Стр. 1
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОГЛАСОВАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
(Астана, 15 сентября 2004 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Концепцию согласованной транспортной политики
государств-участников СНГ на период до 2010 года.
2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а
для государств, законодательство которых требует выполнения
внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в
силу, - с даты сдачи соответствующих документов депозитарию.
Совершено в городе Астане 15 сентября 2004 года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции согласованной транспортной
политики государств-участников СНГ
на период до 2010 года
от 15 сентября 2004 года
КОНЦЕПЦИЯ
СОГЛАСОВАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция согласованной транспортной политики
государств-участников СНГ на период до 2010 года (далее -
Концепция) разработана в соответствии с Программой действий по
развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005
года, принятой Решением Совета глав правительств СНГ от 20 июня
2000 года.
Концепция отражает согласованную точку зрения государств-
участников СНГ на перспективы дальнейшего развития транспортной
системы СНГ, наиболее актуальные направления сотрудничества по
формированию общего транспортного пространства государств-
участников СНГ, подходы к формированию цивилизованного рынка
транспортных и экспедиторских услуг.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Целью Концепции является выработка согласованных мер в области
транспорта, обеспечивающих системное и результативное решение
следующих основных задач:
обеспечение эффективного развития экономик государств-
участников СНГ за счет улучшения использования и развития их
транспортного потенциала;
формирование и развитие общего транспортного пространства
государств-участников СНГ с учетом международных отраслевых
стандартов;
развитие конкурентной среды на общем рынке транспортных и
экспедиторских услуг в государствах-участниках СНГ;
создание условий для экономически выгодного использования сети
международных транспортных коридоров на территориях государств-
участников СНГ;
совершенствование системы международного нормативно-правового
обеспечения работы транспортной системы СНГ;
развитие кадрового потенциала, подготовленного к решению
стоящих перед транспортом государств-участников СНГ задач;
развитие и согласованное использование новых, эффективных
технологий, обеспечивающих повышение безопасности перевозок,
экологической, информационной и экономической безопасности в
транспортной системе СНГ;
обеспечение условий интеграции транспортных систем государств-
участников СНГ в европейские и мировые транспортные системы на
основе учета их национальных интересов;
повышение эффективности использования транспортной
инфраструктуры и инвестиционной привлекательности проектов ее
развития;
развитие механизмов совершенствования работы транспортной
системы СНГ;
развитие кооперации в производстве сложных технических средств
транспорта и разработка совместных программ развития транспортного
машиностроения;
формирование и внедрение систем менеджмента качества на
предприятиях транспортной системы СНГ;
согласованное использование и развитие научного потенциала в
транспортной системе СНГ.
Согласованное решение указанных задач предусматривает
рассмотрение следующих взаимосвязанных вопросов:
анализ проблем и роли транспорта в развитии экономического
сотрудничества государств-участников СНГ;
основные составляющие согласованной транспортной политики
государств-участников СНГ на период до 2010 года;
развитие транспортно-экспедиционной деятельности и логистики,
взаимодействия различных видов транспорта;
эффективное развитие сети международных транспортных коридоров,
в том числе в целях дополнительного привлечения транзитных
грузопотоков;
обеспечение безопасности транспортной системы СНГ и охраны
окружающей среды;
согласование механизмов развития транспортного машиностроения,
в том числе лизинга;
совместная разработка методов ценового регулирования
деятельности хозяйствующих субъектов на транспорте;
приоритетные направления развития транспортной системы СНГ по
видам транспорта.
Положения, отраженные в настоящей Концепции, должны
рассматриваться как исходные в целях их последующей конкретизации
и детализации в рамках межгосударственных целевых и ведомственных
программ, разрабатываемых в сфере формирования общего
транспортного пространства и экспедиторских услуг.
2. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Эффективность развития и использования современных транспортных
систем в государствах-участниках СНГ определяется интенсивностью и
сбалансированностью процессов проведения экономических реформ.
Объективная необходимость дальнейшего проведения экономических
реформ поставила перед государствами-участниками СНГ ряд общих
проблем в области транспортного комплекса.
Первая группа проблем заключается в необходимости развития
системности в нормативно-правовом, технологическом и
информационном обеспечении работы транспортного комплекса,
развития единых методов адаптации механизмов предоставления
транспортных и экспедиторских услуг к условиям общего рынка и их
гармонизации.
Согласованность усилий государств-участников СНГ по решению
этой группы проблем позволит повысить эффективность использования
сложившейся системы транспортных коммуникаций, задействовать
образовавшиеся неиспользуемые ресурсы провозных и пропускных
возможностей на отдельных видах транспорта. Решение этих проблем
позволит создать объективные условия для формирования системы
последовательного и своевременного восстановления основных фондов
транспортных предприятий, полного, оперативного и достоверного
информационного обеспечения всех участников общего рынка
транспортных и экспедиторских услуг.
Вторая группа проблем определяется объективной необходимостью
дальнейшего использования в новых условиях неравномерно
распределенного производства транспортной техники и ремонтно-
заводской базы на территориях государств-участников СНГ и
расширения кооперации в использовании научно-технического
потенциала государств-участников СНГ.
Решение этих проблем является необходимым условием поддержания
и наращивания конкурентоспособности национальных
машиностроительных и ремонтных предприятий на мировом рынке,
создания объективных возможностей модернизации средств и снижения
отрицательных факторов, влияющих на ценовую политику в
транспортном комплексе.
Анализ указанных проблем и основных причин их возникновения
позволяет сделать следующие выводы:
состояние национальных транспортных систем отдельных государств-
участников СНГ не обеспечивает желаемый уровень
конкурентоспособности с транспортными комплексами государств
Европейского союза и не создает благоприятных экономических
условий для интеграции в международный рынок транспортных и
экспедиторских услуг;
объективная необходимость в совместном решении указанных
проблем определяет требование по разработке единой, согласованной
транспортной политики государств-участников СНГ. В основу этой
политики должны быть заложены системные критерии эффективного
хозяйствования, ориентированного на рыночные отношения в сфере
предоставления транспортных и экспедиторских услуг;
расширение сотрудничества в области транспорта создает
благоприятные возможности для наиболее эффективного использования
экономического, производственного и научно-технического
потенциалов государств-участников СНГ в сфере транспортного
комплекса, что может дать реальную возможность успешного
выполнения крупномасштабных и взаимовыгодных международных
транспортных проектов. Экономическая целесообразность расширения
транспортного сотрудничества предопределяет пути наиболее
эффективного использования государствами производительных сил,
сырьевых ресурсов и наиболее экономичной адаптации транспортного
комплекса к требованиям современного международного рынка
транспортных и экспедиторских услуг;
приоритетность основных направлений сотрудничества в сфере
транспортного комплекса, разработок, рассмотрения и реализации
отдельных программ и проектов целесообразно определять с позиции
их влияния на возможность результативного решения указанных
проблем, ликвидации причин и последствий их возникновения.
3. ПРИОРИТЕТЫ СОГЛАСОВАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Согласованная транспортная политика предполагает расширение и
углубление международного сотрудничества на основе участия в двух-
и многосторонних соглашениях, определяемых ее целями. Проблемы в
области транспорта решаются путем системной реализации основных
составляющих согласованной транспортной политики на период до 2010
года, содержание которых системно отражает и конкретизирует
взаимосвязанные направления и процессы развития транспортного
комплекса.
Согласованная транспортная политика включает следующие основные
направления:
гармонизация транспортного законодательства государств-
участников СНГ на основе международных стандартов;
сотрудничество и взаимодействие между различными видами
транспорта при осуществлении международных перевозок;
совершенствование тарифной политики;
развитие транспортной логистики;
эффективное использование транзитного потенциала транспортных
систем;
координация действий по развитию информационных технологий,
последовательное формирование общей системы информационного
обеспечения международного рынка транспортных и экспедиторских
услуг;
развитие структурных и экономических реформ на транспорте;
разработка и внедрение механизмов совместного инвестирования в
развитие узловых объектов инфраструктуры международных
транспортных коридоров;
расширение сферы действия согласованных нормативно-технических
требований и стандартов к транспортной технике, интенсификация
кооперативных связей в сфере транспортного машиностроения;
обеспечение свободного передвижения автомобильного транспорта
по территориям государств-участников СНГ;
согласованная по основным экономическим и технико-
технологическим параметрам работа железнодорожного транспорта
государств-участников СНГ;
согласованное осуществление авиационных перевозок и
использование воздушного пространства государств-участников СНГ;
согласованное совместное использование водных путей государств-
участников СНГ;
проведение согласованной протекционистской политики на мировом
рынке транспортных и экспедиторских услуг;
проведение согласованной политики по обеспечению безопасности
на транспорте и охраны окружающей среды.
Мероприятия, планируемые и реализуемые в рамках каждой из этих
составляющих, должны учитывать их взаимосвязь и взаимовлияние и
базироваться, как правило, на принятии в установленном порядке
совместных целевых и ведомственных двух- и многосторонних
межгосударственных программ и проектов.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СНГ
В государствах-участниках СНГ необходимо создать условия для
интеграции национальных транспортных систем в общеевропейскую и
мировую транспортные системы на основе гармонизации действующей и
разрабатываемой законодательной и нормативно-правовой базы,
использования унифицированных транспортных технологий в
соответствии с требованиями и параметрами, установленными
международными конвенциями и соглашениями, а также требованиями,
предъявляемыми Всемирной торговой организацией. Для согласованной
разработки и унификации транспортного законодательства необходимо:
1. Завершение формирования правовой основы международных
взаимоотношений в области транспортной деятельности, а именно:
обеспечение реализации Соглашения о принципах формирования
общего транспортного пространства и взаимодействия государств-
участников СНГ в области транспортной политики от 9 октября 1997
года и других базовых документов в области транспорта;
разработка и принятие государствами-участниками СНГ необходимых
кодексов, соглашений и решений по видам транспорта, определяющих
порядок взаимоотношений в соответствии с международным
законодательством в области транспорта.
2. Проведение сравнительного анализа принятых в государствах
законов о транспортной деятельности и разработка рекомендаций по
их гармонизации.
3. Осуществление мониторинга соответствия положений нормативно-
правовой базы в области транспортного взаимодействия в СНГ
международным правовым нормам, принятым в Генеральном соглашении о
торговле услугами Всемирной торговой организации.
5. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЛОГИСТИКИ
Согласованные усилия по развитию транспортно-экспедиционной
деятельности в государствах-участниках СНГ должны быть направлены
на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю
независимо от их национальной принадлежности, обеспечивать при
этом снижение транспортной составляющей в экономике государств-
участников СНГ, соблюдение их национальных интересов и создание
равных и благоприятных условий для всех участников рынка
транспортных и экспедиторских услуг.
На ближайшую перспективу к числу основных задач в этой области
следует отнести:
продолжение и интенсификацию работы по развитию нормативной
правовой базы транспортно-экспедиционной деятельности;
разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению равных и
благоприятных условий взаимодействия и конкуренции различных видов
транспорта;
согласование развития и внедрения логистических подходов в
практику организации товародвижения;
развитие взаимодействия между союзами, ассоциациями,
общественными организациями транспортного комплекса и
межгосударственными органами сферы транспортного комплекса в целях
выработки действенных и согласованных мер для решения вопросов
дальнейшего формирования общего, цивилизованного рынка
транспортных и экспедиторских услуг;
унификацию и расширение сферы взаимного признания национальных
систем лицензирования (сертификации) в этой области, согласованное
приведение этих систем в соответствие с требованиями международных
правил и стандартов;
унификацию и типизацию сферы и методов транспортно-
экспедиторского обслуживания на территориях государств-участников
СНГ с учетом международных требований.
Решение этих задач должно базироваться на расширении сферы
практического использования логистических подходов и современных
информационных технологий. При этом первичным является развитие
международных транспортно-экономических связей, создание и
активное совместное использование общих логистических систем.
6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В СНГ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
Геополитическое положение государств-участников СНГ, реализация
государствами своего транспортного потенциала как в части
осуществления перевозочного процесса, так и его инфраструктурного
обеспечения свидетельствуют о реальных перспективах развития
транзита в СНГ.
Учитывая высокую степень влияния на эффективность транспортного
обеспечения транзитных перевозок факторов сбалансированности,
унификации и взаимоувязки национальных транспортных сетей
международного значения в рамках СНГ, проведение согласованной
политики по формированию и развитию участков международных
транспортных коридоров (МТК), проходящих по территориям государств-
участников СНГ, должно являться приоритетным направлением их
взаимодействия в области транспорта.
Цель формирования и развития МТК, проходящих по территориям
государств-участников СНГ, - повышение эффективности
внешнеторговых, в том числе транзитных перевозок с обеспечением
гарантии их осуществления на основе международных соглашений и
договоренностей, создание международной транспортной
инфраструктуры, имеющей единые технические параметры и
обеспечивающей применение единой технологии перевозок.
В качестве основных задач в этой области следует рассматривать:
разработку и реализацию комплекса мер по согласованному и
сбалансированному развитию участков сложившейся системы МТК на
территориях государств-участников СНГ в части направления их
формирования;
развитие МТК, проходящих по территориям государств-участников
СНГ, предусматривающее их модернизацию, техническое оснащение,
новое строительство основных и вспомогательных элементов
инфраструктуры, а также их использование и эксплуатацию в
соответствии с международными договорами;
разработку и реализацию комплекса мер по созданию общей системы
технологического, таможенного, информационно-логистического,
страхового, сервисного обеспечения перевозок грузов на участках
международных транспортных коридоров на территориях государств-
участников СНГ;
выработку и проведение согласованных действий по привлечению
финансовой помощи международных финансовых институтов для
модернизации имеющихся и строительства новых объектов
инфраструктуры на участках МТК в целях повышения их общей
конкурентоспособности на мировом рынке транзитных перевозок.
Координация усилий государств-участников СНГ по реализации
указанных направлений будет способствовать развитию сети
транспортных коммуникаций для нужд их экономик, расширению
межгосударственных транспортно-экономических связей государств-
участников СНГ, активизации транзитных перевозок по их
территориям, созданию условий для включения инфраструктуры
международного значения, функционирующей в рамках СНГ, в
Евроазиатскую и мировую транспортные системы.
7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Вопросы, связанные с обеспечением безопасности на транспорте в
СНГ, учитывая, что его функционирование является основой
эффективного развития экономик государств, важнейшим элементом
производства и международной торговли, должны учитываться при
разработке всех составляющих согласованной транспортной политики
государств-участников СНГ.
Безопасное и устойчивое функционирование транспортной системы
государств-участников СНГ прямо влияет на экономическую, военную,
технологическую, экологическую и социальную безопасность как на
национальном уровне, так и в рамках СНГ в целом.
Основными направлениями обеспечения безопасности на транспорте
в СНГ являются следующие.
1. Разработка и реализация согласованных мер по обеспечению:
безопасности жизни и здоровья пассажиров и работников
транспортного комплекса;
безопасности грузов, перевозимых различными видами транспорта;
безопасности транспортных средств и транспортной инфраструктуры
международного значения, обустроенной для их передвижения и
перемещения пассажиров и грузов, структур и механизмов управления
различными видами транспорта;
пресечения незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ, наркотических средств и психотропных веществ, опасных
грузов, осуществляемого с использованием различных видов
транспорта;
финансирования расходов, связанных с реализацией мероприятий по
борьбе с терроризмом и контрабандой на транспорте;
обмена информацией об угрозах безопасности транспортной системы
СНГ;
безопасности международных перевозок в рамках СНГ
нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов всеми видами
транспорта.
2. Согласованное проведение мероприятий по выявлению,
предупреждению, профилактике возможных противоправных действий,
угрожающих безопасности транспортной системы СНГ.
3. Согласованная разработка требований к показателям
обеспечения безопасности транспортных систем (что в первую очередь
подразумевает формирование единой системы стандартов безопасности
и механизмов их практического выполнения, соответствующих
международным требованиям на различных видах транспорта).
4. Формирование правовой базы сотрудничества в области
обеспечения безопасности на транспорте.
Функционирование транспортной системы СНГ оказывает
существенное отрицательное экологическое влияние на окружающую
среду, которое складывается из транспортных загрязнений,
воздействий сооружений инфраструктуры на природные экосистемы и
воздействий технологических процессов строительства, ремонта и
содержания. Повышению экологической безопасности способствует
улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик
инфраструктуры.
Необходимо констатировать, что в государствах-участниках СНГ
как практическая работа по обеспечению экологической безопасности,
так и научные исследования в данной области отстают от современных
требований. Взаимодействие государств-участников СНГ в обеспечении
охраны окружающей среды целесообразно осуществлять по следующим
направлениям:
разработка единых требований к воздействию транспорта на
окружающую среду и методов контроля за их выполнением;
разработка и внедрение унифицированных методов экологически
ориентированного планирования развития транспортных инфраструктур;
согласованное развитие экологически безопасных пассажирских и
грузовых транспортных систем;
проведение согласованной научно-технической политики;
обеспечение экологической безопасности при организации движения
транспорта, работы транспортных систем;
восстановление и реабилитация окружающей среды;
согласованное осуществление мероприятий, препятствующих
трансграничному перемещению технологий, товаров и услуг,
использование которых способно нанести ущерб здоровью населения и
окружающей среде.
8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТРАНСПОРТЕ
Согласованное развитие государственных систем ценового
регулирования в транспортном комплексе следует рассматривать как
основную предпосылку к успешному формированию общего
цивилизованного рынка транспортных и экспедиторских услуг.
Учитывая сложность и многогранность этой задачи, должны быть
решены следующие основные вопросы:
разработка комплекса мер по регулированию тарифной политики,
ориентированных на обеспечение свободного перемещения товаров и
пассажиров;
разработка нормативно-правовой базы, регулирующей принципы
ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении
между государствами-участниками СНГ;
поэтапное формирование согласованной тарифной политики на базе
общих подходов к построению ставок оплаты, принципов их
дифференциации, совершенствования процедур согласования размеров,
унификации правил применения.
Имеющие место геополитические особенности экономических реформ
в государствах-участниках СНГ практически исключают возможность
использования простых подходов к решению этих вопросов. Вместе с
тем все Стороны осознают объективную потребность в тесном
сотрудничестве при их решении для создания целостного и единого
механизма государственного ценового регулирования на общем рынке
транспортных и экспедиторских услуг.
9. КООПЕРАЦИЯ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Для поддержания и восполнения ресурсов транспорта согласованная
транспортная политика государств-участников СНГ должна включать
вопросы сотрудничества в области транспортного машиностроения по
следующим основным направлениям:
установление соответствующих мировому уровню согласованных
нормативно-технических требований и стандартов к транспортной
технике;
разработка комплекса совместных мер по созданию условий для
развития эффективной кооперации, специализации, созданию
совместных объединений предприятий по производству и ремонту
транспортной техники;
создание благоприятных торговых режимов при взаимной поставке
транспортной техники;
формирование международных правовых актов, обеспечивающих
развитие лизинга в транспортной среде;
создание межгосударственной правовой базы для производства
транспортной техники по формуле: финансирование производства
банками - получение пользователями транспортной техники на
взаимовыгодных лизинговых условиях - страхование возврата суммы
банкам.
В качестве необходимого условия получения практической
результативности совместных работ по указанным направлениям
следует рассматривать расширение и углубление научно-технического
сотрудничества между государствами в области создания и внедрения
новых образцов техники, обоснование сбалансированных объектов
выпуска необходимой для заинтересованных государств продукции,
создание условий для расширения сферы взаимовыгодной кооперации
научных и производственных организаций разных государств в области
создания авиационной техники, автомобиле- и судостроения,
локомотиво- и вагоностроения.
10. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
Согласованная транспортная политика государств-участников СНГ
должна предусматривать конкретизацию направлений и задач
сотрудничества в сфере каждого вида транспорта. При этом
предполагаемые комплексы совместных мер должны обеспечить
преемственность в использовании сложившихся отраслевых
межгосударственных связей и создавать условия для их дальнейшего
развития и повышения результативности при решении задач
формирования общего транспортного пространства и рынка
транспортных и экспедиторских услуг. При этом отраслевые аспекты
сотрудничества должны уточнять и конкретизировать методы
совместного решения общих задач, сформулированных в данной
Концепции.
10.1. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной
системе государств-участников СНГ, обеспечивая значительную часть
перевозок грузов и пассажиров.
Исходя из этого основные направления сотрудничества должны
предусматривать:
разработку и внедрение новых, более адекватных методов прогноза
объема перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении,
что должно обеспечить повышение достоверности прогнозных оценок,
улучшение на этой основе обоснованности планирования и расширения
возможности межгосударственного маневра в использовании
транспортных средств;
объединение усилий при планировании, подготовке и проведении
основных мероприятий по техническому оснащению железных дорог,
включая модернизацию технических средств;
совершенствование системы ремонтов и технического обслуживания
локомотивов, производства запасных частей и расходных материалов,
проведение работ по продлению сроков эксплуатации устройств и
агрегатов;
перевод грузовых вагонов на новую систему ремонта и
технического обслуживания, основанную на выводе вагонов в ремонт с
учетом фактически выполненного объема работ (по пробегу);
перевод отдельных направлений, прежде всего международного
сообщения, на скоростное движение пассажирских поездов;
совместное развитие систем информационного обеспечения работы
отрасли на основе современных информационных технологий;
разработку и внедрение единых, эффективных методов организации
и управления грузовыми и пассажирскими перевозками;
совершенствование организации контейнерных перевозок, в том
числе повышение скорости движения специализированных контейнерных
поездов, развитие оперативного информирования грузополучателей,
расширение сети станций для обработки крупнотоннажных контейнеров;
развитие межгосударственных стыковых пунктов железных дорог,
повышение технической оснащенности и совершенствование технологии
их работы, укрепление взаимодействия с таможенными и пограничными
органами в целях создания условий для ускорения пропуска поездов;
расширение работ по стандартизации в области безопасности,
ремонта и эксплуатации технических средств и услуг,
предоставляемых на железнодорожном транспорте;
проведение согласованной тарифной политики, обеспечение
конкурентоспособности перевозимых грузов, проведение
дифференциации тарифов по родам грузов, видам отправок, применение
сквозных ставок на перевозки грузов в международном сообщении на
взаимовыгодных условиях под конкретные контракты, объемы и
маршруты перевозок;
дальнейшее развитие нормативно-правовой базы сотрудничества;
развитие механизмов прямого взаимодействия железнодорожных
администраций в процессе управления транспортными системами;
разработку и реализацию совместных программ, мероприятий по
поставкам подвижного состава, техническому оснащению железных
дорог, включая модернизацию технических средств;
взаимодействие железнодорожных администраций в области
здравоохранения, подготовки кадров, социальной защиты
железнодорожников.
Формирование тарифной политики на железных дорогах государств-
участников СНГ в международном сообщении на перспективу.
Грузовые перевозки.
Формирование тарифной политики на железных дорогах государств-
участников СНГ в международном сообщении на перспективу базируется
на положениях Концепции установления согласованной тарифной
политики на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ,
в которой определены основные принципы формирования и установления
тарифных ставок при перевозках грузов в международном сообщении.
При разработке и согласовании единой тарифной политики
необходимо исходить из целесообразности унифицированного подхода к
установлению среднего уровня международных тарифов в сообщениях
между государствами-участниками СНГ.
Каждое государство самостоятельно определяет тарифы на
перевозку конкретной корреспонденции, исходя из экономической
ситуации, конъюнктуры рынка и других факторов.
Для создания конкурентоспособных тарифных условий по сравнению
с альтернативными маршрутами следования или видами транспорта
заинтересованным железным дорогам целесообразно продолжить
практику установления сквозных тарифных ставок на всем маршруте
перевозки грузов.
Тарифная политика государств-участников СНГ на перевозку грузов
в международном сообщении предусматривает дифференциацию тарифов
по видам сообщения (транзит, перевозка грузов между государствами-
участниками СНГ и третьими странами, в том числе транзитом по
железным дорогам государств-участников СНГ, перевозки грузов между
станциями железных дорог государств-участников СНГ), по видам
отправок (повагонная, мелкая, контейнерная) и родам грузов.
Уровень тарифных ставок на перевозки грузов должен обеспечивать
продвижение и конкурентоспособность товаров, позволять
производителям интегрироваться на мировом рынке, обеспечивать
баланс интересов производителя, потребителя и перевозчика.
Тарифная политика железных дорог государств-участников СНГ
объявляется и согласовывается на тарифных конференциях ежегодно,
заблаговременно на очередной фрахтовый год.
Пассажирские перевозки.
В настоящее время железные дороги не имеют действенных стимулов
для развития социально важных, но убыточных пассажирских
перевозок, что показывает необходимость проведения структурных
реформ и преобразования управления железнодорожным пассажирским
комплексом.
Тарифная политика в отношении пассажирских железнодорожных
перевозок должна быть дифференцирована в зависимости от сезона. В
течение года тариф может оставаться единым, однако в зависимости
от сезона изменения тарифов могут колебаться до 30%.
Повышение эффективности функционирования пассажирского
комплекса может быть достигнуто путем создания подразделений по
обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и пригородном
сообщении, что позволит сконцентрировать в них финансовую
деятельность и управление перевозками, создать заинтересованность
в более эффективном и качественном обслуживании пассажиров в целях
увеличения доходности и сокращения затрат. При этом можно будет
более оперативно и эффективно решать вопросы по обеспечению
перевозок в период изменения сезонности в дальнем следовании и
применению модульной схемы формирования пригородных поездов при
внутрисуточном изменении пассажиропотоков в пригородном сообщении,
компенсации убытков из государственного и местного бюджетов или из
других источников, обновлению парка пассажирских вагонов,
реконструкции и развитию предприятий по ремонту и техническому
обслуживанию пассажирского подвижного состава.
10.2. Воздушный транспорт
Приоритетным направлением сотрудничества для государств-
участников СНГ в области деятельности воздушного транспорта
являются выработка и реализация общей Стратегии его развития,
которая должна предусматривать выработку единых механизмов:
реализации единой и последовательной политики обеспечения
безопасности полетов и авиационной безопасности;
последовательного создания экономических и организационных
условий, обеспечивающих доступность авиационных перевозок на
основе равноправной и добровольной конкуренции;
унификации методов государственного регулирования услуг
естественных монополий в сфере воздушного транспорта;
эффективного использования обновляемого парка воздушных судов.
10.3. Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство
10.3.1. Автомобильный транспорт
Современное положение автомобильного транспорта в структуре
транспортной системы СНГ показывает его приоритет и неоспоримые
достоинства с точки зрения высокотехнологичного транспортного
обслуживания, составными частями которого являются: гибкость,
мобильность, надежность, срочность, сохранность доставки грузов,
стоимость услуг. В государствах-участниках СНГ постепенно
формируется рынок автотранспортных услуг, основанный на наличии
постоянно возрастающего спроса на осуществление международных
автомобильных перевозок и предложения со стороны автотранспортных
предприятий государств-участников СНГ широкого спектра услуг по
его удовлетворению.
Вместе с тем имеющиеся серьезные проблемы в развитии
международных автомобильных перевозок ослабляют позиции
перевозчиков государств-участников СНГ на международном
транспортном рынке. В их числе: несогласованность правовых и
законодательных действий и норм государств-участников СНГ в
международном транспортном пространстве, слабая материально-
техническая база и недостаток инвестиций на ее совершенствование и
развитие, отсутствие скоординированных мер по ликвидации барьеров
на пути развития международного автомобильного сообщения и защите
национальных перевозчиков от недобросовестной конкуренции со
стороны иностранных предпринимателей, недостаточное обеспечение
безопасности автотранспортной деятельности и ряд других негативных
факторов.
Приоритетными направлениями сотрудничества государств-
участников СНГ в области автомобильного транспорта являются:
выработка согласованной транспортной политики, способствующей
использованию преимуществ автомобильного транспорта, с учетом
предоставления для пользователей автотранспортных услуг,
возможности свободного выбора вида автотранспорта и
автотранспортных средств;
разработка мер по гармонизации национальных транспортных
законодательств с учетом признания и выполнения международных норм
и стандартов в области автотранспортной деятельности;
согласованные усилия по выявлению причин возникновения
барьеров, формирование и последовательная реализация
межгосударственных механизмов их устранения;
создание условий для свободного передвижения автомобильного
транспорта по территориям государств-участников СНГ;
разработка мер, направленных на повышение эффективности
использования материально-технического, технологического,
инновационного, информационного, нормативно-правового, сервисного
и кадрового потенциала перевозчиков и других участников рынка
международных автотранспортных услуг СНГ.
10.3.2. Дорожное хозяйство
Автомобильные дороги занимают особое место в транспортной
системе государств-участников СНГ. Надежно работающая сеть
автомобильных дорог - одно из основных условий решения проблем в
экономике и социальной сфере, формирования цивилизованного и
конкурентоспособного рынка. Обеспечение возможности доставки
грузов по автомобильным дорогам "от двери до двери" является одной
из наиболее важных составляющих транспортного комплекса.
Основа дорожной политики государств-участников СНГ -
обеспечение нужд экономики и населения надежными транспортными
связями, а также интеграция автомобильных дорог этих государств в
международную транспортную систему. Определен перечень
международных автомобильных дорог СНГ, по которым обеспечиваются
международные автомобильные перевозки. Основные международные
автомобильные маршруты, обозначенные в названном перечне, включены
в состав международных транспортных коридоров.
Приоритетными задачами в сфере дорожного хозяйства являются:
осуществление мер по формированию унифицированной
законодательной базы, обеспечивающей реализацию согласованной
дорожной политики на межгосударственном уровне;
совершенствование системы государственного управления дорожным
хозяйством, обеспечивающей эффективное руководство развитием и
состоянием автомобильных дорог в интересах пользователей и
государства;
определение приоритетов, обеспечивающих наиболее эффективное
использование финансовых ресурсов в дорожном хозяйстве,
совершенствование системы управления инвестиционным процессом;
создание условий для устойчивого финансирования дорожного
хозяйства, национальных программ развития и совершенствования сети
автомобильных дорог общего пользования;
координация деятельности по проектированию, строительству,
реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных
сооружений;
выработка общих подходов к лицензированию дорожной
деятельности.
10.4. Морской транспорт
В целях обеспечения благоприятных условий для развития морского
транспорта государств-участников СНГ приоритетными направлениями
сотрудничества являются:
определение правового статуса Каспийского моря с сохранением
действующего в настоящее время принципа свободы судоходства;
консолидация возможностей государств-участников СНГ в решении
задач развития сети портов;
развитие сотрудничества государств-участников СНГ в рамках
Черноморского экономического сотрудничества и участие в других
международных организациях;
разработка и принятие международных нормативных правовых актов
в области торгового мореплавания;
подготовка международных соглашений по поиску и спасению на
море и с взаимодействием при ликвидации чрезвычайных ситуаций на
море;
создание условий для свободного выхода судов прикаспийских
государств-участников СНГ в Мировой океан.
10.5. Внутренний водный транспорт
Внутренний водный транспорт выполняет работу по обеспечению
транспортного процесса как на внутренних водных путях, так и в
морских бассейнах, используя суда смешанного плавания "река -
море", исходя из чего основными приоритетными направлениями
сотрудничества являются:
проведение комплекса согласованных мер по увеличению перевозок
грузов и пассажиров между государствами-участниками СНГ;
разработка и внедрение единой системы обеспечения безопасности
плавания по внутренним водным путям;
унификация нормативных правовых актов, регламентирующих
деятельность участников рынка перевозок внутренним водным
транспортом, а также механизмов выполнения задач инспекций
судоходства и речного регистра;
развитие и модернизация объектов и элементов инфраструктуры
внутреннего водного транспорта;
проведение согласованной политики в соответствующих
международных организациях, имея в виду поддержку позиций
государств-участников СНГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межгосударственными органами, которые разрабатывают и реализуют
основные мероприятия транспортной политики, являются:
Координационное транспортное совещание государств-участников
Содружества Независимых Государств, в составе которого
функционируют Совет по автомобильному транспорту, Совет по
морскому транспорту и Совет по внутреннему водному транспорту;
Совет по железнодорожному транспорту государств-участников
Содружества; Межправительственный совет дорожников; Совет по
авиации и использованию воздушного пространства, состоящие из
руководителей центральных органов исполнительной власти и
отраслевых администраций по вопросам транспорта государств-
|