Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
02.08.2016
USD
65.96
EUR
73.65
CNY
9.93
JPY
0.64
GBP
87.29
TRY
22.17
PLN
16.92
 

ПРИКАЗ МИНКУЛЬТУРЫ РФ ОТ 26.03.2002 N 388 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ,МЕТОДИКИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ И ФОРМ ПАСПОРТОВ БИБЛИОТЕК,КИНОТЕАТРОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

        Отменен - ПРИКАЗ МИНКУЛЬТУРЫ РФ ОТ 12.08.2002 N 1207
   
               МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПРИКАЗ
                       от 26 марта 2002 г. N 388
   
                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПАСПОРТИЗАЦИИ
               ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ, МЕТОДИКИ ПАСПОРТИЗАЦИИ
             ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ И ФОРМ ПАСПОРТОВ БИБЛИОТЕК,
                 КИНОТЕАТРОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
                            ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ
   
       В целях   реализации   положений   пункта   46   раздела   VII
   "Модернизация технического и технологического  оснащения  объектов
   культуры"  Федеральной  целевой программы "Культура России (2001 -
   2005 годы)",  утвержденной Постановлением Правительства Российской
   Федерации от 14.12.2000 N 955, приказываю:
       1. Утвердить Концепцию паспортизации объектов культуры.
       2. Утвердить Методику паспортизации объектов культуры.
       3. Утвердить  Календарный план - график паспортизации объектов
   культуры (2002 - 2005 годы).
       4. Утвердить   формы  паспортов    библиотеки,   промышленного
   предприятия, кинотеатра.
       5. Подведомственным  организациям  обеспечить   предоставление
   необходимой  информации  для  осуществления паспортизации объектов
   культуры.
       6. Контроль  за  выполнением  настоящего  Приказа возложить на
   Первого заместителя Министра Голутву А.А.
   
                                                              Министр
                                                          М.Е.ШВЫДКОЙ
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 1
   
               КОНЦЕПЦИЯ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ
   
       Политика, осуществляемая    государством,    направлена     на
   достижение  конкретных  целей,  устанавливаемых  в целом на уровне
   бюджетного сектора.
       Достижению этих   целей   служит   деятельность   организаций,
   находящихся   в   государственной   собственности,    и    органов
   исполнительной   власти   Российской   Федерации   (министерств  и
   ведомств), которым эти организации подведомственны.
       Методы управления      организациями,      находящимися      в
   государственной    собственности,    нуждаются    в     постоянном
   совершенствовании  в  соответствии  с меняющимися (в том числе и в
   сторону усложнения) целями деятельности государственного сектора.
       В частности,    для   разработки   методов   совершенствования
   управления  государственными  организациями  Минэкономики   России
   разработаны  показатели  экономической  эффективности деятельности
   государственных  унитарных  предприятий  и  открытых   акционерных
   обществ,  находящихся в собственности государства. В свою очередь,
   Минимущество   России   осуществляет   контроль   и    координацию
   использования    государственного    имущества,   находящегося   в
   хозяйственном ведении или оперативном управлении у  предприятий  и
   учреждений,    находящихся    в   государственной   собственности.
   Отраслевые  министерства  и  ведомства,   входящие   в   структуру
   исполнительной власти Российской Федерации,  курируют деятельность
   подведомственных   организаций   как   объектов   с   определенной
   отраслевой спецификой, которая должна быть учтена при формировании
   государственной политики.
       Таким образом,   организации,  находящиеся  в  государственной
   собственности, могут рассматриваться как:
       1. Единицы   статистического   учета,   которые  предоставляют
   некоторую информацию о  своей  деятельности  в  государственные  и
   муниципальные  органы  статистического  учета и наблюдения в форме
   обязательной статистической отчетности.
       2. Субъекты     экономической     деятельности,    оценивающие
   экономическую эффективность своей работы,  финансовую устойчивость
   и ликвидность по утвержденным на федеральном уровне показателям.
       3. Имущественные комплексы,  включающие и использующие активы,
   переданные им в хозяйственное ведение (оперативное управление),  а
   также  анализирующие  способы  и  результаты  использования   этих
   активов.
       4. Организации   с    определенной    отраслевой    спецификой
   деятельности, курируемые отраслевыми министерствами и ведомствами.
       Рассмотрение организаций     как     объектов,     управляемых
   государством   с   целью   достижения   комплексного   результата,
   производится сегодня только в некоторых случаях,  но  и  тогда  не
   выявляются    интегрированные   показатели,   по   которым   можно
   проанализировать все аспекты их деятельности.
       Для создания  информационной  основы  проведения  комплексного
   анализа  деятельности  организаций  культуры  Минкультуры   России
   инициирует формирование базы данных показателей их деятельности.
       Анализ информации,  представленной   в   существующих   формах
   отчетности и внутреннего учета организаций культуры,  не позволяет
   сделать   выводы   об   эффективности   деятельности   исследуемых
   организаций и подробно исследовать отдельные аспекты их работы.
       Паспортизация объектов  культуры  представляет   собой   сбор,
   систематизацию, свод в электронной базе данных и анализ информации
   о деятельности и текущем состоянии организаций культуры, искусства
   и  кинематографии  по  составленному перечню первичных и расчетных
   показателей, составляющих паспорт организаций культуры в различных
   областях деятельности.
       Мероприятия по проведению паспортизации позволят:
       1. Сформировать    электронную   базу   данных   по   основным
   показателям  деятельности  организаций  культуры,  которая  сможет
   служить  источником достоверных данных для принятия решений как по
   первичной информации,  характеризующей  деятельность  организации,
   так  и  по  производным комплексным показателям,  рассчитанным для
   получения  аналитических  выводов  о  финансово  -   экономическом
   состоянии исследуемых объектов культуры.
       2. Создать  систему  мониторинга  показателей,  заложенных   в
   паспорта  организаций  культуры,  и  постоянного  обновления  базы
   данных.
       3. Классифицировать    показатели   деятельности   организаций
   культуры по степени значимости для оценки эффективности их работы.
       4. Создать   основу   для   внедрения   новых  методов  оценки
   эффективности деятельности.
       5. Получить    аналитические    заключения   о   финансово   -
   экономическом и техническом положении  исследуемых  предприятий  и
   учреждений   (представляются  как  сравнительный  анализ  по  всем
   исследуемым  объектам  и  отдельно  по   каждому   предприятию   и
   учреждению).
   
              1. Правовая основа проведения паспортизации
                           объектов культуры
   
       Среди целей      управления      имущественным     комплексом,
   устанавливаемых   для   бюджетного   сектора   (в   частности,   в
   Постановлении  Правительства  РФ N 1024 от 09.09.1999 "О концепции
   управления государственным имуществом и приватизации в  Российской
   Федерации"), присутствуют:
       - оптимизация  структуры  собственности   в   соответствии   с
   функциональным   разделением   полномочий  и  ответственности  для
   достижения общих целей деятельности;
       - вовлечение максимального количества объектов государственной
   собственности в процесс совершенствования управления;
       - использование государственных активов в качестве инструмента
   для   привлечения   внебюджетных   средств   для   решения   задач
   общественного сектора экономики.
       Для Минкультуры России вышеперечисленные цели также становятся
   приоритетными.  Министерство,  как  и другие органы исполнительной
   власти Российской Федерации, в своих областях деятельности:
       - разрабатывает  и  осуществляет  государственную  политику  в
   сфере культуры;
       - определяет  цели  и  приоритеты  в  развитии отдельных видов
   культурной деятельности, музейного и библиотечного дела;
       - координирует   деятельность,  контролирует  эффективность  и
   качество работы подведомственных организаций,  степень  достижения
   целей деятельности министерства.
       Минкультуры России в соответствии с п.  п.  46 и 47 раздела  6
   Положения   о   Минкультуры  России,  утвержденном  Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997  г.  N  679  "Об
   утверждении   Положения   о   Министерстве   культуры   Российской
   Федерации" выполняет функции по:
       - управлению   подведомственными   организациями   в  пределах
   предоставленных полномочий;
       - проведению     документальных     ревизий     и     проверок
   производственной и финансово - хозяйственной деятельности;
       - контролю   расходования   средств   федерального  бюджета  и
   эффективности  использования   находящегося   у   подведомственных
   организаций  в  оперативном управлении или на праве хозяйственного
   ведения государственного  имущества,  относящегося  к  федеральной
   собственности;
       - формированию направлений модернизации и содействию повышению
   технической оснащенности организаций сферы культуры;
       - разработке  рекомендаций  для   промышленного   производства
   соответствующей продукции.
       Функции министерства   могут   быть   выполнены    лишь    при
   существовании    полной   и   достоверной   информационной   базы,
   обеспечивающей правильное и своевременное принятие решений.
       Кроме осуществления   строгого   учета   и  контроля  целевого
   использования  подведомственного  имущества,   требуется   оценить
   эффективность  применения активов,  в создание которых государство
   вложило бюджетные средства.  В  широком  смысле  активом  является
   организация,  функционирующая для достижения целей государства,  в
   рассматриваемом   случае,   в   сфере   культуры,   искусства    и
   кинематографии.   Исходя  из  этого,  информационная  база  должна
   охватывать показатели,  характеризующие  не  только  использование
   имущественного комплекса, но и финансово - экономическое положение
   организации, специфику ее деятельности.
       Такой перечень  первичных и расчетных показателей,  входящий в
   информационную  базу,  и  составит  паспорт  объекта  культуры   в
   определенной сфере деятельности.
       Мероприятия по составлению паспортов объектов  культуры  будут
   проводиться  в  рамках  реализации  Федеральной  целевой программы
   "Культура России" (2001 - 2005 годы) в соответствии с  пунктом  46
   раздела   VII   "Модернизация   технического   и  технологического
   оснащения объектов культуры".
       Кроме того, перечень, заложенный в паспорта объектов культуры,
   охватит показатели экономической эффективности деятельности ФГУП и
   открытых   акционерных   обществ,   акции   которых   находятся  в
   федеральной собственности,  необходимость ведения реестра  которых
   закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11
   января 2000 г. N 23.
       Таким образом,   будет  сформирована  отраслевая  база  данных
   показателей,  характеризующих деятельность  организаций  культуры,
   искусства и кинематографии, подведомственных Минкультуры России, а
   также объектов культуры субъектов Российской Федерации и отдельных
   муниципальных образований.
   
