Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
20.10.2016
USD
62.58
EUR
68.77
CNY
9.29
JPY
0.6
GBP
77.02
TRY
20.3
PLN
15.95
 

РАСПОРЯЖЕНИЕ РОСАВТОДОРА ОТ 26.07.2006 N 365-Р О ВЫПОЛНЕНИИ В 2006 2012 ГОДАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006 2012 ГОДАХ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 3
 
   
   
   
                                                             Утверждаю
                                     Начальник Управления эксплуатации
                                     и сохранности автомобильных дорог
                                                            С.В.КОСТИН
   
                          ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
                НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ
   
       1.  Наименование темы (исследований, работ): Проведение научных
   исследований   нормативно-правового  и  методического   обеспечения
   системы   повышения  квалификации  и  профессионального  мастерства
   водителей  транспортных  средств.  Подготовка  предложений  по   ее
   совершенствованию.
       2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
       3.  Заказчик  (подразделение Федерального дорожного агентства):
   Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
       4. Основание для разработки:
       Перечень  (план)  работ,  предусмотренных  Федеральной  целевой
   программой  "Повышение безопасности дорожного  движения  в  2006  -
   2012 годах".
       5. Статус работы: государственный заказ.
       6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
       7. Исходные данные:
       В работе предполагается использовать международные документы, в
   том  числе: Сводную резолюцию о дорожном движении (пересмотр  5  от
   06.01.1998)  Основной  рабочей группы по автомобильному  транспорту
   КВТ  ЕЭК  ООН,  Директиву Европейского Парламента  и  Совета  ЕС  N
   2003/59/ЕС   от  15.07.2003;  другие  Директивы  ЕС,  затрагивающие
   вопросы   профессиональной  квалификации  и  допуска  к   профессии
   водителей   транспортных   средств,  Резолюции   (документы)   ЕКМТ
   CEMT/CS/SR(2002)16/FINAL,  CEMT/CS/SR(2002)5/ADD1  и  другие.   При
   исследовании   будут   использоваться   нормативно-правовые    акты
   Российской Федерации, в том числе Минобразования РФ (Приказ  N  644
   от  02.04.99),  Минтранса РФ (Приказ N 27 от  09.03.95)  и  другие,
   методические   рекомендации  по  проведению  стажировки   водителей
   транспортных средств, по проведению ежегодных занятий с  водителями
   транспортных средств по повышению их профессионального  мастерства,
   результаты    исследований   по   изучению   процессов   управления
   транспортным  средством,  проведенных зарубежными  институтами  VTI
   (Швеция), SVOW (Нидерланды), TOI (Норвегия), EFA (Германия) и  др.,
   отечественными   исследовательскими  организациями   НИИАТ,   МАДИ,
   ГЦОЛИФК и др.
       8. Состояние проблемы (вопроса):
       Проблема  безопасности  дорожного  движения  в  последние  годы
   вызывает   серьезную   озабоченность  во  всех   странах   развитой
   автомобилизации.  В  России  за  последние  10   лет   в   дорожно-
   транспортных  происшествиях (ДТП) погибло более 300 тысяч  человек,
   около  2  млн.  человек стали пострадавшими. Уровень  транспортного
   риска  (количество  погибших на 10 тысяч  транспортных  средств)  и
   уровень  социального  риска  (количество  погибших  на  100   тысяч
   населения), связанного с ДТП, в России в несколько раз выше, чем  в
   странах  Европы.  Как  и в других странах, в России  основная  доля
   вины  (примерно 75%) приходится на водителей транспортных  средств.
   Общегосударственные  регуляторы обеспечения безопасности  дорожного
   движения, такие как ФЗ "О безопасности дорожного движения",  Кодекс
   об  административных правонарушениях, Правила дорожного движения  и
   т.п.  определяют  общий  для  всех водителей  транспортных  средств
   порядок   поведения  на  дорогах,  но  не  являются  мотивационными
   инструментами  повышения  индивидуального уровня  профессионального
   мастерства.  Действующая нормативная база, пожалуй, за  исключением
   в  какой-то  мере  Приказа  Минтранса  РФ  N  27  от  09.03.95,  не
   ориентирована  на  работу  с действующим  водительским  составом  в
   целях  повышения его профессиональной надежности, и как  следствие,
   безопасности  дорожного  движения. В то же  время,  как  показывает
   опыт различных стран, значительный резерв сокращения аварийности  и
   связанных   с   ней   последствий  лежит  в   сфере   регулирования
   деятельности  хозяйствующих субъектов автомобильного  транспорта  в
   части   работы  с  водителями  транспортных  средств.  Водительский
   состав,  осуществляющий  виды перевозок, сопряженные  с  повышенным
   социальным   риском   -  пассажирские  перевозки,   в   особенности
   маршрутные,   перевозки   опасных  грузов   и   другие   -   должен
   подвергаться     периодическим     образовательным      процедурам,
   обеспечивающим   повышение   надежности   и   качества   управления
   транспортным  средством. В настоящее время в нашей стране  подобные
   процедуры практически отсутствуют, отсутствует и соответственно  их
   нормативное и методическое обеспечение.
       9. Цель работы:
       Повышение  безопасности дорожного движения на  основе  развития
   методов    обеспечения   профессионального   мастерства   водителей
   транспортных   средств,   осуществляющих   перевозки    грузов    и
   пассажиров.
       10. Отличия, новизна и преимущества:
       Отечественных  исследований в данном  направлении  в  последние
   годы не проводилось, методические материалы значительно устарели  и
   не соответствуют требованиям к управлению транспортным средством  в
   условиях   современного  уровня  автомобилизации   и   транспортной
   подвижности  населения  страны.  Настоящая  работа  базируется   на
   последних  материалах зарубежных исследований, научных конференций,
   публикациях   последнего   времени  по  вопросам   профессиональной
   надежности   водительского  состава  и   нормативных   подходах   к
   обеспечению уровня квалификации.
       11. Содержание работы:
       Работа включает четыре этапа.
       На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
       - анализ отечественного и зарубежного опыта в области повышения
   профессионального мастерства водителей транспортных средств;
       -  анализ  результатов  научных  исследований  профессиональной
   деятельности водителей по управлению транспортным средством;
       -    разработка    критериев   и    методов    оценки    уровня
   профессионального мастерства водителей транспортных средств;
       -   разработка   методических  материалов   (рекомендаций)   по
   организации  и  проведению образовательных  процедур  по  повышению
   профессионального мастерства водителей транспортных средств.
       На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
       -    анализ   нормативной   и   методической   базы   повышения
   профессионального мастерства в России и за рубежом;
       -  проведение  натурных  исследований уровня  профессионального
   мастерства  водителей  с  различным стажем управления  транспортным
   средствам, по типам транспортных средств (пассажирские М2, МЗ,  М4,
   грузовые N2, N3, N4) и по видам перевозок;
       -  проведение  экспериментальных исследований в организациях  и
   предприятиях  автомобильного транспорта по  апробации  предлагаемых
   методических решений.
       На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы:
       - разработка предложений по формированию технических требований
   к   оснащению  транспортного  средства  (ходовой  лаборатории)  для
   применения      инструментальных     методов     оценки      уровня
   профессионального мастерства водителей транспортных средств;
       -   разработка   предложений   по  введению   новых   принципов
   формулирования    квалификационных   характеристик   (ранжирование)
   водителей транспортных средств;
       - разработка предложений по совершенствованию нормативной базы,
   обеспечивающей внедрение результатов исследования.
       На  четвертом  этапе  (2009 - 2012 гг.)  выполняются  следующие
   работы:
       -  формирование (на базе профессиональных стандартов  водителей
   различных  категорий) квалификационных характеристик (ранжирование)
   водителей транспортных средств;
       -  разработка  технических требований к оснащению транспортного
   средства  (ходовой  лаборатории)  для  применения  инструментальных
   методов   оценки  уровня  профессионального  мастерства   водителей
   транспортных средств;
       -  разработка  комплекта  нормативно-правовой,  организационно-
   технической  и методической документации, обеспечивающей  внедрение
   результатов исследования.
       12. Конечный результат работы:
       Научно-технический  отчет,  содержащий  результаты  проведенных
   натурных  и экспериментальных исследований; методические  документы
   (рекомендации)   по   организации  и   проведению   образовательных
   процедур   по  повышению  профессионального  мастерства   водителей
   транспортных  средств  в  организациях  автомобильного  транспорта;
   технические требования для создания опытной ходовой лаборатории  по
   инструментальной   оценке   уровня  профессиональной   квалификации
   водителей   транспортных   средств;   проекты   нормативных   актов
   федеральных    органов   исполнительной   власти,    обеспечивающие
   внедрение  системы повышения профессионального мастерства водителей
   транспортных средств; проекты нормативно-правовых и организационно-
   технических  документов,  регламентирующих  процедуру  добровольной
   сертификации водителей транспортных средств.
       13.   Область   применения:  сфера   подготовки   и   повышения
   профессионального  мастерства  водителей  транспортных  средств   в
   профильных     образовательных    учреждениях,     автотранспортных
   организациях.
       14.  Внедрение  результатов работы: федеральные и  региональные
   органы  исполнительной власти, государственные  органы  контроля  и
   надзора   в   сфере   транспортной  деятельности,   образовательные
   учреждения  и  организации,  хозяйствующие  субъекты,  общественные
   организации  и  объединения,  чьи  интересы  и  сфера  деятельности
   распространяются  на  процедуры, действия  и  результаты  повышения
   профессионального мастерства водителей транспортных средств.
       15. Права сторон:
       Право   собственности  на  создаваемую  продукцию   принадлежит
   Заказчику.
       16. Требования к представляемой продукции:
       Соответствовать  условиям контракта и требованиям  технического
   задания.  Заказчику  представляется  научно-технический   отчет   с
   пояснительной   запиской.  Разработка,  оформление  и   утверждение
   документов  системы  технического  регулирования  осуществляются  в
   соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
       17. Условия приемки работ:
       Передача  Заказчику  оформленной  научно-технической  продукции
   осуществляется   сопроводительными  документами  Исполнителя.   При
   завершении   оплачиваемых  этапов  работ   Исполнитель   направляет
   Заказчику   акты  сдачи-приемки  научно-технической   продукции   с
   приложением  к  ним  трех  комплектов научно-технической  и  другой
   документации,  предусмотренной  техническим  заданием  и  условиями
   контракта.
       18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса.
       19. Сроки выполнения работ:
       Начало работ - август 2006 г.
       Окончание работ - декабрь 2012 г.
       20. Предмет стандартизации: отсутствует.
       21. Перечень основных исполнителей: на конкурсной основе.
       22. Требования к составу Исполнителей:
       Специалисты  должны обладать компетентностью  в  организации  и
   проведении  профильных образовательных процедур,  опытом  работы  в
   сфере    организации    и    проведения    натурных    исследований
   профессиональной   деятельности   водителя   с   различным   стажем
   управления  транспортным  средством,  проведения  экспериментальных
   исследований  в  организациях  автомобильного  транспорта,  владеть
   инструментальными    методами   оценки   уровня   профессионального
   мастерства  водителей,  иметь  опыт  создания  нормативно-правовых,
   методических   и   технических   документов,   регламентирующих   и
   оптимизирующих подготовку и повышение профессионального  мастерства
   водителей автотранспортных средств.
       23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.
       24. Особые условия: отсутствуют.
   
                                       Начальник отдела автомобильного
                                             транспорта и безопасности
                                                    дорожного движения
                                                           Б.Н.БАВАРОВ
   
   
   
   
   
                                                             Утверждаю
                                     Начальник Управления эксплуатации
                                     и сохранности автомобильных дорог
                                                            С.В.КОСТИН
   
                          ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
             НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
   
       1.  Наименование темы (исследований, работ): Научная разработка
   методов   профессионального  тренинга  для  водителей  транспортных
   средств.
       2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
       3.  Заказчик  (подразделение Федерального дорожного агентства):
   Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
       4. Основание для разработки:
       Перечень  (план)  работ,  предусмотренных  Федеральной  целевой
   программой  "Повышение безопасности дорожного  движения  в  2006  -
   2012 годах".
       5. Статус работы: государственный заказ.
       6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
       7. Исходные данные:
       В  настоящее  время  отсутствует научно  обоснованная  методика
   профессионального  тренинга  для  водителей  транспортных  средств.
   Существующие   программно-методические  документы   по   проведению
   теоретических  занятий,  тренажерной и автодромной  подготовки,  по
   обучению водителей непосредственно в условиях уличного движения  не
   образуют   комплексной   системы,   учитывающей   профессиональные,
   нравственные и психологические особенности будущих водителей.
       При  разработке  поставленной  задачи  должны  быть  учтены   и
   использованы    следующие    действующие    нормативно-методические
   документы:
       -  Федеральный закон РФ "О безопасности дорожного движения"  от
   10.12.1995 N 196-ФЗ;
       -   "О   внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон  РФ   "Об
   образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ;
       -  Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Правила
   сдачи    квалификационных   экзаменов   и    выдачи    водительских
   удостоверений".
       Главным  недостатком существующих подходов следует  считать  их
   "осредненность",   отсутствие  учета  индивидуальных   способностей
   обучаемого,  что  в определенных ситуациях лишь затягивает  учебный
   процесс,  а  в  других  случаях  - завершает  его  до  формирования
   устойчивого навыка безопасного управления автомобилем.
       8. Состояние проблемы (вопроса):
       Безопасность дорожного движения является одной из актуальнейших
   проблем функционирования автомобильного транспорта. В более  чем  в
   250000  дорожно-транспортных происшествиях, совершаемых на  дорогах
   России  в течение только одного года, погибает около 36000 человек,
   количество тяжело раненых, надолго (а то и навсегда) выбывающих  из
   производственной деятельности, превышает сотни тысяч человек.
       Экономические  потери  от повреждения  транспортных  средств  и
   перевозимых грузов, по экспертным оценкам, в среднем, на  одно  ДТП
   достигает  50000  рублей,  а суммарно составляет  громадную  сумму,
   приближающуюся  (в  ценах на декабрь 2005 г.)  к  одному  триллиону
   рублей.
       Естественно,  не  все потери можно отнести на  профессиональную
   неподготовленность  водителей:  здесь  оказывают  свое  влияние   и
   конструктивные    недостатки   эксплуатируемых   автомобилей,    их
   техническое состояние и катастрофическое состояние дорожной сети.
       Вместе  с  тем, статический анализ аварийности на автомобильном
   транспорте  указывает на приоритетную роль водителей в  совершаемых
   авариях  (75%),  особо  выделяя повышенную "опасность"  на  дорогах
   водителей   со   стажем   менее  3-х  лет.  Последнее   убедительно
   свидетельствует  об  имеющихся  недостатках  существующей   системы
   подготовки водительских кадров.
       Опыт   организации   тренинга  водителей  в  странах   развитой
   автомобилизации   (в   первую  очередь,   в   США,   Японии,   ФРГ,
   Великобритании,  Франции и др.) показывает  эффективность  широкого
   внедрения  современных методических подходов и тренажерных  средств
   обучения в учебно-тренировочный процесс.
       Наиболее    эффективными    средствами    тренинга    водителей
   транспортных   средств,  а  также  исследований  его  поведенческих
   реакций   в   экстремальных  ситуациях  и  формирования  устойчивых
   навыков     безопасного     управления     автомобилем     являются
   специализированные автомобильные тренажеры. Они наиболее  адекватно
   имитируют  внешнюю  обстановку движения, поведение  автомобиля  как
   объекта  управления  и  являются средством  отображения  информации
   всех    видов,    анализируемой   водителем    в    условиях    его
   профессиональной  деятельности. С помощью  тренажеров  производится
   наиболее  экономичная  и  безопасная  для  обучаемого  ситуационная
   подготовка  водителей  к  действиям  в  номинальных  и  критических
   условиях,  сопровождаемых,  как  правило,  дефицитом  времени   для
   принятия решений.
       К  сожалению, в настоящее время роль автомобильных тренажеров в
   процессе подготовки и повышения квалификации водителей, особенно  в
   сравнении   с   их   использованием  на  других  видах   транспорта
   (гражданской    авиации,    железнодорожном,    морском,     речном
   транспорте), явно не соответствует современным требованиям.
       В  соответствии  с изложенным, необходимы не только  разработка
   новых  методов  тренинга водителей на всех этапах  профессиональной
   подготовки   (теоретическая,  практическая,  действия  в   реальных
   дорожных   условиях),   но   и   одновременное   решение   проблемы
   технического  оснащения  учебного процесса современными  средствами
   тренажерной и автодромной подготовки, а также оборудование  учебных
   автомобилей приборами контроля и оценки действий обучаемых.
       9. Цель работы:
       Снижение уровня аварийности и последствий ДТП по вине водителей
   транспортных   средств   путем  формирования   устойчивых   навыков
   безопасного управления автомобилем.
       10. Отличия, новизна и преимущества:
       Работа   отличается   наличием   автоматической   оценочной   и
   соревновательной   процедур   в   учебно-тренировочном    процессе;
   комплексной   оценкой  результатов  тренинга,   включающей   оценку
   профессиональной успешности и уровня напряженности  при  выполнении
   поставленной задачи; обеспечением имитации критических ситуаций.
       11. Содержание работы:
       Работа включает четыре этапа.
       На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
       -    анализ   состояния   вопроса   в   странах   с   передовой
   автомобилизацией  и  смежных отраслей операторской  деятельности  в
   номинальных   и  экстремальных  условиях,  в  первую   очередь,   в
   гражданской авиации и морском флоте;
       -  разработка концепции методологии процесса тренинга водителей
   транспортных   средств   с   учетом  результатов   профессиональной
   деятельности и напряженности учебно-тренировочного процесса;
       -   разработка  перечня  и  тактико-технических  требований   к
   средствам   теоретического  и  практического   тренинга   водителей
   транспортных  средств, в том числе простейших  электронных  систем,
   тренажерных  средств  обучения, оборудования автодромов  и  учебных
   автомобилей;
       -  разработка методики обучения водительских кадров и оценочной
   процедуры   формирования  устойчивых  навыков  процесса  управления
   автомобилем  с  учетом  непрерывности (перерывов)  в  тренировочных
   занятиях и профессиональной деятельности на этапах:
       -    проведения    тренажерной   подготовки    обучаемого    на
   специализированном автотренажере;
       -  проведения  автодромной подготовки с  имитацией  критических
   ситуаций.
       На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
       -  разработка  методов  повышения мотивации  процесса  тренинга
   водителей  путем  формирования  соревновательной  процедуры   между
   обучаемыми;
       -  разработка перечня возможных критических ситуаций и  отказов
   автомобиля,   влияющих   на  безопасность  дорожного   движения   и
   адекватных методов их имитации;
       -  разработка методики обучения водительских кадров и оценочной
   процедуры   формирования  устойчивых  навыков  процесса  управления
   автомобилем  с  учетом  непрерывности (перерывов)  в  тренировочных
   занятиях и профессиональной деятельности на этапах:
       -   изучения  Правил  дорожного  движения  и  контроль  за   их
   соблюдением в конкретных дорожно-транспортных ситуациях;
       -  проведения  тренажерной подготовки  обучаемого  с  имитацией
   критических  дорожно-транспортных ситуаций и  отказов  оборудования
   автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения;
       -  проведения  автодромной подготовки с  имитацией  критических
   ситуаций и отказов;
       -  обучения водителя в реальных дорожных условиях с соблюдением
   принципов   "от   простого   к   сложному"   и   контролем   уровня
   напряженности обучаемого.
       На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы:
       -   исследование  уровня  применения  современных  компьютерных
   систем  и  технических  средств,  используемых  при  подготовке   и
   переподготовке  водительских кадров,  а  также  операторов  смежных
   транспортных отраслей;
       -  разработка  и  изготовление  (на  уровне  опытных  образцов)
   средств   автоматической   оценки  уровня   напряженности   учебно-
   тренировочного  процесса  с  учетом  динамики  психофизиологических
   параметров обучаемых;
       -   разработка  методологии  аппаратурного  контроля  и  оценки
   психофизиологических качеств водителя.
       На  четвертом  этапе  (2009 - 2012 гг.)  выполняются  следующие
   работы:
       -  разработка  комплекса  нормативно-правовой,  организационно-
   технической  и  методической документации (проекты), обеспечивающей
   реализацию  организационно-правовых аспектов внедрения  методологии
   профессионального  тренинга  в  систему  подготовки   и   повышения
   профессионального мастерства водителей транспортных средств.
       12. Конечный результат работы:
       Научно-технический  отчет,  содержащий  методологию  профотбора
   (профподбора),   а   также  описание  опытного   образца   прибора,
   обеспечивающего  проведение  профессионального  отбора   водителей,
   проекты    нормативно-правовых,    организационно-технических     и
   методических   документов,  обеспечивающих  внедрение   методологии
   профессионального  тренинга  в  систему  подготовки   и   повышения
   профессионального мастерства водителей транспортных средств.
       13. Область применения: сфера подготовки и аттестации водителей
   автомобильного транспорта.
       14. Внедрение результатов работы:
       Интеграция методики в учебно-тренировочный процесс и разработка
   инструкций по эффективному применению опытных технологий.
       15. Права сторон:
       Право   собственности  на  создаваемую  продукцию   принадлежит
   Заказчику.
       16. Требования к представляемой продукции:
       Соответствовать  условиям контракта и требованиям  технического
   задания.  Заказчику  представляется  научно-технический   отчет   с
   пояснительной   запиской.  Разработка,  оформление  и   утверждение
   документов  системы  технического  регулирования  осуществляются  в
   соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
       17. Условия приемки работ:
       Передача  Заказчику  оформленной  научно-технической  продукции
   осуществляется   сопроводительными  документами  Исполнителя.   При
   завершении   оплачиваемых  этапов  работ   Исполнитель   направляет
   Заказчику   акты  сдачи-приемки  научно-технической   продукции   с
   приложением  к  ним  трех  комплектов научно-технической  и  другой
   документации,  предусмотренной  техническим  заданием  и  условиями
   контракта.
       18. Стоимость работ: определяется по результатам конкурса.
       19. Сроки выполнения работ:
       Начало работ - август 2006 г.
       Окончание работ - декабрь 2012 г.
       20. Предмет стандартизации: отсутствует.
       21. Перечень основных исполнителей: на конкурсной основе.
       22. Требования к составу Исполнителей:
       Специалисты должны обладать компетентностью и опытом  работы  в
   сфере    организации    и    проведения    натурных    исследований
   профессиональной   деятельности   водителя   с   различным   стажем
   управления  транспортным  средством,  проведения  экспериментальных
   исследований  в  организациях  автомобильного  транспорта,  владеть
   методикой  тренинга  водителей,  иметь  опыт  создания  нормативно-
   правовых, методических и технических документов.
       23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.
       24. Особые условия: отсутствуют.
   
                                       Начальник отдела автомобильного
                                             транспорта и безопасности
                                                    дорожного движения
                                                           Б.Н.БАВАРОВ
   
   
   
   
   
                                                             Утверждаю
                                     Начальник Управления эксплуатации
                                     и сохранности автомобильных дорог
                                                            С.В.КОСТИН
   
                          ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
             НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
   
       1.  Наименование темы (исследований, работ): Проведение научных
   исследований    правового    механизма    выполнения    владельцами
   транспортных   средств   (должностными   лицами)   профилактических
   мероприятий,  направленных  на  повышение  безопасности   дорожного
   движения    (соблюдение   режимов   труда   и   отдыха   водителей,
   предрейсовые  и  послерейсовые медицинские  осмотры,  использование
   тахограмм  и  т.п.)  в  части  соблюдения  требований  Федерального
   закона "О безопасности дорожного движения".
       2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
       3.  Заказчик  (подразделение Федерального дорожного агентства):
   Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
       4. Основание для разработки:
       Перечень  (план)  работ,  предусмотренных  Федеральной  целевой
   программой  "Повышение безопасности дорожного  движения  в  2006  -
   2012 годах".
       5. Статус работы: государственный заказ.
       6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
       7. Исходные данные:
       Исходными данными для проведения работ по контракту являются:
       - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения";
       -  система законодательных и иных нормативных правовых актов  в
   сфере обеспечения БДД;
       -  рекомендации и методические материалы, определяющие  порядок
   реализации   требований   нормативных  правовых   актов   в   сфере
   обеспечения БДД;
       -  нормативные  правовые акты и иные материалы, характеризующие
   зарубежный   опыт   правовой  регламентации  в  сфере   обеспечения
   безопасности перевозок;
       -   законодательные,  административные  и  иные  инициативы   в
   регионах в сфере обеспечения безопасности перевозок;
       -  данные экспертных опросов специалистов в сфере организации и
   обеспечения  безопасности  перевозок,  планирования,   контроля   и
   реализации мер ответственности;
       - научно-техническая литература и результаты проведенных НИР по
   рассматриваемой проблеме, данные по оценке эффективности  отдельных
   требований и мероприятий по безопасности перевозок.
       8. Состояние проблемы (вопроса):
       Неэффективность  правового  механизма  реализации   владельцами
   транспортных   средств   (должностными   лицами)   мероприятий   по
   обеспечению  БДД  приводит к массовым нарушениям в  рассматриваемой
   сфере   и,   как   результат,  к  существенному   снижению   уровня
   безопасности  пассажирских  и  грузовых  автомобильных   перевозок,
   особенно  выполняемых  субъектами  малого  предпринимательства.   В
   последние  годы  усугубляется разрыв между быстрым  и  кардинальным
   изменением  структуры и качественных характеристик субъектов  рынка
   (по  численности  парка, организационно-правовым формам,  правовому
   статусу,   условиям  перевозок,  наличию  условий  для  обеспечения
   требований   безопасной   эксплуатации  транспортных   средств)   и
   нормативно-правовой регламентацией их деятельности по  профилактике
   дорожно-транспортной   аварийности,  не  учитывающей   происходящих
   изменений.
       Государственное    регулирование   в   рассматриваемой    сфере
   базируется  на  разработке правил взаимоотношений и ответственности
   на   рынке  транспортных  услуг  и  государственных  требований   к
   качеству  товаров  и  услуг  по критерию безопасности,  контроле  и
   надзоре  за  их  исполнением,  реализации  механизмов,  позволяющих
   обеспечить  неотвратимость  наказания за  нарушения,  предотвратить
   допуск  на  рынок  некачественной продукции и услуг,  стимулировать
   деятельность  по  повышению БДД, как важнейшего качества  услуг  по
   перевозке пассажиров и грузов.
       В    настоящее   время   систему   регулирования   перевозочной
   деятельности  нельзя  считать оптимальной, а  уровень  качества  по
   критерию   безопасности   движения  -  достаточным.   Недостаточная
   правовая регламентация выполнения владельцами транспортных  средств
   (должностными  лицами)  профилактических мероприятий,  направленных
   на   повышение   безопасности   дорожного   движения   (по   уровню
   утверждения   нормативных   правовых  актов,   полноте   (в   части
   соблюдения   требований   Федерального   закона   "О   безопасности
   дорожного     движения"),    доказательности    и    обоснованности
   содержащихся   в  них  требований,  наличию,  достаточной   степени
   описания  порядка  и  методов их реализации  различными  субъектами
   рынка  транспортных услуг), отсутствие адекватной системы  контроля
   за  их  деятельностью  и  распределения ответственности  привели  в
   последние  годы  к  снижению  уровня  безопасности  пассажирских  и
   грузовых автоперевозок.
       Так,  например, продолжает ухудшаться положение с  обеспечением
   безопасности   пассажирских   перевозок   (количество   ДТП   из-за
   нарушений ПДД водителями автобусов возросло в 2002 г. на  11,8%,  в
   2003  г.  -  на 14,6%, в 2004 г. - на 12%); стабильно растет  число
   ДТП   с  участием  автобусов  малой  вместимости  (средний  годовой
   прирост этих ДТП составил за последние три года 16,6%, при  этом  в
   80%  случаев,  когда  пострадали пассажиры,  виновными  оказываются
   перевозчики).    Для   грузовых   перевозок   тревожным    является
   относительное увеличение в 2004 г. числа погибших в ДТП с  участием
   грузовых автомобилей, в то время как в целом число погибших  в  ДТП
   снизилось.  Тяжесть последствий при этих ДТП на  25%  выше,  чем  в
   среднем по России.
       В  настоящий  момент  отсутствует целостная система  обобщения,
   систематизации    и    информационно-аналитического     обеспечения
   правоприменения.
       Исследования, касающиеся развития нормативной правовой  базы  в
   сфере  безопасности перевозок, проводились в НИИАТе в  1994  г.  На
   основе  проведенного  анализа в 1994 г. была разработана  программа
   развития  нормативно-правовой  базы государственного  регулирования
   безопасности    перевозок   грузов   и   пассажиров   автомобильным
   транспортом,  которая  к  концу 90-х  годов  была  реализована.  За
   последние  годы подобный анализ в сфере безопасности  перевозок  не
   проводился.
       9. Цель работы:
       Развитие    правовых    механизмов    выполнения    владельцами
   транспортных   средств   (должностными   лицами)   профилактических
   мероприятий,  направленных  на  повышение  безопасности   дорожного
   движения.  Развитие и совершенствование нормативной правовой  базы,
   регулирующей   сферу   безопасности  перевозок.   Совершенствование
   механизмов   контроля  и  правоприменения  в   сфере   безопасности
   перевозок.   Обоснование  норм,  касающихся  реализации  требований
   Федерального    закона   "О   безопасности   дорожного    движения"
   (соблюдение  режимов  труда  и  отдыха  водителей,  предрейсовые  и
   послерейсовые  медицинские  осмотры,  использование   тахограмм   и
   т.п.).
       10. Отличия, новизна и преимущества:
       В  процессе работы предполагается использовать системные методы
   анализа,   которые   позволят   рассмотреть   и   оценить    нормы,
   содержащиеся  в  анализируемых нормативно-правовых  документах  как
   единую  систему,  направленную на регулирование сферы  безопасности
   перевозок  и  имеющую  своей  основной  целью  сохранение  жизни  и
   здоровья  участников  дорожного движения.  Выработанные  на  основе
   проведенного   анализа  и  мониторинга  практики   и   особенностей
   реализации  требований  безопасности  различными  субъектами  рынка
   транспортных  услуг  предложения обеспечат  возможность  реализации
   системно-целевого  подхода в управлении  процессом  формирования  и
   развития  нормативно-правовой базы, регулирующей сферу безопасности
   перевозок.
       Результаты  проведенных  исследований  будут  использованы  для
   развития   и  совершенствования  нормативной  правовой  базы   всех
   уровней  (на уровне федерального и регионального законодательства),
   создадут доказательную базу и увеличат обоснованность требований  и
   нормативов  в рассматриваемой области, обоснованность распределения
   функций  и обязанностей, регламентируемых нормативными документами,
   позволят  дать оценку готовности и возможности необходимых  условий
   для  реализации  требований этих документов,  обеспечат  применение
   единой  терминологии, обеспечат создание технических регламентов  в
   области  обеспечения  БДД  с  учетом  международных  требований   и
   соглашений,  позволят  уточнить  иерархию  нормативных  документов,
   обосновать уровень утверждения, создадут условия для перевода  ряда
   отраслевых  нормативных  актов в ранг  федеральных  законодательных
   актов,   которые,  в  свою  очередь,  должны  стать  базовыми   для
   разработки   соответствующих   региональных   законов,   отражающих
   специфику   регионов,  в  целом  обеспечат  формирование  стройной,
   структурированной   обоснованной  системы  нормативного   правового
   регулирования в этой области.
       11. Содержание работы:
       Работа включает четыре этапа.
       На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
       - анализ содержания и структуры нормативно-правовых документов,
   действующих   в   сфере  безопасности  перевозок  и   практики   их
   правоприменения  (выявление  противоречий,  оценка  обоснованности,
   значимости   и   практической  выполнимости,   оценка   полноты   и
   эффективности нормативно-правового регулирования);
       - разработка предложений по развитию нормативной правовой базы,
   регламентирующей   выполнение  владельцами   транспортных   средств
   профилактических    мероприятий,    направленных    на    повышение
   безопасности дорожного движения.
       На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
       -  исследование  практики и особенностей реализации  требований
   безопасности   различными  субъектами  рынка  транспортных   услуг,
   степень охвата нормативным правовым регулированием;
       -  анализ  зарубежного  опыта правовой  регламентации  в  сфере
   обеспечения безопасности перевозок.
       На третьем этапе (2008 г.) выполняются следующие работы:
       -  разработка  предложений  в  проект  Федерального  закона  "О
   безопасности дорожного движения".
       На  четвертом  этапе  (2009 - 2012 гг.)  выполняются  следующие
   работы:
       -  исследование влияния отдельных норм и положений Федерального
   закона   "О   безопасности   дорожного   движения"   на   изменение
   показателей аварийности в РФ;
       -   разработка  предложений  по  внесению  изменений   в   иные
   нормативно-правовые    документы,    связанные    с     реализацией
   Федерального   закона   "О   безопасности   дорожного    движения",
   определяющих развитие рыночных отношений на АТ;
       -   разработка   предложений   по  уточнению   региональных   и
   федеральных  мероприятия  по  выполнению  Федерального  закона   "О
   безопасности дорожного движения".
       12. Конечный результат работы:
       Научно-технический    отчет,    содержащий    предложения    по
   совершенствованию  содержания  и  структуры  нормативных   правовых
   документов,    действующих   в   сфере   обеспечения   безопасности
   перевозок.
       13.    Область   применения:   сфера   нормативного   правового
   регулирования    выполнения   владельцами   транспортных    средств
   (должностными  лицами)  профилактических мероприятий,  направленных
   на повышение безопасности дорожного движения.
       14. Внедрение результатов работы:
       Внедрение   осуществляется   путем  утверждения   разработанных
   нормативных   правовых   и   методических   документов,   а   также
   организацией   соответствующего  информационного  сопровождения   и
   обучения  специалистов (должностных лиц) предприятий автомобильного
   транспорта,  контрольно-надзорных  органов,  региональных   органов
   управления автомобильным транспортом.
       15. Права сторон:
       Имущественные   права   на  созданную   продукцию   принадлежат
   Заказчику.
       16. Требования к представляемой продукции:
       Соответствовать  условиям контракта и требованиям  технического
   задания.  Заказчику  представляется  научно-технический   отчет   с
   пояснительной   запиской.  Разработка,  оформление  и   утверждение
   документов  системы  технического  регулирования  осуществляются  в
   соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
       17. Условия приемки работ:
       Передача  Заказчику  оформленной  научно-технической  продукции
   осуществляется   сопроводительными  документами  Исполнителя.   При
   завершении   оплачиваемых  этапов  работ   Исполнитель   направляет
   Заказчику   акты  сдачи-приемки  научно-технической   продукции   с
   приложением  к  ним  трех  комплектов научно-технической  и  другой
   документации,  предусмотренной  техническим  заданием  и  условиями
   контракта.
       18  Стоимость  работ:  определяется по  результатам  конкурсных
   торгов.
       19. Сроки выполнения работ:
       Начало работ - август 2006 г.
       Окончание работ - декабрь 2012 г.
       20. Предмет нормирования (стандартизации): отсутствует.
       21. Перечень основных Исполнителей: на конкурсной основе.
       22. Требования к составу Исполнителей:
       Специалисты должны обладать компетентностью и опытом  работы  в
   данной сфере.
       23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.
       24. Особые условия: отсутствуют.
   
                                       Начальник отдела автомобильного
                                             транспорта и безопасности
                                                    дорожного движение
                                                           Б.Н.БАВАРОВ
   
   
   
   
   
                                                             Утверждаю
                                     Начальник Управления эксплуатации
                                     и сохранности автомобильных дорог
                                                            С.В.КОСТИН
   
                          ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
             НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
   
       1.  Наименование  темы  (исследований, работ):  Исследование  и
   научное   обоснование   необходимости   оборудования   транспортных
   средств  контрольными  устройствами  регистрации  времени  труда  и
   отдыха (тахографами) водителей автобусов.
       2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
       3.  Заказчик  (подразделение Федерального дорожного агентства):
   Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
       4. Основание для разработки:
       Перечень  (план)  работ,  предусмотренных  Федеральной  целевой
   программой  "Повышение безопасности дорожного  движения  в  2006  -
   2012 годах".
       5. Статус работы: государственный заказ.
       6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
       7. Исходные данные:
       -  Правила использования тахографов на автомобильном транспорте
   в  Российской  Федерации,  утвержденные Приказом  Минтранса  РФ  от
   07.07.1998 N 86;
       -   нормативная   правовая  база,  регламентирующая   процедуры
   перевозки пассажиров;
       - зарубежный опыт решения данного вопроса.
       8. Состояние проблемы (вопроса):
       Одним  из  условий  качественного и  безопасного  осуществления
   перевозок  пассажиров является подготовка и самочувствие  водителя.
   Самочувствие водителя в значительной степени зависит от  соблюдения
   режима   труда   и  отдыха.  Подтверждение  тому  нередкие   случаи
   серьезных  аварий  с  большим  числом  погибших,  которые  зачастую
   происходят   в   ночное  время.  Многие  современные   транспортные
   средства  оснащаются  устройствами  регистрации  времени  труда   и
   отдыха  водителей автобусов. Однако только наличие этого устройства
   не решает проблемы обеспечения безопасности перевозок.
       Важен  не  менее  ответственный момент, связанный  с  контролем
   соблюдения  режима  труда и отдыха водителей.  Нормативно-правовое,
   функциональное и организационно-техническое обеспечение этой  сферы
   безопасности  перевозок в настоящее время отсутствует. Актуальность
   данной    проблемы    вытекает    из   необходимости    обеспечения
   гарантированного  качества и безопасности  осуществления  перевозок
   пассажиров  автомобильным транспортом и подтверждается практическим
   опытом   работы  в  сферах  лицензирования  и  сертификации   услуг
   пассажирского  автомобильного транспорта. Наиболее актуальным  этот
   вопрос    является   применительно   к   пассажирским    перевозкам
   автобусами,   осуществляемыми  на  междугородных  и   международных
   маршрутах.
       Действующая  нормативная документация по  перевозке  пассажиров
   автомобильным  транспортом не дает однозначного  ответа  на  данный
   вопрос.  Имеющиеся нормативные документы лишь затрагивают отдельные
   аспекты  проблемы,  а именно наличие устройства регистрации  режима
   труда и отдыха.
       9. Цель работы:
       Повышение  безопасности  движения за  счет  соблюдения  режимов
   труда и отдыха водителей и скоростного режима.
       10. Отличия, новизна и преимущества:
       Создание  нормативных документов, устанавливающих требования  к
   устройствам  регистрации режима труда и отдыха  водителей,  порядок
   контроля  выполнения  режима  труда и отдыха  водителей,  процедуры
   контроля,   права,  обязанности  и  ответственность  контролирующих
   органов, эксплуатирующих организаций и водителей.
       11. Содержание работы:
       Работа включает два этапа.
       На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
       -   анализ   социальных,  экономических  и  правовых   аспектов
   обеспечения соблюдения режима труда и отдыха водителей;
       - создание нормативных документов, устанавливающих требования к
   устройствам регистрации режима труда и отдыха водителей.
       На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
       -  создание  нормативных  документов,  устанавливающих  порядок
   контроля  выполнения  режима  труда и отдыха  водителей,  процедуры
   контроля,   права,  обязанности  и  ответственность  контролирующих
   органов, эксплуатирующих организаций и водителей;
       - разработка оценочных индикаторов эффективности мероприятий по
   оборудованию   транспортных   средств   контрольными   устройствами
   регистрации   времени   труда  и  отдыха  (тахографами)   водителей
   автобусов и методических рекомендаций по их мониторингу.
       Нормативные  документы должны распространяться  на  юридических
   лиц,    осуществляющих   деятельность   по   перевозке   пассажиров
   автобусами   на   территории   Российской   Федерации.   Требования
   документов  должны  соблюдаться  в  рамках  процедур  управления  и
   контроля    сферой    пассажирского   автомобильного    транспорта,
   осуществляемых Минтрансом России.
       12. Конечный результат работы:
       Научно-технический отчет, содержащий требования  к  устройствам
   регистрации  режима  труда и отдыха водителей  и  порядок  контроля
   выполнения режимов труда и отдыха водителей.
       13.   Область   применения:  сферы  организации  и   управления
   перевозками пассажиров автобусами.
       14.   Внедрение  результатов  работы:  хозяйствующие   субъекты
   автотранспортного     комплекса,    обеспечивающие     транспортное
   обслуживание   населения;  органы  контроля  и  надзора   в   сфере
   перевозок пассажиров автобусами, изготовители автобусов.
       15. Права сторон:
       Имущественные   права   на  созданную   продукцию   принадлежат
   Заказчику.
       16. Требования к представляемой продукции:
       Соответствовать  условиям контракта и требованиям  технического
   задания   Заказчику  представляется  научно-технический   отчет   с
   пояснительной   запиской.  Разработка,  оформление  и   утверждение
   документов  системы  технического  регулирована  осуществляются   в
   соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
       17. Условия приемки работ:
       Передача  Заказчику  оформленной  научно-технической  продукции
   осуществляется   сопроводительными  документами  Исполнителя.   При
   завершении   оплачиваемых  этапов  работ   Исполнитель   направляет
   Заказчику   акты  сдачи-приемки  научно-технической   продукции   с
   приложением  к  ним  трех  комплектов научно-технической  и  другой

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное