
54,2 млрд. руб.
Налоговые поступления в 1996 году в бюджеты всех уровней
составили 21,16 млрд. рублей, в том числе отчисления в федеральный
бюджет - 10,06 млрд. рублей, или 47,5% от всех поступлений.
При планируемых бюджетных назначениях по Московской области в
1997 году поступления по налоговым и другим доходам составили
25,26 млрд. рублей, что на 19,4% больше, чем в 1996 году.
Из общей суммы налоговых поступлений отчисления в федеральный
бюджет составили 12,65 млрд. рублей, или 50,1%. Мобилизация
средств в федеральный бюджет в 1997 году возросла на 25,8% по
сравнению с 1996 годом.
В 1997 году доходы областного и местных бюджетов от общей суммы
поступлений составили соответственно 17,1% и 32,8% (4,31 млрд.
рублей и 8,29 млрд. рублей).
Ведущее значение в формировании доходов области в 1997 году
принадлежит прибыли, полученной от деятельности предприятий и
организаций различных форм собственности во всех отраслях
экономики. Размер прибыли составит, по оценке, 16,9 млрд. руб.
(31,2% в общей сумме доходов), что на 14% больше, чем в 1996 году.
Наряду с прибылью большой удельный вес в формировании доходной
части финансовых ресурсов области в 1997 году занимают средства
для образования государственных внебюджетных фондов. В целях
решения вопросов пенсионного обеспечения, медицинского
обслуживания и других социальных нужд населения Московской области
общая сумма средств внебюджетных фондов (по соответствующим
территориальным отделениям) определена, по оценке 1997 года, в
размере около 9 млрд. руб. (16,5% от общей суммы доходов
финансовых ресурсов области), что в 1,2 раза больше, чем в
1996 году.
Постоянным источником средств, направляемых на развитие
производства, являются амортизационные отчисления, размер которых
в 1997 г. оценивается в 7,7 млрд. руб., или 14,2% от общей суммы
финансовых ресурсов Московской области.
Кроме указанных видов доходов, значительную долю в общем объеме
доходов Московской области составят налог на добавленную
стоимость - 12,8% (около 7 млрд. руб.) и акцизы - 9,6%
(5,2 млрд. руб.).
Оценочно расходы Московской области в 1997 году определены в
размере 61,3 млрд. руб. При расчете общей величины расходов
учитывались максимальная мобилизация доходов и привлечение
неинфляционных источников покрытия дефицита финансовых средств
региона, который определен в 1997 году в размере 7,1 млрд. руб.
Основной причиной продолжающегося дефицита финансовых ресурсов
является то, что в 1997 году финансирование отраслей экономики и
социальной сферы осуществляется исходя из фактических доходов,
остающихся на территории Московской области. По оценке, в 1997
году около 50% всех поступивших налоговых и неналоговых платежей в
соответствии с существующими межбюджетными отношениями будут
перечислены в федеральный бюджет.
Остающиеся на территории Московской области доходы не позволяют
в полном объеме профинансировать все необходимые расходы по ее
социально - экономическому развитию.
Основной удельный вес в структуре расходов занимают собственные
средства предприятий (33,9% от общей суммы расходов).
Значительная часть средств - около 16 млрд. руб. (25,9% от
общей суммы расходов) - будет использована на финансирование
социально - культурных мероприятий за счет средств бюджета и
внебюджетных фондов Московской области. На финансовую поддержку
отраслей хозяйственного комплекса Московской области в 1997 году
|