          2. Этапы и календарный план проведения паспортизации
                           объектов культуры
   
       Минкультуры России   как    органу    исполнительной    власти
   подведомственны   коммерческие  и  некоммерческие  государственные
   организации  сферы  культуры,  искусства   и   кинематографии.   В
   настоящее время из общего числа организаций, находящихся в ведении
   Минкультуры России,  зарегистрированы в организационно -  правовой
   форме  федеральных  государственных  унитарных предприятий (ФГУП),
   федеральных  предприятий   и   государственных   предприятий   173
   организации,   в   организационно  -  правовой  форме  федеральных
   учреждений - 247 организаций.
       В состав  ФГУП входят,  прежде всего,  промышленные,  научно -
   исследовательские,  информационные,  научно  -   производственные,
   проектные, строительные, реставрационные, снабженческо - сбытовые,
   транспортные и сервисные организации. Творческо - производственные
   ФГУП   представлены   киноорганизациями,   цирками,  организациями
   монументального искусства.
       В состав   ФУ  входят  театры,  музеи,  музеи  -  заповедники,
   музыкальные  и  концертные  коллективы,  концертные   организации,
   библиотеки, культурно - просветительные учреждения, высшие учебные
   заведения,  средние   специальные   учебные   заведения,   средние
   специальные  музыкальные  школы,  прочие  заведения  по подготовке
   кадров.
       Действия Минкультуры   России  по  управлению  и  распоряжению
   государственным имуществом направлены на  обеспечение  сохранности
   уникальных  ценностей и повышение социальной отдачи от их целевого
   использования.  Это  принципиально  отличает  процесс   управления
   имущественным   комплексом   в   сфере   культуры   не  только  от
   производственного сектора  экономики,  но  и  от  других  отраслей
   социальной  сферы.  К  объектам,  требующим  особого  внимания  на
   предмет их сохранности,  относятся памятники истории  и  культуры,
   предметы музейного фонда, библиотечные фонды, а также кинофонд.
       Включая подведомственные  Минкультуры  России  организации,  в
   Российской  Федерации  насчитывается  547 театров;  126 концертных
   организаций; 63 цирка; около 2,5 тысяч крупных районных библиотек;
   около 1400 кинотеатров;  примерно 2,5 тысячи музеев и 300 высших и
   средних   учебных   заведений   сферы   культуры,   искусства    и
   кинематографии.
       Паспортизация объектов культуры в период с 2002 года  по  2005
   год   охватит   большинство   организаций  культуры,  искусства  и
   кинематографии  по  всем  направлениям  деятельности   Минкультуры
   России     (государственные     и     муниципальные    учреждения;
   государственные и муниципальные  унитарные  предприятия)  и  будет
   проходить в несколько этапов (см. Приложение 3 "Календарный план -
   график  паспортизации объектов культуры (2002 - 2005 годы)").  При
   этом сбор данных непосредственно на местах (с выездом специалистов
   на   объекты   культуры  с  целью  проведения  диагностики)  будет
   осуществляться путем формирования выборки организаций  культуры  -
   примерно  10%  от  общего  их количества.  Информация по остальным
   объектам  культуры  будет  формироваться  через  почтовые  запросы
   непосредственно по конкретным организациям культуры.
       Составление паспортов начнется с наиболее крупных организаций,
   подведомственных   Минкультуры   России,  при  работе  с  которыми
   уточнятся формы представления и обработки первичной и  производной
   информации.  В дальнейшем она затронет муниципальные, региональные
   и федеральные объекты культуры.
       На первом  этапе  (2002  год)  составляются  макеты,  а  также
   проводится сбор и обработка первичных данных паспортов библиотеки,
   кинотеатра, промышленного предприятия отрасли культуры.
       По промышленным    предприятиям    выводы    по    результатам
   паспортизации  уже  в  2002 году оформляются в виде аналитического
   заключения и предоставляются для принятия управленческих решений.
       В 2003   году   составляются  макеты  паспортов  и  начинается
   паспортизация   музеев,   полностью    проводится    паспортизация
   киновидеопрокатных    организаций,    завершается    паспортизация
   кинотеатров.
       До конца   первого   квартала  2004  года  формируются  макеты
   паспортов парков культуры, театров и цирков, а в течение 2004 года
   проводится   окончательная   обработка   и  анализ  информации  по
   паспортам музеев и парков культуры.
       2005 год  становится  годом  завершения паспортизации объектов
   культуры. Завершается сбор, обработка и анализ данных по театрам и
   циркам.  Формируются макеты паспортов,  и проводится паспортизация
   образовательных и концертных организаций,  НИИ и  киностудий  (см.
   Приложение 3 "Календарный план -  график   паспортизации  объектов
   культуры (2002 - 2005 годы)").
       В дальнейшем выводы  будут  обобщены  и  представлены  в  виде
   общего  аналитического заключения по всем видам объектов культуры,
   паспорта которых были составлены.
   
            3. Программы мониторинга, проводимые в настоящее
              время по отдельным направлениям деятельности
                           Минкультуры России
   
       Следствием специфики работы Минкультуры России стало  уделение
   особого   внимания   фондам   учреждений  культуры  (библиотечным,
   музейным и кинофондам), а также памятникам истории и культуры.
       В настоящее  время во исполнение распоряжения Правительства РФ
   от 26 июля 2000 г. N 1072-р в рамках утвержденного Плана - графика
   по  реализации  мероприятий  Плана  действий  Правительства  РФ  в
   области социальной политики и модернизации  экономики  на  2000  -
   2001   годы   осуществляется   создание   общероссийской   системы
   мониторинга  состояния  и  использования  памятников   истории   и
   культуры,  предметов музейного фонда, библиотечных фондов, а также
   кинофонда.  С целью начала работ по созданию  системы  мониторинга
   Министерством  издано  2 Приказа (N 575 от 29 сентября 2000 года и
   N 667 от 9 ноября 2000 года).
       Программа мониторинга сходна по содержанию с рассматриваемой в
   данной  Концепции   паспортизацией   объектов   культуры,   однако
   ориентирована  только  на подведомственные организации,  в которых
   хранятся специфичные фонды,  требующие организации особых  условий
   хранения и определенной системы управления.
       Система мониторинга предполагает контроль  динамики  изменения
   технического  состояния  памятников  истории и культуры,  качества
   проводимых   реставрационных   работ,    соответствия    характера
   использования   данных  объектов  задачам  сохранения  культурного
   наследия, а также опросное и визуальное обследование фондохранилищ
   музеев,    книгохранилищ   библиотек,   архивохранилищ,   хранилищ
   кинофонда с точки  зрения  обеспечения  их  безопасности,  условий
   хранения, порядка их использования в деятельности организаций.
       В рамках программы мониторинга разработаны анкеты,  включающие
   в   себя   обширный   перечень   закрытых   и  открытых  вопросов,
   характеризующих  условия   и   технологию   текущей   деятельности
   учреждений культуры.
       Результаты мониторинга  после   обработки   экспертами   будут
   использоваться   Минкультуры   России   как   база   для  принятия
   управленческих решений в отношении проведения первоочередных работ
   по  реставрации  памятников и предметов фондов хранения,  являются
   основой для оптимизации финансовых потоков,  направляемых  на  эти
   работы.
       Таким образом,  данный мониторинг проводится  исключительно  с
   целью  выявления  специфических  условий  деятельности организаций
   культуры для их изменения или совершенствования технологии работы.
   Однако, логика программы мониторинга, заключающаяся в формировании
   некоего объема первичных данных для дальнейшего его  использования
   в процессе принятия управленческих решений, может быть применима и
   для объектов культуры, не охваченных этой тематической программой.
       Сбор информации  об  объектах  культуры проводится не только в
   рамках мониторинга их фондов. Для получения достоверной информации
   о  наличии  и  состоянии  объектов  государственной собственности,
   обеспечения  эффективного  управления  государственным  имуществом
   Минимущество   России   и   Минкультуры   России  поставили  перед
   подведомственными  предприятиями  и  учреждениями  задачу   полной
   инвентаризации  имущества  и  внесения  соответствующих сведений в
   Государственный реестр федерального имущества.
       Принимая во  внимание  специфический  характер учета наличия и
   использования   отдельных   имущественных   объектов,   отсутствие
   утвержденной методики их оценки,  тесную связь использования таких
   объектов с  авторскими  и  смежными  правами,  межведомственный  и
   международный   характер  целого  ряда  направлений  деятельности,
   связанной с обеспечением сохранности  и  законности  использования
   государственного  имущества  в сфере культуры,  Минкультуры России
   осуществляет контроль в данной области в тесном  взаимодействии  с
   другими федеральными органами исполнительной власти:  Роспатентом,
   Минфином России, МНС России, ГТК России.
       Инвентаризация федерального  имущества  является  самым первым
   шагом  по  сбору  и  систематизации  информации  об  эффективности
   использования  государственных  активов.  Программа  паспортизации
   должна   стать   следующим   шагом,   который   позволит   создать
   централизованную  электронную  базу  данных  по  наиболее значимым
   объектам   культуры   федерального,   регионального   и   местного
   подчинения, на основе которой можно будет принимать управленческие
   решения текущего и долгосрочного характера.
   
         4. Информация, сбор и обработка которой осуществляется
                 в ходе паспортизации объектов культуры
   
