Стр. 1
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.
РЕКОНСТРУКЦИЯ И ЗАСТРОЙКА НЕЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ТСН 30-305-2002 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Дата введения 03.10.2002
Введение
Территориальные строительные нормы "Градостроительство.
Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга"
(далее - нормы) являются нормативным документом субъекта
Российской Федерации, устанавливающим положения, отсутствующие в
действующих федеральных нормах или приводимые в них в виде
приложений и/или в качестве рекомендуемых.
По вопросам, не рассматриваемым в настоящих нормах, следует
руководствоваться действующими федеральными градостроительными
нормами и законами Российской Федерации. При отмене и/или
изменении действующих нормативных документов, на которые дается
ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться нормами,
вводимыми взамен отмененных.
Целью настоящих норм является нормативное обеспечение
градостроительного проектирования жилых образований, которые
должны отвечать следующим требованиям:
- эффективное использование территорий;
- охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов;
- безопасность и здоровье населения;
- доступность учреждений и предприятий обслуживания;
- инженерная подготовка и оборудование территорий;
- организация улично-дорожной сети и транспорта;
- создание среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и
маломобильных групп населения;
- защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы применяются при разработке, согласовании,
экспертизе и реализации градостроительной документации планировки
районов, застройки и реконструкции кварталов жилищно-гражданского
строительства, проведении общественных слушаний, для контроля и
решения спорных вопросов в области градостроительной деятельности
в соответствии с нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Санкт-Петербурга.
1.2. Нормы распространяются на новые и реконструируемые
селитебные территории Санкт-Петербурга, за исключением центральных
районов города, исторических пригородов и приравненных к ним
территорий, на которые распространяется действие ТСН 30-306-2002
Санкт-Петербург "Реконструкция и застройка исторически сложившихся
районов Санкт-Петербурга", в границах, указанных в приложении А.
Нормы также не распространяются на следующие виды территорий:
производственные, инженерной и транспортной инфраструктуры,
рекреационного назначения, территории сельскохозяйственного
использования, специального назначения, режимные и т.п.,
градостроительная деятельность на которых регулируется
соответствующими федеральными нормами и правилами.
1.3. Разделы 4, 5, 7 и 10 настоящих норм распространяются на
территории новых и реконструируемых жилых образований,
обслуживающих их сетей и объектов социальной, инженерной и
транспортной инфраструктуры.
Разделы 6, 7 (в части подраздела "Особо охраняемые природные
территории"), 8, 9 и 11 настоящих норм распространяются на
селитебные территории в целом в границах действия настоящих ТСН.
1.4. Нормы обязательны для всех субъектов градостроительной
деятельности, действующих на территории Санкт-Петербурга в
границах, указанных в пункте 1.2, независимо от форм собственности
объектов застройки/реконструкции, включая инженерные сети,
правовой статус которых является предметом сервитута.
1.5. Нормы содержат обязательные требования и рекомендуемые
положения; последние применяются в соответствии с 8.3 СНиПа 10-01-
94.
1.6. Срок действия настоящих норм - до ввода в действие
нормативного документа на базе Генерального плана развития Санкт-
Петербурга, разрабатываемого в соответствии с распоряжением
губернатора Санкт-Петербурга от 29.08.2000 N 916-р (далее -
Генеральный план).
В течение года после утверждения и ввода в действие настоящих
норм по результатам практики применения при необходимости нормы
корректируются.
2. Нормативные ссылки
В настоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативные
документы:
СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве.
Основные положения
СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные
положения
СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений
СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей
СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение
СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для
маломобильных групп населения
СНиП 2.01.02-85* Противопожарные нормы (в части классификации
зданий по степени огнестойкости)
СНиП 2.01.15-90 Инженерная защита территорий, зданий и
сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения
проектирования
СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны
СНиП 2.01.53-84 Световая маскировка населенных пунктов и
объектов народного хозяйства
СНиП 2.01.57-85 Приспособление объектов коммунально-бытового
назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки
одежды и подвижного состава автотранспорта
СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения
СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения
СНиП 2.04.07-86* Тепловые сети
СНиП 2.04.08-87* Газоснабжение
СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы
СНиП 2.06.01-86 Гидротехнические сооружения. Основные положения
проектирования
СНиП 2.06.03-85 Мелиоративные системы и сооружения
СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы,
рыбопропускные и рыбозащитные сооружения
СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территорий от затопления и
подтопления
СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений
СНиП 2.08.01-89* Жилые здания
СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения
СНиП 2.11.03-93 Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные
нормы
СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны
СНиП II-35-76 Котельные установки
СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий
СНиП II-97-76 Генеральные планы сельскохозяйственных
предприятий
СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для
строительства
СП 11-107-98 Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-
технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по
предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства
СП 30-101-98 Методические указания по расчету нормативных
размеров земельных участков в кондоминиумах
СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом
доступности для маломобильных групп населения. Общие положения
СП 35-102-2001 Жилая среда с планировочными элементами,
доступными инвалидам
СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные
маломобильным посетителям
СН 496-77 Временная инструкция по проектированию сооружений для
очистки поверхностных сточных род
ВСН ГО 38-83 Инструкция о составе, порядке разработки,
согласования и утверждения раздела "Инженерно-технические
мероприятия гражданской обороны в схемах и проектах районной
планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных
пунктов"
ВСН 60-89 Устройство связи, сигнализации и диспетчеризации
инженерного оборудования жилых и общественных зданий. Нормы
проектирования
ВСН 62-91* Проектирование среды жизнедеятельности с учетом
потребностей инвалидов и маломобильных групп населения (в части
требований к специализированным зданиям)
ГОСТ 17.4.3.06-86 Охрана природы. Почвы. Общие требования к
классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих
веществ
СанПиН 2.1.2.1002-00 Санитарно-эпидемиологические требования к
жилым зданиям и помещениям
СанПиН 2.1.4.1175-02 Гигиенические требования к качеству воды
нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников
СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к
качеству воды централизованного питьевого водоснабжения. Контроль
качества
СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению
качества атмосферного воздуха населенных мест
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции
и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территории
СанПиН 2.2.4/2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в
помещениях жилых и общественных зданий
СанПиН 2.2.4/2.1.8.583-96 Инфразвук на рабочих местах в жилых и
общественных помещениях и на территории жилой застройки
СанПиН 42-128-4433-87 Санитарные нормы допустимых концентраций
(ПДК) химических веществ в почве
СанПиН 42-128-4690-88 Содержание территории населенных мест
СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям общественного питания, изготовлению и
оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного
сырья
СП 2.4.990-00 Гигиенические требования к устройству,
содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-
интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
СП 2.6.1.799-99 Основные санитарные правила обеспечения
радиационной безопасности населения
СП 2.6.1.758-99 Нормы радиационной безопасности НРБ-99
СП 41-104-2000 Проектирование автономных источников
теплоснабжения
СП 4076-86 Санитарные правила устройства, оборудования,
содержания и режима специальных общеобразовательных школ-
интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном
развитии
СН 2.2.4/2.1.8.566-96 Шум на рабочих местах в помещениях жилых,
общественных зданий и на территории жилой застройки
НПБ 02-93 Порядок участия органов государственного пожарного
надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок
(трасс) для строительства
НПБ 03-93 Порядок согласования с органами государственного
пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной
документации на строительство
НПБ 101-95 Нормы проектирования объектов пожарной охраны
НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной
безопасности
НПБ 201-96 Пожарная охрана предприятий. Общие требования
РДС 30-201-98 Инструкция о порядке проектирования и
установления красных линий в городах и других поселениях
Российской Федерации
ПБ 12-368-00 Правила безопасности в газовом хозяйстве
Госгортехнадзора России
РД 34.20.185-94 Инструкция по проектированию городских
электрических сетей (с дополнениями к разделу 2, введенными с 1
августа 1992 г.)
Правила устройства электроустановок (ПУЭ)
Правила устройства электроустановок (ПУЭ, раздел 6, раздел 7)
ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург. Реконструкция и застройка
исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга
3. Термины и определения
В настоящих нормах применены следующие термины с
соответствующими определениями:
блокированный жилой дом - здание, состоящее из двух и более
непосредственно примыкающих друг к другу жилых домов (квартир) на
одну семью, каждый из которых имеет отдельный вход с собственного
придомового (приквартирного) участка;
желтые линии - границы распространения завалов от возможных
разрушений жилых и общественных зданий;
застройка -
1) совокупность (комплекс) зданий и сооружений на земельном
участке или территории;
2) возведение на земельном участке или территории зданий,
сооружений;
земельный участок - часть поверхности земли, застроенная
(используемая) или подлежащая застройке (использованию) в
соответствии с правилами застройки и землепользования (правовым
градостроительным регламентом) для данной функциональной зоны и
имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой
статус и другие характеристики, отраженные в земельном кадастре и
документах государственной регистрации;
красные линии - границы, отделяющие территории кварталов,
микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц,
дорог, проездов, площадей, а также других земель общего
пользования в городских и сельских поселениях;
линии регулирования застройки - границы застройки,
устанавливаемые при размещении зданий, строений и сооружений, с
отступом от красных линий или от границ земельного участка;
проект межевания - план разбивки (деления, членения) территории
на земельные участки с указанием (показом) их границ (межи
земельных участков);
реконструкция застройки - уплотнение застройки, полное или
частичное изменение функций, планировочной организации,
инженерного оборудования и благоустройства территории; функции,
конструкции, объемно-пространственной организации, инженерного
оборудования и внешнего облика зданий;
селитебная территория - территория города, предназначенная для
преимущественного размещения жилой застройки, учреждений и
предприятий обслуживания, общественных зданий и сооружений, улично-
дорожной сети, системы озелененных территорий общего пользования,
а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, размещение
которых допускается по санитарным правилам и нормативам в границах
СЗЗ предприятий, располагаемых на смежных производственных
территориях;
сервитут - право собственника, владельца, пользователя
земельного участка или собственника иного недвижимого имущества на
ограниченное пользование земельным участком (иным недвижимым
имуществом), находящимся в собственности (владении, пользовании)
другого лица, устанавливаемое в силу оформленного между сторонами
соглашения, решения суда или иного юридического основания;
усадебный жилой дом - отдельно стоящий одноквартирный дом с
участком, постройками для подсобного хозяйства.
4. Сокращения
АТС - автоматическая телефонная станция
ВЛ - воздушная линия электропередачи
ГРП - газорегуляторный пункт
ГУ ГОиЧС СПб - Главное управление по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга
ДДУ - детские дошкольные учреждения
ЗС ГО - защитные сооружения гражданской обороны
ИТП - индивидуальный тепловой пункт
КГА - Комитет по градостроительству и архитектуре
КГИОП - Комитет по государственному контролю, использованию и
охране памятников истории и культуры
МГЗ - магистральные улицы городского значения
МРЗ - магистральные улицы районного значения
НЛБВУ - Невско-Ладожское бассейновое водное управление
ООПТ - особо охраняемые природные территории
ПДК - предельно допустимые концентрации
РП - распределительная подстанция
СЗЗ - санитарно-защитные зоны
ТП - трансформаторная подстанция
ТЭЦ - теплоэлектроцентраль
УГИБДД - Управление государственной инспекции безопасности
дорожного движения Главного управления внутренних дел Санкт-
Петербурга и Ленинградской области
Управление "Морзащита" - Управление по строительству сооружений
защиты Санкт-Петербурга от наводнений
УСПХ - Управление садово-паркового хозяйства Комитета по
благоустройству и дорожному хозяйству
ЦГСЭН - федеральное государственное учреждение "Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-
Петербурге"
ЭМИ - электромагнитные излучения
5. Селитебные территории
5.1. Селитебные территории (потребность, порядок отвода земель,
планировочная структура, границы, зонирование, интенсивность
использования) определяются в соответствии с градостроительным и
земельным законодательством Российской Федерации,
градостроительной документацией о градостроительном планировании
развития территорий и о застройке территорий города.
5.2. Красные линии и линии регулирования застройки селитебных
территорий определяются градостроительной документацией -
проектами планировки в увязке с зонированием и планировочной
структурой города в целом с учетом градостроительных и природных
особенностей территории, планировочных ограничений, типа и
интенсивности застройки.
5.3. Основными типами жилой застройки являются: многоквартирная
многоэтажная застройка (свыше 5 этажей), многоквартирная застройка
малой и средней этажности (до 5 этажей включительно), застройка
блокированными жилыми домами (до 3 этажей включительно) с
приквартирными земельными участками, застройка усадебными
(одноквартирными) жилыми домами с приусадебными (приквартирными)
земельными участками.
5.4. Нормируемыми элементами планировочной структуры жилой
застройки являются:
- квартал (микрорайон) - территория застройки, как правило, в
границах красных линий улично-дорожной сети;
- район - группа кварталов (микрорайонов), ограниченная
городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными
рубежами или другими линиями градостроительного регулирования в
соответствии с РДС 30-201.
5.5. Квартал (микрорайон) может делиться на земельные участки в
соответствии с проектами межевания территории.
Земельный участок жилой застройки, формируемой как единый
планировочно обособленный комплекс недвижимости (кондоминиум и
т.п.), должен содержать следующие элементы территорий:
- территории под жилыми зданиями;
- проезды и пешеходные дороги, ведущие к жилым зданиям;
- открытые площадки для временного хранения автомобилей;
- придомовые зеленые насаждения, площадки для отдыха и игр
детей;
- хозяйственные площадки.
Обособленные размеры земельных участков жилой застройки
рекомендуется рассчитывать в соответствии с СП 30-101.
5.6. Нормируемые элементы территории по основным планировочным
единицам многоквартирной жилой застройки следует принимать в
удельных размерах не меньше размеров, приведенных в таблице 1.
Таблица 1. Удельные размеры функциональных элементов территории
--------------T--------------------------------------------------------------------¬
¦Планировочная¦ Нормируемые элементы территории ¦
¦ единица +-------T-------T-------T-------T-------T------T------T------T-------+
¦ селитебной ¦участки¦участки¦участки¦участки¦участки¦спор- ¦хозяй-¦пло- ¦участки¦
¦ территории ¦озеле- ¦ ДДУ ¦ школ ¦для ¦объек- ¦тивные¦ствен-¦щадки ¦объек- ¦
¦ ¦ненной ¦ ¦ ¦хране- ¦тов об-¦пло- ¦ные ¦для ¦тов ¦
¦ ¦терри- ¦ ¦ ¦ния ин-¦служи- ¦щадки ¦пло- ¦выгула¦комму- ¦
¦ ¦тории ¦ ¦ ¦диви- ¦вания ¦ ¦щадки ¦собак ¦нальных¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дуаль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦служб ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦авто- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦транс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦порта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+-------+
¦Микрорайон ¦5,0 ¦1,0 ¦2,0 ¦4,5 ¦0,8 ¦0,5 ¦0,2 ¦0,2 ¦- ¦
¦(квартал), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кв. м на 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦человека ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Район, кв. м ¦6,0 ¦- ¦0,2 ¦1,4 ¦2,9 ¦1,4 ¦- ¦- ¦0,3 ¦
¦на 1 человека¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+------+------+-------+
¦Примечания. ¦
¦1. Показатели приведены по каждой планировочной единице отдельно и не суммированы¦
¦по району. ¦
¦2. По микрорайону указаны участки объектов микрорайонного обслуживания, по району¦
¦- районного обслуживания. ¦
¦3. В удельные размеры озелененных территорий микрорайона из расчета на 1 человека¦
¦включены пешеходные дорожки, площадки для отдыха взрослых (0,1 кв. м) и игр детей¦
¦(0,4 кв. м). ¦
¦4. Данные таблицы 1 применимы также к новым жилым районам с малоэтажной многоквар-¦
¦тирной жилой застройкой в пределах городской черты и не применимы к застройке бло-¦
¦кированными и усадебными жилыми домами ¦
L-----------------------------------------------------------------------------------
Нормируемое расстояние от окон жилых и общественных зданий до
площадок:
- для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - не
менее 12 м;
- для отдыха взрослого населения - не менее 10 м;
- открытые спортивные площадки - не менее установленных
СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1031;
- для хозяйственных целей <*> - не менее 20 м;
- для выгула собак - не менее 40 м;
- для стоянки автомашин - не менее установленных СанПиНом
2.2.1/2.1.1.1031.
------------------------------
<*> Расстояние до наиболее удаленного входа в жилое здание - не
более 100 м (для домов с мусоропроводами) и 50 м (для домов без
мусоропроводов).
5.7. Расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными
зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и
освещенности в соответствии с требованиями СанПиНа 2.2.1/2.1.1-
1076 и СанПиНа 2.1.2.1002, а также в соответствии с
противопожарными требованиями, приведенными в приложении Б.
Мероприятия по противопожарной защите зданий следует
предусматривать с учетом технического оснащения пожарных
подразделений и их расположения.
5.8. Жилые здания с квартирами в первых этажах следует
располагать, как правило, с отступом от красных линий на
магистральных улицах не менее 6 м, на прочих - не менее 3 м.
По красной линии допускается размещать жилые здания со
встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями
общественного назначения, кроме учреждений образования и
воспитания, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся
застройки - жилые здания с квартирами в первых этажах.
5.9. Усадебный (одноквартирный) дом должен отстоять от красной
линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не
менее чем на 3 м, до границы соседнего участка - не менее чем на 3
м, до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани),
расположенных на соседних участках, - по таблицам 1, 2 приложения
Б; расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и
проездов должно быть не менее 5 м.
5.10. В районах жилой застройки следует предусматривать участки
для строительства ЗС ГО, а также возможность приспособления
подвальных помещений зданий под простейшие ЗС ГО.
Размещение и ширину проездов следует проектировать с учетом
плана желтых линий, обеспечивающих беспрепятственный ввод и
передвижение на проектируемом объекте сил и средств ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также размещение пожарных гидрантов на
свободной от возможных завалов территории.
При разработке проектов застройки кварталов следует учитывать
требования СП 11-107 и СНиПа 2.01.53 по световой маскировке и
оповещению населения по сигналам гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций (распоряжение губернатора Санкт-Петербурга
от 22.02.2000 N 182-р "О создании Санкт-Петербургской
территориальной подсистемы оповещения Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").
5.11. При разработке проектов застройки новых и
реконструируемых районов следует руководствоваться нормативными
документами, определяющими требования к созданию среды
жизнедеятельности, доступной для инвалидов и маломобильных групп
населения.
Конкретные мероприятия по обеспечению жизнедеятельности
инвалидов и других маломобильных групп населения следует
предусматривать в соответствии с требованиями ВСН 62-91* и СНиПа
35-01, СП 35-101, СП 35-102.
5.12. Общественно-деловые центры районов следует формировать
застройкой многофункционального типа на территориях, прилегающих к
магистральным улицам и общественно-транспортным узлам.
5.13. Реконструкция общественной и жилой застройки должна
проводиться комплексно без нарушения своеобразия сложившейся
среды, с сохранением и развитием жилой функции, модернизацией
существующих капитальных жилых и общественных зданий,
благоустройства территории, инженерной и транспортной
инфраструктуры, с соблюдением санитарно-гигиенических требований,
норм пожарной безопасности, норм обеспеченности учреждениями и
предприятиями обслуживания и других обязательных требований
настоящих норм.
Допускаются строительство новых зданий и сооружений, а также
надстройка существующих зданий с соблюдением норм инсоляции и
освещенности, изменение функционального использования нижних
этажей существующих и организация встроенно-пристроенных помещений
в нижних этажах новых жилых зданий в соответствии с требованиями
СНиПа 2.08.01 и при соблюдении санитарно-гигиенических,
противопожарных и других требований норм.
5.14. Расчетная плотность населения микрорайона, определяемая в
границах расчетной территории в соответствии со СНиПом 2.07.01
(приложение 4, примечание 1 к таблице 2), при многоэтажной
комплексной застройке и средней жилищной обеспеченности 24 кв. м
общей площади квартир на 1 человека, как правило, не должна
превышать 450 человек на 1 га.
В условиях реконструкции допускается превышение плотности, но
не более чем на 10%.
Расчетная плотность населения района должна быть не менее 250
человек на 1 га.
5.15. Параметры застройки и реконструкции селитебной
территории, имеющей ценные историко-культурные объекты, а также
отдельные памятники садово-паркового искусства и культового
строительства, не включенные в границы действия ТСН 30-306-2002
Санкт-Петербург, определяются градостроительным регламентом,
согласованным с КГА и КГИОПом.
6. Учреждения и предприятия обслуживания
6.1. Учреждения и предприятия обслуживания всех видов и форм
собственности следует размещать с учетом градостроительной
ситуации, планировочной структуры города, деления на районы и
микрорайоны (кварталы) в целях создания единой системы
обслуживания.
6.2. Учреждения местного значения (микрорайонного уровня
обслуживания) следует размещать в кварталах жилой застройки с
учетом пешеходной доступности (радиусов обслуживания), указанных в
приложении В.
Жилые здания с квартирами для инвалидов на креслах-колясках
должны располагаться в радиусе обслуживания предприятиями торговли
повседневного спроса и комплексными приемными пунктами предприятий
бытового обслуживания не более 300 м.
Учреждения районного, городского значения целесообразно
размещать в многофункциональной застройке общественно-деловых
центров и примагистральных территорий. Емкость учреждений
обслуживания, размещаемых в данных зонах, может быть увеличена на
20-30% по сравнению с рекомендуемыми в приложении Г показателями с
учетом количества дневного населения.
6.3. При расчете количества и вместимости учреждений и
предприятий обслуживания следует исходить из необходимости
удовлетворения различных социальных групп населения, в том числе с
ограниченными физическими возможностями, принимая социальные
нормативы обеспеченности не менее приведенных в приложении В.
Размещение и вместимость учреждений и предприятий обслуживания,
размеры их земельных участков, не указанные в приложениях В и Г,
следует устанавливать по заданию на проектирование, согласованному
с соответствующими исполнительными органами государственной власти
Санкт-Петербурга.
6.4. Школы и детские дошкольные учреждения, размещаемые в
отдельных зданиях, должны располагаться на участках с отступом
зданий от красных линий микрорайона (квартала) не менее чем на 25
м, в реконструируемых кварталах - не менее 15 м.
6.5. Размещение и ориентация зданий детских учреждений, школ,
школ-интернатов, стационаров больниц, спальных комнат санаториев
должны обеспечивать нормативную продолжительность инсоляции.
6.6. По заключению органов Госсанэпиднадзора допускается
размещение пристроенных детских дошкольных учреждений вместимостью
не более 6 групп, школ вместимостью до 100 человек для учащихся
начальных классов при обеспечении нормативных показателей
освещенности, инсоляции, площади и кубатуры помещений, организации
полноценного самостоятельного пищеблока, самостоятельной системы
вентиляции, организации самостоятельного земельного участка: для
школ размером не менее 18 кв. м (с учетом площади застройки) на
одного учащегося, площадок для игр детей, спортивного назначения
на расстоянии не менее 25 м от окон жилых зданий на основании
расчетов по шуму и инсоляции.
6.7. Радиусы обслуживания школ и детских учреждений, указанные
в приложении В, не распространяются на специализированные и
оздоровительные детские учреждения и на специализированные
общеобразовательные школы (лицеи, гимназии и т.п.).
Специализированные детские учреждения и школы-интернаты для
детей-инвалидов следует размещать в соответствии с 1.1.4-1.1.5 ВСН
62-91*, СП 4076 и СП 24.990.
6.8. Пути подхода детей к детским учреждениям не должны
пересекать проезжую часть магистральных улиц и межквартальных
проездов в одном уровне.
6.9. Встроенные в жилые дома учреждения обслуживания следует
размещать с учетом требований СанПиНа 2.1.2.1002, СанПиНа
2.2.1/2.1.1.1031 и СНиПа 2.08.01.
6.10. Участок больницы должен иметь самостоятельные въезды к
лечебным корпусам, хозяйственному двору и моргу.
6.11. У входов в здания, предназначенные для проведения
спортивно-зрелищных мероприятий, следует предусматривать площади
из расчета 0,3 кв. м на 1 зрителя, приходящегося на данный вход.
6.12. При размещении учреждений и предприятий обслуживания и
путей следования к ним необходимо учитывать потребности инвалидов
и других маломобильных групп населения в соответствии с ВСН 62-
91*, СП 35-103.
6.13. Учреждения общественного питания следует размещать с
учетом СП 2.3.6.1079.
6.14. Санитарно-защитные зоны и разрывы от предприятий,
складов, санитарно-технических сооружений, сооружений транспортной
инфраструктуры, объектов коммунального назначения, спорта и
торговли следует принимать в соответствии с СанПиНом
2.2.1/2.1.1.1031.
6.15. Объекты коммунально-бытового назначения должны быть
приспособлены для санитарной обработки людей, специальной
обработки одежды и автотранспорта в чрезвычайных ситуациях в
соответствии с СНиПом 2.01.57.
7. Охрана окружающей среды
Обеспечение безопасности и здоровья населения
7.1. Общие экологические требования в отношении охраны
окружающей среды, рационального использования природных ресурсов,
здоровья и безопасности населения, соблюдение которых обязательно
при градостроительном проектировании, установлены экологическим
законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также
Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной
деятельности, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов от 29.12.1995 N 539, и Положением об
оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом
Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372.
7.2. Экологическое обоснование в проектной градостроительной
документации выполняется с учетом современного и прогнозируемого
экологического состояния рассматриваемой территории и
экологических изысканий, которые проводятся в соответствии со
стадийностью градостроительного проектирования и с учетом
требований СП 11-102 и СНиПа 11-02.
7.3. Экологическое обоснование при разработке проектной
градостроительной документации выполняется с учетом всех
установленных планировочных ограничений на рассматриваемую
территорию (охранных, защитных, санитарных и технических зон).
Территории нового строительства следует оценивать с позиций
уникальности и особой природоохранной ценности территории, включая
зеленые зоны города.
7.4. Комплексная оценка новых территорий жилой застройки должна
включать санитарно-гигиеническую характеристику площадки,
выполненную на основе медико-экологического обследования, данных
органов Госсанэпиднадзора и природоохранных органов, включая при
необходимости оценку риска здоровья населения.
Обеспечение инженерно-технических мероприятий гражданской
обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
7.5. В соответствии с Законом Российской Федерации от
21.12.1998 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в
проектах новой и реконструируемой жилой застройки следует
предусматривать меры по предотвращению возникновения и развития
опасных чрезвычайных ситуаций, а также мероприятия по ликвидации
их последствий для населения.
7.6. Территории новой и реконструируемой жилой застройки должны
быть оценены по источникам и прогнозу возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера с учетом исходных
данных и требований государственного унитарного предприятия
"Экспертный центр" ГУ ГОиЧС СПб для разработки раздела "Инженерно-
технические мероприятия гражданской обороны". Мероприятия по
предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектной документации
должны соответствовать требованиям СНиПа 2.01.51, ВСН ГО 38-83, СП
11-107 и СНиПа II-11.
К чрезвычайным ситуациям техногенного характера относятся:
- аварии на городском и внешнем транспорте, инженерных
сооружениях и коммуникациях систем жизнеобеспечения (наземных и
подземных), радиационно- и химически опасных объектах,
гидротехнических сооружениях;
- пожары и взрывы в зданиях и на коммуникациях промышленных,
коммунально-складских и жилых объектов, на объектах переработки,
хранения и реализации легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых
веществ;
- пожары на свалках и полигонах ТБО;
- обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;
- внезапные выбросы метана, углекислого газа и других ядовитых
веществ и газов (газогрязевые выбросы);
- прорывы плотин и ограждающих дамб, образующих водные
акватории различного назначения в пределах жилых территорий;
- провалы грунта и дорожных покрытий.
К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся:
- ураганы (со сносом деревьев и опор ВЛ и столбов освещения);
- наводнения на р. Неве и ее рукавах (с затоплением и
подтоплением селитебных территорий);
- смерчи, шквалы;
- лесные и торфяные пожары (с задымлением жилых районов);
- экологически опасные проявления процессов природного
газообразования в грунтах.
7.7. Общегородские мероприятия по предотвращению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций для населения разрабатываются
Комиссией по чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга. Локальные
мероприятия на селитебных территориях по предотвращению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций заключаются в
организации систем контроля, оповещения, эвакуации и оказания
медицинской помощи населению, предусматриваемых в соответствии с
заданием ГУ ГОиЧС СПб.
Охрана атмосферного воздуха
7.8. В целях оздоровления атмосферного воздуха на территории
существующей и проектируемой застройки требуется соблюдение
СанПиНа 2.1.6.1032.
7.9. Оценка и прогноз изменения качества атмосферного воздуха
проводятся путем расчета уровней загрязнения атмосферы от
совокупности всех источников загрязнения, оказывающих влияние на
данную территорию, с использованием сводных расчетов загрязнения
атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта Санкт-
Петербурга и результатов мониторинга состояния загрязнения
атмосферного воздуха в городе (фоновых концентраций).
7.10. В проектах планировки новых или реконструируемых
производственных зон, а также отдельно расположенных объектов,
являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
вблизи существующей или намечаемой застройки, следует
предусматривать организацию СЗЗ.
Границы и проекты организации СЗЗ от существующих предприятий
устанавливаются в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1031.
7.11. С целью предотвращения формирования зон повышенного
загрязнения атмосферного воздуха или их ликвидации разрабатываются
планировочные мероприятия, учитывающие условия аэрации прилегающих
межмагистральных и внутридворовых пространств и обеспечивающие
санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха
для селитебных территорий.
7.12. Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от
городского транспорта должны приниматься с учетом транспортной
схемы Генерального плана. В жилых районах необходимо
предусматривать планировочные мероприятия по трассировке местных
проездов и расположению автостоянок транспорта в целях минимизации
движения автотранспорта по территории проектируемой и
реконструируемой застройки.
7.13. В целях обеспечения санитарных норм при проектировании
инженерных и транспортных предприятий по обслуживанию жилой
застройки (гаражей, автостоянок, котельных и др.) следует
предусматривать внедрение современных (наилучших) технологий и
оборудования с применением пыле- и газоулавливающих устройств. При
проектировании объектов хранения индивидуального легкового
транспорта в пределах селитебных территорий следует
руководствоваться СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1031.
7.14. Реконструкция существующих промышленных предприятий,
находящихся в непосредственной близости от жилой застройки,
допускается при условии:
- рационального использования участка без расширения границ;
- организации СЗЗ;
- совершенствования технологии и оборудования для выполнения
санитарно-гигиенических норм на границе СЗЗ;
- перепрофилирования.
Охрана геологической среды и подземных вод
7.15. Новые или реконструируемые территории застройки
оцениваются с точки зрения:
- подтопления или осушения;
- защищенности подземных вод от загрязнения;
- ресурсов подземных вод для нужд хозяйственно-питьевого и
технического водоснабжения;
- наличия опасных инженерно-геологических процессов и
возможности их активизации (карстово-суффозионные и эрозионные
явления, затопление и подтопление в периоды морских нагонных
наводнений);
- устойчивости грунтов в основании зданий и сооружений.
7.16. Мероприятия по охране геологической среды и подземных вод
разрабатываются с учетом оценки современного состояния и прогноза,
проводимых в градостроительной документации на базе инженерно-
геологического районирования города (М 1:25000, объединение
"Севзапгеология"), при необходимости - на базе инженерных
изысканий.
7.17. Мероприятия по инженерной защите и подготовке территории
для строительства разрабатываются на основании инженерно-
геологических изысканий в соответствии с действующими нормативами
СНиПа 2.01.15 и СНиПа 2.06.15 и с учетом минимального воздействия
на геологическую среду и охраны подземных вод от истощения и
загрязнения.
Охрана почв
7.18. Оценка состояния почв селитебных территорий, отводимых
под новое строительство или реконструкцию, проводится в
соответствии с действующими нормативными документами: ГОСТом
17.4.3.06-86 и Правилами охраны почв в Санкт-Петербурге.
На территории, подлежащей застройке, на основании оценки
состояния почв выделяются участки химического и радиационного
загрязнения почвогрунтов, а также определяются опасность
загрязнения поверхностных и подземных вод, пылеобразующие свойства
почв и способность почв к самоочищению.
7.19. Комплекс мероприятий по охране почв предусматривается в
зависимости от функционального использования территории и степени
опасности загрязнения почв и включает введение специальных режимов
использования почв (замена или нейтрализация), рекультивацию
загрязненных и нарушенных участков, ликвидацию несанкционированных
свалок и другие мероприятия по охране почв, исключающие
загрязнение геологической среды и грунтовых вод.
Охрана поверхностных вод
7.20. Внутригородские водоемы на стадии проекта застройки
оцениваются на основе проработок проектов планировки, где оценка
водных объектов производится по условиям формирования меженного
стока с выявлением основных и потенциальных источников загрязнения
и с учетом поступления сточных вод со всего бассейна водосбора.
Оценка проводится на основе гидрологической характеристики
водных объектов и их бассейнов по условиям формирования стока, а
также показателей содержания загрязняющих веществ:
- в воде - по превышению ПДК;
- в донных отложениях (при необходимости) - по региональным
нормативам критериев загрязнения.
Комплекс водоохранных мероприятий предусматривается с учетом
требований действующих нормативных правовых актов Российской
Федерации и Санкт-Петербурга.
7.21. Территория проектируемой или реконструируемой жилой
застройки вблизи водных объектов (рек, каналов и озер) должна
оцениваться с учетом соблюдения их водоохранных зон и прибрежных
защитных полос для поддержания благоприятного гидрологического
режима, улучшения санитарного состояния и рационального
использования водных объектов. Регламент водоохранных зон,
прибрежных защитных полос установлен в соответствии с Водным
кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства
|