Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
16.08.2016
USD
64.21
EUR
71.73
CNY
9.67
JPY
0.64
GBP
82.94
TRY
21.72
PLN
16.8
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 21.02.2003 N 3663-III ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 280514-3 "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  от 21 февраля 2003 г. N 3663-III ГД
   
                О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 280514-3
        "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять   в   первом   чтении  проект  Федерального  закона
   N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления
   в  Российской   Федерации",   внесенный   Президентом   Российской
   Федерации.
       2. Направить  указанный  законопроект  Президенту   Российской
   Федерации,  в  Совет  Федерации  Федерального  Собрания Российской
   Федерации,  комитеты и комиссии Государственной Думы,  депутатские
   объединения   в  Государственной  Думе,  Правительство  Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   направляются  в  Комитет Государственной Думы по вопросам местного
   самоуправления до 21 марта 2003 года.
       3. Комитету  Государственной   Думы   по   вопросам   местного
   самоуправления   доработать   указанный   законопроект   с  учетом
   поступивших поправок и внести его на рассмотрение  Государственной
   Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
                                                           N 280514-3
   
                                                   Внесен Президентом
                                                 Российской Федерации
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
         ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                         В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
       Настоящий Федеральный  закон  в  соответствии  с  Конституцией
   Российской     Федерации     устанавливает     общие     правовые,
   территориальные,   организационные   и   экономические    принципы
   организации  местного  самоуправления   в  Российской   Федерации,
   определяет государственные гарантии его осуществления.
       Настоящий  Федеральный   закон   имеет   прямое   действие   и
   применяется на всей территории Российской Федерации.
   
                        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1. Местное самоуправление
   
       1. Местное  самоуправление  в  Российской  Федерации  -  форма
   осуществления народом своей  власти,  обеспечивающая  в  пределах,
   установленных  Конституцией  Российской  Федерации  и федеральными
   законами,  самостоятельное  и  под  свою  ответственность  решение
   населением   непосредственно   и   (или)   через  органы  местного
   самоуправления вопросов  местного  значения  исходя  из  интересов
   населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
       2. Местное   самоуправление   составляет   одну    из    основ
   конституционного  строя  Российской  Федерации и осуществляется на
   всей территории Российской Федерации.
   
       Статья 2. Основные термины и понятия
   
       1. Для  целей  настоящего  Федерального   закона   применяемые
   термины и понятия означают:
       поселение - сельский, городской населенный пункт или несколько
   населенных пунктов,  объединенных  общей территорией,  в  границах
   которой   местное    самоуправление   осуществляется    населением
   непосредственно   и   (или)   через   выборные   органы   местного
   самоуправления;
       городское поселение - поселение, в составе территории которого
   имеются  город   или  поселок   городского  типа   с   прилегающей
   территорией (в составе территории городского поселения также могут
   находиться сельские населенные пункты, не являющиеся поселениями в
   соответствии с настоящим Федеральным законом и законами  субъектов
   Российской Федерации);
       сельское поселение - поселение, в составе территории  которого
   имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских
   населенных  пунктов (сел,  станиц,  деревень,  хуторов,  кишлаков,
   аулов и других населенных пунктов);
       муниципальный район - несколько поселений,  объединенных общей
   территорией,   в   границах   которой    местное    самоуправление
   осуществляется   в   целях   решения  вопросов  местного  значения
   межмуниципального характера  населением  непосредственно  и  (или)
   через  органы местного самоуправления,  которые также осуществляют
   отдельные   государственные   полномочия,   передаваемые   органам
   местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов
   Российской Федерации;
       городской округ - не  входящее в состав муниципального  района
   городское  поселение,  органы  местного  самоуправления   которого
   осуществляют  полномочия   по  решению   установленных   настоящим
   Федеральным  законом  вопросов   местного  значения  поселения   и
   вопросов  местного   значения  муниципального   района,  а   также
   отдельные   государственные   полномочия,   передаваемые   органам
   местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов
   Российской Федерации;
       внутригородская территория   города  федерального  значения  -
   часть территории города федерального значения,  в границах которой
   местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и
   (или) через выборные органы местного самоуправления;
       муниципальное образование  -  городское,  сельское  поселение,
   муниципальный район, городской  округ, внутригородская  территория
   города федерального значения;
       межселенная территория  - территория,  находящаяся вне  границ
   поселений;
       вопросы  местного   значения   -   вопросы   непосредственного
   обеспечения  жизнедеятельности   населения,  решение   которых   в
   соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации  и  настоящим
   Федеральным законом  осуществляется  населением и  (или)  органами
   местного самоуправления самостоятельно;
       вопросы местного  значения межмуниципального характера - часть
   вопросов местного  значения,  решение  которых  в  соответствии  с
   настоящим  Федеральным  законом,  муниципальными  правовыми актами
   осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления
   муниципального района самостоятельно;
       органы местного  самоуправления -  избираемые  непосредственно
   населением   и   (или)   формируемые   представительным    органом
   муниципального образования коллегиальные  или единоличные  органы,
   наделенные собственными полномочиями по решению вопросов  местного
   значения;
       выборное должностное лицо местного самоуправления - избираемый
   на основе всеобщего равного и  прямого  избирательного  права  при
   тайном   голосовании   глава   муниципального   образования,  член
   представительного органа муниципального образования,  иного органа
   местного  самоуправления,  формирование которых на выборной основе
   предусмотрено уставом муниципального образования;
       депутат  -   член  представительного   органа   муниципального
   образования,  избираемый  на  муниципальных  выборах,  или   глава
   поселения,   входящий    в   состав    представительного    органа
   муниципального района;
       должностное  лицо  местного  самоуправления  -  выборное  либо
   нанимаемое по  контракту  (трудовому  договору)  лицо,  наделенное
   исполнительно-распорядительными полномочиями  по решению  вопросов
   местного значения  и  (или)  по  организации  деятельности  органа
   местного самоуправления;
       муниципальный правовой акт - обязательное  для  исполнения  на
   территории  муниципального  образования  документально оформленное
   решение,   принятое    населением    муниципального    образования
   непосредственно,   органом   местного   самоуправления   и   (или)
   должностным   лицом   местного    самоуправления    муниципального
   образования,   устанавливающее  либо  изменяющее  общеобязательные
   правила или имеющее индивидуальный характер,  по вопросам местного
   значения   или  по  вопросам  осуществления  отдельных  переданных
   органам местного самоуправления государственных полномочий;
       центр   муниципального   образования   -   населенный   пункт,
   определенный с учетом  местных традиций  и сложившейся  социальной
   инфраструктуры законом  субъекта Российской  Федерации в  качестве
   места   нахождения    представительного   органа    муниципального
   образования.
       2. В  законах и  иных  нормативных правовых  актах  Российской
   Федерации слова "муниципальный" и "местный" и образованные с  ними
   словосочетания   применяются   в   отношении   органов    местного
   самоуправления, организаций, объектов, находящихся в муниципальной
   собственности, а также  в иных  случаях, касающихся  осуществления
   населением местного самоуправления.
   
       Статья 3.    Права    граждан    на   осуществление   местного
   самоуправления
   
       1. Граждане   Российской   Федерации   (далее   -   граждане),
   проживающие на территории муниципального образования, осуществляют
   местное  самоуправление  путем  участия  в  местных  референдумах,
   муниципальных   выборах,    посредством    иных    форм    прямого
   волеизъявления,  а  также  через выборные и другие органы местного
   самоуправления.
       Иностранные граждане,    постоянно     или     преимущественно
   проживающие на территории муниципального образования, обладают при
   осуществлении местного самоуправления  правами  в  соответствии  с
   международными  договорами  Российской  Федерации  и  федеральными
   законами.
       2. Граждане  имеют  равные  права  на  осуществление  местного
   самоуправления независимо  от пола,  расы, национальности,  языка,
   происхождения, имущественного и должностного положения,  отношения
   к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
       3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим
   Федеральным  законом  права  граждан  на  осуществление   местного
   самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом  в
   той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного
   строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других
   лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
   
       Статья 4. Правовая основа местного самоуправления
   
       1. Правовую   основу   местного   самоуправления    составляют
   Конституция   Российской  Федерации,  федеральные  конституционные
   законы,  настоящий Федеральный закон,  другие федеральные законы и
   принимаемые  в  соответствии с ними иные нормативные правовые акты
   Российской Федерации (указы и распоряжения  Президента  Российской
   Федерации,  постановления  и распоряжения Правительства Российской
   Федерации,  иные нормативные  правовые  акты  федеральных  органов
   исполнительной   власти),  конституции  (уставы),  законы  и  иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской  Федерации,  уставы
   муниципальных образований,  решения,  принятые на сходах граждан и
   местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.
       2. Изменение     общих    принципов    организации    местного
   самоуправления,  установленных  настоящим   Федеральным   законом,
   допускается  не  иначе как путем внесения изменений и дополнений в
   настоящий Федеральный закон.
   
       Статья 5.  Полномочия  федеральных   органов   государственной
   власти в области местного самоуправления
   
       1. К  полномочиям федеральных  органов государственной  власти
   относятся  определение   общих  принципов   организации   местного
   самоуправления в Российской  Федерации, устанавливаемых  настоящим
   Федеральным законом, правовое  регулирование по предметам  ведения
   Российской Федерации и в пределах полномочий Российской  Федерации
   по предметам совместного ведения Российской Федерации и  субъектов
   Российской  Федерации   прав,   обязанностей   и   ответственности
   федеральных органов государственной власти  и их должностных  лиц,
   должностных  лиц  и   органов  государственной  власти   субъектов
   Российской Федерации  в  области  местного  самоуправления,  прав,
   обязанностей и ответственности граждан, должностных лиц и  органов
   местного самоуправления по решению  вопросов местного значения,  а
   также прав,  обязанностей  и  ответственности  должностных  лиц  и
   органов местного  самоуправления при  осуществлении ими  отдельных
   государственных полномочий.
       2. Осуществление исполнительно-распорядительных и  контрольных
   полномочий   федеральными   органами   государственной   власти  в
   отношении   муниципальных   образований   и    органов    местного
   самоуправления   допускается   только   в   случаях   и   порядке,
   установленных  Конституцией  Российской  Федерации,   федеральными
   конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими
   федеральными законами.
   
       Статья 6. Полномочия органов государственной власти  субъектов
   Российской Федерации в области местного самоуправления
   
       1. К  полномочиям  органов  государственной  власти  субъектов
   Российской Федерации в  области местного самоуправления  относится
   правовое    регулирование     вопросов    организации     местного
   самоуправления  в  субъектах  Российской  Федерации  в  случаях  и
   порядке, установленных  настоящим  Федеральным  законом,  правовое
   регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц
   и органов местного самоуправления  по предметам ведения  субъектов
   Российской  Федерации,  а  также  в  пределах  полномочий  органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам
   совместного ведения  Российской Федерации  и субъектов  Российской
   Федерации.
       2. Осуществление исполнительно-распорядительных и  контрольных
   полномочий органами  государственной власти  субъектов  Российской
   Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного
   самоуправления   допускается   только   в   случаях   и   порядке,
   установленных  Конституцией  Российской  Федерации,   федеральными
   конституционными законами, настоящим Федеральным законом,  другими
   федеральными  законами  и  принимаемыми  в  соответствии  с   ними
   законами субъектов Российской Федерации.
       3. В случае противоречия конституции (устава),  закона и (или)
   иного  нормативного  правового акта субъекта Российской Федерации,
   регулирующих  вопросы  организации   местного   самоуправления   и
   устанавливающих  права,  обязанности и ответственность должностных
   лиц и  органов  местного  самоуправления,  Конституции  Российской
   Федерации,   федеральным   конституционным   законам,   настоящему
   Федеральному  закону  и  другим  федеральным  законам  применяются
   Конституция   Российской  Федерации,  федеральные  конституционные
   законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.
   
       Статья 7. Муниципальные правовые акты
   
       1. По  вопросам  местного  значения  населением  муниципальных
   образований   непосредственно    и   (или)    органами    местного
   самоуправления  и  должностными  лицами  местного   самоуправления
   принимаются муниципальные правовые акты.
       2. По  вопросам   осуществления   переданных   государственных
   полномочий  органами  местного  самоуправления  могут  приниматься
   муниципальные  правовые  акты  на  основании   и   во   исполнение
   положений,  установленных соответствующими федеральными законами и
   (или) законами субъектов Российской Федерации.
       3. Муниципальные    правовые   акты,   принятые   в   пределах
   компетенции  муниципального  образования,  подлежат  обязательному
   исполнению на всей территории муниципального образования.
       За  неисполнение  решений   органов  местного   самоуправления
   физические   и    юридические    лица    несут    административную
   ответственность в  соответствии с  федеральными законами  и  (или)
   законами субъектов Российской Федерации.
       4. Муниципальные  правовые  акты   не   должны   противоречить
   Конституции   Российской  Федерации,  федеральным  конституционным
   законам,  настоящему  Федеральному  закону,   другим   федеральным
   законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации,  а
   также конституциям (уставам),  законам и иным нормативным правовым
   актам субъектов Российской Федерации.
       5. Если   орган   местного   самоуправления   полагает,    что
   федеральный  закон  или  иной  нормативный правовой акт Российской
   Федерации,  закон  или  иной  нормативный  правовой  акт  субъекта
   Российской    Федерации    по    вопросам   организации   местного
   самоуправления и установления прав, обязанностей и ответственности
   должностных лиц и органов местного самоуправления не соответствует
   федеральным   конституционным   законам,   федеральным    законам,
   договорам    о    разграничении    полномочий    между    органами
   государственной   власти   Российской   Федерации    и    органами
   государственной  власти  субъекта  Российской Федерации,  вопрос о
   соответствии  закона  или  иного   нормативного   правового   акта
   федеральным    конституционным   законам,   федеральным   законам,
   договорам    о    разграничении    полномочий    между    органами
   государственной    власти    Российской   Федерации   и   органами
   государственной власти субъекта Российской  Федерации  разрешается
   соответствующим  судом.  До  вступления  в  силу судебного решения
   принятие муниципальных правовых актов, противоречащих федеральному
   закону или иному нормативному правовому акту Российской Федерации,
   закону или иному нормативному правовому акту  субъекта  Российской
   Федерации, не допускается.
   
       Статья 8. Межмуниципальное сотрудничество
   
       1. В   целях   организации   взаимодействия  органов  местного
   самоуправления,  выражения и защиты общих интересов  муниципальных
   образований   в   субъекте   Российской   Федерации  муниципальные
   образования могут образовать объединение муниципальных образований
   (совет, союз, ассоциацию) субъекта Российской Федерации.
       2. В   целях    организации    взаимодействия    муниципальных
   образований,   объединений   муниципальных  образований  (советов,
   союзов,  ассоциаций) субъектов Российской Федерации,  выражения  и
   защиты   общих   интересов  муниципальных  образований  Российской
   Федерации,  в  том  числе  представления  указанных  интересов   в
   федеральных    органах    государственной    власти,   организации
   сотрудничества муниципальных образований  Российской  Федерации  с
   международными    и    зарубежными    организациями    объединения
   муниципальных образований (советы,  союзы,  ассоциации)  субъектов
   Российской  Федерации  могут образовать общероссийское объединение
   муниципальных образований.
       3. Положения пунктов  1 и 2  настоящей статьи не  ограничивают
   право муниципальных образований на создание на добровольной основе
   с учетом  особенностей  территориальной и  организационной  основы
   муниципальных   образований    иных   объединений    муниципальных
   образований.
       4. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных
   ресурсов  для  решения  вопросов  местного  значения муниципальные
   образования на основании соглашений между ними вправе образовывать
   межмуниципальные   объединения,   в  том  числе  с  наделением  их
   отдельными  полномочиями  органов  местного   самоуправления   (за
   исключением    полномочий    представительных   органов   местного
   самоуправления),  учреждать  хозяйственные   общества   и   другие
   межмуниципальные   организации   в   соответствии  с  федеральными
   законами и нормативными правовыми актами представительных  органов
   муниципальных   образований,   а   также   заключать   договоры  и
   соглашения.
   
       Статья 9. Символика муниципальных образований
   
       1. Муниципальные  образования  в  соответствии  с  федеральным
   законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать
   официальную  символику,   отражающую   исторические,   культурные,
   национальные и иные местные традиции и особенности.
       2. Официальная  символика муниципальных  образований  подлежит
   государственной регистрации в  порядке, установленном  федеральным
   законодательством.
       3. Официальная символика  муниципальных образований и  правила
   ее   использования    устанавливаются    уставом    муниципального
   образования и (или) нормативными правовыми актами представительных
   органов муниципальных образований.
   
             Глава II. ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
                        МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
   
       Статья 10. Территории муниципальных образований
   
       1. Местное  самоуправление осуществляется  на всей  территории
   Российской Федерации в  городских, сельских поселениях,  городских
   округах, муниципальных районах.
       2. Границы      территорий      муниципальных      образований
   устанавливаются  законами   субъектов   Российской   Федерации   в
   соответствии  с  требованиями,  предусмотренными  статьями 11 - 13
   настоящего Федерального закона.
       3. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в
   соответствии с их уставами и настоящим Федеральным законом местное
   самоуправление может  осуществляться  в  границах  внутригородских
   территорий.
   
       Статья 11. Границы муниципальных образований
   
       1. Границы   муниципальных   образований   устанавливаются   в
   соответствии со следующими требованиями:
       1) территория  субъекта Российской  Федерации, за  исключением
   малонаселенных территорий, разграничивается между поселениями;
       2) территории   всех   поселений,  за  исключением  территорий
   городских  округов,  а  также   образующихся   на   малонаселенных
   территориях   межселенных   территорий,   включаются   в   границы
   муниципальных районов;
       3) территорию  поселения  составляют  исторически  сложившиеся
   земли  населенных  пунктов,   прилегающие  к   ним  земли   общего
   пользования,  территории  традиционного  землепользования  жителей
   соответствующего  поселения,   рекреационные  земли,   земли   для
   развития поселения;
       4) в состав территории поселения включаются земли,  независимо
   от формы собственности и целевого назначения;
       5) в границах городского поселения могут находиться один город
   или один  поселок городского  типа  с прилегающей  территорией,  а
   также сельские  населенные  пункты, не  являющиеся  муниципальными
   образованиями;
       6) в  границах  сельского  поселения  могут  находиться   один
   сельский  населенный пункт с численностью населения,  как правило,
   более 1000 человек (для территории с высокой плотностью  населения
   -  более  3000  человек)  и  (или)  объединенные общей территорией
   несколько сельских населенных  пунктов  с  численностью  населения
   менее  1000  человек  каждый  (для территории с высокой плотностью
   населения - менее 3000 человек каждый);
       7) сельские населенные пункты  с численностью населения  менее
   1000 человек, как правило, входят в состав городских или  сельских
   поселений;
       8) в  соответствии с  законами субъекта  Российской  Федерации
   статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта
   Российской Федерации  и  доступности  территории  поселения  могут
   обладать сельские населенные пункты с численностью населения менее
   1000 человек;
       9)  размеры  территории  поселения  устанавливаются  с  учетом
   численности его населения;
       10) границы  поселения, включающего  территории двух  и  более
   населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешей доступности  до
   центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех
   населенных  пунктов,  входящих  в  состав  поселения,  а   границы
   муниципального района  -  с  учетом  транспортной  доступности  до
   центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня  для
   жителей всех поселений, входящих  в состав муниципального  района.
   Указанные  требования   в   соответствии  с   законами   субъектов
   Российской Федерации могут не применяться при установлении  границ
   сельских поселений на малонаселенных и труднодоступных территориях
   с численностью населения менее 100 человек;
       11) границы поселения не могут пересекать границы  населенного
   пункта;
       12) территория  поселения не  может находиться  внутри  границ
   другого поселения;
       13) территории городских округов не входят в состав территорий
   муниципальных районов;
       14) границы  муниципального  района устанавливаются  с  учетом
   наличия   условий   для   решения   вопросов   местного   значения
   межмуниципального  характера   органами  местного   самоуправления
   муниципального  района,  а   также  для  осуществления   отдельных
   государственных  полномочий  на  всей  территории   муниципального
   района;
       15) границы муниципального района не могут пересекать  границы
   поселения.
       2. Наделение городского  поселения статусом городского  округа
   осуществляется законом субъекта Российской Федерации, как правило,
   с   учетом   наличия   условий   для   самостоятельного    решения
   установленных статьей 16  настоящего Федерального закона  вопросов
   местного   значения   населением   и   (или)   органами   местного
   самоуправления, для осуществления органами местного самоуправления
   городского поселения отдельных государственных полномочий, а также
   с  учетом  необходимости  создания  условий  для  самостоятельного
   решения вопросов  межмуниципального  характера  органами  местного
   самоуправления прилегающего  (прилегающих)  муниципального  района
   (муниципальных  районов)   без  использования   расположенных   на
   территории соответствующего городского поселения и предназначенных
   для   решения    указанных   вопросов    объектов    муниципальной
   собственности.
       3. К малонаселенным территориям относятся территории субъектов
   Российской Федерации,  отдельных муниципальных районов в субъектах
   Российской Федерации,  плотность сельского населения которых более
   чем   в  три  раза  ниже  средней  плотности  сельского  населения
   Российской Федерации.  Перечень  субъектов  Российской  Федерации,
   отдельных  муниципальных районов в субъектах Российской Федерации,
   территории  которых  относятся   к   малонаселенным   территориям,
   определяется   Правительством   Российской   Федерации   и   может
   изменяться не чаще одного раза в пять лет.
       4. К  территориям  с высокой  плотностью  населения  относятся
   территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных
   районов в  субъектах  Российской  Федерации,  плотность  сельского
   населения которых  более чем  в три  раза выше  средней  плотности
   сельского  населения  Российской  Федерации.  Перечень   субъектов
   Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в  субъектах
   Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с
   высокой   плотностью   населения,   определяется    Правительством
   Российской Федерации и может изменяться не чаще одного раза в пять
   лет.
   
       Статья 12. Изменение границ муниципальных образований
   
       1. Изменение границ муниципальных  образований  осуществляется
   законом  субъекта  Российской  Федерации  по инициативе населения,
   органов местного самоуправления,  органов  государственной  власти
   субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной
   власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
       2. Изменение границ муниципальных районов,  влекущее отнесение
   территорий отдельных  входящих  в  их  состав  поселений  и  (или)
   населенных  пунктов  к  территориям  других муниципальных районов,
   осуществляется с  согласия  населения  данных  поселений  и  (или)
   населенных  пунктов,  выраженного  на местных референдумах (сходах
   граждан), с учетом мнения представительных органов соответствующих
   муниципальных районов.
       3. Изменение границ  поселений, влекущее отнесение  территорий
   отдельных входящих в  их состав населенных  пунктов к  территориям
   других  поселений,  осуществляется  с  согласия  населения  данных
   населенных пунктов,  выраженного на  местных референдумах  (сходах
   граждан), с учетом мнения представительных органов соответствующих
   поселений.
       4. Изменение  границ  муниципальных районов  и  поселений,  не
   влекущее отнесения  территорий  отдельных  входящих  в  их  состав
   поселений и (или) населенных пунктов соответственно к  территориям
   муниципальных  районов  или  поселений,  осуществляется  с  учетом
   мнения   населения,    выраженного   представительными    органами
   соответствующих муниципальных районов и поселений.
       5. Изменение численности населения сельских населенных пунктов
   менее чем на 50 процентов относительно численности,  установленной
   подпунктом 6 пункта  1 статьи 11  настоящего Федерального  закона,
   после установления законами субъектов Российской Федерации  границ
   поселений в  соответствии с  требованиями настоящего  Федерального
   закона  не  является  достаточным  основанием  для   инициирования
   органами местного самоуправления, органами государственной  власти
   субъектов    Российской    Федерации,    федеральными     органами
   государственной власти  процедуры  изменения  границ  городских  и
   (или) сельских поселений.
   
       Статья 13. Преобразование муниципальных образований
   
       1. Преобразованием    муниципальных    образований    является
   объединение муниципальных  образований,  разделение  муниципальных
   образований,  изменение  статуса  городского  поселения  в связи с
   наделением (лишением) его статусом (статуса) городского округа.
       2. Преобразование   муниципальных  образований  осуществляется
   законами субъектов Российской Федерации по  инициативе  населения,
   органов  местного  самоуправления,  органов государственной власти
   субъектов    Российской     Федерации,     федеральных     органов
   государственной  власти  в  соответствии  с  настоящим Федеральным
   законом.
       3. Объединение двух и  более поселений, не влекущее  изменения
   границ иных муниципальных  образований, осуществляется с  согласия
   населения   каждого   из   поселений,   выраженного   на   местных
   референдумах (сходах граждан).
       4. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее
   изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется  с
   учетом мнения  населения, выраженного  представительными  органами
   каждого из объединяемых муниципальных районов.
       5. Разделение  поселения, влекущее  образование двух  и  более
   поселений,  осуществляется   с  согласия   населения  каждого   из
   образуемых поселений, выраженного на местных референдумах  (сходах
   граждан).
       6. Разделение  муниципального района  осуществляется с  учетом
   мнения    населения,    выраженного    представительным    органом
   муниципального района.
       7. Изменение статуса городского поселения производится законом
   субъекта   Российской   Федерации   с   согласия   населения   как
   муниципального района, в состав которого входит данное  поселение,
   так и городского поселения, выраженного на местном референдуме.
   
                  Глава III. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
   
       Статья 14. Вопросы местного значения поселения
   
       1. К вопросам местного значения поселения относятся:
       1) формирование,  утверждение, исполнение  бюджета  поселения,
   контроль за его исполнением;
       2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
       3) управление   и   распоряжение   имуществом,  находящимся  в
   муниципальной собственности поселения;
       4) организация в границах  поселения электро-, тепло-,  газо-,
   водоснабжения  населения,   водоотведения,   снабжения   населения
   топливом;
       5) содержание  и  строительство автомобильных дорог в границах
   поселения,  за  исключением  дорог  федерального  и  регионального
   значения;
       6) обеспечение   малоимущих   граждан  жилыми  помещениями  из
   муниципального жилищного фонда на  условиях  договора  социального
   найма;
       7) организация транспортного обслуживания населения в границах
   поселения;
       8) участие в предупреждении и ликвидации последствий локальных
   и местных чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
       9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
       10) создание   условий   для   обеспечения  жителей  поселения
   услугами связи,  общественного питания,  торговли  и  их  бытового
   обслуживания;
       11) организация библиотечного обслуживания населения;
       12) создание   условий   для   обеспечения  жителей  поселения
   услугами культурно-зрелищных учреждений;
       13) охрана памятников  истории и  культуры местного  значения,
   расположенных на территории поселения;
       14) обеспечение условий для  развития на территории  поселения
   массовой физической культуры;
       15) обустройство мест для отдыха населения;
       16) оказание  содействия  в  установлении  в  соответствии   с
   федеральным законом опеки и попечительства в отношении нуждающихся
   в этом жителей поселения;
       17) формирование архивных фондов поселения;
       18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
       19) благоустройство   и   озеленение   территории   поселения,
   использование и охрана городских лесов;
       20) планирование      застройки      территории     поселения,
   территориальное зонирование земель поселения, изъятие, в том числе
   путем   выкупа,   земельных  участков  в  границах  поселений  для
   муниципальных  нужд,  установление  правил  застройки   территории
   поселения,  землепользования, осуществление земельного контроля за
   использованием земель поселения;
       21) уличное освещение;
       22) установка уличных указателей;
       23) организация    ритуальных    услуг   и   содержание   мест
   захоронения.
       2. Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные
   вопросы,  не   отнесенные  к   компетенции  других   муниципальных
   образований, органов государственной власти и не исключенные из их
   компетенции федеральными законами и законами субъектов  Российской
   Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов  и
   финансовых средств.
   
       Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района
   
       1. К  вопросам   местного   значения   муниципального   района
   относятся:
       1) формирование,     утверждение,      исполнение      бюджета
   муниципального района, контроль за его исполнением;
       2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
       3) управление   и   распоряжение   имуществом,  находящимся  в
   муниципальной собственности муниципального района;
       4) организация  в границах  муниципального района  электро-  и
   газоснабжения поселений;
       5) содержание   и   строительство  автомобильных  дорог  между
   населенными  пунктами  в  границах   муниципального   района,   за
   исключением дорог федерального и регионального значения;
       6) организация  транспортного  сообщения между  поселениями  в
   границах муниципального района;
       7) участие в предупреждении и ликвидации последствий местных и
   территориальных чрезвычайных ситуаций на территории муниципального
   района;
       8) организация  охраны  общественного  порядка  на  территории
   муниципального района муниципальной милицией;
       9) организация   мероприятий  межмуниципального  характера  по
   охране окружающей среды;
       10) организация   и   осуществление   экологического  контроля
   объектов производственного и социального назначения на  территории
   муниципального  района,  за  исключением  объектов,  экологический
   контроль которых осуществляют федеральные  органы  государственной
   власти;
       11) организация  предоставления на  территории  муниципального
   района  общедоступного  и   бесплатного  дошкольного,   начального
   общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по
   основным общеобразовательным программам,  а также  дополнительного
   образования,  за  исключением  финансового  обеспечения   учебного
   процесса  (расходов  на  учебные  пособия,  технические   средства
   обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, оплаты  труда
   работников муниципальных общеобразовательных учреждений);
       12) организация оказания  на территории муниципального  района
   скорой медицинской помощи (за исключением  санитарно-авиационной),
   стационарной и  амбулаторной первичной  медико-санитарной  помощи,
   медицинской  помощи  женщинам  в  период  беременности,  родов   и
   послеродовой период;
       13) опека и попечительство;
       14) организация   утилизации   и   переработки    бытовых    и
   промышленных отходов;
       15) территориальное зонирование земель межселенных территорий,
   изъятие,  в том числе путем выкупа, земельных участков межселенных
   территорий  для  муниципальных  нужд,   осуществление   земельного
   контроля за использованием земель межселенных территорий,  ведение
   кадастра землеустроительной и градостроительной документации;
       16) организация  и содержание  муниципального архива,  включая
   хранение архивных фондов поселений;
       17) содержание    на    территории    муниципального    района
   межмуниципальных мест захоронения, организация ритуальных услуг;
       18) создание условий для обеспечения поселений  муниципального
   района услугами связи,  общественного питания, торговли,  бытового
   обслуживания;
       19) организация библиотечного  обслуживания поселений  (услуги
   библиотечного коллектора);
       20) выравнивание бюджетной обеспеченности поселений,  входящих
   в  состав   муниципального  района,   за  счет   средств   бюджета
   муниципального района.
       2.  Органы  местного   самоуправления  муниципального   района
   обладают  всеми  полномочиями   органов  местного   самоуправления
   поселения на  межселенных территориях,  в том  числе  полномочиями
   органов  местного   самоуправления  поселения   по   установлению,
   изменению и  отмене  местных налогов  и  сборов в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
       3. Органы местного самоуправления муниципального района вправе
   решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов  местного
   самоуправления   других    муниципальных   образований,    органов
   государственной  власти  и  не   исключенные  из  их   компетенции
   федеральными законами и  законами субъектов Российской  Федерации,
   только при наличии собственных материальных ресурсов и  финансовых
   средств.
       4. Органы   местного   самоуправления   отдельных   поселений,
   входящих   в   состав   муниципального  района,  вправе  заключать
   соглашения  с  органами  местного  самоуправления   муниципального
   района  о передаче им осуществления части своих полномочий за счет
   субвенций,  предоставляемых из бюджетов этих  поселений  в  бюджет
   муниципального района.
       Органы местного  самоуправления муниципального  района  вправе
   заключать соглашения с органами местного самоуправления  отдельных
   поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче  им
   осуществления  части   своих   полномочий   за   счет   субвенций,
   предоставляемых  из  бюджета   муниципального  района  в   бюджеты
   соответствующих поселений.
       Указанные соглашения должны заключаться на определенный  срок,
   содержать   положения,   устанавливающие   основания   и   порядок
   прекращения  их  действия,   в  том   числе  досрочного,   порядок
   определения   ежегодного   объема   субвенций,   необходимых   для
   осуществления передаваемых  полномочий,  а  также  предусматривать
   финансовые санкции за неисполнение соглашений.
   
       Статья 16. Вопросы местного значения городского округа
   
       1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
       1) формирование,  утверждение, исполнение  бюджета  городского
   округа, контроль за его исполнением;
       2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
       3) управление   и   распоряжение   имуществом,  находящимся  в
   муниципальной собственности городского округа;
       4) организация в границах городского округа электро-,  тепло-,
   газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения
   топливом;
       5) содержание и строительство  автомобильных дорог в  границах
   городского   округа,   за   исключением   дорог   федерального   и
   регионального значения;
       6) обеспечение   малоимущих   граждан  жилыми  помещениями  из
   муниципального жилищного фонда на  условиях  договора  социального
   найма;
       7) организация транспортного обслуживания населения в границах
   городского округа;
       8) участие в предупреждении и ликвидации последствий локальных
   и местных чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
       9) организация  охраны  общественного  порядка  на  территории
   городского округа муниципальной милицией;
       10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
       11) организация  мероприятий  по  охране  окружающей  среды  в
   границах городского округа;
       12) организация   и   осуществление   экологического  контроля
   объектов производственного и социального назначения на  территории
   городского округа, за исключением объектов, экологический контроль
   которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
       13) организация предоставления на территории городского округа
   общедоступного  и  бесплатного  дошкольного,  начального   общего,
   основного   общего,   среднего  (полного)  общего  образования  по
   основным общеобразовательным программам,  а также  дополнительного
   образования,   за  исключением  финансового  обеспечения  учебного
   процесса  (расходов  на  учебные  пособия,  технические   средства
   обучения,  расходные материалы и хозяйственные нужды, оплаты труда
   работников муниципальных общеобразовательных учреждений);
       14) организация   оказания  на  территории  городского  округа
   скорой медицинской помощи (за исключением  санитарно-авиационной),
   стационарной  и  амбулаторной  первичной медико-санитарной помощи,
   медицинской  помощи  женщинам  в  период  беременности,  родов   и
   послеродовой период;
       15) создание условий для обеспечения жителей городского округа
   услугами связи,  общественного  питания, торговли  и  их  бытового
   обслуживания;
       16) организация библиотечного обслуживания населения;
       17) создание условий для обеспечения жителей городского округа
   услугами культурно-зрелищных учреждений;
       18) охрана памятников истории и  культуры  местного  значения,
   расположенных на территории городского округа;
       19) обеспечение условий для развития на территории  городского
   округа массовой физической культуры;
       20) обустройство мест для отдыха населения;
       21) опека и попечительство;
       22) формирование и содержание муниципального архива;
       23) организация    ритуальных    услуг   и   содержание   мест
   захоронения;
       24) организация   сбора,   вывоза,  утилизации  и  переработки
   бытовых и промышленных отходов;
       25) благоустройство и  озеленение территории, использование  и
   охрана городских лесов;
       26) планирование застройки, территориальное зонирование земель
   городского округа, изъятие,  в том числе  путем выкупа,  земельных
   участков для  муниципальных  нужд, установление  правил  застройки
   территории  городского  округа,  землепользования,   осуществление
   земельного контроля  за использованием  земель городского  округа,
   ведение   кадастра    землеустроительной    и    градостроительной
   документации;
       27) уличное освещение;
       28) установка уличных указателей.
       2. Органы  местного  самоуправления городского  округа  вправе
   решать  иные   вопросы,  не   отнесенные  к   компетенции   других
   муниципальных образований,  органов  государственной власти  и  не
   исключенные из  их компетенции  федеральными законами  и  законами

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное