Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.12.2017
USD
59.14
EUR
69.47
CNY
8.93
JPY
0.52
GBP
78.77
TRY
15.42
PLN
16.49
 

ПРИКАЗ МВД РФ ОТ 25.05.1996 N 285 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 2
 
   мелкого,  так и глубокого заложения,  магистральную рукавную линию
   целесообразно  прокладывать  до  платформы  станций  с  установкой
   рукавных разветвлений,  при этом во всех  случаях  предусматривают
   прокладку резервной магистральной линии.
       89. При ликвидации горения в холодильниках  и  при  наличии  в
   помещениях (холодильных камерах) задымления,  аммиачной или другой
   среды,  не пригодной  для  дыхания,  все  работы  личного  состава
   подразделений   ГПС   необходимо   проводить  в  СИЗОД.  При  этом
   оперативные должностные  лица  принимают  срочные  меры  к  спуску
   хладагента  из  системы  охлаждения в дренажный ресивер,  исключая
   выпуск аммиака в зону работы подразделений ГПС для  предотвращения
   его возможного обморожения.
       90. В  целях  обеспечения   безопасного   ведения   работ   по
   ликвидации   горения   на   предприятии,  использующем  (хранящем)
   радиоактивные вещества,  должностные  лица  органов  управления  и
   подразделений   ГПС   совместно   с   администрацией   объекта,  в
   соответствии с Нормами  радиационной  безопасности,  разрабатывают
   Инструкцию  о порядке организации и проведения работ по ликвидации
   горения на предприятиях,  имеющих радиоактивные вещества (далее  -
   Инструкция).  Порядок  проведения  занятий  по  ее изучению личным
   составом подразделений ГПС определяется в установленном порядке.
       91. В  Инструкции  должны  быть  отражены  следующие  основные
   вопросы:
       перечень радиоактивных веществ с указанием их активности;
       возможность и условия проведения тех или иных работ по тушению
   пожара  (эвакуация  имущества  и  др.)  до  прибытия администрации
   предприятия;
       организация и средства обеспечения дозимитрического контроля;
       меры и порядок защиты личного  состава  подразделений  ГПС  от
   возможного радиоактивного поражения;
       планируемые уровни  повышенного  облучения   личного   состава
   подразделений ГПС с учетом возможного изменения уровня радиации;
       допустимое время пребывания личного состава подразделений  ГПС
   в помещениях с радиоактивными веществами при нормальных условиях и
   с учетом возможного изменения уровня радиации в случае пожара  или
   аварии;
       средства и способы ликвидации возможных  пожаров  в  отдельных
   зданиях и помещениях;
       порядок и  средства  санитарной  обработки   личного   состава
   подразделений  ГПС  и  дезактивации техники,  ПТВ,  оборудования и
   боевой одежды после тушения пожара.
       92. При  ликвидации  горения на предприятии,  где используются
   радиоактивные вещества,  обеспечение личного состава подразделений
   ГПС  средствами  защиты  от излучения,  приборами дозиметрического
   контроля и средствами индивидуальной санитарной обработки людей  и
   дезактивации техники возлагается на администрацию предприятия.
       93. Работа по ликвидации горения на предприятии,  использующем
   радиоактивные   вещества,   должна   выполняться   с  привлечением
   минимально необходимого количества личного  состава  подразделений
   ГПС (с учетом резерва для оказания помощи).
       94. Работа по ликвидации пожаров проливов ЛВЖ и ГЖ выполняется
   только в СИЗОД с масками (и иных средствах защиты, предусмотренных
   для конкретных предприятий).  Оперативные должностные лица обязаны
   через  администрацию  предприятия  организовать инструктаж личного
   состава подразделений ГПС,  направляемого для выполнения работ,  а
   также  обеспечить  контроль  за  временем пребывания его в опасной
   зоне  и  своевременную  замену  в   установленных   администрацией
   (дозиметрической  службой) сроки.  У входа в опасную зону (здание,
   помещение) выставляется  пост  безопасности,  возглавляемый  лицом
   среднего или старшего начальствующего состава подразделений ГПС.
       95. При тушении пожаров личным составом  подразделений  ГПС  в
   случае  радиационных  аварий  допускается  облучение,  превышающее
   установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы
   доз),  в  течение  определенного  норматива  времени и в пределах,
   определенных санитарными нормами и правилами.
       Планируемое повышенное облучение личного состава подразделений
   ГПС,  привлекаемого для тушения  пожаров  в  случаях  радиационных
   аварий,  допускается  один раз за период их жизни при добровольном
   их согласии и предварительном  информировании  о  возможных  дозах
   облучения   и   риске  для  здоровья.  Облучение  личного  состава
   подразделений ГПС,  привлекаемого  к  тушению  пожаров  в  случаях
   радиационных  аварий,  не  должно  превышать  более  чем  в 10 раз
   среднегодового   значения   основных   гигиенических    нормативов
   облучения  для  работников (персонала) предприятия,  использующего
   источники ионизирующего излучения (Приложение 1, док. 3).
       96. Во избежание тепловых ударов при  работе  личного  состава
   подразделений  ГПС  в  легких  защитных  костюмах  Л-1  необходимо
   учитывать предельно  допустимые  сроки  пребывания  в  костюмах  в
   зависимости от температуры окружающей среды.
       97. Пожарная техника,  по возможности,  должна устанавливаться
   со  стороны неповрежденных стен или зданий,  которые могут служить
   экраном от ионизирующих излучений.  Перегруппировка сил и  средств
   должна  производиться  с  учетом  радиационной обстановки.  Пункты
   сбора (размещения) резервных сил и средств не должны располагаться
   с подветренной стороны от источников радиоактивного излучения.
       98. После ликвидации пожара  на  предприятии,  где  имелись  в
   наличии  радиоактивные вещества,  весь личный состав подразделений
   ГПС, участвующий в тушении пожара, должен пройти диспансеризацию в
   специализированном медицинском учреждении.
       Дезактивация пожарной   техники,   вооружения   и    имущества
   производится на специальных обмывочных пунктах.
       99. При ликвидации горения на  складах  и  на  предприятиях  с
   наличием  взрывчатых  материалов (ВМ) оперативные должностные лица
   обязаны:
       определить наименование ВМ, хранимых на складе;
       определить огнетушащее вещество,  которое  не  будет  являться
   инициатором возможного взрыва;
       не допускать скопления личного  состава  подразделений  ГПС  в
   опасных зонах;
       предусмотреть защиту  личного  состава  подразделений  ГПС   и
   пожарной техники от возможного поражения ударной (взрывной) волной
   и разлета осколков.  Использовать укрытие, а также военную технику
   (танки,  бронемашины  и др.) для прокладки рукавных линий и защиты
   позиций ствольщиков;
       для ликвидации горения использовать распыленную воду или пену,
   избегая применения компактных струй воды;
       обеспечить соблюдение  личным  составом  подразделений ГПС мер
   безопасности при эвакуации ВМ,  разборке,  вскрытии конструкций во
   избежание возможного взрыва ВМ от механического воздействия;
       при ликвидации  горения  в  хранилищах  средств  инициирования
   (СИ),  как  наиболее  чувствительных  к  повышению  температуры  и
   механическим воздействиям,  обеспечить личный состав подразделений
   ГПС  индивидуальными средствами защиты (бронежилет,  металлическая
   каска),  указать порядок прекращения работ  по  тушению  пожара  с
   целью  своевременной  эвакуации при непосредственной угрозе взрыва
   указанных изделий.
       100. При  ликвидации  горения  на  предприятиях  химической  и
   нефтехимической  промышленности   оперативные   должностные   лица
   обязаны:
       применять средства тушения пожара с учетом  характера  горящих
   веществ,     максимально    используя    стационарные    установки
   пожаротушения;
       принять меры   по  эвакуации  веществ  с  учетом  рекомендаций
   администрации предприятия;
       обеспечить через   администрацию   предприятия  личный  состав
   подразделений ГПС защитной одеждой и обувью,  при наличии  в  зоне
   пожара  неорганических кислот и других веществ,  способных вызвать
   химические ожоги;
       назначать в установленном порядке ответственных за обеспечение
   мероприятий по охране труда при тушении указанных пожаров.
       101. При  нахождении  в  помещении газовых,  теплофикационных,
   электрических  или  других  коммуникаций  и  установок,  нарушение
   которых  может  привести  к  угрозе  жизни  и здоровью работающих,
   указанные  установки  прежде  всего  отключают  или  ограждают  от
   повреждения.
       102. При ликвидации горения фонтанов ГЖ,  ЛВЖ,  ГГ оперативные
   должностные лица на пожаре обязаны:
       обеспечить защиту  личного  состава   подразделений   ГПС   от
   высокого  уровня  шума,  используя  для этого заглушки,  антифоны,
   противошумные наушники и т.п.;
       организовать эшелонированную защиту ствольщиков от воздействия
   тепловой радиации;
       назначить лицо из состава оперативного штаба пожаротушения для
   контроля за соблюдением правил по охране труда;
       организовать после    тушения   пожара   (ликвидации   аварии)
   санитарную обработку личного состава подразделений ГПС и дегазацию
   техники (при необходимости).
       103. Оперативные должностные лица могут допустить  отступления
   от   установленных  требований,  изложенных  в  пунктах  настоящих
   Правил,  только в том случае,  когда их безусловное выполнение  не
   позволяет оказать помощь людям,  находящимся в беде, предотвратить
   угрозу взрыва (обрушения) или распространения пожара, принимающего
   размеры стихийного бедствия.