       Паспортизация объектов  культуры  ставит  своей целью создание
   основы   для   комплексной   оценки   эффективности   деятельности
   организации  путем  анализа значений показателей,  характеризующих
   результаты работы за период.
       Выбор комплексных    показателей,    по   которым   проводится
   аналитическая работа,  зависит от направлений анализа,  то есть от
   того,  какую конечную информацию необходимо получить о результатах
   работы организации.
       Содержание конечной   требуемой  информации  определяют  цели,
   стоящие перед министерством, закрепленные за ним функции и текущие
   задачи,  решения которых нужно добиться,  исходя из вышеозначенных
   целей и функций.
       Текущими задачами,  на решение которых направлена деятельность
   Минкультуры России, в настоящее время стали:
       1) системное   управление  подведомственными  организациями  с
   регулярной оценкой степени достижения  целей,  поставленных  перед
   министерством (управление по результатам);
       2) внедрение методов расчета необходимых объемов  расходования
   бюджетных  средств  и  масштабов  деятельности  в  разрезе  каждой
   подведомственной    организации    исходя     из     рассчитанного
   целесообразного   объема   оказания   услуг   (выпуска  продукции)
   бюджетным  сектором  экономики  в  сфере  культуры,  искусства   и
   кинематографии;
       3) обеспечение доступа к культурным  ценностям  и  доступности
   услуг организаций культуры для всех слоев населения;
       4) замена бюджетного финансирования внебюджетным там,  где это
   целесообразно;
       5) перевод на контрактную и инвестиционную систему  бюджетного
   финансирования  подведомственных  учреждений в определенных сферах
   деятельности;
       6) реорганизация  государственных  унитарных предприятий путем
   преобразования их  в  открытые  акционерные  общества,  ликвидация
   недействующих и бесперспективных организаций;
       7) повышение  эффективности  расходования  бюджетных   средств
   (деятельности подведомственных организаций), контроль эффективного
   и рационального использования в  подведомственных  предприятиях  и
   учреждениях    объектов    недвижимости,    оборудования,   других
   имущественных  объектов,  полученных  бюджетных   и   внебюджетных
   средств  путем  создания  системы регулярного мониторинга основных
   показателей  деятельности,  финансово  -  экономического   анализа
   состояния организаций;
       8) мониторинг социально - культурного развития регионов России
   с   целью   осуществления   общенациональной  политики  в  области
   культуры, искусства и кинематографии.
       Выводы из  анализа  данных,  собранных в результате проведения
   паспортизации,  будут  использоваться   Минкультуры   России   для
   принятия решений именно по направлениям, означенным выше.
       В связи  с   этим,   первичная   информация   о   деятельности
   организаций по содержанию будет отражать следующие аспекты:
       - общие данные (наименование, реквизиты, адрес и др.);
       - правовой статус и документы, регулирующие деятельность;
       - характеристику земельного участка,  на  котором  расположена
   организация (общие, экономические, юридические параметры);
       - персонал,  особенности кадровой политики и мотивации  работы
   сотрудников;
       - имущественный комплекс (основные и  оборотные  активы)  -  в
   натуральных  и стоимостных показателях,  характеризующих имеющееся
   имущество, способы его использования и техническое состояние;
       - обновление  основных  и  оборотных  активов  (натуральные  и
   стоимостные показатели);
       - выпускаемая   продукция   (предоставляемые   услуги)   -   в
   натуральном и денежном выражении (проектная мощность и фактические
   масштабы деятельности в отчетном периоде);
       - кредиторская  и  дебиторская  задолженность,  в  том   числе
   просроченная (по видам, срокам и основным контрагентам);
       - результаты деятельности организации в натуральных и денежных
   показателях (качественные и количественные показатели);
       - возникшие  в  отчетном   периоде   хозяйственные   споры   и
   наложенные административные взыскания.
       Показатели, включаемые в паспорт объекта культуры, предоставят
   возможность провести анализ эффективности работы организации:
       1. Оценить текущее состояние  организации  как  имущественного
   комплекса,   степень   эффективности   и   целевого  использования
   государственного  имущества,  закрепленного  за  подведомственными
   организациями:
       - контроль состояния государственного имущества;
       - характеристика  применяемых  способов целевого использования
   имущества;
       - контроль   условий  сдачи  имущества  в  аренду,  законности
   заключаемых договоров аренды,  доходов от аренды и направлений  их
   использования, в том числе полного и своевременного перечисления в
   федеральный  бюджет  государственными   унитарными   предприятиями
   доходов от арендной платы по объектам недвижимого имущества;
       - контроль  площадей   неиспользуемых   помещений   -   оценка
   возможных вариантов их использования, реструктуризация площадей;
       - согласование  продажи  недвижимого  имущества   и   контроль
   перечисления доходов от продажи в федеральный бюджет;
       - анализ общих доходов от использования недвижимого  имущества
   и перечисления части прибыли в федеральный бюджет;
       - анализ  степени  загрузки  производственных   мощностей   на
   промышленных  и аналогичных по характеру производства предприятиях
   отрасли.
       2. Анализ масштабов деятельности, объема выпускаемой продукции
   (предоставляемых услуг), ассортиментной и сбытовой политики:
       - оценка максимально возможного при существующем техническом и
   кадровом обеспечении объема выпуска продукции  (выполнения  работ,
   оказания услуг);
       - оценка  величины  выпуска   продукции   (выполнения   работ,
   оказания  услуг) в отчетном периоде по укрупненному ассортименту -
   сравнение план - факт;
       - оценка     перспектив    рынка:    возможности    расширения
   ассортимента,  географии  сбыта,   возможности   совершенствования
   сбытовой  политики,  расширения спектра или пересмотра выполняемых
   функций;
       - необходимость  увеличения или уменьшения проектных мощностей
   в  зависимости  от  складывающейся  рыночной  ситуации   и   целей
   министерства в данном секторе рынка;
       - анализ   необходимости   перепрофилирования,   приватизации,
   изменения  методов  управления,  изменения функций,  выполняемых в
   структуре  подведомственных  министерству  организаций,   передачи
   выполняемых    функций    другим   государственным   или   частным
   организациям, ликвидации.
       3. Анализ     эффективности     управления     обязательствами
   организации:
       - анализ  структуры  пассивов  и  активов в отчетном и прошлых
   периодах - оценка правильности  выбора  источников  финансирования
   текущей деятельности и обновления оборотных и основных средств;
       - оценка  правильности  расчета  финансового  и  операционного
   циклов;
       - анализ работы с просроченной задолженностью;
       - анализ ликвидности.
       4. Оценка результатов деятельности организации:
       - применяемые   количественные   и   качественные  показатели,
   оценивающие результаты работы организации, анализ целесообразности
   их применения и выводов, получаемых на их основе;
       - анализ  необходимости  внесения  изменений  в   используемую
   систему   показателей  оценки  результатов  работы  организации  и
   разработка новой системы показателей;
       - анализ   эффективности   деятельности  организации  по  двум
   системам показателей, оценка вклада организации в достижение целей
   министерства;
       - формирование заключения о  методах  повышения  эффективности
   работы    организации,    необходимости    реструктуризации   этой
   организации  как   имущественного   комплекса   и   других   мерах
   совершенствования управления.
       На основе  финансово  -  экономического  анализа   показателей
   предприятий комплексно оценивается их финансовая устойчивость,  из
   чего можно сделать выводы о необходимости применения тех или  иных
   мер по совершенствованию управления на предприятии,  в том числе о
   возможностях реорганизации и реструктуризации активов.
       Также оцениваются   финансово   -   экономические   показатели
   деятельности  учреждений  культуры.  Критериями  такой  оценки   и
   анализа  экономических показателей работы учреждений станут именно
   цели их деятельности,  которые в  большей  степени  заключаются  в
   достижении    социального    эффекта,    обеспечении   сохранности
   культурного наследия  и  выполнении  других  специфических  задач,
   возложенных на данные учреждения государством.
       В ходе   паспортизации   также   будут   оценены    показатели
   эффективности и качества работы организаций культуры,  применяемые
   в зарубежной практике в качестве утвержденных стандартов, наиболее
   оптимальных  и  достоверных  критериев  эффективности деятельности
   организаций  культуры  (какими  являются,   например,   показатели
   деятельности   библиотек,   используемые   в   практике   IFLA   -
   Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений).
   
          5. Типы показателей, рассчитываемых и анализируемых
                 в ходе паспортизации объектов культуры
   
       В сформированной  в  ходе проведения паспортизации электронной
   базе  данных  должна  быть  заложена  возможность  автоматического
   расчета  показателей,  анализ  которых  позволит  сделать  вывод о
   степени эффективности работы предприятия или учреждения культуры.
       В структуре  информационной системы будет заложена возможность
   расчета следующих видов показателей:
       доля специалистов  различных  категорий  в  составе работников
   организации;
       удельный вес  объектов  имущественного  комплекса  (помещений,
   оборудования и др.) с определенными характеристиками (используемых
   определенным  образом)  в  общем  имущественном  комплексе объекта
   культуры (по площади или по балансовой стоимости) (%);
       износ различных видов основных средств (%);
       коэффициенты использования    имущественного    комплекса    /
   масштабов    деятельности    организации    (загрузки   мощностей,
   использования  помещений  и   др.)   (показатели   фондоотдачи   в
   натуральном или денежном выражении);
       темпы обновления основных и оборотных  фондов  организации  за
   период (%);
       коэффициенты оборачиваемости  и   покрытия   общими   доходами
   (валовой выручкой) активов и пассивов,  а также отдельных их видов
   (дней, оборотов за период, раз);
       показатели фондоемкости,   затратоемкости   (в  натуральном  и
   денежном выражении);
       доля сумм    по    различным   статьям   доходов   и   затрат,
   соответственно, в общей величине доходов и затрат организации;
       экономические количественные      показатели     эффективности
   деятельности;
       качественные показатели эффективности деятельности.
   
              6. Экономические показатели, характеризующие
                     деятельность объектов культуры
   
       Показателями, по которым анализируется  экономические  аспекты
   деятельности предприятий (учреждений) сферы культуры, станут:
       1. Оборачиваемость капитала.
       Показатель отражает    масштабы    деятельности    организации
   относительно объемов вложенных в  активы  средств.  Несоответствие
   объемов  деятельности  величине вложенных в организацию с целью их
   достижения средств не позволяет получить планируемые результаты, а
   потому    является    показателем   нерационального   планирования
   использования активов.
       2. Коэффициент     обеспеченности     внеоборотных     активов
   долгосрочными источниками финансирования.
       Показатель характеризует   степень   рискованности  финансовой
   политики организации.  Низкий коэффициент обеспеченности  вложений
   во  внеоборотные  активы  долгосрочными источниками финансирования
   свидетельствует о высоких рисках финансовой  политики,  проводимой
   организацией.
       3. Доля просроченной кредиторской  задолженности  в  ее  общей
   величине.
       Величина просроченной        кредиторской        задолженности
   непосредственно    отражает    существующие   угрозы   банкротства
   организации.
       4. Период финансового цикла.
       Продолжительность периода    финансового    цикла     отражает
   эффективность  управления  оборотным  капиталом в организации,  то
   есть достижение оптимального равновесия в  сроках  оборачиваемости
   и, соответственно, в величинах запасов, кредиторской и дебиторской
   задолженности.
       5. Величина  отчислений от чистой прибыли (полученного дохода)
   в государственный бюджет.
       Абсолютная величина отчислений от прибыли (дохода) организации
   в бюджет пропорционально зависит от полученной в отчетном  периоде
   чистой прибыли (дохода), то есть одновременно говорит о ее объеме.
   Показатель   отражает    коммерческую    эффективность    вложения
   государственных ресурсов в деятельность организации.
       Норматив отчислений   от    прибыли    (полученного    дохода)
   целесообразно  рассчитывать  по  регрессивной  шкале,  то  есть  в
   процентном  от  прибыли  (дохода)  выражении  его  величина  будет
   убывать  с  ростом  прибыли (дохода),  целью чего служит мотивация
   организаций к увеличению абсолютной величины получаемой за  период
   прибыли (дохода).
       В настоящее время данный показатель будет использован как  для
   предприятий,  так  и  для учреждений сферы культуры.  Однако уже в
   ближайшем будущем его применение  для  формирования  аналитических
   выводов  об  эффективности текущей деятельности следует ограничить
   только предприятиями,  так как  работа  учреждений  направлена  на
   достижение  другого  результата:  выполнение  социальных  и других
   общественных функций,  а не  получение  дополнительных  доходов  в
   бюджет.
       6. Рентабельность деятельности организации по чистой прибыли.
       Данный показатель  отражает  прибыльность работы организации в
   целом, включая прибыльность вида деятельности организации.
       7. Величина чистых активов организации.
       Расчет значения чистых активов позволяет оценить  соответствие
   взятых организацией обязательств величине ее активов.
       Экономические и специальные показатели, рассчитываемые с целью
   оценки    эффективности    деятельности    организаций   культуры,
   группируются в соответствии со значимостью их обоюдного сравнения,
   а в дальнейшем анализируются соотношения различных показателей, на
   основе чего делаются  выводы  об  экономической  и  общей  текущей
   ситуации   в   организации,   применяемых   методах  управления  и
   перспективах развития.  Механизмы расчета показателей, необходимых
   для  проведения анализа эффективности работы организации,  а также
   примеры возможных интерпретаций текущей ситуации в  организации  в
   зависимости   от  соотношения  различных  показателей  изложены  в
   Методике обработки первичных данных в ходе паспортизации  объектов
   культуры.
       В зависимости  от  сложившейся  в  организации   экономической
   ситуации  и перспектив,  реальных для рассматриваемого направления
   деятельности,   политика   министерства    по    совершенствованию
   управления  и  реализации  поставленных задач будет различной:  от
   косвенной координации  деятельности  до  прямого  вмешательства  в
   процесс   работы   с   целью   перестройки  структуры  управления,
   перепрофилирования,  реорганизации,  санации или проведения других
   мер,  способствующих  достижению  целей  деятельности  Минкультуры
   России в целом.
       Таким образом,   проведение   паспортизации  позволит  создать
   основу для построения системы эффективного комплексного управления
   отраслью  культуры  для  успешного выполнения задач,  поставленных
   перед Минкультуры России.
   
   
   
   
   
   
                                                         Приложение 2
   
                МЕТОДИКА ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ
   
            Раздел 1. МЕТОДИКА СБОРА ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ В ХОДЕ
                    ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ
   
       Паспорт объекта  культуры  состоит   из   двух   составляющих:
   первичных   и   расчетных   показателей.  Производные  (расчетные)
   показатели  вычисляются  после  сбора   первичных   данных.   Сбор
   информации   о   деятельности   отдельных   организаций  культуры,
   искусства  и  кинематографии  осуществляется  в   соответствии   с
   составленным перечнем первичных показателей, включаемых в паспорта
   этих объектов культуры.
       Сбор данных   проводится,   прежде   всего,  с  использованием
   ресурсов  исследуемых   объектов   культуры.   Другими   значимыми
   источниками  информации при недостатке предоставленных и собранных
   в организациях культуры данных станут:
       - существующие  источники  обработанной и первичной информации
   органов государственной и муниципальной власти,  собирающих  формы
   обязательной    статистической    отчетности    на    федеральном,
   региональном и муниципальном уровнях;
       - СМИ, проведенные маркетинговые, аудиторские, социологические
   исследования.
       Информация в ходе паспортизации собирается путем:
       1. Формирования официальных  запросов  в  региональные  органы
   управления  культуры  и  непосредственно  в организации культуры с
   определением закрытого перечня требуемых к предоставлению данных.
       2. Проведения  исследования  непосредственно  в учреждении (на
   предприятии),  включающего  исследование   первичных   документов,
   проведение анкетирования,  интервью и опросов,  работу независимых
   экспертов и др.
       На первом  этапе  паспортизации сбор информации осуществляется
   преимущественно  путем  запросов   информации   и   сбора   данных
   непосредственно в организациях культуры.
       Составляется календарный  план   сбора   информации   в   ходе
   проведения  паспортизации,  основным содержанием которого является
   график сбора информации с указанием:
       - конкретных объектов, по которым осуществляется сбор данных;
       - лиц,  ответственных за сбор информации на каждом объекте,  а
   также   других   специалистов,   участвующих  в  работе  по  сбору
   информации;
       - ресурсное   обеспечение,   привлекаемое   в  процессе  сбора
   информации;
       - сроки   проведения   сбора  информации  по  каждому  объекту
   культуры;
       - результаты, получаемые на каждом этапе сбора информации.
       Процесс сбора  информации  в  ходе  паспортизации  организаций
   культуры  начинается с определения полного содержания данных,  уже
   существующих в первичном или обработанном виде:
       - в  органах  исполнительной  власти  РФ  (Минкультуры России,
   Минимущества России и  др.),  например,  по  программе  Мониторинг
   библиотечных фондов Минкультуры России;
       - в  результате   проведенных   статистических   исследований,
   аудиторских проверок, технических инвентаризаций и др.;
       - в федеральных и региональных СМИ.
       Информация, которая    будет    обобщена   на   первом,   выше
   охарактеризованном  этапе   проведения   паспортизации,   в   ходе
   следующих   мероприятий   проверяется   и   уточняется,   а  также
   дополняется по полному перечню первичных показателей, включаемых в
   паспорт библиотеки и промышленного предприятия отрасли культуры.
       Следующими этапами сбора информации станут:
       1. Составление  официального  запроса  с  просьбой подготовить
   информацию по представленному списку показателей:
       - руководителям    объектов   культуры,   по   которым   будет
   проводиться сбор данных;
       - органам статистического наблюдения РФ и регионов,  в которых
   находятся исследуемые организации;
       - руководителям  региональных  органов  исполнительной власти,
   курирующим культуру, искусство и кинематографию.
       2. Выход на контакт с руководителями предприятий и учреждений,
   по которым планируется проводить  сбор  данных.  Объяснение  целей
   сбора  информации,  достижение  предварительной  договоренности  о
   встречах в ходе  проведения  паспортизации  и  о  санкционировании
   руководителями  открытого  доступа  к  информации о деятельности и
   текущем состоянии учреждений и предприятий.
       3. Отправление запроса с указанием срока подготовки информации
   около 1 месяца.
       4. Составление   плана   -  графика  командировок  двух  групп
   специалистов по выборочным объектам культуры - примерно около  10%
   от общего количества исследуемых объектов с момента подготовки ими
   информации с указанием:
       - очередности  и периода посещения отдельных объектов культуры
   с целью сбора  информации  (с  учетом  времени,  необходимого  для
   первоначальной обработки информации,  собранной непосредственно на
   объектах культуры и полученной по почте, см. ниже);
       - списка объектов,  от которых информация на первом этапе (еще
   до приезда специалистов) будет получена по почте,  - это будут все
   объекты   культуры,  кроме  двух  -  четырех,  на  которые  группы
   специалистов выйдут на первом этапе.
       5. Выезд   групп   специалистов   на   первые   предприятия  и
   учреждения, предусмотренные планом - графиком командировок.
       6. Первичная  обработка  собранных по первым объектам данных и
   сравнение ее по полноте и содержанию с информацией, поступившей по
   почте, исходя из сформированных запросов.
       7. Продолжение  командировок  и  первичного  свода   собранной
   информации.  При  этом  информация,  присланная  по почте,  в ходе
   последующих командировок уточняется, детализируется и дополняется.
       Результатами сбора  данных  станут  показатели  деятельности и
   текущего  состояния  исследуемых  предприятий   и   учреждений   и
   обосновывающие их значения официальные документы.
       Сбор информации  о  значениях  отдельных   показателей   будет
   проходить по следующим направлениям:
   
   --------------------------T---------------------------------------
   |    Группа показателей   |          Источники информации        |
   +-------------------------+--------------------------------------+
   |1. Общие данные          |Минкультуры России;                   |
   |                         |Минимущество России;                  |
   |                         |объект культуры                       |
   +-------------------------+--------------------------------------+
   |2. Характеристика активов|Минкультуры России;                   |
   |                         |Минимущество России;                  |
   |                         |объект культуры;                      |
   |                         |статистические бюро;                  |
   |                         |БТИ                                   |
   +-------------------------+--------------------------------------+
   |3. Характеристика        |Минкультуры России;                   |
   |непроизводственных       |объект культуры;                      |
   |(библиотечных и др.)     |статистические бюро;                  |
   |фондов                   |проведенные независимые исследования  |
   +-------------------------+--------------------------------------+
   |4. Характеристика        |Минкультуры России;                   |
   |текущей деятельности     |объект культуры;                      |
   |5. Результаты деятель-   |статистические бюро;                  |
   |ности                    |органы исполнительной власти субъектов|
   |                         |РФ;                                   |
   |                         |Территориальное управление МНС РФ     |
   |                         |по региону;                           |
   |                         |собственное исследование и анализ     |
   |                         |текущей ситуации на предприятии (в уч-|
   |                         |реждении)                             |
   L-------------------------+---------------------------------------
   
       В ходе сбора данных в процессе паспортизации исследуется:
       - типовая бухгалтерская отчетность организации:
       типовые формы предприятия:
       бухгалтерский баланс (форма N 1);
       отчет о финансовых результатах (форма N 2);
       отчет о движении капитала (форма N 3);
       отчет о движении денежных средств (форма N 4);
       приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
       типовые формы учреждения:
       отчет об исполнении сметы расходов (форма N 2);
       отчет об использовании бюджетных ассигнований (форма N 2-2);
       отчет об исполнении сметы  по  внебюджетным  средствам  (форма
   N 4);

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное