Законы России
 
Навигация
Популярное в сети
Курсы валют
14.07.2017
USD
60.18
EUR
68.81
CNY
8.87
JPY
0.53
GBP
77.88
TRY
16.83
PLN
16.22
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 14.06.2005 N 439-ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА

По состоянию на ноябрь 2007 года
Стр. 1

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                      от 14 июня 2005 г. N 439-ПП
                                   
         О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО
                          ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА
   
       В  целях  обеспечения реализации прав граждан и организаций  на
   доступ  к информации, в соответствии с Законом города Москвы  от  9
   июля  2003  г.  N  47  "О Городской целевой программе  "Электронная
   Москва"  и  с распоряжением Правительства Москвы от 18 ноября  2004
   г.   N   2325-РП   "О  дальнейшем  развитии  официального   сервера
   Правительства   Москвы   в  сети  Интернет"  Правительство   Москвы
   постановляет:
       1.  Утвердить  Концепцию Системы городских  порталов  (далее  -
   Концепция СГП) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
       2. Органам исполнительной власти города Москвы, государственным
   учреждениям  и государственным унитарным предприятиям при  создании
   (модернизации)  и эксплуатации Интернет-ресурсов города  Москвы,  а
   также   связанных   с   ними  информационных  систем   и   ресурсов
   руководствоваться положениями Концепции СГП.
       3. Утвердить Функциональные требования к Московскому городскому
   порталу  (далее - МГП) в сети Интернет (приложение 2),  приведенные
   в соответствие с Концепцией СГП.
       4.  Принять к сведению, что в соответствии с Концепцией СГП МГП
   является     основным    навигационно-поисковым    и     справочно-
   информационным  ресурсом  СГП,  предоставляющим   единую   (но   не
   единственную)  точку  доступа пользователей к  городским  Интернет-
   ресурсам и обеспечивающим их информационную безопасность.
       5. Считать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от
   14  ноября  2002  г. N 1762-РП "О Редакционной коллегии  Городского
   портала Москвы в сети Интернет".
       6.  Считать утратившим силу постановление Правительства  Москвы
   от  7  октября 2003 г. N 840-ПП "О принципах организации Городского
   портала Москвы в сети Интернет".
       7.   Определить  государственным  заказчиком  по   созданию   и
   эксплуатации МГП Управление информатизации города Москвы.
       8.   Управлению  информатизации  города  Москвы,   Генеральному
   конструктору  Городской  целевой  программы  "Электронная   Москва"
   обеспечить  дальнейшую разработку МГП, общегородских интеграционных
   систем  и  требований  по интеграции городских Интернет-ресурсов  в
   соответствии с Концепцией СГП.
       9.  Управлению информатизации города Москвы в целях  реализации
   пункта 8 настоящего постановления:
       -  обеспечить  в  установленном порядке  начиная  с  2005  года
   финансирование выполнения этапов работ по мероприятию  1.3.1  Плана
   мероприятий  Городской  целевой программы "Электронная  Москва"  на
   2004-2005  годы, утвержденного постановлением Правительства  Москвы
   от  3  августа  2004 г. N 526-ПП "Об утверждении Плана  мероприятий
   Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005  годы
   и    нормативных    документов   по   созданию   и    использованию
   информационных  систем  и ресурсов города  Москвы",  за  счет  и  в
   пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы;
       -  в двухмесячный срок оформить комплекс программно-технических
   средств  МГП, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ  по
   созданию  МГП  (первая  очередь)  в  государственную  собственность
   Москвы в установленном порядке;
       -  в  месячный срок заключить договор доверительного управления
   имуществом  с  передачей комплекса программно-технических  средств,
   созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию  МГП,
   на  баланс ОАО "Электронная Москва" сроком на 5 лет для дальнейшего
   использования при создании МГП.
       10.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
   на  начальника  Управления информатизации города  Москвы  Михайлова
   А.Н.
   
                                                            Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
   
   
   
   
   
                                                          Приложение 1
                                         к постановлению Правительства
                                                                Москвы
                                           от 14 июня 2005 г. N 439-ПП
   
                 КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ГОРОДСКИХ ПОРТАЛОВ
   
                          1. Общие положения
   
                               1.1. Цели
   
       В  соответствии  с  Законом города Москвы N  47  от  09.07.2003
   (далее   -  Закон)  одними  из  основных  задач  Городской  целевой
   программы "Электронная Москва" (далее - ГЦПЭМ) являются:
       -  формирование  и эффективное использование системы  городских
   Интернет-ресурсов;
       - обеспечение широкого, свободного доступа к ним всех категорий
   пользователей при соблюдении режима информационной безопасности  по
   отношению к личности, обществу и городским органам власти;
       -  создание  необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей
   отношения  в  области  получения, распространения  и  использования
   городской информации на основе технологий Интернета.
       В  рамках настоящей Концепции Система городских порталов  (СГП)
   рассматривается  как  единая, взаимоувязанная система  официального
   информационного  представительства  г.  Москвы  в  сети   Интернет,
   объединяющая   все  Интернет-ресурсы,  относящиеся  к  официальному
   представительству различных структур власти г. Москвы и  городского
   хозяйства,   включая   соответствующим   образом   модифицированные
   ресурсы,  уже эксплуатируемые в настоящее время. Основной целью  ее
   создания    является   достижение   качественно    нового    уровня
   информационного  взаимодействия  системы  власти  и  хозяйства   г.
   Москвы  с  жителями города, представителями бизнеса,  общественными
   организациями    на    основе    преимущественного    использования
   персонифицированных  интерактивных  Интернет-услуг.  В  этой  связи
   предполагается, что в ближайшем будущем СГП должна  стать  основной
   инструментальной  средой  для  предоставления  широкого   комплекса
   персонифицированных интерактивных услуг пользователям Интернета  со
   стороны   города   в   целях  формирования  системы   "электронного
   правительства"  г. Москвы и повышения эффективности  взаимодействия
   городской  власти  с  населением в режиме  "одного  окна".  Следует
   также  отметить,  что в ближайшем будущем в качестве  практического
   механизма реализации указанных назначений СГП должно стать  широкое
   использование  функциональных  возможностей  создаваемой  в  рамках
   ГЦПЭМ Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ).
       Исходя  из приведенной выше трактовки СГП в настоящей Концепции
   формулируются    общие    положения   и   принципы,    определяющие
   содержательные,  организационные и  технические  подходы,  которыми
   следует  руководствоваться при разработке  и  развитии  официальных
   Интернет-ресурсов   г.   Москвы,   а   также   связанных   с   ними
   информационных   систем   и  ресурсов   (ИСИР)   в   интересах   их
   перспективной  интеграции  в  единую взаимоувязанную  структуру.  В
   этой   связи   предполагается,  что  на   основе   сформулированных
   положений  должен  быть разработан и утвержден  детальный  перечень
   технических  и  организационных требований по реализации  настоящей
   Концепции  в  рамках выполнения мероприятий ГЦПЭМ на  период  2004-
   2007 гг.
   
              1.2. Современное состояние информационного
      представительства органов власти г. Москвы в сети Интернет
   
       Разработка  настоящей  Концепции  основывается  на  результатах
   анализа  количественных  и  качественных  характеристик  официально
   эксплуатируемых  Интернет-ресурсов  различных  структур  власти  г.
   Москвы  и  связанных  с  ними  ИСИР по  состоянию  их  развития  на
   середину 2004 г. Кроме того, используются проектная документация  и
   предварительные    результаты   разработок   городских    порталов,
   проводимых в период 2003-2004 гг. в рамках реализации пп.  1.3.1  и
   1.4.1.3   Перечня  мероприятий  ГЦПЭМ,  а  также   данные   анализа
   имеющегося    зарубежного   опыта   создания   систем   официальных
   государственных    Интернет-ресурсов    (далее     -     зарубежные
   функциональные  аналоги  СГП). На этой  основе  определяются  общие
   целевые  функции  для  формулирования принципов  формирования  СГП,
   представленных в разделе 2 настоящей Концепции.
   
              1.2.1. Формальные количественные показатели
   
       По  данным официального сервера Правительства Москвы www.mos.ru
   на  28.02.2005 перечень городских Интернет-ресурсов (см. приложение
   1  к  Концепции) насчитывает 134 позиции. Эти ресурсы  осуществляют
   функции      официального     информационного     представительства
   общегородских,  отраслевых  и  территориальных  органов  власти   и
   хозяйства  г.  Москвы  в Интернете. Т.е. с формально-количественной
   точки   зрения  московские  власть  и  хозяйство  достаточно  полно
   представлены  в  глобальной сети. Однако с  точки  зрения  качества
   информационного представительства положение едва ли можно  признать
   удовлетворительным.
   
                    1.2.2. Качественные показатели
   
       Наиболее   критичными  представляются  три  ключевых  критерия,
   определяющих  качественный уровень имеющихся официальных  Интернет-
   ресурсов г. Москвы:
       -  востребованность пользователями предоставляемых информации и
   сервисов;
       - уровень доступности городской информации для пользователей;
       - уровень системности информационного представительства.
       Ниже  представлены  основные  результаты  анализа  официального
   информационного представительства г. Москвы с точки зрения  каждого
   из  указанных  выше  качественных показателей. Исходя  из  этого  в
   качестве  основного целевого критерия оптимальности предлагаемых  в
   Концепции  подходов  к формированию структуры  СГП  рассматривается
   существенное  улучшение (относительно достигнутых к  середине  2004
   г. уровней) указанных характеристик.
   
            1.2.2.1. Востребованность городской информации
   
       Прежде   чем  оценивать  уровень  востребованности  официальных
   Интернет-ресурсов,  следует  зафиксировать,  какие   информационные
   продукты  могут  быть потенциально предоставлены  пользователям  со
   стороны  города. Как показывает анализ содержательных характеристик
   городских  Интернет-ресурсов,  а также  уровня  технологического  и
   организационного  развития соответствующих  ИСИР  по  состоянию  на
   середину  2004  г., указанный перечень продуктов может  включать  в
   себя следующие основные позиции:
       - издаваемые городской властью всех уровней нормативно-правовые
   документы;
       -   официальная  (т.е.  наиболее  актуализированная  и  надежно
   верифицированная)  справочная информация общего назначения,  в  том
   числе:
       функциональная   атрибутика  органов  власти  и   хозяйственных
   структур (включая персоналии и сферы их компетенции);
       коммуникационные  и  контактные  сведения  (адреса,   телефоны,
   факсы, электронная почта, web-представительство);
       режимы работы учреждений и предприятий и т.п.;
       -    актуализированная   статистическая   и    фактографическая
   информация   о   текущей  и  перспективной  деятельности   структур
   городской  власти  и  хозяйства (отчеты, бюллетени,  статистические
   справки, планы и графики мероприятий и т.д.);
       -  актуализированные  в  результате  выполнения  управленческих
   и/или   регистрационных  функций  городских   структур   справочно-
   информационные  каталоги организаций и предприятий,  сформированные
   по    территориальному   или   отраслевому   принципу    (например,
   электронные   справочники  профильных  организаций,   связанных   с
   деятельностью   отраслевой  структуры,  директории  предприятий   и
   организаций,    расположенных    на    территории    муниципального
   образования,    виртуальные   территориально-отраслевые    торговые
   площадки,  профильные и/или тематические форумы, электронные  доски
   объявлений и т.п.)
       -  открытые  для  публичного доступа  адресно-географические  и
   адресно-транспортные данные и предоставляемые с  их  использованием
   интерактивные  услуги  (электронные схемы и карты),  основанные  на
   официальных реестрах зданий и сооружений;
       -  анонсы  мероприятий и событий, связанных с функционированием
   городских   структур   (например,  района,  округа,   департамента,
   комитета, комплекса, Правительства города);
       -   общегородские,   региональные  или   отраслевые   новостные
   материалы,   эксклюзивно  подготавливаемые   редакциями   городских
   Интернет-ресурсов;
       -  подготовленные  редакциями Интернет-ресурсов  аналитические,
   обзорные  и  тематические  материалы,  связанные  с  общегородской,
   территориальной или отраслевой проблематикой;
       -   фактографические   (в  т.ч.  исторические)   информационно-
   справочные   материалы,  основанные  на  информации,  связанной   с
   деятельностью  отраслевых  или территориальных  структур  городской
   власти.
       Приведенный выше перечень практически исчерпывает все возможное
   информационное  наполнение, которое отдельные  городские  структуры
   могут  в  настоящее  время (т.е. в середине 2004  г.)  предоставить
   пользователю  Интернет  на эксклюзивной основе.  Следует  признать,
   что  функциональный  дизайн отдельных городских  Интернет-ресурсов,
   исключительно  основанный  на указанной выше  информации,  едва  ли
   может     обеспечить    высокий    уровень    их     информационной
   конкурентоспособности   в   сети.   Это   объективно   подтверждают
   статистические  данные  средней посещаемости официальных  городских
   Интернет-ресурсов.  В  частности,  в  соответствии  с  показателями
   основных  рейтинговых  систем российского сегмента  Интернета  лишь
   посещаемость   наиболее   развитых  официальных   Интернет-ресурсов
   (например,  www.mos.ru,  www.uvao.ru,  www.stroi.ru)  находится  на
   достаточно  высоком  уровне  (2000-3500  пользователей  в   сутки).
   Однако  в  целом  средний  суточный "индекс цитирования"  типичного
   городского  Интернет-ресурса находится на уровне  не  выше  300-400
   уникальных  посетителей. Причем в течение последних  двух  лет  для
   большинства  ресурсов (за исключением нескольких  упомянутых  выше)
   не  наблюдается  роста указанного показателя  при  общей  тенденции
   быстрого  увеличения  количества активных Интернет-пользователей  в
   г.  Москве,  которое  в настоящий момент уже насчитывает  несколько
   миллионов.  Т.е.  любой такой сайт, взятый в  отдельности,  в  силу
   своей  естественной содержательной специфики явно уступает с  точки
   зрения  востребованности  наиболее  популярным  публичным  ресурсам
   российского  сегмента Интернета и, следовательно, в нынешнем  своем
   состоянии     (т.е.     без    учета    перспективного     развития
   функциональности)   -   ресурс,  обладающий   относительно   низкой
   посещаемостью.
       В  этом  контексте одним из ключевых направлений  качественного
   повышения  востребованности официальных городских Интернет-ресурсов
   для  пользователей признается появление в перспективе в их  дизайне
   интерактивных  сервисов  типа "городская структура  -  житель"  или
   "городская  структура  - бизнес". Являясь, по  сути,  "естественной
   информационной  монополией" городской системы власти  и  хозяйства,
   персонифицированные  пользовательские  сервисы  потенциально  могут
   поднять    востребованность    городских    Интернет-ресурсов    на
   качественно  новый  уровень.  Особо  следует  отметить  не   просто
   сервисную   ориентированность  развития   функционального   дизайна
   городских   Интернет-ресурсов,  а  именно  необходимость  внедрения
   персонифицированных Интернет-услуг, преимущественно  основанных  на
   применении технологий электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
       Предполагается,   что  широкое  внедрение   подобных   сервисов
   обеспечит    в    перспективе   формирование   системы    Интернет-
   взаимодействия  столичной  власти  и  жителей  на  основе  принципа
   "электронного  правительства" и режима "одного окна".  Формирование
   указанной  системы  Интернет-взаимодействия  городской   власти   и
   жителей является одной из приоритетных целей реализации ГЦПЭМ  (см.
   постановление  Правительства  N  526-ПМ  от  03.08.2004)   и,   как
   свидетельствует   зарубежный   опыт,   обеспечивает   исключительно
   высокий    уровень   востребованности   государственных   Интернет-
   ресурсов.
       В   этом   смысле  одним  из  наиболее  показательных  примеров
   успешного опыта создания зарубежных аналогов СГП является  динамика
   роста       пользовательских       посещений       Интернет-ресурса
   www.direct.gov.uk   (до   мая  2004  г.   -   www.ukonline.gov.uk),
   выполняющего   функции  главного  поисково-навигационного   портала
   системы     государственных    Интернет-ресурсов    Великобритании.
   Запущенный в официальную эксплуатацию в феврале 2002 г.  как  чисто
   информационно-справочный   государственный   ресурс    портал    на
   начальном  этапе  эксплуатации обеспечивал уровень пользовательской
   востребованности не выше 1500-2000 уникальных посетителей в  сутки.
   Однако  появление  в  середине  2002 г.  в  функциональном  дизайне
   портала  первых ссылок на персонифицированные интерактивные сервисы
   (предоставляемые    в    рамках    различных    ресурсов    системы
   ukonline.gov.uk)  резко  повысило этот уровень  до  примерно  10000
   посещений    в    сутки.    Дальнейшее    приоритетное     развитие
   функциональности    порталов   в   части   увеличения    количества
   персонифицированных web-сервисов и качества поиска  соответствующих
   ссылок  обеспечило достижение стабильно высокого  суточного  уровня
   посещаемости  портала за период 2003-2004 гг. не  ниже  18000-20000
   уникальных  пользователей. При этом важно,  что  в  нынешнем  своем
   состоянии   указанный   ресурс  является  не   только   эффективным
   инструментом   проблемного  поиска  и  навигации  пользователя   по
   комплексу   предоставляемых   интерактивных   услуг   со    стороны
   правительственных  структур,  но  и  обеспечивает  общие  для  всей
   системы     государственных    Интернет-ресурсов     Великобритании
   персонифицирующие  функции,  такие  как  авторизация  и  сохранение
   персональных настроек пользователя.
   
         1.2.2.2. Доступность городской информации в Интернете
   
       Появление  интерактивных сервисов в качестве ключевых элементов
   функционального дизайна отдельных городских сайтов  и  порталов  г.
   Москвы  является абсолютно необходимым, но не достаточным  условием
   повышения  их  конкурентоспособности.  Причиной  тому  может  стать
   другое  общее  отрицательное свойство,  характерное  для  нынешнего
   состояния   московских  Интернет-ресурсов:  объективно  низкий   на
   сегодняшний день уровень доступности городской информации в сети.
       В  наименьшей  степени  сделанный вывод  подразумевает  наличие
   технических   проблем  по  обнаружению  пользователем   необходимой
   ссылки   на   стартовую   страницу  официального   Интернет-ресурса
   конкретной  городской структуры или поиску связанных с определенной
   городской   тематикой  Интернет-публикаций.  Поисковые   механизмы,
   основанные на индексировании Интернет-ресурсов и предоставляемых  в
   их  рамках  информационных объектов по тематическим классификаторам
   (например,   по  основным  сферам  жизнедеятельности  города   типа
   "Власть",  "ЖКХ",  "Образование"), достаточно хорошо  к  настоящему
   моменту  развиты  в специализированных разделах ведущих  российских
   поисковых  порталов  (в  частности, Рамблер  и  Яндекс).  Однако  в
   результате  подобного поиска пользователю может  быть  предоставлен
   лишь  формальный  (и, следовательно, достаточно объемный)  перечень
   ссылок  на существующие Интернет-ресурсы, посвященные определенному
   аспекту    городской   жизни   (Яндекс),   или    на    тематически
   отсортированные  публикации  в  Интернет-СМИ  (Рамблер).  В   обоих
   случаях  дальнейшая детализация поиска, в частности, по  наличию  и
   типу  предоставляемых сервисов или по наличию информации, связанной
   с конкретной пользовательской проблемой, практически невозможна.
       Применительно   к   городской   информации   подобный   уровень
   доступности   нельзя   считать  приемлемым.  Это,   прежде   всего,
   обусловлено   спецификой   мотивации   обращения   пользователя   к
   официальным    московским    Интернет-ресурсам:    в    подавляющем
   большинстве  случаев  житель Москвы или  представитель  московского
   бизнеса   взаимодействует  с  городской  властью  не  из  праздного
   любопытства,  а  в  связи  с  решением реальных  жизненных  проблем
   (экономических,   социальных,   юридических   и   т.п.).    Поэтому
   отсутствие  эффективных механизмов целевого (т.е.  узко  предметно-
   и/или  проблемно-ориентированного) поиска  необходимых  данных  или
   потенциально  предоставляемых сервисов, относящихся  к  официальной
   информационной компетенции конкретных городских структур,  является
   одной   из  весомых  причин  низкого  на  сегодняшний  день  уровня
   востребованности официальной городской информации в Интернете.
       В  этой связи очевидным способом качественного повышения уровня
   доступности   (и,   как   следствие,  востребованности)   городской
   информации  является создание системы специализированных  Интернет-
   порталов  общегородского  уровня.  При  этом  предполагается,   что
   функциональный дизайн указанных ресурсов СГП должен быть не  только
   сервис-ориентированным,  но и приоритетно  нацелен  на  обеспечение
   проблемного поиска информации и соответствующих сервисов  в  рамках
   всех  существующих  официальных Интернет-ресурсов  Москвы.  Это,  в
   свою  очередь,  предполагает разработку, внедрение и  сопровождение
   единой  для  всех  ресурсов  СГП системы  проблемной  и  предметной
   классификации  городской  информации. В  этой  связи  разработка  и
   централизованное   сопровождение  указанной  системы   в   качестве
   составной  части создаваемой в перспективе Метасистемы "Электронная
   Москва"   (МЭМ)   представляются  одним  из   наиболее   актуальных
   мероприятий реализации настоящей Концепции.
   
        1.2.2.3. Системность представления городской информации
   
       Тесно   связанной  с  проблемой  низкой  доступности  городской
   информации     является     проблема     отсутствия     системности
   (комплексности) представления официального московского  контента  в
   Интернете.  Под комплексностью представления понимается  не  только
   формальные   полнота,   актуальность  и   целостность   информации,
   публикуемой на различных Интернет-ресурсах (в том числе  исключение
   фактов ее дублирования или нелегитимной актуализации). Более  важен
   другой   аспект   проблемы,   а   именно   отсутствие   эффективных
   возможностей  пользовательской навигации по  официальным  Интернет-
   ресурсам  вне  зависимости от того, какой  из  городских  Интернет-
   сайтов  или  порталов был изначально использован в качестве  "точки
   входа".    Именно   в   данной   трактовке   свойство   системности
   представления  официальной информации является  одним  из  основных
   аспектов    привлекательности    и   востребованности    зарубежных
   функциональных  аналогов СГП, в том числе систем  Интернет-порталов
   ряда   крупных   городов   мира  (например,   Нью-Йорка,   Лондона,
   Сингапура).   Как   показывает  практика   эксплуатации   указанных
   портальных   структур,  чем  более  взаимоувязаны  пользовательские
   навигация   и   поиск   в  рамках  всех  включенных   в   структуру
   составляющих,  тем выше посещаемость как отдельных  государственных
   Интернет-ресурсов, так и всей системы ресурсов в целом.
       Напротив,   с   точки   зрения  возможностей   пользовательской
   навигации  система  официального Интернет-представительства  Москвы
   характеризуется  фактическим  отсутствием  какой-либо   взаимосвязи
   между  отдельными  городскими  Интернет-ресурсами.  Как  показывает
   проведенный   анализ,  это  обусловлено  не  столько   техническими
   причинами,    сколько   организационной   спецификой   эксплуатации
   официальных  Интернет-ресурсов города. В настоящее время  имеющиеся
   Интернет-ресурсы Москвы, по сути, являются внешними интерфейсами  к
   открытой   части   локальных  ИСИР  городских   структур,   которые
   полностью    автономны   как   с   точки   зрения   информационного
   взаимообмена   и  актуализации,  так  и  в  части  организационного
   взаимодействия операторов. В результате при обращении к  любому  из
   существующих  сегодня  городских Интернет-ресурсов  у  пользователя
   нет  возможности  реализовать  не только  проблемно-ориентированный
   поиск   информации,   но  и  воспользоваться  простейшими   опциями
   навигации    по   потенциально   соответствующим   его   конкретным
   информационным потребностям Интернет-ссылкам. Кроме того, в  данной
   ситуации  практически  невозможно исключить  факты  дублирования  и
   неадекватной   актуализации   информации,   а   также    эффективно
   использовать  многие  общесистемные контентные  элементы  (далее  -
   компоненты   базового   информационного   обмена,   КБИО),   широко
   применяемые в рамках зарубежных функциональных аналогов  (например,
   общие  адресно-географические,  общегородские  новостные  блоки   и
   т.п.).
       Следует  признать,  что  сложившееся положение  дел  достаточно
   объективно,    прежде    всего,    ввиду    отсутствия     реальных
   организационных      механизмов,      стимулирующих      достаточно
   многочисленных   фактических  владельцев  и  операторов   Интернет-
   ресурсов    и    соответствующих   городских   ИСИР   к    развитию
   информационного   взаимодействия  между  отдельными   составляющими
   официального  Интернет-представительства  города.  Этой  негативной
   тенденции  также способствуют существующие недостатки  в  городской
   нормативно-правовой  базе в части порядков установления  правомочий
   и  регламентов  эксплуатации создаваемых  за  счет  средств  города
   ИСИР.  В  этой  связи одним из эффективных путей решения  указанной
   проблемы должно стать эволюционное формирование и поэтапный ввод  в
   эксплуатацию  общегородских и межведомственных ИСИР  -  Метасистемы
   "Электронная  Москва"  (МЭМ). В контексте развития  СГП  одними  из
   ключевых   назначений  МЭМ  должны  стать  консолидация   городских
   информационных  ресурсов общего назначения и предоставление  на  их
   основе   информационных  услуг  как  индивидуальным   пользователям
   Интернета,  так  и  операторам локальных ИСИР  отдельных  городских
   структур.  При этом важнейшим аспектом формирования и развития  МЭМ
   должна     стать     разработка    регламентов     организационного
   взаимодействия  между  оператором МЭМ и операторами  информационных
   систем, интегрированных с МЭМ.
   
         1.3. Состояние разработок городских Интернет-порталов
   
       Анализ   результатов  начальных  стадий  разработок   городских
   порталов  (проводимых  в  рамках реализации  пп.  1.3.1  и  1.4.1.3
   Перечня   мероприятий  ГЦПЭМ  в  2003-2004  гг.)   выявил   наличие
   достаточно  большого  количества проблемных аспектов,  затрудняющих
   перспективную  интеграцию  создаваемых Интернет-ресурсов  в  единую
   взаимоувязанную систему.
       Прежде  всего,  в  предложенных концепциях  создания  отдельных
   порталов  разрабатываемые  Интернет-ресурсы  фактически   в   любом
   контексте  (содержательном,  организационном,  технологическом)  не
   рассматриваются  в качестве составляющих единой  структуры  СГП.  В
   результате  имеют  место  факты очевидной  несогласованности  между
   предметными   назначениями   и   функциональными   дизайнами    уже
   существующих  и  разрабатываемых  городских  Интернет-ресурсов   (в
   частности,  Московского городского портала и  официального  сервера
   Правительства  Москвы  - www.mos.ru). Кроме  того,  в  предлагаемых
   концепциями   принципах  формирования  информационного   наполнения
   ресурсов    недостаточно    конкретно    (и/или    обоснованно    с
   организационной  точки  зрения)  отражены  практические   механизмы
   информационного  обмена  между используемыми  различными  порталами
   ИСИР.   В   частности,  не  определен  оптимальный   баланс   между
   использованием  информации, актуализируемой на уровне  существующих
   ИС  Интернет-ресурсов и планируемых к созданию общегородских  ИСИР.
   Как  следствие, предлагаемые архитектурные решения для связанных  с
   конкретными порталами ИСИР основаны на плохо согласующихся  друг  с
   другом   технологических  и  организационных  подходах,   а   также
   условиях   сценарного  развития  ресурсов  в   режиме   последующей
   эксплуатации  уполномоченными  Правительством  Москвы   операторами
   (см.,   например,   концепции  создания  системы  Интернет-ресурсов
   "Инфоград" и Московского городского портала).
       Отмеченная    несогласованность   обусловлена    целым    рядом
   объективных  причин, основной из которых представляется изначальное
   отсутствие    сбалансированных   общих    принципов    формирования
   информационного  наполнения и функционального  дизайна  создаваемых
   городских   порталов   как  составляющих   единой   системы.   Это,
   естественно,  не  означает необходимости  полного  и  повсеместного
   отказа  от  ранее принятых концепций создания и развития  отдельных
   городских порталов и, как следствие, глубокой ревизии проводимых  в
   настоящее время в рамках ГЦПЭМ проектных работ. Скорее речь  должна
   идти  о необходимости проведения ряда мероприятий, направленных  на
   определенную   корректировку  организационной  и   методологической
   составляющих   выполняемых  проектов.  В   этой   связи,   наиболее
   актуальным    представляется    выработка    сбалансированных     и
   реалистичных  принципов интеграции ресурсов в  единую  систему,  на
   основе    которых   должны   быть   сформулированы   дополнительные
   требования   для   последующего  уточнения   концепций   и   планов
   соответствующих проектных работ.
   
                1.4. Структура и проблематика Концепции
   
       На  основе  представленных  выше результатов  анализа  текущего
   состояния   развития   городских   Интернет-ресурсов,   разработок,
   ведущихся  в  рамках мероприятий ГЦПЭМ, а также  зарубежного  опыта
   создания   функциональных  аналогов  СГП  в  разделе  2   настоящей
   Концепции  сформулированы общие принципы  формирования  и  развития
   структуры  СГП как тематически и организационно единой  системы.  В
   частности, предлагаются:
       -  скоординированные  с  временными  рамками  реализации  ГЦПЭМ
   режимы  развития  функциональных возможностей  отдельных  Интернет-
   ресурсов и всей СГП как целого;
       -  организационно-методические принципы  создания,  развития  и
   согласованной эксплуатации отдельных порталов;
       - основные содержательные приоритеты включаемых в СГП ресурсов;
       -  способы  обеспечения базового информационного  обмена  между
   отдельными   Интернет-ресурсами,  а  также   эффективного   доступа
   пользователей   к  информации  и  интерактивным  услугам,   которые
   потенциально  могут  предоставляться  различными  территориальными,
   отраслевыми  и  функциональными органами исполнительной  власти  г.
   Москвы и предприятиями городского хозяйства.
       Другой   важной   проблемой,  рассматриваемой  в   предлагаемой
   Концепции,   является  определение  общих  принципов  согласованной
   актуализации   информационного   наполнения   городских   Интернет-
   ресурсов,  а также обеспечения его доступности. При этом  в  первую
   очередь затрагиваются следующие ключевые вопросы:
       -  определение  необходимого баланса между интегрированостью  и
   распределенностью  информационных систем, обеспечивающих  отдельные
   компоненты СГП;
       - обеспечение их информационной совместимости;
       -   обеспечение   доступности   информации   и   сервисов   для
   пользователей;
       -    соблюдение    требований    информационной    безопасности
   эксплуатации ресурсов СГП.
       В   частности,  в  разделе  3  рассматриваются  общие   подходы
   обеспечения  доступности информации и сервисов, а  также  различные
   аспекты      информационной     совместимости     (технологические,
   лингвистические,  организационные и т.п.). В результате  на  основе
   проведенного   анализа   формулируются   соответствующие    базовые
   требования,     связанные     с    обеспечением     информационного
   взаимодействия Интернет-ресурсов СГП.
       Кроме  того,  приводятся список основных понятий и определений,
   используемых   в   контексте  формулирования  положений   настоящей
   Концепции  (приложение  2), а также перечень  основных  нормативно-
   правовых  документов г. Москвы, выпущенных за период 2001-2004  гг.
   и    имеющих    непосредственное   отношение   к    рассматриваемой
   проблематике формирования СГП (приложение 3).
       Наконец,  в  виде отдельного документа подготовлены предложения
   по   основным   направлениями  практической  реализации   положений
   разработанной  Концепции.  В  частности,  детализируются   наиболее
   актуальные  организационные и технические мероприятия, направленные
   на  реализацию  общих  принципов  формирования  СГП  и  обеспечение
   соответствующих требований к создаваемым ресурсам,  предложенных  в
   разделах 2 и 3.
   
                2. Принципы формирования и развития СГП
   
       В  контексте  формулирования общих принципов  формирования  СГП
   рассматриваются   концептуальные  решения  для  следующих   четырех
   блоков проблем:
       -   общая   содержательная  структура  СГП  и  состав  основных
   функциональных назначений для ключевых порталов системы;
       -  скоординированные со сроками реализации  ГЦПЭМ  временные  и
   методологические   режимы  развития  функциональных   характеристик
   отдельных разрабатываемых порталов и всей СГП как целого;
       - общие принципы формирования функциональных дизайнов Интернет-
   ресурсов СГП;
       -     организационно-методологические    подходы    обеспечения
   взаимосогласованной   эксплуатации   отельных    Интернет-ресурсов,
   входящих в состав СГП, а также связанных с ними городских ИСИР.
       При   этом   в   качестве   целевого   критерия   оптимальности
   предлагаемых   решений   рассматривается   существенное    развитие
   (относительно   достигнутых   к   середине   2004    г.    уровней)
   востребованности,    доступности   и   системности    представления
   городской  информации  и  услуг в сети Интернет.  Кроме  того,  при
   формулировании указанных принципов учтены установленные  приоритеты
   в   реализации   проектов  ГЦПЭМ,  в  том  числе   формирование   в
   перспективе   Метасистемы   "Электронная   Москва"   (постановление
   Правительства N 526-ПП от 03.08.2004).
   
                   2.1. Содержательная структура СГП
   
       Как  отмечено  в  разделе  1,  с  содержательной  точки  зрения
   настоящая  Концепция  рассматривает СГП в качестве  единой  системы
   официального  информационного представительства г.  Москвы  в  сети
   Интернет.  При этом предполагается, что по отношению к пользователю
   общая  содержательная  схема  указанного  представительства  должна
   иметь  характер четко выраженной иерархической структуры, в которой
   отдельные    городские    Интернет-ресурсы    стратифицируются    в
   соответствии  с широтой тематической области, объемом потенциальной
   пользовательской   аудитории,  а  также  уровнем   функциональности
   ресурса.  В  частности, как проиллюстрировано на  приведенной  ниже
   схеме,   настоящая   Концепция  определяет  три   условных   уровня
   содержательного позиционирования Интернет-ресурсов в рамках СГП.
       Верхний  уровень  включает  в  себя Интернет-ресурсы  (порталы)
   общегородского  тематического  диапазона,  которые  в   перспективе
   должны  ассоциироваться у пользователей как наиболее  универсальные
   источники  справочной и новостной информации по различным  аспектам
   жизнедеятельности  города,  а также обеспечивать  наиболее  широкий
   спектр навигационно-поисковых услуг в рамках всех ресурсов СГП.
   
             СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА СГП - ЕДИНАЯ СИСТЕМА
       ИНФОРМАЦИОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
   
   ___________________________________________________________________---------------------------¬
   ¦                             МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ                            ¦
   L---------T----------------------------T--------------------------T--------------------T-------
             ¦                            ¦                          ¦                    ¦
             ¦                            ¦                          ¦                    ¦
             \/                           \/                         \/                   \/
   ------------------¬------------------------------------¬-------------------¬ -----------------¬
   ¦    Сегмент      ¦¦  Сегмент ресурсов, связанных с    ¦¦Сегмент ресурсов, ¦ ¦    Сегмент     ¦
   ¦   ресурсов,     ¦¦  деятельностью общегородских и    ¦¦   связанных с    ¦ ¦   ресурсов,    ¦
   ¦  связанных с    ¦¦отраслевых органов исполнительной  ¦¦  деятельностью   ¦ ¦  связанных с   ¦
   ¦ деятельностью   ¦¦         власти г. Москвы          ¦¦ территориальных  ¦ ¦ деятельностью  ¦
   ¦законодательной  ¦¦                                   ¦¦ органов власти   ¦ ¦   сообществ    ¦
   ¦     власти      ¦¦                                   ¦¦(система          ¦ ¦  развития и    ¦
   ¦   г. Москвы,    ¦¦                                   ¦¦"Инфоград")       ¦ ¦ общественных   ¦
   ¦    органов      ¦¦                                   ¦¦                  ¦ ¦  организаций   ¦
   ¦  прокуратуры,   ¦¦                                   ¦¦                  ¦ ¦   г. Москвы    ¦
   ¦   МВД, судов    ¦¦                                   ¦¦                  ¦ ¦                ¦
   L------------------L------------------------------------L------------------- L-----------------
   
                                    Верхний тематический уровень
   
   ------------------¬----------------¬-------------------¬-------------------¬ -----------------¬
   ¦ Интернет-сайт   ¦¦  Публичный    ¦¦ Интернет-портал  ¦¦  Общегородской   ¦ ¦  Московский    ¦
   ¦    (портал)     ¦¦   Интернет-   ¦¦ Информационного  ¦¦ Интернет-портал  ¦ ¦портал развития ¦
   ¦   Московской    ¦¦    портал     ¦¦     центра       ¦¦    "Инфоград"    ¦ ¦    (moscow-    ¦
   ¦ городской Думы  ¦¦Правительства  ¦¦  Правительства   ¦¦(www.infograd.ru) ¦ ¦  gateway.ru)   ¦
   ¦  (duma.mos.ru)  ¦¦    Москвы     ¦¦     Москвы       ¦¦                  ¦ ¦                ¦
   ¦                 ¦¦ (www.mos.ru)  ¦¦(www.mosinform.ru)¦¦                  ¦ ¦                ¦
   L------------------L----------------L-------------------L------------------- L-----------------
   
                                    Средний тематический уровень
   
   ------------------¬----------------¬-------------------¬-------------------¬ -----------------¬
   ¦Интернет-ресурсы ¦¦   Интернет-   ¦¦Интернет-ресурсы  ¦¦Интернет-порталы  ¦ ¦   Интернет-    ¦
   ¦Московской КСП,  ¦¦   порталы     ¦¦  не входящих в   ¦¦административных  ¦ ¦    ресурсы     ¦
   ¦  прокуратуры,   ¦¦  комплексов   ¦¦  комплексы ПМ    ¦¦  округов Москвы  ¦ ¦   сообществ    ¦
   ¦Мосгорсуда, ГУВД ¦¦Правительства  ¦¦ департаментов,   ¦¦                  ¦ ¦  развития и    ¦
   ¦                 ¦¦    Москвы     ¦¦   комитетов,     ¦¦                  ¦ ¦ общественных   ¦
   ¦                 ¦¦               ¦¦    управлений    ¦¦                  ¦ ¦  организаций   ¦
   ¦                 ¦¦               ¦¦                  ¦¦                  ¦ ¦     Москвы     ¦
   L------------------L----------------L-------------------L------------------- L-----------------
   
                                     Нижний тематический уровень
   
   ------------------¬----------------¬-------------------¬-------------------¬
   ¦Интернет-ресурсы ¦¦Самостоятельны妦Интернет-ресурсы  ¦¦Интернет-ресурсы  ¦
   ¦территориальных  ¦¦  Интернет-    ¦¦ГУП города Москвы ¦¦  муниципальных   ¦
   ¦    органов      ¦¦   ресурсы     ¦¦                  ¦¦   образований    ¦
   ¦  прокуратуры,   ¦¦департаментов, ¦¦                  ¦¦    (районов)     ¦
   ¦   МВД, судов    ¦¦  комитетов,   ¦¦                  ¦¦    г. Москвы     ¦
   ¦    г. Москвы    ¦¦ управлений в  ¦¦                  ¦¦                  ¦
   ¦                 ¦¦   составе     ¦¦                  ¦¦                  ¦
   ¦                 ¦¦ комплексов ПМ ¦¦                  ¦¦                  ¦
   L------------------L----------------L-------------------L-------------------
   
       Важно   подчеркнуть,   что  на  данном  уровне   содержательной
   структуры  СГП  изначально  не  рассматривались  варианты  решений,
   предполагающие  реализацию единственного публичного  общегородского
   портала,    обладающего   предельно   насыщенными    контентом    и
   функциональными    возможностями   и    являющегося    эксклюзивным
   общегородским  Интернет-узлом  для  получения  пользователями  всех
   возможных    услуг   и   сервисов,   потенциально   предоставляемых
   структурами  всех  уровней  городской системы  власти.  Объективная
   причина  отказа  от  указанного выше решения  состоит  в  том,  что
   городом  на  регулярной основе производятся  очень  большие  объемы
   относительно   разнородной  информации.   При   этом   производство
   информации  происходит в условиях достаточно  сложной  и  динамично
   изменяющейся логистики взаимодействия между различными  уровнями  и
   структурами  столичной системы власти и хозяйства. По крайней  мере
   в  настоящее  время  это практически исключает  как  организационно
   эффективное  структурирование всей городской  информации  в  рамках
   единой,   предельно   интегрированной  ИС,   так   и   эксклюзивное
   предоставление на этой основе информационных услуг (см.  приложение
   1  к  распоряжению Правительства Москвы N 1762-РП  от  14.11.2002).
   Поэтому  в строгом соответствии с пп. 1.3 и 1.4 Перечня мероприятий
   ГЦПЭМ   в  настоящей  Концепции  на  верхнем  общегородском  уровне
   рассматривается несколько общегородских Интернет-порталов. С  точки
   зрения    пользователя    указанные   порталы    содержательно    и
   функционально   увязаны  в  рамках  единой  среды   информационного
   взаимодействия  СГП,  а  их основная содержательная  направленность
   соответственно    дифференцирована    по    четырем     укрупненным
   тематическим сегментам (см. ниже).
       В частности, на верхнем уровне СГП позиционируются:
       - Московский городской портал (МГЦ);
       - публичный Интернет-портал Правительства Москвы, а также тесно
   тематически   связанный   с  ним  портал   Информационного   центра
   Правительства   (в   настоящее  время   -   информационный   сервер
   Правительства   Москвы   www.mos.ru   и   портал   www.mosinform.ru
   соответственно);
       -     общегородской    Интернет-портал    системы     социально
   ориентированных ресурсов и услуг "Инфоград" (www.infograd.ru);
       -  портал  Московской  городской Думы  (в  настоящий  момент  -
   Интернет-сайт duma.mos.ru);
       - московский портал развития (www.moscow-gateway.ru).
       На   данном   структурном   уровне  выделенное   содержательное
   назначение   предполагается  для  Московского  городского   портала
   (МГП).   Он   рассматривается  в  качестве  центрального  поисково-
   навигационного  ресурса СГП, а также источника наиболее  актуальной
   и    общественно   значимой   информации   общегородского   уровня.
   Предполагается,  что  в  перспективе МГП должен  ассоциироваться  у
   подавляющей  части  потенциальной  пользовательской  аудитории  как
   наиболее  универсальная  "точка входа" для получения  информации  и
   услуг в рамках всех входящих в СГП Интернет-ресурсов.
       Средний  уровень содержательной структуры СГП должны составлять
   ресурсы,   специализированные  в  соответствии   с   проблематикой,
   нацеленной  на  более  узкие группы потенциальной  пользовательской
   аудитории.  Это,  в  частности,  Интернет-ресурсы  (преимущественно
   порталы)   отраслевых  комплексов,  самостоятельных  департаментов,
   комитетов,  комиссий  и  инспекций Правительства  Москвы,  а  также
   Интернет-порталы   системы   "Инфоград"  уровня   административного
   округа.  Кроме того, на этом же уровне позиционируются относительно
   автономные  Интернет-ресурсы, тематически связанные с деятельностью
   законодательной  и  судебной  власти  города,  а  также   различных
   сообществ развития и общественных организаций.
       Нижний   уровень   СГП  условно  объединяет   Интернет-ресурсы,
   тематически   нацеленные  на  предоставление   наиболее   детальных
   информации  и  услуг, связанных с узконаправленной пользовательской
   проблематикой.  Прежде всего, это функционирующие в рамках  системы
   "Инфоград"  Интернет-ресурсы муниципальных  образований  (районов),
   Интернет-сайты отраслевых департаментов, комитетов и  управлений  в
   составе  комплексов Правительства Москвы, Интернет-ресурсы наиболее
   значимых    для    жителей   города   и   представителей    бизнеса
   государственных унитарных предприятий и учреждений, работа  которых
   координируется    Правительством   Москвы   (например,    "МосБТИ",
   "Мосгортепло",  "Мосгортранс", "Московский  социальный  регистр"  и
   т.п.).  К  этому  же  тематическому  уровню  должны  быть  отнесены
   Интернет-ресурсы  действующих  на  уровне  города   территориальных
   подразделений  федеральных органов, в частности, прокуратуры,  МВД,
   судебных инстанций.
       Наряду   с   приведенной  выше  иерархией  предлагаемая   схема
   содержательного структурирования СГП также позиционирует  городские
   Интернет-ресурсы   в  рамках  ряда  "горизонтальных"   тематических
   сегментов.   Предлагаемая   условная   сегментация   основана    на
   общепринятой   системе  распределения  властных  и   управленческих
   полномочий  в  крупных  мегаполисах (в том числе  в  г.  Москве)  и
   соответственно    ассоциативной   направленности   пользовательских
   обращений  к официальным городским Интернет-ресурсам. В  частности,
   как  показано  на приведенной схеме, содержательная  структура  СГП
   рассматривается  как  совокупность четырех  сегментов,  тематически
   позиционирующих  ресурсы  по признаку предоставления  информации  и
   услуг, связанных с деятельностью:
       -   общегородских  и  отраслевых  органов  власти   г.   Москвы
   (Правительство,   комплексы,  департаменты,   комитеты,   городские
   предприятия);
       -  территориальных  органов власти (административные  округа  и
   районы);
       -  органов городской законодательной власти, а также московских
   региональных  подразделений федеральных органов (прокуратуры,  МВД,
   судебных инстанций различных уровней);
       - сообществ развития и общественных организаций г. Москвы.
       Следует    заметить,    что    предлагаемое    "горизонтальное"
   структурирование  ресурсов  носит достаточно  условный  характер  и
   должно  рассматриваться  лишь  в  качестве  общего  ориентира   при
   построении  схем вертикальной пользовательской навигации  в  рамках
   функциональных  дизайнов  порталов, отнесенных  к  верхнему  уровню
   тематической  структуры СГП. Предполагается, что в  перспективе  на
   основе    практики   реальной   эксплуатации   СГП   горизонтальное
   тематическое  структурирование  может  уточняться  с  точки  зрения
   содержательной полноты всей системы Интернет-ресурсов по  отношению
   к    различным   категориям   пользователей   и,   как   следствие,
   необходимости    разработки   дополнительных   порталов    верхнего
   тематического уровня.
   
            2.2. Состав функциональных назначений ключевых
                         Интернет-ресурсов СГП
   
       Состав   функциональных  назначений  многих  Интернет-ресурсов,
   позиционированных   на   представленной  выше   схеме,   достаточно
   очевиден и фактически не требует специальной детализации. Однако  с
   точки  зрения  специфических  условий формирования  СГП  г.  Москвы
   уточнение   функционального  назначения  очевидно   необходимо   по
   отношению   к   Интернет-ресурсам  верхнего   и   среднего   уровня
   тематического сегмента, связанного с деятельностью общегородских  и
   отраслевых   органов  исполнительной  власти,  а   также   ресурсам
   соответствующих   уровней  сегмента  системы  "Инфоград".   Следует
   подчеркнуть,  что  в  данном  контексте указанная  часть  Интернет-
   ресурсов  СГП  специфицирована по признакам общего  функционального
   назначения   и  типу  потенциально  предоставляемых  в  перспективе
   персонифицированных сервисов. При этом тщательно  анализировался  и
   учитывался  положительный опыт создания и эксплуатации  близких  по
   содержательной   направленности  ресурсов   в   рамках   зарубежных
   функциональных аналогов СГП.
   
                  2.2.1. Московский городской портал
   
       С  точки зрения общего функционального назначения данный портал
   является     основным    навигационно-поисковым    и     справочно-
   информационным ресурсом СГП, исполняя роль номинально основной  (но
   не  единственной)  пользовательской "точки доступа"  к  СГП.  Кроме
   того,  предполагается,  что  в  перспективе  (см.  раздел  2.3)   к

Новости партнеров
Счетчики
 
Популярное в сети
Реклама
Разное