                 Выполнение специальных работ на пожаре

       104. Организация  работ  по  вскрытию  и разборке строительных
   конструкций должна проводиться под  непосредственным  руководством
   оперативных должностных лиц на пожаре, определенных РТП, а также с
   указанием   места   складирования   (сбрасывания)    демонтируемых
   конструкций.   До   начала   их   проведения  необходимо  провести
   отключение (или ограждение от повреждения)  имеющихся  на  участке
   электрических сетей (до 220 В),  газовых коммуникаций, подготовить
   средства тушения возможного (скрытого) очага.
       Электрические сети  и  установки  с  напряжением  выше  220  В
   отключают представители энергослужбы (энергонадзора).
       105. При  проведении работ по вскрытию и разборке строительных
   конструкций необходимо внимательно следить за  их  состоянием,  не
   допуская   нарушения   их   прочности   и   ослабления,   принимая
   соответствующие (возможные) меры по предотвращению их обрушения.
       106. Запрещается   сбрасывать  с  этажей  и  крыш  конструкции
   (предметы) без предварительного предупреждения об этом  работающих
   внизу у здания (сооружения).
       При сбрасывании конструкций  (предметов)  необходимо  следить,
   чтобы  они  не  падали  на  провода  (воздушные  линии),  балконы,
   карнизы, крыши соседних зданий, а также на людей, пожарную технику
   и  т.п.  В местах сбрасывания конструкций,  предметов и материалов
   выставляется постовой,  задача которого не  пропускать  никого  до
   полного  или  временного  прекращения работ.  В ночное время место
   сбрасывания конструкций обязательно освещается.
       Разобранные конструкции,  эвакуируемое оборудование, материалы
   и т.п.  следует складывать острыми (колющими) сторонами  вниз,  не
   загромождать проходы к месту работы.
       107. Работы  по  вскрытию  кровли  или   покрытия   проводятся
   группами  по  2  -  3  человека.  Работающие  обязаны страховаться
   спасательными веревками  или  пожарными  поясными  карабинами.  Не
   допускается  скопление  личного  состава подразделений ГПС в одном
   месте кровли.
       108. При   разборке   строительных  конструкций  во  избежание
   падения высоких вертикальных сооружений (труб,  антенных устройств
   и т.п.) нельзя допускать нарушения их крепления (опоры,  растяжки,
   распорки  и  т.п.).  В  случае  необходимости  сваливание  дымовых
   (печных)   труб,   обгоревших   опор   или  частей  здания  должно
   производиться  под   непосредственным   руководством   оперативных
   должностных лиц только после удаления из опасной зоны всех людей и
   техники.
       109. Работу   отрезным  кругом  на  закрепленной  конструкции,
   профиле,  образце необходимо производить так, чтобы при резании не
   происходило  заклинивание  отрезного  круга в пропиле в результате
   деформации или перекоса разрезаемого фрагмента.
       110. При  вскрытии  деревянных  конструкций  цепными пилами не
   допускать зажима в профиле верхней части цепи, вследствие которого
   инструмент отбрасывает на оператора.
       111. Отключение электропроводов путем  резки  допускается  при
   фазном  напряжении сети не выше 220 В и только тогда,  когда иными
   способами нельзя обесточить сеть.
       112. Работа  личного  состава  подразделений ГПС по отключению
   проводов,  находящихся  под  напряжением,  должна  выполняться   в
   присутствии  представителя  администрации  предприятия,  а при его
   отсутствии - под  наблюдением  оперативного  должностного  лица  с
   использованием диэлектрического оборудования.
       При этом необходимо:
       определить участок  сети,  где  резка  электрических  проводов
   наиболее  безопасна  и  обеспечивает  обесточивание  на  требуемой
   площади (здание, секция, этаж и т.п.);
       обрезать питающие наружные  провода  только  у  изоляторов  со
   стороны  потребления  электроэнергии  с  расчетом,  чтобы падающие
   (обвисающие) провода не оставались под напряжением. Резку проводов
   производить начиная с нижнего ряда.
       Запрещается обрезать  одновременно  многожильные   провода   и
   кабели, а также одножильные провода и кабели, проложенные группами
   в изоляционных трубах (оболочках) и металлических рукавах.
       113. К    управлению    автолестницами    и   автоподъемниками
   допускаются водители,  прошедшие курс обучения по  соответствующей
   программе   и   получившие   удостоверение   на  право  работы  на
   автолестнице     (автоподъемнике).     Подготовка     автолестницы
   (автоподъемника)  к  работе  и  порядок  работы  осуществляется  в
   соответствии с  инструкцией  завода  -  изготовителя  и  настоящих
   Правил.
       Водители, допустившие  перерыв  в   работе   на   автолестнице
   (автоподъемнике)  больше  года,  проходят  обучение и аттестацию в
   установленном порядке.
       114. Установка  автолестницы  должна производиться у здания на
   расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого
   угла наклона.
       Выдвижение автолестницы производится на 1,0 - 1,5  метра  выше
   карниза кровли (площадки,  ограждения и т.п.). После выдвижения на
   заданную длину автолестница должна  быть  посажена  на  замыкатели
   (где они имеются), а двигатель выключен.
       Водители автолестниц и автоподъемников при работе  на  пожарах
   (учениях, занятиях) должны работать в касках.
       115. При  работе  на  автолестнице  (автоподъемнике)  водитель
   обязан:
       соблюдать и  требовать  от  работающих   на   них   соблюдения
   требований     инструкции     по     эксплуатации     автолестницы
   (автоподъемника);
       не допускать,  особенно в зимнее время,  пролив воды (пены) на
   колена лестницы (стрелу подъемника);
       производить пуск  гидронасоса  при  температуре  воздуха  ниже
   -10 град.  C плавными кратковременными освобождениями педали муфты
   сцепления, а при устойчивых оборотах двигателя педаль отпустить;
       оставлять включенными, при кратковременных перерывах в работе,
   гидронасос и двигатель;
       при перемене   места   работы    колена    лестницы    (стрелы
   автоподъемника)   укладываются  в  транспортное  положение,  опоры
   поднимаются,  рессоры  разблокируются,  коробка  отбора   мощности
   отключается;
       при использовании  автолестницы  (автоподъемника)  в  качестве
   крана,  колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина
   груза  вместе  с  массой  тела  не  должна   превышать   величины,
   допускаемой заводом - изготовителем. Применяемые при работе стропы
   должны быть испытаны и иметь маркировку.
       116. Подъем   (спуск)   людей   при   неприслоненной   вершине
   автолестницы и угле наклона до 50 град.  разрешается только одному
   человеку,  при  угле  свыше 50 град.  - одновременно не более двух
   человек.  По прислоненной лестнице личный состав подразделений ГПС
   может  перемещаться  цепочкой  с  интервалом  не менее 3 м,  а при
   переносе тяжестей массой 100 - 120 кг  -  с  интервалом  не  менее
   8 метров,  при  этом необходимо передвигаться не в такт,  чтобы не
   возникло резонансных колебаний лестницы.
       117. Площадка,      где      устанавливается      автолестница
   (автоподъемник),  должна иметь уклон не  более  6  град.,  твердое
   покрытие  или  твердый  грунт.  При установке на мягком грунте под
   опорные диски подкладываются  специальные  подкладки,  входящие  в
   комплект автолестницы (автоподъемника).
       118. При работе пожарного  ствола,  закрепленного  на  вершине
   лестницы, должны выполняться требования:
       лестница выдвигается на длину не более 2/3 ее полной длины при
   угле подъема не более 75 град.;
       рукавная линия прокладывается по середине лестницы  и  надежно
   крепится к ступеням рукавными задержками;
       подача и   прекращение   подачи   воды   в   рукавную    линию
   осуществляются  плавно,  без  резких колебаний,  давление у ствола
   должно быть не менее 0,4 Мпа.
       Необходимо помнить, что пожарный ствол, установленный на конце
   лестницы, выходит за сферу действия предохранительного устройства,
   защищающего  автолестницу от столкновения с препятствием,  и таким
   образом исключает срабатывание предохранительного устройства.
       119. При  выполнении  специальных  работ  (подъем,  спуск)  на
   высоту для спасания  и  защиты  людей,  имущества,  сосредоточения
   необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ и иных работ
   с помощью автолестницы (автоподъемника) запрещается:
       устанавливать автолестницы  (автоподъемники)  на крышке люков,
   колодцев и т.п.,  а также ближе 2,0 - 2,5 м  от  середины  опорных
   дисков выдвинутых выносных опор до обрывов,  котлованов, каналов и
   т.п.;
       устанавливать и  работать  на автолестнице (автоподъемнике) на
   расстоянии ближе 30  метров  от  крайнего  провода  высоковольтной
   линии электропередачи;
       прокладывать по коленам автолестницы (стрелам  автоподъемника)
   электрические кабели и телефонные провода;
       выключать автомат   бокового   выравнивания   при   выдвигании
   лестницы;
       выходить за  пределы  поля  движения  при  работе   с   ручным
   приводом;
       производить регулировку предохранительного  клапана  повышения
   рабочего  давления  в  гидросистеме  во  время работы автолестницы
   (автоподъемника);
       работать на  автолестнице  (автоподъемнике) при скорости ветра
   больше 10 м/с,  а также при нахождении людей под поднятой  люлькой
   или коленами;
       работать ручными и  лафетными  пожарными  стволами  из  люльки
   автоподъемника при нахождении в ней более 2-х человек;
       касаться коленами   (стрелой)   воздушных   электрических    и
   радиотрансляционных   сетей   при  работе  и  уборке  автолестницы
   (автоподъемника);
       производить какие-либо  движения автолестницы (автоподъемника)
   механическим или ручным способами, если на них находятся люди;
       оставлять без надзора автолестницы (автоподъемник) с поднятыми
   коленами.

                   Сбор и возвращение в подразделение

       120. Руководитель подразделения ГПС,  принимавшего  участие  в
   тушении пожара, после его ликвидации обязан:
       проверить наличие личного состава подразделения ГПС,  а  также
   размещение и крепление ПТВ на пожарных автомобилях;
       принять меры по приведению в безопасное состояние используемых
   при тушении пожара гидрантов.
       121. При возвращении на место дислокации подразделения ГПС его
   руководителю следует обеспечить выполнение требований,  изложенных
   в ст. ст. 33, 35 - 37 настоящих Правил.

            Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
              К ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКЕ И ПОЖАРНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ
                      ВООРУЖЕНИЮ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

       122. Пожарная    техника,    пожарные   защитные   костюмы   и
   индивидуальное снаряжение,  состоящие на вооружении  подразделений
   ГПС,    должны    обеспечивать    безопасность   личного   состава
   подразделений ГПС при  несении  службы  пожарной  охраны,  тушении
   пожаров,  занятий  и т.п.  Эксплуатация их в неисправном состоянии
   запрещается.
       123. На   все  виды  вновь  поступающих  в  подразделение  ГПС
   пожарной  техники,  ПТВ,  огнетушащих  веществ  и  других  изделий
   пожарно  -  технического назначения руководитель подразделения ГПС
   обязан потребовать от поставщика сертификат качества, без которого
   их применение запрещается.
       124. Испытание ПТВ,  оборудования  и  снаряжения  производится
   перед  постановкой  в  боевой  расчет  и  периодически  в процессе
   эксплуатации.   Порядок   и  сроки  испытания  ПТВ,  оборудования,
   аппаратов и приборов изложены в  Приложении  4  настоящих  Правил.
   Результаты испытаний заносятся  в   журнал   испытаний  пожарно  -
   технического   вооружения   (далее   -   журнал   испытаний   ПТВ,
   Приложение 5).
       125. Основные    требования    по    безопасной   эксплуатации
   электроустановок  пожарных  автомобилей  и  прицепов  определяются
   Правилами  безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных
   автомобилей и прицепов (Приложение 1,  док 17).  Меры безопасности
   при  работе   сосудов   и   гидросистем   под   давлением   должны
   соответствовать  Правилам  устройства  и  безопасной  эксплуатации
   сосудов, работающих под давлением (Приложение 1, док. 18).
       126. Все ПТВ,  оборудование,  СИЗОД,  приборы и индивидуальное
   снаряжение  с  момента их поступления в подразделение ГПС подлежат
   учету. Они маркируются с указанием инвентарного номера, который не
   меняется  в  процессе  эксплуатации  на  весь  период нахождения в
   подразделении ГПС.
       Оборудование, изолирующие      противогазы,      приборы     и
   индивидуальное снаряжение,  не  имеющие  маркировки,  инвентарного
   номера  и  даты  испытания,  считаются  неисправными и снимаются с
   боевого расчета.

              Обслуживание и эксплуатация пожарной техники

       127. Техническое   состояние   пожарных   автомобилей   должно
   отвечать   требованиям   инструкций   заводов   -   изготовителей.
   Безаварийная и безопасная работа  обеспечивается  своевременным  и
   квалифицированным   их  обслуживанием  водителями  и  мотористами,
   которые несут ответственность за исправное состояние  закрепленных
   за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.
       128. Двери кабины водителя и боевого расчета,  а также  дверцы
   отсеков   кузова   пожарных   автомобилей   должны  быть  снабжены
   автоматически  запирающимися  замками,  надежно   удерживаться   в
   закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть
   оборудованы устройством,  подающим сигнал на щит  приборов  кабины
   водителя  об их открывании.  Дверцы,  открывающиеся вверх,  должны
   фиксироваться на высоте,  обеспечивающей удобство  и  безопасность
   обслуживания.
       129. Доступ к оборудованию,  инструменту и пультам управления,
   размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен
   быть безопасным.  Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь
   настил   с   поверхностью,  препятствующей  скольжению,  и  высоту
   бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
       130. С     целью     постоянного     содержания    автолестниц
   (автоподъемников)  в  исправном  состоянии   приказом   начальника
   подразделения  ГПС  назначается  ответственный  для  осуществления
   контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.
       Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними
   водителями при заступлении на боевое дежурство.
       131. На  автолестницах  с  лифтами  не  реже  1  раза  в месяц
   проверяется  работоспособность  ловителей  кабины  лифтов.  Осмотр
   грузозахватных    приспособлений   должен   производиться   лицом,
   ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным
   регламентом  по  обслуживанию  данных  узлов,  результаты проверки
   ловителей кабины лифта и  осмотра  вспомогательных  грузозахватных
   приспособлений оформляются в установленном порядке.
       Результаты технического    освидетельствования     автолестниц
   (автоподъемников)  записываются  в  формуляр  пожарного автомобиля
   лицом, произведшим освидетельствование.
       При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается,
   что автолестница (автоподъемник) находится в исправном  состоянии,
   произведено ее техническое обслуживание.
       132. К  управлению  пожарными   автомобилями   и   работе   со
   спецагрегатами   допускаются   водители,   прошедшие   специальную
   подготовку  и  получившие  свидетельство  установленного  образца,
   выданное квалификационной комиссией УГПС (ОГПС).
       К работе на мотопомпах допускаются лица,  прошедшие подготовку
   мотористов    пожарных   мотопомп   и   получившие   свидетельство
   установленного образца.
       133. Электронная  защита  электросиловой  установки  пожарного
   автомобиля  газодымозащитной  службы  (АГДЗ)  должна  обеспечивать
   мгновенное отключение (не более 0,05 с) силового питания в случаях
   пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.
       В случае неисправности генератора электросиловой установки или
   появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключают
   распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние
   от места подключения до  автомобиля  не  должно  превышать  50  м.
   Параметры   токоприемников   должны   соответствовать   параметрам
   электросети: напряжение - 220 - 230 В, частота тока - 50 Гц.

               Техническое обслуживание пожарной техники

       134. Ответственность   за   своевременное    и    качественное
   техническое  обслуживание  (ТО)  и испытание пожарных автомобилей,
   ПТВ,  оборудования  и  снаряжения  возлагается  на   руководителей
   подразделений  ГПС,  которые  обязаны  обеспечить  проведение ТО и
   испытаний,  согласно техническим  условиям  (ТУ),  ГОСТ,  а  также
   Наставлению   по  технической  службе  ГПС  МВД  России  (далее  -
   Наставление по технической службе, Приложение 1, док. 11).
       135. При ТО пожарных автомобилей на пожаре водитель обязан:
       устанавливать пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от
   воздействия огня (теплового излучения),  и не ближе 1,5 - 2,5 м от
   задней оси до водоисточника;
       не допускать резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом
   всасывающая  сетка  должна  быть  полностью  погружена  в  воду  и
   находиться ниже уровня воды (не ниже 200 мм);
       смазывать при  работе насоса через каждый час его подшипники и
   сальники (поворотом на 2 - 3 оборота крышек  колпачковых  масленок
   при открытых краниках);
       проверять, не подтекает ли вода через  соединения  и  сальники
   насоса,  выкидные вентили, а также из системы охлаждения двигателя
   (основной и дополнительной),  а также масло из  двигателя  коробки
   передач  и  коробки  отбора  мощности и жидкость из узлов и систем
   гидравлических приводов;
       следить, чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя
   была 80 - 95 град.  C, а также за давлением масла в двигателе. При
   средних   оборотах   последнего  давление  должно  быть  не  менее
   2,0 кг/кв. см;
       промыть чистой  водой  в  случае  подачи  пены  все внутренние
   полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;
       открыть краники  и  выпустить  воду из рабочей полости насоса,
   после чего краники закрыть.
       136. ТО   по   возвращении   с   пожара   (учения)  проводится
   закрепленным за автомобилем водителем и  личным  составом  караула
   под   руководством   старшего   водителя   на  посту  технического
   обслуживания подразделения ГПС.
       С наступлением  холодов  напорные  патрубки  и сливные краники
   насоса держать открытыми,  закрывая их только при работе насоса  и
   проверке его на "сухой" вакуум.
       137. Общая  система  мероприятий  по  безопасности  труда  при
   ремонте  пожарных  автомобилей должна соответствовать требованиям,
   изложенным в Наставлении по технической службе.
       138. ТО пожарной техники производится в помещениях или постах,
   обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.  При  этом
   должны выполняться следующие требования:
       все крепежные  и  регулировочные  операции   (ТО-1   и   ТО-2)
   необходимо    выполнять    в   последовательности,   указанной   в
   технологических картах;
       последовательность выполнения   обязательного   объема   работ
   должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у
   того или иного узла (агрегата) автомобиля;
       после установки пожарного автомобиля на  смотровой  канаве  на
   рулевом  колесе  укрепляют  табличку  "Двигатель  не  запускать  -
   работают люди".  Перед выездом или  съездом  с  канавы,  эстакады,
   напольного  подъемника необходимо убедиться в отсутствии предметов
   или людей на пути движения автомобиля. При установке автомобиля на
   пост  технического обслуживания следует затормозить его стояночным
   тормозом,  выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке
   передач, под колеса положить не менее двух упоров (башмаков);
       при поднятии  (вывешивании)  одного  колеса  (оси)   радом   с
   домкратом  ставится  упор,  а  под  колеса  другого моста ставятся
   "башмаки".  Перед началом  обслуживания  на  механизме  управления
   подъемником  вывешивают  табличку  "Не  трогать  - под автомобилем
   работают люди".  Запрещается  поднимать  или  вывешивать  пожарный
   автомобиль за буксирные крюки.
       Во избежание  его  самопроизвольного  вывешивания   под   раму
   гидравлического  подъемника  подставляют  регулируемые  по  высоте
   упоры - штанги.
       139. Для  определения необходимости в обслуживании или ремонте
   пожарного автомобиля,  агрегата,  механизма или прибора  применяют
   нормативные значения диагностических параметров.
       140. К работе на диагностических стендах с приспособлениями  и
   приборами  допускаются  операторы,  имеющие соответствующий допуск
   для работы на них,  прошедшие  специальный  инструктаж  по  охране
   труда    и   изучившие   правила   эксплуатации   диагностического
   оборудования.
       141. Пульты  управления,  аппаратные  шкафы,  блоки барабанов,
   роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики
   должны быть надежно заземлены.
       Перед ремонтом, техническим обслуживанием или монтажом узлов с
   электрооборудованием  со  стендов  необходимо  снимать (отключать)
   напряжение.
       При подготовке  к  работе  необходимо проверить крепление всех
   узлов  и  деталей;  наличие,  исправность  и  крепление   защитных
   ограждений   и   заземляющих   проводов;   исправность   подъемных
   механизмов  и  других  приспособлений;   достаточность   освещения
   рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.
       142. Во время работы стендов запрещается:
       работать при снятых защитных кожухах, щитах, ограждениях;
       открывать пульт управления, доводить частоту оборотов вращения
   ротора электрической машины выше допустимого значения.
       143. Пожарные   автомобили    при    проведении    диагностики
   устанавливаются   и  закрепляются  на  стенде  только  оператором.
   Закрепление  пожарного   автомобиля   на   стенде   осуществляется
   фиксирующим  устройством  и башмаками,  которые подкладываются под
   оба передних или оба задних  колеса.  Во  время  работы  пожарного
   автомобиля  на  стенде  отработанные  газы  из глушителя пожарного
   автомобиля должны принудительно отводиться через местный  отсос  с
   помощью накидного шланга через газоотвод или бесшланговым отсосом.
   Выезд пожарного автомобиля со стендов  осуществляет  оператор  при
   опущенном  пневмоподъемнике или застопоренных барабанах.  При этом
   датчики приборов  должны  быть  отключены  и  сняты  с  агрегатов.
   Заборник отработанных газов должен быть отведен в сторону.
       144. Один  раз  в  месяц  необходимо  открывать  люки,  крышки
   электрических машин и продувать сжатым воздухом контактные кольца,
   щетки и щеткодержатели для удаления меднографитовой пыли.  В конце
   смены  следует  обесточить стенд рукояткой блок - предохранитель -
   рубильник,  закрыть краны топливных баков, топливомеров, перекрыть
   вентиль подачи сжатого воздуха.
       При длительных перерывах в работе необходимо слить топливо  из
   стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов.
       145. При стендовом диагностировании запрещается:
       находиться в  смотровой  канаве  и  стоять  на  пути  движения
   пожарного автомобиля в момент заезда его  на  стенд  и  съезда  со
   стенда;
       работать на стенде без полной фиксации пожарного автомобиля;
       находиться посторонним  лицам  в  смотровой  канаве  во  время
   диагностирования пожарного автомобиля, стоять на беговых барабанах
   (роликах);
       касаться вращающихся частей трансмиссий пожарного автомобиля и
   тормозной установки во время работы стендов;
       вскрывать задние  стенки  пультов  управления  и  регулировать
   устройства    и   приборы   стенда   при   включенном   рубильнике
   электроснабжения;
       производить диагностирование    пожарных    автомобилей    при
   неисправном электрооборудовании стенда;
       производить диагностирование  на ходу пожарного автомобиля при
   неподключенном  заборнике   отработанных   газов   и   выключенной
   приточно - вытяжной вентиляции;
       включать различного  рода  соединительные  муфты   до   полной
   остановки электротормозного стенда и беговых барабанов и разливать
   или  разбрызгивать  бензин  при  подключении  прибора  для  замера
   расхода топлива;
       производить контроль диагностических параметров,  связанных  с
   раскруткой   проверяемого  пожарного  автомобиля  на  стенде,  без
   оператора за рулем пожарного автомобиля.
       146. Помещения  диагностики (пост) оборудуются огнетушителями,
   аптечками первой помощи, бачками (фонтанчиками) для питьевой воды.
       На постах  диагностирования  вывешиваются  правила  по  охране
   труда, а также плакаты по безопасным приемам работы.
       147. Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри
   помещения.  Для  их  испытания  необходима  специально  выделенная
   площадка или стенд, на котором:
       работа двигателя  проверяется   при   включенном   тормозе   и
   нейтральном   положении  рычага  переключения  передач  (при  этом
   включается вентиляция и используются газоотводы);
       операцию по  регулировке  сцепления  на пожарных автомобилях с
   карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих,  один
   из  которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой
   рукоятки;
       труднодоступные точки на пожарном автомобиле следует смазывать
   с  помощью  наконечников,  соединенных   с   пистолетами   гибкими
   шлангами, или наконечников с шарнирами.
       При проверке уровня масла в агрегатах  для  освещения  следует
   применять   только  переносные  лампы.  Применять  для  этой  цели
   открытый огонь запрещается.
       При ТО    разрешается    пользоваться   только   исправным   и
   соответствующим своему назначению инструментом.
       148. При проведении ТО запрещается:
       наращивать ключи другими ключами  или  трубками,  использовать
   прокладки  между  зевом ключа и гранями болтов и гаек,  ударять по
   ключу при отвертывании или завертывании;
       применять рычаги  или  надставки  для увеличения плеча гаечных
   ключей;
       выбивать диски  кувалдой,  производить  демонтаж  колеса путем
   наезда на него автомобилей и т.п.;
       обслуживание трансмиссии при работающем двигателе;
       работать на станках и оборудовании без их заземления;
       пользоваться электроинструментом   с   неисправной   изоляцией
   токоведущих  частей  или  при  отсутствии   у   них   заземляющего
   устройства;
       выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном
   только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);
       подкладывать под вывешенный пожарный автомобиль  диски  колес,
   кирпичи, камни и другие посторонние предметы;
       производить работу   без    специальных    упоров    (козлов),
   предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля
   или  его  отдельных  частей,  при  работах,   требующих   поднятия
   пожарного автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных
   механизмов;
       выполнять техническое  обслуживание  пожарного  автомобиля при
   работающем двигателе,  за исключением случаев проверки регулировки
   двигателя и тормозов.
       149. При    крепежных    операциях    следует     пользоваться
   преимущественно    накидными    или   торцевыми   ключами,   а   в
   труднодоступных   местах   при    ограниченном    угле    поворота
   целесообразно   использование   ключей   с   трещетками  (храповым
   механизмом).  Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны
   их срывы.
       Шиномонтажные работы производить только специальным  съемником
   в предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины
   разрешается производить в специальном ограждении или с применением
   других  устройств,  предохраняющих выскакивание замочного кольца и
   разрывы покрышки, что может нанести травму производителю работ.
       150. При  работах,  связанных  с проворачиванием коленчатого и
   карданного валов,  необходимо дополнительно  проверить  выключение
   зажигания,  а  рычаг  коробки  передач  установить  в  нейтральное
   положение,  освободить  рычаг  стояночного  тормоза,  а  после  их
   выполнения  затянуть  стояночный  тормоз  и  вновь включить низшую
   передачу.
       151. На   агрегатно  -  механическом  участке  для  выполнения
   монтажно - демонтажных  работ  при  ремонте  агрегатов  используют
   стенды,     соответствующие     своему     назначению.     Корпуса
   электродвигателей,  станков  и  оборудования,   а   также   пульты
   управления надежно заземляют.
       Паяльные лампы,  электрический  и  пневматический   инструмент
   выдается только служащим (рабочим), прошедшим инструктаж и знающим
   правила обращения с ним.
       152. При  снятии и постановке рессор необходимо предварительно
   разгрузить их  путем  поднятия  рамы  и  установки  ее  на  козлы.
   Подъемники   и  домкраты  испытываются  служащими  (рабочими),  за
   которыми  они  закреплены,  один  раз  в  6  месяцев   статической
   нагрузкой больше предельно допустимой по паспорту на 10% в течение
   10 мин.  с грузом в верхнем крайнем  положении.  У  гидравлических
   домкратов  падение  давления  жидкости к концу испытания не должно
   быть  более  5%.  Все  результаты  испытаний  заносятся  в  журнал
   испытаний ПТВ.

                    Пожарно - техническое вооружение

       153. ПТВ предназначено для поиска,  спасания людей при пожарах
   и  аварийных  ситуациях,  с  ними  связанных,  и  их  эвакуации  в
   безопасное место.  Это оборудование должно обеспечивать безопасную
   работу  личного  состава  подразделений  ГПС,  сохранение  жизни и
   здоровья спасаемых,  отвечать требованиям соответствующих  ГОСТ  и
   технических условий.
       154. ПТВ разделяется по признаку  назначения  и  выделяется  в
   следующие группы:
       оборудование, средства спасания людей и материальных ценностей
   из высотных зданий и сооружений;
       оборудование для  защиты  органов  дыхания,  для   обеспечения
   вентиляции и нормализации воздушной среды;
       немеханизированный инструмент и пожарный инвентарь;
       механизированный инструмент,   оборудование   для  вскрытия  и
   разборки различных конструкций;
       оборудование для сбора и перекачки жидкостей.
       155. Ответственность   за   своевременное    и    качественное
   техническое    обслуживание    ПТВ,   испытание   возлагается   на
   руководителей подразделений ГПС и закрепленных водителей.
       156. ПТВ  размещается  в  пожарном автомобиле по рекомендациям
   завода - изготовителя так,  чтобы  оно  надежно  крепилось,  легко
   снималось и исключало возможность получения травм при его снятии и
   укладке.
       157. Исправность определяется при ТО,  испытаниях, а также при
   каждом приеме заступающим караулом. Запрещается эксплуатация ПТВ в
   неисправном состоянии.
       158. Виды,  периодичность и перечни  основных  операций  ТО  и
   испытания ПТВ установлены инструкциями заводов - изготовителей:
       ТО производится с целью обеспечения их постоянной  технической
   готовности и безопасной эксплуатации, предупреждения возникновения
   неисправностей, их выявления и своевременного устранения;
       испытания производятся  перед  постановкой  в  боевой расчет и
   периодически в процессе эксплуатации.  Порядок и  сроки  испытаний
   должны   соответствовать   требованиям   ТУ   и   ГОСТ  на  данное
   оборудование.  Результаты  испытаний  заносятся в журнал испытаний
   ПТВ.

                        Ручные пожарные лестницы

       159. К ручным пожарным лестницам относятся: выдвижная пожарная
   лестница,   лестница   -   штурмовка,   лестница   -  палка.  Меры
   безопасности при  их  использовании  должны  соответствовать  ГОСТ
   (Приложение 1, док. 23).
       160. При   установке  выдвижной  пожарной  лестницы  (далее  -
   выдвижной лестницы) необходимо:
       устанавливать выдвижную  лестницу  в  1,5  - 2 метрах от стены
   (угол наклона лестницы - 80 - 83 град.);
       выдвигать колена выдвижной лестницы равномерно, без рывков, не
   допуская накручивания веревки на руки;
       удерживать выдвижную лестницу при выдвижении за тетивы первого
   колена, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;
       поддерживать равновесие   выдвижной   лестницы   во  время  ее
   выдвижения;
       проверить механизм фиксации в выдвинутом положении.
       161. Подъем или спуск по выдвижной лестнице допускается  после
   того, как:
       кулачки валика  -  останова  оперлись   о   ступеньку   колена
   выдвижной лестницы;
       выдвижная лестница  прислонена   к   зданию   (сооружению)   и
   поддерживается за тетивы первого колена пожарным;
       выдвижная лестница  выдвинута  на  такую  длину,   чтобы   над
   карнизом   здания,  подоконником  и  т.п.  выступали  две  ступени
   верхнего колена.
       162. При работе с выдвижной лестницей необходимо:
       устанавливать ее,  как правило, в тех местах, где она в случае
   наклона  или  падения  не  соприкоснется с линиями электрических и
   радиосетей.  Если такая возможность  отсутствует,  необходимо  для
   установки и уборки выдвижной лестницы выделять трех человек,  один
   из которых должен  оставаться  для  подстраховки  поднимающихся  и
   выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания работ;
       установку выдвижной лестницы к  металлической  кровле  объекта
   разрешается производить только после обесточивания предприятия.
       163. При  подъеме  (спуске)  по  выдвижной  лестнице   следует
   смотреть перед собой,  обхватывая ступени пальцами. При проведении
   занятий по обучению личного состава подразделений  ГПС  работе  со
   штурмовой  и  трехколенной  лестницами на площадках этажей учебной
   башни выставляется личный состав подразделений  ГПС  для  оказания
   помощи обучающимся.
       164. Занятия по  подъему  в  этажи  учебной  башни  с  помощью
   штурмовой  и  выдвижной лестниц проводятся только после того,  как
   руководитель  занятий   лично   проверит   состояние   страхующего
   приспособления,    предохранительной    подушки   учебной   башни,
   проинструктирует людей,  выделенных для страховки на  этажах.  Все
   виды работ выполняются в боевой одежде и в касках.
       165. Во  время  работ  с  ручными  пожарными   лестницами   на
   занятиях, учениях или пожаре необходимо:
       не допускать подъем и спуск  более  одного  человека  на  одно
   колено выдвижной лестницы, а также штурмовую и лестницу - палку;
       удерживать выдвижную лестницу  во  время  подъема  или  спуска
   людей, а также при работе на лестнице со стволом или инструментом.
   Работающий со стволом  или  инструментом  должен  закрепляться  за
   ступени лестницы с помощью поясного карабина пожарного;
       при подъеме по трехколенной лестнице  с  инструментом  принять
   меры, исключающие его падение.
       В период  прохождения  личным   составом   подразделений   ГПС
   специального  первоначального  обучения  его  работа  по подъему в
   этажи учебной башни с помощью штурмовой  лестницы  без  применения
   страхующего устройства не допускается.

                       Пожарные защитные костюмы

       166. Пожарные   защитные  костюмы  (боевая  одежда  пожарного,
   теплоотражательный,   газохимический,   радиационно   -   защитный
   костюмы)  должны  обеспечивать  безопасность  и  быть удобными при
   работе личного состава подразделений ГПС  на  пожарах,  пожарно  -
   тактических  учениях  и  занятиях по решению пожарно - тактических
   задач,  в сложных условиях, а также защиту от воздействия лучистой
   энергии  и  тепловых  потоков  пламени,  ионизирующего  излучения,
   сильнодействующих ядовитых и химических веществ,  воды и растворов
   химических соединений.
       167. Запрещается использовать пожарные защитные костюмы:
       поврежденные, ветхие и рваные;
       неустановленного образца;
       не имеющие соответствующего сертификата качества.

                 Пояса пожарные, спасательные и поясные
                           карабины пожарные

       168. Перед заступлением на боевое дежурство пояса пожарные,  а
   также  пожарные  поясные  карабины  (далее  -  карабины)  подлежат
   тщательному осмотру.
       Пояс пожарный снимается с боевого расчета при:
       повреждении поясной ленты (надрыв, порез);
       неисправности (поломки, погнутости) пряжки и шпилек пряжки;
       нарушении целостности заклепок и отсутствии на них шайб;
       порыве заклепками или блочками материала поясной ленты;
       отсутствии хомутика для закладывания конца пояса;
       наличии трещин  и вмятин на поверхности блочков или отсутствии
   хотя бы одного из них;
       наличии разрывов кожаной облицовки пояса.
       Карабин снимается с боевого расчета, если:

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное